Басня Эзопа Волы и ось

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Волк и пастух.
Волк и собака.
Волк и старуха.
Волк и цапля.
Волк и ягненок.
Волк и ягненок.
Волки и овцы.
Волы и ось.
Ворожея.
Ворон и змея.

Волк и пастух
Волк шел за стадом овец, но никого не трогал. Пастух сперва заподозрил в нем врага и с опаской выжидал; но, увидев, что волк идет все время следом, а ни на кого не нападает, пастух решил, что нашел в волке не врага, а сторожа. И когда пришла ему нужда отлучиться в город, оставил он своих овец волку и ушел. Понял волк, что пришел его час, и прикончил чуть ли не все стадо. Вернулся пастух, увидел, что овцы его погибли, и сказал: “Поделом мне: как я мог овец доверить волку?”
Так и люди, которые доверяют свое добро жадным, поделом его теряют.

Волк и собака
Волк увидел огромную собаку в ошейнике на цепи и спросил: “Кто это тебя приковал и так откормил?” Ответила собака: “Охотник”. – “Нет, не для волка такая судьба! мне и голод милей, чем тяжелый ошейник”.
В несчастье и еда не вкусна.

Волк и старуха
Голодный волк рыскал в поисках добычи. Подошел он к одной хижине и услышал, как плачет ребенок, а старуха ему грозит: “Перестань, не то выброшу тебя волку!” Подумал волк, что она правду сказала, и стал ждать. Вечер наступил, а старуха все не исполняла обещанного; и ушел волк прочь с такими словами: “В этом доме люди говорят одно, а делают другое”.
Эта басня относится к тем людям, у которых слово расходится с делом.

Волк и цапля
Волк подавился костью и рыскал, чтобы найти кого-нибудь себе в помощь. Встретилась ему цапля, и он стал сулить ей награду, если она вытащит кость. Цапля засунула голову в волчью глотку, вытащила кость и потребовала обещанной награды. Но волк в ответ: “Мало тебе, любезная, что ты из волчьей пасти голову целой вынесла, – так тебе еще и награду подавай?”
Басня показывает , что когда дурные люди не делают зла, это им уже кажется благодеянием.

Волк и ягненок
Волк увидел ягненка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягненка сожрать. Встал он выше по течению и начал попрекать ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить. Ответил ягненок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению. Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: “Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!” Ответил ягненок, что его тогда еще и на свете не было. Сказал на это волк: “Хоть ты и ловок оправдываться, а все-таки я тебя съем!”
Мораль басни Волк и ягненок: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят.

Волк и ягненок
Волк гнался за ягненком. тот забежал в храм. Волк стал его звать обратно: ведь если его поймает жрец, то принесет в жертву богу. Ответил ягненок: “Лучше мне стать жертвой богу, чем погибнуть от тебя”.
Мораль басни Волк и ягненок: Если нужно умереть, то лучше умереть с честью.

Волки и овцы
Волки хотели напасть на стадо овец, но никак это им не удавалось, потому что овец сторожили собаки. Тогда решили они добиться своего хитростью и послали к овцам послов с предложением выдать собак: ведь из-за них-то и пошла вражда, и если их выдадут, то меж волками и овцами водворится мир. Овцы не подумали, что из этого получится, и выдали собак. И тогда волки, оказавшись сильнее, без труда расправились с беззащитным стадом.
Так и государства, которые без сопротивления выдают народных вождей, незаметно для себя становятся вскоре добычей врагов.

Волы и ось
Волы тянули телегу, а ось скрипела; обернулись они и сказали ей: “Эх ты! мы везем всю тяжесть, а ты стонешь?”
Так и некоторые люди: другие тянут, а они притворяются измученными.

Ворожея
Одна ворожея бралась заговорами и заклинаниями отвращать гнев богов и этим отлично жила и немало наживалась. Но нашлись люди, привлекли к суду, осудили и приговорили к смертной казни. И, видя, как вели ее на суд, кто-то сказал: “Как же ты бралась отвращать гнев божества, а не смогла унять даже гнев людей?”
Басня обличает обманщиков, которые сулят великое, а попадаются на малом.

Ворон и змея
Ворон, не видя нигде добычи, заметил змею, которая грелась на солнце, налетел на нее и схватил; но змея извернулась и его ужалила; и сказал ворон, испуская дух: “Несчастный я! такую нашел добычу, что сам от нее погибаю”.
Басню можно применить к человеку, который нашел клад и стал бояться за свою жизнь.

“КИНОДИВА” Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Меню навигации

  • Форум
  • Участники
  • Поиск
  • Регистрация
  • Войти

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Басни для взрослых

Сообщений 1 страница 20 из 330

Поделиться120.03.13 13:15:39

  • Автор: Васена
  • Фея
  • Зарегистрирован : 10.02.13
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 8547
  • Уважение: [+3095/-4]
  • Позитив: [+7945/-17]
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    22 дня 1 час
  • Последний визит:
    05.01.21 12:03:01

Басни для взрослых

Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Что же такое басня и чем она отличается от сказки или стихотворения? Основное отличие басни от других литературных жанров – это нравоучительный и чаще даже сатирический характер написания.

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.

Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, но завуалировано подразумеваются люди, их поступки, поведение. Неотъемлемой частью басни является её мораль.

Басни возникли в Древней Греции.
ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.) – древнегреческий писатель, баснописец, считается родоначальником жанра. Из описаний он предстает человеком уродливым, горбуном, но бесконечно мудрым и наделенным литературным даром.

Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Эзоповские басни, главными персонажами которых в подавляющем большинстве случаев являлись животные, стали богатейшим источником для заимствования сюжетов баснописцами последующих времен. В частности, они служили источниками вдохновения для Ж. Лафонтена, Г. Лессинга, И.А. Крылова.

Жан де Лафонтен и его Басни — это мудрость народов, которая дошла до наших дней. Басня Лафонтена указывает на пороки и слабости человека, такие как трусость, жадность, ложь, лень.
Читать басни Лафонтена с удовольствием будут дети разного возраста, как школьники, так и дошкольники. Персонажами басен Лафонтена являются животные, которые олицетворяют людей с их достоинствами и недостатками.

Многие басни этих авторов-баснописцев и их краткие биографии представлены здесь.

Некоторые басни (порой одну и ту же) читают блестящие актёры, такие как Игорь Ильинский, Валентин Гафт.

Наряду с этим мы поместили мультфильмы и аудиокнигу “Басни И.А.Крылова” с картинками

А также оригинальные басни поэта Владимира Шебзухова.

Он — член Союза Писателей России, автор интересных стихотворных сборников, в том числе, редких для сегодняшнего времени, сборника басен. Победитель многих выставок Современного искусства. Владимир Шебзухов ещё и композитор и музыкант, профессиональный гитарист-концертант, имеющий эксклюзивную гитару, таящую в себе неземные звуки.

Поделиться220.03.13 13:21:17

  • Автор: Васена
  • Фея
  • Зарегистрирован : 10.02.13
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 8547
  • Уважение: [+3095/-4]
  • Позитив: [+7945/-17]
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    22 дня 1 час
  • Последний визит:
    05.01.21 12:03:01

Басня Крылова Демьянова уха

Демьянова уха – басня-анекдот, забавная житейская ситуация от Крылова про чересчур гостеприимного Демьяна и деликатного Фоку.

“Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай”. –
“Соседушка, я сыт по горло”. – “Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!” –
“Я три тарелки съел”. – “И полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты, –
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна;
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!”
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И – очищает всю.
“Вот друга я люблю! –
Вскричал Демьян. – Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!”
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой –
И с той поры к Демьяну ни ногой.

Мораль басни Демьянова уха
1) Нельзя ничего навязывать без меры; 2) Нужно уметь говорить Нет

Гостеприимство, что так желанно, порой бывает чрезмерным. Оно ни в коем случае не должно становиться в тягость, проявлять слепую настойчивость. Демьян, отличный хозяин, как раз такую грань и перешёл. Его гость – Фока не знал куда деваться, ведь и оставаться ему не хотелось, и уйти, обидев хозяина, было как-то уж очень некрасиво. Настырность и деликатность столкнулись, но обе уступили место простому бегству. Фока сбежал от чересчур добродушного Демьяна, так и не сумев вовремя сказать Нет.

Разберемся, как Крылов передает нам суть сложившейся ситуации и почему не формирует мораль в четкой форме. Что ж, достаточно внимательно прочитать басню Демьянова уха, чтобы обратить внимание на приторно ласковые речи Демьяна. Фока же, напротив, говорит вежливо и, на первый взгляд, искренне. Попал соседушка в трудное положение. Терпел-терпел и не вытерпел. Тут-то всю его воспитанность как рукой снесло: сбежал и всё тут. Наелся ухи на всю жизнь. Комична сама ситуации, из которой можно почерпнуть немало интересного, потому и мораль Крылову выражать не потребовалось.

Демьянова уха написана в виде сценария, так сказать в лицах. Разговорными интонациями, в житейский случай о посиделках двух соседей, Крылов в свойственной ему манере и с завидной простотой вкладывает глубочайший смысл. С первых слов басни мы врываемся в прикрытый дружелюбием спор Демьяна и Фоки. Присмотревшись к их диалогу поближе, мы увидим, как назойлив Демьян, как он не приемлет отказа и после нескольких тарелок ухи уже не может остановиться. В тоже время слабовольный Фока не умеет отказываться и говорить простое Нет.

Басня Демьянова уха – крылатые выражения
Демьянова уха

Поделиться320.03.13 13:27:11

  • Автор: Васена
  • Фея
  • Зарегистрирован : 10.02.13
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 8547
  • Уважение: [+3095/-4]
  • Позитив: [+7945/-17]
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    22 дня 1 час
  • Последний визит:
    05.01.21 12:03:01

Басня Крылова Свинья под дубом

Басня Крылова Свинья под дубом – оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Читайте лучшие басни Крылова в этом разделе!

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

“Ведь это дереву вредит, –
Ей с Дубу Ворон говорит, –
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может”.
“Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею”.

“Неблагодарная! – примолвил Дуб ей тут, –
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут”.
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Читайте также:  Басня Эзопа Ворон и Лисица

Мораль басни Свинья под дубом
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Что ни говори, а Крылов умел, с только ему присущей легкостью, да ещё и в шутливой форме преподнести нам на блюдечке пороки людей во всей красе. Вот и басня Свинья под дубом не становится исключением. Кстати говоря, спорный вопрос, кто является главным героем басни. Думаете, логично предположить, что свинья? Скорее всё же дуб, лаконично объясняющий нам мораль истории. Но, рассмотрим всё по порядку. Итак, действующие лица басни:

Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.
Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

Басня Эзопа Волы и ось

— То-то и оно, сынок, — отвечала мать. — Оттого она тебя и ужалила. Взялся бы ты за нее покрепче, и нисколько бы она тебя не обстрекала.

Крепче держись за то, что тебе нужно.

Он побежал пожаловаться матери.

Юпитер и Черепаха

Юпитер собрался жениться и у по такому случаю созвал всех зверей на пир. И все пришли, а Черепаха не пришла, к большому удивлению Юпитера.

Вот потом повстречал Юпитер Черепаху и спрашивает, почему, мол, не пришла?

— Да как-то не хотелось из дому вылезать, — Черепаха отвечает. — Обожаю бывать дома.

Рассердился Юпитер на Черепаху за такой ответ и постановил: пусть отныне все Черепахи всегда носят свой дом на спине и не смогут из него вылезти.

Опасайся прогневить богов.

Все пришли, кроме Черепахи.

Сорока и Голуби

Увидела Сорока, какие сытые, упитанные Голуби на ферме, позавидовала им и решила сама Голубем прикинуться.

Выкрасилась белой краской и полетела к Голубям. И, покуда она молчала, никто думать не думал, что это не Голубь.

Но вот захотелось Сороке поболтать. И сразу все поняли, кто это такая, и стали клевать нещадно. Насилу она от них живая вырвалась и полетела поскорей к другим Сорокам.

Но Сороки ее не узнали в новом белом наряде и прогнали от себя. И стала та Сорока одинокой странницей.

Будь самим собой.

Сорока выкрасилась в белый цвет.

Крестьянин и Яблоня

Была у Крестьянина в саду старая Яблоня. Она давно не приносила плодов, а только давала приют кузнечикам и воробьям, которые пели и чирикали в ее ветвях. Надоела Крестьянину бесплодная Яблоня, и он решил ее срубить. Даже топор принес.

А кузнечики и воробьи давай его просить:

— Ты не руби нашу Яблоню, не то мы улетим на другое дерево и ты уже не будешь слышать наших веселых песен, пока работаешь в саду.

Не послушал их Крестьянин. Взялся за топор. И вдруг видит: в Яблоне дупло, а в нем пчелиный рой и полным-полно меда.

Бросил Крестьянин топор и говорит:

— Видно, и старая Яблоня может пригодиться.

Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

А в Яблоне было дупло.

Однажды пара Волов везла по дороге тяжело груженую телегу. Уж они тянули, уж они трудились, а Ось тележная все скрипела и стонала. Надоело это Волам. Они и говорят:

— Эй ты там! Мы трудимся, а ты скрипишь и стонешь!

Не верь тому, кто вечно стонет.

Тяжело груженая телега.

Мальчик и орехи

Полез Мальчик в кувшин с орехами и набрал в горсть столько, сколько мог ухватить. Стал вытаскивать руку, а она не пролезает — горлышко у кувшина слишком узко.

Уж Мальчик и так и сяк — и кулак не вытащишь, и орехи выпустить жалко. И он горько расплакался. Увидел это добрый человек и говорит Мальчику:

— Милый Мальчик, ты лучше не жадничай. Выпусти из кулака половину орехов, и спокойно вынешь руку.

Не хватай то, что не можешь удержать.

Горлышко было слишком узко.

Лиса без хвоста

Попала Лиса в капкан. Выбраться-то из капкана она сумела, да хвост там пришлось оставить.

Срам-то какой! Лисе стыдно было на люди показаться, жизнь ей стала не мила. И вот решила она убедить всех Лис поотрезать хвосты, чтобы самой не выделяться.

Собрала она всех Лис и говорит:

— Ну что такое хвост? Ведь это безобразие, если вдуматься. Вдобавок они все тяжелые такие. Устаешь таскать!

И только одна Лиса ей отвечает:

— Подруга! Если бы ты сама хвоста не лишилась, небось и нас не уговаривала бы свои отрезать!

Не всякому совету верь.

Она созвала всех Лис.

Путешественник и его Собака

Собрался Путешественник в дорогу, а собака у двери лежит, растянулась. Путешественник ей говорит:

— Ну, что ты разлеглась? В путь пора!

А Собака только хвостом вильнула и отвечает:

— Да я давно готова, только тебя и поджидаю.

Свою вину не сваливай на другого.

Собака вильнула хвостом.

Как-то раз после кораблекрушения одного Моряка Море выбросило на берег, и он заснул, истомленный долгой борьбой с волнами.

Проснулся он и стал горько упрекать Море за предательство: оно, мол, приманивает людей ясной гладью, а потом, когда они доверяются ему, безжалостно крушит суда.

И тогда встало Море в образе прекрасной девы и сказало:

— Не брани меня, Моряк! Нет ничего на свете меня тише и надежней. Во всем ветер виноват. Это он хлещет, стегает, баламутит мою ласковую гладь и приводит меня в ярость, которая от природы мне совсем не свойственна.

Не так-то легко понять бывает, кто виноват.

Море встало в образе прекрасной девы.

Дикий Кабан и Лиса

Дикий Кабан точил клыки о древесный ствол, а мимо проходила Лиса. Лиса и говорит:

— Ты зачем, Кабан, клыки точишь? Охотники далеко, ничто тебе не угрожает.

— И впрямь, подруга, — отвечает ей Кабан. — Но в ту минуту, когда жизнь моя будет в опасности, мне понадобятся мои клыки, а уж времени не будет их наточить.

Готовься к беде заранее, придет — поздно будет.

Кабан точил рога.

Меркурий и Ваятель

Решил Меркурий разузнать, как ценят его люди. Вот принял он облик человека и пришел в мастерскую к Ваятелю, где было много статуй.

Меркурий видит статую Юпитера и спрашивает, какова цена этой статуи.

— Одна крона, — Ваятель отвечает.

— Всего-то, — Меркурий усмехнулся. — А этой? — И показывает на Юнону.

— А эта, — был ответ, — стоит всего полкроны.

— А сколько же стоит вот эта статуя? — И тут Меркурий показывает на свое собственное изображение.

— А эту я задаром отдам, если купишь две другие, — отвечал Ваятель.

Цену нам определят другие.

У Ваятеля в мастерской.

Олениха и Олененок

Олениха говорила Олененку:

— Сынок, природа тебе дала крепкие ноги, сильное тело и могучие рога. Не постигаю — почему ты так трусливо бегаешь от собак?

Эзоп — Свинья и собака

Свинья и собака бранились. Свинья поклялась Афродитою, что если собака не замолчит, она ей выбьет все зубы.

Собака возразила, что свинья и тут неправа: ведь Афродита свинью ненавидит, да так, что не позволяет входить в свои храмы тем, кто отведал свиного мяса. Свинья в ответ:
«Не из ненависти, а из любви ко мне она это делает, чтобы люди меня не убивали».

Мораль басни:

Так искусные риторы даже оскорбление, услышанное от противников, часто умеют обратить в похвалу.

  • Следующий стих → Эзоп — Кабан и лисица
  • Предыдущий стих → Эзоп — Зевс и змея

Читать похожие стихи:

  1. Эзоп — Свинья и собака спорили
  2. Эзоп — Собака и волк
  3. Эзоп — Собака, лисица и петух
  4. Эзоп — Осел и собака
  5. Эзоп — Огородник и собака
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Знаменитая свинья

Продолжительность спектакля: 10 минут; количество актеров: от 2 до 9.

Свинья
Медведь
Лиса
Первая Белка
Вторая Белка
Заяц
Мышь
Еж
Ворона-рассказчица

На первом плане слева и справа – деревья. На втором плане небо. Из-за деревьев вылетает Ворона и садится на дерево на другой стороне сцены.

Жила-была свинья – толста небрита,
Валялась в грязной луже день-деньской,
Но, прочитав журнал про знаменитых
Зверей и птиц, утратила покой.

Ворона прячется. Из-за деревьев, похрюкивая, выходит Свинья с журналом.

И мне бы так прославиться хотелось!
Хочу медаль, а лучше пьедестал,
Чтоб про меня сороки разгалделись,
Чтоб на обложках глянцевых блистать!
Вот только чем же мне себя прославить?

Свинья листает журнал.

Читайте также:  Басня Эзопа Гадюка и Водяная змея

Вес сбросить? Нет, то тема не моя!
Смотри-ка, заяц научился лаять.
А раз смог он, тогда смогу и я!

Свинья убегает со сцены и скрывается за деревьями. На верхушке дерева появляется Ворона.

Недели три она тренировалась,
Уроки лая у собак брала
И научилась лаять, как тот заяц,
И прославляться по лесу пошла.

Ворона прячется. Поют птицы. Из-за деревьев выходят, прогуливающиеся под руку Медведь в шляпе и Лиса с кружевным зонтиком.

Лиса (Медведю кокетливо)

Не правда ль, для прогулки день прекрасен!

Медведь (влюбленным голосом)

С тобою рядом день хорош любой!

Медведь (со вздохом)

И на это я согласен!
Хоть мордой в улей, только б быть с тобой!

Звучит музыка. Медведь и Лиса танцуют.

Как не влюбиться в красотку-лису,
Как голове не вскружиться!
Хочешь, тебя на руках отнесу
В хутор курями разжиться?
Ты не смотри, что космат, неуклюж,
Толст, косолап и нескладен,
Я самый лучший заботливый муж –
Сделаю всё тебя ради!
Сплю я и вижу, как в темном лесу
Вместе живем мы в берлоге…

Мишенька, лучше не пой, а танцуй,
Не наступая на ноги!

Вдруг из-за деревьев с громким лаем выбегает Свинья и начинает громко гавкать на Лису и Медведя.

Медведь (Лисе в недоумении)

Гляди, Хавронья, кажется, взбесилась!

Похоже, что объелась белены!

Свинья перестает лаять.

Свинья (в сердцах)

Да что не так? Я лаять научилась,
А вы нисколько не восхищены!

Свинья показывает им журнал с Зайцем на развороте.

Да чем я хуже лающего зайца?
Он знаменит! А я? А как же я?
Неужто, не достойна я оваций!

Танцуем мы! Отстань от нас, свинья!

Медведь хватает Свинью и забрасывает в кусты, а потом продолжает танцевать с Лисой, и они скрываются за кулисами. Свинья вся в листьях выбирается из кустов и отряхивается.

Нет, я совсем не этого хотела!
Ну, ничего, подсказку даст журнал!

Свинья достает журнал и начинает листать.

Свинья (с воодушевлением)

В саванне слон-художник камень целый
Кружочками кругом разрисовал!
И я смогу! Понадобится краска…

Свинья набирает в ведро грязи из лужи.

Свинья привязывает пучок травы к концу палки.

И, конечно, камень покрупней!

Свинья убегает и с трудом выкатывает на сцену огромный белый камень, а потом устанавливает его посреди сцены.

Свинья (с энтузиазмом)

Свинья окунает кисть в ведро и рисует на камне кружок, отходит и любуется.

Свинья (с восторгом)

Гениально и прекрасно!
Теперь заговорят все обо мне!

Свинья (рисует и поёт)

Рисовать совсем не трудно!
С чудо-кисточкой вдвоем
Можно рисовать повсюду!
Можно рисовать на всём!
Я рисую! Я рисую!
В краске кисточку мочу!
Я рисую! Я рисую!
Я рисую, что хочу!
Раз кружочек, два кружочек,
Три, четыре, пять и шесть…
Много-много-много очень,
Мне уже их и не счесть!

Свинья заканчивает рисовать кружочки, отходит от камня и любуется проделанной работой. Из-за деревьев выходит знаменитый лающий Заяц, вокруг которого вьются две белки-поклонницы.

Первая Белка (Зайцу заискивающе)

Ах, заинька, полай еще немножко!

Хоть разок, на бис!

Белки с двух сторон целуют Зайца в щеки.

Ну, отказать вам просто невозможно!
Гав! Гав!

Белки радостно скачут и хлопают в ладоши.

Ты гениальнейший артист!

Заяц замечает разрисованный кружочками камень.

Ого! Смотрите, вот слоновий камень!

Вторая Белка хочет потрогать камень, но Свинья ей не дает.

Эй вы, а ну, не трогайте руками.
И это рисовал совсем не слон!

Конечно слон! Здесь не о чем и спорить –
Кружочки ведь стиль фирменный его.

Свинья (в отчаянье)

Не надо вздорить,
Ты этим не докажешь ничего!

Заяц берет белок под руки и уходит с ними со сцены.

Дурацкий камень! Не помог нисколько,
Я три часа с ним провозилась зря!

Свинья пинает камень, но ушибает ногу.

Свинья (с оптимизмом)

Стоп! Нужно не терять надежду только,
Уж чем-нибудь себя прославлю я!

Свинья садится на камень и начинает листать журнал.

Не то… не то… опять не то… О, Боже!
Гнездо, как шляпу, носит бегемот!
И я смогу! В лесу тьма гнезд похожих,
Какое-нибудь точно подойдет!

Свинья убегает за деревья и возвращается с гнездом в руках.

Все гнезда перемерила в округе,
Зато нашла, мне кажется, точь-в-точь,
Пойду в нем прогуляюсь вдоль яруги,
Должно оно прославиться помочь.

Свинья надевает гнездо на голову и начинает прохаживаться взад-вперед по сцене.

Быть знаменитой, быть всем известной –
Это прекрасно! Это прелестно!
Все уважают, все обожают,
Все приглашают, все ублажают!
А заурядной, всем неизвестной –
Быть совершенно неинтересно!
Все ходят мимо, не замечая!
Это так ранит и удручает!
Это обидно, это досадно,
Это печально невероятно!
Жизнью такою жить не желаю,
Стану известной, я это знаю!
Чтоб уважали и обожали,
Чтоб приглашали и ублажали!

Из-за деревьев выходят Еж и Мышь.

Смотри! Смотри! Вон шляпа бегемота!

И в самом деле, кажется, она…

Еж и Мышь проходят мимо свиньи и скрываются за деревьями. Свинья снимает гнездо с головы и швыряет его вслед Мыши и Ежу.

Да чтоб вас всех! Пошли вы все в болото!
Журнал дурацкий! Всё – твоя вина!

Свинья рвет в клочки журнал, садится под деревом и заливается слезами. Ворона бросает ей желудь. Свинья подбирает его и съедает.

Совсем я от хлопот изголодалась!

Ворона сбрасывает Свинье еще один желудь, и та его подбирает и съедает.

Могла бы желудей съесть целый воз!

Ну, так вперед, за чем же дело стало?
Иди в дубраву, и решен вопрос!

Отчаявшись свиньей стать знаменитой,
К дубовой роще прибрела она,
Наелась желудей в четыресыта,
И столько съесть могла она одна.
Вот так свинья рекорд установила
Всемирный по съеданью желудей.

Из-за дуба с криками «Ура» ликующая толпа зверей выносит на руках Свинью с огромной медалью на шее, кубком в одной руке и журналом со Свиньей на обложке в другой несет по сцене к противоположной кулисе.

Чтоб сделать это, ей не надо было
Ничьих примеров и ничьих идей.
Теперь она в журнале на обложке.
Медаль и суперкубок у нее,
Пред нею стелют красные дорожки,
И всем она автографы дает.

Толпа с приветственными криками проносит Свинью по сцене в обратном направлении.

Мораль сей басни: до вершин признанья
Нельзя добраться по чужим следам.
Ищи свой путь, ищи свое призванье,
Прославься тем, что ты придумал сам.

© Автор басни. Олеся Емельянова. 2001 г.

© Автор инсценировки. Олеся Емельянова. 2014 г.

Детям про ворону. Детские стихи, потешки, загадки, сценарии и сценки, сказки и басни, развивающие и развлекательные настольные игры про Ворона и про Ворону.

Детям про медведя. Детские стихи, потешки, загадки, сценарии и сценки по сказкам и басням, развивающие и развлекательные настольные игры про медведя.

Детям про лису. Сценарии, стихи, сказки, басни и песенки про лисицу.

Детям про зайца. Детские стихи, потешки, загадки, сценарии и сценки по сказкам и басням, пальчиковые и настольные игры про Зайца.

Инсценировки басен. Большой сборник инсценировок классических и современных басен для детского театра по произведениям Эзопа, Руми, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, О.В.Емельяновой.

Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.

Пьесы для ТЮЗа и театра кукол. Сценарии детских спектаклей для профессионального театра по народным и авторским сказкам.

Сказки и басни. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.

Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.

Пьесы и сценарии Олеси Емельяновой для кукольного театра

Басня Эзопа Свинья и Cобака

Каждому приходилось слышать: «соловья баснями не кормят», «хватит басни рассказывать». Легко догадаться, какой смысл у слова «басня»: пустой рассказ, байка, ложь. Но это только одно значение слова.

Есть, однако, и другое значение – литературное. Басня – один из малых эпических жанров. Эпический, потому что басня- это всегда рассказ, повествование. Малый – потому что рассказ этот совсем небольшой, почти как анекдот.

Басня – родная сестра народной сказки: обе они родились в незапамятные времена. В баснях народ передавал свой опыт жизни, свою житейскую мудрость.

Басня – небольшой рассказ в стихах, осмеивающий недостатки и пороки людей или обличающий несправедливость, зло в общественной жизни. В баснях действуют чаще животные, но под этими басенными Медведями, Лисицами, Львами подразумеваются люди, их характеры и их отношения. Например, образ хитрого человека в басне – Лиса.

Басня всегда состоит из двух частей: повествовательной и поучительной. Задача басни – на ярком живом примере научить какому-то важному жизненному правилу. Поучительной части порой может и не быть, но она подразумевается. То есть предполагается, что читатель сам сделает для себя поучительный вывод.

Итак, мы выяснили, басня больше похожа на рассказ, чем на сказку. Мы отметили, что своей краткостью она похожа на анекдот. И все – таки басня – это не рассказ, не сказка, не анекдот. Это басня.

Биографические сведения об Эзопе легендарны. Вот, к примеру, какие сведения о нем дает «Российский Энциклопедический словарь»

Эзоп – древнегреческий баснописец (6 в. до н.э.), считавшийся создателем басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым, народным мудрецом (в обличье хромого раба), безвинно сброшенным со скалы. Эзопу приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»), обрабатывавшиеся многими баснописцами – от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И.А.Крылова.

«Энциклопедический словарь Брокгаузена и Эфрона» дает более полную информацию.

Эзоп – родоначальник названной по его имени «Эзоповой» басни. По древнейшему преданию, он жил около середины 6 в. до Р.Хр., был рабом самосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена легендой: находясь в Дельфах, Эзоп своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Эзопа и затем забили тревогу. Приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности Эзопа; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином.

Во фригийце Эзопе должны будем видеть просто собирателя и пересказчика греческих басен; его популярность была причиной того, что всякая басня «эзопического» характера была приписываема ему. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил!», говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, безо всякой художественной отделки. Свод Эзоповых басен в прозе составил в конце 4в. Дмитрий Фалерский. До нас из древности дошли лишь вольные поэтические переделки Бабрия ( III н.в.) на греческом, Федра ( I н.в.) и Авиена ( IV н.в.) – на латинском языке; те же сухие прозаические пересказы, которые озаглавлены в рукописях как «Эзоповы басни», все составлены в средние века. Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нем прибегали к легенде. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны – одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона. В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Эзопа, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нем. Эзоп представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющий удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопе – она даже и не греческого происхождения. Биография Эзопа получила широкую популярность и была рано переведена на многие языки.

Английский исследователь Г.К.Честертон считает, что если Эзоп существовал, то он, очевидно, был фригийским рабом или, по крайней мере, человеком, не заслужившим фригийский колпак свободы. Жил он примерно в шестом веке до нашей эры, во времена того самого Креза, история которого вызывает у нас чувство восхищения и недоверия.

Читайте также:  Басня Эзопа Соловей и Ястреб

Существуют также истории о том, что Эзоп якобы был уродом и сквернословом; истории, которые объясняют, но ничуть не оправдывают поведение тех, кто столкнул его в глубокую пропасть в Дельфах. Впрочем, пусть те, кто читал его басни, сами судят о том, чем он провинился: уродством и невоздержанностью или, напротив, нравственностью и благочестием. Эзоп мог быть вымыслом, как дядюшка Римус, но мог быть, как тот же дядюшка Римус, и реальностью. Ведь подлинно известно, что в старое время перед рабами могли преклоняться, как преклонялись перед Эзопом, или любить их, как любили дядюшку Римуса. Любопытно, что оба великих раба свои лучшие истории писали про зверей и птиц.

Геродот утверждал, что Эзоп жил в 6-ом веке до н.э. и был рабом, а Плутарх говорил, что Эзоп жил в 6-ом веке до н.э. и был советником у легендарного лидийского царя Креза. А египетский биограф 1-го века н.э. утверждает, что Эзоп был рабом на острове Самос, потом получил свободу от своего хозяина и направился в Вавилон, где встретился с легендарным спартанским законодателем Ликургом и загадывал ему загадки, а смерть свою встретил в Дельфах – есть сведения, что он был убит.

Как видим, достоверных источников о жизни Эзопа нет (обратите внимание на ссылки: считается, по древнейшему приданию). Возможно, Эзоп – это не более чем только выдуманное имя.

Большинство эзоповских басен нам хорошо знакомо: они пересказывались на всех языках мира и в стихах, и в прозе, в том числе и нашим Крыловым. Но есть среди них и такие, которые меньше нам известны, вот некоторые из них.

Волк увидел огромную собаку в ошейнике на цепи и спросил: « Кто это тебя так приковал и так откормил?». Ответила собака: « Хозяин!». «Нет, – сказал волк, – не для меня такая судьба! Мне и голод милей, чем рабский ошейник».

Свинья смеялась над львицей, что та рождает только одного детеныша. Львица ответила: «Одного, но льва!»

Задумались зайцы, какие они трусливые, и решили, что лучше всем им разом утопиться. Подошли к пруду, а лягушки, заслышав их, одна за другой попрыгали в воду и спрятались. Увидели это зайцы и сказали: « Подождем топиться: видно, есть на свете кто-то и трусливее нас».

Волы тянули телегу, а немазаная ось скрипела. Обернулись они и сказали ей: «Эх, ты! Мы везем, а ты стонешь?»

Шел осел через реку с грузом соли, поскользнулся и упал; соль подтаяла, и ему стало легче. Он обрадовался и в следующий раз, подойдя к реке, упал уже нарочно. Но на этот раз был на нем груз губок, губки от воды разбухли, отяжелели, и осел утонул.

Зевс устроил праздник и для всех животных выставил угощение. Не пришла одна черепаха, сказавши: «В гостях хорошо, а дома лучше». Рассердился Зевс и заставил ее вечно таскать на спине свой собственный дом.

Была война между волками и собаками. Собаки выбрали своим военачальником греческого пса, но он не спешил вступать в сражение, и собаки громко роптали. Вождь сказал: « Послушайте, почему я медлю. Обо всем надо думать заранее. У волков и порода, и масть у всех одна, а мы и с виду разные, и из мест разных, и даже мастью несхожи: одни черные, другие рыжие, третьи белые, четвертые серые. Как же я сумею начальствовать вами на войне, если у всех все разное и ни в чем нет согласия.

Главными действующими лицами в баснях Эзопа являются животные, наделенные определенными человеческими чертами характера. Многие поэты и писатели переписывали их и переводили на языки народов всего мира. Всем, например, известны басни Эзопа о лисице и винограде, вороне и лисице, свинье и львице; памятны ситуации, в которых они оказались: лиса способна съесть больше всех из мелкой тарелки, но меньше всех из глубокой; мышь не может справиться со львом, зато легко выбирается из пут, из которых не выбраться льву… Все это – мир басен Эзопа.

bubligum9000

bubligum9000


Эзоп. Картина Диего Веласкеса (1639—1640)
Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и ягненка, и про лису и виноград, и про лягушек, просящих царя. Его имя так срослось со словом «басня», что, когда какой-нибудь писатель брался за сочинение басен, он писал на своей книге: «Эзоповы басни такого-то писателя».


Эзоп 150 до н. э. (Villa Albani коллекция),Рим

Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». А о том, как он был рабом, и у кого, и что из этого получалось, в народе рассказывали множество веселых историй.

Рабом он был, так сказать, от природы: во-первых, он был варвар, во-вторых, урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твердому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги его наградили даром слова, острым умом и искусством сочинять басни.

От речистого раба хозяин сразу поспешил отделаться, и повел работорговец Эзопа с партией других рабов на рабский рынок на остров Самос. Стали разбирать дорожную поклажу, Эзоп просит товарищей: «Я здесь новый, слабый, дайте мне вон ту хлебную корзину» — и показывает на самую большую и тяжелую. Посмеялись над ним, но дали. Однако на первом же привале, когда все поели хлеба, Эзопова корзина сразу стала легче, а у остальных рабов их мешки и ящики как были тяжелы, так и остались. Тут-то и стало ясно, что ум у уродца не промах.

На острове Самосе жил простак-философ Ксанф. Увидел он трех рабов на продаже: двое были красавцы, а третий — Эзоп. Спросил он: «Что умеете делать?» Первый сказал: «Все!» , второй сказал: «Все!», а Эзоп сказал: «Ничего!» — «Как так?» — «Да вот мои товарищи все уже умеют, мне ничего не оставили». — «Хочешь, я куплю тебя?» — «А тебе не все равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай». — «Ты всегда такой разговорчивый?» — «За говорящих птиц дороже платят». — «Да ты-то ведь не птица, а урод». — «Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу». Подивился Ксанф и купил Эзопа.

, by Francis Barlow
Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

После обеда стали пить вино. Ксанф напился пьян, стал говорить: «Человек все может сделать!» — «А море выпьешь?» — «Выпью!» Побились об заклад. Утром Ксанф протрезвел, в ужас пришел от такого позора. Эзоп ему: «Хочешь, помогу?» — «Помоги!» — «Как выйдете вы с судьями и зрителями на берег моря, так ты и скажи: море выпить я обещал, а рек, что в него впадают, не обещал; пусть мой соперник запрудит все реки, впадающие в море, тогда я его и выпью!» Ксанф так и сделал, и все только и дивились его мудрости.

Послал Ксанф Эзопа за покупками, встретил Эзоп на улице самосского градоначальника. «Куда идешь, Эзоп?» — «Не знаю!» — «Как так не знаешь? Говори!» — «Не знаю!» Рассердился градоначальник: «В тюрьму упрямца!» Повели Эзопа, а он оборачивается и говорит: «Видишь, начальник, я тебе правду сказал: разве я знал, что в тюрьму иду?» Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа.

Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу: «Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?» Эзоп возвращается и говорит: «Только один человек». Ксанф обрадовался, идет и видит: в бане полным-полно. «Что же ты мне вздор говорил?» — «Не вздор я тебе говорил: лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались и шли дальше, и только один нашелся, который как споткнулся, так тут же взял камень и отбросил с пути. Я и подумал, что народу тут много, а настоящий человек — один».

Созвал Ксанф в гости друзей и учеников, а Эзопа поставил у ворот и велел: «Смотри, чтобы никто из простых людей не прошел, а только одни ученые!» Подошел гость, Эзоп его спрашивает: «Чем собака поводит?» Гость не понял, подумал, что его собакой обзывают, обиделся, пошел прочь. За ним другой, третий, десятый; наконец нашелся один и ответил: «Хвостом и ушами!» Эзоп обрадовался: «Вот тебе, хозяин, ученый гость, а больше не было!» На другой день ученики жалуются Ксанфу на Эзопа, а тот объясняет: «Какие же они ученые, если на такой простой вопрос ответить не могли?»

Много раз просил Эзоп Ксанфа освободить его, а Ксанф не хотел. Но случилась на Самосе тревога: заседал перед народом государственный совет, а с неба налетел орел, схватил государственную печать, взмыл ввысь и оттуда уронил ее за пазуху рабу. Позвали Ксанфа истолковать знамение. Ксанф, по своему обычаю, гвоорит: «Это ниже моего философского достоинства, а вот есть у меня раб, он вам все растолкует». Вышел Эзоп: «Растолковать могу, да не к лицу рабу давать советы свободным: освободите меня!» Освободил народ Эзопа; Эзоп говорит: «Орел — птица царская; не иначе, царь Крез решил покорить Самос и обратить его в рабство». Огорчился народ и отправил Эзопа к царю Крезу просить снисхождения. Щедрому царю умный урод понравился, с самосцами он помирился, а Эзопа сделал своим советником.

Долго еще жил Эзоп, сочинял басни, побывал и у вавилонского царя, и у египетского, и на пиру семи мудрецов. А погиб он в Дельфах. Посмотрел он, как живут дельфийцы, которые не сеют, не жнут, а кормятся от жертв, приносимых Аполлону всеми эллинами, и очень ему это не понравилось. Дельфийцы испугались, что он разнесет о них по свету дурную молву, и пошли на обман: подбросили ему в мешок золотую чашу из храма, а потом схватили, обвинили в краже и приговорили к смерти. Эзоп припал к алтарю Муз — его оторвали и повели на казнь. Он сказал:

«Не к добру вы обидели Муз! Так же вот спасался однажды заяц от орла и попросил помощи у навозного жука.

Посмеялся орел над таким заступником и растерзал зайца. Жук стал мстить: высмотрел орлиное гнездо, вытолкнул оттуда орлиные яйца, а сам улетел. Где ни вил орел гнездо, всюду жук разбивал его яйца; наконец положил их орел за пазуху к самому Зевсу. А жук скатал навозный ком, взлетел к Зевсу и тоже бросил его богу за пазуху; возмутился Зевс, вскочил, чтобы отряхнуться, и орлиные яйца опять упали и разбились. И пришлось Зевсу, чтобы не перевелся орлиный род, устроить так, чтобы орлы несли яйца в ту пору, когда жуки не летают. Не обижайте слабых, дельфийцы!»

Но дельфийцы не послушались и сбросили Эзопа со скалы. За это их город постигла чума, и еще долго пришлось им расплачиваться за Эзопову смерть.


Жак Байи , иллюстрация вход в Лабиринт Версаля со статуями Эзопа и Любви.

Так рассказывали о народном мудреце Эзопе.
источник;
Михаил Гаспаров.” Занимательная Греция “

Ссылка на основную публикацию