Басня Эзопа Ворон и Лисица

13 стр. басен Эзопа (121-130 басня)

121. Кифаред

Один бездарный кифаред пел свои песни с утра до вечера в доме с оштукатуренными стенами; голос отражался от стен и казался ему необычайно благозвучным. Это придало ему духу, и он решился выступить в театре.
Но когда он вышел на сцену и невыносимым голосом завел свою песню, его забросали камнями и выгнали.

Так и некоторые риторы: пока они в школе, то кажутся талантливыми, но едва возьмутся за государственные дела, как оказываются ничтожными.

122. Воры и петух

Воры залезли в дом, но ничего не нашли там, кроме петуха; схватили его и пошли вон. Петух увидел, что его зарежут, и стал умолять о пощаде: он-де птица полезная и ночью будит людей на работу.
Но воры сказали:
«Вот за это мы тебя и зарежем, раз ты будишь людей и не даешь нам воровать».

Басня показывает: все, что полезно хорошим людям, бывает особенно ненавистно дурным.

123. Галка и вороны

Одна галка была ростом больше всех других галок; и вот, воспылав презрением к своей породе, отправилась она к воронам и попросилась жить вместе с ними. Но вид ее и голос был воронам незнаком, и они побили ее и прогнали. Отвергнутая, вернулась она к своим галкам: но те, негодуя на ее спесь, отказались ее принять. Так и осталась она ни при тех и ни при этих.

Так и с людьми, покидающими отечество для чужих краев: на чужбине их не уважают, а на родине чуждаются.

124. Ворон и лисица

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос.
Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом.
А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:
«Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».

Басня уместна против человека неразумного.

125. Ворона и ворон

Вороне было завидно, что ворон дает людям знаменья при гаданиях, предсказывает будущее, и за это люди даже в клятвах его поминают; и решила она добиться того же и для себя. И вот, увидев прохожих на дороге, села она на дерево и начала громко каркать. Обернулись путники и удивились, но один из них воскликнул:
«Идемте, друзья: это ворона, а от ее крику — никакого толку».

Так и люди, когда тягаются, чтобы сравняться с сильнейшими, терпят неудачи и становятся посмешищем.

126. Галка и лисица

Голодная галка уселась на смоковницу. Там она увидела смоквы, зимние, недозрелые, и решила дождаться, пока они созреют.
Увидела лисица, что галка сидит и не улетает, узнала у нее, в чем дело, и сказала:
«Напрасно ты, любезная, на что-то надеешься: потешиться такой надеждой, пожалуй, можно, но насытиться — никогда».

Против человека, ослепленного жадностью.

127. Ворона и собака

Ворона приносила жертву Афине и звала собаку на жертвенный пир. Собака ей сказала:
«Зачем тратишься на напрасные жертвы? Ведь богиня тебя ненавидит, что даже знаменьям твоим не дает веры». Ответила ворона:
«Оттого-то я и приношу ей жертву: я знаю, что она меня не любит, и хочу, чтобы она ко мне смягчилась».

Так многие из страха готовы услужить собственным врагам.

128. Ворон и змея

Ворон, не видя нигде добычи, заметил змею, которая грелась на солнце, налетел на нее и схватил; но змея извернулась и его ужалила; и сказал ворон, испуская дух:
«Несчастный я! такую нашел добычу, что сам от нее погибаю».

Басню можно применить к человеку, который нашел клад и стал бояться за свою жизнь.

129. Галка и голуби

Галка увидела, как голубей в голубятне хорошо кормят, и покрасилась белилами, чтобы зажить вместе с ними. И пока она молчала, голуби принимали ее за голубя и не гнали; но когда она забылась и каркнула, они сразу узнали ее голос и выгнали ее прочь. Оставшись без голубиного корму, вернулась галка к своим; но те не признали ее из-за белых перьев и не пустили жить с собой. Так галка, погнавшись за двумя выгодами, ни одной не получила.

Следственно, и мы должны довольствоваться тем, что имеем, памятуя, что алчность ничего не приносит, а только отнимает последнее.

130. Живот и ноги

Живот и ноги спорили, кто сильнее. Ноги каждый раз хвастались, что столько в них силы, что они и самый живот на себе носят; но живот отвечал:
«Эх, любезные, кабы я не принимал пищу, ничего бы не могли вы носить».

Так и в войсках количество ничего не значит, если воины лишены благоразумия.

«Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»

урока литературного чтения в 3 классе

«Ворона и лисица».

Эзоп «Ворон и лисица»

Тема урока: «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»

Задачи: Познакомить с баснями «Ворона и лисица» и Эзопа «Ворон и

Развивать умение работать с басней: правильно называть, выделять вступление,

рассказ, мораль; читать выразительно каждую часть.

Учить сравнивать басни Эзопа и И.. А. Крылова.

Организационный момент. Активизация опорных знаний.

1) Фронтальная беседа

– Что объединяет этих людей?

– Кто такие баснописцы?

– Дайте определение басни.

– Соотнесите фамилию автора и название басни.

– Прочтите мораль басни Эзопа.

– В чем главное отличие басни Крылова от басни Эзопа?

2) Работа в парах.

Взаимная проверка домашнего задания по тетради.

Изучение нового материала. Анализ басен И. Крылова и Эзопа.

1) Слушание басни, в исполнении актера.

– Кто знает, как называется басня и кто ее автор?

– Сегодня знакомимся с баснями «Ворона и лисица» и Эзопа

«Ворон и лисица». Слайд 4

2) Чтение басни учащимися.

3) Словарная работа. Слайд 5.

– Как автор называет своих героев?

– Прочитайте начало басни.

Как называется эта часть басни?

– Что высмеивает автор?

Прочитайте нравоучение басни.

Мораль басни Ворона и лисица И. Крылова

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

– Как баснописец представляет своих героев.

Какие слова – действия использует автор?

Почему именно эти слова?

– В каких словах лисы слышится лесть?

– Послушайте эту басню в исполнении мастера художественного слова.

(слушание басни в аудиозаписи)

5) Выразительное чтение басни учащимися.

– Как читать каждую часть?

С какой интонацией?

На какие знаки препинания нужно обратить внимание?

6) Чтение басни по ролям.

– Рассмотрите иллюстрацию, сделанную художником к басне. Слайд 6.

– Какие особенности изображения передают характер героев?

– Представьте себя на месте героев басни.

Прочитаем басню по ролям.

7) Самостоятельное чтение учащимися басни Эзопа «Ворон и лисица»

8) – Послушайте эту басню в исполнении мастера художественного слова.

9) (слушание басни в аудиозаписи)

– Прочитайте мораль басни Эзопа?

Мораль басни Ворон и лисица

«Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове – ничего тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».

Басня уместна против человека неразумного.

10) Сравнение басен Крылова и Эзопа

Басня Ворона и лисица – анализ

Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?

Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.

– Что вы знаете о басне?

– Какие пороки людей высмеивают авторы в баснях «Ворона и лисица» и «Ворон и лисица»?

Читайте также:  Басня Эзопа Лебедь и гусь

Басня Эзопа Ворон и Лисица

Давным-давно, никто и не припомнит когда, человек научился выражать поучительную мысль в краткой форме, например в пословицах. Со временем возникла потребность проиллюстрировать назидание каким-нибудь примером из жизни. Чтобы рассказ был занимательным и чтобы поучение не было слишком прямолинейным, в роли персонажей изображали животных, рыб, птиц, растения, вещи и т. п. Такие рассказы стали называть баснями. Произошло это слово от древнерусского глагола баяти — рассказывать. Поучительный вывод басни стали произносить в начале или (чаще) в конце занимательного рассказа. Вывод, или мораль, является важной частью басни, что отображено в таких пословицах, как «Басни толком красны», «Басня моралью красна»,

«Басни — ложь, но в них намёк, добрым молодцам урок».

Каждый народ имеет своих знаменитых баснописцев, например, у древних римлян это Федр, у французов —

Ж. де Лафонтен, у немцев — Лессинг, у украинцев — Л. Глибов и т. д.

В этом разделе вы познакомитесь с баснями древнегреческого поэта Эзопа и произведениями русского баснописца XIX в. Ивана Андреевича Крылова.

Их басни восхищали и слушателей, и читателей многих поколений. Надеемся, что и вам они понравятся.

Эзоп

Рождение жанра басни связывают с именем древнегреческого баснописца Эзопа, которого причисляли к семи выдающимся мудрецам античности. И хотя все сведения о его жизни легендарны, Эзоп, по видимому, всё-таки был реальным человеком. По мнению древнегреческого историка Геродота, Эзон родился рабом, жил на острове Самос, позднее служил при дворе лидийского царя Креза. Был убит жрецами 1 в Дельфах, потому что высмеивал богов.

Чем же снискал себе такую славу человек рабского происхождения, которого современники и потомки считали достойнее жрецов и богачей?

Люди из народа были по-своему очень мудры и остры на язык: они могли метко, порой даже в обидной форме, высмеять любые недостатки знати. Из таких народных насмешек, вероятно, и зародился жанр басни, который сразу же стал довольно глубоким и структурированным.

В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще всего выступают условные басенные звери. Но под видом животных в баснях аллегорически изображены определённые люди или социальные явления.

Все басни Эзопа написаны прозой. Очень долгое время они существовали устно. Первый сборник «Эзоповых басен» на рубеже IV-III вв. до н. э. составил Деметрий Фалерский 2 . Этот сборник положил начало традиции басенных записей. В него включены более трёхсот произведений разных баснописцев.

В V. до н. э. началась литературная обработка басен Эзопа. Басни Эзопа просты и кратки, их сюжет не отягощён второстепенными подробностями. Басенный язык простой и близкий к разговорному. Сюжеты взяты из жизни.

Чаще всего в баснях Эзопа встречаются такие животные персонажи, как лисица, лев, змея, волк, собака, осёл. Причём характеры этих зверей меняются в зависимости от сюжета басни, то есть все они интересуют автора не сами по себе, а как носители определённых функций. Эзоп придумал свой особый, иносказательный, язык, который так и называют — эзопов язык.

1 Жрец — служитель религиозного культа.

2 Деметрий Фалерский (350-283 гг. до н. э.) — древнегреческий государственный деятель и философ. Один из основателей Александрийской библиотеки.

Басня — это короткий рассказ, написанный в стихах или прозой, который отличается иносказательным сюжетом и через иносказание и аллегорию высмеивает человеческие пороки или недостатки общества.

Экспозиция — это изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которой они находятся до начала действия.

Мораль басни — меткий вывод, который делает автор из описанной им ситуации. Мораль, как правило, располагается в конце басни, как бы подытоживая её.

Сначала басни активно использовались в школах на уроках риторики (красноречия), но очень быстро стали популярным жанром массовой литературы.

Читая басню, мы должны показать, что верим в её достоверность. Поскольку описанная ситуация чаще всего имеет бытовой характер, нужно научиться с помощью интонации выделять реплики каждого действующего лица, используя жесты и мимику.

Благодаря басням сформировался и так называемый эзопов язык — своеобразный способ формулирования двузначных мыслей с намёками, недомолвками, иронией, фигурами умолчания, аллегориями.

Структуру басни можно представить следующей схемой: экспозиция — замысел — повествование — неожиданный результат — реплика-мораль.

Рассмотрим басню Эзопа «Отец и сыновья» (перевод Л. Толстого), относительно приведённой выше структуры.

Литературное чтение «Басни: Эзоп “Ворон и Лисица”, И.А. Крылов “Ворона и Лисица”»

  1. Продолжить ознакомление с баснями Эзопа и баснями И. А. Крылова;
  2. Формировать умение находить мораль в произведениях;
  3. Развивать внимание, память, воспитывать интерес к чтению.

Подготовка к уроку: учащимся предлагается найти и прочитать басни И. А. Крылова (кроме изучаемых на уроках чтения), узнать больше о жизни баснописца; подготовить выразительное чтение или выучить наизусть одну из басен, которая больше всего понравилась, найти в ней мораль, подготовить иллюстрации.

I. Организационный момент.

Готовность к уроку.

Осип орет, Архип не отстает.
Кто кого переорет?
Осип охрип. Архип осип.

Вопрос: Что высмеивает народ этой скороговоркой?

III.Выставка рисунков учащихся к басням И.А. Крылова. (Слайд 3–5)

Вопрос: К каким произведениям подготовлены иллюстрации?

IV. Учащиеся рассказывают об И.А.Крылове. (Приложение)

1. Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он научился в семье.

2. Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось: ни денег, ни других ценных вещей, только сундучок с книгами.

3. И. А. Крылов с детства мечтал стать литератором. Он много читал. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий.

4. Первые басни Крылова в печати появились в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: “Нави Волырк” Но если прочитать это имя справа налево (задом наперед), сразу можно все понять.

5. Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76 году и написал более 200 басен.

6. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались.

7. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

V. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают басни:

1. “Мартышка и очки”. (Слайд 6)

2. “Зеркало и Обезьяна”. (Слайд 7)

2. Ролевое чтение наизусть – “Зеркало и Обезьяна”. (Слайд 8)

3. “Обезьяна”. (Слайд 9)

Учитель: Что такое басня? (Ответы учащихся.)

Учитель: Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

VI. Изучение новой темы.

Учитель: Обратите внимание на портрет и прочитайте. (Слайд 10; Приложение 1)

Эзоп-баснописец, величайший благодетель (слайд) человечества, по доле своей был раб, а по роду своему – фригиец из самой Фригии. С виду он был уродом: для работы негож, брюхо вспученное, голова что котел, курносый, грязный, кожа темная, увечный, косноязычный, руки короткие, на спине горб, губы толстые – такое чудовище, что и встретиться страшно. А еще того хуже – был он немой и совсем не мог разговаривать.

Учитель: А знаете ли вы что? (Слайд 11)

Учитель: Прочитаем басню, которую написал не сказочный персонаж, а реальный Эзоп.

VII. Чтение басни Эзопа “Ворон и лисица”. (Приложение 2)

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать”.

Какого испытания не выдержал ворон? Лисица в этой басне хитрая или мудрая? Какой вывод (мораль) можно сформулировать в конце? Эта басня осуждает неразумного неумного человека.

1. Какого испытания не выдержал Ворон?

2. Лисица хитрая или мудрая?

3. Какой вывод (мораль) можно сформулировать в конце? Ответ: Эта басня осуждает неразумного, неумного человека.

Читайте также:  Басня Эзопа Человек и Лев

IX. Знакомство с басней И.А. Крылова “Ворона и Лисица”. (Слайд 12)

Учитель: Слушаем и смотрим! (Приложение 3 – Просмотр Басни И.А. Крылова в жанре sand animation.)

Учитель: Кому понравилась басня?

X. Работа над словарем. (Слайд 13)

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.

Льстец – льстивый человек.

Гнусный – вызывающий отвращение, омерзительный; Взгромоздиться – взобраться с усилием на что– то высокое.

Пленил – привлек внимание, привели в восторг.

Вещуньина – принадлежащая вещунье.

Вещунья – несущая весть, известие, предсказательница.

Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается пища.

XI. Чтение басни учащимися “Ворона и Лисица”. (Приложение 4)

1. Каждому приятно слышать о себе хорошие слова. Почему И.А. Крылов сказал, что лесть – вредна? Ответ: Лисица хвалила ворону обманчиво.

2. Почему Лиса выбрана на роль льстеца? Ответ: В сказках лисица хитрая, коварная, ловкая.

3. А почему слушательницей выбрана ворона? Ответ: В народе говорят: “Ты почему глупый, как ворона?”

XII. Выборочное чтение.

1. Какими словами автор характеризует Лисицу? (Слайд 14)

[…]Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша[…]

2. С какими ласковыми словами Лисица обращается к Вороне? (Слайд 14)

[…]“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!

3. Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (Слайд 14)

[…]Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,—
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

XIII. Выразительное чтение басни по ролям.

XIV. Обобщение и выводы.

1. Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы?

2. Почему эта история случилась с Вороной?

3. Почему Лисице удалось достичь своей цели?

4. Как баснописец относится к Вороне и Лисице?

Сравним басни Эзопа и Крылова. В чем сходство и различия?

Ответ учащихся: басню Крылова можно читать по ролям, а басню Эзопа невозможно.

Какая басня понравилась больше и почему?

А в басне Крылова присутствует мораль? Где она?

XV. Проверь себя.

Самостоятельная работа по карточке “По страницам басен Крылова”. (Приложение 5)

XVI. Домашнее задание.

Выучить наизусть басню “Ворона и Лисица”. По желанию найти и прочитать басни И.А. Крылова “Ворона” и “Лисица”.

Урок литературного чтения в 3 классе по теме Эзоп “Ворон и лисица”, И. А. Крылов «Ворона и лисица». Сравнение басен.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Басни: Эзоп « Ворон и Лисица », И.А. Крылов « Ворона и Лисица ». Сравнение басен.Урок литературного чтения в 3 классе для учителей, работающих по программе “Начальная школа 21 века”.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok.docx39.1 КБ
prezentatsiya_k_basne.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Сергеева Елена Игоревна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» г. Курска

Урок литературного чтения в 3 классе по теме

Эзоп «Ворон и лисица», И. А. Крылов «Ворона и лисица». Сравнение басен.

Эзоп «Ворон и лисица», И.А. Крылов «Ворона и лисица». Сравнение басен.

Осмыслить содержание, мораль, жанровые особенности басен Эзопа «Ворон и лисица», и И. А. Крылова «Ворона и лисица» на основе их сравнения.

  1. Учиться понимать содержание басен, воздействия содержания на чувства, мысли детей;
  2. Учить сравнивать басни разных авторов: находить общее и различие в построении сюжета, характерах героев, морали, форме речи.
  3. Развивать умение работать с басней: правильно называть, выделять и называть композиционные части;
  4. Читать выразительно басню.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

Познавательные УУД: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;

выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

работать с несколькими источниками информации, текстами; проводить сравнительный анализ двух произведений; свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности: контролировать и оценивать учебные действия.

Коммуникативные УУД: развивать навыки коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем; работать в паре, в группе; развивать умения выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Личностные результаты: ориентироваться в нравственном содержании произведения, самостоятельно делать выводы.

Технология развивающего обучения, элементы информационно – коммуникационной технологии и здоровьесберегающей технологии.

Басня, мораль, лексическое значение слова.

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Учебник Литературное чтение: 3 класс: Ч. 1 Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013; Литературное чтение: 3 класс, рабочие тетради: Ч. 1 Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015. выставка книг басен, презентация, карточки с таблицами на каждого ученика; карточки для групповой работы; компьютер; мультимедийный проектор; презентация.

1.Целеполагание и мотивация

2. Актуализация полученных знаний.

3.Сообщение темы и целей урока.

11.Подведение итогов. Рефлексия.

– Послушаем выразительное чтение произведения, с которым вы работали дома.

-Какой жанр произведения?

– Что такое басня?

-Выражена ли в этой басне мораль?

-Назовите мораль басни.

– Кто автор этой басни?

– Посмотрите на экран. Найдите среди писателей портрет И.А.Крылова.

-Что вы знаете об этом писателе?

-А кто изображён рядом?

-Что вы можете о нём рассказать?

-Назовите известные вам басни Эзопа, Крылова.

-Крылов и Эзоп написали много басен.

-Угадайте, кто герои басен, которые мы будем читать сегодня?

1)Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: – Карр, карр, карр.

2)Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт.
В деревне кур крадёт.

-К какому жанру относятся эти произведения?

-Кто же герои басни?

– Предположите, что с ними может произойти в басне?

-Вам предстоит сегодня познакомиться с басней Эзопа «Ворон и лисица» и басней И.А.Крылова «Ворона и лисица» и узнать о повадках героев данных произведений получше.

Эзоп«Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»

-Назовите тему и цели урока.

-Составим алгоритм действий при сравнении.

-По каким критериям вы будете сравнивать басни?

На слайде запись:

-Прочитайте басню Эзопа.

-На произведение какого жанра похожа эта басня?

-Что такое мораль?

-В какой форме написана басня?

-Встретились ли в басне слова, значения которых непонятно?

-Что вы можете сказать о языке басни?

-Назовите героев басни.

-Каким в басне показан ворон?

-Назовите сюжет басни.

-Найдите в тексте слова Лисы, в которых она льстит Ворону.

-Назовите композиционные части басни.

-Где в басне спрятана мораль?

-Чему учит нас эта басня?

-Какой человеческий недостаток высмеивается?

-Заполните 1-ую колонку таблицы.

-Проверим, что у вас получилось.

-Какие критерии вызвали затруднения?

-Пофантазируем: представьте ситуацию, что вы юные артисты, которым предлагается не совсем обычное задание – изобразить себя в виде животных: лисицы и ворона. Сделать это надо с помощью языка жестов.

-Послушайте басню И.А.Крылова.

(Учитель читает басню).

-Понравилась ли вам басня? Чем?

-В какой форме написана басня?

-Что вы можете сказать о сюжете басни?

-Как называется такой сюжет?

-Как вы думаете, кто из баснописцев позаимствовал сюжет?

-Прочитайте басню про себя и найдите

слова, значение которых вам непонятно.

-Как вы понимаете значение этих слов?

-Где можно узнать лексическое значение слова?

– Поработайте в парах, найдите значение слов:

  • «гнусна» – отвратительна;
  • «пленил» – очаровал;
  • «вещунья» -приносящая вести;
  • «взгромоздясь» – взобралась с трудом

-Назовите главных героев басни.

-Какой вы представляете себе Ворону? Подтвердите свои мысли словами из текста.

-Какой представлена в басне Лисица?

-Выделите композиционные части басни.

-Прочитайте мораль басни.

-Как вы понимаете значение слова лесть?

-В каких словах Лисицы слышится похвала?

-Всегда ли похвала бывает приятной?

-Почему Лисица хвалит Ворону?

-В чём заключается смысл морали?

-Что вы можете сказать об языке басни?

– Запишите синонимы к крылатым выражениям басни в РТ стр. 41 упр.5.

-Заполните в группах 2-ую колонку таблицы.

-Проверим, что получилось.

-Какие критерии вызвали затруднения?

-Сравните басни Эзопа и И.А.Крылова, используя данные таблицы.

-В чём сходство басен?

-Чем отличаются басни?

-В какой басне легче представить поведение героев?

-И.А. Крылов использовал меткие точные слова для передачи характера героев. Посмотрим на героев басни в изображении художников: Валентина Серова и Г. Куприянова.

-Удалось ли художникам передать характеры героев?

-Какой представлена Ворона? Лисица?

-Лучшим баснописцем по праву считается И.А. Крылов. Недаром ему в 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник в бронзе, сооруженный на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

– Герои басен И.А.Крылова пользовались популярностью не только среди художников, но и среди скульпторов. В разных городах героям многих басен И.А.Крылова установлены скульптурные композиции.

-Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери – актёры говорят и действуют, как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя свои повадки.

– Прочитайте басню Крылова выразительно, передавая словами поведение и характер героев.

-Ответьте на вопросы:

1.Зачем Лисицы в баснях хвалят Ворона и Ворону?

2.Басни Эзопа и Крылова высмеивают…

3.Подберите пословицы к моралям басен Эзопа и Крылова:

-Лучше слушать горькую правду, чем сладкую лесть.

  • – Всякий трус о храбрости говорит.

-За глупость всегда приходится расплачиваться.

4.Найдите в басне Крылова понравившееся крылатое выражение и объясните его значение.

-Проверьте, что у вас получилось.

-Если вы справились с 1 заданием, значит научились понимать содержание басни и характер героев.

-Правильно выполнили 2 задание – научились понимать тему басни.

-Справились с 3 заданием, значит научились понимать мораль басни.

-Правильно выполнили 4 задание, значит поняли язык басни.

-Выполнение какого задания вызвало затруднение?

-Какая из басен вам показалась более интересной, яркой, убедительной? Почему?

-Басни Эзопа отличаются от басен Крылова. У И.А. Крылова мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливости. Но не стоит забывать, что идея принадлежит Эзопу, и без него не было бы таких замечательных басен Крылова.

-Запишем домашнее задание выразительно читать басню И.А.Крылова по желанию можно нарисовать иллюстрацию к басне; инсценировать басню.

…начать урок готовы.

…друг другу помогать.

– Басня – это стихотворный или прозаический короткий рассказ с нравоучительным выводом.

– Некоторые люди обвиняют обстоятельства в том, что им не удалось достигнуть того, чего они хотели. При всех неудачах нужно винить только себя. Лисица в басне, говоря, что виноград зелёный обманывает саму себя.

Эзоп. «Ворон и Лисица»

5 класс

Урок № 11.

Тема. Эзоп. «Ворон и Лисица».

Цель:

  • дать учащимся понятие о басне как литературном жанре; познакомить ребят с легендами об Эзопе, выявить значение морали басни «Ворон и лисица»; показать роль басен Эзопа в жизни общества;
  • формировать навыки выразительного чтения (инсценирования), лексической работы, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Басня – один из малых эпических жанров.

Басня – краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. Басня состоит из вступления, описания событий и морали.

Аллегория (греч.) – иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.

Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т. д.

Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.

Эзопов язык – речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла.

3. Отличительные особенности басни.

Стремление учить на «отрицательном примере», в силу чего в произведении неизменно присутствует герой, который является носителем какого-либо нравственного недостатка.

4. Особенности басни.

•Фамильярно-бытовая лексика и фразеология (из кожи вон лезет).

•Сказочно-народная лексика и фразеология (бедняжка-куманек).

•Восклицательные и вопросительные предложения (Спой, светик, не стыдись!)

•Частицы устного обихода (ей-же-ей).

•Слова с суффиксами уменьшительно-ласкательными, увеличительными, пренебрежительными, префиксами эмоционально-экспрессивного значения (перушки, мастерище, огородишко, объедала).

•Диалог – с краткими, динамичными репликами.

•Часты обращения (Это, Щука, тебе наука…).

5. Этапы развития басни.

Первый этап. – Эзоп (древнегреческий баснописец) – 6 век до н.э. Отличительные особенности: краткость, ясность, простота.

Федр (древнеримский баснописец) – 1 век до н.э. Короткие басни в прозе. Называлась басня притчей.

Второй этап (XVII в.). – Лафонтен (французский баснописец). Создал стихотворную басню. Заимствовал сюжеты у древних.

Третий этап (XVIII-XIX вв.). – И.А.Крылов (русский баснописец). Создал подлинно-народную реалистическую басню. Написал 204 басни (только 67 из них переводные, остальные – оригинальные). Создавал басни-сатиры. Басни сказочные, занимательные, короткие, динамичные (мало описаний и много действия).

также писали басни

продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика

Четвёртый этап (XX в.) – С.В.Михалков, В.Кривин продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика.

6. Беседа по вопросам к статье учебника «Эзоп» (статья прочитана дома).

– К какому времени относится первое упоминание об Эзопе?

– Что известно об Эзопе?

– Что значит выражение «эзопов язык»? Дайте определение понятию «иносказание».

– Какие авторы использовали сюжеты Эзопа?

7.Сообщение учащегося об Эзопе.

Эзоп – полулегендарный древнегреческий баснописец, по преданию, раб, горбатый и уродливый. «Язык Эзопа» – язык басен витиеватой формы и с переносным смыслом, аллегорией. Его темы «вороны и лисицы», «волка и ягненка» и др. – находили своих трактовщиков среди баснописцев последующих поколений: Федр, Лафонтен, Крылов и др. Эзоп – мудрец из народа, по преданию, был сброшен со скалы жрецами, которые видели в нем соперника, влиявшего на настроения народа.

Об Эзопе рассказывают немало историй, похожих на притчи либо анекдоты.

К примеру, когда баснописца однажды на улице встретил градоправитель, спросивший, куда тот держит путь. Эзоп ответил:

Правитель возмутился, позвал стражу и велел отвести Эзопа в тюрьму.

– А что я тебе говорил? – воскликнул Эзоп, – мог ли я знать, идя по улице, что попаду в тюрьму?

Правитель, удивленный остроумием раба, отпустил его на свободу.

Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Произведения фригийского раба или приписывавшиеся ему объединялись в сборники под названием «Эзоповы басни». Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть. Басни Эзопа стали одними из самых популярных произведений в античном мире.

В самые мрачные периоды истории, когда за правдивое слово можно было лишиться головы, человечество не впадало в немоту лишь потому, что в арсенале у него был Эзопов язык. Можно было выражать свои мысли, воззрения, протесты в сюжетах из жизни животных, птиц, рыб. С помощью басен Эзоп преподал потомкам азы мудрости. Сохранилась целая книга забавных рассказов о его жизни и приключениях. Несмотря на свое внешнее уродство, Эзоп сделался настоящим героем народных преданий, повествующих о его смелых выступлениях против богачей и знати, о посрамлении им ложной мудрости правящих верхов.

8. Выразительное чтение басен Эзопа «Ворон и Лисица», «Два горшка».

Река несла в своем течении два горшка — глиняный и медный.

«Держись от меня подальше, не подплывай близко, — просит глиняный горшок медного.

— Чуть ты дотронешься до меня, ты расколотишь меня в куски, а самому мне касаться тебя нет охоты».

Нет житья бедняку, если под боком у него поселится богач.

III. Закрепление изученного.

Беседа и лексическая работа.

– Как вы поняли высказывание М.Л.Гаспарова о том, что басня в руках Эзопа – «орудие защиты угнетённого народа от знати»? Ответьте, имея в виду содержание басни «Два горшка».

– Почему Лисице из басни «Ворон и Лисица» удалось обмануть Ворона?

– Что скрывается за образами героев басни Эзопа?

– О каких пороках идёт речь в басне «Ворон и лисица»?

– Объясните значение слов: тщеславие, легковерный, легкомыслие, коварство.

Тщеславие – пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания.

Легковерный – слишком доверчивый, легко верящий всему.

Легкомыслие – необдуманность, несерьезность, опрометчивость в словах и поступках.

Коварство – черта характера, свойство человека, состоящие в склонности к злым, хитрым умыслам, прикрытым наружной доброжелательностью.

– Найдите строчки, в которых нашла отражение мораль басни «Ворон и Лисица».

– На чьей стороне ваши симпатии?

IV. Подведение итогов урока.

– Объясните высказывание Лафонтена: «Тело есть басня, душа – мораль».

(Именно мораль прячется за внешней оболочкой басенного рассказа, за вымышленными героями и обстоятельствами. Ради нее создается басня, которая служит высокой цели – сделать мир добрее, справедливее, лучше и чище.)

– Почему поучительный вывод из басни сравнивают с «позолоченной пилюлей»?

(Выражение «позолотить пилюлю» значит «смягчить, скрасить что-нибудь не слишком приятное». Мораль басни – ее целебное лекарство от людских недостатков. Но она подается совсем не как прямое «указывание пальцем» на конкретного человека. Речь идет о внешне далеких от читателя каких-то зверях, птицах и тому подобном; на самом же деле читатель зачастую узнает в них, их слабостях и промахах, себя и своих знакомых – а это достаточно горькое, хотя и важное открытие, которое может быть целебным, как лекарство.)

– Почему басня сохранилась на протяжении многих веков и жива сейчас?

(Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает. Басня актуальна, потому что человеческая натура остается почти неизменной, ей свойственны те же слабос­ти, недостатки, пороки, что и много веков назад.)

V. Домашнее задание.

1.Прочитать статью учебника «Русские басни», с.64-65, часть 1 и статью о В.К.Тредиаковском, с.66-67, часть 1, составить вопросы к ним.

2.Инд.задание: подготовить выразительное чтение басни В.К.Тредиаковского «Ворон и лиса».

3. Инд.задание: подготовить выразительное чтение басни А.П.Сумарокова «Ворона и лиса».

4.Инд.задание: подготовить сообщение об А.П.Сумарокове.

Читайте также:  Басня Эзопа Осел, Лисица и Лев
Ссылка на основную публикацию