Басня Эзопа Ворона и Ворон

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Ворон и лисица.
Ворона и ворон.
Ворона и собака.
Воры и петух.
Враги.
Гадатель.
Гадюка и водяная змея.
Гадюка и лиса.
Гадюка и пила.
Галка и вороны.

Ворон и лисица
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать”.
Басня уместна против человека неразумного.

Ворона и ворон
Вороне было завидно, что ворон дает людям знаменья при гаданиях, предсказывает будущее, и за это люди даже в клятвах его поминают; и решила она добиться того же и для себя. И вот, увидев прохожих на дороге, села она на дерево и начала громко каркать. Обернулись путники и удивились, но один из них воскликнул: “Идемте, друзья: это ворона, а от ее крику – никакого толку”.
Так и люди, когда тягаются, чтобы сравняться с сильнейшими, терпят неудачи и становятся посмешищем.

Ворона и собака
Ворона приносила жертву Афине и звала собаку на жертвенный пир. Собака ей сказала: “Зачем тратишься на напрасные жертвы? Ведь богиня тебя ненавидит, что даже знаменьям твоим не дает веры”. Ответила ворона: “Оттого-то я и приношу ей жертву: я знаю, что она меня не любит, и хочу, чтобы она ко мне смягчилась”.
Так многие из страха готовы услужить собственным врагам.

Воры и петух
Воры залезли в дом, но ничего не нашли там, кроме петуха; схватили его и пошли вон. Петух увидел, что его зарежут, и стал умолять о пощаде: он-де птица полезная и ночью будит людей на работу. Но воры сказали: “Вот за это мы тебя и зарежем, раз ты будишь людей и не даешь нам воровать”.
Мораль басни Воры и петух: все, что полезно хорошим людям, бывает особенно ненавистно дурным.

Враги
Двое врагов плыли на одном корабле. Чтобы держаться друг от друга подальше, один устроился на корме, другой – на носу; так они и сидели. Поднялась страшная буря, и корабль опрокинуло. Тот, что сидел на корме, спросил у кормчего, какой конец корабля грозит потонуть раньше? “Нос”, – ответил кормчий. Тогда тот сказал: “Ну, тогда мне и умереть не жалко, лишь бы увидеть, как мой враг захлебнется раньше меня”.
Так иные люди из ненависти к ближним не боятся пострадать, лишь бы увидеть, как и те страдают.

Гадатель
Гадатель сидел на площади и давал предсказания за деньги. Вдруг к нему подбежал человек и крикнул, что грабители взломали его дом и унесли все добро. В ужасе гадатель вскочил и с воплем бросился со всех ног посмотреть, что случилось. Увидел это кто-то из прохожих и спросил: “Любезный, как же ты берешься гадать о чужих делах, когда о своих ничего не знаешь?”
Эта басня относится к таким людям, которые и сами не умеют жить, и за чужие дела берутся, их не касающиеся.

Гадюка и водяная змея
Гадюка ползла на водопой к источнику. А водяная змея, которая там жила, не пускала ее и негодовала, что гадюка, словно мало ей у себя пищи, забирается и в ее владения. Ссорились они все больше, больше и, наконец, условились решить дело схваткой: кто одолеет, тот и будет хозяином и земли и воды. Вот назначили они срок; а лягушки, которые водяную змею ненавидели, прискакали к гадюке и стали ее ободрять, обещая, что они ей помогут. Началась схватка; гадюка билась с водяной змеей, а лягушки вокруг подняли громкий крик – больше они ничего и не умели. Победила гадюка и стала их попрекать, что обещали они ей помочь в бою, а сами не только не помогали, но даже песни распевали. “Так знай же, любезная, – отвечали лягушки, – что наша помощь не в руках наших, а в глотках”.
Мораль басни Гадюка и водяная змея: где нужда в делах, там словами не поможешь.

Гадюка и лиса
Змея плыла по реке на пучке терновника. Лисица увидела ее и сказала: “По пловцу и корабль!”
Против человека дурного, что берется за злые дела.

Гадюка и пила
Забралась гадюка в кузницу и стала у всех кузнечных орудий просить подачки; собрав, что давали, подползла она к напильнику и его тоже попросила подать ей чего-нибудь. Но тот возразил ей так: “Глупа ты, видно, коли от меня поживы ждешь: я ведь не давать, а только брать ото всех привык”.
Мораль басни Гадюка и пила: глупы те, кто надеется разжиться у скряги.

Галка и вороны
Одна галка была ростом больше всех других галок; и вот, воспылав презрением к своей породе, отправилась она к воронам и попросилась жить вместе с ними. Но вид ее и голос был воронам незнаком, и они побили ее и прогнали. Отвергнутая, вернулась она к своим галкам: но те, негодуя на ее спесь, отказались ее принять. Так и осталась она ни при тех и ни при этих.
Так и с людьми, покидающими отечество для чужих краев: на чужбине их не уважают, а на родине чуждаются.

Литературное чтение «Басни: Эзоп “Ворон и Лисица”, И.А. Крылов “Ворона и Лисица”»

  1. Продолжить ознакомление с баснями Эзопа и баснями И. А. Крылова;
  2. Формировать умение находить мораль в произведениях;
  3. Развивать внимание, память, воспитывать интерес к чтению.

Подготовка к уроку: учащимся предлагается найти и прочитать басни И. А. Крылова (кроме изучаемых на уроках чтения), узнать больше о жизни баснописца; подготовить выразительное чтение или выучить наизусть одну из басен, которая больше всего понравилась, найти в ней мораль, подготовить иллюстрации.

I. Организационный момент.

Готовность к уроку.

Осип орет, Архип не отстает.
Кто кого переорет?
Осип охрип. Архип осип.

Вопрос: Что высмеивает народ этой скороговоркой?

III.Выставка рисунков учащихся к басням И.А. Крылова. (Слайд 3–5)

Вопрос: К каким произведениям подготовлены иллюстрации?

IV. Учащиеся рассказывают об И.А.Крылове. (Приложение)

1. Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он научился в семье.

2. Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось: ни денег, ни других ценных вещей, только сундучок с книгами.

3. И. А. Крылов с детства мечтал стать литератором. Он много читал. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий.

4. Первые басни Крылова в печати появились в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: “Нави Волырк” Но если прочитать это имя справа налево (задом наперед), сразу можно все понять.

5. Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76 году и написал более 200 басен.

6. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались.

7. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

V. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают басни:

1. “Мартышка и очки”. (Слайд 6)

2. “Зеркало и Обезьяна”. (Слайд 7)

2. Ролевое чтение наизусть – “Зеркало и Обезьяна”. (Слайд 8)

3. “Обезьяна”. (Слайд 9)

Учитель: Что такое басня? (Ответы учащихся.)

Учитель: Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

VI. Изучение новой темы.

Учитель: Обратите внимание на портрет и прочитайте. (Слайд 10; Приложение 1)

Эзоп-баснописец, величайший благодетель (слайд) человечества, по доле своей был раб, а по роду своему – фригиец из самой Фригии. С виду он был уродом: для работы негож, брюхо вспученное, голова что котел, курносый, грязный, кожа темная, увечный, косноязычный, руки короткие, на спине горб, губы толстые – такое чудовище, что и встретиться страшно. А еще того хуже – был он немой и совсем не мог разговаривать.

Читайте также:  Басня Эзопа Дикие козы и пастух

Учитель: А знаете ли вы что? (Слайд 11)

Учитель: Прочитаем басню, которую написал не сказочный персонаж, а реальный Эзоп.

VII. Чтение басни Эзопа “Ворон и лисица”. (Приложение 2)

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать”.

Какого испытания не выдержал ворон? Лисица в этой басне хитрая или мудрая? Какой вывод (мораль) можно сформулировать в конце? Эта басня осуждает неразумного неумного человека.

1. Какого испытания не выдержал Ворон?

2. Лисица хитрая или мудрая?

3. Какой вывод (мораль) можно сформулировать в конце? Ответ: Эта басня осуждает неразумного, неумного человека.

IX. Знакомство с басней И.А. Крылова “Ворона и Лисица”. (Слайд 12)

Учитель: Слушаем и смотрим! (Приложение 3 – Просмотр Басни И.А. Крылова в жанре sand animation.)

Учитель: Кому понравилась басня?

X. Работа над словарем. (Слайд 13)

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.

Льстец – льстивый человек.

Гнусный – вызывающий отвращение, омерзительный; Взгромоздиться – взобраться с усилием на что– то высокое.

Пленил – привлек внимание, привели в восторг.

Вещуньина – принадлежащая вещунье.

Вещунья – несущая весть, известие, предсказательница.

Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается пища.

XI. Чтение басни учащимися “Ворона и Лисица”. (Приложение 4)

1. Каждому приятно слышать о себе хорошие слова. Почему И.А. Крылов сказал, что лесть – вредна? Ответ: Лисица хвалила ворону обманчиво.

2. Почему Лиса выбрана на роль льстеца? Ответ: В сказках лисица хитрая, коварная, ловкая.

3. А почему слушательницей выбрана ворона? Ответ: В народе говорят: “Ты почему глупый, как ворона?”

XII. Выборочное чтение.

1. Какими словами автор характеризует Лисицу? (Слайд 14)

[…]Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша[…]

2. С какими ласковыми словами Лисица обращается к Вороне? (Слайд 14)

[…]“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!

3. Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (Слайд 14)

[…]Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,—
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

XIII. Выразительное чтение басни по ролям.

XIV. Обобщение и выводы.

1. Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы?

2. Почему эта история случилась с Вороной?

3. Почему Лисице удалось достичь своей цели?

4. Как баснописец относится к Вороне и Лисице?

Сравним басни Эзопа и Крылова. В чем сходство и различия?

Ответ учащихся: басню Крылова можно читать по ролям, а басню Эзопа невозможно.

Какая басня понравилась больше и почему?

А в басне Крылова присутствует мораль? Где она?

XV. Проверь себя.

Самостоятельная работа по карточке “По страницам басен Крылова”. (Приложение 5)

XVI. Домашнее задание.

Выучить наизусть басню “Ворона и Лисица”. По желанию найти и прочитать басни И.А. Крылова “Ворона” и “Лисица”.

Басня Эзопа Ворона и Ворон

Давным-давно, никто и не припомнит когда, человек научился выражать поучительную мысль в краткой форме, например в пословицах. Со временем возникла потребность проиллюстрировать назидание каким-нибудь примером из жизни. Чтобы рассказ был занимательным и чтобы поучение не было слишком прямолинейным, в роли персонажей изображали животных, рыб, птиц, растения, вещи и т. п. Такие рассказы стали называть баснями. Произошло это слово от древнерусского глагола баяти — рассказывать. Поучительный вывод басни стали произносить в начале или (чаще) в конце занимательного рассказа. Вывод, или мораль, является важной частью басни, что отображено в таких пословицах, как «Басни толком красны», «Басня моралью красна»,

«Басни — ложь, но в них намёк, добрым молодцам урок».

Каждый народ имеет своих знаменитых баснописцев, например, у древних римлян это Федр, у французов —

Ж. де Лафонтен, у немцев — Лессинг, у украинцев — Л. Глибов и т. д.

В этом разделе вы познакомитесь с баснями древнегреческого поэта Эзопа и произведениями русского баснописца XIX в. Ивана Андреевича Крылова.

Их басни восхищали и слушателей, и читателей многих поколений. Надеемся, что и вам они понравятся.

Эзоп

Рождение жанра басни связывают с именем древнегреческого баснописца Эзопа, которого причисляли к семи выдающимся мудрецам античности. И хотя все сведения о его жизни легендарны, Эзоп, по видимому, всё-таки был реальным человеком. По мнению древнегреческого историка Геродота, Эзон родился рабом, жил на острове Самос, позднее служил при дворе лидийского царя Креза. Был убит жрецами 1 в Дельфах, потому что высмеивал богов.

Чем же снискал себе такую славу человек рабского происхождения, которого современники и потомки считали достойнее жрецов и богачей?

Люди из народа были по-своему очень мудры и остры на язык: они могли метко, порой даже в обидной форме, высмеять любые недостатки знати. Из таких народных насмешек, вероятно, и зародился жанр басни, который сразу же стал довольно глубоким и структурированным.

В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще всего выступают условные басенные звери. Но под видом животных в баснях аллегорически изображены определённые люди или социальные явления.

Все басни Эзопа написаны прозой. Очень долгое время они существовали устно. Первый сборник «Эзоповых басен» на рубеже IV-III вв. до н. э. составил Деметрий Фалерский 2 . Этот сборник положил начало традиции басенных записей. В него включены более трёхсот произведений разных баснописцев.

В V. до н. э. началась литературная обработка басен Эзопа. Басни Эзопа просты и кратки, их сюжет не отягощён второстепенными подробностями. Басенный язык простой и близкий к разговорному. Сюжеты взяты из жизни.

Чаще всего в баснях Эзопа встречаются такие животные персонажи, как лисица, лев, змея, волк, собака, осёл. Причём характеры этих зверей меняются в зависимости от сюжета басни, то есть все они интересуют автора не сами по себе, а как носители определённых функций. Эзоп придумал свой особый, иносказательный, язык, который так и называют — эзопов язык.

1 Жрец — служитель религиозного культа.

2 Деметрий Фалерский (350-283 гг. до н. э.) — древнегреческий государственный деятель и философ. Один из основателей Александрийской библиотеки.

Басня — это короткий рассказ, написанный в стихах или прозой, который отличается иносказательным сюжетом и через иносказание и аллегорию высмеивает человеческие пороки или недостатки общества.

Экспозиция — это изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которой они находятся до начала действия.

Мораль басни — меткий вывод, который делает автор из описанной им ситуации. Мораль, как правило, располагается в конце басни, как бы подытоживая её.

Сначала басни активно использовались в школах на уроках риторики (красноречия), но очень быстро стали популярным жанром массовой литературы.

Читая басню, мы должны показать, что верим в её достоверность. Поскольку описанная ситуация чаще всего имеет бытовой характер, нужно научиться с помощью интонации выделять реплики каждого действующего лица, используя жесты и мимику.

Благодаря басням сформировался и так называемый эзопов язык — своеобразный способ формулирования двузначных мыслей с намёками, недомолвками, иронией, фигурами умолчания, аллегориями.

Структуру басни можно представить следующей схемой: экспозиция — замысел — повествование — неожиданный результат — реплика-мораль.

Рассмотрим басню Эзопа «Отец и сыновья» (перевод Л. Толстого), относительно приведённой выше структуры.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе “Времен связующая нить” (Басня Эзопа «Ворон и Лисица», басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица»)

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Времен связующая нить. (Басня Эзопа «Ворон и Лисица», басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица»)

Цель: исследование басни как жанра литературы.

Задачи: 1) Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).

2) Методом сравнения определить отличие басни от сказки о животных.

3) Развивать умение самостоятельно работать с текстом, сопоставлять произведения разных авторов, делать выводы.

4) Формировать верные нравственные представления.

Оборудование: презентация, выполненная в программе PowerPoint.

Комментарии о реализации требований нового ФГОС

I . Организационный момент.

II . Введение в тему урока. Слайд № 1 «Времен связующая нить».

Ребята, перед вами Баба-Яга – член международного совета консультантов. Откуда пришла Баба-Яга? (Из сказки.)

Жанром какого творчества является сказка? (Устного народного творчества.)

Какие виды сказок вы знаете?(Волшебные, о животных, бытовые.)

В руке у Бабы-Яги клубок, но это не просто смотанная шариком нить. Это клубок проблем и вопросов, которые нам предстоит распутать на уроке. Сегодня нас ждет знакомство с творчеством двух великих писателей. Это – Эзоп, живший в 6 веке до н.э. и Иван Андреевич Крылов (1768 – 1844 гг.). Определите их место на ленте времени.

Читайте также:  Басня Эзопа Собака и Заяц

(Дети показывают на ленте времени. На слайде появляются стрелки.)

Из сказки я возьму клубок,

Чтоб верный путь найти он нам помог.

Двух авторов сравним творенья.

И связь времен мы установим без сомненья.

( На слайде в руке у Бабы-Яги появляется клубок, нить от которого тянется к портретам Эзопа и Крылова.)

Использование средств ИКТ для решения познавательных задач.

Использование знаково-символических средств представления информации.

III . Работа по теме урока.

Два писателя, жившие в разные периоды истории человечества, (Эзоп – Древний мир, Крылов – новое время) неразрывно связаны нитью времени, потому что оба они – баснописцы. Кто такой баснописец? (Писатель, сочиняющий басни.)

Вопрос для исследования. Слайд № 2 «Внимание, настоящий исследователь!»

Внимание, вопрос для настоящего исследователя: что такое басня? А где искать ответ на этот вопрос? Конечно, в басне.

2.Чтение басни Эзопа «Ворон и лисица» учителем (Стр. 61 учебника).

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».

Понравилась ли вам басня?

3.Чтение басни учащимися.

На что похожа басня? ( На сказку.)

Какой вид сказки? ( Сказка о животных.)

Сказка о животных – жанр более древний, чем басня. Сегодня мы выясним, чем сказка о животных отличается от басни.

Сравните размеры басни. Какая она? (Басня короткая.)

На слайде появляется таблица, которая в ходе беседы постепенно заполняется.

Что напоминает вам в басне поведение животных и их взаимоотношения? (Поведение людей.)

Какого испытания не выдержал Ворон? (Испытания лестью. Ворон любит славу, похвалу.)

Что такое лесть? (Ответы детей.)

Освоение учащимися способов решения проблем поискового характера.

На уроке происходит

овладение учащимися навыками смыслового чтения прозаических и поэтических текстов басенного жанра.

Лесть – это неискреннее, лицемерное, угодливое восхваление.

Т.е. Эзоп в басне высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Этот прием, ребята, называется иносказанием. Значит басня – это какой рассказ? ( Иносказательный.)

Литературоведы называют иносказание специальным термином – аллегория.

Получив кусок мяса, что делает лисица? (Лисица поучает Ворона.)

Прочитайте слова Лисицы. («Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».)

Но поучает в басне не только Лиса, но и автор. Обратимся к кентавру Хирону (в конце учебника раздел «Музей», с. 155) и прочитаем, как басню завершил сам Эзоп. (Басня уместна против человека неразумного.)

Что заключается в этих строчках? (Вывод: Хвала уму – бесценному качеству, которое требуется, чтобы быть первым, уважаемым, чтобы твое мнение ценилось.)

Т.е. автор учит своего читателя, значит басня еще и какой рассказ? (Поучительный.)

Поучение – это главный вывод басни. Поучение в басне называется моралью.

Знакомство с литературоведческими понятиями.

5. Обобщение по таблице. Слад № 4 «Басня – это…»

Чем басня отличается от сказки о животных?

Чуть позже, ребята, мы вернемся к этой таблице и дополним ее.

6. Краткий рассказ о писателях. Слайд № 5 «Времен связующая нить»

Эзопа считают создателем басни как самостоятельного жанра литературы. Жил Эзоп в Древней Греции, был рабом. Достоверных сведений о его жизни почти не сохранилось. Существует легенда о золотой чаше, украденной из храма и подброшенной Эзопу. Так решили отомстить Эзопу его современники, видевшие в героях его басен свои пороки: жадность, зависть, глупость, хвастовство, тщеславие. За преступление, которое он не совершал, Эзоп был казнен.

И.А.Крылов родился в Москве. Читать и писать его научила мама. Будущему писателю не пришлось учиться в гимназии. В 11 лет он потерял отца, и мальчику пришлось идти работать писцом. Всю жизнь писатель занимался самообразованием и стал одним из самых образованнейших людей своего времени: знал 3 языка (французский, немецкий, итальянский), учил греческий, прекрасно рисовал и играл на скрипке. Начинал Крылов как переводчик басен, а потом уже стал их сочинять сам. Свою первую басню поэт написал в 37 лет. Всего им создано более 200 басен.

Нить времени соединила Эзопа и Крылова, потому что оба они баснописцы. Но что же еще связывает этих писателей? Ответ на этот вопрос мы снова найдем в басне.

7. Прослушивание басни Крылова «Ворона и Лисица».

8. Чтение басни учащимися (стр. 66 учебника).

Что заметили? (Сюжет одинаковый.)

Вам уже приходилось читать басню с похожим сюжетом, но другого автора? (Басня Эзопа.)

В двух баснях есть сходство, но есть и различия, которые мы сейчас будем искать.

Освоение учащимися способов решения проблем поискового характера.

9. Сравнительный анализ басен. Слайд № 7 «Настоящий исследователь, сравним басни?»

В ходе сравнительного анализа заполняется таблица.

Каким языком написаны басни? (Проза, стихи.)

Какие отличия в деталях? (Ворон и Ворона, кусок мяса, кусочек сыра.)

Сравним композиции двух басен. Что идет в начале сюжет или мораль? (У Эзопа сюжет, а потом мораль. У Крылова мораль, а потом сюжет.)

Сравним характеры героев басен. Какой Ворон и какая Ворона?

(Ворон и Ворона глупые.)

Какие в баснях Лисицы? ( Лисица Эзопа хитрая и мудрая. Лисица Крылова – хитрая.)

Скажите, а мораль у басен одинаковая? (Мораль разная.)

Слайд № 8 «Настоящий исследователь, проверь себя?»

Лисица хитрая и мудрая

Мораль: вредна глупость

Мораль: вредна лесть.

Итак, ребята, Эзопа и Крылова связывают и одинаковые сюжеты басен. Как вы думаете, почему? ( Крылов начинал как переводчик басен. Использовал сюжеты басен Эзопа. )

На какой жанр устного народного творчества опирался в своем творчестве Эзоп? ( На сказку о животных.)

Формируются умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

10. Работа по слайду № 9 « Сюжет или мораль? Подумай, что ценнее в басне?»

Сколько частей в басне? (Две части.)

В басне 2 части: основная часть, назовем ее сюжетная, берет начало из сказки о животных. Вторая часть – мораль.

А какая часть вам больше нравится? (Основная)

Басня была не только жанром письменной литературы, но и передавалась устно. Как вы думаете, какая часть лучше сохранялась, запоминалась? (Сюжет.)

Какую часть интереснее читать? (Сюжет басни, потому что это короткая сказка о животных.)

На данном этапе формируется понимание литературы как явления мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Мораль – это нравоучение. Не все люди любят слушать нравоучения. Скажите, а почему у Эзопа и Крылова в басне с одинаковым сюжетом мораль разная? (Ответы-предположения детей.)

Формулировки нравоучений менялись со временем, приспосабливались ко времени, становились более актуальными и современными. Авторы жили в разные исторические эпохи, в разных обществах. Даже социальное положение писателей было разным: Эзоп – раб, а Крылов – сын военного. Возможно, Эзопу встречалось больше глупых людей, которые видели в нем не писателя, а раба, А во времена Крылова в обществе, наверное, было много лицемерных, неискренних людей. Сравнивая сюжетную часть басни и мораль, любой читатель отдаст предпочтение занимательной части басни, но жанр басни обязывает автора делать в конце поучительный вывод. На мой взгляд, в умении формулировать мораль басни Крылов превзошел своего «учителя» Эзопа. Талант, мастерство Крылова-баснописца в том, что строчки морали из многих его басен прекрасно живут сами по себе, отдельно от его басен. Т.е. мораль, как будто «улетела» из басен в разговорную речь. Многие строки Крылова стали «крылатыми словами», почти пословицами. Например: «Когда в товарищах согласья нет,//На лад их дело не пойдет», «А Васька слушает, да ест», «Вперед чужой беде не смейся, Голубок».

Отвечая на данный вопрос, дети учатся признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.

11. Игра « Найди пару». Слайд № 10 «Найди пару»

Сейчас мы поиграем в игру. Представьте на минутку, что вы баснописцы, которым надо сочинить басню на заданную тему. Вам надо подобрать пословицу, которую можно использовать для формулирования морали басни. Составьте пары мораль – тема.

Проголодаешься, так достать хлеба догадаешься.

Без ума голова, что фонарь без свечи.

Лесть без зубов, а с костьми съест.

В ком добра нет, в том и правды мало.

На языке мед, а под языком лед.

Об уме и глупости.

О льстецах и лицемерах.

Об осмотрительности и осторожности.

О находчивости, догадке, смекалке.

( Дети находят пары. На слайде появляются стрелки-соединения.)

IV . Физкультурная минутка.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! (Поиграть на дудочке.)

Сидит ворон на дубу. (Присесть, привстать, помахать руками.)

Он играет во трубу, Во серебряную. (Поиграть на дудочке.)

Укрепление физического здоровья учащихся.

V . Обобщение по теме. 1.Слайд № 11 «Басня – это…»

В начале урока я обещала вернуться к этому слайду. Настало время его дополнить.

Читайте также:  Басня Эзопа Муха

Басня – это краткий, иносказательный (аллегория), поучительный (мораль) рассказ или стихотворение.

2.Занимательная минута. Слайд № 12 «Кроссворд для самых внимательных читателей»

5.Первый, лучший среди остальных или правитель государства.

Найди и обведи ключевое слово кроссворда.

Эзоп. «Ворон и Лисица»

5 класс

Урок № 11.

Тема. Эзоп. «Ворон и Лисица».

Цель:

  • дать учащимся понятие о басне как литературном жанре; познакомить ребят с легендами об Эзопе, выявить значение морали басни «Ворон и лисица»; показать роль басен Эзопа в жизни общества;
  • формировать навыки выразительного чтения (инсценирования), лексической работы, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Басня – один из малых эпических жанров.

Басня – краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. Басня состоит из вступления, описания событий и морали.

Аллегория (греч.) – иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.

Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т. д.

Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.

Эзопов язык – речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла.

3. Отличительные особенности басни.

Стремление учить на «отрицательном примере», в силу чего в произведении неизменно присутствует герой, который является носителем какого-либо нравственного недостатка.

4. Особенности басни.

•Фамильярно-бытовая лексика и фразеология (из кожи вон лезет).

•Сказочно-народная лексика и фразеология (бедняжка-куманек).

•Восклицательные и вопросительные предложения (Спой, светик, не стыдись!)

•Частицы устного обихода (ей-же-ей).

•Слова с суффиксами уменьшительно-ласкательными, увеличительными, пренебрежительными, префиксами эмоционально-экспрессивного значения (перушки, мастерище, огородишко, объедала).

•Диалог – с краткими, динамичными репликами.

•Часты обращения (Это, Щука, тебе наука…).

5. Этапы развития басни.

Первый этап. – Эзоп (древнегреческий баснописец) – 6 век до н.э. Отличительные особенности: краткость, ясность, простота.

Федр (древнеримский баснописец) – 1 век до н.э. Короткие басни в прозе. Называлась басня притчей.

Второй этап (XVII в.). – Лафонтен (французский баснописец). Создал стихотворную басню. Заимствовал сюжеты у древних.

Третий этап (XVIII-XIX вв.). – И.А.Крылов (русский баснописец). Создал подлинно-народную реалистическую басню. Написал 204 басни (только 67 из них переводные, остальные – оригинальные). Создавал басни-сатиры. Басни сказочные, занимательные, короткие, динамичные (мало описаний и много действия).

также писали басни

продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика

Четвёртый этап (XX в.) – С.В.Михалков, В.Кривин продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика.

6. Беседа по вопросам к статье учебника «Эзоп» (статья прочитана дома).

– К какому времени относится первое упоминание об Эзопе?

– Что известно об Эзопе?

– Что значит выражение «эзопов язык»? Дайте определение понятию «иносказание».

– Какие авторы использовали сюжеты Эзопа?

7.Сообщение учащегося об Эзопе.

Эзоп – полулегендарный древнегреческий баснописец, по преданию, раб, горбатый и уродливый. «Язык Эзопа» – язык басен витиеватой формы и с переносным смыслом, аллегорией. Его темы «вороны и лисицы», «волка и ягненка» и др. – находили своих трактовщиков среди баснописцев последующих поколений: Федр, Лафонтен, Крылов и др. Эзоп – мудрец из народа, по преданию, был сброшен со скалы жрецами, которые видели в нем соперника, влиявшего на настроения народа.

Об Эзопе рассказывают немало историй, похожих на притчи либо анекдоты.

К примеру, когда баснописца однажды на улице встретил градоправитель, спросивший, куда тот держит путь. Эзоп ответил:

Правитель возмутился, позвал стражу и велел отвести Эзопа в тюрьму.

– А что я тебе говорил? – воскликнул Эзоп, – мог ли я знать, идя по улице, что попаду в тюрьму?

Правитель, удивленный остроумием раба, отпустил его на свободу.

Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Произведения фригийского раба или приписывавшиеся ему объединялись в сборники под названием «Эзоповы басни». Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть. Басни Эзопа стали одними из самых популярных произведений в античном мире.

В самые мрачные периоды истории, когда за правдивое слово можно было лишиться головы, человечество не впадало в немоту лишь потому, что в арсенале у него был Эзопов язык. Можно было выражать свои мысли, воззрения, протесты в сюжетах из жизни животных, птиц, рыб. С помощью басен Эзоп преподал потомкам азы мудрости. Сохранилась целая книга забавных рассказов о его жизни и приключениях. Несмотря на свое внешнее уродство, Эзоп сделался настоящим героем народных преданий, повествующих о его смелых выступлениях против богачей и знати, о посрамлении им ложной мудрости правящих верхов.

8. Выразительное чтение басен Эзопа «Ворон и Лисица», «Два горшка».

Река несла в своем течении два горшка — глиняный и медный.

«Держись от меня подальше, не подплывай близко, — просит глиняный горшок медного.

— Чуть ты дотронешься до меня, ты расколотишь меня в куски, а самому мне касаться тебя нет охоты».

Нет житья бедняку, если под боком у него поселится богач.

III. Закрепление изученного.

Беседа и лексическая работа.

– Как вы поняли высказывание М.Л.Гаспарова о том, что басня в руках Эзопа – «орудие защиты угнетённого народа от знати»? Ответьте, имея в виду содержание басни «Два горшка».

– Почему Лисице из басни «Ворон и Лисица» удалось обмануть Ворона?

– Что скрывается за образами героев басни Эзопа?

– О каких пороках идёт речь в басне «Ворон и лисица»?

– Объясните значение слов: тщеславие, легковерный, легкомыслие, коварство.

Тщеславие – пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания.

Легковерный – слишком доверчивый, легко верящий всему.

Легкомыслие – необдуманность, несерьезность, опрометчивость в словах и поступках.

Коварство – черта характера, свойство человека, состоящие в склонности к злым, хитрым умыслам, прикрытым наружной доброжелательностью.

– Найдите строчки, в которых нашла отражение мораль басни «Ворон и Лисица».

– На чьей стороне ваши симпатии?

IV. Подведение итогов урока.

– Объясните высказывание Лафонтена: «Тело есть басня, душа – мораль».

(Именно мораль прячется за внешней оболочкой басенного рассказа, за вымышленными героями и обстоятельствами. Ради нее создается басня, которая служит высокой цели – сделать мир добрее, справедливее, лучше и чище.)

– Почему поучительный вывод из басни сравнивают с «позолоченной пилюлей»?

(Выражение «позолотить пилюлю» значит «смягчить, скрасить что-нибудь не слишком приятное». Мораль басни – ее целебное лекарство от людских недостатков. Но она подается совсем не как прямое «указывание пальцем» на конкретного человека. Речь идет о внешне далеких от читателя каких-то зверях, птицах и тому подобном; на самом же деле читатель зачастую узнает в них, их слабостях и промахах, себя и своих знакомых – а это достаточно горькое, хотя и важное открытие, которое может быть целебным, как лекарство.)

– Почему басня сохранилась на протяжении многих веков и жива сейчас?

(Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает. Басня актуальна, потому что человеческая натура остается почти неизменной, ей свойственны те же слабос­ти, недостатки, пороки, что и много веков назад.)

V. Домашнее задание.

1.Прочитать статью учебника «Русские басни», с.64-65, часть 1 и статью о В.К.Тредиаковском, с.66-67, часть 1, составить вопросы к ним.

2.Инд.задание: подготовить выразительное чтение басни В.К.Тредиаковского «Ворон и лиса».

3. Инд.задание: подготовить выразительное чтение басни А.П.Сумарокова «Ворона и лиса».

4.Инд.задание: подготовить сообщение об А.П.Сумарокове.

Эзоп “ВОРОН И ЛИСИЦА”. И. Крылов “ВОРОНА И ЛИСИЦА”. Сравнение.

Презентация о сравнении двух басен Эзопа и И. Крылова.Данная презентация дает представление о самостоятельной жизни басенной морали (сходство с пословицей); показывает возможности использования пословицы “к слову”, “к случаю” – для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Эзоп “ВОРОН И ЛИСИЦА”. И. Крылов “ВОРОНА И ЛИСИЦА”. Сравнение. »

Басни: Эзоп «Ворон и Лисица», И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Сравнение. урок литературного чтения в 3 классе

полулегендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках — (латинской) Федра (I в.), (греческой) Бабрия (II в.) и (латинской) Авиана (начало V в.).

Эзоп (620-560 до н. э.)

Иван Андреевич Крылов (1769-1844)

Басня – один из древнейших жанров литературы. Это короткий рассказ (чаще в стихотворной форме) с простым сюжетом, моралью. Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание .

Басня – это короткий ___________, в котором действуют ___________________________, а подразумеваются _______________,

В баснях высмеиваются __________________ людей: _____________

Басня содержит нравоучение –

Эзоп «Ворон и Лисица»

И. Крылов «Ворона и Лисица»

Лесть – похвала, не соответствующая истине .

Пленил – очаровал, захватил, заворожил .

Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны.

Бог послал – случайно нашла.

Басня отличается от сказки о животных наличием отдельно сформулированной морали, в которой говорится о поведении или о взаимоотношениях людей

«Ворона и Лисица»

Не все – то золото, что блестит.

Хоть видит око, да зуб неймет.

Закончи предложение: Мне понравилось…. Я узнал, что … Басня состоит из … Мне было …

Ссылка на основную публикацию