Басня Эзопа Ворона и Ворон

Эзоп. Ворон и Лисица. Как вы поняли мораль басни?

1. Как вы поняли мораль басни?

Басня Эзопа убеждает нас в том, какую силу имеет лесть и как она опасна.

2. В чем выразилась неразумность Ворона?

Неразумность Ворона выразилась в том, что он поддался лести хитрой Лисы и по­этому потерял свою добычу.

3. Чем подействовала на него Лиса?

Лиса стала расхваливать Ворона, исполь­зовав лесть. Она понимала, что Ворон захо­чет похвастаться и при этом откроет клюв и уронит добычу.

4. Как вы понимаете слово лесть? Докажите, что оно уместно при оценке того, что говорила Лиса.

Лесть – это притворное одобрение, по­хвала с корыстной целью. Лиса, конечно, с корыстной целью восхваляла достоинст­ва Ворона. Напомним: она говорила, что он и велик, и красив, и мог бы стать царем над птицами, если бы у него был голос. Определить, что эти речи были льстивы­ми, умели и наши далекие предки.

Ведь Эзоп создал свои басни еще в VI-V веках до нашей эры. Не нужно долго размыш­лять, чтобы решить, что говорить о вели­чии и красоте Ворона можно только с целью ему польстить: Лиса называла те качества, которых у Ворона не было.

Related posts:

И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и срав­ните их. Можно сравнить две из них – те, которые вам больше понравились. Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица (Лис) хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон (Ворона), и ей это удается. И то, что у Эзо­па и Лафонтена это Ворон, а у […].

В. К. Тредиаковский. Ворон и Лисица. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать?В. К. Тредиаковский. Ворон и Лисица. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? 1. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? Басню В. К. Тредиаковского трудно читать потому, что она написана в XVIII веке. 2. Говорится ли и в этой басне про лесть? Проч­тите похвальное слово Лисицы. Лисица, захотев разжиться сыром, “вздумала такую […].

Ж. де Лафонтен. Ворон и ЛисицаЖ. де Лафонтен. Ворон и Лисица 1. Что отличает Ворона Эзопа от Ворона Лафонтена? Ворон в басне Лафонтена сообрази­тельней, чем Ворон в басне Эзопа. Он сму­тился по причине своей неудачи и даже поклялся, “что другого урока ему не понадобится”. 2. В какой из басен говорится о лести и льстецах? О лести и льстецах говорит “дядюшка […].

Мораль басни или Актуальность Басни в современном миреСочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, совершенствуют ее, но не считают за нужное изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным. Рассмотрим три басни Эзопа, […].

Ворона и Лисица (Крылов Иван Андреевич Басни)Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ___ Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: […].

Краткое содержание: Ворона и Лисица (Крылов)Ворона и Лисица В этой басне мораль предваряет повествова­ние: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Далее автор рассказывает историю Вороны, где-то раздобывшей кусочек сыру и взгромоз­дившейся с этим сыром на ель, чтобы там спо­койно позавтракать. Мимо “близехонько бежа­ла” Лиса, которая […].

Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни (Крылов И. А.)“Рыбьи пляски” – известнейшая басня. Эта басня дошла до нас в двух вариантах, так как первый ее вариант не пропустила цензура. Хотя второй вариант более отделан, для нас больший интерес представляет первый, “черновой”, ибо он в духе всего творчества Крылова и, естественно, “в духе” прогрессивной русской литературы. У первого, “чернового”, варианта неблагоприятная для властей развязка. […].

Эзоп – основатель жанра басниДревнегреческий полулегендарный баснописец. Имя Эзопа встречается в работах историка Геродота (V ст. до н. э.), который сообщает, что Эзоп жил на острове Самосии, был рабом с физическими недостатками, со временем стал свободным, писал басни. Сборник Эзопа содержит 426 басен, написанных прозой. Произведения его краткие, мораль довольно прямая и лаконичная. Например, мораль басни “Ворон и Лисица” […].

Ворона и ЛисицаВорона и Лисица Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то Бог послал кусочек сыра; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух […].

Работа над выразительностью чтения басни Л. Глибова “Лисица-Жалобница”Во время подготовки к чтению этой басни учителю надо вспомнить с шестиклассниками все сведения о басне. Он подчеркивает, что в баснях приходится встречаться с разнообразными персонажами. – Какой характер воплощает образ Лисицы в любой басне? (Лицемерие, коварство, хитрость). – Какая же черта характера наиболее полно раскрывается в этом произведении? (На первое место четко выступает такая […].

Тема. И. А. Крылов. Басня “Ворона и Лисица”Цель: учить выразительности чтения, осмеяние пороков: хитрости и глупости, воспитывать лучшие человеческие качества. Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – Найдите и прочитайте строчки, которые говорят о глупости Мартышки. – Поняла ли Мартышка, что в зеркале она увидела себя? – Что ответил Медведь на Мартышкины слова? – Как отнеслась Мартышка к ним? […].

Мораль басни Осел и ее анализ (Крылов И. А.)[center][/center]Басня 1830 года “Осел” рассказывает об Осле много интересного. Рассмотрим ее Содержание. У крестьянина был Осел. Он так смирно себя вел, что тот не мог им нахвалиться. То есть здесь наш герой выступает почти в своем животном естестве. Он не знатен, не сановит, его никакая Лиса никуда не продвигает, – он просто Осел в подлинности […].

Мораль басни Вороненок и ее анализ (Крылов И. А.)К 1811 году относится “Вороненок” с “моралью”, утверждающей некую тривиальную истину: Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Видимо, картина всеобщего, повального государственного воровства и родила эту басню. Отсюда и идут уподобления. Главный вор – вор на троне, Орел. Это он выхватил ягненка из стада, что и “взманило” Вороненка, подбило его на подвиг. […].

А. П. Сумароков. Ворона и Лисица. Прочтите, что подумала Лиса, а затем – что сказала Вороне. В чем вы видите отличие?1. Прочтите, что подумала Лиса, а затем – что сказала Вороне. В чем вы видите отличие? В этой басне автор сначала рассказал о плане, который появился у Лисицы, а затем передал ее льстивую речь, ад­ресованную Вороне. Так мы убедились, что Лисица думает одно, а говорит другое, чтобы добиться цели, которую она перед собой поставила. Ей […].

Мораль басни Воспитание льва (Крылов И. А.)Субъективно Крылов не видит возможности иного правления, кроме монархического. Поэтому, обличая, он одновременно наставляет, дает своеобразный “урок царям”, что иногда делал, правда, в другом роде и Пушкин. Одним из таких “уроков” является басня “Воспитание Льва” (1811). Не пересказывая всего (в басне повествуется о том, как царь зверей Лев отдал Львенка на выучку к Орлу, который […].

Крылов, Два мальчика. Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит?Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит? Басня осуждает эгоизм, стремление ис­пользовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жад­ность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем. Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опиши­те характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изо­бретательность, сообразительность, ловкость, […].

Мораль басни Пестрые овцы и ее анализ (Крылов И. А.)В басне “Пестрые овцы” Лев сам хотел изничтожения овец, но тем не менее Крылов внимательно следит – а как работает система, то есть что она собой представляет. Басня начинается так. Лев невзлюбил пестрых овец и хотел было просто перевести их, однако это было бы неправосудно, ведь, замечает Иван Андреевич, Он не на то в лесах […].

Мораль басни Чиж и Еж и ее анализ (Крылов И. А.)В басне “Чиж и Еж” (1814) речь идет о поэзии, ее сущности, ее правде, о воспевании героя, о подлинной героике и подлинном героизме, о великих мира сего, об обязанностях поэта перед жизнью и перед правдой. Басня хитра. В ней Крылов отказался воспевать Александра Первого. Сделал он это тонко и замысловато, но так, чтобы каждый понимал, […].

Мораль басни Пчела и Мухи и ее анализ (Крылов И. А.)“Пчела и Мухи” – басня 1817 года. К этому времени образ Пчелы у Крылова уже сложился. Кстати, в 1827 году он напишет басню “Муха и Пчела”, где характер “трудолюбивой” хвастуньи 1808 года (“Муха и дорожные”) будет раскрыт несколько в ином преломлении, но, вообще-то говоря, в том же качестве. В басне “Пчела и Мухи” поэт рассматривает […].

Мораль басни Охотник и ее анализ (Крылов И. А.)“Охотник” – басня, написанная в 1819 году. Она проста: Крылов ополчился против извечного “Еще успею”. Он говорит, что здесь советчик не ум, а леность. И его мораль, заданная наперед (то есть выверенная и выношенная), звучит призывом и строгим наказом: …Коль дело есть, скорей его кончай, Иль после на себя ропщи – не на случай… А […].

Мораль басни Мор зверей и ее анализ (Крылов И. А.)Рассмотрим басню “Мор зверей” (1809). Крылов рисует картину страшного опустошения – по лесам ходит смерть, она не щадит никого… Но поэт так выразителен в описании эпидемии. Чувствуется, что на описание мора Крылов бросил все свои силы – здесь краски сгущены до предела. Следовательно, для идеи целого данная картина существенна. Лютейший бич небес, природы ужас – […].

Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализ (Крылов И. А.)Басня “Волк и Ягненок” относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя – в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших (так полюбившихся читателю) произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, […].

Мораль басни Гуси и ее анализ (Крылов И. А.)Басня “Гуси” – одно из центральных произведений всего творчества великого баснописца. В ней его антикрепостнические взгляды нашли свое предельное выражение. Это не осмеяние хвастовства, не сатира на людей, хвастающихся заслугами предков (как склонны думать некоторые ученые),- она выражает самые основы демократической идеологии Крылова и бьет тоже по самым основам идеологии крепостников. Ведь принцип “первородства”, родовитости, […].

Мораль басни Сочинитель и Разбойник и ее анализ (Крылов И. А.)На опыте Крылова русский писатель учился и тому, как надо писать, и тому, как писать не надо. Учился быть верным жизненной правде. В басне “Сочинитель и Разбойник” осуждается Сочинитель на страшные муки – вечно гореть в геенне огненной. Удались обвинения в адрес писателя. Они дышат гневом и злобой. Совершенно очевидно, что Крылов знал, о чем […].

Мораль басни Квартет (Крылов И. А.)В басне “Квартет” Крылов дерзко осмеял высший государственный орган царской России, Государственный совет, который был учрежден в 1810 году и включал в себя 4 департамента. Его члены никак сразу не смогли разместиться по разделам, а пересаживались из одного в другой. Разностопный ямб, использованный автором, замечательно передает содержание басни. Размер стиха, краткость строк, частое повторение твердого […].

Мораль басни Лжец и ее анализ (Крылов И. А.)Крылов с его изумительным чувством реальности, то есть социальности, всегда выявлял, рисуя живую картину жизни, социальную природу того или иного “общечеловеческого” порока. Для своего времени выявил, полагаем, он и социальную природу лжи как явления общественного, выведя тип лжеца как тип, социально значимый. С этого Крылов и начинает своего “Лжеца”. Возвратившись из дальних странствий, дворянин (возможно, […].

Мораль басни Лев и ее анализ (Крылов И. А.)Обратимся к басне 1830 года. Ее название “Лев”. Просто “Лев”, без “и”. Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая […].

Мораль басни Две Собаки и ее анализ (Крылов И. А.)Крылов не был бы Крыловым, если бы настаивал на том, что предательство обязательно постигнет наказание. Это наивно. Видимо, предательство-лицемерие имеет одно важное отвлечение свое – холуйство, угодничество, порождаемые неограниченной единодержавной властью. Если не ценится труд, если попрано личное достоинство, то процветает холуйство, ищущее, по Достоевскому, кому бы сапоги почистить. Это писатель наблюдал у русских либералов. […].

Мораль басни Собака, Человек, Кошка и Сокол (Крылов И. А.)“Собака, Человек, Кошка и Сокол”- басня, написанная в 1816 году. Ее герои поклялись друг другу в вечной дружбе, разделить заботу и радость, помогать друг другу, а при необходимости и умереть друг за друга. Налицо вся бутафория дружбы – полный комплект славословия и словоизвержения. Сюда прибавить нечего. А что было на деле? (Крылов делом всегда проверяет […].

Мораль басни Крестьянин и Змея и ее анализ (Крылов И. А.)Крыловская тема “Змея”, змея “умная”, маскирующаяся, хитрая, выявляет как свое несомненное достояние мудрость народа и общества: как ни умна Змея, как ни изощрена она в своих метаморфозах, ей никого не удалось обмануть даже соловьиным голосом. Ни умом своим, ни наглостью своей. Подумать только, до чего дошло: ведь она хотела у Крестьянина детей нянчить. В няньки, […].

Мораль басни Волк на псарне и ее анализ (Крылов И. А.)Подлинное прославление Кутузова, его народного гения военного и дипломата, дано Крыловым в басне “Волк на псарне”. Это произведение поэта – чудо искусства слова. Здесь торжествует аллегория и как аллегория, т. е. поэтика широкого радиуса действия, и как (при всей условности своей) максимальное приближение к действительности,- в смысле данного конкретного случая. Здесь одержало победу свою и […].

Мораль басни Волки и овцы и ее анализ (Крылов И. А.)Крылов прослеживал открытую им истину на малом и большом, на частностях и общем, на главных государственных институтах и маленьких сошках управления. В частности, он писал о “совете” при царе. И в “Водолазах”, и в “Рыбьих плясках”, и в “Пестрых овцах”, и в “Волках и Овцах” на протяжении ряда лет Крылов зло издевается над этим “учреждением”, […].

Мораль басни Листы и Корни и ее анализ (Крылов И. А.)И Крылов тем велик и поныне, что в своих произведениях создал и развернул стройную философию свободного труда, философию творчества и созидания, раскрыл общественное значение и характер труда, возведя эту тему в ранг национально-патриотического достоинства и показав ее всемирно-историческое значение. Его басня 1811 года “Листы и Корни” находится на стыке двух планов темы. Удачно найденная аллегория […].

Почему мне нравятся Басни И. А. КрыловаС детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение – а оно в басне присутствует обязательно – понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага людей, помогать слабым, не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают хорошие. Басенные звери […].

Читайте также:  Басня Эзопа Отец и Дочери

Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука”)Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука”) Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука”) 1. Власть хитрости и лести в басне “Ворона и Лисица”. 2. Осмеяние напыщенной бездарности в басне “Квартет”. 3. Басня “Лебедь, Рак и Щука” […].

Д. И. Фонвизин. Лисица-кознодей. Кого обличает автор в этой басне?1. Как вы поняли название басни? Почему имен­но Лисица вынесена в ее название? Как вы поняли слово кознодей? О каких кознях в басне идет речь? Справка. Кознодей – строящий козни. Басня повествует о смерти звериного ца­ря Льва. О его достоинствах “с восторгом вопиет” Лисица. “Взмостясь на кафедру”, она перечисляет достоинства, которые яко­бы были присущи Льву. […].

Мораль басни Соловьи и ее анализ (Крылов И. А.)Не единожды поэт говорил о жестокой несвободе подлинного искусства в крепостническом обществе, предвосхищая дальнейшее развитие этой темы у Пушкина, Гоголя, Герцена, Островского. Крыловские “Соловьи” (1824) “метят” во многое, что было известно поэту, и во многое из того, что раскроется лишь в грядущие десятилетия – так реально и прозорливо было его обобщение. Кстати, очень простое и […].

Мораль басни Обоз и ее анализ (Крылов И. А.)“Обоз”, как известно,- выступление в защиту стратегии и тактики Кутузова в ведении войны. Тактики, кроме всего прочего, гуманной. Фельдмаршал берег солдат, русских людей. Он не пускал их тысячами в распыл и в расход. Не пользовался старым, “досюльным” приемом стратегии – чем больше жертв, тем больше славы. Великая победа при наименьших потерях. Победа (имея в виду […].

Мораль басни Два мужика и ее анализ (Крылов И. А.)Говоря о пороке, который в иные времена становится бедствием народным, Крылов называет едва ли не в первую очередь пьянство. Об этом он расскажет в басне (в басне ли?) “Два Мужика” (1824), известной всем с малых лет. В ней речь идет о Фаддее и Егоре, которые, напившись, попали в беду: один сжег свой двор и “по […].

Мораль басни Слон и Моська (Крылов И. А.)Наверное каждый в своем детстве читал басню Крылова “Слон и Моська”. И не многие в те далекие годы смогли разглядеть в ней ярко выраженный смысл. Чаще всего это обусловленной юным возрастом, когда проходили данное произведение в школе и только благодаря Родителям или учителям Литературы мы понимали всю иронию и сатиру данного произведения. Ведь только задуматься, […].

«Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»

урока литературного чтения в 3 классе

«Ворона и лисица».

Эзоп «Ворон и лисица»

Тема урока: «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»

Задачи: Познакомить с баснями «Ворона и лисица» и Эзопа «Ворон и

Развивать умение работать с басней: правильно называть, выделять вступление,

рассказ, мораль; читать выразительно каждую часть.

Учить сравнивать басни Эзопа и И.. А. Крылова.

Организационный момент. Активизация опорных знаний.

1) Фронтальная беседа

– Что объединяет этих людей?

– Кто такие баснописцы?

– Дайте определение басни.

– Соотнесите фамилию автора и название басни.

– Прочтите мораль басни Эзопа.

– В чем главное отличие басни Крылова от басни Эзопа?

2) Работа в парах.

Взаимная проверка домашнего задания по тетради.

Изучение нового материала. Анализ басен И. Крылова и Эзопа.

1) Слушание басни, в исполнении актера.

– Кто знает, как называется басня и кто ее автор?

– Сегодня знакомимся с баснями «Ворона и лисица» и Эзопа

«Ворон и лисица». Слайд 4

2) Чтение басни учащимися.

3) Словарная работа. Слайд 5.

– Как автор называет своих героев?

– Прочитайте начало басни.

Как называется эта часть басни?

– Что высмеивает автор?

Прочитайте нравоучение басни.

Мораль басни Ворона и лисица И. Крылова

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

– Как баснописец представляет своих героев.

Какие слова – действия использует автор?

Почему именно эти слова?

– В каких словах лисы слышится лесть?

– Послушайте эту басню в исполнении мастера художественного слова.

(слушание басни в аудиозаписи)

5) Выразительное чтение басни учащимися.

– Как читать каждую часть?

С какой интонацией?

На какие знаки препинания нужно обратить внимание?

6) Чтение басни по ролям.

– Рассмотрите иллюстрацию, сделанную художником к басне. Слайд 6.

– Какие особенности изображения передают характер героев?

– Представьте себя на месте героев басни.

Прочитаем басню по ролям.

7) Самостоятельное чтение учащимися басни Эзопа «Ворон и лисица»

8) – Послушайте эту басню в исполнении мастера художественного слова.

9) (слушание басни в аудиозаписи)

– Прочитайте мораль басни Эзопа?

Мораль басни Ворон и лисица

«Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове – ничего тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».

Басня уместна против человека неразумного.

10) Сравнение басен Крылова и Эзопа

Басня Ворона и лисица – анализ

Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?

Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.

– Что вы знаете о басне?

– Какие пороки людей высмеивают авторы в баснях «Ворона и лисица» и «Ворон и лисица»?

Анализ басни А. П. Сумарокова Ворона и лиса

И птицы держатся людского ремесла.
Ворона сыру кус когда-то унесла
И на дуб села.
Села,
Да только лишь еще ни крошечки не ела.
Увидела Лиса во рту у ней кусок,
И думает она: «Я дам Вороне сок!
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок».
«Здорово,— говорит Лисица,—
Дружок, Воронушка, названая сестрица!
Прекрасная ты птица!
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!
И попугай ничто перед тобой, душа,
Прекраснее сто крат твои павлиньих перья!»
(Нелестны похвалы приятно нам терпеть).
«О, если бы еще умела ты и петь,
Так не было б тебе подобной птицы в мире!»
Ворона горлышко разинула пошире,
Чтоб быти соловьем,
«А сыру,— думает,— и после я поем.
В сию минуту мне здесь дело не о пире!»
Разинула уста
И дождалась поста.
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела,
Хотела есть, не ела.
Причина та тому, что сыру больше нет.
Сыр выпал из роту,— Лисице на обед.

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан Лафонтен (XVII век).

В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского.

Сумароков выступил подлинным новатором басни. Сам он, следуя сложившейся национальной традиции, называл свои басни притчами. Этим Сумароков, по-видимому, хотел подчеркнуть учительный смысл жанра, напомнить о заложенном в его притчах иносказании, поскольку с понятием «басня» мог ассоциироваться шутливый род развлекательных побасенок-небылиц. Александр Сумароков первый дал подражания Эзопу, второй — переводы из Лафонтена; также создал самостоятельные басни. Современники хорошо отзывались о его баснях. «Притчи его почитаются сокровищем Российского Парнаса», — писал о Сумарокове Н. И. Новиков в «Опыте исторического словаря о российских писателях» (1772).

Басня А.П.Сумарокова “Ворона и лиса” написана на сюжет басни Лафонтена, восходящий к Эзопу и Федру. Это животная басня, т.е. басня, в которой животные (ворона, лиса) действуют как люди. Басня открывается высказыванием автора: “И птицы держатся людского ремесла”. Далее рассказывается история о вороне, раздобывшей кусок сыра и собирающейся его съесть на дубу. Лиса, оказавшаяся неподалеку, захотела получить сыр, и ради этого начала расхваливать Ворону и уговаривать её спеть. Поддавшись на лесть, ворона открыла рот, выронила сыр, а Лиса получила обед.

Ворона символизирует наивного, легкомысленного (это очень характерно для нашего языка – вспомним фразеологизмы “проворонить” и “считать ворон”) и тщеславного человека, Лисица – жадного, алчного, льстивого и хитрого.

Характеры Вороны и Лисы Сумароков раскрывает через их речь, мысли и действия. Лисица льстит Вороне, используя метафоры (“И попугай ничто перед тобой, душа, // Прекраснее стократ твои павлиньих перья!”, “О, если бы еще умела ты и петь, // Так не было б тебе подобной птицы в мире!”), деминутивы (“дружок”, “Воронушка”, “сестрица”, “ноженьки”, “носок”, “светик”), фразеологизм (“Я дам Вороне сок”-в современном смысле “выжать сок”, здесь означает “Сейчас она у меня узнает хорошую жизнь”: так, Сумароков вводит здесь прием иронии), риторические восклицания (“Я дам Вороне сок!”, “Дружок, Воронушка, названая сестрица!”, “Прекрасная ты птица!”, “Какие ноженьки, какой носок, // И можно то сказать тебе без лицемерья, // Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!”, “Так не было б тебе подобной птицы в мире!”), словом, применяет все свое красноречие.

Лисица сравнивает Ворону с попугаем и павлином, и та принимает такое сравнение за похвалу. Однако Лисица явно иронизирует. Попугай – символ имитации, повторения без понимания. А павлин в российском сознании стал символом надменности и спеси. Выражение «распустил хвост, как павлин» приобрело значение не только ухаживания, но и тщеславия, напускной гордости. Ворона же смысл этого сравнения не понимает. Это свидетельствует о ее глупости и наивности. Итак, порицания со стороны читателя достойны как Ворона, так и Лисица.

В басне “Ворона и Лиса” встречаются книжная лексика (“прекрасная”, “паче всех мер”, “прекраснее стократ”, “ничто перед тобой”, “подобной”) и народно-поэтическая (“дружок”, “названая сестрица”, “светик”).
Рифмовка в басне “Ворона и Лиса” парная и перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются; стихотворный размер – ямб.
После Сумарокова к этому сюжету также обращались Тредиаковский и Крылов.

ТОП-10: Удивительные способности ворон, о которых знают далеко не все

Вороны – не самые обычные птицы. Они обладают очень развитым интеллектом и высокой социальностью, хотя о многих их талантах и привычках люди узнали в ходе очень странных экспериментов и открытий. Например, исследователи вынуждали этих птиц переживать похищения, проверяли на них мифы и испытывали реакции живых ворон на мертвых сородичей. Результаты экспериментов были просто поразительными, а иногда даже жуткими. От уникальных способностей, характерных больше для людей, до странного отношения к смерти и потенциальным угрозам, вороны непременно поразят тех, кто осмелится присмотреться к ним поближе.

10. Работники тематических парков

Фото: Live Science

Примерно 20 лет тому назад Кристоф Габорит (Christophe Gaborit) впервые заметил, как дикие вороны сортируют мусор. Годы спустя Габорит устроился в тематический парк сокольничим. Исторический парк Пюи-дю-Фу (Puy du Fou) находится во Франции, и туда посетители приходят, чтобы прогуляться по древним садам и деревням, а еще чтобы насладиться историческими реконструкциями. К сожалению, как и в любом другом общественном месте, здесь очень сильно мусорят.

В поисках решения этой проблемы Габорит вспомнил про ворон и придумал очень оригинальный ход – выдрессировать грачей так, чтобы они подбирали за людьми их мелкий мусор. Почему именно этот вид птиц? Грачи относятся к роду ворон, и поэтому они тоже очень умны.

В 2000 году Габорит выходил и обучил двух своих первых грачей. Чтобы мотивировать этих птиц собирать, например, обычные окурки, сокольничий собрал специальный шкафчик с отделениями для угощений, которые грач получал всякий раз, когда клал в него мелкий мусор. Благодаря такой методике поощрения мужчина вырастил и успешно обучил еще 6 других грачей, которые распознавали и убирали мусор с территории парка. Новый выпуск пернатых сборщиков мусора закончил свое обучение как раз в 2018 году, и сейчас над Пюи-дю-Фу кружит целая стая птиц, выискивающих отходы, чтобы обменять их на лакомства из ящика.

9. Мертвые вороны вызывают у живых ворон тревогу

Фото: National Geographic

Впечатлительные люди верят, что вороны проводят для своих сородичей настоящие похороны. Это, конечно, полная выдумка, но несложно понять, откуда вообще взялись такие суеверия. Некоторые птицы просто не могут никак не отреагировать на мертвого представителя своего вида. Вдобавок вороны склонны собираться вокруг своих усопших соплеменников, взывать друг к другу и вообще вести себя очень необычно при виде мертвецов.

Впрочем, это не значит, что таким образом эти птицы скорбят и плачут по мертвым. На самом деле все намного прозаичнее и практичнее – выжившие птицы понимают, что одна из ворон погибла, и если что-то погубило одну особь их вида, значит, это может повредить и всей стае. Всеобщее беспокойство по поводу обнаружения мертвого сородича – это скорее попытка выявить потенциальную угрозу, чтобы в будущем ее избежать.

В одном крупном исследовании, связанном с мертвыми воронами, наблюдения проводились в более чем 100 местах скопления этих птиц в пределах штата Вашингтон, США. Ученые выяснили, что людей с мертвыми воронами в руках все остальные птицы этого рода воспринимали как прямую угрозу. Живые вороны старались держаться подальше от таких людей и не кормиться там, где их видели, даже после того, как труп их сородича убирали с глаз долой.

В то же самое время вороны никак не отреагировали на добровольцев, которые приходили либо с пустыми руками, либо приносили на их территорию мертвых голубей. Если же человек, которого раньше видели с мертвой вороной, вновь возвращался, но уже с пустыми руками, вороны все равно еще несколько недель после этого случая вели себя по отношению к нему настороженно или даже агрессивно.

8. Вороны недолюбливают воронов

Не все знают, что ворон и ворона – это птицы разных видов, а не просто способ указать половую принадлежность животного. Эти пернатые относятся к одному семейству, но внешне они все же отличаются. Вдобавок они даже далеко не друзья. Ворон намного крупнее вороны, и этот вид часто не прочь полакомиться яйцами ворон. Иногда вОроны даже едят взрослых ворон. Впрочем, скромная по размерам ворона – не такая уж и легкая добыча.

В недавнем исследовании ученые сравнили популяции 2 этих видов в больших городах и проанализировали свыше 2000 отчетов от любителей птиц, которые долгое время наблюдали за взаимоотношениями воронов и ворон. Оказалось, что нередко ворОны объединяются в целые группы, чтобы насолить своим конкурентам из числа воронов. Банды ворон бывают настолько агрессивными, что вОроны обычно предпочитают держаться подальше от мест скопления своих недругов. В природе существует немало других видов птиц, которые полагаются на скоординированные атаки для отпугивания более крупных хищников.

Читайте также:  Басня Эзопа Хранитель денег и Клятва

Впрочем, ни один другой вид не отличается такой сложной системой, разработанной ворОнами, согласно которой они обычно объединяются в группки по 2-5 особей и перемещаются сплоченной и тесной командой. Эффективность подобного взаимодействия стала возможной только благодаря высокой социальности ворон и более независимому или скорее даже замкнутому характеру воронов. Если бы вОроны были более социальными птицами и тоже собирались в банды, ворОнам пришлось бы очень несладко.

7. Басня Эзопа про ворону была правдивой

Фото: Live Science

Еще древние признавали, что вороны – очень умные птицы. Одна из басен Эзопа под названием «Ворона и кувшин» повествует историю умной вороны, которая очень хотела пить. Мечтая утолить свою жажду, птица обнаружила кувшин с водой, но ей никак не удавалось добраться до живительной влаги из-за узкого горлышка сосуда. Тогда умная ворона накидала внутрь камешков, чтобы поднять уровень воды и наконец-то напилась.

В наши дни исследователи решили проверить эту басню, но немного изменили сценарий. Вместо того чтобы доводить птиц до состояния сильной жажды, ученые решили приманить ворон вкусной едой. Для эксперимента была наполнена пара высоких сосудов с лакомствами, плавающими на воде.

Рядом с сосудами лежали мелкие предметы, которые вороны могли бы схватить и кинуть в воду, чтобы поднять ее уровень. Некоторые из этих предметов оказались бы не лучшим выбором, например, пенопласт или легкие полые предметы, которые никак бы не помогли добраться до угощений. Другие вещи были намного плотнее и тяжелее.

Подопытными птицами стали 6 представителей вида новокаледонский ворон (Corvus moneduloides), и все они сразу же поняли, что до вкусняшек добраться будет не так уж и просто. Удивительно, но пернатые статисты уже обладали пониманием принципа вытеснения воды, и, накидав в сосуды тяжелую мелочь, они с легкостью добрались до лакомств. Эзоп не соврал…

6. Они едят жаб вида Rhinella marina

Фото: science alеrt .com

Наверное, не часто увидишь ворону, завтракающую жабой. Однако если этой амфибией будет австралийская жаба-ага (Rhinella marina), ничему не удивляйтесь. В Австралию этот вид завезли для борьбы с насекомыми-вредителями еще в 1935 году, а в наши дни сама эта жаба уже стала ядовитой и опасной для людей. Жаба-ага выделяет белую слизь, которая может убить собаку, кошку, змею или даже взрослого человека.

Когда эти жабы попали в Австралию, они почувствовали себя здесь слишком хорошо и невероятно расплодились. По состоянию на 2006 год популяция этого вида составляла около 200 миллионов особей, и причина у этого очень простая – у жаб-ага на этом материке просто нет особых врагов. В 2018 году один удачливый фотограф запечатлел первое свидетельство того, что именно вороны начали заполнять этот пробел в местной пищевой цепи. Одна такая птица почти целиком сожрала ядовитую жабу всего за 40 минут, и чувствовала она себя после этого просто прекрасно.

Удивительно, но австралийские вороны каким-то образом догадались, какие части тела жабы-ага опасны. Они избегали контакта с белым токсином, хватали жаб за конечности или голову и переворачивали их вверх брюхом, а потом лакомились съедобными внутренностями, языком и бедрами своей жертвы.

5. Они затаивают обиды

Лучше не злите ворону, ведь она все запомнит и будет вам пакостить. Результаты одного странного эксперимента подтвердили, что вороны никогда не забывают лица своих обидчиков. Исследование было опубликовано в 2012 году, и в его ходе ученые на время похитили нескольких ворон из Сиэтла (Seattle), США.

Участники опыта носили маску, изображающую «угрожающее лицо», и в их руки угодило 12 диких ворон. Похищенных птиц держали в плену 4 недели. Все это время за ними ухаживали люди уже в других масках с изображением «заботливого лица», как его обозначили авторы исследования. Впрочем, ни одна из масок не выглядела как-то особенно страшно или наоборот дружелюбно, все они были нейтральными, но просто разными, чтобы птицы могли их распознать и потом отличить похитителей от кормильцев.

В итоге вороны запомнили эти маски и соотнесли их с пережитым опытом. В неволе похитители несколько раз навещали своих жертв, а потом ученые сканировали активность мозга встревоженных птиц. Впервые исследователям удалось задокументировать факт того, что мозг ворон сохраняет негативные ассоциации, совсем как это делают млекопитающие. Птиц, естественно, позже выпустили назад в дикую природу. А вот истинная глубина обиды ворон и их неспособность прощать проявили себя уже в последующем наблюдении. Прошли целые годы, но даже через столь долгий срок эти птицы все еще помнили лицо (маску) своих обидчиков. При виде человека с «угрожающим лицом» вороны начинали сильно шуметь и даже кидать в него мелкие предметы.

4. Обжимания с трупами

Фото: The Atlantic

Некоторые вороны – настоящие извращенцы, ведь они любят сидеть на трупах своих сородичей, проявляя к ним интерес интимного характера. В 2015 году ученые провели обширное исследование поведения ворон в пределах штата Вашингтон. Они приманивали этих птиц к чучелам ворон и наблюдали за реакцией живых особей. К всеобщему удивлению, одна из ворон попыталась спариться с «мертвецом». Таким образом живая птица в реальных условиях слишком сильно рисковала бы подхватить какую-то заразу или пострадать от падальщика. Очень странное поведение для столь сообразительного вида, не правда ли?

Ученые захотели понять, насколько такая реакция распространена среди ворон, и для этого было решено привлечь 308 пар диких птиц во время брачного сезона. Всем им показали чучела ворон, белок и голубей. Белок и голубей использовали для того, чтобы узнать, распространяется ли некрофилия живых птиц и на другие виды животных.

Так вот не распространяется. Необычный интерес к мертвым в качестве объекта для спаривания оказался редким, но все же имеющим место феноменом. Всего 4% ворон пытались оседлать чучело для спаривания. Большинству остальных птиц такое поведение, как и ученым, показалось слишком рискованным.

Некрофилы проявляли также и повышенный уровень агрессии, так что их странную наклонность предположительно можно объяснить стрессом во время сезона спаривания. Вдобавок вид лежащей на земле мертвой вороны мог их просто запутать, но подсознательно птицы все равно понимали, что это опасный контакт, и потому проявляли повышенную раздражительность.

3. Вороны тоже оценивают вес по внешнему виду

Фото: science alеrt .com

Когда человек замечает двигающийся предмет, он может оценить его вес по скорости и характеру перемещения. Например, парящий в воздухе листик четко ассоциируется у нас с очень небольшим весом, потому что мы понимаем, что так падают только очень легкие предметы. Умение определять вес по внешним характеристикам ранее причислялось только людям, но потом ученые понаблюдали за воронами и изменили свое мнение. Подопытными вновь стали 12 птиц вида новокаледонский ворон, и всех их разделили на 2 группы по 6 особей.

Обе группы прошли через одинаковую дрессировку. Задача птиц была положить в коробку какой-нибудь предмет, а взамен они получали лакомство. Однако одна из групп получала приз только за тяжелые вещи, а вторая группка, напротив, поощрялась угощением только за легкие предметы.

Во время второго этапа эксперимента птицам предлагали на выбор 2 новых вида предметов, которых они ранее никогда не видели. Три дня воронам позволяли наблюдать за тем, как эти подвешенные за ниточку объекты реагируют на потоки воздуха от включенного вентилятора.

Естественно, более легкие предметы на ветру раскачивались намного сильнее, чем тяжелые. Вдобавок воронам позволили изучить новые предметы и с выключенным вентилятором. Когда началась новая сессия обмена предметов на лакомства, птицы выбирали правильные вещи в 73% случаев. После демонстрации с вентилятором они просто запомнили, какие предметы легче, а какие тяжелее. Совсем как люди.

2. Вороны против орлов

Фото: National Geographic

В 2015 году фотограф по имени Фу Чан (Phoo Chan) сделал просто удивительные снимки, запечатлев в небе над Калифорнией орла и ворону. Судя по всему, ворона отважилась вступить в схватку с более крупным хищником. Чан смог сфотографировать всю эту борьбу от начала и до конца.

По какой-то причине во время своего нападения ворона внезапно решила оседлать своего врага, и выглядело это ну очень странно. Какое-то время птицы просто летели вдвоем, но потом орел с легкостью скинул своего непрошенного пассажира. Когда на эту серию фотографий взглянули орнитологи, они не увидели в произошедшем ничего необычного. Оказывается, летом вороны очень ревниво относятся к воздушному пространству в районе своих гнезд. Их птенцы часто становятся жертвами других хищных птиц, так что взрослые особи становятся более агрессивными, чтобы отпугивать опасных злоумышленников.

В любом случае ворона, отважившаяся в одиночку напасть на намного более крупного и мощного орла, а затем еще и оседлавшая этого гиганта – это все-таки не самое привычное зрелище. Почему орел позволял вороне, сидевшей у него на спине, досаждать ему так долго? Может, просто эти хищники уже давно привыкли к нападкам со стороны других птиц, и поэтому атака очередной мелкой вороны ничем не удивила конкретно этого орла? Вдобавок, сев на спину орла, ворона как будто успокоилась, и, возможно, именно поэтому крупный хищник какое-то время ее просто игнорировал.

1. Они собирают сложные орудия труда

В 2018 году очередная группка новокаледонских воронов просто поразила ученых своей сообразительностью. Эти птицы продемонстрировали способности, которые ранее отмечались только у приматов, – чтобы добраться до лакомства в ящике, эти вороны сооружали сложные инструменты. Один только факт того, что птица способна на нечто подобное – уже большое открытие. Впрочем, еще более удивительным оказалось то, что ворон этому никто не обучал, им просто показали, что в коробке есть угощение, а ведь чтобы добраться до закуски, пернатым подопытным нужно было справиться с управлением длинными предметами.

Когда птица изучила обстановку, ее оставили наедине с ящиком и коллекцией из слишком коротеньких орудий, с помощью которых до еды было бы не добраться. Задача вороны заключалась в том, что она должна была соорудить из отдельных фрагментов хотя бы один подходящий по длине инструмент. Удивительно, но все птицы справлялись с этой проблемой в течение 4-6 минут.

Как только инструмент был готов, ворона умело проталкивала им лакомство к отверстию в ящичке и подбирала вожделенное угощение. Для исполнения всего этого трюка от испытуемых требовались не только настойчивость и ловкость, но и способность думать наперед. Чтобы объединить короткие кусочки в один длинный инструмент, воронам нужно было представить заранее, как все это будет выглядеть в собранном виде, и как оно сработает еще до того, как это произошло.

БАСНЯ ЭЗОПА, ЕЁ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ: чтение и анализ басен «Ворон и Лисица» и «Муравей и Жук»[7].

Слово учителя: Настоящим кладезем мудрости можно назвать эзоповы басни. Под именем Эзопа сохранился целый сборник басен (426 текстов), среди которых многие – со знакомыми сюжетами. Мы обратимся к некоторым из них и попытаемся на их примере выяснить своеобразие Эзопа-баснописца.

Подготовленные ученики выразительно читают басни «Ворон и Лисица» и «Муравей и Жук» (в переводе М.Л. Гаспарова) из «Основного эзоповского сборника».

ВОРОН И ЛИСИЦА

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед Вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А Лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, Ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, – ничего тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».

Басня уместна против человека неразумного.

МУРАВЕЙ И ЖУК

В летнюю пору гулял Муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его Жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда Муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался Жук голодным, и пришел он попросить у Муравья корму. Сказал Муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».

Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.

Далее организуем исследовательскую работу учащихся. Раздаём по вариантам распечатки двух басен и приложенную к ним таблицу с вопросами для анализа текста. Вопросы предлагаем единые для всех, что позволит впоследствии легче увидеть точки соприкосновения в разном литературном материале.

Результаты своих наблюдений над басней дети отражают во второй части таблицы. Подобные способы фиксации выводов предпочтительнее других форм записи не только в силу своей чёткости и лаконизма. Они содержат наглядный «строительный материал» для проведения процедуры обобщения и выявления типологических черт эзоповской басни.

ЭЗОП. «ВОРОН И ЛИСИЦА»
1.Какова форма повествования в басне?Прозаическая.
2.Сколько частей и какие просматриваются в басне?2 части: рассказ о Вороне и Лисице и мораль.
3.Кого Эзоп сделал героями своей басни?Птицу и животное.
4.Разделите басенный рассказ на части, проследите за развитием событий (предыстория событий – замысел – действие – результат) и назовите имеющиеся этапы действия.ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ (Ворон с куском мяса уселся на дереве) – ЗАМЫСЕЛ (Лисица замыслила отобрать мясо у Ворона) – ДЕЙСТВИЕ (Лисица выманивает мясо лестью) – РЕЗУЛЬТАТ (Ворон выпустил мясо).
5.Как Эзоп рассказал об этих событиях, насколько красочно и подробно? Охарактеризуйте языковые средства басни.Язык басни напоминает разговорный. Почти нет изобразительно-выразительных средств. Рассказ без подробностей. В нём преобладают глаголы.
6.Поверхностно или многогранно обрисованы главные герои басни? Поясните своё мнение.Герои изображены поверхностно. Судить о них можно только по их действиям. Ворона можно охарактеризовать как неразумного и тщеславного, а Лисицу – как хитрую и мудрую.
7.Каких людей подразумевает Эзоп под героями басни?Под Вороном – неразумного и тщеславного человека, а под Лисицей – хитрого и мудрого.
8.Какое поучение «зашифровал» Эзоп с помощью этих героев своей басне?Чтобы царствовать, надо иметь ум.

ЭЗОП. «МУРАВЕЙ И ЖУК»
1.Какова форма повествования в басне?Прозаическая.
2.Сколько частей и какие просматриваются в басне?2 части: рассказ о Муравье и Жуке и мораль.
3.Кого Эзоп сделал героями своей басни?Насекомых.
4.Разделите басенный рассказ на части, проследите за развитием событий (предыстория событий – замысел – действие – результат) и назовите имеющиеся этапы действия.ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ (Муравей летом запасал корм на зиму) – ДЕЙСТВИЕ (Жук посочувствовал работяге Муравью) – РЕЗУЛЬТАТ (Муравей на это промолчал) – ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ (Жук с приходом зимы остался голодным) – ДЕЙСТВИЕ (Жук пошёл к Муравью за кормом) – РЕЗУЛЬТАТ (Муравей упрекнул Жука за летнее безделье).
5.Как Эзоп рассказал об этих событиях, насколько красочно и подробно? Охарактеризуйте языковые средства басни.Язык басни напоминает разговорный. Почти нет изобразительно-выразительных средств. Рассказ без подробностей. В нём преобладают глаголы.
6.Поверхностно или многогранно обрисованы главные герои басни? Поясните своё мнение.Герои изображены поверхностно. Судить о них можно только по их действиям. Муравья можно охарактеризовать как трудолюбивого и дальновидного, а Жука – как легкомысленного и праздного.
7.Каких людей подразумевает Эзоп под героями басни?Под Муравьём – трудолюбивого и дальновидного человека, а под Жуком – легкомысленного и праздного.
8.Какое поучение «зашифровал» Эзоп с помощью этих героев своей басне?Трудись, думай о завтрашнем дне, и никогда не будешь бедствовать.

После озвучивания опорных таблиц просим учащихся обобщить наблюдения над басней Эзопа и задаём им наводящие вопросы: какие особенности произведений Эзопа свидетельствуют о том, что это басни? какие черты определяют «лицо» эзоповской басни? В процессе беседы приходим к следующим выводам, которые учащиеся фиксируют в своих тетрадях: 1. Основные признаки басни – это наличие морали (нравоучения) и иносказания. 2. Басня Эзопа:

· Назидательная (дидактическая): главное в ней – мораль; нравоучение содержится не только в басенном рассказе, но и открыто звучит из уст автора

Читайте также:  Басня Эзопа Юноши и Мясник

· Отличается однообразием в построении басенного рассказа, который укладывается в схему: предыстория события – замысел – действие – результат (схема может изменяться за счёт повторения или исключения названных звеньев)

· Отличается поверхностным изображением героев, которые показаны как герои-носители действий

· Написана простым, сухим языком, в котором преобладают глаголы и почти отсутствуют изобразительно-выразительные средства.

Слово учителя: Сегодня мы с вами «расшифровали» две басни Эзопа или, по-другому, нашли их иносказательный смысл. Басня – это всегда иносказание. Иносказание (от «иначе сказать») по-другому аллегория. С помощью аллегории, т.е. иносказания, Эзоп замаскировал содержание своей мысли, так как ему, рабу, говорить прямо то, что он думал, было опасно. Изобретенный им язык получил название «эзопова». «Эзопов язык» – это тайная речь для маскировки свободной мысли автора. В широкий обиход выражение «эзопов язык» ввел М.Е. Салтыков-Щедрин. (Понятия «аллегория», «эзопов язык» и их определения должны быть записаны на доске и в тетрадях учащихся)

ИТОГ УРОКА: а) комментарий учащихся к высказыванию древних о том, что Эзоп – «величайший благодетель человечества», «несущий пользу смертным»; б) формулирование заслуг Эзопа-баснописца; в) выяснение того, как изменились знания учеников о басне, что нового они узнали о ней.

Польза Эзопа для людей заключается в том, что в его баснях, где содержание не затемнено красотами стиля, звучат уроки житейской мудрости, в которых человечество будет нуждаться всегда.

Эзоп многое сделал для становления и оформления басни. Его вклад в развитие этого жанра значителен. Заслуги Эзопа-баснописца таковы:

• является «отцом басни»

• создал басенные сюжеты, к которым обращались все баснописцы

• изобрел иносказательный язык

(Выводы ученики записывают в свои тетради).

В конце урока отсылаем ребят к известному им определению басни. Просим уточнить его новым теоретико-литературным понятием, с которым они познакомились на уроке: басня – это короткий рассказ с нравоучением (моралью) иносказательного (аллегорического) характера.

Дома учащиеся выполняют задания аналитического и творческого характера, призванные закрепить изученный материал:1)прочитать басни Эзопа «Волк и Ягненок», «Лисица и виноград», «Лев и Мышь» [8] ; проанализировать любую из них по вопросам, предложенным на уроке, выявив её сходство с рассмотренными баснями; 2) сочинить басню в духе Эзопа, взяв в качестве морали одно из следующих утверждений: «Если что-то можно доказать делом, то на это не надо тратить слова», «Велико ли, мало ли зло, его не надо делать», «Истинный друг познаётся в несчастье».

Приводим некоторые творческие работы учащихся.

Коза и хозяин

В огород за капустой повадилась коза. Хозяин подстерег её и спросил: «Зачем ты губишь мой огород, поедая капусту?». А коза ему в ответ: «Я ем капусту, которой у тебя очень много, и больше ничего не трогаю!»

Велико ли, мало ли зло, его не надо делать.

Осёл, овца и коза

У крестьянина жили осёл, овца и коза. Коза и овца ладили между собою, а над ослом они любили подшутить, считая его глупым. Как-то овца серьёзно заболела и не смогла подойти к сену. Коза обрадовалась, что ей теперь достанется больше, и забыла про больного друга. Осёл же заботливо поднёс пучок сена овце.

Басня показывает, что истинный друг познаётся в несчастье.

Как видим, на уроке, посвящённом Эзопу, учащиеся делают ещё один шаг вперед на пути освоения басенного жанра. Они закрепляют начальное понятие о басне и обогащают его новыми признаками, характеристиками и сведениями:

1. Басня – это короткий рассказ с нравоучением (моралью) иносказательного (аллегорического) характера.

2. Басня – один из самых старых жанров литературы. Басня появилась в глубокой древности как подспорье для разрешения практического вопроса: как нужно вести себя в мире.

3. Басня имеет свою «родословную». «Отцом басни» называют Эзопа, который жил и творил в Древней Греции.

4. Эзоп многое сделал для становления, оформления басенного жанра и открыл широкие возможности для его последующего обновления:

· Его басня обладает существенными признаками, определяющими басенный жанр: дидактизм, аллегоризм

· Он создал басенные сюжеты, которые использовали баснописцы последующих эпох как готовый материал для своего литературного творчества

· Он создал тайную речь для маскировки свободной мысли, которая впоследствии получила название «эзопова языка»

5. Типологическими признаками эзоповской басни можно назвать её прозаическую форму; явно выраженную дидактическую направленность, усиленную декларативной моралистической сентенцией автора; схематичность сюжета и образов; сухой и лаконичный стиль, определяющийся поэтикой глагольности.

Есть еще одна возможность обратиться к произведениям Эзопа в процессе формирования у учащихся понятия о басне. Учитывая, что сюжеты басен Эзопа в свое время привлекли внимание и Лафонтена, и Крылова, целесообразно провести сравнительный анализ басен этих авторов. Наверное, сопоставлять сразу три текста подростку будет сложновато (хотя такой вариант работы не исключается для классов с хорошей гуманитарной подготовкой), а два – вполне посильно. Ценность сравнительного анализа заключается в том, что он позволяет зримо продемонстрировать мастерство баснописцев, раскрыть своеобразие их басен и показать способность басенного сюжета к жанровому обновлению.

Таким образом, типологический подход к освоению литературного материала не только становится ключом к пониманию творчества художника, жанра произведения, но и открывает дополнительные возможности для вариативного чтения художественных текстов: учащиеся могут прочитать разные произведения, но при этом вести совместный разговор «на площадке» типологии.

[1][1] Гуляев Е.Н. Новые педагогические технологии. М., 2006. С. 6.

[2] Типологический // Словарь русского языка (Малый академический словарь): В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. Т. 4. [Электронный ресурс] // Сайт «Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор”» URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp/ (дата обращения: 13.11.2011).

[3] Костина Л.Я. Учебно-методические материалы к урокам литературы в профильном XI классе: опыт типологического прочтения текста. Ульяновск, 2004.

[4] Программы под ред. В.Я. Коровиной, под ред. В.Г. Маранцмана, под ред. А.И.Княжицкого, под ред. М.Б. Ладыгина предполагают знакомство школьников с Эзопом-баснописцем в 5 классе, под ред. А.Г. Кутузова – в 6 классе, под ред. Т.Ф. Курдюмовой – в 7 классе. В программе под ред. В.Г. Беленького имя Эзопа не упоминается, но в методических рекомендациях указывается на необходимость рассказать пятиклассникам о возникновении басни и о ее родоначальнике.

[5] Материал к уроку учитель найдет в книге: Басни Эзопа / Отв. ред. Ф.А. Петровский (перевод, стат. и комм. М.Л. Гаспарова ). М.,1962. В этой книге помещено и «Жизнеописание Эзопа».

[6] Фильм «Эзоп» (1960, реж. Г. Товстоногов, Ю. Музыкант) учитель найдёт на сайте: http://video.yandex.ru/

[7] При выборе басен мы руководствовались содержанием федеральных школьных программ по литературе.

Дата добавления: 2015-11-26 ; просмотров: 1499 | Нарушение авторских прав

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Зима и весна.
Зимородок.
Змея и краб.
Змея, ласка и мыши.
Кабан и лисица.
Кабан, конь и охотник.
Кифаред.
Коварный.
Комар и бык.
Комар и лев.

Зима и весна
Зима насмехалась над весною и попрекала ее: только она появится, как никто не знает покоя, одни идут в луга и рощи, где любо им рвать цветы, любоваться лилиями и розами и вплетать их себе в кудри; другие садятся на корабли и плывут за море, посмотреть, кто там живет; и никто уже не думает ни о ветрах, ни о ливнях. ” А я, – говорила зима, – правлю как самовластный царь и вождь: я заставляю людей смотреть не в небо, а под ноги, в землю, заставляю их дрожать и трепетать, и они стараются по целым дням не выходить из домов”. – “Вот потому люди и рады всегда проститься с тобой, – отвечала весна, – а мое им даже имя кажется прекрасным, клянусь Зевсом, прекраснее даже всех имен. И когда меня нет, они меня помнят, а когда я прихожу, они мне рады”.

Зимородок
Зимородок – это птичка, которая любит уединение и всегда живет в море; и чтобы укрыться от птицеловов, она, говорят, вьет себе гнездо в прибрежных скалах. И вот, когда пришла ей пора нести яйца, она залетела на какой-то мыс, высмотрела себе над морем утес и свила там гнездо. Но однажды, когда она вылетела на добычу, море от сильного ветра разбушевалось, доплеснуло до самого гнезда, залило его, и все птенцы потонули. Вернулась птичка, увидела, что случилось, и воскликнула: “Бедная я, бедная! Боялась я опасности на суше, искала прибежища у моря, а оно оказалось еще того коварнее”.
Так и некоторые люди, опасаясь врагов, неожиданно страдают от друзей, которые много опаснее.

Змея и краб
Змея и краб жили вместе. Но краб относился к змее бесхитростно и дружелюбно, а змея всегда была злонравна и коварна. Краб не раз просил ее не таить против него зла и быть с ним такою, каков он с ней; но она не слушалась. Рассердился краб, подстерег ее во время сна, ухватил за глотку и задушил. И, глядя, как она вытянулась, он молвил: “Эх, любезная, не теперь, после смерти, быть бы тебе такой прямой, а тогда, когда я тебя об этом просил, а ты все не слушалась!”
Басню можно применить к людям, которые при жизни обращались с друзьями дурно, а после смерти хвалятся благодеяниями.

Змея, ласка и мыши
В одном доме бились друг с другом змея и ласка. А мыши этого дома, которых и ласка и змея истребляли, выбежали посмотреть на их битву. Но, завидев это, ласка и змея перестали биться и набросились на них.
Так и в государствах те граждане, которые вмешиваются в распри демагогов, сами того не желая, становятся их жертвами.

Кабан и лисица
Кабан стоял под деревом и точил клыки. Лисица спросила, зачем это: ни охотников не видно, ни другой какой беды, а он клыки точит. Ответил кабан: “Не зря точу: когда настанет беда, не придется мне тратить на это времени, и будут они у меня уже наготове”.
Басня учит, что к опасностям надо готовиться загодя.

Кабан, конь и охотник
Кабан и конь паслись на одном пастбище. Кабан всякий раз портил коню траву и мутил воду; и конь, чтобы отомстить, обратился за помощью к охотнику. Охотник сказал, что может помочь ему, только если конь наденет уздечку и возьмет его седоком на спину. Конь на все согласился. И, вскочив на него, охотник кабана победил, а коня пригнал к себе и привязал к кормушке.
Так многие, в неразумном гневе желая отомстить врагам, сами попадают под чужую власть.

Кифаред
Один бездарный кифаред пел свои песни с утра до вечера в доме с оштукатуренными стенами; голос отражался от стен и казался ему необычайно благозвучным. Это придало ему духу, и он решился выступить в театре. Но когда он вышел на сцену и невыносимым голосом завел свою песню, его забросали камнями и выгнали.
Так и некоторые риторы: пока они в школе, то кажутся талантливыми, но едва возьмутся за государственные дела, как оказываются ничтожными.

Коварный
Некий коварный человек побился с кем-то об заклад, что покажет, как лживы предсказания дельфийского оракула. Он взял в руки воробья, прикрыл его плащом, вошел в храм и, став против оракула, спросил, что он держит в руке – живое или неживое? Если ответ будет: “Неживое” – он хотел показать живого воробья; если: “Живое” – задушить его и показать мертвого. Но бог понял его злой умысел и сказал: “Полно, голубчик! ведь от тебя самого зависит, живое оно или неживое”.
Басня показывает, что божество обмануть невозможно.

Комар и бык
Комар уселся на рог быка и долго там сидел, потом, собираясь взлететь, спросил быка: может быть, не улетать ему? Но бык в ответ: “Нет, любезный: и как ты прилетел, я не заметил, и как ты улетишь, не замечу”.
Басню можно применить к человеку ничтожному, от которого, есть ли он, нет ли, не может быть ни вреда, ни пользы.

Комар и лев
Комар подлетел ко льву и крикнул: “Не боюсь я тебя: ты не сильней, чем я! Подумай, в чем твоя сила? В том, что ты царапаешься когтями и кусаешься зубами? Так это делает любая баба, когда дерется с мужем. Нет, намного я тебя сильнее! Если хочешь – сойдемся в бою!” Затрубил комар, набросился на льва и впился ему в морду возле ноздрей, где волосы не растут. А лев стал раздирать морду собственными когтями, покуда не изошел яростью. Победил комар льва и взлетел, трубя и распевая победную песню. Но тут вдруг попался он в сети пауку и погиб, горько сетуя, что воевал с врагом, сильней которого нет, а гибнет от ничтожной твари – паука.
Басня обращена против того, кто побеждал великих, а побежден ничтожным.

Эзоп — Змея, ласка и мыши

В одном доме бились друг с другом змея и ласка. А мыши этого дома, которых и ласка и змея истребляли, выбежали посмотреть на их битву. Но, завидев это, ласка и змея перестали биться и набросились на них.

Мораль басни:

Так и в государствах те граждане, которые вмешиваются в распри демагогов, сами того не желая, становятся их жертвами.

  • Следующий стих → Эзоп — Растоптанная змея
  • Предыдущий стих → Эзоп — Змея и краб

Читать похожие стихи:

  1. Эзоп — Ласка
  2. Эзоп — Летучая мышь и ласка
  3. Эзоп — Ласка и Афродита
  4. Эзоп — Растоптанная змея
  5. Эзоп — Змея и краб
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Ссылка на основную публикацию