Басня Эзопа Зимородок

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Зима и весна.
Зимородок.
Змея и краб.
Змея, ласка и мыши.
Кабан и лисица.
Кабан, конь и охотник.
Кифаред.
Коварный.
Комар и бык.
Комар и лев.

Зима и весна
Зима насмехалась над весною и попрекала ее: только она появится, как никто не знает покоя, одни идут в луга и рощи, где любо им рвать цветы, любоваться лилиями и розами и вплетать их себе в кудри; другие садятся на корабли и плывут за море, посмотреть, кто там живет; и никто уже не думает ни о ветрах, ни о ливнях. ” А я, – говорила зима, – правлю как самовластный царь и вождь: я заставляю людей смотреть не в небо, а под ноги, в землю, заставляю их дрожать и трепетать, и они стараются по целым дням не выходить из домов”. – “Вот потому люди и рады всегда проститься с тобой, – отвечала весна, – а мое им даже имя кажется прекрасным, клянусь Зевсом, прекраснее даже всех имен. И когда меня нет, они меня помнят, а когда я прихожу, они мне рады”.

Зимородок
Зимородок – это птичка, которая любит уединение и всегда живет в море; и чтобы укрыться от птицеловов, она, говорят, вьет себе гнездо в прибрежных скалах. И вот, когда пришла ей пора нести яйца, она залетела на какой-то мыс, высмотрела себе над морем утес и свила там гнездо. Но однажды, когда она вылетела на добычу, море от сильного ветра разбушевалось, доплеснуло до самого гнезда, залило его, и все птенцы потонули. Вернулась птичка, увидела, что случилось, и воскликнула: “Бедная я, бедная! Боялась я опасности на суше, искала прибежища у моря, а оно оказалось еще того коварнее”.
Так и некоторые люди, опасаясь врагов, неожиданно страдают от друзей, которые много опаснее.

Змея и краб
Змея и краб жили вместе. Но краб относился к змее бесхитростно и дружелюбно, а змея всегда была злонравна и коварна. Краб не раз просил ее не таить против него зла и быть с ним такою, каков он с ней; но она не слушалась. Рассердился краб, подстерег ее во время сна, ухватил за глотку и задушил. И, глядя, как она вытянулась, он молвил: “Эх, любезная, не теперь, после смерти, быть бы тебе такой прямой, а тогда, когда я тебя об этом просил, а ты все не слушалась!”
Басню можно применить к людям, которые при жизни обращались с друзьями дурно, а после смерти хвалятся благодеяниями.

Змея, ласка и мыши
В одном доме бились друг с другом змея и ласка. А мыши этого дома, которых и ласка и змея истребляли, выбежали посмотреть на их битву. Но, завидев это, ласка и змея перестали биться и набросились на них.
Так и в государствах те граждане, которые вмешиваются в распри демагогов, сами того не желая, становятся их жертвами.

Кабан и лисица
Кабан стоял под деревом и точил клыки. Лисица спросила, зачем это: ни охотников не видно, ни другой какой беды, а он клыки точит. Ответил кабан: “Не зря точу: когда настанет беда, не придется мне тратить на это времени, и будут они у меня уже наготове”.
Басня учит, что к опасностям надо готовиться загодя.

Кабан, конь и охотник
Кабан и конь паслись на одном пастбище. Кабан всякий раз портил коню траву и мутил воду; и конь, чтобы отомстить, обратился за помощью к охотнику. Охотник сказал, что может помочь ему, только если конь наденет уздечку и возьмет его седоком на спину. Конь на все согласился. И, вскочив на него, охотник кабана победил, а коня пригнал к себе и привязал к кормушке.
Так многие, в неразумном гневе желая отомстить врагам, сами попадают под чужую власть.

Кифаред
Один бездарный кифаред пел свои песни с утра до вечера в доме с оштукатуренными стенами; голос отражался от стен и казался ему необычайно благозвучным. Это придало ему духу, и он решился выступить в театре. Но когда он вышел на сцену и невыносимым голосом завел свою песню, его забросали камнями и выгнали.
Так и некоторые риторы: пока они в школе, то кажутся талантливыми, но едва возьмутся за государственные дела, как оказываются ничтожными.

Коварный
Некий коварный человек побился с кем-то об заклад, что покажет, как лживы предсказания дельфийского оракула. Он взял в руки воробья, прикрыл его плащом, вошел в храм и, став против оракула, спросил, что он держит в руке – живое или неживое? Если ответ будет: “Неживое” – он хотел показать живого воробья; если: “Живое” – задушить его и показать мертвого. Но бог понял его злой умысел и сказал: “Полно, голубчик! ведь от тебя самого зависит, живое оно или неживое”.
Басня показывает, что божество обмануть невозможно.

Комар и бык
Комар уселся на рог быка и долго там сидел, потом, собираясь взлететь, спросил быка: может быть, не улетать ему? Но бык в ответ: “Нет, любезный: и как ты прилетел, я не заметил, и как ты улетишь, не замечу”.
Басню можно применить к человеку ничтожному, от которого, есть ли он, нет ли, не может быть ни вреда, ни пользы.

Комар и лев
Комар подлетел ко льву и крикнул: “Не боюсь я тебя: ты не сильней, чем я! Подумай, в чем твоя сила? В том, что ты царапаешься когтями и кусаешься зубами? Так это делает любая баба, когда дерется с мужем. Нет, намного я тебя сильнее! Если хочешь – сойдемся в бою!” Затрубил комар, набросился на льва и впился ему в морду возле ноздрей, где волосы не растут. А лев стал раздирать морду собственными когтями, покуда не изошел яростью. Победил комар льва и взлетел, трубя и распевая победную песню. Но тут вдруг попался он в сети пауку и погиб, горько сетуя, что воевал с врагом, сильней которого нет, а гибнет от ничтожной твари – паука.
Басня обращена против того, кто побеждал великих, а побежден ничтожным.

Перемена: “Зимородок” (Басня Эзопа)

Басня Эзопа в переводе обожаемого мной Михаила Леоновича Гаспарова. Недавно купила ещё одну его книгу «Занимательная Греция» (рекомендую читать и детям, и взрослым -получите удовольствие). Книга выросла из его лекций, которые всегда были похожи на сказки, рассказанные неспешно чуть заикающимся преподавателем.:)

“Зимородок – это птица, которая любит уединение и всегда живет в море. И чтобы укрыться от птицеловов, она, говорят, вьет себе гнездо в прибрежных скалах.
И вот, когда пришла ей пора нести яйца, она залетела на мыс, высмотрела себе над морем утес и свила там гнездо.
Однажды, когда она вылетала на добычу, море от сильного ветра разбушевалось, доплеснуло до самого гнезда, залило его, и все птенцы потонули.
Вернулась птица, увидела, что случилось, и воскликнула: «Бедная я, бедная! Боялась я опасности на суше, искала прибежища у моря, а оно оказалось ещё коварнее».
Так и некоторые люди, опасаясь врагов, неожиданно страдают от друзей, которые много опаснее”.

Комментов нет. Перемена.
Каждый волен рассказать сказку, которую хочется рассказать.

  • Тема закрыта

была у зайчишки избушка лубяная, а у лисы ледяная..пришла весна, солнышко пригрело и у лисички избушка растаяла, она и говорит зайчику: пусти меня к себе жить. по-моему как-то так :-))) мораль все знают

Летел воробышек в лютую стужу, да и не выдержал -замерз и упал в снег. Лежит – помирать готовится. Но тут шла корова и случайно..хм . сверху на него свою лепешку сбросила. Лепешка горячая, воробышек отогрелся и зачирикал радостно.

А мимо шла кошка. Услыхала она как воробышек чирикает, достала его из . хм. лепешки. Обтерла о снег и. съела.

Мораль: не каждый, кто тебя обгадит – твой враг. Не каждый, кто тебя из (пардон) дерьма вытащит – твой друг. И главное: если уж попал в (тысяча извинений) дерьмо – сиди и не чирикай.

В Африке из коровьих лепешек дома делают. Вот 🙂

Почему же, только, в Африке, во многих украинских и южно-белорусских хатах стены (мазанки) из того же строительного материала сделаны и мелом покрашены. Летом – не жарко, зимой – не холодно!

А высушенный навоз – отличное топливо для печи. Кизяк, если не ошибаюсь.

Хорошая у вас тут перемена. Дерьмонтин один. )))))))))))
Это потому что пятница и завтра суббота – рабочий день.
Или слишком возвышенно модератор написала -и всех как один -по принципу гармонии – потянуло вниз. К корням, так сказать )))))))))))))))

Елена, здравствуйте! Всё в тему.
Если у Эзопа море и скалы губят, то у нас дерьмонтин сохраняет жизнь.

Да, гармония -такая барышня, особенная. Из огня да в полымя. )))
От Эзопа и до .опы – один шаг. (если резко, спишем на пятницу))))

Вспомнилось, гармонией называли железные скобы, которые скрепляли греческий корабль. Так что гармония – барышня суровая. Жёсткая. Железючная. ))))

Помните, как в “Джентельменах удачи”: Не успел нырнуть в дерьмо – голова с плеч. Практически, философия наших дней суровых.

Ой. Не помню. надо посмотреть ещё раз Джентельменов.
И сделать очередную кинотерапию. )))

Да. по поводу фильма В. Тодоровского -я написала , что думала.
Но фильм как художественное произведение на меня никогда впечатления не производил. Это то – что мимо-ХОДОМ.
Пересмотрела токмо для осознания определенных реперных точек. Так что моё настойчивое (на тот момент) предложение написать рецензию – снимается. если хотите- жду. а вдруг у вас иное видение. Это было бы интересно. У меня такой женский взгляд на проблему. А может быть у Вас иной. Кто ж знает?!

Да, в Африку я собираюсь в командировку. Вот и вспомнилось. 🙂

Если уж вам некуда в командировку лететь. как только в Африку, надеюсь. вы знаете, что там все что для всех черных в кайф и пофиг, всем белым – полный кизяк!
Берегите здоровье, не ходите в Африке гулять где попало!

Басни Эзопа и Эхо – редакция 2019

Басни Эзопа и Эхо / Феано, Москва 2019, библиотека проекта «Галактический Ковчег». Серия «Царства мудрости. Наследие мудрецов», кол-во страниц 146
ISBN: 978-5-8853-4575-0

Предваряет книгу историко-библиографический очерк – Родословная басни. Оглавление и графика – в конце книги. В части первой звучит ритмичное эхо – эзоповы басни, во второй части – басни античных авторов и эхо, а также исследование некоторых басен; в части третьей – новые басни; в части четвёртой – избранные притчи и басни суфийских авторов.

© Феано
Иллюстративный материал – графика:
Marcus Gheeraerts I.(1516-1590), Wenceslaus Hollar (1607 – 1677)
обложка – Wilhelm von Kaulbach (1804 – 1874)

СЕРИЯ «НАСЛЕДИЕ МУДРЕЦОВ. ЦАРСТВА МУДРОСТИ»

РОДОСЛОВНАЯ БАСНИ – опубликована тут http://stihi.ru/2019/11/27/5530

УЧИТЕЛЮ 23
ВО ВСЕ ВЕКА 23
БАСНИ ЭЗОПА 25
ЭХО ЭЗОПА 27
ВОЛКИ И ОВЦЫ 31
ЛЕБЕДЬ 32
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД 33
КОШКА И ПЕТУХ 33
БЕСХВОСТАЯ ЛИСИЦА 33
Эхо – ХВОСТАТАЯ ЛИСИЦА 34
ЛИСИЦА И ТЕРНОВНИК 34
ЗИМОРОДОК 34
ЛИСИЦА И МАСКА 35
ЧЕЛОВЕК С ПРОСЕДЬЮ 35
КОВАРНЫЙ 35
ЗВЕЗДОЧЁТ 36
ЛИСИЦА И СОБАКА 36
ЛЯГУШКИ 36
ОГОРОДНИК И СОБАКА 36
ВОЛЫ И ОСЬ 36
ОГОРОДНИК 37
ЗЕВС И ЛЮДИ 37
ВОЛК И ЖУРАВЛЬ 37
ПТИЦЕЛОВ И АСПИД 37
СОБАКА С КУСКОМ МЯСА 38
ЛЕВ И КРЕСТЬЯНИН 38
ЛЕВ И ДЕЛЬФИН 38
ЛЕВ, ИСПУГАННЫЙ МЫШЬЮ 39
ЛЕВ И МЫШЬ 40
ЛЕВ И МЕДВЕДЬ 40
ВОЛК И СТАРУХА 41
ЛЕВ И ЛИСА 41
ВОЛК И ОВЦА 41
ЛИСИЦА И ЛЕВ 41
ОРЁЛ И ЛИСИЦА 43
СОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБ 44
ОРЁЛ, ГАЛКА И ПАСТУХ 45
ОРЁЛ И ЖУК 45
РАСТОЛСТЕВШАЯ ЛИСИЦА 45
РАСТОЛСТЕВШАЯ МЫШЬ 46
ЛИСИЦА И ЖУРАВЛЬ 46
Эхо басни см. в разделе 2 47
ВОРОН И ЛИСИЦА 47
ЛЕВ, ВОЛК И ЛИСИЦА 47
ЛЕВ, ОСЁЛ И ЛИСИЦА 48
МУЖИК И ВОДЯНОЙ 49
БОРЕЙ И СОЛНЦЕ 49
ПАСТУХ 51
ЛАСКА И АФРОДИТА 51
КРЕСТЬЯНИН И ЗМЕЯ 51
УЛИТКИ 53
ЖЕНЩИНА И КУРИЦА 53
СТАРИК И СМЕРТЬ 53
ПУТНИКИ И МЕДВЕДЬ 53
ТРОСТНИК И ДУБ 54
ПАСЕЧНИК 54
ОЛЕНЬ И ЛЬВИЦА 54
ОЛЕНЬ И ЛЕВ 54
МУХИ 55
ОСЁЛ, ПЕТУХ И ЛЕВ 55
ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА – 1 55
ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА – 2 55
СОБАЧКА И ХОЗЯИН 56
СОБАКИ И ХОЗЯИН 56
ВОЛК И КОЗЛЁНОК – 1 56
ВОЛК И КОЗЛЁНОК – 2 57
ГЕРМЕС И ЗЕМЛЯ 57
ЗЕВС И ЧЕРЕПАХА 57
ПЧЁЛЫ И ЗЕВС 58
МУРАВЬИ И ЗЕВС 58
ЖРЕЦЫ КИБЕЛЫ 58
МУХА 58
СПАСЁННЫЙ 59
БОЛЬНОЙ И ЛЕКАРЬ 59
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ И ЛАСКА 59
ПУТНИК И СУДЬБА 60
ПУТНИКИ И ПЛАТАН 60
ПУТНИК И ГАДЮКА 60
ОСЁЛ И САДОВНИК 61
ОСЁЛ И ЦИКАДЫ 61
ОСЁЛ В ЛЬВИНОЙ ШКУРЕ 61
ОСЁЛ И ЛЯГУШКИ 62
ОСЁЛ, ЛИСИЦА И ЛЕВ 62
ЗМЕЯ, ЛАСКА И МЫШИ 62
РОПОТ ЗМЕИ 62
ХОТЕЛ ПИТЬ 63
ГОЛУБКА И ВОРОН 63
ОБЕЗЬЯНА И РЫБАКИ 63
БОГАЧИ И ПЛАКАЛЬЩИЦЫ 63
ПАСТУХ И ОВЦЫ 64
ПАСТУХ И СОБАКА 64
ПАСТУХ И ВОЛЧАТА 64
ПАСТУХ ШУТНИК 65
ГРАНАТОВОЕ ДЕРЕВО, ЯБЛОНЯ И ТЕРНОВНИК 65
КРОТ 65
ОСА И ЗМЕЯ 66
БЫК И ДИКИЕ КОЗЫ 66
ОБЕЗЬЯНЬИ ДЕТИ 66
ПАВЛИН И ГАЛКА 66
ВЕРБЛЮД, СЛОН И ОБЕЗЬЯНА 67
ЗЕВС И ЗМЕЯ 67
СВИНЬЯ И СОБАКА 67
КАБАН И ЛИСИЦА 67
СКРЯГА 68
ЧЕРЕПАХА И ЗАЯЦ 68
ПОКУПКА ОСЛА 69
ЛАСТОЧКА И ЗМЕЯ 69
КЛЯТВА 69
ПРОМЕТЕЙ И ЛЮДИ 70
ЦИКАДА И ЛИСИЦА 70
ГИЕНА 70
ДИОГЕН В ПУТИ 71
ОРЕШНИК 71
ОСЁЛ И МУЛ 71
ДВЕ СУМЫ 72
КАБАН, КОНЬ И ОХОТНИК 72
КОМАР И ЛЕВ 72
ДРОВОСЕКИ И ДУБ 73
СОСНА И ТЕРНОВНИК 73
ЧЕЛОВЕК И ЛЕВ – ПОПУТЧИКИ 73
ЛЬВИЦА И ЛИСА 74
ДВА ПЕТУХА И ОРЁЛ 74
ЛЕВ, ПРОМЕТЕЙ И СЛОН 74
ВОЛК И СОБАКА 75
ОСЁЛ И СОБАКА 76
ЗИМА И ВЕСНА 76
СОЛОВЕЙ И ЛАСТОЧКА 76
ЗЕВС И ДУБЫ 77
РЫБАК И РЫБЫ 77
ЧЕЛОВЕК И ГЕРМЕС 77
ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ 77
АФИНЯНИН И ФИВАНЕЦ 78
СВАДЬБА СОЛНЦА 78
ЛЕВ И ВОЛК 78
ГЕРАКЛ, АФИНА И РАЗДОР 78
БОЧКА ЗЕВСА 79
БРАКИ БОГОВ 79
КОЗЁЛ И ВИНОГРАД – 1 79
КОЗЁЛ И ВИНОГРАД – 2 79
КРЕСТЬЯНИН И ОРЁЛ 80
ДВА ДНЯ ПРАЗДНИКА 81
Эхо 81
ЧЕЛОВЕК, СЧИТАЮЩИЙ ВОЛНЫ 81
Эхо 81
ОСЁЛ И ЖАЖДЕНЬ 82
ЛЬВЫ И ЗАЙЦЫ 87
МЫШЬ И РАКУШКА 87
ГЛАЗА И РОТ 87
САТИР И ОГОНЬ 88
ДАР СКОРБИ 88
БЕГЛЫЙ РАБ 89
ВОЛК И ПАСТУХИ 89
ЛУНА И ЕЁ МАТЬ 89
ЛИСА И ЖУРАВЛЬ 90
КОРОЛЁК И ОРЁЛ 90
КУКУШКА И ПТИЦЫ 90
ДЕМОСФЕН 90
СОФИЗМ ЭВАТЛА 91
ЕЗДОК И БЕШЕНЫЙ КОНЬ 92
МОМ И АФРОДИТА 92
МУРАВЕЙ И СТРЕКОЗА 97
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ. 102
ЭХО – ДЕВУШКА 102
СОБАКА С КОШКОЙ 102
БЕРЁЗА И ЕЛЬ 103
ПУСТОЙ МЕШОК 103
ОРЕЛ И ГЛОРИЯ 103
СОБАКА У ДОМА 104
ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ 104
ВЗГЛЯДЫ 104
ДОСТИЖЕНИЯ 105
ЛЕКАРИ 105
РЕПЕЙ 105
МЫСЛИ 105
ИГРА СОБАКИ 106
НЕОБХОДИМОСТЬ 106
ШВЕЙЦАР 107
ЗАЧЕМ СТРОЯТ ГОРОДА 107
БЫВАЕТ 108
ВРАЧ 108
КОКЕТКА 109
ЗОЛОТАЯ РЫБКА 110
ОГОНЬ И ФИГУРКИ 110
ПРО КРОТА 111
МЕЧТА СОЛОВЬЯ 113
СОСНА И ДУБ 113
ГОРА И ЛЮДИ 114
МУРАВЕЙ 116
СКАЗКА О ХВОИНКЕ 117
РАЗГОВОР 120
ЗВЁЗДНЫЕ СУТКИ 120
ЛЕВ В ПЛЕНУ 122
ДВОЕ НИЩИХ 122
СЛОН В ТЕМНОТЕ 123
СКАЗКА О ФЛЕЙТЕ 124
ОДНАЖДЫ СЛОН 127
МУРАВЬИ И КАРАНДАШ 128
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВО 130
УСТРИЦА 130
МОЛНИЯ И КЕДР 131
УТОПАНИЕ 131
НЕПРЯМОЙ ПУТЬ 131
ЖАР И ХОЛОД 131
СВОБОДА 132
ФУНКЦИЯ 132
ДОБРОДЕТЕЛЬ 137
ТРИ ЖЕЛАНИЯ 138
СЫР 138
ВЫСШИЕ ВОСПРИЯТИЯ 139
ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ 139
УЧЁНЫЙ И ФИЛОСОФ 139
ДРАКОН 140
ЧЕЛОВЕК И ТИГР 140
ДОБРО И ЗЛО 141
МЫСЛЬ 142
ВЕЖЛИВОСТЬ И ПРАВДА 142
ВРЕМЯ УБЕГАЕТ 142
ПОБЕГ 143
СОЧЕТАНИЕ 143
ПАРИ 143
ПОКРАСКА 144
УДИВЛЕНИЕ 144
ЭЗОПУ 146

Читайте также:  Басня Эзопа Лев, Прометей и Слон

фрагмент текста книги:

Неудивительно читать мне в Маснави ,
Что рождено когда-то было на фарси,
Сюжеты басен, что Эзоповыми были,
Что Пифагоровыми в плаванье отплыли.
А реки водною природою сильны,
И все ручьи, и все дожди – то путь воды.
Моря вмещают воды разные всех рек,
Пусть удивляется, коль хочет, человек.

А, коль не хочет, пусть отыщет те значенья,
Что, как круги на глади вод, дают реченья.
Реченья мудрые вовек не иссякают,
А в каждом искреннем таланте оживают!
Ну как, скажите, о любви не говорить,
И как при этом слов любви не повторить?
Вот точно так же и сюжеты сказок мудрых
Из века в век живут и зреют в думах трудных.

Но Океанова любовь не знает слов,
А лишь значение всего, что есть Любовь.
Неудивительно читать мне у Руми
Сюжеты сказок, что озвучил Санайи.

Но что сказать нам о Крылове, о Толстом,
Кто повторял сюжет искрящимся умом!
И Идрис Шах не всех по имени назвал,
Когда речения времён передавал.
У Соломона в притчах – эхо сказок древних,
Что из Египта привезли для благоверных.
Не зря изрёк мудрец: – «Вернётся всё опять»,
Чтоб новой амфоры границы наполнять.

«И на круги своя, воротится всё то,
Что будет жить», покуда Эхо нам дано.
Покуда горные вершины и ущелья
Своей твердыней отражают грех сомненья.
Доколе лес высокий эхом нам вторит,
Живёт и рифма, возрождается пиит.
Неудивительно, что суфии любили
Царя времён, и Пифагора оценили.

Эзопов язык загадочен, хотя и кажется простодушным, очевидным для ума. Но иносказательные намёки простых сюжетов могут увести наблюдателя так далеко по тропочкам размышлений, что он с удивлением обнаружит себя вовлечённым в потайные беседы ума современного с самим собой древним – вечным Эзопом. Кто же такой, на самом деле, древний Эзоп, а бог Зевс, а богиня Афина? А кого изображает баснописец под образами тех или иных животных? Как черты характера людей проявляются и взаимодействуют между собой, раскрываясь благодаря басенным сюжетам? Символическое значение каждого животного играет в басне заглавную роль. Конечно, под масками животных или богов читатель разглядит черты характера человека, а где-то черты своего характера, особенности восприятия чувств. Приглашаю вас поразмышлять не только над очевидным в сюжетах басен, но и над вторым, третьим смыслами, открывающимися внимательному взгляду. Важно попробовать уйти от спешки при чтении и настроиться на то, что преодолело временность и суету, на то, что вечно. Мораль у басен пусть же любой ум поищет самостоятельно, ибо каждому открывается свой уникальный мир восприятия мудрости времён.

Основой для сбора текстов эзоповых басен послужило создание в 295 г. до н.э. Александрийской библиотеки. А поскольку Деметрий являлся не только инициатором создания библиотеки, но и ее первым руководителем, поставившим своей целью собрать, по возможности, все книги мира – то, вероятно, именно в эти годы им и было осуществлено первое собрание эзоповых басен, о котором мы знаем от Диогена Лаэртского. Собрание басен состояло из десяти книг, а утрачено было после IX в. н.э.

Сложности идентификации подлинных сочинений Эзопа, как и самой личности автора, существовали уже в III в. до н.э., их вполне осознавал Деметрий Фалерский.

Можно предположить, что к составлению текстов басен были причастны пифагорейцы, сохранявшие эзотерическое знание лишь для посвящённых, но использовавшие народные сюжеты историй, басен нравственного содержания для самого широкого распространения. Деметрий Фалерский был хорошо знаком и, скорее всего, был приверженцем пифагорейского учения, ибо учился у Теофраста, а сам Теофраст (370 до н. э., — 285 до н. э.), — древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки, почитается родоначальником истории философии, следовательно, и пифагорейской традиции, ведь именно Пифагор (YI в. до н.э.) был первым, кто назвался философом.

В первые сборники басен Деметрием сознательно были включены тексты, которые могли принадлежать автору (или авторам) YI в. до н.э., но включалось также и большинство сочинений, соответствовавших критериям мировоззренческой близости и жанровой общности формы «эзоповой басни». Самым важным при составлении сборников «Эзоповых басен» Деметрий полагал именно воспитательную ценность произведения. Деметрий Фалерский проявил себя не только в роли собирателя, исследователя и издателя «эзоповых басен», но также и в качестве автора некоторых из них.

Как пример одного из текстов написанного Деметрием Фалерским, можно назвать басню «Оратор Демад».

Оратор Демад говорил однажды перед народом в Афинах, но слушали его невнимательно. Тогда он попросил позволения рассказать народу Эзопову басню. Все согласились, и он начал: “Деметра, ласточка и угорь шли по дороге. Очутились они на берегу реки; ласточка через нее перелетела, а угорь в нее нырнул. ” И на этом замолк. ” А что же Деметра?” – стали все его спрашивать. ” А Деметра стоит и гневается на вас, – отвечал Демад, – за то, что Эзоповы басни вы слушаете, а государственными делами заниматься не хотите”.
Так среди людей неразумны те, кто пренебрегают делами необходимыми, а предпочитают дела приятные.

(Оратор Демад. Басни основного эзоповского сборника, 63).

Даже при первом рассмотрении ясно, что Эзоп, живший в YI в. до н.э. не мог писать об афинском ораторе конца IY в. до н.э. Вряд ли эту басню мог составить автор живший позднее III в. до н.э., поскольку фигура Демада не была широко известна в последующие столетия, и даже Цицерон (106 – 43 г.г. до н.э.) не упоминал сочинений Демада. Наиболее вероятным автором этой басни представляется именно Деметрий Фалерский, для которого Демад был не только современником – но человеком с которым Деметрий был близко знаком, а также восхищался стилем его речей, о чем сам Деметрий говорит в книге «О риторике». С таким предисловием и начнём.

Оратор с жаром говорил, хотя народ
Был невнимателен.
Тогда Демад сказал:
– Эзопа басню расскажу, а то устал.
Деметра, ласточка и угорь шли вперёд.
Вдруг оказались перед речкою они.
И угорь нырнул, и в небо ласточка взлетела. –

На этом месте замолчал он.
– В чём же дело?
– А что Деметра? – загудели земляки.

Он отвечал:
– Деметра сердится на вас,
Что государственные вам дела скучны,
И вы Эзопом в этот час поглощены.
Но вот закончился Эзопа вкусный час.
Пора трудиться!

Эхо басни – в части 2 – басни античных писателей:
ДЕМОСФЕН – СОФИЗМ ЭВАТЛА

Хранят Эзоповы слова
столетий воды…

Когда-то волею Зевеса
Прометей
дороги людям указал
в потоках дней.
Их было две:
дорога Рабства,
путь Свободы.

Свободы путь
вначале узкий и крутой,
шипами полный
и опасностей, к концу
он станет плавным,
подходящим мудрецу,
плодоносящим
от ручьев воды Живой..

А Рабства путь –
в истоке ровный
и приятный,
в цветах и полный
наслаждений, но потом,
к исходу, – узкий
и со множеством препон,
со страхом смерти неотступной, безвозвратной.

Волки хотели напасть на стадо овец, но никак это им не удавалось, потому что овец сторожили собаки. Тогда решили они добиться своего хитростью и послали к овцам послов с предложением выдать собак: ведь из-за них-то и пошла вражда, и если их выдадут, то меж волками и овцами водворится мир. Овцы не подумали, что из этого получится, и выдали собак. И тогда волки, оказавшись сильнее, без труда расправились с беззащитным стадом.
Так и государства, которые без сопротивления выдают народных вождей, незаметно для себя становятся вскоре добычей врагов.

(Волки и овцы. Басни основного эзоповского сборника, 153).

Хотели волки на овец напасть, но им
Собаки тотчас помешали: – Вы куда!
Тогда на хитрость те пошли, и вот посла
Послали к овцам. Тот прикинулся своим:

– О, распрекрасные, весёлые созданья,
С густою шерстью, благородными глазами!
Зачем собаки изуверы рядом с вами?
Такие злобные, – одни переживанья
От лая громкого, когтистых, крепких лап.
Да прогоните их, чем попусту кормить
Своею пищей. Мы же в мире станем жить,
Овца нам друг, а не скотина, и не раб.

Из-за собак вражда меж нами! Мы друзья.
Подумав, овцы всех собак тогда. прогнали.
А волки, справившись со стадом, всех сожрали.
И эта басня актуальна все века.

Один богач выкармливал гуся и лебедя, но с разной целью: гуся – для стола, лебедя – ради пения. А когда пришло время принять гусю ту участь, для которой его растили, была ночь, и нельзя было распознать, который кто: и вместо гуся схватили лебедя. Но запел лебедь, почуяв смерть, и пение это обнаружило его природу и спасло от гибели.
Басня показывает, что часто дары Муз помогают избегнуть гибели.

(Лебедь. Басни из рукописей младшей редакции, 277).

– Перед кончиной лебедь песнь души поёт, –
Так говорят. И человеку на базаре
Продали лебедя живого. О товаре
Сказали точно, что пословица не врёт.

Вот, собираясь угощать гостей, сказал
Хозяин лебедю: – Пропой нам песню. – Тот
Молчал, как раньше, как воды набравши в рот.
– Похоже, кто-то на базаре мне солгал.

Но вскоре смерть почуял лебедь и беду,
В неволе лебеди, увы, не могут жить,
И он. запел! Да что об этом говорить!
Хозяин понял: просьбы были ни к чему.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лиса, гуляя виноградником, узрела
Гроздь виноградную, что в солнышке блестела.
Но, коль добраться не смогла, сказала так:
– Зачем незрелые плоды желать? Пустяк.

Поймала кошка петуха, да захотела
Под благовидным всё ж предлогом съесть его.
Вот обвиняет: – Что орёшь, когда темно!
А он в ответ: – Да я бужу людей для дела!

Она опять: – Ты нечестивец, кроешь мать,
Сестёр своих! – А он на это: – Польза есть
Моим хозяевам – яиц уже не счесть!
И без меня могли бы просто голодать.

А кошка, сильно рассердившись, изрекла:
– Неужто думаешь, коль скажешь отговорки,
То я не съем тебя? – Прикрыла глазки–створки,
Да в тот же миг и растерзала петуха.

Лисе в какой-то западне отгрызли хвост.
С таким позором жить немыслимо, нельзя.
Она решила моду сделать «под себя»,
И собрала своих собратьев. Вставши в рост,

Им говорит: – Хвосты бы надо обрубить.
Они мешают, некрасивы, тяжелы! –
Но лишь одна ей возразила из толпы:
– Быть может, ты своё увечье хочешь скрыть!

Лишилась лисонька пушистого хвоста…
Судьба наказывает, видно, неспроста.
Как дальше жить? Лисичка выдумала моду!
Теперь бесхвостые хранят её породу.

Эхо – ХВОСТАТАЯ ЛИСИЦА

Лиса с хвостом гордилась истинной красой!
Она носила этот хвост перед собой.
О назначении его, увы, не знала,
И от охотников она не убежала.

ЛИСИЦА И ТЕРНОВНИК

Лиса, карабкаясь по стенке частоколов,
Чуть не упала, за терновник ухватившись.
Вся искололась. И к нему уж обратившись:
– Хотела помощи твоей, а не уколов!
На это тёрн: – Ошиблась, милая, ведь я
И сам привык цепляться, думай за себя.

Такая птичка любит тишь, уединенье.
Живёт у моря, а гнездится лишь на скалах.
Свила гнездо она себе вдали от шквалов,
От птицеловов и от шумного веселья.
Но так случилось, что стихия разыгралась.
Вернулась птичка – нет гнезда! – Несчастье мне!
Я от опасностей укрылась, но судьбе
Предосторожность всё же малой показалась.

Лиса прокралась в мастерскую лепщика,
И, всё обшарив, нос засунула в сундук.
Нашла там маску трагедийную: – А вдруг,
Её одев, я наберусь тотчас ума?

ЧЕЛОВЕК С ПРОСЕДЬЮ

Он был не стар, и двух любовниц заимел.
Одна моложе, а другая много старше.
Седые волосы рвала ему, что младше,
А уж старуха остальные, чтоб не смел.
Итак, он лысым стал. Неравенство вредно.
Но без любовниц облысел бы всё равно….

Читайте также:  Басня Эзопа Обманщик

Пришёл коварный человек однажды в храм,
Где уличить хотел оракула во лжи.
Взял воробья, прикрыл плащом, (уж, не взыщи),
И вот взывает к всемогущим небесам:

– Что я держу, оно живое или нет?
Он так решил, коль он услышит, что «живое»,
Задушит тут же воробья, коль «неживое» –
На волю выпустит, являя свой ответ.

А бог увидел всё, да так и говорит:
– Уйми, голубчик, искушение своё.
Живое, нет ли, – всё зависит от того,
Кто ныне спрашивает. Совесть крепко спит.
;

Открыть книгу – http://online.pubhtml5.com/ucdb/cwny

Друзья, ваши басни, притчи, сказки, а также переложения басен античных авторов ждём на Пире в честь мудреца Эзопа. На Форуме проекта.

Эзоп – Басни

Эзоп – Басни краткое содержание

Басни читать онлайн бесплатно

Басня показывает, что тонкость ума лучше, чем красота тела.

Рыбаки тянули сеть; сеть была тяжелой, и они радовались и приплясывали, предвкушая богатый улов. Но когда сеть вытащили, оказалось, что рыбы в ней совсем немного, а полна камнями и песком. И стали рыбаки безмерно горевать: досадовали они не столько из-за самой неудачи, сколько из-за того, что надеялись совсем на другое. Но был среди них один старик, и сказал он: «Полно, друзья: думается мне, что радость и горе друг другу сестры, и сколько мы радовались, столько должны были и горевать».

Так и мы должны взирать на изменчивость жизни и не обольщаться успехами, словно они наши навек: даже после самой ясной погоды приходит ненастье.

14. Лисица и обезьяна

Лисица и обезьяна шли вместе по дороге, и начался у них спор, кто знатнее. Много наговорил каждый про себя, как вдруг увидели они какие-то гробницы, и обезьяна, глядя на них, принялась тяжко вздыхать. «В чем дело?» — спросила лисица; а обезьяна, показав на надгробия, воскликнула: «Как же мне не плакать! ведь это памятники над могилами рабов и вольноотпущенников моих предков!» Но лиса на это ответила: «Ну, ври себе, сколько хочешь: ведь никто из них не воскреснет, чтобы тебя изобличить».

Так и у людей лжецы всего больше бахвалятся тогда, когда изобличить их некому.

15. Лисица и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

16. Кошка и петух

Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным предлогом. Сперва она обвинила его в том, что он беспокоит людей, когда кричит по ночам, и не дает спать. Петух ответил, что он это делает им же на пользу: будит их для привычной дневной работы. Тогда кошка заявила: «Но ты еще и нечестивец; наперекор природе ты покрываешь и мать, и сестер». Петух ответил, что и это он делает на благо хозяев — старается, чтобы у них было побольше яиц. Тогда вскричала кошка в замешательстве: «Так что же ты думаешь, из-за того, что у тебя на все есть отговорки, я тебя не съем?»

Басня показывает, что когда дурной человек решит сделать зло, то он поступит по-своему, не под благовидным предлогом, так в открытую.

17. Бесхвостая лисица

Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким позором жить ей невозможно. Тогда она решила склонить к тому же самому и всех остальных лисиц, чтобы в общем несчастье скрыть собственное увечье. Собрала она всех лисиц и стала их убеждать отрубить себе хвосты: во-первых, потому что они некрасивые, а во-вторых, потому что это только лишняя тяжесть. Но одна из лисиц на это ответила: «Эх ты! не дала бы ты нам такого совета, не будь тебе самой это выгодно».

Басня относится к тем, кто подает советы ближним не от чистого сердца, а ради собственной выгоды.

18. Рыбак и рыбешка

Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку. Рыбешка стала умолять, чтобы он пока отпустил ее — ведь она так мала, — а поймал бы потом, когда она подрастет и от нее больше будет пользы. Но рыбак сказал: «Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой».

Басня показывает, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.

19. Лисица и терновник

Лисица карабкалась через забор и, чтоб не оступиться, ухватилась за терновник. Колючки терновника искололи ей кожу, стало ей больно, и начала она его попрекать: ведь она к нему обратилась как будто за помощью, а от него ей стало еще хуже. Но терновник возразил: «Ошиблась ты, голубушка, вздумав за меня уцепиться: я ведь сам привык за всех цепляться».

Так и среди людей лишь неразумные просят помощи у тех, кому от природы свойственнее приносить вред.

20. Лисица и крокодил

Лисица и крокодил спорили, кто знатней. Много наговорил крокодил о славе своих предков и, наконец, заявил, что праотцы его были гимнасиархами. Лисица на это ответила: «И не говори! даже по шкуре твоей видно, как усердно ты трудился в гимнасии».

Так действительность всегда изобличает лжецов.

Рыбаки поехали ловить рыбу, но, сколько ни мучились, ничего не поймали и сидели в своей лодке унылые. Как вдруг тунец, уплывая с громким плеском от погони, нечаянным прыжком попал прямо к ним в челнок. А они его схватили, отвезли в город и продали.

Так часто случай нам дарует то, чего не могло принести искусство.

22. Лисица и дровосек

Лисица, убегая от охотников, увидела дровосека и взмолилась, чтобы он ее приютил. Дровосек велел ей войти и спрятаться в его хижине. Немного спустя показались охотники и спросили дровосека, не видал ли он, как пробегала здесь лисица? Тот отвечал им вслух: «Не видал», — а рукою меж тем подавал знаки, показывая, где она спряталась. Но знаков его охотники не приметили, а словам его поверили; вот дождалась лисица, чтобы они ускакали, вылезла и, не говоря ни слова, пошла прочь. Дровосек начал ее бранить: он-де ее спас, а от нее не слышит ни звука благодарности. Ответила лиса: «Уж поблагодарила бы я тебя, если б только слова твои и дела рук твоих не были так несхожи».

Эту басню можно применить к таким людям, которые речи говорят хорошие, а дела делают дурные.

23. Петухи и куропатка

Были у человека петухи. Однажды попалась ему на рынке ручная куропатка, он ее купил и понес домой, чтобы держать вместе с петухами. Но петухи стали ее бить и гнать, и с горечью куропатка подумала, что невзлюбили они ее за то, что она не из их породы. Но немного спустя увидела она, как петухи друг с другом бьются до крови, и сказала про себя: «Нет, больше я не жалуюсь, что петухи меня бьют: теперь я вижу, что и себя они не щадят».

Басня показывает, что умным людям легче переносить обиды от соседей, если они видят, что те и ближних своих не щадят.

24. Растолстевшая лисица

Голодная лисица увидела в дупле дерева хлеб и мясо, которые оставили там пастухи. Она влезла в дупло и все съела. Но утроба у нее раздулась, и вылезти она не могла, а только стонала и охала. Другая лисица пробегала мимо и услышала ее стоны; подошла она и спросила, в чем дело. А узнав, что случилось, сказала: «Придется тебе здесь сидеть, пока снова не станешь такою, какой вошла; а тогда уж нетрудно будет выбраться».

Басня показывает, что трудные обстоятельства со временем сами собой делаются легче.

Зимородок — это птичка, которая любит уединение и всегда живет в море; и чтобы укрыться от птицеловов, она, говорят, вьет себе гнездо в прибрежных скалах. И вот, когда пришла ей пора нести яйца, она залетела на какой-то мыс, высмотрела себе над морем утес и свила там гнездо. Но однажды, когда она вылетела на добычу, море от сильного ветра разбушевалось, доплеснуло до самого гнезда, залило его, и все птенцы потонули. Вернулась птичка, увидела, что случилось, и воскликнула: «Бедная я, бедная! Боялась я опасности на суше, искала прибежища у моря, а оно оказалось еще того коварнее».

Так и некоторые люди, опасаясь врагов, неожиданно страдают от друзей, которые много опаснее.

Рыбак ловил рыбу в реке. Он растянул свой невод, чтобы перегородить течение от берега до берега, а потом привязал к веревке камень и стал им бить по воде, пугая рыбу, чтобы та, спасаясь бегством, неожиданно попадалась в сети. Кто-то из местных жителей увидал его за таким занятием и стал его бранить за то, что он мутит реку и не дает им пить чистую воду. Ответил рыбак: «Но ведь если бы не мутил я реку, то пришлось бы мне с голоду помереть!»

Так и демагогам в государствах тогда живется лучше всего, когда им удается завести в отечестве смуту.

27. Лисица и маска

Лиса забралась в мастерскую лепщика и обшарила все, что там было. И тут ей попалась трагическая маска. Подняла ее лисица и сказала: «Какая голова, а мозгу в ней нет!»

Басня относится к человеку, который телом величествен, а душой неразумен.

Один бедняк занемог и, чувствуя себя совсем дурно, дал обет богам принести им в жертву гекатомбу, ежели они его исцелят. Боги пожелали его испытать и тотчас послали ему облегчение. Встал он с постели, но так как настоящих быков у него не было, слепил он сотню быков из сала и сжег на жертвеннике со словами: «Примите, о боги, мой обет!» Решили боги воздать ему обманом за обман и послали ему сон, а во сне указали пойти на берег моря — там он найдет тысячу драхм. Человек обрадовался и бегом побежал на берег, но там сразу попался в руки разбойников, и они увезли его и продали в рабство: так и нашел он свою тысячу драхм.

Эзоп – Басни. Страница 2

Басня показывает, что тонкость ума лучше, чем красота тела.

Рыбаки тянули сеть; сеть была тяжелой, и они радовались и приплясывали, предвкушая богатый улов. Но когда сеть вытащили, оказалось, что рыбы в ней совсем немного, а полна камнями и песком. И стали рыбаки безмерно горевать: досадовали они не столько из-за самой неудачи, сколько из-за того, что надеялись совсем на другое. Но был среди них один старик, и сказал он: «Полно, друзья: думается мне, что радость и горе друг другу сестры, и сколько мы радовались, столько должны были и горевать».

Так и мы должны взирать на изменчивость жизни и не обольщаться успехами, словно они наши навек: даже после самой ясной погоды приходит ненастье.

14. Лисица и обезьяна

Лисица и обезьяна шли вместе по дороге, и начался у них спор, кто знатнее. Много наговорил каждый про себя, как вдруг увидели они какие-то гробницы, и обезьяна, глядя на них, принялась тяжко вздыхать. «В чем дело?» — спросила лисица; а обезьяна, показав на надгробия, воскликнула: «Как же мне не плакать! ведь это памятники над могилами рабов и вольноотпущенников моих предков!» Но лиса на это ответила: «Ну, ври себе, сколько хочешь: ведь никто из них не воскреснет, чтобы тебя изобличить».

Так и у людей лжецы всего больше бахвалятся тогда, когда изобличить их некому.

15. Лисица и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

16. Кошка и петух

Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным предлогом. Сперва она обвинила его в том, что он беспокоит людей, когда кричит по ночам, и не дает спать. Петух ответил, что он это делает им же на пользу: будит их для привычной дневной работы. Тогда кошка заявила: «Но ты еще и нечестивец; наперекор природе ты покрываешь и мать, и сестер». Петух ответил, что и это он делает на благо хозяев — старается, чтобы у них было побольше яиц. Тогда вскричала кошка в замешательстве: «Так что же ты думаешь, из-за того, что у тебя на все есть отговорки, я тебя не съем?»

Басня показывает, что когда дурной человек решит сделать зло, то он поступит по-своему, не под благовидным предлогом, так в открытую.

17. Бесхвостая лисица

Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким позором жить ей невозможно. Тогда она решила склонить к тому же самому и всех остальных лисиц, чтобы в общем несчастье скрыть собственное увечье. Собрала она всех лисиц и стала их убеждать отрубить себе хвосты: во-первых, потому что они некрасивые, а во-вторых, потому что это только лишняя тяжесть. Но одна из лисиц на это ответила: «Эх ты! не дала бы ты нам такого совета, не будь тебе самой это выгодно».

Басня относится к тем, кто подает советы ближним не от чистого сердца, а ради собственной выгоды.

18. Рыбак и рыбешка

Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку. Рыбешка стала умолять, чтобы он пока отпустил ее — ведь она так мала, — а поймал бы потом, когда она подрастет и от нее больше будет пользы. Но рыбак сказал: «Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой».

Читайте также:  Басня Эзопа Слепец

Басня показывает, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.

19. Лисица и терновник

Лисица карабкалась через забор и, чтоб не оступиться, ухватилась за терновник. Колючки терновника искололи ей кожу, стало ей больно, и начала она его попрекать: ведь она к нему обратилась как будто за помощью, а от него ей стало еще хуже. Но терновник возразил: «Ошиблась ты, голубушка, вздумав за меня уцепиться: я ведь сам привык за всех цепляться».

Так и среди людей лишь неразумные просят помощи у тех, кому от природы свойственнее приносить вред.

20. Лисица и крокодил

Лисица и крокодил спорили, кто знатней. Много наговорил крокодил о славе своих предков и, наконец, заявил, что праотцы его были гимнасиархами. Лисица на это ответила: «И не говори! даже по шкуре твоей видно, как усердно ты трудился в гимнасии».

Так действительность всегда изобличает лжецов.

Рыбаки поехали ловить рыбу, но, сколько ни мучились, ничего не поймали и сидели в своей лодке унылые. Как вдруг тунец, уплывая с громким плеском от погони, нечаянным прыжком попал прямо к ним в челнок. А они его схватили, отвезли в город и продали.

Так часто случай нам дарует то, чего не могло принести искусство.

22. Лисица и дровосек

Лисица, убегая от охотников, увидела дровосека и взмолилась, чтобы он ее приютил. Дровосек велел ей войти и спрятаться в его хижине. Немного спустя показались охотники и спросили дровосека, не видал ли он, как пробегала здесь лисица? Тот отвечал им вслух: «Не видал», — а рукою меж тем подавал знаки, показывая, где она спряталась. Но знаков его охотники не приметили, а словам его поверили; вот дождалась лисица, чтобы они ускакали, вылезла и, не говоря ни слова, пошла прочь. Дровосек начал ее бранить: он-де ее спас, а от нее не слышит ни звука благодарности. Ответила лиса: «Уж поблагодарила бы я тебя, если б только слова твои и дела рук твоих не были так несхожи».

Эту басню можно применить к таким людям, которые речи говорят хорошие, а дела делают дурные.

23. Петухи и куропатка

Были у человека петухи. Однажды попалась ему на рынке ручная куропатка, он ее купил и понес домой, чтобы держать вместе с петухами. Но петухи стали ее бить и гнать, и с горечью куропатка подумала, что невзлюбили они ее за то, что она не из их породы. Но немного спустя увидела она, как петухи друг с другом бьются до крови, и сказала про себя: «Нет, больше я не жалуюсь, что петухи меня бьют: теперь я вижу, что и себя они не щадят».

Басня показывает, что умным людям легче переносить обиды от соседей, если они видят, что те и ближних своих не щадят.

24. Растолстевшая лисица

Голодная лисица увидела в дупле дерева хлеб и мясо, которые оставили там пастухи. Она влезла в дупло и все съела. Но утроба у нее раздулась, и вылезти она не могла, а только стонала и охала. Другая лисица пробегала мимо и услышала ее стоны; подошла она и спросила, в чем дело. А узнав, что случилось, сказала: «Придется тебе здесь сидеть, пока снова не станешь такою, какой вошла; а тогда уж нетрудно будет выбраться».

Басня показывает, что трудные обстоятельства со временем сами собой делаются легче.

Зимородок — это птичка, которая любит уединение и всегда живет в море; и чтобы укрыться от птицеловов, она, говорят, вьет себе гнездо в прибрежных скалах. И вот, когда пришла ей пора нести яйца, она залетела на какой-то мыс, высмотрела себе над морем утес и свила там гнездо. Но однажды, когда она вылетела на добычу, море от сильного ветра разбушевалось, доплеснуло до самого гнезда, залило его, и все птенцы потонули. Вернулась птичка, увидела, что случилось, и воскликнула: «Бедная я, бедная! Боялась я опасности на суше, искала прибежища у моря, а оно оказалось еще того коварнее».

Так и некоторые люди, опасаясь врагов, неожиданно страдают от друзей, которые много опаснее.

Рыбак ловил рыбу в реке. Он растянул свой невод, чтобы перегородить течение от берега до берега, а потом привязал к веревке камень и стал им бить по воде, пугая рыбу, чтобы та, спасаясь бегством, неожиданно попадалась в сети. Кто-то из местных жителей увидал его за таким занятием и стал его бранить за то, что он мутит реку и не дает им пить чистую воду. Ответил рыбак: «Но ведь если бы не мутил я реку, то пришлось бы мне с голоду помереть!»

Так и демагогам в государствах тогда живется лучше всего, когда им удается завести в отечестве смуту.

27. Лисица и маска

Лиса забралась в мастерскую лепщика и обшарила все, что там было. И тут ей попалась трагическая маска. Подняла ее лисица и сказала: «Какая голова, а мозгу в ней нет!»

Басня относится к человеку, который телом величествен, а душой неразумен.

Один бедняк занемог и, чувствуя себя совсем дурно, дал обет богам принести им в жертву гекатомбу, ежели они его исцелят. Боги пожелали его испытать и тотчас послали ему облегчение. Встал он с постели, но так как настоящих быков у него не было, слепил он сотню быков из сала и сжег на жертвеннике со словами: «Примите, о боги, мой обет!» Решили боги воздать ему обманом за обман и послали ему сон, а во сне указали пойти на берег моря — там он найдет тысячу драхм. Человек обрадовался и бегом побежал на берег, но там сразу попался в руки разбойников, и они увезли его и продали в рабство: так и нашел он свою тысячу драхм.

Басни

Басня показывает, что трудные обстоятельства со временем сами собой делаются легче.

25. Зимородок

Зимородок — это птичка, которая любит уединение и всегда живет в море; и чтобы укрыться от птицеловов, она, говорят, вьет себе гнездо в прибрежных скалах. И вот, когда пришла ей пора нести яйца, она залетела на какой-то мыс, высмотрела себе над морем утес и свила там гнездо. Но однажды, когда она вылетела на добычу, море от сильного ветра разбушевалось, доплеснуло до самого гнезда, залило его, и все птенцы потонули. Вернулась птичка, увидела, что случилось, и воскликнула: «Бедная я, бедная! Боялась я опасности на суше, искала прибежища у моря, а оно оказалось еще того коварнее».

Так и некоторые люди, опасаясь врагов, неожиданно страдают от друзей, которые много опаснее.

26. Рыбак

Рыбак ловил рыбу в реке. Он растянул свой невод, чтобы перегородить течение от берега до берега, а потом привязал к веревке камень и стал им бить по воде, пугая рыбу, чтобы та, спасаясь бегством, неожиданно попадалась в сети. Кто-то из местных жителей увидал его за таким занятием и стал его бранить за то, что он мутит реку и не дает им пить чистую воду. Ответил рыбак: «Но ведь если бы не мутил я реку, то пришлось бы мне с голоду помереть!»

Так и демагогам в государствах тогда живется лучше всего, когда им удается завести в отечестве смуту.

27. Лисица и маска

Лиса забралась в мастерскую лепщика и обшарила все, что там было. И тут ей попалась трагическая маска. Подняла ее лисица и сказала: «Какая голова, а мозгу в ней нет!»

Басня относится к человеку, который телом величествен, а душой неразумен.

28. Обманщик

Один бедняк занемог и, чувствуя себя совсем дурно, дал обет богам принести им в жертву гекатомбу, ежели они его исцелят. Боги пожелали его испытать и тотчас послали ему облегчение. Встал он с постели, но так как настоящих быков у него не было, слепил он сотню быков из сала и сжег на жертвеннике со словами: «Примите, о боги, мой обет!» Решили боги воздать ему обманом за обман и послали ему сон, а во сне указали пойти на берег моря — там он найдет тысячу драхм. Человек обрадовался и бегом побежал на берег, но там сразу попался в руки разбойников, и они увезли его и продали в рабство: так и нашел он свою тысячу драхм.

Басня относится к человеку лживому.

29. Угольщик и сукновал

Угольщик работал в одном доме; подошел к нему сукновал, и, увидев его, угольщик предложил ему поселиться тут же: друг к другу они привыкнут, а жить под одной крышей им будет дешевле. Но возразил на это сукновал: «Нет, никак это для меня невозможно: что я выбелю, ты сразу выпачкаешь сажею».

Басня показывает, что вещи несхожие несовместимы.

30. Потерпевший кораблекрушение

Один богатый афинянин вместе с другим плыл по морю. Поднялась страшная буря, и корабль перевернулся. Все остальные пустились вплавь, и только афинянин без конца взывал к Афине, обещая ей бесчисленные жертвы за свое спасение. Тогда один из товарищей по несчастью, проплывая мимо, сказал ему: «Афине молись, да сам шевелись».

Так и нам следует не только молиться богам, но и самим о себе заботиться.

31. Человек с проседью и его любовницы

У человека с проседью было две любовницы, одна молодая, другая старуха. Пожилой было совестно жить с человеком моложе ее, и потому всякий раз, как он к ней приходил, она выдергивала у него черные волосы. А молодая хотела скрыть, что ее любовник — старик, и вырывала у него седину. Так ощипывали его то одна, то другая, и в конце концов он остался лысым.

Так повсюду неравенство бывает пагубно.

32. Убийца

Некий человек совершил убийство, и родственники убитого его преследовали. Он прибежал к реке Нилу, но тут столкнулся с волком. В страхе он забрался на дерево, нависшее над рекой, и спрятался на нем, но увидел змею, которая там раскачивалась. Тогда он бросился в воду; но и тут подстерег его крокодил и сожрал.

Басня показывает, что для человека, запятнанного преступлением, ни земля, ни воздух, ни вода не будут убежищем.

33. Хвастливый пятиборец

Одного пятиборца земляки все время попрекали, что он трус. Тогда он на время уехал, а воротившись, стал хвастаться, что в других городах совершил он множество подвигов и на Родосе сделал такой прыжок, какого не делывал ни один олимпийский победитель; подтвердить это вам могли бы все, кто там были, если бы они приехали сюда. Но на это один из присутствующих ему возразил: «Дорогой мой, если ты правду говоришь, зачем тебе подтверждения? Вот тебе Родос, тут ты и прыгай!»

Басня показывает: если что можно доказать делом, то на это незачем тратить слова.

34. Человек, обещающий невозможное

Один бедняк занемог и почувствовал себя совсем дурно; врачи от него отступились; и тогда он взмолился к богам, обещая принести им гекатомбу и пожертвовать богатые дары, если выздоровеет. Жена его, оказавшись поблизости, спросила: «Да на какие же деньги ты это сделаешь?» — «Неужели ты думаешь, — ответил он, — что я стану выздоравливать лишь затем, чтобы боги с меня это потребовали?»

Басня показывает, что люди легко обещают на словах то, чего и не думают выполнить на деле.

35. Человек и сатир

Говорят, что когда-то человек с сатиром решили жить в дружбе. Но вот пришла зима, стало холодно, и стал человек дышать себе на руки, поднося их к губам. Спросил его сатир, зачем он это делает; ответил человек, что так он согревает руки в стужу. Потом сели они обедать, а еда была очень горячая; и стал человек брать ее понемножку, подносить к губам и дуть. Снова спросил сатир, что это он делает, и ответил человек, что так он охлаждает кушанье, потому что ему слишком горячо. Сказал тогда сатир: «Нет, приятель, не быть нам с тобой друзьями, если у тебя из одних и тех же губ идет и тепло и холод».

Так и мы должны остерегаться дружбы тех, кто ведет себя двулично.

36. Коварный

Некий коварный человек побился с кем-то об заклад, что покажет, как лживы предсказания дельфийского оракула. Он взял в руки воробья, прикрыл его плащом, вошел в храм и, став против оракула, спросил, что он держит в руке — живое или неживое? Если ответ будет: «Неживое» — он хотел показать живого воробья; если: «Живое» — задушить его и показать мертвого. Но бог понял его злой умысел и сказал: «Полно, голубчик! ведь от тебя самого зависит, живое оно или неживое».

Басня показывает, что божество обмануть невозможно.

37. Слепец

Один человек незрячий умел про каждое животное, которое ему давали в руки, на ощупь угадать, что это такое. И вот однажды ему подложили волчонка; он его ощупал и сказал, раздумывая: «Не знаю, чей это детеныш — волка, лисицы или еще какого подобного животного, — и одно только знаю: в овечье стадо его лучше не пускать».

Так свойства дурных людей часто бывают видны и по их наружности.

38. Пахарь и волк

Пахарь распряг волов и погнал их на водопой. А голодный волк в поисках поживы набрел на брошенный плуг, стал лизать бычье ярмо, потом понемногу, сам того не замечая, просунул в него голову и, не в силах высвободиться, поволок плуг по пашне. Вернулся пахарь, увидел его и воскликнул: «Зловредная ты тварь! вот кабы ты на самом деле забросил разбой и грабеж и взялся бы вместо этого за землепашество. »

Ссылка на основную публикацию