Басня Толстого Осел и Лошадь

Басня Толстого Осел и Лошадь

(даты, события, история)

(ввселенная, планеты, фазы луны)

Новые статьи:

Какими были трамваи в Выборге? Выборг трамваи.

Причины появления депрессии.

Орущие коты мешают спать. Онлайн игра.

Первая в России электричка появилась в Петербурге. Загадки истории. Тайны Питера

как выглядели игровые автоматы и приставки в СССР (ФОТО)

Как не сойти с ума в одиночестве

подборка смешных мемов, демотиваторов, картинок

Иллюзии движения. Обман зрения.

Как разместить несколько блоков css? (разные варианты)

Модальное окно на css. Что это такое и как сделать?

“ На сцене герой-любовник заламывал руки и метал громы и молнии. Потому что перед ним стояла его героиня и была она хороша, и была молода и прекрасна, а в зале сидела его жена и следила в бинокль за этой сценой.”
дед Мазай

В медицине описано более 40 случаев синдрома аллергии на воду, известного как «водная крапивница». Любой контакт с водой вызывает у этих людей острую аллергическую реакцию.

Почитать интересные истории:


Сырно написано? Заложи страницу в закладки 🙂

Рассказы из категории:

Спасибо за посещение этого позитивного портала!
Веселого вам настроения!

Если вам что-то понравилось на портале, то расскажите об этом своим друзьям! 😉

Автор портала и его дизайнер: Dan Pruss

За порядком на портале следит бог портала – Нубозавр, а тех, кто попытается нарушить святые правила портала, ждёт встреча с этим разъяренным существом!
На портале есть много разных разделов, поэтому каждому разделу соответсвует своя возрастная категория.

Внимание! Программы или файлы находящиеся на портале проверяются на безопасность! Поэтому 99% файлов находящихся на портале – безопасны, но всё-же на всякий случай стоит проверять скачаные файлы антивирусом! Это зависит и от вашего порта скачивания, некоторые вирусы могут передоваться и через них.

Лошадь и осёл

Инсценировка Олеси Емельяновой

Продолжительность спектакля: 2 минуты; количество актеров: от 2 до 4.

Лошадь
Осёл
Хозяин
Ворона-рассказчица

На первом плане слева и справа – деревья. На втором плане небо. Из-за деревьев вылетает Ворона и садится посреди сцены.

Случилось лошади в дороге быть с ослом.
Она без всадника была, хоть под седлом,
А на осле поклажи столько было,
Что бедного совсем под нею задавило.

Ворона улетает. Раздается цоканье копыт. Из-за деревьев слева выходит Лошадь, за ней плетется тяжело гружёный Осел.

Да, стой же! Стой!

Лошадь останавливается и поворачивается к Ослу.

Куда ты так спешишь?
Нарочно что ли от меня бежишь?
Ведь я под тяжестью шагаю еле-еле.
Неужто не поймешь ты, в самом деле,
Что м о ́чи нет, вот-вот я упаду,
Боюсь, что я до дома не дойду!
Но если ты меня маленечко уважишь
И довезешь хотя бы часть поклажи,
Тебя я буду век благодарить.

Да как ты смеешь это говорить?
Мне, лошади, идти с ослиной ношей!
Об этом даже речи быть не может!
Копыта волочи скорее ты,
Чтоб не плестись с тобой до темноты.

Лошадь продолжает путь. Осел проходит несколько шагов, падает и умирает.

Эй, ты чего? Ну, хватит здесь валяться!
Вставай, пошли! Довольно притворяться!

Лошадь подходит к Ослу и трогает его копытом.

Издох, сердешный! П о ́мер! Во дела!
И вправду ноша тяжела была.

Из-за деревьев выходит Хозяин.

Ах, вот вы где! Искал, чуть с ног не сбился!

Хозяин замечает дохлого Осла и подходит к нему.

Похоже, ослик мой перетрудился.
Издох, бедняга. Ладно, ничего,
На лошадь погружу мешки его.

Хозяин грузит мешки на Лошадь.

И шкуру надо снять, как говорится,
Глядишь, на что-нибудь она сгодится.

Хозяин снимает с Осла шкуру и грузит ее на Лошадь.

Ну, а теперь пора в дорогу. Но!

Хозяин берет Лошадь за поводья и идет к деревьям.

Увы, но я сама всему виной –
Когда б ослу не отказала сдуру,
То не тащила б все мешки и шкуру!

Хозяин и Лошадь скрываются за деревьями. Прилетает Ворона.

Добро, которое мы делаем другим,
Приносит благо нам самим.
Быть надобно внимательней друг к другу
И завсегда в нужде оказывать услугу.

© Автор басни. Иван Иванович Хемницер. 1782 г.

© Автор инсценировки. Олеся Емельянова. 2013 г.

Инсценировки басен. Большой сборник инсценировок классических и современных басен для детского театра по произведениям Эзопа, Руми, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, О.В.Емельяновой.

Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.

Пьесы для ТЮЗа и театра кукол. Сценарии детских спектаклей для профессионального театра по народным и авторским сказкам.

Сказки и басни. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.

Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.

Пьесы и сценарии Олеси Емельяновой для кукольного театра

Школьная олимпиада по литературе
олимпиадные задания (8 класс)

Используя данный материал, можно подготовить учащихся 8 класса к муниципальной олимпиаде по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
lit-ra_8_klass.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

по литературе 8 класс Время проведения- 2 часа
(Всего – 50 баллов)

1. Прочитайте это поэтическое произведение и ответьте на вопросы (максимальное количество баллов – 15 баллов)
Осёл и Соловей

Осел увидел Соловья

И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?”

Тут Соловей являть свое искусство стал:

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,

“Изрядно, — говорит, — сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился”.

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

Избави, Бог, и нас от этаких судей.

а) Назовите жанр произведения, перечислите характерные особенности этого жанра.

б) Какова композиция произведения?

г) Дайте характеристику персонажей.

д) Какими средствами автор создает образ судьи и певца?

е) В чем мораль этого произведения?

2. Что обозначают выражения? С кем связано их значение? (максимальное количество баллов – 3 балла)
а) «Титаническая борьба» б) «Панический страх» в) «Сизифов труд»
3. В греческой мифологии он перевозчик мертвых в царстве Аида. Это мрачный старик в рубище; в своей ладье он переправляет через подземную реку души умерших и берет за это плату в один обол – его, по обычаю, кладут покойнику под язык. Он перевозит только погребенных мертвецов, поэтому брошенные без погребения долго томятся на берегу Стикса, скитаясь между миром живых и мертвых. Кто же перевозчик в царстве мертвых?( максимальное количество баллов – 2 балла )

4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос ( максимальное количество баллов – 3 балла ).
“На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда ещё так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головой, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло её. ”

Что именно? Какой нашелся выход из сложного положения?

5. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора (максимальное количество баллов – 3 балла).
а) – Не смейся, не смейся, батьку.

– Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

– Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!

б) – А где же ключик?

А англичане говорят:

– Здесь и ключ перед вашими очами.

– Отчего же,- государь говорит, – я его не вижу?

– Потому, – отвечают, – что это надо в мелкоскоп.

в) – А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

– Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.

– Ну, что такое случилось? Сказывай…

– А вот что случилось.

6. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
а) И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.

б) Вам не видать таких сражений.

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

В огне, под градом раскалённым.

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей.

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

7. Каким событиям посвящены следующие произведения ( максимальное количество баллов – 8 баллов )
а) Гомер «Илиада»

б) И.Крылов «Волк на псарне»

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

г) В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»

д) А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

е) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

ж) А.С. Пушкин «Медный всадник»

з) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

8. Определите жанр произведений древнерусской литературы. Приведите примеры произведений этого жанра ( максимальное количество баллов – 3 балла ).
а) И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и…
б) Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться.
в) Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя…
9. Определите жанр произведения ( максимальное количество баллов – 5 баллов ):
А) «Вольга и Микула Селянинович » а) баллада

Б) «Лесной царь» В.А. Жуковский б) стихотворение

В) «Полтава» А.С.Пушкин в) былина

Г) «Ворона и лисица» И.А.Крылов г) поэма

Д) «Узник» А.С.Пушкин д) басня.

10 . Творческое задание.

Максимально: 5 баллов.

Этюд – небольшое по объему произведение, посвященное какому-то отдельному явлению. Как правило, оно лишено сюжетной основы. Напишите этюд о любимом времени года, используя разнообразные тропы (метафору, эпитет, сравнение, олицетворение, гиперболу и т.д.).

Ответы на задания 8 кл.

(Всего – 50 баллов)

  1. И.А. Крылов. Басня. (15 баллов)
  1. Всего: 3 б.

а) Титаническая борьба – очень сильная, напряженная борьба, борьба сильных, могучих героев. Титаномахия, миф о борьбе титанов с богами.

б) Панический страх – внезапный, безотчетный, бессмысленный, безрассудный и неодолимый страх. Пан – в греческой мифологии сын бога Гермеса, первоначально почитался как покровитель пастухов, бог стад; впоследствии (ко II веку до н. э.) — как покровитель всей природы. Изображался в виде человека с рогами, козлиными ногами и козлиной бородой.

в) Сизифов труд – тяжёлая, бесконечная и безрезультатная работа и муки. Сизиф – в древнегреческом мифе строитель и царь Коринфа, после смерти (в Аиде) приговорённый богами вкатывать на гору тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз.

  1. 2 балла. Харон
  2. 3 балла . “. Она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы”. Настя сбегала к Трофиму (пастуху) и по мерке с Настиной ноги заказала пару лаптей.

5. 3 балла а) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»; б) Н.С. Лесков «Левша» в) И.С. Тургенев «Бежин луг»
6. 3 балла а) Гоголь «Тарас Бульба» б) М.Ю. Лермонтов «Бородино» в) А.С. Пушкин «Полтава»

а) Гомер «Илиада» – древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне.

б) И.Крылов «Волк на псарне» – басня посвящена войне 1812 года.

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино» – стихотворение посвящено войне 1812 года, битве на Бородинском поле.

г) В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» – стихотворение посвящено войне 1812 года

д) А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» – разрабатывается летописный средневековый сюжет

е) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» – время восстания Е. Пугачева (1773-1775)

ж) А.С. Пушкин «Медный всадник» – петербургское наводнение 7 ноября 1824 года

з) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» – о войне украинского казачества с польскими панами. События 1630-х годов, время гетмана Я. Остряницы, и 1648 -1654 годов, время Б.Хмельницкого.

8. 3 балла а) летопись б) послание в) житие

А) «Вольга и Микула Селянинович» – в) былина

Б) «Лесной царь» В.А Жуковский – а) баллада

В) «Полтава» А.С.Пушкин – г) поэма

Г) «Ворона и лисица» И.А.Крылов – д) басня.

Осёл животное. Описание, особенности, образ жизни и среда обитания осла

Ослы примечательны тем, что в глазах людей выглядят по-разному. Одни считают их недостаточно смекалистыми, другие думают, что мудрее животных нет. Для кого-то осёл послушный и смирный, остальные говорят, что упрямство ишака не знает пределов. Чтобы узнать истину, нужно обратиться к достоверным фактам, полученным зоологами в ходе исследований.

Описание и особенности

Осёл семейства лошадиных ростом от метра до полутора имеет длинное тело, короткий круп. На большой голове расположены длинные крупные уши, изнутри покрытые шерстью. Окрас серо-чёрных, коричневых тонов, иногда встречаются белые особи.

По хребту выделяется продольная тёмная полоса. Живот, места вокруг глазниц, низ морды — светлые. Грива короткая, топорщится вверх перпендикулярно холке, тело венчает хвост с пучком волос на конце.

Копытам животного, приспособленным к неровному рельефу, нужен сухой климат. При избыточной влажности на поверхности появляются углубления, трещины, где образуются воспаления, нарывы. При всей неторопливости, размеренной походке, осёл способен бежать быстрее скакового коня.

Первое одомашнивание произошло в Египте, прилегающих районах. В основном ослов использовали для транспортировки грузов. Также выращивали ради мяса, молока, запрягали в колесницы. Позже, стада и отдельные особи распространились по всем материкам кроме Арктики и Антарктиды.

Животное похожее на осла азиатский кулан, которого одомашнить не удалось. Дикие представители семейства лошадиных дифференцируются на горных тяжеловесных и более стройных длинноногих равнинных. Самки мельче самцов. Окрас кулана песочный или бурый. Сезонным изменениям подвергается шерсть, удлиняющаяся зимой.

Осёл, животное неприхотливое, выносливое, но главная особенность — упорство, настойчивость. Особенно ярко проявляется неуступчивость человеку во время чрезмерной эксплуатации за гранью возможностей. При выведении одомашненных пород так и не удалось подавить гены, отвечающие за самосохранение популяции.

Если ослики чувствуют, что чрезмерная работа навредит здоровью, то дальше не сдвинутся с места, пока не наберутся сил. Звуки осла своеобразны, неприятны для восприятия. Животное чаще молчит. Режущий человеческий слух громкий рёв, сигнализирует об опасности или голоде.

По зороастрийскому гороскопу тотемное животное осёл символизирует уравновешенность, принципиальность, миролюбивость и колоссальную выносливость. Ослы упорны и настойчивы в достижении цели, не размениваются по мелочам, не отвлекаются на пустяки. Если преодолевают препятствие, то никто не в силах остановить. Животные большие труженики, в работе видят смысл жизни, а не повод добиться похвалы.

Люди, чей тотем осёл, не любят конфликтовать, разжигать вражду. Законопослушны, чужды авантюризму, уважают стабильность. Уравновешенность, общительность, настойчивость благоприятствуют созданию прочного семейного союза, обеспечивают потребности членов семьи в полной мере. Оценивая плоды труда, сами решают, когда отдыхать от работы.

Если конечные результаты туманны и расплывчаты, то осёл тотем прекратит на время работу, несмотря на душевные терзания. Как только цель проясниться, снова примется за дело.

Большее распространение осёл получил в Средней Азии, Африке, странах Ближнего Востока. В Российской Федерации 99% популяции обитает в Дагестане. Несмотря на то, что осёл не переносит влажного европейского климата, его разводят в специализированных питомниках зоологи развитых стран Европы.

Мало отличимые между собой ослы, обитающие в разных регионах, насчитывают около трёхсот видов. К интересным породам, обладающим яркими отличительными признаками, относится:

Сформировалась в Пуату, расположенном в 500 км от столицы Франции, 10 веков назад. Популяция малочисленна, но не так, как полвека назад. Ослы с буро-рыжей длинной шестью, достигающие 10 см и больше, раньше использовались по назначению на сельскохозяйственных работах.

С повсеместной механизацией фермерских хозяйств, животных массово отправляли на бойню. Ещё полвека назад насчитывалось всего 30 представителей породы. Благодаря зоозащитникам численность популяции значительно выросла.

2. Сардинский (средиземноморский) карликовый

Рост ослика не превышает 90 см. Основной окрас мышиный, но допускаются вариации от коричневых до красных оттенков. Животное дружелюбное, хорошо уживается с собаками, катает на спине детей. Пастухи часто используют породу для охраны домашнего скота.

Несмотря на миниатюрный вид сардинский осёл не только оповещает голосом о приближении чужаков, но и смело нападает на противника. Ослики спокойны, отважны и умны. Скрашивают быт семьи или становятся компаньоном одинокому человеку.

Представители популяции крупные животные. Ослы достигают высоты 160 см., ослицы —140 см. Выведены в Соединённых Штатах для дальнейшего скрещивания с лошадьми и получения мулов. Несмотря на использование сельскохозяйственной техники, фермеры продолжают использовать породу. Окрас короткой шерсти варьируется от рыжего до чёрного.

Наиболее сильная, выносливая испанская порода на 5 сантиметров выше мамонтовой. Создавалась для использования на строительстве железнодорожного полотна, для перевозки полезных ископаемых. Окрас однородный тёмный. Светлый, сероватого оттенка цвет характерен для нижней части тела, морды и окаймления глаз.

Осёл неприхотлив при содержании. Используется для транспортировки грузов по труднопроходимым горным тропам. Порода невысокая — метр в холке. Окрас вороной или светлый. На спине и плечах тёмные полосы.

Желание вывести исключительно выносливую и сильную породу, привело к скрещиванию ослов с кобылицами. Мулы получили широкое распространение в Азии, Индии, Африки. Животные послушны, на них удобно перемещаться верхом. Гибрид хорош тем, что сохраняет длительную работоспособность, живёт на 5–7 лет дольше ослов. Мул унаследовал признаки обоих родителей.

Лошак — гибрид ослицы и коня менее популярен из-за сложностей разведения, меньшей выносливости. Лошак больше похож на осла, чем на лошадь. Используется для перевозок, работ в сельхозугодьях.

Образ жизни и среда обитания

Освоение Африки, истребление животного в медицинских целях, изменение климата привело к вытеснению диких ослов с первоначальных мест обитания. Ареал распространения сузился до нескольких стран, расположенных на западе и севере Африки (Эритрея, Эфиопия, Сомали).

Ослы встречаются в горных местностях на высоте до двух тысяч метров над уровнем моря и в пустынных районах с чахлой растительностью. Животные оседлы, живут немногочисленными стадами не больше 15 особей.

Прочным копытам не страшен горячий песок, раскалённые камни. От перегрева спасает неторопливое передвижение во второй половине дня в поисках корма. Жару пережидают в скалистых ущельях.

Без надобности животное не конфликтует с потенциальными врагами, стараясь обойти опасность стороной. Это удаётся благодаря развитому зрению, слуху. Дикие породы относятся к вымирающим видам, что отражено в Красной Книге.

Осёл домашнее животное неприхотлив при тёплой сухой погоде. Навес или загон общей площадью 5 кв. м достаточны для комфортного содержания. Зимой с минусовыми температурами требуется сарай с не продуваемыми стенами, дощатым полом, покрытым соломой. Сырость, холодный ветер при неподобающем уходе становятся причиной простудных заболеваний.

Ослы болеют редко, не требуют подков, так как копыта крепки от природы. Отличаются способностью перемещать поклажи весом более половины собственного тела. Иногда груз равен весу ишака.

При усталости срабатывает инстинкт самосохранения. Животное не тронется с места, пока не посчитает нужным двигаться дальше. Ценит хорошее к себе отношение, привязывается к хозяину, без него тоскует.

Домашний осёл — неплохой охранник при выпасе домашнего скота. Отважно прогоняет мелких хищников, не пасует даже перед волками. Чтобы не потерять физическую форму, требуется ежедневная работа, свободный выпас или длительные прогулки.

Уход за животным включает применение щётки, поддержание чистоты копыт. Намокшая шкура доставляет дискомфорт. Для защиты от дождя и холода используется попона. Как минимум через день жилище нуждается в очистке от навоза.

Ишаку делают прививки, обрабатывают шкуру от насекомых-паразитов, дают лекарства от гельминтов. Домашний осёл не только помощник на тяжёлых работах, но и животное-компаньон, лояльно относящимся к членам семьи, включая детей.

Питание

Для поддержания здоровья, работоспособности ослу требуется растительная малокалорийная пища, богатая клетчаткой. Пасутся ишаки в течение дня, потребляя еду небольшими порциями. Крахмалистые зерновые с большим содержанием сахара (кукуруза, пшеница, овёс) не подходят. При употреблении этих продуктов у животных появляется избыточный вес, ухудшается состояние здоровья.

Большую часть светового дня ослы проводят на пастбищах. Но травянистые растения летом и сено зимой не составляют основу рациона. Главный продукт питания домашнего ишака — солома. В естественной среде животные едят траву, кору кустарников, ягоды.

Животные старшего возраста со стёртыми зубами, больные и кормящие ослицы предпочитают мякину. Избыток белковой пищи приводит к гибели животного. Не стоит забывать, что предки одомашненных ослов родом из африканских засушливых стран.

Хозяева разнообразят рацион овощами, фруктами. Количество предлагаемых продуктов не должно превышать одной горсти за приём. В меню добавляют морковь, банан, яблоко.

  • мясо, рыба;
  • хлеб, сухари;
  • кондитерские изделия, выпечка;
  • капуста всех сортов;
  • картофель.

Дикие ослы неприхотливы к воде — достаточно прийти к водопою раз за трое суток. Ослику домашнему воду дают ежедневно, а в холодное время года ещё и подогревают.

Размножение и продолжительность жизни

Размножение животных в дикой природе регулируется инстинктами, поэтому потомство часто рождается больным, ослабленным. Дело в том, что спаривание происходит при достижении половой зрелости, начиная с двух лет. А физическое развитие ослов заканчивается только к четырём годам.

Во время течки самок самец проявляет заинтересованность, нюхая под хвостом, покусывая подруге шею. Если ослица приносит потомство раз в два года, то особь мужского пола готова к оплодотворению круглый год.

Срок вынашивания детёныша от года до года и двух месяцев, кормление молоком — до девяти месяцев, но уже с двух недель малыш ест растительную пищу. Беременность чаще одноплодная, намного реже появляется два ослёнка.

Домашних ослиц подготавливают к беременности. Дают витаминные добавки, уменьшают физические нагрузки. Самца подбирают с лучшими породными признаками, соответствующего веса, здорового и упитанного.

Крупные фермы, нуждающиеся в племенном потомстве, прибегают к искусственному оплодотворению. В мелких хозяйствах вязка происходит тремя способами — ручным, косячным, варковым.

В первом случае пару оставляют в загоне, где животные знакомятся поближе. Оплодотворение контролируется хозяином, чтобы не случилось преждевременного семяизвержения. Если всё-таки это произошло, спаривание повторяется.

При косячном способе самца оставляют наедине с группой ослиц на открытом пастбище. Варковый метод подразумевает покрытие нескольких ослиц одним самцом в загоне. Два последних способа считаются более продуктивными.

На продолжительность жизни ослов влияет наследственность, состояние здоровья, условия жизни и эксплуатации животного. Возраст от двадцати до тридцати пяти считается средним. Встречаются долгожители, достигающие 47 лет.

Сказки. Рассказы. Стихи

Лев Толстой. Сказки, рассказы, басни, повести. Все произведения

Лев Николаевич Толстой – автор произведений не только для взрослых, но и для детей. Юным читателям нравятся рассказы, были, басни, сказки знаменитого прозаика. Произведения Толстого для детей учат любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости.

Эти произведения могут читать малышам их родители. Ребенку 3-5 лет будет интересно познакомиться с героями сказочных сюжетов. Когда малыши научатся складывать из букв слова, то смогут читать и изучать произведения Толстого для детей уже самостоятельно.

Сказка «Три медведя» повествует о девочке Маше, которая заблудилась в лесу. Она набрела на домик и вошла в него. Стол был накрыт, на нем стояло 3 миски разного размера. Маша отведала похлебку сначала из двух больших, а затем съела весь суп, который был налит в маленькую тарелку. Затем она посидела на стуле и поспала на кровати, которая, как стул и тарелка, принадлежала Мишутке. Когда он вместе с медведями-родителями вернулся домой и увидел всё это, захотел поймать девочку, но та выпрыгнула в окно и убежала.
Малышам будут интересны и другие произведения Толстого для детей, написанные в виде сказок.

Рассказ «Филиппок» начинается с этого. Но мальчик Филипп как-то раз всё-таки ушел в школу без спроса, когда остался дома вдвоем с бабушкой. Зайдя в класс, он сначала испугался, но затем взял себя в руки и ответил учителю на вопросы. Преподаватель обещал ребенку, что попросит его мать, чтобы та разрешила Филиппку ходить в школу. Вот как мальчик хотел учиться. Ведь узнавать что-то новое — это так интересно!

Еще об одном небольшом и хорошем человеке написал Толстой. Произведения для детей, которые сочинил Лев Николаевич, включают в себя и рассказ «Подкидыш». Из него мы узнаем о девочке Маше, которая обнаружила на пороге своего дома грудного ребенка. Девочка была доброй, напоила подкидыша молоком. Ее мать хотела отдать малыша начальнику, так как их семья была бедной, но Маша сказала, что подкидыш ест мало, и она сама будет ухаживать за ним. Девочка сдержала слово, она пеленала, кормила, укладывала спать младенца.

Следующий рассказ, как и предыдущий, основан на реальных событиях. Называется он «Корова». В произведении рассказывается о вдове Марье, ее шестерых детях и корове.

После прочтения рассказа «Камень» лишний раз убеждаешься, что не стоит держать камень за пазухой, то есть долгое время таить на кого-то злобу. Ведь это разрушительное чувство.

В рассказе один бедный мужик носил камень за пазухой в буквальном смысле слова. Когда-то богатый человек, вместо того чтобы помочь, кинул в бедного этот булыжник. Когда жизнь богатого круто переменилась, его повезли в тюрьму, бедный хотел кинуть в него камень, который сохранил, но злоба уже давно прошла, и на смену ей пришла жалость.

Это же чувство испытываешь, читая рассказ «Тополь». Повествование ведется от первого лица. Автор вместе с помощниками хотел вырубить молодые тополя. Это были отростки старого дерева. Мужчина думал, что этим он облегчит ему жизнь, но всё оказалось иначе. Тополь засыхал и поэтому давал жизнь новым деревцам. Старое дерево погибло, а новые побеги работники уничтожили.

Не все знают, что произведения Льва Толстого для детей – это не только сказки, рассказы, но и басни, которые написаны в прозе.

Например, «Муравей и голубка». Прочитав эту басню, дети сделают вывод, что добрые поступки влекут за собой хорошие ответные действия.
Муравей упал в воду и стал тонуть, голубка кинула ему туда веточку, по которой бедолага смог выбраться. Как-то охотник расставил на голубку сеть, хотел уже захлопнуть ловушку, но тут на помощь птице пришел муравей. Он укусил охотника за ногу, тот охнул. В это время голубка выбралась из сети и улетела.

Заслуживают внимания и другие поучительные басни, которые придумал Лев Толстой. Произведения для детей, написанные в данном жанре, это:

«Черепаха и орел»;
«Голова и хвост змеи»;
«Лев и мышь»;
«Осёл и лошадь»;
«Лев, медведь и лисица»;
«Лягушка и лев»;
«Вол и старуха».

У Толстого есть очень трогательные рассказы. О смелом мальчике мы узнаем из следующей истории, которая называется «Котёнок». В одной семье жила кошка. На какое-то время она вдруг пропала. Когда дети – брат и сестра, нашли ее, то увидели, что кошка родила котят. Ребята взяли себе одного, стали ухаживать за маленьким созданием – кормить, поить.

Как-то они пошли гулять и взяли питомца с собой. Но вскоре дети забыли о нем. Вспомнили только тогда, когда малышу угрожала беда – на него с лаем неслись охотничьи собаки. Девочка испугалась и убежала, а мальчик кинулся защищать котенка. Он накрыл его своим телом и таким образом спас от собак, которых затем отозвал охотник.

Есть и другие поучительные авторские произведения. Л. Толстой для детей является учителем, который в ненавязчивой форме прививает им основные навыки морали.

В рассказе «Слон» мы узнаём о гигантском животном, живущем в Индии. Хозяин плохо с ним обращался – почти не кормил и заставлял много работать. Однажды животное не выдержало такого обхождения и раздавило мужчину, наступив на него ногой. Вместо прежнего слон выбрал в качестве хозяина мальчика – его сына.
Вот какие поучительные и интересные рассказы написал классик. Это лучшие произведения Льва Толстого для детей. Они помогут привить ребятам много полезных и важных качеств, научат лучше видеть и понимать окружающий мир.
————————————————————
Лев Толстой.Сказки, рассказы, басни,
повести. Читаем бесплатно онлайн

Все басни Льва Николаевича Толстого для детей и взрослых

Мораль помогает в воспитании

Мораль басен Толстого может легко найти любой ребёнок. Эти произведения классика рассчитаны для самого маленького читателя. По сюжету каждая маленькая поучительная история чрезвычайно драматична и заставляет детей сопереживать героям и сочувствовать им. Басни Толстого помогают взрослым воспитать в малышах трудолюбие и доброту. Стоит только прочесть несколько произведений об этом.

Особенность басен Толстого

В чём состоит своеобразный подход в написании басен Толстого? В первую очередь, в том, что великий классик считал, что не стоит изменять стройность и лаконичность языка древних басен. Он не одобрял переводы в стихах. Автор старался передавать точное содержание поучений, сохраняя образность языка. Толстой писал для детей, поэтому вставлял элементы русского устного народного творчества в виде пословиц и сказок. Это было просто и доступно для детского возраста. Иногда басни Эзопа просто пересказывались Толстым дословно. Но это не было лишено оригинальности и самобытности. Образы в его баснях приближены к русской действительности и легко узнаваемы.

Подход Толстого к переводу басен

Эзоп, если и существовал, то не был поэтом, его басни написаны в прозе. Они лаконичны, ясны, и доносят понятную детям мораль через естественные образы. Это гениальный образец чистоты слова и мысли. Традиционно же все басни переводили стихами. По мнению Толстого, читать басни после этого становилось сложнее, появлялись ненужные излишества, и пропадала та стройность, которая являлась их неотъемлемой частью.

Переводы и басни Толстого, читать которые мы все можем сейчас, делятся на несколько видов:

  • Буквальные. Он сам их так называл. Основная идея – максимально точно передать оригинал, слово в слово.
  • Вольные переложения в прозе. Так Толстой переводил басни для детей. Он тщательно, аккуратно передавал сюжет, при этом приближая его к современной реальности. Где-то это достигалось вплетением пословиц, где-то – народных сказок. Некоторые басни Эзопа Толстой пересказывал в виде короткой зарисовки, рассказа (например, так появился рассказ «Два товарища»).

Каков итог

Что же пытается высмеять в своих баснях Лев Николаевич Толстой? Он указывает человеку на те качества, которые сам не принимал в людях. Предательство и глупость, трусость, неуважение к старшим – все те качества, которые Толстой ненавидел. Чистая наивная и в то же время невероятно сильная натура Толстого не могла смириться с теми негативными качествами русского человека, о которых он пытается так остро и открыто говорить в своих произведениях. Басни Льва Николаевича имеют глубокое содержание, они представляют собой короткие истории с обязательной моралью в конце произведения.

Девочка и стрекоза

Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал:

— Эти самые стрекозы поют по зарям.

Девочка вспомнила их песни и пустила.

Павлин и журавль

Поспорил журавль с павлином, кто из них важнее. Павлин говорит:

— Я красивее всех птица, у меня в хвосте все цвета переливаются, а ты серый, дурной.

Журавль и говорит:

— Зато я по поднебесью летаю, а ты по навозному двору ходишь.

Кошка и баран

Жил-был мужик, и у мужика была кошка и был баран. Когда мужик придёт с работы, кошка бежит к нему, лижет ему руку, на спину ему прыгает, об него трётся. И мужик её гладил и давал хлеба.

Вот баран хотел, чтобы его также ласкали и давали ему хлеба. Мужик пришёл с поля, баран бежит к нему, лижет ему руки, трётся об ноги. Мужику смешно, и он смотрит, что будет ещё. Баран зашёл сзади, поднялся, прыгнул мужику на спину. Свалил мужика с ног.

Мужиков сын видит — баран батюшку свалил, взял кнут, избил барана.

Три калача и одна баранка

Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

— Экой я дурак! что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.

Солнце и ветер

Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет. Стал ветер сдувать с человека платье. И шапку рвёт, и платье распахивает, а человек всё только шапку надвигает да запахивается. Так и не раздел ветер человека. Взялось солнце. Только припекло, распахнулся человек, сдвинул шапку. Ещё припекло солнце, и вовсе разделся человек.

Рыбак и рыбка

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:

— Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет.

Рыбак и говорит:

— Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит.

Хозяин и работник

Собралось много народа на свадьбу. Сосед позвал работника и говорит:

— Поди посмотри, сколько людей там на свадьбе.

Работник пошёл, положил у порога чурбан и сел на завалинку, стал дожидаться, пока народ будет выходить из избы.

Стали расходиться. Кто ни выйдет, спотыкнётся на чурбан, обругается и пойдёт дальше. Только одна старуха вышла, спотыкнулась, вернулась и отвалила чурбан.

Работник вернулся к хозяину. Хозяин и говорит:

— Много там было людей?

— Всего один был, и та старуха.

— А оттого, что я привалил чурбан к крыльцу, все на него падали, а не отвалили, так и овцы делают, а одна старуха отвалила, чтобы другие не падали. Так только люди делают. Она одна человек.

Летучая мышь

В давнишние времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая мышь не пристала ни к тем, ни к другим и всё выжидала, чья возьмёт.

Сначала птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать, летучая мышь передалась зверям. Она показала им свои зубы, и лапы, и соски и уверяла, что она зверь и зверей любит. Под конец всё- таки птицы победили, и тогда летучая мышь опять передалась птицам, но птицы прогнали её.

И к зверям ей уже пристать нельзя было, и с тех пор летучая мышь живёт по погребам, по дуплам, и летает только сумерками, и не пристаёт ни к зверям, ни к птицам.

Обезьяньи дети

У одной обезьяны были два детёныша. Одного она любила, а другого нет. Погнались раз за обезьяной люди. Она ухватила любимого детёныша и побежала с ним, а нелюбимого бросила. Нелюбимый детёныш залез в чащу леса, люди не приметили его, пробежали мимо. А обезьяна вскочила на дерево, да второпях ударила головой об сук любимого детёныша и убила его. Когда люди ушли, обезьяна пошла искать нелюбимого детёныша, но и его не нашла и осталась одна.

Волк и кобыла

Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:

— Что это у вас жеребёнок один хромает? Или вы подлечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет.

Кобыла одна и говорит:

— А ты знаешь лечить?

— Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в копыте больно.

Волк подошёл к кобыле, и, как зашёл к ней сзади, она ударила его задом и разбила ему все зубы.

Птичка

Сидела птичка на ветке, а внизу было на траве семя. Птичка сказала:

Слетела на семя и попала в сеть.

— За что я пропала? — сказала птичка. — Ястребы живых птиц ловят, и всё им ничего, а я за одно семечко погибла.

Волк и кость

Волк нёс кость. Напали на него щенята. Волк мог бы щенят загрызть, да не хотел разжать пасть, пустить кость, и бежал от щенят.

Перепел и охотник

Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.

— Ты только отпусти меня, — говорит, — я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.

— Ну, перепел, — сказал охотник, — и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что ты своих выдавать хочешь.

Камыш и маслина

Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнётся. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался — уцелел. Маслина напружилась сучьями против ветра — и сломилась.

Перепелка и ее дети

Вывела перепёлка в овсе перепелят и всё боялась, как бы не стал хозяин косить овёс. Вот она полетела за кормом и велела перепелятам слушать и сказывать ей, что будут говорить люди. Прилетела она вечером, перепелята говорят:

— Плохо, матушка, приходил хозяин с сыном, говорил: «Поспел мой овёс, пора косить. Сходи, — говорит сыну, — к соседям, к приятелям, скажи, что я прошу, пусть придут косить овёс». Плохо, матушка, переведи нас, а то завтра рано придут соседи косить.

Старая перепёлка выслушала и говорит:

— Ничего, детки, не скоро ещё скосят овёс, сидите без опаски.

И опять наране улетела и велела слушать, что будет говорить хозяин. Прилетела старая перепёлка, перепелята ей говорят:

— Ну, матушка, опять приходил хозяин, всё ждал приятелей и соседей, никто не пришёл. Он и говорит сыну: «Сходи же ты к братьям, к зятьям, кумовьям, скажи, что велел просить батюшка завтра непременно овёс косить».

— Не робейте, детки, завтра тоже не скосят, — сказала старая перепёлка.

Прилетела опять перепёлка, спрашивает:

— Да приходил опять хозяин с сыном, всё дожидался родных. Родные не пришли. Он и говорит сыну: «Ну, видно, сынок, помочи ждать нечего. Овёс поспел. Налаживай-ка крюки, завтра на зорьке придём сами косить».

— Ну, детки, — сказала перепёлка, — коли сам человек взялся за дело, а не от людей ждёт, так сделает. Надо убираться.

Скупой

Один скупой человек собрал кубышку денег, закопал в землю и ходил каждый день тайком смотреть свои деньги. Подсмотрел его работник и ночью выкопал и украл кубышку. Скупой пришёл смотреть кубышку, увидал, что её нет, и начал плакать. Сосед увидал его и говорит:

— О чём ты плачешь? Ведь ты ничего не делал с деньгами. Ходи, смотри на яму, где деньги были, — всё одно будет.

Ученый сын

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:

— Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне.

А сыну не хотелось работать, он и говорит:

— Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?

Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб.

Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит:

— И что за дурак тут грабли бросил!

Пчелы и трутни

Как пришло лето, стали трутни ссориться с пчёлами, кому мёд есть. Позвали пчёлы на суд осу. Оса и говорит:

— Мне вас рассудить сразу нельзя. Я ещё не знаю, кто из вас мёд делает. А разойдитесь вы в два пустые улья — в один пчёлы, а в другой трутни. Вот через неделю я увижу, кто больше и лучше мёду наделает.

Трутни стали спорить.

— Мы, — говорят, — не согласны. Ты нас сейчас рассуди.

— Теперь я вас сейчас рассужу. Вы, трутни, не согласны оттого, что мёду делать не умеете, а только чужое жрать любите. Гоните их вон, пчёлы.

И пчёлы побили всех трутней.

Мышь, петух и кот

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

— Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

— Скажи, какие это звери?

— Один страшный, ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти.

— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну а другой зверь?

— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

— Дура ты, дура. Ведь это сам кот.

Тетерев и лисица

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда же ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лисица. — Может, они указа не слыхали.

Волк и ягненок

Волк увидал — ягнёнок пьёт у реки.

Захотелось волку съесть ягнёнка, и стал он к нему придираться.

— Ты, — говорит, — мне воду мутишь и пить не даёшь.

— Ах, волк, как я могу тебе воду мутить? Ведь я ниже по воде стою, да и то кончиками губ пью.

— Ну, так зачем ты прошлым летом моего отца ругал?

— Да я, волк, и не родился ещё прошлым летом.

Волк рассердился и говорит:

— Тебя не переговоришь. Так я натощак, за то и съем тебя.

Лягушка, мышь и ястреб

Лягушка и мышь завели ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нём забыли, спустился и схватил обеих.

Кораблекрушение

Плыли рыбаки в лодке. И стала буря. Им стало страшно. Они вёсла бросили и стали молить Бога, чтобы Он их спас. Лодку несло по реке всё дальше от берега. Тогда один старший рыбак сказал:

— Что вёслы бросили? Богу-то молись, а к берегу гребись.

Собака на сене

Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена — собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

— Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.

Лисица и козёл

Захотелось козлу напиться: он слез под кручь к колодцу, напился и отяжелел. Стал он выбираться назад и не может. И стал он реветь. Лисица увидала и говорит:

— То-то, бестолковый! Коли бы у тебя сколько в бороде волос, столько бы в голове ума было, то прежде, чем слезать, подумал бы, как назад выбраться.

Собака с палкой

Стала собака кур ловить. Хозяин навесил ей на шею палку. Собака пошла по дворам показывать свою палку и говорит:

— Смотрите, как меня хозяин любит, от всех других собак отличил.

Заяц и черепаха

Поспорили заяц с черепахой, кто кого обгонит. Взялись они бежать на версту. Заяц сразу обогнал черепаху, так что её и не видно стало. Он и подумал: «Куда мне торопиться? Дай посижу!» Сел отдохнуть и заснул. А черепаха всё шла да шла с ноги на ногу, и, когда заяц проснулся, черепаха уже приползла к версте.

Пастух

У пастуха пропала овца. Пастух искал, искал, нигде не нашёл. Он стал молиться и обещал 10-копеечную свечку поставить, если найдёт воров. На другой день пошёл пастух в лес и набрёл на волков. Они доедали его овцу. Пастух увидал воров. А как волки бросились на него, он стал молиться и обещал поставить рублёвую свечку, только бы ему уйти от них.

Баба и курица

Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.

Черепаха и орёл

Черепаха просила орла, чтобы научил её летать. Орёл не советовал, потому что ей не пристало, а она всё просила. Орёл взял её в когти, поднял вверх и пустил: она упала на камни и разбилась.

Хорёк

Хорёк зашёл к меднику и стал лизать подпилок. Из языка пошла кровь, а хорёк радовался, лизал, — думал, что из железа кровь идёт, и погубил весь язык.

Работницы и петух

Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и ещё раньше стала поднимать работниц.

Олень и ланчук

Ланчук сказал раз оленю:

— Батюшка, ты и больше, и резвее собак, да ещё и рога у тебя огромные на защиту; отчего же ты так боишься собак?

Олень засмеялся и говорит:

— Правду говоришь, дитятко. Одна беда: как только услышу собачий лай, не успею подумать, а уж бегу.

Лисица и журавль

Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела.

На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею и всё выпил один.

Мышь и лягушка

Пришла мышь в гости к лягушке. Лягушка встретила мышь на берегу и стала её звать к себе в хоромы под воду. Мышь полезла, да воды хлебнула и насилу жива вон вылезла.

— Никогда, — сказала она, — к чужим людям в гости ходить не буду.

Курица и золотые яйца

У одного хозяина курица несла золотые яйца. Ему захотелось сразу побольше золота, и он убил курицу (он думал, что внутри её большой ком золота); а она была такая же, как и все курицы.

Лягушка и лев

Лев услыхал — лягушка громко квакает, и испугался. Он подумал, что большой зверь так громко кричит. Он подождал немного, видит — вышла лягушка из болота. Лев раздавил её лапой и сказал:

— Вперёд не рассмотревши, не буду пугаться.

Басня Толстого Осел и Лошадь

Осёл – одно из самых известных животных, он был одомашнен на заре цивилизации и сыграл очень важную роль в её становлении. Выносливые ослики выполняли очень большой объём работы по перевозке людей и тяжестей, и при этом не требовали многого. Одомашненных ослов сейчас множество по всему миру, но и их дикая форма сохранилась в природе.

Происхождение вида и описание

Ослы относятся к лошадиным. Их предки появились в начале палеогена: это барилямбды и они больше напоминали динозавров, чем ослов и лошадей – толстое животное длиной более двух метров, оно имело короткую пятипалую ногу, всё-таки уже немного походившую на копыто. От них произошли эогиппусы – обитавшие в лесах животные размером с небольшую собачонку, количество пальцев у них уменьшилось до четырёх на передних ногах и трёх на задних. Они обитали в Северной Америке, и там же появились мезогиппусы – у них уже на всех ногах было по три пальца. По другим признакам они также немного приблизились к современным лошадиным.

Видео: Осёл

Всё это время эволюция протекала довольно медленно, а ключевое изменение случилось в миоцене, когда условия изменились и предкам лошадиных пришлось переходить на питание сухой растительностью. Тогда возник меригиппус – животное куда более высокое, чем ближайшие предки, около 100-120 см. Оно также имело три пальца, но опиралось лишь на один из них – на нём появилось копыто, изменились и зубы. Затем появился плиогиппус – первое однопалое животное из этого ряда. Из-за изменения условий жизни они окончательно переселились из лесов на открытые пространства, стали больше, приспособились к быстрому и долгому бегу.

Современные лошадиные начали сменять их примерно 4,5 млн лет назад. Первые представители рода были полосатыми и имели короткую голову, как у осла. Их размер соответствовал пони. Научное описание осла было сделано Карлом Линнеем в 1758 году, он получил наименование Equus asinus. У него есть два подвида: сомалийский и нубийский – первые крупнее и темнее. Считается, что одомашненные ослы произошли от скрещивания представителей этих подвидов.

Внешний вид и особенности

Фото: Как выглядит осел

Строение дикого осла схоже с лошадиным. Разве что он несколько ниже – 100-150 см, имеет пять поясничных позвонков вместо шести, голова у него больше, а температура тела немного ниже. Шерсть осла обычно от светло-серого до чёрного цвета. Редко, но попадаются особи белого колера. Морда светлее туловища, как и брюхо. На кончике хвоста кисточка. Грива короткая и стоит прямо, чёлка маленькая, а уши длинные. На ногах почти всегда есть полосы – по этому признаку дикого осла можно отличить от домашних, у последних их нет.

Примечательны копыта осла: их форма отлично подходит для передвижения по пересечённой местности, в отличие от лошадиных, потому их используют для переходов по гористой местности. Но для быстрой и долгой скачки такие копыта подходят куда хуже, чем у лошадей, хотя на коротких отрезках ослы и способны развивать сравнимую скорость. Происхождение из засушливой местности даёт о себе знать даже в случае с одомашненными животными: влажный климат вреден для копыт, в них часто возникают трещины, а из-за занесения туда болезнетворных организмов происходит гниение и копыта начинают болеть. Потому требуется постоянно ухаживать за ними.

Интересный факт: В Древнем Египте количеством ослов у человека измерялось его богатство. Некоторые имели по тысяче голов! Именно ослы придали сильный импульс торговле благодаря способности перевозить тяжёлый груз на большие расстояния.

Где обитает осёл?

Фото: Дикий осел

До нашей эры, уже в исторические времена, дикие ослы населяли практически всю Северную Африку и Ближний Восток, но после одомашнивания их ареал начал стремительно сокращаться. Происходило это за счёт нескольких факторов: продолжающегося одомашнивания, смешивания диких особей с домашними, вытеснения с исконных территорий из-за их освоения людьми.

К Новому времени дикие ослы остались только на самых труднодоступных территориях с чрезмерно засушливым и жарким климатом. Эти животные хорошо к нему приспособлены, а населены эти земли мало, что и позволило ослам сохраниться. Хотя падение их численности и уменьшение ареала продолжалось, и не остановилось даже в XXI веке, но происходит оно уже куда медленнее, чем прежде.

К 2019 году их ареал включает земли, располагающиеся на территориях таких стран, как:

Следует подчеркнуть: ослы встречаются не на всей территории этих стран, и даже не на значительной части, а лишь в глухих районах небольшой площади. Есть данные, что когда-то большая популяция сомалийских ослов, и без того значительно сократившаяся, была окончательно истреблена во время гражданской войны в этой стране. Исследователи пока что не проверили, так ли это.

С другими перечисленными странами ситуация не сильно лучше: диких ослов в них живёт очень мало, так что к тем проблемам, из-за которых их численность снижалась ранее, добавляется низкое генетическое разнообразие. Исключением выступает только Эритрея, в которой до сих пор насчитывается достаточно большая популяция диких ослов. Потому, согласно предсказаниям учёных, уже в ближайшие десятилетия их ареал и природе сократится до одной лишь Эритреи.

При этом нужно отличать от диких ослов одичавших: это когда-то уже одомашненные и изменившиеся животные, затем вновь оказавшиеся без присмотра и прижившиеся в дикой природе. Их по миру немало: известны они и в Европе, и в Азии, и в Северной Америке. В Австралии они чрезвычайно размножились, и теперь их порядка 1,5 млн – но настоящими дикими ослами обратно они уже всё равно не станут.

Теперь Вы знаете где обитает дикий осёл . Давайте же посмотрим, что он употребляет в пищу.

Чем питается осёл?

Фото: Животное осел

В питании эти животные столь же неприхотливы, как и во всём остальном. Дикий осёл ест практически любую растительную пищу, которую только способен найти в той местности, где обитает.

В рацион входит:

  • трава;
  • листья кустарников;
  • ветви и листья деревцев;
  • даже колючая акация.

Приходится поедать практически любую растительность, которую только удаётся отыскать, ведь выбора у них нет. Нередко им приходится подолгу искать её в той бедной местности, где они обитают: это пустыни и сухие скалистые земли, где редкие чахлые кустики встречаются раз в несколько километров. Все оазисы и берега рек заняты людьми, а подходить близко к населённым пунктам дикие ослы боятся. В результате им приходится обходить скудным кормом с очень малым количеством питательных веществ, а иногда подолгу вообще не есть – и они способны переносить это со стойкостью.

Осёл может голодать сутками и при этом не лишится сил – одомашненным стойкость в меньшей мере, но тоже присуща, во многом за это их и ценят. Без воды они также могут обходиться подолгу – им достаточно напиться раз в трое суток. Другим диким животным Африки, как антилопы или зебры, хоть они тоже обитают в засушливых условиях, необходимо пить ежедневно. При этом ослы могут пить горькую воду из пустынных озёр – большая часть других копытных не способна на это.

Интересный факт: Животное может потерять треть влаги в организме и не ослабнуть. После нахождения источника, напившись, оно сразу же компенсирует потерю и не будет ощущать никаких негативных эффектов.

Особенности характера и образа жизни

Фото: Самка осла

Время активности диктует сама природа – днём стоит зной, а потому дикие ослы отдыхают, отыскав место в тени и по возможности более прохладное. Выходят из укрытия и начинают искать пищу они с наступлением сумерек, занимаются этим всю ночь. Если подкрепиться не удалось, могут продолжить и с наступлением рассвета. В любом случае, это продолжается недолго: вскоре становится жарко, и им всё же приходится искать укрытие, чтобы не терять слишком много влаги из-за палящего солнца.

Делать всё это осёл может как в одиночку, так и в составе табуна. Нередко, ночь за ночью продвигаясь в одном направлении, дикие ослы кочуют на дальние расстояния. Они делают это в поисках более обильных растительностью мест, но их кочёвки ограничивает цивилизация: наткнувшись на освоенные человеком места, они поворачивают обратно в свои дикие земли. Двигаются при этом медленно, чтобы не перегреваться и не тратить чересчур много сил.

Необходимость экономить силы настолько засела в их сознании, что даже потомки давно одомашненных животных двигаются точно так же неторопливо, и побудить осла повысить скорость очень сложно, даже если хорошенько его накормить и напоить при нежаркой погоде. У них отличное зрение и слух, ранее они были необходимы против хищников: ослы замечали охотников издали и могли спастись от них бегством. Как раз и наступали редкие моменты, когда они развивали высокую скорость – вплоть до 70 км/ч.

Хищников в их ареале теперь почти нет, но они так и остались очень осторожными. Живущие поодиночке особи территориальны: каждый осёл занимает площадь в 8-10 квадратных километров и отмечает её границы навозными кучами. Но даже если сородич нарушит эти границы, агрессию хозяин обычно не проявляет – во всяком случае, пока агрессор не решит спариться с его самкой.

Социальная структура и размножение

Фото: Пара ослов

Дикие ослы живут как поодиночке, так и в стадах из нескольких десятков особей. Животные-одиночки нередко собираются в группы у водоёмов. В стаде всегда есть вожак – самый крупный и сильный, уже немолодой осёл. При нём обычно много самок – их может быть около дюжины, и молодые животные. Половой зрелости самки достигают к трём годам, а самцы к четырём. Спариваться могут в любое время года, но чаще всего делают это весной. В период спаривания самцы становятся агрессивными, одиночные особи («холостяки») могут нападать на вожаков стад, чтобы заменить их – только тогда они смогут спариваться с самками стада.

Но схватки не отличаются большой жестокостью: в их ходе противники обычно не получают смертельных ран, и проигравший уходит, чтобы вести и дальше одиночный образ жизни и попытать удачу в следующий раз, когда окрепнет. Беременность длится более года, после чего рождается один или два детёныша. Мать выкармливает юных осликов молоком до 6-8 месяцев, затем они начинают кормиться самостоятельно. В стаде могут оставаться вплоть до достижения половой зрелости, затем самцы покидают его – чтобы завести своё или скитаться в одиночестве.

Интересный факт: Это очень громкое животное, его крики в брачный период можно услышать с расстояния более чем в 3 км.

Естественные враги ослов

Фото: Как выглядит осел

Раньше на ослов охотились львы и другие крупные кошачьи. Однако, в той местности, где теперь они обитают, ни львы, ни другие большие хищники не водятся. Эти земли слишком бедны и, как следствие, населены малым количеством добычи. Потому в природе врагов у осла очень мало. Редко, но всё же возможна встреча диких ослов с хищниками: они в состоянии заметить или услышать врага на довольно большом расстоянии, и всегда настороже, потому застать их врасплох сложно. Поняв, что на него охотятся, дикий осёл быстро убегает, так что даже львам сложно за ним угнаться.

Но долго сохранять высокую скорость он не может, потому, если поблизости не найдётся укрытий, ему приходится сойтись с хищником лицом к лицу. В такой ситуации ослы отчаянно отбиваются и способны даже нанести нападающему серьёзный урон. Если хищник нацелился на целую стаю, то ему проще всего настигнуть ещё маленьких ослят, но взрослые животные обычно стараются защитить своё стадо. Главный враг диких ослов – человек. Именно из-за людей их численность настолько сократилась. Причиной тому стало не только вытеснение во всё более глухие и неплодородные земли, но и охота: мясо ослов вполне съедобно, к тому же местные жители в Африке считают его целебным.

Интересный факт: Упрямство считается недостатком ослов, но на самом деле причина их поведения в том, что даже у одомашненных особей остался инстинкт самосохранения – в отличие от лошадей. Потому осла не получится загнать до смерти, он хорошо чувствует, где предел его сил. Так что уставший ослик остановится отдыхать, и с места его сдвинуть не выйдет.

Популяция и статус вида

Фото: Черный осел

Вид уже давно оказался в Красной книге как находящийся на грани исчезновения, и его общая популяция с тех пор только ещё уменьшилась. Есть разные подсчёты: по оптимистичным данным диких ослов может быть до 500 суммарно на всех территориях где они обитают. Другие учёные считают более верной цифру в 200 особей. Согласно второй оценке все популяции кроме эритрейской вымерли, а те дикие ослы, которых изредка видят в Эфиопии, Судане и так далее, на деле уже давно не дикие, а их гибриды с одичавшими.

К снижению популяции привело в первую очередь то, что людьми были заняты все основные водопои и пастбища в тех местах, где ослы обитали раньше. Несмотря на приспособленность ослов к самым суровым условиям, на тех территориях, где они живут теперь, выжить очень сложно, и она попросту не могла прокормить большое количество этих животных. Ещё одна проблема для сохранения вида: большое количество одичавших ослов.

Живут они и на грани ареала настоящих диких, и скрещиваются с ними, в результате чего вид вырождается – их потомки уже не могут причисляться к диким ослам. Была предпринята попытка по акклиматизации в израильской пустыне – пока что она успешна, животные в ней прижились. Есть шансы, что их популяция начнёт расти, тем более, что эта территория – часть их исторического ареала.

Охрана ослов

Фото: Осел из Красной книги

Как занесённый в Красную книгу вид, дикий осёл должен охраняться властями тех стран, в которых обитает. Но ему не повезло: в большей части этих государств об охране редких видов животных даже не задумываются. О каких мерах по сохранению природы вообще может идти речь в такой стране, как Сомали, где многие годы закон вообще не действует и царит хаос?

Ранее там обитала большая популяция, но её практически целиком уничтожили из-за отсутствия хоть каких-то мер по охране. Не отличается принципиально ситуация и в сопредельных государствах: в местах обитания ослов не создаются никакие охраняемые территории, и на них по-прежнему можно охотиться. Действительно охраняются они разве что в Израиле, где были поселены в заповедник, и в зоопарках. В них диких ослов разводят для сохранения вида – они неплохо размножаются в неволе.

Интересный факт: В Африке этих животных обучают и применяют для контрабанды. Их нагружают товаром и пускают по неприметным горным тропкам в соседнюю страну. Сам товар необязательно запрещённый, чаще он просто стоит дороже у соседей, а провозят его нелегально чтобы избежать пошлин при пересечении границы.

Осёл сам идёт по знакомой дороге и доставляет товар куда нужно. Больше того, его можно обучить даже прятаться от пограничников. Если его всё-таки поймают, то с животного взять нечего – не сажать же. Контрабандисты лишатся его, но останутся на свободе.

Ослы – очень умные и полезные животные. Неудивительно, что даже в век автотранспорта люди продолжают держать их – в особенности это касается горных стран, где нередко на машине не проехать, а вот на осле легко. Но настоящих диких ослов в природе осталось настолько мало, что им даже угрожает вымирание.

Читайте также:  Басня Эзопа Собака и Заяц
Ссылка на основную публикацию