Басня Измайлова Волк и журавль

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Волк и Журавль, басня Крылова

Басня «Волк и Журавль»

«Знатоком человеческих душ» справедливо называли русского баснописца, поэта, публициста Ивана Андреевича Крылова. И не зря! Его цикл басней, кажется, не пропустил ни один человеческий и социальный порок, в лёгкой форме, иронично и хлёстко высмеивая все самые неприглядные и тёмные стороны жизни. Лень, жадность, горделивость, глупость, бахвальство, заносчивость, хвастовство, хитрость и т.д. – список этот можно продолжать бесконечно. И ещё не трудно заметить, что как много лет назад (а крыловским басням исполнилось уже в среднем 200 лет), ничего в социальной природе, как и в человеческой сути не меняется и современный мир болеет теми же «болезнями». Оттого и басни Крылова до сей поры актуальны, а популярность писателя по-прежнему феноменальная. Басни входят в школьную программу, экранизируются, публикуются многочисленными тиражами.

С басней «Волк и Журавль» впервые широкий круг читателей познакомился в 1816 году из сборника «Новые басни». Произведение относится к числу басен-подражателей. Басня написана на основе текста французского баснописца Лафонтена («Волк и Аист»), но и тот был не оригинален, позаимствовав сюжет у ранних авторов, Федра и Эзопа.

О чём рассказывает басня?

Поучительная история начинается с характеристики главного героя – Волка. Автор даёт нам небольшую «справочку»: волк, когда ест, даже костей не разбирает. Это пояснение уже многое говорит нам о герое, как о жадном, неразборчивом, импульсивном персонаже.

И вот, случилось как-то Волку подавиться костью – та застряла у него в горле, и Серый стал задыхаться. На его счастье мимо пролетал Журавль, и Волк знаками попросил помочь ему. С большим усилием, засунув голову в пасть своего естественного врага, добрый Журавль вытащил кость, которая, чуть было, не убила кровожадного Волка. После проделанной работы, Журавль надеялся услышать благодарность. Но злой Волк, напротив, разразился ругательствами и угрозами в адрес своего спасителя – пусть радуется, что цела осталась птица, после того, как засунула свою голову к нему в пасть. Заканчивается басня предостережением неблагодарного Волка, чтоб Журавль больше не попадался ему на пути.

Мораль басни

И взрослого, и совсем юного читателя обескураживает наглость и неблагодарность главного героя. Когда Волку требовалась помощь, он кинулся к Журавлю, но как только ситуация кардинально поменялась, вспомнил, что мог бы и съесть своего спасителя, и коль он этого не сделал, тот должен быть ему уже за это благодарен.

Но только ли о неблагодарности эта крыловская басня? Многие литературоведы подмечают и другую мораль в этом произведении – нужно делать добро бескорыстно, не ожидая за это благодарностей. Оказав помощь Волку, Журавль не просто улетел, а стал ожидать, что Серый его отблагодарит. Совершать благородные поступки нужно по велению душу, а не в надежде получить за это что-либо.

Также есть мнение, что произведение посвящено дружбе, согласии и их пользе. Ведь только в дружбе рождаются такие бессмертные понятия, как взаимопомощь, внимательность, благодарность, благородство и прочее. «Несчастие и вред» может случиться, если люди начнут пренебрегать своими священными обязанностями, такими как товарищество и дружба – говорят нам авторы книги «Крылов и его басни».

Подведём итог: совсем не о животных, а через их «говорящие образы», Крылов рассказывает нам о помощи и неблагодарности, мнимой дружбе, добре и корысти и… недальновидности. Ведь если в следующий раз Волку понадобиться помощь, то вряд ли он её получит. Да и сам Журавль захочет ли снова помогать кому-либо, столкнувшись с такой вопиющей неблагодарностью и хамством? К сожаленью, ответ очевиден!

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Волк и Журавль» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Волк и Журавль

Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся».

Басня Измайлова Волк и журавль

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или “читалке”.

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

В метро
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Зверь
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Неизвестно
1 минуту назад

До последнего дня
1 минуту назад

Толстый и тонкий
1 минуту назад

Тарас Бульба
1 минуту назад

Тарас Бульба
1 минуту назад

Педразвитие

Автор: Глухова Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ “СОШ № 110”
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Урок литературного чтения
Тема: «Мир басен дедушки Крылова» «Волк и журавль».
Дата публикации: 10.01.2019
Раздел: начальное образование

Урок литературного чтения «Мир басен дедушки Крылова»

(в рамках экспериментальной работы в проекте

«Синтез слова и музыки как средство эстетического воспитания»)

1) умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом

2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) умение прогнозировать предстоящую работу ;

4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1) умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1) умение слушать и понимать других;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

3) умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

– Сегодня на уроке вы познакомитесь с ещё одной басней Ивана Андреевича

Крылова. Но сначала давайте вспомним те басни, с которыми мы познакомились

на предыдущих уроках.

( На доске иллюстрации с изображениями героев басен Крылова: стрекозы,

муравья, вороны, лисицы, щуки, рака, лебедя, мартышки, обезьяны; предметов:

– Соедините иллюстрации так, чтобы получились названия басен.

(Дети выходят к доске, соединяют иллюстрации, называют басню.)

– Вы справились с заданием. А теперь дайте определение басни.

– Сейчас вы прослушаете отрывки из басен в исполнении Станислава

Коренблита. У каждого из вас есть карточка с названиями басен. В зависимости

от того, которым по счёту будет звучать отрывок, поставьте около названия

басни порядковый номер.

«Лебедь, Щука и Рак»

«Зеркало и Обезьяна»

«Стрекоза и Муравей»

«Мартышка и очки»

«Ворона и Лисица»

– Молодцы, вы хорошо знаете тексты басен. Сегодня мы познакомимся с ещё

одной басней Крылова. Чтобы узнать о ком пойдёт речь в этой басне, отгадайте

Длиннокрылый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек,

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

III. Изучение нового материала.

– Вы познакомитесь с басней «Волк и Журавль». О чём может пойти речь в этой

(Дети высказывают свои предположения.)

– Проверим ваши предположения.

(Учитель читает басню, дети слушают.)

-Кто же из вас наиболее близко угадал, о чём речь пойдёт в этой басне?

А теперь давайте нарисуем словами все картинки к басне, которые можно

представить. Какая будет первой?

– Волк сидит и что-то ест.

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

– Что потом случилось с Волком?

Зато на одного из них пришла беда!

Он костью чуть не подавился.

– Как об этом сказано в тексте?

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

– А что значит: пришло хоть ноги протянуть. Как вы это понимаете?

(Пришло хоть ноги протянуть – пришло время умереть.)

– Волку так плохо, что он чуть-чуть ещё и умрёт, если ему не помочь.

– Кто же оказался рядом?

По счастью близко тут журавль случился.

– Волк мог позвать Журавля – что-то ему сказать или крикнуть? Что сказано в

Вот кой-как знаками стал Волк его манить…

(Кой-как – с большим трудом, еле-еле.)

– Покажите, как Волк стал манить Журавля. (Лапой машет или мордой машет.)

– Зачем Волк манить Журавля?

Прочитайте следующую строчку.

И просит горю пособить.

– А как Волк просит? Он же говорить не может.

– Волк может сделать жалостливое выражение глаз, а потом лапой на свою пасть

(Постановка живой картины: дети показывают, что Волк делает, какие движения

совершает, какое у него выражение морды.)

– Какую мы видим картину дальше?

– Волк сидит с раскрытой пастью, а Журавль ему в пасть свой клюв засунул.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть…

– А что произошло потом?

– Журавль «кость вытащил и стал за труд просить».

– А как вы думаете, что можно попросить в награду за труд?

– Что сделал Волк?

– Прочитаем, как об этом сказано в тексте.

“Ты шутишь! – зверь вскричал коварный, –

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся”.

(Коварный – со злыми намерениями, прикрытыми показной

– Как изменилась картина? Каким был Волк до того, как Журавль вытащил

кость? Каким Волк стал потом?

– Волк сначала смотрел жалостливыми глазами, а потом со злостью стал кричать

– Правильно ли повёл себя Волк?

– Волк повёл себя неправильно, Журавль ему помог, а он злом ответил.

– Охарактеризуем Волка. Какой он?

(На доске карточки со словами, характеризующими героев басни.)

ЗЛОЙ (кричал на Журавля)

ЖАДНЫЙ (Что Волки жадны всякий знает…)

НЕБЛАГОДАРНЫЙ (не поблагодарил Журавля)

КОВАРНЫЙ (так пишет автор: « … зверь вскричал коварный…»)

– А Журавль какой?

ДОВЕРЧИВЫЙ (поверил Волку)

ДОБРЫЙ (спас Волка)

– Чем отличаются характеристики героев? А есть ли у них что-то общее?

– И Волку, и Журавлю не хватает совести. (Волк не поблагодарил Журавля.

Журавль сделал доброе дело и стал просить награду.)

– Какой поучительный вывод можно сделать? ( Какова мораль этой басни?)

-За доброе дело награды просить нельзя.

ДОБРОЕ ДЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ БЕСКОРЫСТНЫМ.

(Бескорыстный – без выгоды, материальной пользы.)

IV. Восприятие басни с музыкальным сопровождением.

– Чтобы ваше представление о басне было более полным и ярким, послушаем её

в исполнении Станислава Коренблита.

(У каждого на парте карточка с признаками характера звучания музыкального

– Как вы думаете, каким будет характер звучания музыкального произведения?

– Подтвердились ли ваши предположения? ( Вопрос задаём после

– Прочитайте те строки, которые звучали грозно. А есть ли строки, которые

– Каким образом исполнитель раскрывает черты характера Волка?

V. Инсценировка басни.

– Выберите отрывок, инсценируйте его (без слов).

VI. Работа в парах.

( На каждой парте комплект иллюстраций.)

-Расположите иллюстрации по порядку – в соответствии с сюжетом басни.

– Какая иллюстрация будет первой? Почему? Какая второй? И т.д.

– С какой басней мы сегодня познакомились на уроке?

-Кто-нибудь из вас или ваших знакомых попадал в похожую ситуацию?

Приведите пример из жизни.

– Вы хотели бы быть похожими на Волка? На Журавля? Почему?

Анализ и мораль басни Крылова «Волк и журавль»

Главную мысль произведения Крылова отлично иллюстрирует тезис: «Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным». Благотворительность всегда должна быть бескорыстной. Анализ и мораль басни «Волк и журавль» показывает огромное количество проблем, с которыми в любой момент может столкнуться человек. Кстати, у Льва Толстого есть рассказ с таким же названием.

Главная мысль

В «Волк и журавль» автор осуждает алчность и глупую заносчивость. Крылов прекрасно отмечал эти пороки и при помощи иносказательных слов делал описания человека, используя различные образы животных. Автор умело предавал выдуманным персонажам черты людей, а интересными историями показывал мораль басни, которая не потеряла свою актуальность и в современном мире. С течением времени пороки не меняются, и многие герои могут напомнить знакомых даже через века после написания произведения.

Персонажи басни:

Главный герой — волк. В кратком содержании можно понять, что это отрицательный и жадный персонаж, который проглатывает всё подряд. Его не интересует, что и откуда взялось. Непомерная алчность приводит к тому, что тот подавился. В это время в басне появляется второй персонаж.

Теперь волку приходится просить о помощи того, над кем издевался. Журавль хочет помочь, даже несмотря на то, что волк представляет для него не потенциальную, а явную опасность. Но после помощи он просит о награде, а в ответ слышит лишь ругательства и угрозы.

Журавль описывается сострадательным и добрым персонажем. Но смысл басни «Волк и журавль» в том, что помощь необходимо оказывать, не ожидая благодарности. Особенно когда речь идёт о злых и жадных людях.

Мораль в том, что, помогая плохому человеку, в ответ можно получить лишь недовольство. Злые же люди должны помнить, что, не поблагодарив один раз, потом помощи уже не будет.

Используемые художественные приёмы

Сюжет развивается очень быстро, Крылов не описывает целостно сложившуюся ситуацию и главных героев. На первом месте в произведении стоит действие, поэтому в тексте отсутствуют метафоры. Также в басне мало и эпитетов. Среди них можно выделить такие:

  • «коварный зверь»;
  • «большая трудность»;
  • «глупая голова».

А вот глаголы занимают большую часть текста. Их можно встретить почти в каждой строке. Кое-где из глаголов составлены целые ряды — «убирайся, берегись, не попадайся», «засунул, вытащил, стал просить».

Некоторым оборотам, возможно, требуется уточнение. Например, «евши» является устаревшей формой, которая значит «во время еды». «Вперёд не попадайся» — это разговорная форма, означающая «в будущем больше не попадайся на пути», «пособить» — это «помочь». Также в произведение часто можно встретить изменения падежных форм прилагательных и числительных. Дополнительными средствами художественной выразительности являются вопросы, повторы, эллипсисы и риторические восклицания.

При помощи ярких фразеологизмов автор кратко описал ужасное положение волка. К таким можно отнести «ноги протянуть», «ни охнуть, ни вздохнуть». Злой персонаж обращается к журавлю «приятель». Этим Крылов подчёркивает ироничность ситуации. А с помощью инструмента инверсии автор выстраивает гармоничную рифму без искажения смысла речи.

Ещё одним признаком того, что волк неправ, является его многословие. Персонаж осознаёт своё предательство, что очень сильно его распаляет. Из-за этого герой начинает винить спасителя, но при этом подчёркивает широту своей души и добродетельность.

Волк утверждается за счёт положительного персонажа — Журавля.

Произведение Ивана Андреевича Крылова показывает важность взаимопомощи, благодарности и дружбе. Журавль был готов помочь даже тому, кто представлял для него настоящую опасность. Это и делает человека человеком.

Волк и журавль (и.А.Крылов)

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

“Ты шутишь! – зверь вскричал коварный, –

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся”.

1.Как вы понимаете выражение «ноги протянуть»?

2.«Близко тут Журавль случился». Каким словом можно заменить выделенное слово?

3.Какие качества характерны для Журавля? Какими чертами обладает Волк?

4.Что осуждается в басне? Выбери подходящее слово и объясни свой выбор: жадность, доброта, взаимопомощь, бескорыстие, неблагодарность, коварство.

ГУСЬ И ЕГО КРИТИКИ

(И.А.Крылов) Однажды Гусь, вытягивая шею,

Расхвастался на целый птичий двор:

«Сам поражен я широтой своею.

Ведь я, как человек, ходить умею,

Как рыба, плаваю. А если захочу,

Индюк подпел: «Стихии вам подвластны!»

А Утка молвила: «Я с Индюком согласна.

У вас такой обширный кругозор!»

«Вы — ко-ко-корифей! — Петух воскликнул с жаром. —

Как птица вами я горжусь!

Повсюду говорят: хорош, мол, Гусь!»

Так славил Гуся птичий говор,

Пока не появился Повар.

И только полетел гусиный пух…

«Я знал, — вздохнул Индюк, — что Гусь гогочет глупо,

Что он годится лишь для супа».

«Как он ходил! — вскричал Петух, —

С такими лапками, с такой фигурой

Над ним смеялись куры!

А Утка крякнула: «По правде говоря,

Гусь плавать не умел, и хвастался он зря.

Летать через забор — невелики дела.

Подумаешь, орел! Я б тоже так могла!»

Пусть этой басни птицы не услышат,

Но в том беды особой нет.

Она не для того, кто перьями одет,

А для того, кто ими пишет.

1.Понравился ли тебе Гусь? Почему? Какими качествами характера он обладает?

2.Как относятся к нему птицы? Что происходит после появления Птицы?

3.В каких строчках басни содержится её поучительный вывод (мораль)? Как ты его понимаешь?

4.Может ли история, рассказанная в басне, произойти с людьми?

5.Как ты понимаешь смысл заглавия басни? Объясни.

РАБОТА В ГРУППАХ 6.Обсудите фразы, которые произносят герои. Подберите необходимую интонацию для их прочтения. Распределите роли. Разыграйте басню по ролям (слова необходимо выучить наизусть). С какими трудностями пришлось столкнуться во время подготовки? Проведите обсуждение постановки.

Квартет (и.А.Крылов)

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки – Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. “Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!” Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдет. “Постойте ж, я сыскал секрет, – Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем”. Послушались Осла: уселись чинно в ряд, А все-таки Квартет нейдет на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье: “Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!” – “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, – Им отвечает Соловей. – А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь”.

1.Какая цель была у музыкантов? Найдите строки в тексте.

2.Какой получилась игра? Найдите выражения, характеризующие игру музыкантов.

3.Как музыканты пытались исправить положение? Почему у них начались разборы и споры?

4.Как секрет не смогли раскрыть музыканты сами? Кто и что им подсказал об этом?

ТЗ 5.Прочитайте басню по ролям. Разыграйте спектакль. Но перед этим подумайте, как необходимо играть за каждого героя, с какой интонацией произносить его реплики и т. п.

И.А. Крылов. Басня «Волк и Журавль».

Тема урока: И.А. Крылов. Басня «Волк и Журавль».

Цель урока:
Знакомство учащихся с басней И.А. Крылова « Волк и Журавль».

Задачи: Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей.
Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Оборудование: портрет писателя, фото памятника И.А. Крылову в С-Петербурге, карточки с заданиями, аудиозапись басни.

Ход урока.
1) Организационный момент.

а) Вступительное слово учителя.
В Петербурге в Летнем саду стоит памятник. Около памятника всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него доброе, умное лицо. Немного ниже кресла на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна….

– Кому воздвигли этот памятник? (Это памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создал известный скульптор Петр Карлович Клодт).

б) Игра«Знаете ли вы?».

– В какой семье родился И.А.Крылов. (в семье небогатого армейского офицера).

– Сколько лет было И. Крылову, когда он вынужден был пойти работать? (10)

– Где стоит первый памятник И. Крылову? ( в Петербурге)

– Сколько лет прожил И.А.Крылов? (75)

2) Проверка домашнего задания.

Разобрать по составу слово баснописец. Объясните его значение.

А что такое басня? (Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей: хитрость, ложь, жадность, глупость и т.п.)

На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают, как люди? (На сказку.)

В каждой басне обязательно есть мораль. Что такое мораль? (Это поучительный вывод в художественном произведении .

Где находится мораль в произведении ? (Мораль находится в начале или в конце и в ней заложен смысл всей басни ).

– Произведения какого автора мы изучаем? (Мы изучаем басни И.А. Крылова).

– Как называется басня, которую вы читали дома?

– Что было задано на домашнее задание?

3.Чтение по ролям.

– Были ли слова кукушки и петуха правдивыми?

– Что высмеивает Крылов в этой басне? (ложь, лесть).
– А в жизни у нас бывают такие люди, как кукушка и петух?» (Еще очень часто мы просто говорим неправду, как петух и кукушка. Сколько ни хвали, а это не показатель таланта. Важен труд и упорство . Вот об этом басня «Кукушка и петух»).

5. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы познакомимся с ещё одной басней Крылова. Чтобы узнать о ком пойдёт речь в этой басне, отгадайте загадки.

Длиннокрылый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек,

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть.(Волк).

7. Сообщение темы урока.

Мы сегодня познакомимся с басней «Волк и журавль» И.А.Крылова.

7.Работа по усвоению нового материала.

Учитель. – Прежде, чем познакомимся с басней,поиграем в слова.

-К словам, написанным на доске подобрать синонимы, т.е. слова, близкие по значению.

2. Прослушивание аудиозаписи.

– Что случилось с волком?

3. Физминутка для глаз.

4. Отработка выразительности чтения.

а) чтение «про себя».

5. Беседа по непосредственным впечатлениям.

– Как Волк отблагодарил Журавля? (получил ругательства и угрозы).
– Каким считает Волк Журавля? (глупым).

б) чтение басни вполголоса.

– На сколько частей можно разделить басню? (3)

1 часть. «С волком случилась беда». (читать удивлённо).

2 часть. «Помощь волку». (спокойно).

3 часть. «ответ волка журавлю». (с гневом, злостью).

в) чтение басни по частям вслух учащимися;

Учитель. – А сейчас давайте поговорим о качествах Волка и Журавля.

г) Игра «Персонаж и его качества».

Цель: Найти отрицательного и положительного персонажа и соотнести его качества.

Волк – жадный, злой, заносчивый, неблагодарный, лживый.

Журавль – добрый, благородный, порядочный .

Учитель. – Встречаются ли в наше время люди с такими же чертами характера? Можете ли вы это доказать?

д)Работа с иллюстрацией, стр. 89.

– Найти строки в басне к этой иллюстрации.

е) Задание 3. с.89 (устно).

Подберите к следующим выражениям строчки и из басни:

С одним волком случилось несчастье – …

Пришлось хоть умирать – …

Журавль оказался рядом – …

Волк стал его звать – …

– Найдите мораль басни и зачитайте.

– Какова мораль этой басни?

(Мораль состоит в том, что оказав помощь недостойному человеку нельзя получить ничего кроме ругательств и недовольства. Жадным и злым людям стоит запомнить то, что не поблагодарив за помощь один раз в другой ее можно и не получить).

(С первых же строк автор говорит, что всякий знает о жадности волков. Собственно, из-за этой самой жадности герой и попал в неприятность – кость застряла в его горле. Но Журавель все равно поспешил помочь своему естественному врагу, прельстившись наградой – и чуть не был съеден. Из этого и следует указанная мораль).

Если случается беда и помощь последовала, то не стоит забывать выразить слова благодарности.

Важно, не пренебрегать людьми, которые сделали добро, и стремиться отблагодарить их в любом удобном случае.
-Понравилась ли вам басня «Волк и Журавль»?
– Чему она нас учит?

Учитель. – Крылов учит людей лучше узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.

10. Оценки за урок.

11. Домашнее задание: Выучить басню наизусть с.88

Читайте также:  Анализ стихотворения Я выросла Барто
Ссылка на основную публикацию