Басня Измайлова Лестница

Мораль басни лестница измайлова пословица

Изображение из еаизмайлов мораль басни лестница в пословице Закрыть

Войдите, чтобы оставить свой ответ

Источник: Рекомендуем посмотреть ещё:

Подберите пословицу, которая выражает мораль басни измайлова лестница
Короткие басни Измайлова «Лестница» Стояла лестница однажды у стены

Подберите пословицу, которая выражает мораль этой басни. Запишите
Измайлов лестница подобрать пословицу, выражающую мораль басни
Какая мораль у басни «лестница » Измайлова, литература
Ответы какая пословица подходит к басне Крылова лестница
Мудрые басни Измайлова : список «Лестница»
Басня Измайлова Лестница Мораль басни
ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ

ZHYICHYIiRr dCHm vSILCAiCHiACI Pcsh YICHiLYIdYICHischC LIyibschrRiRf LiiischIdYICHiCHCm YIiRYImRIschriRCH iRYIschACHYICHICHCsch LiAIRCHfU FiSCCHyICH «gCRydMILischrd» C «OMYICH ciAAIschCH» i YOLiMdiCHiACSC ibdiSC, CH LIyibschrRiRI AYIRYILfU iYIYOCschC 17 CHYIICHCHfU SYILmAYICH. yiA iYIYIbiIR , CHfCHYIdf CHIbRIYCRIschrCHf: i bhIRYIS bibbICHCsch CH iYIdYOYIRYICHAI FACiiMIsch FRC RLiYOChIiACI iLYICiYIiRCHCm fschC, iAYILII CHiIYOYI, CHICyiIMCHf C iRLiCHCHYI, hRYI YICHC CHI ischbhCschCir LiCHrYI. P hiiRCHYIiRC, CHfmiCHCschYIir, hRYI CHIAYIRYILfI SYILiACI YImCyILf CHI yiCHiNR cIMdbCHiLYIdCHfI iLiCHCschi iLIdbiLIMdICHCm iRYIschACHYICHICHCm ibdYICH. 3 ZHYImLm 2017 CH 17:40 BLCRiCHiACI AYILiIschf CiibYOischCir AYICHAbLICHyCC yii yiiAiyi CHi CHYICHfI AYILischC RIUiYIddILMAC 3 ZHYImLm 2017 CH 16:16 3 ZHYImLm 2017 CH 15:11 3 ZHYImLm 2017 CH 13:15 3 ZHYImLm 2017 CH 13:03 3 ZHYImLm 2017 CH 12:39 3 ZHYImLm 2017 CH 10:04 3 ZHYImLm 2017 CH 9:35 3 ZHYImLm 2017 CH 9:05 2 ZHYImLm 2017 CH 19:06

Свою басню «Лестница» А.Е. Измайлов написал еще в 1815 году. К ней можно подобрать множество пословиц. Это говорит о том, что человеческий порок, гордыня, описанный в басне существовал задолго до написания басни и его можно встретить и среди наших современников. А пословицы такие: высоко летает, да где-то сядет; не плюй в колодец — пригодится воды напиться; спесивый высоко мостится, да низко садится; над другим посмеялся, над собою поплачешь; невелика спица в колеснице; не смейся, горох, над бобами: будешь и ты под ногами.
Источник: Рекомендуем посмотреть ещё:
Подберите пословицу, которая выражает мораль басни Измайлова «Лестница» Маски для волос лук мед коньяк ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ

Короткие басни Измайлова, написанные несколько столетий назад, актуальны в наши дни. Читая их, ни за что и не подумаешь, что автор этих великолепных произведений начинал творить ещё в XVIII веке. Как точно схвачены детали, как верно подмечены характеры, как удачно показаны нравы! Века проходят, но пороки остаются. «Лестница»
Стояла лестница однажды у стены.
Хотя ступени все между собой равны,
Но верхняя ступень пред нижними гордилась.
Шел мимо человек, на лестницу взглянул,
Схватил ее, перевернул —
И верхняя ступень внизу уж очутилась.
Так человек иной на вышине стоит,
Гордится — и глядишь: как раз наниз слетит.
Возьмем в пример Наполеона:
Как сатана с небес, так он слетел со трона.
Автор: А.Е. Измайлов «Золотая струна»
На лире порвалась струна;
Обыкновенная была она.
Вот навязали вмиг другую,
Однако не простую,
А золотую!
И лира начала блистать.
Но стали как на ней играть,
Не та уже была гармония, что прежде.
Коль именитому невежде
Стул в Академии дадут —
Чего ждать тут?
Автор: А.Е. Измайлов «Фонарь»
Поставили на улице фонарь —
И уняли ночного вора. Плут секретарь
Остерегается прямого прокурора. То ль дело воровать впотьмах?
То ль дело командир, который не читает,
Не смыслит ничего в делах,
А подписью своей бумаги утверждает!
Хвала от всех воров, воришек — темноте,
Невежеству и глупой доброте.
Автор: А.Е. Измайлов «Макарьевнина уха»
Макарьевна уху сварила:
Десятка три ершей,
Налимов двух и двух лещей,
Со стерлядью большой в кастрюлю положила,
Да лучку, корешков — и соли не забыла.
Кондрата Козмича с хозяйкой пригласила
И дорогим гостям ушицу подает.
Отведали — но в душу им нейдет.
Что ж так? Проклятая, уху пересолила.
Иной остряк иль баловень-пиит
Уж так стихи свои пересолит,
Или, как говорят поэты-обезьяны:
Положит густо так румяны,
Что смысла не видать.
Охота же кому бессмыслицу читать!
Автор: А.Е. Измайлов «Устрица и двое прохожих»
Шли два прохожие по берегу морскому
И видят — устрица большая на песке
Лежит от них невдалеке.
«Смотри, вон устрица!» — сказал один другому,
А тот нагнулся уж и руку протянул.
Товарищ тут его толкнул
И говорит: «Пожалуй, не трудися,
Я подыму и сам, ведь устрица моя».
— «Да, как бы не твоя!»
— «Я указал тебе…» — «Что ты? Перекрестися!»
— «Конечно, первый я увидел…» — «Вот те раз!
И у меня остер, брат, глаз».
— «Пусть видел ты, а я так даже слышал носом».
Еще у них продлился б спор,
Когда б не подоспел судья к ним Миротвор.
Он начал с важностью по форме суд допросом,
Взял устрицу, открыл —
И проглотил.
«Ну, слушайте, — сказал, — теперь определенье:
По раковине вам дается во владенье;
Ступайте с миром по домам».
Все тяжбы выгодны лишь стряпчим да судьям!
Автор: А.Е. Измайлов

Новостной портал Беларуси

Последнее обновление: 03:42:40 PM GMT

Александр Ефимович Измайлов. Басни

ВОЛК И ЖУРАВЛЬ

Волк костью как-то подавился.
Не мудрено: всегда есть торопился;
Кость стала в горле у него.

Прожора захрипел, стеснилось в нем дыханье,
Ну, словом, смерть пришла его,
И он хотел в грехах принесть уж покаянье.
По счастию, Журавль тут мимо проходил.
Страдалец перед ним пасть жалобно разинул;
Журавль в нее свой нос предлинный опустил
И кость удачно вынул.
Волк вспрыгнул с радости, избавясь от беды.
“А что ж мне за труды?” –
Спросил носатый врач. “Ах ты неблагодарный! –
Волк с сердцем отвечал. – Да как просить ты смел?
Смотри какой нахальный!
Благодари за то, что нос остался цел”.

ФИЛИН И ЧИЖ

В лесу Соловушко зарей вечерней пел,
А Филин на сосне нахмуряся сидел
И укал что в нем было мочи,
Как часовой средь ночн.
“Пожалуй, дядюшка, голубчик, перестань,-
Сказал Чиж Филину, – ты Соловью мешаешь”.
– “Молчи, дурак, молчи, ты ничего не знаешь.
Что Соловей твой? Дрянь!
Ну так ли в старину певали?
И так ли молодцы из нас теперь поют?”
– “Да кто же? Соловья мы лучше не слыхали,
Ему здесь первенство все птицы отдают”.
– “Неправда! Он поет негодно, вяло, грубо,
А хвалит кто его, несет тот сущий бред.
Вот Ворон, мой сосед,
Когда закаркает, то, право, сердцу любо!
Изряден также черный Грач:
Хоть мал, а свил гнездо под крышкой храма славы!
Кукушкин на кладбище плач
Нам тоже делает забавы.
Но Сыч! Вот из певцов певец!
Его брать должно в образец:
Кричит без умолку, прекрасно!
Скажу пред всеми беспристрастно,
Что нет здесь равного Сычу.
Зато я сам его учу!”

УСТРИЦА И ДВОЕ ПРОХОЖИХ

Шли два прохожие по берегу морскому
И видят – устрица большая на песке
Лежит от них невдалеке.
“Смотри, вон устрица!” – сказал один другому,
А тот нагнулся уж и руку протянул.
Товарищ тут его толкнул
И говорит: “Пожалуй, не трудися,
Я подыму и сам, ведь устрица моя”.
– “Да, как бы не твоя!”
– “Я указал тебе. ” – “Что ты? Перекрестися!”
– “Конечно, первый я увидел. ” – “Вот те раз!
И у меня остер, брат, глаз”.
– “Пусть видел ты, а я так даже слышал носом”.
Еще у них продлился б спор,
Когда б не подоспел судья к ним Миротвор.
Он начал с важностью по форме суд допросом,
Взял устрицу, открыл –
И проглотил.
“Ну, слушайте, – сказал, – теперь определенье:
По раковине вам дается во владенье;
Ступайте с миром по домам”.
Все тяжбы выгодны лишь стряпчим да судьям!

ГОРЛИЦА И МАЛИНОВКА

“Позволь сказать тебе, сестрица: ты чудна, –
Так Горлица одна Малиновке-певице говорила,-
Ты никого еще в лесу не полюбила.
Что ты монахиней живешь
И только от утра до вечера поешь?
Хоть петь и весело, а, право, веселее
Весною жить сам-друг.
Ах, поцелуй один всех песен мне милее!
Послушайся меня, мой друг:
Жить надобно для наслажденья;
Возьми любовника”. – “Спасибо за совет, –
Сказала скромно ей Малиновка в ответ.-
Мне скучно быть без упражненья,
Я быть свободною хочу
И счастлива сама собою”.
– “Прощай же, Бог с тобою!
Пой на просторе ты, я к Голубку лечу”.
При сих словах они расстались
И долго, долго не встречались;
Но наконец, лет через пять,
Увиделись опять.
Кокетка Горлица уж очень устарела,
Потух в глазах огонь, чуть ноги волокла.
Малиновка с трудом узнать ее могла.
“А, здравствуй, милая! Что так ты похудела? –
Спросила у нее она.-
С дружком ты здесь или одна?”
– “Одна, – ей
Горлица со вздохом отвечала.-
Ты видишь, какова я стала!
Кому теперь меня любить?
Мне платят за любовь лишь смехом да презреньем.
Куда несносно старой быть”.
– “А мне так песни утешеньем
На старости моей”, –
Малиновка сказала ей.
“Неужли и теперь ты петь не перестала?”
– “Я спала с голоса давно,
Но слуха я не потеряла;
Так слушаю других, а это всё равно”.

О, как полезны нам искусства и науки!
Счастлив, кто в юности к занятиям привык:
И в самой старости не чувствует он скуки.
Пусть, сил лишась, старик
Не может более с успехом сам трудиться,
Но дарованием чужим он веселится.

ДВА ОСЛА

Шли два Осла дорогою одной
И рассуждали меж собой
О политических и о других предметах
(Они уж оба были в летах).
“Что, братец? – говорит один. –
Как может мнимый наш, бесхвостый господин –
Ну, знаешь, человек – ругаться так над нами?
В насмешку он зовет ослами –
Кого же? – самых уж безмозглых дураков!
А, право, у людей не много есть голов,
Какие у ослов!”
– “И ведомо! Да вот, без лести,
Каков ты, например, у них такого нет.
Гордился бы тобой Парламент иль Совет”. –
“Помилуй, много чести!”
– “Нет, нет, что чувствую, то я и говорю.
Конечно, от тебя не скрою,
И я иного члена стою;
Но что же я перед тобою?
Советовал бы я Льву, нашему царю,
Чтоб воспитать тебе наследника дал трона:
Ты, без пристрастия, умнее Фекелона.
Не поленись, любезный брат,
О воспитании нам сочинить трактат”.
– “То правда, я имею знанья,
Пригодные для воспитанья,
Но не имею остроты
И красноречия, как ты”.
– “Э! шутишь! А твое похвальное-то слово
Ослицам. Лучше бы я сам не написал!”
– “Другое у меня еще теперь готово;
Изволь, прочту тебе”. О, чорт бы их побрал!
Друг дружку до того хвалили,
Что после и у всех ослов в почтеньи были.

Нет легче ничего, как нравиться глупцам:
Хвали их, и они равно тебя похвалят,
Притом и в нужде не оставят.
Где много дураков, житье там подлецам.

ЛЕСТНИЦА

Стояла лестница однажды у стены.
Хотя ступени все между собой равны,
Но верхняя ступень пред нижними гордилась.
Шел мимо человек, на лестницу взглянул,
Схватил ее, перевернул –
И верхняя ступень внизу уж очутилась.
Так человек иной на вышине стоит,
Гордится – и глядишь: как раз наниз слетит.
Возьмем в пример Наполеона:
Как сатана с небес, так он слетел со трона.

СЛЕЗЫ КАЩЕЯ

Не знаю точно кто, а проповедник славный,
Платон, Леванда ли иль кто-то, с ними равный,
Однажды в пост великий говорил
О милостыне поученье
И слушателей всех привел во умиленье.
Кащей у кафедры стоял и слезы лил.
Знакомый у него спросил:
“Да что за удивленье?
Ты плачешь, кажется?” – “Как слез не проливать!
Я эту проповедь вовек не позабуду”.
– “Что ж, станешь ли убогим подавать?”
– “Нет, милостыню сам просить теперь я буду”.

ДВА КРАСАВЦА

Приехал в Ярославль валдайский дворянин,
Пригожий очень господин,
Красавец: волосы имел он золотые,
Природой в кудри завитые,
И ими так, как Феб, сиял,
Лишь только что не сожигал;
Лицо широкое в коричневых всё мушках,
Иль, попросту сказать, в веснушках;
Глаза сафирные, но только без бровей;
Нос длинный, с маленькой на кончике прибавкой,
Багряной с вишню бородавкой;
Рот самый крошечный, едва не до ушей;
Кривые, на манер клыков слоновых, зубы
И как сафьянные подушки обе губы.
Вот он пошел в ряды обновы покупать, –
Все безобразные ведь любят щеголять, –
И видит в лавке там сидельца молодого,
Курносого, рябого,
Такого, что пером не можно написать,
Ни в сказке рассказать.
Валдаец мой остановился
И, вздернув кверху нос,
Преважно делает ему такой вопрос:
“Не в Ярославле ль ты, голубчик мой, родился?” –
“На что вам? Так, сударь, я здешний мещанин”.
– “Ты здешний? – подхватил со смехом дворянин.
Ну, правду говорят у нас, что ярославцы
В России первые красавцы
Подобного тебе на белом свете нет!
Позволь списать с себя портрет.
Что за это с меня попросишь?
Да истину скажи, не маску ли ты носишь?”
Сиделец ничего на то не отвечал,
С поклоном лишь ему он зеркало представил.
Увидя в нем себя, Нарцисс мой замолчал,
Как розан покраснел и дале путь направил.

Читайте также:  Басня Крылова Мартышка и очки

Мы ближнего нимало не щадим:
В других пороки замечаем,
Других браним, пересмехаем –
А на себя не поглядим.

СОВЕСТЬ РАЗБОЙНИКА

Попа пред казнию
Разбойник попросил. Приходит поп.
Ему тот в ноги повалился
И прослезился:
“Простит ли Бог меня?” – он у него спросил.
“Покаяться тебе чистосердечно должно.
Ну, сколько душ ты потерял?” –
“Да как упомнить можно!
Я, право, не считал”.
– “А что, посты, чай, соблюдал?”
– “Помилуй, батюшка! да разве я татарин,
Чтоб не соблюл поста?
Избави Бог! Я христианин;
Так стану ль мясом в пост сквернить свои уста!”

И не разбойники за грех большой считают
В пост оскоромиться, обедню прогулять;
А ближнего оклеветать,
Имение и с ним нередко жизнь отнять –
В достоинство еще и в честь себе вменяют.

СЛУЖАНКА

Беда некстати разболтаться!
В какой-то дом пришла
Служанка наниматься.
– “Скажи мне, душенька, где прежде ты жила?
Что делала? ..” – “Жила-с я у моста Тючкова,
У маклера Волчкова.
Женат, сударыня, на третьей он жене;
Дочь старшая меня немного помоложе;
Совсем почти уж сед, а приставал ко мне!
Бог знает что сулил, да честь всего дороже!
Я отошла. Потом жила у Покрова,
У Галкиной. Она вдова;
При флоте здесь служил ее муж комиссаром.
У ней жил мичман бедный. даром.
Племянник – по ее словам.
Уж правда или нет, о том судить не нам.
Хоть беден, но зато и молодец собою!
Ему осьмнадцать лет, а ей уж тридцать пять!
А как она ряба! худа! доска доскою.
Изволила меня к нему приревновать!
У немца-доктора я после нанялася –
И тут не ужилася:
Муж мот, жена скупа.
Представьте: кофею мне даже не давала!
Да и сама какой пивала?
С цикорием! – Еще жила я у попа;
Немного пил старик; дочь у него невеста.
Скажу, что модница! Зато коса, глупа. “
– “Прощай, голубушка, ищи другого места,
– “Помилуйте! Да чем я так противна вам?
Сшить, вымыть, выгладить умею,
Всё в доме сделать разумею,
И десять лишь рублей. ” –
“Полушки я не дам”,
– “Да чем же так я несчастлива?
Чем не понравилась?” – “Болтлива!”

ЗОЛОТАЯ СТРУНА

На лире порвалась струна;
Обыкновенная была она.
Вот навязали вмиг другую,
Однако не простую,
А золотую!
И лира начала блистать.
Но стали как на ней играть,
Не та уже была гармония, что прежде.
Коль именитому невежде
Стул в Академии дадут –
Чего ждать тут?

МАКАРЬЕВНИНА УХА

Макарьевна уху сварила:
Десятка три ершей,
Налимов двух и двух лещей,
Со стерлядью большой в кастрюлю положила,
Да лучку, корешков – и соли не забыла.
Кондрата Козмича с хозяйкой пригласила
И дорогим гостям ушицу подает.
Отведали – но в душу им нейдет.
Что ж так? Проклятая, уху пересолила.

Иной остряк иль баловень-пиит
Уж так стихи свои пересолит,
Или, как говорят поэты-обезьяны:
Положит густо так румяны,
Что смысла не видать.
Охота же кому бессмыслицу читать!

КУЛИК-АСТРОНОМ

“Кулик велик! Кулик
Велик! Кулик велик!”
Так хрюкала в лесу Свинья, или Веприца,
Большая мастерица
И врать
И жрать.
– “Да полно же тебе! – сказала ей Лисица.
– Что клеплешь ты на Кулика?
Чем эта птица велика?
Лишь только нос большой, как у кастрюли ручка;
А сам он что за штучка!
Ты, видно, спятила, Хавроньюшка, с ума”.
– “Ах ты, безбожница-кума!
Да знаешь ли, Кулик мой гений-самоучка
Великий астроном!
Что перед ним мясник коломенский Пахом!
Кулик мой, по своей охоте,
Весь день и ночь всё на болоте. “
– “А что же делает он там?”
– “На кочку с кочки он, мой миленький, летает
И звезды носиком считает;
А астрономии ведь выучился сам,
Не зная грамоте, и по одним звездам
Всё, всё тебе расскажет
И, что где есть, покажет.
Однажды указал мне кучу желудей. “

Есть свиньи из людей,
Которые невежд хвалами превозносит”
Да за это у них чего-нибудь и просят.

СЛОН И СОБАКИ

Брылан, задорный беглый пес,
С большой Свиньей схватился,
Возился с ней в грязи, возился,
Свиною кровью обагрился,
Всю Свинью искусал, прогнал и. поднял нос.
“Знай, наши каковы кусаки! –
Сказал он ей. – И век Брылана поминай!”
Возрадовались все его друзья, собаки.
“Ай! ай! – Визжит, вертя хвостом,
Брех, пудель сухощавый.
Покрыл себя, Брылан, ты славой!
Ай, ученик! Ай, друг!
Прославил ты наш круг!”
– Ай, ай! Брылан! ай! ай! – кричат тут и щенята.
– Хвала, свиной герой!” – “Послушайте, ребята! –
Брылан преважно возгласил. –
Чуть-чуть я у Свиньи хвоста не откусил.
Когда же сладил со Свиньею,
Примусь и за Слона.
Ну что, в родню хоть толст,
Да не в родню, быть может, прост.
Друзья! за мной!
Я знаю, Слон идет теперь на водопой.
Марш на Волынский двор!”
За ним все побежали.
Увидели Слона, смешались, задрожали,
Попятились. “Стой, толстый, стой! –
Кричит Брылан. –
Как смел обидеть ты дворняжку?”
– “Какую?” – “Завирашку!
Проси прощения; не то, брат, на дуэль.
Заставлю пролежать в сарае пять недель”.
– “Да отвяжись, чего ты хочешь?
Не прыгай высоко, ведь на клыки наскочишь”.
– “Что пред дворняжкою ты виноват, скажи,
И всею правдою в неправдах нам служи:
Велим ли проучить кого, так размозжи;
Кого лизать – лижи”.
– “Лизать?” – Вот Слон тут осердился,
Брылана хоботом схватил,
Через решетку вмиг его в канал спустил,
И где же? – в полынье, каналья, очутился.
А Пудель? .. На язык хотя он и остер,
Но немец так хитер,
И совестней притом: нет, он не горячился
И впереди щенят бежать назад пустился.

Хоть как собака ни сильна,
Но где ей укусить Слона!
Беда, когда дойдет до драки;
Не трогайте ж Слонов, Собаки!

СКОТСКОЕ ПРАВОСУДИЕ

Не бойся, говорят, суда,
А бойся вот судьи.
И то беда:
Как секретарь доложит,
Так и судья плохой положит.
Напорют целую тетрадь,
Пропишут, спутают, завяжут,
И грамотному не понять,
А настоящего и главного не скажут.
Лев сделал приставом Собаку при Овцах;
Волкам Собака страх.
Один из них хотел
Ягненком поживиться,
Схватил его и в лес понес;
Но нагнал вора верный пес,
И должен был Волк ужина лишиться
Да клоком шерсти поплатиться.
Волк с жалобою в суд идет –
Осел там был судья, а секретарь Лисица,
Докладывать большая мастерица, –
Гусенка на поклон секретарю несет.
Доклад Лисица подает:
От слова до слова прошенье прописала,
Законы подвела,
Но об Ягненке не сказала,
И как сказать? Она при деле не была.
И вот, без всяких справок
И без очных, как должно, ставок,
Последовал журнал, что “в силу скотских прав
За оскорбленье Волчьей чести
И вырванье с азартом шерсти
Взыскать с Собаки должно штраф,
Бесчестье и увечье;
А стадо всё овечье
Просителю на время поручить.
Собаку же от места удалить,
Для соблюденья пользы Львиной”.
Что делает доклад Лисы и суд Ослиный,
Особенно в дали, в глуши!
По дудке их там и пляши.

ФОНАРЬ

Поставили на улице фонарь –
И уняли ночного вора.

Плут секретарь
Остерегается прямого прокурора.

То ль дело воровать впотьмах?
То ль дело командир, который не читает,
Не смыслит ничего в делах,
А подписью своей бумаги утверждает!
Хвала от всех воров, воришек – темноте,
Невежеству и глупой доброте.

ДВА КРЕСТЬЯНИНА И ОБЛАКО

“Смотри-ка, брат Антон!-
Соседу говорит крестьянин Агафон;
А сам весь побледнел и так, как лист, трясется. –
Смотри-ка, туча к нам несется!”
– “Так что ж?” – “Как что? Да град пойдет
И хлеб у нас побьет;
Всё пропадет
Озимое и яровое;
Голодный будет год, а там, гляди, и мор. “
– “Пустое, брат сосед, пустое!
Какой несешь ты вздор!
Не град, а дождь пойдет: давно к дождю уж парит!
Вот каплет, кажется. Уж то-то хлеб поправит!
Мы уберем его и много продадим
Да браги наварим.
Гуляй и пей уже зимою!
Пусть дождь идет; я очень рад!”
– “Ну, посмотри, посыплет град!”
– “Нет, дождь пойдет”. – “Град!” – “Дождь!
Не спорь же ты со мною”.
– “Да что и спорить с дураком?”
Антон за это хвать соседа кулаком;
Тот в ухо сам его – и драка началася.
Ни град, ни дождь еще нейдет,
А кровь из обоих уж льет!
Меж тем прочистилось, и туча пронеслася.

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: “Звери мои за меня говорят”. Басня “Волк на псарне”».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.

Тема урока: «Басни. И. А Крылов. “Звери мои за меня говорят”. Басня “Волк на псарне”».

Цели: познакомить с биографией И. Крылова, создать представление о внешнем облике баснописца, формировать представления о басенном творчестве И.А. Крылова; познакомить с терминами «басня», «аллегория», «мораль», развивать умение определять жанровые признаки басни, проанализировать басню Крылова «Волк на псарне»; воспитывать любовь к художественному слову.

Учебник: Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобраз. учреждений: в 4 частях / [авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]; под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
5_kl._metodich._razrabotka_uroka_literatury.docx966.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы

Тема урока: «Басни. И. А Крылов “Звери мои за меня говорят”. Басня “Волк на псарне”».

Цели: познакомить с биографией И. Крылова, создать представление о внешнем облике баснописца, формировать представления о басенном творчестве И.А. Крылова; познакомить с терминами «басня», «аллегория», «мораль», развивать умение определять жанровые признаки басни, проанализировать басню Крылова «Волк на псарне»; воспитывать любовь к художественному слову.

Словарная работа: устаревшие слова и слова, определяющие человеческие достоинства и недостатки.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, мультфильм по басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица», текст басни «Ворона и Лисица» – 15 листов, записи на доске (к словарной работе), карточки с заданием – 15 шт., портрет Кутузова и Наполеона, иллюстрация к басне «Волк на псарне», учебник.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение басен Крылова, изученных в начальной школе.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Крылов Иван Андреевич (1769 – 1844).

С целью создания представления о внешнем облике баснописца ребятам демонстрируется портрет И.А. Крылова.

Иван Андреевич Крылов

Портрет И. А. Крылова кисти К. П. Брюллова. Конец 1830-х гг.

Когда произносят «дедушка Крылов», сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами.

Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. Но возвращается, уже будучи профессиональным литератором, к жанру басни гораздо позднее. Он писал стихи, пьесы, переводил басни. Однажды Крылов решил показать свои переводы известному баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву, который пришёл в восторг от басен, он понял, что в этом призвание Крылова. «Это ваш род, вы нашли его»,  сказал Дмитриев и отправил басни в журнал, где они и были напечатаны в 1806 году.

Через несколько лет, в 1809 году, вышла первая книга Крылова. В ней было 23 басни.

Когда Крылова спросили, почему он избрал такой род стихотворений, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».

Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо». Язык басен лёгкий, простой, запоминаются они хорошо.

И. А. Крылов очень популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле. Он написал более 200 басен. Их успех у читателей объясняется тем, что баснописец представил в своих произведениях русскую жизнь во всех её противоречиях с народной точки зрения, живым народным языком нарисовал яркие сцены, в которых вскрыл социальные противоречия, обратился к вечным нравственным проблемам.

Итак, что же такое басня?

Знакомство с терминами.

Басня – это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Басня чаще всего содержит мораль , то есть нравоучительный вывод (затем учащиеся читают данное определение в учебнике).

Аллегория – иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления через обрисовку конкретного персонажа или события.

Работа с определением басни и составление опорного конспекта .

Небольшой рассказ, часто стихотворный,

основное повествование и мораль (нравоучение);

аллегорическая форма (иносказание);

герои – чаще животные;

особый басенный стих (строчки разной длины),

передающий разговорную речь;

Просмотр мультфильма по басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

Длительность фрагмента: 4:14

Цель: показать мастерство исполнения басни профессиональным чтецом.

(На каждой парте перед учащимися лежит текст басни «Ворона и Лисица».)

 Найдите мораль басни. («Уж сколько раз твердили миру…»)

 Что такое лесть? (Лицемерие, угодливое восхваление.)

 Почему она «гнусна», то есть омерзительна, внушает отвращение? (Неприятно видеть человека корыстного, готового ради своей выгоды на лицемерие, самоуничижение.) А почему «вредна»? (Она вводит в заблуждение того, кто обладает чем-то ценным, заставляет его видеть мир в искажённом свете, думать о себе лучше, чем следует.)

 Почему «в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Потому что это так заманчиво – слушать комплименты, купаться в славе, которую ты не заслужил, и при этом не прилагать никаких усилий.)

На доске записаны слова, к которым подбираем синонимы и антонимы, таким образом составляем пары:

глупость, ограниченность – ум;

хитрость – простодушие, наивность;

А теперь рассмотрите лежащие перед вами карточки с заданием: выразительно прочти произведение и определи, является ли оно басней? Почему?

С. Погореловский «Трудное положение»

В тревоге и смятении

Встречает сына мать:

 Ну, что по поведению?

 Да троечка опять!

 Ах, что за наказание?

 А чем я виноват?

Писал мне старший брат,

Ты делала сложение,

Делил и множил дед.

Но хуже с поведением:

А. Измайлов «Лестница»

Стояла лестница однажды у стены.

Хотя ступени все между собой равны,

Но верхняя ступень пред нижними гордилась.

Шёл мимо человек, на лестницу взглянул,

И верхняя ступень внизу уж очутилась.

Так человек иной уж на высоте стоит,

Гордится, и глядишь: как раз слетит.

Возьмём в пример Наполеона:

Как сатана с небес, так он слетел со трона.

Цель: научить отличать басню от ранее изученных жанров.

Учащиеся читают вслух данные произведения и отвечают на вопросы . (Первое произведение не является басней, потому что отсутствует аллегория, нет морали. Второе произведение  басня, потому что есть все признаки басни.)

В чём иносказательный смысл басни А. Измайлова «Лестница»? (Не надо слишком зазнаваться, оказавшись в высоком положении: оно может быть не вечным.)

  1. Знакомство с басней «Волк на псарне».

Выразительное чтение басни «Волк на псарне» учителем.

Вводное слово учителя.

На доску вешается портрет Михаила Илларионовича Кутузова (1745-1813), русского полководца, генерал-фельдмаршала (1812) и Наполеона I Бонапарта.

Цель: дать представление о персонаже, с которым связан иносказательный смысл басни.

Михаил Илларионович Кутузов

Портрет М. И. Кутузова кисти Р. М. Волкова

Ф. Бартолоцци. По рисунку Дж. Аппиани, 1789 г.

В июле 1812 года Наполеон со своим войском напал на Россию. Все жители поднялись на защиту своей Родины. Вместе со всеми переживал тревогу за судьбу своего Отечества и Крылов.

Отгремел Бородинский бой. В деревне Фили Кутузов созвал военный совет, на котором решено было временно оставить столицу, чтобы сохранить армию от потерь. Вместе с ней уходили и московские жители. Город горел. Наполеон, сидя в горящей Москве, понял, что ему грозит гибель; он стал просить мира, но вместо переговоров Кутузов дал его войскам сражение при Тарутине. А Крылов написал по этому поводу свою знаменитую басню «Волк на псарне», которая начиналась так:

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Вся Россия узнала в этом волке Наполеона.

Переписав басню, Крылов отправил её Кутузову в действующую армию. Фельдмаршал прочёл крыловскую басню окружавшим его офицерам и солдатам. Произнеся: «Ты сер, а я, приятель, сед»,  Кутузов сдёрнул шапку со своей седой головы, и громкое «ура» было ответом полководцу и приветствием поэту.

Чтение басни учащимися вслух.

ловчий – главный псарь, ведавший всей псовой охотой.

На доску вешается иллюстрация к басне «Волк на псарне».

Цель: формирование умения анализировать текст басни на основе сопоставления словесного и графического образов.

А. М. Лаптев. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Волк на псарне».1947 г.

Анализ содержания по вопросам, предложенным в учебнике:

  1. Перечитайте басню. Какие слова передают возникший на псарне переполох? Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи.
  2. Почему прав был Ловчий, не пожалев Волка?
  3. Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову?

Далее учащиеся читают басню вслух и отвечают на вопросы.

 О каком известном баснописце мы сегодня говорили?

 Какие басни И.А. Крылова вы знаете?

 Назовите основные особенности басни.

 Что вам понравилось на уроке?

Выставление и комментирование оценок

  1. Домашнее задание: выучить биографию Крылова и термины «басня», «аллегория», «мораль».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме “Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе”.

Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Данная работа может быть предложена учащимся на уроке.

Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ.

Урок внеклассного чтения в 9 классе на тему “Афанасий Никитин и его “Хождение за три моря”. Урок-путешествие.

Данный вариант проведения урока – дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Вклю.

В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит перед нео.

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя.

Стихотворение “лестница” измайлов александр ефимович

Стояла лестница однажды у стены.
Хотя ступени все между собой равны,
Но верхняя ступень пред нижними гордилась.
Шел мимо человек, на лестницу взглянул,
Схватил ее, перевернул —
И верхняя ступень внизу уж очутилась.
Так человек иной на вышине стоит,
Гордится — и глядишь: как раз наниз слетит.
Возьмем в пример Наполеона:
Как сатана с небес, так он слетел со трона.

Еще стихотворения:

  1. Маленькая комнатка под крышей, шаткие ступеньки, темень… Форточка, прищурясь глазом рыжим, мечет в потолок косые тени. Я крадусь, как вор, крадусь, как вор, а ступеньки начинают разговор про то да.
  2. Все каменней ступени, Все круче, круче всход. Желанье достижений Еще влечет вперед. Но думы безнадежней Под пылью долгих лет. Уверенности прежней В душе упорной — нет. Помедлив на мнгновенье, Бросаю.
  3. Она прошла по лестнице крутой С таким запасом сил неистощимых, Что было все вокруг нее тщетой,- И только ног высоких легкий вымах. Она прошла, когда была жара, С таким запасом.
  4. Так приближается удар За сладким, из-за ширмы лени, Во всеоружьи мутных чар Довольства и оцепененья. Стоит на мертвой точке час Не оттого ль, что он намечен, Что желчь моя не.
  5. Мир привык менять одежду, Что ни день — уже в другой, Так что нет различий между Господином и слугой. Показал толпе бумагу, Где печать и вензеля, И, глядишь, тебя, бродягу.
  6. В. Сосноре Я тихий карлик из дупла, лесовичок ночной. Я никому не сделал зла, но недовольны мной. Я пью росу, грызу орех, зеваю на луну. И все же очень страшный.
  7. Пусть будет небом верхняя строка, А во второй клубятся облака, На нижнюю сквозь третью дождик льется, И ловит капли детская рука.
  8. Желтый лист, осенний путь в дорогом краю… – Расскажи мне что-нибудь… – Я тебя люблю. Светит месяц в вышине, смотрит в жизнь мою… – Что ты знаешь обо мне? –.
  9. Незабываемый момент: Я в центре города не города, И предо мною монумент Неповторимый: Полюс Холода! Он деревянно-жестяной, Но самобытный и заслуженный, Мне говорит, что «жисть» иной Не мыслится в стране.
  10. — Прости, мой дорогой мерцовский экваториал! Слова Секки Здесь, в Риме, после долгого изгнанья, Седой, полуслепой, полуживой, Один среди небесного сиянья, Стоит он с непокрытой головой. Дыханье Рима — как.

В интернете довольно много всевозможных сборников поэзии. Но полного сборника Русской поэзии сложно найти. Наш сайт ставит перед собой целью реализовать эту сложную задачу – собрать самое полное собрание стихотворений Великих Русских поэтов на одном сайте. И мы делаем это для того, чтобы каждый желающий мог ознакомиться с их творчеством. Мы не перестаём работать ни на минуту. Быть может, прочитав несколько строк из произведения любимого поэта, и к Вам придёт вдохновение, и Вас посетит Феб и Муза. Во всяком случае мы надеемся на это.

Весь мир знает, что наша, Русская Поэзия – самая богатая, самая яркая и красочная, самая большая, самая нежная и сильная, самая красивая и звучная, в общем самая самая! Поэтому каждый гражданин нашей страны, нашей Великой России, должен знать её, просто обязан помнить наизусть и иметь возможность прочитать вслух хотя бы несколько строчек из своего любимого стихотворения, с выражением, с интонацией, тем самым подчеркнув то, что он Русский Человек, в его жилах течёт Русская кровь. Ведь это мгновенно вызовет у окружающих положительные эмоции, в груди каждого запылает гордость за Русскую культуру, за Россию.

Если Вы помните хоть строчку из какого-то стихотворения, но не знаете кто автор, Вы можете воспользоваться поиском.

Если Вы сами пишите стихи, если Вы хотите их опубликовать, дать возможность каждому желающему прочитать их, то Вы можете написать нам. Мы создадим для Вас отдельную страницу, где Вы сможете добавлять Ваши стихи и знакомить с ними весь мир.

Все вопросы, предложения, Ваши пожелания по работе Библиотеки Поэта, а также по деятельности сайта и другим вопросам, Вы можете отправлять по электронной почте на адрес [email protected] Давайте делать Библиотеку Поэта вместе, делать её больше, качественней и интересней.

Спасибо, что Вы с нами.

Изображение из еаизмайлов мораль басни лестница в пословице Закрыть

Войдите, чтобы оставить свой ответ

Подберите пословицу, которая выражает мораль басни измайлова лестница
Короткие басни Измайлова «Лестница» Стояла лестница однажды у стены

Подберите пословицу, которая выражает мораль этой басни. Запишите
Измайлов лестница подобрать пословицу, выражающую мораль басни
Какая мораль у басни «лестница » Измайлова, литература
Ответы какая пословица подходит к басне Крылова лестница
Мудрые басни Измайлова: список «Лестница»
Басня Измайлова Лестница Мораль басни
ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ

ZHYICHYIiRr dCHm vSILCAiCHiACI Pcsh YICHiLYIdYICHischC LIyibschrRiRf LiiischIdYICHiCHCm YIiRYImRIschriRCH iRYIschACHYICHICHCsch LiAIRCHfU FiSCCHyICH «gCRydMILischrd» C «OMYICH ciAAIschCH» i YOLiMdiCHiACSC ibdiSC, CH LIyibschrRiRI AYIRYILfU iYIYOCschC 17 CHYIICHCHfU SYILmAYICH. yiA iYIYIbiIR , CHfCHYIdf CHIbRIYCRIschrCHf: i bhIRYIS bibbICHCsch CH iYIdYOYIRYICHAI FACiiMIsch FRC RLiYOChIiACI iLYICiYIiRCHCm fschC, iAYILII CHiIYOYI, CHICyiIMCHf C iRLiCHCHYI, hRYI YICHC CHI ischbhCschCir LiCHrYI. P hiiRCHYIiRC, CHfmiCHCschYIir, hRYI CHIAYIRYILfI SYILiACI YImCyILf CHI yiCHiNR cIMdbCHiLYIdCHfI iLiCHCschi iLIdbiLIMdICHCm iRYIschACHYICHICHCm ibdYICH. 3 ZHYImLm 2017 CH 17:40 BLCRiCHiACI AYILiIschf CiibYOischCir AYICHAbLICHyCC yii yiiAiyi CHi CHYICHfI AYILischC RIUiYIddILMAC 3 ZHYImLm 2017 CH 16:16 3 ZHYImLm 2017 CH 15:11 3 ZHYImLm 2017 CH 13:15 3 ZHYImLm 2017 CH 13:03 3 ZHYImLm 2017 CH 12:39 3 ZHYImLm 2017 CH 10:04 3 ZHYImLm 2017 CH 9:35 3 ZHYImLm 2017 CH 9:05 2 ZHYImLm 2017 CH 19:06

Свою басню «Лестница» А.Е. Измайлов написал еще в 1815 году. К ней можно подобрать множество пословиц. Это говорит о том, что человеческий порок, гордыня, описанный в басне существовал задолго до написания басни и его можно встретить и среди наших современников. А пословицы такие: высоко летает, да где-то сядет; не плюй в колодец — пригодится воды напиться; спесивый высоко мостится, да низко садится; над другим посмеялся, над собою поплачешь; невелика спица в колеснице; не смейся, горох, над бобами: будешь и ты под ногами.
Источник: Рекомендуем посмотреть ещё:
Подберите пословицу, которая выражает мораль басни Измайлова «Лестница» Маски для волос лук мед коньяк ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ

Короткие басни Измайлова, написанные несколько столетий назад, актуальны в наши дни. Читая их, ни за что и не подумаешь, что автор этих великолепных произведений начинал творить ещё в XVIII веке. Как точно схвачены детали, как верно подмечены характеры, как удачно показаны нравы! Века проходят, но пороки остаются. «Лестница»
Стояла лестница однажды у стены.
Хотя ступени все между собой равны,
Но верхняя ступень пред нижними гордилась.
Шел мимо человек, на лестницу взглянул,
Схватил ее, перевернул –
И верхняя ступень внизу уж очутилась.
Так человек иной на вышине стоит,
Гордится – и глядишь: как раз наниз слетит.
Возьмем в пример Наполеона:
Как сатана с небес, так он слетел со трона.

На лире порвалась струна;
Обыкновенная была она.
Вот навязали вмиг другую,
Однако не простую,
А золотую!
И лира начала блистать.
Но стали как на ней играть,
Не та уже была гармония, что прежде.
Коль именитому невежде
Стул в Академии дадут –
Чего ждать тут?

Поставили на улице фонарь –
И уняли ночного вора. Плут секретарь
Остерегается прямого прокурора. То ль дело воровать впотьмах?
То ль дело командир, который не читает,
Не смыслит ничего в делах,
А подписью своей бумаги утверждает!
Хвала от всех воров, воришек – темноте,
Невежеству и глупой доброте.

Макарьевна уху сварила:
Десятка три ершей,
Налимов двух и двух лещей,
Со стерлядью большой в кастрюлю положила,
Да лучку, корешков – и соли не забыла.
Кондрата Козмича с хозяйкой пригласила
И дорогим гостям ушицу подает.
Отведали – но в душу им нейдет.
Что ж так? Проклятая, уху пересолила.
Иной остряк иль баловень-пиит
Уж так стихи свои пересолит,
Или, как говорят поэты-обезьяны:
Положит густо так румяны,
Что смысла не видать.
Охота же кому бессмыслицу читать!

Шли два прохожие по берегу морскому
И видят – устрица большая на песке
Лежит от них невдалеке.
«Смотри, вон устрица!» – сказал один другому,
А тот нагнулся уж и руку протянул.
Товарищ тут его толкнул
И говорит: «Пожалуй, не трудися,
Я подыму и сам, ведь устрица моя».
– «Да, как бы не твоя!»
– «Я указал тебе…» – «Что ты? Перекрестися!»
– «Конечно, первый я увидел…» – «Вот те раз!
И у меня остер, брат, глаз».
– «Пусть видел ты, а я так даже слышал носом».
Еще у них продлился б спор,
Когда б не подоспел судья к ним Миротвор.
Он начал с важностью по форме суд допросом,
Взял устрицу, открыл –
И проглотил.
«Ну, слушайте, – сказал, – теперь определенье:
По раковине вам дается во владенье;
Ступайте с миром по домам».
Все тяжбы выгодны лишь стряпчим да судьям!

Мудрые басни Измайлова: список

Когда читаешь басни А. Е. Измайлова, создается впечатление, что общаешься с современником – настолько точны и пронзительны детали его повествования. Сами по себе его тексты поучительны, приятны на слух, легко читаются и запоминаются. Список басен А. Е. Измайлова довольно обширен.

Эти тексты входят в обязательный минимум школьной программы. Это значит, что каждый ученик в определенном возрасте должен познакомиться с данным чудесным автором. Смысл его коротких поучительных историй понять несложно. Нужно только уметь слушать, читать между строк и настроить правильным образом индивидуальную работу мысли.

Басни Измайлова. Список

4 класс – это, во многих смыслах, особенный возраст. В это время дети учатся размышлять, составлять собственное мнение о предмете. Именно в этот момент им и предлагаются к изучению басни Измайлова. Список у разных учителей может отличаться.

Какие басни изучают в школе? Это следующие занимательные тексты: «Волк и журавль», «Два осла», «Исправление», «Кащей и лекарь», «Купец Брюханов», «Лгун», «Обманчивая наружность», «Скотское правосудие», «Служанка», «Умирающая собака», «Филин и чиж», «Черный кот», “Золотая струна”, “Лестница”, “Фонарь”, “Устрица и двое прохожих”. Рассмотрим значение четырех наиболее популярных историй.

«Золотая струна»

В басне речь идет о том, как на музыкальном инструменте порвалась струна, и ее заменили золотым аналогом. Сразу изменилось отношение к музыке, получалась совершенно другая игра. Но люди не замечали этого, ведь золото их ослепило.

Некоторые люди помимо всего прочего начинают испытывать ложное чувство гордости. И лишь упорный труд в достижении желаемого помогает не возгордиться от значимых достижений. Таковы басни Измайлова. Список помогает выделить лучшие тексты.

«Лестница»

В басне рассказывается, насколько сильно наказуемой может быть человеческая гордыня. Мы иногда по непонятной причине хвалимся перед обществом, считаем себя лучше других. Ближайшее окружение (те, кто находятся рядом), как правило, во многом соответствует нашим личностным показателям и возможностям. Это говорит о том, что люди с похожим потенциалом притягиваются один к другому.

В тексте басни рассказывается история о ступени лестницы, которая гордилась, что она верхняя. Но в один прекрасный день лестницу просто перевернули, и задиристая ступенька оказалась внизу.

Данный текст свидетельствует также о быстротечности жизни, доказывает тот факт, что все может измениться в любой момент. Как лестница переворачивается, так и события в нашей жизни изменяются в ту или иную сторону, тем самым ведя за собой положительные или отрицательные последствия для человека. Не нужно быть самодовольным гордецом, чтобы не попасть однажды в неловкую и глупую ситуацию.

«Фонарь»

Данная басня справедливо обличает человеческое невежество и желание скрыть свои темные поступки. Фонарь здесь выступает тем самым ярким лучом света, который направлен на выведение наружу всех плохих качеств характера и соответствующих намерений.

Когда человек живет только с желанием обогащения, то он неминуемо разрушает себя как личность. У него уже отсутствует стремление помогать другим людям, делать что-то хорошее в жизни, работать над собой, самосовершенствоваться.

Фонарь здесь выступает образом, который обнаруживает реальные недостатки в людях.

Хотя бы раз в жизни каждому человеку нужно прочитать басни Измайлова. Список можно составить самостоятельно, в произвольном порядке.

«Устрица и двое прохожих»

Данный текст великого баснописца обнаруживает в человеческом сердце жадность. Именно это качество характера заслоняет все собой, мешает проявиться милосердию и доброте. Как двое прохожих не могли поделить между собой устрицу и подняли большой спор о том, кому она достанется, так и люди иногда не желают слышать друг друга, а стремятся все делать с выгодой для себя.

Что может быть более поучительным и глубоким, чем басни Измайлова? Список этих текстов можно продолжать до бесконечности. Они яркие, оригинальные, содержательные и философские.

Какая мораль басен Измайлова “Филин и чиж”, “Лестница”, “Кукушка”?

Составьте список басен Измайлова.

Какие еще басни, кроме перечисленных, вы знаете?

Задание по Литературному чтению.

Мораль басни Александра Измайлова “Лестница”: гордиться надо не своим положением, а своими делами. Положение может вмиг измениться, кто был вознесен, окажется в самом низу, а кто был ничем, тот станет всем. Верхняя ступенька лестницы кичилась своим положением, пока лестницу не перевернули.

Мораль басни Александра Измайлова “Филин и чиж”: неправильно ставить себя выше других людей. Филин, не умея петь, ругает соловья и превозносит Сыч.

Мораль басни Александра Измайлова “Кукушка”: некрасиво хвалиться, преподносить себе тем,кем не являешься, и выставлять напоказ то, чего не умеешь делать.

Свои басни Измайлов писал, строго следуя законам жанра, поэтому в них четко выделяется два слагаемых – рассказ о событии и мораль, которая становится очевидной для внимательного читателя.

Какая же мораль в перечисленных выше баснях? Давайте разберемся:

  • “Филин и чиж”. На мой взгляд, мораль этой басни лучше всего выражает фразеологизм

Чиж, расхваливая пение соловья, пытается открыть Филину всю глубину настоящего искусства, но тот оказывается абсолютно глух к прекрасному. Ему гораздо ближе и понятнее примитивные и безыскусные звуки, издаваемые такими птицами как сыч, кукушка и т.д.

  • “Лестница”: гордиться нужно реальными поступками и достижениями, а также – всегда необходимо помнить, что слава – поклонник ветреный и непостоянный.
  • “Кукушка”: не стоит думать, что чужой талант можно “натянуть” на себя, и что для этого достаточно уметь копировать. Талант – всегда больше, чем копия, это импровизация. А кукушка – просто хвастушка, которая не в состоянии даже понять это.

Список басен, которые я читала:

Александр Измайлов – великий русский баснописец начала девятнадцатого века. Герои его басен хорошо узнаваемы, под какой бы личиной их не прятал автор.

Вот например басня “Филин и Чиж”. Ее герои – справедливый Чиж, который отдает должное мастерству соловья, и брюзга Филин, который не признает соловьиное пение, зато нахваливает как великих певцов своих соседей – Грача, сыча, ворона.

Мораль басни “Филин и чиж” в том, что всегда найдется человек, который будет хаять все хорошее, который не признает чужих заслуг. Хотя можно из этой басни сделать вывод и о том, что о вкусах не спорят.

В другой басне, “Лестница”, верхняя ступенька гордилась собой, считая себя лучше остальных. Но человек перевернул лестницу и верхняя ступенька стала нижней. Мораль здесь в том, что нельзя задирать нос, гордиться заслугами и унижать других. Все может перевернуться и первый станет последним.

И еще одна басня, “Кукушка”. В ней говорится о том, как хвастала Кукушка, утверждая, что может петь не хуже соловья. Вот только выставила она себя на всеобщее посмешище. Мораль здесь в том, что хвастать нельзя, хвастунов никто не любит.

Есть у Измайлова и другие басни, например “Умирающая собака”, “Совет мышей”, “Гора в родах”, “Волк и журавль”.

В басне “Филин и чиж” Измайлов высмеивает Филина. Тот не может петь, как соловей. Но утверждает, что соловей поет отвратительно. Филин восхищается пением тех птиц, которые и петь то не умеют.

В басне “Лестница” речь идет о гордой верхней ступени лестницы, которая оказалась внизу после того, как человек перевернул лестницу.

В басне “Кукушка” автор высмеивает кукушку, которая возомнила себя равной соловью. Но петь от этого лучше не стала.

Мораль всех трех басен заключается в том, что завистливые и гордые люди, не могут признать превосходство других. Они не могут искренне восхищаться чужим талантом, завидуют всем. Но и окружающие не хотят восхищаться такими гордецами. Гордыня может привести к падению гордого человека. А скромность превозносит человека.

Другие басни Измайлова “Совет мышей”, “Волк и журавль”.

Ссылка на основную публикацию