Басня Крылова Чиж и голубь

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Чиж и Голубь, басня Крылова

Басня Ивана Крылова «Чиж и Голубь»

Басни Ивана Андреевича Крылова носят важное воспитательное значение. В доступной форме вот уже 200 лет русский публицист и писатель обучает детей и напоминает взрослым о том, что такое хорошо, а что не очень, высмеивает отрицательные качества личности, показывает пороки общества, используя сатиру, юмор, образные сравнения, иронию и яркие аллегории.

Басня «Чиж и Соловей» — одно из самых коротких произведений данного жанра у Крылова. Всего 10 строчек. Однако этого объёма талантливому литератору хватило, чтобы проиллюстрировать и ещё раз подтвердить народные мудрости, такие как: «Не смейся чужой беде – своя на гряде», «Одному смешно, а другому к сердцу дошло» или менее известную «чему смеешься, того и сам берегись».

Содержание басни

Текст басни рассказывает о том, как однажды Чиж случайно попал в силок («злодейка-западня»). В отчаянии птица металась и рвалась, желая выбраться из плена. Завидел его Голубь и вместо помощи или хотя бы сочувствия, стал издеваться над бедным Чижом. Более того, стал бахваляться Голубь, что он никогда бы не попался в силок средь бела дня. Однако тут же сам запутался и сам попался в силок. «Чужой беде не смейся, Голубок» — подытоживает свою историю автор.

Мораль басни и художественные приёмы

Мораль басни лежит на поверхности – не смейся над чужой бедой, ведь не ровен час и ты сам можешь оказаться в такой не простой ситуации. Вместо зубоскальства, нужно попытаться оказать помощь, а то в будущем ты и сам можешь её не дождаться. Басня учит не только справедливости, умению думать наперёд, чувству такта, но и простому человеческому сопереживанию.

Автор использует понятный доступный язык. Изложение мысли ясное и чёткое, без витиеватых фраз и тяжёлых аллегорических конструкций (что так часто встречается у Крылова).

Также можно отметить выбор героев. Сегодня мы немного иначе воспринимаем этих птиц. Чиж для современного читателя – егоза и непоседа, в то время как Голубь является символом мира и единения. Такое переосмысление во многом было связано с неспокойным XX веком. В 1949 году Пабло Пикассо создал один из самых узнаваемых символов во всём мире – белая голубка мира.

Однако во времена Крылова птица не имела такого символического значения. Как, впрочем, и особых отрицательные характеристики ей не приписывались. Скорее всего, здесь Иван Крылов просто использовал игру слов. В конце басни он использует ироничное уменьшительно-ласкательное «голубчик», которое звучит не как производное от «Голубь», а как снисходительно обращение к оппоненту. Глуповатому и недальновидному. Мол, поделом тебе, поделом…

Данная басня входит в знаменитый сборник «Басни», она не раз была озвучена актёрами для радио и пластинок.

Многие именитые педагоги и литературоведы высказывали своё мнение на счёт моральной составляющей этой поучительной сказки. Не редко в их пояснениях, смысл басни получает более развёрнутую трактовку. Так, например, поэт И. Хемницер указывал на то, что корень проблемы лежит в молодости и неопытности. Молодые люди самонадеянны и насмешливы, в то время как жизнь прожить – не поле перейти. Оттого не нужно смеяться над промахами другого, ведь в жизни всякое случается.

А вот педагог Д. Тихомиров считает, что эта басня про самовосхищение. Склонность к горделивости заложена в природе человека. Склонны мы считать себя умнее, хитрее и предусмотрительнее других. Но самомнение застит глаза, не позволяя видеть собственные недостатки и оценить достоинства других.

Вряд ли стоит копаться так глубоко – пусть этим занимаются критики и литературоведы, а простому читателю, и взрослому, и совсем юному понятен посыл: «Иной смех плачем отзывается»!

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Чиж и Голубь» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Чиж и Голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Басни И.Крылова. “Чиж и Голубь”
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Открытый урок по чтению УМК “Гармония! содержит интересный дополнительный материал и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_basni.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме;
  2. проверить, как ребята поняли и усвоили тексты басен,
  3. умение использовать пословицы для определения морали, нравоучительной мудрости басни;
  4. развивать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие произведений.
  1. портрет И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Михалкова;
  2. – фотомонтаж писателей;
  3. – выставка книг;

Работать будем по правилам (СЛАЙД № 1)

  1. Работай дружно, по плану.
  2. Умей выслушать другого.
  3. Уважай мнение других.
  4. Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
  1. Упражнения для подготовки речевого аппарата

А) Дыхательная гимнастика (СЛАЙД №2)
вдох – нос, выдох – рот
вдох – рот, выдох – нос
вдох – рот, выдох – рот
вдох – нос, выдох – нос

Б ) Работа над скороговоркой. (СЛАЙД №3)

Чижиха говорит чижу:
“Слетай с чижатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера.”

– Какие литературные жанры знаете? (СЛАЙД №4)

  1. Знакомство с новым материалом

А) повторение о басне

– Что такое БАСНЯ? (СЛАЙД №5)

Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. (Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)

– Что необычного в басне?

-Что такое ИРОНИЯ? (СЛАЙД№6)

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

– Зачем пишут басни?

– Всякая басня содержит мораль. Что это такое? ( СЛАЙД №7)

Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.

Б )закрепление знаний о баснописцах

– Каких русских баснописцев знаете?

– Все они жили в разное время, нов своих баснях высмеивали человеческие пороки.

Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры. (СЛАЙД №8)

У Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.

У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.

Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь.”

Вся толпа двинулась к морю.

– Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.

Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.

Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её, потому что свобода была добыта хитростью.

– Многие басни Эзопа стали известны благодаря И. Крылову. Он их переводил с греческого языка.

-Кто подготовил басни Эзопа? ( дом.задание )

– Ещё одним баснописцем являлся С.В.Михалков. Какие басни написал он? (СЛАЙД№9)

– Кто подготовил басни С.Михалкова? (дом. задание)

В) Знакомство с биографией И.А.Крылова

(На доске висит портрет И.А. Крылова) (СЛАЙД №10)

– Какие басни Крылова читали раньше?

Родился И.А.Крылов в Москве. Способностями обладал исключительными, самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Написал 205 басен. Умер в возрасте 76 лет. И был похоронен в Александро – Невской лавре. На деньги, собранные народом, в Летнем саду был установлен памятник работы скульптора Клодта. А басни его актуальны и злободневны сейчас.

-Прошло 238 лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками. Басня – подруга жизни.

Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.

Сам человек в басне появляется редко. Он подразумевается в образах животных, растений. И.А. Крылов учит нас своими персонажами – достойными, благородными и отрицательными.

– О величии этого баснописца говорит то, что в память о нём были возведены памятники.

Жил он в Петербурге. Там есть летний сад – где гуляют семьями. Изгородь сада украшена персонажами из его басен. И стоит там памятник великому русскому баснописцу. Летом и зимой лежат у подножья цветы. (показываю слайды “Летнего сада”)

В процессе создания памятника Крылову у скульптора Клодта в мастерской жило множество птиц и зверей: осел, кот, собаки, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка. С них он лепил персонажей басен. У мастера жили даже такие крупные хищники как волк (прислали царские егеря) и медведь с медвежонком (были переданы братом скульптора). Особых хлопот Клодту такое соседство не доставляло. Только одно животное Клодт не решился поселить в мастерской — козла. Его к Петру Карловичу каждый раз водила жившая неподалёку старушка. Животные спокойно уживались между собой.. Чтобы лепить с натуры льва, Клодт ходил в зверинец немца Зама на Фонтанке. Слона же скульптор наблюдал в зверинце в Царском Селе.
По окончании работы Клодт передал всех своих питомцев в зверинец Зама. (СЛАЙД№12) Рассказ ребенка о памятнике

Г) Закрепление знаний о баснях

– Многие выражения из басен стали «крылатыми выражениями», превратились в пословицы и поговорки. Помогите мне их досказать (СЛАЙД №13)

“Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей “).

“Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона” (“Слон и Моська”).

“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!” (“Квартет”).

Кто виноват из них, кто прав, судить не нам

Да только воз и ныне там (“Лебедь, Щука и Рак”).

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он кукушку! («Кукушка и Петух»

– Кто подготовил басни И.Крылова? (дом.задание)

Физкультминутка для мышц.

  1. Знакомство с басней “Чиж и Голубь”

А)подготовка к первичному восприятию текста

Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

Сейчас мы узнаем о таком случае, о двух птицах – Чиже и Голубе.

Прослушать запись басни

– Как оцениваете поведение молодого голубя?

Б)Подготовка к вторичному восприятию.

– Что означают слова? (СЛАЙД № 15)

В) . Чтение басни про себя.

– Найдите в тексте фразы с этими словами

– Кому сочувствует автор? Докажи словами текста. А ты?

– Если бы человек поступил подобным образом, что вы о нем скажите?

– Давайте дадим характеристику голубю? (СЛАЙД № 16)

  1. Самоуверенный
  2. Бесчувственный
  3. Добрый
  4. Равнодушный
  5. Эгоист
  6. Злорадствовал

Д) Выборочное чтение

– В каких строчках заключается главная мысль? (добро и зло)

– Как должен бы поступить голубь?

– Какова мораль этой басни?

-Приведите примеры из жизни, когда можно было бы сказать: «Вперёд чужой беде не смейся ,голубок»

Физминутка для глаз

– А теперь посмотрим, кто самый внимательный. Вы читаете басню “Чиж и Голубь”, исправляя ошибки в ней (листы на парте)

( Ученики поднимают руки и исправляют ошибки. ) ( СЛАЙД № 17)

Голубя (Чижа) захлопнула злодейка-западня;
Довольный (Бедняжка) в ней и рвался и метался,
А Голубь старый (молодой) над ним же издевался.
“Не стыдно ль, – говорит, – средь бела ночи (дня)
Попался!
Не провели бы так меня?
За это я ручаюсь скучно (смело)”.
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
И урок (дело)!
Назад (Вперёд) чужой беде не смейся, Голубок.

Е) Чтение по ролям

– Чьи слова мы озвучим?

– Каким голосом должны читать слова Голубя? Автора?

-Потренируйтесь читать басню по ролям (работа в парах)

6. Знакомство с басней Л.Толстого «Белка и волк» (СЛАЙД № 18)

А) первичное восприятие

Работа в группах (СЛАЙД № 19)

  1. Сказка это или басня
  2. Если басня, то найдите мораль
  3. Найдите сходства и различия с басней И.Крылова
  4. Кто герои произведения
  5. Дайте им характеристику
  6. Найдите их слова в тексте
  7. Потренируйтесь читать басню по ролям

Б) Чтение по ролям

В) Работа с пословицами: ( СЛАЙД № 20)

– Выберите пословицу подходящую к этим басням:

  1. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.
  2. Худо тому, кто добра не делает никому.
  3. Не тот боец, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
  1. Рефлексия:

– Справлялись со всеми заданиями?

– Кто узнал новое для себя?

– Кому испытывал затруднения?

– О каком жанре литературы говорили на уроке?

– Чем басня отличается от других произведений?

– Каких баснописцев запомнили?

– Что о них узнали?

– Чему учат их басни?

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Урок литературного чтения, 3 класс. Крылов «Чиж и Голубь»

Конспект урока литературного чтения «И.А. Крылов «Чиж и Голубь»» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с басней И.А. Крылова «Чиж и Голубь»; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня; личностные: проявлять интерес к произведениям И.А. Крылова.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, картина с изображением памятника И.А. Крылову, его книги, аудиозапись басни «Чиж и Голубь», карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Предварительная подготовка: учащиеся заранее готовят сообщения о чиже и голубе.

Ход урока

|. Организационный момент

II. Речевая разминка

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

– Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни «Ворона и Лисица».)

— Прочитайте с ускорением (замедляя темп; скороговоркой; выразительно).

— Какие еще басни помните?

III. Проверка домашнего задания

(Чтение басни наизусть.)

IV. Сообщение темы и постановка целей урока

— Что вы узнали об Иване Андреевиче из прошлого урока? (Дети вспоминают.)

— Рассмотрите памятник И.А. Крылову. Что вы видите? (Высказывания учеников.)

(Рассказ учителя о памятнике И.А. Крылову. См. материал для учителя.)

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

— Прочитайте на с. 49 учебника название басни.

— Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь?

— Прежде чем читать ее, вспомним, что знаем об этих птицах. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся.)

Чиж — один из видов певчих птиц. Длина тела составляет около 12 см, масса 12—14 г. Общая окраска зеленовато-желтого или оливково-зеленого цвета. Клюв серый. Летом живет парами; к осени собирается в стаи. Зимой откочевывает на небольшие расстояния, особенно по долинам Рек с зарослями лиственных деревьев. Осенний пролет чижа начинается в конце сентября, но часть чижей не улетает на зиму не только в Средней, но даже в Северной России, если встречает незамерзающие ручьи или речки. Питается насекомыми и семенами хвойных и лиственных Деревьев; осенью любимую пищу чижа составляют семена березы и ольхи.

Голубь — широко распространенная птица семейства голубиных, родиной которой считаются Южная Европа, Юго-Западная Азия и Северная Африка. Еще в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби. Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него ни оказались. Приручен дикий голубь более 5 тыс. лет назад. По количеству пород, разводимых в различных странах мира, голуби превосходят любую домашнюю птицу — их свыше 800. Разыскивая свой корм на земле, голуби бегают много и усердно, они ловки и выносливы. Питаются эти птицы разнообразной растительной пищей: семенами, ягодами, зелеными побегами и т. п.

(Чтение басни учителем или прослушивание аудиозаписи.)

— Оправдались ли наши предположения, о чем будет басня?

— Понравилась вам басня? Чем?

— Все ли было понятно в ней?

Раньше птиц отлавливали с помощью специальных клеток, в которых находился корм-приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями (сделанными из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

(Чтение басни учащимися.)

— Какая беда случилась с Чижом? (Чиж попал в западню.)

— Как чувствовал себя пойманный Чиж? (Он метался и пытался освободиться.)

— Как вел себя молодой Голубь? (Голубь над ним издевался и смеялся.)

— Что произошло с Голубем? (Голубь запутался в силке.)

— Кого поддерживает автор — Чижа или Голубя? (Автор поддерживает Чижа.)

— Почему автор не сочувствует Голубю? (Не нужно смеяться над чужой бедой.)

— Согласны ли вы с ним?

— Какие недостатки высмеивает автор? (Он высмеивает злорадство.)

— Какие слова басни стали крылатыми? (Вперед чужой беде не смейся, Голубок!)

— Приготовьтесь читать выразительно.

— Прочитайте басню в лицах.

(Выразительное чтение басни в лицах.)

— Есть ли в басне основная мысль, нравоучение, наставление. Найдите эти строки и выпишите в «Творческую тетрадь»-

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VIII. Подведение итогов урока

— Чем мы занимались на уроке?

— Кто такой И.А. Крылов?

— Вам захотелось посмотреть на памятник?

— С какой басней вы познакомились?

— Чему учит эта басня?

— Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение. По желанию — выучить наизусть.

Материал для учителя

Первый российский памятник писателю и его героям

В 1844 г. умер Иван Андреевич Крылов. В России в ту пору ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая I в деньгах отказало, и тогда решили собрать средства на создание монумента у народа. Два года шел сбор денег.

В конкурсе на создание памятника среди скульпторов победителем был признан Петр Карлович Клодт, автор конных групп на Аничковом мосту в Петербурге.

А где поставить памятник? На какой-либо из городских площадей царь не разрешил. Отклонили также место в сквере у Александрийского театра, где позже воздвигли памятник Екатерине II. В конце концов памятник решили поставить в Летнем саду.

До той поры, если уж и создавались в каких-либо странах памятники поэтам, то принято было их изображать в античных тогах, в торжественных позах. Клодт не стал следовать традиции. У него Крылов сидит в своем обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои мудрые басни.

Но дальше задумал скульптор показать и сами эти басни. Точнее, их героев. Вместе с художником Александром Алексеевичем Агиным стали рисовать эскизы и составлять список животных, встречающихся в баснях Крылова: проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка. И так далее. Лепить зверей просто с картинок скульптор не мог. Ему обязательно нужна была натура — живые звери. Зоологического сада, такого, как сейчас, в ту пору в Петербурге не было. Работал лишь небольшой зверинец Зама на Мойке. Что же делать? Пришлось свой домашний зоосад создавать.

Сын скульптора Михаил Петрович Клодт спустя годы вспоминал: «Из царской охоты прислали волка; из Новгородской губернии от дяди — медведя с двумя медвежатами; художник Боголюбов прислал маленькую Равную макаку с острова Мадеры. Отец добавил эти персонажи журавлём, ослом, лисицей и овцой с ягнятами. Все это разношерстное обще- о жило бок о бок не только в клетках; многие свободно расхаживали Мастерской и по комнатам и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками».

Не меньше хлопот было и с макакой Макаркой. То раскидает по комнате карандаши, то развернет, растеребит тряпки, которыми обычно укутывают только что вылепленную скульптуру, то запустит яблоком в волка, то вцепится в хвост петуху. Понадобилось и для Макарки заказывать ошейник с цепочкой.

Но грозою домашнего зверинца был, как это ни странно, журавль. Расхаживает он на своих длиннущих ногах по двору и все норовит кого-нибудь клювом тюкнуть. И волку от него доставалось, и медведю, но чаще всего огненно-красному красавцу петуху. Журя позировал скульптору для рельефов к басне «Волк и Журавль», а петух — сразу для двух басен: «Петух и Жемчужное зерно» и «Кукушка и Петух».

Журя был и героем барельефа к басне «Лягушки, просящие царя». Лягушек в своем зверинце Клодт не держал. Их приносили мальчишки, лишь бы разрешили посмотреть зверей.

Временно жил вороненок — это для басен «Вороненок» и «Ворона и Лисица». Но уж очень надоедливо кричал. Козла приводила старушка- соседка, тот упирался — чуял волка да медведя. Не держал Петр Карлович и свиней. Их вокруг было много.

Чтобы вылепить слона, скульптору пришлось просить разрешения посещать царский слоновник. Льва и барса Клодт ходил лепить в зверинец Зама. А вот орла — героя басни «Кукушка и Орел» — приносил в зверинец слуга одного украинского помещика, который потом очень гордился: «Мой-то орел куда взлетел! Сам великий Клодт отлил его в бронзе».

Памятник поэту был открыт 12 мая 1855 г.

На пьедестале вокруг Крылова разместились барельефы с героями его басен — все звериное содружество, что долго жило в мастерской скульптора на Васильевском острове.

Когда все работы были закончены, животных передали в зверинец Зама. У скульптора остались только кот, петух и Журя.

Но сегодня вы можете увидеть их всех вместе. Правда, бронзовых. Сделать это не так трудно тем, кто живет в Санкт-Петербурге: нужно только сходить в Летний сад. А остальным читателям надо приехать на берега Невы.

Урок чтения “Басни И.А. Крылова. “Чиж и голубь”

Цель урока: Дать понятие о басне, познакомить с историей её возникновения, баснописцами, развивать интерес к этому жанру, учить выразительному чтению басен, расширять понятие о человеческих пороках и достоинствах.

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Михалкова;
  • – фотомонтаж писателей;
  • – выставка книг;
  • – иллюстрации;
  • – таблицы (2шт);
  • – слова на плакате;
  • – литературный календарь.

Ход урока:

    Работа с литературным календарем

( День рождения А.С. Пушкина, И.А. Крылова)

Вступительная беседа учителя

– Кто любит сказки?

Вспомните любимые. Расскажите отрывок из нее. (2 чел.)

– Кто любит стихи?

Вспомните любимые. Расскажите четверостишие. (2 чел.)

– Какие знаете литературные произведения?

Будем таблицу дополнять.

Знакомство с новым материалом

– Послушайте в грамзаписи литературное произведение И.А. Крылова “Ворона и Лисица”.

– На сказку похоже? Почему?

– На стихотворение похоже? Почему?

Это басня (отметить в таблице)

– Что необычного заметили в басне?

– Зачем пишут басни?

– А как называются творцы слова, которые пишут замечательные произведения (писатели, поэты, прозаики, баснописцы)?

Творцы словаФИОПоэтПисательБаснописецКлассикЛ. Толстой++Н. Некрасов+И. Крылов++

– определить русских поэтов-классиков

– определить русских баснописцев

Проверка: – Кто русские поэты-классики?

– Кто русские баснописцы?

Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры.

Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.

Эзоп – мудр и умен.

Был случай – спор.

У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.

Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь.”

Вся толпа двинулась к морю.

– Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.

Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.

Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её, потому что свобода была добыта хитростью.

Рассказывать об Эзопе можно много удивительных историй.

Физкультминутка для глаз.

Вот басня. “Растолстевшая мышь”. Читает учитель.

– Что за мудрость таится в этой басне? (жадность, обжорство)

Эти истории или басни с греческого переводились на русский язык

– И.А. Крыловым (стихи)

– Л.Н. Толстым (проза)

Современник – баснописец – С. Михалков.

Это тот писатель, который написал “Дядю Степу”. О нем вы узнаете в старших классах.

А сегодня – об И.А. Крылове.

(На доске висит портрет И.А. Крылова)

– Какие басни Крылова читали раньше?

И.А. Крылова знают все. (иллюстрации к басням на доске)

Его перу принадлежат свыше 200 басен. В своих баснях он отражает русский характер, передает мудрость русского.

Сам человек в басне появляется редко. Он подразумевается в образах животных, растений. И.А. Крылов учит нас своими персонажами – достойными, благородными и отрицательными.

Посмотрите как инсценируют дети басню “Лебедь, Рак и Щука”

– В какой фразе заключается мудрость? (главный смысл)

Мудр и умен И.А. Крылов.

– Видите, даже вы, дети, знаете Крылова.

Жил он в Петербурге. Там есть летний сад – где гуляют семьями. Изгородь сада украшена персонажами из его басен. И стоит там памятник великому русскому баснописцу. Летом и зимой лежат у подножья цветы. (показываю открытки “Летнего сада”)

– За что помнят его люди? (Басни Крылова учат правильно жить)

Физкультминутка для мышц.

Знакомство с басней “Чиж и Голубь”

Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

Сейчас мы узнаем о таком случае, о двух птицах – Чиже и Голубе.

– Кто видел голубя? (читаю басню)

– Ваше мнение? Кого жаль?

– Как оцениваете поведение молодого голубя?

Подготовка к вторичному восприятию.

– Что означают слова?

– Найдите в тексте фразы с этими словами.

б). Читаем – губами

на доскемедленно и тихобыстро и тихобыстро и громкона

провел

велипутать

бедняжка

в). Работа с оглавлением книги (Найти басню – в учебнике дети ищут нужную страницу по оглавлению).

г). Чтение басни про себя.

– Перед глазами карточка с заданиями для самостоятельной работы. Задания 1 и 3.

Задание по вариантам

1-вариант Почему чиж оказался в беде? Как он чувствовал в западне?

2-вариант Что случилось с голубем? Как вел себя молодой голубь?

Задание всем

Прочитайте 8 стр.

  • Анализ произведения
  • – Что изменилось в положении героев басни?

    – Кому сочувствует автор? А Ты?

    Западня – Злодейка – Бедняжка

    – Если бы человек поступил подобным образом, что вы о нем скажите?

    – Давайте дадим характеристику голубя?

    Вырисовывается табличка на доске

    А какие черты хотели бы видеть вы?

    – В каких строчках заключается главная мысль? (добро и зло)

    Это мораль – краткий, четкий вывод, где называется порок и последствия.

    Разберем схему добра и зла.

    Физкультминутка для глаз.

    Л.Н. Толстой “ Муравей и голубка”

    Слушаем грамзапись. Сравните две басни.

    Басня осталась в памяти людей и часто слова из нее стали произноситься, как будто так и надо.

    Работа над афоризмами.

    – Не радуйся чужой неудаче, не злорадствуй.

    – Найти близкую по смыслу фразу из басни. (работа с учебником)

    Работа над выразительностью.

    а) Расставляем логические ударения карандашом.

    б) Читаем вслух вместе. (чтение по ролям)

    Слова автора (показать отношение к героям).

    Слова героев (передать их характер).

    6. Домашнее задание

    Выучить наизусть. Привести примеры из жизни, которые можно соотнести с этой басней.

    ЗАДАНИЕ

    1. Прочитай внимательно текст. Определи главную мысль.
    2. Попытайся представить прочитанное.
    3. Дай свою оценку героям рассказа и событиям.
    4. Приготовься безошибочно выразительно читать, соблюдая паузы и ударения.

    Чиж И Голубь Басня Ивана Андреевича Крылова Аудиосказка – Скачать mp3 бесплатно

    Для вашего поискового запроса Чиж И Голубь Басня Ивана Андреевича Крылова Аудиосказка MP3 мы нашли 1000000 песни, соответствующие вашему запросу, но показывающие только 10 лучших результатов. Теперь мы рекомендуем загрузить первый результат Чиж и голубь Басня Ивана Андреевича Крылова Аудиосказка MP3 который загружен АУДИО СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ размером 1.10 MB , длительность 50 сек и битрейтом 192 Kbps .

    Обратите внимание:
    Перед загрузкой вы можете просмотреть любую песню, наведите курсор Слушать и нажмите «Воспроизвести» или «Нажмите здесь» Скачать для загрузки mp3-файлов высокого качества. Первые результаты поиска – с YouTube, который будет сначала преобразован, после чего файл можно загрузить, но результаты поиска из других источников могут быть сразу же загружены в MP3-файл без какого-либо преобразования или пересылки.

    Свежая музыка

    чиж и голубь басня ивана андреевича крылова аудиосказка Mp3

    безупречно рома рома гей Mp3

    разденься для убийцы Nude Per L Assassino 1975 Mp3

    Onetap Su Cracked Free La Download Fixed Mp3

    Check Spanish Version Big Diamond Mp3

    супер бас для колонки Jbl Mp3

    Sakit Samedov Mp3

    Friends на русском Mp3

    Moe Realla Harder Mp3

    Songs From Walt Whitman Iii Darest Thou Now O Soul Mp3

    хабибия 2019 Mp3

    Valse Viennoise Mp3

    садгуру медитация иша крийя практика Mp3

    анашым менің байлығым Mp3

    са йиша са хьоме адам мерза са ду хьо Mp3

    Killagram ефросиния Mp3

    александр кутиков и гр нюанс зодиак Official Channel Mp3

    Japanese Porn 18 Sex With My Sister Mp3

    D White My Everything Italo Disco Extended Mix Mp3

    Gidexen Noixes Louis Ft M I M E Mp3

    в луже белого стекла отражаются дома Mp3

    Film Vrf Fondette De Cembre 2015 Mp3

    علي عرنوص نساني وخيب ضنوني 2019 Ali 3arnoos Nsani Mp3

    Concerto For Clavier And Orchestra In D Minor Bwv 1052 3d Movement Mp3

    Turkmen Rap 2020 Mp3

    Rammstein Sonne на русском Mp3

    丽柜丝袜美女 丝足 筱筱 敏儿 双生花 の寿丝贵足 Mp3

    Side Fx Take Off Lounge Chillout Music 2008 Mp3

    На нашем музыкальном сайте вы можете бесплатно прсолушать и скачать любимые, новые и популярные mp3 песни в хорошем качестве. Быстрый поиск любой композиции!

    Чиж И Голубь Басня mp3

    Басня Крылова Чиж и Голубь мультфильм смотреть и слушать онлайн на канале как сделать мультик

    Чиж и голубь Басня Ивана Андреевича Крылова Аудиосказка

    Чиж и голубь Басни Ивана Крылова слушаем на русском языке

    Чиж и Голубь Иван Крылов читает Павел Беседин

    Басня Чиж и голубь рассказывает Николай Пукита

    Чиж и голубь Басня

    Басня Чиж и голубь Иван Андреевич Крылов

    Басня Крылова чиж и голубь анимация

    АУДИОСКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА НОЧЬ ЧИЖ И ГОЛУБЬ Иван Крылов басня

    Басня Чиж и голубь рассказывает Устин Горошко

    Басни Ивана Крылова Чиж и голубь Читает Анатолий Папанов

    Читает Щепитихин Захар Басня И Крылова Чиж и Голубь Конкурс Басни Крылова прочитаем вместе

    Чиж и голубь Басни Ивана Крылова полное собрание

    чиж и голубь Крылов И А

    Крылов Иван Андреевич Чиж и голубь басня читает А Грибов

    Страна читающая Аристанова Виктория читает басню Чиж и голубь

    Чиж та голуб Л Глібов

    Басни Крылова И А Чиж и Голубь Слон и Моська Квартет Занимательные уроки Cat Lizabeth

    И Крылов Чиж и голубь

    школа интернат 26 Рязань инсценирование басни Крылова Чиж и голубь

    И А Крылов Чиж и голубь

    Басни Крылова И А Чиж и Голубь Слон и Моська Квартет Занимательные уроки Cat Lizabeth

    Пластилиновый анимационный фильм Чиж и голубь

    Страна читающая Веста Родионова читает басню И А Крылова Чиж и голубь

    Крылов И А Чиж и Голубь Басня

    Чиж та Голуб Леонід Глібов Аудіотвори Байки UA діти для дітей Veselka TV

    Крылов Иван Андреевич Чиж и голубь басня читает И Ильинский

    Крылов И А Чиж И Голубь

    Иван Крылов Чиж и голубь Басня

    Страна читающая басня И А Крылова Чиж и Голубь

    Страна читающая Дарья Купцова читает произведение Чиж и Голубь И А Крылова

    Страна читающая Мария Корытова читает произведение Чиж и Голубь И А Крылова

    Чиж и голубь Одесса постановка MPG

    Басня Чиж и голубь читают Саламахина Елизавета и Остапюк Екатерина учащиеся 4 Д класса

    Кудряшова Ольга Викторовна читает басню Чиж и Голубь

    Крылов Иван Андреевич Чиж и голубь инсценированная басня

    Страна читающая Елизавета Родионова читает произведение Чиж и Голубь И А Крылова

    И А Крылов Чиж и голубь Читает ученик 2 б класса Колбасов А

    Арсланов Ислам читает басню Ивана Андреевича Крылова Чиж и Голубь

    Басня И Крылова Чиж и голубь

    Тульков Арсений Чиж и голубь

    Мария Гануи 14 лет Ливан басня Чиж и голубь

    Басня Ивана Андреевича Крылова Чиж и Голубь Аудиокнига читает Игорь Ильинский

    Полина Корчакина Чиж и Голубь

    И А Крылов Чиж и Голубь

    Леонід Глібов байка Чиж та Голуб

    Здесь Вы можете скачать Чиж И Голубь Басня. Слушайте онлайн в хорошем качестве, скачивайте mp3 в высоком качестве без регистрации.

    Обратите внимание! Все песни были найдены в свободном доступе сети интернет, а файлы с произведениями не хранятся и не загружаются на наш сервер. Если Вы являетесь правообладателем или лицом, представляющим правообладателя, и не хотите чтобы страница с произведением, нарушающие Ваши права, присутствовала на сайте, воспользуйтесь данной формой.

    Чиж И Голубь Басня

    Osu Mania Russian Community 2015

    Студия Родничок Детская Анимация

    Cam Pranks Я Ебу Собак

    Мультик Про Божью Коровку Развивающие Мультики Про Животных И Насекомых

    Toshpo Lat Matkarimov Sanamjon Тошпулат Маткаримов Санамжон

    Remember Everything Remix Five Finger Death Punch

    Baldi S Basics The Old Laboratory Of Failure Experiments V 1 3

    Маша И Медведь Новые Серии 2017

    Балик Ови Хоразимча 1 Кг Лик 3 Сазан Бирданига Илди Кармокка Tor Uz Да Шагаюший

    Это Школа Твёрка Двигай Попой Чётко Dance Malyshka Official Instagram

    Фото Ёки Расимлардан Узбек Клип Ясаш 2014 Uzb

    Жизненное Видео За Дружбу Спасибо Не Говорят

    Нигина Амонкулова Охирон Суруд 2018

    Хидоят 133 Хакикати Зиндагии Тулин

    13Kai Белый Пиджак

    Нурлан Сабуров Сольный Концерт 2018

    Eldar Ahmedow Mp3 2019

    Скачать Игру Лунтик География Для Малышей

    Лошадка Alla Farmer Ilia 88 Remix Найк Борзов

    Tencent Gaming Buddy How To Download Other Games

    Альбомы Русских Исполнителей

    Если Счастлив Ты То В Ладоши Хлопай

    Навечно В Нашей Памяти Героев Имена

    Bernadette Radio Edit Deutsch Iamx

    Казачья Песня О Подвиге Уральских Казаков

    Какое Лицо У Наркотика Соль С Прологом

    Shon Mc Шон Мс 2018 Гариб Бачаи Ошик 3

    Вкус Ночи Жасмин

    Ajj Din Chadheya Rahat Fateh Ali Khan

    Maruv Focus On Me Astaves Remix

    Больно Руки Вверх

    Homila Jinsini Aniqlash Va Rejalashtirish Kalendari Хомила Жинсини Аниклаш Календари

    Читайте также:  Басня Крылова Ворона и лисица
    Ссылка на основную публикацию