Басня Крылова Две Бочки

Две бочки — басня Крылова. Текст, описание и мораль басни.

Читать басню Две бочки онлайн

Две Бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шуму и шажком
Плетется,
Другая, вскачь несется;
От ней по мостовой и стукотня, и гром,
И пыль столбом;
Прохожий к стороне скорей от страху жмется,
Ее заслышавши издалека
Но как та Бочка ни громка,
А польза в ней не так, как в первой, велика.

Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
Кто делов истинно, — тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму.

(Илл. Ирины Петелиной)

Мораль басни Две бочки

Бочки символизируют два разных типа людей. Одни делают своё дело молча, не трубя об этом при каждом удобном случае. Другие же «сделают на копейку, а нахвалятся на рубль». Судить надо о человеке не по словам (выкрикам, шумам), а по делам.

Пожалуйста, оцените произведение

Оценка 3 / 5. Количестов оценок 2

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Другие басни Крылова

Лисица и виноград – басня Крылова. Текст, содержание и мораль басни.

Голодная Лиса залезла в сад, увидала кисти винограда и решила полакомиться им. Но виноград висел высоко и как она ни .

Волк и Лисица – басни Крылова. Текст, содержание и мораль басни.

Лиса забралась в курятник, наелась кур и с собой немного взяла и припрятала. Решила она вздремнуть под стогом. Тут подошел .

Квартет – басня Крылова. Текст, содержание и мораль басни.

Однажды Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка решили сыграть квартетом. Достали музыкальные инструменты, ноты и стали играть. Но музыки у .

Все басни Крылова

Категории

  • Сказки Алана Милна (5)
  • Сказки Ангела Каралийчева (13)
  • Сказки Андерсена (46)
  • Сказки Астрид Линдгрен (12)
  • Сказки братьев Гримм (44)
  • Сказки Гауфа (4)
  • Сказки Джанни Родари (32)
  • Сказки Дональда Биссета (32)
  • Сказки Киплинга (12)
  • Сказки Кэтрин Холабёрд (1)
  • Сказки Оскара Уайльда (9)
  • Сказки Пройслера (2)
  • Сказки Свена Нурдквиста (8)
  • Сказки Шарля Перро (11)
  • Сказки Экзюпери (1)

В этом разделе мы собрали самые известные и любимые русские народные сказки. Рекомендуем знакомить ребенка со сказками как можно раньше. Начинать, конечно, надо с самых простых: Колобок, Репка, Курочка Ряба, постепенно переходя к сказкам с более сложным сюжетом. Дети быстро схватывают нить повествования, запоминают новые слова. А красочные иллюстрации от лучших художников развивают чувство прекрасного в детях.

Простые на первый взгляд сюжеты народных сказок воспитывают в детях очень важные качества: честность, трудолюбие, забота о ближнем, бескорыстие и многие другие.

Читайте русские народные сказки с выражением, интонационно обыгрывая каждого персонажа. И тогда ребенок быстрее поймет заложенный смысл и мораль сказки.

Мораль басни “Две Бочки” Крылова (анализ, суть, смысл)

Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня “Две Бочки” была впервые опубликована в сборнике “Басни” в 1819 г. Время написания басни неизвестно.

В этой статье представлены материалы о морали басни “Две Бочки” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни “Две Бочки” Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни “Две бочки” заключается в том, что, чем громче человек кричит о своих заслугах, тем меньше в них на самом деле толку и пользы; и напротив, по-настоящему великие дела часто делаются без привлечения внимания. В этой басне Крылов высмеивает гордость, тщеславие, самохвальство и хвастовство, за которыми нередко скрывается ничтожность.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:

“Кто про свои дела кричит всем без умо́лку,

Кто де́лов истинно,— тих часто на словах.

Великий человек лишь громок на делах,

“Человек склонен считать себя лучше, умнее и дельнее других и старается нередко возвысить себя во мнении других, за неимением лучшего, – самовосхищением. Самомнение и хвастовство сами себе готовят наказание в насмешках других, а иногда создают себе и гибель. Самомнение и хвастовство сами выдают свою ничтожность: “кто при себя кричит всем без умолку, – в том, верно, мало толку. (“Две Бочки”).” (Д. И. Тихомиров, “Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа”, Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

“Делая свою дело, не труби о нем всем в уши и не хвастай: эта простая истина высказана не по-детски в поучении к басне “Две бочки”; но сама басня отличается сжатостью и бойкостью рассказа, вполне понятного каждому. Описание, как без шуму плетется бочка с вином и громко скачет пустая, заключается в коротеньких стихах, выражающих самое впечатление, производимое предметом.” (В. И. Водовозов, “О педагогическом значении басен Крылова”, 1862 г.)

“Отдавая справедливость уму, Крылов не мог также терпеть самохвальства, гордости, тщеславия, которые недалеко отошли от тупости. Так, в басне “Две Бочки” показано, что бесполезный хвастун, кроме беспокойства для всех в роде того, какое происходило от пустой бочки, летевшей вскачь по мостовой, пользы не приносит никому. Умный же о своих делах никому не кричит.” (“И. А. Крылов и его басни”, составитель Кирюков, СПб, ред. журн. “Досуг и дело”, 1886 г.)

“Крылов, обличая зло, рядом указывает, как должны вести себя лучшие люди. Пусть, говорит он, прежде всего каждый делает свою работу по совести: не на показ, а заботясь, чтобы она сделана была хорошо, исправно. При этом правое дело – работать без самохвальства, без пустого крика, без шума (“Две Бочки”). Громких слов не нужно там, где дело само за себя говорит.

Крылов, очевидно, хотел сказать: “Истинно великий человек прославляется уже одними делами своими” – самыми делами; слова для его славы не нужны. В самой басне, наряду с пустой бочкой, которая без толку подымает шум и пыль столбом, тихо шажком пробирается бочка. с вином. Доберется она до места без шуму и прогремит делом. но каким делом? Злым, дряным кабацким делом. Да, частенько и оно подкрадывается без шуму. Да, от пустозвона дела не жди, но. прибавлю: когда к тебе тишком-ложком подкрадываются, тоже гляди в оба!

Чтобы басня получила тот прекрасный смысл, который хотел придать ей Крылов, следовало бы ему на ряду с пустою, шумящей бочкою поставить бочку с водой, дегтем, маслом, которая, без шума прибыв куда следует, может сказаться только пользою, добром.” (книга “50 басен И. А. Крылова” с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Басня Крылова Две Бочки

Из предыдущих уроков мы уже знаем, что басня – это сказка, которая чаще всего сложена в стихотворной форме, обязательно содержит мораль или поучение. Басни Крылова очень известны и хорошо знакомы людям. Они учат нас быть добрее, умнее, заботиться друг о друге. Все образованные люди хорошо знают басни Крылова, потому что именно они являются тем, что называется «жизненный опыт». Читая басни Крылова, мы учимся, как правильно себя вести, потому что в своих произведения автор прямо говорит, как надо себя вести, а как нет.

Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете басни Крылова. Узнайте и назовите басню по предметам:

Басня «Ворона и Лисица».

Басня «Мартышка и очки».

Басня «Кот и повар».

Басня «Лебедь, Щука и Рак».

Басня «Лисица и виноград».

Басня «Две собаки».

Читайте также:  Басня Крылова Обоз

Басня «Волк на псарне».

Из приведенных ниже названий басен отметьте те, которые Крылов не писал:

«Ворона и Лисица»

«Кошка и Соловей»

«Соловей и Ворона»

«Кукушка и Петух»

Проверим. Крылов не писал басни:

«Соловей и Ворона»

Прочтем басню Ивана Андреевича Крылова «Две Бочки».

Две Бочки ехали: одна с вином,

Вот первая себе без шуму и шажком

Другая, вскачь несется;

От ней по мостовой и стукотня, и гром,

Прохожий к стороне скорей от страху жмется,

Ее заслышавши издалека

Но как та Бочка ни громка,

А польза в ней не так, как в первой, велика.

Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку.

Кто делов истинно, – тих часто на словах.

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепку думу

Давайте охарактеризуем главных героев басни и разберем ее. Главными героями басни являются две Бочки. Обратите внимание, что слова «бочки» написаны с заглавной буквы, потому что под этими предметами автор подразумевает людей. В басне есть фраза «кто делов в истине». Это означает «кто действительно деловит». Давайте обратимся к тексту басни и узнаем, каким характером, нравом обладает первая Бочка.

Вот первая себе без шуму и шажком

А вот слова о характере второй Бочки:

Другая, вскачь несется;

От ней по мостовой и стукотня, и гром,

Вторая Бочка ведет себя так для того, чтобы привлечь к себе внимание, потому что она пустая.

Прохожий к стороне скорей от страху жмется,

Ее заслышавши издалека

Но как та Бочка ни громка,

А польза в ней не так, как в первой, велика.

Прочитаем мораль басни:

Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку.

Кто делов истинно, – тих часто на словах.

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепку думу

Выберите из приведенных ниже пословиц те, которые больше подходят к этой басне.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Язык болтает, а голова не знает.

Не спеши языком – спеши делом.

Говорит день до вечера, а слышать нечего.

Нашей басне подходят третья и четвертая пословицы.

Басня «Две Бочки» учит нас тому, что не надо кричать о своих делах. Если вы действительно что-то сделали, то это обязательно отметят и увидят. А часто бывает так, что человек ничего не сделал, а слишком много говорит о своей работе.

Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа и служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны мышления народа.

Рис. 24. Н. В. Гоголь (Источник)

Николай Васильевич Гоголь (рис. 24) говорил о баснописце так:

«Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек».

«Всюду у него Русь и пахнет Русью».

Рис. 25. И. А. Крылов (Источник)

Посмотрите на портрет (рис. 25). Что можно сказать об Иване Крылове? Открытое лицо, добрые проницательные глаза мудрого человека. Люди проявляют любовь к баснописцу чаще всего в возведении памятников. Так, в Санкт-Петербурге, в Летнем саду, есть бронзовый памятник Ивану Андреевичу Крылову (рис. 26).

Рис. 26. Памятник И. А. Крылову (Источник)

На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Народ очень высоко чтит память о великом баснописце. Около дедушки Крылова всегда цветы, играющие дети. Это все потому, что наблюдения, мысли народа, весь его многовековой жизненный опыт воплотился мастерством писателя в предельно лаконичную форму басенной морали. Например:

«У сильного всегда бессильный виноват»

«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»

И можно еще долго продолжать зачитывать морали разных басен Ивана Андреевича Крылова.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4. – М.: Просвещение.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4. – М.: Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. и др. / Под ред. Виноградовой Н.Ф. Литературное чтение. 4. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Подготовьте выразительное чтение басни «Две Бочки».
  2. Объясните, как вы понимаете мораль басни. Найдите несколько подходящих ей по смыслу пословиц.
  3. * Нарисуйте иллюстрацию к басне.

Конспект урока по литературному чтению на тему: И. А. Крылов. Басня «Две бочки»

РазделРусский язык и Русская литература
Класс3 класс
ТипКонспекты
АвторГригорьева Г.Н.
Дата13.01.2016
Форматdocx
ИзображенияНет

литературного чтения в 3 классе.

Тема: И.А. Крылов. Басня «Две бочки».

Цель: систематизировать знания учащиеся о баснописце, познакомить с содержанием басни, разбивать воображения читателя под впечатлением прочитанного.

Научить объяснять смысл прочитанного пословицы, мораль басни.

формировать эстетические чувства на основе знакомства с художественным произведением, познавательную мотивацию учения, устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам

учить читать (вслух и про себя) со скоростью , позволяющий осознавать смысл прочитанного; проанализировать содержание произведения по его заглавию и иллюстрации;

находить ключевые слова, определять основную мысль выражать её своими словами;

высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста.

Учащиеся научатся выделять выразительные средства языка и объяснять эмоционально-смысловые значения;

определять основные особенности басни;

определять отношение автора к персонажам,

рассказывать как оно выражено.

учащиеся научатся выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

самостоятельно оценивать правильность выполненных действий;

планировать собственную читальную деятельность.

Учащиеся научатся строить логические рассуждения;

учащиеся научатся работать в группе,

учитывать мнения партнёров;

оказывать в сотрудничестве необходимую для организации работы в парах.

Оборудование: презентация. Записи на доске, учебники, рабочие тетради, книжная выставка.

1. Приветствие, знакомство, мотивация.

II. Операционно-деятельный этап.

    Речевая разминка. «Чики-чики…»

    Проверка домашнего задания

    а) Л.Н. Толстой «Комар и лев».

    3. Составление героев Комара и Моську. Выводы.

    4. Изучение нового материала.

    а) повторение ранее изученного о баснях И.А. Крылова.

    – Какие басни изучили на предыдущих уроках?

    («Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Отец и сыновья», «Лгун», «Кошка и Мышка».

    (Это краткий рассказ, чаще стихотворение, в которой есть скрытый смысл?)

    Они открывают самое главное, о чём хотел сказать писатель).

    – Кто бывают действующими лицами?

    (О Крылове И.А. 1769-1844).

    В литературе прошла половина жизни писателя.

    Он известен как сатирик – публицист, драматург. Басни прочно вошли в круг детского чтения, он стал писать их во 2-й половине жизни.

    У современников особым успехам пользовались басни. Сатира его пронизывала все слои общества. Много басен создал на тему посвяночничества. Он создавал картины, полные мудрости и достоверности

    Дети легко усваивают нравственные нормы и истины, изложенные языком басен. Дети напитываются русским духом, овладевают русский язык и обогащаются прекрасными впечатлениями доступной им поэзии.

    5. Словарная разминка.

    6. Чтение басни учителем

    7. Беседа. Воспроизведение картины – Расскажите, что можно увидеть на улице, по которой ехала бочка.

    – о чём идёт речь в басне.

    – как автор говорит о пользе пустой бочки??

    – в каких словах заключается мораль басни?

    Прочитай и объясни.

    8. Обучение чтению басни (задание №1)

    9. Работа над пословицами:

    – как ты понимаешь пословицу

    «громок на словах, не на делах»?

    10. Сравнительный анализ (№3)

    – сравните героев басен И.А. Крылова

    «Слон и Моська» и «Две бочки».

    Читайте также:  Басня Крылова Волк и Ягненок

    Если найдёте похожих героев, то объясните, в чём их сходство?

    11. Работа по иллюстрации, с.74.

    Объясните смысл изображённого, отношение художника к пустой бочке.

    12. Рабочая тетрадь, с. 28-29.

    1) Объясни смысл выражений:

    – громок на словах –

    2) Напиши названия известных тебе литературных произведений, к/ф., содержание которые близко по смыслу к морали басни «Две бочки».

    13. Итогово -рефлексивный этап.

    – С какой басней познакомились?

    – Какой вывод сделали для себя?

    – Выразите своё отношение к уроку с помощью смайликов.

    2 бочки басня Крылова

    10.04.2019

    Мудрец и пустозвонник

    Юлиус Гольштейн Анандамурти

    Мудрец и пустозвонник
    По мотивам
    Басни Ивана Крылова
    “Две Бочки”
    “Две бочки ехали; одна с вином,
    Другая
    Пустая.”
    «Две бочки» — символы бытия людей:
    «пустой» — есть ум без силы мыслей, смыслия, идей,
    да и без цели жизни и тепла во ней;
    а «полный» — ум в люби живущий, и со идеей, смыслом,
    творчеством зовущим и — Небеса в себе не в сон грядущий —
    во видении живом Душе присущим —
    Присутствием живущий!
    “Вот первая — себе без шуму и шажком
    Плетется,
    Другая вскачь несется;
    От ней по мостовой и стукотня, и гром,
    И пыль столбом”
    И человек со мудрою Душою —
    во жизни шествии спокоен есть, — он видит мир, людей
    со тёплым взором, и нежность Божией любви — в нём песнь.
    А человек с пустым внутри бессмыслем — он ищет шума, грохота
    заместо мыслей,
    призывных криков, яркости пустой —
    ну что поделать — столь скучно быть тупой душой.
    “Прохожий к стороне скорей от страху жмется,
    Ее заслышавши издалека.
    Но как та Бочка ни громка,
    А польза в ней не так, как в первой, велика.”
    И людям толку нет «от бочки без вина»,
    она бессмысленна, безрадостна, пуста.
    И нет во человеке таковом —
    ни праздника, ни Бога — он «глухой»!
    А в человеке «с Божием вином» —
    живёт молитвенный Души покой, —
    он празднует-живёт — он свой —
    и в Небе вышине он есть, и на Земле поёт он песнь —
    хвале Господней во Любви и — Свете благостной Души!
    “Кто про свои дела кричит всем без умолку,
    В том, верно, мало толку,
    Кто делов истинно, тих часто на словах.
    Великий человек лишь громок на делах,
    И думает свою он крепко думу
    Без шуму.”
    Велик лишь тот есть Человек —
    кто сам присутствует в свой век —
    во Божьем празднике Души —
    Любви — и Света — Красоты.
    Иные люди хороши, но без проснувшейся Души.
    Без шуму, думою святой, и делом истинным — Душой —
    молитвой действенной живут —
    и за собой людей зовут.
    Во Праздник радости бытия — без снов тупого забытья!

    © Copyright: Юлиус Гольштейн Анандамурти, 2016
    Свидетельство о публикации №216052400562

    Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

    Другие произведения автора Юлиус Гольштейн Анандамурти

    Коль истина в вине была бы, быть мне одним из самых мудрых мудрецов.
    Ведь у отца в подвале стояли бочки с чудным вином, правда, не Божьим, но с божественным вкусом, к которым, признаюсь в грехе, прикладывался без шуму)))
    Спасибо, Юлиус!
    С уважением,
    Рефат Шакир-Алиев 14.05.2017 01:33 • Заявить о нарушении

    На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

    Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Юлиус Гольштейн Анандамурти

    Беда тому, кто на себя взвалил
    То дело, что исполнить нету сил.
    Насир Хосров

    Без записи делу не быть без потерь,
    Не все, о мой сын, своей памяти верь.
    Юсуф Баласагуни

    Не очень долог ведь наш век,

    И ждет в конце нас только прах,

    Совсем не вечен человек,

    Бессмертен он в своих делах.

    Блажен, кто рядом славных дел
    Свой век украсил быстротечный.
    Алексей Толстой

    Болтать привыкли вы, не сделав дела,
    В колокола звонить о подвигах своих.
    Таков обычай ваш. Мой лозунг —
    Сначала — дело, а потом — слова.
    Фридрих Шиллер

    Борись за то, к чему ты сроден,
    Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.
    Иван Крылов

    Во всех делах, при максимуме сложностей

    Подход к проблеме все-таки один:

    Желанье – это множество возможностей,

    А нежеланье – множество причин.

    Все в жизни начинается с отсчета
    Обыкновенных, повседневных дел.
    Пускай же не кончается работа —
    Ей, как судьбе, не определен предел.
    И чтоб в листве затрепетала песня,
    Работают без устали дожди.
    Вот так же деловито, непоспешно
    Воспоминанья трудятся в груди.
    Упорно небо пашут самолеты,
    Гудком завода будится рассвет.
    И век озвучен музыкой работы.
    Работы дни — главней их в жизни нет!
    И слышу я, как в утренних туманах
    Зари, листву чуть слышно шевеля,
    В деревьях на разбуженных полянах,
    Сжимая корни, трудится земля.
    Лидия Белова

    Галка вывела галчат,
    Дятлы в дерево стучат,
    Волк овечьи кости гложет…
    Каждый делает, что может.

    Главное – это сгорать и, сгорая
    Не сокрушаться о том.
    Может быть, кто и осудит сначала,
    Да не забудет потом!

    Говорят, жизнь без цели — не жизнь.
    Говорят, нужно много трудиться.
    Не могу лишь словами крутить,
    Я делами хочу отличиться.
    Вот и новая цель впереди,
    И что делать мне, я уже знаю.
    И готовлю я силы свои.
    Как добиться ее понимаю.
    Но прошу, в сотый раз прошу
    Я не помощи, а разрешения.
    Этой цели достичь смогу
    Я с Твоим лишь благословением.
    Анна Хузар

    Об этом говорю я смело,

    И это слово не юнца,

    Не стоит браться нам за дело,

    Не сможешь довести его коль до конца.

    Дело лучше слов бесплодных…
    Лучше действовать, чем хвастать!
    Генри Лонгфелло

    Дело отложить на следующий день —

    Значит проявить не опытность, а лень.

    И всяк, кто существом слывет умелым,

    Пусть занимается посильным делом.

    И солнце, и бури — все выдержать смело
    Высокое слово и доброе дело.
    Абулькасим Фирдоуси

    Кипит работа, дело создается,

    И слабость перед силою сдается.

    Иоганн фон Гете

    Кто свершит прекрасные дела,

    В небесный мир он переходит.

    Кто про свои дела кричит всем без умолку,
    В том, верно, мало толку,
    Кто делов истинно, — тих часто на словах.
    Великий человек лишь громок на делах,
    И думает свою он крепко думу
    Без шуму.
    Иван Крылов

    Много делай, мало говори,

    Слово в созиданье претвори.

    Мы делу тем не повредим,

    Когда в усердье пересолим.

    Иоганн фон Гете

    На старте все равны умом и телом,
    Но к финишу придут лишь те, кто занят делом.
    Абуталиб Гафуров

    Не в славе суть…

    Мое стремленье — дело, труд.

    Иоганн фон Гете

    Кто говорит красиво,

    В его словах всегда игра.

    Творит красивые дела.

    Не знаю что подвластно нам, а что нам не подвластно,
    Но знаю точно нужно очень страстно,
    Вершить дела, к которым сердце радостно стремится.
    Дела, в которых вся любовь и сущность может отразиться…

    Не согласен — возражай.
    Возражаешь — предлагай.
    Предлагаешь — делай!

    Нет хуже дела,
    Чем быть не у дела.
    Яков Козловский

    О нет! Широкий мир земной

    Еще достаточен для дела.

    Иоганн фон Гете

    О том, что сделал, не кричи,
    Что будешь делать, умолчи;
    Поведай, только без прикрас,
    О том, что делаешь сейчас.
    Абуталиб Гафуров

    Читайте также:  Басня Крылова Волк на псарне

    Радость и любовь — то два крыла

    Иоганн фон Гете

    Сделал дело — кушай блины смело!

    Сколько таких, сколько таких, как ты,
    Сидят по углам и каждый занят ерундой,
    Но каждому солнце светит.

    Слова бывают разные,
    Слова бывают всякие,
    Слова бывают ясные,
    Твердые и мягкие,
    Слова бывают смелые,
    Упрямые, суровые,
    Но непременно дело
    Стоит за каждым словом.
    Сергей Баруздин

    Сначала сделай все, что сделать надо,
    Лишь после, может быть, придет награда.

    Стоит жить, чтобы в землю врезать
    След поглубже, позаметней,
    Чтоб твое осталось дело,
    Словно дуб тысячелетний.
    Муса Джалиль

    Суждены нам благие порывы,
    Но свершить ничего не дано.
    Николай Некрасов

    То ремесло, что ты постиг,
    Ценней богатства всех владык.

    Только у неначатого дела
    Нет ни окончанья, ни предела.

    У дела есть свой край,
    Не преступай предела
    И сам не удлиняй
    Осуществленья дела.
    Руми

    Крылатое выражение из басни две бочки.

    Иллюстрация к басне «Две бочки» — художник И.А.Петелина

    Басни Крылова – это особое явление в мировой литературе. По стилю изложения, безукоризненности подачи, живости слога эти произведения — верх совершенства. Басня – это удивительный жанр литературы. Он понятен и любим разными слоями населения.

    Басня «Две бочки» Крылова впервые увидела свет в «Издании басен 1819 г., часть VI, стр. 66». ( Полный текст басни «Две бочки» приведён в конце статьи ).

    Дата её написания — начало марта 1819 года. Речь в басне идёт о двух бочках, катившихся «по своим делам ». При этом первая, нагруженная бочка – само смирение. Она тихо движется в нужную точку. Эта бочка не привлекает к себе внимание. А зачем? Она просто выполняет своё дело.

    Вторая катящаяся бочка пуста. Её роль не так велика, как первой. Но разве ж может она двигаться тихо, спокойно, не привлекая к себе внимания? Как бы не так! «От ней по мостовой и стукотня, и гром, и пыль столбом ».

    Есть такие замечательные слова: « О том, что сделал – не кричи, что будешь делать – умолчи ». Нескромно (да и нет никакой необходимости) «трубить всему миру» о выполнении своих обязанностей, о своих делах, пусть и добрых, претендовать на славу, добиваясь известности посредством шума.

    «Она от скромности не умрёт» — так можно сказать про пустую бочку. Всяк проходящий мимо этой бочки «прохожий к стороне скорей от страху жмётся, её заслышавши издалека ».

    «Слово – серебро, а молчание – золото » — ещё одна истина, о которой уместно сказать в данном случае.

    Николай Васильевич Гоголь, подчеркивая точность басни «Две бочки», восхищаясь мастерством Крылова, писал: «Его речь покорна и послушна мысли и летает, как муха, то являясь вдруг в длинном, шестистопном стихе, то в быстром, одностопном; рассчитанным числом слогов выдает она ощутительно самую невыразимую ее духовность».

    Проводя анализ басни И.А.Крылова «Две бочки», мы понимаем, что некоторые строчки в басне состоят лишь из одного слова. Это сделано автором намеренно. Для того, чтобы читатель обратил на них особое внимание.

    Важно вспомнить достойное заключение басни «Две бочки»:

    «Великий человек лишь громок на делах,
    И думает свою он крепко думу
    Без шуму».

    В приведённых выше стихотворных строчках заключается и мораль басни «Две бочки». Можно сказать и по другому — судите о человеке не по словам (выкрикам, шумам), а по делам.

    Значение басни «Две бочки», как и других басен Крылова, в литературном и воспитательном отношении давно признано и не подвергаются никакому сомнению.

    ДВЕ БОЧКИ

    Две Бочки ехали; одна с вином,
    Другая
    Пустая.
    Вот первая — себе без шуму и шажком
    Плетется,
    Другая вскачь несется;
    От ней по мостовой и стукотня, и гром,
    И пыль столбом;
    Прохожий к стороне скорей от страху жмется,
    Ее заслышавши издалека.
    Но как та Бочка ни громка,
    А польза в ней не так, как в первой, велика.
    ***
    Кто про свои дела кричит всем без умолку,
    В том, верно, мало толку,
    Кто делов истинно,- тих часто на словах.
    Великий человек лишь громок на делах,
    И думает свою он крепку думу
    Без шуму.

    (Не позднее начала марта 1819)

    О том, как пустая бочка громыхала на всю округу, а вторая, наполненная вином, ехала тихо, рассказывает басня «Две бочки» Крылова.

    Читать текст басни:

    Кто про свои дела кричит всем без умолку,
    В том, верно, мало толку.
    Кто делов истинно, – тих часто на словах.
    Великий человек лишь громок на делах,
    И думает свою он крепку думу
    Без шуму.

    Мораль басни Две Бочки:

    Мораль басни – занятый человек немногословен. Одна бочка полезна, она по края заполнена вином. Вторая бочка, создающая шум, пуста. Нескромно всем трубить о достижениях и выполненных обязанностях. Баснописец подчеркивает: прохожий «от страху жмется», заслышав грохот пустой бочки. Полная едет спокойно в нужном направлении. Бездельник трезвонит всем и вся о своей значимости. Занятой человек не нуждается в лишних словах.

    Басня Крылова Две бочки – верх совершенства басенного жанра. Великолепный стиль изложения мысли и тонкий юмор – вот те качества, которые позволяют не просто читать басню Две бочки, но и впитывать многие житейские мудрости.

    Басня Две Бочки читать

    Две Бочки ехали: одна с вином,
    Другая
    Пустая.
    Вот первая себе без шуму и шажком
    Плетется,
    Другая, вскачь несется;
    От ней по мостовой и стукотня, и гром,
    И пыль столбом;
    Прохожий к стороне скорей от страху жмется,
    Ее заслышавши издалека
    Но как та Бочка ни громка,
    А польза в ней не так, как в первой, велика.

    В том, верно, мало толку.

    И думает свою он крепку думу
    Без шуму.

    Мораль басни Две Бочки

    Кто про свои дела кричит всем без умолку,
    В том, верно, мало толку.
    Кто делов истинно, – тих часто на словах.
    Великий человек лишь громок на делах,
    И думает свою он крепку думу
    Без шуму.

    Басня Две Бочки – анализ

    Басня Две бочки впервые была напечатана много лет назад, в далеком 1819 году. Две бочки символизируют двоих совершенно разных человек.

    Бочка с вином едет туда, куда ей нужно, тихо и спокойно, не привлекая к себе совершенно никакого внимания. Пустая же бочка напротив, издаёт столько шума, что её слышно всем издалека. Пользы в пустой бочке значительно меньше, чем в полной, что её конечно же не устраивает. Основная мысль басни Крылова Две бочки – это пожалуй весь второй абзац из текста, который можно кратко передать следующими словами: «судить нужно не по словам, а по делам».

    Из предыдущих уроков мы уже знаем, что басня – это сказка, которая чаще всего сложена в стихотворной форме, обязательно содержит мораль или поучение. Басни Крылова очень известны и хорошо знакомы людям. Они учат нас быть добрее, умнее, заботиться друг о друге. Все образованные люди хорошо знают басни Крылова, потому что именно они являются тем, что называется «жизненный опыт». Читая басни Крылова, мы учимся, как правильно себя вести, потому что в своих произведения автор прямо говорит, как надо себя вести, а как нет.

    Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете басни Крылова. Узнайте и назовите басню по предметам:

    Ссылка на основную публикацию