Басня Крылова Лебедь, щука и рак

10 вариантов басни о Лебеде, Раке и Щуке

(КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ ТРЁХ ПАРТИЙ ЗА 100 ЛЕТ)

Номера разделов басни соответствуют номерам
позиций на поясняющей их схеме в начале текста.
***********************************************

И. А. Крылов. Беспартийный вариант.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.

******************************************
НАЗВАНЬЕ ПАРТИИ –
НЕ ЧТО НАПИСАНО ПРИ ВХОДЕ,
А ЧТО ТВОРИТ ОНА В НАРОДЕ.

Всегда в “товарищах” согласья нет,
Таков был от «Романовых» “привет”:
И думать-то по-русски запретили
Немецкие цари страдалицы России.

А на запрет их встречный наш “привет”,
И вот уже в стране ни дня покоя нет,
А есть три партии, меж них антагонизм.
Сейчас, к примеру, Лебедь – коммунизм,

А двести лет назад он был протестантизмом,
К концу столетья быть ему либерализмом.
Чтобы узнать: куда нас Лебедь поведёт –
Понюхай, просто – чем там с Запада несёт?

Со Щукой тоже простенько пока:
Не рв’алась, до сих пор, за облака,
Она – монархо-консерват-капиталист,
И мутный пруд её всегда не чист.

А вот и наш усатый дядька Рак,
С ним третий день не разберусь никак.
Сначала был он «соц» и даже «демо» кратом,
Но вскоре, разойдясь с единокровным братом,

Стал коммунистом, и ещё большевиком,
Анти«соц», -«демо» в действиях, притом:
СД – родного брата – он пустил на дно,
СР – двоюродного братца – заодно.

И, завершив разгон родных ревэлементов,
Стал гнать внутриутробных конкурентов,
Которыми (а остальные уже в нетях)
Закрыл вакансии он: «Щука», «Лебедь».

И вновь в “товарищах” у них согласья нет.
И снова с Запада (от Шифтов – Парвусов) привет;
И вновь народ они из “там” тащить взялись,
И снова трое все в телегу запряглись.

Народ покладист и судьба его горька:
На Запад рвётся Лебедь – в облака,
Рак (почвенник) – домой, назад, к народу,
А Щука – к барышам своим всё – в воду.

Теперь, народ. Всегда-ль он будет в “таме”?
Всю “тройню” прокормить он сможет, сидя в яме?
Согласие. Его в средине века лишь видали.
Чтоб вновь увидеть – многое б отдали!

2. 1917-1930 годы.

. И вышло из него не дело, только мука.
Сто лет прошло, как Лебедь, Рак и Щука
По-новому тащить народ из “там” взялись –
По очереди. Вот как: запряглись и –

То прогонят от телеги конкурента,
То, дождавш’ись удобного момента,
Его удавят, то на выборах прижмут,
И в руки власть вокруг возьмут.

Из кожи лезли вон, и воз бывал везде:
То Щука тащит метров сто – к воде,
То Лебедь метров сто, но – в гору,
То Рак свои сто метров – в нору!

Пройдя равносторонний треугольник,
Наш воз с народом (так ведь, школьник?)
К исходной точке – нате вам! – «Как?!
Все заботы даром? – мыслит Рак.

Шалишь! Пусть эти двое
Идут. хоть в мутно-голубое,
Но не к нам – в чистое! Тэщ Рак
Пойдёт вперёд! Не будь дурак –

Их всех в повозку запряжёт,
И, куда надо, приведёт:
Назад, чтобы начать сначала.
А – чтобы силы доставало –

В самодержавие опять .
Но – коммунизмом будем звать,
Или ещё социализмом –
Созвучно нашей цели – клизмам,

Какие сделать им должны
Для закрепления страны.
Хозяин, ВИЛ, сказал нам как? –
Мол, победит такой лишь Рак,

Кто Лебедя поставит Раком,
Тот, кто и Щук отловит с браком.
Его заветам мы верны:
Ну что, браток, сымай штаны!”

3. 1930-1941 годы.

-“Настало наше время – «икс»,
«Товарищ» и «товарка» убрались:
Он в Мексику, и станет поправее,
Она на Север – точно полевеет.

Поправим их. Суть корректур проста:
Уж, если Лебедь рвёт не в наши облака,
Рак пятится домой – назад, к народу,
А Щука – к барышам своим всё – в воду,

(Иначе и 100 лет мы не увидим прок):
Элитный Лебедю пообщипать хвосток,
Нам, Ракам, воли взять чуток,
И бросить Щуку в воду (в кипяток).

Закончив это – хоть я и не лирик –
Пропеть нам, ракам, оду – панегирик;
Мне ж надо хоть немного отдохнуть,
Не то ведь можно клещни протянуть!

Но что это? Волнуется река
И с запада чужие облака
На нас ползут. Ну, неужели всё сначала?
Что упустили мы? А, может, им всё мало?

Пока не наступило время «игрек»,
Зароюсь-ка в песок и отдохну часок.
А там – не то, что панегирик –
Там марш! И реквием. “Мундиры” из досок. “

4. 1941-1945 годы.

Вставай, страна огромная,
Впрягайся снова в воз
Идёт к нам сила тёмная
Из громов, туч и гроз!

Поклажу всенародную
Наш Лебедь-щуко-рак
Впервые в одну сторону .
Всегда бы было так!

5. 1945-1953 годы.

– «Ну вот, настало время «зет»,
И что мы видим из газет? –
Ба, настоящий панегирик, –
Тот, что мы ждали перед «игрек»!

Осталось навести и здесь порядок –
Тот, что бывает только между грядок.
Как? – «Выполоть» и «подмести» столицу,
Чтоб видеть лишь приятные нам лица.

А это значит: научить рачков
Как соколы летать – до облаков.
Чтоб Лебеди туда же их тянули,
И Щуки от трудов не увильнули!

А мне пора бы, раки, отдохнуть:
Усы и клещни у водицы растянуть –
В Пицунде где-нибудь, или на Рице.
Оставив Цербера смотреть в столице.

Ведь семьдесят с хвостом уж, небольшим,
Пора вдохнуть отечества сладчайший дым .
Но что это? Удушье! Что-то давит .
Ты Лебедь? Щука ты! Меня вам не заставить!» .

6. 1953-1984 годы.
– «Ффу, пронесло! – Гешефтов мы своих не лишены.
Прошли его часы («хэ», «у», и «зэ») в судьбе страны
И прежним курсом двигаться мы больше не должны .
Мы не троцкисты? – Да, но мировой-то революции верны!

По-прежнему нас Запад не желает знать?
Так пусть узнают мой башмак и Кузьки мать!
Во избежанье этих вот трагикомичных «клизм»
Вы не мешайте нам: мы строим камунизьм!

Чтоб лучше стали вы нас “понимать”,
Мы даже кое-что своё готовы сдать:
Двадцатый съезд – обратно завернуть
И “оттепель” – чтоб лебедей вернуть.

Я, Главный Рак, вам точно говорю .
Ба, отключили . Щуки! Эй, хрю-хрю!» .
– «. Товарищи, мы тут посовещались:
Мы с коммунизмом-то переборщили малость.

Давайте, лучше, и без всяких клизм
Дадим предельно развитой социализм.
Ещё хотим сказать, товарищ населенье,
Что главное у нас терперь – тепенье,

Поскольку – извините за названье –
У нас не жизнь, а сосуществованье.
Ещё терпеть придётся нам уродов
Которых кукурузник поразвёл в народе.

Ну вот, к примеру, Лебедь к нам вернулся.
Хорош, весь бел, красив! – Так! Но на нём запнулся
Весь наш прогресс! Что, не хотите вникнуть? –
Да, при Хозяине нельзя было и пикнуть,

Но ехать – ехали, к тому же всех быстрее.
Так как при нём мы разогнали длинношеих.
Но тут залез палач-Иуда-разрушитель,
Со свинопаса хваткою рукой водитель.

Он Рак был, точно. Но, со Щукою на пару,
Они вели нас прямо к всеболотному пожару,
И понесло нас всех не в нору и не в воду,
А между – в топь. Там плохо рачьему народу.

Вот так наш воз и шёл – по пням и буеракам.
Почти Иудин срок тащили Щука с Раком.
Тащили лихо так, по-нашенски тащили:
Мы в космос – первые и спутник запустили!

Я, всё же, в октябре его, рачки, того .
Что узнавать? – Известна правда про него!
Да, он Насэра наградил, три . – точно – накрутил.
А кто ж из нас (ну, кроме Кобы) так не жил?

Однако, лучше б он поставил Щуку Раком,
И не гонял наш воз по пням и буеракам,
А бы заставил и её тащить воз в нору.
По договору, что-ли, или – приговору.

Теперь вникайте: возвратился Лебедь,
Бьёт себя пяткой в грудь – твердит что делать.
Ну, пусть (пункт 6) впрягается он тоже –
Из буераков вытащить поможет!

И вот опять извечный наш колхоз –
Картину зрим, знакомую до слёз:
В упряжке снова Лебедь, Рак и Щука .
Не по понятиям нам, всё-таки, наука!

И я, бровеобильный ваш любимец,
Из ада шлю мой пламенный гостинец:
Прошу прощения – проспал возможность
Добыть вам счастие. Простите за оплошность.

Ещё – за то, что воспитали вам мы
Иуду нового. Сюда бы его, к нам бы!
Он как там, скоро? Ну, а вывод мой простой:
Как много «партий»-то, так сразу же застой!»

– «Что воз: о’кей, или застрял он капитально?» –
Все трое “спорят”. Но, в умах у них – по тайне;
У каждого “своя”. Но это (схема 7) и не сюрприз:
Как раскурочить воз, чтобы взять главный “приз”?

Рак, чаявший поживу (горку с мертвечиной),
«Собаку лупит дохлую» – на теледармовщину.
Чтоб насладиться рачьей партии деньгами
К развалу тащит семимильными шагами.

Заткнуть народу рот чтоб – ускорением назвали
Развал – прогресс, дурь – гласностью. Слыхали?
России главный шулер, подкоблучник и Иуда,
(Краплёный Рак) не тащит воз «оттуда».

Что ж Лебедь? – Он воюет тоже с мёртвым Раком
А дружит с рак-Борисом (то есть с Лебедь-раком),
И тащат они воз в развал, в тартарары.
Куда? Да простенько: подальше от норы.

Он, Лебедь, начинал от диссидентов,
Всегда был деструктивным элементом –
Жульём с ухватками столичных лейб-доцентов
И “кандидатов” (от Госдепа) в президенты.

Но в обстановке воза полного развала
Ему “здорового крыла” не доставало.
Явился Лев, и вот уж видим мы
Бурбулизацию «своей» страны.

Теперь давайте – тоже не от скуки –
Послушаем ещё, что бают Щуки.
– «Радимаи! Власть взяли мы с налёта –
Заметьте – не впервые в жизни нашего болота;

И Раки-враки: лгут, что эти воды,
Вплоть до налёта щучьего народа,
Были чисты, а мы их «замутили»:
Народу мзду и Ракам не платили”.

Нам с вами следует заметить тут,
Что раки в мутных водах не живут.
А щуки держатся совсем иных традиций:
Чтоб быть успешным – замути водицу!

. “Мы, ради милой ракам чистоты,
Давно уж с новорачием «на ты»,
И тащим воз не хоть куда и абы как,
А лишь туда и так, как свистнет Рак!»

И вот «согласье» (общность интереса):
Они гужом рванули за «прогрессом».
С таким апломбом нас они тащили,
Что все мозги нам, напрочь, замутили:

Читайте также:  Басня Крылова Демьянова уха

То, что считали мы плохим –
Считаем мы, теперь, хорошим.
Что было счастьем нам –
Теперь не стоит гр’оша.

8. 1986-1999 годы.

Итак, пришёл срок нового Иуды –
Тринадцать лет. Все щуки-лебеди оттуда.
Семибанкирщиной, вон, просят называть,
Семихазарщиной зовём мы, вдругорядь!

А главный кто тому виновник? – Рак.
И Рак “наследовал” богатства Раков. – Так?
Не так! Ведь рак Борис – не Рак: на дармовщину
В наследники залез, на горку с мертвечиной!

Халява?! Срочно новый Рак возник у нас
Но, тщетно: в троице объявлен мезальянс:
Пункт 8 – Щука с Лебедем предъяву подкатили –
И Рака нового от воза отлучили.

Он с горки съехал и, инерцию набрав, –
Грудь колесом (как старый, будто, прав) –
Свистит нам, мол – движенье неимущих!
Под управленьем Рако-Щук хитрющих?!

А что с двумя из этих трёх творится,
Где Щука-рыба и где Лебедь-птица?
Тут – как всегда, как было все века:
Рыбёшка – в воду, птичка – в облака.

Но “получилось” “не туды и не сюды”:
Правее облаков, но полевей воды.
То есть – к развалу и в тартарары,
Зато как хочется: подальше от норы.

Да, «много» мы в той гонке обрели:
Элиты – всё, что виделось лишь издал’и,
А простодыры-то покруче огребли –
Попить-поесть, и хохот всей Земли.

9. 2000-2017 годы.

А Лебедь-рак Борис, тратя наследство,
Купил себе “своё” в упряжке место,
Но сам не потянул – большая драка,
Запряг в неё молоденького Рака.

Скажите, есть у вас в уме предположенье:
Что будет, если в птице-рыбное движенье
Вдруг вбросить земноводного спортсмена,
К тому ж борца, из бывших полисменов?

Я думаю, что будет торможенье,
И остановка – скорости «сниженье».
Вот вам пожалуйста – возок стоит.
А это значит, что никто не сыт!

Чтобы продолжить всем своё движенье,
Не доводя, впредь, воз до торможенья
Решили трое жертвовать из них одним.
Как за морем – две партии. Бог с ним.

Короче, тут не повезло лишь Щуке.
Всё простенько и никакой науки:
Вон Лев, за бугорком, блюдёт Лебяжье тело,
А Рак здесь – собственник, святое дело!

Так почему же Рак и Лебедь(?) “съели” Щуку? –
Народ гадает, молчит наука.
И догадались, что совсем простая штука:
Хотели “кушать” и “съели” Щуку.

А у меня своё предположенье –
Что Щуку съели ради ускоренья.
Смотрите схему 9: коль убрать из неё Щук,
Она сработает, как тетива, стрела и лук.

Тут нам рачкисты заявляют смело:
Да, выстрел, вот стрела и полетела;
И это называется прогресс! .
Ба, заблудились как – попутал бес!

Из блуда этого нам надо выбираться –
На выборы (пункт 10), что-ль, податься.
А что пункт 9? – Тормоз: Щуки, всё же, сунули свой нос!
Прогресс теперь – не в рифму, просится вопрос.

Спрошу рачков, каких я и не ведал,
Кто плачет даже на могилке людоеда,
Кому не надо эту вот мою науку –
Смотрю – вам жаль, что съели Щуку?

Так вы себя бы, лучше, пожалели,
Да, миротворцы, да, Щук не ели;
Но эти Щуки то достигли цели:
Они ж вас съели, вы проглядели!

Да ну, не плачьте, разыграл я вас немного,
Как вспомнил с голоду помершего Бульдога .
Те Щуки целы, и мутят в чужой воде –
В испа. , в аме. – практически везде.

Теперь о выборах хочу сказать два слова:
Сейчас в упряжке зрелый Рак наш снова;
И тащит, с Лебедем, повозку – до поры –
Левей west-облаков, правей своей норы.

И если, позже, сохранится направленье,
(Без щучьей партии продолжится движенье)
Тогда, хотя б, не побываем под откосом:
Прибудем в пункт «прогресс с вопросом».

Но в этот пункт нам попадать – нет славы,
Держава мы, в конце концов, иль не держава?!
Поэтому и упованье наше только лишь на Рака.
Пошла последняя у Запада с Востоком драка,

Так надо рвать с “коллегами”, с недавним прошлым,
Не то грядущий век наш будет столь же пошлым,
Как век, ползущий ныне тихой сапой. Всё налицо:
“Герои” двух семнадцатых годов – все на одно лицо.

И говорят всё ту же лабуду. Осталось Троцко-Лейбедю явиться –
Гражданская война – картина маслом – в Фото превратится!
Товарищ Рак! В хозяйстве нашем всё не так. Скажу, не сдюжу:
Не сволокёте лично вы и воз, и этих двух, в нору – все снова сядем в лужу!

10. После 2017 года.

Реальных судеб у страны – немало вариантов,
На выборах раскрой, рачок, свои таланты –
Бывает редко так, но голосуй с умом:
Не кто понравился, а кто тащ’ит в наш дом!

И, чтоб мы не узнали, где зимуют Раки,
А Лебедь баб-Яге не добыл Ваню в драке –
Вы голосуйте не по Щучьему веленью –
По своему разумному хотенью!

Ба, выводов из басни слишком много!
Давайте укрупним их, подводя итоги:
Да, лидером народ всегда желает Рака –
Кто движет всё домой, а не гуляка.

Да, более того, выходит даже так:
Что, если данный Рак слегка дурак,
Так это лучше, чем залезет Щука,
Или вон Лебедь. Такова моя наука.

А вот и главный в басне вывод мой:
Как много партий – сразу же застой!
Чтоб больше не влетать в подобные ловушки,
Народу нужен Сталин – царь без партий и других игрушек!

Лебедь, Рак и Щука — басня Крылова

Лебедь, Рак и Щука решили везти воз. Впряглись они, стали тянуть: Лебедь рвется в облака, Щука тянет в воду, а Рак пятится назад. Усилий они много прикладывали, но воз не сдвинулся с места.

Читать басню Лебедь, Рак и Щука онлайн

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

(Илл. Ирины Петелиной)

Мораль басни Лебедь, Рак и Щука

Лебедь искусно парит в небесах. Рак, напротив, двигается по суше, уверенно, но только назад. Вперед он не в силах сделать и шага. Щука может лишь плавать. Для успешного продвижения им необходимо не только договориться о совместной работе, но и принять, что не каждый из них должен делать то, что ему под силу. Необходимо принимать себя таким, какой ты есть. Если лебедь способен прекрасно летать, то не стоит запрягать его в повозку, словно лошадь. Не всех можно переделать. Никакое дело не может иметь успеха, если все участники двигаются в разных направлениях, действуют не согласованно и т.д. Нередко люди, взявшись за общее дело, тянут «воз» каждый в свою сторону, например, из тщеславия, гордости или жадности. В конце концов такой «воз» действительно обречен стоять на месте.

Пожалуйста, оцените произведение

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 1866 раз(а)

Другие басни Крылова

Орел и Крот — басня Крылова

Орел с Орлицей, прилетев в из далекой стороны, решили свить гнездо на большом дубе и вырастить здесь детей. Тут вылез из норки Крот и сказал Орлу, что корни у дуба уже гнилые…

Крестьянин и Лисица — басня Крылова

Крестьянин, встретив Лисицу, стал объяснять ей, что она очень плохо поступает, воруя кур в деревне. При этом она каждый раз рискует своей жизнью. Лиса ему в ответ говорит, что ей самой это…

Обоз — басня Крылова

Шел обоз с горшками и надо было скатиться с горы. Хозяин оставил всех дожидаться на горе, а сам взял один воз и стал потихоньку спускаться. Конь был опытный и сдерживал напирающий на…

Все басни Крылова

Рекомендуем Вам прочитать

Щука — басня Крылова

На Щуку написали донос, что от нее в реке не стало житья! Ее вызвали на суд, судьями же были два Осла, две Клячи старые и два иль три Козла. Прокурором была Лиса.…

Медведь в сетях — басня Крылова

Медведь попался в охотничью сеть и никак не может вырваться: кругом ружья, рогатины, собаки. Тогда он решил схитрить и поговорить с ловцом: за что тот хочет его головы, ведь Медведь совсем не…

Лисица и виноград — басня Крылова

Голодная Лиса залезла в сад, увидала кисти винограда и решила полакомиться им. Но виноград висел высоко и как она ни пыталась, ей не удалось сорвать ни одной ягодки. Тогда она сказала, что…

И. Крылов. “Лебедь, щука и рак”
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме

Презентация составлена к уроку “Басня И. Крылова “Лебедь, щука и рак”

Скачать:

ВложениеРазмер
chtenie.pptx2.19 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

УРОК ЧТЕНИЯ 2 класс

ра-ра-ра – начинается игра ры-ры-ры – у нас в руках шары ру-ру-ру – бью рукою по шару Чистоговорки

арка арца арта арда арла арча арса аржа Прочитай быстро и громко Прочитай на одном вдохе БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит Скороговорка

Следом за летом осень идёт , Жёлтые песни ей ветер поёт . Красную пoд ноги стелет листву , Белой снежинкой летит в синеву

Иван Андреевич Крылов

Родился 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования В свободное время мальчик читал книги из отцовского сундучка, восполняя тем самым недостаток образования.

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Писать басни он начал в 37 лет и подписывался «НАВИ ВОЛЫРК » Прожил долгую жизнь, он умер на 76 году и написал более 200 басен. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта

Па́мятник Крыло́ву был установлен в Санкт-Петербурге. Скульптор Клодт установил бронзовую статую баснописца на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей басен Крылова

Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни

Птица медленно плывёт, Словно белый теплоход. Горделива и красива, Терпелива и пуглива Полосатая злодейка Съест любого малыша: Пескаря, плотву, уклейку, Не проглотит лишь ерша Все движутся вперёд, А он наоборот. Он может два часа подряд Всё время пятиться назад

Лебедь, щука и рак

Что общего у всех этих животных? Чем они отличаются?

со|гла|сье лад мука по|кла|жа воз впряг|лись пя|тит|ся су|дить Словарик – все вместе, едино, как одно целое – порядок, согласие. – сильное страдание, испытание. – уложенные для перевозки вещи – повозка с чем-то – упряжью соединиться с повозкой – двигаться назад – высказывать своё мнение

Ответьте на вопросы словами из басни Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? Как они старались выполнить работу? Получилась ли их затея? Найдите слова, которые помогут увидеть образ каждого героя. Какие слова в басне подсказывают, что воз можно было бы свезти?

Случайно ли подобрал И.А. Крылов именно этих героев? Какие слова помогают увидеть образ каждого героя? « Лебедь рвётся в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый «Рак пятится назад» – неповоротливый, нерасторопный, идёт назад «Щука тянет в воду» – упрямая, только своё дело знает Что главного они не сделали? не пригласили на помощь кого-то более сильного не спели вместе не договорились, как будут действовать Найдите главную часть басни – мораль

Определите, какая пословица соответствует басне Дружно негрузно, а врозь – хоть брось. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Много захочешь последнее потеряешь.

Игра «Верно – Неверно » Верно ли, что басня о дружбе? Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись? Верно ли, что воз стал причиной их разлада? Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели? Верно ли, что старания героев басни были ненапрасными? Верно ли, что И. Крылов своих героев наделил характерами людей? Верно ли, что без согласья любое дело по плечу?

О чём стоит задуматься после чтения басни Ивана Андреевича Крылова? В любом деле нужно действовать сообща и дружно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели:1. Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.Научить определять басню как жанр литературы по.

Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука».

Урок литературного чтения во 2 классепо учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.В. Виноградской, М.В. Бойкиной.

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Лебедь, Рак и Щука», дать понятие о басне.

Урок литературного чтения во 2 классеИ.А. Крылов “Лебедь, Щука и Рак”Цель:познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова;познакомить с произведением И. А. К.

И.А. Крылов. “Лебедь, Щука и Рак”. 2-й класс

Класс: 2

Презентация к уроку

ЦЕЛИ УРОКА.

  • Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова “Лебедь, Щука и Рак”, расширять читательский кругозор детей.
  • Донести до сознания детей юмор и иронию басни, продолжать формировать умение находить мораль-поучение в произведении.
  • Развивать навыки выборочного и выразительного чтения, развивать произвольное внимание, логическое мышление.
  • Учебник “Литературное чтение” для 2 класса начальной школы, составитель Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2009; портрет И.А.Крылова; презентация к уроку; выставка книг с баснями И.А.Крылова.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент. Проверяется готовность учащихся к уроку.

    II. Проверка домашнего задания.

      Чтение наизусть понравившегося отрывка из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.
    1. Упражнение-тренировка произвольного внимания.

    Учитель. Назовите героев “Сказки о рыбаке и рыбке”. (Золотая рыбка, старик, старуха)

    Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. (Невод)

    Слова-ответы на вопросы записаны на доске.

    ЗОЛОТАЯ РЫБКА
    СТАРИК
    СТАРУХА
    НЕВОД

    Учитель. Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.

    • Третья буква в слове “рыбка” Б
    • Третья буква в слове “старик” А
    • Первая буква в слове “старуха” С
    • Первая буква в слове “невод” Н
    • Седьмая буква в слове “золотая” Я

    III. Сообщение темы урока.

    Учитель. Какое получилось слово? Над каким жанром литературы мы будем сегодня работать?

    Учитель. Посмотрите на выставку книг, которую мы оформили к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений.

    Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. Давайте прочитаем эпиграф к уроку.

    “Люблю, где случай есть, пороки пощипать…” И.А.Крылов.

    Учитель. Посмотрите на портрет писателя, каким он вам представляется по характеру. (Добрый, умный и т.д.)

  • Давайте прочитаем текст на стр.102 учебника. Что нового узнали о баснописце?
  • Каким он был человеком? (Трудолюбивым, любил учиться)
  • Что удивило вас в этом сообщении? (Начал учить греческий язык в пятьдесят лет и за два года овладел им в совершенстве)
  • Учитель. Вспомните, какие произведения писал И.А.Крылов. (дети называют известные им басни Крылова)

    IV. Работа с иллюстрациями к басням.

    Учитель. Рассмотрите рисунки. Вспомните названия басен. Расскажите, что перепутал художник?

    V. Постановка цели урока.

    Учитель. Что такое басня? (Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни)

    Учитель. На какой жанр литературы похожа басня? (На сказку)

    Что у них общего, чем отличаются?

    Учитель. Прочитайте, что написано на слайде, только справа налево, так как подписывал свои басни И.А.Крылов. (тренировка произвольного внимания)

    КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ

    Учитель. Правильно, сегодня мы прочитаем басню И.А.Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Будем учиться находить в басне мораль-поучение.

    VI. Изучение нового материала.

    1. Актуализация знаний.

    Учитель. Посмотрите на слайды. Что общего у всех этих животных? (Они живут в воде)

    2. Чтение басни подготовленным учеником.

    3. Первичная проверка понимания прочитанного.

    Учитель. Понравилась ли вам басня?

    • Что заставило вас улыбнуться? (Герои не смогли сдвинуть воз)
    • Каким был ваш смех? (Добрым, не злым)
    • Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?
    • Есть ли незнакомые слова в басне? Объясните их значение.

    (Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне).

    VII. Физкультминутка.

    VIII. Закрепление изученного.

    1. Выборочное чтение.

    Учитель. Прочитайте басню. Ответьте на вопросы словами из басни.

    Слайд 10.

  • Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? (Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.)
  • Как они старались выполнить работу? (Из кожи лезут вон)
  • Получилась ли их затея? (А возу всё нет ходу)
  • Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. (“Лебедь рвется в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый; “Рак пятится назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет назад; “Щука тянет в воду” – настойчиво выполняет свое дело). Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка)
  • Учитель. Посмотрите на следующий слайд и подумайте:

    Что главного не сделали герои басни: не спели вместе; не договорились, как они будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного?

    2. Словарная работа.

    Учитель. Замените своими словами выражения из басни:

    Слайд 12.

  • “Из кожи лезут вон” – очень стараются.
  • “А воз и ныне там” – воз стоит на прежнем месте.
  • “А возу все нет ходу” – герои не сдвинули воз с места.
  • 3. Выразительное чтение басни.

    Учитель. Давайте прочитаем басню выразительно.

    • С каким настроением вы будете читать басню?
    • Какое чувство вызывают у вас герои этой басни? (Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз).
    • Как автор относится к своим героям? (Он сожалеет, что в товарищах нет согласья)
    • Для чего и зачем И.А.Крылов написал эту басню? (Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки, учиться на чужих ошибках)

    4. Работа над моралью басни.

    Учитель. Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет)

    Учитель. Посмотрите на слайд, скажите, какое выражение из басни стало крылатым?

    Да только воз и ныне там.

    Учитель. Когда так говорят? (Ответы детей)

    IX. Викторина по басням И.А.Крылова “Крылатые слова”.

    Учитель. Многие выражения из басен дедушки Крылова стали “крылатыми”. Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова. Вспомните, их и назовите басни, из которых взяты эти строчки.

    • “У сильного всегда бессильный виноват” (Волк и Ягнёнок)
    • “Сильнее кошки зверя нет” (Мышь и Крыса)
    • “А Васька слушает да ест” (Кот и Повар)
    • “Видит око, да зуб неймёт” (Лисица и Виноград)
    • “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” (Квартет)
    • “Да только воз и ныне там” (Лебедь, Щука и Рак)

    Учитель. Приведите примеры из жизни, которые соответствуют данным выражениям.

    X. Итог урока.

    Учитель. В г. Санкт – Петербурге в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов, стоит памятник великому баснописцу работы скульптора П.Клодта. Пьедестал памятника украшают фигурки героев басен Крылова.

    Учитель. С каким произведением великого баснописца мы сегодня познакомились?

    • Что такое басня?
    • Для чего и зачем нужно изучать басни? (чтобы избавляться от своих пороков)

    Слайд 19.

  • Так какие же пороки любил “пощипать” И.А.Крылов? (глупость, лень и т.д.)
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке? (рефлексия своих действий, дети показывают изображение “веселого” или “грустного” человечка)
  • XI. Домашнее задание.

    1. Самостоятельно прочитать басню “Стрекоза и Муравей”, найти мораль басни.
    2. Подготовиться к выразительному чтению басни.

  • И.А.Крылов. Басни. – М.: Детская литература, 1965.
  • Литературное чтение. Учебник для 2 кл.нач.шк. В 2 ч. Ч.1 /Сост. Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2009.
  • Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс, – М.:ВАКО, 2007.
  • Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  • Мораль басни “Лебедь, Щука и Рак” Крылова (анализ, суть, смысл)

    Басня “Лебедь, Щук и Рак”.
    Художник В. Еромлаева

    Басня “Лебедь, Щука и Рак” Крылова была написана до 12 мая 1814 г. и впервые опубликована в сборнике “Новые басни” в 1816 г. (ч. IV, № 6).

    В этой статье представлены материалы о морали басни “Лебедь, Щука и Рак” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

    Смотрите: Все материалы по басням Крылова

    Мораль басни “Лебедь, Щука и Рак” Крылова (анализ, суть, смысл)

    Мораль басни “Лебедь, Щука и Рак” заключается в том, что никакое дело не может иметь успеха, если все участники двигаются в разных направлениях, действуют несогласованно и т.д.

    Нередко люди, взявшись за общее дело, тянут “воз” каждый в свою сторону, например, из тщеславия, гордости или жадности. В конце концов такой “воз” действительно обречен стоять на месте.

    Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых трех строках:

    “Когда в товарищах согласья нет,

    И выйдет из него не дело, только мука.”

    “Под возом разумеется какое ни на есть дело, а под лебедем, щукой и раком разумеются товарищи по какому-нибудь делу, меж которыми нет, да и быть не может согласия, иногда по разности нрава, иногда и потому, что не одинаково дело разумеют, а иногда и потому, что одним другого надуть хочет.

    Так вот у таких товарищей дело. не пойдет, как не пошел воз, в который впряглись было лебедь, щука и рак. Но случается при этом иногда еще и так, что всем придется с капитальцем проститься, а как кто рискинул последним, так и иди с сумой по миру.”

    (Хемницер И. И., “Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа. “, ред. В. Золотов, СПб, т-во “Обществ. польза”, 1878 г.)

    “Лучше людям жить в согласии и дружбе – в этом их взаимная польза. На своекорыстии и расчете дружба основываться не может: своекорыстный друг один только раз обманет и изменит, а там ему и веры больше нет, тогда и дружбе конец – ко взаимной невыгоде обеих сторон. На взаимности чувства и услуг основывается дружба; на согласии, единодушии и уступчивости созидается на пользу всех общее дело. (“Лебедь, Щука и Рак”, “Раздел”).”

    (Д. И. Тихомиров, “Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа” под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

    Рисунок А. Н. Комарова

    Авторы книги “И. А. Крылов и его басни” видят суть и смысл басни так:

    “Дружбе, товариществу и согласию он [Крылов] посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. Что в товариществе также должно быть согласие, иначе дело будет терпеть неудачу, показано в баснях “Лебедь, Щука и Рак” и “Раздел”.”

    (“Иван Андреевич Крылов и его басни”, составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. “Досуг и дело”, 1886 г.)

    “Правду сказать – и судить тут нечего, все виноваты: всякий, видимо, о себе, а не об общем деле думает. Оттого и “воз ни с места!”.” (“Пятьдесят басен И. А. Крылова” с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

    “Эту басню. так часто применяли к различным коллективным учреждениям и преимущественно к Государственному совету, что наконец утвердилось мнение, будто она была вызвана несогласиями членов этого совета. “

    (Кеневич В. Ф., Из “Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова”)

    Такова мораль басни “Лебедь, Щука и Рак” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

    Петух и Жемчужное Зерно — басня Крылова

    Петух рылся в навозной куче и нашел Жемчужное Зерно. И сразу решил, что это очень пустая вещь, не понятно, почему люди так ценят его. Лучше бы это было Зерно ячменное: оно более сытное и он был бы гораздо более рад!

    Читать басню Петух и Жемчужное Зерно онлайн

    Навозну кучу разрывая,
    Петух нашел Жемчужное Зерно
    И говорит:
    «Куда оно?
    Какая вещь пустая!
    Не глупо ль, что его высоко так ценят?
    А я бы, право, был гораздо боле рад
    Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,
    Да сытно».

    Невежи судят точно так:
    В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

    (Илл. Ирины Петелиной)

    Мораль басни Петух и Жемчужное Зерно

    Невежественные, глупые люди нередко с радостью ругают и осуждают то, в чем совершенно не разбираются; такие глупцы гордятся своей ограниченностью и редко интересуются чем-то, помимо своих примитивных потребностей. Они не желают знать ничего нового, не обладают любопытством изучить неведомое и при этом стремятся выдать свое невежество за «особое мнение».

    Пожалуйста, оцените произведение

    Оценка: 4.2 / 5. Количестов оценок: 31

    Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

    Напишите причину низкой оценки.

    Спасибо за отзыв!

    Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

    Прочитано 1645 раз(а)

    Другие басни Крылова

    Кот и Повар — басня Крылова

    Однажды повар пошел в кабак, а стеречь еду от мышей оставил кота Ваську. Когда он вернулся, увидел, что Васька ест жаркое из курицы. Повар стал .

    Квартет — басня Крылова

    Однажды Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка решили сыграть квартетом. Достали музыкальные инструменты, ноты и стали играть. Но музыки у них .

    Щука и Кот — басня Крылова

    Как-то Щука решила заняться не своим ремеслом и половить мышей в амбаре. Кот стал отговаривать, ведь эта работа ей совсем не знакома. Но Щука .

    Все басни Крылова

    Рекомендуем Вам прочитать

    Лисица и виноград — Толстой Л.Н.

    Басня про Лисицу, которой очень хотелось поесть винограда. Но тот висел очень высоко, и ей никак не удавалось его достать. Лисица и виноград .

    Слон и Моська — басня Крылова

    По улица водили Слона напоказ, за ним ходили толпы зевак. Тут выбежала Маленькая Моська и начала громко лаять на Слона. Она визжала, лезла с ним .

    Крестьянин и Лисица — басня Крылова

    Крестьянин, встретив Лисицу, стал объяснять ей, что она очень плохо поступает, воруя кур в деревне. При этом она каждый раз рискует своей жизнью. .

    Добавить комментарий Отменить ответ

    • Крылов И.А. (31)
    • Михалков С.В. (6)
    • Толстой Л.Н. (68)
    • Басни (все) (105)

    Басни по возрасту:

  • для детей 3-4-5 лет (32)
  • для детей 6-7-8 лет (105)
  • для детей 9-10 лет (82)
  • Медвежья услуга. Помощь друга в беде

    Наконец-то лесной Медведь улегся под огромный старый дуб , зарылся в листья своей берлоги и глубоко вздохнул, засыпая под первый снежок с мыслями : — Вот сейчас засну на всю зиму до самой весны ……

    Скоро Новый год!

    Белая полярная сова села на заснеженный подоконник и стала скрестись когтистыми лапами и стучать мощным клювом в морозное окно сказочно красивого дома, стоящего на окраине таежного хвойного леса. — Кто там ? – послышался мужской…

    Как снежинка взрослее стала

    Жила-была Маленькая Снежинка. Жила она в пушистом облачке, в виде капельки дождя, и ждала момента, когда ей нужно будет сформироваться в настоящую снежинку и спуститься на землю. И вот этот момент наступил. Маленькая Снежинка очень…

    Как в резиновой калоше Таракан живёт Тимоша; По утрам – салат и сыр, Перед сном — всегда кефир! Хорошо живёт в калоше Хитрый маленький Тимоша! Но друзей, как старый крот, Ну никак он не найдёт!…

    Герой нашего времени

    Лирико-психологический роман о молодом офицере царской армии Печорине, отправленном на службу в горах. Печорин — натура чувствительная и возвышенная, но эгоистичная. Предисловие Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно…

    История про юношу и девушку, влюбленных друг в друга. Девушка была из богатой семьи, а юноша был беден и зарабатывал на жизнь игрой на музыкальном инструменте на торжествах у зажиточных людей. Ашик-Кериб читать Давно тому…

    В рассказе автор, как большой любитель природы и ценитель прекрасного, описывает красоту зарождения нового дня. Горы, волны моря, деревья, цветы — все вокруг радуются солнцу. Утро читать Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается…

    Дед Архип и Лёнька

    Рассказ о тяжелой судьбе нищего старика и мальчика, которые ходили по деревням и просили милостыню. Однажды они зашли в станицу на Кубани и там с ними произошли трагические события. Дед Архип и Лёнька читать Ожидая…

    Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

    Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!Про тебя нашу песню сложили мы,Про твово любимого опричникаДа про смелого купца, про Калашникова;Мы сложили ее на старинный лад,Мы певали ее под гуслярный звонИ причитывали да присказывали.Православный народ ею…

    Казачья колыбельная песня

    Спи, младенец мой прекрасный,‎Баюшки-баю.Тихо смотрит месяц ясный‎В колыбель твою.Стану сказывать я сказки,‎Песенку спою;Ты ж дремли, закрывши глазки,‎Баюшки-баю. По камням струится Терек,‎Плещет мутный вал;Злой чечен ползет на берег,‎Точит свой кинжал;Но отец твой — старый воин,‎Закален в…

    На севере диком

    На севере диком стоит одинокоНа голой вершине соснаИ дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой она.И снится ей все, что в пустыне далекой,В том крае, где солнца восход,Одна и грустна на утесе горючемПрекрасная пальма растет….

    Листья в поле пожелтели,И кружатся и летят;Лишь в бору поникши елиЗелень мрачную хранят.Под нависшею скалоюУж не любит, меж цветов,Пахарь отдыхать пороюОт полуденных трудов.Зверь, отважный, поневолеСкрыться где-нибудь спешит.Ночью месяц тускл, и полеСквозь туман лишь серебрит. (Илл….

    • О проекте
    • Блогерам
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности

    Мы рады принять Ваши предложения и пожелания по работе сайта

    Петух и Жемчужное зерно

    Навозну кучу разрывая,

    Петух нашел Жемчужное зерно

    И говорит: “Куда оно?

    Какая вещь пустая!

    Не глупо ль, что его высоко так ценят?

    А я бы, право, был гораздо боле рад

    Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,

    Невежи судят точно так:

    В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.

    Похожие сказки

    • Звенели птичьи голоса
    • Я знаю, что надо придумать
    • Чепчик
    • Страшная птица
    • Света думает

    Другие сказки автора

    • Осел и Соловей
    • Слон на воеводстве
    • Вороненок
    • Обоз
    • Крестьянин и Работник
    • Народные
      • Русские народные сказки
      • Русские былины
      • Белорусские сказки
      • Украинские сказки
      • Народов России
      • Восточные сказки
      • Мифы и легенды Древней Греции
      • Скандинавские мифы
    • Русские авторы
      • Пушкин А. С.
      • Аксаков С. Т.
      • Бажов П. П.
      • Бианки В. В.
      • Валентина Осеева
      • Гайдар Аркадий
      • Даль В.И.
      • Драгунский В. Ю.
      • Ершов П. П.
      • Житков Б. С.
      • Жуковский В. А.
      • Зощенко М. М.
      • Катаев Валентин
      • Коваль Ю. И.
      • Крылов И. А.
      • Мамин-Сибиряк Д. Н.
      • Одоевский В. Ф.
      • Носов Н. Н.
      • Паустовский К. Г.
      • Пермяк Е. А.
      • Пляцковский М. С.
      • Пришвин М. М.
      • Прокофьева Софья
      • Салтыков-Щедрин М. Е.
      • Скребицкий Г. А.
      • Сутеев В. Г.
      • Сухомлинский В. А.
      • Толстой А. Н.
      • Толстой Л. Н.
      • Успенский Э. Н.
      • Ушинский К. Д.
      • Цыферов Г. М.
      • Чарская Л. А.
      • Чарушин Е. И.
      • Чехов А. П.
      • Шварц Е. Л.
      • Шим Эдуард
    • Зарубежные авторы
      • Андерсен Г. Х.
      • Астрид Линдгрен
      • Братья Гримм
      • Биссет Дональд
      • Гауф В.
      • Гофман Э. Т.
      • Жан де Лафонтен
      • Киплинг Р. Д.
      • Милн А. А.
      • Оскар Уайльд
      • Пройслер Отфрид
      • Родари Джанни
      • Харрис Д. Ч.
      • Шарль Перро
      • Янсон Туве
      • Басни Эзопа
    • Детские стихи
      • Агния Барто
      • Заходер Б. В.
      • Маршак С. Я.
      • Михалков Сергей
      • Корней Чуковский

    Популярные

    • Приключения Незнайки и его друзей 1518854
    • Приключения Чиполлино 956625
    • Дядя Фёдор, пёс и кот 924027
    • Крокодил Гена и его друзья 722992
    • Незнайка на Луне 567438
    • Мышонок Пик 438626

    Новые

    • Яблоко в осеннем лесу
    • Я хочу сказать своё слово
    • Я не боюсь грома
    • Я больше не буду
    • Юрко–тимуровец
    • Чтобы бабочка не укололась
    • Человек без имени

    © 2011 – 2019 Проект «Все сказки»
    Все тексты сказок собраны из открытых интернет источников и опубликованы на сайте для не коммерческих целей!
    Данные сказки опубликованы в ознакомительных целях. Все авторские права принадлежат правообладателям!

    Ссылка на основную публикацию