Басня Крылова Лебедь, щука и рак

10 вариантов басни о Лебеде, Раке и Щуке

(КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ ТРЁХ ПАРТИЙ ЗА 100 ЛЕТ)

Номера разделов басни соответствуют номерам
позиций на поясняющей их схеме в начале текста.
***********************************************

И. А. Крылов. Беспартийный вариант.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.

******************************************
НАЗВАНЬЕ ПАРТИИ –
НЕ ЧТО НАПИСАНО ПРИ ВХОДЕ,
А ЧТО ТВОРИТ ОНА В НАРОДЕ.

Всегда в “товарищах” согласья нет,
Таков был от «Романовых» “привет”:
И думать-то по-русски запретили
Немецкие цари страдалицы России.

А на запрет их встречный наш “привет”,
И вот уже в стране ни дня покоя нет,
А есть три партии, меж них антагонизм.
Сейчас, к примеру, Лебедь – коммунизм,

А двести лет назад он был протестантизмом,
К концу столетья быть ему либерализмом.
Чтобы узнать: куда нас Лебедь поведёт –
Понюхай, просто – чем там с Запада несёт?

Со Щукой тоже простенько пока:
Не рв’алась, до сих пор, за облака,
Она – монархо-консерват-капиталист,
И мутный пруд её всегда не чист.

А вот и наш усатый дядька Рак,
С ним третий день не разберусь никак.
Сначала был он «соц» и даже «демо» кратом,
Но вскоре, разойдясь с единокровным братом,

Стал коммунистом, и ещё большевиком,
Анти«соц», -«демо» в действиях, притом:
СД – родного брата – он пустил на дно,
СР – двоюродного братца – заодно.

И, завершив разгон родных ревэлементов,
Стал гнать внутриутробных конкурентов,
Которыми (а остальные уже в нетях)
Закрыл вакансии он: «Щука», «Лебедь».

И вновь в “товарищах” у них согласья нет.
И снова с Запада (от Шифтов – Парвусов) привет;
И вновь народ они из “там” тащить взялись,
И снова трое все в телегу запряглись.

Народ покладист и судьба его горька:
На Запад рвётся Лебедь – в облака,
Рак (почвенник) – домой, назад, к народу,
А Щука – к барышам своим всё – в воду.

Теперь, народ. Всегда-ль он будет в “таме”?
Всю “тройню” прокормить он сможет, сидя в яме?
Согласие. Его в средине века лишь видали.
Чтоб вновь увидеть – многое б отдали!

2. 1917-1930 годы.

. И вышло из него не дело, только мука.
Сто лет прошло, как Лебедь, Рак и Щука
По-новому тащить народ из “там” взялись –
По очереди. Вот как: запряглись и –

То прогонят от телеги конкурента,
То, дождавш’ись удобного момента,
Его удавят, то на выборах прижмут,
И в руки власть вокруг возьмут.

Из кожи лезли вон, и воз бывал везде:
То Щука тащит метров сто – к воде,
То Лебедь метров сто, но – в гору,
То Рак свои сто метров – в нору!

Пройдя равносторонний треугольник,
Наш воз с народом (так ведь, школьник?)
К исходной точке – нате вам! – «Как?!
Все заботы даром? – мыслит Рак.

Шалишь! Пусть эти двое
Идут. хоть в мутно-голубое,
Но не к нам – в чистое! Тэщ Рак
Пойдёт вперёд! Не будь дурак –

Их всех в повозку запряжёт,
И, куда надо, приведёт:
Назад, чтобы начать сначала.
А – чтобы силы доставало –

В самодержавие опять .
Но – коммунизмом будем звать,
Или ещё социализмом –
Созвучно нашей цели – клизмам,

Какие сделать им должны
Для закрепления страны.
Хозяин, ВИЛ, сказал нам как? –
Мол, победит такой лишь Рак,

Кто Лебедя поставит Раком,
Тот, кто и Щук отловит с браком.
Его заветам мы верны:
Ну что, браток, сымай штаны!”

3. 1930-1941 годы.

-“Настало наше время – «икс»,
«Товарищ» и «товарка» убрались:
Он в Мексику, и станет поправее,
Она на Север – точно полевеет.

Поправим их. Суть корректур проста:
Уж, если Лебедь рвёт не в наши облака,
Рак пятится домой – назад, к народу,
А Щука – к барышам своим всё – в воду,

(Иначе и 100 лет мы не увидим прок):
Элитный Лебедю пообщипать хвосток,
Нам, Ракам, воли взять чуток,
И бросить Щуку в воду (в кипяток).

Закончив это – хоть я и не лирик –
Пропеть нам, ракам, оду – панегирик;
Мне ж надо хоть немного отдохнуть,
Не то ведь можно клещни протянуть!

Но что это? Волнуется река
И с запада чужие облака
На нас ползут. Ну, неужели всё сначала?
Что упустили мы? А, может, им всё мало?

Пока не наступило время «игрек»,
Зароюсь-ка в песок и отдохну часок.
А там – не то, что панегирик –
Там марш! И реквием. “Мундиры” из досок. “

4. 1941-1945 годы.

Вставай, страна огромная,
Впрягайся снова в воз
Идёт к нам сила тёмная
Из громов, туч и гроз!

Поклажу всенародную
Наш Лебедь-щуко-рак
Впервые в одну сторону .
Всегда бы было так!

5. 1945-1953 годы.

– «Ну вот, настало время «зет»,
И что мы видим из газет? –
Ба, настоящий панегирик, –
Тот, что мы ждали перед «игрек»!

Осталось навести и здесь порядок –
Тот, что бывает только между грядок.
Как? – «Выполоть» и «подмести» столицу,
Чтоб видеть лишь приятные нам лица.

А это значит: научить рачков
Как соколы летать – до облаков.
Чтоб Лебеди туда же их тянули,
И Щуки от трудов не увильнули!

А мне пора бы, раки, отдохнуть:
Усы и клещни у водицы растянуть –
В Пицунде где-нибудь, или на Рице.
Оставив Цербера смотреть в столице.

Ведь семьдесят с хвостом уж, небольшим,
Пора вдохнуть отечества сладчайший дым .
Но что это? Удушье! Что-то давит .
Ты Лебедь? Щука ты! Меня вам не заставить!» .

6. 1953-1984 годы.
– «Ффу, пронесло! – Гешефтов мы своих не лишены.
Прошли его часы («хэ», «у», и «зэ») в судьбе страны
И прежним курсом двигаться мы больше не должны .
Мы не троцкисты? – Да, но мировой-то революции верны!

По-прежнему нас Запад не желает знать?
Так пусть узнают мой башмак и Кузьки мать!
Во избежанье этих вот трагикомичных «клизм»
Вы не мешайте нам: мы строим камунизьм!

Чтоб лучше стали вы нас “понимать”,
Мы даже кое-что своё готовы сдать:
Двадцатый съезд – обратно завернуть
И “оттепель” – чтоб лебедей вернуть.

Я, Главный Рак, вам точно говорю .
Ба, отключили . Щуки! Эй, хрю-хрю!» .
– «. Товарищи, мы тут посовещались:
Мы с коммунизмом-то переборщили малость.

Давайте, лучше, и без всяких клизм
Дадим предельно развитой социализм.
Ещё хотим сказать, товарищ населенье,
Что главное у нас терперь – тепенье,

Поскольку – извините за названье –
У нас не жизнь, а сосуществованье.
Ещё терпеть придётся нам уродов
Которых кукурузник поразвёл в народе.

Ну вот, к примеру, Лебедь к нам вернулся.
Хорош, весь бел, красив! – Так! Но на нём запнулся
Весь наш прогресс! Что, не хотите вникнуть? –
Да, при Хозяине нельзя было и пикнуть,

Но ехать – ехали, к тому же всех быстрее.
Так как при нём мы разогнали длинношеих.
Но тут залез палач-Иуда-разрушитель,
Со свинопаса хваткою рукой водитель.

Он Рак был, точно. Но, со Щукою на пару,
Они вели нас прямо к всеболотному пожару,
И понесло нас всех не в нору и не в воду,
А между – в топь. Там плохо рачьему народу.

Вот так наш воз и шёл – по пням и буеракам.
Почти Иудин срок тащили Щука с Раком.
Тащили лихо так, по-нашенски тащили:
Мы в космос – первые и спутник запустили!

Я, всё же, в октябре его, рачки, того .
Что узнавать? – Известна правда про него!
Да, он Насэра наградил, три . – точно – накрутил.
А кто ж из нас (ну, кроме Кобы) так не жил?

Однако, лучше б он поставил Щуку Раком,
И не гонял наш воз по пням и буеракам,
А бы заставил и её тащить воз в нору.
По договору, что-ли, или – приговору.

Теперь вникайте: возвратился Лебедь,
Бьёт себя пяткой в грудь – твердит что делать.
Ну, пусть (пункт 6) впрягается он тоже –
Из буераков вытащить поможет!

И вот опять извечный наш колхоз –
Картину зрим, знакомую до слёз:
В упряжке снова Лебедь, Рак и Щука .
Не по понятиям нам, всё-таки, наука!

И я, бровеобильный ваш любимец,
Из ада шлю мой пламенный гостинец:
Прошу прощения – проспал возможность
Добыть вам счастие. Простите за оплошность.

Ещё – за то, что воспитали вам мы
Иуду нового. Сюда бы его, к нам бы!
Он как там, скоро? Ну, а вывод мой простой:
Как много «партий»-то, так сразу же застой!»

– «Что воз: о’кей, или застрял он капитально?» –
Все трое “спорят”. Но, в умах у них – по тайне;
У каждого “своя”. Но это (схема 7) и не сюрприз:
Как раскурочить воз, чтобы взять главный “приз”?

Рак, чаявший поживу (горку с мертвечиной),
«Собаку лупит дохлую» – на теледармовщину.
Чтоб насладиться рачьей партии деньгами
К развалу тащит семимильными шагами.

Заткнуть народу рот чтоб – ускорением назвали
Развал – прогресс, дурь – гласностью. Слыхали?
России главный шулер, подкоблучник и Иуда,
(Краплёный Рак) не тащит воз «оттуда».

Что ж Лебедь? – Он воюет тоже с мёртвым Раком
А дружит с рак-Борисом (то есть с Лебедь-раком),
И тащат они воз в развал, в тартарары.
Куда? Да простенько: подальше от норы.

Он, Лебедь, начинал от диссидентов,
Всегда был деструктивным элементом –
Жульём с ухватками столичных лейб-доцентов
И “кандидатов” (от Госдепа) в президенты.

Но в обстановке воза полного развала
Ему “здорового крыла” не доставало.
Явился Лев, и вот уж видим мы
Бурбулизацию «своей» страны.

Теперь давайте – тоже не от скуки –
Послушаем ещё, что бают Щуки.
– «Радимаи! Власть взяли мы с налёта –
Заметьте – не впервые в жизни нашего болота;

И Раки-враки: лгут, что эти воды,
Вплоть до налёта щучьего народа,
Были чисты, а мы их «замутили»:
Народу мзду и Ракам не платили”.

Нам с вами следует заметить тут,
Что раки в мутных водах не живут.
А щуки держатся совсем иных традиций:
Чтоб быть успешным – замути водицу!

. “Мы, ради милой ракам чистоты,
Давно уж с новорачием «на ты»,
И тащим воз не хоть куда и абы как,
А лишь туда и так, как свистнет Рак!»

И вот «согласье» (общность интереса):
Они гужом рванули за «прогрессом».
С таким апломбом нас они тащили,
Что все мозги нам, напрочь, замутили:

То, что считали мы плохим –
Считаем мы, теперь, хорошим.
Что было счастьем нам –
Теперь не стоит гр’оша.

8. 1986-1999 годы.

Итак, пришёл срок нового Иуды –
Тринадцать лет. Все щуки-лебеди оттуда.
Семибанкирщиной, вон, просят называть,
Семихазарщиной зовём мы, вдругорядь!

А главный кто тому виновник? – Рак.
И Рак “наследовал” богатства Раков. – Так?
Не так! Ведь рак Борис – не Рак: на дармовщину
В наследники залез, на горку с мертвечиной!

Халява?! Срочно новый Рак возник у нас
Но, тщетно: в троице объявлен мезальянс:
Пункт 8 – Щука с Лебедем предъяву подкатили –
И Рака нового от воза отлучили.

Он с горки съехал и, инерцию набрав, –
Грудь колесом (как старый, будто, прав) –
Свистит нам, мол – движенье неимущих!
Под управленьем Рако-Щук хитрющих?!

А что с двумя из этих трёх творится,
Где Щука-рыба и где Лебедь-птица?
Тут – как всегда, как было все века:
Рыбёшка – в воду, птичка – в облака.

Но “получилось” “не туды и не сюды”:
Правее облаков, но полевей воды.
То есть – к развалу и в тартарары,
Зато как хочется: подальше от норы.

Да, «много» мы в той гонке обрели:
Элиты – всё, что виделось лишь издал’и,
А простодыры-то покруче огребли –
Попить-поесть, и хохот всей Земли.

9. 2000-2017 годы.

А Лебедь-рак Борис, тратя наследство,
Купил себе “своё” в упряжке место,
Но сам не потянул – большая драка,
Запряг в неё молоденького Рака.

Читайте также:  Басня Крылова Тришкин кафтан

Скажите, есть у вас в уме предположенье:
Что будет, если в птице-рыбное движенье
Вдруг вбросить земноводного спортсмена,
К тому ж борца, из бывших полисменов?

Я думаю, что будет торможенье,
И остановка – скорости «сниженье».
Вот вам пожалуйста – возок стоит.
А это значит, что никто не сыт!

Чтобы продолжить всем своё движенье,
Не доводя, впредь, воз до торможенья
Решили трое жертвовать из них одним.
Как за морем – две партии. Бог с ним.

Короче, тут не повезло лишь Щуке.
Всё простенько и никакой науки:
Вон Лев, за бугорком, блюдёт Лебяжье тело,
А Рак здесь – собственник, святое дело!

Так почему же Рак и Лебедь(?) “съели” Щуку? –
Народ гадает, молчит наука.
И догадались, что совсем простая штука:
Хотели “кушать” и “съели” Щуку.

А у меня своё предположенье –
Что Щуку съели ради ускоренья.
Смотрите схему 9: коль убрать из неё Щук,
Она сработает, как тетива, стрела и лук.

Тут нам рачкисты заявляют смело:
Да, выстрел, вот стрела и полетела;
И это называется прогресс! .
Ба, заблудились как – попутал бес!

Из блуда этого нам надо выбираться –
На выборы (пункт 10), что-ль, податься.
А что пункт 9? – Тормоз: Щуки, всё же, сунули свой нос!
Прогресс теперь – не в рифму, просится вопрос.

Спрошу рачков, каких я и не ведал,
Кто плачет даже на могилке людоеда,
Кому не надо эту вот мою науку –
Смотрю – вам жаль, что съели Щуку?

Так вы себя бы, лучше, пожалели,
Да, миротворцы, да, Щук не ели;
Но эти Щуки то достигли цели:
Они ж вас съели, вы проглядели!

Да ну, не плачьте, разыграл я вас немного,
Как вспомнил с голоду помершего Бульдога .
Те Щуки целы, и мутят в чужой воде –
В испа. , в аме. – практически везде.

Теперь о выборах хочу сказать два слова:
Сейчас в упряжке зрелый Рак наш снова;
И тащит, с Лебедем, повозку – до поры –
Левей west-облаков, правей своей норы.

И если, позже, сохранится направленье,
(Без щучьей партии продолжится движенье)
Тогда, хотя б, не побываем под откосом:
Прибудем в пункт «прогресс с вопросом».

Но в этот пункт нам попадать – нет славы,
Держава мы, в конце концов, иль не держава?!
Поэтому и упованье наше только лишь на Рака.
Пошла последняя у Запада с Востоком драка,

Так надо рвать с “коллегами”, с недавним прошлым,
Не то грядущий век наш будет столь же пошлым,
Как век, ползущий ныне тихой сапой. Всё налицо:
“Герои” двух семнадцатых годов – все на одно лицо.

И говорят всё ту же лабуду. Осталось Троцко-Лейбедю явиться –
Гражданская война – картина маслом – в Фото превратится!
Товарищ Рак! В хозяйстве нашем всё не так. Скажу, не сдюжу:
Не сволокёте лично вы и воз, и этих двух, в нору – все снова сядем в лужу!

10. После 2017 года.

Реальных судеб у страны – немало вариантов,
На выборах раскрой, рачок, свои таланты –
Бывает редко так, но голосуй с умом:
Не кто понравился, а кто тащ’ит в наш дом!

И, чтоб мы не узнали, где зимуют Раки,
А Лебедь баб-Яге не добыл Ваню в драке –
Вы голосуйте не по Щучьему веленью –
По своему разумному хотенью!

Ба, выводов из басни слишком много!
Давайте укрупним их, подводя итоги:
Да, лидером народ всегда желает Рака –
Кто движет всё домой, а не гуляка.

Да, более того, выходит даже так:
Что, если данный Рак слегка дурак,
Так это лучше, чем залезет Щука,
Или вон Лебедь. Такова моя наука.

А вот и главный в басне вывод мой:
Как много партий – сразу же застой!
Чтоб больше не влетать в подобные ловушки,
Народу нужен Сталин – царь без партий и других игрушек!

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Лебедь, Щука и Рак, басня Крылова

Басня «Лебедь, Щука и Рак»

«А воз и ныне там» — это выражение давно стало любимой присказкой, когда речь заходит о деле, которое никак не двигается с места, несмотря на многочисленные, и как оказывается, напрасные усилия. Сегодня уже трудно поверить, но эта фраза не возникла безадресно, то есть из народа. Автор у этого яркого выражения есть – это знаменитый русский баснописец, поэт, публицист Иван Андреевич Крылов.

Немного истории

В 1814 году, а именно 12 мая, вышел сборник «Новые басни», где была представлена небольшая, но яркая басня «Лебедь, Рак и Щука», в заключение которой и была эта известная фраза, ставшая народной пословицей.

Существует мнение, что у басни есть исторический подтекст. Иван Крылов тонко намекает на Государственный совет, члены которого испытывали такое разногласие, что в работу органа был вынужден вмешаться сам император Александр I.

Стоит заметить, что другие исследователи отмечают, что басню так часто применяли, что бы охарактеризовать работу того или иного административного учреждения, что родилась легенда о Государственном совете, а автор ничего такого на самом деле не имел в виду. Достоверную правду нам не узнать, к сожалению.

Сюжет, содержание и главные герои басни

В начале басни автор замечает, что ничего путного не выйдет, если в любом деле не будет согласия, и принимается рассказывать нам о трёх совершенно разных героях.

Однажды Лебедь (животное, которое летает), Щука (животное, которое плавает) и Рак (привыкший пятиться назад) решили вести воз с тяжёлой поклажей. Для этого запряглись приятели в воз на подобии коней.

Каждый старался, как мог, только толку от этого было никакого. Лебедь норовил взлететь вверх, Щука скрыться в воде, а Рак упорно тащил воз назад. Задача не показалась бы такой невыполнимой, если бы все звери работали вместе. Но вышло совсем иначе.

В заключение басни Крылов мудро замечает, что искать правого и виноватого не наше дело, да только воз так и остался стоять на месте.

Мораль басни

Знакомясь с баснями Ивана Андреевича, не устаёшь удивляться, как он в такой ёмкой лёгкой форме ироничным понятным языком может поднимать такие важные личностные и социальные проблемы! Забавная басня небольшого объёма (всего 12 строчек) рисует целую историю с глубоким подтекстом.

Герои басни – Лебедь, Щука и Рак не несут каких-то определённых личных характеристик (например, лиса-хитрость, заяц-трусость, волк – злоба, жадность), а скорее олицетворяют разную природу, среду обитания, манеру поведения, привычки и т.д. Птица должна летать, щука плавать, а рак ходить, пятясь назад. Только дружба, согласие, умение договориться и организоваться способны соединить их в какую-то единую силу.

Так и в жизни: как часто люди, разные по характеру, со своим мировоззрением не могут поладить и организовать общее дело. Нежелание уступать, упрямство, неумение вести диалог приводит если не к краху, то к абсолютному отсутствию результата.

Приступая к любому делу важна не только едино избранная цель, но согласование действий для достижения поставленных задач. Иногда для реализации общего дела необходимо отступить от своих принципов, проявить волю, «придержать» характер, уступить. Герои басни не просто не делают этого, а даже не осознают в чём их проблема. К сожалению, и в жизни часто люди, замкнуты в плену своих привычек, потому и не способны увидеть суть вопроса.

Дружбе, товариществу, согласии Крылов посвятил не одну басню, так именно в этих таких простых и нужных понятиях видел путь к человеческому счастью.

Басня «Лебедь, Рак и Щука» идеальна для изучения с самого маленького возраста – яркие герои, наглядный сюжет, простой язык и малая форма, делают басню верным помощником в воспитании ребёнка с правильными жизненными ценностями.

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Лебедь, Щука и Рак» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Лебедь, Щука и Рак

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: МЕХАНИКА
Басня «Лебедь, Щука и Рак» Ивана Андреевича Крылова

Сегодня в программе басня «Лебедь, Щука и Рак» прославленного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова, очаровательная тройка задач по физике и восхитительная пятёрка иллюстраций к басне в исполнении именитых советских художников – Евгения Михайловича Рачёва, Алексея Михайловича Лаптева, Петра Петровича Репкина, Владимира Георгиевича Арбекова, Михаила Афанасьевича Таранова.

Басня «Лебедь, Щука и Рак», вышедшая в свет в 1816 году, и в наши дни не потеряла своей актуальности, не взирая на смену декораций и действующих лиц 😉

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
──────────
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
1816 г.

Иван Андреевич Крылов (13.02.1769–21.11.1844) – русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия).
Эггинк Иван Егорович (1784–1867) – российский живописец, художник-портретист, автор картин исторического жанра. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Игорь Владимирович Ильинский (1901–1987) – советский актёр, режиссёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии и трёх Сталинских премий первой степени.

Для любознательных:
Согласно одной из версий, сюжет басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак» содержит намёк на события того времени, а именно, на недовольство русского общества действиями политических союзников императора Александра I (война Шестой коалиции против Наполеона); по другой версии, современники связывали сюжет басни с безобразными неурядицами между членами Государственного совета – реформы и комитеты, затеваемые Александром I не в силах были стронуть с места глубоко увязший в разногласиях воз самодержавия. В этом-то, с политической точки зрения, Иван Андреевич Крылов был таки прав 😉 И эти политические неурядицы мастерски изобразил в своей иллюстрации к басне «Лебедь, Щука и Рак» один из самых популярных детских иллюстраторов прошлого века Евгений Михайлович Рачёв
.

Рачёв Евгений Михайлович (1906–02.07.1997) – советский художник-анималист, один из самых популярных детских иллюстраторов прошлого века. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Евгений Михайлович Рачёв всю свою творческую жизнь посвятил детской книге, превращая обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев.

На что в действительности намекал дедушка Крылов нам с вами неведомо, но цитата: «Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду», а также и заглавие басни «Лебедь, Щука и Рак» применяются и в наши дни для характеристики разброда и отсутствия согласованности в каком-нибудь деле…
А теперь… ныряем с головой в мою обожаемую физику 😉

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О ЛЕБЕДЕ, ЩУКЕ И РАКЕ
в исполнении Якова Исидоровича Перельмана

История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но едва ли кто пробовал рассматривать эту басню с точки зрения механики. Результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова.

Перед нами механическая задача на сложение нескольких сил, действующих под углом одна к другой. Направление сил определено в басне так:
…Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а щука тянет в воду.

Это значит (см. рис. 1), что одна сила, тяга лебедя (OA), направлена вверх; другая, тяга щуки (OB), – вбок; третья, тяга рака (OC), – назад. Не забудем, что существует ещё четвёртая сила – вес воза, которая направлена отвесно вниз. Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю.

Равнодействующая (OD) должна увлекать воз в реку.

Так ли это? Посмотрим. Лебедь, рвущийся к облакам, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колёс о землю и об оси, облегчая тем вес воза, а может быть, даже вполне уравновешивая его, – ведь груз невелик («поклажа бы для них казалась и легка»). Допустив для простоты последний случай, мы видим, что остаются только две силы: тяга рака и тяга щуки. О направлении этих сил говорится, что «рак пятится назад, а щука тянет в воду». Само собой разумеется, что вода находилась не впереди воза, а где-нибудь сбоку (не потопить же воз собрались Крыловские труженики 😉 Значит, силы рака и щуки направлены под углом одна к другой. Если приложенные силы не лежат на одной прямой, то равнодействующая их никак не может равняться нулю.

Поступая по правилам механики, строим на обеих силах OB и OC параллелограмм, диагональ его OD даёт направление и величину равнодействующей. Ясно, что эта равнодействующая сила должна сдвинуть воз с места, тем более, что вес его полностью или частично уравновешивается тягой лебедя. Другой вопрос – в какую сторону сдвинется воз: вперёд, назад или вбок? Это зависит уже от соотношения сил и от величины угла между ними.

Читатели, имеющие некоторую практику в сложении и разложении сил, легко разберутся и в том случае, когда сила лебедя не уравновешивает веса воза; они убедятся, что воз и тогда не может оставаться неподвижным. При одном только условии воз может не сдвинуться под действием этих трёх сил: если трение у его осей и о полотно дороги больше, чем приложенные усилия. Но это не согласуется с утверждением, что «поклажа бы для них казалась и легка».

Во всяком случае, Крылов не мог с уверенностью утверждать, что «возу всё нет ходу», что «воз и ныне там». Это, впрочем, не меняет смысла басни 😉
(«Задача о лебеде, раке и щуке». Занимательная физика», Яков Исидорович Перельман)

Лаптев Алексей Михайлович (10.04.1905–15.01.1965) – советский художник-график и книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

А ещё… Предлагаю читателям заглянуть в замечательный сборник задач по физике для поступающих в вузы (Бендриков, Г.А., Буховцев, Б.Б., Керженцев, В.В., Мякишев Г.Я.) который, в нашей физико-математической школе, народ окрестил «Лебедь, Щука и Рак Буховцева» за картинку на обложке задачника 😉
Переведём басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак» на язык формул 😉

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О ЛЕБЕДЕ, ЩУКЕ И РАКЕ
Из сборника «Задачи по физике для поступающих в вузы»
«Лебедь, Щука и Рак Буховцева» 😉
Авторы: Бендриков, Г.А., Буховцев, Б.Б., Керженцев, В.В., Мякишев Г.Я.

Условие задачи:
Какой путь s за время t пройдёт «юзом» воз массы m, если щука и рак тянут его в противоположные стороны по горизонтали с силами F1 и F2, а лебедь тянет с силой F3 в ту же сторону, что и рак, но под углом α к горизонту? Коэффициент трения между колесами и поверхностью земли равен k. Начальная скорость воза v = 0. Действующие на воз силы изображены на рис. 2

Рассмотрим три варианта решения задачи.

Первый вариант:
Допустим, что: mg F3sinα
и
F = kN = k(mg – F3sinα) > | F2 – F1 + F3cosα |
где N – сила реакции поверхности земли, то получается, что «воз и ныне там» 😉 – воз не сдвинется с места!
таким образом: s = 0

Третий вариант:
Допустим, что: mg > F3sinα
и
F = kN = k(mg – F3sinα) 2 /2 имеем:

Здесь знак «+» относится к случаю F1 > F3cosα + F2 и означает, что воз будет двигаться за щукой, а знак «–» относится к случаю F1 Репкин Пётр Петрович (1915–1995) – советский художник-постановщик мультипликационных фильмов. С 1944 – художник-мультипликатор на студии «Союзмультфильм». Работал на студии «Диафильм» все годы её существования – с 1935 по 1993 год. Заслуженный деятель искусств. Член Союза Художников СССР. Член Союза кинематографистов СССР.

И напоследок ещё немножечко поиграемся с бессмертной басней Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак» 😉 Побалуем себя физикой и смелой сатирой – вольной интерпретацией басни в соответствии с реалиями нашей нынешней жизни 😉
В условии этой задачи мы будем считать, что лебедь, рак и щука действительно не сдвинут воз, учитывая, что силы их равны по модулю и что трения между возом и землёй не существует… Не буду спорить, что постановка задачи несколько абсурдна 😉 сложно представить себе, что силы лебедя, рака и щуки равны по модулю, но в математике и физике абстрагироваться очень даже надо уметь.
Биофизику без внимания не оставим и пополним свои знания некоторыми интересностями 😉 а также разбавим горечь сатиры восхитительными иллюстрациями в исполнении именитых советских художников Владимира Георгиевича Арбекова и Михаила Афанасьевича Таранова.

Лирическое отступление для любознательных 😉
Местами биофизическое, местами сатирическое…

Лебедь. Лебеди бывают разные 😉 лебедь-шипун, лебедь-трубач, тундровый лебедь, лебедь-кликун… Длина тела варьирует от 120 до 180 см, размах крыльев от 200 до 240 см, весят от 5–6 до 8–13 кг. Основной корм – водные растения и находящиеся в них мелкие животные (моллюски, водяные ослики). В полёте скорость может достигать 60-80 км/ч. Защищая своё потомство, лебедь ударом крыла, без особого труда может легко проломить череп рыжей плутовке лисице или страшному серому волку.

Рак. Длина тела широкопалого речного рака может достигать 25 см и более. Речной рак питается растительной пищей и преимущественно мёртвыми животными… живыми животными только при удачном стечении обстоятельств 😉 В реке рак и плавает, и ходит головой вперёд. А пятится назад, когда чего-нибудь испугается. Если рак заметил опасность, большую хищную рыбу, например, то, спасаясь, он развивает приличную «заднюю скорость», в чём ему помогает его незаменимый помощник-хвост. Но это скорость весьма скромна и составляет не более 2 км/ч.

Щука. Длина тела до 1,5 м, масса до 35 кг (обычно до 1 м и 8 кг). Щука – хищница (кормится преимущественно рыбой). Скорость с которой щука атакует свою жертву составляет 100 км/ч, правда продолжительность броска составляет всего долю секунды. Попавшись на рыболовный крючок, взрослая щука без труда может вырвать из рук удочку даже у многоопытного рыбака.

Арбеков Владимир Георгиевич (21.10.1927–17.03.2000) – советский режиссёр мультипликационных фильмов, художник-мультипликатор.

А теперь самое интересное – ныряем из пучины биофизики в сатиру!
«Подгоняем данные» под условие задачи 😉 Будем считать, что:

Рак у нас ещё тот молодец-удалец! На кровавых, но весьма сытных хлебах, дарованных 90-ми годами прошлого века, да за чужой счёт, пусть и дурно пахнущий… Откормившийся на такую славу, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Лебедь у нас совсем молодой, ещё толком не оперившийся, да ещё и с переломанными крыльями 🙁 Непрекращающаяся и безответственная реформа образования, депрессивная и развращающая пропаганда в СМИ… – стабильно калечащие поколение за поколением, делают своё дело! Ломают не только крылья, но и поганят душу.

Щука у нас катастрофически старая, оценившая все прелести варварской пенсионной реформы 2018 года по полной программе… и потому бесконечно уставшая, страшно больная – еле-еле живая 🙁

Вот так вот тянут Россию-матушку в разные стороны оборзевшие донельзя олигархи, неприкаянная, растерянная молодёжь и вымирающее советское поколение… Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…

Силы не равны! К тому ежели учесть, что в данном случае сила измеряется не в ньютонах, а в рублях… Грустно. Физика и жизнь иногда категорически расходятся, однако их может объединить литература! Сатира – обличающая и бичующая ирония. Дедушке Крылову большое за то спасибо. Басня «Лебедь, Щука и Рак», вышедшая в свет в 1816 году, и в наши дни не потеряла своей актуальности, не взирая на смену декораций и действующих лиц 😉 Ну а мы с вами, в рамках этой публикации, договорились абстрагироваться 😉

Таранов Михаил Афанасьевич (1909–1973) – советский художник-график, педагог; профессор графического факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Итак, силы лебедя, рака и щуки равны по модулю 🙂

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О ЛЕБЕДЕ, ЩУКЕ И РАКЕ
Из сборника «Избранные задачи по физике»
Авторы: Шаскольская М.П., Эльцин И.А.
Олимпиада 1946 года. I тур для учащихся 7-х классов

Условие задачи:
В каких случаях герои басни Крылова лебедь, рак и щука действительно не сдвинут воз, если считать, что силы их равны и что трения между возом и землёй не существует? Ответ сопроводить рисунками.

Решение. 1-й случай
Все три, равные по модулю силы, расположены в одной плоскости и составляют друг с другом углы в 120°, равнодействующая этих сил равна нулю – рис. 3а.

Решение. 2-й случай
Рак и щука тянут воз в прямо противоположные стороны, а лебедь – вертикально вверх – рис. 3б, причём сила тяги лебедя меньше веса воза (последнее условие, однако, в басне не оговорено 😉

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики и художественной литературы, но и во внеклассной работе.
Надеюсь, что решение предлагаемых в статье задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор 😉

Рекомендую любознательным читателям побаловать себя интересностями на зелёных страничках:
§ Созвездие Лебедя
Увлекательное путешествие по звёздному небу к созвездию Лебедя и древнегреческий миф «Леда и лебедь». Предлагаю читателям познакомиться поближе с некоторыми интересными объектами этого созвездия. А также заглянуть в удивительный мир фауны – познакомиться поближе с лебедем-шипуном… затем окунуться с головой в волшебный мир сказки и… по традиции зелёных страничек побаловать себя живописью…
§ Ещё одна иллюстрация в исполнении Евгения Михайловича Рачёва к русской народной сказке «Вешки и корешки» на зелёной страничке «Самый русский овощ: Капуста? Картофель? Репа!». Вашему вниманию занимательно-познавательный материал – увлекательное путешествие в огородно-кулинарное царство! Интересности про капусту, картошку и репу – прародительницу овощных культур, возделываемых на Руси, незаслуженно забытую… на века запечатлённую в русских сказках…

Уважаемые читатели зелёных страничек, рада сообщить вам о выходе в свет моей книги – «Узнавай физику, читая классику».
Впрочем… «моей книги», это таки нескромно сказано 🙂 В первую очередь… это божественная классика художественной литературы: А.П. Чехов, И.А. Бунин, К.Г. Паустовский, А.Н. Толстой… а уж потом мои познавательные комментарии, касающиеся физики и астрономии… Большое спасибо Татьяне Борисовне Дергач – ведущему редактору издательства «Аванта» (ООО «Издательство АСТ»), за слаженную и приятную во всех отношениях работу над книгой.
Книга посвящается моим родителям: маме – Лебедевой Лидии Степановне и папе – Лебедеву Валерию Владимировичу, которые в далёком 1984 году категорически настояли на том :-), чтобы я попробовала свои силы на вступительных экзаменах в РОФМШ

Басня Крылова Лебедь, щука и рак

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или “читалке”.

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Прекрасны вы, поля земли р.
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Калмычке
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Ревизор
читают сейчас

Иван Сусанин
1 минуту назад

На темном ельнике стволы б.
1 минуту назад

Неизвестно
1 минуту назад

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Март 2020

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Фев
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

И. А. Крылов. Лебедь, Рак и Щука

Ответы к стр. 38 – 39

Басня “Лебедь, Рак и Щука” состоит из двух частей: картина жизни, в основе которой лежит определённое событие, и вывод басни (мораль, нравоучение).

  • О каком событии рассказывается?

Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись…

  • Найди в тексте слова, которые являются моралью (нравоучением). Объясни их смысл.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.

Смысл морали в том, что общее дело нужно делать сообща, дружно, в согласии друг с другом, объединив общие усилия, иначе вместо отличного результата, как бы кто не пытался лезть из кожи вон сам по себе, получится одно мучение.

  • Сравни басню и сказку о животных. Данные занеси в таблицу.
Сказка о животныхБасня
ГероиЖивотные. В сказках животные олицетворяют определённые черты людей (ум, доброту, хитрость).Животные. В баснях животные действуют как люди.
СобытияОбыкновенные или выдуманные. Сатирического и юмористического характера.Обыкновенные или выдуманные, нравоучительного и сатирического характера. Иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу
ВыводыНаставления и поучения в иносказательной, завуалированной форме. Прославление товарищества и прославление победы.Прямая мораль. Вывод поучительного характера, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом или афористическое суждение, житейская мудрость. Мораль направлена к поощрению навыков, полезных в жизни.
  • В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Ответь словами басни.

Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

  • Обсудите с другом, выполнялись ли в басне условия совместной работы. Что нужно сделать, чтобы не вышло как у Лебедя, Рака и Щуки?
  • Договориться с товарищами; выслушать всех, потом начинать работу; распределить обязанности,

В басне не выполнялись условия совместной работы. Для удачного исхода дела и чтобы не получилось как у героев басни, нужно сначала выслушать всех, договориться с товарищами, затем распределить обязанности и только потом начинать работу.

Басня И.Крылова «Лебедь, щука, рак»

ТЕМА . И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Творческая работа над басней.

Развитие критического мышления.

ЦЕЛЬ : ознакомить с творчеством И.А. Крылова; учить понимать скрытый смысл произведения; учить выделять главное, существеннное; познакомить с сенканом; учить принимать решение; воспитывать чувство взаимовыручки.

I РАЗМИНКА. «Подари улыбку».

Учитель : Самое прекрасное, когда человек осушит слезы на глазах другого человека и пробудит на лице улыбку.

Давайте, ребята, сегодня подарим улыбку одноклассникам.

(Дети стоят в кругу. Учитель начинает: «Саша, я дарю тебе улыбку».)

Итог: Легко дарить улыбку?Почему?

II ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.

Учитель: «Мы научились летать в небе, как птицы, и плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи – идти по земле как братья».

Мартин Лютер Кинг .

Человек живет среди людей. Как поведение и поступки одного человека влияют на жизнь и здоровье окружающих его людей?

Сегодня мы познакомимся с коротким произведением, в котором описываются взаимоотношения между людьми, разными по характеру, по профессии,с различным образом жизни.

Нам предстоит решить вопрос:

«Как достичь успеха в намеченном деле?»

III АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Учитель : Какие литературные жанры вам знакомы? (стихотворения, сказки, рассказ, загадки, пословицы, легенды, мифы).

– Знаете ли вы, ребята, что такое басня?

Какие басни читали?

Очень много произведений об отношениях между людьми мы изучали с вами на уроках Гражданского образования, чтения. Кто их авторы? (В. Сухомлинский; К. Ушинский).

– Знакома ли вам фамилия Крылов?

Выступление подготовленного учащегося.

И.А. Крылов – великий баснописец. Жил более 100 лет тому назад в г.

Петербурге. С детских лет Иван Андреевич стремился к знаниям,

много читал, изучал иностранные языки.

В десять лет И.А. Крылов потерял отца, на его плечи легла забота о

матери и младшем брате. Приходилось тяжело работать: с утра до

ночи переписывал документы, получал за свой труд гроши.

В 14 лет И.А. Крылов начал писать стихи, позже басни.

Учитель : Что же такое басня? Изучите определение на 36 странице учебника.

Басня – ……………(небольшое произведение).

Герои басен – ……………(растения, животные).

Подразумеваем – ……………(привычки, поступки, характеры людей)

IV ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

1. Работа по картине

Учитель : Ко многим басням И.А. Крылова художники рисовали картины.

Посмотрите внимательно кар тину. Что произошло? Какое

действие изобразил художник ?( На картине рыба лебедь, рак хотят сдвинуть с места воз (телегу) с мешками).

Как изобразил героев художник?

( На картине изображен белый красивый лебедь , который расправил крылья и стремится в небо.

Огромная щука тащит воз в море. Рак, выпучив глаза, ползет, пятится назад)

– Смогут ли герои перетащить воз? Почему?

– Что вы узнали из доп. источников о Лебеде, Щуке, Раке?

(Лебедь – величественная птица, живет на воде или на суше, вблизи водоема, умеет летать.)

(Щука – хищная рыба, питается рыбой, лягушками, птенцами.)

(Рак – живет в реках, озерах, прудах. Рак необычно передвигается – задом наперед.)

– Есть ли что-то общее у этих персонажей? (Их жизнь связана с водоемом.)

2. Чтение басни учителем.

– Чтение басни шепотом.

Поклажа – груз (мешки)

Ныне – сейчас, теперь.

3. Беседа по содержанию

– Учитель : Давайте составим по содержанию басни логическую цепочку.

3 героя Договор Тянуть воз 3 героя

– Почему ничего не вышло? (Тянули в разных направлениях. Не было согласованности.)

– Могли бы герои двигаться в одном направлении? (Нет)

– Что хотел подчеркнуть автор таким договором? (Надо договариваясь согласовывать все действия) (Животные договорились сделать хорошее дело, но никто не знал, как надо действовать совместно).

Случайно ли автор сделал героями басни птицу, рыбу, рака? ( Он подобрал персонажей, которые никогда не договорятся, т.к. отличаются друг от друга способом передвижения).

Учитель: «Нам помогает не столько помощь друзей, сколько твердая уверенность в том, что друзья помогут нам в трудную минуту».

– Я предлагаю поиграть в игру «Верные друзья». Провести мелом черту море/суша. Все дети берутся за руки и ходят по кругу. Когда музыка обрывается, то ребята, которые находятся на «суше» должны спасти друзей, которые оказались в «море».

Задания для спасения:

1. Отжаться 5 раз (Переходят друзья с «моря».)

2. Прыгать 10 раз на корточках.

3. Назвать 5 комплиментов другу.

4. Спеть куплет песни о дружбе.

5. Назвать пять верных друзей человека из мира животных.

V РЕФЛЕКСИЯ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. СЕНКАН.

1. Знакомство с формой построения сенкана.

Сенкан – пятирядие, белый стих, в котором синтезирована информация в сжатом высказывании из 5 строк.

Таблица:

О лебеде : Какой? Белый, красивый,

Что делает? Летит, тащит, старается, взмывает, трудится.

ФРАЗА : Получилось ли дело?

Не может сдвинуть воз.

СИНОНИМ : птица (труженик)

О Щуке : хищная, хитрая, темно-зеленая.

Что делает? Плывет, тянет, старается.

Фраза. Не может сдвинуть воз.

Синоним. Рыба – труженица –

О Раке: Светло-серый, медлительный,

Ползет, пятится, тащит.

Не может сдвинуть воз

Учитель: Автор осуждает героев? (Нет, высмеивает их действия)

– Для чего написал эту басню?

Учитель : Для достижения успеха в любом намеченном деле на что следует обратить внимание? Какие советы, пожелания вы можете предложить? Запишите. Презентуйте. (Дети записывают советы на листках. Затем эти листки прикрепляют к дереву.)

1. Обсуждай предстоящее дело.

2. Берись за посильное дело.

3. Помогай товарищам.

4. Прислушивайся к друзьям.

5. Будь рассудительным.

6. Не спеши. Лучше меньше, да

7. Не зевай по сторонам.

8. Отвечай за свои поступки.

9. Работай добросовестно.

10. Семь раз отмерь, а один отрежь.

Ссылка на основную публикацию