Басня Крылова Мартышка и очки

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Мартышка и очки, басня Крылова

Отзыв к басне Ивана Крылова «Мартышка и очки»

Глубинные мысли в доступной форме – вот, что можно сказать о баснях талантливого русского поэта и публициста Ивана Андреевича Крылова. Витиеватый слог, малая форма, короткие строфы, герои-представители животного мира, хлёсткие фразы, которые впоследствии станут крылатыми и обязательная мораль, объясняющая всё то, что хотел донести до читателя автор. Эти басни переживут и Крылова, и его время, потому что пороки, осмеянные автором, до сих пор, к сожалению, царствуют и процветают в обществе, оттого и басни его актуальны и злободневны.

Несколько слов о сюжете и героях

«Мартышка и очки» является одной из самых известных басен у автора. Главная героиня произведения – предприимчивая мартышка. Годы берут своё, и в преклонном возрасте мартышка осознала, что глаза её хуже стали видеть. Однако отчаиваться она не стала, взяв пример с людей, раздобыла наша героиня очки, ведь давеча слыхала, что этот чудной «прибор» способен выручить ослабевшие глаза.

Но заиметь очки, как оказалось, это полдела – нужно знать, как ими пользоваться. И читатель понимает, что как раз этого мартышка не знала. Стала она импровизировать. Мартышка и лизала очки, и нюхала, и на хвост пристраивала каким-то образом, и крутила так-сяк, и к темечку прижимала, но ничего не выходило путного. В досаде и злости бросила мартышка очки о камень, разбив их на мерцающие осколки. Да ещё и молву обругала, мол, правды в россказнях про очки нет ни грамма, всё врут люди. Не помогли очки мартышкиным глазам.

Как водится в большинстве крыловских басней, в конце автор приводит мораль.

Мораль басни, или то как можно по-разному понимать произведение

Примечательно, что мораль, заложенная в басне, может восприниматься по-разному. В силу возраста, образования, знания истории. С героиней всё понятно — не случайно автор выбрал мартышку, которая олицетворяет глупость, гримасничанье, бескультурье. А вот с трактовкой будет сложнее.

Вариант на поверхности: всему надобно знать предназначение, иначе даже умная штука потеряет ценность, ежели не понимать, как ею пользоваться. Вариант похитрее, который, собственно, и приводит буквально дословно автор – полезная вещь, попадая в руки знатного невежды, может быть не только не принятой и не понятой, но и изгнанной из пользования. Сколько раз мы наблюдали в жизни, когда власть предержащие не разобравшись, отвергали полезные инициативы.

И, наконец, самый сложный подтекст. Нужно помнить в какие времена жил автор – это было славное время становления академической науки в России, начатое ещё Ломоносовым. К сожалению, не всегда «у руля» Императорской академии наук оказывались достойные люди. Часто возглавляли этот институт выслужившиеся чиновники. Об этом с ехидством писал не только Крылов, но и острый на словцо Пушкин.

Существует трактовка, согласно которой мартышка, как водится, символизирует невежество, а вот очки выступают как олицетворение науки и знаний. Попав в руки людей-мартышек, наука не только попадает под удар, но и попросту компрометирует тех, кто, не обладая нужными познаниями и культурой, пытаются ею руководить и применять. Выглядит это смешно и нелепо, а хуже всего – это губительно для науки.

Какую мораль принимать, какие именно мысли закладывал автор? Точно об этом судить трудно. Литература – это не только труд авторов, но и критиков. Наверное, правильно воспринимать моральную сторону в соответствии со своим личным пониманием. Ну а в народ навсегда ушла не только мораль сей басни, но и крылатые выражения, такие как «мартышка к старости слаба глазами стала» и менее цитируемое — «тот дурак, кто слушает людских всех врак».

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Мартышка и очки» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки,
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Басня Крылова Мартышка и очки

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или “читалке”.

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Неизвестно
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Невозможно
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Зачем, шутя неосторожно.
читают сейчас

Мои воспоминания
1 минуту назад

Неизвестно
1 минуту назад

Ледоход
1 минуту назад

Мартышка и очки басня

Содержание страницы:

Мартышка и очки басня — знаменитая басня Ивана Крылова, без которой трудно представить русскую литературу. Стареющей обезьяне известно, что, когда у людей ухудшается зрение, они надевают очки. Она запаслась множеством пар очков и стала их примерять. Как она это дела, и что из этого вышло, прочтите в небольшом произведении.

Мораль басни поучительна: чтобы чем-то пользоваться, нужно узнать, как это сделать правильно. Автор утверждает, что нельзя судить о том, в чем не разбираешься, и осуждает нежелание Мартышки учиться и развивать свои знания. Читайте еще: Золушка сказка.

Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

«Тьфу пропасть! — говорит она,- и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

Анализ басни Крылова «Мартышка и очки»

Басню «Мартышка и очки» Крылов написал не позднее 1815 года. В том же году она была опубликована в собрании басен великого баснописца. Басня рассказывает о том, что Мартышка с возрастом стала плохо видеть.

От людей она знала, что в таких случаях следует использовать очки. Она раздобыла себе сей полезный аксессуар, но не знала, как правильно пользоваться этим оригинальным предметом.

Тогда Мартышка решила действовать методом проб и ошибок. Сначала она прижимала их к темени, потом надевала на хвост. Она пробовала нюхать очки и лизать их. Все эти действия не помогли Мартышке добиться положительного результата. В сердцах она грубо отозвалась о тех, кто слушает советы людей, и с досады разбила очки о камень.

В конце басни Иван Андреевич приводит такую мораль: человек, не знающий цену какому-либо предмету, склонен отзываться о нем плохо, и зачастую старается избавиться от этого предмета.

В этой басне под очками автор подразумевает знания. Но со знаниями надо уметь обращаться толково, применять их, как полагается, тогда будет польза от знаний.

Так и в басне Мартышке с очками следовало обращаться с умом – не лизать их, не надевать на хвост, а надеть, как положено, на глаза. К просвещению надо идти смело, и не стоит слушать всяких «мартышек», которые испытывали «очки» только языком и хвостом и толкуют, будто в них нет проку.

Басня «Мартышка и очки» не потеряла своей актуальности и в наши дни. И сегодня находятся невежды, которые ругают и осуждают хорошие вещи только потому, что сами по неумению никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу.

Басня «Мартышка и очки» высмеивает недальновидность, невежество. Особое место в басне Крылов отводит «невеждам познатней». Их близорукая позиция опасна для общества, и клонит не к добру, а к худу.

Краткая биография Крылова Ивана Андреевича

Едва ли можно отыскать в русской литературе другую фигуру, столь сильно любимую и народом, и писательской братией. Иван Андреевич Крылов. Каждому из нас с детства знакомо творчество великого русского баснописца, басни Крылова давно уже разошлись на афоризмы и зачастую их воспринимают, как народное творчество.

Крылова уже при жизни стали называть «дедушкой русской литературы», его обожали Пушкин, Гоголь, Белинский. На портретах мы видим успешного вельможу, которым, отчасти, Крылов и являлся. Тем не менее, его жизнь была отнюдь не легка: Иван Андреевич пережил много трудностей, опалу со стороны власть предержащих.

К закату жизни Крылов являлся академиком Петербургской академии наук, статским советником. В начале пути занимался издательским делом, выпускал знаменитый журнал «Почта духов».

Перу Крылова принадлежат многочисленные драматические произведения для театра, но народную любовь и общероссийскую славу Ивану Андреевичу принесли басни. Великий русский писатель Н. Гоголь считал, что творчество Крылова проникнуто народным духом настолько, что стало неотделимо от него. Крылов в своих баснях обличал людские пороки, критиковал общество и власти.

Ранние годы

В суровый зимний день 13 февраля 1769 года в одном из столичных домов в семье офицера Андрея Прохоровича Крылова родился мальчик. Новорожденного назвали Иваном в честь одного из предков.

Отец будущего баснописца прошел тяжелый жизненный путь – свою армейскую службу он начинал в солдатских рядах. Детство Андрей Прохорович провел в оренбургской глубинке, в крепости Яик. Впоследствии эта крепость подверглась нападению казацко-крестьянских полчищ Емельяна Пугачева.

С Оренбуржья Крыловы перебрались в Тверское наместничество: здесь Андрей Прохорович получил должность по уголовному ведомству. Семья жила очень скромно, а когда Крылов-старший скончался, и вовсе скатилась в бедность. Глава богатого семейства Львовых, приближенного к губернатору, из милости позволил Ване Крылову учиться языкам и естественным наукам со своими детьми.

Чтобы помочь своим родным, Иван устроился на службу в земской суд Калязина, впоследствии перевелся в магистрат г. Твери. В 1782 году Львовы отправились в Петербург и взяли Крылова с собой. На протяжении года Иван много читал, изучал науки самостоятельно, зарабатывая на хлеб в Петербургской Казенной палате. Не имея постоянных учителей, будущий поэт овладел французским, немецким и итальянским языками, выучился играть на скрипке и стал отличным математиком.

В доме Львовых Крылов познакомился с известным писателем Я. Княжниным, который ввел его в круг литературной богемы. Новым знакомым Крылова стал и великий русский поэт Г. Державин, впоследствии оказывавший молодому человеку протекцию. В целом, жизнь Крылова раннего периода является загадкой и документов об этом периоде сохранилось немного.

Первые литературные и издательские опыты

Свою работу на ниве литературы Крылов начал с драматургических произведений. В этот период им были написаны комедии «Большая семья», «Кофейница» и «Сочинитель в прихожей». Отдал Иван Андреевич свою дань и жанру трагедии, сочинив драмы «Клеопатра» и «Филомена». В те времена было не принято писать комедии на местном материале, и произведения Крылова выбивались из общего ряда.

В комедии «Бешеная семья» автор высмеял неистовство в любви. Если учесть слухи, ходившие про императрицу Екатерину Вторую, тему Крылов выбрал отнюдь не безопасную. В «Сочинителе» рассказывается о литераторе, вынужденном пресмыкаться перед власть имущими для того, чтобы заработать на кусок хлеба.

Пытаясь поставить пьесы на экране, Крылов познакомился и подружился с известными петербургскими актерами. В 80-х годах Иван Андреевич написал комедию «Проказники», которая сильно ему навредила. В комедии Крылов посмеялся над драматургом Я. Княжниным, обвинив его в плагиате. Княжнин подал жалобу губернатору, и Крылову закрыли доступ к театру. В 1788 году Иван Андреевич оставил должность в Горной экспедиции и вплотную занялся журналистикой.

Крылов решил продолжить дело просветителя Новикова на ниве журналистки. Первым журналом Ивана Андреевича стал «Почта духов». Идея издания была весьма нетривиальной – в «Почте духов» публиковалась переписка эльфов, обличающих нравы екатерининского общества.

Правительство, напуганное Французской революцией 1789 года, не могло не обратить внимание на смелый журнал: весной 1790 года из печати вышел номер, которому суждено было стать последним. Крылов с друзьями начал выпускать другой журнал «Зритель», а затем – «Петербургский Меркурий». Сатира в крыловских журналах стала более мягкой, морализаторской, тем не менее, цензура не оставила шанса и этим изданиям.

Точно не известно, что стало причиной опалы Ивана Крылова. Большинство специалистов считают, что власти не простили ему «Почту духов». Поэт перебрался в Москву в 1794 году. Через год его попросили покинуть вторую столицу империи: в Петербурге Крылову также запретили появляться. Имя поэта полностью исчезло из газет и журналов.

В 1797 году Крылов стал секретарем генерала С. Голицына, который через некоторое время впал в немилость. Генерал добровольно отправился в ссылку, Крылов поехал с ним. Иван Андреевич учил генеральских детей, всячески помогал Голицыным.

После того, как к власти пришел Александр Первый, Голицын был прощен и назначен на должность генерал-губернатора Лифляндии. Крылов стал главой губернаторской канцелярии. В это время писатель переживает сильнейший духовный перелом: он перестает верить в то, что литература способна изменить человека к лучшему. В ссылке Крылов написал лишь несколько стихотворений и небольших рассказов.

Возвращение в Москву

В начале нового века Крылов перебрался в Москву. Духовный кризис преодолен, и Иван Андреевич снова приступает к сочинительству. В это время им написана комедия «Подщипа, или Триумф», пародирующая «штиль» высокой трагедии.

Триумф олицетворяет западные ценности, Подщипа – патриархальную Россию. Крылову не близок ни один из этих укладов жизни. Цензура пьесу запретила, но в списках «Подщипа» разошлась по всей стране.

В незаконченной пьесе «Лентяй» Крылов заявил о своем нежелании принимать участие в общественной жизни государства.

В 1802 в Петербурге была поставлена пьеса Крылова «Пирог», в 1807-ом – комедия «Модная лавка». Постановки пользовались большим успехом и долгое время не выходили из театрального репертуара.

В 1805 году Крылов передал другу-журналисту басни «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Произведения были опубликованы. К этому времени Крылов перебрался из Москвы в Петербург, где познакомился со своим будущим покровителем Олениным. Оленин, трудившийся в должности директора Публичной библиотеки, назначил Крылова библиотекарем: пост подразумевал получение служебного жилья.

1809-ой год стал знаковым для Ивана Андреевича: публике был представлен первый сборник басен.

Образы Крылов часто черпал у своих знаменитых предшественников, но делал их более реалистичными. Специалисты считают Ивана Андреевича реформатором жанра и оригинальным художником. В баснях Крылова читатель не найдет простого морализаторства, автор заставляет его размышлять, находить ответы на поставленные вопросы.

Использование баснописцем народного языка сделало возможным переход афоризмов из его произведений в живую речь. Большинство афоризмов Крылова стали неотъемлемой частью русского языка — поговорками.

Иван Андреевич уделял большое внимание общественно-политическим событиям, происходящим в стране. На неудачи Государственного Совета баснописец откликнулся баснями «Лебедь, Щука и Рак» и «Квартет», вошедшими в золотой фонд мировой литературы.

Событиям войны 12-го года Крылов посвятил целую серию басен, в том числе, «Волк на Псарне», «Кот и Повар». В 1815 году была создана басня «Собачья дружба», посвященная разногласиям в антинаполеоновской коалиции.

Декабрист Бестужев заявил, что идеи Крылова во многом оказались схожими с идеями революционного движения. Пушкин и Жуковский отмечали оригинальность басен Ивана Андреевича и их народную природу. Великий критик Белинский считал Крылова острым сатириком.

В 1809 году журнал «Вестник Европы» разместил на своих страницах большую статью поэта В. Жуковского, в которой он подробно разобрал творчество Крылова. Жуковский посетовал на то, что баснописец использует в своем творчестве грубые народные выражения. Пушкин в ответ заявил, что именно «простецкий» язык делает басни Крылова уникальными. По мнению великого русского поэта, Крылов реформировал отечественную поэзию.

Произведения Ивана Андреевича быстро ушли в народ и стали известны за границей. В Париже был издан двухтомник басен Крылова, затем книги появились и в переводе на итальянский язык. Сейчас басни читают жители всех стран мира.

Дедушка русской словесности

Постепенно Крылова стали воспринимать, как литературного корифея, «дедушку» отечественной поэзии. Писатель не участвовал в общественной жизни страны, рассказывал в прессе о своей лени и увлечении карточной игрой. В 1820-е про Крылова начали рассказывать анекдоты – он стал персонажем сродни Кутузову.

Иван Андреевич неустанно совершенствовал свое образование, на пороге глубокой старости он изучил древнегреческий язык. Именно Крылов стал последним человеком, простившимся с А. С. Пушкиным после роковой дуэли. Для баснописца уход Пушкина стал жестоким ударом.

Царский двор признал Крылова еще в 1812 году. Баснописцу назначили пенсию, наградили правительственным орденом. Чин статского советника поэт получил вопреки действовавшему запрету на присвоение государственных должностей лицам, не закончившим университет. Читайте еще: Сказки Владимира Сутеева.

В 1838 году страна широко отметила 70-летний юбилей великого баснописца. 21 ноября 1844 года в доме своей приемной дочери в Петербурге «дедушка» русской литературы скончался. В 1855 году в Северной Пальмире на собранные народом деньги Крылову поставили памятник работы К. Клода.

МАРТЫШКА И ОЧКИ (басня И.А. Крылова)

Рейтинг работы: 182
Количество рецензий: 20
Количество сообщений: 21
Количество просмотров: 6374
© 16.04.2013 Роза Госман
Свидетельство о публикации: izba-2013-786475

Мила Саниэлль 13.04.2016 21:19:22
Отзыв: положительный
Розочка, как образно прочитала. ;))
Замечательно – оригинально и по-своему. ;))
Столько правды, истины и преломления ситуаций через свою душу.
Их так много, этих ситуаций, а мы должны их оценивать каждый день, минуту. ;))
Ты в чём-то реально помогла – вместе с И.Крыловым!! ;))

Рада тебе очень, Милочка милая, и твоим добрым словам!
Радостно, что тебе понравилась моя декламация басни и так отозвалась!
Очень дорожу твоим мнением, Милочка! Спасибо!
Обнимаю тебя! С признательностью, Роза

Irina Grefenstein 23.12.2015 00:21:38
Отзыв: положительный
Как здорово!
Какое замечательное прочтение!
Благодарю тебя, Розочка, за Крылова –
тут мудрость, сатира и улыбка!
И следующий год – мартышкин!
Всего тебе доброго! Крепко обнимаю

Сердечное спасибо, Ирочка милая!
Очень люблю басни дедушки Крылова и с удовольствием их озвучиваю.
Радостно, что тебе понравилось!
Обнимаю с нежностью и улыбкой!
Картинка прелесть, Ирочка! Спасибо!!

Вераника 13.12.2015 01:51:39
Отзыв: положительный
Вот порадовала, рассмешила, присоединяюсь к прежним комментариям, такое чтение бы в школе.

Спасибо за отзыв замечательный, Верочка!
Радостно, что понравилось!
Обнимаю, с улыбкой!

Лидочка, спасибо, родная, за отзыв такой добрый, вдохновляющий)))
Радостно и дорого твоё мнение, моя хорошая!! Спасибо огромное!
Крепко-крепко обнимаю, с любовью и признательностью, Роза

Людмила Каменская 08.12.2015 17:58:33
Отзыв: положительный
Роза, смеюсь и хмыкаю сижу))) Как ты театрально, актриса ты наша, прочитала басню, слушала тебя,
как завороженная! Молодец, Розонька родная, как же ты умеешь перевоплотиться, извини,
но просто мартышка, настоящая мартышка!))) Мне такое не по силам.
Уж так порадовала, будто где-то на представлении побыла!
Приятных тебе предновогодних хлопот, хорошего настроения!
Обнимаю тебя, Розик мой любимый!

Людочка, очень радостно, моя хорошая, что моё прочтение понравилось тебе и так отозвалось))))
Дорого и радостно от тебя, родная! Будем читать! Спасибо огромное!
И тебе, Людочка, отличных предновогодних дней и приятных сюрпризов!
Обнимаю тебя крепко, с любовью и признательностью!

Тронута и смущена Вашими словами, милая Галина! Но, что лукавить, очень приятно и радостно получить такой искренний, вдохновляющий отзыв на свои работы! Спасибо сердечное, Галочка.
С теплом души к Вам и самыми добрыми пожеланиями, Роза

Диана 12.10.2014 17:46:56

Спасибо Роза! За прекрасную басню! Вы так смешно преподнесли мартышку я чуть со стула не упала
Диана

Радостно и приятно получить такой замечательный отзыв!
Спасибо, Диана.
С теплом души и улыбкой, Роза

Ты меня уморил, Ян.
Спасибо за твой юмор – развеселил.

Галина Сафиулина 17.05.2013 14:47:58
Отзыв: положительный
Розанчик, прелесть! Обожаю эту басню! А ты так забавно изобразила глупую Мартышку! Я хохотала!
Знаешь, Розик, вспоминая эту басню в жизни, частенько переиначиваю слова:
“Мартышка к старости слаба мозгами стала. слаба ушами стала. “. Ну и т.д. в зависимости от того, на что нужно сослаться))). Люди понимают и извиняют!)))
Молодец! Классно получилось, в чём можно было и не сомневаться – с твоими-то артистическими способностями!
Очень понравилось прочтение, спасибо, Розонька!

Галочка, спасибо, родная, за отклик замечательный!
Мне очень нравится читать стихи в лицах. Басни, в частности.
Мне твоё слово очень дорого, моя хорошая! Спасибо.
Обнимаю с нежной любовью, Роза

mishal 30.04.2013 14:43:46
Отзыв: положительный
Большое спасибо, Роза, за прекрасную декламацию!
С уважением, М.

Очень радостно, Михаил, что Вам понравилось! СПАСИБО за добрые слова.
С теплом души и уважением, Роза

Илья Кулёв 21.04.2013 20:33:52
Отзыв: положительный
Розонька!
Спасибо за возвращение в прекрасную литературу!
Ты молодец!

Спасибо сердечное, Илья! Мне очень дорого твоё слово!
Я очень благодарна Радмилочке за эту замечательную идею – озвучивать басни наших классиков. Мне это дело по-душе!
С теплом души и признательностью, Роза

Natali Leleka 20.04.2013 08:58:55
Отзыв: положительный
Розочка!
Прекрасно. Так читать басни Крылова – это божий дар.
Спасибо, дорогая, за возвращение в нашу великую литературу!

Спасибо за добрый отклик, Наташенька.
Очень приятно. Киса ПРЕЛЕСТЬ.
С теплом души, Роза

Лидия Феоктистова 19.04.2013 01:18:18
Отзыв: положительный
Розочка, спасибо тебе, что ты опять вводишь нас в мир Крылова, да так, что уже басню навек запомнишь. Удивительное прочтение! СПАСИБО ТЕБЕ ЗА ТАКОЕ ИСКУССТВО.
С теплом души, Лида

Спасибо, Лидочка милая, за отклик замечательный.
Радостны слова твои! Значит не зря мы с Радочкой взялись за это дело – вспомнить басни Крылова! Спасибо за одобрение и поддержку, моя хорошая.
Обнимаю с теплом и нежностью, Роза

Розочка, Спасибо! Только не забывайте про русские народные песни, я так их люблю в твоём исполнении.
С обожанием, Лида

Голубка 18.04.2013 15:17:56
Отзыв: положительный
Розочка моя любимая!! Со смехом слушала басню в твоём исполнении!
Жаль, то ты не стоишь на сцене, а я не в зрительном зале, какой классный был бы концерт!!
В старших классах мне вручили приз за лучший рисунок к 8 марта – набор иллюстрированных басен
Крылова. Каждая иллюстрация на отдельном листе, а на обратной стороне – басня.
И всё это в красивой толстой папке с золотыми буквами “КРЫЛОВ”. Я так берегла этот
подарок, так им любовалась!А, когда была уже замужем, у меня эту вещь выпросила
подруга своему малышу. У меня ещё детей не было, поэтому я отдала. Но, до сих пор
вспоминаю. Сейчас не вижу таких изданий.
Розочка, ты читаешь и трагические вещи, и сатиру, и басни – каждую в своём ключе, у тебя голос
трансформируется под настроение. Я тобой горжусь, сестрёнка и желаю долгих лет
удовольствия: нам- от твоих работ, а тебе – от умения и донесения радости слушателям!!
Обнимаю с нежной любовью, Таня

Танечка, родная моя, спасибо за отклик такой замечательный.
Мне очень-очень дорого твоё слово, сестрёнка. Счастлива, что тебе нравится моё прочтение басен! Будем продолжать.
Обнимаю крепко, с любовью.

Рина Стоцкая 18.04.2013 13:04:17
Отзыв: положительный
Ролик, родная, дедушка Крылов мне кажется после твоего прочтения помолодел лет на сто пятьдесят) Браво, Солнышко! Тебе, как никому другому удается читать такие сложные стихи!

Обнимаю, люблю, восхищаюсь)

Очень рада тебе, Риночка милая. И слова твои радостны, моя хорошая!
Спасибо сердечное! Мне очень дорого твоё слово.
Обнимаю с нежной любовью, Роза

Радмила Михайлова 18.04.2013 10:42:11
Отзыв: положительный
Розочка, спасибо. Восторг от прослушивания басни в твоём исполнении.
Теперь на весь день обеспечено хорошее настроение.
Обнимаю любимую и талантливую.

Радостны слова твои, Радочка милая.
Доброго дня тебе, подруга моя любимая.
Обнимаю нежно, целую.

Мораль басни “Мартышка и Очки” Крылова (анализ, суть, смысл)

Басня “Мартышка и очки”.
М. М. Гужавина

Басня “Мартышка и Очки” Крылова была впервые опубликована в сборнике “Басни” в 1815 г. Дата написания произведения неизвестна.

В этой статье представлены материалы о морали басни “Мартышка и Очки” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни “Мартышка и очки” Крылова (анализ, суть, смысл)

“Мартышка и Очки”.
Иллюстрация
А. П. Сапожникова

Мораль басни “Мартышка и Очки” заключается в том, что очень часто невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так.

К басне “Мартышка и Очки” отлично подходит пословица: “Дело мастера боится”. Чтобы разбираться в том или ином вопросе, нужно владеть некоторыми знаниями (или даже быть профессионалом). Если же человеку не хватает информации и опыта, он может обратиться к специалистам в том или ином вопросе.

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

“Всем известно, что очки действительно помогают зрению; но мартышка-то, видите, переколотила их как ни к чему не нужные, да еще и кричит, что обманули ее.

Басня “Мартышка и очки”.
Художник А. Н. Комаров

Бывает так и меж людьми. Иной видит, что сосед его имеет выгоду, та том, на другом, вот и сам схватится за то же, но у него-то вместо прибыли выходит только убыток. Вот и давай кричать: “Пустое, братцы, дело; я сам испытал!”. А пустое-то оно и вышло у него оттого, что он принялся за дело, не разумея его; всякое же дело, как говорит пословица, мастера боится.

Так оно и во всем, в самом малом деле: какой топор в руки ни возьми, а коли рубить не умеешь, так никакой топор не поможет.” (Хемницер И. И., “Басни, избранные из Хемницера и Крылова. “, ред. В. Золотов, СПб, т-во “Обществ. польза”, 1878 г.)

“Что же очки виноваты? Знание – те же очки. Вооружись ими толково – и многое разглядишь, о чем сослепу и не догадываешься. Только надо очки выбирать с толком; а за тем их не лизать, не на хвость низать, а надеть на глаза хорошенько! Идите же смело путем просвещения; не слушайте всяких мартышек, которые испытывали “очки” только языком да хвостом, и толкуют, будто в них нет проку. Не слушайте ни задорных мосек, ни тупых ослов. “

(книга “50 басен И. А. Крылова” с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

“Мартышка и Очки”.
Иллюстрация К. И. Рудакова

“Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. Невежда, берущийся за дело, для исполнения которого у него нет ни природных способностей, ни знаний, ни уменья (“Квартет”), невежда с глупою самоуверенностью принимающий на себя роль судьи в деле, которого он вовсе не разумеет (“Осел и Соловей”), – эти невежды только смешны.

Гораздо опаснее тот невежда, который, не зная цены полезной вещи, толк свой про нее все к худу клонит, а если у него есть сила, то он ее гонит и истребляет (“Мартышка и Очки”).”

(Д. И. Тихомиров, “Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа”, Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Басня “Мартышка и очки”.
Художник В. Серов

Педагог В. И. Водовозов комментирует суть и смысл басни так:

“. Мартышка, примерающая очки. Тут вместе с переимчивостью и раздражительностью обезьяны живот рисуется и характер невежды, не понимающего пользы от науки.” (В. И. Водовозов, “О педагогическом значении басен Крылова”, 1862 г.)

“. разряд невежд. которые бранят и осуждают хорошие вещи только потому, что сами, по своему неумению, никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу. Эта мысль высказана Крыловым в басне “Мартышка и Очки”.”

(“И. А. Крылов и его басни”, составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. “Досуг и дело”, 1886 г.)

Такова мораль басни “Мартышка и Очки” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Басня И. А. Крылова «Мартышка и очки»: социальная острота и актуальность произведения

Меню статьи:

Иван Андреевич Крылов выдающийся русский писатель, поэт, публицист, издатель просветительских журналов и непревзойденный баснописец. В этой статье мы заинтересованы в анализе произведения «Мартышка и очки». Жанр басни – излюбленный вид литературной деятельности Крылова. По сути, басней является короткий рассказ, изложенный в стихотворной форме, который обычно отличается ироничной направленностью сюжета и включает поучительную часть – мораль. Главное в басне – это возможность писателя при помощи аллегории, используя в качестве действующих персонажей образы различных животных, изобличать и высмеивать недостатки человеческой натуры или определенной части общества. Прикрываясь, словно маской, удивительными и чудаковатыми образами животных, поэт указывает на недостатки высших представителей власти или светского общества, при этом остающимися безнаказанными со стороны цензуры. В истории русской литературы Крылов – не единственный баснописец, использующий наработки гениальных предшественников: Эзопа, Лафонтена и других.

Особенности произведения Крылова в контексте актуальной автору общественной ситуации

«Мартышка и очки» в полной мере отражает мастерство автора, который высмеял высокопоставленных глупых и недальновидных чиновников, используя при этом образ невежественной и бестолковой Мартышки. Глупость, праздность и самодовольство Крылов считает наибольшими проблемами человеческой натуры. Особенно, как отмечает писатель в басне, если эти недостатки присущи человеку, наделенному властью.

Иван Андреевич Крылов написал басню «Мартышка и очки» после окончания Отечественной войны 1812 года. Эта война на территории России длилась менее одного года, но показала полную бестолковость большинства высокопоставленных чиновников. Победа в этой позорной войне считается достижением исключительно героизма русских солдат и офицеров.

Дорогие наши читатели! Предлагаем вашему вниманию анализ басни Ивана Крылова “Ворона и лисица”, где в интересной форме описано, как не дать себя обмануть и обольстить.

Читатель, наверняка, знаком с произведением Льва Толстого «Война и мир», где автор описывает роль крестьян, призванных в солдаты, в ходе русско-французской войны 1812-го года. Например, внимание привлекает фигура Платона Каратаева. Крылов, похоже, согласен с Толстым, что порой мудрость «русского мужика» превосходит понимание жизни аристократа. Так, Платон Каратаев учит жизни Пьера Безухова, потерявшегося в ценностных ориентациях. По мнению Крылова, слишком много человеческих жизней положили на алтарь победы командиры и военачальники. Причина – глупость, тщеславие и некомпетентность людей, занимающих незаслуженное место во властных кабинетах.

О морали басни про мартышку и очки

Однако, хоть и причиной, вдохновившей Крылова к созданию басни, послужила война, нравственный аспект басни трактуется гораздо шире. Не только в девятнадцатом веке, но и в современном мире, актуальность басни нисколько не уменьшилась.

Дорогие любители творчества Ивана Крылова! Предлагаем ознакомиться с басней “Свинья под дубом”, где делается акцент на том, как невежественные люди порицают свет знаний, пользу от науки и образования, не видя смысла в просвещении.

Во все времена глупые, необразованные, чванливые, самодовольные люди всеми силами стремятся к власти. Опасность от деятельности таких невежд особенно велика в научной сфере. Новые открытия, разработки и достижения, оказываясь в руках несведущего человека, наделенного властью, однозначно не приносят пользу человечеству. Довольно часто наблюдается нецелесообразное использование ресурсов или научно-технических достижений. Народная мудрость в таких случаях гласит: «Забивать гвоздь микроскопом».

Вот именно с такой проблемой общества сражался при помощи искрометной иронии и поэтического таланта Крылов. Образ глупенькой и несведущей Мартышки с первых строк басни пронизан юмором и сарказмом.

Главная героиня, столкнувшись с проблемой: «…слаба глазами стала», – пытается выйти из трудной ситуации при помощи непроверенных слухов, то есть принимает решение не обдумано и на скорую руку. Проблему Мартышка считает незначительной и не пытается детально изучить все обстоятельства дела:

Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки…

Однако, добившись поставленной цели: «Очков с полдюжины себе она достала», – решить проблему героине крыловской басни так и не удается.

Проблемы общества, представленные в басне Крылова

Необразованность и примитивизм в сочетании с высокомерием и чванливостью помешали Мартышке добиться успеха. Решение лежало совсем близко, следовало приложить немного настойчивости, трудолюбия и просвещения, и рациональные усилия помогли бы исправить ситуацию. Но, увы, основная проблема именно в этом и заключается. Если человек невежествен, но уверенно считает себя просвещенным, то результат деятельности такой личности будет идентичен разочарованию Мартышки.

Не разобравшись в ситуации до конца, героиня басни убеждена в обмане. Безапелляционно обвиняя всех вокруг, Мартышка уверенно утверждает, что проблему со зрением при помощи очков решить невозможно:

«Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них»…

Важно отметить, что в басне Крылов не просто с иронией отмечает неверное применение очков Мартышкой. Героиня писателя могла ведь просто оставить попытку использовать увеличительные стекла и все. Но животное именно разбивает новомодное приспособление вдребезги:

Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали…

Когда недальновидный облеченный властью чиновник просто откладывает рассмотрение нового проекта в дальний ящик или, не разобравшись досконально, отсылает на доработку – это еще полбеды. Куда хуже, когда горе-начальник принимает радикальные решения, при этом совершенно не имея понятия о реальной пользе проекта:

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит…

Морально-нравственный аспект текста Крылов изложил довольно просто, но при этом достаточно точно. Нужно, несмотря на «Мартышек», не сходить с пути просвещения. Не позволять подобным «Мартышкам», которые только и могут, что испытывать очки хвостом да языком, заниматься не своим делом. Особенно важно не допустить таких вот «Мартышек» к власти.

Читайте также:  Басня Крылова Волк на псарне
Ссылка на основную публикацию