Басня Крылова Обоз

Мораль басни “Обоз” Крылова, анализ, суть, смысл

Басня “Обоз”.
Художник В. Серов

Басня “Обоз” Крылова была написана осенью 1812 г. и впервые опубликована в том же году в журнале “Сын Отечества” (ч. II, № 7).

В этой статье представлены материалы о морали басни “Обоз” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни “Обоз” Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни “Обоз” заключается в том, что рассудительные и терпеливые люди в конце концов добиваются лучших результатов по сравнению с теми, кто действует бездумно, беспечно и самонадеянно.

В образе “доброй лошади” изображен полководец Кутузов, проявивший осторожность и
выдержку при обороне от нашествия армии Наполеона.

Всё кажется в другом ошибкой нам:

“Под первым конем нужно разуметь человека уже известных лет, который многому научен опытом, который, поэтому, всякое дело ведет терпеливо, рассудительно, не торопясь, не на авось, а потому все у него выходит хоть не скоро, да споро. Вторым конем указано на человека молодого, самонадеянного, который по тому самому, что не испытал еще никаких неудач в жизни, думает, что для него все возможно, что он умнее всех и для всех может служить примером. А как сам примется за дело, так, смотри, и бух с делом в канаву.

Поэтому недаром говорит пословица: тише едешь – дальше будешь, то есть если делаешь не торопясь, осмотрительно, с рассудком, так и не придется переделывать, а потому и кончишь прежде торопливого, да и сделаешь получше, повернее. Так бывает и в маленьком деле: чуть только поспешишь – как раз и насмешишь.” (Хемницер И. И., “Басни, избранные из Хемницера и Крылова. “, ред. В. Золотов, СПб, т-во “Обществ. польза”, 1878 г.)

“Чтобы обессилить и истощить врага, Кутузов отступал. Армия Наполеона слабела, русская армия крепла. Это не все тогда понимали. Многие ругали Кутузова за медлительность. Крылов гениальным чутьем понял план великого полководца. Его басни направлены в защиту Кутузова. Вот, например, басня “Обоз”. “Конь добрый” – это Кутузов. А “лошадь молодая” – его противники. Это было ясно современникам.” (И. Халтурин, предисловие к книге “Басни. И. А. Крылов” под ред. Благого Д. Д., серия “Школьная библиотека”, Москва, из-во Детгиз, , 1944 г.)

“Человек склонен считать себя лучше, умнее и дельнее других и старается нередко возвысить себя во мнении других, за неимением лучшего, – самовосхищением. Самомнение и хвастовство сами себе готовят наказание в насмешках других, а иногда создают себе и гибель. Самомнение не позволяет видеть ни достоинства другого, ни своих собственных недостатков; самомнение и самохвальство ослепляют человека, делают его неосмотрительным, неосторожным и неминуемо влекут к погибели. И никто таких людей не жалеет в их беде, как они и сами никого не щадили (“Обоз”, “Чиж и Голубь”). Самомнение часто бывает следствием молодости и неопытности. ” (Д. И. Тихомиров, “Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа”, Москва, тип-я М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

“Крылов поднял на врага свое острое оружие – басню. Он живо откликался на все важнейшие события Отечественной войны.

Басней “Обоз” он целиком оправдывал медлительность Кутузова. Баснописец понимал, что “повара” русской политики упустили немало драгоценного времени и не подготовились к войне, что приход Кутузова не может создать немедленного перелома в ходе военных событий. Широкое общество не понимало, почему полководец медлит. Не понимал этого и Александр I. Царь открыто обвинял главнокомандующего в том, что он уклоняется от встреч с неприятелем, что он отводит войска в глубь страны и не принимает боя.” (И. В. Сергеев, книга “И. А. Крылов”, Москва, “Молодая гвардия”, 1945 г., серия “Великие русские люди”)

Таковы материалы о морали басни “Обоз” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

С какой целью написана басня обоз. Анализ басни Крылова «Обоз»: произведение, актуальное в современном мире

Как много раз мы удивлялись рифмованным историям Ивана Андреевича Крылова! В школьном возрасте многие из нас просто восхищались его способностью проводить аналогию животных с людьми, и на примере его басен легко усваивали жизненные истины. Данного автора без зазрения совести можно назвать знатоком душ человеческих, ведь он способен указывать людям на их самые порочные поступки, что дает нам возможность взглянуть на себя со стороны и сделать определенные выводы. Анализ басни Крылова «Обоз» на примере такого животного, как лошадь, покажет нам несколько плохих человеческих качеств. Для чего это нужно? Возможно, для того, чтобы расставить приоритеты и оценить некоторые жизненные ситуации.

«Обоз» Крылова – краткое содержание

Эта увлекательная история базируется на сюжете, где несколько людей при помощи лошадей перевозят на телегах большие Впереди всего обоза шел опытный который знал, что делать в сложных ситуациях, а позади уверенно шагала молоденькая лошадка.

Анализ басни Крылова «Обоз» лучше всего проводить на основной части произведения, которая начинается с разговора молоденькой лошади перед крутым спусков. Она начинает осуждать опытного коня за то, что он слишком медленно плетется вниз, и уверять остальных участников путешествия в том, что спустится гораздо быстрее, но в тот момент, когда приходит ее очередь преодолевать непростой участок пути, лошадь не может справиться с поставленной задачей и валит за собой телегу, в ходе чего разбиваются все перевозимые хозяевами горшки.

Анализ басни Крылова «Обоз»

Знаменитый баснописец даже не подозревал о том, что идеально передал в изложенном сюжете современную ситуацию на дорогах. Басня «Обоз» Крылова оригинальным образом показывает поведение некоторых участников движения, которые вечно недовольны манерой езды других людей. В монологе молодой лошади проскальзывают типичные фразы современного автомобилиста, а ведь стоит заметить, что во времена бытности Ивана Андреевича присутствовал как раз-таки каретный транспорт. Выполняя анализ басни Крылова «Обоз», складывается впечатление о том, что автор высмеивал нетерпеливых лакеев, которые управляли конницами. Неужели на дорогах нашей страны в 18 веке была аналогичная сегодняшней ситуация? Как знать.

Мораль произведения

Басни Ивана Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль. Тем не менее, сам автор традиционно приводит в конце каждого стихотворения пару четверостиший, в которых сосредоточен некий завершающий тезис, сконцентрировавший в себе основной смысл басни.

«Обоз» на примере самоуверенной лошади показывает нам людей, которые, не разбираясь в какой-либо теме либо имеющие слишком мало опыта в совершаемых действиях, берутся критиковать тех, кто по их мнению поступает неправильно. Многие из вас наверняка встречались с подобным типом людей, общение с которыми часто сводится к тому, что встречать их на своем жизненном пути потом уже не хочется. Крылов удивительным образом способен обыгрывать человеческие пороки, которые после прочтения его басен становятся нам еще более заметными.

Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года.

Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М. И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости. Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз. Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки:

Какой осел! Добро бы было в гору

Или в ночную пору, –

А то и под гору, и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:

И возик свой мы не свезем, а скатим!

Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:

Прощай, хозяйские горшки!

Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова – осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» – Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице (русской армией там командовал сам царь).

Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведение, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:

«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;

«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;

«… и с возом – бух в канаву!»

Это еще раз подтверждает то, что И. А. Крылов – поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.

Любовь и дружба как высокие, идеальные чувства, воспевались многими поэтами во все века и времена начиная с лириков античности. Из стихов о любви, про…

Басни И. А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтом…

«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим», – так определил В. Г. Белинский место и значение творчества выдающегося…

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Сочинения по темам:

  1. Иван Андреевич Крылов выдающийся русский писатель-баснописец. В своих произведениях он бичевал лжецов и мерзавцев, крепостников и властолюбцев. Жанр басни им.
  2. В басне Крылова Осел и Соловей каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься. Итак.

Басня Обоз читать текст

С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
“Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору,-
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!”
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом – бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!

А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Мораль басни Обоз

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Обоз

Легко критиковать, когда сам только смотришь. А стоит самому взяться за дело, как сделаешь ошибок еще больше.

Анализ басни Обоз

Басня И.А. Крылова “Обоз” учит нас тому, что давать советы другому по какому-то делу может любой человек, но как только он сам попробует это сделать, вполне вероятно, что у него не получится сделать всё идеально – так, как он хотел, чтобы это сделал другой. Последнее четверостишие ярко выражает всю мораль сей басни, которая говорит о том, что не стоит слушать всевозможных советчиков.

Лошадка в басне отождествляет именно того человека, который любит раздавать всем советы и критиковать. Но как только она сама впряглась, ей не удалось пройти и нескольких шагов, как хозяйские горшки были разбиты, а весь воз оказался в канаве.

Под образом коня скрывался образ того человека, который делает всё сам, но окружающие, которые считают, что знают всё лучше него, отвлекают его от дел своими советами и нравоучениями.

Перенеся эту басню на людей, можно сделать вывод, что критиковать, давать советы и ценные указания под силу каждому и многие любят это делать, но по-настоящему умный и мудрый человек не должен прислушиваться к таким советчикам и обращать на них внимания, ведь сами они, как правило, могут ничего не смыслить в данном занятии и давать советы только с целью повышения собственного авторитета в глазах других.

Рассказывает о лошаде, котрая смеется над другой осторожной. А когда сама начинает везти обоз, так разбивает горшки.

Герои басни (персонажи)

  • Конь хваленый
  • молодая лошадь

Слушать Басню Крылова Обоз

С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
“Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору,-
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!”
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом – бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Мораль басни “Обоз”

Часто люди, смотря как что-то делают, считают, что они намного результативнее выполнили бы это. И хотя часто прежде они ни разу не брались делать ничего похожего, они советуют другим, как надо делать, думая, что них лучше получиться, ну а когда им поручают это же у них выходит еще хуже.

Тут двойная мораль: старой и молодой лошади. Мораль старой – не следует слушать неопытных, даже когда те уверяют, что справляться лучше и быстрее — надо при этом помнить народную мудрость, что не может испортить борозды именно старый конь.

Мораль молодой – нужно всегда принимать советы тех,у кого опыта больше, даже если на по вашему мнению их способ неправильный или медленный.

Тема: И.А.Крылов. Басня « Обоз».

ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук, Самарская область м.р.Борский, 2014г.

Тип урока: изучение лит.произвед.

Форма: у-беседа с элементами исследования

Раскрыть идейно-художественное своеобразие басни

Совершенствовать навыки работы с худ. словом

Соверш. навыки анализа худ произвед.

Развивающие:
-развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;
-совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся;
-развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.
Воспитательные
-воспитывать бережное отношение к художественному слову;
-воспитывать чувство долга, ответственности, уважительного отношения к истории Отечества
Приемы обучения : слово учителя, выразительное чтение, анализ басни, работа с терминами, лексикой и со смежными видами искусства.
Предполагаемый результат:
-осмысление идейно-художественного содержания басни «Обоз».

Читайте также:  Басня Крылова Мартышка и очки

Эмоциональный настрой.
Учитель приветствует учащихся и предлагает посмотреть иллюстрации с изображением баснописца И.А.Крылова ( Слайд 1 + портрет в книге. )

Учитель: мы сегодня будем изучать басню Крылова «Обоз» (записывают в тетради число, тему урока)
Мотивационный этап.
Для начала вспомним, что такое басня и что такое мораль в басне? (ответы уч-ся)

Прослушивание басни (мп3). Текст перед глазами: следим по тексту!

Отыщем мораль басни. Зачитаем.
Учитель: в басне « Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра I ,самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам. ( Слайд 2 : портрет Александра I), например, было проиграно Аустерлицкое сражение. ( Слайд 3 : Аустерлицкое сражение)

Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. ( Слайд 4 : портрет Кутузова)

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. ( Слайд 5: портрет Наполеона)

Также не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников.

Историческая справка : поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…» (Слайд 6 : портрет Батюшкова)

Целеполагание.
Учитель: обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения басни, на какие вопросы ответить?

Содержательный этап.
Учитель: назовите главных героев произведения

Вы уже знаете, что такое аллегория (напомним)
Учитель предлагает организовать работу следующим образом – каждый ряд рассматривает определенный образ:

1 ряд – «обоз» и + созвучное слово «воз»;

2 ряд – «горшки», «осел»;

3 ряд – «конь» и « лошадь»). Работать можно в парах, совещаясь, задавая друг другу вопросы, объясняя эти понятия. Запишем в тетрадь.

Вопрос: сколько действующих лиц в басне?

В начале урока я говорила о стратегии и тактике Кутузова. Найдите эти понятия. Объясните.

Вопрос: какое понятие шире?

Слайд 7: Страте́гия (др.-греч. στρατηγία – «искусство полководца») – наука о войне, в частности наука полководца, общий, недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека.

Слайд 8: Тактика (др.-греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») – составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и. Искусство ведения боя .| Наука о ведении боя.

Предлагаю посмотреть атаку, как искусство ведения боя. (видеофрагмент)

Выразительное чтение текста.
Записываем в тетради слова, характеризующие главных героев:

Конь – добрый – (на крестце) понес!

Лошадь – молодая – ругает (коня).

Зачитываем, как ругает (конь хваленый, лепится как рак, таскал бы воду. Интересное замечание: воду таскать тоже надо уметь, чтобы не расплескать!) Самонадеянно говорит, что возик скатим, а не свезем)

Вопрос: что вышло на деле?

(телега раскатилась, конь помчал и упал БУХ в канаву. В итоге – потеря среди «горшков» Интересное слово БУХ привносит в текст некую иронию.)

Рефлексивный этап.
З ачитываем еще раз главные слова в басне (мораль=идея) – запишем ее в тетради!

Ответьте на вопросы:

В каких жизненных ситуациях можно использовать слова этого морального вывода?
-Какой герой понравился больше?

На чьей стороне вы как читатели?
-На чьей стороне автор?

Аналитический этап.
– Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались?
-Что понравилось и запомнилось больше всего?

Домашнее задание для всех : выучить басню наизусть.

Доп.задание: вспомните русские пословицы и поговорки, связанные с моралью басни.

Спец.задание : нарисовать понравившегося героя.

Крылов И — Две бочки (басня чит

Две Бочки ехали; одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая — себе без шуму и шажком
Плетется,
Другая вскачь несется;

От ней по мостовой и стукотня, и гром,
И пыль столбом;
Прохожий к стороне скорей от страху жмется,
10 Ее заслышавши издалека.
Но как та Бочка ни громка,
А польза в ней не так, как в первой, велика.

Кто про свои дела кричит всем без умо́лку,
В том, верно, мало толку,
Кто де́лов истинно,— тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму.

читает Олег Ефремов

ЕФРЕМОВ Олег Николаевич
01.10.1927, Москва — 24.05.2000, Москва
Актер, режиссер, сценарист
Народный артист СССР (1976)

Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

Две Бочки — Басня Крылова

Две Бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шуму и шажком
Плетется,
Другая, вскачь несется;
От ней по мостовой и стукотня, и гром,
И пыль столбом;
Прохожий к стороне скорей от страху жмется,
Ее заслышавши издалека
Но как та Бочка ни громка,
А польза в ней не так, как в первой, велика.

Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
Кто делов истинно, — тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму.

Мораль басни «Две бочки»

Мораль басни раскрывают нам строки последнего четверостишья, подчеркивая, что тот, кто совершает поистине добрые и значимые поступки чаще всего делает это тихо, без лишней рекламы в свой адрес.

А вот «шум» и громкие слова отнюдь не всегда служат сопровождением хороших поступков. Чаще всего они заменяют их, и не имеют под собой реальных фактов.

Да оно и верно – добрые дела не нуждаются в рекламе, они, как правило, совершаются вовсе не с целью прославиться, а ради пользы, и неизменно найдут своих почитателей, а тот, кто ничего на деле не совершает как раз и хочет славы и разговоров вокруг себя, чтобы «грохотом» заполнить пустоту и создать эффект деятельности.

Две бочки басня крылова

Басня согласно определению из словаря &#151 это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг.. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Чтобы понять, что нового внес И. А. Крылов в басенный жанр, обратимся сначала к тому, что использовал он из опыта своих предшественников.

Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, &#151 такие как лиса, медведь, заяц, волк. Каждый из Них был заведомо наделен определенной чертой характера. Прием аллегории использовали классицисты, например, в одах. Крылов соединил опыт использования этого приема разными литературными жанрами в одно целое. Басенный муравей &#151 олицетворение трудолюбия («Стрекоза и муравей»), свинья &#151 невежества («Свинья под дубом»), ягненок &#151 кротости, как «Агнец Божий» («Волк и ягненок»).

Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль &#151 они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Басни Крылова имеют не только бытовой характер, чисто бытовыми можно назвать лишь некоторые из них.

У Крылова есть исторические и социальные басни, в которых образы животных получают совсем другое назначение. Прежде всего эти басни также высмеивают людские пороки через аллегорические образы животных. Но во многих исторических баснях в персонажах животных угадывается уже целый характер, дается намек на определенного человека. Например, в басне «Воспитание Льва» Лев-отец &#151 не только воплощение силы, мужества. Он еще и царь зверей, это создает в басне определенный подтекст (имеется в виду воспитание Александра I швейцарцем Лагарпом). Лев-отец выступает здесь не только как грозный царь, но и как заботливый, но недалекий отец, который поручил воспитание своего сына птице, забыв о том, что царствовать-то сын будет над зверями. В образе льва-отца обрисован целый характер, со всеми его достоинствами и недостатками, а не одно лишь какое-нибудь свойство человеческой натуры.

В баснях «Волк на псарне» и «Щука и кот» уже можно говорить не столько об аллегории, сколько о метафоре. В этих двух баснях под образами волка и щуки подразумевается Наполеон. Можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал «на псарню» вместо «овчарни». Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображения конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи.

Образы животных у Крылова можно сравнить с образами животных в сказках Салтыкова-Щедрина, где подчас, не зная исторической подоплеки, трудно угадать назначение этого образа в произведении.

Теперь можно сделать вывод, что человек не отделим от своего социального положения, поэтому образы животных можно классифицировать как метафоры определенных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, «маленькие люди» также нашли, свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Например, в басне «Лев и барс», где лев и барс &#151 выходцы из высших слоев общества, лиса и кот &#151 из чиновничества. Сюда же можно отнести басню «Волк и ягненок». «У сильного всегда бессильный виноват», &#151 гласит мораль этой басни. Образ ягненка использован не только как «Агнец Божий» &#151 аллегория слабости и беззащитности. Этот образ еще и предстает как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников.

Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками (басня «Две собаки»), но и над самой опорой социальной лестницы &#151 государственными институтами, и для этого также используются образы животных. Примером может служить басня «Квартет», где пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые «Проказницей мартышкой, Ослом, Козлом И косолапым мишкой». Что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его главу поставлена даже не свора собак, а именно разные животные?

Итак, широко используемые Крыловым образы животных с разными характерами указывают на реалистическую основу крыловской басни. Реализм Крылова, связь его басен с народной основой придает его басням русский, национальный дух. Образы животных, которые подчас на иллюстрациях бывают изображены в русских национальных костюмах, несут в себе сатирическую типизацию черт русского национального характера.

Крылов использует прием индивидуализации речи персонажа. Баснописец вкладывает в уста животных отдельные элементы разговорной речи разных сословий того времени, например, в басне «Стрекоза и муравей» муравей говорит: «Кумушка, мне странно это», «Так поди же, попляши». Стоит обратить внимание и на ритмику этой басни. Образ попрыгуньи-стрекозы создается особым «прыгучим» размером &#151 хореем. Крылов также широко применяет звукопись для создания «звукового» образа животного. Например, в басне «Змея» инструментовка на шипящие звуки и «з», в басне «Мор зверей» повторение звуков «м», «у», «ы».

Ориентация Крылова на русскую разговорную речь наглядно проявилась в его баснях благодаря введению в них образа рассказчика. Повествование о действиях персонажей ведется в определенной манере, ясно различим личностный тон рассказчика с присущими ему формами и оборотами речи.

Вот «Лебедь, Рак да Щука», взявшись за дело, «из кожи лезут вон», вот «Механик пуще рвется», чтобы открыть Ларец, вот лягушка, захотевшая сравняться С Волом, вначале стала «топорщиться, пыхтеть», а затем «С натуги лопнула и &#151 околела». Бедняк, увидев Смерть, «оторопел». Моська появляется «отколе ни возьмись».

Встречаются баснях такие обороты: «зима катит в глаза», «с ним была плутовка такова». Язык рассказчика басен &#151 просторечно-фамильярный. Рассказчик как бы находится среди своих персонажей, говорит о них, как о знакомых, дает им прозвища: «попрыгунья-Стрекоза», «проказница Мартышка» , «Повар-грамотей», «механик-мудрец». Иногда в самих обращениях уже выражено отношение рассказчика: «мой бедный соловей», «бедный Фока мой», «мой хитрец» («Волк на псарне»).

Но приближение к персонажам не мешает давать им справедливую оценку: «Избави, Бог, и нас от этаких судей», «Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку». Бывает, что рассказчик принимает позу хитрого простачка: «Кто виноват из них, кто прав &#151 судить не нам, Да только воз и ныне там». Это как раз и есть то «веселое лукавство ума», о котором писал Пушкин.

Народные начала речи, звучащие в баснях Крылова, убедительно подтверждаются использованием в них пословиц и поговорок: «Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова». («Музыканты»).

То, что в языке басен Крылова растворились народные выражения, составляет одну его особенность. Другую представляет обратное явление. Многие выражения из басен стали восприниматься как пословицы. «А Васька слушает, да ест»; «А ларчик просто открывался»; «Слона-то я и не приметил»; «Соседушка, я сыт по горло», &#151 отпирается Фока. Мы живо представляем себе людей среднего сословия, их настроения и чувства.

Приемом речевых характеристик Крылов пользуется постоянно. Яркие примеры находим в баснях «Любопытный», «Кошка и Соловей», «Кот и Повар». Особенно мастерски передал Крылов слова Лисицы, выражающие тонкую лесть Вороне. Если сравнить разработку этого сюжета у Тредьяковского, Лафонтена, то последний пример наглядно продемонстрирует, что совершенствование басни шло именно по языковой, стилистической линии. В комплиментах Лисицы сквозит ирония. Иронией проникнуто авторское повествование. Это добавляет жизненности, создает условия для более трезвого вывода. Язык, речь героев действует на усложнение сюжета басни, это приводит к углублению ее смысла.

Часто встречающиеся в басне интонации устной речи ни в коей мере не выводят ее из области письменности, словесного искусства. Басни Крылова &#151 стихотворные произведения, на которые распространяются законы поэзии.

Читайте также:  Басня Крылова Ларчик

Разговорный язык басни способствует тому, что ее можно представить как маленькую комедию. Комизм ситуации часто дополняется комизмом языка. Непременное условие басни &#151 действие подчеркивается частыми глагольными рифмами. Рифма у Крылова несет смысловую нагрузку.

Две Бочки ехали, одна с вином,
Другая
Пустая.

Здесь рифма соединяет именно те слова, которые определяют предмет рассмотрения в басне. На ее примере покажем средства художественной выразительности языка Крылова. Рассказ представляет нам фантастическую картину: по городу едут сами по себе две бочки, одна &#151 плавно, другая &#151 несется и гремит. Если принять условность ситуации, то все выглядит вполне натурально: пыль столбом, прохожий жмется к стороне. Но во второй части басни прямо говорится о людях, которые «про свои дела кричат». Затем четко формулируется мораль: «Кто делов истинно &#151 тих часто на словах». И дальше: «Великий человек. думает свою он крепку думу Без шуму». Это «без шуму» точно повторяет слова из характеристики движения полной бочки, что устанавливает не только идейную, но и образную связь между ней и человеком деловым. Возвращаясь к началу рассказа, мы осмысляем его уже на другом уровне. Бочки оказываются условными предметами, обозначающими человеческие качества. Но это аллегорическое высказывание содержит дополнительный метафорический элемент, который мы осознаем после прочтения всей басни. Метафорическое значение пустой бочки в данном контексте осмысляется применительно к пустому человеку, болтуну. Вся басня построена на сопоставлениях.

В басне «Слон на воеводстве» метафора оказывается главным выразительным средством рассказа. Реализация ее буквального смысла создает движение и комизм басни.

На примере басни «Две Бочки» видна роль разностопного ямба, которым пользовался Крылов во всех своих баснях. В данном случае это выделение существенных моментов рассказа. С той же функцией мы встречаемся в баснях «Волк и Ягненок», «Крестьянин и Смерть», «Крестьяне и Река». Другими его функциями являются передача интонаций живой речи («Кот и Повар», «Обоз») и стремительного развития действия («Волк на псарне»).

Вольный ямб Крылова отражал жизненное разнообразие, представшее в его баснях. Оно сказалось еще в расширении жанровых границ басни. Так, в басне »Осел и Соловей» описание пения соловья дано языком, свойственным идиллии. Жуковский находил у Крылова «два стиха, которые не испортили бы никакого описания. в эпической поэме». Он же с восхищением отмечал его искусство изображения различных предметов. При описании мухи стихи «летают вместе с мухой». Стихи о медведе как бы тянутся, длинные слова передают медлительность и тяжесть медведя.

В своих баснях не забывал Крылов и звуковую сторону стихов. Возьмем, например, басню «Листы и Корни». Две части басни, соответствующие монологам Листов и Корней, подчеркиваются различным подбором звуков. Из восемнадцати стихов первой части только четыре не содержат звука «л», а в пяти стихах этот звук повторяется не по одному разу. Во второй части выделяются звуки «к», «р», «н», «п», «т». Противопоставление Листов и Корней дополнительно подчеркивается на фонетическом уровне. Так у Крылова и звуковой состав слова может нести смысловое значение.

Встречаются у Крылова, правда, не очень часто, такие речевые приемы, как сравнение и синекдоха. Например, в басне «Ворона и Курица»:

Тогда все жители, и малый и большой.
И вон из стен московских поднялися, Как из улья пчелиный рой.

Для характеристики языка басен Крылова можно еще указать факт употребления необычного названия обычных предметов. Так, в нескольких баснях Крылов вместо «Ворона» говорит «вещунья».

Все вышесказанное позволяет заключить, что великий баснописец решил задачу сочетания народных элементов со структурой поэтической речи, благодаря чему внес существенный вклад в формирование русского литературного языка и поднял русскую-басню на небывалую высоту.

Басня Крылова Две Бочки

Басня Крылова Две бочки — верх совершенства басенного жанра. Великолепный стиль изложения мысли и тонкий юмор — вот те качества, которые позволяют не просто читать басню Две бочки, но и впитывать многие житейские мудрости.

Басня Две Бочки читать

Две Бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шуму и шажком
Плетется,
Другая, вскачь несется;
От ней по мостовой и стукотня, и гром,
И пыль столбом;
Прохожий к стороне скорей от страху жмется,
Ее заслышавши издалека
Но как та Бочка ни громка,
А польза в ней не так, как в первой, велика.

Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
Кто делов истинно, — тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму.

Мораль басни Две Бочки

Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
Кто делов истинно, — тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму.

Басня Две Бочки — анализ

Басня Две бочки впервые была напечатана много лет назад, в далеком 1819 году. Две бочки символизируют двоих совершенно разных человек.

Бочка с вином едет туда, куда ей нужно, тихо и спокойно, не привлекая к себе совершенно никакого внимания. Пустая же бочка напротив, издаёт столько шума, что её слышно всем издалека. Пользы в пустой бочке значительно меньше, чем в полной, что её конечно же не устраивает. Основная мысль басни Крылова Две бочки — это пожалуй весь второй абзац из текста, который можно кратко передать следующими словами: «судить нужно не по словам, а по делам».

“По страницам басен”
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Что такое басня?Как возникли басни?

Кого называют баснописцами?

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_chteniya.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения “По страницам басен”

  1. Развивать творческие способности учащихся, память.
  2. Учить навыкам выразительного чтения.
  3. Воспитывать доброту, внимание, честность, чувство юмора, самокритичность учащихся. Прививать любовь к литературе.
  • портрет И.А. Крылова,
  • иллюстрации к басням,
  • выставка книг,
  • киносюжет “Памятник И.А. Крылову в Москве”,
  • карточки-лото.

1. Организационный момент.

2. Обобщение по теме.

У. Что такое басня?

Д. Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.

У. Как возникли басни?

Д. . Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп , который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.

У. Сегодняшний урок посвящен творчеству баснописцев. Кого называют баснописцами?

Д. Баснописцами называют создателей басен.

У. Что осуждают и высмеивают баснописцы?

Д. Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.

У. Что такое ирония?

Д. Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

У. В баснях используется аллегория. Что это такое?

Д. Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.

У. Всякая басня содержит мораль. Что это такое?

Д. Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.

У. На предыдущих уроках вы познакомились с новыми произведениями русских баснописцев. Давайте вспомним их имена. Для этого выполним задание-соответствие на с. 35 рабочей тетради.

(Соедините имена и отчества баснописцев с их фамилиями:

Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Хемницер, Александр Ефимович Измайлов, Иван Иванович Дмитриев, Лев Николаевич Толстой).

У. Расскажите о творчестве этих писателей.

Д. Иван Иванович Хемницер – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме (“Стрекоза”, “Друзья”).

Чтение басни “Друзья”.

Д. Александр Ефимович Измайлов – русский баснописец. Он был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А.Е. Измайлова любил А.С. Пушкин (“Кукушка”, “Лестница”).

Чтение басни “Кукушка”.

Д. Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Стихи, сказки и басни И.И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли “русским Лафонтеном”, по имени знаменитого французского баснописца, что являлось высшей похвалой для автора басен.

Чтение басни “Муха”.

Д. Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Его басни написаны в прозе.

Чтение басни “Стрекоза и муравьи”.

У. Особое место в русской литературе занимает творчество И.А. Крылова . Вот уже более 100 лет дети читают его басни. И вы знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья, смеялись над глупой вороной, которая поддалась на лесть Лисицы. Жалели бедного, маленького ягненка, возмущались злым, жадным волком.

И.А. Крылов был разносторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником. А.С. Пушкин высоко ценил И.А. Крылова и называл его “самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.

Язык басен И.А. Крылова прост и ясен. Стихи звучат как живой, непринужденный разговор. Баснописец так рассказывает о различных поучительных происшествиях, что читатель видит перед собой яркую живую сценку.

Давайте посмотрим одну из них.

Инсценировка басни И.А. Крылова “Квартет”.

У. Давайте и мы организуем свой оркестр.

У. Строки басен И.А. Крылова стали пословицами и поговорками. Послушайте некоторые из них. Узнав, из каких они басен, решите кроссворд:

Щуку бросили в реку (“Щука”).

А ларчик просто открывался (“Ларчик”).

Слона-то я и не приметил (“Любопытный”).

Как белка в колесе (“Белка”).

Все кажется в другом ошибкой нам (“Обоз”).

А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь (“Квартет”).

У. Сейчас мы поиграем в лото. Вы должны строчки, взятые из басни, закрыть карточкой с названием басни.

А)Да только воз и ныне там (“Лебедь, рак и щука”).

Б)Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой. (“Стрекоза и Муравей”).

В)Голодная кума – лиса залезла в сад (“Лиса и виноград”).

Г)У сильного всегда бессильный виноват. (“Волк и Ягненок”).

Д)Вперед чужой беде не смейся, Голубок! (“Чиж и Голубь”).

Е)Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье. (“Свинья под Дубом”).

Ж)Но, кажется, не прав и тот,
Кто поручил Ослу стеречь свой огород. (“Осел и Мужик”).

З)Щепотки волосков Лиса не пожалей –
Остался б хвост у ней. (“Лиса”).

Проверка выполнения. Оценка работы.

У. И. А. Крылов родился в Москве и в этом же городе ему поставлен памятник. Внимание на экран!

Демонстрация киносюжета “Памятник И.А. Крылову”.

У. Подведем итоги урока. Что мы узнаем из басен И.А. Крылова и других авторов, чему они учат?

Д. Басни высмеивают жадность и глупость, злобу и ложь. Учат доброте и справедливости, дружбе и порядочности.

4. Домашнее задание.

У. Сегодня на уроке мы закончили изучение басен русских баснописцев. Но я надеюсь, что они вам понравились, и вы, придя домой, захотите прочитать другие басни.

Дома выполните задания на с. 36 рабочей тетради

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соревнование двух команд по басням И.А. Крылова.

Обобщение знаний о жанре литературы – басне;сравнительный анализ басен по плану, чтение басен в лицах, работа по информационно – рабочим картам.

В статье представлена разработка поисковой игры “Знаменитые баснописцы” и материалы проведения игр по прочитанным басням Л.Н.Толстого, И.А.Крылова, С.В.Михалкова, рекомендуемые для работы в творческих.

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе по программе Занкова. Автор учебника – Чуракова. Может быть использован по другим программам. Сопровождением урока является презентация и м/ф “Лиса”.

Жизнь сюжетов древних басен во времени (поэтическая басняИ.А.Крылова «Ворона и лисица»).

Тип занятия – занятие – презентация. Педагогические технологии: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемно-диалогического обучения. Цели и задачи занятия: Образовательные.

Тема: Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа Жанр: басня Тип урока – Урок-презентация Место урока в системе уроков: 6 урок. Педагогические технологии.

Стояла лестница однажды у стены пословица. Стихотворение “лестница” измайлов александр ефимович

Изображение из еаизмайлов мораль басни лестница в пословице Закрыть

Войдите, чтобы оставить свой ответ

Подберите пословицу, которая выражает мораль басни измайлова лестница
Короткие басни Измайлова «Лестница» Стояла лестница однажды у стены

Подберите пословицу, которая выражает мораль этой басни. Запишите
Измайлов лестница подобрать пословицу, выражающую мораль басни
Какая мораль у басни «лестница » Измайлова, литература
Ответы какая пословица подходит к басне Крылова лестница
Мудрые басни Измайлова: список «Лестница»
Басня Измайлова Лестница Мораль басни
ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ

ZHYICHYIiRr dCHm vSILCAiCHiACI Pcsh YICHiLYIdYICHischC LIyibschrRiRf LiiischIdYICHiCHCm YIiRYImRIschriRCH iRYIschACHYICHICHCsch LiAIRCHfU FiSCCHyICH «gCRydMILischrd» C «OMYICH ciAAIschCH» i YOLiMdiCHiACSC ibdiSC, CH LIyibschrRiRI AYIRYILfU iYIYOCschC 17 CHYIICHCHfU SYILmAYICH. yiA iYIYIbiIR , CHfCHYIdf CHIbRIYCRIschrCHf: i bhIRYIS bibbICHCsch CH iYIdYOYIRYICHAI FACiiMIsch FRC RLiYOChIiACI iLYICiYIiRCHCm fschC, iAYILII CHiIYOYI, CHICyiIMCHf C iRLiCHCHYI, hRYI YICHC CHI ischbhCschCir LiCHrYI. P hiiRCHYIiRC, CHfmiCHCschYIir, hRYI CHIAYIRYILfI SYILiACI YImCyILf CHI yiCHiNR cIMdbCHiLYIdCHfI iLiCHCschi iLIdbiLIMdICHCm iRYIschACHYICHICHCm ibdYICH. 3 ZHYImLm 2017 CH 17:40 BLCRiCHiACI AYILiIschf CiibYOischCir AYICHAbLICHyCC yii yiiAiyi CHi CHYICHfI AYILischC RIUiYIddILMAC 3 ZHYImLm 2017 CH 16:16 3 ZHYImLm 2017 CH 15:11 3 ZHYImLm 2017 CH 13:15 3 ZHYImLm 2017 CH 13:03 3 ZHYImLm 2017 CH 12:39 3 ZHYImLm 2017 CH 10:04 3 ZHYImLm 2017 CH 9:35 3 ZHYImLm 2017 CH 9:05 2 ZHYImLm 2017 CH 19:06

Свою басню «Лестница» А.Е. Измайлов написал еще в 1815 году. К ней можно подобрать множество пословиц. Это говорит о том, что человеческий порок, гордыня, описанный в басне существовал задолго до написания басни и его можно встретить и среди наших современников. А пословицы такие: высоко летает, да где-то сядет; не плюй в колодец — пригодится воды напиться; спесивый высоко мостится, да низко садится; над другим посмеялся, над собою поплачешь; невелика спица в колеснице; не смейся, горох, над бобами: будешь и ты под ногами.
Источник: Рекомендуем посмотреть ещё:
Подберите пословицу, которая выражает мораль басни Измайлова «Лестница» Маски для волос лук мед коньяк ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ

Короткие басни Измайлова, написанные несколько столетий назад, актуальны в наши дни. Читая их, ни за что и не подумаешь, что автор этих великолепных произведений начинал творить ещё в XVIII веке. Как точно схвачены детали, как верно подмечены характеры, как удачно показаны нравы! Века проходят, но пороки остаются. «Лестница»
Стояла лестница однажды у стены.
Хотя ступени все между собой равны,
Но верхняя ступень пред нижними гордилась.
Шел мимо человек, на лестницу взглянул,
Схватил ее, перевернул –
И верхняя ступень внизу уж очутилась.
Так человек иной на вышине стоит,
Гордится – и глядишь: как раз наниз слетит.
Возьмем в пример Наполеона:
Как сатана с небес, так он слетел со трона.

На лире порвалась струна;
Обыкновенная была она.
Вот навязали вмиг другую,
Однако не простую,
А золотую!
И лира начала блистать.
Но стали как на ней играть,
Не та уже была гармония, что прежде.
Коль именитому невежде
Стул в Академии дадут –
Чего ждать тут?

Поставили на улице фонарь –
И уняли ночного вора. Плут секретарь
Остерегается прямого прокурора. То ль дело воровать впотьмах?
То ль дело командир, который не читает,
Не смыслит ничего в делах,
А подписью своей бумаги утверждает!
Хвала от всех воров, воришек – темноте,
Невежеству и глупой доброте.

Макарьевна уху сварила:
Десятка три ершей,
Налимов двух и двух лещей,
Со стерлядью большой в кастрюлю положила,
Да лучку, корешков – и соли не забыла.
Кондрата Козмича с хозяйкой пригласила
И дорогим гостям ушицу подает.
Отведали – но в душу им нейдет.
Что ж так? Проклятая, уху пересолила.
Иной остряк иль баловень-пиит
Уж так стихи свои пересолит,
Или, как говорят поэты-обезьяны:
Положит густо так румяны,
Что смысла не видать.
Охота же кому бессмыслицу читать!

Шли два прохожие по берегу морскому
И видят – устрица большая на песке
Лежит от них невдалеке.
«Смотри, вон устрица!» – сказал один другому,
А тот нагнулся уж и руку протянул.
Товарищ тут его толкнул
И говорит: «Пожалуй, не трудися,
Я подыму и сам, ведь устрица моя».
– «Да, как бы не твоя!»
– «Я указал тебе…» – «Что ты? Перекрестися!»
– «Конечно, первый я увидел…» – «Вот те раз!
И у меня остер, брат, глаз».
– «Пусть видел ты, а я так даже слышал носом».
Еще у них продлился б спор,
Когда б не подоспел судья к ним Миротвор.
Он начал с важностью по форме суд допросом,
Взял устрицу, открыл –
И проглотил.
«Ну, слушайте, – сказал, – теперь определенье:
По раковине вам дается во владенье;
Ступайте с миром по домам».
Все тяжбы выгодны лишь стряпчим да судьям!

Короткие басни Измайлова, написанные несколько столетий назад, актуальны в наши дни. Читая их, ни за что и не подумаешь, что автор этих великолепных произведений начинал творить ещё в XVIII веке. Как точно схвачены детали, как верно подмечены характеры, как удачно показаны нравы! Века проходят, но пороки остаются.

«Лестница»
Стояла лестница однажды у стены.
Хотя ступени все между собой равны,
Но верхняя ступень пред нижними гордилась.
Шел мимо человек, на лестницу взглянул,
Схватил ее, перевернул —
И верхняя ступень внизу уж очутилась.
Так человек иной на вышине стоит,
Гордится — и глядишь: как раз наниз слетит.
Возьмем в пример Наполеона:
Как сатана с небес, так он слетел со трона.

«Золотая струна»
На лире порвалась струна;
Обыкновенная была она.
Вот навязали вмиг другую,
Однако не простую,
А золотую!
И лира начала блистать.
Но стали как на ней играть,
Не та уже была гармония, что прежде.
Коль именитому невежде
Стул в Академии дадут —
Чего ждать тут?

«Фонарь»
Поставили на улице фонарь —
И уняли ночного вора.

Плут секретарь
Остерегается прямого прокурора.

То ль дело воровать впотьмах?
То ль дело командир, который не читает,
Не смыслит ничего в делах,
А подписью своей бумаги утверждает!
Хвала от всех воров, воришек — темноте,
Невежеству и глупой доброте.

«Макарьевнина уха»
Макарьевна уху сварила:
Десятка три ершей,
Налимов двух и двух лещей,
Со стерлядью большой в кастрюлю положила,
Да лучку, корешков — и соли не забыла.
Кондрата Козмича с хозяйкой пригласила
И дорогим гостям ушицу подает.
Отведали — но в душу им нейдет.
Что ж так? Проклятая, уху пересолила.
Иной остряк иль баловень-пиит
Уж так стихи свои пересолит,
Или, как говорят поэты-обезьяны:
Положит густо так румяны,
Что смысла не видать.
Охота же кому бессмыслицу читать!

«Устрица и двое прохожих»
Шли два прохожие по берегу морскому
И видят — устрица большая на песке
Лежит от них невдалеке.
«Смотри, вон устрица!» — сказал один другому,
А тот нагнулся уж и руку протянул.
Товарищ тут его толкнул
И говорит: «Пожалуй, не трудися,
Я подыму и сам, ведь устрица моя».
— «Да, как бы не твоя!»
— «Я указал тебе…» — «Что ты? Перекрестися!»
— «Конечно, первый я увидел…» — «Вот те раз!
И у меня остер, брат, глаз».
— «Пусть видел ты, а я так даже слышал носом».
Еще у них продлился б спор,
Когда б не подоспел судья к ним Миротвор.
Он начал с важностью по форме суд допросом,
Взял устрицу, открыл —
И проглотил.
«Ну, слушайте, — сказал, — теперь определенье:
По раковине вам дается во владенье;
Ступайте с миром по домам».
Все тяжбы выгодны лишь стряпчим да судьям!
Автор: А.Е. Измайлов

Стояла лестница однажды у стены.
Хотя ступени все между собой равны,
Но верхняя ступень пред нижними гордилась.
Шел мимо человек, на лестницу взглянул,
Схватил ее, перевернул —
И верхняя ступень внизу уж очутилась.
Так человек иной на вышине стоит,
Гордится — и глядишь: как раз наниз слетит.
Возьмем в пример Наполеона:
Как сатана с небес, так он слетел со трона.

Еще стихотворения:

  1. Маленькая комнатка под крышей, шаткие ступеньки, темень… Форточка, прищурясь глазом рыжим, мечет в потолок косые тени. Я крадусь, как вор, крадусь, как вор, а ступеньки начинают разговор про то да.
  2. Все каменней ступени, Все круче, круче всход. Желанье достижений Еще влечет вперед. Но думы безнадежней Под пылью долгих лет. Уверенности прежней В душе упорной — нет. Помедлив на мнгновенье, Бросаю.
  3. Она прошла по лестнице крутой С таким запасом сил неистощимых, Что было все вокруг нее тщетой,- И только ног высоких легкий вымах. Она прошла, когда была жара, С таким запасом.
  4. Так приближается удар За сладким, из-за ширмы лени, Во всеоружьи мутных чар Довольства и оцепененья. Стоит на мертвой точке час Не оттого ль, что он намечен, Что желчь моя не.
  5. Мир привык менять одежду, Что ни день — уже в другой, Так что нет различий между Господином и слугой. Показал толпе бумагу, Где печать и вензеля, И, глядишь, тебя, бродягу.
  6. В. Сосноре Я тихий карлик из дупла, лесовичок ночной. Я никому не сделал зла, но недовольны мной. Я пью росу, грызу орех, зеваю на луну. И все же очень страшный.
  7. Пусть будет небом верхняя строка, А во второй клубятся облака, На нижнюю сквозь третью дождик льется, И ловит капли детская рука.
  8. Желтый лист, осенний путь в дорогом краю… – Расскажи мне что-нибудь… – Я тебя люблю. Светит месяц в вышине, смотрит в жизнь мою… – Что ты знаешь обо мне? –.
  9. Незабываемый момент: Я в центре города не города, И предо мною монумент Неповторимый: Полюс Холода! Он деревянно-жестяной, Но самобытный и заслуженный, Мне говорит, что «жисть» иной Не мыслится в стране.
  10. — Прости, мой дорогой мерцовский экваториал! Слова Секки Здесь, в Риме, после долгого изгнанья, Седой, полуслепой, полуживой, Один среди небесного сиянья, Стоит он с непокрытой головой. Дыханье Рима — как.

Мудрые басни Измайлова: список

Когда читаешь басни А. Е. Измайлова, создается впечатление, что общаешься с современником – настолько точны и пронзительны детали его повествования. Сами по себе его тексты поучительны, приятны на слух, легко читаются и запоминаются. Список басен А. Е. Измайлова довольно обширен.

Эти тексты входят в обязательный минимум школьной программы. Это значит, что каждый ученик в определенном возрасте должен познакомиться с данным чудесным автором. Смысл его коротких поучительных историй понять несложно. Нужно только уметь слушать, читать между строк и настроить правильным образом индивидуальную работу мысли.

Басни Измайлова. Список

4 класс – это, во многих смыслах, особенный возраст. В это время дети учатся размышлять, составлять собственное мнение о предмете. Именно в этот момент им и предлагаются к изучению басни Измайлова. Список у разных учителей может отличаться.

Какие басни изучают в школе? Это следующие занимательные тексты: «Волк и журавль», «Два осла», «Исправление», «Кащей и лекарь», «Купец Брюханов», «Лгун», «Обманчивая наружность», «Скотское правосудие», «Служанка», «Умирающая собака», «Филин и чиж», «Черный кот», “Золотая струна”, “Лестница”, “Фонарь”, “Устрица и двое прохожих”. Рассмотрим значение четырех наиболее популярных историй.

«Золотая струна»

В басне речь идет о том, как на музыкальном инструменте порвалась струна, и ее заменили золотым аналогом. Сразу изменилось отношение к музыке, получалась совершенно другая игра. Но люди не замечали этого, ведь золото их ослепило.

Некоторые люди помимо всего прочего начинают испытывать ложное чувство гордости. И лишь упорный труд в достижении желаемого помогает не возгордиться от значимых достижений. Таковы басни Измайлова. Список помогает выделить лучшие тексты.

«Лестница»

В басне рассказывается, насколько сильно наказуемой может быть человеческая гордыня. Мы иногда по непонятной причине хвалимся перед обществом, считаем себя лучше других. Ближайшее окружение (те, кто находятся рядом), как правило, во многом соответствует нашим личностным показателям и возможностям. Это говорит о том, что люди с похожим потенциалом притягиваются один к другому.

В тексте басни рассказывается история о ступени лестницы, которая гордилась, что она верхняя. Но в один прекрасный день лестницу просто перевернули, и задиристая ступенька оказалась внизу.

Данный текст свидетельствует также о быстротечности жизни, доказывает тот факт, что все может измениться в любой момент. Как лестница переворачивается, так и события в нашей жизни изменяются в ту или иную сторону, тем самым ведя за собой положительные или отрицательные последствия для человека. Не нужно быть самодовольным гордецом, чтобы не попасть однажды в неловкую и глупую ситуацию.

«Фонарь»

Данная басня справедливо обличает человеческое невежество и желание скрыть свои темные поступки. Фонарь здесь выступает тем самым ярким лучом света, который направлен на выведение наружу всех плохих качеств характера и соответствующих намерений.

Когда человек живет только с желанием обогащения, то он неминуемо разрушает себя как личность. У него уже отсутствует стремление помогать другим людям, делать что-то хорошее в жизни, работать над собой, самосовершенствоваться.

Фонарь здесь выступает образом, который обнаруживает реальные недостатки в людях.

Хотя бы раз в жизни каждому человеку нужно прочитать басни Измайлова. Список можно составить самостоятельно, в произвольном порядке.

«Устрица и двое прохожих»

Данный текст великого баснописца обнаруживает в человеческом сердце жадность. Именно это качество характера заслоняет все собой, мешает проявиться милосердию и доброте. Как двое прохожих не могли поделить между собой устрицу и подняли большой спор о том, кому она достанется, так и люди иногда не желают слышать друг друга, а стремятся все делать с выгодой для себя.

Что может быть более поучительным и глубоким, чем басни Измайлова? Список этих текстов можно продолжать до бесконечности. Они яркие, оригинальные, содержательные и философские.

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Слон и Моська, басня Крылова

  • Волк и Мышонок, басня Крылова
  • Комар и Пастух, басня Крылова

Отзыв к басне Ивана Крылова «Слон и Моська»

Удивительно, но одной из самых известных басен поэта баснописца и публициста Ивана Андреевича Крылова «Слон и Моська», в прошлом году исполнилось 210 лет! Впервые читатель познакомился с этой саркастичной историей в журнале «Драматический вестник». Пережив множество переизданий, публикаций, экранизаций и озвучиваний, басня прочно вошла в школьные учебники, полюбившись детям и взрослым. Кроме того, красочные строки шуточного произведения переросли в известные цитаты, такие как «по улицам Слона водили» и «Моська, знать, сильна, раз лает на слона».

Содержание басни

Сюжет басни не оригинален – Крылов явно вдохновился притчей Александра Петровича Суморокова «Мышь и слон».
Однажды по городским улицам стали водить Слона. Ясное дело, диковинное заморское животное вызывало большой интерес у публики. Зеваки-горожане следовали за большим необычным зверем, разглядывая его с интересом. Но вдруг на Слона с громким пронзительным лаем бросилась маленькая собачка Моська. Кличка собаки будто подчёркивает её маленький ничтожный размер.

Собака лает, больше распаляясь, но Слон остаётся невозмутим. Проходящая собака (автор не даёт ей клички, просто указывая беспородность – шавка) удивляется и интересуется у Моськи, зачем та тратит свои силы, ведь слон даже не реагирует на её лай. На что маленькая собачка бесхитростно отвечает, что хочет слыть забиякой. Ведь для этого ничего не нужно будет делать: все вокруг увидят, что она кидается на Слона, столь огромное необычное животное, что все, наверняка, подумают какая она смелая и сильная.

Поучительный контекст

Маленькая по объёму басня, как обычно, рождает множество поучительных подтекстов, которые открываются и обрастают философскими мыслями, как только начинаешь глубже задумываться над этой милой сказкой.

Мораль №1. Конечно, через героев-зверей Крылов обращался к людям и их порокам. К сожаленью, очень часто никчемные, мелкие душой люди хотят казаться лучше, грознее, значимее, используя для этого внешний шум – нападая на других, развивая бурную, но глупую, не имеющую смысла деятельность. При этом хорошо, если умным гордым людям, которых олицетворяет Слон, хватаем мудрости не обращать на эти потуги никакого внимания.

Мораль №2. Не обладая особыми моральными и человеческими качествами, при этом осознавая собственную малозначимость, иные тяготеют хотя бы к тому, что бы внешне соответствовать избранному имиджу. И способы достижения этой цели не важны, пускай это даже будут пустые нападки на другого оппонента.

Мораль №3. Некоторые исследователи считают, что самым главным здесь является высмеивание того, как часто люди придают значение мнению окружающего общество. Что подумают о тебе, гораздо важнее того, чем ты являешься на самом деле.

Мораль №4. Неожиданная. Встречается и прямо противоположное мнение на этот ироничный рассказ. Этот вариант расшифровки морали не столь популярен, но всё же стоит справедливости ради его упомянуть. Моська выступает не отрицательным героем, а наоборот: смелая собачка не побоялась бросить вызов большому животному. Шансы победить в схватке со Слоном у неё равны нулю, но смело вступив с ним в схватку, она демонстрирует гордость и храбрость.

Как можно заметить, каждый находит в басне то, что хочет найти: кто-то осуждает бахвальство и пустое хвастовство, кто-то видит в героях антагонистов, олицетворяющих мудрость и глупость, а кто-то хвалит Моську за отчаянность.

Вот так в короткой форме, простом сюжете и через довольно милых героев, Крылов смог обличить сразу несколько пороков общества, которые, к сожаленью, будут вечны ибо прочно входят в природу человека.

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Слон и Моська» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Слон и Моська

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».
«Эх, эх! — ей Моська отвечает. —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»

Ссылка на основную публикацию