Басня Крылова Слон и Моська

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Слон и Моська, басня Крылова

Отзыв к басне Ивана Крылова «Слон и Моська»

Удивительно, но одной из самых известных басен поэта баснописца и публициста Ивана Андреевича Крылова «Слон и Моська», в прошлом году исполнилось 210 лет! Впервые читатель познакомился с этой саркастичной историей в журнале «Драматический вестник». Пережив множество переизданий, публикаций, экранизаций и озвучиваний, басня прочно вошла в школьные учебники, полюбившись детям и взрослым. Кроме того, красочные строки шуточного произведения переросли в известные цитаты, такие как «по улицам Слона водили» и «Моська, знать, сильна, раз лает на слона».

Содержание басни

Сюжет басни не оригинален – Крылов явно вдохновился притчей Александра Петровича Суморокова «Мышь и слон».
Однажды по городским улицам стали водить Слона. Ясное дело, диковинное заморское животное вызывало большой интерес у публики. Зеваки-горожане следовали за большим необычным зверем, разглядывая его с интересом. Но вдруг на Слона с громким пронзительным лаем бросилась маленькая собачка Моська. Кличка собаки будто подчёркивает её маленький ничтожный размер.

Собака лает, больше распаляясь, но Слон остаётся невозмутим. Проходящая собака (автор не даёт ей клички, просто указывая беспородность – шавка) удивляется и интересуется у Моськи, зачем та тратит свои силы, ведь слон даже не реагирует на её лай. На что маленькая собачка бесхитростно отвечает, что хочет слыть забиякой. Ведь для этого ничего не нужно будет делать: все вокруг увидят, что она кидается на Слона, столь огромное необычное животное, что все, наверняка, подумают какая она смелая и сильная.

Поучительный контекст

Маленькая по объёму басня, как обычно, рождает множество поучительных подтекстов, которые открываются и обрастают философскими мыслями, как только начинаешь глубже задумываться над этой милой сказкой.

Мораль №1. Конечно, через героев-зверей Крылов обращался к людям и их порокам. К сожаленью, очень часто никчемные, мелкие душой люди хотят казаться лучше, грознее, значимее, используя для этого внешний шум – нападая на других, развивая бурную, но глупую, не имеющую смысла деятельность. При этом хорошо, если умным гордым людям, которых олицетворяет Слон, хватаем мудрости не обращать на эти потуги никакого внимания.

Мораль №2. Не обладая особыми моральными и человеческими качествами, при этом осознавая собственную малозначимость, иные тяготеют хотя бы к тому, что бы внешне соответствовать избранному имиджу. И способы достижения этой цели не важны, пускай это даже будут пустые нападки на другого оппонента.

Мораль №3. Некоторые исследователи считают, что самым главным здесь является высмеивание того, как часто люди придают значение мнению окружающего общество. Что подумают о тебе, гораздо важнее того, чем ты являешься на самом деле.

Мораль №4. Неожиданная. Встречается и прямо противоположное мнение на этот ироничный рассказ. Этот вариант расшифровки морали не столь популярен, но всё же стоит справедливости ради его упомянуть. Моська выступает не отрицательным героем, а наоборот: смелая собачка не побоялась бросить вызов большому животному. Шансы победить в схватке со Слоном у неё равны нулю, но смело вступив с ним в схватку, она демонстрирует гордость и храбрость.

Как можно заметить, каждый находит в басне то, что хочет найти: кто-то осуждает бахвальство и пустое хвастовство, кто-то видит в героях антагонистов, олицетворяющих мудрость и глупость, а кто-то хвалит Моську за отчаянность.

Вот так в короткой форме, простом сюжете и через довольно милых героев, Крылов смог обличить сразу несколько пороков общества, которые, к сожаленью, будут вечны ибо прочно входят в природу человека.

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Слон и Моська» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Слон и Моська

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».
«Эх, эх! — ей Моська отвечает. —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»

Слон и моська басня Крылова

Содержание страницы:

Слон и моська басня Крылова. По улица водили Слона напоказ, за ним ходили толпы зевак. Тут выбежала Маленькая Моська и начала громко лаять на Слона. Она визжала, лезла с ним в драку, но тот не обращал на нее никакого внимания. Другие собаки Моське говорят, что надо перестать лаять, ведь от этого совсем нет толку.

Но Моська отвечает, что она это делает, чтобы про нее все думали, что она сильна, раз лает на Слона. Читайте еще: Пословицы про семью.

Басня Слон и Моська

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться, —
Ей Шавка говорит, — тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. —
«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»

Мораль басни Слон и Моська

Мораль басни состоит в том, что, сколько шуму вокруг себя ни создавай, это не поможет получить уважение окружающих. Нужно выбирать себе равного соперника, а не поступать подобно мелкой Моське, которая облаивала огромного слона. Нередко такое случается и в обыденной жизни.

Один пытается обесценить достижения другого, или оклеветать его, чтобы тем самым представить себя сильным и благородным в глазах окружающих. Однако это никак не повлияет на объект сплетен, насмешек или клеветы – он будет продолжать двигаться дальше, подобно огромному слону, для которого мелкой собачонки попросту не существует.

Биография Крылова

И.А. Крылов великий человек, который обладал прекрасным поэтическим талантом, был настоящим мастером драматического произведения, являлся великим публицистом и издателем, но вошел в современную литературу как великий и самый известный во все времена баснописец.

Его великое творческое наследие собрало огромное количество трагедии и комедий, насчитано порядка 236 басен, которые собраны в 9-ти сборниках его книг.

Детские и юношеские годы

Крылов был рожден 2 февраля 1769 года в городе Москва. Его отец был военным и, конечно же, высоких доходов они не имели.

По исполнении мальчику шестилетия, его отца Андрея переводят в Тверь, того велела служба и долг перед родиной. Именно здесь семейство продолжает свое жалкое существование, а по итогу, и вовсе теряет единственного кормильца. Погибает отец Ивана.

Учитывая не только их переезд, но и достаточно низкий уровень дохода, у Ивана нет ни малейшей возможности окончить ранее начатое московское образование. Но даже это не смогло помешать великому человеку, получить немалые знания, да плюс ко всему стать одним из просвещенных людей своего времени.

Это произошло только благодаря тому, что юноша сам стремился к чему-то новому и высокому, он очень любил читать, налету схватывал иностранные языки, интересовался наукой. Все эти ремесла будущий поэт и баснописец осваивал самостоятельно. Он занимался саморазвитием, что и помогло ему в будущем.

Драматургия

Не менее значимой школой жизни великого баснописца стал и простой народ. Будущий писатель с огромным удовольствием присутствовал на всевозможных народных гуляниях, постоянно развлекался и неоднократно принимал активное участие в многочисленных уличных боях.

Именно здесь он черпал различные перлы мудрости народа. Искрометный юмор простого российского мужика, достаточно просторечивые выражения, все это позднее станет основой его басен, которые полюбились в его время и пользуются огромной популярностью на сегодняшний день.

Читайте также:  Басня Крылова Бумажный змей

В 1782 году все семейство писателя переезжает в Петербург, где сам Иван заступает на службу. Но, такой вид деятельности совершенно не удовлетворял огромные амбиции парня. На то время появились очень модные театральные веяния, которыми не мог не увлечься поэт.

Именно сейчас он начинает себя активно проявлять в написании тех или иных драматических произведений, которые включают в себя написание многочисленных комедий, трагедий и даже, оперных либретто.

Его творчество заинтересовала критиков современности его времени. Высокой оценки они, конечно, не поставили, но дали огромный толчок к будущему творчеству.

Издание

Писатель потерпел некоторые неудачи на драматургическом поприще, но это вовсе не остановило столь амбициозного молодого человека, который всегда стремился к лучшему, чему-то более высокому и вечному. Автор приступает к ежемесячному сатирическому издательству под названием «Почта духов». Прошло 8 месяцев, и к огромному сожалению, издательство журнала прекратилось.

В 1797 году Иван поступает на службу к одному из князей, заняв должность учителя и личного секретаря. Кончено же, при этом он не отступает от своих желаний и продолжает трудиться над написанием поэтических и драматических произведений. Читайте еще: Пословицы о хлебе.

В 1805 году он решил отправить на рассмотрение свой первый басенный сборник одному из известнейших на то время критиков, самому И.И. Дмитриеву, который по достоинству оценил труды Крылова и утвердил, что это и является его истинным предназначением. Благодаря этому человеку, в историю литературы вошел великий баснописец, любимый и сегодня.

Умер И.А. Крылов 9 ноября 1844 года. Причиной смерти стало двустороннее воспаление легких.

Басня Крылова Слон и Моська

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или “читалке”.

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Неизвестно
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Иван Сусанин
читают сейчас

Я встретил вас – и все был.
1 минуту назад

Темные аллеи
1 минуту назад

Солнце всходит и заходит.
1 минуту назад

Неизвестно
1 минуту назад

Неизвестно
1 минуту назад

Прекрасны вы, поля земли р.
1 минуту назад

Слон и Моська — басня Крылова

По улица водили Слона напоказ, за ним ходили толпы зевак. Тут выбежала Маленькая Моська и начала громко лаять на Слона. Она визжала, лезла с ним в драку, но тот не обращал на нее никакого внимания. Другие собаки Моське говорят, что надо перестать лаять, ведь от этого совсем нет толку. Но Моська отвечает, что она это делает, чтобы про нее все думали, что она сильна, раз лает на Слона.

Читать басню Слон и Моська онлайн

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей Шавка говорит, — тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. —
«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»

(Илл. Ирины Петелиной)

Мораль басни Слон и Моська

Хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум. Несуразны и смешны средства достижения цели Моськи, недальновидны и собаки, находящиеся рядом с Моськой, принимающие её выходки за чистую монету. Уловки Моськи направлены именно на них, собак, а не на Слона. Люди, подобные Моське, могут создать вокруг себя ажиотаж, но умные разберутся, что за этим стоит.

Пожалуйста, оцените произведение

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 1686 раз(а)

Другие басни Крылова

Орел и Крот — басня Крылова

Орел с Орлицей, прилетев в из далекой стороны, решили свить гнездо на большом дубе и вырастить здесь детей. Тут вылез из норки Крот и сказал Орлу, что корни у дуба уже гнилые…

Крестьянин и Лисица — басня Крылова

Крестьянин, встретив Лисицу, стал объяснять ей, что она очень плохо поступает, воруя кур в деревне. При этом она каждый раз рискует своей жизнью. Лиса ему в ответ говорит, что ей самой это…

Обоз — басня Крылова

Шел обоз с горшками и надо было скатиться с горы. Хозяин оставил всех дожидаться на горе, а сам взял один воз и стал потихоньку спускаться. Конь был опытный и сдерживал напирающий на…

Все басни Крылова

Рекомендуем Вам прочитать

Щука — басня Крылова

На Щуку написали донос, что от нее в реке не стало житья! Ее вызвали на суд, судьями же были два Осла, две Клячи старые и два иль три Козла. Прокурором была Лиса.…

Медведь в сетях — басня Крылова

Медведь попался в охотничью сеть и никак не может вырваться: кругом ружья, рогатины, собаки. Тогда он решил схитрить и поговорить с ловцом: за что тот хочет его головы, ведь Медведь совсем не…

Лисица и виноград — басня Крылова

Голодная Лиса залезла в сад, увидала кисти винограда и решила полакомиться им. Но виноград висел высоко и как она ни пыталась, ей не удалось сорвать ни одной ягодки. Тогда она сказала, что…

И.А. Крылов. “Слон и Моська”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська” И.Крылова.

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;
  • Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;
  • Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

– Урок литературного чтения, но прежде, чем его начнём, хотелось бы узнать какое у вас настроение.
– Покажите ту полоску, которая соответствует вашему настроению.

(На партах лежат полоски-“настроения” двух видов. Зелёная – настроение радостное, весёлое. Красная – тревожное…)

– Рада, что у многих ребят хорошее настроение, надеюсь, что наш урок улучшит настроение другим ребятам.

2. Актуализация знаний.

1. Знакомство с баснописцем.

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

– Посмотрите внимательно на экран.
– Чей портрет вы видите? (Портрет И. А. Крылова.)

Учитель: Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века.

Что волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать.

– Мои помощники на уроке ……….Они познакомят нас с краткой биографией И. А. Крылова.

1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

– Вам знакомы произведения И.А. Крылова?
Давайте вместе с вами вспомним их.

“Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
На ель ворона взгромоздясь
Позавтракать было совсем
Уж собралась…

“Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись….

“Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала….

3. Проблемный вопрос.

Как вы считаете, к какому литературному жанру относится эти произведения?

– Что такое басня?
– Трудно ответить на этот вопрос? Я вам постараюсь помочь.

Мораль – это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль басни.

По словарю Ожегова прочитает определение, что такое басня?…

Слайд…Басня – краткий нравоучительный рассказ, в котором персонажами являются люди, животные .

Нравоучительный рассказ-это рассказ в котором есть поучение, внушение нравственных правил.

– Важно ли соблюдать нравственные правила?

(Общепринятые правила поведения в обществе…Да, но Крылов жил в 19 веке , а мы живём в 21.)

4. Постановка проблемного вопроса:

Почему мы до сих пор читаем , заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?

5. Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова.
Разбейте их на две группы.
Работа в парах.

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.

(Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, , , трудолюбие, хвастовство.)

Учитель Посмотрев, вашу работу, со многими я согласна .
Проверим , как вы разделили слова на 2 группы.

Высмеивает
ложь
глупость
жадность
хитрость
лесть
Одобряет
доброта
правдивость
храбрость

трудолюбие

Оцените свою работу.

– Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?

(Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)

– Эти слова будут помощниками для следующего задания.

Слайд “Стрекоза и муравей”.
– Какие недостатки высмеивает баснописец? (лень,

Слайд. Подберите пословицу к этой басне.…….

1. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

2. Делу время, потехе – час.

3. Один за всех – и все за одного.

Слайд . (Ворона и лисица).

Какие недостатки высмеивает Крылов? (Лесть, глупость.) (Ворона поверила ей, она смешна, глупа. Лисица заискивает с ней, хитрит.)

4. Басня “Лебедь, щука и рак”

Чему учит эта басня? (Быть дружными , должна быть одна цель. )

Вы хорошо потрудились, предлагаю дружно отдохнуть.

Послушайте условие. Если вы услышите строки, принадлежащие баснописцу И.А.Крылову , а именно мораль басни , то хлопните в ладошки один раз (над головой. ) Если вы услышали строки принадлежащему другому автору – присядьте на стульчик.

Условия понятны? Будьте внимательны!

  1. “Видит око, да зуб неймет”? (Лисица и виноград.)
  2. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок
  3. Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму.
    (Л.Н.Толстой “Стрекоза и Муравьи”)
  4. “У сильного всегда бессильный виноват.”
  5. “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт….
  6. Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретившись с ним, нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива.
    (Эзоп. “Лисица и лев”.)

Молодцы, были очень внимательны.

7. Знакомство с басней “Слон и Моська”

Учитель. Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. “Слон и Моська”.

– Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня?

Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

– Оправдались ли ваши предположения о содержании басни?

Встретились ли вам незнакомые слова?
– Объясните значение данных слов.

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление

Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно.

Чтение басни учащимися по цепочке.

– Где происходит действие?

Кто изображён на иллюстрации?

Дети. Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.

Учитель. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.

1. Назовите действующих лиц басни.

2. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)

3. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)

4. Какой вы представляете Моську? А слона?

5. Какой вы представляете Шавку?

6. Найдите в тексте и прочитайте ,что посоветовала Шавка Моське?

7 .За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….)

8. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..

9. Что высмеивает И.А. Крылов в басне?

Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона.

Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.

Учитель. Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание

Чтение мастером художественного слова.

– Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова Ильинский.
– Послушайте внимательно с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

Заметили разницу при чтении?

Чтение по ролям.

Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям.

– Сколько нужно человек для чтения? (3)
– Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
– Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)

Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!”?

(– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

– Чему учат басни? Назовите положительные качества……..

Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

  1. Выучить басню Крылова “Слон и Моська”
  2. Дополнительное задание.(по желанию)

– Покажите, ребята, какое у вас сейчас настроение? Урок окончен.

Крылов Иван басня Слон и Моська

Читательский дневник по басне Ивана Крылова ” Слон и Моська”

Автор: Иван Крылов

Название произведения: “Слон и Моська”

Число страниц: 2.

Жанр произведения: басня.

Главные герои: собака – Моська, Слон, другая собака – Шавка.

Характеристика главных героев:

Слон – спокойный и огромный.

Не обратил внимание на маленькую шавку.

Моська – находчивый, ловкий и громкий.

Добивался того, чтоб другие его зауважали за бесстрашие перед слоном.

Краткое содержание басни “Слон и Моська” для читательского дневника

По улицам города решили провести Слона.

Огромное животное вызвало большой поток внимания к себе.

Все жители хотели посмотреть на тропического зверя.

За Слоном ходили толпы людей.

На встречу ему вышла маленькая собака по имени Моська.

У нее были серьёзные намерения – начать поединок с огромным животным.

Она начала громка лаять и бросаться на Слона.

Собачка путалась под ногами животного, преграждала ему путь и продолжала громко и отчаянно лаять.

Неподалеку стояла другая собака – Шавка, и возразила Моське, что так вести себя негоже.

Вызов Моськи Слон проигнорировал и потопал дальше.

Кидая взгляд на уходящего Слона, собака поняла, что не сможет победить его.

Моська возразила другой собаке.

И тут Шавка поняла, почему маленькая Моська стала агрессивно вести себя по отношению к Слону.

Она не хотела сражения, она хотела стать знаменитой.

Ведь без драки ее посчитают злой и бесстрашной забиякой, поймут, что она сильная и ничего не боится.

А о ее силе и нраву будут говорить все собаки вокруг.

План для пересказа басни

1. Прогулка Слона по улицам города.

2. Встреча Слона с Моськой.

3. Неравный бой собаки с огромным животным.

4. Диалог Моськи и Шавки.

5. Цель лая Моськи на Слона.

Детский рисунок-иллюстрация басни “Слон и Моська”

Синквейн про слона.

Идет, виляет, улыбается.

Безразличен к лаю, шуму.

Синквейн про Моську

Громкая, маленькая, смелая.

Хочет казаться бесстрашной и отважной для других.

Главная мысль басни “Слон и Моська”

Иван Крылов не вложил мораль в басню, как и в другие свои произведения.

Басня Крылова рассказывает нам об огромной силе воли Моськи, которая бесстрашно лаяла на огромного Слона.

С другой стороны, произведение Крылова показывает нам целеустремленность, неподвластность мнению и обстоятельствам, огромную силу духа персонажа Слона.

Чему учит произведение

Прочитав басню, можно понять, что писатель рассказывает о людях, которые хотят добиться признания, имитируя вокруг себя бурные действия.

Со стороны это всегда кажется нелепо и бессмысленно, и вовсе не характеризует такого человека, как сильного и смелого, а наоборот.

А у Слона можно поучиться спокойствия и целеустремленности.

Слон учит нас не обращать внимание на неудачи, на людей, которые хотят выделиться из толпы за счет других.

Необходимо двигаться только вперед, не обращая внимание на тех, кто мешает и вставляет палки в колёса на нашем пути.

Краткий отзыв по басне “Слон и Моська” для читательского дневника

Басня “Слон и Моська” Ивана Крылова мне очень понравилась.

Писатель тонко и точно подметил характер главных героев.

Но произведение мне понравилось не только увлекательным сюжетом, но и уроком, который я вынес из него.

Оказывается, у каждой ситуации есть две стороны: кто-то оценит тебя по доброму, а кто-то твой поступок расценит смешным и жалким.

Но главное, что цель каждого нашего действия знаем только мы сами, а то, что подумают люди – это не важно.

Отрывок из басни, поразивший меня больше всего:

“Ай, Моська! знать, она сильна,

Пословицы к басне “Слон и Моська”

Крылатым выражением басни Крылова стала конечная строчка: “Знать она сильна, что лает на Слона”.

“Собака лает, караван идет”.

“Вольно собаке и на небо лаять”.

“Не пори, когда шить не умеешь”.

Неизвестные слова и их значения:

Зевака – человек, который слоняется по улицам без дела.

Забияка – человек, провоцирующий ссору.

Диковинка – странный предмет или явление.

Еще читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Читайте также:  Басня Крылова Слон на воеводстве
Ссылка на основную публикацию