Басня Крылова Слон и Моська

Басни (Крылов И. А., 1825)

По улицам Слона водили,

Как видно напоказ —

Известно, что Слоны в диковинку у нас —

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться»,

Ей шавка говорит: «тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт

И лаю твоего совсем не примечает». —

«Эх, эх!» ей Моська отвечает:

«Вот то́-то мне и духу придаёт,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!»

Оглавление

  • ***
  • Ворона и Лисица
  • Дуб и Трость
  • Ларчик
  • Лягушка и Вол
  • Волк и Ягнёнок
  • Обезьяны
  • Синица
  • Мартышка и Очки
  • Орёл и куры
  • Бочка
  • Волк на псарне
  • Ручей
  • Прохожие и Собаки
  • Стрекоза и Муравей
  • Лжец
  • Орёл и Пчела
  • Заяц на ловле
  • Щука и Кот
  • Волк и Кукушка
  • Петух и жемчужное зерно
  • Крестьянин и Работник
  • Обоз
  • Слон на воеводстве
  • Осёл и соловей
  • Откупщик и Сапожник
  • Хозяин и Мыши
  • Слон и Моська
  • Волк и Волчонок
  • Обезьяна
  • Кот и Повар
  • Лев и Комар
  • Крестьянин и Лисица
  • Воспитание Льва
  • Дерево
  • Гуси
  • Свинья
  • Муха и дорожные
  • Орёл и Паук
  • Собака
  • Квартет
  • Листы и Корни
  • Волк и Лисица
  • Бумажный змей
  • Лебедь, Щука и Рак
  • Скворец
  • Пруд и Река
  • Тришкин кафтан
  • Механик
  • Пожар и Алмаз
  • Пустынник и Медведь
  • Цветы
  • Крестьянин и Змея
  • Крестьянин и Разбойник
  • Любопытный
  • Лев на ловле
  • Конь и Всадник
  • Мирская сходка
  • Демьянова уха
  • Мышь и Крыса
  • Чиж и Голубь
  • Медведь у пчёл
  • Зеркало и Обезьяна
  • Комар и Пастух
  • Рыцарь
  • Тень и человек
  • Крестьянин и Топор
  • Лев и Волк
  • Ворона
  • Лиса-строитель
  • Волк и Кот
  • Волк и Пастухи
  • Кукушка и Горлинка
  • Гребень
  • Скупой и Курица
  • Две бочки
  • Мальчик и Змея
  • Пловец и Море
  • Осёл и Мужик
  • Волк и Журавль
  • Пчела и Мухи
  • Муравей
  • Пастух и море
  • Крестьянин и Змея
  • Лисица и виноград
  • Овцы и Собаки
  • Колос
  • Похороны
  • Трудолюбивый медведь
  • Два мальчика
  • Совет Мышей
  • Пастух
  • Мельник
  • Булыжник и Алмаз
  • Мальчик и Червяк
  • Мот и Ласточка
  • Свинья под Дубом
  • Паук и Пчела
  • Котёл и Горшок
  • Котёнок и Скворец
  • Две собаки
  • Кошка и Соловей
  • Рыбья пляска
  • Крестьянин и Лошадь
  • Белка
  • Кукушка и Орёл
  • Щука
  • Белка
  • Мыши
  • Лиса
  • Волки и Овцы
  • Лисица и Осёл
  • Крестьянин и Собака
  • Лев и Мышь
  • Кукушка и Петух

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Слон и моська басня Крылова

Содержание страницы:

Слон и моська басня Крылова. По улица водили Слона напоказ, за ним ходили толпы зевак. Тут выбежала Маленькая Моська и начала громко лаять на Слона. Она визжала, лезла с ним в драку, но тот не обращал на нее никакого внимания. Другие собаки Моське говорят, что надо перестать лаять, ведь от этого совсем нет толку.

Но Моська отвечает, что она это делает, чтобы про нее все думали, что она сильна, раз лает на Слона. Читайте еще: Пословицы про семью.

Басня Слон и Моська

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться, —
Ей Шавка говорит, — тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. —
«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»

Мораль басни Слон и Моська

Мораль басни состоит в том, что, сколько шуму вокруг себя ни создавай, это не поможет получить уважение окружающих. Нужно выбирать себе равного соперника, а не поступать подобно мелкой Моське, которая облаивала огромного слона. Нередко такое случается и в обыденной жизни.

Один пытается обесценить достижения другого, или оклеветать его, чтобы тем самым представить себя сильным и благородным в глазах окружающих. Однако это никак не повлияет на объект сплетен, насмешек или клеветы – он будет продолжать двигаться дальше, подобно огромному слону, для которого мелкой собачонки попросту не существует.

Биография Крылова

И.А. Крылов великий человек, который обладал прекрасным поэтическим талантом, был настоящим мастером драматического произведения, являлся великим публицистом и издателем, но вошел в современную литературу как великий и самый известный во все времена баснописец.

Его великое творческое наследие собрало огромное количество трагедии и комедий, насчитано порядка 236 басен, которые собраны в 9-ти сборниках его книг.

Детские и юношеские годы

Крылов был рожден 2 февраля 1769 года в городе Москва. Его отец был военным и, конечно же, высоких доходов они не имели.

По исполнении мальчику шестилетия, его отца Андрея переводят в Тверь, того велела служба и долг перед родиной. Именно здесь семейство продолжает свое жалкое существование, а по итогу, и вовсе теряет единственного кормильца. Погибает отец Ивана.

Учитывая не только их переезд, но и достаточно низкий уровень дохода, у Ивана нет ни малейшей возможности окончить ранее начатое московское образование. Но даже это не смогло помешать великому человеку, получить немалые знания, да плюс ко всему стать одним из просвещенных людей своего времени.

Это произошло только благодаря тому, что юноша сам стремился к чему-то новому и высокому, он очень любил читать, налету схватывал иностранные языки, интересовался наукой. Все эти ремесла будущий поэт и баснописец осваивал самостоятельно. Он занимался саморазвитием, что и помогло ему в будущем.

Драматургия

Не менее значимой школой жизни великого баснописца стал и простой народ. Будущий писатель с огромным удовольствием присутствовал на всевозможных народных гуляниях, постоянно развлекался и неоднократно принимал активное участие в многочисленных уличных боях.

Именно здесь он черпал различные перлы мудрости народа. Искрометный юмор простого российского мужика, достаточно просторечивые выражения, все это позднее станет основой его басен, которые полюбились в его время и пользуются огромной популярностью на сегодняшний день.

В 1782 году все семейство писателя переезжает в Петербург, где сам Иван заступает на службу. Но, такой вид деятельности совершенно не удовлетворял огромные амбиции парня. На то время появились очень модные театральные веяния, которыми не мог не увлечься поэт.

Именно сейчас он начинает себя активно проявлять в написании тех или иных драматических произведений, которые включают в себя написание многочисленных комедий, трагедий и даже, оперных либретто.

Его творчество заинтересовала критиков современности его времени. Высокой оценки они, конечно, не поставили, но дали огромный толчок к будущему творчеству.

Издание

Писатель потерпел некоторые неудачи на драматургическом поприще, но это вовсе не остановило столь амбициозного молодого человека, который всегда стремился к лучшему, чему-то более высокому и вечному. Автор приступает к ежемесячному сатирическому издательству под названием «Почта духов». Прошло 8 месяцев, и к огромному сожалению, издательство журнала прекратилось.

В 1797 году Иван поступает на службу к одному из князей, заняв должность учителя и личного секретаря. Кончено же, при этом он не отступает от своих желаний и продолжает трудиться над написанием поэтических и драматических произведений. Читайте еще: Пословицы о хлебе.

В 1805 году он решил отправить на рассмотрение свой первый басенный сборник одному из известнейших на то время критиков, самому И.И. Дмитриеву, который по достоинству оценил труды Крылова и утвердил, что это и является его истинным предназначением. Благодаря этому человеку, в историю литературы вошел великий баснописец, любимый и сегодня.

Умер И.А. Крылов 9 ноября 1844 года. Причиной смерти стало двустороннее воспаление легких.

Крылов Иван басня Слон и Моська

Читательский дневник по басне Ивана Крылова ” Слон и Моська”

Автор: Иван Крылов

Читайте также:  Басня Крылова Волк и Ягненок

Название произведения: “Слон и Моська”

Число страниц: 2.

Жанр произведения: басня.

Главные герои: собака — Моська, Слон, другая собака — Шавка.

Характеристика главных героев:

Слон — спокойный и огромный.

Не обратил внимание на маленькую шавку.

Моська — находчивый, ловкий и громкий.

Добивался того, чтоб другие его зауважали за бесстрашие перед слоном.

Краткое содержание басни “Слон и Моська” для читательского дневника

По улицам города решили провести Слона.

Огромное животное вызвало большой поток внимания к себе.

Все жители хотели посмотреть на тропического зверя.

За Слоном ходили толпы.

На встречу ему вышла маленькая собака по имени Моська.

У нее были серьёзные намерения — начать поединок с огромным животным.

Она начала громка лаять и бросаться на Слона.

Собачка путалась под ногами животного, преграждала ему путь и продолжала громко и отчаянно лаять.

Неподалеку стояла другая собака — Шавка, и возразила Моське, что так вести себя негоже.

Вызов Моськи Слон проигнорировал и потопал дальше.

Кидая взгляд на уходящего Слона, собака поняла, что не сможет победить его.

Моська возразила другой собаке.

И тут Шавка поняла, почему маленькая Моська стала агрессивно вести себя по отношению к Слону.

Она не хотела сражения, она хотела стать знаменитой.

Ведь без драки ее посчитают злой и бесстрашной забиякой, поймут, что она сильная и ничего не боится.

А о ее силе и нраву будут говорить все собаки вокруг.

План для пересказа басни

1. Прогулка Слона по улицам города.

2. Встреча Слона с Моськой.

3. Неравный бой собаки с огромным животным.

4. Диалог Моськи и Шавки.

5. Цель лая Моськи на Слона.

Рисунок — иллюстрация басни “Слон и Моська”

Синквейн про слона.

Идет, виляет, улыбается.

Безразличен к лаю, шуму.

Синквейн про Моську

Громкая, маленькая, смелая.

Хочет казаться бесстрашной и отважной для других.

Главная мысль басни “Слон и Моська”

Иван Крылов не вложил мораль в басню, как и в другие свои произведения.

Басня Крылова рассказывает нам об огромной силе воли Моськи, которая бесстрашно лаяла на огромного Слона.

С другой стороны, произведение Крылова показывает нам целеустремленность, неподвластность мнению и обстоятельствам, огромную силу духа персонажа Слона.

Чему учит произведение

Прочитав басню, можно понять, что писатель рассказывает о людях, которые хотят добиться признания, имитируя вокруг себя бурные действия.

Со стороны это всегда кажется нелепо и бессмысленно, и вовсе не характеризует такого человека, как сильного и смелого, а наоборот.

А у Слона можно поучиться спокойствия и целеустремленности.

Слон учит нас не обращать внимание на неудачи, на людей, которые хотят выделиться из толпы за счет других.

Необходимо двигаться только вперед, не обращая внимание на тех, кто мешает и вставляет палки в колёса на нашем пути.

Краткий отзыв по басне “Слон и Моська” для читательского дневника

Басня “Слон и Моська” Ивана Крылова мне очень понравилась.

Писатель тонко и точно подметил характер главных героев.

Но произведение мне понравилось не только увлекательным сюжетом, но и уроком, который я вынес из него.

Оказывается, у каждой ситуации есть две стороны: кто-то оценит тебя по-доброму, а кто-то твой поступок расценит смешным и жалким.

Но главное, что цель каждого нашего действия знаем только мы сами, а то, что подумают люди — это не важно.

Отрывок из басни, поразивший меня больше всего:

“Ай, Моська! знать, она сильна,

Пословицы к басне “Слон и Моська”

Крылатым выражением басни Крылова стала конечная строчка: “Знать она сильна, что лает на Слона”.

“Собака лает, караван идет”.

“Вольно собаке и на небо лаять”.

“Не пори, когда шить не умеешь”.

Неизвестные слова и их значения:

Зевака — человек, который слоняется по улицам без дела.

Забияка — человек, провоцирующий ссору.

Диковинка — странный предмет или явление.

Еще читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Мораль басни “Слон и Моська” Крылова (анализ, суть, смысл)

“Слон и моська”.
Рисунок М. М. Гужавина

Басня “Слон и Моська” Крылова была впервые опубликована в “Драматическом вестнике” за 1808 г. (вышел из печати не ранее конца марта 1809 г.). Время создания произведения неизвестно.

В этой статье представлены материалы о морали басни “Слон и Моська” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни “Слон и Моська” Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни “Слон и Моська” заключается в том, что нередко пустые, никчемные люди хотят казаться более значимыми в глазах окружающих. Для этого они нападают на хороших людей, спокойно идущих своей дорогой. При этом никчемные люди (Моськи) часто осознают свою ничтожность и пустоту, но пытаются заявить о себе хотя бы так. Умные люди (Слоны) стараются не обращаться внимания на нападки глупцов (Мосек), понимая их цель. Однако порой такие эпизоды все же омрачают жизнь достойных людей.

“Слон и Моська”.
Иллюстрация К. И. Рудакова

По мнению авторов книги “50 басен И. А. Крылова”, мораль басни “Слон и Моська” заключается в следующем:

“Великое дело – людская молва, и в общей молве редко нет правды, но это не значит, чтобы иногда и хорошего человека, спокойно идущего своей дорогой, не облаяли мелкие людишки. Из-за чего? Если бы они толково указывали: “Это не так, другое не так. потому и потому. “. Отчего не указать! Всякому честному, искреннему указанью, сделанному. из любви к общему благу, можно только порадоваться.

А вот лает подчас негодный человек, только чтобы себя показать. Таких задорных “брехунов” Крылов изобразил в виде Моськи в басне “Слон и Моська”.”

(книга “Пятьдесят басен И. А. Крылова” с поясн. и примеч., Санкт-Петербург, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Не имея в себе никаких достоинств, сами сознавая свое полное ничтожество, иные шумят, кричат, нагло нападают на действительную силу, будучи поощряемы тем, что могут делать это вполне безнаказанно, благодаря своему ничтожеству, и все лишь для того, чтобы другие сказали: “ай, Моська! знать, она сильна, что лает на слона!”. “ (Д. И. Тихомиров, “Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа” под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

“Слон и Моська”.
Иллюстрация К. И. Рудакова

Педагог В. И. Водовозов дает преподавателям следующие советы о том, как объяснять басню детям:

“. “Слон и Моська”. Она отличается довольно драматическим содержанием. Здесь мы находим очень полезную для детей насмешку над глупой запальчивостью, хвастовством и бесстыдным самохвальством. Заметим, что Моську представить довольно легко, но значение басни очень изменится, смотря по тому, кого вы будете разуметь под слоном. Если тут представлять одну грубую, материальную силу, то немного наставительного извлечете из басни.” (В. И. Водовозов, “О педагогическом значении басен Крылова”, 1862 г.)

Такова мораль басни “Слон и Моська” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Урок литературного чтения “И.А. Крылов. “Слон и Моська”. Мораль басни”

Цель урока: знакомство с произведением И.А.Крылова «Слон и Моська», определение морали басни.

Задачи урока:

  1. Систематизировать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова, об особенностях басенного жанра.
  2. Обеспечить в ходе урока закрепление понятий «басня», «иносказание», «мораль», «крылатые выражения»
  3. Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение образного выражения, чтение отрывка к иллюстрированному фрагменту басни).
  4. Развивать умение выразительно читать басню, логично излагать мысли и обосновывать своё суждение, находить значение слов по толковому словарю, пополнять словарный запас обучающихся, расширить круг читаемых басен.
  5. Воспитывать положительные моральные качества.

Оборудование:

  • учебник Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская «Литературное чтение 3 класс» (Перспектива);
  • компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран, презентация;
  • иллюстрации к фрагментам басни, карточки для самостоятельной работы;
  • аудиозапись басни в исполнении И.Ильинского.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Послушайте отрывок стихотворения П.Вяземского и скажите, кому оно посвящено.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

– О ком пишет поэт?

– Да, это Иван Андреевич Крылов. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями.

Читайте также:  Басня Крылова Ларчик

1) Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца.

– Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. Нам поможет

– Есть ли интересные дополнения о баснописце?

2) Викторина по изученным басням.

– Нам знакомы несколько произведений Крылова. Вспомним их, а помогут в этом ребята второй группы. Они проведут викторину «Угадай!»

  1. Назовите имя первого баснописца. Где он жил? А кто из современных писателей сочинял басни?
  2. Героиня какой басни так и не нашла нужное применение очкам (рисунок к басне)? Напомните нам мораль этой басни.
  3. Из какой басни эти строки:
    «До того ль, голубчик было?
    В мягких муравах у нас
    Песни, резвость всякий час,
    Так, что голову вскружило…» (рисунок).
  4. Что посоветовал Муравей Стрекозе?
  5. В какой басне герой пятился назад (рисунок)?
  6. А почему воз остался на месте?
  7. Прочитайте отрывок к этому рисунку (из басни «Ворона и Лисица»).
  8. Какова мораль басни «Ворона и Лисица»?

– Молодцы, ребята! Спасибо за интересную викторину и за знание басен.

3) Повторение о басенном жанре.

– К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова?

– Напомните, что такое басня?

– Давайте прочитаем по толковому словарю значение словосочетания «нравоучительный рассказ».

– Как вы думаете, важно ли соблюдать нравственные правила?

– Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль басни)

– И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни? (Людские пороки, как ложь, глупость, жадность, хитрость, лесть, есть и в настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются. Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей.)

– А в баснях образы людей каким образом созданы? Как называется такой приём в литературе? (Иносказание.)

III. Физкультурная минутка (фоновая музыка).

По классу развешаны рисунки героев басен Крылова. По заданию учителя ищут глазами названного персонажа.

– Тихонько встаньте. Внимательно слушайте меня.

– Повернитесь направо и отыщите глазами изображение героини, любившей очки.

– Станьте прямо и найдите, не поворачивая головы, в верхнем правом углу лисицу.

– Повернитесь налево и отыщите глазками героев, которые так и не сумели сдвинуть воз.

– Станьте прямо и найдите глазами героиню, потерявшую по своей глупости сыр.

– А сейчас отыщите глазками героев басни «Стрекоза и муравей»

Молодцы, были очень внимательны. Я думаю, что вы готовы к восприятию нового произведения Ивана Андреевича.

IV. Постановка проблемной задачи урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами, постараемся выявить мораль произведения и подумаем, актуальна ли басня в наши дни?

V. Работа над басней.

1) Прогнозирование содержания.

– Как вы думаете, о ком эта басня?

– Каким вы представляете себе Слона (прикрепить на динамическую картину изображение Слона)?

– А кто по-вашему Моська? Какой она вам видится (прикрепить изображение Моськи)?

– Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (Уменьшительно-ласкательный суффикс –к-.)

– Прочитаем по толковому словарю значение слова Моська.

2) Самостоятельное чтение басни.

– Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

– Оправдались ли ваши предположения о героях басни.

3) Словарная работа.

– Встретились ли вам незнакомые слова?

– Объясните значения данных слов (Приложение 2).

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.

Напоказ – обратить внимание для вида.

Забияка – человек, который любит затевать ссоры.

Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.

Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.

4) Работа над содержанием басни.

– Повторное чтение басни отдельными учениками.

– Каким художник рисует Слона? Найдите в тексте слова, которые позволяют понять характер Слона.

– Найдите слова-действия, показывающие поведение Моськи. Как они характеризуют героиню?

– Какое действие наиболее ярко подчёркивает поведение Моськи? Как понимаете выражение «ну на него метаться»?

– Заметил ли Слон, что у его ног какая-то собачонка?

– Можно ли сказать, что в басне главные герои противопоставлены друг другу? Какими качествами обладает каждый их них?

– Выполните небольшую самостоятельную работу по карточкам.

Карточка: подчеркни слова, которые характеризуют героя.

Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.

Задание: первый вариант подчёркивает слова, которые характеризуют Слона, второй – Моську.

Проверка: отдельные ученики, а затем самопроверка по таблице на доске.

– Как называются такие слова?

б) Работа над образными выражениями.

– Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям (Приложение 3):

  1. 1. Показывали на улице людям. (Водили напоказ.)
  2. 2. Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.)
  3. 3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.)
  4. 4. Откуда-то внезапно вдруг появиться. (Отколе ни возьмись.)
  5. 5. Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.)
  6. 6. Придаёт смелости. (Вот то-то мне и духу придаёт.)

в) Выборочное чтение.

– Прочитайте фрагменты текста или строки, которые подходят к иллюстрациям (иллюстрации прикреплены на обратной стороне доски вразнобой).

– Восстановите последовательность событий басни.

– Что Моське посоветовала Шавка? За что она осуждает Моську?

– Прочитайте, для чего Моська напала на Слона.

– Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?

– Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка.

– А как вы относитесь к Моське?

– Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)

– Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.

– В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев?

– А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни?

5) Чтение мастером художественного слова.

– Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром. (Звучит запись басни.)

– Заметили разницу при чтении своём и мастером слова?

6) Чтение по ролям.

– Давайте и мы попробуем прочитать басню по ролям. Я предлагаю вам варианты чтения: один ученик читает в лицах или группа чтецов по ролям.

– Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.

(Слушание детей. Оценивание.)

VI. Итог урока.

– Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете?

– Какова же мораль басни?

– Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»? (Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

VII. Рефлексия.

– У вас на столах лежат домики двух цветов. Выберите тот, который соответствует вашему настроению по уроку (жёлтый – радостное, весёлое, синий – грустное, печальное) и напишите на нём, какой нравственный урок извлекли для себя из басни. Затем прикрепите на динамической картине.

– Что вам напоминает получившийся рисунок?

– Все ли соответствует содержанию басни (добавить Шавку, убрать Тигра)?

VIII. Домашнее задание.

– Выберите для себя задание:

а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию;
б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне;
в) выразительно читать, составить кроссворд по басне.

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Лебедь, Щука и Рак, басня Крылова

  • Зеркало и Обезьяна, басня Крылова
  • Две Собаки, басня Крылова

Басня «Лебедь, Щука и Рак»

«А воз и ныне там» — это выражение давно стало любимой присказкой, когда речь заходит о деле, которое никак не двигается с места, несмотря на многочисленные, и как оказывается, напрасные усилия. Сегодня уже трудно поверить, но эта фраза не возникла безадресно, то есть из народа. Автор у этого яркого выражения есть – это знаменитый русский баснописец, поэт, публицист Иван Андреевич Крылов.

Немного истории

В 1814 году, а именно 12 мая, вышел сборник «Новые басни», где была представлена небольшая, но яркая басня «Лебедь, Рак и Щука», в заключение которой и была эта известная фраза, ставшая народной пословицей.

Читайте также:  Басня Крылова Лисица и виноград

Существует мнение, что у басни есть исторический подтекст. Иван Крылов тонко намекает на Государственный совет, члены которого испытывали такое разногласие, что в работу органа был вынужден вмешаться сам император Александр I.

Стоит заметить, что другие исследователи отмечают, что басню так часто применяли, что бы охарактеризовать работу того или иного административного учреждения, что родилась легенда о Государственном совете, а автор ничего такого на самом деле не имел в виду. Достоверную правду нам не узнать, к сожалению.

Сюжет, содержание и главные герои басни

В начале басни автор замечает, что ничего путного не выйдет, если в любом деле не будет согласия, и принимается рассказывать нам о трёх совершенно разных героях.

Однажды Лебедь (животное, которое летает), Щука (животное, которое плавает) и Рак (привыкший пятиться назад) решили вести воз с тяжёлой поклажей. Для этого запряглись приятели в воз на подобии коней.

Каждый старался, как мог, только толку от этого было никакого. Лебедь норовил взлететь вверх, Щука скрыться в воде, а Рак упорно тащил воз назад. Задача не показалась бы такой невыполнимой, если бы все звери работали вместе. Но вышло совсем иначе.

В заключение басни Крылов мудро замечает, что искать правого и виноватого не наше дело, да только воз так и остался стоять на месте.

Мораль басни

Знакомясь с баснями Ивана Андреевича, не устаёшь удивляться, как он в такой ёмкой лёгкой форме ироничным понятным языком может поднимать такие важные личностные и социальные проблемы! Забавная басня небольшого объёма (всего 12 строчек) рисует целую историю с глубоким подтекстом.

Герои басни – Лебедь, Щука и Рак не несут каких-то определённых личных характеристик (например, лиса-хитрость, заяц-трусость, волк – злоба, жадность), а скорее олицетворяют разную природу, среду обитания, манеру поведения, привычки и т.д. Птица должна летать, щука плавать, а рак ходить, пятясь назад. Только дружба, согласие, умение договориться и организоваться способны соединить их в какую-то единую силу.

Так и в жизни: как часто люди, разные по характеру, со своим мировоззрением не могут поладить и организовать общее дело. Нежелание уступать, упрямство, неумение вести диалог приводит если не к краху, то к абсолютному отсутствию результата.

Приступая к любому делу важна не только едино избранная цель, но согласование действий для достижения поставленных задач. Иногда для реализации общего дела необходимо отступить от своих принципов, проявить волю, «придержать» характер, уступить. Герои басни не просто не делают этого, а даже не осознают в чём их проблема. К сожалению, и в жизни часто люди, замкнуты в плену своих привычек, потому и не способны увидеть суть вопроса.

Дружбе, товариществу, согласии Крылов посвятил не одну басню, так именно в этих таких простых и нужных понятиях видел путь к человеческому счастью.

Басня «Лебедь, Рак и Щука» идеальна для изучения с самого маленького возраста – яркие герои, наглядный сюжет, простой язык и малая форма, делают басню верным помощником в воспитании ребёнка с правильными жизненными ценностями.

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Лебедь, Щука и Рак» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Лебедь, Щука и Рак

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Басня Крылова Лебедь, щука и рак

Лебедь, щука и рак рисунок

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Мораль басни

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Лебедь, щука и рак

Общее дело нужно делать дружно, иначе будет не результат, а одно мучение.

Анализ басни Лебедь, щука и рак

В 1814 году чудесный баснописец Иван Крылов выпустил свое знаменитое на весь мир творение под названием «Лебедь, Рак да Щука» и поднял ее на небывалую высоту. Этой басне можно смело давать дополнительное название «Шедевр», ведь она, как и все остальные до воли оригинальна, значима даже в нынешнее время. А к написанию данного творения Ивана Андреевича, скорее всего, подтолкнуло поведение людей, которые скрывают или действительно не понимают своих возможностей и намерений для общего благого дела. Большую часть своих сатирических произведений Крылов писал, критикуя и всячески высмеивая власть царей, чиновников и всех правителей.

Три главных героя этого произведения стали абсолютно разные по натуре личности. С одной стороны мораль и смысл очень просты, а с другой все достаточно запутано и сложно. Прекрасный лебедь способен только на физические и мысленные полеты, расторопный рак постоянно двигается задом, как бы ни старался сделать шаг вперед ну, а шустрой щуке только плаванье под силу. Показав главных героев басни именно такими, автор, наверное, хотел сказать, что не всех можно переделать и переучить. И если же человеку суждено плыть, то взлететь он не сможет, как бы ни стремился.

Если рассматривать героев как друзей, то им катастрофически не хватает согласия и понимания. Не обращая внимание на желание и возможности других все стараются «вывернуться на изнанку» но сделать по своему. В жизни так не бывает и всегда кто-то будет прав, а кто-то виновен, а кому то придется и уступить.

В примере данного случая изложена картина, где каждый думает о себе и о своих инстинктах, а не об общем деле.

Баснописец писал не только от своего имени, а и от имени простого здравомыслящего народа. Он считал, что чиновники лишены нужного образования, острого ума и ораторской культуры, а имели всего лишь положение высшего класса, в котором родились, поэтому и не вышло из их руководства никакого толку. Эту мысль и тему автор продолжил в небольшой, но одной из наилучших и достойных вниманию читателя басен «Лебедь, Рак, да Щука».

Наличие острой сатирики помогает читателю сразу понять, о чем были мысли автора во время написания универсальной басни. Скорее всего он описывал конкретный сюжет того времени, но его произведение подходит ко многим ситуациям нынешнего часа и подойдет к будущим ситуациям. В этом и есть достоинство чудесных произведений, которые не стареют и не имеют срока давности.

Главные герои басни (персонажи)

Лебедь

Лебедь рвется в небо, непонимая, что он один не сможет поднять телегу.

Рак пятится назад, хотя другие тянут в иные направления.

Щука тянет в воду, но воз не поддается.

Крылатые выражения, которые пошли из басни

  • Да только воз и ныне там

Слушать Басню Лебедь, щука и рак

Слайд-фильм на основе произведения от VERA AMEL

Мультфильм по басне И.А.Крылова “Лебедь, щука и рак”

экранизация одноименной басни И.А.Крылова. Режиссер-аниматор Шаповал А.В.

3 класс, 4 класс.

Несколько интересных Басен

Текст и анализ басни Мальчик и Ворон

Текст и анализ басни Лев и Крестьянин

Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:

Олень подошел к речке напиться, увидал себя в воде и стал радоваться на свои рога, что они велики и развилисты, а на ноги посмотрел и говорит

Ссылка на основную публикацию