Басня Крылова Тришкин кафтан

Мораль басни «Тришкин кафтан»: метафорический характер творчества Ивана Крылова

Меню статьи:

В 1815 году увидела свет очередная легендарная басня Ивана Крылова. Писатель опубликовал текст басни на страницах журнала «Сын Отечества». Между тем, когда именно Крылом написал басню неизвестно. В этой статье нас интересует, прежде всего, мораль басни «Тришкин кафтан».

«Тришкин кафтан» – произведение, носящее поучительный, нравственный характер. Каждая басня Крылова раскрывает какой-либо человеческий недостаток. Что касается басни о Тришкином кафтане, то здесь в центре внимания находится недальновидность, представленная как порок. Басня повествует о человеческой беспечности, безответственности. Крылов отрицательно относится к стремлению людей быстро решать возникающие проблемы, не заботясь о причинах проблем, о глубине ситуации.

Как можно сформулировать суть басни Крылова?

Следуя традициям писателей Древнего Рима, сформулируем суть «Тришкиного кафтана» одним предложением: важные дела следует решать первыми, а далее можно переходить к рассмотрению деталей и мелочей. Первое и важнейшее – это базис, основа.

Сюжет басни «Тришкин кафтан»

В центре повествования – фигура Тришки. Герой отличается сообразительностью, смекалкой, однако Тришке недостает ума. Однажды у Тришки порвался кафтан. Дело решалось просто: покупка новой ткани и починка одежды. Но Тришка не искал легких путей. Чтобы не покупать ткань, Тришка отрезал часть рукавов, сделав латки для локтей. Увидев, что рукава теперь стали коротки, герой обкромсал полы кафтана, чтобы из них доточить недостающую длину на рукава. Итог – странная вещь, вызывающая несуразностью смех окружающих.

В результате этих операций Тришка тратит зря множество времени и сил. Причина – недальновидность и жадность героя.

Крылов – мастер создания крылатых выражений. Само название «крылатые высказывания» прекрасно сочетается с фамилией писателя. Басня породила фразу «подлатать Тришкин кафтан», которая означает решение мелкой проблемы так, что «за бортом» остается глобальное, важное, основное дело. Люди совершают необдуманные поступки, не размышляя о причинах неудачи.

Скрытые смыслы басни о Тришкином кафтане

Крылов уничижительно характеризует пороки, присущие ленивым, глупым, слабовольным, легкомысленным, недальновидным, безответственным, нерадивым людям.

Кроме того, басня высмеивает недостатки помещиков, управленцев, которые исправляют финансовые проблемы, закладывая и перезакладывая имения через Опекунский совет.

Можем ли мы увидеть похожую ситуацию в современном обществе? Безусловно: кредиты, которые люди оформляют ради погашения предыдущих задолженностей, ломбарды, где закладывается одно имущество ради выкупа других вещей и т. д.

Во времена Ивана Крылова российское общество столкнулось с проблемой: дворяне не желали самостоятельно управлять собственными поместьями, деревнями, хозяйственными делами. Аристократия оставляла решение проблем по хозяйству управляющим, старостам и приказчикам, которые нередко доводили имения до банкротства. Производительные силы, эффективность хозяйствования на селе резко сокращалась, приводя к сокращению и доходов от имений.

Лень находится в центре, в корне проблемы. Это связано с тем, что человек выбирает легкий путь, вместо того чтобы трудится, беречь имущество, рационально вести хозяйственные дела. Выражение «Тришкин кафтан» приобрело нарицательный характер почти сразу после выхода басни. Например, о том, что не следует щеголять в «Тришкином кафтане», писал Николай Гоголь, обращаясь к матери. Письмо датировано 1836 годом.

Мораль басни Крылова

В качестве заключения наших размышлений об идеях и дидактике произведения российского баснописца приведем формулировку спрятанной в басне морали. Итак, прежде всего, в проблеме нужно выявлять причины, а потом – заниматься устранением причин, а не только маскировкой последствий, ликвидацией симптомов.

Значение фразеологизма “Тришкин кафтан”

В разговоре иногда не хватает слов, чтобы кратко и лаконично выразить свою мысль или ярко описать событие. Тогда на помощь приходят устойчивые выражения, которые, казалось бы, не имеют смысла, относящегося к предмету разговора, но могут точно подчеркнуть или придать выразительности речи оратора. Фразеологизмы по своей сути метафоричны.

Такие устоявшиеся сочетание слов называется фразеологизмами. Их нельзя понимать буквально — так они теряют всякий смысл. Идиомы могут быть даже построены неправильно в грамматическом смысле. У каждого народа существуют свои устойчивые словосочетания, которые трудно переводить и еще труднее понять. Связано это с обычаями, религией, традициями, укладом жизни и менталитетом народа.

Классификация

Впервые фразеологизмы были сформулированы как устойчивое словосочетание, смысл которого не соответствует смыслу слов, в него входящих, французским швейцарским лингвистом Шарлем Балли.

В. Виноградов вывел 3 группы устойчивых словосочетаний:

  1. Фразеологические сращения. Идиома — речевой оборот, который по смыслу не схож с теми словами, что его образуют. Пример: «спустя рукава», то есть небрежно.
  2. Фразеологические единства. Устойчивый в речи оборот, отдельные слова которого имеют свое собственное значение, но вместе они приобретают совсем другой смысл, который следует понимать метафорически. Пример: «грызть гранит науки». Такие словосочетания нельзя делить или заменять части на синонимы.
  3. Фразеологические сочетания. Это устойчивые обороты, смысл которых складывается из значения слов его составляющих. Такие выражения можно делить и заменять словами синонимами. Пример: «Сгорать от стыда, ревности…».

Впоследствии был выделен еще один тип:

Фразеологические выражения. Представляют готовые предложения, содержащие выводы или утверждения. В эту группу входят пословицы, поговорки, афоризмы, речевые штампы.

Интересное видео познакомит вас со многими популярными фразеологизмами и их значениями.

Признаки

Фразеологизмы отличаются следующими признаками:

  1. Перемена местами слов может привести словосочетание к потере смысла.
  2. Можно заменить синонимами.
  3. Метафорический смысл.

Значения

Тришкин кафтан

Фразеологизм «Тришкин кафтан» употребляется тогда, когда пытаются указать на проблему, которая решается созданием новых неурядиц, которые впоследствии могут привести к более плачевным результатам.

Происхождение этого словосочетания пошло от басни И. А. Крылова с одноименным названием. В основу басни автор взял обычай своего времени, когда помещики закладывали свое имение под залог несколько раз. Таким образом они получали деньги в кредит, но если не успевали отдать долги, то все имущество переходило в руки банка, выдавшего ссуду, и продавалось с молотка.

Тришкин кафтан — значение человеческой глупости и необдуманности.

Спустя рукава

Данное выражение уходит в глубь веков и находит свое отражение в древней Руси, когда рукава у рубах были длинные. Чтобы что-то сделать, надо было сначала их засучить для удобства. Синонимами данного выражения послужат такие слова как: безответственно, небрежно. То есть фразеологизм можно применить смело к человеку ленивому, который делает что-то через не хочу.

Авгиевы конюшни

Происхождением своим обязан мифам Древней Греции, а именно приключениями Геракла. Фразеологизм применяется к помещению, в котором стоит невообразимый бардак.

Водить за нос

Происходит это словосочетание от цыган, которые на ярмарках для развлечения толпы водили медведей за кольцо в носу. При этом обманывая их угощениями. Следовательно, выражение означает в современном мире — обман и ложь.

Зарубить на носу

Словосочетание уходит в древность. Когда неграмотный народ брал с собой специальные дощечки, которые звались носами, на них они оставляли насечки и зарубки, чтобы не забыть что-то важное. Смысл в современном мире — запомнить что-то крепко-накрепко.

Истина в вине

Взято с латыни. Можно интерпретировать так: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. И понимать надо следующим образом: чтобы узнать что думает человек, надо его угостить вином.

Медвежья услуга

Источник этого фразеологизма басня И. А. Крылова , в которой говориться о медведе, который пожелал помочь своему другу — убить сидевшую на лбу муху. В итоге он одним хлопком убил и друга и муху. По-другому это словосочетание можно понять так: это услуга, которая впоследствии приносит больше вреда, чем пользы.

Профессор кислых щей

Вода и кислая капуста — вот и вся еда бедного крестьянина. Если кого-нибудь назвали подобным образом, то это значит, что на более путные вещи человек неспособен. Другими словами, непутевый мастер.

Украшайте свою речь фразеологизмами, делайте ее ярче и эмоциональнее. С помощью устойчивых словосочетаний можно тонко намекнуть человеку о сути своих мыслей и не обидеть тем самым его.

Видео

О происхождении некоторых фразеологизмов вы узнаете из этого видео.

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Обоз, басня Крылова

  • Три мужика, басня Крылова
  • Механик, басня Крылова

Басня Ивана Андреевича Крылова «Обоз»

Каждую новую басню поэта-публициста Ивана Андреевича Крылова ждали с интересом и нетерпением. Читателей влекло не только острое словцо мастера, но и удивительный дар облекать серьёзные социально-политические темы и проблемы в аллегорическую форму. Получалось следующее: умный поймёт намёки, а дурак не обидится, потому что ничего не разглядит сквозь шуточный сюжет с героями-животными.

Поучительная басня «Обоз» была написана осенью 1812 года и уже в ноябре опубликована в журнале «Сын Отечества». Время выхода не случайно, но обо всём по порядку.

Знакомимся с содержанием басни

Главных героя в тексте этой басни-сказке два – старый бывалый Конь и молодая задиристая Лошадь. Конь и Лошадь обозом, то есть друг за другом везут хозяйские горшки. Впереди вырисовывается довольно крутой спуск. Опытный Конь с столь хрупким грузом обходится бережно, медленно и аккуратно спуская с горы. Однако тут же слышит в свой адрес понукания молодой Лошади. Мол, слишком медленно двигается Конь, что никакого терпения на него не запасёшься.

Обзывая Коня ослом, молодая резвая Лошадь ещё не преминула похвастать, что когда её черёд спускаться будет, она-то резво и быстро скатит с горы груз. Так и вышло, Лошадь смело понеслась вперёд, тяжёлый воз стал напирать её в спину, телега стала набирать скорость, подпрыгивать по ухабам и рытвинам, пока окончательно не перевернулась, разбив и испортив весь груз.

Мораль социальная и историческая

Басни Крылова считаются произведениями для детей, хотя это не совсем так. В доступной краткой форме писатель высмеивает пороки, обличает человеческие слабости, неприглядные стороны общества, изъяны и прочее. И в этой басне легко прочитать подтекст, который можно свести к краткой формуле: «Тише едешь-дальше будешь». Также на ум приходит и другая русская пословица: «Поспешишь – людей насмешишь». То есть в басне автор поучает своего читателя, что самонадеянность не всегда оправдывает себя.

Старый Конь олицетворяет опытного человека, который размеренно и вдумчиво выполняет свою задачу, полагаюсь на знания и практику, в то время как, молодая Лошадь выступает символом бахвальства, горячности и опрометчивых поступков. На деле необдуманные действия приводят к фиаско, а неоправданное самомнение может быстро трансформироваться в глупость.

Кроме «детской морали», то есть той, что лежит на поверхности есть ещё и исторический подтекст басни.
1812 год. Российская империя переживает не простой период – идёт Отечественная война с французами, во главе которых стоит амбициозный Наполеон, покоривший уже почти всю Европу. После знаменитого сражения у Бородино в Москву прорываются французские войска. Оставление столицы вызывает недовольство – все жаждут решительного отпора, сражения у врат «златоглавой». Однако Кутузов кажется бездействует, нарочно уклоняясь от решающего боя. Он хочет измотать врага, истощить, ослабить. Доходит даже до того, что сам Император Александр I пишет обращение к Светлейшему князю, призыва его к решительному отпору. Но тот оставался твёрд и, несмотря на общественное порицание, выжидал удобного момента. Бывалый военный знал, что пустое сидение в разорённой Москве ослабит противника и, выбрав удобный момент, можно будет ударить по врагу, окончательно его разбив. Так и случилось. Мудрый вояка оказался прав, не послушав молодых торопыг.

Не сложно догадаться, что в образе мудрого Коня баснописец показал Кутузова, к слову сам Наполеон называл полководца «мудрой лисой». Не стал фельдмаршал зря бить горшки, под которыми подразумеваются солдаты, жизни людей…

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Обоз» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Обоз

С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться,
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут: бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, —
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам, пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Басня Крылова Обоз

Обоз*

С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая.
Ругает бедного коня за каждый шаг:
“Ай, конь хваленый, то́-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору,
Или в ночную пору;
А то и под-гору, и днём!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!”
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под-гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На-славу;
По камням, рытвинам, пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом – бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!

Читайте также:  Басня Крылова Скворец

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам:
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже*.

* В августе 1812 года были опубликованы две басни И.А.Крылова: “Кот и Повар” и “Раздел”. Так начался цикл басен об Отечественной войне 1812 года.

Басня “Обоз” впервые напечатана в “Сыне отечества”, 1812 г., ч. II, ноябрь, № 7, стр. 46–47; написана не позднее октября 1812 г.

Крылов оправдывает здесь осторожную тактику Кутузова и кажущуюся медленность его действий, вызывавших неудовольствие со стороны Александра I, требовавшего более решительных мероприятий. В рескрипте на имя главнокомандующего, полученном Кутузовым за несколько дней до Тарутинского сражения, Александр I указывал, что Кутузов мог бы “с выгодою атаковать неприятеля. и истребить оного”, при этом подчеркивалось, что Кутузов должен показать “решительность и деятельность” (М. Богданович, “История Отечественной войны 1812 г.”, т. II, стр. 487). Однако мудрая и осмотрительная тактика Кутузова вскоре оправдала себя.

* “А примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже” – cлова в заключительном нравоучении “А примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже”, вероятно, являлись злым намеком на Александра I, который, командуя армией в войне с Наполеоном в 1805–1807 г., благодаря своей непредусмотрительности и поспешности потерпел ряд поражений.

О БАСНЕ “ОБОЗ” (из учебника “Литература. 8 класс”)

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподзижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие». Тем значительнее историческое, политическое и военное чутье Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого истинными.

Тем самым под образом «коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обратим внимание, что слова: «А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже» — прозрачный намек на ААлександра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.
В. Коровин

Вопросы и задания

1. О чем рассказывает басня “Обоз”? Какую картину она рисует?

2. В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, который упрекал императора за уклонение от решительных сражений? В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?

3. Какова мораль басни Крылова и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима? Подготовьте небольшой рассказ на любой тему, закончив его моралью этой басни.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.

* Би́тва при А́устерлице (20 ноября (2 декабря) 1805 год) — решающее сражение наполеоновской армии против армий третьей антифранцузской коалиции в районе Аустерлица (ныне чешский город Словаков) командованием генерала М.И.Кутузова (86 тыс. чел.) и французской армией под командованием императора Наполеона (73 тыс. чел.) 20 ноября 1805 г.
Вошло в историю как «битва трёх императоров», поскольку против армии императора Наполеона I сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I. Сражение закончилось разгромом союзных армий.
Кутузов изначально был противником сражения. После успешного завершения Ульмско-Ольмюцкого марш-маневра российский командующий предлагал и дальше отходить, чтобы заманивать французов на восток и еще больше растянуть их коммуникации, выигрывая по ходу дела от прибытия к союзникам новых подкреплений. Но молодой император Александр I и его близкое окружение, самоуверенное и нетерпеливое, вынашивали честолюбивые планы, мечтая о немедленной боевой славе. Подталкиваемый австрийцами, которые стремились скорее освободить Вену от французов, российский император настоял на переходе в решительное наступление.

Басня Крылова Обоз

Обоз*

С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая.
Ругает бедного коня за каждый шаг:
“Ай, конь хваленый, то́-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору,
Или в ночную пору;
А то и под-гору, и днём!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!”
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под-гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На-славу;
По камням, рытвинам, пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом – бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам:
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже*.

* В августе 1812 года были опубликованы две басни И.А.Крылова: “Кот и Повар” и “Раздел”. Так начался цикл басен об Отечественной войне 1812 года.

Басня “Обоз” впервые напечатана в “Сыне отечества”, 1812 г., ч. II, ноябрь, № 7, стр. 46–47; написана не позднее октября 1812 г.

Крылов оправдывает здесь осторожную тактику Кутузова и кажущуюся медленность его действий, вызывавших неудовольствие со стороны Александра I, требовавшего более решительных мероприятий. В рескрипте на имя главнокомандующего, полученном Кутузовым за несколько дней до Тарутинского сражения, Александр I указывал, что Кутузов мог бы “с выгодою атаковать неприятеля. и истребить оного”, при этом подчеркивалось, что Кутузов должен показать “решительность и деятельность” (М. Богданович, “История Отечественной войны 1812 г.”, т. II, стр. 487). Однако мудрая и осмотрительная тактика Кутузова вскоре оправдала себя.

* “А примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже” – cлова в заключительном нравоучении “А примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже”, вероятно, являлись злым намеком на Александра I, который, командуя армией в войне с Наполеоном в 1805–1807 г., благодаря своей непредусмотрительности и поспешности потерпел ряд поражений.

О БАСНЕ “ОБОЗ” (из учебника “Литература. 8 класс”)

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподзижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие». Тем значительнее историческое, политическое и военное чутье Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого истинными.

Тем самым под образом «коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обратим внимание, что слова: «А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже» — прозрачный намек на ААлександра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.
В. Коровин

Вопросы и задания

1. О чем рассказывает басня “Обоз”? Какую картину она рисует?

2. В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, который упрекал императора за уклонение от решительных сражений? В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?

3. Какова мораль басни Крылова и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима? Подготовьте небольшой рассказ на любой тему, закончив его моралью этой басни.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.

* Би́тва при А́устерлице (20 ноября (2 декабря) 1805 год) — решающее сражение наполеоновской армии против армий третьей антифранцузской коалиции в районе Аустерлица (ныне чешский город Словаков) командованием генерала М.И.Кутузова (86 тыс. чел.) и французской армией под командованием императора Наполеона (73 тыс. чел.) 20 ноября 1805 г.
Вошло в историю как «битва трёх императоров», поскольку против армии императора Наполеона I сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I. Сражение закончилось разгромом союзных армий.
Кутузов изначально был противником сражения. После успешного завершения Ульмско-Ольмюцкого марш-маневра российский командующий предлагал и дальше отходить, чтобы заманивать французов на восток и еще больше растянуть их коммуникации, выигрывая по ходу дела от прибытия к союзникам новых подкреплений. Но молодой император Александр I и его близкое окружение, самоуверенное и нетерпеливое, вынашивали честолюбивые планы, мечтая о немедленной боевой славе. Подталкиваемый австрийцами, которые стремились скорее освободить Вену от французов, российский император настоял на переходе в решительное наступление.

Что высмеивается в басне крылова обоз. Анализ басни Крылова «Обоз»: произведение, актуальное в современном мире

Басня Обоз читать текст

С горшками шел Обоз, И надобно с крутой горы спускаться. Вот, на горе других оставя дожидаться, Хозяин стал сводить легонько первый воз. Конь добрый на крестце почти его понес, Катиться возу не давая; А лошадь сверху, молодая, Ругает бедного коня за каждый шаг: «Ай, конь хваленый, то-то диво! Смотрите: лепится, как рак; Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво! Смелее! Вот толчок опять. А тут бы влево лишь принять. Какой осел! Добро бы было в гору Или в ночную пору,- А то и под гору, и днем! Смотреть, так выйдешь из терпенья! Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья! Гляди-тко нас, как мы махнем! Не бойсь, минуты не потратим, И возик свой мы не свезем, а скатим!» Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь, Тронулася лошадка с возом в путь; Но, только под гору она перевалилась, Воз начал напирать, телега раскатилась; Коня толкает взад, коня кидает вбок; Пустился конь со всех четырех ног На славу; По камням, рытвинам пошли толчки, Скачки, Левей, левей, и с возом — бух в канаву! Прощай, хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.



Сочинение на тему обоз крылова

Сочинение по басне «Обоз»

В басне нарисована ситуация, которая действительно мог]ла случиться в жизни: с крутой горы спускались две лошади с телегами, груженными горшками. Первого коня вел опытный хозяин, он не торопился, продумывал каждый шаг. При этом благополучно свез горшки. А вторая, молодая лошадь, стоя на]верху, изругала бедного коня за медлительность, думая, что справится с делом быстрее и лучше. Но, поторопившись, она разбила все горшки. Одновременно с этим басня имеет аллего]рический смысл, на что имеется указание в заключительной части, где выражена мораль всего произведения. Басню действительно можно соотнести с историческими событиями 1805-1807 года, когда русская армия воевала в каче]стве союзнической армии с австрийцами против Наполеона. Известно, что позиция Кутузова, назначенного главнокоман]дующим, не совпадала с позицией бюрократической верхуш]ки. Кутузов любил и жалел русскую армию, не считал, что она готова к решительным действиям, выбирал, где мог, тактику отступления. Но Александр I принудил его принять диспози]цию (план сражения) австрийского главнокомандующего Вей- ротера, которую Кутузов сразу оценил как проигрышную. ЭтоPбыло сражение под Аустерлицем, которое было проиграно рус]скими и австрийцами. Намек на Аустсрлицкое сражение содержится в той части басни, где молодая лошадь критикует опытного коня, говорит, что всё сделает быстрее и лучше. При этом она принижает дей]ствия коня, а её бурная, торопливая деятельность заканчивает]ся тем, что она свалилась в канаву. Тем самым автор отдает яв]ное предпочтение деятельности и позиции Кутузова. Мораль этой басни заключена в последних четырех стро]ках. Она очень ясно выражена: нам часто кажется, что мы ка]кое-то дело делаем (или сделаем) лучше всех, и уж точно лучше тех, чью деятельность мы наблюдаем в данный момент. Мы склонны давать непродуманные советы, не представляя себе, какие последствия они могут иметь. Так часто бывает в жизни. Примером может послужить такая история. «Мы выпускали школьную газету. Как любое печатное изда]ние, оно подвергалось критике. Особенно старалась Наташа. Она ругала все подряд: и внешнее оформление, и иллюстрации, и подбор материалов, даже название газеты Школьная пора ей не нравилось. Досталось от неё всем: и корреспондентам, и художникам. А больше всех главному редактору Паше. Это он не умеет ниче]го организовывать! едко произносила она после каждого вы]пуска. Полная ерунда! Однажды у ребят лопнуло терпение. А давай дежурным ре]дактором нового номера будешь ты! предложили они Ната]ше Та легкомысленно согласилась. И… Корреспонденты протянули с написанием статей, иллюст]ратор потерял рабочие материалы, компьютерная верстка «по]терялась» из-за того, что не вовремя погас свет. В обшем, газета к сроку не появилась.

Читайте также:  Басня Крылова Кукушка и петух
На этой странице искали :

анализ басни обоз сочинение по басне обоз сочинение по басне Крылова Обоз мораль басни обоз сочинение обоз

Анализ басни Обоз

Басня И.А. Крылова «Обоз» учит нас тому, что давать советы другому по какому-то делу может любой человек, но как только он сам попробует это сделать, вполне вероятно, что у него не получится сделать всё идеально — так, как он хотел, чтобы это сделал другой. Последнее четверостишие ярко выражает всю мораль сей басни, которая говорит о том, что не стоит слушать всевозможных советчиков.

Лошадка в басне отождествляет именно того человека, который любит раздавать всем советы и критиковать. Но как только она сама впряглась, ей не удалось пройти и нескольких шагов, как хозяйские горшки были разбиты, а весь воз оказался в канаве.

Под образом коня скрывался образ того человека, который делает всё сам, но окружающие, которые считают, что знают всё лучше него, отвлекают его от дел своими советами и нравоучениями.

Перенеся эту басню на людей, можно сделать вывод, что критиковать, давать советы и ценные указания под силу каждому и многие любят это делать, но по-настоящему умный и мудрый человек не должен прислушиваться к таким советчикам и обращать на них внимания, ведь сами они, как правило, могут ничего не смыслить в данном занятии и давать советы только с целью повышения собственного авторитета в глазах других.

Популярные сегодня пересказы

  • Ночь — краткое содержание рассказа Казакова
    По жанровой направленности произведение представляет собой лирический рассказ, основной темой которого является внимательное отношение к окружающим людям.
  • Гауф
    Вильгельм Гауф – популярный писатель, автор всеми любимых сказок, а также новеллист. Появился на свет в немецком городке – Штутгарте в 1802 году 29 ноября.
  • Мальчик на велосипеде — краткое содержание рассказа Екимова
    Инженер — авиаконструктор Хурдин, едущий на родину впервые за пять лет, три из которых он прожил за границей, ждет на автостанции рейс на Большую Головку. Вспоминая прошлое, он не сразу же замечает своего давнего школьного
  • Беззащитное существо — краткое содержание рассказа Чехова
    Пережив сильнейший приступ подагры, Петр Алексеевич Кистунов отправился на службу в банк, борясь с желанием остаться дома после бессонной ночи. С посетителями он разговаривал едва слышно, как умирающий.

Мораль произведения

Басни Ивана Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль. Тем не менее, сам автор традиционно приводит в конце каждого стихотворения пару четверостиший, в которых сосредоточен некий завершающий тезис, сконцентрировавший в себе основной смысл басни.

«Обоз» на примере самоуверенной лошади показывает нам людей, которые, не разбираясь в какой-либо теме либо имеющие слишком мало опыта в совершаемых действиях, берутся критиковать тех, кто по их мнению поступает неправильно. Многие из вас наверняка встречались с подобным типом людей, общение с которыми часто сводится к тому, что встречать их на своем жизненном пути потом уже не хочется. Крылов удивительным образом способен обыгрывать человеческие пороки, которые после прочтения его басен становятся нам еще более заметными.

Чтобы подготовиться к уроку по басне Крылова Обоз, стоит познакомиться с самой работой и сделать анализ этой басни. Так вот, в работе писателя речь идет о двух лошадях, старой опытной и молодой горячей. Лошади везли телеги с горшками и нужно было сойти с очень крутой горы. Старая лошадь делала все не спеша и продумывала каждый свой шаг, поэтому горшки были целыми. Молодая же лошадь поспешила, хотела сделать быстрее и лучше и как итог, горшки оказались все разбиты. Вот такая краткая суть произведения.

Смысл и мораль басни Крылова

А теперь давайте раскроем смысл басни Крылова, а также выделим мораль «Обоза». Суть заключается в том, чтобы показать читателю, насколько важно в нашей жизни продумывать свои действия и к чему может привести необдуманность и торопливость. При этом в басне автор использует аллегорию, посвящая произведение военным событиям 1812 года, когда шла война с Наполеоном. В образе старой лошади изображается Кутузов с его мудростью и военной тактикой. Он дорожил войском и смог принять решение об отступлении, чтобы потом вновь напасть и прогнать противника. В образе же молодой лошади показан Александр Первый. Он не поддерживал Кутузова, критиковал его военную тактику, и из-за своей торопливости, поспешным действиям в итоге проиграл Аустерлицкое сражение.

Какова мораль басни Обоз? Как известно, все басни имеют мораль. Есть мораль и в басни Крылова и она четко прослеживается в последних строчках произведения. Она заключается в том, что только со стороны кажется, что мы можем сделать лучше то, что делается сейчас другими. Даем советы, требуем их применения, а когда доходит до дела, наши советы к хорошему не приводят. Вот и получается, что примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже.

Послушайте басню Крылова «Обоз» прямо сейчас

Мораль басни И.А. Крылова частично выражена в эпилоге и заключается в том, что многие люди часто предлагают поспешные и непродуманные решения, не вникнув должным образом в ситуацию. Когда же они сами оказываются перед необходимостью решать сходные задачи, попытка реализовать свои беспредметные амбиции приводит к катастрофе. Прежде чем давать советы, надо сначала увидеть проблему изнутри, а не пытаться найти решение наскоком. В жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, сходными с той, что описана в басне. Например, часто болельщики ругают спортсменов, совершающих какие-то ошибки, и, сидя на трибунах или перед телевизором, дают им разнообразные советы. Но понятно, что, выпусти их на поле, — у них совсем ничего не получится. Басня учит вдумчивости, умению правильно оценить свои силы и распределить их, а также предостерегает от поспешных советов. В качестве примера можно привести такую историю. Раньше у нас на лестничной клетке был сосед, которого звали Стёпа. Он был мой ровесник, и когда мы гуляли во дворе, он часто играл вместе со всеми. Он был совершенно безалаберным хвастуном и терпеть не мог, если кто-либо из ребят рассказывал о каких-то своих успехах. Говорили про Диму, который вместе с отцом ездил в горы на Тянь-Шань. — так Стёпа кривился и обязательно влезал. «Легко!» — это было его любимое словечко. Упомянула Светка о том, как сложно ухаживать за цветами, — Стёпа ухмылялся: «Подумаешь!» Решал Гена, который до прошлого года учился в математической школе, сложные задачки для старшеклассников. Стёпа продолжал презрительно щуриться. Сам он при этом никуда не ходил, ни во что толком играть не умел, да и учился так себе. Однако советы раздавал направо и налево, считая себя самым знающим человеком. И вот однажды к Генке пришёл один парень из его школы, но того дома не было, а парень очень торопился. Он был Генкин одноклассник, и учительница по математике его не любила и постоянно спрашивала, хотя он совсем не любил математику, а хорошо знал историю и географию. Кроме этого, он уже несколько лет занимался карате. Так вот, во дворе сидел один Стёпа. Они как-то перекинулись словечком, и Стёпа в своей манере объяснил, что Генка — это ерунда и он эту математику знает не хуже. Надо сказать, что Стёпа учится на класс старше, и генкин одноклассник попросил его помочь. «Легко!» — самоуверенно согласился тот. Оказалось, конечно, всё совсем не легко. Но не мог же Степан признаться в этом! «Тут и делать-то нечего!» — заявил он посмотрев на задание. И стал с ходу вписывать решение. Генкин товарищ подвоха не учуял, о чём сильно пожалел, потому- что в школе сам вызвался к доске изобразить правильное решение домашнего задания, надеясь заработать хорошую оценку. Получил он в результате единицу и запись в дневнике, приглашающую в школу родителей в связи с издевательским поведением их отпрыска. Учительница-то подумала, что ей решили отомстить и сорвать урок такой непотребной глупостью. Был скандал. Как и учительница, Генкин одноклассник был оскорблён в лучших чувствах. Был он парень решительный. да ещё к тому же и каратист. Степану пришлось заплатить за всё сполна. Невольно вспомнишь басни Ивана Андреевича Крылова, который писал почти двести лет назад:

Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам. Так напроказишь вдвое хуже.

Открытый урок по литературе на тему»И.А.Крылов.Слово о баснописце.Басни «Обоз» и «Лягушки, просящие царя» и их историческая основа»

Шел обоз с горшками и надо было скатиться с горы. Хозяин оставил всех дожидаться на горе, а сам взял один воз и стал потихоньку спускаться. Конь был опытный и сдерживал напирающий на него воз. Глядя на это с горы молодая лошадь начала критиковать коня, что он все делает не так: медленно, криво, толчками. Вот смотрите как она сейчас это сделает- ловко и быстро! И понатужа грудь, конь рванулся с горы. Но воз стал наезжать на коня, его кидало из стороны в сторону, по рытвинам и ухабам. И в итоге воз свалился в канаву и все горшки разбились!

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Обоз.
История создания – Стихотворение написано в 1812 году.

Тема – Противопоставление мудрости и горячности.

Композиция – Произведение построено по принципу аллегории.

Жанр – Басня.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб.

Метафоры – «конь добрый», «какой осел».

Эпитеты – «крутой», «молодая», «хваленый», «ночная».

Олицетворения – «шел обоз», «пошли толчки».

Сравнения – «лепится, как рак».

Анализ басни Крылова «Обоз»

Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года.

Автор использует характерный для басни прием — аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М. И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости.

Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз. Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки:

Какой осел! Добро бы было в гору

Или в ночную пору, —

А то и под гору, и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:

И возик свой мы не свезем, а скатим!

Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться

и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:

Прощай, хозяйские горшки!

Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова — осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» — Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.

В конце басни звучит авторская мораль — нравоучение, выражающее основной смысл произведения:

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице.

Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведение, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:

«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;

«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;

«… и с возом — бух в канаву!»

Это еще раз подтверждает то, что И. А. Крылов — поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.

«Обоз» Крылова – краткое содержание

Эта увлекательная история базируется на сюжете, где несколько людей при помощи лошадей перевозят на телегах большие глиняные горшки. Впереди всего обоза шел опытный старый конь, который знал, что делать в сложных ситуациях, а позади уверенно шагала молоденькая лошадка.

Анализ басни Крылова «Обоз» лучше всего проводить на основной части произведения, которая начинается с разговора молоденькой лошади перед крутым спусков. Она начинает осуждать опытного коня за то, что он слишком медленно плетется вниз, и уверять остальных участников путешествия в том, что спустится гораздо быстрее, но в тот момент, когда приходит ее очередь преодолевать непростой участок пути, лошадь не может справиться с поставленной задачей и валит за собой телегу, в ходе чего разбиваются все перевозимые хозяевами горшки.

Читайте также:  Басня Крылова Мартышка и очки

Какова мораль басни крылова обоз

касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху
Наполеона
, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподзижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие». Тем значительнее историческое, политическое и военное чутье Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого истинными.

Тем самым под образом «коня доброго» Крылов

имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обратим внимание, что слова: «А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже» — прозрачный намек на А
Александра I
, по вине которого было про
игра
но Аустерлицкое сражение.

1. О чем рассказывает басня Обоз

? Какую картину она рисует?

2. В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, который упрекал императора за уклонение от решительных сражений? В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?

3. Какова мораль басни Крылова и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима? Подготовьте небольшой рассказ

на любой тему, закончив его моралью этой басни.

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

История создания

Басня Крылова с оригинальным сюжетом под названием «Обоз» впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества» в октябре 1812 года. Появление ее не было случайным. Он посвятил ее одному интересному эпизоду, связанному с захватом Москвы армией Наполеона. Главнокомандующим тогда был назначен талантливый полководец Кутузов, который, вопреки общественному мнению, не пытался выгнать врага из столицы.

Никто не одобрял его спокойствия и неспешной тактики, в том числе и император Александр I. Уклоняясь от прямых военных действий, Кутузов незаметно для всех ослаблял войска противника и бдительность французского военачальника.

Он был уверен, что возьмет французов измором, потому что понимал: суровой русской зимы им не выдержать. И он оказался прав:

  • план сработал;
  • русская армия одержала победу.

И.А. Крылов изначально был на стороне опытного полководца. Поэт знал, что у Кутузова есть свой хитроумный план, и он обязательно доведет свои действия до конца. Этот жизненный эпизод и стал поводом к сочинению басни «Обоз».

Если говорить о кратком содержании, в ней рассказывается о том, как несколько лошадей на телегах перевозят горшки. Первым идет старый опытный Конь.

Он начинает медленно спускаться с горы, чтобы не разбить посуду. Молодая Лошадь, которая идет следом, смеется над ним, называя трусом и неумехой. Но в результате старый конь сохранил все горшки, а у съехавшей быстро вниз Лошади обоз перевернулся. Басня была прочитана в доме Олениных, и все узнали в умудренном опытом Коне Кутузова, а в молодой Лошади — русского императора.

Мораль басни «Обоз»

Часто люди, смотря как что-то делают, считают, что они намного результативнее выполнили бы это. И хотя часто прежде они ни разу не брались делать ничего похожего, они советуют другим, как надо делать, думая, что них лучше получиться, ну а когда им поручают это же у них выходит еще хуже.

Тут двойная мораль: старой и молодой лошади. Мораль старой — не следует слушать неопытных, даже когда те уверяют, что справляться лучше и быстрее — надо при этом помнить народную мудрость, что не может испортить борозды именно старый конь.

Мораль молодой — нужно всегда принимать советы тех,у кого опыта больше, даже если на по вашему мнению их способ неправильный или медленный.

Мораль произведения

Басни Ивана Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль. Тем не менее, сам автор традиционно приводит в конце каждого стихотворения пару четверостиший, в которых сосредоточен некий завершающий тезис, сконцентрировавший в себе основной смысл басни.

«Обоз» на примере самоуверенной лошади показывает нам людей, которые, не разбираясь в какой-либо теме либо имеющие слишком мало опыта в совершаемых действиях, берутся критиковать тех, кто по их мнению поступает неправильно. Многие из вас наверняка встречались с подобным типом людей, общение с которыми часто сводится к тому, что встречать их на своем жизненном пути потом уже не хочется. Крылов удивительным образом способен обыгрывать человеческие пороки, которые после прочтения его басен становятся нам еще более заметными.

Определите жанр произведения обоз

9 вопросов по творчеству бунинаи куприна
1. Символ — это:

а) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления;

б) подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью подчеркнуть ее особенное, избирательное значение;

в) слово или оборот в иносказательном значении;

г) художественный прием, основанный на преувеличении.

2. Конфликт художественного произведения — это:

а) ссора двух героев;

б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие сюжета;

в) наивысшая точка развития сюжета;

г) неприятие произведения критиками и читателями.

3. Композиция это:

а) эпизод литературного произведения;

б) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения;

в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении;

г) столкновение, противоборство персонажей.

4. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»? Кому адресованы эти слова?

а) Соломон — Суламифи;

б) Желтков — Вере Шеиной;

в) Желтков — Богу;

г) Ромашов — Шурочке.

5. Из какого произведения Бунина взяты строки: «Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с meх nop прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч … Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства»?

а) «Антоновские яблоки»;

г) «Господин из Сан-Франциско».

6. Отметьте произведения Бунина, главной темой которых является любовь.

а) «Чистый понедельник»;

г) «Легкое дыхание».

7. Кто из героев И. А. Бунина «ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»?

а) Арсений Семеныч;

б) господин из Сан-Франциско;

г) корнет Елагин.

8. Кто из героев Куприна, подобно А. Болконскому из романа Л. Толстого «Война и мир», мечтает о подвиге?

А) Иван Тимофеевич («Олеся»);

б) Ромашов («Поединок»);

в) Николаев («Поединок»);

г) Соломон («Суламифь») .

9. Из какого произведения Бунина взяты эти строки: «Теперь это легкое дыхание снова расселялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»?

б) «Легкое дыхание»;

в) «Антоновские яблоки»;

Наполеонов обоз: 5 причин прочитать трилогию Дины Рубиной

В ноябре на книжных прилавках появится третья часть масштабного романа Дины Рубиной «Наполеонов обоз». «Ангельский рожок» станет заключительной книгой, которая повествует о судьбах Надежды и Аристарха — влюбленных, оказавшихся втянутыми в стремительный водоворот истории.

Новое произведение Рубиной — своеобразный синтез всех ее предыдущих текстов, в нем объединятся любимые читателями сюжеты, где главенствуют случай и провидение, неповторимый стиль автора и захватывающие приключения. Рассказываем, почему стоит прочесть все три книги.

Трогательная история любви

Преданные поклонники Дины Рубиной прекрасно знают, что именно она, как никто, умеет не только рассказать историю любви, но и добавить в нее таких красок и деталей, что у читателя не останется сомнений: все так и было. А кроме того, вымышленный сюжет непременно отзовется и в вас самих — каждый проходил через романтические отношения, каждый знает, как больно иногда расставаться, особенно с теми, к кому привязанность еще не прошла.

Наполеонов обоз. Книга 1: Рябиновый клин Дина Рубина Твердый переплет722 ₽802 ₽-10% В корзину

Надежда и Аристарх познакомились в детстве — и пронесли юношеское чувство через всю жизнь. А учитывая, что первую любовь ждала трагическая развязка, эта привязанность определила судьбы главных героев «Наполеонова обоза» (и, как нетрудно догадаться, не в лучшую сторону). Рубиной всегда удавалось затронуть самые тонкие струны души, говоря о любви, однако в этот раз автор, кажется, превзошла сама себя. Образы Сташека и Нади вобрали в себя лучшие черты всех рубинских влюбленных персонажей и получились настоящими, живыми. Так что до самого финала читатель будет сопереживать героям, радоваться вместе с ними, огорчаться и, само собой, надеяться на счастливый исход событий.

Реалистичные персонажи

Трилогия «Наполеонов обоз», пожалуй, самое многолюдное произведение Рубиной. Прозаик всегда стремилась населять свои романы и повести густо, с ювелирной точностью рисуя каждого героя. В новом же произведении каждый, даже эпизодический персонаж, становится важным звеном в общей цепочке событий, у каждого — собственная манера речи, мимика, жесты, продуманная и воссозданная с малейшими нюансами судьба. Сосед повзрослевшей Надежды Изюм, старуха Баобаб, отец Сташека, разлучница Светлана и даже случайно встретившийся на Надином пути хирург, который потом канет в небытие так же внезапно, как и появится, — все они частички одной большой мозаики, делающие роман кинематографично ярким.

Наполеонов обоз. Книга 2: Белые лошади Дина Рубина Твердый переплет722 ₽802 ₽-10% В корзину

Погружаясь в текст Рубиной, вы получите ни с чем не сравнимое удовольствие наблюдать будто бы из-за стекла за человеческими жизнями, вслушиваясь в каждую реплику, запоминая каждую черту. Более того, ни один из героев не будет ни однозначно плохим, ни однозначно хорошим, — и такой подход к созданию образов привлекает еще больше. Ведь согласитесь, в реальной жизни все точно так же: нет положительных, нет отрицательных, все зависит от того, с какой стороны посмотреть.

Исторический контекст

Что в «Наполеоновом обозе» правда, а что вымысел, остается только догадываться. Сама Дина Рубина утверждает: исторических произведений она не пишет, история служит лишь фоном к основной сюжетной линии. Так случилось и на сей раз: на заднем плане любви Надежды и Аристарха Бугрова разворачивается настоящий детектив, берущий свое начало во времена Отечественной войны 1812 года. В попытках разыскать загадочное наследство своего предка-француза, Сташек оказывается втянутым в опасную авантюру, участие в которой вполне может стоить главному герою жизни.

Уникальность работы Рубиной заключается еще и в том, что она демонстрирует читателю те исторические подробности, о которых мало кто знает досконально. Так, например, каждый еще со школьной скамьи в курсе, что Бонапарт с позором бежал из России, будучи разгромленным и растеряв большую часть своей армии. Но что случилось с драгоценностями, предметами искусства, бесценными артефактами, которые попытался вывезти проигравший император? Уверены, в трилогии Рубиной вас ждет немало захватывающих открытий.

Элементы приключенческого романа

Прежде к жанру авантюрного романа Рубина обращалась нечасто — как будто пробовала новую форму, знакомила с ней и себя и читателя. Так, например, «Белая голубка Кордовы» и «Русская канарейка» выступают в каком-то роде прологом к полноценным приключениям с элементами триллера, с которыми вам предстоит столкнуться в «Наполнеоновом обозе».

Наполеонов обоз. Книга 3: Ангельский рожок Дина Рубина Твердый переплет722 ₽802 ₽-10% В корзину

Такого количества неожиданных поворотов у писательницы, пожалуй, еще не было. И если в первой части — «Рябиновом клине» — Рубина только знакомит читателя с будущими событиями и осторожно расписывает судьбы главных героев, отвлекаясь на долгие описания и монологи, то второй том, динамичный и стремительный, держит читателя в напряжении от начала и до развязки, которая на деле, еще больше распаляя воображение, подводит к третьей, кульминационной части. Та, в свою очередь, обещает стать настоящим взрывом.

Если верить Рубиной, то именно «Ангельский рожок» заставит вас, затаив дыхание, следить за судьбами персонажей. Погони, таинственные незнакомцы, случайные встречи и даже традиционный поединок протагониста с антагонистом — все это будет. Правда, финал пока остается под завесой тайны. Но, зная творчество Дины Рубиной, можно быть уверенными, что он будет совершенно непредсказуемым.

Стиль

Если вы любите ранние произведения Дины Рубиной, то «Наполеонов обоз» — это то, что вам нужно, чтобы как следует поностальгировать. В своей трилогии писательница, которая в предыдущих работах практически полностью отказалась от плавного повествования, отдав предпочтение грубоватым сюжетам, как в романе «Бабий ветер», и резким же выражениям, вновь возвращается к прежнему стилю.

Атмосфера первых рассказов и повестей ощущается в каждой строчке романа. Вновь перед читателем возникает Рубина-бытописатель, Рубина-наблюдатель с ее извечной любовью к деталям. Она будто бы дает читателю возможность не только представить, но и потрогать каждую из старинных безделушек, встречающихся в сюжете, почувствовать вес истории.

Умение Дины Рубиной работать со словом — ее особый талант. Именно он позволяет писательнице год от года придерживаться того самого неповторимого стиля, который так ценят ее поклонники.

Ссылка на основную публикацию