Басня Крылова Волк и Ягненок

«Волк и ягненок»: сила против бессилия, а также наоборот

Меню статьи:

Итак, в этой статье нам интересен текст под названием «Волк и ягненок». Искушенный читатель, безусловно, сразу поймет, увидев название, – это творение рук Крылова.

Начало XIX века, 1808 год ознаменовался публикацией этого произведения в издании «Драматический вестник». Впрочем, литературоведы не пришли к единому мнению о времени создания этой басни. Автор поступил оригинально, поместив традиционную для басни мораль в начало текста. Крылов пишет, что сильный герой всегда обвиняет в своих бедах бессильного, слабого героя. Писатель считает, что это жизненное правило насчитывает массу повторений:

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…

Что ж, пожалуй, стоит поближе присмотреться к посланию русского баснописца.

Из истории написания текста

Как известно, русский баснописец часто заимствовал сюжеты у своих иностранных коллег. Например, у известного классика басенного жанра – Лафонтена. Поэтому данное произведение писатель тоже признает таким «переводом или подражанием» великим баснописцам. Кроме того, мы знаем, что и у самого Лафонтена имелась притча-басня с похожим названием – Le loup et l’agneau, то есть буквально речь идет о «Волке и ягненке». Но французский литератор в своем творчестве также опирается на великих учителей древности. Например, Лафонтен открыто обращается к Эзопу и Федру.

Кратко о сюжете произведения

Автор представляет читателям несколько образов. Первый герой – ягненок. Для этого персонажа характерна смелость и решительность. Ягненок не боится хищника, доказывая, что прав. Однако, даже если ягненок, действительно, прав, то попытки доказать эту правоту только злят другого героя – волка.

О центральных героях басни

Это крыловское произведение называют редким не только из-за исключительной структуры, композиции текста. Есть и другая особенность – одинаковая важность обоих действующих лиц произведения. Герои так сильно привязаны друг к другу, словно слиты вместе. Писатель демонстрирует комплементарность протагониста с антагонистом.

Образ ягненка

Итак, положительный герой, протагонист, ягненок олицетворяет среднего, самого обычного человека, бедняка. Ягненок отчаянно пытается доказать собственную правоту, однако волк все равно говорит, что смерти ему не избежать. Крылов рассказывает поучительную историю о том, как сильные люди злоупотребляют своими возможностями и властью. Сильный человек всегда может притеснить более слабого человека. Этот мир устроен несправедливо, так как часто сила и власть выдаются за правду.

Ягненок – это олицетворение беззащитности, бесправности народа, а также каждого отдельного человека-простеца. Герой использует свое единственное оружие – доброе слово, надеясь, что доброта смягчит волка.

Однако изначально ягненок обречен, так как бедняга бессилен перед более сильным противником. Ягненок общается с волком как со знатной особой, почтительно. Реплики героя краткие, робкие, лаконичные, но емкие, содержательные.

«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу»…

Образ волка

Антагонист, отрицательный герой, волк представлен богатым и знатным человеком. Этот персонаж знает, что такое власть, умеет пользоваться своими полномочиями, часто злоупотребляя возможностями, привилегиями.

Несмотря на то что второй герой, вероятно, прав, сильный персонаж упорно заявляет: попытки тщетны – жертва будет съедена:

«Ах, я чем виноват? – «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»…

После этих слов хищник утащил свою добычу в лесную чащу. Хемницером, известным поэтом, смысл крыловского текста в целом, а также образа волка в частности был выражен в следующем:

  • волк – это воплощение сильного, властолюбивого и злого человека, корыстолюбивого, готового из эгоистичных побуждений расправиться даже с невинным человеком;
  • слабый герой, овечка – это, напротив, кроткое, невинное существо, которое не в состоянии постоять за себя;
  • волк не стесняется пользоваться своей властью, выгодами своего положения;
  • герой пренебрегает правилами и законами, осознавая собственную безнаказанность;
  • в общении с ягненком волк ведет себя грубо, жестоко и обозленно, часто оскорбляет слабого героя (например, волк использует в отношении ягненка такие слова, как «пес» и «нечистое рыло»);
  • волк – наглое существо, бесстыдное, не боящееся выставлять всю свою суть наружу;
  • единственный выход – просто не взаимодействовать с более сильным человеком, с богачом, так как законы общества все равно окажутся на его стороне (даже если тот и не прав):

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву»…

В своих комментариях к крыловским произведениям Хемницер пишет так:
Возле большого дома богача стоит домишко бедняка, но вот захотелось богачу протянуть свой дом по земле бедняка и давай он к нему придираться, ни с того ни с другого взводит на него разные кляузы и кончит тем, что оттягает-таки последнее достояние у бедняка. С таким человеком нечего тягаться; старайся только заблаговременно удалиться от него, потому что у него такая же расправа, как и у волка…

Главное: о морали произведения

Крыловское творение считают редкой басней, которая начинается с морали, ведь обычно в этом жанре мораль завершает произведение. С самого начала повествования писатель задает читателям определенное настроение. Адресат знает, о чем дальше будет говорить автор. Крылов в красивой, литературной форме подает читателям известную истину: сила часто автоматически означает правоту. И правда, разве может заведомо беззащитное существо (ягненок) доказать что-то сильному, жаждущему крови волку? Но автор также намекает волку, что однажды найдется управа и на него – кто-то, сильнее волка. И вот уже хищник становится жертвой.

Где же прячется основной смысл, посыл автора? Если сформулировать суть в одном предложении, то получится так: слабые люди часто становятся жертвами сильных мира сего. Мир несправедлив. Побеждает не правда, не истина, но сила. Неправедные поступки скрываются под масками закона и праведности. В образе волка предстают типичные негодяи, для которых солгать, оклеветать невинного человека – сущая ерунда. В итоге, как правило, такие люди добиваются своей цели, создавая проблемы менее сильному человеку.

Педагог Тихомиров считает ключевым смыслом произведения акцент на неизбежной вине слабого перед сильным. Богач живет за счет бедняка – таковы правила. Однако даже сильные мира сего осознают собственную вину и неправоту – пусть и очень глубоко в душе. Поэтому они стараются придать своим нечестивым поступкам вид закона. Коллега Тихомирова, Водовозов акцентирует внимание на гнусности грубой жестокости, насилия, лицемерия и обмана, которое мастерски раскрывает автор. Причем эта тема проявляется не только в этом произведении. Можно также вспомнить другие похожие творения Крылова: «Кошку и Соловья», «Волка и Кукушку», «Волка и Кота» и т. д.

Художественные особенности творения Крылова

Олицетворение как оружие баснописца

Крылов использует классический для этого жанра прием – вводит в текст образы животных. Таким способом автор демонстрирует читателям, насколько сильные люди бывают жестокими и агрессивными, а слабые – беззащитными и неуклюжими в попытках защитить себя. Сильные люди оправдывают агрессию, обращаясь к букве закона, выворачивая наизнанку правила и мораль.

В мире животных жестокость, правило выживания – это естественный порядок вещей, норма. Однако люди живут по другим правилам. В обществе в центре отношений людей находится нравственность, и часто выживают не сильные, а слабые, – благодаря морали. Тем не менее, Крылов демонстрирует «право сильных», которое грубо попирает справедливость. Закономерно, что писатель осуждает такой порядок, который полностью игнорирует здравый смысл. Хотя ягненок олицетворяет человека, способного предоставлять ясность доводов, доказывать собственную невиновность, этот герой терпит поражение.

Крылов как мастер слова

Богатство лексики и виртуозность слов, мастерство во владении средствами художественной выразительности – характерная черта творчества Крылова. Писатель использует контекстные синонимы и перифразы (например, «светлейший волк», «светлость»). Особенно этот прием выделяется в обращении ягненка к своему сильному господину – волку. Слабый герой не обращается к сильному персонажу напрямую.

Басня «Мартышка и очки» в полной мере отражает мастерство Ивана Крылова, который высмеял высокопоставленных глупых и недальновидных чиновников, используя при этом образ невежественной и бестолковой Мартышки. Предлагаем читателям ознакомиться с описаниям этого произведения

Кроме того, одновременно эти словосочетания являются яркими эпитетами. Писатель использует и другие эпитеты: «нечистое рыло», «темный лес»… А также в произведении масса встречается разнообразных синонимов («желать зла», «вредить»).

Инверсии и анафоры в тексте

Для такого жанра как басня также характерно использование инверсий. Для чего автор это делает? Например, так писатель переносит акцент на последнюю часть фразы, подчеркивая таким образом важность этих последних слов. Этот прием можно увидеть в следующих местах произведения:

  • «о том, как в баснях говорят»;
  • «гневаться напрасно он изволит»;
  • «нет братьев у меня»;
  • «зашел к ручью напиться»;
  • «голодный рыскал волк»;
  • «чистое мутить питье мое» и т. д.

Крылов также использует редкий прием анафоры – единого звукового, лексического начала (которая сливается с амплификацией – популярным риторическим приемом): «…вы сами, ваши псы и ваши пастухи, вы все…».

Своеобразие авторской манеры писателя

Нельзя не отметить авторскую манеру баснописца – узнаваемую и уникальную. Форма стиха, наличие гипербол, ярких метафор, метонимий – все это характерные черты крыловских текстов.

Важной в произведении предстает и антитеза, которая емко выражает ключевую мысль автора. Речь идет о фразе, что сильные всегда винят во всех бедах бессильных.

Настроение произведения

Обращения, которые автор вводит в текст, обычно окрашены весьма иронично. Таковым является, к примеру, слово «приятель». Также писатель часто использует разговорные слова, обороты. Этот прием делает речь яркой, цветастой, а что самое важное – доступной для читателей любого интеллектуального уровня. Пожалуй, для басен характерна многоплановость, предполагающая разные уровни восприятия текста.

Крылов – любитель фольклорных оттенков. В тексте масса просторечных слов: «надобно», «рыскал», «слыхана ль», «донесть», «такова» и т. д. Чтобы лучше раскрыть сущность персонажей, ярче представить характеристику героев, писатель вводит в произведение диалоги. Также эта форма предполагает риторические вопросы и восклицания, которые позволяют читателям увидеть все аспекты описанной ситуации.

Что осуждает автор?

Безусловно, жанр басни всегда предполагает мощный нравственный посыл. Писатель раскрывает моральные пороки общества, осуждая лицемерных, корыстных, жестоких, подлых, лживых людей, злоупотребляющих своим положением и властью. В целом мораль произведения выражается нестандартно – в самом начале текста.

Благодаря актуальности и вечности проблематики, которую затрагивает автор, «Волка и ягненка» буквально разобрали на цитаты. Многие фразы из крыловского шедевра стали крылатыми. Любопытно, что Крылов, начиная свой текст, говорит об историчности событий произведения. Писатель приходят к печальным выводам: человек, видимо, учится только на собственных ошибках, а история ничему не учит людей. Но как же так, ведь история – это кладезь образов насилия, жестокости, легенд, где слабые государства поглощаются более сильными, вооруженными до зубов, державами! Используя форму басни, приводя причудливые сюжеты, писатель старается научить читателей обращать внимание на историю.

Творчество Крылова как пьеса-миниатюра

Это замечательное сравнение придумал критик Сергеев. Комментируя суть, мораль и смыслы крыловских произведений, литератор отметил, что творчество автора напоминает пьесу-миниатюру. Это словно небольшие одноактные драматические произведения. Басни отличаются резким, ярким характером, четко очерченными фигурами ключевых персонажей, живыми, остроумными диалогами, динамичностью действий. События развиваются быстро, стремительно.

«Волк на псарне» – одна из басен Ивана Крылова, которая наделена историческим смыслом. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Автор комментирует свой текст, словно вставляя ремарки – как это делают со сценическими произведениями. То есть Крылов, словно для театральной постановки, объясняет сюжет и действия героев. Предваряя основной текст центральной мыслью, выводом, автор делает свое творение запоминающимся. Кроме того, так как мораль поставлена перед самим текстом, эта часть произведения является тезисом, иллюстрирующим посыл писателя.

Читайте также:  Басня Крылова Кукушка и петух
Символы крыловской басни

Крылов делает своих персонажей не просто образами, но символами. Например, волк – это символ безнаказанности, силы, власти. Ягненок – наоборот. Волк умеет оправдать собственные поступки якобы неправильными действиями (проступками) слабого героя. Каждая новая реплика волка делает проступок ягненка более и более тяжелым. Таким образом, волк выступает в образе судьи.

Поначалу слабого героя обвиняют в халатности, в неаккуратном поведении. Второе обвинение – грубость. Очередная фраза волка – это демонстрация накала страстей, апогея. Волк сумел обвинить ягненка и всех овец в целом в проявлении ненависти к роду волков. Также, по мнению волка, хищников ненавидят пастухи и собаки.

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи…

Что ж, волк – великий мастер-демагог, который приписывает себе участь жертвы. Все выворачивается наизнанку.

«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!»…

При этом все читатели знают, почему волков ненавидят: за жестокость, агрессию, разрушительное поведение хищников. Но ягненку даже не дается слово, потому что герой не может защититься от более сильного героя. Так Крылов демонстрирует жестокую правду жизни.

Выводы из произведения

Крылов деликатно обращается к одной из самых болезненных тем – бесправию простых людей. Писатель получил репутацию ярого защитника обиженного народа, а потому трудно было упустить возможность еще раз раскрыть эту тему в басне. Крылов легко расставляет все нюансы по местам. По традиции, автор высмеивает в тексте пороки общества в целом и отдельных людей в частности. Эти пороки социума следует, по мнению Крылова, искоренять, исправлять. Однако сила, которая вышла из-под контроля, неуправляема, эту стихию почти невозможно остановить. Сильные мира сего не нуждаются в оправданиях за свои злодеяния. Писатель надеется, что однажды сила и власть будут работать на интересы простого народа, будут помогать восстанавливать справедливость.

Что ж, Крылов заставляет лишь восхититься своей способностью выражать лаконичным и острым словом пороки социума. Так что автор снова и снова напоминает более сильным людям, как гнусно те обращаются с более слабыми людьми.

Финал, где волк приводит последний довод, является своеобразным моментом истины. Герой, отбросив маски, изрекает правду. Ягненок – это символ искупительной жертвы, которая страдает, претерпевает за всех овец в целом. Порой литературоведы и критики видят в этом моменте басни отсылку к сюжетам из Библии.

Волк и Ягнёнок — басня Крылова

Ягненок пришел в жаркий день напиться к ручью. Тут его увидел Волк и решил съесть. Но чтобы придать этому хоть немного законный вид, он обвинил Ягненка, что тот мутит ему воду. Ягненок объясняет, что не может этого быть, так как пьет воду вниз по течению ручья. Тогда Волк сердится и обвиняет ягненка в грубости и других вымышленных проступках. В конце Волк заявляет: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!» и утаскивает Ягненка в лес.

Читать басню Волк и Ягнёнок онлайн

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —

«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и от роду нет году». —
Ягненок говорит. — «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

(Илл. Ирины Петелиной)

Мораль басни Волк и Ягнёнок

Автор показывает бесправие простого народа против силы и власти. Ягненок, как и народ, безропотно терпит все оскорбления в свой адрес. А Волк, как олицетворение силы и власти, понимает, что его положение в обществе позволяет ему совершать любые проступки и оставаться безнаказанным.

Пожалуйста, оцените произведение

Средняя оценка 4.5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 1306 раз(а)

Другие басни Крылова

Орел и Крот — басня Крылова

Орел с Орлицей, прилетев в из далекой стороны, решили свить гнездо на большом дубе и вырастить здесь детей. Тут вылез из норки Крот и сказал Орлу, что корни у дуба уже гнилые…

Крестьянин и Лисица — басня Крылова

Крестьянин, встретив Лисицу, стал объяснять ей, что она очень плохо поступает, воруя кур в деревне. При этом она каждый раз рискует своей жизнью. Лиса ему в ответ говорит, что ей самой это…

Обоз — басня Крылова

Шел обоз с горшками и надо было скатиться с горы. Хозяин оставил всех дожидаться на горе, а сам взял один воз и стал потихоньку спускаться. Конь был опытный и сдерживал напирающий на…

Все басни Крылова

Рекомендуем Вам прочитать

Щука — басня Крылова

На Щуку написали донос, что от нее в реке не стало житья! Ее вызвали на суд, судьями же были два Осла, две Клячи старые и два иль три Козла. Прокурором была Лиса.…

Медведь в сетях — басня Крылова

Медведь попался в охотничью сеть и никак не может вырваться: кругом ружья, рогатины, собаки. Тогда он решил схитрить и поговорить с ловцом: за что тот хочет его головы, ведь Медведь совсем не…

Лисица и виноград — басня Крылова

Голодная Лиса залезла в сад, увидала кисти винограда и решила полакомиться им. Но виноград висел высоко и как она ни пыталась, ей не удалось сорвать ни одной ягодки. Тогда она сказала, что…

Басни (Крылов И. А., 1825)

Кукушка и Петух

«Как, милый Петушок, поёшь ты громко,

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу у нас такой певицы нет!» —

«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». —

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,

Чтоб начала ты снова…

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок.

Да вы уж родом так: собою не велички,

А песни, что́ твой соловей!» —

«Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поёшь ты лучше райской птички.

На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —

Всё ваша музыка плоха. »

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

Оглавление

  • ***
  • Ворона и Лисица
  • Дуб и Трость
  • Ларчик
  • Лягушка и Вол
  • Волк и Ягнёнок
  • Обезьяны
  • Синица
  • Мартышка и Очки
  • Орёл и куры
  • Бочка
  • Волк на псарне
  • Ручей
  • Прохожие и Собаки
  • Стрекоза и Муравей
  • Лжец
  • Орёл и Пчела
  • Заяц на ловле
  • Щука и Кот
  • Волк и Кукушка
  • Петух и жемчужное зерно
  • Крестьянин и Работник
  • Обоз
  • Слон на воеводстве
  • Осёл и соловей
  • Откупщик и Сапожник
  • Хозяин и Мыши
  • Слон и Моська
  • Волк и Волчонок
  • Обезьяна
  • Кот и Повар
  • Лев и Комар
  • Крестьянин и Лисица
  • Воспитание Льва
  • Дерево
  • Гуси
  • Свинья
  • Муха и дорожные
  • Орёл и Паук
  • Собака
  • Квартет
  • Листы и Корни
  • Волк и Лисица
  • Бумажный змей
  • Лебедь, Щука и Рак
  • Скворец
  • Пруд и Река
  • Тришкин кафтан
  • Механик
  • Пожар и Алмаз
  • Пустынник и Медведь
  • Цветы
  • Крестьянин и Змея
  • Крестьянин и Разбойник
  • Любопытный
  • Лев на ловле
  • Конь и Всадник
  • Мирская сходка
  • Демьянова уха
  • Мышь и Крыса
  • Чиж и Голубь
  • Медведь у пчёл
  • Зеркало и Обезьяна
  • Комар и Пастух
  • Рыцарь
  • Тень и человек
  • Крестьянин и Топор
  • Лев и Волк
  • Ворона
  • Лиса-строитель
  • Волк и Кот
  • Волк и Пастухи
  • Кукушка и Горлинка
  • Гребень
  • Скупой и Курица
  • Две бочки
  • Мальчик и Змея
  • Пловец и Море
  • Осёл и Мужик
  • Волк и Журавль
  • Пчела и Мухи
  • Муравей
  • Пастух и море
  • Крестьянин и Змея
  • Лисица и виноград
  • Овцы и Собаки
  • Колос
  • Похороны
  • Трудолюбивый медведь
  • Два мальчика
  • Совет Мышей
  • Пастух
  • Мельник
  • Булыжник и Алмаз
  • Мальчик и Червяк
  • Мот и Ласточка
  • Свинья под Дубом
  • Паук и Пчела
  • Котёл и Горшок
  • Котёнок и Скворец
  • Две собаки
  • Кошка и Соловей
  • Рыбья пляска
  • Крестьянин и Лошадь
  • Белка
  • Кукушка и Орёл
  • Щука
  • Белка
  • Мыши
  • Лиса
  • Волки и Овцы
  • Лисица и Осёл
  • Крестьянин и Собака
  • Лев и Мышь
  • Кукушка и Петух

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Кукушка и Петух. Ларчик. Мышь и Крыса. Волк и Ягнёнок Крылов И. А.

Детские сказки «Кукушка и Петух», «Ларчик», «Мышь и Крыса», «Волк и Ягнёнок» читаем басни от Крылова И.А.

  • Кукушка и Петух
  • Ларчик
  • Мышь и Крыса
  • Волк и Ягнёнок

Кукушка и Петух

«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» —
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всём лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». —
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,
Чтоб начала ты снова…
Отколь такой берётся голосок?
И чист, и нежен, и высок.
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поёшь ты лучше райской птички, —
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —
Всё ваша музыка плоха. »
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.

Ларчик

Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдаётся:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвётся.
Потел, потел; но, наконец, устал —
От Ларчика отстал.
И, как открыть его, никак не догадался —
А Ларчик просто открывался.

Читайте также:  Басня Крылова Мартышка и очки

Мышь и Крыса

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? —
Вбежавши, Крысе Мышь сказала, —
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!» —
«Не радуйся, мой свет, —
Ей Крыса говорит в ответ, —
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»
Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.

Волк и Ягнёнок

У сильного всегда бессильный виноват;
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на дóбычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью,
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне ещё и отроду нет году», —
Ягнёнок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». – «Так это кум иль сват,
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то всем вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» – «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —
Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок.

Замечательные сказки для детей И.А. Крылова. Басни “Кукушка и Петух”, “Ларчик”, “Мышь и Крыса”, “Волк и Ягнёнок”

Мораль басни “Кукушка и Петух” Крылова, анализ, суть, смысл

Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня “Кукушка и Петух” была написана Крыловым в конце 1833 г. и в течение 1834 г. и опубликована во втором томе сборника “Сто русских литераторов” в 1841 г.

В этой статье представлены материалы о морали басни “Кукушка и Петух” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни “Кукушка и Петух” Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни “Кукушка и Петух” заключается в том, что бездарные, ограниченные люди нередко хвалят друг друга, потому что обоим это приятно и, возможно, даже выгодно. При этом очевидно, что оба героя не обладают теми достоинствами и талантами, о которых идет речь.

Кроме того, Кукушка и Петух хвалят друг друга, потому что их объединяют некоторые личные связи – кумовство. И Кукушке, и Петуху выгодно хвалить друг друга, чтобы создать нужное впечатление в обществе и, возможно, даже извлечь выгоду.

Суть и смысл басни “Кукушка и Петух” также отражены в русских народных пословицах:

“Кабы я ведал, где ты ноне обедал, знал бы я, чью ты песню поешь.”

“Не люби потаковщика, люби встречника.”

“Крылов, собственно, написал эту прекрасную басню, чтобы посмеяться над двумя плохими писателями своего времени, которые незаслуженно хвалили один другого в своих сочинениях и вообще слыли людьми неправдивыми, продажными.

Но и помимо этих писателей сплошь да рядом ценят люди друг друга только “по кумовству”! По кумовству люди не только хвалят один другого, не только потворствуют один другому на словах – нередко “рука руку моет” и в делах.”

(автор статьи неизвестен, книга “Пятьдесят басен И. А. Крылова” с поясн. и примеч., Санкт-Петербург, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

“Человек склонен считать себя лучше, умнее и дельнее других и старается нередко возвысить себя во мнении других, за неимением лучшего, – самовосхищением.

Не слыша от других похвал, ничтожность с глупостью вступают в договор и восхваляют друг друга (“Кукушка и Петух”); но людей не обманешь. Ничтожность ищет похвал, забывая, что лишняя хвала порождает глупое самомнение, смешное чванство и еще более принижает человека. “

(Д. И. Тихомиров, “Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа” под редакцией Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Прототипы героев басни “Кукушка и Петух”

Крылов направил эту басню против реакционных писателей Ф. В. Булгарина и Н. И. Греча. Об этом говорит в своих воспоминаниях Н. М. Калмыков:

“Лица сии в журналах тридцатых годов восхваляли друг друга до забвения или, как говорят, до бесчувствия. Объяснение это я слышал от самого И. А. Крылова” (Русский архив, 1865 г., вып. 8, стб. 1011).

По данным исследователей, в автографе басни Крылов от руки набросал портреты трех лиц: Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча и А. В. Никитенко. Вероятно, все трое и являются прототипами героев басни.

Это были материалы о морали басни “Кукушка и Петух” Крылова: анализ, суть, смысл произведения т.д.

Исследовательская работа «Мораль в баснях И. А. Крылова»

Иван Андреевич Крылов – признанный мастер в написании басен, его творчество всемирно известно. Действующими персонажами в его литературных произведениях чаще всего выступают животные.

Используя приём аллегории, автор наделяет животных присущими им чертами характера и особенностями поведения, сравнивая их с людьми, тем самым завуалированно высмеивая определённые недостатки или подчёркивая достоинства. К примеру, осёл – упрямый и глупый, сова – мудрая, собака – преданная, змея – хитрая.

В басне «Крестьянин и Лисица» лиса во всех описанных ситуациях проявляет себя как хитрое и лживое существо, пытающееся извлечь из всего собственную выгоду.

Пчела является воплощением трудолюбия, также как и муравей.

Иногда, в своём творчестве Крылов характеризует при помощи образов животных реальных исторических личностей, к примеру, в произведении «Волк на псарне» прототипом главного персонажа выступает Наполеон Бонапарт, а львёнок из басни под названием «Воспитание Льва» — это российский император Александр I.

Осёл, мартышка, козёл и медведь – анималистическое воплощение членов государственного правления. С их помощью автор описывает беспорядок, происходящий в современном для него обществе и то, к каким последствиям подобная модель поведения среди людей, руководящих любой страной, может привести.

Ягнёнок олицетворяет кроткость, наивность, беззащитность и покорность, овца – глупость, свинья – невежество, лев – гордость и властность, а заяц – трусость. Часто животные являются метафоричным воплощением разных социальных категорий и статусов в реальном мире.

По мнению Крылова, высмеивая человеческие пороки, он даёт читателю возможность узнать в персонажах животных самих себя, извлечь из басни поучительную мораль, что и является основной целью подобных произведений, а затем искоренить указанные недостатки.

Крылов перенял у предшественников и мастерски усовершенствовал приём наделения животных человеческими чертами характера. Каждая его басня несёт в себе мораль и философский подтекст, благодаря чему произведения данного автора по праву считаются шедеврами этого жанра литературы.

«Ворона и лисица»

В басне «Ворона и лисица» Крылов уличает такой порок человечества как лесть. Неразумная ворона, которая раздобыла ля себя кусок сыра, не устояла перед одами в свой адрес, сочиненными хитрой лисицей. Для того чтобы согласиться с мнением лисы о собственной неотразимости, ворона раскрыла рот — кусок сыра упал прямо в лапы хитрого зверя.

Автор учит нас не верить лестным словам, которые могут оказаться простым обманом неприятеля. Крылов сатирически высмеивает самовлюбленных людей, которыми легко манипулировать при помощи похвалы и лести.

Примеры

Нельзя сказать, что аллегорию можно встретить исключительно в литературной речи. Мы сами, нередко того не замечая, в повседневной жизни употребляем выражения иносказательного характера. К примеру, «первая ласточка» — признак приближения хороших перемен, нового и долгожданного события. Или «ворона в павлиньих перьях» — человек, который старается показать себя важным, незаменимым, значительным, хотя сам таким не является.

Каждый знает, что образ змеи, обвивающей чашу – это символ медицины, а девушка Фемида с повязкой на глазах, держащая в руках весы олицетворяет правосудие. Изображение сердца означает любовь, креста – веру. Всё это аллегория.

«Кукушка и петух»

Еще один порок – лицемерие, попал под сатирический прицел Крылова в басне «Кукушка и петух». Петух начал хвалить кукушку за ее райское пение, подчеркивая, что никогда в жизни не слышал более красивого голоса птицы. Кукушка не замедлила с ответом и также похвалила петуха, говоря ему о том, что он поет лучше, нежели райские птицы.

Эту картину наблюдал соловей – птица, которая действительно красиво поет. Набравшись смелости, соловей заявил, что у них обоих ужасные голоса, а хвалят они друг друга безосновательно. Действительно, лицемерие часто присуще людям. Без должной искренности мы начинаем ложно хвалить человека, и получаем в свой адрес такой же набор ответной сладкой и приятной лжи.

Образы аллегории в баснях Крылова

Басня — это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория — воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни — это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей всегда аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — аллегория невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет свое начало еще из басен Эзопа.

Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую-то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов — последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова — это только лишь аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ Лисы складывается не из одной только хитрости или лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает Лисе, не противореча своему характеру:

Читайте также:  Басня Крылова Скворец

Лисица стала и сытней,

Лисица стала и жирней.

Но все не сделалась честней…

…Выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила…

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как Осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «Осел, гоняя птиц со всех ослиных ног такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом, но все равно Осел остался ослом:

Не минуло и году,

Как все узнали, кто Осел:

Осел мой тупостью в пословицу вошел.

И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются цельные образы многих животных, например лисы, волка, зайца. И Крылов использует это в своих баснях, в чем и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют собой цельные характеры. Например, пчела — это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Всякий зверь у Крылова еще олицетворяет собой представителя какой-либо социальной группы. Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» — это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» — это Наполеон. Можно даже сказать, что Волк — это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону. Кроме того, в этой басне, как и во многих других, метафорична сама ситуация. Можно, конечно, долго рассуждать о том, что Наполеон хотел завоевать Россию, вторгся в пределы России, дошел до Москвы, но, не рассчитав силы противника, попал в ловушку и погиб. Короче эту ситуацию можно описать так: волк на псарне. Кукушка — это метафора, прямой намек на журналиста Булгарина, который мы встречаем в двух баснях: «Кукушка и Петух», «Кукушка и Орел».

Но было бы неверно привязывать басни Крылова только лишь к каким-либо определенным историческим фактам и событиям, видеть за образами зверей в исторических баснях конкретных людей той эпохи. Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются именно в широте обобщения, в типичности, в меткости отбора того факта, который положен в основу басни. Смысл басни, образы животных, подразумевающих конкретные лица, всегда гораздо шире самого исторического факта, натолкнувшего баснописца на создание этой басни. Хотя басня «Квартет» относится к открытию Государственного Совета и за образами животных мы можем различить конкретных исторических деятелей того времени, все-таки воспринимается «Квартет» как глубокое обобщение, несущее в себе общечеловеческий смысл.

Итак, образы зверей у Крылова — не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

«Тришкин кафтан»

В своем произведении, Крылов поднимает весьма актуальный для своего вопрос обедневших помещиков. Чтобы раскрыть смысл басни обратимся к истории. В период, предшествующий воне 1812 года, многие помещики обеднели из-за того, что привыкли жить на «широкую ногу».

Чтобы не ограничивать себя в возможности веселиться и гулять, они начали массово закладывать в залог свои поместья, чтобы получить кредитные средства. Прогуливая все деньги, помещики не могли выплатить необходимые проценты и лишались своих имений. Именно такие расточительные дворяне и стали прототипам Тришки, который чинил свой кафтан неразумно, и в итоге остался вовсе без него.

Понятие аллегории

Многие нередко сталкиваются с вопросом: аллегория – что это? Значение слова аллегория необходимо искать у греков, в переводе с их языка аллегория означает «иносказание». Если давать определение этому понятию, то аллегория – это художественный прием, суть которого — выразить абстрактное понятие через конкретный, очевидный образ.

Наверное, самым распространённым примером аллегории будет служить изображение смерти в виде черепа и костей, или же фигуры в черном одеянии с косой. Образы аллегории широко применялись еще со времен Средневековья и Ренессанса художниками на своих полотнах до самого IX века. В современном же искусстве интересные аллегории используют куда виртуознее для более тонкого, незримого выражения смысла произведения, давая зрителю самому уловить скрытый намёк автора. В этом и заключается роль аллегории.

Аллегория — это маскировка истинного смысла

Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.

Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.

Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».

Теперь обещанное определение аллегории:

Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:

Пример аллегории в современной литературе

Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.

Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.

Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:

  1. Зима, которая окутала всю землю – это смерть, которая подстерегает человека и может забрать его в любой момент.
  2. Свеча, горящая на столе – это лучик света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ дает нам ясно понять, насколько наша жизнь хрупкая, что может быть задута малейшим ветерком. Но при этом жажда жизни в нас очень сильна, так как «вьюга мела весь февраль, но таки не смогла погасить свечу».

  • Скрещенье рук, скрещенье ног – это действительно любовные отношения двух людей, но не ради удовлетворения инстинктов. Это символ объединения вокруг света, отсюда и «судьбы скрещенье».
  • Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.

    Иван Крылов — Бумажный змей: Стих

    Запущенный под облака,
    Бумажный Змей, приметя свысока
    В долине мотылька,
    «Поверишь ли!- кричит,- чуть-чуть тебя мне видно;
    Признайся, что тебе завидно
    Смотреть на мой высокий столь полет».-
    «Завидно? Право, нет!
    Напрасно о себе ты много так мечтаешь!
    Хоть высоко, но ты на привязи летаешь.
    Такая жизнь, мой свет,
    От счастия весьма далеко;
    А я, хоть, правда, невысоко,
    Зато лечу
    Куда хочу;
    Да я же так, как ты, в забаву для другого,
    Пустого
    Век целый не трещу».

    • Следующий стих → Иван Крылов — Два мальчика
    • Предыдущий стих → Алексей Кольцов — Что ты спишь, мужичок

    Читать похожие стихи:

    1. Сергей Михалков — Бумажный змей
    2. Иван Крылов — Волки и овцы (Басня)
    3. Иван Крылов — Волк и журавль (Басня)
    4. Иван Крылов — Зеркало и обезьяна (Басня)
    5. Иван Крылов — Разбойник и извозчик (Басня)
    • Стихи Александра Пушкина
    • Стихи Михаила Лермонтова
    • Стихи Сергея Есенина
    • Басни Ивана Крылова
    • Стихи Николая Некрасова
    • Стихи Владимира Маяковского
    • Стихи Федора Тютчева
    • Стихи Афанасия Фета
    • Стихи Анны Ахматовой
    • Стихи Владимира Высоцкого
    • Стихи Иосифа Бродского
    • Стихи Марины Цветаевой
    • Стихи Александра Блока
    • Стихи Агнии Барто
    • Омар Хайям: стихи, рубаи
    • Стихи Бориса Пастернака
    • Стихи Самуила Маршака
    • Стихи Корнея Чуковского
    • Стихи Эдуарда Асадова
    • Стихи Евгения Евтушенко
    • Стихи Константина Симонова
    • Стихи Ивана Бунина
    • Стихи Валерия Брюсова
    • Стихи Беллы Ахмадулиной
    • Стихи Юлии Друниной
    • Стихи Вероники Тушновой
    • Стихи Николая Гумилева
    • Стихи Твардовского
    • Стихи Рождественского
    • Евгений Онегин
    • Бородино
    • Я помню чудное мгновенье (Керн)
    • Я вас любил, любовь еще, быть может
    • Парус (Белеет парус одинокий)
    • Письмо матери
    • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
    • Не жалею, не зову, не плачу
    • Стихи о советском паспорте
    • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
    • У лукоморья дуб зеленый
    • Ночь, улица, фонарь, аптека
    • Сказка о царе Салтане
    • Жди меня, и я вернусь
    • Ты меня не любишь, не жалеешь
    • Что такое хорошо и что такое плохо
    • Кому на Руси жить хорошо
    • Я пришел к тебе с приветом
    • Незнакомка
    • Письмо Татьяны к Онегину
    • Александр Пушкин — Пророк
    • Анна Ахматова — Мужество
    • Николай Некрасов — Железная дорога
    • Сергей Есенин — Письмо к женщине
    • Александр Пушкин — Полтава
    • Стихи о любви
    • Стихи для детей
    • Стихи о жизни
    • Стихи о природе
    • Стихи о дружбе
    • Стихи о женщине
    • Короткие стихи
    • Грустные стихи
    • Стихи про осень
    • Стихи про зиму
    • Стихи о весне
    • Стихи про лето
    • Смешные стихи
    • Матерные стихи
    • Стихи с добрым утром
    • Стихи спокойной ночи
    • Стихи про семью
    • Стихи о маме
    • Стихи про папу
    • Стихи про бабушку
    • Стихи про дедушку
    • Стихи о войне
    • Стихи о родине
    • Стихи про армию
    • Стихи про школу
    • Стихи о музыке
    • Стихи для малышей
    • Стихи о доброте
    • Стихи на конкурс
    • Сказки в стихах
    • Популярные стихи Пушкина
    • Популярные стихи Лермонтова
    • Популярные стихи Есенина
    • Популярные басни Крылова
    • Популярные стихи Некрасова
    • Популярные стихи Маяковского
    • Популярные стихи Тютчева
    • Популярные стихи Фета
    • Популярные стихи Ахматовой
    • Популярные стихи Цветаевой
    • Популярные стихи Бродского
    • Популярные стихи Блока
    • Популярные стихи Хайяма
    • Популярные стихи Пастернака
    • Популярные стихи Асадова
    • Популярные стихи Бунина
    • Популярные стихи Евтушенко
    • Популярные стихи Гумилева
    • Популярные стихи Рождественского
    • Другие поэты

    Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

    Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

    Ссылка на основную публикацию