Басня Михалкова Белые перчатки

“КИНОДИВА” Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Басни для взрослых

Сообщений 1 страница 20 из 305

Поделиться120.03.13 13:15:39

  • Автор: Васена
  • Фея
  • Зарегистрирован: 10.02.13
  • Сообщений: 8514
  • Уважение: [+3041/-4]
  • Позитив: [+7807/-17]
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    21 день 15 часов
  • Последний визит:
    24.02.20 17:44:01

Басни для взрослых

Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Что же такое басня и чем она отличается от сказки или стихотворения? Основное отличие басни от других литературных жанров – это нравоучительный и чаще даже сатирический характер написания.

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.

Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, но завуалировано подразумеваются люди, их поступки, поведение. Неотъемлемой частью басни является её мораль.

Басни возникли в Древней Греции.
ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.) – древнегреческий писатель, баснописец, считается родоначальником жанра. Из описаний он предстает человеком уродливым, горбуном, но бесконечно мудрым и наделенным литературным даром.

Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Эзоповские басни, главными персонажами которых в подавляющем большинстве случаев являлись животные, стали богатейшим источником для заимствования сюжетов баснописцами последующих времен. В частности, они служили источниками вдохновения для Ж. Лафонтена, Г. Лессинга, И.А. Крылова.

Жан де Лафонтен и его Басни — это мудрость народов, которая дошла до наших дней. Басня Лафонтена указывает на пороки и слабости человека, такие как трусость, жадность, ложь, лень.
Читать басни Лафонтена с удовольствием будут дети разного возраста, как школьники, так и дошкольники. Персонажами басен Лафонтена являются животные, которые олицетворяют людей с их достоинствами и недостатками.

Многие басни этих авторов-баснописцев и их краткие биографии представлены здесь.

Некоторые басни (порой одну и ту же) читают блестящие актёры, такие как Игорь Ильинский, Валентин Гафт.

Наряду с этим мы поместили мультфильмы и аудиокнигу “Басни И.А.Крылова” с картинками

А также оригинальные басни поэта Владимира Шебзухова.

Он — член Союза Писателей России, автор интересных стихотворных сборников, в том числе, редких для сегодняшнего времени, сборника басен. Победитель многих выставок Современного искусства. Владимир Шебзухов ещё и композитор и музыкант, профессиональный гитарист-концертант, имеющий эксклюзивную гитару, таящую в себе неземные звуки.

Поделиться220.03.13 13:21:17

  • Автор: Васена
  • Фея
  • Зарегистрирован: 10.02.13
  • Сообщений: 8514
  • Уважение: [+3041/-4]
  • Позитив: [+7807/-17]
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    21 день 15 часов
  • Последний визит:
    24.02.20 17:44:01

Басня Крылова Демьянова уха

Демьянова уха – басня-анекдот, забавная житейская ситуация от Крылова про чересчур гостеприимного Демьяна и деликатного Фоку.

“Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай”. –
“Соседушка, я сыт по горло”. – “Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!” –
“Я три тарелки съел”. – “И полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты, –
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна;
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!”
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И – очищает всю.
“Вот друга я люблю! –
Вскричал Демьян. – Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!”
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой –
И с той поры к Демьяну ни ногой.

Мораль басни Демьянова уха
1) Нельзя ничего навязывать без меры; 2) Нужно уметь говорить Нет

Гостеприимство, что так желанно, порой бывает чрезмерным. Оно ни в коем случае не должно становиться в тягость, проявлять слепую настойчивость. Демьян, отличный хозяин, как раз такую грань и перешёл. Его гость – Фока не знал куда деваться, ведь и оставаться ему не хотелось, и уйти, обидев хозяина, было как-то уж очень некрасиво. Настырность и деликатность столкнулись, но обе уступили место простому бегству. Фока сбежал от чересчур добродушного Демьяна, так и не сумев вовремя сказать Нет.

Разберемся, как Крылов передает нам суть сложившейся ситуации и почему не формирует мораль в четкой форме. Что ж, достаточно внимательно прочитать басню Демьянова уха, чтобы обратить внимание на приторно ласковые речи Демьяна. Фока же, напротив, говорит вежливо и, на первый взгляд, искренне. Попал соседушка в трудное положение. Терпел-терпел и не вытерпел. Тут-то всю его воспитанность как рукой снесло: сбежал и всё тут. Наелся ухи на всю жизнь. Комична сама ситуации, из которой можно почерпнуть немало интересного, потому и мораль Крылову выражать не потребовалось.

Демьянова уха написана в виде сценария, так сказать в лицах. Разговорными интонациями, в житейский случай о посиделках двух соседей, Крылов в свойственной ему манере и с завидной простотой вкладывает глубочайший смысл. С первых слов басни мы врываемся в прикрытый дружелюбием спор Демьяна и Фоки. Присмотревшись к их диалогу поближе, мы увидим, как назойлив Демьян, как он не приемлет отказа и после нескольких тарелок ухи уже не может остановиться. В тоже время слабовольный Фока не умеет отказываться и говорить простое Нет.

Басня Демьянова уха – крылатые выражения
Демьянова уха

Поделиться320.03.13 13:27:11

  • Автор: Васена
  • Фея
  • Зарегистрирован: 10.02.13
  • Сообщений: 8514
  • Уважение: [+3041/-4]
  • Позитив: [+7807/-17]
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    21 день 15 часов
  • Последний визит:
    24.02.20 17:44:01

Басня Крылова Свинья под дубом

Басня Крылова Свинья под дубом – оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Читайте лучшие басни Крылова в этом разделе!

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

“Ведь это дереву вредит, –
Ей с Дубу Ворон говорит, –
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может”.
“Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею”.

“Неблагодарная! – примолвил Дуб ей тут, –
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут”.
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль басни Свинья под дубом
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Что ни говори, а Крылов умел, с только ему присущей легкостью, да ещё и в шутливой форме преподнести нам на блюдечке пороки людей во всей красе. Вот и басня Свинья под дубом не становится исключением. Кстати говоря, спорный вопрос, кто является главным героем басни. Думаете, логично предположить, что свинья? Скорее всё же дуб, лаконично объясняющий нам мораль истории. Но, рассмотрим всё по порядку. Итак, действующие лица басни:

Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.
Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

Cкачать DOCX БАСНИ Михалкова бесплатно

Скачать через: 20 сек.

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.
Бросался всем в глаза его нахальный вид:
– Смотрите на меня! Заметней нет и не было поганки!
Ну как же я красив! Красив и ядовит!

А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал.

Мораль басни Грибы

А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал.

Басня Муха и пчела

Перелетев с помойки на цветок,
Лентяйка Муха Пчелку повстречала –
Та хоботком своим цветочный сок
По малым долькам собирала.
“Летим со мной! – так, обратясь к Пчеле,
Сказала Муха, глазками вращая. –
Я угощу тебя! Там – в доме, на столе –
Такие сладости остались после чая!
На скатерти – варенье, в блюдцах – мед.
И все – за так! Все даром лезет в рот!” –
“Нет! Это не по мне!” – ответила Пчела.
“Тогда валяй трудись!” – лентяйка
прожужжала
И полетела в дом, где уж не раз была,
Но там на липкую бумагу вдруг попала.

Не так ли папенькины дочки и сынки,
Бездумно проводя беспечные деньки,
Безделье выдают за некую отвагу
И в лености своей, от жизни далеки,
Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!

Мораль басни Муха и пчела

Папенькины дочки и сынки безделье выдают за некую отвагу, но в лености своей, от жизни далеки, садятся, вроде мух, на липкую бумагу

Басня Заячье горе

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было.

Заяц мучительно завидовал Черепахе. Вот как она живет! Вот живет! – думал Заяц. Собственную норку на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая как камень и с красивым узорчиком. Эх, повезло же глупой Черепахе!

И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, всюду ее ругал, рассказывал про нее небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался.
– Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. С чего чахнешь?
– Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком.

А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Мораль басни Заячье горе

Зависть – это плохое чувство, которое может испортить жизнь любому. Завидуя другим, осмотрись вокруг себя, возможно, ты обладаешь тем, чему также завидуют.

Басня Кот и повар

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.

Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

“Ах ты, обжора! ах, злодей! –
Тут Ваську Повар укоряет,-
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! Быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,-
А ты. ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
“Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!”
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью,
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.

А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Мораль басни Кот и повар

Речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Басня Аисты и лягушки

Поспорила Лягушка с Аистом:
– Кто красивее?
– Я! – уверенно сказал Аист. – Посмотри, какие у меня красивые ноги!
– Зато у меня их четыре, а у тебя только две! – возразила Лягушка.
– Да, у меня только две ноги, – сказал Аист, – но они у меня длинные!
– А я квакать умею, а ты нет!
– А я летаю, а ты только прыгаешь!
– Летаешь, а нырять не можешь!
– А у меня есть клюв!
– Подумаешь, клюв! На что он нужен?!
– А вот на что! – рассердился Аист и. проглотил Лягушку.
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не
спорить.

Мораль басни Аисты и лягушки

Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не
спорить.

Басня Смешная фамилия

Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,
Пупков и Перепупов!

В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин!

Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов –
Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной
Синичкина боится,
А Чистунов слывет свиньей,
А Простачков – лисицей!

А Раков, если не дурак,
Невежда и тупица,
Назад не пятится как рак,
А все вперед стремится!

Плевков фамилию сменил,
Жемчужиным назвался,
Но в основном – ослом он был,
Ослом он и остался!

А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Все дело не в фамилии, а в человеке!

Мораль басни Смешная фамилия

Все дело не в фамилии, а в человеке

Басня Ромашка и роза

Прошу простить меня за обращенье в прозе!
Ромашка скромная сказала пышной Розе.
Но вижу я: вкруг вашего стебля
Живет и множится растительная тля,
Мне кажется, что в ней для вас угроза!

Читайте также:  Басня Михалкова Экзамен

Где вам судить о нас! вспылила Роза.
Ромашкам полевым в дела садовых роз
Не следует совать свой нос!

Довольная собой и всех презрев при этом,
Красавица погибла тем же летом,
Не потому, что рано отцвела,
А потому, что дружеским советом
Цветка незнатного она пренебрегла.
Кто на других глядит высокомерно,
Тот этой басни не поймет, наверно.

Мораль басни Ромашка и роза

Кто на других глядит высокомерно,
Тот этой басни не поймет, наверно.

Прибежал как-то Заяц к Журавлю.
– Журавушка, дорогой! Ты хорошо зубы лечишь, вставь мне, пожалуйста,
зубы!
– Да они у тебя хорошие!
– Хороши, да малы! Вставь мне львиные клыки!
– Зачем тебе клыки?
– Я с Лисой рассчитаться хочу! Надоело мне от нее бегать, пусть она от
меня побегает!
Улыбнулся Журавль и вставил Зайцу искусственные зубы – два львиных
клыка. Совсем как настоящие! Страшно смотреть!
– Вот здорово! – воскликнул Заяц, посмотрев на себя в зеркало. – Побегу
Лису искать!
Бежит Заяц по лесу – Лису ищет, а она сама ему навстречу из-за кустов
выходит. Увидел Заяц Лису и бросился от нее наутек. Прибежал к Журавлю – дрожит, трясется от страха.
– Жу-жу-ра-равушка, дорогой! Замени клыки!
– А эти чем плохи?
– Не плохи, да малы! Против Лисы не годятся! Может, у тебя какие
побольше есть?
– Не поможет! – ответил Журавль. – Ошибся я, Косой! Надо было тебе
сердце заменить: твое, заячье, выкинуть, а львиное поставить.

Мораль басни Ошибка

Чтобы зайца от страха избавить, ему не клыки львиные нужны, а львиное сердце.

Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно:
Что, если вдруг не удалось оно?
Вниманием гостей художник наш польщен!
Какую критику сейчас услышит он?
Не будет ли жесток звериный суд?
Низвергнут? Или вознесут?
Ценители пришли. Картину Слон открыл.
Кто дальше встал, кто подошел поближе.
“Ну, что же, – начал Крокодил, –
Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу. ” –
“Что Нила нет, в том нет большой беды! –
Сказал Тюлень. – Но где снега? Где льды?” –
“Позвольте! – удивился Крот. –
Есть кое-что важней, чем лед!
Забыл художник огород”. –
“Хрю-хрю, – прохрюкала Свинья, –
Картина удалась, друзья!
Но с точки зренья нас, свиней,
Должны быть желуди на ней”.
Все пожеланья принял Слон.
Опять за краски взялся он
И всем друзьям по мере сил
Слоновьей кистью угодил,
Изобразив снега, и лед,
И Нил, и дуб, и огород,
И даже – мед!
(На случай, если вдруг Медведь
Придет картину посмотреть. )
Картина у Слона готова,
Друзей созвал художник снова.
Взглянули гости на пейзаж
И прошептали: “Ералаш!”

Мой друг! Не будь таким Слоном:
Советам следуй, но с умом!
На всех друзей не угодишь,
Себе же только навредишь.

Мораль басни Слон-живописец

Советам следуй, но с умом! На всех друзей не угодишь, себе же только навредишь.

Как-то раз Попугай начал хвастаться всем вокруг:
– Я умею говорить по-человечьи! Больше вы не услышите от меня ни одного слова на птичьем языке!

– Ох, ох! – разохались трясогузки. Вот умница! Он будет говорить только по-человечьи!

– Он умеет говорить по-человечьи? – переспросил старый Ворон. – Ну что ж! Это неплохо! Но это еще не значит, что он умнее всех! Я тоже знаю несколько человечьих слов, но я при этом не считаю себя мудрецом!

– А вы поговорите с ним по-человечьи! – затрещали трясогузки. – На птичьем языке он и разговаривать с вами не станет. Вот увидите!

– Попробуем! – сказал Ворон и перелетел туда, где сидел очень важный попугай.

– Здравствуйте! – представился Ворон на чистом человечьем языке. Здравствуйте! Я – Ворон!

– Попка-дурак! Попка-дурак! -важно ответил ему Попугай тоже по-человечьи. – Попка-дурак!

– Вы слышите? – восхитились трясогузки. Он вас убедил?

– Да уж! – сказал Ворон. – Я с ним согласен!

Мораль басни Экзамен

Никогда не стоит хвастаться, а то можно и оплошать

Басня Заяц во хмелю

В день именин, а может быть, рожденья
Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.
В кругу друзей, за шумною беседой,
Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.
И Заяц наш, как сел,
Так, с места не сходя, настолько окосел,
Что, отвалившись от стола с трудом,
Сказал: “Пшли домой!” – “Да ты найдешь ли дом? –
Спросил радушный Еж. –
Поди, как ты хорош!
Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!
В лесу один ты пропадешь:
Все говорят, что Лев в округе объявился!”
Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.
“Да что мне Лев! – кричит. – Да мне ль его бояться!
Я как бы сам его не съел!
Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!
Да я семь шкур с него спущу
И голым в Африку пущу. “
Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов,
Как меж столов,
Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:
“Видали мы в лесах зверей почище львов,
От них и то летели клочья. “
Проснулся Лев, услышав пьяный крик, –
Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.
Лев – цап его за воротник!
“Так вот кто в лапы мне попался!
Так это ты шумел, болван?
Постой, да ты, я вижу, пьян –
Какой-то дряни нализался!”
Весь хмель из головы у Зайца вышел вон!
Стал от беды искать спасенья он:
“Да я. Да вы. Да мы. Позвольте объясниться!
Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас.
Там лишнего хватил. Но все за Вас!
За Ваших львят! За Вашу Львицу!
Ну, как тут было не напиться?!”
И, когти подобрав, Лев отпустил Косого.
Спасен был хвастунишка наш!

Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного,
Но обожал. подхалимаж.

Мораль басни Заяц во хмелю

Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного, но обожал. подхалимаж.

Басня Белые перчатки

Раздобыл где-то молодой ленивый Грач пару белых перчаток. Кое-как натянул их на лапки и задрал клюв:

Полетели утром птицы на работу: жучков, паучков и мошек в лесах и на полях собирать. Грач дома остался.

– Летим с нами! – кричали птицы, пролетая мимо.

– Летите, летите! – отвечал им Грач. – Разве вы не видите, что я в белых перчатках? Не могу же я их замарать!

Наработались птицы в лесах и на полях, сами досыта наелись, прилетели домой птенцов кормить.

– А мне? – крикнул Грач. – Накормите меня! Я голодный! Весь день ничего не ел!

– Как же ты будешь есть в белых перчатках? Ты их запачкаешь!

– А вы мне прямо в рот кладите – я буду жевать!

– Ну нет! – отвечали птицы. – Ты уже давно не птенчик! Ты уже носишь белые перчатки!

Разлетелись птицы по своим гнездам, перед сном песни пропели и легли спать. А Соловей-соловушка, так тот даже ночью пел – так славно он потрудился за день. Только Грач да старый Филин не спали. Филин мышей ловил, а Грач в гнезде ворочался. Ворочался, ворочался, а потом взял и съел одну белую перчатку.

Голод – не тетка!

Мораль басни Белые перчатки

Голод – не тетка!

Басня Хочу бодаться

Это был ужасно приставучий Козленок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:
– Хочу бодаться! Давай бодаться.
– Отстань от меня! – сказал Индюк и важно отошел в сторону.
– Давай бодаться! – пристал Козленок к Поросенку.
– Отвяжись! – ответил Поросенок и зарылся пятачком в землю.
Подбежал Козленок к старой Овце:
– Давай бодаться!
– Отойди от меня! – попросила Овца. – Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!
– А я хочу! Давай пободаемся!
Промолчала Овца и сама отошла в сторону.
Увидел Козленок Щенка.
– А ну! Давай бодаться!
– Давай! – обрадовался Щенок и больно укусил Козленка за ногу.
– Постой! – заплакал Козленок. – Я хочу бодаться, а ты что делаешь?
– А я хочу кусаться! – ответил Щенок и еще раз укусил Козленка.

Мораль басни Хочу бодаться

Хочешь бодаться – будь готов к тому, что кто-то не просто не хочет бодаться, а хочет кусаться

Басня Не стоит благодарности

Тащил на себе как-то раз Медведь огромное бревно. Замучился, присел на пенек передохнуть.
– Тяжелое небось бревно-то? – спросил молодой Кабан, что неподалеку грелся на солнышке.
– Ох, и тяжелое! – ответил Медведь, отдуваясь.
– И далеко еще тащить?
– До самого леса.
– В такую-то жару! Поди, умаялся?
– И не спрашивай!
– Такое бревно вдвоем бы тащить!
– Ясное дело – вдвоем бы сподручнее было!
– Ну, я пошел! – сказал Кабан, поднимаясь. Желаю удачи! Смотри не надорвись!
– Спасибо, – вздохнул Медведь.
– Не за что! – ответил Кабан.

Мораль басни Не стоит благодарности

Напрасные слова не станут помощью в деле.

Басня Лиса и бобер

Лиса приметила Бобра:
И в шубе у него довольно серебра,
И он один из тех Бобров,
Что из семейства мастеров,
Ну, словом, с некоторых пор
Лисе понравился Бобер!
Лиса ночей не спит: “Уж я ли не хитра?
Уж я ли не ловка к тому же?
Чем я своих подружек хуже?
Мне тоже при себе пора
Иметь Бобра!”
Вот Лисонька моя, охотясь за Бобром,
Знай вертит перед ним хвостом,
Знай шепчет нежные слова
О том, о сем.
Седая у Бобра вскружилась голова,
И, потеряв покой и сон,
Свою Бобриху бросил он,
Решив, что для него, Бобра,
Глупа Бобриха и стара.
Спускаясь как-то к водопою,
Окликнул друга старый Еж:
“Привет, Бобер! Ну, как живешь
Ты с этой. как ее. с Лисою?”
“Эх, друг!- Бобер ему в ответ.-
Житья-то у меня и нет!
Лишь утки на уме у ней да куры:
То ужин – там, то здесь – обед!
Из рыжей стала черно-бурой!
Ей все гулять бы да рядиться,
Я – в дом, она, плутовка,- в дверь.
Скажу тебе, как зверю зверь:
Поверь,
Сейчас мне впору хоть топиться.
Уж я подумывал, признаться,
Назад к себе – домой податься!
Жена простит меня, Бобра,-
Я знаю, как она добра. “
“Беги домой,- заметил Еж,-
Не то, дружище, пропадешь. “
Вот прибежал Бобер домой:
“Бобриха, двери мне открой!”
А та в ответ: “Не отопру!
Иди к своей Лисе в нору!”
Что делать? Он к Лисе во двор!
Пришел. А там – другой Бобер!
Смысл басни сей полезен и здоров
Не так для рыжих Лис, как для седых Бобров!

Мораль басни Лиса и бобер

Седина в бороду – бес в ребро

Басня Дальновидная сорока

Изнемогая от тяжелых ран
К своим трущобам отступал Кабан.
В чужие вторгся он владенья,
но был разбойнику отпор достойный дан.
Как поднялось лесное населенье.

Сороке довелось в ту пору пролетать
Над полем боевых событий.
И – кто бы ожидал такой сорочьей прыти! –
Сорока, сев на ель, вдруг стала стрекотать:
Так, так его! Гоните Кабана!
Мне с дерева видней – он не уйдет далеко!
Я помогу, коль помощь вам нужна.
А вы еще разок ему поддайте сбоку!

Дивлюсь я на тебя. Ты только прилетела, –
Сказал Сороке Воробей, –
А трескотней своей, ей-ей,
Всем надоесть уже успела!”

Скажи, мой свет, – сорока Воробью в ответ, –
Что толку, если б я молчала?
А тут придет конец войне –
Глядишь, и вспомнят обо мне
Да скажут где-нибудь: “Сорока воевала. “

Сороке выдали медаль.
А жаль!

Мораль басни Дальновидная сорока

Что толку, если б я молчала?
А тут придет конец войне –
Глядишь, и вспомнят обо мне
Да скажут где-нибудь: “Сорока воевала. ” Сороке выдали медаль.
А жаль!

Басня Два толстяка и заяц

Нашел толстяк Бегемот в камышах брошенный кем-то старый автомобиль. Позвал Бегемот Слона:
– Смотри, толстяк, какую я штуку нашел! Что делать будем?
– Хорошая штука! – сказал Слон. – Давай его вытащим и к делу приспособим. Будем вдвоем кататься.

Откуда ни возьмись – Заяц.
– Добрый день, друзья! Что нашли? Автомобиль? Очень хорошо! А ну, взяли! А ну, еще разок.

Вытащили толстяки машину из болота на сухой берег. Заяц в сторонке стоял – командовал. Стали толстяки машину мыть, мотор заводить, шины надувать. Заяц в сторонке стоял – подсказывал. Стали толстяки дорогу протаптывать, дорожные знаки расставлять. Заяц в сторонке стоял – указывал. Стали толстяки в автомобиль садиться – поссорились: никак вдвоем на одно сиденье не сесть! А Заяц опять тут как тут! Вскочил в машину и поехал, но.

Недалеко уехал Косой. Налетел на дерево. Машина – вдребезги. Сам едва уцелел.
Жалко толстяков, что зря потрудились. Машину жаль, что разбилась. А Зайца не жаль! Почему не жаль? Сами догадайтесь!

Мораль басни Два толстяка и заяц

Каждый получает по своим заслугам, так и заяц получил за то, что бездействовал и только командовал, заслуженную «награду»

Басня Неврученная награда

За честный труд и поощренья ради
Один из Муравьев представлен был к награде –
К миниатюрным именным часам.
Однако Муравей не получил награды:
Вышесидящий Жук чинил ему преграды,
Поскольку сам он не имел такой награды!

Ох, если бы прискорбный этот случай
Был ограничен муравьиной кучей!

Мораль басни Неврученная награда

Иногда завистливые люди могут злоупотреблять своей властью, чтобы помешать другим добиться заслуженного вознаграждения.

Читать онлайн “Басни” автора Михалков Сергей Владимирович – RuLit – Страница 1

Михалков Сергей Владимирович

Сергей Владимирович Михалков

Заяц и черепаха

Толстый и Тонкий

Соловей и Ворона

Портной на лаврах

Кукушка и Скворец

Кирпич и Льдина

Без вины пострадавшие

Что Кошка о себе вообразила

Не стоит благодарности

Аисты и лягушки

Друзья в походе

Почему мыши котов не обижают

Два толстяка и Заяц

ЗАЯЦ И ЧЕРЕПАХА

Однажды где-то под кустом

Свалила Зайца лихорадка.

Болеть, известно, как не сладко:

То бьет озноб его, то пот с него ручьем,

Читайте также:  Басня Михалкова Не стоит благодарности

Он бредит в забытьи, зовет кого-то в страхе.

Случилось на него наткнуться Черепахе.

Вот Заяц к ней: “Голубушка. воды.

Кружится голова. Нет сил моих подняться,

А тут рукой подать – пруды!”

Как Черепахе было отказаться.

Вот минул час, за ним пошел другой,

За третьим начало смеркаться,

Все Черепаху ждет Косой.

Все нет и нет ее. И стал больной ругаться:

“Вот чертов гребешок! Вот костяная дочь!

Попутал бес просить тебя помочь!

Куда же ты запропастилась?

Глоток воды, поди, уж сутки жду. “

“Ты что ругаешься?” – Трава зашевелилась.

“Ну, наконец, пришла, – вздохнул больной.

“Да нет, Косой, еще туда-а иду. “

Я многих черепах имею здесь в виду.

Нам помощь скорая подчас нужна в делах,

Но горе, коль она в руках

Слон-живописец написал пейзаж,

Но раньше, чем послать его на вернисаж,

Он пригласил друзей взглянуть на полотно:

Что, если вдруг не удалось оно?

Вниманием гостей художник наш польщен!

Какую критику сейчас услышит он?

Не будет ли жесток звериный суд?

Низвергнут? Или вознесут?

Ценители пришли. Картину Слон открыл.

Кто дальше встал, кто подошел поближе.

“Ну, что же, – начал Крокодил,

Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу. “

“Что Нила нет, в том нет большой беды!

Сказал Тюлень. – Но где снега? Где льды?”

“Позвольте! – удивился Крот.

Есть кое-что важней, чем лед!

Забыл художник огород”.

“Хрю-хрю, – прохрюкала Свинья,

Картина удалась, друзья!

Но с точки зренья нас, свиней,

Должны быть желуди на ней”.

Все пожеланья принял Слон.

Опять за краски взялся он

И всем друзьям по мере сил

Слоновьей кистью угодил,

Изобразив снега, и лед,

И Нил, и дуб, и огород,

(На случай, если вдруг Медведь

Придет картину посмотреть. )

Картина у Слона готова,

Друзей созвал художник снова.

Взглянули гости на пейзаж

И прошептали: “Ералаш!”

Мой друг! Не будь таким Слоном:

Советам следуй, но с умом!

На всех друзей не угодишь,

Себе же только навредишь.

В день именин, а может быть, рожденья

Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.

В кругу друзей, за шумною беседой,

Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.

И Заяц наш, как сел,

Так, с места не сходя, настолько окосел,

Что, отвалившись от стола с трудом,

Сказал: “Пшли домой!” – “Да ты найдешь ли дом?

Спросил радушный Еж.

Поди, как ты хорош!

Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!

В лесу один ты пропадешь:

Все говорят, что Лев в округе объявился!”

Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.

“Да что мне Лев! – кричит. – Да мне ль его бояться!

Я как бы сам его не съел!

Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!

Да я семь шкур с него спущу

И голым в Африку пущу. “

Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов,

Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:

“Видали мы в лесах зверей почище львов,

От них и то летели клочья. “

Проснулся Лев, услышав пьяный крик,

Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.

Лев – цап его за воротник!

“Так вот кто в лапы мне попался!

Так это ты шумел, болван?

Постой, да ты, я вижу, пьян

Какой-то дряни нализался!”

Весь хмель из головы у Зайца вышел вон!

Стал от беды искать спасенья он:

“Да я. Да вы. Да мы. Позвольте объясниться!

Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас.

Там лишнего хватил. Но все за Вас!

За Ваших львят! За Вашу Львицу!

Ну, как тут было не напиться?!”

И, когти подобрав, Лев отпустил Косого.

Спасен был хвастунишка наш!

Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного,

Михалков Белые Перчатки – Скачать mp3 бесплатно

Для вашего поискового запроса Михалков Белые Перчатки MP3 мы нашли 1000000 песни, соответствующие вашему запросу, но показывающие только 10 лучших результатов. Теперь мы рекомендуем загрузить первый результат Михалков Белые перчатки MP3 который загружен Basni Net размером 3.84 MB , длительность 2 мин и 55 сек и битрейтом 192 Kbps .

Обратите внимание:
Перед загрузкой вы можете просмотреть любую песню, наведите курсор Слушать и нажмите «Воспроизвести» или «Нажмите здесь» Скачать для загрузки mp3-файлов высокого качества. Первые результаты поиска – с YouTube, который будет сначала преобразован, после чего файл можно загрузить, но результаты поиска из других источников могут быть сразу же загружены в MP3-файл без какого-либо преобразования или пересылки.

Свежая музыка

михалков белые перчатки Mp3

Dong Dong Dong Dong Dong Da Ding Dong Game 2 Mp3

чит Script Standoff 2 аим бот проход через стены слив читов для Standoff 2 Mp3

Star Wars Kid Drunken Jedi Mp3

Fulham Fc Craven Cottage Mp3

Chopstick Johnjon Rust Mp3

Amin Rostami Nashooni Mp3

Eldor Abulfayz Ota Ona Mp3

Deheus Nerve Mp3

жалгызым журегим арманым Mp3

Zumba Bailame Zin 62 Latin Urban Mp3

Extreme Bass Test Vol 11 Mp3

Wedding Day Ivan Maria Mp3

ран масаран Mp3

Komodo I Just Died In Your Arms Audio Best Mp3

ужас прикол Mp3

Meme Country Humans Mp3

I Meet The Sun Elliaz Alex Grafton Remix Mp3

Adharam Madhuram Krishna Bhajan Mp3

Dani 18alba Mp3

табор уходит в небо нанэ цоха Mp3

секс бравл старс Porno Video Brawl Stars мультики бравл старс Brawl Stars Animation Mp3

Ghost Adventures Fart Is Being Thrown Mp3

Joe Ford Celldweller Breaking Point Feat Robin Adams Mp3

Mehdi Moghaddam Pashimoon Mp3

A Qırmızı Donlu Qız Yeni 2020 En Yeni Toy Mahnisi Hər Kəsin Axtardığı Mahnı Mp3

На нашем музыкальном сайте вы можете бесплатно прсолушать и скачать любимые, новые и популярные mp3 песни в хорошем качестве. Быстрый поиск любой композиции!

Сергей Михалков – Басни в прозе

Сергей Михалков – Басни в прозе краткое содержание

Басни в прозе читать онлайн бесплатно

Барану не пришлось кончать своей речи.

Волк был уже далеко: у него пропал аппетит!

ЖАДНЫЙ ЗАЯЦ

Заприметил Заяц в дупле пчелиный улей. Решил медком посластиться. Раздобыл большую кадушку.

Пошел в лес. По пути Медведя встретил.

—За медом, Косолапый! Я улей в лесу нашел.

—Возьми меня с собой.

—Не возьму! Мне одному мало будет.

—И пчелкам ничего не оставишь?

—А зачем им? Они себе еще насобирают.

Полез Заяц в дупло. За медом. Забила тревогу сторожевая пчела.

Напали пчелы всем роем на незваного гостя. И досталось же ему от пчел! Уж так они его отделали, так нажалили, что он едва ноги унес.

—Больно ты, Косой, бессовестный,— сказал Медведь.— Пошел бы ты за медом с кружкой, глядишь, пчелы тебя бы и не тронули. Они народ добрый!

—Хотел бы я посмотреть, как они тебя с кружкой встретят. — простонал Заяц.

Взял Медведь небольшую кружку и полез в дупло. Забила тревогу сторожевая пчела. Налетели пчелы на Медведя и давай жалить. Хуже Зайца искусали.

—Все дело ты мне испортил! — сказал Медведь Зайцу.— Не полезь ты к ним со своей кадушкой, они бы меня с кружкой не тронули. Вот что значит жадность!

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ЭФФЕКТ

Бежал Заяц по лесу, а Волк спал после сытного обеда у себя в логове. Вот Заяц возьми да и провались в Волчье логово!

Проснулся Волк — обомлел: Заяц!

А тот стоит перед ним ни жив ни мертв — лапки по швам. Не успел Волк очухаться от неожиданности, как Заяц вдруг преобразился, заднюю ногу вперед выставил, да как заорет во все горло:

А Заяц громче прежнего:

—Как стоишь, бродяга?! Молчать! Что за кости? Чьи? Отвечай!

—Это. я. я. обедал. — окончательно растерявшись, отвечал Волк.

—Молчать, когда с тобой разговаривают! Спал на овечьей шкуре? А где сама овца?

—Ясно! Завтра поговорим! У старого дуба! Ровно в пять! Все! — И Заяц величественно вышел из логова.

К старому дубу Волк так и не явился. Ни в пять, ни в шесть, ни позже. После встречи с Зайцем его разбил паралич.

А Заяц? Увы! Он слишком часто стал прибегать к этой манере разговаривать. Как бы чего не вышло.

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

Теперь я сильнее всех! — сказал однажды Заяц.

—Ну уж и сильнее? — усомнилась Зайчиха.

—Не веришь? Хочешь, я сейчас Кабану пинка дам?

—Одумайся! — испугалась Зайчиха.

—Ничего он мне не сделает! Я такое волшебное слово знаю!

Подошел Заяц сзади к Кабану и дал ему пинка. Рассвирепел Кабан. Обмерла от страха Зайчиха, глаза закрыла. А Заяц спокойно лег на землю, лапки кверху поднял и закричал:

—Признаю свою ошибку! Лежачего не бьют!

Задумался Кабан. Ладно, коли так. Не тронул Зайца,

—Во! Видала?! — сказал Заяц Зайчихе.

—Герой! — даже задохнулась от восторга Зайчиха. -Герой.

Совсем обнаглел Заяц. Ходит с Зайчихой по лесу, всем направо и налево пинки раздает. И ничего! Помогает волшебное слово!

Вот шли они как-то опушкой, видят: сидит Медведь на пеньке, морковку ест.

—Как мне хочется морковки. — мечтательно сказала Зайчиха.

—Морковки? Сейчас будет!

Подошел Заяц к Медведю, дал ему пинка и вырвал морковку.

Промолчал Медведь, только поднялся на задние лапы и взял прут.

—Стой! — закричал Заяц, повалившись на землю и поднимая кверху лапки.— Стой! Признаю свою ошибку! Лежачего не бьют!

—Знаю,— сказал Медведь.— А я тебя бить и не собираюсь. Я тебя высеку.

И высек. Пребольно высек на глазах у Зайчихи.

HOC

Простите за любопытство, но меня очень заинтересовал ваш нос! — обратился к Слону Баран.

—Вы, вероятно, хотели сказать — хобот? — вежливо поправил его Слон.

—Нет! Именно — нос! — воскликнул Баран.— Ведь так называемый «хобот» как по занимаемому им положению относительно глаз и рта, а также по отдельны/* функциям, присущим только носу, ваш, я повторяю, «хобот» есть не что иное, как нос! Но, с другой стороны, длина и подвижность вашего носа напоминают, извините за сравнение, большой хвост!

—Не поэтому ли,— продолжал Баран,— как внешний вид, так и поведение, если можно так выразиться, вашего органа, являющегося, как я уже отметил выше, носом, похожим на хвост, не могут не вызвать законного недоумения.

—Возможно! — перебил Барана Слон.— Но я постараюсь дать вам по этому поводу разъяснение. Видите ли, у нас, слонов, имеется серьезный физический недостаток — короткая шея. Этот наш недостаток компенсируется в известной степени хоботом. Попытаюсь доказать вам это наглядным примером.

Слон сорвал хоботом с дерева веточку, затем окунул хобот в ручей, набрал воду и пустил фонтан.

—Надеюсь, вам теперь понятно,— сказал Слон,— что мой хобот есть следствие приспособляемости организма.

—Благодарю вас! —ответил Баран.— Теперь я могу наконец приступить к работе над своей диссертацией.

БЕЛЫЕ ПЕРЧАТКИ

Раздобыл где-то молодой ленивый Грач пару белых перчаток. Кое-как натянул их на лапки и задрал клюв:

Полетели утром птицы на работу: жучков, паучков и мошек в лесах и на полях собирать. Грач дома остался.

—Летим с нами! — кричали птицы, пролетая мимо.

—Летите, летите!—отвечал им Грач.— Разве вы »не видите, что я в белых перчатках? Не могу же я их замарать!

Наработались птицы в лесах и на полях, сами досыта наелись, прилетели домой птенцов кормить.

—А мне? — крикнул Грач.— Накормите меня! Я голодный! Весь день ничего не ел!

—Как же ты будешь есть в белых перчатках? Ты их запачкаешь!

—А вы мне прямо в рот кладите— я буду жевать!

—Ну нет! — отвечали птицы.— Ты уже давно не птенчик! Ты уже носишь белые перчатки!

Разлетелись птицы по своим гнездам, перед сном песни пропели и легли спать. А Соловей-соловушка, так тот даже ночью пел — так славно он потрудился за день.

Только Грач да старый Филин не спали. Филин мышей ловил, а Грач в гнезде ворочался. Ворочался, ворочался, а потом взял и съел одну белую перчатку. Голод — не тетка!

НЕ СТОИТ БЛАГОДАРНОСТИ

Тащил на себе старый Медведь здоровенное бревно. Замучился, присел на пенек.

—Тяжелое небось бревно-то? — спросил молодой Кабан, что неподалеку грелся на солнцепеке.

—Ух, и тяжелое! — ответил Медведь, отдуваясь.

—И далеко еще тащить?

—В такую жару! Поди, умаялся?

—Такое-то бревно вдвоем бы тащить!

—Ясное дело — вдвоем бы сподручнее было!

—Ну, я пошел!—сказал Кабан, поднимаясь.— Желаю удачи! Да смотри не надорвись!

—Спасибо,— вздохнул Медведь.

—Не за что! — ответил Кабан.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Болтали как-то Медведь и Волк о том о сем. А рядом Бабочка кружилась, с цветка на цветок перелетала.

Увидел Бабочку Медведь и залюбовался.

—Посмотри! — сказал он Волку.— Какая прелесть!

—Где? — спросил Волк.

—Да вон, на ветке, у тебя над головой! Бабочка! Сколько в ней изящества.

—Это у нее-то? — усмехнулся Волк.

—Она тебе не нравится? — удивился Медведь.

—А что в ней хорошего?

—Ну, не скажи! — возразил Медведь.— Смотри, какая у нее легкость в движениях! Какие узоры на крылышках! Красота!

—Легкость? Узоры? Ничего я в ней хорошего не нахожу.

—Никаких «но»! Вот недавно я Овцу видел. — Волк закатил глаза.— Вот это была красота!

—А! — уныло сказал Медведь.— Я, кажется, тебя понял.

УПРЯМЫЙ ПЕТУХ

Увидел Петух парящего в небе орла, и захотелось ему перед курами орлом показаться.

—Чем я не орел? — спросил он у своих пеструшек и хохлаток.

—Орел! Орел! — хором отвечали ему пеструшки и хохлатки.— Орел!

—А я, дяденька, тебя знаю! Ты Петух! — крикнул бежавший мимо Щенок.

—А может быть, я все-таки орел? — грозно спросил Петух и замахал крыльями перед самым носом Щенка.

—Орел, дяденька, орел! — прошептал испуганный Щенок.

—С маленьким ты орел! — сказал Кот.— А сам и ле-тать-то не умеешь!

—Это я-то не умею? — удивился Петух, подпрыгнул и взлетел на забор.

—Орел! Орел! — опять хором закудахтали куры.

—Подумаешь, удивил! — фыркнул Кот.— Я и без крыльев выше заберусь! — И залез на дерево.

Тут уж не на шутку рассердился Петух. Гребешок у него налился кровью. Он изо всех сил разбежался, замахал крыльями, оторвался от земли и. очутился верхом на свинье!

Испугалась спросонья Хрюшка, вскочила, бросилась бежать куда глаза глядят и. влетела под лавку, на которой ведро с водой стояло.

Накрыло Петуха ведром. Вылез он из-под него мокрый, жалкий. Перья обвисли, сам дрожит.

Сергей Михалков

Михалк о в Сергей Владимирович [ 27 февраля (12 марта) 1913, Москва – 27 августа 2009, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище ], русский писатель, действительный член АПН СССР (1971), Герой Социалистического Труда (1973).

Читайте также:  Басня Михалкова Слон-живописец

Стихи для детей ( «Дядя Стёпа» , «А что у вас?» ), пьесы («Красный галстук», 1946; «Дорогой мальчик», 1971). Басни, сатирические комедии («Всё могут короли…», 1983; «Что написано пером…», 1984, и др.). Текст Гимна Советского Союза (совместно с Г. А. Эль-Регистаном), 1943; 2-я редакция 1977). Книги статей «Всё начинается с детства» (1968), «Приметы времени» (1976). Председатель правления Союза писателей РСФСР (1970-90). Ленинская премия (1970), Государственные премии СССР (1941, 1942, 1950, 1978).

[Приглашаю посмотреть мою эпиграмму «С. Михалкову» ]

Стихи (25):

Несбывшиеся мечты

Лист бумаги

Бюрократ и Смерть

Одна рифма

Автографы

Про девочку, которая плохо кушала

Как у нашей Любы

Грипп

Мальчик с девочкой дружил

Партия – наш рулевой

Как бы жили мы без книг?

Непьющий Воробей

Слон-живописец

Заяц во хмелю

Десятилетний человек

Три товарища

Дядя Стёпа – милиционер

Мы с приятелем

Гора моя

Светлана

Песенка друзей

А что у вас?

Дядя Стёпа

Стужа

Несбывшиеся мечты

Лист бумаги

Бюрократ и Смерть

Одна рифма

Автографы

Про девочку, которая плохо кушала

Как у нашей Любы

Грипп

Мальчик с девочкой дружил

Партия – наш рулевой

Как бы жили мы без книг?

Непьющий Воробей

Слон-живописец

Заяц во хмелю

Десятилетний человек

Три товарища

Дядя Стёпа – милиционер

Мы с приятелем

Гора моя

Светлана

Песенка друзей

А что у вас?

Дядя Стёпа

Стужа

Биография

Иногда биография одного человека становится уроком истории. Именно так сложилась судьба Сергея Владимировича Михалкова. Даже краткий рассказ о его жизни и творчестве выходит далеко за рамки маленького мира детской литературы.

Отец писателя, Владимир Александрович Михалков, получивший юридическое образование, стал одним из основоположников советского промышленного птицеводства, а мать Ольга Михайловна, урождённая Глебова, целиком посвятила себя мужу и детям.

О детях и внуках самого Сергея Владимировича знают все: Андрей (Андрон) и Никита – известные кинорежиссёры, общественные деятели (Никита Сергеевич), а их сыновья и дочери уже сказали своё первое слово в кино и на телевидении.

Первой супругой поэта Михалкова была Наталья Кончаловская, тоже поэт и прозаик, дочь широко известного художника Петра Кончаловского, внучка великого Сурикова.

Все эти имена, связанные реальной жизнью, складываются в долгую семейную хронику, отразившую перемены времён.

О начале своего творческого пути Сергей Михалков рассказывает щедро – в автобиографических заметках он неоднократно цитирует самые первые свои произведения. Вот строчки из стихотворения «Река» , «опубликованные» в рукописном журнале, где юный поэт был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором:

А вот стихи, впервые напечатанные «по-настоящему» в журнале «На подъёме», в Ростове-на-Дону:

Сергею Михалкову было в то время пятнадцать лет и жил он в Пятигорске, куда семья переехала из Москвы в связи с работой отца. Через два года, закончив школу, Михалков вернулся в столицу, чтобы начать самостоятельную жизнь – стать писателем.

Получилось это не сразу. Пришлось поработать разнорабочим на Москворецкой ткацкоотделочной фабрике, поездить по стране помощником топографа в геологоразведочных экспедициях. Но уже с 1933 года стихи начинающего поэта стали всё чаще появляться на страницах «Огонька», «Прожектора», «Известий», «Комсомольской правды» и «Вечерней Москвы». Иногда это были стихи для взрослых, иногда – для детей. Строчки были бодрые и современные, очень часто – на злобу дня: о челюскинцах и папанинцах, о событиях в Испании и Абиссинии, о перелёте Чкалова, о пограничниках и пионерах.

Товарищами молодого поэта по литературной учёбе и работе стали Константин Симонов , Маргарита Алигер , Лев Ошанин .

И тут произошло неожиданное событие, о котором Сергей Михалков рассказывает так:

«Мне нравилась студентка нашего института, высокая, статная девушка с большой русой косой за плечами.

Встречаю я её как-то в Доме литераторов.

– Хочешь, я посвящу тебе стихи и опубликую их завтра в «Известиях»? – обратился я к ней, зная заранее, что стихи мои уже стоят на полосе очередного номера газеты.

– Попробуй! – улыбнулась моя избранница.

Я поспешил в редакцию, успел заменить название стихотворения и вставил имя девушки в текст стихов. Наутро в «Известиях» вместо «Колыбельной» появилось моё стихотворение «Светлана» .

Надо признаться, что моя попытка снискать благосклонность моей избранницы мне так и не удалась. Но стихи привлекли внимание другого человека, от которого зависели жизнь и смерть миллионов советских людей.

Меня пригласили в Центральный комитет партии. Принимал меня ответственный работник ЦК – Сергей Динамов (расстрелян).

– Ваши стихи понравились товарищу Сталину! – сказал он мне после небольшой паузы, внимательно разглядывая сидящего перед ним молодого автора. – Товарищ Сталин поинтересовался условиями вашей жизни. Не надо ли чем помочь?

Дочь Сталина звали Светланой…»

Только соотечественники и современники могут на самом деле понять, что означала в переводе на язык судьбы эта скромная похвала: «Ваши стихи понравились товарищу Сталину». Недаром Сергей Михалков пишет «о его величестве случае». Но, видимо, правы философы и мудрецы, которые по сей день спорят о неразрывной связи случайности и закономерности.

Творческая и общественная судьба С. В. Михалкова на протяжении многих десятилетий складывалась совсем особенно. Писатель был лично знаком не только со Сталиным, но впоследствии с Хрущёвым, Брежневым и Горбачёвым. Двадцать лет он возглавлял Союз писателей РСФСР, был депутатом Верховных Советов РСФСР и СССР, членом коллегии союзного Министерства культуры, руководил целой чередой комиссий и ассоциаций. Награды Сергея Михалкова заслуживают отдельного упоминания. В 1939 году он получил свой первый орден – орден Ленина. Современное справочное издание утверждает, что фамилию молодого автора в список награждённых Сталин вписал собственной рукой. Через год была присуждена Сталинская премия, ещё через год – вторая. На протяжении всего жизненного пути Михалков был удостоен множества правительственных, литературных, общественных и международных премий, орденов и медалей. В 1973 году он стал Героем Социалистического Труда, в 1993-м был награждён орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени «во внимание к трудам, понесённым во благо Русской православной церкви в трудные годы её бытия», в том же году – орденом Дружбы Народов и, наконец, в 2003-м, в день девяностолетия писателя, президент Российской Федерации В. В. Путин вручил Сергею Владимировичу орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Когда правительство приняло решение вместо Интернационала создать для Советской державы новый Государственный гимн, авторами его слов стали Сергей Михалков и Г. Эль-Регистан (Габриэль Аркадьевич Уреклян). Рождение такого ответственного текста само по себе событие уникальное и в любое время, в любой стране редко выпадает на долю поэта. Что же касается Сергея Владимировича Михалкова, его поэтическое участие в судьбах родины вне всякого сомнения является беспрецедентным. Он сумел написать гимн трижды: в 1943 году, когда первая редакция создавалась непосредственно под руководством Сталина, в 1977 году, когда в связи с политическими изменениями в стране имя Сталина необходимо было из текста изъять, и, наконец, в 2000 году, когда страна изменила название, флаг и социальный строй.

На граните Вечного огня у Кремлёвской стены мы тоже читаем слова Сергея Михалкова: « Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен ». Это слова очевидца и участника. Ещё в 1939 году С. В. Михалков был призван в армию, в качестве военного корреспондента участвовал в событиях на Западной Украине и в Финляндии. Во время Великой Отечественной войны побывал почти на всех фронтах, писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам, листовки и прокламации.

Обращение к разным жанрам всегда было свойственно творчеству Михалкова. Ещё в конце 30-х годов он заявил о себе как драматург и его многочисленные пьесы для взрослых и детей долгие годы не сходили со сцены советских театров. В 1944 году, когда страна широко отмечала юбилей Крылова , Сергей Владимирович по совету А. Н. Толстого попробовал свои силы в жанре басни. Его первые опыты были сразу же опубликованы в газете «Правда», и с этого момента басня заняла в советской литературе не менее почётное место, чем во времена Демьяна Бедного . Есть в арсенале писателя Михалкова и публицистика, и переводы. Самые серьёзные отношения сложились с кинематографом. Сначала это были сценарии для мультипликационных и художественных фильмов, а в 1962 году родился Всесоюзный сатирический киножурнал «Фитиль», где Сергей Михалков стал автором самой идеи и бессменным главным редактором.

Какое же место в этом потоке дел и событий занимают скромные слова «детский писатель»? Попробуем вернуться назад и начать всё сначала.

Что было бы, если бы Иосиф Виссарионович Сталин не взял в тот день в руки газету «Известия»? И расстрелянный впоследствии сотрудник Динамов не посмотрел пристально на молодого автора? И не случилось бы ни Сталинских премий, ни блестящей карьеры, ни…

– это уже было написано.

– и это тоже было.

– малыши уже распевали эту песенку во всю мочь.

И даже главная былина советского детства уже существовала:

Дальше можно не продолжать, потому что дети тридцатых годов, а также их дети и, несомненно, дети их детей единым хором подхватят:

Феномен этих строчек – юность их автора. Так почти не бывает, чтобы совсем молодые люди писали хорошие стихи для маленьких детей. «Дядя Стёпа» появился на свет в 1935 году. Михалкову было 22 года и с этим объективным фактом не может поспорить ни дальнейшая история Советского Союза, ни дальнейшая судьба самого автора.

Фадеев писал о первых детских стихах: «…ясный свет человеческой молодости». Чуковский называл их смелыми и был абсолютно прав, потому что легкие и лихие михалковские строчки самим звуком своим обещали победу. Много лет спустя в знаменитом стихотворении «Мой секрет» Сергей Владимирович Михалков весело объяснял, что другие взрослые не умеют вернуться в страну Детства, а он…

В эту сказочную возможность легко поверить, если прочитать, например, повесть-сказку «Праздник непослушания» (1971 год), и совершенно невозможно поверить, если прочитать большое стихотворение «День Родины» , имеющие подзаголовок «Быль для детей» (1976 год).

Впрочем, пусть историки отслеживают закономерности влияния государства на культуру, а культуры на государство. Жизнь сама выбирает своё. Как хорошо, что можно просто взять ребёнка за руку и, топая ногами в такт, пойти по улице, громко повторяя:

МИХАЛКОВ, Сергей Владимирович [р. 27.II(12.III).1913, Москва] – русский советский писатель. Член Коммунистической партии с 1950. Школьные годы провёл в Пятигорске. Начал печататься в 1928 в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону) и в газете «Терек» (Пятигорск). В 1930 переехал в Москву. Учился в Литературном институте им. М. Горького (1935-37). В 1935 в журнале «Пионер» опубликовал первое стихотворение для детей «Три гражданина» . За ним последовали другие детские стихи: «Весёлый турист» , «А что у вас?» , «Светлана» , «Фома» , «Про мимозу» , «Дядя Стёпа» , вошедшие в первую книжку Михалкова «Стихи» (1936). «Дядя Стёпа» тогда же вышел отдельным изданием. Молодого поэта дружески поддержали К. И. Чуковский и С. Я. Маршак . Высокую оценку его детских стихов дал А. А. Фадеев. В первых же стихах для маленьких Михалков сумел не назойливо, в живой, увлекательной и доходчивой форме дать «основы социального воспитания». Эта черта неизменно укреплялась в его произведениях, из которых со временем сложилась книга «Стихи для детей» (1936), выдержавшая несколько изданий у нас и за рубежом. В игре и через игру Михалков помогает ребёнку познать окружающий мир, прививает любовь к труду, воспитывает качества, необходимые строителям нового общества.

С начала Великой Отечественной войны Михалков работал в газете Южного фронта «Во славу Родины», затем в центральной газете Военно-Воздушных Сил Красной Армии. Писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, тексты боевых листовок. Опыт фронтового поэта-газетчика обогатил и расширил творческие возможности Михалкова. Как поэт-сатирик, поэт-публицист, автор фельетонов и злободневных стихов на международные темы он часто выступал и в послевоенные годы. Большую популярность приобрели басни Михалкова. В них он удачно продолжил сатирическую линию, начатую стихами для детей и боевыми фронтовыми плакатами. Вслед за Д. Бедным и В. В. Маяковским Михалков обогатил басню современным, злободневным содержанием, стремясь придать ей необычную форму весёлой прибаутки, раешника, прямого публицистического призыва. К басням Михалкова примыкают его своеобразные басни в прозе – коротенькие сказки, рассказы и притчи для больших и маленьких, в которых он вновь предстаёт как лукавый, изобретательный рассказчик (сборники «Веселые зайцы», 1963; «Хочу бодаться!», 1965).

Михалков – автор пьес для детского театра: «Том Кэнти» (1938), «Особое задание» (1945), «Красный галстук» (1946), «Я хочу домой!» (1949), «Зайка-зазнайка» (1951), «Сомбреро» (1957) и других, а также пьес для взрослых, в т. ч. сатирических комедий «Раки и Крокодил» (новая редакция 1960), «Памятник себе…» (1959), «Дикари» (1958), «Эцитоны бурчелли» (1961). Пользовался успехом фильм «Фронтовые подруги» (1942), поставленный по сценарию Михалкова.

Для детских стихов Михалкова послевоенных лет характерно усиление публицистического начала, широта обобщений ( «Быль для детей» , «В музее В. И. Ленина» , «Американские были» – «Миллионер» , «Девочка и дядя Том» ). Выходят новые весёлые книжки поэта, в которых он, как и прежде, вводит читателя в мир шумных детских игр, интересов, забот, фантазий, рисует характеры «положительные» и «отрицательные», весело поучает: ( «Хрустальная ваза» , «Тридцать шесть и пять» , «Облака» , «Не спать!» , «Сашина каша» и др.). Михалков переводил стихи еврейского поэта Л. Квитко, польского поэта Ю. Тувима, башкирские, армянские, литовские сказки. Он также автор русского текста к чешской опере – «Проданная невеста» Б. Сметаны и «Чорт и Кача» А. Дворжака. Написал текст Государственного гимна Советского Союза (1943, совместно с Г. Эль-Регистаном). Лауреат Государственных премий СССР 1941, 1942 и 1950. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (с 1965). С 1962 – главный редактор всесоюзного сатирического киножурнала «Фитиль». Произведения Михалкова переведены на многие языки народов СССР и зарубежных стран.

Соч.: Собр. соч., т. 1-4, М., 1963-64; Моя профессия. Статьи, выступления, заметки, М., 1962; Побасёнки, М., 1966.

Лит.: Палант Е., С. В. Михалков. Био-библиография, М., 1948; Кассиль Л., Сергей Михалков. Критико-биографич. очерк, М., 1954; Ершов Г., Тельпугов В., Сергей Михалков. Критико-биографич. очерк, М., 1956; Турков А., Старое, но грозное оружие (Заметки о басне), «Новый мир», 1952, № 7; Маршак С. , О молодом дедушке Михалкове, «Лит. газета», 1963, 12 марта; Симонов К. , Четыре весёлых тома, «Правда», 1964, 4 июня; Смирнова В., Сказки Сергея Михалкова, «Дет. лит-ра», 1966, № 7.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. – Т. 4. – М.: Советская энциклопедия, 1967

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом.
Если Вы считаете, что Ваши права нарушены, – свяжитесь с автором сайта .

Ссылка на основную публикацию