Басни Михалкова
Благодаря басням Сергея Владимировича Михалкова дети быстро осознают, какие поступки никогда не следует совершать в обществе. Талант поэта не только раскрывает перед детьми всю сложность взаимоотношений между людьми, но и помогает им обрести опыт, который благотворно повлияет на духовное развитие ребенка.
Аисты и лягушки
Поспорила Лягушка с Аистом:
— Кто красивее?
— Я! — уверенно сказал Аист. — Посмотри, какие у меня красивые ноги!
— Зато у меня их четыре, а у тебя только две! — возразила Лягушка.
— Да, у меня только две ноги, — сказал Аист, — но они у меня длинные!
— А я квакать умею, а ты нет!
— А я летаю, а ты только прыгаешь!
— Летаешь, а нырять не можешь!
— А у меня есть клюв!
— Подумаешь, клюв! На что он нужен?!
— А вот на что! — рассердился Аист и… проглотил Лягушку.
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.
Седой осел
Слон, Заяц и Осел решили строить мост,
Но оказалось, что вопрос не прост
И многое для всех троих неясно…
«Поставить нужно мост, — твердил упрямый Слон, —
На каменных быках, закованных в бетон!»
«Нет! — Заяц возражал. — Быки? Бетон? Ужасно!
Мост должен легким быть! Все, что легко, — прекрасно!»
«Послушайте, друзья! — седой Осел изрек. —
Нам следует сперва решить единогласно,
Как будем строить? Вдоль иль поперек?»
Вы спросите: о чем же басня эта?
О членах одного ученого совета!
Хитрая мышка
Однажды, видимо спросонок,
Упала Мышь в пивной бочонок
И начала тонуть.
«Тону-у! Спасите кто-нибудь!
Я гибну в жигулёвском пиве!
О, как же смерть моя проста!
Клянусь, была бы я счастливей
Погибнуть в лапах у Кота!»
«Ну что ж! — с окна сказал Котище. —
Я вытащить могу вас. Но…
Вы сразу превратитесь в пищу!»
«Спаси! Спаси! Иду на дно!
В сто раз милей мне смерть на воле!
Ей-ей, не так она страшна!»
И Мышь от смерти в алкоголе
Была для смерти спасена.
Но, очутившись в страшных лапах,
Дрожа до самого хвоста,
Пивной распространяя запах,
Мышь улизнула от Кота.
«Я съем вас поздно или рано, —
Сказал, облизываясь, Кот, —
Но что склонило вас к обману?
Какой бессмысленный расчёт?
Где ваше слово? Ваша честь?
Вы обещались дать вас съесть!»
«Ах, что вы? — Мышка пропищала. —
Я это спьяна обещала!»
Коты и мыши
Кот Тимофей — открытая душа,
Коту Василию принес в зубах мыша:
Кот Васька отмечал день своего рожденья
И принимал преподношенья…
Увидев дичь, что гость ему принес,
Хозяин проурчал, брезгливо морща нос:
«Спасибо, брат! Но только зря старался!
Давно прошли те дни,
Когда мышами я питался…
Уж ты меня, дружище, извини!»
Смущенный гость был удивлен безмерно:
Чтоб кот не ел мышей? Ослышался, наверно!
Хотел переспросить, но… подали обед:
Сметану, масло, сыр, печенку и паштет,
Колбасы всех сортов и даже
Такую колбасу, которой нет в продаже.
К столу все новые закуски подносили.
Тимошка-кот наелся до ушей.
«Вот так, брат, и живем… — мурлыкал кот Василий,
Обходимся, как видишь, без мышей!»
Когда бы у меня читатели спросили,
О чем завел я в этой басне речь,
Я им ответил бы, что данный кот Василий
Жрал то, что должен был стеречь!
А этаких котов, не ловящих мышей,
Из кладовых пора бы гнать взашей!
Лиса и Бобер
Лиса приметила Бобра:
И в шубе у него довольно серебра,
И он один из тех Бобров,
Что из семейства мастеров,
Ну, словом, с некоторых пор
Лисе понравился Бобер!
Лиса ночей не спит: «Уж я ли не хитра?
Уж я ли не ловка к тому же?
Чем я своих подружек хуже?
Мне тоже при себе пора
Иметь Бобра!»
Вот Лисонька моя, охотясь за Бобром,
Знай вертит перед ним хвостом,
Знай шепчет нежные слова
О том, о сем…
Седая у Бобра вскружилась голова,
И, потеряв покой и сон,
Свою Бобриху бросил он,
Решив, что для него, Бобра,
Глупа Бобриха и стара…
Спускаясь как-то к водопою,
Окликнул друга старый Еж:
«Привет, Бобер! Ну, как живешь
Ты с этой… как ее… с Лисою?»
«Эх, друг!- Бобер ему в ответ. —
Житья-то у меня и нет!
Лишь утки на уме у ней да куры:
То ужин — там, то здесь — обед!
Из рыжей стала черно-бурой!
Ей все гулять бы да рядиться,
Я — в дом, она, плутовка, — в дверь.
Скажу тебе, как зверю зверь:
Поверь,
Сейчас мне впору хоть топиться.
Уж я подумывал, признаться,
Назад к себе — домой податься!
Жена простит меня, Бобра, —
Я знаю, как она добра…»
«Беги домой, — заметил Еж, —
Не то, дружище, пропадешь. »
Вот прибежал Бобер домой:
«Бобриха, двери мне открой!»
А та в ответ: «Не отопру!
Иди к своей Лисе в нору!»
Что делать? Он к Лисе во двор!
Пришел. А там — другой Бобер!
Смысл басни сей полезен и здоров
Не так для рыжих Лис, как для седых Бобров!
Непьющий воробей
Случилось это
Во время птичьего банкета:
Заметил Дятел-тамада,
Когда бокалы гости поднимали,
Что у Воробушки в бокале
Вода! Фруктовая вода!!
Подняли гости шум, все возмущаться стали,
«Штрафной» налили Воробью.
А он твердит свое: «Не пью! Не пью! Не пью!»
«Не поддержать друзей? Уж я на что больная,
Вопит Сова, — а все же пью до дна я!»
«Где ж это видано, не выпить за леса
И за родные небеса?!»
Со всех сторон стола несутся голоса.
Что делать? Воробей приклювил полбокала.
«Нет! Нет! — ему кричат. — Не выйдет! Мало! Мало!
Раз взялся пить, так пей уже до дна!
А ну налить ему еще бокал вина!»
Наш скромный трезвенник недолго продержался
Все разошлись, он под столом остался…
С тех пор прошло немало лет,
Но Воробью теперь нигде проходу нет,
И где бы он ни появился,
Везде ему глядят и шепчут вслед:
«Ах, как он пьет!», «Ах, как он разложился!»,
«Вы слышали? На днях опять напился!»,
«Вы знаете? Бросает он семью!»
Напрасно Воробей кричит: «Не пью-ю!
Не пью-ю-ю!!»
Иной, бывает, промахнется
(Бедняга сам тому не рад!),
Исправится, за ум возьмется,
Ни разу больше не споткнется,
Живет умней, скромней сто крат.
Но если где одним хоть словом
Его коснется разговор,
Есть люди, что ему готовы
Припомнить старое в укор:
Мол, точно вспомнить трудновато,
В каком году, каким числом…
Но где-то, кажется, когда-то
С ним что-то было под столом.
Нужный осел
Обед давали у Вола.
Хлев переполнен был гостями,
А стол — харчами.
Пора бы уж гостям и сесть вокруг стола,
Но тут разнесся слух: «К обеду ждут Осла!
Как только он изволит появиться,
Хозяйка знак подаст — гостям за стол садиться!»
Вот долгожданный гость явился наконец.
Напротив племенной Коровы
Посажен он в кругу Овец.
Хозяин налил всем: «Так будем же здоровы!
Внимание! Осел имеет слово!»
Веселые умолкли голоса.
Как наш Осел завел… насчет овса!
Почем теперь овес, да как овес хранится,
Да почему сытней он, чем пшеница…
Он говорит уж полчаса.
Один Баран успел напиться,
Заснула старая Овца,
А речи про овес все нет и нет конца:
Ослу невмочь остановиться!
Уже гостям ни есть, ни пить, ни петь.
И начали ряды гостей редеть.
Окончен бал, как говорится.
Охрипшего Осла остался слушать Вол…
Как мог такой Осел попасть к Волу за стол?
Ужели он с Волом был так сердечно дружен?
Осел в почете был. Осел Волу был нужен:
Когда б кормушками на скотном он не ведал,
Он у Вола бы не обедал!
Слон-живописец
Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно:
Что, если вдруг не удалось оно?
Вниманием гостей художник наш польщен!
Какую критику сейчас услышит он?
Не будет ли жесток звериный суд?
Низвергнут? Или вознесут?
Ценители пришли. Картину Слон открыл.
Кто дальше встал, кто подошел поближе.
«Ну, что же, — начал Крокодил,
Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу…»
«Что Нила нет, в том нет большой беды!
Сказал Тюлень. — Но где снега? Где льды?»
«Позвольте! — удивился Крот.
Есть кое-что важней, чем лед!
Забыл художник огород».
«Хрю-хрю, — прохрюкала Свинья,
Картина удалась, друзья!
Но с точки зренья нас, свиней,
Должны быть желуди на ней».
Все пожеланья принял Слон.
Опять за краски взялся он
И всем друзьям по мере сил
Слоновьей кистью угодил,
Изобразив снега, и лед,
И Нил, и дуб, и огород,
И даже — мед!
(На случай, если вдруг Медведь
Придет картину посмотреть…)
Картина у Слона готова,
Друзей созвал художник снова.
Взглянули гости на пейзаж
И прошептали: «Ералаш!»
Мой друг! Не будь таким Слоном:
Советам следуй, но с умом!
На всех друзей не угодишь,
Себе же только навредишь.
Смешная фамилия
Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,
Пупков и Перепупов!
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин!
Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов —
Умишко комариный.
Бывает, Коршунов иной
Синичкина боится,
А Чистунов слывет свиньей,
А Простачков — лисицей!
А Раков, если не дурак,
Невежда и тупица,
Назад не пятится как рак,
А все вперед стремится!
Плевков фамилию сменил,
Жемчужиным назвался,
Но в основном — ослом он был,
Ослом он и остался!
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Все дело не в фамилии, а в человеке!
Заяц во хмелю
В день именин, а может быть, рожденья
Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.
В кругу друзей, за шумною беседой,
Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.
И Заяц наш, как сел,
Так, с места не сходя, настолько окосел,
Что, отвалившись от стола с трудом,
Сказал: «Пшли домой!» — «Да ты найдешь ли дом? —
Спросил радушный Еж.
Поди, как ты хорош!
Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!
В лесу один ты пропадешь:
Все говорят, что Лев в округе объявился!»
Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.
«Да что мне Лев! — кричит. — Да мне ль его бояться!
Я как бы сам его не съел!
Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!
Да я семь шкур с него спущу
И голым в Африку пущу. »
Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов,
Как меж столов,
Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:
«Видали мы в лесах зверей почище львов,
От них и то летели клочья. »
Проснулся Лев, услышав пьяный крик, —
Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.
Лев — цап его за воротник!
«Так вот кто в лапы мне попался!
Так это ты шумел, болван?
Постой, да ты, я вижу, пьян
Какой-то дряни нализался!»
Весь хмель из головы у Зайца вышел вон!
Стал от беды искать спасенья он:
«Да я… Да вы… Да мы… Позвольте объясниться!
Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас.
Там лишнего хватил. Но все за Вас!
За Ваших львят! За Вашу Львицу!
Ну, как тут было не напиться?!»
И, когти подобрав, Лев отпустил Косого.
Спасен был хвастунишка наш!
Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного,
Но обожал… подхалимаж.
Басни Михалкова
Похожие сказки:
Басни Льва Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910) — известный русский писатель, публицист, философ, номинант нобелевской премии по литературе.
Изучив его произведения, […]
Басни Крылова по разным поводам читать детям
Образы, ситуации и манеры главных героев коротких поучительных историй надолго запоминаются читателю и слушателю басен меткими фразами […]
Эзоп – древнегреческий поэт-баснописец родился в 6-м веке до нашей эры.
При воспитании ребенка родители стараются как можно понятнее объяснить ему правила поведения и […]
В русском языке множество пословиц и поговорок. Они в простых рифмованных строчках могут содержать как забаву, так и очень глубокую мысль. Для […]
Фразеологизмы это устойчивые выражения, значения которых не совпадает с значением каждого отдельного слова, входящего в выражение. […]
Развитие творческих способностей ассоциативного и системного мышления
Дети — это маленькие непоседы, неугомонные исследователи и первооткрыватели, […]
Рассказы Владимира Сутеева
Рассказы Бориса Житкова
Рассказы Виталия Бианки
Рассказы Николая Носова
Поучительные […]
Песенки Железновой Песенки Железновой
Авторами методики раннего музыкального развития детей “Музыка с мамой” являются отец и дочь Железновы Сергей Станиславович и Елена […]
Заячий мост — Михалков С.
Сказка про Зайца, который дал вредный совет Быку, искавшему брод через реку. Заяц посоветовал перейти по мостику, сказав, что он очень крепкий.
Заячий мост читать
Повстречал Бык возле речки Зайца. Поздоровались.
— Куда это ты собрался? — спросил Заяц.
— Да вот хочу на ту сторону перебраться, — ответил Бык. — Где бы мне тут брод найти?
— А на что тебе брод? Вон мостик рядом!
— Как бы он подо мной не провалился! — сказал Бык и посмотрел на мостик, что был перекинут через речку.
— Смело иди! — посоветовал Заяц. — Он и не такого, как ты, выдержит!
Пошел Бык по мостику. До середины не дошел, как мостик под ним рухнул.
— Эх, ты! — сказал Бык, выбираясь на берег. — Посоветовал. Как я только ноги себе не переломал. Остался бы калекой!
— Просто непонятно! — пожал плечами Заяц. — Да я по нему взад-назад целый день бегаю — и ничего.
(Илл. Бордюг С и Трепенок Н.)
Пожалуйста, оцените произведение
Оценка: 4.9 / 5. Количестов оценок: 17
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Спасибо за отзыв!
Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.
Прочитано 39 раз(а)
Другие сказки Михалкова
Почему мыши котов не обижают — Михалков С.
Сказка о том, как один Мышонок поздно вечером столкнулся с соседским котом, а потом рассказывал про это своим сородичам. Почему мыши котов не .
Три поросенка — Михалков С.
Сказка про трех братьев-поросят, которые построили себе домики. Один брат построил дом из соломы, второй из веток и прутьев, а третий — из .
Праздник непослушания — Михалков С.
История о том, как в одном городе жили капризные и непослушные дети, которые часто обижались на своих родителей. И вот однажды ночью все родители .
Все сказки Михалкова
Рекомендуем Вам прочитать
Потерянное слово — белорусская народная сказка
Сказка про то, как Иванка ездил в гости к теще и попробовал там кисель овсяный, который раньше не ел никогда. И очень он ему понравилось. Да .
Подменыш — Лагерлёф С.
Однажды ведьма забрала ребеночка у крестьянской пары, а в замен оставила своего злого и уродливого тролленка. Ел он мышей и лягушек. Но мать .
Прозрачный Джакомо — Джанни Родари
Поучительная сказка про прозрачного мальчика, которая показывает, что правда сильнее всего на свете и всегда побеждает… Прозрачный Джакомо читать .
Добавить комментарий Отменить ответ
Русские народные сказки
Сказки народов мира
Сказки наших читателей
Сказки по возрасту:
Сказки по интересам:
Медвежья услуга. Помощь друга в беде
Наконец-то лесной Медведь улегся под огромный старый дуб , зарылся в листья своей берлоги и глубоко вздохнул, засыпая под первый снежок с мыслями : — Вот сейчас засну на всю зиму до самой весны ……
Скоро Новый год!
Белая полярная сова села на заснеженный подоконник и стала скрестись когтистыми лапами и стучать мощным клювом в морозное окно сказочно красивого дома, стоящего на окраине таежного хвойного леса. — Кто там ? – послышался мужской…
Как снежинка взрослее стала
Жила-была Маленькая Снежинка. Жила она в пушистом облачке, в виде капельки дождя, и ждала момента, когда ей нужно будет сформироваться в настоящую снежинку и спуститься на землю. И вот этот момент наступил. Маленькая Снежинка очень…
Как в резиновой калоше Таракан живёт Тимоша; По утрам – салат и сыр, Перед сном — всегда кефир! Хорошо живёт в калоше Хитрый маленький Тимоша! Но друзей, как старый крот, Ну никак он не найдёт!…
Герой нашего времени
Лирико-психологический роман о молодом офицере царской армии Печорине, отправленном на службу в горах. Печорин — натура чувствительная и возвышенная, но эгоистичная. Предисловие Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно…
История про юношу и девушку, влюбленных друг в друга. Девушка была из богатой семьи, а юноша был беден и зарабатывал на жизнь игрой на музыкальном инструменте на торжествах у зажиточных людей. Ашик-Кериб читать Давно тому…
В рассказе автор, как большой любитель природы и ценитель прекрасного, описывает красоту зарождения нового дня. Горы, волны моря, деревья, цветы — все вокруг радуются солнцу. Утро читать Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается…
Дед Архип и Лёнька
Рассказ о тяжелой судьбе нищего старика и мальчика, которые ходили по деревням и просили милостыню. Однажды они зашли в станицу на Кубани и там с ними произошли трагические события. Дед Архип и Лёнька читать Ожидая…
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!Про тебя нашу песню сложили мы,Про твово любимого опричникаДа про смелого купца, про Калашникова;Мы сложили ее на старинный лад,Мы певали ее под гуслярный звонИ причитывали да присказывали.Православный народ ею…
Казачья колыбельная песня
Спи, младенец мой прекрасный,Баюшки-баю.Тихо смотрит месяц ясныйВ колыбель твою.Стану сказывать я сказки,Песенку спою;Ты ж дремли, закрывши глазки,Баюшки-баю. По камням струится Терек,Плещет мутный вал;Злой чечен ползет на берег,Точит свой кинжал;Но отец твой — старый воин,Закален в…
На севере диком
На севере диком стоит одинокоНа голой вершине соснаИ дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой она.И снится ей все, что в пустыне далекой,В том крае, где солнца восход,Одна и грустна на утесе горючемПрекрасная пальма растет….
Листья в поле пожелтели,И кружатся и летят;Лишь в бору поникши елиЗелень мрачную хранят.Под нависшею скалоюУж не любит, меж цветов,Пахарь отдыхать пороюОт полуденных трудов.Зверь, отважный, поневолеСкрыться где-нибудь спешит.Ночью месяц тускл, и полеСквозь туман лишь серебрит. (Илл….
1 – Котёнок по имени Гав
Котёнок по имени Гав — серия коротких рассказов о приключениях котёнка Гава и его друга — щенка Шарика. С Гавом постоянно случаются нелепые ситуации, стоит ему выйти во двор. Вместе со своим другом, он справляется…
Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя…
3 – Ёжик в тумане
Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли…
4 – Про мышонка из книжонки
Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать…
5 – Лисичка со скалочкой
Сказка про хитрую лису, которая нашла на дороге скалочку и попросилась к людям переночевать, а утром сожгла скалочку и потребовала за нее курочку. Лисичка со скалочкой читать Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и…
6 – Про Бегемота, который боялся прививок
Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся…
7 – Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы
История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика: Кусочек…
Сказка про щенка, который был совсем маленький и не знал, кем он станет, когда вырастет: сторожевой или охотничьей собакой. Кошка Клаша подсказала ему, что он будет декоративной собачкой. А я кто? читать Бабушка купила щенка…
9 – Три поросенка
Сказка про трех братьев-поросят, которые построили себе домики. Один брат построил дом из соломы, второй из веток и прутьев, а третий — из кирпича. Три поросенка читать Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все…
10 – Черный омут
Сказка про трусливого Зайца, который в лесу всех боялся. И так он устал от своего страха, что пришел к Черному Омуту. Но тот научил Зайца жить и не бояться! Черный омут читать Жил-был Заяц в…
- О проекте
- Блогерам
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Мы рады принять Ваши предложения и пожелания по работе сайта
Детский час
для детей и родителей
Басни Михалкова
Басни Михалкова – это меткое оружие сатиры. В XX веке ими зачитывалась вся страна. Они популярны до сих пор. Маститый автор, разделивший все радости и горести своего народа, ясно видящий хорошее и плохое, сумел в лучших традициях басенного творчества показать человеческие слабости и пороки.
Басня – это такой жанр, который приветствует совесть человеческую, нравственную чистоту, порядочность. Эти понятия вечные. Поэтому басни, возникшие еще со времен Эзопа, с рукописей Панчатантры и получившие новый виток развития в ХХ веке, актуальны и по сей день.
НУЖНЫЙ ОСЕЛ
Обед давали у Вола.
Хлев переполнен был гостями,
А стол — харчами.
Пора бы уж гостям и сесть вокруг стола,
Но тут разнесся слух: «К обеду ждут Осла!
Как только он изволит появиться,
Хозяйка знак подаст — гостям за стол садиться!»
Вот долгожданный гость явился наконец.
Напротив племенной Коровы
Посажен он в кругу Овец.
Хозяин налил всем: «Так будем же здоровы!
Внимание! Осел имеет слово!»
Веселые умолкли голоса.
Как наш Осел завел… насчет овса!
Почем теперь овес, да как овес хранится,
Да почему сытней он, чем пшеница…
Он говорит уж полчаса.
Один Баран успел напиться,
Заснула старая Овца,
А речи про овес все нет и нет конца:
Ослу невмочь остановиться!
Уже гостям ни есть, ни пить, ни петь.
И начали ряды гостей редеть.
Окончен бал, как говорится.
Охрипшего Осла остался слушать Вол…
Как мог такой Осел попасть к Волу за стол?
Ужели он с Волом был так сердечно дружен?
Осел в почете был. Осел Волу был нужен:
Когда б кормушками на скотном он не ведал,
Он у Вола бы не обедал!
ГРИБЫ
Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.
Бросался всем в глаза его нахальный вид:
— Смотрите на меня! Заметней нет поганки!
Как я красив! Красив и ядовит! —
А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал…
РОМАШКА И РОЗА
«Прошу меня простить за обращенье в прозе! —
Ромашка скромная сказала пышной Розе. —
Но вижу я: вкруг вашего стебля
Живет и множится растительная тля,
Мне кажется, что в ней для вас угроза!» —
«Где вам судить о нас! — вспылила Роза. —
Ромашкам полевым в дела садовых роз
Не следует совать свой нос!»
Довольная собой и всех презрев при этом,
Красавица погибла тем же летом, —
Не потому, что рано отцвела,
А потому, что дружеским советом
Цветка незнатного она пренебрегла…
Кто на других глядит высокомерно,
Тот этой басни не поймет, наверно…
СЛОН-ЖИВОПИСЕЦ
ЗАВИДНОЕ УПОРСТВО
Басни Михалкова соединили в себе подлинно народную мудрость, индивидуальное мастерство и сюжетную живость. По количеству их несколько десятков — умных, поучительных, написанных особым, легким, ироничным языком. В них вскрыто и вытащено на поверхность то, чем грешен человек.
Но в этих произведениях указан верный путь к достижению побед. «Всем с толком тратящим упорство, труд и пыл», автор посвящает басню «Завидное упорство». Он подчеркивает, что действенного результата, в ситуации, когда другие уже опустили руки, можно добиться своим умом и упорством.
Великолепный образец басенного творчества Сергея Михалкова – «Слон и живописец». Читая ее, на ум приходит блестящая русская пословица: «На каждый роток не накинешь платок». Да, если прислушиваться к мнению каждого, то только себе и навредишь.
«Ромашка и роза», «Грибы», «Нужный осёл», «Неврученная награда» — яркие, полные изящной иронии сочинения. Сергей Владимирович Михалков – большой мастер придумать заостренную ситуацию, выявить суть характеров и остроумно прописать роль каждому.
Басни Михалкова – это своеобразная кладовая мудрых мыслей, поучительных историй. Вырастет еще не одно поколение, которое будет зачитываться великолепными произведениями Сергея Владимировича Михалкова.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Конспект ООД. Восприятие художественной литературы. Чтение басни С. В. Михалкова «Ошибка»
Любовь Кузнецова
Конспект ООД. Восприятие художественной литературы. Чтение басни С. В. Михалкова «Ошибка»
Программные задачи: Формировать умение эмоционально воспринимать содержание басни, понимать её нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; формировать представления о С. Михалкове как о баснописце; осмысливать переносное значение слов и словосочетаний.
Словарь: наутек, трясется, дрожит, искусственные клыки.
-Чтение детям басни И. Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций.
-Раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам.
-Чтение и анализ пословиц, поговорок.
ОПРС: – Портрет С. В. Михалкова.
– Книга с баснями С. В. Михалкова.
– Иллюстрации и картинки к басне «Ошибка»
Воспитатель:Послушайте поговорку: «Трус, что заяц, — и тени своей боится».
Подумайте и объясните – о ком так говорят? (о людях, которые всего боятся).
А как вы думаете, что им поможет быть храбрее?
(заниматься борьбой).
Вот сегодня мы познакомимся с басней С. В. Михалкова. Кто помнит, что называют басней?
Да, басня – это короткая, поучительная история. Сказки и басни люди придумывали с давних пор. В баснях часто говорится о животных, но подразумеваются люди. Мы уже читали басни Ивана Андреевича Крылова.
-Михалков Сергей Владимирович тоже написал много басен. Сегодня мы познакомимся с его произведением, басней «Ошибка». Слушайте внимательно, а потом скажите, каких людей высмеивает в басне поэт.
(Чтение басни «Ошибка».)
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся).
Беседа по содержанию:
– Назовите главных героев басни? Какими словами можно охарактеризовать зайца? (Ответы детей)
– О чем он думал, когда просил львиные клыки? Получил ли заяц то, что хотел. Почему (Ответы детей)
-Как называется басня? Как вы думаете,почему? Только журавль ошибся? В чём ошибка зайца (Ответы детей)
– Иногда о человеке говорят: «Эх, заячья душа!» Что означает это выражение? Сможете ли вы сами назвать какие-либо выражения, которые указывают на боязнь, трусливость?
Душа в пятки ушла; дрожит, как осиновый лист; несется без задних ног.
Побледнел, как полотно. Белей белья стал.
Сердце екнуло. Душа в пятки ушла.
Своих лаптей испугался.
Со страху дух захватило. (Ответы детей с обсуждением каждого выражения)
А сейчас мы поиграем, вы должны только движениями и эмоциями изобразить героя басни, а мы постараемся догадаться.
Игра-имитация образов животных («Лиса», «Заяц», «Журавль»)
Я предлагаю пофантазировать и представить себя героем этой басни и чтобы вы хотели изменить в ней.
Игра: «Если бы я был героем басни «Ошибка».
Рефлексия: Как называлась басня, которую мы прочитали? Почему она так называется? Что высмеивает наша басня?
(Чтобы зайца от страха избавить, ему не клыки львиные нужны, а львиное сердце.)
Чтение художественной литературы в первой младшей группе «Чтение и разучивание стихотворения А. Барто «Мячик» Задачи: – воспитывать желание слушать авторские произведения; – формировать умение отвечать на вопросы; – предоставлять детям возможность.
Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой и рисованию. Чтение басни Л. Толстого «Собака и ее тень» Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой и рисованию (подготовительная группа) Тема. Чтение басни Л. Толстого.
«Сказки». Конспект непосредственно образовательной деятельности, раздел «Чтение художественной литературы» Цель: Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях. Программное содержание: Учить, интонационно точно, повторять песенки из.
Конспект НОД по формированию экологической культуры детей через чтение художественной литературы Цель: Формировать элементарные экологические представления о природе посредством произведений Н. Сладкова. Задачи: -Расширить и уточнить.
«Сказки из сундучка». Конспект образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе Конспект образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе «Сказки из сундучка»Обучающие задачи:.
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Чтение басни И. Крылова «Ворона и Лисица» Программные задачи: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями басни. Развивать умение понимать аллегорию, выделять мораль басни; обращать.
Конспект «Восприятие художественной литературы» Тема: «Чтение потешки «Пришел медведь к броду» в первой младшей группе Цель: 1 познакомить детей с народной потешкой «Пришел медведь к броду»; 2 формировать у детей умение слушать стихотворный текст, повторять.
Конспект занятия по разделу «Чтение художественной литературы». Заучивание стихотворения «Снеговик» Конспект занятия по разделу ЧХЛ по теме «Снеговик» Цель: помочь детям запомнить стихотворение «Снеговик» с помощью разнообразных методов.
Конспект НОД «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе НОД «Чтение художественной литературы» вторая младшая группа. «Путешествие в страну «Сказкино»». Воспитатель: Туева Мария Андреевна Цель:.
Перспективный план. Речевое развитие. Восприятие художественной литературы (вне занятия) в группе 6–7 лет (логопедическая) Месяц 1-ая неделя 2-ая неделя 3-я неделя 4-я неделя Сентябрь Исследование индивидуального развития детей учителем – логопедоч и всеми.
Басня Михалкова Экзамен
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
- Recent Entries
- Archive
- Friends
- Profile
- Memories
Михалковские чтения – басни
Нарыл в интернете замечательную подборку басен Сергея Владимировича Михалкова. И вот решил устроить в своем ЖЖ внеплановый литературный вечер Михалковских чтений. Начнем с заграничной темы.
ДВЕ ПОДРУГИ
“Красиво ты живешь,
“Красиво ты живешь,
Любезная сестрица! –
Сказала с завистью в гостях у Крысы Мышь.
На чем ты ешь и пьешь,
На чем сидишь,
Куда ни глянешь – все из-за границы!”
“Ах, если б, душенька, ты знала, –
Со вздохом Крыса отвечала, –
Я вечно что-нибудь ищу!
Я день-деньской в бегах за заграничным –
Все наше кажется мне серым и обычным,
Я лишь заморское к себе в нору тащу:
Вот волос из турецкого дивана!
Вот лоскуток персидского ковра!
А этот нежный пух достали мне вчера –
Он африканский. Он от Пеликана!”
“А что ты ешь? – спросила Крысу Мышь. –
Есть то, что мы едим, тебе ведь не пристало!”
“Ах, душенька! – ей Крыса отвечала. –
Тут на меня ничем не угодишь!
Вот разве только хлеб я ем и сало!…”
Мы знаем, есть еще семейки,
Где наше хают и бранят,
Где с умилением глядят
На заграничные наклейки…
А сало… русское едят!
А я вот сало терпеть не могу. Как Вы думаете дорогие читатели, у человека писавшего эти строчки все элементы личного имущества были отечественного производства?
У Джона было: два стандартных дома,
Два телевизора и новых два авто.
А у его однофамильца Тома:
Голодный взгляд и драное пальто.
Но в среднем эти оба гражданина,
По неким данным, жили наравне:
Дом, телевизор, новая машина –
Для одного достаточно вполне!
Как неравнодушен был наш поэт к судьбам простых америкосов.
СИНИЦА ЗА ГРАНИЦЕЙ
Бездумной, легкомысленной Синице
Однажды довелось поехать за границу.
Попав в заморскую среду
И оказавшись на виду
У иностранных какаду
И у павлинов с пышным опереньем,
Синица стала с непонятным рвеньем
Чернить родной свой лес.
К Синице тотчас был проявлен интерес:
В ее родном краю
Пока что у нее не брали интервью, –
А здесь вокруг скрипят чужие перья,
Колибри у нее автографы берут…
Синичка верещит: “Уверена теперь я,
Что по достоинству меня оценят тут!”
От лести у нее “в зобу дыханье сперло”,
И из нее такое вдруг поперло,
Что даже Попугай – столетний старичок –
Ей бросил реплику: “Попалась на крючок!”
Кому это посвящено, вот как ы думаете?)))
НЕГОДНАЯ МАШИНА
На черном рынке продавали
То, что признать смогли бы вы едва ли
За ходовой автомобиль, –
Его давно пора бы сдать в утиль! –
Нарушена система управленья:
Заклинен руль и сорвано сцепленье,
Запорот двигатель, сгубила кузов ржа…
И вызывало только удивленье,
Как вывезли его из гаража.
Но был обманчив внешний вид “товара”,
И всех изъянов он не выдавал,
К тому ж вовсю светили обе фары
И безотказно действовал сигнал…
– Здесь на полтыщи с лишком только сварки!
Машину оценил автомобильный спец.
– Зато она американской марки! –
Заносчиво ответил продавец.
Спец усмехнулся: – Что ж, оно похоже!
Могу сказать Америке в глаза:
Машина и она – почти одно и то же:
Заклинен руль, не держат тормоза!…
Ну не любил он американские машины
По выставке американской,
Что освещает быт заокеанский
(Но почему-то не со всех сторон!),
Ходил прелюбопытный посетитель,
До заграничного, видать, большой любитель
То тут, то там прегромко ахал он:
“Ах, что за стильная модерная посуда!”,
“Ах, что за живопись! Законно! Мирово!”,
“Ах, сразу видно, что она оттуда!”,
“Ах, ах, абстрактное какое мастерство!…” –
Так, ахая под звуки рок-н-ролла,
Он наконец дошел до кока-колы…
Тут у него совсем вскружилась голова:
“Ах, до чего напиток ароматный!
Ах, что вы говорите, он бесплатный?!
Прошу, стаканчик! Нет, подайте два!…”
Американка вежливо подносит.
Гость пьет и хвалит. Пьет и снова просит.
Уж у него в желудке колотье,
А он знай льет в него заморское питье…
Чего греха таить! Любитель заграницы
Попал в палату городской больницы.
Бесплатно в ней лечился и питался,
Но этому ничуть не удивлялся,
А только требовал и на сестер ворчал…
Перед чужим он слепо преклонялся,
А своего, увы, не замечал.
Речь идет об Американской Выставке в Сокольниках в 1959м
ГРЯЗНАЯ РАБОТА
Две потаскушки – Ложь и Клевета,
Явились в некий Дом согласно приглашеньям.
С подчеркнуто-особым отношеньем
Сажают их, двоих, на лучшие места
И говорят в лицо: – Без вас нам не прожить!
Могли бы вы нам службу сослужить?
– Ну, что ж! –
На это отвечает Ложь, –
Когда правители чего-нибудь боятся
И черные дела по воле их творятся,
Не в первый раз
Они на помощь призывают нас.
Мы говорим на многих языках,
Держа печать и микрофон в руках,
Мы выступаем в самом разном стиле,
В любых обличьях. Лишь бы нам платили!…
Контракт подписан. Разработан план.
Пакует Клевета дорожный чемодан:
– Я еду в Бонн, потом лечу в Мадрид!
– А я в Женеву! – Ложь ей говорит.
И закипела тут работа:
Идут в набор статьи, печатаются фото,
Ползут потоки лжи по радио в эфир.
Ложь на трибуне. Клевета в газете.
За фактом факт – всё в искаженном свете!
Боясь войны, живет в тревоге мир…
Но есть еще и Правда на планете!
Когда она в бою – она всегда сильней!
И Ложь и Клевета бессильны перед ней!
Какие актуальные строчки.
МАНЬЯК В ПОГОНАХ
Один маньяк, точнее – генерал,
Коллекцию снарядов собирал.
И, видно, вовсе разума лишенный,
Он раздобыть мечтал такой снаряд,
Чтоб обязательно в нем был заряд
Нейтронный!
Короче говоря, маньяк играл с огнем
И в этом смысле доигрался –
Он самопроизвольно, как-то днем,
Со всей своей коллекцией взорвался.
Но это был бы даже не вопрос,
Когда бы лишь себя он на куски разнес…
Я эту басню кончил страшновато.
Но может ли здесь быть иной финал,
Когда Европу превращает НАТО
В такой взрывоопасный арсенал?!
Тут уж как говорится, без комментраиев.
Увидел Поросенок заграницу –
Все тридевять земель, далекие края.
Он вырос, возмужал, объездив все столицы.
И вот домой вернулся, как… Свинья.
И что же?
Все дома – не по ней, все дома – ей негоже.
Знай хрюкает о том, что есть в чужой стране.
И на свиней заморских так похожа…
Что басню сочинять и то противно мне.
Михалков С.В. Басни «Грибы».»Зеркало».Тематика, проблематика
Литература для детей
С. Михалков был разносторонним писателем, однако наибольшее признание он получил как детский писатель. Не будет преувеличением сказать, что на его произведениях выросло большинство поколений прошлого столетия.
В годы войны Михалков был военным журналистом, он своими глазами видел детей, пострадавших от военных действий, детей, изможденных голодом, сломленных страданиями. Именно им он посвятил самые лучшие свои произведения.
Практически все произведения автора, созданные для детей, начиная с 30-х годов прошлого века, входят в школьные и дошкольные хрестоматии, буквари, книги для чтения, разучиваются наизусть, звучат на радио, демонстрируются на сценах и на экране.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Мораль басни «Зеркало» 480 руб.
- Реферат Мораль басни «Зеркало» 230 руб.
- Контрольная работа Мораль басни «Зеркало» 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Наиболее известным героем Михалкова выступает знаменитый «Дядя Степа», с образом которого знакомы дети не только в России, но и за рубежом.
Биография С. В. Михалкова
Мы уже знаем, что басня – это сказка, написанная в прозе или в стихах, которая содержит нравоучение или мораль. Вы уже читали басню Льва Николаевича Толстого «Лев и Лисица», она была написана в прозе. Сегодня мы познакомимся с еще одним баснописцем, басни которого тоже написаны в прозе – С.В. Михалковым.
Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве (рис. 1). Его отец, Владимир Александрович, имел юридическое образование. Он занимался восстановлением народного хозяйства. Мать, Ольга Михайловна, была сестрой милосердия и учительницей, поэтому первоначальное образование Сергей Михалков получил дома.
Рис. 1. Сергей Михалков
В обычную школу пошел учиться в четвёртый класс. С десяти лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. С 1933 года стихи Михалкова печатаются в журналах: «Огонёк», «Прожектор», «Известия», «Комсомольская правда». В 1931 году опубликована поэма «Дядя Степа». В 1936 году Михалкова узнают, как сказочника после пересказа веселой сказки «Три поросенка».
В 1941 году 27 июня он выехал на фронт и стал писателем-корреспондентом. В 1944 году прозвучал гимн Советского Союза на слова Сергея Владимировича Михалкова (рис. 2).
Рис. 2. С. Михалков ()
В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый гимн. И снова победил Михалков. Он пробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов «Москва – Кассиопея», «Отроки во вселенной». Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых, и для детей. Папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его дядю Степу, большого человека по прозванию «Каланча» (рис. 3).
Рис. 3. «Дядя Степа» (Источник)
Скончался Сергей Михалков 27 августа 2009 года.
Особенности басен Михалкова
В качестве особенностей детской поэзии Михалкова следует назвать ее веселый и несколько язвительный характер. Его произведения носят ярко выраженный воспитательный характер: рисуя предосудительные или, наоборот, похвальные поступки, он учит детей и взрослых различать добро и зло, противодействовать несправедливости и быть справедливыми.
Основными темами произведений для детей выступают следующие:
- уважение к труду и тем, кто трудится;
- воспитание дружбы и взаимопомощи;
- неприязнь к лени, эгоизму, бахвальству.
Таким образом, детские стихи Михалкова – самобытное явление русской поэзии. В них соединяются детская любознательность и педагогическая мудрость, артистизм и остроумие. Все эти качества позволили Михалкову возродить в отечественной литературе древний жанр басни. В своих баснях он высмеивал жадность и глупость, высокомерие. Всего автором было создано более 200 басен.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Лучшие басни Ивана Андреевича Крылова
Басня «Ворона и лисица», Иван Андреевич Крылов
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Басня Ворона и лисица, Иван Андреевич Крылов
Басня «Волк и волчок», Иван Андреевич Крылов
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Басня Волк и волчок, Иван Андреевич Крылов
Басня «Волк и журавль», Иван Андреевич Крылов
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Басня Волк и журавль, Иван Андреевич Крылов
Басня «Волк и ягненок», Иван Андреевич Крылов
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Басня Волк и ягненок, Иван Андреевич Крылов
Басня «Квартет», Иван Андреевич Крылов
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Басня Квартет, Иван Андреевич Крылов
Басня «Лебедь, рак и щука», Иван Андреевич Крылов
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Басня Лебедь, рак и щука, Иван Андреевич Крылов
Басня «Стрекоза и Муравей», Иван Андреевич Крылов
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Басня Стрекоза и Муравей, Иван Андреевич Крылов
Басня «Зеркало и обезьяна», Иван Андреевич Крылов
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Басня Зеркало и обезьяна, Иван Андреевич Крылов
Басня «Кукушка и петух», Иван Андреевич Крылов
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Басня Кукушка и петух, Иван Андреевич Крылов
Басня «Листы и корни», Иван Андреевич Крылов
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Басня Листы и корни, Иван Андреевич Крылов
Басня «Музыканты», Иван Андреевич Крылов
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Басня Музыканты, Иван Андреевич Крылов
Басня «Чиж и голубь», Иван Андреевич Крылов
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Басня Чиж и голубь, Иван Андреевич Крылов
Басня «Мартышка и очки», Иван Андреевич Крылов
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Басня Мартышка и очки, Иван Андреевич Крылов
Басня «Осел и соловей», Иван Андреевич Крылов
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Басня Осел и соловей, Иван Андреевич Крылов
Басня «Свинья под дубом», Иван Андреевич Крылов
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Басня Свинья под дубом, Иван Андреевич Крылов
Басня «Слон и Моська», Иван Андреевич Крылов
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Басня Слон и Моська, Иван Андреевич Крылов
Анализ, мораль басни Михалкова «Грибы»
Басня С. В. Михалкова «Грибы» была опубликована в 1967 году в центральной партийной газете «Правда», и это о многом говорит. Обласканный властью талантливый поэт, являясь первым секретарем правления Московской организации Союза писателей РСФСР, обладал безусловным авторитетом в литературных кругах, всегда активно строил карьеру и не имел проблем с публикациями.
Миниатюрная басня «Грибы» при внешней лаконичности выражения является иллюстрацией внутренней философии бытия. В ее рамках поэт доступно и ненавязчиво проводит тезис о том, что внешность человека совсем не является мерилом ценности личности.Нарядный броский Мухомор при всей его внешней яркости не перестает быть обычной бесполезной поганкой. Более того, его кричащая красота таит в себе опасность – неопытный человек, соблазнившись ею, может подвергнуть свое здоровье страшной угрозе. Возможно, природа и раскрасила шляпку мухомора, чтобы предупредить людей и зверей об этой опасности – но эта истина очевидна не всем.
Автор обозначает собственное отношение к персонажам. В тексте басни фигурируют оценочная лексика — «нахальный вид». Оборот «бросался в глаза» имеет явный негативный оттенок, а повелительная интонация Мухомора подчеркивается соответствующей глагольной формой — «смотрите», хвастливую ноту подчеркивает восклицательный знак. Категоричность, безапелляционность высказывания усиливается отрицательной частицей «нет» — «заметней нет».
Перифраз-самоназвание «поганка» позволяет дополнительно подчеркнуть недалекость хвастливого Мухомора, который не улавливает отрицательной коннотации такого названия так же, как и эпитета «ядовит». Более того, Мухомор явно гордится своей ядовитостью. Поэт напоминает нам, что пустословы на поверку оказываются поверхностными, а зачастую и просто глупыми людьми.
Риторическими восклицаниями, вызывающими эмоцию читателя, являются все реплики Мухомора — «Смотрите на меня!», «Как я красив!». Лексический повтор «…красив! Красив и ядовит…» позволяет сделать акцент на характеристике, которую дает себе Мухомор, его самолюбовании.
Басня отлично иллюстрирует русскую пословицу «Молчание — золото». Мудрый человек не навязывает своего мнения никому. Более того, молчание становится для Белого Гриба условием выживания Среди иных средств художественной выразительности в басне использованы немногочисленные эпитеты — «яркий Мухомор», «нахальный вид», «я красив и ядовит», инверсия – «рос… Мухомор», «бросался … в глаза … вид», «заметней нет…», метафора – «вид бросался в глаза», парцелляция – «…под елочкой молчал. И потому… никто…»
Автор удачно использует прием противопоставления. Изначально персонажи находятся в разных позициях. Саморекламу Мухомора облегчает его местоположение – среди лесной полянки.
Имя существительное «в тени» приобретает в контексте басни переносное значение – таким образом, автор указывает, что Белый Гриб ведет скрытное существование. Уменьшительная форма слова «под елочкой» придает всему предложению иронический оттенок.
Использование местоимения «никто» в конструкции «никто не замечал» подчеркивает отсутствие на поляне кого бы то ни было, способного взять ценный лесной трофей в виде Белого Гриба.
Басня обличает людей, которые выпячивают свои сомнительные внешние черты, не понимая их истинной цены. Она не содержит сформулированной морали, но внимательный читатель сделает это самостоятельно – не стоит доверять людям, превозносящим свои физические достоинства над моральными качествами. Ирония судьбы состоит в том, что скромным знающим людям труднее добиться успеха. Поскольку они зачастую не умеют громко заявить о себе, их уделом становится несправедливое забвение.
Лиературное чтение С. Михалков “Ошибка”
Тип урока: введение новых знаний.
Форма проведения: урок с применением технологии развития критического мышления.
Цели:
образовательные:
-познакомить учащихся с произведением;
– повышать литературную образованность на примере рассказа С. Михалков «Ошибка»
-формировать навык выразительного чтения;
-совершенствовать поисковый и прогнозирующий способ чтения,
воспитательные:
-формировать нравственно-этические качества личности, чуткость, доброту, внимание и любовь к ближнему;
-развивать способность к децентрации, рефлексию, эмпатию;
метапредметные:
-развивать умение ориентироваться в тексте произведения;
-определять и аргументировать личное отношение к прочитанному;
-через приёмы ТРКМ стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся;
-развивать речь, умение создавать текст-рассуждение;
-анализировать произведение для определения темы и идеи произведения;
-вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;
-развивать умение аргументировать высказывания.
Оборудование:
– компьютерная презентация;
– интерактивная доска;
-учебник О.В.Кубасовой
Методические приемы: синквейн, анципация, кластер, использование системы вопросов: объясняющих, уточняющих, оценочных, практических, творческих, обращение к личному опыту учащихся.
Разработка урока по литературному чтению для 1 класса УМК «Гармония»
учителя МБОУ «Пичугинская ООШ» Бывальцевой В.В.
Тема: С. Михалков «Ошибка»
Тип урока: введение новых знаний.
Форма проведения: урок с применением технологии развития критического мышления.
образовательные:
-познакомить учащихся с произведением;
–повышать литературную образованность на примере рассказа С. Михалков «Ошибка»
-формировать навык выразительного чтения;
-совершенствовать поисковый и прогнозирующий способ чтения,
воспитательные:
-формировать нравственно-этические качества личности, чуткость, доброту, внимание и любовь к ближнему;
-развивать способность к децентрации, рефлексию, эмпатию;
метапредметные:
-развивать умение ориентироваться в тексте произведения;
-определять и аргументировать личное отношение к прочитанному;
-через приёмы ТРКМ стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся;
-развивать речь, умение создавать текст-рассуждение;
-анализировать произведение для определения темы и идеи произведения;
-вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;
-развивать умение аргументировать высказывания.
Оборудование:
– компьютерная презентация;
– интерактивная доска;
-учебник О.В.Кубасовой
Методические приемы: синквейн, анципация, кластер, использование системы вопросов: объясняющих, уточняющих, оценочных, практических, творческих, обращение к личному опыту учащихся.
Этапы урока
Деятельность учителя
(содержание заданий и методические приемы)
Деятельность обучающихся
(виды деятельности, формы организации работы, предполагаемые ответы)
Прозвенел звонок.
Начинаем мы урок.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
…Будьте вы активными,
Будьте лучше всех.
И тогда вас на уроке
Непременно ждёт успех!
Слайд 1.
На слайде афоризм: «Храбрый погибнет, но не отступит».
-Прочтите афоризм, который является эпиграфом к уроку, и определите задачу урока.
Методический приём «Кластер»
-Ребята, как вы понимаете слово храбрость.
-Какому человеку присуще такое качество?
-Поднимите руку, кто считает себя храбрым человеком?
Приветствие, эмоциональный настрой.
Работа с афоризмами.
-Будем открывать тайну храбрости, читать осознанно, анализировать прочитанное.
Записывают слова-определения: мужество, смелость, стойкость, решительность, героизм, честность
–Поскольку мы будем много читать, и размышлять, подготовимся для этого.
Слайд 2.
–Читайте сначала плавно по слогам, затем целыми словами.
Работа в парах (чтение за диктором – один ученик читает, второй повторяет за ним).
Чтение слов:
жу-ра-вуш-ка – журавушка
Рас-счи-тать-ся – рассчитаться
У-лыб-нул-ся – улыбнулся
Ис-кус-ствен-ны-е – искусственные
На-сто-я-щи-е – настоящие
Вос-клик-нул – воскликнул
Слайд 3.
–Читайте правильно.
Чтение слов:
Слайд 3.
-Первый раз читай так, как пишем, второй – как говорим.
Чтение слов:
ПОЖАЛУЙСТА
Слайд 4.
–Читайте внимательно.
Чтение слов:
Слайд 5.
–Растолкуйте слова.
Коллективная работа
Чтение слов и их толкование:
ис-кус-ствен-ны-е – …
Слайд 6.
– Прочитайте ключевые слова
Заяц, Журавль, храбрость, трусливый, зубы, убежать.
-Предположите, о чем будет рассказ?
Работа в группах с ключевыми словами.
Выделяют главное, составляют связный рассказ на основе ключевых понятий.
Каждая группа высказывает предположение.
-Составьте 1-3 предложения, связанные по смыслу, используя ключевые слова.
Прием антиципация (прогнозирование по ключевым словам).