Басня Михалкова Заячье горе

Басня Михалкова Заячье горе

Мы уже знаем, что басня – это сказка, написанная в прозе или в стихах, которая содержит нравоучение или мораль. Вы уже читали басню Льва Николаевича Толстого «Лев и Лисица», она была написана в прозе. Сегодня мы познакомимся с еще одним баснописцем, басни которого тоже написаны в прозе – С.В. Михалковым.

Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве (рис. 1). Его отец, Владимир Александрович, имел юридическое образование. Он занимался восстановлением народного хозяйства. Мать, Ольга Михайловна, была сестрой милосердия и учительницей, поэтому первоначальное образование Сергей Михалков получил дома.

Рис. 1. Сергей Михалков

В обычную школу пошел учиться в четвёртый класс. С десяти лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. С 1933 года стихи Михалкова печатаются в журналах: «Огонёк», «Прожектор», «Известия», «Комсомольская правда». В 1931 году опубликована поэма «Дядя Степа». В 1936 году Михалкова узнают, как сказочника после пересказа веселой сказки «Три поросенка».

В 1941 году 27 июня он выехал на фронт и стал писателем-корреспондентом. В 1944 году прозвучал гимн Советского Союза на слова Сергея Владимировича Михалкова (рис. 2).

В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый гимн. И снова победил Михалков. Он пробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов «Москва – Кассиопея», «Отроки во вселенной». Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых, и для детей. Папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его дядю Степу, большого человека по прозванию «Каланча» (рис. 3).

Скончался Сергей Михалков 27 августа 2009 года.

Услужливый – человек, который всегда готов оказать услугу.

Услуга – действие, которое направлено на помощь другому человеку.

Прочтём басню Сергея Михалкова «Услужливый».

Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг он на полянке и попросил Зайца:– Сделай одолжение – разбуди меня через полчасика!Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его об одолжении. – Спи-спи! Обязательно разбужу! – пообещал он.Лось потянулся и закрыл глаза.– Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц.– Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать.– Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось.– Как – не надо? На сене-то, поди, мягче будет!– Ладно, ладно. я спать хочу. – Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалеку. Я мигом сбегаю!– Да нет, не надо. я спать хочу. – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! – не унимался услужливый Заяц.– Да нет же. спасибо. я и так засну. – А может, тебе рога мешают?!Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплелся прочь.– Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь еще и двадцати минут не прошло!

Давайте охарактеризуем главных героев басни. Мы видим два действующих лица: Лось и Заяц. Автор называет услужливым зайца, хотя, на самом деле, изображает его навязчивым и надоедливым. Эта басня учит нас различать грань между услужливостью и докучливостью. Ведь из-за чрезмерной опеки Зайца Лосю пришлось уйти. Очевидно, что Заяц хотел, как лучше, «ведь сам Лось попросил его об одолжении», но …перестарался. Вспомним его надоедливые предложения (рис. 4): – Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц. Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать.

Рис. 4. Заяц и Лось (Источник)

Лось продолжает отказываться, но Заяц не может успокоиться: – Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалеку. Я мигом сбегаю! Снова услышав нет, Заяц предпринимает еще попытку: – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! Когда и это не увенчалось успехом, Заяц задает вопрос, переполнивший чашу терпения Лося: – А может, тебе рога мешают?! После чего Лось вынужден был спасаться бегством, чем вызвал искреннее недоумение Зайца: – Куда же ты? Ведь еще и двадцати минут не прошло! Эта басня учит нас, как не надо себя вести. Даже услужливость может стать недостатком. И иногда нужно просто выполнить чью-то просьбу, не добавляя ничего лишнего.

Прочтём еще одну басню С. Михалкова, которая называется «Заячье горе» (рис. 5).

«Заячье горе»

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было.Заяц мучительно завидовал Черепахе.

“Вот как она живёт! Вот живёт! – думал Заяц. – Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая, как камень, и с узорчиком. Эх, и повезло же глупой Черепахе. “И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, и всюду её ругал, рассказывал про неё всякие небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался.– Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. – С чего чахнешь?– Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. – Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком. А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Героями этой басни являются Заяц и Черепаха (рис. 6). Заяц отчаянно завидовал норке, которую Черепаха носит на своей спине: – Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома.

Разбёрем характеры главных героев басни «Заячье горе». Черепаха справедливая, спокойная, мудрая, медлительная и мечтательная. А Заяц ловкий, завистливый, сердитый, любит посплетничать. Чтобы Зайцу измениться, ему нужно перестать завидовать, ведь зависть – это очень плохое качество, оно губит человека, отравляет ему жизнь. Обе басни, прочитанные нами, похожи тем, что они учат нас, как надо себя вести, а как – нет. Отличаются эти две басни тем, что в них разные герои и высмеиваются разные пороки.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4. – М.: Просвещение.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4. – М.: Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. и др. / Под ред. Виноградовой Н.Ф. Литературное чтение. 4. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Выразительно прочитайте басни, подготовьте пересказ.
  2. Вспомните, что такое услуга. Подумайте, приходилось ли вам оказывать услугу и хорошо ли быть услужливым?
  3. * Нарисуйте героев, какими их представляете.

Читать онлайн “Басни” автора Михалков Сергей Владимирович – RuLit – Страница 1

Михалков Сергей Владимирович

Сергей Владимирович Михалков

Заяц и черепаха

Толстый и Тонкий

Соловей и Ворона

Портной на лаврах

Кукушка и Скворец

Кирпич и Льдина

Без вины пострадавшие

Что Кошка о себе вообразила

Не стоит благодарности

Аисты и лягушки

Друзья в походе

Почему мыши котов не обижают

Два толстяка и Заяц

ЗАЯЦ И ЧЕРЕПАХА

Однажды где-то под кустом

Свалила Зайца лихорадка.

Болеть, известно, как не сладко:

То бьет озноб его, то пот с него ручьем,

Он бредит в забытьи, зовет кого-то в страхе.

Случилось на него наткнуться Черепахе.

Вот Заяц к ней: “Голубушка. воды.

Кружится голова. Нет сил моих подняться,

А тут рукой подать – пруды!”

Как Черепахе было отказаться.

Вот минул час, за ним пошел другой,

За третьим начало смеркаться,

Все Черепаху ждет Косой.

Все нет и нет ее. И стал больной ругаться:

“Вот чертов гребешок! Вот костяная дочь!

Попутал бес просить тебя помочь!

Куда же ты запропастилась?

Глоток воды, поди, уж сутки жду. “

“Ты что ругаешься?” – Трава зашевелилась.

“Ну, наконец, пришла, – вздохнул больной.

“Да нет, Косой, еще туда-а иду. “

Я многих черепах имею здесь в виду.

Нам помощь скорая подчас нужна в делах,

Но горе, коль она в руках

Слон-живописец написал пейзаж,

Но раньше, чем послать его на вернисаж,

Он пригласил друзей взглянуть на полотно:

Что, если вдруг не удалось оно?

Вниманием гостей художник наш польщен!

Какую критику сейчас услышит он?

Не будет ли жесток звериный суд?

Низвергнут? Или вознесут?

Ценители пришли. Картину Слон открыл.

Кто дальше встал, кто подошел поближе.

“Ну, что же, – начал Крокодил,

Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу. “

“Что Нила нет, в том нет большой беды!

Сказал Тюлень. – Но где снега? Где льды?”

“Позвольте! – удивился Крот.

Есть кое-что важней, чем лед!

Забыл художник огород”.

“Хрю-хрю, – прохрюкала Свинья,

Картина удалась, друзья!

Но с точки зренья нас, свиней,

Должны быть желуди на ней”.

Все пожеланья принял Слон.

Опять за краски взялся он

И всем друзьям по мере сил

Слоновьей кистью угодил,

Изобразив снега, и лед,

И Нил, и дуб, и огород,

(На случай, если вдруг Медведь

Придет картину посмотреть. )

Картина у Слона готова,

Друзей созвал художник снова.

Взглянули гости на пейзаж

И прошептали: “Ералаш!”

Мой друг! Не будь таким Слоном:

Советам следуй, но с умом!

На всех друзей не угодишь,

Себе же только навредишь.

В день именин, а может быть, рожденья

Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.

В кругу друзей, за шумною беседой,

Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.

И Заяц наш, как сел,

Так, с места не сходя, настолько окосел,

Что, отвалившись от стола с трудом,

Сказал: “Пшли домой!” – “Да ты найдешь ли дом?

Спросил радушный Еж.

Поди, как ты хорош!

Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!

В лесу один ты пропадешь:

Все говорят, что Лев в округе объявился!”

Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.

“Да что мне Лев! – кричит. – Да мне ль его бояться!

Я как бы сам его не съел!

Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!

Да я семь шкур с него спущу

И голым в Африку пущу. “

Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов,

Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:

“Видали мы в лесах зверей почище львов,

От них и то летели клочья. “

Проснулся Лев, услышав пьяный крик,

Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.

Лев – цап его за воротник!

“Так вот кто в лапы мне попался!

Так это ты шумел, болван?

Постой, да ты, я вижу, пьян

Какой-то дряни нализался!”

Весь хмель из головы у Зайца вышел вон!

Стал от беды искать спасенья он:

“Да я. Да вы. Да мы. Позвольте объясниться!

Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас.

Там лишнего хватил. Но все за Вас!

За Ваших львят! За Вашу Львицу!

Ну, как тут было не напиться?!”

И, когти подобрав, Лев отпустил Косого.

Спасен был хвастунишка наш!

Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного,

Тема урока: Михалкова «Услужливый», «Заячье горе»

Тема урока: Михалкова «Услужливый», «Заячье горе»

Цель: познакомить учащихся с баснями «Услужливый» «Заячье горе»

Личностные: интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.

Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

Регулятивные: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.

Материалы и оборудование: презентация по теме урока, у учащихся тексты для чтения, карточки

1.Этап повторения пройденного и актуализации знаний

а) Ответы на вопросы:

– с каким жанром литературы работаем последние уроки? (басня)

– Назовите басни, с которыми познакомились.

– Какие из них понравились больше? Чем? (высмеивают пороки лю

Определите по опорным словам задачи на сегодняшний урок:

1 познакомиться с новыми баснями

2 выяснить мораль басен

3 работать с текстом

4 заполнить памятку

Тема урока: Работа с басней.

б) Коллективное составление рассказа о басне (слайд)

-Вспомните, что такое басня вставив нужные слова из справочного бюро:

СЛАЙД Басня – это короткий …, героями которого являются …, а подразумеваются…, их … и … .

В баснях высмеиваются … людей: 1 … 2 … 3 . 4 … 5 …

Справочное бюро: рассказ, животные, люди, поведение, поступки, недостатки.

(Глупость, болтливость, хитрость, надоедливость, зависть)

– в каких баснях встретилась глупость? (лисица и козел, эта басня сложена про тебя)

-Болтливость? (две бочки)

-Хитрость? (лев и лисица, ворона и кувшин)

-Надоедливость и зависть? Значит. Еще не встречались, наверное, сегодня будем изучать.

СЛАЙД – Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с баснями Сергея Владимировича Михалкова.

-Что вы помните об авторе?

– С. Михалков был и сказочником, и баснописцем, переводчиком, драматургом, журналистом. Он написал много произведений для детей и для взрослых. Он вложил большой труд в развитие литературы и культуры нашей страны.

2.Этап открытия нового знания

– Открываем стр 20. ихалкова называется «Услужливый».

-Проведем словарную работу по значению слова услужливый. Что означает? (От слова «услуга» — помощь, доброе дело.) СЛАЙД

– Хорошо это или плохо — быть услужливым? Почему?

в) Работа над текстом

1.первичное чтение басни учеником «Услужливый».

– Понравилась ли вам эта басня С. Михалкова? Почему?

– Главные герои басни? (Заяц лось)

-Встретились ли незнакомые слова? Что означает?

ОДОЛЖЕНИЕ – услуга, любезность, помощь СЛАЙД

2.Прочитаем самостоятельно, ПРО СЕБЯ

3.Чтение басни по цепочке.

Вопросы из шкатулки. Кто желает ответить?

– Каким был Заяц? (Назойливым, навязчивым, надоедливым.)

– Почему лось ушел?

– Так кого же автор, по вашему мнению, называет услужливым?

– Соответствует ли значение слова «услужливый» в басне, толкованию слова в словаре?

– Какой момент запечатлен на иллюстрации учебника?

– Как лось обратился к зайцу?

– Какие услуги хотел заяц оказать лосю?

– Как разговаривал лось с зайцем?

– Какой лось по характеру? (уставший, спокойный, сильный, мудрый)

Характеристика героев (работа в паре)

– Запишите в таблицу вместе с соседом по парте какой был заяц?

Заяц в басне «Услужливый»

Заяц в басне «Заячье горе»

Глупый

суетливый

назойливый

надоедливый

-Проверяем. СЛАЙД

– какие элементы повествования басни вы знаете, впишите в памятку. СЛАЙД

– Найдите в басне эти элементы.

– Есть ли в басне мораль? Какой совет дадим зайцу в виде морали? (попросили окажи помощь, но не будь навязчивым)

-Запишите в тпо с.66

-Можно записать совет пословицей?

СЛАЙД Подберите пословицу из предложенных. ( услужливый дурак хуже врага)

Физминутка.

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

СЛАЙД – Прочитайте название следующей басни.

Чтение басни С. Михалкова «Заячье горе» учеником

-есть незнакомые слова? Поносил – ругать, марать за глаза СЛАЙД

– назовите главных героев? (заяц, черепаха)

— Чему завидовал Заяц? (у черепахи есть на спине нора, а у зайца нет)

– Прочитаем самостоятельно.

—Мы сейчас прочитаем по цепочке, а вы во время чтения подумаете какие вопросы можно задать друг другу по содержанию басни

(вторичное прочтение басни учащимися по цепочке)

– Задаем друг другу вопросы

-Запишите черты характера зайца в таблицу. (работа в паре)

Совет зайцу из басни михалкова заячье горе.

В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый гимн. И снова победил Михалков. Он пробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов «Москва – Кассиопея», «Отроки во вселенной». Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых, и для детей. Папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его дядю Степу, большого человека по прозванию «Каланча» (рис. 3).

Рис. 3. «Дядя Степа» ()

Услужливый – человек, который всегда готов оказать услугу.

Читайте также:  Басня Михалкова Ошибка

Услуга – действие, которое направлено на помощь другому человеку.

Прочтём басню Сергея Михалкова «Услужливый».

Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг он на полянке и попросил Зайца: – Сделай одолжение – разбуди меня через полчасика! Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его об одолжении. – Спи-спи! Обязательно разбужу! – пообещал он. Лось потянулся и закрыл глаза. – Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц. – Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать. – Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось. – Как – не надо? На сене-то, поди, мягче будет! – Ладно, ладно. я спать хочу. – Да нет, не надо. я спать хочу. – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! – не унимался услужливый Заяц. – Да нет же. спасибо. я и так засну. Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплелся прочь. – Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь еще и двадцати минут не прошло!

Давайте охарактеризуем главных героев басни. Мы видим два действующих лица: Лось и Заяц. Автор называет услужливым зайца, хотя, на самом деле, изображает его навязчивым и надоедливым. Эта басня учит нас различать грань между услужливостью и докучливостью. Ведь из-за чрезмерной опеки Зайца Лосю пришлось уйти. Очевидно, что Заяц хотел, как лучше, «ведь сам Лось попросил его об одолжении», но …перестарался. Вспомним его надоедливые предложения (рис. 4): – Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц. Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать.

Рис. 4. Заяц и Лось ()

Лось продолжает отказываться, но Заяц не может успокоиться: – Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалеку. Я мигом сбегаю! Снова услышав нет, Заяц предпринимает еще попытку: – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! Когда и это не увенчалось успехом, Заяц задает вопрос, переполнивший чашу терпения Лося: – А может, тебе рога мешают?! После чего Лось вынужден был спасаться бегством, чем вызвал искреннее недоумение Зайца: – Куда же ты? Ведь еще и двадцати минут не прошло! Эта басня учит нас, как не надо себя вести. Даже услужливость может стать недостатком. И иногда нужно просто выполнить чью-то просьбу, не добавляя ничего лишнего.

Прочтём еще одну басню С. Михалкова, которая называется «Заячье горе» (рис. 5).

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было. Заяц мучительно завидовал Черепахе.

“Вот как она живёт! Вот живёт! – думал Заяц. – Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая, как камень, и с узорчиком. Эх, и повезло же глупой Черепахе. “ И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, и всюду её ругал, рассказывал про неё всякие небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался. – Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. – С чего чахнешь? – Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. – Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком. А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Героями этой басни являются Заяц и Черепаха (рис. 6). Заяц отчаянно завидовал норке, которую Черепаха носит на своей спине: – Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома .

Разбёрем характеры главных героев басни «Заячье горе». Черепаха справедливая, спокойная, мудрая, медлительная и мечтательная. А Заяц ловкий, завистливый, сердитый, любит посплетничать. Чтобы Зайцу измениться, ему нужно перестать завидовать, ведь зависть – это очень плохое качество, оно губит человека, отравляет ему жизнь. Обе басни, прочитанные нами, похожи тем, что они учат нас, как надо себя вести, а как – нет. Отличаются эти две басни тем, что в них разные герои и высмеиваются разные пороки.

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4. – М.: Просвещение.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4. – М.: Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. и др. / Под ред. Виноградовой Н.Ф. Литературное чтение. 4. – ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Slovo.ws ().
  2. People.su ().
  3. Biopeoples.ru ().
  1. Выразительно прочитайте басни, подготовьте пересказ.
  2. Вспомните, что такое услуга . Подумайте, приходилось ли вам оказывать услугу и хорошо ли быть услужливым?
  3. * Нарисуйте героев, какими их представляете.

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было.

Заяц мучительно завидовал Черепахе. Вот как она живет! Вот живет! – думал Заяц. Собственную норку на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая как камень и с красивым узорчиком. Эх, повезло же глупой Черепахе!

И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, всюду ее ругал, рассказывал про нее небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался.
– Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. С чего чахнешь?
– Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком.

А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Мораль басни “Заячье горе”

Завидовать – вот крайне губительное чувство у человека. Это мешает жить полной жизнью, наполняет человека ощущением, что у него все хуже, чем у других, жизнь страшно несправедлива к нему. Любое, даже самое хорошее событие он просматривает в сравнении со своим объектом зависти – у него все еще лучше, поэтому не может полностью порадоваться новому приобретению или любому положительному событию. Но зависть может не только испортить настроение, она реально может довести до болезни, здесь автор произведения совсем не преувеличивает. А основная мысль морали басни Заячье горе – завидовать абсолютно бессмысленно.

Думая, что у кого-то жизнь удалась лучше нас, мы совсем даже не догадываемся, как в действительности складываются дела у предмета нашего восхищения. Нам только кажется, что у него все происходит словно по волшебству, не видя трудностей и недостатков, имеющихся и у него.

Прежде чем мучиться от завистливых рассуждений, подумайте, а может “везунчику” на самом деле плохо и он отчаянно завидует вам!

Басня «Заячье горе» – история, раскрывающая суть одного из самых сильных и страшных человеческих врагов – сжирающей зависти. Это урок всем, кто не умеет ценить настоящее, радоваться даже маленьким удачам и успехам, хранить и пользоваться нажитым и достигнутым. Это рассказ о человеческой глупости и зависимости, порождающие различного рода неприятности.

Басня «Заячье горе»

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было.

Заяц мучительно завидовал Черепахе. Вот как она живет! Вот живет! – думал Заяц. Собственную норку на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая как камень и с красивым узорчиком. Эх, повезло же глупой Черепахе!

И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, всюду ее ругал, рассказывал про нее небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался.

– Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. С чего чахнешь?

– Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком…

А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Мораль басни Михалкова «Заячье горе»

Мораль басни «Заячье горе» проста и будет понятна каждому, кто решит окунуться в басенное искусство. Однако при всей своей простоте научиться жить, следуя ей, очень и очень непросто.

Цени то, чего сумел достичь, радуйся тому, что имеешь, постарайся создать свою счастливую жизнь из того, что рядом. Не думай, что где-то тебе будет гораздо лучше и комфортнее, чем здесь, что у кого-то жизнь слаще и еда вкуснее. Помни: порой о том, что тебе дано судьбой, многие даже не могут и мечтать. Иметь все невозможно, а вот наслаждаться тем, что есть, – это и есть задача каждого из нас, ведь такое отношение к жизни и порождает истинное открытое счастье.

Анализ басни «Заячье горе»

В басне «Заячье горе» автор рассказывает нам историю о жизни шустрого Зайца, которому при всей своей популярности и успешности (он бегал быстрее своих собратьев, что привлекало многих зайчих) не удавалось вдоволь наслаждаться жизнью. Он то и дело изводил себя мыслью, что не имеет такого прекрасного дома, как у Черепахи, с замечательным узором и удобным местом расположения. Зависть была настолько сильной, что с легкостью смогла овладеть мыслями Зайца, не давая ему покоя и радости. Однако не один он страдал подобным грехом: Черепаха, в свою очередь, тоже не находила себе места от желания уметь бегать так быстро, как Заяц.

На примере сильной зависти Зайца и Черепахи Михалков сумел донести наиболее доступным образом то, что порой самое ценное и дорогое стоит искать в самом себе, не заглядываясь на чужое, что место, дарованное судьбой, должно быть воспринято с благодарностью и полной ответственностью, с желанием его ценить, оберегать и совершенствовать.

К сожалению, сплошь и рядом мы слышим недовольные высказывания о плохом муже, детях, работе и т.д., не задумываясь, что в подобные гневные минуты мы теряем драгоценное время, отведенное на радость, счастье и умиротворение.

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было.

Заяц мучительно завидовал Черепахе. Вот как она живет! Вот живет! – думал Заяц. Собственную норку на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая как камень и с красивым узорчиком. Эх, повезло же глупой Черепахе!

И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, всюду ее ругал, рассказывал про нее небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался.
– Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. С чего чахнешь?
– Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком.

А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Мораль басни Заячье горе

Зависть – это плохое чувство, которое может испортить жизнь любому. Завидуя другим, осмотрись вокруг себя, возможно, ты обладаешь тем, чему также завидуют.

Анализ басни Заячье горе

Заяц был отличным бегуном, быстрым и прытким, но ему не давала спокойно жить Черепаха. Так он завидовал ее домику на спине, что говорил про нее кругом всякие гадости и даже заболел от зависти. А в то время Черепаха хотела себе умение так быстро бегать, как Заяц. Зависть может заставить думать, что ты живешь хуже чем, кто-то, это ужасное чувство, съедающее человека изнутри.

В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый гимн. И снова победил Михалков. Он пробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов «Москва – Кассиопея», «Отроки во вселенной». Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых, и для детей. Папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его дядю Степу, большого человека по прозванию «Каланча» (рис. 3).

Рис. 3. «Дядя Степа» ()

Услужливый – человек, который всегда готов оказать услугу.

Услуга – действие, которое направлено на помощь другому человеку.

Прочтём басню Сергея Михалкова «Услужливый».

Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг он на полянке и попросил Зайца: – Сделай одолжение – разбуди меня через полчасика! Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его об одолжении. – Спи-спи! Обязательно разбужу! – пообещал он. Лось потянулся и закрыл глаза. – Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц. – Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать. – Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось. – Как – не надо? На сене-то, поди, мягче будет! – Ладно, ладно. я спать хочу. – Да нет, не надо. я спать хочу. – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! – не унимался услужливый Заяц. – Да нет же. спасибо. я и так засну. Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплелся прочь. – Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь еще и двадцати минут не прошло!

Давайте охарактеризуем главных героев басни. Мы видим два действующих лица: Лось и Заяц. Автор называет услужливым зайца, хотя, на самом деле, изображает его навязчивым и надоедливым. Эта басня учит нас различать грань между услужливостью и докучливостью. Ведь из-за чрезмерной опеки Зайца Лосю пришлось уйти. Очевидно, что Заяц хотел, как лучше, «ведь сам Лось попросил его об одолжении», но …перестарался. Вспомним его надоедливые предложения (рис. 4): – Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц. Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать.

Рис. 4. Заяц и Лось ()

Лось продолжает отказываться, но Заяц не может успокоиться: – Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалеку. Я мигом сбегаю! Снова услышав нет, Заяц предпринимает еще попытку: – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! Когда и это не увенчалось успехом, Заяц задает вопрос, переполнивший чашу терпения Лося: – А может, тебе рога мешают?! После чего Лось вынужден был спасаться бегством, чем вызвал искреннее недоумение Зайца: – Куда же ты? Ведь еще и двадцати минут не прошло! Эта басня учит нас, как не надо себя вести. Даже услужливость может стать недостатком. И иногда нужно просто выполнить чью-то просьбу, не добавляя ничего лишнего.

Прочтём еще одну басню С. Михалкова, которая называется «Заячье горе» (рис. 5).

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было. Заяц мучительно завидовал Черепахе.

“Вот как она живёт! Вот живёт! – думал Заяц. – Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая, как камень, и с узорчиком. Эх, и повезло же глупой Черепахе. “ И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, и всюду её ругал, рассказывал про неё всякие небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался. – Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. – С чего чахнешь? – Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. – Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком. А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Героями этой басни являются Заяц и Черепаха (рис. 6). Заяц отчаянно завидовал норке, которую Черепаха носит на своей спине: – Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома .

Разбёрем характеры главных героев басни «Заячье горе». Черепаха справедливая, спокойная, мудрая, медлительная и мечтательная. А Заяц ловкий, завистливый, сердитый, любит посплетничать. Чтобы Зайцу измениться, ему нужно перестать завидовать, ведь зависть – это очень плохое качество, оно губит человека, отравляет ему жизнь. Обе басни, прочитанные нами, похожи тем, что они учат нас, как надо себя вести, а как – нет. Отличаются эти две басни тем, что в них разные герои и высмеиваются разные пороки.

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4. – М.: Просвещение.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4. – М.: Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. и др. / Под ред. Виноградовой Н.Ф. Литературное чтение. 4. – ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Slovo.ws ().
  2. People.su ().
  3. Biopeoples.ru ().
  1. Выразительно прочитайте басни, подготовьте пересказ.
  2. Вспомните, что такое услуга . Подумайте, приходилось ли вам оказывать услугу и хорошо ли быть услужливым?
  3. * Нарисуйте героев, какими их представляете.
Читайте также:  Басня Михалкова Смешная фамилия

Заячье горе михалков краткое содержание

В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый гимн. И снова победил Михалков. Он пробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов «Москва – Кассиопея», «Отроки во вселенной». Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых, и для детей. Папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его дядю Степу, большого человека по прозванию «Каланча» (рис. 3).

Рис. 3. «Дядя Степа» ()

Услужливый – человек, который всегда готов оказать услугу.

Услуга – действие, которое направлено на помощь другому человеку.

Прочтём басню Сергея Михалкова «Услужливый».

Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг он на полянке и попросил Зайца: – Сделай одолжение – разбуди меня через полчасика! Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его об одолжении. – Спи-спи! Обязательно разбужу! – пообещал он. Лось потянулся и закрыл глаза. – Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц. – Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать. – Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось. – Как – не надо? На сене-то, поди, мягче будет! – Ладно, ладно. я спать хочу. – Да нет, не надо. я спать хочу. – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! – не унимался услужливый Заяц. – Да нет же. спасибо. я и так засну. Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплелся прочь. – Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь еще и двадцати минут не прошло!

Давайте охарактеризуем главных героев басни. Мы видим два действующих лица: Лось и Заяц. Автор называет услужливым зайца, хотя, на самом деле, изображает его навязчивым и надоедливым. Эта басня учит нас различать грань между услужливостью и докучливостью. Ведь из-за чрезмерной опеки Зайца Лосю пришлось уйти. Очевидно, что Заяц хотел, как лучше, «ведь сам Лось попросил его об одолжении», но …перестарался. Вспомним его надоедливые предложения (рис. 4): – Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц. Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать.

Рис. 4. Заяц и Лось ()

Лось продолжает отказываться, но Заяц не может успокоиться: – Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалеку. Я мигом сбегаю! Снова услышав нет, Заяц предпринимает еще попытку: – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! Когда и это не увенчалось успехом, Заяц задает вопрос, переполнивший чашу терпения Лося: – А может, тебе рога мешают?! После чего Лось вынужден был спасаться бегством, чем вызвал искреннее недоумение Зайца: – Куда же ты? Ведь еще и двадцати минут не прошло! Эта басня учит нас, как не надо себя вести. Даже услужливость может стать недостатком. И иногда нужно просто выполнить чью-то просьбу, не добавляя ничего лишнего.

Прочтём еще одну басню С. Михалкова, которая называется «Заячье горе» (рис. 5).

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было. Заяц мучительно завидовал Черепахе.

“Вот как она живёт! Вот живёт! – думал Заяц. – Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая, как камень, и с узорчиком. Эх, и повезло же глупой Черепахе. “ И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, и всюду её ругал, рассказывал про неё всякие небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался. – Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. – С чего чахнешь? – Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. – Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком. А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Героями этой басни являются Заяц и Черепаха (рис. 6). Заяц отчаянно завидовал норке, которую Черепаха носит на своей спине: – Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома .

Разбёрем характеры главных героев басни «Заячье горе». Черепаха справедливая, спокойная, мудрая, медлительная и мечтательная. А Заяц ловкий, завистливый, сердитый, любит посплетничать. Чтобы Зайцу измениться, ему нужно перестать завидовать, ведь зависть – это очень плохое качество, оно губит человека, отравляет ему жизнь. Обе басни, прочитанные нами, похожи тем, что они учат нас, как надо себя вести, а как – нет. Отличаются эти две басни тем, что в них разные герои и высмеиваются разные пороки.

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4. – М.: Просвещение.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4. – М.: Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. и др. / Под ред. Виноградовой Н.Ф. Литературное чтение. 4. – ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Slovo.ws ().
  2. People.su ().
  3. Biopeoples.ru ().
  1. Выразительно прочитайте басни, подготовьте пересказ.
  2. Вспомните, что такое услуга . Подумайте, приходилось ли вам оказывать услугу и хорошо ли быть услужливым?
  3. * Нарисуйте героев, какими их представляете.

В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый гимн. И снова победил Михалков. Он пробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов «Москва – Кассиопея», «Отроки во вселенной». Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых, и для детей. Папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его дядю Степу, большого человека по прозванию «Каланча» (рис. 3).

Рис. 3. «Дядя Степа» ()

Услужливый – человек, который всегда готов оказать услугу.

Услуга – действие, которое направлено на помощь другому человеку.

Прочтём басню Сергея Михалкова «Услужливый».

Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг он на полянке и попросил Зайца: – Сделай одолжение – разбуди меня через полчасика! Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его об одолжении. – Спи-спи! Обязательно разбужу! – пообещал он. Лось потянулся и закрыл глаза. – Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц. – Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать. – Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось. – Как – не надо? На сене-то, поди, мягче будет! – Ладно, ладно. я спать хочу. – Да нет, не надо. я спать хочу. – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! – не унимался услужливый Заяц. – Да нет же. спасибо. я и так засну. Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплелся прочь. – Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь еще и двадцати минут не прошло!

Давайте охарактеризуем главных героев басни. Мы видим два действующих лица: Лось и Заяц. Автор называет услужливым зайца, хотя, на самом деле, изображает его навязчивым и надоедливым. Эта басня учит нас различать грань между услужливостью и докучливостью. Ведь из-за чрезмерной опеки Зайца Лосю пришлось уйти. Очевидно, что Заяц хотел, как лучше, «ведь сам Лось попросил его об одолжении», но …перестарался. Вспомним его надоедливые предложения (рис. 4): – Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц. Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать.

Рис. 4. Заяц и Лось ()

Лось продолжает отказываться, но Заяц не может успокоиться: – Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалеку. Я мигом сбегаю! Снова услышав нет, Заяц предпринимает еще попытку: – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! Когда и это не увенчалось успехом, Заяц задает вопрос, переполнивший чашу терпения Лося: – А может, тебе рога мешают?! После чего Лось вынужден был спасаться бегством, чем вызвал искреннее недоумение Зайца: – Куда же ты? Ведь еще и двадцати минут не прошло! Эта басня учит нас, как не надо себя вести. Даже услужливость может стать недостатком. И иногда нужно просто выполнить чью-то просьбу, не добавляя ничего лишнего.

Прочтём еще одну басню С. Михалкова, которая называется «Заячье горе» (рис. 5).

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было. Заяц мучительно завидовал Черепахе.

“Вот как она живёт! Вот живёт! – думал Заяц. – Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая, как камень, и с узорчиком. Эх, и повезло же глупой Черепахе. “ И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, и всюду её ругал, рассказывал про неё всякие небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался. – Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. – С чего чахнешь? – Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. – Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком. А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Героями этой басни являются Заяц и Черепаха (рис. 6). Заяц отчаянно завидовал норке, которую Черепаха носит на своей спине: – Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома .

Разбёрем характеры главных героев басни «Заячье горе». Черепаха справедливая, спокойная, мудрая, медлительная и мечтательная. А Заяц ловкий, завистливый, сердитый, любит посплетничать. Чтобы Зайцу измениться, ему нужно перестать завидовать, ведь зависть – это очень плохое качество, оно губит человека, отравляет ему жизнь. Обе басни, прочитанные нами, похожи тем, что они учат нас, как надо себя вести, а как – нет. Отличаются эти две басни тем, что в них разные герои и высмеиваются разные пороки.

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4. – М.: Просвещение.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4. – М.: Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. и др. / Под ред. Виноградовой Н.Ф. Литературное чтение. 4. – ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Slovo.ws ().
  2. People.su ().
  3. Biopeoples.ru ().
  1. Выразительно прочитайте басни, подготовьте пересказ.
  2. Вспомните, что такое услуга . Подумайте, приходилось ли вам оказывать услугу и хорошо ли быть услужливым?
  3. * Нарисуйте героев, какими их представляете.

Смешно завидовать другим, ведь что есть у одного – возможно недостижимо для другого, особенно когда один из вас – заяц, а второй – черепаха.

Басня Заячье горе читать

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было.

Заяц мучительно завидовал Черепахе. Вот как она живет! Вот живет! – думал Заяц. Собственную норку на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая как камень и с красивым узорчиком. Эх, повезло же глупой Черепахе!

И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, всюду ее ругал, рассказывал про нее небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался.
– Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. С чего чахнешь?
– Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком.

А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Басня «Заячье горе» – история, раскрывающая суть одного из самых сильных и страшных человеческих врагов – сжирающей зависти. Это урок всем, кто не умеет ценить настоящее, радоваться даже маленьким удачам и успехам, хранить и пользоваться нажитым и достигнутым. Это рассказ о человеческой глупости и зависимости, порождающие различного рода неприятности.

Басня «Заячье горе»

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было.

Заяц мучительно завидовал Черепахе. Вот как она живет! Вот живет! – думал Заяц. Собственную норку на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая как камень и с красивым узорчиком. Эх, повезло же глупой Черепахе!

И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, всюду ее ругал, рассказывал про нее небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался.

– Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. С чего чахнешь?

– Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком…

А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Мораль басни Михалкова «Заячье горе»

Мораль басни «Заячье горе» проста и будет понятна каждому, кто решит окунуться в басенное искусство. Однако при всей своей простоте научиться жить, следуя ей, очень и очень непросто.

Цени то, чего сумел достичь, радуйся тому, что имеешь, постарайся создать свою счастливую жизнь из того, что рядом. Не думай, что где-то тебе будет гораздо лучше и комфортнее, чем здесь, что у кого-то жизнь слаще и еда вкуснее. Помни: порой о том, что тебе дано судьбой, многие даже не могут и мечтать. Иметь все невозможно, а вот наслаждаться тем, что есть, – это и есть задача каждого из нас, ведь такое отношение к жизни и порождает истинное открытое счастье.

Анализ басни «Заячье горе»

В басне «Заячье горе» автор рассказывает нам историю о жизни шустрого Зайца, которому при всей своей популярности и успешности (он бегал быстрее своих собратьев, что привлекало многих зайчих) не удавалось вдоволь наслаждаться жизнью. Он то и дело изводил себя мыслью, что не имеет такого прекрасного дома, как у Черепахи, с замечательным узором и удобным местом расположения. Зависть была настолько сильной, что с легкостью смогла овладеть мыслями Зайца, не давая ему покоя и радости. Однако не один он страдал подобным грехом: Черепаха, в свою очередь, тоже не находила себе места от желания уметь бегать так быстро, как Заяц.

На примере сильной зависти Зайца и Черепахи Михалков сумел донести наиболее доступным образом то, что порой самое ценное и дорогое стоит искать в самом себе, не заглядываясь на чужое, что место, дарованное судьбой, должно быть воспринято с благодарностью и полной ответственностью, с желанием его ценить, оберегать и совершенствовать.

К сожалению, сплошь и рядом мы слышим недовольные высказывания о плохом муже, детях, работе и т.д., не задумываясь, что в подобные гневные минуты мы теряем драгоценное время, отведенное на радость, счастье и умиротворение.

Совет зайцу из басни михалкова заячье горе.

В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый гимн. И снова победил Михалков. Он пробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов «Москва – Кассиопея», «Отроки во вселенной». Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых, и для детей. Папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его дядю Степу, большого человека по прозванию «Каланча» (рис. 3).

Рис. 3. «Дядя Степа» ()

Услужливый – человек, который всегда готов оказать услугу.

Услуга – действие, которое направлено на помощь другому человеку.

Прочтём басню Сергея Михалкова «Услужливый».

Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг он на полянке и попросил Зайца: – Сделай одолжение – разбуди меня через полчасика! Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его об одолжении. – Спи-спи! Обязательно разбужу! – пообещал он. Лось потянулся и закрыл глаза. – Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц. – Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать. – Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось. – Как – не надо? На сене-то, поди, мягче будет! – Ладно, ладно. я спать хочу. – Да нет, не надо. я спать хочу. – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! – не унимался услужливый Заяц. – Да нет же. спасибо. я и так засну. Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплелся прочь. – Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь еще и двадцати минут не прошло!

Читайте также:  Басня Михалкова Хочу бодаться

Давайте охарактеризуем главных героев басни. Мы видим два действующих лица: Лось и Заяц. Автор называет услужливым зайца, хотя, на самом деле, изображает его навязчивым и надоедливым. Эта басня учит нас различать грань между услужливостью и докучливостью. Ведь из-за чрезмерной опеки Зайца Лосю пришлось уйти. Очевидно, что Заяц хотел, как лучше, «ведь сам Лось попросил его об одолжении», но …перестарался. Вспомним его надоедливые предложения (рис. 4): – Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц. Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать.

Рис. 4. Заяц и Лось ()

Лось продолжает отказываться, но Заяц не может успокоиться: – Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалеку. Я мигом сбегаю! Снова услышав нет, Заяц предпринимает еще попытку: – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! Когда и это не увенчалось успехом, Заяц задает вопрос, переполнивший чашу терпения Лося: – А может, тебе рога мешают?! После чего Лось вынужден был спасаться бегством, чем вызвал искреннее недоумение Зайца: – Куда же ты? Ведь еще и двадцати минут не прошло! Эта басня учит нас, как не надо себя вести. Даже услужливость может стать недостатком. И иногда нужно просто выполнить чью-то просьбу, не добавляя ничего лишнего.

Прочтём еще одну басню С. Михалкова, которая называется «Заячье горе» (рис. 5).

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было. Заяц мучительно завидовал Черепахе.

“Вот как она живёт! Вот живёт! – думал Заяц. – Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая, как камень, и с узорчиком. Эх, и повезло же глупой Черепахе. “ И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, и всюду её ругал, рассказывал про неё всякие небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался. – Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. – С чего чахнешь? – Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. – Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком. А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Героями этой басни являются Заяц и Черепаха (рис. 6). Заяц отчаянно завидовал норке, которую Черепаха носит на своей спине: – Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома .

Разбёрем характеры главных героев басни «Заячье горе». Черепаха справедливая, спокойная, мудрая, медлительная и мечтательная. А Заяц ловкий, завистливый, сердитый, любит посплетничать. Чтобы Зайцу измениться, ему нужно перестать завидовать, ведь зависть – это очень плохое качество, оно губит человека, отравляет ему жизнь. Обе басни, прочитанные нами, похожи тем, что они учат нас, как надо себя вести, а как – нет. Отличаются эти две басни тем, что в них разные герои и высмеиваются разные пороки.

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4. – М.: Просвещение.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4. – М.: Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. и др. / Под ред. Виноградовой Н.Ф. Литературное чтение. 4. – ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Slovo.ws ().
  2. People.su ().
  3. Biopeoples.ru ().
  1. Выразительно прочитайте басни, подготовьте пересказ.
  2. Вспомните, что такое услуга . Подумайте, приходилось ли вам оказывать услугу и хорошо ли быть услужливым?
  3. * Нарисуйте героев, какими их представляете.

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было.

Заяц мучительно завидовал Черепахе. Вот как она живет! Вот живет! – думал Заяц. Собственную норку на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая как камень и с красивым узорчиком. Эх, повезло же глупой Черепахе!

И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, всюду ее ругал, рассказывал про нее небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался.
– Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. С чего чахнешь?
– Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком.

А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Мораль басни “Заячье горе”

Завидовать – вот крайне губительное чувство у человека. Это мешает жить полной жизнью, наполняет человека ощущением, что у него все хуже, чем у других, жизнь страшно несправедлива к нему. Любое, даже самое хорошее событие он просматривает в сравнении со своим объектом зависти – у него все еще лучше, поэтому не может полностью порадоваться новому приобретению или любому положительному событию. Но зависть может не только испортить настроение, она реально может довести до болезни, здесь автор произведения совсем не преувеличивает. А основная мысль морали басни Заячье горе – завидовать абсолютно бессмысленно.

Думая, что у кого-то жизнь удалась лучше нас, мы совсем даже не догадываемся, как в действительности складываются дела у предмета нашего восхищения. Нам только кажется, что у него все происходит словно по волшебству, не видя трудностей и недостатков, имеющихся и у него.

Прежде чем мучиться от завистливых рассуждений, подумайте, а может “везунчику” на самом деле плохо и он отчаянно завидует вам!

Басня «Заячье горе» – история, раскрывающая суть одного из самых сильных и страшных человеческих врагов – сжирающей зависти. Это урок всем, кто не умеет ценить настоящее, радоваться даже маленьким удачам и успехам, хранить и пользоваться нажитым и достигнутым. Это рассказ о человеческой глупости и зависимости, порождающие различного рода неприятности.

Басня «Заячье горе»

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было.

Заяц мучительно завидовал Черепахе. Вот как она живет! Вот живет! – думал Заяц. Собственную норку на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая как камень и с красивым узорчиком. Эх, повезло же глупой Черепахе!

И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, всюду ее ругал, рассказывал про нее небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался.

– Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. С чего чахнешь?

– Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком…

А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Мораль басни Михалкова «Заячье горе»

Мораль басни «Заячье горе» проста и будет понятна каждому, кто решит окунуться в басенное искусство. Однако при всей своей простоте научиться жить, следуя ей, очень и очень непросто.

Цени то, чего сумел достичь, радуйся тому, что имеешь, постарайся создать свою счастливую жизнь из того, что рядом. Не думай, что где-то тебе будет гораздо лучше и комфортнее, чем здесь, что у кого-то жизнь слаще и еда вкуснее. Помни: порой о том, что тебе дано судьбой, многие даже не могут и мечтать. Иметь все невозможно, а вот наслаждаться тем, что есть, – это и есть задача каждого из нас, ведь такое отношение к жизни и порождает истинное открытое счастье.

Анализ басни «Заячье горе»

В басне «Заячье горе» автор рассказывает нам историю о жизни шустрого Зайца, которому при всей своей популярности и успешности (он бегал быстрее своих собратьев, что привлекало многих зайчих) не удавалось вдоволь наслаждаться жизнью. Он то и дело изводил себя мыслью, что не имеет такого прекрасного дома, как у Черепахи, с замечательным узором и удобным местом расположения. Зависть была настолько сильной, что с легкостью смогла овладеть мыслями Зайца, не давая ему покоя и радости. Однако не один он страдал подобным грехом: Черепаха, в свою очередь, тоже не находила себе места от желания уметь бегать так быстро, как Заяц.

На примере сильной зависти Зайца и Черепахи Михалков сумел донести наиболее доступным образом то, что порой самое ценное и дорогое стоит искать в самом себе, не заглядываясь на чужое, что место, дарованное судьбой, должно быть воспринято с благодарностью и полной ответственностью, с желанием его ценить, оберегать и совершенствовать.

К сожалению, сплошь и рядом мы слышим недовольные высказывания о плохом муже, детях, работе и т.д., не задумываясь, что в подобные гневные минуты мы теряем драгоценное время, отведенное на радость, счастье и умиротворение.

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было.

Заяц мучительно завидовал Черепахе. Вот как она живет! Вот живет! – думал Заяц. Собственную норку на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая как камень и с красивым узорчиком. Эх, повезло же глупой Черепахе!

И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, всюду ее ругал, рассказывал про нее небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался.
– Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. С чего чахнешь?
– Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком.

А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Мораль басни Заячье горе

Зависть – это плохое чувство, которое может испортить жизнь любому. Завидуя другим, осмотрись вокруг себя, возможно, ты обладаешь тем, чему также завидуют.

Анализ басни Заячье горе

Заяц был отличным бегуном, быстрым и прытким, но ему не давала спокойно жить Черепаха. Так он завидовал ее домику на спине, что говорил про нее кругом всякие гадости и даже заболел от зависти. А в то время Черепаха хотела себе умение так быстро бегать, как Заяц. Зависть может заставить думать, что ты живешь хуже чем, кто-то, это ужасное чувство, съедающее человека изнутри.

В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый гимн. И снова победил Михалков. Он пробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов «Москва – Кассиопея», «Отроки во вселенной». Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых, и для детей. Папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его дядю Степу, большого человека по прозванию «Каланча» (рис. 3).

Рис. 3. «Дядя Степа» ()

Услужливый – человек, который всегда готов оказать услугу.

Услуга – действие, которое направлено на помощь другому человеку.

Прочтём басню Сергея Михалкова «Услужливый».

Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг он на полянке и попросил Зайца: – Сделай одолжение – разбуди меня через полчасика! Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его об одолжении. – Спи-спи! Обязательно разбужу! – пообещал он. Лось потянулся и закрыл глаза. – Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц. – Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать. – Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось. – Как – не надо? На сене-то, поди, мягче будет! – Ладно, ладно. я спать хочу. – Да нет, не надо. я спать хочу. – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! – не унимался услужливый Заяц. – Да нет же. спасибо. я и так засну. Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплелся прочь. – Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь еще и двадцати минут не прошло!

Давайте охарактеризуем главных героев басни. Мы видим два действующих лица: Лось и Заяц. Автор называет услужливым зайца, хотя, на самом деле, изображает его навязчивым и надоедливым. Эта басня учит нас различать грань между услужливостью и докучливостью. Ведь из-за чрезмерной опеки Зайца Лосю пришлось уйти. Очевидно, что Заяц хотел, как лучше, «ведь сам Лось попросил его об одолжении», но …перестарался. Вспомним его надоедливые предложения (рис. 4): – Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц. Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать.

Рис. 4. Заяц и Лось ()

Лось продолжает отказываться, но Заяц не может успокоиться: – Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалеку. Я мигом сбегаю! Снова услышав нет, Заяц предпринимает еще попытку: – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! Когда и это не увенчалось успехом, Заяц задает вопрос, переполнивший чашу терпения Лося: – А может, тебе рога мешают?! После чего Лось вынужден был спасаться бегством, чем вызвал искреннее недоумение Зайца: – Куда же ты? Ведь еще и двадцати минут не прошло! Эта басня учит нас, как не надо себя вести. Даже услужливость может стать недостатком. И иногда нужно просто выполнить чью-то просьбу, не добавляя ничего лишнего.

Прочтём еще одну басню С. Михалкова, которая называется «Заячье горе» (рис. 5).

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было. Заяц мучительно завидовал Черепахе.

“Вот как она живёт! Вот живёт! – думал Заяц. – Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая, как камень, и с узорчиком. Эх, и повезло же глупой Черепахе. “ И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, и всюду её ругал, рассказывал про неё всякие небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался. – Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. – С чего чахнешь? – Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. – Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком. А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Героями этой басни являются Заяц и Черепаха (рис. 6). Заяц отчаянно завидовал норке, которую Черепаха носит на своей спине: – Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома .

Разбёрем характеры главных героев басни «Заячье горе». Черепаха справедливая, спокойная, мудрая, медлительная и мечтательная. А Заяц ловкий, завистливый, сердитый, любит посплетничать. Чтобы Зайцу измениться, ему нужно перестать завидовать, ведь зависть – это очень плохое качество, оно губит человека, отравляет ему жизнь. Обе басни, прочитанные нами, похожи тем, что они учат нас, как надо себя вести, а как – нет. Отличаются эти две басни тем, что в них разные герои и высмеиваются разные пороки.

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4. – М.: Просвещение.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4. – М.: Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. и др. / Под ред. Виноградовой Н.Ф. Литературное чтение. 4. – ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Slovo.ws ().
  2. People.su ().
  3. Biopeoples.ru ().
  1. Выразительно прочитайте басни, подготовьте пересказ.
  2. Вспомните, что такое услуга . Подумайте, приходилось ли вам оказывать услугу и хорошо ли быть услужливым?
  3. * Нарисуйте героев, какими их представляете.

Ссылка на основную публикацию