Басня Толстого Делёж наследства

Электронный образовательный ресурс. Особенности басен Л.Н. Толстого.

Урок литературы в 6 классе по теме “Особенности басен Л.Н.Толстого”

Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс. Особенности басен Л.Н. Толстого.»

Особенности басен Л.Н. Толстого

учителя русского языка и литературы

МОУ «Щетиновская СОШ»

Белгородского района Белгородской области

В 1859 г. Л.Н.Толстой открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Она помещалась рядом с домом писателя во флигеле.

В начале 1870-х гг. Л.Н.Толстой составил и издал свою «Азбуку». Работая над «Азбукой», писатель мечтал о том, что по ней «будут учиться два поколения всех русских детей, от царских до мужицких». Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

Что такое басня?

  • Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.
  • Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращённая к читателю.

  • Следует выделить такие особенности басни:
  • а) мораль;
  • б) аллегорический (иносказательный) смысл;
  • в) типичность описываемой ситуации;
  • г) характеры – персонажи;
  • д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

  • Толстой стремился к красоте, краткости, ясности басен. Басни в переводах Толстого – это «живая книга», с персонажами, понятными и детям и взрослым. Книга вечной мудрости.

Басня Л.Н. Толстого «Работницы и Петух»

  • Мораль басни: всегда следует продумывать последствия своих действий. Работницы считали виноватым в своих бедах петуха. Именно хозяйке, а не петуху было нужно, чтобы женщины пораньше садились за работу. Поэтому усилия работниц пропали даром, они ухудшили свое положение, избавившись от несчастной птицы.
  • Басня учит искать истинную причину проблемы и думать, прежде чем что-либо сделать.
  • Басня высмеивает такие человеческие пороки, как глупость и недальновидность. Поступок работниц, убивших петуха, чтобы не садиться рано за работу, выглядит непродуманным, нелепым.

Басня Л.Н. Толстого «Лгун»

  • Мораль басни: нельзя злоупотреблять доверием людей. Также нельзя делать предметом шутки потенциально опасные ситуации. Мальчик-пастух придумал неудачный повод для потехи – звать на помощь людей при отсутствии реальной опасности. Закончились его шутки тем, что люди перестали верить лгуну и не пришли ему на помощь, когда опасность стала реальной.
  • Басня «Лгун» учит быть серьезным и ответственным при выполнении порученных человеку работ, особенно таких, которые связаны с опасностью и причинением ущерба. Учит тщательно выбирать поводы для шуток. Не все ситуации могут быть объектом для потехи.
  • Цель басни «Лгун» состоит в том, чтобы предостеречь людей от злоупотребления ложью. Ложь может привести к неприятным последствиям, как для самого вруна, так и для окружающих его людей.

Басня Л.Н. Толстого «Два товарища»

  • Мораль басни : нельзя бросать друзей и товарищей в случае опасности. Человек, поступающий так, не умеет принимать правильные быстрые решения, проявляет трусость.
  • Басня учит быть настоящим товарищем, смелым и отважным человеком, который в минуту опасности будет думать не только о себе, но и о других.
  • Басня высмеивает такие человеческие пороки, как трусость, малодушие, неумение быстро ориентироваться в ситуации. Человек, который влез на дерево, бросив товарища, не может считаться хорошим другом, ему больше нет доверия.

Басня Л.Н. Толстого «Отец и сыновья»

  • Мораль басни Толстого «Отец и сыновья» состоит в том, что сила людей заключена в их единстве. Если люди будут действовать согласованно, дружно, без ссор, раздоров, им никто не будет страшен. Басня учит не ссориться, жить в мире и согласии.
  • Басня «Отец и сыновья» остается актуальной и в наше время. Следует понимать, что люди, отказываясь от мира и согласия с другими людьми, могут стать легкой добычей для врагов и недоброжелателей.

Басня Л.Н. Толстого «Лев и Мышь»

  • Мораль басни : не следует недооценивать способности более слабых в оказании помощи более сильным. Лев смеялся над Мышью, когда та обещала ему помочь, он не мог понять, как такое слабое существо, как Мышь, может оказать помощь ему, грозному царю зверей. Но действительность оказалась такова, что и сильному Льву потребовалась помощь. И эту действенную помощь сумела оказать малозначимая Мышь.
  • Басня Толстого учит не пренебрегать предложениями о помощи со стороны других людей. Недооценка способностей других людей может негативно повлиять на судьбу человека. Лев посмеялся над обещанием Мыши помочь ему в будущем, но он недооценил способности Мыши.

Басня Л.Н. Толстого «Собака и её тень»

  • Мораль басни: жадность – плохой помощник в любых делах. Собака пожадничала, решив отнять добычу у своего отражения, и, в итоге, осталась вовсе без добычи, ни с чем.
  • Басня «Собака и ее тень» учит не быть завистливым и жадным, реально оценивать окружающий мир и не гоняться за миражами.
  • Басня высмеивает такие человеческие пороки, как глупость и жадность. Главная героиня басни, собака, выглядит глупой и недалекой, поскольку она не сумела понять, что видит в воде лишь свое отражение, а не соперника. Собаку подвела ее жадность – бросившись за несуществующим куском мяса, она упустила реальную добычу.

Басня Л.Н. Толстого «Делёж наследства»

  • Мораль басни : неуступчивость, неумение договориться в сочетании с глупостью могут привести к плачевным результатам. Сосед, видя, что братья большим умом не обладают, решил сыграть с ними злую шутку – посоветовал все вещи разделить на половинки. Глупые братья исполнили его совет буквально и остались без наследства.
  • Басня учит жить в дружбе и согласии. Надо уметь договариваться друг с другом, и тогда ситуация, описанная в басне, никогда не случится.
  • Басня Толстого высмеивает такие человеческие пороки, как жадность, неуступчивость, несговорчивость, глупость. Наследники, буквально исполнив ехидный совет соседа, показали себя глупыми, недалекими людьми.

Басня Л.Н. Толстого «Царь и Сокол»

  • Мораль басни Толстого «Царь и сокол» состоит в том, что следует проявлять внимание к необычному поведению окружающих. Если бы сокол только один раз опрокинул чашу, это могло сойти за случайность. Но он опрокинул чашу трижды, однако царь не задумался о таком необычном поведении птицы и в гневе убил ее. А верный сокол всего лишь хотел спасти хозяина от гибели, но предупредить об опасности он мог лишь, опрокинув чашу с водой. Человеческим голосом соколы говорить не умеют.
  • Басня «Царь и сокол» учит быть наблюдательным, внимательным и обдумывать свои действия.

Басня Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»

  • Мораль басни: нельзя быть легкомысленным, беспечным. Нельзя жить лишь текущим днем. Человек обязательно должен думать о своем будущем, планировать свою деятельность и всегда быть готовым к трудным временам. Стрекоза проявила беспечность, потратив летние погожие дни на распевание песен, и к наступлению зимних холодов оказалась абсолютно не готова.
  • Басня «Стрекоза и муравьи» учит предусмотрительности и рачительности, разумному хозяйствованию. Урок, преподанный стрекозе муравьями, является показательным примером для любого человека, склонного к легкомысленности и беспечности.

Басня Л.Н. Толстого «Осёл в львиной шкуре»

  • Мораль басни :свою истинную сущность человеку скрыть достаточно сложно, сущность рано или поздно проявит себя, и обман будет раскрыт. Поэтому не стоит глупому и слабому изображать из себя сильного и умного, как это пытался сделать осел в басне – подобный обман будет обязательно раскрыт.
  • Басня учит внимательно изучать того, кто представляется нам грозным и опасным. Прежде чем паниковать и поддаваться страхам, следует разобраться – а не скрывается ли под личиной грозного льва обычный осел?
  • Басня высмеивает такие человеческие пороки, как глупость, самонадеянность, лживость.

  • Басни Толстого имеют свои особенности:
  • большинство басен имеют стихотворный ритм и размер, у Толстого же это маленькие рассказы.
  • Чаще всего главные действующие лица – это люди.
  • Мораль содержит строгую педагогическую направленность: учит детей правильным поступкам.

  • Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1891-1910. — М., 1960 г.
  • Гуляев Н.А. Теория литературы: Учеб. Пособие – М., 1985
  • Толстой Л.Н. «Сказки. Рассказы. Басни. Были». Издательство «Проф-пресс», 2012 год

Басня Толстого Делёж наследства

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро».

Пожарные собаки
(Быль)

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне [1] приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Читайте также:  Басня Толстого Лисица и Виноград

Обезьяна
(Басня)

Один человек пошел в лес, срубил дерево и стал распиливать. Он поднял конец дерева на пень, сел верхом и стал пилить. Потом он забил клин в распиленное место и стал пилить дальше. Распилил, вынул клин и переложил его еще дальше.

Обезьяна сидела на дереве и смотрела. Когда человек лег спать, обезьяна села верхом на дерево и хотела то же делать; но когда она вынула клин, дерево сжалось и прищемило ей хвост. Она стала рваться и кричать. Человек проснулся, прибил обезьяну и привязал на веревку.

Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город
(Рассказ)

Собрался батюшка в город, а я ему говорю: «Батя, возьми меня с собой». А он говорит: «Ты там замерзнешь; куда тебя». Я повернулся, заплакал и пошел в чулан. Плакал-плакал и заснул. И вижу я во сне, будто от нашей деревни небольшая дорожка к часовне, и вижу я — по этой дорожке идет батя. Я догнал его, и мы пошли с ним вместе в город. Иду я и вижу — впереди топится печка. Я говорю: «Батя, это город?» А он говорит: «Он самый». Потом мы дошли до печки, и вижу я — там пекут калачи. Я говорю: «Купи мне калачика». Он купил и дал мне. Тут я проснулся, встал, обулся, взял рукавицы и пошел на улицу. На улице ребята катаются на ледянках и на салазках. Я стал с ними кататься и катался до тех пор, пока не иззяб. Только я вернулся и влез на печку, слышу — батя вернулся из города. Я обрадовался, вскочил и говорю: «Батя, что — купил мне калачика?» Он говорит: «Купил», и дал мне калач. Я с печи скочил на лавку и стал плясать от радости.

Лгун
(Басня)

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Как в городе Париже [2] починили дом
(Быль)

В одном большом доме разошлись врозь стены. Стали думать, как их свести так, чтобы не ломать крыши. Один человек придумал. Он вделал с обеих сторон в стены железные ушки; потом сделал железную полосу, такую, чтобы она на вершок не хватала от ушка до ушка. Потом загнул на ней крюки по концам так, чтобы крюки входили в ушки. Потом разогрел полосу на огне; она раздалась и достала от ушка до ушка. Тогда он задел крюками за ушки и оставил ее так. Полоса стала остывать и сжиматься и стянула стены.

Осел и лошадь
(Басня)

У одного человека были осел и лошадь. Шли они по дороге; осел сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного». Лошадь не послушалась. Осел упал от натуги и умер. Хозяин как наложил все с осла на лошадь, да еще и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох, горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот все тащу да еще и шкуру».

Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза
(Быль)

Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым. Вокруг меня лежали оскретки от дуба. Платье на мне было все мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно. Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой. Дома никого не было, я достал в столе хлеба и влез на печку. Когда я проснулся, я увидал с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть. Я закричал: «Что вы без меня едите?» Они говорят: «Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь».

Галка и голуби
(Басня)

Галка увидала, что голубей хорошо кормят, — выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забылась и закричала по-галчьи. Тогда ее голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались ее оттого, что она была белая, и тоже прогнали.

Мужик и огурцы
(Басня)

Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам и думает: «Вот дай унесу мешок огурцов, продам: на эти деньги курочку куплю. Нанесет мне курица яиц, сядет наседочкой, выведет много цыплят. Выкормлю я цыплят, продам, куплю поросеночка — свинку; напоросит мне свинка поросят. Продам поросят, куплю кобылку; ожеребит мне кобылка жеребят. Выкормлю жеребят, продам; куплю дом и заведу огород. Заведу огород, насажу огурцов, воровать не дам, караул буду крепкий держать. Найму караульщиков, посажу на огурцы, а сам так-то пойду сторонкой да крикну: «Эй вы, караульте крепче!» Мужик так задумался, что и забыл совсем, что он на чужом огороде, и закричал во всю глотку. Караульщики услыхали, выскочили, избили мужика.

Баба и курица
(Басня)

Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.

Старый дед и внучек
(Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Дележ наследства
(Басня)

У одного отца было два сына. Он сказал им: «Умру — разделите всё пополам». Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам». Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину». Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

Куда девается вода из моря?
(Рассуждение)

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет с моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Басня Толстого Делёж наследства

Басни – очень интересный материал, который можно применять как просто для чтения, так и для развития мышления. Публикуем басни Льва Николаевича Толстого с вопросами и заданиями к ним.

Басни Л. Н. Толстого

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Мораль. Не лги даже в шутку. Потому что когда придёт беда и тебе понадобится помощь, тебе не поверят и не помогут.

  1. Какая у мальчика была работа?
  2. Как он решил пошутить?
  3. Сколько раз мальчик говорил неправду?
  4. Что мальчик сделал, когда набежал волк?
  5. Почему люди ему не поверили?
  6. Что сделал волк со стадом?

Курица и Ласточка

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит: «То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят».

  1. Почему курица стала высиживать змеиные яйца?
  2. О чём предупредила курицу ласточка?
  3. Как змеёныши могли обидеть курицу?
Читайте также:  Басня Толстого Камыш и Маслина

Лев, Осел и Лисица

Лев, осел и лисица вышли на добычу. Наловили они много зверей, и лев велел ослу делить. Осел разделил поровну на три части и говорит: «Ну, теперь берите!» Лев рассердился, съел осла и велел лисице переделить. Лисица все собрала в одну кучу, а себе чуточку оставила. Лев посмотрел и говорит: «Ну, умница! Кто ж тебя научил так хорошо делить?»

Она говорит: «А с ослом-то что было?»

  1. Кто вышел поохотиться?
  2. Сколько добычи они наловили?
  3. Кому первому лев велел делить добычу?
  4. Как осёл разделил добычу?
  5. Почему лев съел осла?
  6. Как лисица разделила добычу?
  7. Почему она так поступила?
  8. Почему лев её похвалил?

Лисица и Виноград

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть. Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены ещё».

  1. Что увидела лисица?
  2. Почему она не съела виноград?
  3. Какими словами она себя утешила? Найди их в тексте и прочитай.

Мужик и Водяной

Мужик уронил топор в реку; с горя сел на берег и стал плакать. Водяной услыхал, пожалел мужика, вынес ему из реки золотой топор и говорит: «Твой это топор?»
Мужик говорит: «Нет, не мой».
Водяной вынес другой, серебряный топор.
Мужик опять говорит: «Не мой топор».
Тогда водяной вынес настоящий топор.
Мужик говорит: «Вот это мой топор».
Водяной подарил мужику все три топора за его правду. Дома мужик показал товарищам топоры и рассказал, что с ним было. Вот один мужик задумал то же сделать: пошел к реке, нарочно бросил свой топор в воду, сел на берег и заплакал.
Водяной вынес золотой топор и спросил: «Твой это топор?»
Мужик обрадовался и закричал: «Мой, мой!»
Водяной не дал ему золотого топора и его собственного назад не отдал – за его неправду.

Мораль. За жадность и лживость подарка не получишь.

  1. Какой инструмент был у мужика?
  2. Почему мужик ста плакать на берегу реки?
  3. Кто мужика пожалел?
  4. Что сначала вынес ему водяной?
  5. Какой следующий топор вынес мужику водяной?
  6. Почему мужик отказался от золотого и серебряного топоров?
  7. Какие топоры отдал мужику водяной в итоге?
  8. Кому рассказал эту историю мужик в деревне?
  9. Кто захотел себе тоже золотой и серебряный топор?
  10. Как другой мужик попробовал обмануть водяного?
  11. Как водяной с ним поступил, когда понял, что его хотят обмануть?

Волк и кобыла

Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:
– Что это у вас жеребёнок один хромает? Или вы полечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет.
Кобыла одна и говорит:
– А ты знаешь, как лечить?
– Как не знать.
– Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в копыте больно.
Волк подошёл к кобыле, и, как зашёл к ней сзади, она ударила его задом и разбила ему все зубы.

  1. Кого захотел съесть волк?
  2. Как он попробовал обмануть кобылу? Что волк ей предложил?
  3. Кобыла поверила волку?
  4. Как она его наказала?
  5. Кто оказался умнее: волк или кобыла?

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, в отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

  1. Где шли два товарища?
  2. Кто на них выскочил?
  3. Как поступили товарищи, спасаясь от медведя?
  4. Что сделал медведь с мальчиком, который лежал на земле?
  5. Как стал насмехаться мальчик, сидевший на дереве?
  6. Что ответил ему товарищ?

Делёж наследства

У одного отца было два сына. Он сказал им:
– Умру – разделите всё пополам.
Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них:
– Как вам отец велел делиться?
Они сказали:
– Он велел делить всё пополам.
Сосед сказал:
– Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину.
Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

  1. Сколько сыновей было у отца?
  2. Как велел отец поделить наследство после его смерти?
  3. Почему братья не могли поделить отцовское добро?
  4. К кому они обратились за советом?
  5. Как сосед предложил делить наследство жадным и завистливым братьям?
  6. Что получилось от такого дележа?

Басня Толстого Делёж наследства

Сказки, басни, были и рассказы

© Слепков А. Г., ил., 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2017

Стрекоза и муравьи

Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали:

– Что ж ты летом не собрала корму?

– Недосуг было: песни пела.

Они засмеялись и говорят:

– Если летом играла, зимой пляши.

Работницы и петух

Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили – им стало хуже: хозяйка боялась проспать и ещё раньше стала поднимать работниц.

Собака и её тень

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

И осталась собака ни при чём.

Осёл в львиной шкуре

Осёл надел львиную шкуру, и все думали – лев. Побежал народ и скотина. Подул ветер, шкура распахнулась, и стало видно осла. Сбежался народ – исколотили осла.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь – бывает и от мыши добро.

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

– Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда.

Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

– Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

У одного отца было два сына. Он сказал им:

– Умру – разделите всё пополам.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них:

– Как вам отец велел делиться?

– Он велел делить всё пополам.

– Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину.

Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит.

Шакалы поели всю падаль в лесу, и им не́чего стало есть. Вот старый шакал и придумал, как им прокормиться. Он пошёл к слону и говорит:

– Был у нас царь, да избаловался: приказывал нам делать такие дела, каких нельзя исполнить; хотим мы другого царя выбрать – и послал меня наш народ просить тебя в цари. У нас житьё хорошее: что велишь, всё то будем делать и почитать тебя во всём будем. Пойдём в наше царство.

Слон согласился и пошёл за шакалом. Шакал привёл его в болото. Когда слон завяз, шакал и говорит:

– Теперь приказывай: что велишь, то будем делать.

– Я приказываю вытащить меня отсюда.

Шакал рассмеялся и говорит:

– Хватайся хоботом мне за хвост – сейчас вытащу.

– Разве можно меня хвостом вытащить?

А шакал и говорит:

– Так зачем же ты приказываешь, чего нельзя сделать? Мы и первого царя за то прогнали, что он приказывал то, чего нельзя делать.

Когда слон издох в болоте, шакалы пришли и съели его.

Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика: «Куда он, дурак, меня гонит; лучше бы домой». Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, а лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дёрнул лошадь; она пошла на мостовую и думает: «Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта обломаешь. Тут под ногами жёстко».

Читайте также:  Басня Толстого Черепаха и Орел

Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает: «Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чём он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы ни ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овёс».

Обезьяна и горох

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

Охотник поставил у озера сети и накрыл много птиц. Птицы были большие, подняли сеть и улетели с ней. Охотник побежал за птицами. Мужик увидал, что охотник бежит, и говорит:

– И куда бежишь? Разве пешком можно догнать птицу?

– Кабы одна была птица, я бы не догнал, а теперь догоню.

Так и сделалось. Как пришёл вечер, птицы потянули на ночлег, каждая в свою сторону: одна к лесу, другая к болоту, третья в поле; и все с сетью упали на землю, и охотник взял их.

Повстречал заяц ежа и говорит:

– Всем бы ты хорош, ёж, только ноги у тебя кривые, заплетаются.

Ёж рассердился и говорит:

– Ты что ж смеёшься; мои кривые ноги скорее твоих прямых бегают. Вот дай только схожу домой, а потом давай побежим наперегонку!

Какие басни написал Толстой?

1 ответ

Голова и Хвост змеи

Зайцы и Лягушки

Камыш и Маслина

Курица и золотые яйца

Курица и Ласточка

Лев, Волк и Лисица

Лев, Медведь и Лисица

Лев, Осел и Лисица

Лисица и Виноград

Мужик и Водяной

Муравей и Голубка

Наседка и цыплята

Обезьяна и горох

Осел в львиной шкуре

Собака и её тень

Собака, Петух и Лисица

Старик и Смерть

Старый дед и внучек

Черепаха и Орел

Оценка: 3.8 ( 5 голосов)

  • 1. Какова мораль басен Толстого?
  • 2. В чем необычность басен Толстого?
  • 3. Басни и мораль (10 штук Крылова)
  • 4. Русские баснописцы, 4 класс (литературное чтение)
  • 5. В чем заключается главная мысль басни Толстого Как мужик убрал камень?
  • 6. Главная мысль басни Как мужик камень убрал
  • 7. Что Толстой написал для детей?

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Игорь Проскуренко 337
  2. 2. Марина Есина 260
  3. 3. Аркадий Кондюков 186
  4. 4. Варвара Изосимова 175
  5. 5. Виолетта Иванова 152
  6. 6. Арина Бутусова 143
  7. 7. Тихон Штельма 132
  8. 8. Егор Рублев 99
  9. 9. Сергей Светлов 85
  10. 10. Daniel Solodukhin 85
  1. 1. Кристина Волосочева 18,325
  2. 2. Юлия Бронникова 18,080
  3. 3. Ekaterina 17,976
  4. 4. Darth Vader 17,106
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Liza 15,165
  9. 9. TorkMen 14,876
  10. 10. Влад Лубенков 13,530

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Басня Толстого Делёж наследства

Толстой Лев Николаевич.Сказки, рассказы, басни, повести одного из величайших русских писателей мира Льва Николаевича Толстого. Список произведений

Лев Николаевич Толстой – автор произведений не только для взрослых, но и для детей. Юным читателям нравятся рассказы, были, басни, сказки знаменитого прозаика. Произведения Толстого для детей учат любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости.

Эти произведения могут читать малышам их родители. Ребенку 3-5 лет будет интересно познакомиться с героями сказочных сюжетов. Когда малыши научатся складывать из букв слова, то смогут читать и изучать произведения Толстого для детей уже самостоятельно.

Сказка «Три медведя» повествует о девочке Маше, которая заблудилась в лесу. Она набрела на домик и вошла в него. Стол был накрыт, на нем стояло 3 миски разного размера. Маша отведала похлебку сначала из двух больших, а затем съела весь суп, который был налит в маленькую тарелку. Затем она посидела на стуле и поспала на кровати, которая, как стул и тарелка, принадлежала Мишутке. Когда он вместе с медведями-родителями вернулся домой и увидел всё это, захотел поймать девочку, но та выпрыгнула в окно и убежала.
Малышам будут интересны и другие произведения Толстого для детей, написанные в виде сказок.

Рассказ «Филиппок» начинается с этого. Но мальчик Филипп как-то раз всё-таки ушел в школу без спроса, когда остался дома вдвоем с бабушкой. Зайдя в класс, он сначала испугался, но затем взял себя в руки и ответил учителю на вопросы. Преподаватель обещал ребенку, что попросит его мать, чтобы та разрешила Филиппку ходить в школу. Вот как мальчик хотел учиться. Ведь узнавать что-то новое — это так интересно!

Еще об одном небольшом и хорошем человеке написал Толстой. Произведения для детей, которые сочинил Лев Николаевич, включают в себя и рассказ «Подкидыш». Из него мы узнаем о девочке Маше, которая обнаружила на пороге своего дома грудного ребенка. Девочка была доброй, напоила подкидыша молоком. Ее мать хотела отдать малыша начальнику, так как их семья была бедной, но Маша сказала, что подкидыш ест мало, и она сама будет ухаживать за ним. Девочка сдержала слово, она пеленала, кормила, укладывала спать младенца.

Следующий рассказ, как и предыдущий, основан на реальных событиях. Называется он «Корова». В произведении рассказывается о вдове Марье, ее шестерых детях и корове.

После прочтения рассказа «Камень» лишний раз убеждаешься, что не стоит держать камень за пазухой, то есть долгое время таить на кого-то злобу. Ведь это разрушительное чувство.

В рассказе один бедный мужик носил камень за пазухой в буквальном смысле слова. Когда-то богатый человек, вместо того чтобы помочь, кинул в бедного этот булыжник. Когда жизнь богатого круто переменилась, его повезли в тюрьму, бедный хотел кинуть в него камень, который сохранил, но злоба уже давно прошла, и на смену ей пришла жалость.

Это же чувство испытываешь, читая рассказ «Тополь». Повествование ведется от первого лица. Автор вместе с помощниками хотел вырубить молодые тополя. Это были отростки старого дерева. Мужчина думал, что этим он облегчит ему жизнь, но всё оказалось иначе. Тополь засыхал и поэтому давал жизнь новым деревцам. Старое дерево погибло, а новые побеги работники уничтожили.

Не все знают, что произведения Льва Толстого для детей – это не только сказки, рассказы, но и басни, которые написаны в прозе.

Например, «Муравей и голубка». Прочитав эту басню, дети сделают вывод, что добрые поступки влекут за собой хорошие ответные действия.
Муравей упал в воду и стал тонуть, голубка кинула ему туда веточку, по которой бедолага смог выбраться. Как-то охотник расставил на голубку сеть, хотел уже захлопнуть ловушку, но тут на помощь птице пришел муравей. Он укусил охотника за ногу, тот охнул. В это время голубка выбралась из сети и улетела.

Заслуживают внимания и другие поучительные басни, которые придумал Лев Толстой. Произведения для детей, написанные в данном жанре, это:

«Черепаха и орел»;
«Голова и хвост змеи»;
«Лев и мышь»;
«Осёл и лошадь»;
«Лев, медведь и лисица»;
«Лягушка и лев»;
«Вол и старуха».

У Толстого есть очень трогательные рассказы. О смелом мальчике мы узнаем из следующей истории, которая называется «Котёнок». В одной семье жила кошка. На какое-то время она вдруг пропала. Когда дети – брат и сестра, нашли ее, то увидели, что кошка родила котят. Ребята взяли себе одного, стали ухаживать за маленьким созданием – кормить, поить.

Как-то они пошли гулять и взяли питомца с собой. Но вскоре дети забыли о нем. Вспомнили только тогда, когда малышу угрожала беда – на него с лаем неслись охотничьи собаки. Девочка испугалась и убежала, а мальчик кинулся защищать котенка. Он накрыл его своим телом и таким образом спас от собак, которых затем отозвал охотник.

Есть и другие поучительные авторские произведения. Л. Толстой для детей является учителем, который в ненавязчивой форме прививает им основные навыки морали.

В рассказе «Слон» мы узнаём о гигантском животном, живущем в Индии. Хозяин плохо с ним обращался – почти не кормил и заставлял много работать. Однажды животное не выдержало такого обхождения и раздавило мужчину, наступив на него ногой. Вместо прежнего слон выбрал в качестве хозяина мальчика – его сына.
Вот какие поучительные и интересные рассказы написал классик. Это лучшие произведения Льва Толстого для детей. Они помогут привить ребятам много полезных и важных качеств, научат лучше видеть и понимать окружающий мир.
————————————————————
Лев Толстой.Сказки, рассказы, басни,
повести. Читаем бесплатно онлайн

Популярные

О нас

Электронная библиотека Сказочник №13! Здесь Вы найдете: сказки для детей, рассказы, басни, стихи, былины, русские народные и авторские тексты и сможете читать бесплатно их бесплатно онлайн

Ссылка на основную публикацию