Басня Толстого Два товарища

Два товарища

  • 1907

Скачать книгу в формате:

  • fb2
  • epub
  • rtf
  • mobi
  • txt

Аннотация

Лев Николаевич Толстой

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Отзывы

Популярные книги

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 55108
  • 10
  • 33

Мы с истекшим сроком годности 1 часть Стейс Крамер Только великая боль приводит дух к пос.

Мы с истекшим сроком годности

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 100905
  • 5
  • 7

Январь 1939 года. Германия. Страна, затаившая дыхание. Никогда еще у смерти не было столько работы.

Книжный вор

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 40989
  • 14
  • 6

Учебник написан с учетом последних исследований исторической науки и современного научного подхода к.

История России с древнейших времен до наших дней
  • Шестаков Владимир Алексеевич
  • Боханов Александр Николаевич

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 41221
  • 6
  • 1
Между нами горы

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 50832
  • 14
  • 9

В штате Нью-Йорк убивают женщин, их тела обнаруживают таинственным образом висящими в цепях. Лишь .

Когда кругом обман

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 51408
  • 24
  • 7

Второе учебное полугодие в лучшей академии магии мне предстоит трудное. Я впервые участвую в экстр.

Лучшая академия магии 2, или Попала по собственному желанию

Дорогие друзья по чтению. Книга “Два товарища” Толстой Лев Николаевич произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Умелое и красочное иллюстрирование природы, мест событий часто завораживает своей непередаваемой красотой и очарованием. Очевидно-то, что актуальность не теряется с годами, и на такой доброй морали строится мир и в наши дни, и в былые времена, и в будущих эпохах и цивилизациях. Невольно проживаешь книгу – то исчезаешь полностью в ней, то возобновляешься, находя параллели и собственное основание, и неожиданно для себя растешь душой. Кто способен читать между строк, может уловить, что важное в своем непосредственном проявлении становится собственной противоположностью. Обильное количество метафор, которые повсеместно использованы в тексте, сделали сюжет живым и сочным. Портрет главного героя подобран очень удачно, с первых строк проникаешься к нему симпатией, сопереживаешь ему, радуешься его успехам, огорчаешься неудачами. Многогранность и уникальность образов, создает внутренний мир, полный множества процессов и граней. Легкий и утонченный юмор подается в умеренных дозах, позволяя немного передохнуть и расслабиться от основного потока информации. В процессе чтения появляются отдельные домыслы и догадки, но связать все воедино невозможно, и лишь в конце все становится и на свои места. Удачно выбранное время событий помогло автору углубиться в проблематику и поднять ряд жизненно важных вопросов над которыми стоит задуматься. “Два товарища” Толстой Лев Николаевич читать бесплатно онлайн, благодаря умело запутанному сюжету и динамичным событиям, будет интересно не только поклонникам данного жанра.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 1907

Новинки

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 16

Повесть об одном из пионеров космонавтики, советском изобретателе и ученом Ф. А. Цандере. Им был в.

Марсианин: Цандер. Опыт биографии

Повесть об одном из пионеров космонавтики, советском изобретателе и ученом Ф. А. Цандере. Им был в.

Басни Толстого для детей, 3-4 класс

Басни Льва Николаевича Толстого для детей начальной школы

КАМЫШ И МАСЛИНА

Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнётся. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался — уцелел. Маслина напружилась сучьями против ветра — и сломилась.

СОЛНЦЕ И ВЕТЕР

Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет. Стал ветер сдувать с человека платье. И шапку рвёт, и платье распахивает, а человек всё только шапку надвигает да запахивается. Так и не раздел ветер человека. Взялось солнце. Только припекло, распахнулся человек, сдвинул шапку. Ещё припекло солнце, и вовсе разделся человек.

ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА

Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

— Экой я дурак! что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.

МУЖИК И ЛОШАДЬ

Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика: «Куда он, дурак, меня гонит; лучше бы домой». Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, а лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дёрнул лошадь: она пошла на мостовую и думает: «Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта обломаешь. Тут под ногами жёстко».

Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает: «Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чём он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы ни ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овёс».

ОСЁЛ И ЛОШАДЬ

У одного человека были осёл и лошадь. Шли они по дороге; осёл сказал лошади:

— Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного.

Лошадь не послушалась. Осёл упал от натуги и умер. Хозяин как наложил всё с осла на лошадь, да ещё и шкуру ослиную, лошадь и взвыла:

— Ох, горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот всё тащу да ещё и шкуру.

РЫБАК И РЫБКА

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:

— Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет.

Рыбак и говорит:

— Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит.

СОБАКА И ЕЁ ТЕНЬ

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, — она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

И осталась собака ни при чём.

СОБАКА НА СЕНЕ

Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена — собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

— Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.

ЛИСИЦА И ЖУРАВЛЬ

Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела.

На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею и всё выпил один.

ЛЕВ И ОСЁЛ

Пошёл раз лев на охоту и взял с собой осла и сказал ему:

— Ты зайди, осёл, в лес и кричи что есть мочи, у тебя горло просторно. Какие звери от этого крика пустятся бежать, я тех поймаю.

Так и сделал. Осёл кричал, а звери бежали куда попало, и лев ловил их. После ловли лев сказал ослу:

— Ну, хвалю тебя, ты хорошо кричал.

И с тех пор осёл всё кричит, всё ждёт, чтобы его хвалили.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда и стала прилаживаться, как бы их съесть.

Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит:

ВОРОН И ЛИСИЦА

Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:

— Эх, ворон, как посмотрю на тебя, — по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.

Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

— Ах, ворон, коли бы ещё у тебя и ум был, быть бы тебе царём.

СТРЕКОЗА И МУРАВЬИ

Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали:

— Что ж ты летом не собрала корму?

— Недосуг было: песни пела.

Они засмеялись и говорят:

— Если летом играла, зимой пляши.

ПЧЁЛЫ И ТРУТНИ

Как пришло лето, стали трутни ссориться с пчёлами, кому мёд есть. Позвали пчёлы на суд осу. Оса и говорит:

— Мне вас рассудить сразу нельзя. Я ещё не знаю, кто из вас мёд делает. А разойдитесь вы в два пустые улья — в один пчёлы, а в другой трутни. Вот через неделю я увижу, кто больше и лучше мёду наделает.

Трутни стали спорить.

— Мы, — говорят, — не согласны. Ты нас сейчас рассуди.

— Теперь я вас сейчас рассужу. Вы, трутни, не согласны оттого, что мёду делать не умеете, а только чужое жрать любите. Гоните их вон, пчёлы.

И пчёлы побили всех трутней.

ВОЛК И БЕЛКА

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

ВОЛК И ЯГНЁНОК

Волк увидал — ягнёнок пьёт у реки.

Захотелось волку съесть ягнёнка, и стал он к нему придираться.

— Ты, — говорит, — мне воду мутишь и пить не даёшь.

— Ах, волк, как я могу тебе воду мутить? Ведь я ниже по воде стою, да и то кончиками губ пью.

— Ну, так зачем ты прошлым летом моего отца ругал?

— Да я, волк, и не родился ещё прошлым летом.

Волк рассердился и говорит:

— Тебя не переговоришь. Так я натощак, за то и съем тебя.

ТЕТЕРЕВ И ЛИСИЦА

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда же ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лисица. — Может, они указа не слыхали.

МЫШЬ, ПЕТУХ И КОТ

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

— Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

— Скажи, какие это звери?

— Один страшный, ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти.

— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну а другой зверь?

— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

— Дура ты, дура. Ведь это сам кот.

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

ЛЕВ И МЫШЬ

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.

ПЕРЕПЁЛКА И ЕЁ ДЕТИ

Вывела перепёлка в овсе перепелят и всё боялась, как бы не стал хозяин косить овёс. Вот она полетела за кормом и велела перепелятам слушать и сказывать ей, что будут говорить люди. Прилетела она вечером, перепелята говорят:

— Плохо, матушка, приходил хозяин с сыном, говорил: «Поспел мой овёс, пора косить. Сходи, — говорит сыну, — к соседям, к приятелям, скажи, что я прошу, пусть придут косить овёс». Плохо, матушка, переведи нас, а то завтра рано придут соседи косить.

Читайте также:  Басня Толстого Олень и Лев

Старая перепёлка выслушала и говорит:

— Ничего, детки, не скоро ещё скосят овёс, сидите без опаски.

И опять наране улетела и велела слушать, что будет говорить хозяин. Прилетела старая перепёлка, перепелята ей говорят:

— Ну, матушка, опять приходил хозяин, всё ждал приятелей и соседей, никто не пришёл. Он и говорит сыну: «Сходи же ты к братьям, к зятьям, кумовьям, скажи, что велел просить батюшка завтра непременно овёс косить».

— Не робейте, детки, завтра тоже не скосят, — сказала старая перепёлка.

Прилетела опять перепёлка, спрашивает:

— Да приходил опять хозяин с сыном, всё дожидался родных. Родные не пришли. Он и говорит сыну: «Ну, видно, сынок, помочи ждать нечего. Овёс поспел. Налаживай-ка крюки, завтра на зорьке придём сами косить».

— Ну, детки, — сказала перепёлка, — коли сам человек взялся за дело, а не от людей ждёт, так сделает. Надо убираться.

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил:

— Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

— Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они

так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, взлез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди — те, которые в опасности от товарищей убегают.

КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

Плыли рыбаки в лодке. И стала буря. Им стало страшно. Они вёсла бросили и стали молить Бога, чтобы Он их спас. Лодку несло по реке всё дальше от берега. Тогда один старший рыбак сказал:

— Что вёслы бросили? Богу-то молись, а к берегу гребись.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Отец приказал согласии; они не сыновьям, чтобы жили в слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит.

УЧЁНЫЙ СЫН

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:

— Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне.

А сыну не хотелось работать, он и говорит:

— Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?

Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб.

Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит:

— И что за дурак тут грабли бросил!

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

— Помогите, волк! волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два раза и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

— Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Урок литературного чтения по теме «Нравственный аспект в басне Л.Н. Толстого “Два товарища”»

Цель урока: формирование читательской компетентности учащихся через обучение осознанному чтению произведения, способам освоения прочитанного, умение ориентироваться в книгах.

– учить оценивать поступки героев;

– формировать навык выразительного чтения;

– развивать интерес к чтению, речь, мышление;

– воспитывать нравственные ценности человека.

– Сегодня на уроке чтения мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках. Определите по символам, над чем еще будем работать.

– учиться четко и правильно говорить.

– учиться выразительно читать и говорить.

– узнаем мудрость.

– думать над прочитанным.

1) Чистоговорка

  • Ар, ар, ар, ар – мы купили самовар.
  • Ил, ил, ил, ил – пирожок себе купил.
  • Ох, ох, ох, ох – посадили мы горох.
  • Уш-уш-уш-уш – принимайте утром душ.
  • Эт, эт, эт – написал стихи поэт.
  • 2) Состязание между рядами.

    Прочитать строчку слов с ударением на выделенной букве:

    1 ряд: оио, аоа, иои, ооо.

    2 ряд: оио, аоа, иои, ооо.

    3 ряд: оио, аоа, иои, ооо.

    3) Состязание двух учеников “Ораторская дуэль”

    Прочитать с нужной интонацией

    Это? Этот. Эти! Эта?

    4) Работа со скороговоркой.

    Женя с Жанной подружилась.
    Дружба с Жанной не сложилась.
    Чтобы жить с друзьями дружно,
    Обижать друзей не нужно.

    Учитель читает громко, дети повторяют тихо.

    – Что прочитали? (Скороговорку). Появляется табличка со словом “скороговорка” напротив символа.

    – Как догадались? (Повторяется звук “ж”). Как нужно говорить?

    – Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, всегда твёрдый, звонкий парный).

    – Игра “Голова и хвост”. (Учитель начинает читать, останавливается, класс продолжает)

    – Бинарное чтение (2 пары): читают два ученика одновременно.

    – Можно ли следующее задание назвать скороговоркой?

    5) Читает учитель:

    Как начну конфеты есть,
    У меня друзей не счесть.
    А закончились конфеты
    И друзей в помине нет.
    За конфету каждый друг
    Так и рвёт её из рук.
    Ну, зачем мне дружба эта?
    Я и сам люблю конфеты.

    – Что это такое? Стихотворение (есть рифма). Стихотворение тоже нужно читать быстро? Появляется табличка со словом “стихотворение”.

    Задание: прочитать стихотворение выразительно, выделяя голосом выделенные слова. Дети читают вполголоса.

    Чтение стихотворения одним учеником вслух.

    – Настоящие ли это друзья?

    – Почему так считаете?

    – Нужна ли такая дружба?

    – Что такое для вас настоящая дружба?

    Дружба – это взаимопомощь, игра вместе, доверие, терпение, забота, защита.

    Толковый словарь Ожегова: близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

    – Давайте узнаем народную мудрость. Какие пословицы, поговорки о дружбе вы знаете? (Проверка домашнего задания). Появляется табличка со словом “пословица и поговорка”.

    (Старый друг лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто рублей. Сам пропадай, а товарища выручай).

    9 июня Международный день друзей.

    30 июля – Международный день дружбы.

    – Как по-другому можно назвать друга? (Товарищ, приятель). Подберите родственные слова-действия, слова-признаки (дружить, подружиться, дружный).

    IV. Работа с текстом.

    – Остался последний символ.

    – Прочтите автора и название произведения, которое мы будем сегодня изучать.

    – Назовите тему нашего урока. (Л.Н. Толстой. “Два товарища”).

    – Посмотрите на портрет. Что можете сказать об этом человеке?

    Рассказ учеников о Л. Толстом (портрет). Что вы еще узнали о Л.Н. Толстом. Доклады детей.

    1 – Толстой Лев Николаевич родился 28 августа 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии — умер 7 ноября 1910.

    2 – Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо помнил ее.

    3 – Отец Толстого был добродушным человеком, любил читать, охотиться. Рано умер. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.

    4 – Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь провел в поселке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу. В Ясной поляне им были написаны рассказы для детей.

    – Л.Н. Толстой очень много писал произведений на нравственные темы. Его произведения помогают понять, как поступать можно, а как нельзя.

    – О ком пойдёт речь в этом произведении? (О товарищах)

    – Сколько их было? (Двое)

    – Можно ли по названию предположить, что с ними произойдёт? (Нет)

    – Читает учитель с детьми.

    – Что означает “упал наземь”?

    – Посмотрите на иллюстрацию.

    – Кто мог выскочить? Что могло произойти дальше?

    – Сравним с авторским текстом. Читает учитель.

    – Совпали ли ваши предположения?

    Чтение текста с остановками

    Отрывок № 1. Читает ученик.

    – Где шли товарищи?

    – Что с ними случилось?

    – Давайте понаблюдаем за поступками наших героев. Как вели себя товарищи во время опасности? Найдите слова, обозначающие их действия.

    1 мальчик: бросился бежать, влез, спрятался.

    2 мальчик: остался, упал, притворился.

    – Что вы можете сказать о поведении людей в опасной ситуации?

    – Как поступил первый мальчик? Второй?

    (Один повел себя трусливо, а другой находчиво, первый мальчик струсил, второй проявил смекалку, смелость).

    – Какой герой больше нравится? Это положительный герой, а другой отрицательный.

    1 мальчик “–”2 мальчик “+”
    бросился бежать

    Отрывок №2. Читает ученик.

    – Что вы узнали из этого отрывка?

    – Почему медведь не тронул мальчика?

    – Какие чувства вызвал этот отрывок? Если бы вы были на его месте, какие чувства вы бы испытывали в этот момент?

    Будем работать в парах. Найдем отрывок в тексте, где мальчики разговаривают друг с другом. Отметьте слова мальчиков, приготовьтесь их читать по ролям.

    Чтение по ролям.

    – Чем закончилась история?

    – Можно ли этих ребят назвать товарищами? (Нет, нельзя. Друзья не бросают в беде)

    – Чего нет в этой дружбе? (Обращение к паукограмме).

    – Как поведут себя главные герои дальше?

    -Почему автор назвал этот рассказ “Два товарища”?

    – Чему учит рассказ Л. Толстого? (Не бросать друзей в беде)

    – Какая пословица о дружбе больше подходит для этой истории?

    – Вот такие поучительные небольшие рассказы называют баснями.

    У Л.Н. Толстого есть много интересных и поучительных рассказов и басен для детей, которые рекомендую вам прочитать. (Слайд)

    – Мне бы хотелось закончить урок словами одного мудреца: “В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы, исключить из жизни дружбу это – все равно, что лишить мир солнечного света”.

    Рефлексия. Дружба – это солнечный свет, солнце греет всю планету, а человека может согреть одно приятное, доброе слово, улыбка, с которой может начаться дружба. Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, похвалите друг друга за отличную работу, взаимопомощь.

    Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун». Изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. Мораль басен.

    Содержимое разработки

    Урок 5. Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун». Изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. Мораль басен.

    Цели: Формирование умений и навыков работы с текстом, умений различать жанры; развитие воображения, монологическо-диалогической речи; воспитание любви к культуре и традициям родного края.

    Оборудование: Выставка книг Л.Н. Толстого, портрет писателя, запись с голосом Толстого, тексты басен.

    Доброта побеждает всё, а сама непобедима.
    (Л.Н.Толстой)

    Словарик терминов: Басня, пословица, сказка.

    I. Сообщение темы и целей урока

    Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературы – событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: где добро, а где зло? где истина, а где ложь? где дружба, а где предательство?

    И сегодня мы вместе со Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы.

    (Запись темы и эпиграфа в тетради.)

    Как вы понимаете эпиграф?

    II. Изучение материала по теме урока

    Ребята, почему в теме занятия появилось слово «урок»? (Басни учат.)

    Наверное, ещё и потому, что Л.Н. Толстой был не только писателем, но и учителем, основателем школы для крестьянских детей в Ясной Поляне.

    Для них он написал много рассказов и сказок. Свои произведения Лев Николаевич напечатал в книгах под названиями «Азбука», «Русские книги для чтения».

    В эти книги, по которым постигали грамоту крестьянские ребятишки, вошли короткие басни древнегреческого баснописца Эзопа, переведённые и обработанные Л.Н. Толстым.

    Почему басни стали близки и понятны неграмотным детям?

    В чём состояло умение Толстого-переводчика?

    Но прежде вспомним, что называется басней.

    Давайте вчитаемся в басни Толстого. (Работа над выразительностью чтения басен «Отец и сыновья», «Два товарища».)

    Два товарища

    Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

    Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

    – Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

    – А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

    Отец и сыновья

    Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

    Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

    Отец говорит:

    – Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.

    Беседа по вопросам «Обдумаем прочитанное»

    1. Какая басня больше понравилась?
    2. Какие иллюстрации вы бы нарисовали к басням?
    3. Что объединяет прочитанные басни? Кто их герои?
    4. Какова мораль басен? В каких предложениях она заключена?
    5. Какому жизненному правилу вы научились?
    6. Итак, мораль басни близка и понятна вам, детям. Также она была близка и понятна крестьянским ребятишкам на уроках Л.Н. Толстого.
    7. Благодаря чему достигалось это понимание? (Мастерство писателя. Толстой перевёл басни так, что они стали понятны простым крестьянским детям.) Всё дело в простом русском слове, понятном и доступном. Сам Лев Николаевич говорил: «Что за прелесть народная речь

    Сам Лев Николаевич очень красиво говорил, любил повторять слова, насыщенные деревенским колоритом и простотой.

    Мораль басен близка народному фольклору. Какому жанру? (Пословице.) Что такое пословица? (Работа с литературными терминами.)

    А какие пословицы и поговорки вы вспомнили, читая басни?

    Сам умирай, а товарища выручай.

    Друг познаётся в беде.

    Друга узнаешь в опасности.

    Вместе – мы сила.

    Врозь грузно, а вместе дружно.

    Своя семья – самые верные друзья.

    Другу сколько можно помогай.

    В дружбе – правда.

    Друг неиспытанный, что орех нерасколотый.

    Друга узнают в напасти.

    Дружно – не грузно.

    Неверный друг – опасный враг.

    Плохи друзья на полчаса.

    Рад безумный, видя друга при напасти.

    Замечательная народная мудрость нашего края. Давайте познакомимся ещё с одной басней Толстого «Лиса и тетерев». (Выразительное чтение басни по ролям.)

    Лиса и тетерев

    Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

    – Здравствуй, тетеревочек мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

    – Спасибо на добром слове,- сказал тетерев.

    Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:

    – Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

    Тетерев сказал:

    – Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

    – Или ты меня боишься? – сказала лиса.

    – Не тебя, так других зверей боюсь, – сказал тетерев. – Всякие звери бывают.

    – Нет, тетеревочек мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче звери друг друга не трогают.

    – Вот это хорошо, – сказал тетерев. – А то вот собаки бегут. Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

    Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

    – Куда же ты, – спросил тетерев. – Ведь нынче указ, собаки не тронут.

    – А кто их знает, – сказала лисица. – Может, они указа не слыхали.

    К какому жанру устного народного творчества близка басня «Лиса и тетерев»? (Сказке.)

    Что такое сказка? (Работа с литературными терминами.)

    Для чего Толстой сближает басню со сказкой?

    Найдите элементы сказки. Басня близка к сказкам о животных.

    Вспоминаются слова Л.Н. Толстого: «У народа есть своя литература. Сказки, пословицы – всё простое – будут читать, пока будет русский народ».

    III. Итог урока

    Почему же актуальны басни Толстого? (Свой перевод Толстой сближал с народной культурой, пословицами, сказками. Он переносил действия басен в народную среду. Басни, переведённые Толстым, мы считаем самостоятельными произведениями Льва Николаевича.)

    Вернёмся к теме урока. Добрый урок басен. Чему вы научились сегодня? Что узнали? Захотелось ли вам прочитать другие басни?

    Действительно, Лев Николаевич удивительно мог воздействовать на людей, особенно на детей. Давайте послушаем его обращение.

    (Прослушивание записи «Обращение Л.Н. Толстого к детям».)

    IV. Домашнее задание. Напиши свою басню, название которой можешь заимствовать у Толстого.

    Басни Толстого – мудрость для детей

    Россия подарила миру множество гениальных писателей, которыми мы не устанем восхищаться. Среди них особое место занимают создатели произведений для детей. Необходимо чрезвычайное мастерство, чтобы донести до юных читателей глубокий смысл в интересной форме. Басни Толстого являются одними из наиболее значимых детских произведений.

    Что такое басня?

    Это произведение представляет собой краткий рассказ, который тем не менее содержит глубокий смысл. Басни имеют очень важное значение для развития личности ребенка, ведь они позволяют ему легче запоминать мораль произведений. Басня короче сказки, что позволяет детям легко дослушать ее до конца. Обычно они пишутся в прозе, как было и у Эзопа. Именно его произведения легли в основу басен Л.Н. Толстого.

    Автор вкладывал свое значение в слово “басня”. Он считал, что эти произведения должны быть яркими, короткими и понятными. И.А. Крылов был не очень близок к оригиналу в своих стихотворных баснях, как считал Лев Толстой. Басни для детей должны быть ближе к оригиналу, дословными, а для придания стихотворной формы автору пришлось много добавлять. Именно поэтому Л.Н. Толстой взялся за их перевод с оригинала сам.

    История появления басен Л.Н. Толстого

    Несомненно, одним из выдающихся русских писателей является Лев Николаевич Толстой. Басни его хорошо известны детям и школьникам, в то время как у взрослых он ассоциируется уже с такими серьезными произведениями, как “Война и мир” и “Анна Каренина”. Что бы ни писал автор, одно остается неизменным – он вкладывает в свои произведения всю душу, именно поэтому его так любят взрослые и дети.

    Басни Толстого имеют интересную историю. Он переводил их с оригинала, стараясь максимально придерживаться первоначального смысла, но в то же время перерабатывать их под реалии русской культуры и своего времени. Так, например, писателю казалось странным и непонятным, почему в басне “Ворон и лисица” в прежних переводах был сыр, ведь животные не едят его.

    Однако следует добавить, что Л.Н. Толстой порой создавал и вольные толкования произведений античного автора, но исключительно с целью сделать их более понятными. Так, например, в произведении “Мужик и водяной” у Эзопа в роли водяного выступал греческий бог Гермес. Маленькие дети, которые еще не знают мифы Древней Греции, просто не смогли бы понять, о чем идет речь в басне.

    Писатель работал не просто так, а создавал азбуку для открытой им школы в Ясной Поляне. Л.Н. Толстой считал, что именно басни необходимы детям для обучения и полноценного развития. В 1874 году была выпущена книга для самых маленьких, в которой и были записаны все басни.

    О чем басни Толстого?

    Сам смысл и изложение басен Л.Н. Толстой позаимствовал у Эзопа. Это было сделано не потому, что автор не мог сам придумать их, а потому, что он считал их образцовыми. Лев Николаевич очень высоко ценил труды античного автора.

    Басни Толстого представляют собой небольшие рассказы про животных и людей. Обычно в них содержится небольшая проблема, по результатам которой следуют авторские выводы.

    Примеров басен можно привести много: “Стрекоза и муравей”, “Волк и журавль”, “Мужик и водяной”, “Курица и золотые яйца” и еще много-много прочих. Действующие лица обычно представляются еще в самом названии басни, а вот постичь ее мудрость можно, лишь прочитав произведение.

    Басня “Два товарища”

    Басня Толстого “Два товарища” может служить хорошим примером для разбора всех басен. Сам рассказ занимает менее страницы, однако он наполнен глубоким смыслом.

    Сюжет басни предельно прост. Двое мужчин идут по тропинке и встречают медведя. Естественно, они перепугались. В результате один успел залезть на дерево, а второй так и остался стоять. Когда медведь стал подходить, он прикинулся мертвым и так спасся. Медведь понюхал его и ушел. Когда первый мужчина слез, он шутливо спросил у второго, что сказал ему медведь. А тот на это ответил, будто зверь сообщил ему, что только плохие люди могут бросить своего товарища в беде.

    Произведение интересно не только по своей форме, но и по содержанию. Действительно, если бы мужик не прикинулся мертвым, то съел бы его медведь, а первый так и сидел бы на дереве и наблюдал за этим. Из этой басни дети могут вынести один урок: не стоит называть друзьями тех, кто в трудную минуту тебя может бросить.

    Л Н Толстой Два Товарища Басня

    Название: Л Н Толстой Два Товарища Басня

    Загрузил: Валентина Михайлова

    Длительность: 42 сек

    Размер: 943.36 KB

    Битрейт: 192 Kbps

    943.36 KB и длительностью 42 сек в формате mp3.

    Л Н Толстой Два Товарища Иллюстрации И И Хохлова

    Л Толстой Два Товарища Видеоурок По Чтению 1 Класс

    Мульти Пульти Два Товарища

    Толстой Два Товарища

    Рассказ Геолога Неведомая Деревня Страшная История Про Деревню Сибирская Жуть Nestor Alexxx

    Биография Л Н Толстого

    Лука Мудищев Список Середины Xix Века Самого Знаменитого Произв Потаённой Литературы Барков 18

    Биография А С Пушкина

    И С Барков А С Пушкин Утехи Императрицы

    Л Н Толстой Два Брата

    Мудрость Поколений Притчи Мини Рассказы

    Дух Проповеди Православие

    Л Н Толстой Два Товарища

    Толстой Л Н Отец И Сыновья

    Два Товарища Толстой Л Н

    Творческая студия Аудиопроект

    Даказат Мехости Ина Даказата Кап

    My Girlfriend Delivered Postmates With Me On Our Motorcycles Motovlog 358

    Л Н Толстой Два Товарища Басня

    Белый Снег Белые Крылья

    Там За Дверью Кто То Есть На Английском

    Zeytoun Cheynir Boyov

    Studio Apartment Life From The Sun

    Sinbad Brain Damaged Part 3

    Free Fortnite Account Email And Password In Description

    Дагылга Деп Чул

    Giove Cc With Afterscreen

    Man Toro Mikham Все Ищет Эту Песню 2018 Hit Ман Торо Михом

    За Окном Опять Сугробы А У Меня Жигули

    Cose Gratis Che Ricevono Le Beauty Guru 2 Elenatee

    Should You Buy The Raid Ring

    Джастин Абрахам Новое Творение 3

    Dragon Ball Z Best Music Part 1 Hd Epic Fight

    Enfrentamos O Rex The Isle Prelude O Suchomimo Saulo 03

    Cewek Arab Nyanyi Tum Hi Ho Fasih Banget

    Guardin You Don T Know Me Anymore

    Мой День Рождения В Парижском Диснейленде Апрель 2008

    Twin Flame Journey Lee And Sherry Episode 2 Syncronicity

    Test Xboom Ck99 Tienes Que Verlo

    Korg Pa4X Modern Talking Style Adp Audio Dance Pack

    Дешевый И Легкий Травмат Для Обороны Макарыч Или Иж 79 9Т

    Hang Gliding Xc Flight From Cimetta Ticino Switzerland Tony Marty

    Christopher Lee S Last Words In His Last Film

    2018 Ford F 650 Starcraft Allstar Xl 37 Passenger Rear Luggage Shuttle Bus S02289

    Greatest Battle Music Of All Times Luffy Moukou Extended Version

    Dos Baron Baldric A Grave Adventure

    Тест Травматических Пистолетов Гроза 01 Макарыч

    Canon R6 Jetzt Kaufen

    Regrets Moving To Bali Reaction To My Friend Laurie

    Brian Badonde Milroy S Of Soho Part 1 Awkwardness With Philip Facejacker

    Rsc Anderlecht 2006 2007 Compilatie Seizoen La Saison Des Mauves

    I Dream Of Turkey Tarkan Hup

    P Nk I Herning D 30 5 2013 Just Like A Pill

    Jumpscare Test 16 Funtime Freddy Fanmade For Ucn

    Высоцкий Пишите Мне Письма Ребята 1977 Г

    Makina E Se Vertetes Ramush Haradinaj

    Сравнительные Стрельбы Т6 Мр79 9 Тм Макарыч Streamer 1014 Grandpower T 12

    Обзор На Травматический Пистолет Мр 80 13Т Макарыч С Патронами 45 Rubber

    Самогонный Аппарат Макарыч Вторая Дробная

    God Of War Стрим Уровень Сложности Достойное Испытание Часть 6

    Бехтарин Газал Кафас Тангаст

    Обзор Травматического Оружия Макарыч Против Осы

    Sd Can T Handle Me Official Audio

    Нэнси Коуэн Восхождение Интервью С Дарреном Стоттом

    Все басни Льва Николаевича Толстого для детей и взрослых

    Мораль помогает в воспитании

    Мораль басен Толстого может легко найти любой ребёнок. Эти произведения классика рассчитаны для самого маленького читателя. По сюжету каждая маленькая поучительная история чрезвычайно драматична и заставляет детей сопереживать героям и сочувствовать им. Басни Толстого помогают взрослым воспитать в малышах трудолюбие и доброту. Стоит только прочесть несколько произведений об этом.

    Особенность басен Толстого

    В чём состоит своеобразный подход в написании басен Толстого? В первую очередь, в том, что великий классик считал, что не стоит изменять стройность и лаконичность языка древних басен. Он не одобрял переводы в стихах. Автор старался передавать точное содержание поучений, сохраняя образность языка. Толстой писал для детей, поэтому вставлял элементы русского устного народного творчества в виде пословиц и сказок. Это было просто и доступно для детского возраста. Иногда басни Эзопа просто пересказывались Толстым дословно. Но это не было лишено оригинальности и самобытности. Образы в его баснях приближены к русской действительности и легко узнаваемы.

    Подход Толстого к переводу басен

    Эзоп, если и существовал, то не был поэтом, его басни написаны в прозе. Они лаконичны, ясны, и доносят понятную детям мораль через естественные образы. Это гениальный образец чистоты слова и мысли. Традиционно же все басни переводили стихами. По мнению Толстого, читать басни после этого становилось сложнее, появлялись ненужные излишества, и пропадала та стройность, которая являлась их неотъемлемой частью.

    Переводы и басни Толстого, читать которые мы все можем сейчас, делятся на несколько видов:

    • Буквальные. Он сам их так называл. Основная идея – максимально точно передать оригинал, слово в слово.
    • Вольные переложения в прозе. Так Толстой переводил басни для детей. Он тщательно, аккуратно передавал сюжет, при этом приближая его к современной реальности. Где-то это достигалось вплетением пословиц, где-то – народных сказок. Некоторые басни Эзопа Толстой пересказывал в виде короткой зарисовки, рассказа (например, так появился рассказ «Два товарища»).

    Каков итог

    Что же пытается высмеять в своих баснях Лев Николаевич Толстой? Он указывает человеку на те качества, которые сам не принимал в людях. Предательство и глупость, трусость, неуважение к старшим – все те качества, которые Толстой ненавидел. Чистая наивная и в то же время невероятно сильная натура Толстого не могла смириться с теми негативными качествами русского человека, о которых он пытается так остро и открыто говорить в своих произведениях. Басни Льва Николаевича имеют глубокое содержание, они представляют собой короткие истории с обязательной моралью в конце произведения.

    Девочка и стрекоза

    Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал:

    — Эти самые стрекозы поют по зарям.

    Девочка вспомнила их песни и пустила.

    Павлин и журавль

    Поспорил журавль с павлином, кто из них важнее. Павлин говорит:

    — Я красивее всех птица, у меня в хвосте все цвета переливаются, а ты серый, дурной.

    Журавль и говорит:

    — Зато я по поднебесью летаю, а ты по навозному двору ходишь.

    Кошка и баран

    Жил-был мужик, и у мужика была кошка и был баран. Когда мужик придёт с работы, кошка бежит к нему, лижет ему руку, на спину ему прыгает, об него трётся. И мужик её гладил и давал хлеба.

    Вот баран хотел, чтобы его также ласкали и давали ему хлеба. Мужик пришёл с поля, баран бежит к нему, лижет ему руки, трётся об ноги. Мужику смешно, и он смотрит, что будет ещё. Баран зашёл сзади, поднялся, прыгнул мужику на спину. Свалил мужика с ног.

    Мужиков сын видит — баран батюшку свалил, взял кнут, избил барана.

    Три калача и одна баранка

    Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

    — Экой я дурак! что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.

    Солнце и ветер

    Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет. Стал ветер сдувать с человека платье. И шапку рвёт, и платье распахивает, а человек всё только шапку надвигает да запахивается. Так и не раздел ветер человека. Взялось солнце. Только припекло, распахнулся человек, сдвинул шапку. Ещё припекло солнце, и вовсе разделся человек.

    Рыбак и рыбка

    Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:

    — Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет.

    Рыбак и говорит:

    — Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит.

    Хозяин и работник

    Собралось много народа на свадьбу. Сосед позвал работника и говорит:

    — Поди посмотри, сколько людей там на свадьбе.

    Работник пошёл, положил у порога чурбан и сел на завалинку, стал дожидаться, пока народ будет выходить из избы.

    Стали расходиться. Кто ни выйдет, спотыкнётся на чурбан, обругается и пойдёт дальше. Только одна старуха вышла, спотыкнулась, вернулась и отвалила чурбан.

    Работник вернулся к хозяину. Хозяин и говорит:

    — Много там было людей?

    — Всего один был, и та старуха.

    — А оттого, что я привалил чурбан к крыльцу, все на него падали, а не отвалили, так и овцы делают, а одна старуха отвалила, чтобы другие не падали. Так только люди делают. Она одна человек.

    Летучая мышь

    В давнишние времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая мышь не пристала ни к тем, ни к другим и всё выжидала, чья возьмёт.

    Сначала птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать, летучая мышь передалась зверям. Она показала им свои зубы, и лапы, и соски и уверяла, что она зверь и зверей любит. Под конец всё- таки птицы победили, и тогда летучая мышь опять передалась птицам, но птицы прогнали её.

    И к зверям ей уже пристать нельзя было, и с тех пор летучая мышь живёт по погребам, по дуплам, и летает только сумерками, и не пристаёт ни к зверям, ни к птицам.

    Обезьяньи дети

    У одной обезьяны были два детёныша. Одного она любила, а другого нет. Погнались раз за обезьяной люди. Она ухватила любимого детёныша и побежала с ним, а нелюбимого бросила. Нелюбимый детёныш залез в чащу леса, люди не приметили его, пробежали мимо. А обезьяна вскочила на дерево, да второпях ударила головой об сук любимого детёныша и убила его. Когда люди ушли, обезьяна пошла искать нелюбимого детёныша, но и его не нашла и осталась одна.

    Волк и кобыла

    Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:

    — Что это у вас жеребёнок один хромает? Или вы подлечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет.

    Кобыла одна и говорит:

    — А ты знаешь лечить?

    — Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в копыте больно.

    Волк подошёл к кобыле, и, как зашёл к ней сзади, она ударила его задом и разбила ему все зубы.

    Птичка

    Сидела птичка на ветке, а внизу было на траве семя. Птичка сказала:

    Слетела на семя и попала в сеть.

    — За что я пропала? — сказала птичка. — Ястребы живых птиц ловят, и всё им ничего, а я за одно семечко погибла.

    Волк и кость

    Волк нёс кость. Напали на него щенята. Волк мог бы щенят загрызть, да не хотел разжать пасть, пустить кость, и бежал от щенят.

    Перепел и охотник

    Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.

    — Ты только отпусти меня, — говорит, — я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.

    — Ну, перепел, — сказал охотник, — и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что ты своих выдавать хочешь.

    Камыш и маслина

    Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнётся. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался — уцелел. Маслина напружилась сучьями против ветра — и сломилась.

    Перепелка и ее дети

    Вывела перепёлка в овсе перепелят и всё боялась, как бы не стал хозяин косить овёс. Вот она полетела за кормом и велела перепелятам слушать и сказывать ей, что будут говорить люди. Прилетела она вечером, перепелята говорят:

    — Плохо, матушка, приходил хозяин с сыном, говорил: «Поспел мой овёс, пора косить. Сходи, — говорит сыну, — к соседям, к приятелям, скажи, что я прошу, пусть придут косить овёс». Плохо, матушка, переведи нас, а то завтра рано придут соседи косить.

    Старая перепёлка выслушала и говорит:

    — Ничего, детки, не скоро ещё скосят овёс, сидите без опаски.

    И опять наране улетела и велела слушать, что будет говорить хозяин. Прилетела старая перепёлка, перепелята ей говорят:

    — Ну, матушка, опять приходил хозяин, всё ждал приятелей и соседей, никто не пришёл. Он и говорит сыну: «Сходи же ты к братьям, к зятьям, кумовьям, скажи, что велел просить батюшка завтра непременно овёс косить».

    — Не робейте, детки, завтра тоже не скосят, — сказала старая перепёлка.

    Прилетела опять перепёлка, спрашивает:

    — Да приходил опять хозяин с сыном, всё дожидался родных. Родные не пришли. Он и говорит сыну: «Ну, видно, сынок, помочи ждать нечего. Овёс поспел. Налаживай-ка крюки, завтра на зорьке придём сами косить».

    — Ну, детки, — сказала перепёлка, — коли сам человек взялся за дело, а не от людей ждёт, так сделает. Надо убираться.

    Скупой

    Один скупой человек собрал кубышку денег, закопал в землю и ходил каждый день тайком смотреть свои деньги. Подсмотрел его работник и ночью выкопал и украл кубышку. Скупой пришёл смотреть кубышку, увидал, что её нет, и начал плакать. Сосед увидал его и говорит:

    — О чём ты плачешь? Ведь ты ничего не делал с деньгами. Ходи, смотри на яму, где деньги были, — всё одно будет.

    Ученый сын

    Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:

    — Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне.

    А сыну не хотелось работать, он и говорит:

    — Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?

    Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб.

    Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит:

    — И что за дурак тут грабли бросил!

    Пчелы и трутни

    Как пришло лето, стали трутни ссориться с пчёлами, кому мёд есть. Позвали пчёлы на суд осу. Оса и говорит:

    — Мне вас рассудить сразу нельзя. Я ещё не знаю, кто из вас мёд делает. А разойдитесь вы в два пустые улья — в один пчёлы, а в другой трутни. Вот через неделю я увижу, кто больше и лучше мёду наделает.

    Трутни стали спорить.

    — Мы, — говорят, — не согласны. Ты нас сейчас рассуди.

    — Теперь я вас сейчас рассужу. Вы, трутни, не согласны оттого, что мёду делать не умеете, а только чужое жрать любите. Гоните их вон, пчёлы.

    И пчёлы побили всех трутней.

    Мышь, петух и кот

    Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

    — Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

    — Скажи, какие это звери?

    — Один страшный, ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти.

    — Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну а другой зверь?

    — Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

    Старая мышь сказала:

    — Дура ты, дура. Ведь это сам кот.

    Тетерев и лисица

    Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

    — Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

    — Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.

    Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:

    — Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

    — Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

    — Или ты меня боишься? — сказала лисица.

    — Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

    — Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

    — Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

    Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

    — Куда же ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

    — А кто их знает! — сказала лисица. — Может, они указа не слыхали.

    Волк и ягненок

    Волк увидал — ягнёнок пьёт у реки.

    Захотелось волку съесть ягнёнка, и стал он к нему придираться.

    — Ты, — говорит, — мне воду мутишь и пить не даёшь.

    — Ах, волк, как я могу тебе воду мутить? Ведь я ниже по воде стою, да и то кончиками губ пью.

    — Ну, так зачем ты прошлым летом моего отца ругал?

    — Да я, волк, и не родился ещё прошлым летом.

    Волк рассердился и говорит:

    — Тебя не переговоришь. Так я натощак, за то и съем тебя.

    Лягушка, мышь и ястреб

    Лягушка и мышь завели ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нём забыли, спустился и схватил обеих.

    Кораблекрушение

    Плыли рыбаки в лодке. И стала буря. Им стало страшно. Они вёсла бросили и стали молить Бога, чтобы Он их спас. Лодку несло по реке всё дальше от берега. Тогда один старший рыбак сказал:

    — Что вёслы бросили? Богу-то молись, а к берегу гребись.

    Собака на сене

    Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена — собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

    — Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.

    Лисица и козёл

    Захотелось козлу напиться: он слез под кручь к колодцу, напился и отяжелел. Стал он выбираться назад и не может. И стал он реветь. Лисица увидала и говорит:

    — То-то, бестолковый! Коли бы у тебя сколько в бороде волос, столько бы в голове ума было, то прежде, чем слезать, подумал бы, как назад выбраться.

    Собака с палкой

    Стала собака кур ловить. Хозяин навесил ей на шею палку. Собака пошла по дворам показывать свою палку и говорит:

    — Смотрите, как меня хозяин любит, от всех других собак отличил.

    Заяц и черепаха

    Поспорили заяц с черепахой, кто кого обгонит. Взялись они бежать на версту. Заяц сразу обогнал черепаху, так что её и не видно стало. Он и подумал: «Куда мне торопиться? Дай посижу!» Сел отдохнуть и заснул. А черепаха всё шла да шла с ноги на ногу, и, когда заяц проснулся, черепаха уже приползла к версте.

    Пастух

    У пастуха пропала овца. Пастух искал, искал, нигде не нашёл. Он стал молиться и обещал 10-копеечную свечку поставить, если найдёт воров. На другой день пошёл пастух в лес и набрёл на волков. Они доедали его овцу. Пастух увидал воров. А как волки бросились на него, он стал молиться и обещал поставить рублёвую свечку, только бы ему уйти от них.

    Баба и курица

    Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.

    Черепаха и орёл

    Черепаха просила орла, чтобы научил её летать. Орёл не советовал, потому что ей не пристало, а она всё просила. Орёл взял её в когти, поднял вверх и пустил: она упала на камни и разбилась.

    Хорёк

    Хорёк зашёл к меднику и стал лизать подпилок. Из языка пошла кровь, а хорёк радовался, лизал, — думал, что из железа кровь идёт, и погубил весь язык.

    Работницы и петух

    Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и ещё раньше стала поднимать работниц.

    Олень и ланчук

    Ланчук сказал раз оленю:

    — Батюшка, ты и больше, и резвее собак, да ещё и рога у тебя огромные на защиту; отчего же ты так боишься собак?

    Олень засмеялся и говорит:

    — Правду говоришь, дитятко. Одна беда: как только услышу собачий лай, не успею подумать, а уж бегу.

    Лисица и журавль

    Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела.

    На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею и всё выпил один.

    Мышь и лягушка

    Пришла мышь в гости к лягушке. Лягушка встретила мышь на берегу и стала её звать к себе в хоромы под воду. Мышь полезла, да воды хлебнула и насилу жива вон вылезла.

    — Никогда, — сказала она, — к чужим людям в гости ходить не буду.

    Курица и золотые яйца

    У одного хозяина курица несла золотые яйца. Ему захотелось сразу побольше золота, и он убил курицу (он думал, что внутри её большой ком золота); а она была такая же, как и все курицы.

    Лягушка и лев

    Лев услыхал — лягушка громко квакает, и испугался. Он подумал, что большой зверь так громко кричит. Он подождал немного, видит — вышла лягушка из болота. Лев раздавил её лапой и сказал:

    — Вперёд не рассмотревши, не буду пугаться.

    Ссылка на основную публикацию