Басня Толстого Два товарища

Чтение художественной литературы Л. Н. Толстой ” Два товарища”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Познакомить детей с новым жанром – басней, с её особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определённой ситуацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
chtenie_hud_lit_l._n._tolstoy.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение художественной литературы

Л.Н. Толстой «Два товарища» (басня)

Цель : детей с новым жанром – басней, с её особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определённой ситуацией.

1. Воспитатель : Сегодня мы с вами познакомимся с басней « Два товарища» Басня – это короткая поучительная история. Басни люди стали придумывать давно, как и сказки. В баснях часто говорится о животных, а подразумеваются люди. Но есть басни и о людях. Написал басню Лев Николаевич Толстой. Родился он 9 сентября 1828 года в Тульской области. В семье росло еще четыре брата и сестра. Вместе они катались на лошадях, рассказывали друг другу сказки, весело играли. Лев Николаевич любил и уважал простых людей и никогда не отказывал тому, кто обращался за помощью. Толстой писал для детей сказки , басни и многие короткие и поучительные истории.

2. Чтение басни « Два товарища».

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся: «Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?» «А он сказал мне, что — хорошие товарищи друзей в беде не бросают».

3. Вопросы к произведению
1. О ком говорится в этой басне?
2. Где происходят события?
3. Что произошло с товарищами в лесу?
4. Как поступил один из товарищей при опасности?
5. Что сделал его друг?
6. Что произошло дальше?
7. Как отреагировал на происшедшее товарищ, который залез на дерево? Что он у него спросил?
8. Что ответил ему друг?
9. Как можно назвать поступок товарища, взлезшего на дерево?
10. Как должны поступать друзья, если они попадают в опасную ситуацию?

4. Физминутка.

5.Упражнение «Давайте жить дружно».

Дети делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Если по команде ведущего выкидывают одновременно один палец, то смотрят друг другу в глаза, если выкидывают два пальца, пожимают руки, 3 пальца – обнимаются .

6. Воспитатель : Что такое дружба? Это отношения между людьми, замечательное чувство. Дружба – это когда люди хотят быть вместе; когда вместе играют, не ссорятся, защищают слабых. Человек готов помочь другу просто так, ничего не прося взамен, готов поделиться всем, что у него есть, прийти на помощь в любую минуту.
Как определить, является ли этот человек другом или нет. Дружба-это улыбка друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам приятно и интересно быть вместе. Про друзей пишут сказки и рассказы, сочиняют песни, придумывают пословицы.

Воспитатель: А вы знаете пословицы о друзьях, о дружбе? Давайте их вспомним.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Один за всех и все за одного
Друг за друга держаться – ничего не бояться.

8. Упражнение «Подари камешек».
Дети берут из коробки по одному разноцветному камешку и дарят их тому, кому они захотят, но обязательно со словами: « Я дарю тебе камешек, потому что ты самый…» Отмечая при этом лучшие качества ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть”, “”Для чтения в лицах”.

Презентация для занятия по развитию речи. Презентация представляет собой текст рассказа и иллюстрации к нему.

краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы.

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям средней группы детского сада.

Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА.

В ходе этого занятия дети знакомятся с творчеством русского писателя Л. Н. Толстого, совершенствуют свои умения вести беседу по содержанию литературного произведения. Дети учатся осмысливать и оценива.

Два товарища (Басня)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

«СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА»

«СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА» «Мосфильм», 1968 г. Сценарий В. Фрида и Ю. Дунского. Режиссёр Е. Карелов. Операторы В. Белокопытов и М. Ардабьевский. Художники Л. Семёнов и Б. Царёв. Композитор Е. Птичкин. В ролях: О. Янковский, Р. Быков, А. Папанов, В. Высоцкий, И. Саввина, А. Демидова, Н.

Три товарища

Три товарища Игра, в которой новичку предлагают выдергивать одну из трех спичек, зажатых в ладони. Если он вытянул самую короткую, то он с завязанными глазами должен угадывать, кто наносит ему удары. В большинстве случаев «спичечный шулер» изначально обрекает игрока на

Служили два товарища (1968)

«Два товарища»

«Два товарища» Мне кажется, что классический сюжет о двух приятелях возник только благодаря кинематографу. Хотя и прежде встречались великолепные образцы подобных произведений (взять, например, «Дон Кихота»), эта категория выделилась в самостоятельную сюжетную форму

Чем интересна русская басня?

Чем интересна русская басня? Как известно, русские писатели обратились к басне в XVIII в. Михаил Ломоносов, разделивший всю литературу на «три штиля», отнес басню к низшему, третьему «штилю», который отличается использованием простонародных слов.Использование

Чем интересна русская басня?

Чем интересна русская басня? Как известно, русские писатели обратились к басне в XVIII в. Согласно учению Ломоносова, разделившего всю литературу на «три штиля», басня относится к низшему, третьему «штилю» и отличается использованием простонародных слов.Данное качество,

Мартышка и очки (Басня)

Мартышка и очки (Басня) Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло ещё не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмёт, то их на хвост

Слон и Моська (Басня)

Слон и Моська (Басня) По улицам Слона водили, Как видно, напоказ — Известно, что Слоны в диковинку у нас — Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться. И лаять, и

Отец и сыновья (Басня)

Отец и сыновья (Басня) Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:– Сломайте!Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.Они легко переломали прутья

Лгун (Басня)

Лгун (Басня) Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:– Помогите, волк! Волк!Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:– Сюда, сюда скорей, волк!Мужики подумали, что опять

Басня (Fable)

Статья 1045. Право товарища на информацию

Два товарища

Два товарища Повесть (1966)Шестидесятые годы. Небольшой провинциальный городок в России. Девятнадцатилетний Валера Важенин живет с мамой и бабушкой. Мама Валеры работает старшим нормировщиком на заводе. Отец оставил семью, когда сыну было шесть или семь лет, и живет со

Басня

Басня

Три товарища

Три товарища (Drei kamaraden) Роман (1938) Германия после первой мировой войны. Экономический кризис. Искалеченные судьбы людей и их души. Как говорит один из героев романа, «мы живем в эпоху отчаяния».Три

Урок литературного чтения по теме «Нравственный аспект в басне Л.Н. Толстого “Два товарища”»

Цель урока: формирование читательской компетентности учащихся через обучение осознанному чтению произведения, способам освоения прочитанного, умение ориентироваться в книгах.

– учить оценивать поступки героев;

– формировать навык выразительного чтения;

– развивать интерес к чтению, речь, мышление;

– воспитывать нравственные ценности человека.

– Сегодня на уроке чтения мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках. Определите по символам, над чем еще будем работать.

– учиться четко и правильно говорить.

– учиться выразительно читать и говорить.

– узнаем мудрость.

– думать над прочитанным.

1) Чистоговорка

  • Ар, ар, ар, ар – мы купили самовар.
  • Ил, ил, ил, ил – пирожок себе купил.
  • Ох, ох, ох, ох – посадили мы горох.
  • Уш-уш-уш-уш – принимайте утром душ.
  • Эт, эт, эт – написал стихи поэт.
  • 2) Состязание между рядами.

    Прочитать строчку слов с ударением на выделенной букве:

    3) Состязание двух учеников “Ораторская дуэль”

    Прочитать с нужной интонацией

    Это? Этот. Эти! Эта?

    4) Работа со скороговоркой.

    Женя с Жанной подружилась.
    Дружба с Жанной не сложилась.
    Чтобы жить с друзьями дружно,
    Обижать друзей не нужно.

    Учитель читает громко, дети повторяют тихо.

    – Что прочитали? (Скороговорку). Появляется табличка со словом “скороговорка” напротив символа.

    – Как догадались? (Повторяется звук “ж”). Как нужно говорить?

    – Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, всегда твёрдый, звонкий парный).

    – Игра “Голова и хвост”. (Учитель начинает читать, останавливается, класс продолжает)

    – Бинарное чтение (2 пары): читают два ученика одновременно.

    – Можно ли следующее задание назвать скороговоркой?

    5) Читает учитель:

    Как начну конфеты есть,
    У меня друзей не счесть.
    А закончились конфеты
    И друзей в помине нет.
    За конфету каждый друг
    Так и рвёт её из рук.
    Ну, зачем мне дружба эта?
    Я и сам люблю конфеты.

    – Что это такое? Стихотворение (есть рифма). Стихотворение тоже нужно читать быстро? Появляется табличка со словом “стихотворение”.

    Задание: прочитать стихотворение выразительно, выделяя голосом выделенные слова. Дети читают вполголоса.

    Чтение стихотворения одним учеником вслух.

    – Настоящие ли это друзья?

    – Почему так считаете?

    – Нужна ли такая дружба?

    – Что такое для вас настоящая дружба?

    Дружба – это взаимопомощь, игра вместе, доверие, терпение, забота, защита.

    Толковый словарь Ожегова: близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

    – Давайте узнаем народную мудрость. Какие пословицы, поговорки о дружбе вы знаете? (Проверка домашнего задания). Появляется табличка со словом “пословица и поговорка”.

    (Старый друг лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто рублей. Сам пропадай, а товарища выручай).

    9 июня Международный день друзей.

    30 июля – Международный день дружбы.

    – Как по-другому можно назвать друга? (Товарищ, приятель). Подберите родственные слова-действия, слова-признаки (дружить, подружиться, дружный).

    IV. Работа с текстом.

    – Остался последний символ.

    – Прочтите автора и название произведения, которое мы будем сегодня изучать.

    – Назовите тему нашего урока. (Л.Н. Толстой. “Два товарища”).

    – Посмотрите на портрет. Что можете сказать об этом человеке?

    Рассказ учеников о Л. Толстом (портрет). Что вы еще узнали о Л.Н. Толстом. Доклады детей.

    1 – Толстой Лев Николаевич родился 28 августа 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии — умер 7 ноября 1910.

    2 – Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо помнил ее.

    3 – Отец Толстого был добродушным человеком, любил читать, охотиться. Рано умер. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.

    4 – Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь провел в поселке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу. В Ясной поляне им были написаны рассказы для детей.

    – Л.Н. Толстой очень много писал произведений на нравственные темы. Его произведения помогают понять, как поступать можно, а как нельзя.

    – О ком пойдёт речь в этом произведении? (О товарищах)

    – Сколько их было? (Двое)

    – Можно ли по названию предположить, что с ними произойдёт? (Нет)

    – Читает учитель с детьми.

    – Что означает “упал наземь”?

    – Посмотрите на иллюстрацию.

    – Кто мог выскочить? Что могло произойти дальше?

    – Сравним с авторским текстом. Читает учитель.

    – Совпали ли ваши предположения?

    Чтение текста с остановками

    Отрывок № 1. Читает ученик.

    – Где шли товарищи?

    – Что с ними случилось?

    – Давайте понаблюдаем за поступками наших героев. Как вели себя товарищи во время опасности? Найдите слова, обозначающие их действия.

    1 мальчик: бросился бежать, влез, спрятался.

    2 мальчик: остался, упал, притворился.

    – Что вы можете сказать о поведении людей в опасной ситуации?

    – Как поступил первый мальчик? Второй?

    (Один повел себя трусливо, а другой находчиво, первый мальчик струсил, второй проявил смекалку, смелость).

    – Какой герой больше нравится? Это положительный герой, а другой отрицательный.

    1 мальчик “–”2 мальчик “+”
    бросился бежать

    спряталсяостался

    притворился

    Отрывок №2. Читает ученик.

    – Что вы узнали из этого отрывка?

    – Почему медведь не тронул мальчика?

    – Какие чувства вызвал этот отрывок? Если бы вы были на его месте, какие чувства вы бы испытывали в этот момент?

    Будем работать в парах. Найдем отрывок в тексте, где мальчики разговаривают друг с другом. Отметьте слова мальчиков, приготовьтесь их читать по ролям.

    Чтение по ролям.

    – Чем закончилась история?

    – Можно ли этих ребят назвать товарищами? (Нет, нельзя. Друзья не бросают в беде)

    – Чего нет в этой дружбе? (Обращение к паукограмме).

    – Как поведут себя главные герои дальше?

    -Почему автор назвал этот рассказ “Два товарища”?

    – Чему учит рассказ Л. Толстого? (Не бросать друзей в беде)

    – Какая пословица о дружбе больше подходит для этой истории?

    – Вот такие поучительные небольшие рассказы называют баснями.

    У Л.Н. Толстого есть много интересных и поучительных рассказов и басен для детей, которые рекомендую вам прочитать. (Слайд)

    – Мне бы хотелось закончить урок словами одного мудреца: “В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы, исключить из жизни дружбу это – все равно, что лишить мир солнечного света”.

    Рефлексия. Дружба – это солнечный свет, солнце греет всю планету, а человека может согреть одно приятное, доброе слово, улыбка, с которой может начаться дружба. Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, похвалите друг друга за отличную работу, взаимопомощь.

    Басни Толстого – мудрость для детей

    Россия подарила миру множество гениальных писателей, которыми мы не устанем восхищаться. Среди них особое место занимают создатели произведений для детей. Необходимо чрезвычайное мастерство, чтобы донести до юных читателей глубокий смысл в интересной форме. Басни Толстого являются одними из наиболее значимых детских произведений.

    Что такое басня?

    Это произведение представляет собой краткий рассказ, который тем не менее содержит глубокий смысл. Басни имеют очень важное значение для развития личности ребенка, ведь они позволяют ему легче запоминать мораль произведений. Басня короче сказки, что позволяет детям легко дослушать ее до конца. Обычно они пишутся в прозе, как было и у Эзопа. Именно его произведения легли в основу басен Л.Н. Толстого.

    Автор вкладывал свое значение в слово “басня”. Он считал, что эти произведения должны быть яркими, короткими и понятными. И.А. Крылов был не очень близок к оригиналу в своих стихотворных баснях, как считал Лев Толстой. Басни для детей должны быть ближе к оригиналу, дословными, а для придания стихотворной формы автору пришлось много добавлять. Именно поэтому Л.Н. Толстой взялся за их перевод с оригинала сам.

    История появления басен Л.Н. Толстого

    Несомненно, одним из выдающихся русских писателей является Лев Николаевич Толстой. Басни его хорошо известны детям и школьникам, в то время как у взрослых он ассоциируется уже с такими серьезными произведениями, как “Война и мир” и “Анна Каренина”. Что бы ни писал автор, одно остается неизменным – он вкладывает в свои произведения всю душу, именно поэтому его так любят взрослые и дети.

    Басни Толстого имеют интересную историю. Он переводил их с оригинала, стараясь максимально придерживаться первоначального смысла, но в то же время перерабатывать их под реалии русской культуры и своего времени. Так, например, писателю казалось странным и непонятным, почему в басне “Ворон и лисица” в прежних переводах был сыр, ведь животные не едят его.

    Однако следует добавить, что Л.Н. Толстой порой создавал и вольные толкования произведений античного автора, но исключительно с целью сделать их более понятными. Так, например, в произведении “Мужик и водяной” у Эзопа в роли водяного выступал греческий бог Гермес. Маленькие дети, которые еще не знают мифы Древней Греции, просто не смогли бы понять, о чем идет речь в басне.

    Писатель работал не просто так, а создавал азбуку для открытой им школы в Ясной Поляне. Л.Н. Толстой считал, что именно басни необходимы детям для обучения и полноценного развития. В 1874 году была выпущена книга для самых маленьких, в которой и были записаны все басни.

    О чем басни Толстого?

    Сам смысл и изложение басен Л.Н. Толстой позаимствовал у Эзопа. Это было сделано не потому, что автор не мог сам придумать их, а потому, что он считал их образцовыми. Лев Николаевич очень высоко ценил труды античного автора.

    Басни Толстого представляют собой небольшие рассказы про животных и людей. Обычно в них содержится небольшая проблема, по результатам которой следуют авторские выводы.

    Примеров басен можно привести много: “Стрекоза и муравей”, “Волк и журавль”, “Мужик и водяной”, “Курица и золотые яйца” и еще много-много прочих. Действующие лица обычно представляются еще в самом названии басни, а вот постичь ее мудрость можно, лишь прочитав произведение.

    Басня “Два товарища”

    Басня Толстого “Два товарища” может служить хорошим примером для разбора всех басен. Сам рассказ занимает менее страницы, однако он наполнен глубоким смыслом.

    Сюжет басни предельно прост. Двое мужчин идут по тропинке и встречают медведя. Естественно, они перепугались. В результате один успел залезть на дерево, а второй так и остался стоять. Когда медведь стал подходить, он прикинулся мертвым и так спасся. Медведь понюхал его и ушел. Когда первый мужчина слез, он шутливо спросил у второго, что сказал ему медведь. А тот на это ответил, будто зверь сообщил ему, что только плохие люди могут бросить своего товарища в беде.

    Произведение интересно не только по своей форме, но и по содержанию. Действительно, если бы мужик не прикинулся мертвым, то съел бы его медведь, а первый так и сидел бы на дереве и наблюдал за этим. Из этой басни дети могут вынести один урок: не стоит называть друзьями тех, кто в трудную минуту тебя может бросить.

    Конспект организации и проведения развитие речи в старшей группе «Басня Два товарища»

    Наталья Акинчец
    Конспект организации и проведения развитие речи в старшей группе «Басня Два товарища»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ д/с «ИСКОРКА»

    Конспект организации и проведения развитие речи в старшей группе «Басня Два товарища»

    Воспитатель: Акинчец Наталья Романовна

    Цель: познакомить детей с новым литературным жанром – басней, с её особенностями.

    Воспитательная: воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

    Развивающая: понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

    Образовательная: учить пересказывать текст.

    Предварительная работа: беседа о дружбе, рассматривание иллюстраций и картинок о дружбе; заучивание песен, рисование рисунков в подарок другу, чтение стихотворений о друзьях.

    Части Содержание Методические указания Примечания

    I часть. Вводная. Познакомить с пословицами,объяснить смысл и значение пословиц. – Ребята, какого человека можно назвать другом?

    – Настоящий друг какой?

    – Какие пословицы о дружбе вы знаете?

    – Как вы понимаете эти пословицы:

    Человек без друга, что дерево без корней.

    Дружба и братство дороже богатства.

    Друзья познаются в беде.

    Новых друзей наживай, а старых не забывай.

    Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

    – Правильно, значит настоящих друзей, настоящую крепкую дружбу разбить невозможно. Звучит песня “Дружба “.

    Объясняем смысл пословиц.

    IIчасть. Основная. Познакомить детей с новым литературным жанром- басней,с ее особенностями.

    Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

    Продолжать работу над пересказом, используя опорные слова. – Послушайте басню Л. Толстого “Два товарища”.

    – Сегодня мы с вами познакомились с басней “Два товарища “. Басня- это короткая поучительная история. – – Басни люди придумывать стали очень давно, как и сказки. В баснях часто говорится о животных, а подразумеваются люди. Но есть басни и о людях.

    – Вам понравилась басня?

    – Чем понравилась басня?

    – О ком рассказывается в басне?

    – Что произошло в лесу?

    – Как повели себя друзья?

    – Что чувствовал мальчик, который лежал на дороге, когда к нему подошел медведь?

    Как можно назвать этого мальчика?

    – Что чувствовал мальчик, который сидел на дереве?

    – Как можно назвать этого мальчика?

    – Можно назвать этого мальчика другом?

    – Молодцы, а теперь давайте немного отдохнем и прогуляемся с вами в лес, где живут маленькие медвежата.

    Медвежата в чаще жили,

    Головой своей крутили:

    Вот так, вот так, вот так,

    Медвежата мед искали,

    Дружно дерево качали:

    Вот так, вот так, вот так,

    А потом они плясали,

    Выше лапы поднимали:

    Вот так, вот так, вот так.

    – Сейчас я прочитаю еще раз басню, а вы внимательно слушайте, потому что будете её пересказывать.

    – Дети, басню надо рассказывать не торопясь, громко, внятно, ничего не пропуская, ничего не добавляя.А помогут вам в этом опорные слова: товарищи, медведь, дерево, дорога, мертвый, ушел,ухо. Читаю басню, задаю вопросы,

    Читаю басню еще раз.

    Заключительная. Воспитывать чувство ответственности,бескорыстности,уважения друг к другу. – Молодцы, вы сегодня очень хорошо запомнили и пересказали басню.

    – Какую пословицу можно употребить в конце этой басни?

    – Правильно: “Друг познается в беде”. Хвалю детей,предлагаю в вечернее время драмматизацию басни.

    Технологическая карта по развитию речи «Басня Два товарища»

    Цель: познакомить детей с новым литературным жанром – басней, с её особенностями.

    Воспитательная: воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

    Развивающая: понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

    Образовательная: учить пересказывать текст.

    Предварительная работа: беседа о дружбе, рассматривание иллюстраций и картинок о дружбе; заучивание песен, рисование рисунков в подарок другу, чтение стихотворений о друзьях.

    Этап и время Задачи этапа Мотивация Целеполагание Средства Содержание совместной деятельности Результат

    5 мин Знакомство с пословицами и их смыслом. Чтение пословиц. Беседа о пословицах. Книга с пословицами. Читаю пословицы о дружбе.

    Задаю вопросы. Дети внимательно слушают.

    Отвечают на заданные вопросы. Дети понимают смысл пословиц.

    Знакомство с басней.

    басни.

    Понятие смысла басни.

    Текст с басней Читаю басню. Обьясняю смысл басни. Задаю вопросы по содержанию басни. Дети слушают басню. Понимают смысл басни. Отвечают на вопросы.

    Дети поняли смысл басни.

    3 мин Смена вида деятельности

    Проведение физ. минутки.

    Снять усталость у детей. Провожу физминутку. Сопровождаю художественным словом. Дети повторяют слова и выполняют движения. Дети получили эмоциональный заряд.

    5 мин Подвести итог об ответственности, бескорыстности, уважения друг к другу. Вопросы к детям. Предлагаю детям подвести итог. Задаю вопросы.

    Выслушиваю ответы детей.

    Дети поняли что такое дружба.

    Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» Цель: • Знакомство с творчеством И. А. Крылова, чтение басни «Ворона и Лисица», Познакомить детей с басней – с одним из жанром художественно.

    Конспект организации и проведения физкультурного вечера развлечений «Мы веселые ребята» для детей с ЗПР Программные задачи: Оздоровительные задачи: – обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма; – повышение работоспособности.

    Конспект организации и проведения наблюдения за живой природой «Прогулка в лес» с детьми с нарушениями интеллекта Конспект организации и проведения наблюдения за живой природой на тему: «Прогулка в лес» с детьми второго года обучения с нарушениями интеллекта.

    Конспект организации и проведения развлечения с использованием музыки в средней группе «Ребятки-котятки» Цель: вызвать эмоциональный отклик, положительные эмоции, радость Задачи: Образовательные: закреплять умения выполнять движения под музыку.

    Конспект организации и проведения строительно-конструктивной игры «Будка и скворечник» в старшей группе Программное содержание: • Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и конструкциями и тем,.

    Конспект проведения интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе «Обучение старших дошкольников рассказам – рассуждениям в процессе проведения опытов». Программное содержание. Помочь детям понять, что.

    Конспект проведения НОД по развитию речи в старшей группе «Осенняя прогулка» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Коммуникативная деятельность (развитие речи) в старшей группе» «Детство. Примерная.

    Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [ц]–[ч]» Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения.

    Конспект занятия по развитию навыков восприятия «На вкус и цвет товарища нет» (1 группа детей с ОВЗ) Тема: На вкус и цвет товарища нет Цель. Формирование навыков восприятия особых свойств предметов (вкус, запах). Задачи. Обучать различению.

    Электронный образовательный ресурс. Особенности басен Л.Н. Толстого.

    Урок литературы в 6 классе по теме “Особенности басен Л.Н.Толстого”

    Просмотр содержимого документа
    «Электронный образовательный ресурс. Особенности басен Л.Н. Толстого.»

    Особенности басен Л.Н. Толстого

    учителя русского языка и литературы

    МОУ «Щетиновская СОШ»

    Белгородского района Белгородской области

    В 1859 г. Л.Н.Толстой открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Она помещалась рядом с домом писателя во флигеле.

    В начале 1870-х гг. Л.Н.Толстой составил и издал свою «Азбуку». Работая над «Азбукой», писатель мечтал о том, что по ней «будут учиться два поколения всех русских детей, от царских до мужицких». Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

    Что такое басня?

    • Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.
    • Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

    В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращённая к читателю.

    • Следует выделить такие особенности басни:
    • а) мораль;
    • б) аллегорический (иносказательный) смысл;
    • в) типичность описываемой ситуации;
    • г) характеры – персонажи;
    • д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

    • Толстой стремился к красоте, краткости, ясности басен. Басни в переводах Толстого – это «живая книга», с персонажами, понятными и детям и взрослым. Книга вечной мудрости.

    Басня Л.Н. Толстого «Работницы и Петух»

    • Мораль басни: всегда следует продумывать последствия своих действий. Работницы считали виноватым в своих бедах петуха. Именно хозяйке, а не петуху было нужно, чтобы женщины пораньше садились за работу. Поэтому усилия работниц пропали даром, они ухудшили свое положение, избавившись от несчастной птицы.
    • Басня учит искать истинную причину проблемы и думать, прежде чем что-либо сделать.
    • Басня высмеивает такие человеческие пороки, как глупость и недальновидность. Поступок работниц, убивших петуха, чтобы не садиться рано за работу, выглядит непродуманным, нелепым.

    Басня Л.Н. Толстого «Лгун»

    • Мораль басни: нельзя злоупотреблять доверием людей. Также нельзя делать предметом шутки потенциально опасные ситуации. Мальчик-пастух придумал неудачный повод для потехи – звать на помощь людей при отсутствии реальной опасности. Закончились его шутки тем, что люди перестали верить лгуну и не пришли ему на помощь, когда опасность стала реальной.
    • Басня «Лгун» учит быть серьезным и ответственным при выполнении порученных человеку работ, особенно таких, которые связаны с опасностью и причинением ущерба. Учит тщательно выбирать поводы для шуток. Не все ситуации могут быть объектом для потехи.
    • Цель басни «Лгун» состоит в том, чтобы предостеречь людей от злоупотребления ложью. Ложь может привести к неприятным последствиям, как для самого вруна, так и для окружающих его людей.

    Басня Л.Н. Толстого «Два товарища»

    • Мораль басни : нельзя бросать друзей и товарищей в случае опасности. Человек, поступающий так, не умеет принимать правильные быстрые решения, проявляет трусость.
    • Басня учит быть настоящим товарищем, смелым и отважным человеком, который в минуту опасности будет думать не только о себе, но и о других.
    • Басня высмеивает такие человеческие пороки, как трусость, малодушие, неумение быстро ориентироваться в ситуации. Человек, который влез на дерево, бросив товарища, не может считаться хорошим другом, ему больше нет доверия.

    Басня Л.Н. Толстого «Отец и сыновья»

    • Мораль басни Толстого «Отец и сыновья» состоит в том, что сила людей заключена в их единстве. Если люди будут действовать согласованно, дружно, без ссор, раздоров, им никто не будет страшен. Басня учит не ссориться, жить в мире и согласии.
    • Басня «Отец и сыновья» остается актуальной и в наше время. Следует понимать, что люди, отказываясь от мира и согласия с другими людьми, могут стать легкой добычей для врагов и недоброжелателей.

    Басня Л.Н. Толстого «Лев и Мышь»

    • Мораль басни : не следует недооценивать способности более слабых в оказании помощи более сильным. Лев смеялся над Мышью, когда та обещала ему помочь, он не мог понять, как такое слабое существо, как Мышь, может оказать помощь ему, грозному царю зверей. Но действительность оказалась такова, что и сильному Льву потребовалась помощь. И эту действенную помощь сумела оказать малозначимая Мышь.
    • Басня Толстого учит не пренебрегать предложениями о помощи со стороны других людей. Недооценка способностей других людей может негативно повлиять на судьбу человека. Лев посмеялся над обещанием Мыши помочь ему в будущем, но он недооценил способности Мыши.

    Басня Л.Н. Толстого «Собака и её тень»

    • Мораль басни: жадность – плохой помощник в любых делах. Собака пожадничала, решив отнять добычу у своего отражения, и, в итоге, осталась вовсе без добычи, ни с чем.
    • Басня «Собака и ее тень» учит не быть завистливым и жадным, реально оценивать окружающий мир и не гоняться за миражами.
    • Басня высмеивает такие человеческие пороки, как глупость и жадность. Главная героиня басни, собака, выглядит глупой и недалекой, поскольку она не сумела понять, что видит в воде лишь свое отражение, а не соперника. Собаку подвела ее жадность – бросившись за несуществующим куском мяса, она упустила реальную добычу.

    Басня Л.Н. Толстого «Делёж наследства»

    • Мораль басни : неуступчивость, неумение договориться в сочетании с глупостью могут привести к плачевным результатам. Сосед, видя, что братья большим умом не обладают, решил сыграть с ними злую шутку – посоветовал все вещи разделить на половинки. Глупые братья исполнили его совет буквально и остались без наследства.
    • Басня учит жить в дружбе и согласии. Надо уметь договариваться друг с другом, и тогда ситуация, описанная в басне, никогда не случится.
    • Басня Толстого высмеивает такие человеческие пороки, как жадность, неуступчивость, несговорчивость, глупость. Наследники, буквально исполнив ехидный совет соседа, показали себя глупыми, недалекими людьми.

    Басня Л.Н. Толстого «Царь и Сокол»

    • Мораль басни Толстого «Царь и сокол» состоит в том, что следует проявлять внимание к необычному поведению окружающих. Если бы сокол только один раз опрокинул чашу, это могло сойти за случайность. Но он опрокинул чашу трижды, однако царь не задумался о таком необычном поведении птицы и в гневе убил ее. А верный сокол всего лишь хотел спасти хозяина от гибели, но предупредить об опасности он мог лишь, опрокинув чашу с водой. Человеческим голосом соколы говорить не умеют.
    • Басня «Царь и сокол» учит быть наблюдательным, внимательным и обдумывать свои действия.

    Басня Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»

    • Мораль басни: нельзя быть легкомысленным, беспечным. Нельзя жить лишь текущим днем. Человек обязательно должен думать о своем будущем, планировать свою деятельность и всегда быть готовым к трудным временам. Стрекоза проявила беспечность, потратив летние погожие дни на распевание песен, и к наступлению зимних холодов оказалась абсолютно не готова.
    • Басня «Стрекоза и муравьи» учит предусмотрительности и рачительности, разумному хозяйствованию. Урок, преподанный стрекозе муравьями, является показательным примером для любого человека, склонного к легкомысленности и беспечности.

    Басня Л.Н. Толстого «Осёл в львиной шкуре»

    • Мораль басни :свою истинную сущность человеку скрыть достаточно сложно, сущность рано или поздно проявит себя, и обман будет раскрыт. Поэтому не стоит глупому и слабому изображать из себя сильного и умного, как это пытался сделать осел в басне – подобный обман будет обязательно раскрыт.
    • Басня учит внимательно изучать того, кто представляется нам грозным и опасным. Прежде чем паниковать и поддаваться страхам, следует разобраться – а не скрывается ли под личиной грозного льва обычный осел?
    • Басня высмеивает такие человеческие пороки, как глупость, самонадеянность, лживость.

    • Басни Толстого имеют свои особенности:
    • большинство басен имеют стихотворный ритм и размер, у Толстого же это маленькие рассказы.
    • Чаще всего главные действующие лица – это люди.
    • Мораль содержит строгую педагогическую направленность: учит детей правильным поступкам.

    • Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1891-1910. — М., 1960 г.
    • Гуляев Н.А. Теория литературы: Учеб. Пособие – М., 1985
    • Толстой Л.Н. «Сказки. Рассказы. Басни. Были». Издательство «Проф-пресс», 2012 год

    Читайте также:  Басня Толстого Белка и волк
    Ссылка на основную публикацию