Басня Толстого Камыш и Маслина

Басня Толстого Камыш и Маслина

Сообщество абитуриентов ВКонтакте
Поступай в ВШТЭ

Романы

  • Семейное счастие (1859)
  • Декабристы (1860—61, не­законч., опубл. 1884)
  • Война и мир (1863—1869, печатался с 1865,1-е отд. изд. 1867—69, 3 изд. исправл. 1873)
  • Анна Каренина (1873—1877, опубл. 1875—77)
  • Воскресение (1889—1899, опубл. 1899)

Трилогия: Детство, Отрочество и Юность

· Юность (1857; вся трил.—1864)

Повести:

  • Два гусара (1856)
  • Утро помещика (1856)
  • Альберт (1858)
  • Идиллия (1861—1862)
  • Поликушка (1862)
  • Казаки (незаконч., опубл. 1863)
  • Смерть Ивана Ильича (1884—86)
  • Записки сумасшедшего (1884—1903)
  • Крейцерова соната (1887—89, опубл. 1891)
  • Дьявол (1889—90, опубл. 1911)
  • Мать (1891)
  • Хозяин и работник (1895)
  • Отец Сергий (1890—98, опубл. 1912)
  • Хаджи-Мурат (1896—1904, опубл. 1912)
  • Посмертные записки старца Федора Кузьмича… (незаконч., 1905, опубл. 1912)

Рассказы

  • История вчерашнего дня (1851)
  • Набег (1853)
  • Святочная ночь (1853)
  • Дяденька Жданов и кавалер Чернов (1854)
  • Как умирают русские солдаты (1854)
  • Записки маркёра (1855)
  • Рубка леса (1855)
  • Цикл «Севастопольские рассказы» (1855-56)
  • Метель (1856)
  • Разжалованный (1856)
  • Две лошади
  • Люцерн (1857)
  • Три смерти (1859)
  • Отрывки рассказов из деревенской жизни (1860—1862)
  • Холстомер (1863—85)
  • Суратская кофейная (1887)
  • Франсуаза (пе­ределка рассказа Г. де Мопассана «Порт», 1891)
  • Кто прав? (1891—93, опубл. 1911)
  • Дорого стоит (переделка отрывка из очерка Г. де Мопассана «На воде», 1890; опубл. 1899 в Англии, в России 1901)
  • Карма (1894)
  • Сон молодого царя (1894)
  • После бала (1903, опубл. 1911)
  • Прыжок
  • Рассказ Аэронавта
  • Фальшивый купон (кон. 1880-х гг. — 1904, опубл. 1911)
  • Алеша Горшок (1905, опубл. 1911)
  • Бедные люди (1905)
  • Корней Васильев (1906)
  • Ягоды (1906)
  • За что? (1906)
  • Божеское и человеческое (1906)
  • Что я видел во сне (1906, опубл. 1911)
  • Отец Василий (1906)
  • Сила детства (1908)
  • Разговор с прохожим (1909)
  • Проезжий и крестьянин (1909)
  • Песни на деревне (1909)
  • Три дня в деревне (1909)
  • Ходынка (1910, опубл. 1912)
  • Нечаянно (1910, опубл. 1911)
  • Благодарная почва (1910)

Драматические произведения 1864—1910 гг.

  • Зараженное семейство (1864)
  • Нигилист (1866)
  • Драматическая обработка легенды об Аггее (1886)
  • Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил (1886)
  • Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть (1886)
  • Плоды просвещения (1890)
  • И свет во тьме светит (1890—1900)
  • Петр Хлебник (1894)
  • Живой труп (1900)
  • От ней все качества (1910)

Стихотворения

  • «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 г.»

Рассказы и сказки для детей и народного чтения

  • Азбука (кн. 1—4, 1872)
  • Новая азбука (1875)
    • Три медведя
    • Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было
    • Корова
    • Филипок

Четыре «Русских книги для чтения» (1875)

  • Первая русская книга для чтения
  • Вторая русская книга для чтения
  • Третья русская книга для чтения
  • Четвёртая русская книга для чтения I
  • Четвёртая русская книга для чтения II

Переводы басен Эзопа

1. Волк и журавль

2. Волк и кобыла

3. Волк и ягнёнок

4. Ворон и лисица

5. Галка и голуби

6. Голова и хвост змеи

7. Зайцы и лягушки

8. Камыш и маслина

10. Курица и золотые яйца

11. Курица и ласточка

13. Лев, волк и лисица

15. Лев, медведь и лисица

16. Лисица и виноград

17. Лисица и козёл

18. Лягушка и лев

19. Муравей и голубка

20. Олень и ланчук

21. Осёл в львиной шкуре

22. Осёл и лошадь

23. Отец и сыновья

24. Пчёлы и трутни

25. Рыбак и рыбка

26. Собака и волк

27. Собака и её тень

28. Собака, петух и лисица

29. Стрекоза и муравьи

30. Черепаха и орёл

Философско-нравоучительные рассказы и притчи

  • Чем люди живы (1881)
  • Где любовь, там и Бог (1885)
  • Вражье лепко, а божье крепко (1885)
  • Упустишь огонь — не потушишь (1885)
  • Два старика (1885)
  • Два брата и золото (1886)
  • Ильяс (1886)
  • Свечка (1885, опубл. 1886)
  • Три старца (1886)
  • Много ли человеку земли нужно (1886)
  • Крестник (1886)
  • Три сына (1887)
  • Три притчи (1895)
  • Две различные версии истории улья с лубочной крышкой (1900)
  • Разрушение ада и восстановление его (1902)
  • Ассирийский царь Асархадон (1903)
  • Волк (1908)

Статьи

  • Не могу молчать!
  • О социализме
  • Речь в Обществе любителей российской словесности
  • Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?
  • Предисловие к сборнику Цветник
  • Об искусстве
  • Что такое искусство?
  • Предисловие к английскому изданию «Что такое искусство?»
  • Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана
  • Предисловие к «Крестьянским рассказам» С. Т. Семенова
  • Предисловие к роману В. фон Поленца «Крестьянин»
  • О Шекспире и о драме
  • Послесловие к рассказу Чехова «Душечка»
  • Предисловие к рассказу В. С. Морозова «За одно слово»
  • Предисловие к роману А. И. Эртеля «Гарденины»
  • Предисловие к альбому: «Русские мужики» Н. Орлова
  • О Гоголе
  • О языке народных книжек
  • Речь о народных изданиях
  • О том, что называют искусством
  • О народном образовании
  • Воспитание и образование
  • Прогресс и определение образования
  • О переписи в Москве
  • Исповедь
  • Так что же нам делать?
  • Проект о переформировании армии
  • Записка о дворянском вопросе
  • О жизни
  • Пора опомниться!
  • О голоде
  • Стыдно
  • Голод или не голод?
  • Царю и его помощникам
  • Ответ на определение синода от 20—22 февраля и на полученные много по этому случаю письма
  • Воспоминания о суде над солдатом
  • Николай Палкин
  • Памяти И. И. Раевского
  • Бессмысленные мечтания

Фильмы для абитуриентов

Сообщество абитуриентов ВКонтакте
Поступай в ВШТЭ

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Четвертая русская книга для чтения

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 17

Толстой Лев Николаевич

Четвертая русская книга для чтения

ЧЕТВЕРТАЯ РУССКАЯ КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Камыш и маслина

Лев, волк и лисица

Царское новое платье

Охота пуще неволи

Наседка и цыплята

Лев, осел и лисица

Как ходят деревья

Дергач и его самка

Как делают воздушные шары

Ворон и воронята

Отчего зло на свете

Мужик и водяной

Один царь был болен и сказал: ‘Половину царства отдам тому, кто меня вылечит’. Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал: если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя – царь выздоровеет. Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров и богат, да жена не хороша, а у кого дети не хороши; все на что-нибудь да жалуются. Один раз идет поздно вечером царский сын мимо избушки, и слышно ему – кто-то говорит: ‘Вот слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно?’ Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю. Посланные пришли к счастливому человеку и хотели с него снять рубашку; но счастливый был так беден, что на нем не было и рубашки.

КАМЫШ И МАСЛИНА

Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнется. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался – уцелел. Маслина напружилась сучьями против ветра – и сломилась.

Гнались за волком охотники. И набежал волк на мужика. Мужик шел с гумна и нес цеп и мешок.

Волк и говорит: ‘Мужик, спрячь меня, – меня охотники гонят’. Мужик пожалел волка, спрятал его в мешок и взвалил на плечи. Наезжают охотники и спрашивают мужика, не видал ли волка?

Охотники уехали. Волк выскочил из мешка и бросился на мужика, хочет его съесть. Мужик и говорит:

– Ах, волк, нет в тебе совести: я тебя спас, а ты ж меня съесть хочешь. А волк и говорит:

– Старая хлеб-соль не помнится.

– Нет, старая хлеб-соль помнится, хоть у кого хочешь спроси, – всякий скажет, что помнится. – Волк и говорит:

– Давай, пойдем вместе по дороге. Кого первого встретим, спросим: забывается ли старая хлеб-соль, или пом 1000 нится? Если скажут: помнится, – я пущу тебя, а скажут: забывается, – съем.

Пошли они по дороге, и повстречалась им старая, слепая кобыла. Мужик и спрашивает: ‘Скажи, кобыла, что, помнится старая хлеб-соль или забывается?’

– Да вот как: жила я у хозяина двенадцать лет, принесла ему двенадцать жеребят, и все то время пахала да возила, а прошлым годом ослепла и все работала на рушалке; а вот намедни стало мне не в силу кружиться, я и упала на колесо. Меня били, били, стащили за хвост под кручь и бросили. Очнулась я, насилу выбралась, и куда иду – сама не знаю. – Волк говорит:

– Мужик, видишь – старая хлеб-соль не помнится.

– Погоди, еще спросим.

Пошли дальше. Встречается им старая собака. Ползет, зад волочит.

– Ну, скажи, собака, забывается ли старая хлеб-соль, или помнится?

– А вот как: жила я у хозяина пятнадцать лет, его дом стерегла, лаяла и бросалась кусаться; а вот состарилась, зуб не стало, – меня со двора прогнали, да еще зад оглоблею отбили. Вот и волочусь, сама не знаю куда, подальше от старого хозяина.

– Слышишь, что говорит?

А мужик говорит:

– Погоди еще до третьей встречи.

И встречается им лисица. Мужик говорит: ‘Скажи, лиса, что, помнится старая хлеб-соль или забывается?’

– Тебе зачем знать?

А мужик говорит:

– Да вот бежал волк от охотников, стал меня просить, – и я спрятал его в мешок, а теперь он меня

Н. Р. Эрдман- Басни

Читатель спросит- в чём мораль? Нашёл и сам бы в интернете.
Найти-то можно: время жаль, да что и где искать- вчера ещё в секрете.

(зацепили басни из 6 серии к-ф “Орлова и Александров”)
.

Николай Робертович Эрдман
(1900-1970()

Однажды ГПУ пришло к Эзопу
И взяло старика за жопу.

А вывод ясен:
Не надо басен!

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
Читатель скажет: Бога нет!
Читатель, милый, ты придира!
Да, Бога нет. Но нет и сыра!

СЛУЧАЙ В ГАРЕМЕ.

Однажды наклонилась близко
К младому евнуху младая одалиска.
А деспотичный шах, меж тем,
Уже успел войти в гарем.
– Ага. В гереме.
Ночью. Вместе? –
Воскликнул шах. – Я жажду мести!
Какой позор! Какой скандал.
Тут визирь шаху так сказал:
– Зачем же звать его к ответу?
Почто ему готовить месть?
О, шах! У евнуха ведь нету!
– Но у нее, мерзавки, есть!
– Пойми, лишен он этой штуки!
– А руки. Срубить!
Палач взмахнул мечом,
И руки стали не при чем.
Но оказался в дураках
Представьте, все же старый шах.
Над шахом евнух долго издевался:
Язык-то у него остался!

Сколь наша участь более горька:
У нас есть то и сё,
и нету языка.

Однажды драматург Шекспир
Устроил грандиозный пир.
Купил вина, купил сельдей
И посадил за стол ****ей.

Читатель может возмутиться.
И впрямь: могло ли так случиться,
Что величайший из людей,
Шекспир, и вдруг среди. сельдей?!

Безоговорочно и прямо
Должны мы оправдать Вильяма:
Вильям Шекспир купил сельдей
Не для себя, а для ****ей!

Мы обновляем быт
И все его детали.

“Рояль был весь раскрыт
И струны в нем дрожали. “

– Чего дрожите вы? – спросили у страдальцев
Игравшие сонату десять пальцев.

– Нам нестерпим такой режим,
Вы бьете нас – и мы дрожим.

Но им ответствовали руки,
Ударивши по клавишам опять:
– Когда вас бьют, вы издаете звуки,
А если вас не бить, вы будете молчать.

Смысл этой краткой басни ясен:
Когда б не били нас,
мы б не писали басен.

СЛУЧАЙ С ПАСТУХОМ

Один пастух, большой затейник,
Сел без штанов на муравейник.
Но муравьи бывают люты,
Когда им причиняют зло,
И через две иль три минуты
Он поднал крик на све село.
Он был искусан ими в знак протеста.

Мораль: не занимай ответственного места.

Один поэт, свой путь осмыслить силясь,
Хоть он и не был Пушкину сродни,
Спросил: “Куда вы удалились,
Весны моей златые дни?”

Златые дни ответствовали так:
– Мы не могли не удалиться,
Раз здесь у вас такой бардак
И вообще, черт знает что творится!

Златые дни в отсталости своей
Не понимали наших дней.

Один фрейдист, придя из института
К себе домой,
Узрел ученика, который почему-то
Сидел на канапе с его женой.

Причем, сидел в такой нелепой позе,
Что ни в стихах не выразить, ни в прозе.

Ученый головой поник:
– Моя жена и мой же ученик!
Что может означать подобное явленье?
Должно же быть ему у Фрейда объясненье!
Допустим, что он в ней свою увидел мать.
Но все же этот факт какого будет типа?
“Нарцизм” ли это?
Комплекс ли Эдипа?
Как мне точней всего его назвать?

Ученый целый год найти ответ старался,
А ларчик просто открывался
И очень просто назывался.

Вот так и мы порой, как комики,
Ответа ищем в экономике.
А он один и там и тут:
Ее .
И нас .

Однажды Бах спросил свою подругу:
– Скажите мне,
вы любите ли фугу?
Смутясь и покраснев как рак,
Подруга отвечала так:
– Не ожидала я увидеть в вас нахала!
Прошу вас, не теряйте головы!
Я – девушка, и в жизни не видала
Того, о чем спросили вы.

Ну что ж, читатель-друг,
действительно, подруга
Не знала, что такое фуга.
Но это не ее вина:
Другие были времена,
Она росла в провинции, у тети.

Теперь таких девиц вы не найдете.

ФУГА БАХА. Вар 2
Однажды Бах спросил свою подругу:
“Скажите мне, вы любите ли фугу?”
Смутясь и покраснев, как мак,
Подруга отвечала так:
“Не ожидала я увидеть в вас нахала.
Прошу вас, не теряйте головы.
Я – девушка и в жизни не видала
Того, что здесь назвали вы”.
Мораль: у девушек, почти без исключенья
Богатое воображенье.

СЛУЧАЙ С ГИПОПОТАМОМ.

Раз к венерологу пришел гипопотам.
– Ай, больно! – он кричал.
– Где больно, друг мой?
– Там!

Мораль сей басни в том,
что к незнакомым дамам
Ходить не нужно и гипопотамам.

Лисица и виноград — Толстой Л.Н.

Басня про Лисицу, которой очень хотелось поесть винограда. Но тот висел очень высоко, и ей никак не удавалось его достать.

Лисица и виноград читать

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть. Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены ещё».

Мораль: Надо идти к поставленной цели с упорством, несмотря на трудности. Но если не удалось достичь желаемого, поражение надо принимать с достоинством и желанием дальнейших достижений.

Пожалуйста, оцените произведение

Оценка: 4.7 / 5. Количестов оценок: 19

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Спасибо за отзыв!

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 724 раз(а)

Другие басни Толстого Л.Н.

Обезьяна — Толстой Л.Н.

Басня про обезьяну, которая наблюдала за человеком, распиливающим дерево, и сама решила сделать также. Но, поскольку она не поняла суть дела, все .

Рыбак и рыбка — Толстой Л.Н.

Басня про рыбака, поймавшего небольшую рыбку. Рыбка попросила отпустить ее и подождать, пока она вырастет. Но рыбак решил, что лучше маленькая .

Собака и ее тень — Толстой Л.Н.

Басня про собаку, которая переходила через реку по дощечке и несла мясо в зубах. Но увидела свое отражение в реке и бросилась в воду отнимать .

Все басни Толстого Л.Н.

Рекомендуем Вам прочитать

Мужик и счастье — Толстой Л.Н.

Басня Эзопа в переводе Толстого Л.Н. про мужика, который мечтает о счастье, а делать для этого ничего не хочет. Мужик и счастье читать Мужик .

Две бочки — басня Крылова

Едут по мостовой две бочки: одна с вином, другая пустая. Первая едет не торопясь и бесшумно. Вторая грохочет на всю улицу, пугая прохожих. Но .

Обоз — басня Крылова

Шел обоз с горшками и надо было скатиться с горы. Хозяин оставил всех дожидаться на горе, а сам взял один воз и стал потихоньку спускаться. Конь .

Добавить комментарий Отменить ответ

  • Крылов И.А. (31)
  • Михалков С.В. (6)
  • Толстой Л.Н. (68)
  • Басни (все) (105)

Басни по возрасту:

  • для детей 3-4-5 лет (32)
  • для детей 6-7-8 лет (105)
  • для детей 9-10 лет (82)
  • Медвежья услуга. Помощь друга в беде

    Наконец-то лесной Медведь улегся под огромный старый дуб , зарылся в листья своей берлоги и глубоко вздохнул, засыпая под первый снежок с мыслями : — Вот сейчас засну на всю зиму до самой весны ……

    Скоро Новый год!

    Белая полярная сова села на заснеженный подоконник и стала скрестись когтистыми лапами и стучать мощным клювом в морозное окно сказочно красивого дома, стоящего на окраине таежного хвойного леса. — Кто там ? – послышался мужской…

    Как снежинка взрослее стала

    Жила-была Маленькая Снежинка. Жила она в пушистом облачке, в виде капельки дождя, и ждала момента, когда ей нужно будет сформироваться в настоящую снежинку и спуститься на землю. И вот этот момент наступил. Маленькая Снежинка очень…

    Как в резиновой калоше Таракан живёт Тимоша; По утрам – салат и сыр, Перед сном — всегда кефир! Хорошо живёт в калоше Хитрый маленький Тимоша! Но друзей, как старый крот, Ну никак он не найдёт!…

    Герой нашего времени

    Лирико-психологический роман о молодом офицере царской армии Печорине, отправленном на службу в горах. Печорин — натура чувствительная и возвышенная, но эгоистичная. Предисловие Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно…

    История про юношу и девушку, влюбленных друг в друга. Девушка была из богатой семьи, а юноша был беден и зарабатывал на жизнь игрой на музыкальном инструменте на торжествах у зажиточных людей. Ашик-Кериб читать Давно тому…

    В рассказе автор, как большой любитель природы и ценитель прекрасного, описывает красоту зарождения нового дня. Горы, волны моря, деревья, цветы — все вокруг радуются солнцу. Утро читать Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается…

    Дед Архип и Лёнька

    Рассказ о тяжелой судьбе нищего старика и мальчика, которые ходили по деревням и просили милостыню. Однажды они зашли в станицу на Кубани и там с ними произошли трагические события. Дед Архип и Лёнька читать Ожидая…

    С добрым утром! Сборник стихов

    С добрым утром! Задремали звезды золотые,Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речныеИ румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки,Растрепали шелковые косы.Шелестят зеленые сережки,И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым…

    Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

    Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!Про тебя нашу песню сложили мы,Про твово любимого опричникаДа про смелого купца, про Калашникова;Мы сложили ее на старинный лад,Мы певали ее под гуслярный звонИ причитывали да присказывали.Православный народ ею…

    Казачья колыбельная песня

    Спи, младенец мой прекрасный,‎Баюшки-баю.Тихо смотрит месяц ясный‎В колыбель твою.Стану сказывать я сказки,‎Песенку спою;Ты ж дремли, закрывши глазки,‎Баюшки-баю. По камням струится Терек,‎Плещет мутный вал;Злой чечен ползет на берег,‎Точит свой кинжал;Но отец твой — старый воин,‎Закален в…

    На севере диком

    На севере диком стоит одинокоНа голой вершине соснаИ дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой она.И снится ей все, что в пустыне далекой,В том крае, где солнца восход,Одна и грустна на утесе горючемПрекрасная пальма растет….

    • О проекте
    • Блогерам
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности

    Мы рады принять Ваши предложения и пожелания по работе сайта

    Эзоп «Лиса и виноград», И.Крылов «Лисица и виноград»

    Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград».

    УУД

    Познавательные:

    • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;
    • выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
    • работать с несколькими источниками информации, текстами;
    • проводить сравнительный анализ двух произведений;
    • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.

    Коммуникативные:

    • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
    • работать в паре, в группе.

    Регулятивные:

    • осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
    • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

    Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс. 2 часть», учебник «Русский язык 3 класс. 2 часть», тетрадь на печатной основе, videouroki, карточки для общей таблицы.

    Ход урока

    Этапы урока

    Задачи этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    I Организационный момент

    Мотивирование к учебной деятельности

    Долгожданный дан звонок –
    Начинается урок.
    Каждый день всегда, везде:
    На занятиях, в игре –
    Смело четко говорим
    И тихонечко сидим

    Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

    Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

    II Подготовка к основному этапу

    Постановка учебной задачи.
    Актуализация знаний

    – Кто может назвать тему урока?
    – Что такое басня?
    – От какого слова произошло слово «басня»?
    – Чем отличаются басни от других жанров фольклора?
    – С какими баснописцами знакомы?

    Работают в паре. Вспоминают изученный материал 2 класса.
    Высказывают предположения о теме урока. Делают прогноз

    Личностные: проявляют интерес к учебному материалу
    Регулятивные: формулируют учебную задачу
    Познавательные: формулирование познавательной цели
    Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками

    III Работа по теме урока. Чтение и анализ басен.

    Ознакомление с содер-жанием басен.

    – Прослушайте сообщение о баснописце Эзопе
    – Прочитаем басню вслух.
    – Какое слово не понятно?
    (Лоза – длинный тонкий гибкий стебель некоторых кустарников …обычно винограда и корзиночной ивы)
    – Кто герой? (Лисица.)
    – Какая история с ней произошла?
    – Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?
    – Найдите мораль. Где она находится?
    – Прочитайте.
    – Как вы её понимаете?
    – Что значит «винить обстоятельства»?
    Попробуйте объяснить значение выражения «винить обстоятельства».
    – На какие обстоятельства лиса свалила свою неудачу?
    – Были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы винили обстоятельства?
    – Чему же учит нас басня Эзопа «Лисица и виноград»?

    Слушают подготовленное сообщение товарищем

    Читают текст, отвечают на вопросы, выполняют задания

    Коммуникативные: умение слушать своего товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
    Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста
    Регулятивные: контроль, осознание того, что уже усвоено

    IV Физ. минутка

    Гимнастика для глаз

    Направлена на сохранение здоровья детей. (электронный ресурс)

    Выполняют упражнения для глаз

    V Работа по теме урока (продолжение)

    Ознакомление с содер-жанием басен.

    – Прочитаем еще одну басню с таким же названием. Кто ее автор?
    – Что вы помните об Иване Андреевиче Крылове?
    – Прослушайте биографию баснописца? Запишите в тетрадь биографические данные о которых вы не знали или забыли (videouroki )
    -Прослушайте басню.
    – Понравилась вам басня?
    – Прочитайте басню еще раз про себя.
    – Какие слова требуют объяснения?
    – Где можно найти значение этих слов?
    – Найдите и прочитайте их значение.
    Рделись – выделялись красным цветом, краснели
    Яхонты – старинное название рубина и сапфира

    Слушают и записывают в тетрадь биографические факты, читают написанное, слушают аудиозапись басни,
    Отвечают на вопросы, выполняют задания

    Коммуникативные: умение слушать своего товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
    Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста,
    Регулятивные: контроль, осознание того, что уже усвоено

    VI Работа по теме урока. Cравнение басен

    Проведение сравнительного анализа басен

    – Сравним две басни, работая в группах, по плану:
    1. Форма изложения (в прозе или в стихах).
    2. Сюжет (разный или одинаковый, только факты или подробный, выразительный).
    3. Герой.
    4. Построение басни (повествование, мораль)

    Проверка выполненной работы.

    – Если в басне И.А.Крылова мораль?
    – Найдите пословицу в басне Крылова. Она может служить моралью?
    – Как вы ее понимаете?
    – Как называется такая мораль?
    (скрытой).

    Работа в группах по плану в тетрадях

    Познавательные: структурирование знаний, анализ, синтез
    Регулятивные: осуществлять самоконтроль, осознание того, что уже усвоено
    Коммуникативные:
    взаимодействие в группе, инициативное сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической формой речи, контроль культуры речи

    VII Рефлексия

    Совершенствование себя и своих знаний

    – Итак, ребята, какие мы с вами цели ставили в начале урока?
    – Достигли ли мы их?
    – Как вы поняли основной нравоучительный смысл этих двух басен?
    – Чему нас учат эти басни?
    – Оцените свою работу

    Оценка деятельности. Рассуждают, высказывают свои мнения

    Формировать личностные УУД: осознание ответственности за общее благополучие.

    VIII Дом. задание

    Развитие памяти, выразительного чтения

    – Выучить наизусть басню И.А.Крылова «Лисица и виноград» или Эзопа по желанию

    Записывают дом. задание в дневник

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

    «Лисица и виноград» — мораль басни И.А. Крылова

    Дети рано начинают знакомиться с баснями, то есть короткими рассказами, заканчивающимися определёнными нравственными уроками. Среди авторов таких произведений особой известностью пользуется Иван Андреевич Крылов, написавший более 230 сюжетов, оригинальных и заимствованных у иностранных писателей, а затем переработанных. Одной из самых интересных является мораль басни «Лисица и виноград».

    История создания

    Сюжет истории про лису и виноград не был придуман Крыловым. Он только сделал удачный перевод произведения французского баснописца Жана де Лафонтена. Это был не первый опыт в практике Ивана Андреевича. Его карьера началась с адаптации к русскому языку французских сюжетов «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста», которые были затем напечатаны в журнале «Московский зритель». Также «Лису и виноград» переводили Тредьяковский и Сумароков.

    Но и Жан де Лафонтен не был создателем оригинального сюжета. По различным источникам он заимствовал его у одного из следующих поэтов:

    • Эзоп.
    • Федр.
    • Бабрий.

    Информация об авторах и развитие жанра

    Наиболее вероятным является авторство легендарного древнегреческого мудреца Эзопа, считающегося родоначальником жанра басни как живого короткого рассказа, который он изобрёл как альтернативу скучным наставлениям. Жил писатель в 440 году до нашей эры, был рабом, добившимся свободы собственным умом. Высмеивание пороков в иносказательной форме заставляло одних людей уважать мудреца, а других обижаться и мстить. Жизнь Эзопа прервалась казнью за воровство, которого он не совершал. Он сам выбрал смерть, хотя ему было предложено вернуться в рабство и продолжать жить.

    Римский поэт Федр, живший на семь веков позже грека, скорее всего, выступил только как переводчик его произведения и подражатель автора. Тем не менее он сделал существенный вклад в литературу, изобретя жанр латинской басни. Бабрий же обычно занимался переложением историй Эзопа в стихотворную форму. Их произведения можно прочитать онлайн, поскольку они находятся в свободном доступе.

    Хотя жанр басни очень древний, он не имел особого распространения вплоть до XVII века, когда его возвеличивали Лафонтен, а также русские авторы А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев.

    Крылов стал заниматься развитием традиций позже, но при этом не менее успешно. Чуть более чем за 30 лет он создал около 200 басен.

    Художественные характеристики

    «Лисица и виноград» И. А. Крылова наравне с другими его баснями заслуживает особого восхищения. Анализ его рукописей показал, что автор интуитивно выбирал удачные истории, глубоко обдумывал их, а потом ещё и неоднократно редактировал.

    В итоге его произведения получались краткими, ёмкими, наполненными сатирой и остротами, быстро превратившимися в пословицы. В итоге сила выражения и красота формы рассказа становились совершенными.

    Пересказ содержания

    Главная героиня басни, кума Лиса, залезла в сад, где рос виноград. Она увидела сочные «как яхонты» кисти и очень захотела их попробовать. Но задача оказалась не из простых, так как ягоды висели высоко. Целый час она подходила к ним то с одной, то с другой стороны и раздражалась оттого, что видит виноград, а достать не может («зуб неймёт»). В конце Лисица ушла, попусту пробившись целый час и произнеся речь о том, что ягоды ещё не созрели и кислые, ими можно набить оскомину, хотя на взгляд они были хорошими.

    Это краткое содержание составлено по басне Крылова, но его общая мысль созвучна произведениям Лафонтена, Эзопа, Федра или Бабрия. Но многочисленные переработки истории не могли не обзавестись собственными отличительными чертами, помимо сходств. Чтобы разобраться в них, можно заполнить соответствующую таблицу. Например, такую.

    ОбщееРазличное
    Главный герой — Лисица (Лис у Лафонтена)Объём
    Тема — Лису прельстил зрелый виноград и она решила им угоститьсяОдни авторы писали в стихотворной форме, другие — в прозаической
    Наличие морали, нравственного выводаКрылов добавил сюжету развёрнутости действий и выразительных характеристик
    Высмеивание таких пороков, как себялюбие и тщеславие на примере поступков животных, которые имитируют действия людейВ басне Лафонтена, в отличие от произведений других поэтов, автор оправдывает поступок и даже слова главного героя

    Известную басню Крылова дети могли читать в книге с рисунками и иллюстрациями или слушать в самом раннем возрасте. Мораль, которую передал автор, несложно понять самому или попросить разъяснений у родителей.

    Мораль басни

    Чтобы понять, о чём басня Крылова и её основная мысль, достаточно дочитать стихотворный текст до конца. Там сделан однозначный вывод. Героиня не смогла получить желаемое, но не возложила ответственность за это на себя. Проще оказалось убедиться, что это ей вовсе и не нужно в связи с придуманными обстоятельствами, будто зрелый на самом деле виноград ещё зелен.

    Смысл басни очень прозрачен, тем не менее каждый человек хоть раз в жизни примерял на себя роль неудачливой Лисицы, когда его желания не исполнялись, но вместо того, чтобы что-то предпринять, он отступал, успокаивая себя выдуманным убеждением.

    Примеры есть и в другой литературе. Например, в романе Джона Голсуорси «Серебряная ложка» входящем во всемирно известную эпопею о Форсайтах, одна из главных героинь, Флёр, не могла добиться свадьбы с любимым человеком. Причина была в разладе их семей, и на это внешнее обстоятельство ссылались практически все персонажи.

    Но не все обратили внимание на слова матери возлюбленного Флёр, которая объяснила сыну тяжёлый характер и собственнические инстинкты девушки, которые не дали бы супругам стать счастливыми.

    Таким образом, причина была не только в обстоятельствах, но и в поведении само́й девушки, которое она и не подумала изменить.

    А название романа отсылает к английскому выражению «родиться с серебряной ложкой во рту». В общем виде оно означает просто принадлежность к состоятельному слою общества, но очень часто это оборачивается стремлением без особых усилий получать желаемое, а в случае невозможности этого обвинять кого угодно, только не себя.

    Сравнение с другими сюжетами

    Лиса — персонаж не только этой истории Крылова. Она участвовала и во многих других, взаимодействовала со следующими персонажами:

    • Львом и Серной, где рыжая оказалась плохим другом и советником хищнику. Это произведение было одним из немногих, где автору в угоду стилю пришлось употреблять неправильные ударения и неловкие выражения.
    • Вороной, где героиня лестью заполучила чужое угощение. На основе этого произведения советским и российским композитором Ю. М. Касьяником был создан вокальный цикл для баса и фортепьяно.
    • Львом. Лиса боялась животное, пока не узнала его поближе.
    • Волком. Хитрая героиня ласково обошлась с голодным кумом, но не дала ему еды.
    • Ослом. Рыжая выслушивает рассказ, как раньше наводящий на всю округу лев, постарев, стал объектом издевательств всех животных.
    • Сурком. Лисице не удалось найти себе защитника, который бы сказал, что она не брала взяток.
    • Крестьянином. Воровка договорилась о честном заработке, да не стала держать слово.

    Если сравнить несколько басен с одним и тем же персонажем, видно, что Лиса в них всех выступает как хитрая и ненадёжная героиня. Такие же характеристики ей присущи в русских народных сказках. Таким образом, она олицетворяет худшие качества человека.

    Значение басен в целом состоит в обличении через аллегории не только недостатков людей, но и не всегда справедливых общественных порядков. А их ценность — в художественных деталях, развитии у читателя творческой фантазии, образного и аналитического мышления.

    Лисица и виноград басня крылова какие аллегорические. Хоть видит око, да зуб неймет, или басня “лисица и виноград”

    ? Т ы узнаёшь в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом?
    Перечитайте басню Эзопа, а затем басню Крылова. Какую басню тебе интереснее читать: написанную прозой или стихами? Какая из басен помогает тебе лучше представить виноградные кисти? А внешний вид лисицы и её поведение? Где выразительнее речь лисицы?

    В баснях рассказана одна и та же история. В басне Эзопа повествование очень короткое, только констатация фактов: мы узнаём, что Лисица увидела «виноградную лозу со свисающими гроздьями», «хотела до них добраться, да не смогла». Из текста Крылова можно представить, насколько зрелым и сочным был виноград («винограду кисти рделись», «кисти сочные, как яхонты горят»). Крылов описывает реакцию лисы на спелый виноград («У кумушки глаза и зубы разгорелись») и то, как она старается достать виноград («отколь и как она к ним не зайдёт», «пробившись попусту час целый») и её разочарование («пошла и говорит с досадою…»). В басне Эзопа Лисица говорит о ягодах, которые не смогла достать: «Они ещё зелёные». В басне Крылова Лисица говорит о винограде подробнее и выразительнее: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой». Она даже описывает вкусовые ощущения от кислого, незрелого винограда («тотчас оскомину набьёшь»), как будто уговаривая себя отказаться от попыток его попробовать.

    ? Найди пословицу в тексте басни Крылова.
    Может ли она послужить моралью? Ещё раз вернись к басне Эзопа «Лисица и виноград». Применима ли мораль басни Эзопа к басне И. Крылова?

    В тексте басни Крылова есть пословица: «Видит око, да зуб неймёт». Смысл этой пословицы в том, что иногда человек попадает в такую ситуацию, когда цель близка, но достичь её по разным причинам он не может.
    Мораль басни Эзопа по смыслу, конечно, применима к басне Крылова. Но можно обратить внимание на тон, которым рассказаны обе басни. Эзоп, рассказывая про Лисицу, чрезвычайно серьёзен и делает очень серьёзный нравоучительный вывод из своей басни. Крылов же рассказывает эту же историю остроумно и шутливо, называет Лису то кумой, то кумушкой, создаёт атмосферу живой разговорной речи, вкладывая в уста Лисицы целое житейское рассуждение. Поэтому такая серьёзная мораль, как в басне Эзопа, нéсколько не соответствует тону повествования Крылова.

    ? Можно ли историю про лисицу и виноград считать бродя­чей историей?

    Безусловно, историю про Лисицу и виноград можно считать бродячей историей.

    ? Рассмотри иллюстрацию Валентина Серова к этой басне.

    Какие подробности говорят о том, что лисица находится в саду, вблизи человеческого жилья? Рассмотри фигурку и мордочку лисы. Как можно понять, что виноград висит очень высоко? Помогает ли поза лисицы понять, что она пытается с разных сторон подобраться к винограду?

    Художник тончайшими линиями намечает контур дома, а также, видимо, тачку и какие-то инструменты для работы в саду: создаётся атмосфера близости человеческого жилья и, значит, опасности для Лисицы. Тело Лисицы изогнуто: она не просто стоит на задних лапах, она слегка откинулась назад и при этом задрала и чуть наклонила мордочку, чтобы лучше видеть висящий высоко виноград. Одной передней лапкой Лисица упирается в ствол дерева, а другая – по-собачьи опущена. Выражения мордочки не видно, лишь слегка угадывается досадливая гримаска, но поза настолько выразительна, что мы понимаем: Лисица разочарована, вот сейчас она опустится на передние лапы и побежит в лес.

    ? А ты понял(а), что смех бывает разным? Какой смех рассчитывают вызвать у вас авторы басен?

    Лисица и виноград рисунок

    Басня Лисица и виноград читать текст

    Голодная кума Лиса залезла в сад;
    В нем винограду кисти рделись.
    У кумушки глаза и зубы разгорелись;
    А кисти сочные, как яхонты, горят;
    Лишь то беда, висят они высоко:
    Отколь и как она к ним ни зайдет,
    Хоть видит око,
    Да зуб неймет.

    Пробившись попусту час целый,
    Пошла и говорит с досадою: “Ну что ж!
    На взгляд-то он хорош,
    Да зелен – ягодки нет зрелой:
    Тотчас оскомину набьешь”.

    Лисица и виноград – Мораль басни Ивана Крылова

    Кодга не получилось добится цели, начинают ее принижать. Очень часто в своих неудачах люди готовы обвинить кого угодно кроме самого себя.

    Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Крылова

    Нужно уметь брать на себя ответственость за то, что происходит в твоей жизни.

    Анализ басни Лисица и виноград, герои басни

    О басне

    Замечательный сатирик, историк, книголюб Иван Андреевич Крылов создал басню “Ворона и виноград” в период рассвета своей биографической и творческой зрелости. Эту интересную и поучительную басню можно найти и прочитать в одном из девяти басенных сборников известного баснописца, которые друг за другом появились ещё при его жизни.

    За основу своей стихотворной басни Крылов взял прозаическую историю древнегреческого поэта Эзопа об алчной и несамостоятельной лисице, которая видит в саду гроздья винограда и старается допрыгнуть до них и съесть. Но, увы, у торопливой лисицы ничего не получается. Русский баснописец разнообразил эзоповский поучительный рассказ стройным слогом, острым юмором, лаконичностью и точностью языка.

    урок басни

    “Лисица и виноград”, как и все басни Крылова, преподаёт урок. Урок силы, выносливости, преодоления лени и стремления к цели. Главная героиня лисица лишена этих качеств. Она пасует перед трудностью, оправдывая свою несостоятельность и слабость внешними причинами и обстоятельствами. Себя, “рыжую и хорошую” она не судит – во всём виноват виноград: дескать, он только на первый взгляд неплох, а на самом деле незрелый, зелёный. Есть особая порода людей, которым легче обвинить в своих бедах окружающих и саму жизнь, чем попытаться исправить ситуацию упорством, терпением, трудолюбием и желанием. Наша “лисица” – блистательный пример такой никчёмной породы.

    Басня “Лисица и виноград” легка для чтения и запоминания. В ней нет тяжёлых синтаксических конструкций, которые были бы непонятны. Изначально басня предназначалась для широкого круга читателей и потому её стиль прост, лёгок и вместе с тем неповторим. Крылов сравнивает сочные кисти с яхонтом, глаза лисицы “разгорелись”, а уж выражения про око, зуб и оскомину стали шедеврами во фразеологическом мире. Причём Крылов-юморист здесь ярок и запоминаем. Ладно бы глаза разгорелись, но вот зубы. Всем становится понятно, что лиса голодна и мечется от предвкушения вкусной трапезы. Словосочетание “кисти рделись” тоже любопытно. Это значит, что виноград созрел, покраснел. И здесь же антитеза – ягодки нет зрелой. Лисица выступает ещё и как противоречивая “барышня”. Устаревшее слово отколь ничуть не портит басню, а делает её более народной.

    Интересно, что Крылов показывает кратковременные старания лисицы: после часа бесполезных стараний её терпение лопается, и мы видим злую, раздосадованную неудачницу. Басня, безусловно, художественно и идейно совершенна. Это пример таланта, ума и любви к читателю.

    Главные герои

    • Лисица
    • виноград – недостижимая цель

    Крылатые выражения, которые пошли из басни Лисица и виноград

    Фраза “Хоть видит око, да зуб неймёт” стала пословицей

    Лисица и виноград – короткая басня Крылова с остроумной историей про лису, во всех своих бедах обвиняющую обстоятельства.

    Басня Лисица и виноград читать

    Голодная кума Лиса залезла в сад;
    В нем винограду кисти рделись.
    У кумушки глаза и зубы разгорелись;
    А кисти сочные, как яхонты, горят;
    Лишь то беда, висят они высоко:
    Отколь и как она к ним ни зайдет,
    Хоть видит око,
    Да зуб неймет.

    Пробившись попусту час целый,
    Пошла и говорит с досадою: “Ну что ж!
    На взгляд-то он хорош,
    Да зелен – ягодки нет зрелой:
    Тотчас оскомину набьешь”.

    Мораль басни Лисица и виноград

    Не получив ожидаемой выгоды, человеку свойственно обвинять в этом обстоятельства, а не собственную несостоятельность.

    Басня Лисица и виноград – анализ

    Суть басни в том, что кумушке – лисице вздумалось полакомиться вкуснейшим виноградом. На беду, гроздья висели слишком высоко, чтобы плутовка могла до них добраться. И так, и сяк пробовала она дотянуться, но так ничего и не вышло. Тогда вместо того, чтобы придумать что-то или попросту уйти ни с чем, разозленная лисица выдала целое житейское рассуждение. Сама себя обманывала кумушка, говоря, что виноград-то вовсе и не зрелый.

    Люди отличаются от животных тем, что способны мыслить и анализировать, но порой даже до самого остроумного человека сложно донести отвратительность совершаемых ним поступков. Как получается так, что некоторые представители человеческой цивилизации становятся порочными по своей натуре? Многое, а порой и все, на чем основано мышление человека, зависит от воспитания, ведь это именно в семье нас учат основным которые способны помочь либо навредить в дальнейшей жизни.

    Крылов И. А. – знаток душ человеческих

    В своих баснях Иван Андреевич Крылов удивительным образом раскрывает сущности порочных людей, сравнивая их с животными. По мнению литературных критиков, такой метод является негуманным по отношению ко всем людям, ведь пороки есть у каждого из нас. Но несмотря на это, иронические рифмованные истории Ивана Крылова продолжают пользоваться успехом и входить в обязательный курс изучения литературы младшими школьниками вот уже несколько десятков лет. «Лиса и виноград» – басня, наиболее точно передающая натуру хитрых и слабых людей. Давайте проанализируем данное произведение, чтобы убедиться в этом.

    Басня «Лиса и виноград»: краткое содержание

    История начинается с того, что голодная лиса приметила виноградные насаждения. Она готова была полакомиться ими, вот только гроздья висели очень высоко. Лисица залезла на забор и битый час пыталась ухватить хотя бы одну гроздь винограда, но у нее ничего не получалось. В конце концов плутовка спустилась вниз и сказала, что толку от этого растения вовсе нет: только оскомину набьешь, потому как нет ни одной зрелой ягоды!

    Мораль басни «Лиса и виноград»

    Несмотря на свое незамысловатое содержание, представленное произведение имеет глубокое смысловое значение. «Лиса и виноград» – басня, которая без какой-либо иронии раскрывает сущность хитрой, но в то же время никчемной личности. На примере такого животного, как лисица, Крылов показывает то, что неспособный сделать что-то самостоятельно человек всегда найдет способ отвертеться, прикрыть свой паскудный поступок какой-либо отговоркой или найти массу недостатков в том, на достижение чего у него не хватает ни смелости, ни силы.

    «Лиса и виноград» – басня Крылова, способная многих людей, которые отличаются хитростью и неумением сделать что-то более ценное. Удачная аналогия с самой изворотливой жительницей леса – лисицей – отлично вписалась в составленный автором сюжет, ведь данное животное любит посещать человеческие угодья с целью воровства мелкого скота для прокорма. Также и некоторые люди, подобно лисе, способны пользоваться только тем, что создали другие, а если эта вещь им не по карману или они не знают, как с ней обращаться, то они могут только оставить в свое оправдание нелестные отзывы.

    Читайте также:  Басня Толстого Осел в львиной шкуре
    Ссылка на основную публикацию