Басня Толстого Комар и Лев

Детский час

для детей и родителей

Басни Л.Н.Толстого

Лев Николаевич Толстой, обращаясь к жанру басни, был уверен в том, что он обязательно найдет своего читателя. Потому что, сочиняя произведения такого рода, он стремился к тому, чтобы они были «максимально приближены к детскому восприятию».

Созданные на основе эзоповских, басни Толстого написаны лаконично и без затей. Несмотря на то, что сюжеты являются заимствованными, воспринимаются эти произведения, как оригинальные, настолько самобытно они написаны.

Мораль басен Толстого не представляет сложности для детского восприятия. Лев Николаевич всегда стремился к тому, чтобы мораль была чёткой и ясной, живой и конкретной. Читая строки басни «Два товарища», мы можем заметить, что мораль «произносит тот, который был оставлен своим другом». Интересуясь, о чём поведал другу Медведь, он произнёс: «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Есть такие хорошие слова: «Своих не бросаем». Они замечательно подходят к этой басне.

Отличительными особенностями басен Толстого являются: ярко выраженный педагогический подтекст, простота и ясность языка, глубокое, философское содержание, краткость изложения.

«Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, — ты не об моем, а о своем корме хлопочешь».

«Поделом мне за то, что я хотел съесть листья, те самые, какие спасли меня».

«Мне не нужно награды; я счастлив уже тем, что царь мой похвалил меня».

«Оттого не вхожу, что по следам вижу — входов много, а выходов нет».

«Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Эти известные выражения из басен Толстого говорят нам об остроте, динамизме, драматизме действий, происходящих в такого рода произведениях автора.

Повествовательная часть ряда басен Толстого напоминает сказку, некоторые из них описывают реальные условия жизни. Какими бы они не были, они заставляют остановиться и обратить внимание на недостатки в нашей жизни.

«Два товарища» Басня Л.Н.Толстого

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

«Лев и лисица» Басня Л.Н.Толстого

Лев от старости не мог уже ловить зверей и задумал хитростию жить: зашел он в пещеру, лег и притворился больным. Стали ходить звери его проведывать, и он съедал тех, которые входили к нему в пещеру. Лисица смекнула дело, стала у входа в пещеру и говорит: «Что, лев, как можешь?»

Лев говорит: «Плохо. Да ты отчего же не входишь?» А лисица говорит: «Оттого не вхожу, что по следам вижу — входов много, а выходов нет».

«Комар и лев» Басня Л.Н.Толстого

Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!» И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился.

Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит: «Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Комар и лев басня. Анализ басни «Комар и Лев»

Басня Толстого «Комар и Лев» раскрывает суть извечной темы споров и пересудов по поводу того, кто сильнее, важнее и лучше. Это еще одно подтверждение мысли о том, что всяческие недальновидные «выскочки» и «воображалы», демонстрирующие свое ложное превосходство над кем-либо, терпят поражение, пришедшее подобно бумерангу, на своей же территории амбиций и хвастовства.

Басня «Комар и Лев»

Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!»

И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился. Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит: «Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Мораль басни Толстого «Комар и Лев»

Мораль басни «Комар и Лев» не прописана автором, но легко читается в поведении главных героев, а состоит она в том, что каждый имеет столько истинной силы, на сколько хватает его ума, поэтому одержавшие победу должны быть еще и мудры в восклицаниях о ней, иначе рискуют оказаться на месте поверженного.

Анализ басни «Комар и Лев»

Толстой в басне «Комар и Лев» представил на суд читателям трех персонажей: Льва (символ мудрости и силы), Комара (образ назойливости и глупой навязчивости) и Паука (вершителя справедливости). Сквозь призму каждого из них Лев Николаевич хотел показать, как по-разному могут вести себя люди в одной и той же ситуации и как часто выбранное поведение является решающим.

К примеру, люди-Комары в любой ситуации пытаются «накрыться с головой одеялом» власти и всеправия. Однако все их действия, начиная от манеры поведения и заканчивая принятыми серьезными решениями, увешаны лишь искусственной шумихой и «мишурой», поэтому ничего кроме разочарования и крушения надежд они не несут.

«Толстовские» Львы – люди, которые вроде и сильны, и не глупы, но из-за своей где-то нерасторопности, где-то чрезмерного внимания к окружающим мелочам и мешающим спокойному существованию эмоциям, потраченным на несерьезных соперников, выбивают из строя в первую очередь самого себя.

А вот люди-Пауки – это терпеливые стратеги, всегда побеждающие на чужой излишней эмоциональности и безрассудстве.

О том, как маленький Комар сумел отомстить могущественному Льву за обиду, поведает басня «Лев и Комар» Крылова.

Читайте также:  Басня Толстого Волк и Кобыла

Читать текст басни:

Вот что о том я слышал стороною:
Сухое к Комару явил презренье Лев;
Зло взяло Комара: обиды не стерпев,
Собрался, поднялся Комар на Льва войною.
Сам ратник, сам трубач пищит во всю гортань
И вызывает Льва на смертоносну брань.
Льву смех, но наш Комар не шутит:
То с тылу, то в глаза, то в уши Льву он трубит!
И, место высмотрев и время улуча,
Орлом на Льва спустился
И Льву в крестец всем жалом впился.

Лев дрогнул и взмахнул хвостом на трубача.
Увёртлив наш Комар да он же и не трусит!
Льву сел на самый лоб и Львину кровь сосёт.
Лев голову крутит, Лев гривою трясёт;
Но наш герой своё несёт:
То в нос забьётся Льву, то в ухо Льва укусит.

Вздурился Лев,
Престрашный поднял рев,
Скрежещет в ярости зубами
И землю он дерёт когтями.
От рыка грозного окружный лес дрожит.
Страх обнял всех зверей; всё кроется, бежит;
Отколь у всех зверей взялися ноги,
Как будто бы пришёл потоп или пожар!
И кто ж? Комар
Наделал столько всем тревоги!
Рвался, метался Лев и, выбившись из сил,
О землю грянулся и миру запросил.
Насытил злость Комар; Льва жалует он миром:
Из Ахиллеса вдруг становится Омиром *
И сам
Летит трубить свою победу по лесам. *

* Омир (Гомер) – легендарный эпический поэт Древней Греции, описавший Троянскую войну в поэме «Илиада».

* На сюжет басни Лафонтена «Лев и Мошка».

* Ахиллес (Ахилл; греч. миф.) – герой Троянской войны.

Мораль басни Лев и Комар:

Мораль басни – иногда и мелкий, бессильный враг может наделать много шума. Несмотря на разницу в весовых категориях Комар победил Льва. Точно так же случается в реальности: «маленький» человек, не обладающий полномочиями, достойно мстит врагам. Крылов предупреждает читателя о том, что не стоит позволять себе насмехаться над слабаками и обижать тех, кто ниже по рангу. Баснописец предупреждает: разозленный враг мстит изо всех сил, и может победить даже могущественного и сильного соперника.

Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!»

И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился. Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит: «Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Мораль басни

Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю. В жизни бывают разные ситуации. И когда кажется, что все в твою пользу, может случиться всякое.

Каждый в чем-то хорош. У всех есть свои сильные стороны.

Герои басни Толстого

  • комар – победил льва
  • лев – был побежден и когти с зубами не помогли
  • паук – поймал комара

Несколько интересных Басен

  • Басня Эзопа Волк и Овца

Текст и анализ басни Волк и Овца

Басня Эзопа Обезьяна и Рыбаки

Текст и анализ басни Обезьяна и Рыбаки

Басня Эзопа Ворон и Лисица

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо

Действенные заговоры и обряды защиты от врагов и неприятелей Заговор все мои враги ведьмы колдуны

Цель игил – наслать проклятье на печать пророка, как гитлер наслал проклятье на свастику

Специально для журнала Ведьмин Котёл ()

Индивидуальный рунический код

Используем иероглифы для привлечения денег и богатства

Лев и комар. (басня)

Лев после сытного обеда

Решил в тени дерев вздремнуть.

А там, Комар сидел,

Он начал приставать ко Льву,

И, не давал заснуть.

То на нос сядет, то на брюхо,

А, то зудит – зудит над ухом.

Лев рассердился, зарычал

– Кончай зудеть, ты надоел, комар!

-Не на того напал!
Ты не смотри, что ростом мал.

Пока я крови не напьюся,

А, тут корова мимо проходила,

Она хвостом махнула,

Мораль: О, если б, люди все хвосты имели,

Наверно, « комары» бы не зудели.

Опубликован:16 Февраля 2014 01:39
Просмотры:2289 статистика

Комментарии:12
Популярность:65
Автор:
В КАКОМ ФИЛЬМЕ МНЕ ХОЧЕТСЯ СНИМАТЬСЯ
Добавлена возможность вставлять изображения в комментарии.
Комментарии
Регистрация

Имя

Войти через˜

Вход

EmailНаталия Кара +11701

Комменты под стать басне! )))))))))

Света, очень удачная басня!

Светлана Футы-нуты +2234

Ольга Бабицкая +16962

Хочется заметить, что комарик ,конечно, назойливый, но жертву на убивает, а только покусывает, выпивая только капельку крови, а вот лев может полностью съесть жертву..Но так устроена природа – и комару и льву хочется кушать..))))))))

Светлана Футы-нуты +2234

Женечка +354

Светлана Футы-нуты +2234

Алекс Ра +16817

Алекс Ра +16817

Любовь Волкова- Пьянова +18872

Светлана Футы-нуты +2234

Светлана Футы-нуты +2234

Комментировать

Изображение будет физически удалено с нашего сервера и его невозможно будет восстановить. Продолжить удаление?

Комар и лев (л.Н. Толстой)

Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!» И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился. Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит: «Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Лисица и козёл (Эзоп)

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козёл, которому захотелось пить, подошёл к тому колодцу, заметил в нём лисицу и спросил её, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козёл, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что у неё есть хорошая мысль, как спастись им обоим:

— Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу.

И это её предложение принял козёл с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась на рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козёл её бранить за то, что нарушила она их уговор; а лиса обернулась и молвила:

— Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти.

Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведёт.

Слон и моська (и.А.Крылов)

По улицам Слона водили, Как видно, напоказ. Известно, что Слоны в диковинку у нас, Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться; Ну так и лезет в драку с ним. “Соседка, перестань срамиться, – Ей Шавка говорит, – тебе ли со Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает. – “Эх, эх! – ей Моська отвечает, – Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: “Ай, Моська! знать, она сильна, Что лает на Слона!

1.Каким вы видите Слона? Опишите его. Какими качествами он обладает?

2.Какой вы представляете Моську? Какими чертами наделил её автор?

3.Некоторые слова из басни стали крылатыми выражениями. Назови их. В каких ситуациях так говорят?

4.Какие качества из перечисленных они характеризуют: смелость, отвагу, храбрость, задиристость, хвастовство, трусость, подлость, глупость, лень? Объясни свой выбор.

Чиж и голубь (и.А.Крылов)

Чижа захлопнула злодейка-западня: Бедняжка в ней и рвался и метался, А Голубь молодой над ним же издевался. “Не стыдно ль, – говорит, – средь бела дня Попался! Не провели бы так меня: За это я ручаюсь смело”. Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок. И дело! Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

1.Объясни, почему «Чиж и голубь» – басня.

2.Как автор относится к Чижу? Подтверди словами из текста.

3.Не рой другому яму — сам в неё попадёшь. Не смейся чужой беде, своя на гряде. Молод Фома, да голова без ума. Какая из пословиц тоже подходит для выражения морали этой басни?

4.Прочитайте басню ещё раз, представьте и опишите две истории, которые произошли с героями басни.

5.В чём заключается мораль басни?

6.Почему западня названа злодейкой?

7.Как вёл себя пойманный Чиж? Каким голосом прочитаешь слова о нём?

8.Перечитай слова Голубя. Как он отнёсся к несчастью Чижа? Как нужно читать его слова?

9.Приведи примеры из жизни, когда можно было бы употребить слова: «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок».

10.В чём заключается основная мысль басни (т. е. мораль)? Как ты её понимаешь? Как лучше прочитать предложение, где выражена главная мысль басни? Объясни свой выбор.

Комар и лев

Комар прилетел ко льву и говорит:

– Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!

И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился.

Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит:

– Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю.

Сказки для детей:

Череп-тереп Была муха-горюха. У какой-то хозяйки было сметаны череп. Ну вот, муха-горюха летела и повернула его и назвала ” терем “. […].

Лев и комар Бессильному не смейся И слабого обидеть не моги! Мстят сильно иногда бессильные враги. Так слишком на свою ты силу не […].

Комар и стрекоза После зимних холодов комар оживает раньше стрекозы. Растаял снег, пригрело солнце, и ожил комар. Живет комар, радуется, никто ему не […].

Медведь и комар Однажды медведь поймал в лесу зайца и ради потехи давай ему уши драть. Заплакал от боли и обиды заяц, а […].

Комар и волк Спросил комар волка: – Куда, сосед, так торопишься? – На пастбище, лошадь хочу загрызть, – ответил волк. – Что ты, […].

Комар и Пастух Пастух под тенью спал, надеяся на псов, Приметя то, змея из-под кустов Ползет к нему, вон высунувши жало; И Пастуха […].

Комар оводу не товарищ Летит овод, по сторонам поглядывает, а под кустиком в холодке комар сидит. Овод и говорит ему: – Полетим, брат, за […].

Летучая мышь и ласка Летучая мышь упала на землю, и ее схватила ласка. Видя, что смерть пришла, взмолилась летучая мышь о пощаде. Ответила ласка, […].

Росянка – Комариная Смерть Летел Комар над прудом и трубил: – Я – Комарище! Жигать мастерище. Носом востер, Зол и хитер. Все меня боятся: […].

Теремок Ехал мужик с горшками и потерял один горшок. Прилетела муха-горюха и спрашивает: – Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? Видит […].

Терем мухи Вариант 1 Построила муха терем; пришла вошь-поползуха: “Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?” – “Муха-горюха; а […].

Гордая мышь Поселилась мышь с мышонком на мельнице и стала жить припеваючи. Кошки поблизости не было, а еды всегда было вдоволь. Так […].

Летучая мышь и две ласочки Жестокую войну С Мышами Ласочки имели: Кого ни брали в плен, всех ели. Случилось как-то, Мышь Летучую одну В ночную […].

Сова и летучая мышь Однажды в густом лесу спала на ветке дерева, повиснув вниз головой, летучая мышь, а на соседней сидела и спала сова. […].

Как горная и городская мышь друг к дружке в гости ходили Вышла однажды горная мышь прогуляться и повстречала на дороге городскую мышь. Разговорились мыши и очень понравились друг дружке. С того […].

Три котенка Три котенка – черный, серый и белый – увидели мышь и бросились за ней! Мышь прыгнула в банку с мукой. […].

Летучая мышь, терновник и нырок Летучая мышь, терновник и нырок решили сложиться и торговать заодно. Летучая мышь заняла денег и внесла в товарищество, терновник дал […].

Почему Ананси ест мух, бабочек и комаров Однажды муха, бабочка и комар отправились вместе на охоту. В лесу им попался паук Ананси. – Мы тебя съедим! – […].

Мышь домовая и мышь полевая Однажды летом в погожий день вылезла домовая мышь из норки и побежала в Силдруву к своей родне – полевой мыши. […].

Сорока и семь зеленых яиц Жила на свете сорока, и было у нее гнездо на осине. Лежало в том гнезде семь зеленых яиц. Однажды подошла […].

Лев и Мышь Угодила как-то маленькая Мышь в лапы Льву. – О царь зверей! – пискнула Мышь.- Я настолько мала, что едва ли […].

Шуршащая песня Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, И дождь шуршит, И мышь, шурша, В нору спешит. А там […].

Летучая мышь, куст и утка Однажды Мышь летучая и Утка, Увидевши, что вовсе жизнь не шутка, И придорожный Куст с собою прихватив (Он также был […].

Про летучую мышь Когда-то, давным – давно, летучая мышь жила в лесу, так же как и птицы. Каждое утро, едва появлялось солнце, она […].

Присказка Без присказки сказки – что без полозьев салазки. Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, […].

Две подруги (басня) “Красиво ты живешь, Любезная сестрица! – Сказала с завистью в гостях у Крысы Мышь. – На чем ты ешь и […].

Маленькая мышка Мышка-мама всегда говорила своей дочке, что страшнее кота зве­ря нет. Однажды маленькая мышка вышла гулять. Побегала по двору и при­шла […].

Воробей и мышь Жили по соседству воробей и мышь: воробей под стрехой, а мышь в норке в подполе. Кормились тем, что от хозяев […].

Сокол и петух Сокол привык к хозяину и ходил на руку, когда его кликали; петух бегал от хозяина и кричал, когда к нему […].

Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город Собрался батюшка в город, а я ему говорю: – Батя, возьми меня с собой. А он говорит: – Ты там […].

Урок литературного чтения. 3-й класс

Класс: 3

– Раскрыть одну из особенностей басни (может быть написана и в прозе; не только И.Крыловым, но и другими авторами).

– Познакомить с баснями, не входящими в содержание учебника.

– Формировать у ребенка сложное действие одновременного восприятия самого литературного текста (над которым идет работа в классе), слова учителя и мнения одноклассников.

– Формировать навыки чтения, организуя разные виды прочитывания.

– Учить понимать эмоциональный тон литературного произведения.

– Формировать первичные представления о жанрах, законах и специфике басни.

– Воспитывать личность ребенка на морали басни.

– Воспитывать внимательное отношение к слову.

Оборудование: учебник “Литературное чтение” 3 класс (1часть), Н.А.Чуракова; портреты писателей Г.Х.Андерсен, Л.Н.Толстой, С.В.Михалков, И.А.Крылов (на доске); книги этих авторов или их ксерокопии; карточки с названиями басен и пословиц.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по группам.

2. Постановка учебной задачи.

– Обратите внимание на доску. Кто знает, зачем на доске записаны эти фамилии? Кто это? Почему они в одной группе?

Это фамилии писателей.

– (Дети затрудняются пока ответить).

– Поработав на уроке, исследуя литературные тексты, с которыми нам предстоит работать, вы сможете ответить на этот вопрос в конце урока (на доске ставится знак?).

3. Исследовательская деятельность детей.

– На партах у вас книги с произведениями. Ваша задача прочитать про себя текст, обсудить в группах и ответить на вопрос: Кто автор произведения? К какому жанру относится? Почему? (1 группа читает “Чиж и голубь” И.Крылова; 2 группа “Услужливый” С.Михалкова; 3 группа “Комар и лев” Л.Толстого).

4. Проверка прочитанного с обсуждением.

1 группа: зачитывают произведение вслух, выражают свое мнение. Начинается обсуждение со всем классом, возможен спор.

Мы считаем, что это басня, т.к написана в стихотворной форме, герои – животные, есть мораль, схожа со сказкой, высмеиваются негативные черты характера человека.

– Что писал И.Крылов?

(На доске, напротив фамилии И.Круглова пишется слово БАСНИ).

2 группа зачитывает произведение С.Михалкова “Услужливый”. В ходе обсуждения наталкиваются на то, что оно написано в прозе. Дети же привыкли считать, что в стихотворной форме.

– Какой сделали вывод? Открытие?

Что басня может быть написана и в прозе.

– Чему учит эта басня? Какие недостатки высмеивает?

– Что еще писал С.Михалков? Какие его произведения читали?

(На доске, напротив фамилии С.Михалкова пишется слово БАСНИ).

3 группа зачитывает произведение Л.Толстого “Комар и лев”. Идет обсуждение с доказательством, к какому жанру оно относится.

– Вы уже поняли, что басня может быть написана в прозе. А что еще заметили, открыли для себя после прочтения текстов 2 и 3 группы?

Раньше не читали басен Л.Толстого и С.Михалкова.

(На доске напротив фамилии Л.Толстого пишется слово БАСНИ).

– Да, гениально придумали мудрецы в древности, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они придумали басню так, чтобы люди поневоле относили её к себе и при этом думали: это басня сложена про меня. Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками.

(Чтение учителем басни Г.Андерсена про собаку).

– Можно ли это произведение считать басней? Почему?

– Чему учит? С каким жанром схожа?

– Какое еще открытие сделали?

Что Г.Х.Андерсен – баснописец.

– Кто сможет ответить, почему фамилии этих авторов записаны в одну группу?

Все они баснописцы.

– Посмотрите на фамилию И.Крылов и подумайте, какое задание на дом я хочу вам предложить?

А что кроме басен писал И.Крылов?

– Правильно, найдите в библиотеке и приготовьте сообщение.

6. Закрепление. Работа в парах.

У одного список с названием произведений, у другого пословицы. Задание: соединить по смыслу.

“Делу время – потехе час”; “Не рой яму другому – сам в неё попадешь”; “Вперед чужой беде не смейся голубок”; “За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь” и т.д.

Название басен: любые ранее изученные.

– С каким жанром литературы знакомились?

– Как отличить басню от других видов?

– Чем похожа и отличается от сказки?

– Чему учит мораль?

– Какие недостатки высмеивает?

– Кто себя увидел?

– Поможет ли вам басня в исправлении своих недостатков?

Ссылка на основную публикацию