Басня Толстого Лев и Мышь

Басня Толстого Лев и Мышь

Сказки, басни, были и рассказы

© Слепков А. Г., ил., 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2017

Стрекоза и муравьи

Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали:

– Что ж ты летом не собрала корму?

– Недосуг было: песни пела.

Они засмеялись и говорят:

– Если летом играла, зимой пляши.

Работницы и петух

Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили – им стало хуже: хозяйка боялась проспать и ещё раньше стала поднимать работниц.

Собака и её тень

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

И осталась собака ни при чём.

Осёл в львиной шкуре

Осёл надел львиную шкуру, и все думали – лев. Побежал народ и скотина. Подул ветер, шкура распахнулась, и стало видно осла. Сбежался народ – исколотили осла.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь – бывает и от мыши добро.

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

– Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда.

Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

– Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

У одного отца было два сына. Он сказал им:

– Умру – разделите всё пополам.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них:

– Как вам отец велел делиться?

– Он велел делить всё пополам.

– Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину.

Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит.

Шакалы поели всю падаль в лесу, и им не́чего стало есть. Вот старый шакал и придумал, как им прокормиться. Он пошёл к слону и говорит:

– Был у нас царь, да избаловался: приказывал нам делать такие дела, каких нельзя исполнить; хотим мы другого царя выбрать – и послал меня наш народ просить тебя в цари. У нас житьё хорошее: что велишь, всё то будем делать и почитать тебя во всём будем. Пойдём в наше царство.

Слон согласился и пошёл за шакалом. Шакал привёл его в болото. Когда слон завяз, шакал и говорит:

– Теперь приказывай: что велишь, то будем делать.

– Я приказываю вытащить меня отсюда.

Шакал рассмеялся и говорит:

– Хватайся хоботом мне за хвост – сейчас вытащу.

– Разве можно меня хвостом вытащить?

А шакал и говорит:

– Так зачем же ты приказываешь, чего нельзя сделать? Мы и первого царя за то прогнали, что он приказывал то, чего нельзя делать.

Когда слон издох в болоте, шакалы пришли и съели его.

Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика: «Куда он, дурак, меня гонит; лучше бы домой». Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, а лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дёрнул лошадь; она пошла на мостовую и думает: «Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта обломаешь. Тут под ногами жёстко».

Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает: «Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чём он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы ни ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овёс».

Обезьяна и горох

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

Охотник поставил у озера сети и накрыл много птиц. Птицы были большие, подняли сеть и улетели с ней. Охотник побежал за птицами. Мужик увидал, что охотник бежит, и говорит:

– И куда бежишь? Разве пешком можно догнать птицу?

– Кабы одна была птица, я бы не догнал, а теперь догоню.

Так и сделалось. Как пришёл вечер, птицы потянули на ночлег, каждая в свою сторону: одна к лесу, другая к болоту, третья в поле; и все с сетью упали на землю, и охотник взял их.

Повстречал заяц ежа и говорит:

– Всем бы ты хорош, ёж, только ноги у тебя кривые, заплетаются.

Ёж рассердился и говорит:

– Ты что ж смеёшься; мои кривые ноги скорее твоих прямых бегают. Вот дай только схожу домой, а потом давай побежим наперегонку!

Лев и мышь Толстой (мораль?)

1 ответ

Мораль басни Л. Н. Толстого “Лев и мышь” заключается в известной древней мудрости “Что посеешь, то и пожнёшь”.

Содержание басни, и особенно финал, являются иллюстрацией этих слов. Нравственный урок, данный в басне, заставляет человека задуматься о ценности таких качеств, как великодушие, доброта. Они возвращаются сторицей тому, кто не скупится проявлять их в жизни.

Оценка: 4.4 ( 10 голосов)

  • 1. Смысл поговорки “Что посеешь, то и пожнешь”?
  • 2. Какова мораль басен Толстого?
  • 3. Как написать басню ,3 класс
  • 4. Басни и мораль (10 штук Крылова)
  • 5. Сочините собственную басню, соблюдая следующие условия: Название басни ” Обезьяна и Мышь” Моралью басни является реплика мыши Предметный мир басни и
  • 6. Сочинение “Лев и собачка”
  • 7. Какие басни написал Толстой?

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Игорь Проскуренко 337
  2. 2. Марина Есина 260
  3. 3. Аркадий Кондюков 186
  4. 4. Варвара Изосимова 175
  5. 5. Виолетта Иванова 152
  6. 6. Арина Бутусова 143
  7. 7. Тихон Штельма 132
  8. 8. Егор Рублев 99
  9. 9. Сергей Светлов 85
  10. 10. Daniel Solodukhin 85
  1. 1. Кристина Волосочева 18,325
  2. 2. Юлия Бронникова 18,080
  3. 3. Ekaterina 17,976
  4. 4. Darth Vader 17,106
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Liza 15,165
  9. 9. TorkMen 14,876
  10. 10. Влад Лубенков 13,530

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Урок внеклассного чтения по теме “Л.Н. Толстой “Лев и мышь”

Разделы: Литература

Цели:

  • Выявление поучительного смысла басни;
  • Коррекция вербальной памяти на основе графического упражнения.
  • Развитие речи учащихся;
  • Развитие техники и выразительности чтения;
  • Воспитание понятия о правильном поведении в разных ситуациях;
  • Читайте также:  Басня Толстого Лев, Волк и Лисица

    Оборудование: презентация, распечатки басни, листочки в клеточку для графического диктанта, распечатки стихотворения Ю. Голубь для домашней работы

    1. Разминка (на доске или на экране)

    Прочитайте и повторите чистоговорки

    Са-са-са- в лесу бегает лиса.
    Су-су-су- было холодно в лесу.
    Со-со-со- у машины колесо.
    Ос- ос-ос на поляне много ос.

    Девчонка везла на возу
    Козленка, козла и козу.
    Лесок проезжала-
    Часок подремала.
    Девчонка в лесу проспала
    Козленка, козу и козла.

    Прочитайте слова в столбиках сначала заботливо и нежно, а потом строго и серьезно.

    ЛевЛьвиныйпривязали
    Мышьдобрыйперегрызла
    Охотниксильныйпоймали

    2. Сообщение темы урока.

    – Сегодня мы познакомимся с басней Л. Н. Толстого “Лев и мышь”

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910)- великий русский писатель. Он написал много интересных книг для взрослых и детей. В своем имении Ясная Поляна, недалеко от Тулы, Л. Н. Толстой организовал школу для крестьянских детей. Он хотел, чтобы дети росли грамотными, честными, добрыми, отзывчивыми людьми, чтобы они помогали друг другу, жили в согласии. Для своей школы он написал “Азбуку” и книги для чтения. Рассказы из этих книг до сих пор с интересом читают дети. Л. Н. Толстой знакомил учеников школы с культурой других народов.

    Басня – это маленький рассказ, стихотворный или прозаический, в котором действуют животные или предметы, но под ними подразумеваются люди. В баснях осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Басня содержит поучение. В басне основная мысль чаще всего выражена отдельно, особым предложением.

    3. Знакомство с текстом (первичное чтение учителем)

    Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее. Она сказала; ” Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю “. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.

    Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: ” Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро”.

    Вопрос по содержанию

    – Как маленькая мышь помогла огромному льву?

    Учитель читает текст, варьируя скорость чтения, ученики следят. Учитель внезапно останавливается – учащиеся продолжают чтение.

    Вышли мышки как-то раз,
    Посмотреть который час,
    Раз, два, три, четыре,
    Мышки дернули за гири.
    Раздался огромный звон,
    Разбежались мышки вон.

    5. “Жужжащее” чтение

    6. Работа по содержанию текста.

    Восстановление последовательности событий:

    Охотники поймали льва.

    Лев поймал мышь.

    Мышь спасла льва.

    Мышь обещает сделать добро льву.

    Сегодня мы говорили, что басня содержит основную поучительную мысль. Постараемся найти её.

    “Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь,- бывает и от мыши добро”

    А теперь скажите, соответствует ли основной мысли басни данная пословица: “Друзья познаются в беде”? Почему?

    7. Графический диктант ” Лев”

    8. Творческое задание.

    – Разукрасьте льва и нарисуйте мышку по своему замыслу.

    9. Домашнее задание (выучить стихотворение)

    Зверь уснул, укрывшись гривой.
    Хвостик с кисточкой игривой
    Я бы тронул осмелев,
    Да боюсь, проснется лев.
    Ю. Голубь

    Выставка графических рисунков учащихся.

    Список литературы

    1. Галкина Г.Г. “Пальцы помогают говорить”.Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. М., Издательство “Гном и Д”, 2006
    2. Осипова А. А. ” Диагностика и коррекция внимания” М., Творческий центр ” Сфера” 2002
    3. Рудченко Л. И. Чтение. Коррекционно-развивающие занятия. Волгоград, Издательство “Учитель”, 2007
    4. Рыбина А. Ф. ” Коррекция звукопроизношения у детей” Волгоград, Издательство “Учитель”
    5. Семенака С. И. “Учимся сочувствовать, сопереживать” М., Издательство “Аркти” 2003
    6. Хохрина В. Т. “Дидактические основы урока во вспомогательной школе”. Иркутск, 1997
    7. Черемошкина Л. В. “Развитие памяти детей”. Ярославль “Академия развития”, 1997
    8. Юрова Е. В. ” 259 упражнений для развития устной речи”, М., Издательство АСТ “Астрель” 2001

    Чему учит басня лев и мышь

    Главные герои басни Толстого «Лев и мышь» — грозный Лев и крохотная, незаметная Мышь. Тема басни – тема взаимопомощи.

    Однажды Мышь решила пробежать по телу спящего Льва. Лев почувствовал, что по нему кто-то бежит, проснулся и схватил Мышь.

    Мышь стала упрашивать Льва, чтобы тот отпустил ее на свободу. Взамен она обещала отплатить огромному Льву добром. Льва насмешило обещание Мыши, он недоумевал, каким образом ему, царю зверей, может сделать доброе дело такое крохотное существо, как мышь? Тем не менее, Лев отпустил нарушительницу его спокойствия.

    Спустя некоторое время Льва поймали охотники. Они привязали его веревкой к дереву и ушли. Заслышав рев Льва, к нему явилась Мышь. Увидев, что царь зверей привязан веревкой к дереву, крохотная Мышь перегрызла эту веревку и освободила Льва.

    Мышь напомнила Льву, как тот смеялся над ее обещанием отплатить добром. Она сказала Льву, что и маленькая Мышь может сделать доброе дело для большого Льва.

    Таково краткое содержание басни.

    Мораль басни Толстого «Лев и Мышь» состоит в том, что не следует недооценивать способности более слабых в оказании помощи более сильным. Лев смеялся над Мышью, когда та обещала ему помочь, он не мог понять, как такое слабое существо, как Мышь, может оказать помощь ему, грозному царю зверей. Но действительность оказалась такова, что и сильному Льву потребовалась помощь. И эту действенную помощь сумела оказать малозначимая Мышь.

    Басня Толстого учит не пренебрегать предложениями о помощи со стороны других людей. Недооценка способностей других людей может негативно повлиять на судьбу человека. Лев посмеялся над обещанием Мыши помочь ему в будущем, но он недооценил способности Мыши.

    В басне «Лев и Мышь» мне понравилась Мышь, уверенная в своих силах.

    Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

    Мораль басни “Лев и Мышь”

    Каким добрым смыслом наполнен рассказ Льва Николаевича Толстого. Хорошая мораль басни Лев и Мышь – это история о доброте.

    Всего в нескольких словах великий писатель сумел показать очень много уроков о доброте. Прежде всего, если даже ты всего лишь «мышь», то есть обычный человек, ты можешь оказаться полезным даже могущественному «льву», поэтому если видишь беду и можешь помочь – не пойди мимо и помоги.

    Кроме того, здесь показано, что подмога порой может приходить из самого неожиданного источника, и никогда не бывает зазорно принять подмогу даже от постороннего человека, если он дарят ее от души.

    А главный вывод: добрых людей, все равно больше, чем злых, и неважно сильный ты или маленький и слабый. мы все имеем возможности, а поэтому должны оказывать посильную помощь тем, кому она нужна.

  • Выявление поучительного смысла басни;
  • Коррекция вербальной памяти на основе графического упражнения.
  • Развитие речи учащихся;
  • Развитие техники и выразительности чтения;
  • Воспитание понятия о правильном поведении в разных ситуациях;

    Оборудование: презентация, распечатки басни, листочки в клеточку для графического диктанта, распечатки стихотворения Ю. Голубь для домашней работы

    1. Разминка (на доске или на экране)

    Прочитайте и повторите чистоговорки

    Са-са-са- в лесу бегает лиса.
    Су-су-су- было холодно в лесу.
    Со-со-со- у машины колесо.
    Ос- ос-ос на поляне много ос.

    Девчонка везла на возу
    Козленка, козла и козу.
    Лесок проезжала-
    Часок подремала.
    Девчонка в лесу проспала
    Козленка, козу и козла.

    Прочитайте слова в столбиках сначала заботливо и нежно, а потом строго и серьезно.

    2. Сообщение темы урока.

    Сегодня мы познакомимся с басней Л. Н. Толстого “Лев и мышь”

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910)- великий русский писатель. Он написал много интересных книг для взрослых и детей. В своем имении Ясная Поляна, недалеко от Тулы, Л. Н. Толстой организовал школу для крестьянских детей. Он хотел, чтобы дети росли грамотными, честными, добрыми, отзывчивыми людьми, чтобы они помогали друг другу, жили в согласии. Для своей школы он написал “Азбуку” и книги для чтения. Рассказы из этих книг до сих пор с интересом читают дети. Л. Н. Толстой знакомил учеников школы с культурой других народов.

    Читайте также:  Басня Толстого Лисица

    Басня – это маленький рассказ, стихотворный или прозаический, в котором действуют животные или предметы, но под ними подразумеваются люди. В баснях осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Басня содержит поучение. В басне основная мысль чаще всего выражена отдельно, особым предложением.

    3. Знакомство с текстом (первичное чтение учителем)

    Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее. Она сказала; ” Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю “. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.

    Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: ” Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро”.

    Как маленькая мышь помогла огромному льву?

    Учитель читает текст, варьируя скорость чтения, ученики следят. Учитель внезапно останавливается – учащиеся продолжают чтение.

    Вышли мышки как-то раз,
    Посмотреть который час,
    Раз, два, три, четыре,
    Мышки дернули за гири.
    Раздался огромный звон,
    Разбежались мышки вон.

    5. “Жужжащее” чтение

    6. Работа по содержанию текста.

    Восстановление последовательности событий:

    Охотники поймали льва.

    Лев поймал мышь.

    Мышь спасла льва.

    Мышь обещает сделать добро льву.

    Сегодня мы говорили, что басня содержит основную поучительную мысль. Постараемся найти её.

    “Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь,- бывает и от мыши добро”

    А теперь скажите, соответствует ли основной мысли басни данная пословица: “Друзья познаются в беде”? Почему?

    7. Графический диктант ” Лев”

    8. Творческое задание.

    Разукрасьте льва и нарисуйте мышку по своему замыслу.

    9. Домашнее задание (выучить стихотворение)

    Зверь уснул, укрывшись гривой.
    Хвостик с кисточкой игривой
    Я бы тронул осмелев,
    Да боюсь, проснется лев.
    Ю. Голубь

    Выставка графических рисунков учащихся.

    1. Галкина Г.Г. “Пальцы помогают говорить”.Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. М., Издательство “Гном и Д”, 2006
    2. Осипова А. А. ” Диагностика и коррекция внимания” М., Творческий центр ” Сфера” 2002
    3. Рудченко Л. И. Чтение. Коррекционно-развивающие занятия. Волгоград, Издательство “Учитель”, 2007
    4. Рыбина А. Ф. ” Коррекция звукопроизношения у детей” Волгоград, Издательство “Учитель”
    5. Семенака С. И. “Учимся сочувствовать, сопереживать” М., Издательство “Аркти” 2003
    6. Хохрина В. Т. “Дидактические основы урока во вспомогательной школе”. Иркутск, 1997
    7. Черемошкина Л. В. “Развитие памяти детей”. Ярославль “Академия развития”, 1997
    8. Юрова Е. В. ” 259 упражнений для развития устной речи”, М., Издательство АСТ “Астрель” 2001

    Басня Толстого «Лев и Мышь» – часть глубокой и извечной темы о равенстве, угнетении превосходства над слабыми и борьбе за истинную справедливость в социальном мире.

    Басня «Лев и Мышь»

    Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

    Мораль басни Толстого «Лев и Мышь»

    Басня «Лев и Мышь» учит, что никогда и ни при каких совершающихся в твоей жизни обстоятельствах не стоит умалять чьих-то достоинств,
    преуменьшать чью-то значимость и недооценивать чьи-то силы. В жизни все и всегда может повернуться совершенно неожиданным образом, где сильные становятся беспомощными «львятами», а слабые обретаюсь мощь значимости «Мыши».

    В любой ситуации следует оставаться человеком, ведь никто не знает, что ожидает его за судьбоносным поворотом и кто в этот определяющий этап жизни окажется рядом, в чьей поддержке ты увидишь спасение.

    Анализ басни «Лев и Мышь»

    Структурно басня «Лев и Мышь» представляет собой единое целое, но по смысловой нагрузке ее можно разделить на две части. Первая говорит о мудрости и доброте сильного льва, который отпустил на волю пойманную мышь, несмотря на то, что не поверил в ее возможную последующую помощь. Вторая – повествует о том, как слабая мышь спасает царя всех зверей, перегрызая веревку, которой тот был связан.

    Мудрость Льва обернулась ему добрым исходом, спасшим жизнь. Однако в реальности чаще всего подобные «Цари» поступают совсем иначе: гнобят и пренебрегают низшими по должности или званию, пользуясь своим силовым (должностным) превосходством. И вопреки различным несправедливым догмам, те самые мелкие «Мыши» по истечение времени становятся самыми нужными и важными людьми, от которых зависит не только «честь мундира» и достоинство, но порой и жизнь.

    Открытый урок “Обучающее изложение “Лев и мышь”

    Урок обучающего изложения во 2 классе по технологии продуктивного чтения. На уроке использовались различные виды работ по анализу текста.

    Просмотр содержимого документа
    «Открытый урок “Обучающее изложение “Лев и мышь”»

    Тема: Обучающее изложение. «Лев и мышь»

    Формирование умения строить текст.

    Научить определять тему текста, главную мысль

    Формировать умение устанавливать связь заголовка с темой текста.

    Формировать умение определять последовательность частей в тексте

    Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска

    1. Эмоциональный настрой восприятия текста.

    Звучит музыка «В мире животных» на фоне музыки слайды животных (слоны, львы, леопарды, мыши, хомяки) Завершается статичным изображением всех этих животных.

    – Мир животных удивителен, замечателен и многообразен. и мы заглянем в этот мир, перелистнув страницы книги, а она не простая, а волшебная.(слайд с открытой книгой на левой странице животные, а на правой текст напечатанный мелким шрифтом)

    -Что бы вы хотели узнать из этой книги?

    -Какие задания можно выполнить с текстом?

    -А какое именно задание мы сегодня выполним, вам подскажет змейка

    -Что такое изложение?( пересказ текста и запись близко к исходному тексту по содержанию)

    – Что нужно сделать для того, чтобы написать изложение? (составить план, подготовить рабочие материалы)

    -О каких животных пойдет речь в тексте мы сейчас узнаем.

    Живет в норке, грызет корки.

    Боится кошки. (Мышь)

    -Что вам известно о мышах?

    -Какой вы представили себе мышку? (серая, маленькая, шустрая, проворная)

    – Знаете ли вы, что мышей очень боятся слоны. Дело в том, что у слонов очень нежная кожа на ступнях ног, а мыши ее прогрызают и доставляют большое беспокойство слонам)

    – А о каком крупном животном пойдёт речь в произведении? (ребус)

    С = В

    Каким вы представляете себе льва? (большой, сильный, храбрый, смелый, опасный)

    маленькая шустрая проворная

    2. Антиципация по ключевым словам

    Вы совершенно верно назвали персонажей произведения: это лев и мышь. Посмотрите на этих животных и назовите прилагательные антонимы.

    -Какая история могла с ними произойти?

    -Прочитайте слова и предположите, о чем будет текст

    Лев, мышь, стала просить, отпустил, охотники,

    привязали, веревка, перегрызла, добро.

    – А теперь проверим, насколько верны ваши предположения

    II. Знакомство с текстом. (аудиозапись + следим по тексту)

    Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал мышку.

    Мышь стала просить отпустить ее. Она обещала сделать ему добро. Лев засмеялся, но мышь отпустил .

    Однажды охотники поймали льва. Они привязали его к дереву. Мышь услышала львиный рев. Она прибежала на помощь и перегрызла веревку.

    Маленькая мышь сказала: «Ты смеялся, а я отплатила тебе добром за добро»

    – Оправдались ли ваши предположения?

    III. Структурно-смысловой анализ текста

    1. Определение темы и главной мысли текста.

    – Какой текст прочитали?(Текст-повествование)

    -О ком этот текст (какова его тема)?

    -Зачитайте предложение которое выражает главную мысль.

    – Как вы понимаете «отплатить добром за добро»?

    -Можно ли слова мышки назвать моралью?

    – Назовите жанр произведения, в котором обязательно есть мораль? (басня)

    – Что такое басня? (Басня – произведение поучительного характера, чаще всего в стихах. Действующими лицами басни часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.)

    – Чему учит эта басня? (учит дружбе и взаимопомощи)

    – С баснями какого автора мы знакомились на уроках литературного чтения? (И.А.Крылов)

    – Кто автор этой басни? В каком произведении Л.Н.Толстого один из главных героев лев?

    Читайте также:  Басня Толстого Олень и Лев

    – Чем похожи герои этих произведений?

    – Какую мысль хотел донести до нас автор?

    – Как бы вы озаглавили текст? (на доске открыть название)

    В тексте встречается много слов с орфограммами. Определите, по какому признаку распределены слова в группы. Вспомните при этом части слова

    На доске карточки со словами. Объяснить по какому признаку распределены слова .

    Толстой басня лев и мышь пословицы. Анализ басни «Лев и Мышь». Басня «Лев и Мышь»

    Басня Толстого «Лев и Мышь» – часть глубокой и извечной темы о равенстве, угнетении превосходства над слабыми и борьбе за истинную справедливость в социальном мире.

    Басня «Лев и Мышь»

    Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

    Мораль басни Толстого «Лев и Мышь»

    Басня «Лев и Мышь» учит, что никогда и ни при каких совершающихся в твоей жизни обстоятельствах не стоит умалять чьих-то достоинств,
    преуменьшать чью-то значимость и недооценивать чьи-то силы. В жизни все и всегда может повернуться совершенно неожиданным образом, где сильные становятся беспомощными «львятами», а слабые обретаюсь мощь значимости «Мыши».

    В любой ситуации следует оставаться человеком, ведь никто не знает, что ожидает его за судьбоносным поворотом и кто в этот определяющий этап жизни окажется рядом, в чьей поддержке ты увидишь спасение.

    Анализ басни «Лев и Мышь»

    Структурно басня «Лев и Мышь» представляет собой единое целое, но по смысловой нагрузке ее можно разделить на две части. Первая говорит о мудрости и доброте сильного льва, который отпустил на волю пойманную мышь, несмотря на то, что не поверил в ее возможную последующую помощь. Вторая – повествует о том, как слабая мышь спасает царя всех зверей, перегрызая веревку, которой тот был связан.

    Мудрость Льва обернулась ему добрым исходом, спасшим жизнь. Однако в реальности чаще всего подобные «Цари» поступают совсем иначе: гнобят и пренебрегают низшими по должности или званию, пользуясь своим силовым (должностным) превосходством. И вопреки различным несправедливым догмам, те самые мелкие «Мыши» по истечение времени становятся самыми нужными и важными людьми, от которых зависит не только «честь мундира» и достоинство, но порой и жизнь.

  • Выявление поучительного смысла басни;
  • Коррекция вербальной памяти на основе графического упражнения.
  • Развитие речи учащихся;
  • Развитие техники и выразительности чтения;
  • Воспитание понятия о правильном поведении в разных ситуациях;

    Оборудование: презентация, распечатки басни, листочки в клеточку для графического диктанта, распечатки стихотворения Ю. Голубь для домашней работы

    1. Разминка (на доске или на экране)

    Прочитайте и повторите чистоговорки

    Са-са-са- в лесу бегает лиса.
    Су-су-су- было холодно в лесу.
    Со-со-со- у машины колесо.
    Ос- ос-ос на поляне много ос.

    Девчонка везла на возу
    Козленка, козла и козу.
    Лесок проезжала-
    Часок подремала.
    Девчонка в лесу проспала
    Козленка, козу и козла.

    Прочитайте слова в столбиках сначала заботливо и нежно, а потом строго и серьезно.

    2. Сообщение темы урока.

    Сегодня мы познакомимся с басней Л. Н. Толстого “Лев и мышь”

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910)- великий русский писатель. Он написал много интересных книг для взрослых и детей. В своем имении Ясная Поляна, недалеко от Тулы, Л. Н. Толстой организовал школу для крестьянских детей. Он хотел, чтобы дети росли грамотными, честными, добрыми, отзывчивыми людьми, чтобы они помогали друг другу, жили в согласии. Для своей школы он написал “Азбуку” и книги для чтения. Рассказы из этих книг до сих пор с интересом читают дети. Л. Н. Толстой знакомил учеников школы с культурой других народов.

    Басня – это маленький рассказ, стихотворный или прозаический, в котором действуют животные или предметы, но под ними подразумеваются люди. В баснях осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Басня содержит поучение. В басне основная мысль чаще всего выражена отдельно, особым предложением.

    3. Знакомство с текстом (первичное чтение учителем)

    Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее. Она сказала; ” Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю “. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.

    Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: ” Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро”.

    Как маленькая мышь помогла огромному льву?

    Учитель читает текст, варьируя скорость чтения, ученики следят. Учитель внезапно останавливается – учащиеся продолжают чтение.

    Вышли мышки как-то раз,
    Посмотреть который час,
    Раз, два, три, четыре,
    Мышки дернули за гири.
    Раздался огромный звон,
    Разбежались мышки вон.

    5. “Жужжащее” чтение

    6. Работа по содержанию текста.

    Восстановление последовательности событий:

    Охотники поймали льва.

    Лев поймал мышь.

    Мышь спасла льва.

    Мышь обещает сделать добро льву.

    Сегодня мы говорили, что басня содержит основную поучительную мысль. Постараемся найти её.

    “Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь,- бывает и от мыши добро”

    А теперь скажите, соответствует ли основной мысли басни данная пословица: “Друзья познаются в беде”? Почему?

    7. Графический диктант ” Лев”

    8. Творческое задание.

    Разукрасьте льва и нарисуйте мышку по своему замыслу.

    9. Домашнее задание (выучить стихотворение)

    Зверь уснул, укрывшись гривой.
    Хвостик с кисточкой игривой
    Я бы тронул осмелев,
    Да боюсь, проснется лев.
    Ю. Голубь

    Выставка графических рисунков учащихся.

    1. Галкина Г.Г. “Пальцы помогают говорить”.Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. М., Издательство “Гном и Д”, 2006
    2. Осипова А. А. ” Диагностика и коррекция внимания” М., Творческий центр ” Сфера” 2002
    3. Рудченко Л. И. Чтение. Коррекционно-развивающие занятия. Волгоград, Издательство “Учитель”, 2007
    4. Рыбина А. Ф. ” Коррекция звукопроизношения у детей” Волгоград, Издательство “Учитель”
    5. Семенака С. И. “Учимся сочувствовать, сопереживать” М., Издательство “Аркти” 2003
    6. Хохрина В. Т. “Дидактические основы урока во вспомогательной школе”. Иркутск, 1997
    7. Черемошкина Л. В. “Развитие памяти детей”. Ярославль “Академия развития”, 1997
    8. Юрова Е. В. ” 259 упражнений для развития устной речи”, М., Издательство АСТ “Астрель” 2001

    Главные герои басни Толстого «Лев и мышь» — грозный Лев и крохотная, незаметная Мышь. Тема басни – тема взаимопомощи.

    Однажды Мышь решила пробежать по телу спящего Льва. Лев почувствовал, что по нему кто-то бежит, проснулся и схватил Мышь.

    Мышь стала упрашивать Льва, чтобы тот отпустил ее на свободу. Взамен она обещала отплатить огромному Льву добром. Льва насмешило обещание Мыши, он недоумевал, каким образом ему, царю зверей, может сделать доброе дело такое крохотное существо, как мышь? Тем не менее, Лев отпустил нарушительницу его спокойствия.

    Спустя некоторое время Льва поймали охотники. Они привязали его веревкой к дереву и ушли. Заслышав рев Льва, к нему явилась Мышь. Увидев, что царь зверей привязан веревкой к дереву, крохотная Мышь перегрызла эту веревку и освободила Льва.

    Мышь напомнила Льву, как тот смеялся над ее обещанием отплатить добром. Она сказала Льву, что и маленькая Мышь может сделать доброе дело для большого Льва.

    Таково краткое содержание басни.

    Мораль басни Толстого «Лев и Мышь» состоит в том, что не следует недооценивать способности более слабых в оказании помощи более сильным. Лев смеялся над Мышью, когда та обещала ему помочь, он не мог понять, как такое слабое существо, как Мышь, может оказать помощь ему, грозному царю зверей. Но действительность оказалась такова, что и сильному Льву потребовалась помощь. И эту действенную помощь сумела оказать малозначимая Мышь.

    Басня Толстого учит не пренебрегать предложениями о помощи со стороны других людей. Недооценка способностей других людей может негативно повлиять на судьбу человека. Лев посмеялся над обещанием Мыши помочь ему в будущем, но он недооценил способности Мыши.

    В басне «Лев и Мышь» мне понравилась Мышь, уверенная в своих силах.

  • Ссылка на основную публикацию