Басня Толстого Лгун

Басня Толстого Лгун

Лев Николаевич Толстой

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

– Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

– Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Отзывы

Популярные книги

  • 42516
  • 1
  • 3

Путь Шамана. Поиск Создателя

  • 44172
  • 3
  • 2

Дмитрий Глуховский Метро 2035 “Я собираюсь поставить привычный и знакомый многим мир “Метро” с.

Метро 2035

  • 33772
  • 6
  • 5

БИБЛИОТЕКА ПРИКЛЮЧЕНИЙ И НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ Серия основана в 1954 году НОВОСИБ.

Момент истины (В августе 44-го) Изд.1990

  • 36809
  • 6
  • 1

Новый роман от автора мирового бестселлера «Девушка в поезде»! Не так давно Нел оставила своей .

В тихом омуте

  • 38655
  • 1
  • 10

Казалось бы, прошел всего один длинный и бесконечный день, но для самого Дима пролетели тысячелети.

Враг за спиной

  • 31517
  • 10
  • 1

Кто такие фрейлины? Красивые девушки, которые вышивают крестиком, пудрят носики и таскаются за кор.

Фрейлина специального назначения

Дорогой ценитель литературы, погрузившись в уютное кресло и укутавшись теплым шерстяным пледом книга “Лгун” Толстой Лев Николаевич поможет тебе приятно скоротать время. Попытки найти ответ откуда в людях та или иная черта, отчего человек поступает так или иначе, частично затронуты, частично раскрыты. Развязка к удивлению оказалась неожиданной и оставила приятные ощущения в душе. По мере приближения к исходу, важным становится более великое и красивое, ловко спрятанное, нежели то, что казалось на первый взгляд. Легкий и утонченный юмор подается в умеренных дозах, позволяя немного передохнуть и расслабиться от основного потока информации. Зачаровывает внутренний конфликт героя, он стал настоящим борцом и главная победа для него – победа над собой. С помощью описания событий с разных сторон, множества точек зрения, автор постепенно развивает сюжет, что в свою очередь увлекает читателя не позволяя скучать. Актуальность проблематики, взятой за основу, можно отнести к разряду вечных, ведь пока есть люди их взаимоотношения всегда будут сложными и многообразными. Чувствуется определенная особенность, попытка выйти за рамки основной идеи и внести ту неповторимость, благодаря которой появляется желание вернуться к прочитанному. Грамотно и реалистично изображенная окружающая среда, своей живописностью и многообразностью, погружает, увлекает и будоражит воображение. Все образы и элементы столь филигранно вписаны в сюжет, что до последней страницы “видишь” происходящее своими глазами. “Лгун” Толстой Лев Николаевич читать бесплатно онлайн безусловно стоит, здесь есть и прекрасный воплощенный замысел и награда для истинных ценителей этого жанра.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0

Новинки

Что случается, когда встречаются в лесу Великий инквизитор, опальная ведьма, полуэльф-полуорк, гно.

Путь над бездной

Что случается, когда встречаются в лесу Великий инквизитор, опальная ведьма, полуэльф-полуорк, гно.

Великий был колдун Яков Брюс, да вот только записи его не к тем людям попали, оттого и творятся в .

Завещание Якова Брюса

Великий был колдун Яков Брюс, да вот только записи его не к тем людям попали, оттого и творятся в .

Он вернулся. Эскул Ап Холиен. Ты привык попадать из реальности в Игру? Попробуй выжить, попав из.

Небытие Демиург

Он вернулся. Эскул Ап Холиен. Ты привык попадать из реальности в Игру? Попробуй выжить, попав из.

Вторая часть трилогии Оборотни императрицы Свинцово-серые тучи нависли над Питерсгоффом. Госуда.

Ловушка на зверя

Вторая часть трилогии Оборотни императрицы Свинцово-серые тучи нависли над Питерсгоффом. Госуда.

Говорят, что сын за отца не отвечает. О дочерях разговора не было… Только Я не желаю отвечать за г.

Все неправильно или любовь мага

Говорят, что сын за отца не отвечает. О дочерях разговора не было… Только Я не желаю отвечать за г.

Она — невидимка. Служанка. Таких, как она, для имперских лордов не существует. Даже магии — и той .

Не дразни ледяного мага! Зимняя невеста

Она — невидимка. Служанка. Таких, как она, для имперских лордов не существует. Даже магии — и той .

А боги смеялись все утро и вечер — Смешила их фраза: «Случайная встреча»… Они от души, аж до с.

Все хорошо или судьба вампира

А боги смеялись все утро и вечер — Смешила их фраза: «Случайная встреча»… Они от души, аж до с.

Внимание! Сайт может содержать информацию, предна­значенную для лиц, дости­гших 18 лет.

Басня Толстого Лгун

Автор: Лев Николаевич Толстой
Жанры: Русская классическая проза , Детская проза , Рассказ
Серии:Новейшие хрестоматии, Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс
Год:2012
ISBN:978-5-699-57553-4

«Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать…»

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

– Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

– Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Лгун скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

«Зинька была молодая синичка, и своего гнезда у неё не было. Целый день она перелетала с места на место, прыгала по заборам, по ветвям, по крышам, – синицы народ бойкий. А к вечеру присмотрит себе пустое дупло или щёлку какую под крышей, забьётся туда, распушит свои пёрышки, – кое-как и переспит ночку…»

«Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара. Но Стёпка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое Земля…»

«Жили были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.

– Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко!

– Ко-ко-ко, петушок, ешь сам. »

«Лиса с журавлём подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

– Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу. »

«Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь:

– Мужик, я тебя сломаю…»

«Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая…»

«Живало-бывало – жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.

Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься – бита и недовернёшься – бита. А родная дочь что ни сделает – за всё гладят по головке: умница…»

«Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

– Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать…»

Те, кто никогда не читал “Войну и мир”, смогут насладиться первым вариантом этого великого романа; тех же, кто читал, ждет увлекательная возможность сравнить его с “каноническим” текстом. (Николай Толстой)

«У меня была мордашка. Её звали Булькой. Она была вся чёрная, только кончики передних лап были белые…»

«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым…»

В этой книге для семейного чтения собраны лучшие произведения Льва Николаевича Толстого, которые вот уже более века пользуются любовью и у малышей-дошкольников, и у требовательных подростков.

Главные герои рассказов – дети, «бедовые», «ловкие», и потому близкие современным мальчишкам и девчонкам. Книгу завершает повесть «Кавказский пленник», в которой суровая правда о войне сочетается с добротой и человечностью.

Книга учит Любви – к человеку и ко всему, что его окружает: природе, животным, родной земле. Она добра и светла, как всё творчество гениального писателя.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – писатель мирового уровня. Уделял особое внимание детской литературе и образованию крестьянских детей. В имении Ясная Поляна писатель обучал, общался и наблюдал за жизнью ребят. Его «Азбука», «Новая азбука» и «Русские книги для чтения» заполнили огромнейшую брешь в народном образовании.

В книгу «Сказки, басни, были и рассказы» вошли те самые произведения, которые издавались в «Новой азбуке» и «Русских книгах для чтения». Сказки «Три медведя», «Липунюшка», «Два брата» цикл рассказов про собаку Бульку, «Филипок», «Прыжок». Они и сегодня входят в программу по литературному чтению в детских садах, начальной и средней школе. Рисунки художника-графика А. Г. Слепкова.

Для младшего и среднего школьного возраста.

Басня «Лжец»

Из дальних странствий возвратясь,
Какой-то дворяни́н (а может быть, и князь),
С приятелем своим пешком гуляя в поле,
Расхвастался о том, где он бывал,
И к былям небылиц без счету прилыгал [1] .
«Нет», говорит: «что я видал,
Того уж не увижу боле.
Что́ здесь у вас за край?
То холодно, то очень жарко,
То солнце спрячется, то светит слишком ярко.
Вот там-то прямо рай!
И вспомнишь, так душе отрада!
Ни шуб, ни свеч совсем не надо:
Не знаешь век, что́ есть ночная тень,
И круглый Божий год все видишь майский день.
Никто там ни садит, ни сеет:
А если б посмотрел, что́ там растет и зреет!
Вот в Риме, например, я видел огурец:
Ах, мой Творец!
И по сию не вспомнюсь пору!
Поверишь ли? ну, право, был он с гору».–
«Что за диковина!» приятель отвечал:
«На свете чудеса рассеяны повсюду;
Да не везде их всякий примечал.
Мы сами, вот, теперь подходим к чуду,
Какого ты нигде, конечно, не встречал,
И я в том спорить буду.
Вон, видишь ли через реку тот мост,
Куда нам путь лежит? Он с виду хоть и прост,
А свойство чудное имеет:
Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет:
До половины не дойдет –
Провалится и в воду упадет;
Но кто не лжет,
Ступай по нем, пожалуй, хоть в карете».–
«А какова у вас река?» –
«Да не мелка.
Так видишь ли, мой друг, чего-то нет на свете!
Хоть римский огурец велик, нет спору в том,
Ведь с гору, кажется, ты так сказал о нем?» –
«Гора хоть не гора, но, право, будет с дом». –
«Поверить трудно!
Однако ж как ни чудно,

А всё чудён и мост, по коем мы пойдем,
Что он Лжеца никак не подымает;
И нынешней еще весной
С него обрушились (весь город это знает)
Два журналиста, да портной.
Бесспорно, огурец и с дом величиной
Диковинка, коль это справедливо».–
«Ну, не такое еще диво;
Ведь надо знать, как вещи есть:
Не думай, что везде по-нашему хоромы [2] ;
Что там за домы:
В один двоим за нужду влезть,
И то ни стать, ни сесть!» –
«Пусть так, но всё признаться должно,
Что огурец не грех за диво счесть,
В котором двум усесться можно.
Однако ж, мост-ат наш каков,
Что Лгун не сделает на нем пяти шагов,
Как тотчас в воду!
Хоть римский твой и чуден огурец…» –
«Послушай-ка», тут перервал мой Лжец:
«Чем на мост нам итти, поищем лучше броду [3] ». [4]

Читайте также:  Басня Толстого Обезьяна и горох

Примечания

[1] Прилыга́ть – рассказывая о чем-либо, присоединять вымысел, ложь; привирать.
[2] Хоро́мы – в старину на Руси: большой жилой дом богатого владельца.
[3] Брод – мелкое место поперек реки или озера, удобное для перехода.
[4] По преданию, навеяна рассказом какого-то приезжего помещика за обедом в Английском клубе о необыкновенной величины стерляди. Сюжет о лжеце был чрезвычайно популярен в фацециях, жартах, подписях к лубочным картинкам. Использовался он и русскими писателями («Хвастун» А. Сумарокова, «Лжец» И. Хемницера, «Лгун» В. Левшина). Портной упомянут в басне в соответствии со многими русскими пословицами типа: «Не столько купец на аршине, сколько портной на ножницах унесёт», «Нет воров супротив портных мастеров».

Время написания: не позднее ноября 1811 г.
Крылатые выражения: 1. Из дальних странствий возвратясь. Употребляется в случае возвращения кого-либо из дальнего путешествия. 2. Римский огурец. Иносказательно: нелепая выдумка, чрезмерное преувеличение. Крыловская строка превратилась в народную пословицу: «Хорошо сказывать сказку про римский огурец».

Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга вторая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946

Электронный образовательный ресурс. Особенности басен Л.Н. Толстого.

Урок литературы в 6 классе по теме “Особенности басен Л.Н.Толстого”

Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс. Особенности басен Л.Н. Толстого.»

Особенности басен Л.Н. Толстого

учителя русского языка и литературы

МОУ «Щетиновская СОШ»

Белгородского района Белгородской области

В 1859 г. Л.Н.Толстой открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Она помещалась рядом с домом писателя во флигеле.

В начале 1870-х гг. Л.Н.Толстой составил и издал свою «Азбуку». Работая над «Азбукой», писатель мечтал о том, что по ней «будут учиться два поколения всех русских детей, от царских до мужицких». Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

Что такое басня?

  • Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.
  • Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращённая к читателю.

  • Следует выделить такие особенности басни:
  • а) мораль;
  • б) аллегорический (иносказательный) смысл;
  • в) типичность описываемой ситуации;
  • г) характеры – персонажи;
  • д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

  • Толстой стремился к красоте, краткости, ясности басен. Басни в переводах Толстого – это «живая книга», с персонажами, понятными и детям и взрослым. Книга вечной мудрости.

Басня Л.Н. Толстого «Работницы и Петух»

  • Мораль басни: всегда следует продумывать последствия своих действий. Работницы считали виноватым в своих бедах петуха. Именно хозяйке, а не петуху было нужно, чтобы женщины пораньше садились за работу. Поэтому усилия работниц пропали даром, они ухудшили свое положение, избавившись от несчастной птицы.
  • Басня учит искать истинную причину проблемы и думать, прежде чем что-либо сделать.
  • Басня высмеивает такие человеческие пороки, как глупость и недальновидность. Поступок работниц, убивших петуха, чтобы не садиться рано за работу, выглядит непродуманным, нелепым.

Басня Л.Н. Толстого «Лгун»

  • Мораль басни: нельзя злоупотреблять доверием людей. Также нельзя делать предметом шутки потенциально опасные ситуации. Мальчик-пастух придумал неудачный повод для потехи – звать на помощь людей при отсутствии реальной опасности. Закончились его шутки тем, что люди перестали верить лгуну и не пришли ему на помощь, когда опасность стала реальной.
  • Басня «Лгун» учит быть серьезным и ответственным при выполнении порученных человеку работ, особенно таких, которые связаны с опасностью и причинением ущерба. Учит тщательно выбирать поводы для шуток. Не все ситуации могут быть объектом для потехи.
  • Цель басни «Лгун» состоит в том, чтобы предостеречь людей от злоупотребления ложью. Ложь может привести к неприятным последствиям, как для самого вруна, так и для окружающих его людей.

Басня Л.Н. Толстого «Два товарища»

  • Мораль басни : нельзя бросать друзей и товарищей в случае опасности. Человек, поступающий так, не умеет принимать правильные быстрые решения, проявляет трусость.
  • Басня учит быть настоящим товарищем, смелым и отважным человеком, который в минуту опасности будет думать не только о себе, но и о других.
  • Басня высмеивает такие человеческие пороки, как трусость, малодушие, неумение быстро ориентироваться в ситуации. Человек, который влез на дерево, бросив товарища, не может считаться хорошим другом, ему больше нет доверия.

Басня Л.Н. Толстого «Отец и сыновья»

  • Мораль басни Толстого «Отец и сыновья» состоит в том, что сила людей заключена в их единстве. Если люди будут действовать согласованно, дружно, без ссор, раздоров, им никто не будет страшен. Басня учит не ссориться, жить в мире и согласии.
  • Басня «Отец и сыновья» остается актуальной и в наше время. Следует понимать, что люди, отказываясь от мира и согласия с другими людьми, могут стать легкой добычей для врагов и недоброжелателей.

Басня Л.Н. Толстого «Лев и Мышь»

  • Мораль басни : не следует недооценивать способности более слабых в оказании помощи более сильным. Лев смеялся над Мышью, когда та обещала ему помочь, он не мог понять, как такое слабое существо, как Мышь, может оказать помощь ему, грозному царю зверей. Но действительность оказалась такова, что и сильному Льву потребовалась помощь. И эту действенную помощь сумела оказать малозначимая Мышь.
  • Басня Толстого учит не пренебрегать предложениями о помощи со стороны других людей. Недооценка способностей других людей может негативно повлиять на судьбу человека. Лев посмеялся над обещанием Мыши помочь ему в будущем, но он недооценил способности Мыши.

Басня Л.Н. Толстого «Собака и её тень»

  • Мораль басни: жадность – плохой помощник в любых делах. Собака пожадничала, решив отнять добычу у своего отражения, и, в итоге, осталась вовсе без добычи, ни с чем.
  • Басня «Собака и ее тень» учит не быть завистливым и жадным, реально оценивать окружающий мир и не гоняться за миражами.
  • Басня высмеивает такие человеческие пороки, как глупость и жадность. Главная героиня басни, собака, выглядит глупой и недалекой, поскольку она не сумела понять, что видит в воде лишь свое отражение, а не соперника. Собаку подвела ее жадность – бросившись за несуществующим куском мяса, она упустила реальную добычу.

Басня Л.Н. Толстого «Делёж наследства»

  • Мораль басни : неуступчивость, неумение договориться в сочетании с глупостью могут привести к плачевным результатам. Сосед, видя, что братья большим умом не обладают, решил сыграть с ними злую шутку – посоветовал все вещи разделить на половинки. Глупые братья исполнили его совет буквально и остались без наследства.
  • Басня учит жить в дружбе и согласии. Надо уметь договариваться друг с другом, и тогда ситуация, описанная в басне, никогда не случится.
  • Басня Толстого высмеивает такие человеческие пороки, как жадность, неуступчивость, несговорчивость, глупость. Наследники, буквально исполнив ехидный совет соседа, показали себя глупыми, недалекими людьми.

Басня Л.Н. Толстого «Царь и Сокол»

  • Мораль басни Толстого «Царь и сокол» состоит в том, что следует проявлять внимание к необычному поведению окружающих. Если бы сокол только один раз опрокинул чашу, это могло сойти за случайность. Но он опрокинул чашу трижды, однако царь не задумался о таком необычном поведении птицы и в гневе убил ее. А верный сокол всего лишь хотел спасти хозяина от гибели, но предупредить об опасности он мог лишь, опрокинув чашу с водой. Человеческим голосом соколы говорить не умеют.
  • Басня «Царь и сокол» учит быть наблюдательным, внимательным и обдумывать свои действия.

Басня Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»

  • Мораль басни: нельзя быть легкомысленным, беспечным. Нельзя жить лишь текущим днем. Человек обязательно должен думать о своем будущем, планировать свою деятельность и всегда быть готовым к трудным временам. Стрекоза проявила беспечность, потратив летние погожие дни на распевание песен, и к наступлению зимних холодов оказалась абсолютно не готова.
  • Басня «Стрекоза и муравьи» учит предусмотрительности и рачительности, разумному хозяйствованию. Урок, преподанный стрекозе муравьями, является показательным примером для любого человека, склонного к легкомысленности и беспечности.

Басня Л.Н. Толстого «Осёл в львиной шкуре»

  • Мораль басни :свою истинную сущность человеку скрыть достаточно сложно, сущность рано или поздно проявит себя, и обман будет раскрыт. Поэтому не стоит глупому и слабому изображать из себя сильного и умного, как это пытался сделать осел в басне – подобный обман будет обязательно раскрыт.
  • Басня учит внимательно изучать того, кто представляется нам грозным и опасным. Прежде чем паниковать и поддаваться страхам, следует разобраться – а не скрывается ли под личиной грозного льва обычный осел?
  • Басня высмеивает такие человеческие пороки, как глупость, самонадеянность, лживость.

  • Басни Толстого имеют свои особенности:
  • большинство басен имеют стихотворный ритм и размер, у Толстого же это маленькие рассказы.
  • Чаще всего главные действующие лица – это люди.
  • Мораль содержит строгую педагогическую направленность: учит детей правильным поступкам.

  • Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1891-1910. — М., 1960 г.
  • Гуляев Н.А. Теория литературы: Учеб. Пособие – М., 1985
  • Толстой Л.Н. «Сказки. Рассказы. Басни. Были». Издательство «Проф-пресс», 2012 год

Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун». Изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. Мораль басен.

Содержимое разработки

Урок 5. Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун». Изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. Мораль басен.

Цели: Формирование умений и навыков работы с текстом, умений различать жанры; развитие воображения, монологическо-диалогической речи; воспитание любви к культуре и традициям родного края.

Оборудование: Выставка книг Л.Н. Толстого, портрет писателя, запись с голосом Толстого, тексты басен.

Доброта побеждает всё, а сама непобедима.
(Л.Н.Толстой)

Словарик терминов: Басня, пословица, сказка.

I. Сообщение темы и целей урока

Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературы – событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: где добро, а где зло? где истина, а где ложь? где дружба, а где предательство?

И сегодня мы вместе со Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы.

Читайте также:  Басня Толстого Черепаха и Орел

(Запись темы и эпиграфа в тетради.)

Как вы понимаете эпиграф?

II. Изучение материала по теме урока

Ребята, почему в теме занятия появилось слово «урок»? (Басни учат.)

Наверное, ещё и потому, что Л.Н. Толстой был не только писателем, но и учителем, основателем школы для крестьянских детей в Ясной Поляне.

Для них он написал много рассказов и сказок. Свои произведения Лев Николаевич напечатал в книгах под названиями «Азбука», «Русские книги для чтения».

В эти книги, по которым постигали грамоту крестьянские ребятишки, вошли короткие басни древнегреческого баснописца Эзопа, переведённые и обработанные Л.Н. Толстым.

Почему басни стали близки и понятны неграмотным детям?

В чём состояло умение Толстого-переводчика?

Но прежде вспомним, что называется басней.

Давайте вчитаемся в басни Толстого. (Работа над выразительностью чтения басен «Отец и сыновья», «Два товарища».)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.

Беседа по вопросам «Обдумаем прочитанное»

1. Какая басня больше понравилась?
2. Какие иллюстрации вы бы нарисовали к басням?
3. Что объединяет прочитанные басни? Кто их герои?
4. Какова мораль басен? В каких предложениях она заключена?
5. Какому жизненному правилу вы научились?
6. Итак, мораль басни близка и понятна вам, детям. Также она была близка и понятна крестьянским ребятишкам на уроках Л.Н. Толстого.
7. Благодаря чему достигалось это понимание? (Мастерство писателя. Толстой перевёл басни так, что они стали понятны простым крестьянским детям.) Всё дело в простом русском слове, понятном и доступном. Сам Лев Николаевич говорил: «Что за прелесть народная речь

Сам Лев Николаевич очень красиво говорил, любил повторять слова, насыщенные деревенским колоритом и простотой.

Мораль басен близка народному фольклору. Какому жанру? (Пословице.) Что такое пословица? (Работа с литературными терминами.)

А какие пословицы и поговорки вы вспомнили, читая басни?

Сам умирай, а товарища выручай.

Друг познаётся в беде.

Друга узнаешь в опасности.

Вместе – мы сила.

Врозь грузно, а вместе дружно.

Своя семья – самые верные друзья.

Другу сколько можно помогай.

В дружбе – правда.

Друг неиспытанный, что орех нерасколотый.

Друга узнают в напасти.

Дружно – не грузно.

Неверный друг – опасный враг.

Плохи друзья на полчаса.

Рад безумный, видя друга при напасти.

Замечательная народная мудрость нашего края. Давайте познакомимся ещё с одной басней Толстого «Лиса и тетерев». (Выразительное чтение басни по ролям.)

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

– Здравствуй, тетеревочек мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

– Спасибо на добром слове,- сказал тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:

– Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

– Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

– Или ты меня боишься? – сказала лиса.

– Не тебя, так других зверей боюсь, – сказал тетерев. – Всякие звери бывают.

– Нет, тетеревочек мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче звери друг друга не трогают.

– Вот это хорошо, – сказал тетерев. – А то вот собаки бегут. Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

– Куда же ты, – спросил тетерев. – Ведь нынче указ, собаки не тронут.

– А кто их знает, – сказала лисица. – Может, они указа не слыхали.

К какому жанру устного народного творчества близка басня «Лиса и тетерев»? (Сказке.)

Что такое сказка? (Работа с литературными терминами.)

Для чего Толстой сближает басню со сказкой?

Найдите элементы сказки. Басня близка к сказкам о животных.

Вспоминаются слова Л.Н. Толстого: «У народа есть своя литература. Сказки, пословицы – всё простое – будут читать, пока будет русский народ».

Почему же актуальны басни Толстого? (Свой перевод Толстой сближал с народной культурой, пословицами, сказками. Он переносил действия басен в народную среду. Басни, переведённые Толстым, мы считаем самостоятельными произведениями Льва Николаевича.)

Вернёмся к теме урока. Добрый урок басен. Чему вы научились сегодня? Что узнали? Захотелось ли вам прочитать другие басни?

Действительно, Лев Николаевич удивительно мог воздействовать на людей, особенно на детей. Давайте послушаем его обращение.

(Прослушивание записи «Обращение Л.Н. Толстого к детям».)

IV. Домашнее задание. Напиши свою басню, название которой можешь заимствовать у Толстого.

Басни Толстого для детей, 3-4 класс

Басни Льва Николаевича Толстого для детей начальной школы

КАМЫШ И МАСЛИНА

Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнётся. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался — уцелел. Маслина напружилась сучьями против ветра — и сломилась.

СОЛНЦЕ И ВЕТЕР

Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет. Стал ветер сдувать с человека платье. И шапку рвёт, и платье распахивает, а человек всё только шапку надвигает да запахивается. Так и не раздел ветер человека. Взялось солнце. Только припекло, распахнулся человек, сдвинул шапку. Ещё припекло солнце, и вовсе разделся человек.

ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА

Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

— Экой я дурак! что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.

МУЖИК И ЛОШАДЬ

Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика: «Куда он, дурак, меня гонит; лучше бы домой». Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, а лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дёрнул лошадь: она пошла на мостовую и думает: «Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта обломаешь. Тут под ногами жёстко».

Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает: «Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чём он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы ни ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овёс».

ОСЁЛ И ЛОШАДЬ

У одного человека были осёл и лошадь. Шли они по дороге; осёл сказал лошади:

— Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного.

Лошадь не послушалась. Осёл упал от натуги и умер. Хозяин как наложил всё с осла на лошадь, да ещё и шкуру ослиную, лошадь и взвыла:

— Ох, горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот всё тащу да ещё и шкуру.

РЫБАК И РЫБКА

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:

— Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет.

Рыбак и говорит:

— Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит.

СОБАКА И ЕЁ ТЕНЬ

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, — она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

И осталась собака ни при чём.

СОБАКА НА СЕНЕ

Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена — собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

— Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.

ЛИСИЦА И ЖУРАВЛЬ

Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела.

На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею и всё выпил один.

ЛЕВ И ОСЁЛ

Пошёл раз лев на охоту и взял с собой осла и сказал ему:

— Ты зайди, осёл, в лес и кричи что есть мочи, у тебя горло просторно. Какие звери от этого крика пустятся бежать, я тех поймаю.

Так и сделал. Осёл кричал, а звери бежали куда попало, и лев ловил их. После ловли лев сказал ослу:

— Ну, хвалю тебя, ты хорошо кричал.

И с тех пор осёл всё кричит, всё ждёт, чтобы его хвалили.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда и стала прилаживаться, как бы их съесть.

Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит:

ВОРОН И ЛИСИЦА

Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:

— Эх, ворон, как посмотрю на тебя, — по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.

Читайте также:  Басня Толстого Старик и Смерть

Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

— Ах, ворон, коли бы ещё у тебя и ум был, быть бы тебе царём.

СТРЕКОЗА И МУРАВЬИ

Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали:

— Что ж ты летом не собрала корму?

— Недосуг было: песни пела.

Они засмеялись и говорят:

— Если летом играла, зимой пляши.

ПЧЁЛЫ И ТРУТНИ

Как пришло лето, стали трутни ссориться с пчёлами, кому мёд есть. Позвали пчёлы на суд осу. Оса и говорит:

— Мне вас рассудить сразу нельзя. Я ещё не знаю, кто из вас мёд делает. А разойдитесь вы в два пустые улья — в один пчёлы, а в другой трутни. Вот через неделю я увижу, кто больше и лучше мёду наделает.

Трутни стали спорить.

— Мы, — говорят, — не согласны. Ты нас сейчас рассуди.

— Теперь я вас сейчас рассужу. Вы, трутни, не согласны оттого, что мёду делать не умеете, а только чужое жрать любите. Гоните их вон, пчёлы.

И пчёлы побили всех трутней.

ВОЛК И БЕЛКА

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

ВОЛК И ЯГНЁНОК

Волк увидал — ягнёнок пьёт у реки.

Захотелось волку съесть ягнёнка, и стал он к нему придираться.

— Ты, — говорит, — мне воду мутишь и пить не даёшь.

— Ах, волк, как я могу тебе воду мутить? Ведь я ниже по воде стою, да и то кончиками губ пью.

— Ну, так зачем ты прошлым летом моего отца ругал?

— Да я, волк, и не родился ещё прошлым летом.

Волк рассердился и говорит:

— Тебя не переговоришь. Так я натощак, за то и съем тебя.

ТЕТЕРЕВ И ЛИСИЦА

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда же ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лисица. — Может, они указа не слыхали.

МЫШЬ, ПЕТУХ И КОТ

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

— Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

— Скажи, какие это звери?

— Один страшный, ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти.

— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну а другой зверь?

— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

— Дура ты, дура. Ведь это сам кот.

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

ЛЕВ И МЫШЬ

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.

ПЕРЕПЁЛКА И ЕЁ ДЕТИ

Вывела перепёлка в овсе перепелят и всё боялась, как бы не стал хозяин косить овёс. Вот она полетела за кормом и велела перепелятам слушать и сказывать ей, что будут говорить люди. Прилетела она вечером, перепелята говорят:

— Плохо, матушка, приходил хозяин с сыном, говорил: «Поспел мой овёс, пора косить. Сходи, — говорит сыну, — к соседям, к приятелям, скажи, что я прошу, пусть придут косить овёс». Плохо, матушка, переведи нас, а то завтра рано придут соседи косить.

Старая перепёлка выслушала и говорит:

— Ничего, детки, не скоро ещё скосят овёс, сидите без опаски.

И опять наране улетела и велела слушать, что будет говорить хозяин. Прилетела старая перепёлка, перепелята ей говорят:

— Ну, матушка, опять приходил хозяин, всё ждал приятелей и соседей, никто не пришёл. Он и говорит сыну: «Сходи же ты к братьям, к зятьям, кумовьям, скажи, что велел просить батюшка завтра непременно овёс косить».

— Не робейте, детки, завтра тоже не скосят, — сказала старая перепёлка.

Прилетела опять перепёлка, спрашивает:

— Да приходил опять хозяин с сыном, всё дожидался родных. Родные не пришли. Он и говорит сыну: «Ну, видно, сынок, помочи ждать нечего. Овёс поспел. Налаживай-ка крюки, завтра на зорьке придём сами косить».

— Ну, детки, — сказала перепёлка, — коли сам человек взялся за дело, а не от людей ждёт, так сделает. Надо убираться.

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил:

— Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

— Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они

так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, взлез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди — те, которые в опасности от товарищей убегают.

КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

Плыли рыбаки в лодке. И стала буря. Им стало страшно. Они вёсла бросили и стали молить Бога, чтобы Он их спас. Лодку несло по реке всё дальше от берега. Тогда один старший рыбак сказал:

— Что вёслы бросили? Богу-то молись, а к берегу гребись.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Отец приказал согласии; они не сыновьям, чтобы жили в слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит.

УЧЁНЫЙ СЫН

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:

— Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне.

А сыну не хотелось работать, он и говорит:

— Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?

Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб.

Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит:

— И что за дурак тут грабли бросил!

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

— Помогите, волк! волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два раза и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

— Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Ссылка на основную публикацию