Басня Толстого Лгун

Лев Николаевич Толстой (1828—1910)

Важным делом служения народу

были его педагогическая деятельность в Ясной Поляне и создание учебных книг для народных школ России. «Азбука» и «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения», написанные в 70-е годы, относятся к той части литературного наследства Л. Н. Толстого, которое, «не отошло в прошлое»: «Это наследство берет и над этим наследством работает российский пролетариат».

Педагогические взгляды Толстого

не отличались строгой последовательностью; в них были те же противоречия, которые характерны для его мировоззрения.

Отрицая теоретически нужность широкой воспитательной программы для народа, он в то же время самозабвенно осуществлял ее в Яснополянской школе. Л. Толстой стремился определить, какие книги любит и читает народ. Все симпатии писателя принадлежат народу, он изучает запросы читателей-крестьян, намечает пути создания литературы для народного и детского чтения. Л. Толстой наблюдал удивительную талантливость крестьянских ребят. Он писал об этом: «Мне и страшно, и радостно было, как искателю клада, который бы увидал цвет папоротника: радостно мне было потому, что вдруг, совершенно неожиданно, открылся мне тот философский камень, которого я тщетно искал два года — искусство учить выражению мыслей…».

  • «Рассказы, басни, написанные в книжках, есть просеянное из в 20 раз большего количества приготовленных рассказов, и каждый из них был переделывай по 10 раз и стоил мне большего труда, чем какое бы ни было место из всех моих писаний»,— писал он о работе над книгой.

В «Азбуке» отразился

многолетний опыт работы Толстого в Яснополянской школе и напряженный творческий труд писателя. Л. Н. Толстой в период работы над «Азбукой» изучал арабскую, древнегреческую и индийскую литературу, отбирая лучшие произведения, которые можно было использовать для пересказа детям. Он вводил в «Азбуку» самый разнообразный материал из устного народного творчества: лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Не были оставлены писателем без внимания произведения и современные ему учебные книги. Л. Н. Толстой выступал в своих произведениях для детей как защитник общенародной литературы, адресованной прежде всего крестьянским детям. В его творчестве и взглядах на детскую литературу ощущается влияние революционной демократии. Сказались, конечно, в некоторых рассказах «Азбуки» и противоречия его мировоззрения. Идея непротивления злу насилием отразилась, например, в рассказе «Бог правду видит, да не скоро скажет». «Азбука» Л. Толстого настолько отличалась от всех учебных книг манерой изложения, что сразу же вызвала споры. Некоторые педагоги отнеслись к ней враждебно и упрекали Толстого за простоту и образность языка. Другие колебались в оценках и молча ожидали мнения большинства. Третьи одобрили, сразу почувствовав новаторскую талантливость «Азбуки». Решающим в судьбе этой «Азбуки» оказалось реакционное отношение министерства народного просвещения — «Азбука» не была рекомендована для школ. Писатель был крайне огорчен тем, что «Азбуку» не поняли, но не упал духом и взялся за переработку книги.

В 1875 году

появляется второе издание «Азбуки» под названием «Новая азбука». Несколько позже были изданы четыре тома «Русских книг для чтения».

В «Новой азбуке» Толстой сюжетно обрабатывает народные пословицы, оформляя их как рассказы-миниатюры или басни. Например, на основе поговорки «Собака на сене лежит, сама не ест и другим не дает» написана басня «Бык, собака и сено». Для «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения» Толстого характерно многообразие жанров: рассказы, очерки, басни, сказки. В период переработки «Азбуки» было написано более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Косточка», «Котенок», «Ноша», «Филипок», «Еж и заяц». Новое издание было одобрено критикой и рекомендовано для народных школ как учебник и книга для чтения. Предложения в них простые, без усложняющих восприятие обособлений и придаточных предложений, например: «Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры». (Произведения чередуются, чтобы не утомлять ребенка.) Постепенно содержание произведений расширяется; попеременно даются то научно-познавательный рассказ, то басня, то сказки, то быль.

«Новая азбука»

решала важные педагогические задачи: она обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы; помогала нравственному воспитанию. Большинство рассказов, повестей, сказок, басен для «Новой азбуки» Лев Толстой создавал сам. В некоторые разделы были включены переработанные произведения различных жанров народного творчества или русских и зарубежных писателей.

Учебные книги Толстого

отличаются хорошо подобранным материалом для чтения. Дети сразу же приобщаются к богатствам устного народного творчества.

Пословицы, поговорки, сказки, былины составляют значительную часть учебных книг Толстого: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное — золотое», «Капля мала, а по капле море». «Скручен, связан, по избе пляшет». (Веник.) «Конец делу венец». «Глупой птице свой дом не мил». «Один льет, другой пьет, третий растет». (Дождь, земля, трава.) В рассказах для самого первого чтения, состоящих из одного предложения, да ются полезные сведения познавательного характера или советы как себя вести: «Небо выше, море ниже», «Суши сено на доме» «Люби Ваня Машу». В каждом рассказе и сказке Толстой ставит конкретные задачи воспитания, образования и обучения.

Мораль басен Толстого

доступна детям, действие развертывается драматично, остро. Так, в басне «Осел и лошадь» нежелание лошади помочь ослу оборачивается против нее же. Осел не выдержал тяжелой ноши и упал мертвым, а лошади пришлось везти и поклажу, и ослиную шкуру: «Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот все тащу, да еще и шкуру».

Басни Л. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту («Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек»). Доброта и самоотверженность голубки, спасшей муравья, вызывают ответное стремление помочь, и, когда она попала в сеть, муравей спасает ее: «Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть». В басне «Отец и сыновья» отец показал наглядно непослушным сыновьям, что нужно жить в согласии, приказав сломать веник. Оказалось, что целиком его сломать невозможно, а по прутику — очень легко: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит».

В басне «Лгун»

высмеиваются легкомыслие и глупость мальчика-пастуха, который обманывал мужиков, крича: «Помогите, волк!» Когда же в самом деле пришла беда, крику мальчика не поверили, и все стадо было перерезано волком.

Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была не отвлеченной, а живой и конкретной. Так, в басне «Два товарища» ее произносит тот, который был оставлен своим другом. В ответ на вопрос, о чем медведь говорил ему, он сказал: «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Басни Толстого

описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старым и беспомощным. В басне «Старый дед и внучек» маленький Миша дает хороший урок своим родителям, которые оставляли без присмотра и заботы старого деда: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Басни Толстого воспитывают гуманные чувства, создавая живые, многообразные характеры, показывая сложную и противоречивую жизнь деревни. Глубокое содержание, художественность изложения, четко выраженная педагогическая направленность — характерные черты басен Л. Н. Толстого для детей.

Правда, в некоторых баснях отразились противоречия его мировоззрения («От чего зло на свете», «Зайцы и лягушки»). Основная мысль их — призыв к терпению, кротости, нравственному самоусовершенствованию и самопожертвованию. Но подобных басен немного, и не они определяют основное направление в развитии этого жанра Л. Толстым.

Л. Толстой включал

в учебные книги и другие зарубежные сказки, максимально приближая их к русской действительности, русским характерам. Для этого он вводил новые бытовые детали, приближал язык к народнопоэтическому. Так, например, сказка «Мальчик с пальчик» в переложении писателя напоминает не столько известную сказку Перро, сколько русскую народную «Мальчик с пальчик и людоед». В сказке Толстого присутствуют конкретные приметы быта бедной крестьянской семьи: «У одного бедного человека было семеро детей — мал мала меньше». Реалистические детали переплетаются с фантастической гиперболой— «самый меньшой был так мал, что, когда он родился, он был не больше пальца».

Родители отправляют детей в лес только от страшной бедности: «Отец с матерью все становились беднее и беднее, и пришлось им под конец так плохо, что нечем стало и детей кормить». В сказке Толстого нет места жестокости родителей; они рады возвращению детей, как только стало легче жить.

«Толстой никогда не состарится

. Он из тех гениев искусства, слова которых — живая вода. Источник бьет неиссякаемо. Мы снова и снова припадаем к нему, и нам кажется — мы еще ни разу в жизни не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды»— писал о нем К. Федин.

исследовательская работа “Особенности басен Л.Н. Толстого”

Л.Н.Толстому 9 сентября 2013 года исполнилось 185 лет со Дня рождения. В связи с этим мы посвятим работу творчеству Л.Н. Толстому, в частности, его басням. Мало кто знает, что кроме романов, повестей и рассказов Толстой писал басни, которые вошли в «Азбуку», написанную им же для обучения крестьянских детей.

Цель нашей работы: посмотреть, в чем особенность басен Толстого.

– познакомиться с краткой биографией Л.Н. Толстого

– вспомнить особенности басни как жанра

– познакомиться с баснями Толстого.

Гипотеза: у Толстого басни имеют свои особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
басни Толстого Л.Н.26.94 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – СОШ с.Липовка

ученица 8 класса

  1. Вступление 3 стр.
  2. Основная часть:

А) Краткая биография Л.Н. Толстого 4 стр.

Б) Что такое басня? 5 стр.

В) Басни, написанные Л.Н.Толстым 6 стр.

3. Заключение 8 стр.

4. Список литературы 8 стр.

Л.Н.Толстому 9 сентября 2013 года исполнилось 185 лет со Дня рождения. В связи с этим мы посвятим работу творчеству Л.Н. Толстому, в частности, его басням. Мало кто знает, что кроме романов, повестей и рассказов Толстой писал басни, которые вошли в «Азбуку», написанную им же для обучения крестьянских детей.

Цель нашей работы: посмотреть, в чем особенность басен Толстого.

– познакомиться с краткой биографией Л.Н. Толстого

– вспомнить особенности басни как жанра

– познакомиться с баснями Толстого.

Гипотеза: у Толстого басни имеют свои особенности.

1.Краткая биография Л.Н.Толстого

Лев Николаевич Толстой родился в богатой графской семье 28 августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне Тульской губернии. По отцовской линии один из предков писателя был сподвижником Петра 1. По материнской линии Толстой принадлежал к старинному княжеству роду Волконских, и по матери он был родственником А.С.Пушкина. Детство своё Лев Николаевич провёл в родовом имении. После смерти родителей, в возрасте 13 лет переехал в Казань к одной из сестёр своего отца, где прожил 6 лет. В Казани он поступил в университет сначала на восточный, затем на юридический факультет. Лев Николаевич свободно владел английским, французским и немецкими языками; читал на итальянском, чешском, польском и сербском; знал греческий, латинский, татарский, церковно-славянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки. В 19 лет начал вести дневник, в котором вёл записи до последних лет жизни. В университете Толстой увлёкся самостоятельной работой над исторической темой, но, проучившись 3 года, оставил университет. Он уехал в Ясную Поляну, владельцем которой стал после раздела отцовского наследства. Писательская деятельность Толстого началась в конце 1850 года в Москве. Там он начал работу над повестью «Детство», но вскоре уехал на Кавказ в действующую армию к своему старшему брату. Поступив в армию юнкером, Толстой сдал экзамен на младший офицерский чин.

После начала Крымской войны Толстой перевёлся в Дунайскую армию, а затем в Севастополь. Командуя батареей, он проявил мужество и отвагу и был награждён орденом Анны с надписью «За храбрость» и медалью. Выйдя в отставку, Лев Толстой отправился за границу, а затем вернулся в Ясную Поляну. В 1859 году он открыл школу для крестьянских детей у себя в имении и помог открыть ещё 20 таких школ в соседних . Для занятий детям был необходим учебник – и таковым стала «Азбука», которую он написал сам.

  1. Что такое басня?

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.

Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

Возникновение басни как жанра относится к 5 веку нашей эры, а создателем её считается Эзоп, который не имел возможности по – иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей получила впоследствии название «эзопова языка». В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций.

В 17 веке французский писатель Лафонтен (1621-1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но в отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Он сосредоточен, скорее всего, на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.

В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717-1777). Его поэтическим девизом были слова: «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану…»

Одной из особенностей басен является аллегория – иносказание: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.

В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращённая к читателю.

Следует выделить такие особенности басни:

б) аллегорический (иносказательный) смысл;

в) типичность описываемой ситуации;

г) характеры – персонажи;

д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

3. Басни, написанные Л.Н.Толстым

Лев Николаевич Толстой известен не только своими романами и повестями, написанными для взрослых людей, но и баснями, которые он писал для детей. Лев Толстой часто применял всем понятный и так любимый жанр басни, в котором, через аллегории ненавязчиво, осторожно преподносил совершенно разные назидания, замысловатую мораль. Басни Толстого воспитывают в ребёнке трудолюбие, смелость, честность и доброту. Представляя собой своеобразный маленький урок – запоминающийся и яркий, басня учит пониманию народной мудрости, обучению образным языкам, способности в обобщённой форме определять ценность людских поступков.

Толстой стремился к красоте, краткости, ясности басен. Недаром говорят, что «краткость – сестра таланта». Басни в переводах Толстого – это «живая книга», с персонажами, понятными и детям и взрослым. Книга вечной мудрости.

Львом Николаевичем Толстым написаны такие басни, как:

  1. «Отец и сыновья»

Мораль: Так то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.

  1. «Охотник и перепел»

Мораль: Ну, перепел, – сказал охотник, – и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что своих выдаёшь.

  1. «Собака и её тень»

Мораль: И осталась собака не при чем.

В ней автор высмеивает глупость и погоню за лучшим и большим. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Автор высмеивает легкомыслие и глупость мальчика – пастуха, который обманывал мужиков, крича: «Помогите, волк!»

Мораль: «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

В этой басне автор высмеивает трусость и безразличие по отношению к близким.

  1. «Старый дед и внучек»

В ней описываются реальные условия жизни в крестьянской семье, она заставляет задуматься над отношением к старым и беспомощным. «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Подведем итог, что высмеивает Л.Н.Толстой в баснях:

  1. Предательство («Охотник и перепел»)
  2. Глупость («Собака и ее тень», «Лгун»)
  3. Трусость и безразличие («Два товарища»)
  4. Неуважение к старшим («Старый дед и внучек»)

Все это роднит басни Толстого с баснями других авторов, таких как Лафонтен, Эзоп, Крылов, ведь основная задача баснописцев – показать пороки человека, чтобы каждый из нас мог работать над собой. Но в баснях Толстого свои особенности :

Художественность изложения (они похожи на маленькие рассказы)

Чётко выраженная педагогическая направленность (заключена она в морали)

Мы познакомились с баснями Л.Н.Толстого. Главное, к чему стремился Толстой, – к красоте, краткости и ясности текста. Именно в этом он видел суть басни.

Басни Толстого живые, поучительные и понятные каждому истории. Они близки, они заставляют что-то в душе откликаться и меняться. А значит, отвечают основным целям автора: обучать читателей. Мораль Толстого всегда понятна детям – и это важно. Ведь кому хочется быть глупым, смешным, неуважительным, трусливым. Порой эти качества так часто встречаются и в нас, современных людях, так что басни Толстого остаются актуальными и в наше время.

Выполняя работу, мы пришли к выводу, что басни Толстого имеют свои особенности: большинство басен имеют стихотворный ритм и размер, у Толстого же это маленькие рассказы. Чаще всего главные действующие лица – это люди. Мораль содержит строгую педагогическую направленность: учит детей правильным поступкам.

Тем самым, мы достигли своей цели: посмотрели, каковы особенности басен Л.Н.Толстого, наша гипотеза о своеобразии басен этого автора подтвердилась. Также мы выполнили и поставленные задачи: познакомились с краткой биографией автора, вспомнили жанр басни, прочитали басни Толстого.

  1. Гуляев Н.А. Теория литературы: Учеб. Пособие – М., 1985
  2. Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1891-1910. — М., 1960 г.
  3. Толстой Л.Н. «Сказки. Рассказы. Басни. Были». Издательство «Проф-пресс», 2012 год

Комар и лев

Комар прилетел ко льву и говорит:

— Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!

И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился.

Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит:

— Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю.

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки:

Росянка — Комариная Смерть Летел Комар над прудом и трубил: — Я — Комарище! Жигать мастерище. Носом востер, Зол и хитер. Все меня боятся: За всех умею взяться. Зверя.

Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост Это случилось в самый полдень, когда все комары спрятались от жары в болото. Комар Комарович — длинный нос прикорнул под широкий лист и заснул. Спит.

Медведь и комар Однажды медведь поймал в лесу зайца и ради потехи давай ему уши драть. Заплакал от боли и обиды заяц, а медведю шуточки — смеется да.

Терем мухи Вариант 1 Построила муха терем; пришла вошь-поползуха: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Муха-горюха; а ты кто?» — «Я вошь-поползуха».

Загадки про комара Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар) Нос долог, голос звонок (комар). Самого чуть видно, а голос слышно. (Комар) Ни рак, ни рыба.

Лев и комар Бессильному не смейся И слабого обидеть не моги! Мстят сильно иногда бессильные враги. Так слишком на свою ты силу не надейся! Послушай басню здесь о.

Дуэль I Было восемь часов утра — время, когда офицеры, чиновники и приезжие обыкновенно после жаркой, душной ночи купались в море и потом шли в павильон.

Рустем и Зораб Книга первая РУСТЕМ НА ОХОТЕ I Из книги царственной Ирана Я повесть выпишу для вас О подвигах Рустема и Зораба. Заря едва на небе занялася.

Почему Ананси ест мух, бабочек и комаров Однажды муха, бабочка и комар отправились вместе на охоту. В лесу им попался паук Ананси. — Мы тебя съедим! — сказали они и схватили паука.

Нет козы с орехами Пошел козел лыки драть, а коза орехи рвать. Пришел козел с лыками — нет козы с орехами. Нет козы с орехами, нет козы с калеными.

Череп-тереп Была муха-горюха. У какой-то хозяйки было сметаны череп. Ну вот, муха-горюха летела и повернула его и назвала « терем ». Бежит блоха: »Кто в терему.

Моя жизнь Рассказ провинциала I Управляющий сказал мне: «Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели». Я ему.

Комар и медведь Жили два приятеля — комар и медведь. Вот однажды спрашивает медведь: — Комарик, дружок, ты повсюду летаешь, у всех тварей кровь перепробовал. Подумай да скажи.

Комар и стрекоза После зимних холодов комар оживает раньше стрекозы. Растаял снег, пригрело солнце, и ожил комар. Живет комар, радуется, никто ему не мешает. Подросла трава, солнце стало.

Отцов дар Жил себе на свете хороший человек. Было у него три сына — двое умных, а третий — Иван-простофиля. Умные поженились, семьями обзавелись, а Иван все.

Тело-Без-Души Жила-была вдова с сыном, которого звали Джуанин. Когда ему исполнилось тринадцать лет, захотел он побродить по свету, поискать счастья. — Мал ты еще бродить по.

Теремок Ехал мужик с горшками и потерял один горшок. Прилетела муха-горюха и спрашивает: — Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? Видит — никого нет. Она залетела.

Теремок Мухи Ехал мужик с горшками и потерял один горшок. Прилетела муха-горюха и спрашивает: — Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? Видит — никого нет. Она залетела.

Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что Вариант 1 В некотором государстве жил-был король, холост-неженат, и была у него целая рота стрельцов; на охоту стрельцы ходили, перелетных птиц стреляли, государев стол дичью.

Казка про козла и барана Був собі чоловік та жінка; мали вони козла й барана. — Ох, жінко! — каже чоловік. — Проженемо ми цього барана і козла, а то.

Лев даривший золото Жил на свете бедный каменотес с женою и сыном. Его семья едва сводила концы с концами. Наверно, они давно бы умерли с голоду, если бы.

Палата номер 6 I В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли. Крыша на нем ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки у крыльца.

Тайна хатифнаттов Это было давным-давно, в те времена, когда папа Муми-тролля ушел из дому, никому ничего не объяснив и даже сам не понимая, почему ему пришлось уйти.

Матрешка в картошке В прежнее время в нашей деревне пастуха никогда не нанимали, все, бывало, дети пасут, а дед Михей на пригорке сидит, лапти плетет, детей пасет, чтобы.

Охота питона Каа Все рассказанное здесь случилось задолго до того, как Маугли был изгнан из сионийской волчьей стаи, раньше, чем он отомстил Шер Хану, тигру, словом, и происходило.

Комар оводу не товарищ Летит овод, по сторонам поглядывает, а под кустиком в холодке комар сидит. Овод и говорит ему: — Полетим, брат, за компанию! — Э, тебе-то хорошо.

Хан — тридцать смертей Жил в одной деревне человек. Был он большой хитрец и ловкач. И хотя ни читать, ни писать он не умел, но легко обводил вокруг пальца.

Бой Ильи Муромца с Жидовином Под славным городом под Киевом, На тех на степях на Цыцарскиих, Стояла застава богатырская; На заставе атаман был Илья Муромец, Податаманье был Добрыня Никитич млад;.

Дочь болотного царя Много сказок рассказывают аисты своим птенцам — все про болота да про трясины. Сказки, конечно, приноравливаются к возрасту и понятиям птенцов. Малышам довольно сказать “крибле.

Тисмар Хан Жил в одной деревне очень хитрый человек. Ничему он не был учен, а все же случалось ему обманывать умных и ученых людей. И поклялся этот.

Тимур и его команда Вот уже три месяца, как командир броне дивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте. В середине лета он прислал телеграмму, в.

Принцесса Клей-Для-Сердец Жил когда-то король, и была у него дочь, прекрасная, как цветущая гуайява, — не девушка, а просто чудо. Когда какой-нибудь юноша имел несчастье увидеть ее.

Волк, у которого не было сердца Заболел лев — царь зверей. Болеет день, другой, третий. Стали его навещать звери, приходили один за другим и желали скорейшего выздоровления. Побывали у него и.

Каменный лев, который открыл рот Никто уж и не вспомнит, когда это было, однако случилась эта история у подножия древней горы. Там жили всего два человека. Один был очень богат.

Немейский лев (1 подвиг Геракла) С того дня, как царевич Эврисфей появился на свет, он был окружен заботой и лаской. Правда ни ума, ни силы, ни храбрости природа ему не.

Іван Голик і його брат Десь-не-десь в тридесятому царстві, в іншій державі жив цар з царицею чи князь з княгинею, і було в них два сини. От князь і каже.

Комар Намус и слон Давным-давно жил-был комар по имени Намус, который за свой тонкий ум был прозван Проницательным Намусом. Однажды, поразмыслив над своей жизнью и руководствуясь весьма благовидными и.

Заколдованная королевна Вариант 1 В некотором царстве, в некотором государстве жил именитый купец; у него был сын Иван. Нагрузил купец свои корабли, дом и лавки приказал жене.

Ута-Саган-батор В прежнее счастливое время жил Ута-Саган-батор со своею женой Урма-гохон-хатан в прекрасном дворце, вызолоченном да высеребренном изнутри, белее снега снаружи, вышиною до облаков, с серебряным.

Рассказ второго евнуха (ночи 39-40) Второй негр сказал: «Знайте, о братья, что в начале моего дела, когда мне было восемь лет, я каждый год один раз лгал работорговцам, так что.

Комар и лев

Комар прилетел ко льву и говорит:

— Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!

И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился.

Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит:

— Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю.

Сказки для детей:

Лев и комар Бессильному не смейся И слабого обидеть не моги! Мстят сильно иногда бессильные враги. Так слишком на свою ты силу не […].

Комар и стрекоза После зимних холодов комар оживает раньше стрекозы. Растаял снег, пригрело солнце, и ожил комар. Живет комар, радуется, никто ему не […].

Комар и медведь Жили два приятеля — комар и медведь. Вот однажды спрашивает медведь: — Комарик, дружок, ты повсюду летаешь, у всех тварей […].

Комар оводу не товарищ Летит овод, по сторонам поглядывает, а под кустиком в холодке комар сидит. Овод и говорит ему: — Полетим, брат, за […].

Комар и волк Спросил комар волка: — Куда, сосед, так торопишься? — На пастбище, лошадь хочу загрызть, — ответил волк. — Что ты, […].

Медведь и комар Однажды медведь поймал в лесу зайца и ради потехи давай ему уши драть. Заплакал от боли и обиды заяц, а […].

Загадки про комара Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар) Нос долог, голос звонок (комар). Самого чуть видно, а голос слышно. […].

Комар и Пастух Пастух под тенью спал, надеяся на псов, Приметя то, змея из-под кустов Ползет к нему, вон высунувши жало; И Пастуха […].

Комар Намус и слон Давным-давно жил-был комар по имени Намус, который за свой тонкий ум был прозван Проницательным Намусом. Однажды, поразмыслив над своей жизнью […].

Росянка — Комариная Смерть Летел Комар над прудом и трубил: — Я — Комарище! Жигать мастерище. Носом востер, Зол и хитер. Все меня боятся: […].

Великий совет зверей Однажды звери собрались на Великий совет и сообща постановили, что отныне не будут пожирать друг друга, а будут жить в […].

Череп-тереп Была муха-горюха. У какой-то хозяйки было сметаны череп. Ну вот, муха-горюха летела и повернула его и назвала » терем «. […].

Теремок Мухи Ехал мужик с горшками и потерял один горшок. Прилетела муха-горюха и спрашивает: — Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? Видит […].

Теремок Ехал мужик с горшками и потерял один горшок. Прилетела муха-горюха и спрашивает: — Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? Видит […].

Нет козы с орехами Пошел козел лыки драть, а коза орехи рвать. Пришел козел с лыками — нет козы с орехами. Нет козы с […].

Мозг Лиса Шакал всегда считал себя самым хитрым среди приближенных Льва. Не уступал ему, пожалуй, один только Лис, двоюродный братец. Лис был […].

Лев и охотник У Хвастуна, любителя охоты, Пропал любимый, славный пес. Хвастун, конечно, полн заботы; Свою пропажу он отнес К проделкам Льва, страшившего […].

Терем мухи Вариант 1 Построила муха терем; пришла вошь-поползуха: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Муха-горюха; а […].

Прожорливый башмак В детской за сундуком лежал медведюшка, — его туда закинули, он и жил. В столе стояли оловянные солдаты с ружьями […].

Орел и галка Орел слетел с высокого утеса, схватил ягненка крепкими когтями и унес его в поднебесье. Галка смотрела на это с завистью, […].

Мартышки-путешественницы Однажды мартышки, что живут в зоопарке, решили отправиться в путешествие, чтобы пополнить свое образование. Шли они, шли, а потом остановились, […].

Лев, человек и статуя Человек шел со львом по дороге и спорил, кто всех сильнее. В то время когда лев приводил веские доказательства своей […].

Мудрый слуга Приехал один человек в город и прослышал, что здесь каждый день кражи,-кого-нибудь да обворуют! Испугался человек и приказал своему слуге […].

Ах, Ах! Было это так… Однажды один слоненок из розовой мыльной пены шарики надувал. А один такой шарик совсем-совсем большой вышел. И […].

Озеро дедушки Льва Дедушка Лев позвал всех животных и сказал: — Нам необходимо иметь поблизости озеро с чистой водой. То озеро, куда мы […].

Лисица и Осел «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» — Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. «Сейчас лишь ото Льва! Ну, кумушка, куда его […].

Как старый лис льва перехитрил Жили в лесу разные звери. Все бы ничего, да появился по соседству лев и обложил зверей данью: зайцы должны ему […].

Матроскин и Шарик ссорятся Однажды кот Матроскин и Шарик поссорились. — Знаешь что, — говорит Матроскин, — я свою родственницу рысь позову! У нее […].

Трус, отыскавший золотого льва Некий сребролюбец робкого нрава отыскал льва из золота и начал так рассуждать сам с собою: «Что же теперь со мною […].

Лев и Мышь Угодила как-то маленькая Мышь в лапы Льву. — О царь зверей! — пискнула Мышь.- Я настолько мала, что едва ли […].

Комар и лев басня. Анализ басни «Комар и Лев»

Басня Толстого «Комар и Лев» раскрывает суть извечной темы споров и пересудов по поводу того, кто сильнее, важнее и лучше. Это еще одно подтверждение мысли о том, что всяческие недальновидные «выскочки» и «воображалы», демонстрирующие свое ложное превосходство над кем-либо, терпят поражение, пришедшее подобно бумерангу, на своей же территории амбиций и хвастовства.

Басня «Комар и Лев»

Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!»

И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился. Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит: «Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Мораль басни Толстого «Комар и Лев»

Мораль басни «Комар и Лев» не прописана автором, но легко читается в поведении главных героев, а состоит она в том, что каждый имеет столько истинной силы, на сколько хватает его ума, поэтому одержавшие победу должны быть еще и мудры в восклицаниях о ней, иначе рискуют оказаться на месте поверженного.

Анализ басни «Комар и Лев»

Толстой в басне «Комар и Лев» представил на суд читателям трех персонажей: Льва (символ мудрости и силы), Комара (образ назойливости и глупой навязчивости) и Паука (вершителя справедливости). Сквозь призму каждого из них Лев Николаевич хотел показать, как по-разному могут вести себя люди в одной и той же ситуации и как часто выбранное поведение является решающим.

К примеру, люди-Комары в любой ситуации пытаются «накрыться с головой одеялом» власти и всеправия. Однако все их действия, начиная от манеры поведения и заканчивая принятыми серьезными решениями, увешаны лишь искусственной шумихой и «мишурой», поэтому ничего кроме разочарования и крушения надежд они не несут.

«Толстовские» Львы – люди, которые вроде и сильны, и не глупы, но из-за своей где-то нерасторопности, где-то чрезмерного внимания к окружающим мелочам и мешающим спокойному существованию эмоциям, потраченным на несерьезных соперников, выбивают из строя в первую очередь самого себя.

А вот люди-Пауки – это терпеливые стратеги, всегда побеждающие на чужой излишней эмоциональности и безрассудстве.

О том, как маленький Комар сумел отомстить могущественному Льву за обиду, поведает басня «Лев и Комар» Крылова.

Читать текст басни:

Вот что о том я слышал стороною:
Сухое к Комару явил презренье Лев;
Зло взяло Комара: обиды не стерпев,
Собрался, поднялся Комар на Льва войною.
Сам ратник, сам трубач пищит во всю гортань
И вызывает Льва на смертоносну брань.
Льву смех, но наш Комар не шутит:
То с тылу, то в глаза, то в уши Льву он трубит!
И, место высмотрев и время улуча,
Орлом на Льва спустился
И Льву в крестец всем жалом впился.

Лев дрогнул и взмахнул хвостом на трубача.
Увёртлив наш Комар да он же и не трусит!
Льву сел на самый лоб и Львину кровь сосёт.
Лев голову крутит, Лев гривою трясёт;
Но наш герой своё несёт:
То в нос забьётся Льву, то в ухо Льва укусит.

Вздурился Лев,
Престрашный поднял рев,
Скрежещет в ярости зубами
И землю он дерёт когтями.
От рыка грозного окружный лес дрожит.
Страх обнял всех зверей; всё кроется, бежит;
Отколь у всех зверей взялися ноги,
Как будто бы пришёл потоп или пожар!
И кто ж? Комар
Наделал столько всем тревоги!
Рвался, метался Лев и, выбившись из сил,
О землю грянулся и миру запросил.
Насытил злость Комар; Льва жалует он миром:
Из Ахиллеса вдруг становится Омиром *
И сам
Летит трубить свою победу по лесам. *

* Омир (Гомер) – легендарный эпический поэт Древней Греции, описавший Троянскую войну в поэме «Илиада».

* На сюжет басни Лафонтена «Лев и Мошка».

* Ахиллес (Ахилл; греч. миф.) – герой Троянской войны.

Мораль басни Лев и Комар:

Мораль басни – иногда и мелкий, бессильный враг может наделать много шума. Несмотря на разницу в весовых категориях Комар победил Льва. Точно так же случается в реальности: «маленький» человек, не обладающий полномочиями, достойно мстит врагам. Крылов предупреждает читателя о том, что не стоит позволять себе насмехаться над слабаками и обижать тех, кто ниже по рангу. Баснописец предупреждает: разозленный враг мстит изо всех сил, и может победить даже могущественного и сильного соперника.

Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!»

И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился. Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит: «Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Мораль басни

Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю. В жизни бывают разные ситуации. И когда кажется, что все в твою пользу, может случиться всякое.

Каждый в чем-то хорош. У всех есть свои сильные стороны.

Герои басни Толстого

  • комар – победил льва
  • лев – был побежден и когти с зубами не помогли
  • паук – поймал комара

Несколько интересных Басен

  • Басня Эзопа Волк и Овца

Текст и анализ басни Волк и Овца

Басня Эзопа Обезьяна и Рыбаки

Текст и анализ басни Обезьяна и Рыбаки

Басня Эзопа Ворон и Лисица

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо

Народ рас суди тель ные. Рассудительные люди. Как воспитывать это качество у ребенка

Значение сна: кольцо К чему снятся кольца с бриллиантами

Брахма — творец Вселенной Брахма и сотворение Вселенной

Сонник вернули долг бумажными деньгами

Сон уплывающий корабль. Магия чисел. Сонник — Корабль, кораблекрушение

Детский час

для детей и родителей

Басни Л.Н.Толстого

Лев Николаевич Толстой, обращаясь к жанру басни, был уверен в том, что он обязательно найдет своего читателя. Потому что, сочиняя произведения такого рода, он стремился к тому, чтобы они были «максимально приближены к детскому восприятию».

Созданные на основе эзоповских, басни Толстого написаны лаконично и без затей. Несмотря на то, что сюжеты являются заимствованными, воспринимаются эти произведения, как оригинальные, настолько самобытно они написаны.

Мораль басен Толстого не представляет сложности для детского восприятия. Лев Николаевич всегда стремился к тому, чтобы мораль была чёткой и ясной, живой и конкретной. Читая строки басни «Два товарища», мы можем заметить, что мораль «произносит тот, который был оставлен своим другом». Интересуясь, о чём поведал другу Медведь, он произнёс: «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Есть такие хорошие слова: «Своих не бросаем». Они замечательно подходят к этой басне.

Отличительными особенностями басен Толстого являются: ярко выраженный педагогический подтекст, простота и ясность языка, глубокое, философское содержание, краткость изложения.

«Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, — ты не об моем, а о своем корме хлопочешь».

«Поделом мне за то, что я хотел съесть листья, те самые, какие спасли меня».

«Мне не нужно награды; я счастлив уже тем, что царь мой похвалил меня».

«Оттого не вхожу, что по следам вижу — входов много, а выходов нет».

«Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Эти известные выражения из басен Толстого говорят нам об остроте, динамизме, драматизме действий, происходящих в такого рода произведениях автора.

Повествовательная часть ряда басен Толстого напоминает сказку, некоторые из них описывают реальные условия жизни. Какими бы они не были, они заставляют остановиться и обратить внимание на недостатки в нашей жизни.

«Два товарища» Басня Л.Н.Толстого

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

«Лев и лисица» Басня Л.Н.Толстого

Лев от старости не мог уже ловить зверей и задумал хитростию жить: зашел он в пещеру, лег и притворился больным. Стали ходить звери его проведывать, и он съедал тех, которые входили к нему в пещеру. Лисица смекнула дело, стала у входа в пещеру и говорит: «Что, лев, как можешь?»

Лев говорит: «Плохо. Да ты отчего же не входишь?» А лисица говорит: «Оттого не вхожу, что по следам вижу — входов много, а выходов нет».

«Комар и лев» Басня Л.Н.Толстого

Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!» И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился.

Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит: «Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Стихи о курицах и цыплятах

Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот —
Сказочку расскажет, песенку споёт.
Корней Чуковский

Курица снесла яйцо.
Положила под крыльцо.
Посидела там опять
И снесла ещё их пять.
А потом пришёл Петух,
Сосчитал все яйца вслух.
Сколько же теперь у птиц
Под крыльцом лежит яиц?
Черняева В.

Квохчет курица наседка:
– Червяка нашла я деткам!
К дому мчится во весь дух:
– Похвали меня, петух!

Курочка – наседка
Помогает деткам:
Хочет, чтоб цыплятки
Были все в порядке!
Жёлтые комочки
Радуютя квочке.
Все за мамой ходят,
Червячков находят!
Зих Е.

Стала курица считать
Маленьких цыпляток:
Желтых пять
И черных пять,
А всего десяток.
Самуил Маршак

Курочка Пеструшечка,
Сшей для нас подушечку
С цветочками, кружевами
Для доченьки нашей Тани.
Будет спать Танюшка
Сладко на подушке.
Лосева С.

– Куры, куры, как живёте?
Куры, куры, что жуёте?
– Хорошо пока живём,
Но, простите, не жуём.
Мы КЛЮЁМ проворно
На тропинке зёрна.

Хоть крылатая – не птица.
Даже в небо не стремится.
Целый день зерно клюёт,
Ночью на шесток идёт.
Одомашненная птичка –
Вам к утру снесёт яичко:
Замечательный омлет,
Будет завтра на обед!
Мазанко Е.

Тук-тук-тук. Тук-тук-тук.
Кто это стучится тут?
Курочка в гнезде сидела,
Долго-долго яйца грела.
Десять маленьких цыплят
Выйти из яиц хотят.
По скорлупке тук-тук-тук.
Здравствуй мамочка, мы тут!
Есть теперь у нашей квочки
Дочки и сыночки – желтые комочки.
Горенбургова Р.

Курочка Цыганка
Встала спозаранку,
“Ко-Ко-ко” произнесла,
И на улочку пошла,
Травку пощипала,
Мушек поклевала,
Погуляла тут и там, –
И снесла яичко нам.
Антосыч

Смотрит мама-курица
На цыплят и жмурится.
Хоть сидят они в тени,
Словно солнышки они.
Жаль что скоро из гнезда
Разбегутся кто куда.

Учит курица цыплят
Сторониться злых котят:
– Нет для нас опасней зверя,
Не ходите к задней двери.
Ко-ко-ко. ко-ко-ко!
Вы куда так далеко?!
У калитки Васька кот,
Он давно вас глупых ждет!
– Эка невидаль- котенок,-
Говорит один цыпленок,-
Не боюсь я никого,
Даже Ваську самого!
Между тем, наш рыжий кот
Думал все наоборот;
Лег в траву и затаился,
Лопушочками прикрылся
В ожидании победы:
– Мурр, давно я не обедал.
А закуска просто “класс”,
Вот уж я его сейчас.
Так бы съеден был с панамой,
Да вмешалась Клуша-мама.
И давай кота клевать.
“Будешь деток обижать?!”
Счастнева И.

Расшумелись утром куры:
«Почему ты Петя, хмурый,
Песен звонких не поешь,
А зерно клюешь, клюешь?»
Ну, а Рябушка сказала:
«Петушка мне жалко стало,
Наш хороший петушок,
Золотистый, гребешок.
Пусть поет, поет с утра,
С добрым утром детвора!»
Письман З.

Кто кудахчет целый день?
Ей в гнезде сидеть не лень.
Её жёлтые ребятки
Называются «цыплятки».
Богдан С.

Я в курятнике сижу,
И цыплят считаю.
Курица не глупая..
Обо всём я знаю.
Позади меня стоят
Пару маленьких цыплят..
Я не буду жмуриться
Я их мама курица..
Культурный А.

Ко-ко-ко! – Кричит наседка,
Подзывает к дому деток.
Ко-ко-ко! Уже темно,
Не ходите далеко.
Пи-пи-пи! – Пищат цыплята.
Мы идем уже обратно.
У цыпляток теплый дом –
У наседки под крылом.
Алексеенко Ю.

Зёрна курочка клюёт
И яички нам несёт,
Цыплятам говорит: Ко – Ко
Не уходите далеко.
Клементьева В.

Курочка — наседка
Вывела цыплят.
Маленькие детки
Целый день пищат.

Пролетели сутки,
А покою нет.
Я дала им супу,
Хлеба и котлет.

Что же вы не ели?
В чём же тут секрет?
Или вы не смелые?
Иль плохой обед?

Может им печенья?
Может молока?
Или чай с вареньем
Пусть попьют пока?

Я сварила кашки
Вкусной для цыплят.
А они букашек
Глупые хотят.

Утром на рассвете,
Радуясь весне,
Квок да квок наседка,
И цыплята с ней.

Все они довольны,
Червячков ища.
Хорошо на воле
Даже попищать.

Три наседки вдруг-вдруг
Забежали в круг, в круг.
Лапками затопали,
Крыльями захлопали:
«Куд-кудах» да «куд-куда»!
Все сюда, сюда, сюда!
Называются куры птицами,
Ох, и нравится веселиться нам!
Хоть и крылышки нелетучие,
Зато ноженьки топотучие!
Сысоева Я.

*****
КУРИЦА С ЦЫПЛЯТАМИ
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
Берестов В.

Квохчет курица наседка:
– Червяка нашла я деткам!
К дому мчится во весь дух:
– Похвали меня, петух!
Чудинова Т.

– Ты скажи нам, курочка,
Где же наша улочка?
– Да совсем недалеко!
Там, за речкой! Ко-Ко-Ко!
Алексеенко Ю.

Две соседки-курицы
Встретились на улице:
«Куд-кудах» да «ко-ко-ко»,
– Где была ты?
– Далеко!
Я на ярмарку ходила,
Да подарков накупила.
– Что подаришь петуху?
– Телогрейку на меху.
И еще сапожки,
Чтоб не мерзли ножки.
– А своим детишкам?
– Каждому по книжке.
– А коту и кошке?
– Дудку и гармошку.
– А хромому индюку?
– Деревянную клюку!
И тебе, подружка,
Красную подушку.
А своей соседке –
Новый фартук в клетку.
И корове, и быку,
И хозяйскому сынку.
– А себе ты что купила?
– Про себя совсем забыла!
«Куд-кудах» да «ко-ко-ко»,
Всех упомнить нелегко!

Встретила Хохлатка
Петю-Петушка.
Друг дружке поклонились
Два красных гребешка.
И, разгребая лапками
Навозный теплый сор,
Они ведут учтивый
Куриный разговор.
— Ты куд-куда,
Ты куд-куда,
Ты куд-куда идешь?
— Я ко-ко-ко,
Я ко-ко-ко
Шагаю прямо в рожь.
— Ах, куд-куда,
Ах, куд-куда,
Возьми меня туда.
— Но ко-ко-ко,
Но ко-ко-ко
Ведь это далеко.
— Ах, не беда,
Ах, не беда,
Мы после отдохнем.
Так ко-ко-ко
И куд-куда
Пошли гулять вдвоем!
Осеева В.

ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ У ЦЫПЛЯТ
Надежда Андрусенко
Раскудахтались наседки:
– Вы слыхали? У соседки
Появились пять цыплят,
Рты раскрыли и пищат!
Поминутно просят кушать,
Все вокруг устали слушать!
Столько крика на слуху,
Всё расскажем петуху!
Раз он нынче стал отцом,
Пусть найдет малюткам корм!
Петушок для малых деток
Притащил зелёных веток,
Чёрных маленьких жучков,
Толстых, жирных червячков,
Восемь горсточек зерна,
Ярко-жёлтого пшена,
Половину апельсина,
Яблок – целую корзину,
Два сушёных таракана,
Даже корку от банана.
– Ешьте, детки, поправляйтесь.
Угощайтесь, не стесняйтесь.
Вся семья под вечер дружно
Собралась на пышный ужин!
Чтобы было веселей,
Решено позвать гостей –
Всех соседей пригласили,
Кашей пшённой угостили,
У хозяев гордый взгляд –
День рожденья у цыплят!

КУРИЦА И ПЕТУХ
Елена Стеквашова
Курица кудахчет: “Квох!
Как же я хочу горох.”
А петух ей: ” Не трещи.
Лучше встань и поищи.”

КУРОЧКА
Ираида Мордовина
Курочка-Пеструшка, добрая толстушка,
По двору гуляет, деток созывает:
– Ко-ко-ко, ребята, где же вы, цыплята,
Жёлтые комочки, дочки и сыночки?
Поспешите к маме: кушать будем с вами
Семечки и крошки, доставайте ложки.
Есть немного кашки в миске у дворняжки.
Она спит, не лает, вас не покусает.
Мы напьёмся молока у кота-озорника.
Фантики он ловит и про нас не вспомнит.
А затем мы в сад пойдём и под вишенкой уснём.
Там в тени прохлада. Что ещё нам надо?

БЕЛЫЙ ГОРОДОК
Зинаида Александрова
На лугу у речки
Забелел снежок –
Это вышли куры
Утром на лужок.
Возле птицефермы
Всё от них бело,
Словно там сугробы
За ночь намело,
Словно не растаял
Возле речки лёд.
Курочек Танюшка
Посмотреть идёт.
Бабушка Ульяна
Вырастила их –
Беленьких, пушистых
Курочек своих.
Курочка – Снежинка,
Петушок – Ледок.
Белый, как зимою,
Птичий городок,
Где лениво дремлет,
В лапы спрятав нос,
Рыжий, как лисица,
Бабушкин Барбос.

Агния Барто
В ДОЖДЬ!
Своих цыплят вела наседка,
Вдруг где-то грохнуло вдали,
Блестит дождя косая сетка,
И сразу реки потекли.

Дорога мокрая, сырая,
Наседка мечется: как быть?
Не добежать ей до сарая,
Цыплят от ливня не укрыть…

Их под дождем попробуй спрячь-ка!
Вдруг люди видят из окна:
— Какая курица чудачка,
Сидит под дождиком она!

Она сидит, раскинув крылья,
Решила — дождик переждём…
Цыплят под крыльями укрыла
И смело мокнет под дождём.

КУРИЦА- НАСЕДКА
автор: Александр Измайлов Митрофанович
Ходит, квохчет:
-Квок, квок, квок.
Обегает её кот.
Гусака и индюка
Победит наверняка.
Наступают ей на пятки
Желторотые цыплятки
-Все сюда,- зовёт наседка,-
-Червячка нашла я детки.
Уж устали малыши,
Отдохнуть хотят в тиши.
Лезут к маме под крыло-
Хорошо там и тепло.
-Пи, пи, пи,- пищат, – Нечестно!
-Занял здесь моё ты место!
-Дети, тихо все сидите!
-В тесноте, да не в обиде.
Любит всех она цыплят,
Греет всех она писклят.
Нет любимцев у наседки-
Все они родные детки.

КУРИЦА
автор: Виктор Гвоздев
Курица вышла во двор погулять,
В нем тишина и ей не с кем играть.
Но курица ходит в тиши все равно,
Надеясь найти, хоть какое зерно.
Только вот нет ни друзей, ни зерна
И курица очень и очень грустна.
Но где-то лежит, притаившись, оно –
Ее утешенье – простое зерно.

“ВЕСЬ ДЕНЬ КУДАХЧЕТ КУРИЦА. ”
Андрей Усачёв
Весь день кудахчет Курица –
За птенцов волнуется:
С крыши прыгать – высоКО,
КО-КО-КО.
В речке плавать – глубоКО,
КО-КО-КО.
А за домом – КО-КО-КОшка.
Не ходите далеКО!

П. Волков
Жили-были куры
У хозяйки Шуры.
Все красавицы-несушки,
Тети Шурины послушки.
Лишь одна в семье большой
Уродилась не такой.
Звали ее Клуша,
Клуша-Непослуша.
Как-то в самую жару
Закудахтала: “Умру!
Я так больше не могу,
В душ немедленно бегу.
Душ, слыхала, водяной
Освежает в летний зной!”
Объясняют ей, что душ –
Для людей, а не для Клуш.
“Я не верю Куд-куда,
Побегу скорей туда!”
Прибежала впопыхах,
Открывает воду: “Ах!”
Выкатилась Клуша
Кувырком из душа!
Вся смеется улица:
“Мокрая ты курица!
Будешь помнить, что вода –
Курам горе и беда!”
Сразу после душа
Изменилась Клуша.
Стала добродушной,
Умной и послушной.
Тетя Шура рада –
Нет в семье разлада.

КУРИЦА
(Наталья Берестова)
Бежала по улице
Желтая курица,
Уж очень,
Уж очень,
Спешила она.
-Куда ты,
Куда ты,
Торопишься Курица?
Скажи нам,
Мы тоже помчимся туда!
-Кудах-тах,
Кудах-тах,
Уйдите с пути,
Мне нужно в курятник ,
Яйцо отнести!

__________________
Л. Сафронов
Из яйца, как из пелёнок,
Только выбрался цыплёнок —
И пошёл пушок пешком
Настоящим петушком.

Л. Круг
Потеряла курица
Всех цыплят на улице.
Куд-куда, куд-куда
Собирайтесь все сюда.
Пи-пи-пи, пищат цыплята,
Нас позвали индюшата.
Мы играли в червячка,
Слушали концерт сверчка.
А теперь бежим домой
К маме – курице рябой.

А. Млынаш
Не могу понять что это?
Темнота, не видно света.
Жить без света не хочу
И немного постучу!
За стеной семья моя.
Здравствуй, мама!
Это -Я!

Стали два цыплёнка-братца,
Словно козлики, бодаться.
Не уступят пустяка –
Дождевого червяка.

О. Димакова
Желтый маленький комок
Долго выбраться не мог
Из скорлупковых пеленок.
Малыша зовут цыпленок
Только вылез из яйца
И уже бежать. С крыльца!
Непоседа-малолетка!
И куда глядит наседка?
– Не обсох ещё чудак…
Ой, держите:«Шмяк!»
«Шмяк!» «Шмяк!»

Т. Лаврова
Яркие, пушистые,
Жёлтые комочки –
Маленькие деточки
Нашей пёстрой квочки.
Словно одуванчики,
В маленьком лукошке.
Клювики раскрытые
Просят хлеба крошки.
Я возьму тихонечко
Золотое чудо,
Я цыплёнка – лапочку
Обижать не буду.

Л. Луканова
Цып, цып, цып мои цыплятки.
Кто играет со мной в прятки?
Не найти и не поймать,
Невозможно сосчитать.
Разбежались кто — куда,
Не поймаешь никогда!

Р. Алдонина
Два маленьких цыпленка,
Два желтеньких пушка.
-Кто они, две курочки?
Они – два петушка?
Отвечала мать сынку:
Подождем, дружок,
Кто споет Ку-ка-реку,
Тот и петушок!

*****
Желтый шарик по траве
Весело катился.
Говорят, на белый свет
Он вчера родился.
Рад он солнцу и теплу
Как любой ребенок,
Мошкам, крошкам, червячку.
Ведь малыш – цыпленок.

В. Гвоздев
Наш цыпленок Цыпа-Цыпа –
Просто маленькое солнце.
Дождик капельками сыпал
И смотрел к нему в оконце,
Барабанил и стучал –
Дождик с цыпонькой играл.
Он журчал:
– Ты просто чудо,
Лью тебе водичку в блюдо!
Цыпе страшно отвечать.
Дождик тоже стал скучать.
Цыпа капелек боится –
Пусть к утяткам дождь стучится!

*****
Десять жёлтеньких комочков,
Десять маленьких цыплят.
Один мальчик,девять дочек
С мамой громко говорят.
Глаз да глаз за ними нужен,
Ох,и шустрые они.
То залезут вместе в лужу,
То измажутся в грязи.
Мама ходит по лужайке.
Ищет зёрнышки в земле,
А за ней цыплята стайкой,
Словно мячики в траве.
Мама-курица хлопочет
И журит детей любя.
Один мальчик,девять дочек
Десять жёлтеньких цыплят.
Д. Милославский
«Раз, два, три, четыре, пять!» –
Вова стал считать цыплят.
Только шустрые цыплятки
С ним сыграть решили в прятки –
Разбежались по кустам:
Двое здесь, а трое там.
Вова их зовет: «Цып, цып!»
Даже чуточку осип.
Не хотят цыплята снова
Быть посчитанными Вовой.
Неужели он не знает:
Их по осени считают?!

Е. Шевцова
Маленький цыпленок
Из яйца родился,
Вылез из скорлупки,
Очень удивился!
Как светло снаружи,
Сколько места много,
Там, внутри скорлупки,
Не было такого!
Желтенький комочек
Увидал мамашу,
Мама накормила
Детку пшенной кашей.
Вдруг в другом яичке
Тихий стук раздался,
В дырочку в скорлупке
Клювик показался.
К вечеру десяток
Желтеньких комочков
Весело щебечет,
Окружая квочку.
Мама очень нежно
Крылья раскрывает,
И, собрав детишек,
К сердцу прижимает.

Н. Родивилина
Мы – цыплятки, мы – братишки.
Знают все нас ребятишки,
Может, в ручках нас держали?
Или гладили? Едва ли!
Боязливые мы крошки.
Больше всех боимся кошки.
Злым нас коршуном пугают –
Говорят,что он летает!
Мы не видели ни разу –
От него нас прячут сразу
В дом уютный, лучший самый –
Под крылом у нашей мамы.

Л. Дунай
– Ой, пушистые комочки!
Это чьи сыны и дочки?
Ходят, цыпают, пищат…
ЧТО сказать они хотят?
– Мама, птичка не летит!
Я за ней – она бежит…
– То цыплятки, мой сыночек,
А вот рядом, мама, квочка,
Кличет их: КО-ко, ко-ко!
Не ходите далеко.
Собирайте паучков,
Клюйте травку и жучков!
Бабка даёт зёрнышки –
Будут крепки пёрышки!
К осени – взрослейте –
Яйца класть умейте!
Песню пойте: Куд-куд-дах!
Курочка – не дикий птах!
Петушки – КУ-ка-ре-ку.
Будут петь, и на бегу
Охранять хохлаток,
И рожать цыпляток!
Утром – бабушку будить,
Солнцу раннему служить.
– Ой, КАК ИНТЕРЕСНО!
Всё ж тебе известно…
*****
Наш цыпленок Цыпа-Цыпа –
Просто маленькое солнце.
Дождик капельками сыпал
И смотрел к нему в оконце,
Барабанил и стучал –
Дождик с цыпонькой играл.
Он журчал:
– Ты просто чудо,
Лью тебе водичку в блюдо!
Цыпе страшно отвечать.
Дождик тоже стал скучать.
Цыпа капелек боится –
Пусть к утяткам дождь стучится!

Владимир Степанов
ГУСЬ И ЦЫПЛЁНОК
На крыльце хвалился гусь:
– Никого я не боюсь.
Если только захочу –
Индюка я растопчу.
А козе-то, га-га-га,
Обломаю я рога.
Утоплю свинью в корыте –
Вы со мною не шутите!
Зашипел он, как утюг, –
На забор взлетел индюк,
А рогатая коза-то
Сразу спряталась куда-то.
Закричала тут свинья:
«Помогите, гибну я!»
Только курица одна –
Петушиная жена –
Села смело на крыльцо,
На крыльце снесла яйцо.
Из яйца, как из пелёнок,
Вылез маленький цыпленок.
Как за лапу гуся хвать!
Как давай его клевать!
Гусь от страха задрожал,
Без оглядки убежал.
Закричал индюк: “Друзья,
Хвастуна спровадил я!
А коза-то: “Ме-ме-ме!
Ты скажи спасибо мне”.
Рассмеялась тут свинья:
“Испугался гусь меня!”
Только курица одна –
Петушиная жена –
Сыну зёрнышко дала
На прогулку повела.
Подошёл к цыпленку папа
И пожал цыпленку лапу!

Читайте также:  Басня Толстого Мужик и Водяной
Ссылка на основную публикацию