Басня Толстого Лисица

Басня Толстого Лисица

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 268 935
  • КНИГИ 626 051
  • СЕРИИ 23 564
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 589 017

Лев Толстой – детям

Неподалёку от города Тулы, в густом лесу, находится старинная дворянская усадьба с очень поэтичным названием – Ясная Поляна. Здесь родился и прожил большую часть жизни величайший русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910). В Ясной Поляне он создал главные свои произведения: романы «Война и мир» и «Анна Каренина», здесь он и похоронен. А сегодня в усадьбе расположился дом-музей писателя.

Первым учителем и воспитателем маленького Льва был добродушный немец – его писатель изобразил в своей первой большой повести «Детство». В 15 лет Толстой с семьёй переехал в Казань и несколько лет учился там в университете, потом жил в Москве и Петербурге, а в 23 года поступил на воинскую службу, побывал на Кавказе, где создал первые свои рассказы и повести. Участвовал Толстой и в обороне Севастополя во время Крымской войны (1853–1856), написал цикл «севастопольских рассказов», имевших большой успех.

Вернувшись в Ясную Поляну, Лев Николаевич открыл школу для детей крестьян. Школ в то время было мало, да и платить за обучение могли не все. А писатель учил детей бесплатно. Вот только подходящих букварей и учебников тогда попросту не существовало. Через несколько лет Толстой сам пишет «Азбуку» для малышей и рассказы для детей постарше – из этих рассказов получились четыре «Русские книги для чтения». Многие детские произведения Толстого написаны по мотивам русских, индийских, арабских, турецких и немецких народных сказок, а некоторые сюжеты подсказали писателю ученики Яснополянской школы.

Толстой много трудился над произведениями для детей, не раз переделывая написанное. Исправленная «Азбука» в поздних изданиях стала называться «Новой азбукой». Только при жизни Льва Николаевича «Новая азбука» и «Русские книги для чтения» переиздавались больше двадцати раз – так они были популярны.

Добрых, справедливых, смелых и порой забавных героев Толстого любили и дети, жившие 100–150 лет назад, и твои родители, бабушки и дедушки, когда были маленькими. Наверняка полюбишь их и ты, когда прочтёшь эту книжку!

Рассказы из «Новой азбуки»

Лисица и журавль

Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела. На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею и всё выпил один.

Один царь строил себе дворец и перед дворцом сделал сад. Но на самом въезде в сад стояла избушка, и жил бедный мужик. Царь хотел эту избушку снести, чтобы она сад не портила, и послал своего министра к бедному мужику, чтобы купил избушку.

Министр пошёл к мужику и сказал:

– Ты счастлив. Царь хочет твою избушку купить. Она десяти рублей не стоит, а царь тебе сто даёт.

– Нет, я избушку за сто рублей не продам.

– Ну так царь двести даёт.

– Ни за двести, ни за тысячу не отдам. Мой дед и отец в избушке этой жили и померли, и я в ней стар стал и умру, Бог даст.

Министр пошёл к царю и сказал:

– Мужик упрям, ничего не берёт. Не давай же, царь, мужику ничего, а вели снести избушку даром. Вот и всё.

– Нет, я этого не хочу.

Тогда министр сказал:

– Как же быть? Разве можно против дворца гнилой избушке стоять? Всякий взглянет на дворец, скажет: «Хорош бы дворец, да избушка портит. Видно, – скажет, – у царя денег не было избушку купить».

– Нет, кто взглянет на дворец, тот скажет: «Видно, у царя денег много было, что такой дворец сделал»; а взглянет на избушку, скажет: «Видно, в царе этом и правда была». Оставь избушку.

Мышь полевая и мышь городская

Пришла важная мышь из города к простой мыши. Простая мышь жила в поле и дала своей гостье, что было, гороха и пшеницы. Важная мышь погрызла и сказала:

– Оттого ты и худа, что житьё твоё бедное, приходи ко мне, посмотри, как мы живём.

Вот пришла простая мышь в гости. Дождались под полом ночи. Люди поели и ушли. Важная мышь ввела из щели свою гостью в горницу, и обе влезли на стол. Простая мышь никогда не видала такой еды и не знала, за что взяться. Она сказала:

– Твоя правда, наше житьё плохое. Я перейду также в город жить.

Только она сказала это, затрясся стол, и в двери вошёл человек со свечкой и стал ловить мышей. Насилу они ушли в щёлку.

– Нет, – говорит полевая мышь, – моё житьё в поле лучше. Хоть у меня сладкой еды и нет, да зато я и страха такого не знаю.

У одного человека был большой дом, а в доме была большая печь; а семья у этого человека была небольшая: только сам да жена.

Когда пришла зима, стал человек топить печь и сжёг в один месяц все свои дрова. Нечем стало топить, а холодно.

Тогда человек стал ломать двор и топить лесом из разломанного двора. Когда он сжёг весь двор, в доме без защиты стало ещё холоднее, а топить нечем. Тогда он влез, разломал крышу и стал топить крышей; в доме стало ещё холоднее, а дров нету. Тогда человек стал разбирать потолок из дома, чтобы топить им.

Сосед увидал, как он потолок разворачивает, и говорит ему:

– Что ты, сосед, или с ума сошёл? Зимой потолок раскрываешь! Ты и себя и жену заморозишь!

А человек говорит:

– Нет, брат, я ведь затем и потолок поднимаю, чтобы мне печку топить. У нас печь такая, что чем больше топлю, то холоднее становится.

Сосед засмеялся и говорит:

– Ну, а как потолок сожжёшь, тогда дом разбирать будешь? Жить негде будет, останется одна печь, да и та остынет.

– Такое моё несчастие, – сказал человек. – У всех соседей дров на всю зиму хватило, а я двор и половину дома сжёг, – и то недостало.

– Тебе надо только печку переделать.

А человек сказал:

– Знаю я, что ты моему дому и моей печке завидуешь за то, что она больше твоей, затем и не велишь ломать, – и не послушался соседа и сжёг потолок и сжёг дом и пошёл жить к чужим людям.

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтоб птиц ловить. Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется. Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:

– Нехороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

– Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить.

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку. Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

Анализ басни «Ворона и Лисица» (И.А. Крылов)

Басня «Ворона и Лисица» — одно из самых известных произведений Крылова. Фразы из этой басни стали крылатыми, а тех самых «ворон» и «лисиц» в жизни повстречал, пожалуй, каждый. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом басни «Ворона и Лисица» по плану.

История создания

Басня «Ворона и Лисица» была написана не позднее 1807 года. Впервые опубликована в журнале «Драматический вестник» в 1808 году. Крылов обратился к сюжету, использованному многими другими творцами: Эзопом, Лафонтеном, Лессингом, Сумароковым, Тредиаковским и другими. Однако именно адаптация Крылова стала популярной, как у его современников, так и у следующих поколений.

Наш соотечественник внес большие изменения в сюжет Эзопа и других баснописцев. Так, ворона, который представляет собой символ мудрости, автор заменил на ворону, которая для русского человека стала синонимом «растяпы». Например, считать ворон — это выражение, определяющее глупое занятие. Характер лисы тоже претерпел изменения: у Эзопа она просто хитрит, а у Крылова она обладает не только плутовством, но и осторожностью, ораторскими способностями и незаурядным умом. «И говорит так сладко, чуть дыша» — пишет автор, описывая все уловки хищницы.

Жанр и направление

Басня — это особый литературный жанр. Её можно понимать как небольшой рассказ, затрагивающий нравственные и общественные проблемы в иносказательной форме. Чаще всего, басни написаны в стихотворной форме.

Направление творчества Крылова — реализм. Во всех его баснях затрагиваются актуальные и значимые проблемы реального мира. Такие пороки, как лесть, тщеславие, глупость, всегда были свойственны действительности.

Суть: о чём басня?

Произведение Крылова описывает ситуацию, в которой Лисица обманом завладела куском сыра, принадлежавшим Вороне.

Хитрая Лисица восхваляла красоту Вороны и призывала птицу спеть своим ангельским голоском. Ворона, принимая комплименты, решила исполнить просьбу Лисицы, открыла рот, а сыр упал. С ним рыжая интриганка и скрылась.

Главные герои и их характеристика

В басне упомянуты лишь два персонажа: Ворона и Лисица.

«Плутовка к дереву на цыпочках подходит» — автор воплощает в облике лисы острожность и предусмотрительность.

Темы и проблемы

Басня Крылова рассказывает о двух крайностях. С одной стороны, хитрая, эгоистичная и льстивая Лисица. С другой стороны, глупая и наивная Ворона. Обе они ошибаются, однако лишь одна получает наказание.

Стоит отметить, что Лисица, при всей своей эгоистичности, остаётся победительницей. Но как же так? В этом заключается ещё один авторский посыл: не все получают по заслугам, но нельзя угадать, когда тебя настигнет расплата за плохие поступки.

Разберем темы и проблемы басни Крылова «Ворона и Лисица» более подробно:

  1. Основная тема басни — влияние лести на человека. Лисица обманула Ворону с помощью лживой похвалы и добилась своего, а птица, которая дала себя одурачить, осталась ни с чем.
  2. Основная проблема басни — тщеславие. Ворона поверила лести и даже не задумалась о том, что похвалы звучат фальшиво и не соответствуют действительности. Чем больше человек раздувает собственную значимость, тем уязвимее он становится для обманщиков.
  3. Еще одна тема басни — хитрость. Лиса воспользовалась ею, чтобы добиться своего, но ее задумка удалась только в силу того, что Ворона была глупа и недальновидна.
  4. Не менее актуальна проблема глупой доверчивости. Верить людям — это, конечно, хорошо, но обдумывать их слова нужно в любом случае. Критическое мышление позволяет вычислить обман и остаться при своем добре.

Чему учит?

Как и у любой басни, у «Вороны и Лисицы» есть мораль: лесть используют лишь слабые, однако она может покорить самых сильных. «В сердце льстец всегда отыщет уголок», — к такому выводу приходит Крылов. Этим писатель предостерегает читателей, призывая не быть такими же доверчивыми и беспечными, как Ворона, и не использовать подлые приёмы, как Лисица.

В басне «Ворона и Лисица» мораль выведена в отдельную строфу в самом начале:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Основная идея

Главная мысль басни Крылова «Ворона и лисица» проста: чтобы не стать жертвой лести и обмана, нужно победить свое тщеславие и поддерживать нормальную самооценку. Ворона была так податлива, потому что жаждала внимания и была уверена в справедливости лжи Лисицы. Если бы она объективно оценивала себя, она не стала бы жертвой лицемерия.

Смысл басни «Ворона и лисица» в том, что обманутый человек зачастую сам виноват в своем несчастье. Каждый из нас в силах предотвратить манипуляцию, основанную на тщеславии и лести.

Художественные особенности

В своей басне Крылов использует яркие и точные средства художественной выразительности:

  • эпитеты («сырный дух», «говорит так сладко», «ангельский голосок», «Вещуньина … голова», «приветливы Лисицыны слова»),
  • метафоры («уголок в сердце»),
  • олицетворения («сыр пленил», «от радости в зобу дыханье сперло»),
  • инверсии («на ель Ворона взгромоздясь»).

Обилие поэтических приёмов позволяет создать целый красочный мир в небольшом произведении.

Joomla! Open Source Content Management

Nav view search

Навигация

Искать

ФЕДР
(Конец I в. до н. э. – первая половина I в. н. э.)

Федр – римский баснописец. Сведения о его жизни очень скудны. По происхождению Федр был рабом. Родился он в Македонии, но уже с детства попал в Рим. Впоследствии он был отпущен на волю.
Основным жанром своего творчества он избрал басню. Иносказательная форма этого жанра давала возможность выразить протест против верхушки общества. В своих баснях Федр выступает против гнета и насилия правящих кругов, против паразитизма и лени богачей, против тщеславия знати, против доносчиков. Сохранилось 120 басен Федра; они написаны шестистопным ямбом.
Многие сюжеты басен заимствованы Федром у греческого баснописца Эзопа. В Западной Европе басни Федра были использованы французским баснописцем Лафонтеном.
Наш великий баснописец Крылов использовал, творчески переработав, некоторые сюжеты басен Федра, например “Волк и Ягненок”, “Волк и Журавль”, “Ворона и Лисица”, “Петух и Жемчужное Зерно”. В этих баснях Крылов самобытен: он откликается на запросы русской жизни, обобщает явления, русского общества и дает незабываемо яркие образы, поражая читателя богатством языка.

ЛЯГУШКА И МЫШЬ

Однажды возник спор между лягушками и мышами
По поводу того, кому принадлежат болота.
Пока два представителя лягушиного и мышиного племени
Решали этот спор в честной схватке,
Сверху налетел коршун и съел их обоих,
На чём поединок и закончился.
Когда дерутся дураки, выигрывают плуты.

ВОЛК И ЯГНЕНОК

К ручью однажды волк с ягненком враз пришли.
Гнала их жажда. По теченью выше – волк,
Ягненок – ниже много. Глотки озорство
Злодея мучит, – повод к ссоре тут как тут.
“Зачем ты воду, – говорит, – здесь мне мутишь –
Хочу я пить здесь”. А ягненок, страха полн,
Ему ответил: “Как могу вредить тебе?
Вода течет ведь – от тебя к моим губам. ”
А тот, сраженный силой правды слов его:
“Прошло полгода, как ты здесь перечил мне”.
Ягненок молвит: “Не родился я тогда!”
– “Ну что ж! отец твой, – волк в ответ, – перечил мне”.
И тут, схвативши, растерзал ягненка он.
Вот эту басню написал я про того,
Кто гнет безвинных, повод выдумавши сам.

Читайте также:  Басня Толстого Волк и Ягненок

ВОЛК И ЖУРАВЛЬ

Кто за услугу от бесчестных дара ждет –
Грешит тот дважды: недостойным в помощь он,
И уж без кары не уйти ему назад.
У волка в горле кость застряла при еде.
Бедой сраженный начинает он просить,
Маня наградой, чтобы вынули ту кость.
На волчью клятву отозвался тут журавль –
И, доверяя глотке шеи длинноту,
Леченье волку он опасное провел.
Потом награду, по условью, стал просить.
Неблагодарный, ты ведь голову унес
Из пасти волчьей невредимо – что ж еще?

ОЛЕНЬ У РУЧЬЯ

Что мы презрели, нам полезнее подчас
Того, что хвалим. Басня то раскроет нам.
Олень, напившись из ручья, остался тут
И отраженье увидал в воде свое.
Рогам ветвистым он дивится, хвалит их,
Браня при этом слишком тонких ног порок.
Но вот пугает крик охотников его.
Бежит по полю – и движения легки.
От своры спасся. Перед зверем вырос лес.
Он там задержан, там рогами спутан он –
И вот собаки пастью страшной рвут его.
Тут, умирая, говорят, он так сказал:
“О, я несчастный! я сейчас лишь мог понять:
Что презирал я, как полезно было мне,
И что хвалил я, как губительно теперь”.

ЛИСИЦА И ВОРОН

Кто счастлив лестью, что в обманчивых словах, –
Потерпит кару он в раскаянии позднем.
Однажды ворон своровал с окошка сыр
И съесть сбирался, на высокий севши сук.
Лисица видит – и такую речь ведет:
“О, как прекрасен, ворон, перьев блеск твоих,
В лице и теле, ворон, сколько красоты.
Имел бы голос – лучше птицы б не найти”.
А глупый ворон, голос высказать спеша,
Свой сыр роняет изо рта. Поспешно тут
Хитрец лисица жадно в губы сыр берет.
И стонет глупый, что поддался на обман.

ЛИСИЦА И АИСТ

Вредить не надо никому: обидел кто –
Ему придется то ж узнать, – вот басни смысл.
Лисицей первый позван в гости аист был
Обедать с нею. В блюде жидкую она
Дала похлебку, но ее никак не мог
Отведать аист, хоть и голод брал его.
Зовет лисицу он в ответ – и вот бутыль
Наполнил тертым. Клювом черпая своим,
Он насыщался, гостя голодом дразня.
Лисица лижет лишь по горлышку бутыль.
Летела птица тут случайно – говорит:
“Дала пример ты, так его же выноси”.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

К лозе высокой, голод чувствуя, лиса
В прыжках скакала – винограда кисть достать.
Но взять невмочь ей – и она сказала так:
“Еще не зрел он – не хочу я кислый брать”.
Коль кто бессилье хочет словом облегчить,
К себе относит пусть он басни этой смысл.

МУРАВЕЙ И МУХА

Не видишь пользы, так не делай, – басни смысл.
В жестокий муха с муравьем вступила спор, –
Кто больше значит. Муха первой речь ведет:
“С моею славой хочешь ты свою сравнять?!
При жертвах первой я даров богам коснусь;
У алтарей я; облечу я храмы все;
На лоб я сяду и к царю, когда хочу,
И сладко женщин поцелую я в уста.
Труда не зная, лучшим пользуюсь всегда.
Что б мог назвать ты хоть похожего, мужик?”
– “С богами близость – в том, конечно, слава есть,
Но тем, кто мил им; ненавистным – славы нет!
У алтарей ты? – но ведь гонят, как придешь!
Царей ввернула, сладкий женщин поцелуй, –
Ты тем хвастнула, что сокрыть прикажет стыд,
Труда не знаешь? – только что ж имеешь ты?
Когда, в заботе, для зимы зерно беру,
Я вижу часто – ищешь ты в грязи у стен.
Изводишь летом ты меня, зимой – молчок!
Когда замерзнув, смерть находишь ты зимой,
В обильном доме остаюсь я невредим.
Твою гордыню я достаточно сразил”.
Вот эта басня разделяет род людской:
Одни в наряды лезут ложной похвалы,
Другим же – доблесть настоящий блеск дает.

Перевод басен Н.И. Шатерниковой

Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. Для высших учебных заведений. Том 2. / Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева.- М.: Просвещение, 1965

Басня Толстого Волк и Журавль

(даты, события, история)

(ввселенная, планеты, фазы луны)

Новые статьи:

Какими были трамваи в Выборге? Выборг трамваи.

Причины появления депрессии.

Орущие коты мешают спать. Онлайн игра.

Почему различать духи на женские и мужские – глупо?

“Я бы вдул” Откуда пошло выражение?

подборка смешных мемов, демотиваторов, картинок

Как побороть зависимость и стать свободным?

Черный юмор Джона Корнелла. +140 картинок и рисунков автора. Сборник.

Книга с черным юмором. Братья гримм отдыхают.

Как побороть страхи. пошаговая инструкция. психология

Почему гулять одному и без друзей грустно?

“ В литературе цель оправдывает средства лишь при условии, что средства — художественные.”
дед Мазай

Основателями двух конкурирующих немецких компаний *Adidas* и *Puma* были родные братья — Адольф и Рудольф Дасслеры.

Почитать интересные истории:


Сырно написано? Заложи страницу в закладки 🙂

Рассказы из категории:

Спасибо за посещение этого позитивного портала!
Веселого вам настроения!

Если вам что-то понравилось на портале, то расскажите об этом своим друзьям! 😉

Автор портала и его дизайнер: Dan Pruss

За порядком на портале следит бог портала – Нубозавр, а тех, кто попытается нарушить святые правила портала, ждёт встреча с этим разъяренным существом!
На портале есть много разных разделов, поэтому каждому разделу соответсвует своя возрастная категория.

Внимание! Программы или файлы находящиеся на портале проверяются на безопасность! Поэтому 99% файлов находящихся на портале – безопасны, но всё-же на всякий случай стоит проверять скачаные файлы антивирусом! Это зависит и от вашего порта скачивания, некоторые вирусы могут передоваться и через них.

Л. Н. Толстой “Басня Волк и Журавль” (6+)

МБУК «ЦБ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА»

Центральная районная детская библиотека

Игротека для детей 6 лет

Л.Н. Толстой Басня «Волк и журавль»

Толстой Л.Н. Басни / Л.Н. Толстой; рис. Е.М. Рачёва. – Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2014. – 16 с.: ил. – (Камешки; вып. 5).

Подавился волк костью и не мог выперхнуть. Он подозвал журавля и сказал:

— Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея длинная, засунь ты мне в глотку голову и вытащи кость: я тебя награжу.

Журавль засунул голову, вытащил кость и говорит:

— Давай же награду.

Волк заскрипел зубами, да и говорит:

— Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?

Творческий разбор текста, используя методику В. А. Бородиной

Задание 1. Прогноз по названию.

Задание 2. Чтение вслух всей басни.

Задание 3. Если бы у этой басни не было названия, то какое бы придумал ты? Придумай басне другое название. Работа в командах. Оценить полученные результаты, обсудить названия. Выбрать самое интересное.

Задание 4. Какие чувства вызвала басня? Сформулируй их и запиши.

Задание 5. Найди все знаки препинания в тексте. Как ты думаешь, влияют они на то, как надо читать текст?

Задание 6. Чтение басни вслух учениками по ролям.

Задание 7. Проанализируй характеры героев.

Задание 8. Какие средства выразительности использует автор?

Задание 9. Найдите единственное прилагательное. Что оно характеризует?

Задание 10. Определи, кто и что делает. (Методика выполнения может быть разная: все слова на отдельных карточках и их группировка по ролям; по цвету).

Герои: 1.Волк 2. Журавль.

Действия героев: 1. Подавился. 2. Заскрипел. 3. Подозвал. 4. Вытащил. Говорит. 5. Засунул.

Задание 11. Вставьте пропущенные слова:

_______ волк костью и не мог __________. Он подозвал _________ и сказал:

Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея ______, засунь мне в глотку голову и вытащи_____ : я тебя награжу».

Журавль засунул голову, _______ кость и говорит:

«Давай же ________».

Волк ________ зубами да и говорит:

«Или тебе____ награды, что я тебе голову ____, когда она у меня в зубах была?»

Ребята получают карточки со словами, которые необходимо вставить в текст. Работа в командах. Кто быстрее? Затем оценить скорость и правильность вставленных слов. Сделать вывод, что важна не только скорость, но и правильность выполнения задания, иначе смысл текста будет утерян.

Задание 12. Что значит слово «выперхнуть»? Подбери к этому слову однокоренные слова. Подберите синонимы. Можно работать в командах.

Ответ: выперхнуть -ну, -нешь; сов., перех. прост. кашляя, освободиться от чего-л. попавшего в горло.

Задание 13. Восстанови пословицы. Соедини линиями начало и конец пословицы.

Не плюй в колодец,

Делать добро неблагодарному

пригодится воды напиться.

всё равно, что лить воду в море

так и откликнется.

Задание 14. Какие еще пословицы и поговорки о взаимопомощи, о долге, о добрых делах, о бескорыстности или корысти ты знаешь? (Работа в командах. Обсуждение результатов.)

Задание 15. Какие выводы из басни можно сделать? Что хотел сказать автор басни? (Помощь нужно оказывать только достойным людям, попавшим в беду, а делая добро, не ожидать благодарности.) Какой вывод ты для себя сделал? Помогаешь ли ты другим? Что означает слово «бескорыстно»? А как на твое добро отвечают те, кому ты сделал добро? Всегда ли мы должны ожидать награду за свою помощь? Что такое благодарность? Сталкивался ли ты с человеческой неблагодарностью? Всегда ли ты благодаришь человека за оказанную услугу? Приведи примеры из жизни.

Задание 16. Какие басни вы ещё знаете? Кто их автор?

Задание 17. Выразите свою оценку басни с помощью одного прилагательного. Старайтесь не повторяться. (Все оценки записываются на доске, а потом обсуждаются и анализируются.)

© 2008—2020 Белгородская государственная детская библиотека А. А. Лиханова

Басня “Волк и журавль” – какая главная мысль, чему учит (Лев Толстой)?

Какая главная мысль басни, рассказа Льва Толстого “Волк и журавль”?

Чему учит басня, сказка Льва Толстого “Волк и журавль”?

Какая мораль, смысл, анализ произведения, книги “Волк и журавль”?

Басня Льва Николаевича Толстого “Волк и журавль” является яркой иллюстрацией к высказыванию другого русского классика Антона Павловича Чехова:

Волк чуть не погиб, поперхнувшись костью. Он попросил журавля вытащить из горла кость и пообещал тому награду.

Доверчивый журавль спас хищника и ждал награды. Обозленный волк сказал своему спасителю, что тот должен быть рад тому, что волк не откусил ему голову.

Краткость басни не мешает ей быть очень поучительной.

Нельзя быть слишком доверчивым. Нужно правильно оценивать ситуацию.

От хищника не стоит ждать ангельского поведения, нельзя верить обещаниям, не имея на то основания.

Наконец, помогать другим следует, ради того, чтобы помочь, а не ради вознаграждения за оказанную услугу.

Разница между басни Крылова и Л.Толстого под названием “Волк и журавль” в том, что у Крылова она написана в стихотворной форме. Но смысл у них один.

Главная мысль басни состоит в том, что помогая другим в беде, нужно быть готовым и к таким персонажам, как волк. Волк в этой сказке неблагодарный, хам и невежа, он поставил себя выше журавля, чувствует, что он сильнее, поэтому считает, что платить за помощь журавлю не должен. Поэтому можно так же сказать, что основной мыслью ставит то, что помогать надо только тем, кто будет за это благодарен.

Басня учит тому, что любой человек может оказаться в трудной ситуации и ему нужна будет помощь, что если помогли, то не надо поступать, как волк и быть неблагодарным.

В басне “Волк и Журавль” описывается история, когда Волк давится костью, ему на помощь приходит Журавль, благодаря своему клюву он вытаскивает косточку из горла и спасает Волку жизнь. Журавль надеялся на награду, но в ответ Волк лишь грубо ему ответил, что мол это еще Журавль должен быть благодарным, за то что он его не съел.

Главная мысль заключается в том, что неблагодарные люди не ценят добра. Правда и Журавль показан не с самой лучшей сторону, уж если ты сделал доброе дело, то не стоит просить награды. Оба персонажи хороши, один – неблагодарный и жадный, другой – меркантильный.

Басня учит делать добрые дела просто так, ценить помощь ближнего.

Практически во всех произведениях волк, как и полагается хищнику, корыстное и хитрое животное. В басне “Волк и журавль” он попал в трудную ситуацию и попытался выбраться из неё прибегнув к помощи журавля. Доверчивая птица ждала награду за свои усилия, но никакой благодарности конечно не дождалась, хорошо хоть жива осталась и на том спасибо! Мораль басни можно выразить такими пословицами как

Лев Толстой учит нас не быть слишком доверчивыми, особенно с теми, кто этого доверия совсем не заслуживает.

Басни все до одной чему-то учат, этот жанр отличается нравоучительностью. В произведении Льва Толстого мораль ясна: если кто-то станет доверять всем без разбору, он встретится с тем, кто обманет его, это должно научить доверчивого человека быть избирательным в своей вере и не наступать дважды на те же грабли. Жестокие и злые бывают хитры и коварны. Вот и хищный Волк обманом хотел заставить журавля помочь серому в беде. Журавлю повезло, остался целым. Теперь нужно извлечь урок из этого поучительного случая.

Лев Толстой в этой басне показывает, что помогать нужно не всем людям, а только достойным этого. А если ты уж и помогаешь ближнему, то рассчитывать на благодарность в замен своему хорошему поступку не нужно. Волк из-за своей жадности, чуть не умер, кость застряла в горле, и если бы не журавль – отправился бы к праотцам. Но и журавль, оказав помощь “Кость вытащил и стал за труд просить” разозлил волка, и запросто мог бы быть съеденным: “Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся».

Читайте также:  Басня Толстого Волк и Журавль

В басне Л.Толстого “Волк и Журавль” Волк жадно ел мясо и кость застряла у него в горле. К счастью, рядом проходил Журавль у которого Волк попросил достать кость за награду. Когда Журавль оказал Волку помощь, он стал просить награду, на что волк ответил, что он должен сказать спасибо, что Волк ему ничего не сделал. С начала небольшой басни становиться понятно, что волк был жадным, по этой же причине подавился костью. Этот персонаж можно охарактеризовать как негативный, пользующийся своей сильной и обманывающий других себе во благо. Журавль оказался доверчивым и кроме этого меркантильным.

Главная мысль басни “Волк и Журавль” в том, что нужно ценить помощь других людей и уважать тех, кто тебе помогает. В этой басне пороком выставлена жестокость и пренебрежительное отношение к доброте. Но не стоит забывать, что нельзя просить награду за помощь и стараться делать добро бескорыстно.

Эта басня Крылова рассказывает о неблагодарном волке, который вместо “спасибо” за спасение своей жизни нахамил журавлю. Мораль этой басни можно понимать по-разному. Самый явный слой басни – это неблагодарность. Сразу было видно, что волк – жадный и злой, и мораль в том, что от таких людей не приходится ждать благодарности.

Но есть и второй слой: о том, что нельзя требовать благодарность за доброе дело. Ведь если ты делаешь что-то только ради награды, то это уже никакое не доброе дело, а обычный циничный расчет. Если бы журавль был по-настоящему добрым и достойным награды, он бы помог волку просто так, безо всякого расчета на выгоду. Может, от того волк и разозлился и так резко ответил журавлю, что ему неприятно, что тот не захотел помочь просто так, проявить искреннюю доброту?

Давайте представим другую ситуацию: того самого пионера, который переводит старушку через дорогу. Это – клишированный образ героя, хорошего человека, который помогает старшим. Этот образ воспринимается как исключительно положительный. Но представьте, что этот пионер попросил бы у бабушки награду за услугу. Как бы мы тогда оценивали его поступок? Очевидно, что пионер сразу перестал бы быть героем и вызывал бы только неприязнь.

Лев Николаевич Толстой вообще очень любил чему-то учить своих читателей, в том числе и детей. Не все его басни мне нравятся, но вот эта как раз неплоха. Главная мысль в том, что если уж журавль захочет подойти к волку, чтобы ему помочь (а лучше бы не надо), то уж награды точно ждать за это не стоит, унести бы после этой помощи ноги. В жизни люди, похожие на этого волка из басни, людей, похожих на вот такого доверчивого и доброго журавля, и за людей то не считают. Поэтому лучше уж журавлям находиться где-то подальше от волков, если позволяет жизнь. Волку тоже надо было бы поумнее быть, а то в следующий раз некому будет помочь, дурная слава то быстро расходится.

Басня “Волк и Журавль” рассказывает поучительную историю Журавля, который согласился помогать Волку в замен на то, что его тот потом отблагодарит. Волк, как и поломается хищнику безжалостный и не выполняет своего обещания. Он отпускает Журавля, говоря о том, что это лучшая благодарность которую он может ему дать.

Главной мыслью басни является то, что очень часто многие не ценят того, что делают другие. Если же вы что-то и делаете, то делать это нужно просто так и не ждать благодарности взамен, так как не всегда её получают.

К сожалению есть неблагодарные люди, которые не ценят добро и просто не умеют быть благодарными.

Буквально из нескольких предложений басня Толстого “Волк и охотники” тем не менее заключает в себе довольно глубокую мысль. Волк съел овцу. Охотники его поймали. Волк сказал, что его мучат за то что он серого цвета. А охотники ответили что нет, бьют за то что он овцу съел.

Так часто не понимают или делают вид что не понимают люди за что их наказывают, а это бывает за дело. А люди думают за то что они не такие как другие, но это не так, а за то, что нарушили закон.

В этой басне Лев Николаевич Толстой, наглядно показывает нам, что “все познается в сравнении”. Жили-были зайцы, и очень ведь они плохо жили – и охотник, и волк, и орел. Везде страшно, всюду опасно! Всех зайцы боятся, всего остерегаются – да разве это жизнь? А когда пошли топится на пруд, то осознали, что для кого-то и заяц- страшный зверь! Лягушки-то, как их перепугались. Всегда найдутся люди кто умнее, сильнее, красивий, богаче нас. Но ведь разве это повод для плохих мыслей? Нужно оглянуться вокруг себя и понять, что мир настолько большой, что есть люди кто и глупее, кто несчастные нас. Жизнь она контрастная и очень разнообразная. Когда ты отваеваешься в жизни, посмотри по сторонам: ведь есть и слабее тебя, но это не повод предлагаться унынию и тоске. Тем более, приходить к таким уж совсем радикальным решениям, к которым пришли зайцы. Больше веры в себя и все будет хорошо.

В басне Толстого “Волк и Собака” рассказывается о том, как встретились сытая собака и голодный тощий волк. И волк поинтересовался у собаки, за что ее кормят люди. Собака ответила, что у нее очень простая служба – охранять двор. За это ее хорошо кормят и она не знает нужды. Волк решил, что и ему можно было бы так работать и уже хотел отправиться к людям просить для себя службы. Но тут он заметил стертую шерсть на шее собаки. Собака рассказала, что ей надевают ошейник и волк сразу ушел. Он сказал, что лучше быть голодным, но на воле.

Главная мысль этой басни в том, что свобода всегда лучше рабства, пусть даже она сопряжена с опасностями и с лишениями.

А учит басня жить самостоятельно и не искать защиты у сильных мира сего. Потому что за такую защиту приходится расплачиваться собственной независимостью.

Достаточно неочевидная басня из творчества Льва Толстого. Вроде бы просто маленькийй рассказик, не несущий на первый взгляд морали, что вобщем-то является характерной чертой басни. Но, это только на первый взгляд. Попробуем разобраться. Для чего же лает собака, во время охоты, ведь она, без лишнего шума сама могла бы поймать зайца, без охотника? Ответ простой даёт собака: “. и сама не знаю зачем, но не могу удержаться от лая”. К сожалению, в нашей жизни бывают люди, которые “лаят и травят” других людей от нечего делать, в угоду лидеру компании, просто так. Выбирают “жертву”, такого вот зайца, и травят, травят, травят. Но если спросить такого человека, зачем он это делает, верят ли что-то вразумительное он ответит. Скорее, это будет ответ: все дразнили, и я дразнил. Все обзывали, и я обзывал. А зачинщик таких вот печальных историй, как правило, выходит сухим из воды, т.к. является скорее идейным вдохновителей. Все это для них, просто развлечение. Как и простым развлечением была травля зайцев во времена Льва Николаевича.

Тому, что суть того, чем является то или иное существо, зверь или человек, не изменишь ничем. Ни обучением, ни воспитанием. Внутри все равно останется естество, данное от предков.

Понятно, что под волком и ягненком подразумеваются люди. В определенных условиях каждый будет вести себя, как разумная личность, ограниченная этикой общества или состояния, в котором она сейчас пребывает. Но малейшее изменение условий или состояния и каждый показывает свою сущность. Одна только возможность совершить некое действие уже делит людей на тех, кто может его совершить и тех, кто не может.

Волк проголодался и ягненок, вместо разумного собеседника, моментально превратился для него в кусок пиши, а сам ягненок, вместо полноправного члена общества – в беспомощную жертву, которая даже пикнуть не смеет.

Конечно, волков в человеческом обличье, всегда значительно меньше, чем жертв. Естественно, в стабильном равновесном мире, волки ограничены в своих действиях, необходимостью соблюдения правил. Но малейшее изменение устойчивости и она начинают диктовать свои правила, разрывая общество на части, превращая остальных в беспомощных жертв, воюя между собой. Требуется приход куда более сильного вожака, окруженного своей сильной стаей, чтобы начать диктовать условие волкам, вгоняя их в рамки общества, давая возможность овцам жить, а не только сидеть по углам, в молчании и страхе.

Естественно овцы, переставая принимать в расчет волков, но продолжая их подсознательно бояться, нападают. правильно. На того, кто навел порядок, считая, что он им что-то должен, не понимая, что убрав его, они снова окажутся во власти волков.

Конечно, можно сказать, что я увлекся, используя для ответа не только “Волка и ягненка”, но и проводя параллели с другими сказками, но ведь мы же не хотим быть тупыми овцами и должны воспринимать не сумму знаний, а её смысл в данном контексте (например, сотня человек могут быть жильцами одного подъезда, а могут быть боеспособной боевой единицей, которая может изменить жизнь миллионов).

Все басни Льва Николаевича Толстого для детей и взрослых

Мораль помогает в воспитании

Мораль басен Толстого может легко найти любой ребёнок. Эти произведения классика рассчитаны для самого маленького читателя. По сюжету каждая маленькая поучительная история чрезвычайно драматична и заставляет детей сопереживать героям и сочувствовать им. Басни Толстого помогают взрослым воспитать в малышах трудолюбие и доброту. Стоит только прочесть несколько произведений об этом.

Особенность басен Толстого

В чём состоит своеобразный подход в написании басен Толстого? В первую очередь, в том, что великий классик считал, что не стоит изменять стройность и лаконичность языка древних басен. Он не одобрял переводы в стихах. Автор старался передавать точное содержание поучений, сохраняя образность языка. Толстой писал для детей, поэтому вставлял элементы русского устного народного творчества в виде пословиц и сказок. Это было просто и доступно для детского возраста. Иногда басни Эзопа просто пересказывались Толстым дословно. Но это не было лишено оригинальности и самобытности. Образы в его баснях приближены к русской действительности и легко узнаваемы.

Подход Толстого к переводу басен

Эзоп, если и существовал, то не был поэтом, его басни написаны в прозе. Они лаконичны, ясны, и доносят понятную детям мораль через естественные образы. Это гениальный образец чистоты слова и мысли. Традиционно же все басни переводили стихами. По мнению Толстого, читать басни после этого становилось сложнее, появлялись ненужные излишества, и пропадала та стройность, которая являлась их неотъемлемой частью.

Переводы и басни Толстого, читать которые мы все можем сейчас, делятся на несколько видов:

  • Буквальные. Он сам их так называл. Основная идея – максимально точно передать оригинал, слово в слово.
  • Вольные переложения в прозе. Так Толстой переводил басни для детей. Он тщательно, аккуратно передавал сюжет, при этом приближая его к современной реальности. Где-то это достигалось вплетением пословиц, где-то – народных сказок. Некоторые басни Эзопа Толстой пересказывал в виде короткой зарисовки, рассказа (например, так появился рассказ «Два товарища»).

Каков итог

Что же пытается высмеять в своих баснях Лев Николаевич Толстой? Он указывает человеку на те качества, которые сам не принимал в людях. Предательство и глупость, трусость, неуважение к старшим – все те качества, которые Толстой ненавидел. Чистая наивная и в то же время невероятно сильная натура Толстого не могла смириться с теми негативными качествами русского человека, о которых он пытается так остро и открыто говорить в своих произведениях. Басни Льва Николаевича имеют глубокое содержание, они представляют собой короткие истории с обязательной моралью в конце произведения.

Девочка и стрекоза

Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал:

— Эти самые стрекозы поют по зарям.

Девочка вспомнила их песни и пустила.

Павлин и журавль

Поспорил журавль с павлином, кто из них важнее. Павлин говорит:

— Я красивее всех птица, у меня в хвосте все цвета переливаются, а ты серый, дурной.

Журавль и говорит:

— Зато я по поднебесью летаю, а ты по навозному двору ходишь.

Кошка и баран

Жил-был мужик, и у мужика была кошка и был баран. Когда мужик придёт с работы, кошка бежит к нему, лижет ему руку, на спину ему прыгает, об него трётся. И мужик её гладил и давал хлеба.

Вот баран хотел, чтобы его также ласкали и давали ему хлеба. Мужик пришёл с поля, баран бежит к нему, лижет ему руки, трётся об ноги. Мужику смешно, и он смотрит, что будет ещё. Баран зашёл сзади, поднялся, прыгнул мужику на спину. Свалил мужика с ног.

Мужиков сын видит — баран батюшку свалил, взял кнут, избил барана.

Три калача и одна баранка

Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

— Экой я дурак! что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.

Солнце и ветер

Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет. Стал ветер сдувать с человека платье. И шапку рвёт, и платье распахивает, а человек всё только шапку надвигает да запахивается. Так и не раздел ветер человека. Взялось солнце. Только припекло, распахнулся человек, сдвинул шапку. Ещё припекло солнце, и вовсе разделся человек.

Рыбак и рыбка

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:

— Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет.

Рыбак и говорит:

— Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит.

Хозяин и работник

Собралось много народа на свадьбу. Сосед позвал работника и говорит:

Читайте также:  Басня Толстого Лисица и Козел

— Поди посмотри, сколько людей там на свадьбе.

Работник пошёл, положил у порога чурбан и сел на завалинку, стал дожидаться, пока народ будет выходить из избы.

Стали расходиться. Кто ни выйдет, спотыкнётся на чурбан, обругается и пойдёт дальше. Только одна старуха вышла, спотыкнулась, вернулась и отвалила чурбан.

Работник вернулся к хозяину. Хозяин и говорит:

— Много там было людей?

— Всего один был, и та старуха.

— А оттого, что я привалил чурбан к крыльцу, все на него падали, а не отвалили, так и овцы делают, а одна старуха отвалила, чтобы другие не падали. Так только люди делают. Она одна человек.

Летучая мышь

В давнишние времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая мышь не пристала ни к тем, ни к другим и всё выжидала, чья возьмёт.

Сначала птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать, летучая мышь передалась зверям. Она показала им свои зубы, и лапы, и соски и уверяла, что она зверь и зверей любит. Под конец всё- таки птицы победили, и тогда летучая мышь опять передалась птицам, но птицы прогнали её.

И к зверям ей уже пристать нельзя было, и с тех пор летучая мышь живёт по погребам, по дуплам, и летает только сумерками, и не пристаёт ни к зверям, ни к птицам.

Обезьяньи дети

У одной обезьяны были два детёныша. Одного она любила, а другого нет. Погнались раз за обезьяной люди. Она ухватила любимого детёныша и побежала с ним, а нелюбимого бросила. Нелюбимый детёныш залез в чащу леса, люди не приметили его, пробежали мимо. А обезьяна вскочила на дерево, да второпях ударила головой об сук любимого детёныша и убила его. Когда люди ушли, обезьяна пошла искать нелюбимого детёныша, но и его не нашла и осталась одна.

Волк и кобыла

Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:

— Что это у вас жеребёнок один хромает? Или вы подлечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет.

Кобыла одна и говорит:

— А ты знаешь лечить?

— Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в копыте больно.

Волк подошёл к кобыле, и, как зашёл к ней сзади, она ударила его задом и разбила ему все зубы.

Птичка

Сидела птичка на ветке, а внизу было на траве семя. Птичка сказала:

Слетела на семя и попала в сеть.

— За что я пропала? — сказала птичка. — Ястребы живых птиц ловят, и всё им ничего, а я за одно семечко погибла.

Волк и кость

Волк нёс кость. Напали на него щенята. Волк мог бы щенят загрызть, да не хотел разжать пасть, пустить кость, и бежал от щенят.

Перепел и охотник

Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.

— Ты только отпусти меня, — говорит, — я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.

— Ну, перепел, — сказал охотник, — и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что ты своих выдавать хочешь.

Камыш и маслина

Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнётся. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался — уцелел. Маслина напружилась сучьями против ветра — и сломилась.

Перепелка и ее дети

Вывела перепёлка в овсе перепелят и всё боялась, как бы не стал хозяин косить овёс. Вот она полетела за кормом и велела перепелятам слушать и сказывать ей, что будут говорить люди. Прилетела она вечером, перепелята говорят:

— Плохо, матушка, приходил хозяин с сыном, говорил: «Поспел мой овёс, пора косить. Сходи, — говорит сыну, — к соседям, к приятелям, скажи, что я прошу, пусть придут косить овёс». Плохо, матушка, переведи нас, а то завтра рано придут соседи косить.

Старая перепёлка выслушала и говорит:

— Ничего, детки, не скоро ещё скосят овёс, сидите без опаски.

И опять наране улетела и велела слушать, что будет говорить хозяин. Прилетела старая перепёлка, перепелята ей говорят:

— Ну, матушка, опять приходил хозяин, всё ждал приятелей и соседей, никто не пришёл. Он и говорит сыну: «Сходи же ты к братьям, к зятьям, кумовьям, скажи, что велел просить батюшка завтра непременно овёс косить».

— Не робейте, детки, завтра тоже не скосят, — сказала старая перепёлка.

Прилетела опять перепёлка, спрашивает:

— Да приходил опять хозяин с сыном, всё дожидался родных. Родные не пришли. Он и говорит сыну: «Ну, видно, сынок, помочи ждать нечего. Овёс поспел. Налаживай-ка крюки, завтра на зорьке придём сами косить».

— Ну, детки, — сказала перепёлка, — коли сам человек взялся за дело, а не от людей ждёт, так сделает. Надо убираться.

Скупой

Один скупой человек собрал кубышку денег, закопал в землю и ходил каждый день тайком смотреть свои деньги. Подсмотрел его работник и ночью выкопал и украл кубышку. Скупой пришёл смотреть кубышку, увидал, что её нет, и начал плакать. Сосед увидал его и говорит:

— О чём ты плачешь? Ведь ты ничего не делал с деньгами. Ходи, смотри на яму, где деньги были, — всё одно будет.

Ученый сын

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:

— Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне.

А сыну не хотелось работать, он и говорит:

— Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?

Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб.

Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит:

— И что за дурак тут грабли бросил!

Пчелы и трутни

Как пришло лето, стали трутни ссориться с пчёлами, кому мёд есть. Позвали пчёлы на суд осу. Оса и говорит:

— Мне вас рассудить сразу нельзя. Я ещё не знаю, кто из вас мёд делает. А разойдитесь вы в два пустые улья — в один пчёлы, а в другой трутни. Вот через неделю я увижу, кто больше и лучше мёду наделает.

Трутни стали спорить.

— Мы, — говорят, — не согласны. Ты нас сейчас рассуди.

— Теперь я вас сейчас рассужу. Вы, трутни, не согласны оттого, что мёду делать не умеете, а только чужое жрать любите. Гоните их вон, пчёлы.

И пчёлы побили всех трутней.

Мышь, петух и кот

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

— Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

— Скажи, какие это звери?

— Один страшный, ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти.

— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну а другой зверь?

— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

— Дура ты, дура. Ведь это сам кот.

Тетерев и лисица

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда же ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лисица. — Может, они указа не слыхали.

Волк и ягненок

Волк увидал — ягнёнок пьёт у реки.

Захотелось волку съесть ягнёнка, и стал он к нему придираться.

— Ты, — говорит, — мне воду мутишь и пить не даёшь.

— Ах, волк, как я могу тебе воду мутить? Ведь я ниже по воде стою, да и то кончиками губ пью.

— Ну, так зачем ты прошлым летом моего отца ругал?

— Да я, волк, и не родился ещё прошлым летом.

Волк рассердился и говорит:

— Тебя не переговоришь. Так я натощак, за то и съем тебя.

Лягушка, мышь и ястреб

Лягушка и мышь завели ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нём забыли, спустился и схватил обеих.

Кораблекрушение

Плыли рыбаки в лодке. И стала буря. Им стало страшно. Они вёсла бросили и стали молить Бога, чтобы Он их спас. Лодку несло по реке всё дальше от берега. Тогда один старший рыбак сказал:

— Что вёслы бросили? Богу-то молись, а к берегу гребись.

Собака на сене

Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена — собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

— Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.

Лисица и козёл

Захотелось козлу напиться: он слез под кручь к колодцу, напился и отяжелел. Стал он выбираться назад и не может. И стал он реветь. Лисица увидала и говорит:

— То-то, бестолковый! Коли бы у тебя сколько в бороде волос, столько бы в голове ума было, то прежде, чем слезать, подумал бы, как назад выбраться.

Собака с палкой

Стала собака кур ловить. Хозяин навесил ей на шею палку. Собака пошла по дворам показывать свою палку и говорит:

— Смотрите, как меня хозяин любит, от всех других собак отличил.

Заяц и черепаха

Поспорили заяц с черепахой, кто кого обгонит. Взялись они бежать на версту. Заяц сразу обогнал черепаху, так что её и не видно стало. Он и подумал: «Куда мне торопиться? Дай посижу!» Сел отдохнуть и заснул. А черепаха всё шла да шла с ноги на ногу, и, когда заяц проснулся, черепаха уже приползла к версте.

Пастух

У пастуха пропала овца. Пастух искал, искал, нигде не нашёл. Он стал молиться и обещал 10-копеечную свечку поставить, если найдёт воров. На другой день пошёл пастух в лес и набрёл на волков. Они доедали его овцу. Пастух увидал воров. А как волки бросились на него, он стал молиться и обещал поставить рублёвую свечку, только бы ему уйти от них.

Баба и курица

Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.

Черепаха и орёл

Черепаха просила орла, чтобы научил её летать. Орёл не советовал, потому что ей не пристало, а она всё просила. Орёл взял её в когти, поднял вверх и пустил: она упала на камни и разбилась.

Хорёк

Хорёк зашёл к меднику и стал лизать подпилок. Из языка пошла кровь, а хорёк радовался, лизал, — думал, что из железа кровь идёт, и погубил весь язык.

Работницы и петух

Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и ещё раньше стала поднимать работниц.

Олень и ланчук

Ланчук сказал раз оленю:

— Батюшка, ты и больше, и резвее собак, да ещё и рога у тебя огромные на защиту; отчего же ты так боишься собак?

Олень засмеялся и говорит:

— Правду говоришь, дитятко. Одна беда: как только услышу собачий лай, не успею подумать, а уж бегу.

Лисица и журавль

Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела.

На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею и всё выпил один.

Мышь и лягушка

Пришла мышь в гости к лягушке. Лягушка встретила мышь на берегу и стала её звать к себе в хоромы под воду. Мышь полезла, да воды хлебнула и насилу жива вон вылезла.

— Никогда, — сказала она, — к чужим людям в гости ходить не буду.

Курица и золотые яйца

У одного хозяина курица несла золотые яйца. Ему захотелось сразу побольше золота, и он убил курицу (он думал, что внутри её большой ком золота); а она была такая же, как и все курицы.

Лягушка и лев

Лев услыхал — лягушка громко квакает, и испугался. Он подумал, что большой зверь так громко кричит. Он подождал немного, видит — вышла лягушка из болота. Лев раздавил её лапой и сказал:

— Вперёд не рассмотревши, не буду пугаться.

Ссылка на основную публикацию