Басня Толстого Лисица

Басни с участием Лисицы

В баснях Крылова Лисица предстает перед нами хитрой, льстивой, корыстной. А какие еще пороки олицетворяет Лисица? На этот вопрос вы сможете ответить сами, прочитав следующие басни

Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать б  ыло совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, –
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!”
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, к  ак яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою: “Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь”.

Лиса, не видя сроду Льва,

С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.

Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,

Но уж не так ей страш  ен показался.

А третий раз потом

Лиса и в разговор пустилася со Львом.

Иного так же мы боимся,

Поколь к нему не приглядимся.

Лисица и Осел

“Отколе, умная, бредешь ты, голова?” –

Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

“Сейчас лишь ото Льва!

Ну, кумушка, куда его девалась сила:

Бывало, зарычит, так стонет лес кругом,

И я, без памяти, бегом,

Куда глаза глядят, от этого урода;

А ныне в старости и дряхл и хил.

Валяется в пещере, как колода.

Поверишь ли, в зверях

Пропал к нему весь прежний страх,

И поплатился он старинными долгами!

Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему

Кто зубом, кто рогами. “

“Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?” –

Лиса Осла перерывает.

“Вот-на! – Осел ей отвечает. –

А мне чего робеть? и я его лягнул:

Пускай ослиные копыта знает!”

Так души низкие, будь знатен, силен ты,

Не смеют на тебя поднять они и взгляды;

Но упади лишь с высоты,

От первых жди от них обиды и досады.

Какой-то Лев большой охотник был до кур;

Однако ж у него они водились худо:

Да это и не чудо!

К ним доступ был свободен чересчур.

Так их то крали,

То сами куры пропадали.

Чтоб этому помочь убытку и печали,

Построить вздумал Лев большой курятный двор

И так его ухитить и уладить,

Чтобы воров совсем отвадить,

А курам было б в нем довольство и простор.

Вот Льву доносят, что Лисица

Большая строить мастерица.

И дело ей поручено,

С успехом начато и кончено оно;

Лисой к нему приложено

Все: и старанье и уменье.

Смотрели, видели; строенье – загляденье!

А сверх того, все есть, чего ни спросишь тут:

Басни Толстого для детей, 3-4 класс

Басни Льва Николаевича Толстого для детей начальной школы

КАМЫШ И МАСЛИНА

Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнётся. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался — уцелел. Маслина напружилась сучьями против ветра — и сломилась.

СОЛНЦЕ И ВЕТЕР

Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет. Стал ветер сдувать с человека платье. И шапку рвёт, и платье распахивает, а человек всё только шапку надвигает да запахивается. Так и не раздел ветер человека. Взялось солнце. Только припекло, распахнулся человек, сдвинул шапку. Ещё припекло солнце, и вовсе разделся человек.

ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА

Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

— Экой я дурак! что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.

МУЖИК И ЛОШАДЬ

Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика: «Куда он, дурак, меня гонит; лучше бы домой». Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, а лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дёрнул лошадь: она пошла на мостовую и думает: «Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта обломаешь. Тут под ногами жёстко».

Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает: «Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чём он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы ни ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овёс».

ОСЁЛ И ЛОШАДЬ

У одного человека были осёл и лошадь. Шли они по дороге; осёл сказал лошади:

— Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного.

Лошадь не послушалась. Осёл упал от натуги и умер. Хозяин как наложил всё с осла на лошадь, да ещё и шкуру ослиную, лошадь и взвыла:

— Ох, горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот всё тащу да ещё и шкуру.

РЫБАК И РЫБКА

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:

— Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет.

Рыбак и говорит:

— Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит.

СОБАКА И ЕЁ ТЕНЬ

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, — она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

И осталась собака ни при чём.

СОБАКА НА СЕНЕ

Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена — собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

— Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.

ЛИСИЦА И ЖУРАВЛЬ

Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела.

На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею и всё выпил один.

ЛЕВ И ОСЁЛ

Пошёл раз лев на охоту и взял с собой осла и сказал ему:

— Ты зайди, осёл, в лес и кричи что есть мочи, у тебя горло просторно. Какие звери от этого крика пустятся бежать, я тех поймаю.

Так и сделал. Осёл кричал, а звери бежали куда попало, и лев ловил их. После ловли лев сказал ослу:

— Ну, хвалю тебя, ты хорошо кричал.

И с тех пор осёл всё кричит, всё ждёт, чтобы его хвалили.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда и стала прилаживаться, как бы их съесть.

Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит:

ВОРОН И ЛИСИЦА

Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:

— Эх, ворон, как посмотрю на тебя, — по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.

Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

— Ах, ворон, коли бы ещё у тебя и ум был, быть бы тебе царём.

СТРЕКОЗА И МУРАВЬИ

Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали:

— Что ж ты летом не собрала корму?

— Недосуг было: песни пела.

Они засмеялись и говорят:

— Если летом играла, зимой пляши.

ПЧЁЛЫ И ТРУТНИ

Как пришло лето, стали трутни ссориться с пчёлами, кому мёд есть. Позвали пчёлы на суд осу. Оса и говорит:

— Мне вас рассудить сразу нельзя. Я ещё не знаю, кто из вас мёд делает. А разойдитесь вы в два пустые улья — в один пчёлы, а в другой трутни. Вот через неделю я увижу, кто больше и лучше мёду наделает.

Трутни стали спорить.

— Мы, — говорят, — не согласны. Ты нас сейчас рассуди.

— Теперь я вас сейчас рассужу. Вы, трутни, не согласны оттого, что мёду делать не умеете, а только чужое жрать любите. Гоните их вон, пчёлы.

И пчёлы побили всех трутней.

ВОЛК И БЕЛКА

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

ВОЛК И ЯГНЁНОК

Волк увидал — ягнёнок пьёт у реки.

Захотелось волку съесть ягнёнка, и стал он к нему придираться.

— Ты, — говорит, — мне воду мутишь и пить не даёшь.

— Ах, волк, как я могу тебе воду мутить? Ведь я ниже по воде стою, да и то кончиками губ пью.

— Ну, так зачем ты прошлым летом моего отца ругал?

— Да я, волк, и не родился ещё прошлым летом.

Волк рассердился и говорит:

— Тебя не переговоришь. Так я натощак, за то и съем тебя.

ТЕТЕРЕВ И ЛИСИЦА

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда же ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лисица. — Может, они указа не слыхали.

МЫШЬ, ПЕТУХ И КОТ

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

— Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

— Скажи, какие это звери?

— Один страшный, ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти.

— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну а другой зверь?

— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

— Дура ты, дура. Ведь это сам кот.

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

ЛЕВ И МЫШЬ

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.

ПЕРЕПЁЛКА И ЕЁ ДЕТИ

Вывела перепёлка в овсе перепелят и всё боялась, как бы не стал хозяин косить овёс. Вот она полетела за кормом и велела перепелятам слушать и сказывать ей, что будут говорить люди. Прилетела она вечером, перепелята говорят:

Читайте также:  Басня Толстого Лисица и Виноград

— Плохо, матушка, приходил хозяин с сыном, говорил: «Поспел мой овёс, пора косить. Сходи, — говорит сыну, — к соседям, к приятелям, скажи, что я прошу, пусть придут косить овёс». Плохо, матушка, переведи нас, а то завтра рано придут соседи косить.

Старая перепёлка выслушала и говорит:

— Ничего, детки, не скоро ещё скосят овёс, сидите без опаски.

И опять наране улетела и велела слушать, что будет говорить хозяин. Прилетела старая перепёлка, перепелята ей говорят:

— Ну, матушка, опять приходил хозяин, всё ждал приятелей и соседей, никто не пришёл. Он и говорит сыну: «Сходи же ты к братьям, к зятьям, кумовьям, скажи, что велел просить батюшка завтра непременно овёс косить».

— Не робейте, детки, завтра тоже не скосят, — сказала старая перепёлка.

Прилетела опять перепёлка, спрашивает:

— Да приходил опять хозяин с сыном, всё дожидался родных. Родные не пришли. Он и говорит сыну: «Ну, видно, сынок, помочи ждать нечего. Овёс поспел. Налаживай-ка крюки, завтра на зорьке придём сами косить».

— Ну, детки, — сказала перепёлка, — коли сам человек взялся за дело, а не от людей ждёт, так сделает. Надо убираться.

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил:

— Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

— Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они

так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, взлез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди — те, которые в опасности от товарищей убегают.

КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

Плыли рыбаки в лодке. И стала буря. Им стало страшно. Они вёсла бросили и стали молить Бога, чтобы Он их спас. Лодку несло по реке всё дальше от берега. Тогда один старший рыбак сказал:

— Что вёслы бросили? Богу-то молись, а к берегу гребись.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Отец приказал согласии; они не сыновьям, чтобы жили в слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит.

УЧЁНЫЙ СЫН

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:

— Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне.

А сыну не хотелось работать, он и говорит:

— Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?

Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб.

Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит:

— И что за дурак тут грабли бросил!

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

— Помогите, волк! волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два раза и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

— Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Какая пословица соответствует басне Л.Толстого “Лев, осел и лисица” (см.)?

Какая пословица соответствует басне Л.Толстого “Лев, осел и лисица”?

А) Худо тому, кто не делает добра никому

Б) Лису хитрость кормит

В) Не лезь в воду, не зная броду

Г) За малым погонишься – большое потеряешь

Д) Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

Лев Толстой в своей коротенькой басенке раскрывает характеры трех персонажей, описывая их действия. Прямо скажем, малопривлекательных героев изобразил автор, каждый из них имеет пороки.

Самый положительный персонаж Осел справедлив, но бесхитростен. Такая простота обошлась ему дорого: его съели. Лев самолюбив и тщеславен, а потому ему трудно уловить смысл таких понятий, как достоинство и справедливость. Именно этот герой и расправился с беззащитным Ослом, который не мог противостоять силе и могуществу Льва.

Лисица представлена автором как воплощение изворотливости и находчивости. Хитрая рыжая бестия смогла избежать верной гибели, отдав Льву большую часть добычи, за что получила от него похвалу.

Лучше всего к этой поучительной басне подходит пословица под буквой “Б”, которая звучит так:

По сюжету этой басни у нас три главных персонажа – лев, осел и лиса, как не сложно догадаться из названия самой басни. Сначала эта компания зверей “тусуется” вместе и ищут себе еду. После того, как еда добыта – лев поручает ослу разделить добычу между всей компашкой. Осел, как честный гражданин, делит все поровну, на троих. Льва это не устраивает и он съедает бедного ослика и теперь просит лису разделить всю еду. Лиса включает мозг и понимает, что если опять разделит поровну – то лев и её съест, поэтому она решает оставить себе немного еды, а всё остальное отдает льву.

Под это описание из ваших вариантов ответа подходит только один.

Правильный ответ: Б) Лису хитрость кормит.

Басни Льва Николаевича весьма своеобразны. Я вообще бы не стала включать их в школьную программу. Ну вот чему может научить детей эта басня – подстраиваться и угождать сильному, показывает детям, что если они будут стремиться к справедливости – их съедят?

Выбираю пословицу про хитрость и лису. Не надо только забывать, что мы не лисы, а люди, и главным в нашей жизни должна быть не хитрость.

Ответ: вариант Б.

В данной басне, на мой взгляд, точно не место пословицам:

” Худо тому, кто не делает добра никому”, так как по басне, осел сделал добро, поделив поровну добычу, хоть и был не прав, но ему худо пришлось не потому, что добра не сделал. Лев доброго не сделал, да и лиса, но наказания они не получили.

“За малым погонишься, большое потеряешь”, потому что осел за малым не гнался,получив свое худо, лиса наоборот, погналась за малым, взяв себе добычи меньше, и все хорошо. А лев тем более не гнался за малым, и опять наказан за то не был.

А вот остальные три подходят в той или иной степени.

“Не зная броду, не лезь в воду”. Ну, осел делил добычу честно, забыв, видимо, что лев – царь зверей, и хищник, что надо было ем дать больше, даже если тот вообще не охотился, тому по статусу положено. “Без брода” пошел. А лиса “брод” узнала на его примере. . Но однако, раз у нас есть еще пословицы, да и в итоге есть “победитель” в басне, это – не та пословица .

“Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь”.

Да, осел не знал, и лиса не могла знать, что не она будет первой делить и не ошибется как и осел, или что лев опять рассердится, с чего это лиса себе посмела что-то взять, надо было все отдать льву, а он если соизволил бы, то поделился, а нет – нет. В итоге же лиса осталась в живых. Но снова, и эта пословица полностью суть не раскрывает, именно ту, что закладывал автор басни, Лев Толстой.

“Лису хитрость кормит”.

И вот тут самая она, пословица. Как живется лисице и удается выжить? А вот так, хитростью, и благодаря тому, что есть и ослы рядом, за счет которых можно спасти себя перед власть имущими, сильными и богатыми. И хитрость лисы в басне была в лести, в ложной скромности, в смирении перед царем зверей, в четком возвышении его над собой. Лиса – тоже хищник, а не травоядное, как осел, посмевшее себя равнять с хищниками, но не сделала и так, что – раз мы хищники, то добыча 6040. Она взяла себе совсем чуть-чуть, по своей воле на взгляд льва, польстив льву со всех сторон. А на самом деле, помня участь осла, так бы она вообще забрала себе все, дай ей возможность. Лев ей никто, не авторитет, это все – притворство, хитрость.

Лисичка

Басни про Лису.

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

С. Яровой
Иллюстрация к басне
“Ворона и Лисица”


“Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!”
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Лев и Лисица
И.А. Крылов

Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.

Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.

С. Яровой
Иллюстрация к басне
“Лисица и виноград”


Лев, Серна и Лиса
И.А. Крылов

Зимой, ранехонько, близ жила,
Лиса у проруби пила в большой мороз.
Меж тем оплошность ли, судьба ль (не в этом сила),
Но — кончик хвостика Лисица замочила,
И ко льду он примерз.
Беда не велика, легко б ее поправить:
Рвануться только посильней
И волосков хотя десятка два оставить,
Но до людей
Домой убраться поскорей.
Да как испортить хвост? А хвост такой пушистый,
Раскидистый и золотистый!
Нет, лучше подождать — ведь спит еще народ;
А между тем авось и оттепель придет,
Так хвост от проруби оттает.
Вот ждет-пождет, а хвост лишь боле примерзает.
Глядит — и день светает,
Народ шевелится, и слышны голоса.
Тут бедная моя Лиса
Туда-сюда метаться;
Но уж от проруби не может оторваться.
По счастью, Волк бежит. “Друг милый! кум! отец! —
Кричит Лиса. — Спаси! Пришел совсем конец!”
Вот кум остановился —
И в спасенье Лисы вступился.
Прием его был очень прост:
Он начисто отгрыз ей хвост.
Тут без хвоста домой моя пустилась дура.
Уж рада, что на ней цела осталась шкура.

Мне кажется, что смысл не темен басни сей:
Щепотки волосков Лиса не пожалей —
Остался б хвост у ней.

“Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?” —
Лисицу спрашивал Сурок.
“Ох, мой голубчик-куманек!
Терплю напраслину и выслана за взятки.
Ты знаешь, я была в курятнике судьей,
Утратила в делах здоровье и покой,
В трудах куска недоедала,
Ночей недосыпала:
И я ж за то под гнев подпала;
А все по клеветам. Ну, сам подумай ты:
Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?
Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Ну, видывал ли ты, я на тебя пошлюся,
Чтоб этому была причастна я греху?
Подумай, вспомни хорошенько”. —
“Нет, кумушка; а видывал частенько,
Что рыльце у тебя в пуху”.

Иной при месте так вздыхает,
Как будто рубль последний доживает:
И подлинно, весь город знает,
Что у него ни за собой,
Ни за женой, —
А смотришь, помаленьку
То домик выстроит, то купит деревеньку.
Теперь, как у него приход с расходом свесть,
Хоть по суду и не докажешь,
Но как не согрешишь, не скажешь:
Что у него пушок на рыльце есть.

“Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть
Кур красть? —
Крестьянин говорил Лисице, встретясь с нею. —
Я, право, о тебе жалею!
Послушай, мы теперь вдвоем,
Я правду всю скажу: ведь в ремесле твоем
Ни на волос добра не видно.
Не говоря уже, что красть и грех и стыдно
И что бранит тебя весь свет,
Да дня такого нет,
Чтоб не боялась ты за ужин иль обед
В курятнике оставить шкуры!
Ну, стоят ли того все куры?” —
“Кому такая жизнь сносна? —
Лисица отвечает. —
Меня так все в ней столько огорчает,
Что даже мне и пища не вкусна.
Когда б ты знал, как я в душе честна!
Да что же делать? Нужда, дети;
Притом же иногда, голубчик кум,
И то приходит в ум,
Что я ли воровством одна живу на свете?
Хоть этот промысел мне точно острый нож”. —
“Ну что ж? —
Крестьянин говорит. — Коль вправду ты не лжешь,
Я от греха тебя избавлю
И честный хлеб тебе доставлю;
Наймись курятник мой от лис ты охранять:
Кому, как не Лисе, все лисьи плутни знать?
Зато ни в чем не будешь ты нуждаться
И станешь у меня как в масле сыр кататься”.
Торг слажен; и с того ж часа
Вступила в караул Лиса.
Пошло у мужика житье Лисе привольно;
Мужик богат, всего Лисе довольно;
Лисица стала и сытей,
Лисица стала и жирней,
Но все не сделалась честней:
Некраденый кусок приелся скоро ей;
И кумушка тем службу повершила,
Что, выбрав ночку потемней,
У куманька всех кур передушила.

Читайте также:  Басня Толстого Олень и Лев

В ком есть и совесть и закон,
Тот не украдет, не обманет,
В какой бы нужде ни был он;
А вору дай хоть миллион —
Он воровать не перестанет.

Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим.
Мы это басней поясним,
Затем что истина сноснее вполоткрыта.

Лиса, курятинки накушавшись досыта
И добрый ворошок припрятавши в запас,
Под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час.
Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится.
“Что, кумушка, беды! — он говорит. —
Ни косточкой не мог нигде я поживиться;
Меня так голод и морит;
Собаки злы, пастух не спит,
Пришло хоть удавиться!” —
“Неужли?” — “Право, так”. — “Бедняжка куманек!
Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог:
Я куму услужить готова”.
А куму не сенца, хотелось бы мяснова —
Да про запас Лиса ни слова.
И серый рыцарь мой,
Обласкан по уши кумой,
Пошел без ужина домой.

“Отколе, умная, бредешь ты, голова?” —
Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.
“Сейчас лишь ото Льва!
Ну, кумушка, куда его девалась сила:
Бывало, зарычит, так стонет лес кругом,
И я, без памяти, бегом,
Куда глаза глядят, от этого урода;
А ныне в старости и дряхл и хил,
Совсем без сил,
Валяется в пещере, как колода.
Поверишь ли, в зверях
Пропал к нему весь прежний страх,
И поплатился он старинными долгами!
Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему
По-своему:
Кто зубом, кто рогами. ” —
“Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?” —
Лиса Осла перерывает.
“Вот-на! — Осел ей отвечает. —
А мне чего робеть? и я его лягнул:
Пускай ослиные копыта знает!”

Так души низкие, будь знатен, силен ты,
Не смеют на тебя поднять они и взгляды;
Но упади лишь с высоты,
От первых жди от них обиды и досады.

Басни про лису

Басни — особый жанр поэтического искусства, в котором при помощи сатиры высмеиваются пороки. В конце басни, как правило, находится мораль.

Самое большое распространение в нашей стране получили басни Крылова, некоторые читают басни Толстого и Михалкова. Избранные увлечены Эзопом и Плутархом.

Уважаемые читатели блога «Развивашка»! С огромным удовольствием представляю Вам нового постоянного автора блога «Развивашка» — современного поэта-баснописца, музыканта Владимира Шебзухова. Владимир будет вести рубрику «Детские развлечения — Стихи В. Шебзухова».

Сегодня Владимир дарит нам несколько своих интересных басен про лису.

Басня «Лисица и лев»

Лиса попалась в когти льва.
Плутовка вмиг нашла слова,
Высокомерно заявить,
Что ей в лесу — в почёте быть,
Зверей, мол, в страхе всех держать!
И, как вдруг льву о том не знать?!
Ведь, кто задумает обидеть,
Возмездия не избежать!

Аж волосы на гриве встали —
«Болтушек — не таких видали.
У врушек — плюнь в глаза — роса!
Хитришь всё, старая лиса!»

-«Ну, коль не веришь, убедись.
Ты по лесу со мной пройдись.
Не нужен даже грозный рык,
Все звери разбегутся вмиг!»

И вот по лесу лев с лисицей
(Такое даже не приснится),
Идут, как близкие друзья.
От страха звери разбегались,
А птицам, в стаи что сбивались,
Лететь уж впору за моря!

Лев призадумался, однако.
«Не врёт лиса. И как тут быть,
Ведь разбежались все — от страха?!
Пожалуй, мне с лисой дружить!»

Но правда в сказке такова —
Боялись не лису, а льва!

Басня «Еж и лиса»

Поспорила лиса с ежом.
Пожалуй, спором не назвать
То хвастовство, что лишь с ужом,
Сравнить уловки, ей под стать!

И, как прилежный ученик,
Раскинув ушки, слушал ёж.
Завидуя, головкой сник…
«Эх, мне бы тоже так!» И что ж:

Хоть удалось лисе суметь
Уловкой миновать капкан,
Охотник, шедший по пятам,
Накинул на плутовку сеть.

Лишь носик углядев зверька,
Предвидя новый свой улов –
«А ну-ка – в сеть. А, кто таков,
Уж, разберусь наверняка!»

Свернулся в страхе ёж в клубок,
Что не подвёл «ученика»:
Охотник ухватить не смог
И… проклял кактуса-зверька…

Какой морали быть – не знаю…
Одна уловка, но – КАКА-А-Я. ………
* Плута́рх из Хероне́и (др.-греч. Πλούταρχος) (ок. 45 — ок.127) — древнегреческий философ, биограф, моралист

Басня «Волк и лиса»

Украла рыжая плутовка
У мужика корзину ловко,
Что рыбкою была полна.
Уж собралась всё съесть одна,
Аж слюнкой истеклась она,
Как вдруг предстал пред нею волк,
(Кой знал не малый в рыбке толк).

На предложенье «поделиться»,
Всю хитрость собрала лисица –
«Я поделюсь с тобой, но кстати,
Знай — каждому на зуб не хватит!
Оставим эту ерунду,
Пойди и налови в пруду!»

«А, как и чем ты наловила?»
«Свой хвост лишь в прорубь опустила,
Уж полная была корзина!»

«Вот это да! — подумал волк,
Едва совет лисы умолк –
Ей — своего хвоста не жалко. »

Так правды, серый, не узнав,
Хвост у плутовки оторвав,
К пруду помчался… на рыбалку…

Кабы плутовка поделилась,
Глядишь, хвоста бы не лишилась!

Вот такие забавные и неожиданные басни про лису получились у Владимира Шебзухова. А какие басни про лису знаете Вы? Кто Ваш любимый баснописец?

Рекомендую почитать также:

39 комментариев Басни про лису

Ах, как Вы сегодня дважды наказали лису — обычно она — хитрюга — над всеми посмеивается.

Мне, особенно, понравилась Ваша басня «Волк и лиса». Как всегда, неожиданно.

Увидев картинку знакомой сказки, само собой ожидалось, что волк потеряет хвост. Ан нет, на этот раз волк добыл себе второй хвост.

Там,Людочка, помимо улыбки, для детишек-мораль!

Мораль там для всех: и для детишек, и для взрослых.

Владимир, а Вы со своими детьми обсуждали художественные произведения, что читали или нет?

Я, в основном, просто читаю детям книги и отвечаю на их вопросы.

У нас Олеся сейчас увлечена баснями Крылова, поэтому сразу вспомнилась известная многим по школьной программе басня «Ворона и лисица».
Кто не помнит, напоминаю:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем уж было собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Да, наша отечественная гордость-дедушка Крылов, сделал потрясающие переводы Лафонтена, написанных им басен по Эзопу, помимо Ворона и лисица, которую Лафонтен написал по басне Эзопа, Крылов сделал переводы и таких замечательных басен-
Лиса и виноград, Волк и ягнёнок…

Надо же, я и не знала, что у басни «Ворона и лисица» так много авторов.
Нашла басню Жана де Лафонтена — ну очень похожи с басней Крылова.
«Ворон и лисица»

Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
«Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, —
То вы — Феникс наших дубрав!»
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв — и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил:
«Сударь, Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, —
Вот урок вам, а урок стоит сыра».
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.

Дело в том.. у меня огромная энциклопедическая библиотека(даже подаренных мне книг авторов, моих друзей и знакомых,и ныне здравствующих и ушедших)… переводили Лафонтена(в принципе-он и открыл нам талантливого раба Эзопа), так вот есть дореволюционные издания этих переводов, и как сейчас говорят-в бульварных газетах, так вот эти бездарные поэты-переводчики-безымянные поэты—вошли в историю..и сопровождают биографию(в России)Лафонтена.А вот Природе-матушке, именно ЕЙ—как удобно, так она и поступила-вывела на поверхность-Талантливые переводы Крылова.

У нас есть несколько книг с баснями Крылова, но нигде (в т.ч. и в школьных учебниках) нет записи о том, что произведения идут по Лафонтену и Эзопу.

Абсолютно верно=это дело-Биографов!

Имея отдельную рубрику в своих сборниках по Эзопу, там басни, которые встречаются и у тех самых бульварных поэтов и вплоть у дагестанского баснописца Гамзата Цадасы(отец Рассула Гамзатова)
И в плане инфо-у Эзопа-Лисица и…(не ворона) Ворон.
А также не Стрекоза и Муравей,а Муравей и Цикада.. Выбирать героев-нам-поэтам можно, как нам удобно, но мысль нам не принадлежащую-мы должны указывать-откуда она.

Да уж, отличие очень большое Ворон и Ворона. Причем, отличие — единственное

Хотя слог Крылова в данной басне красивее слога Лафонтена.

А вот басня Крылова «Лисица и виноград»

Голодная кума Лиса залезла в сад,
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».

А вот еще нашла басню про лису от Эзопа:

Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.

Басня показывает, что и к страшному можно привыкнуть.

Владимир, а интересно было бы почитать басню Плутарха о еже и лисе. Я не нашла в интернете, у Вас есть?

Вот это хороший вопрос… спасибо Вам за него.
У Плутарха(а он и не писал басен)..есть много выражений, фраз, как, скажем у Сенеки..
так вот фраза ему принадлежащая
«У лисы много уловок, а у ежа-всего одна, но… самая надёжная!»
……………..
Вот по его высказыванию и была написана мною басня ЁЖ И ЛИСА

Спасибо!
Захотелось почитать Плутарха — посмотрю в книжном его сборник. Мне нравятся бумажные книги.

Но не вставил в эпиграф фразу Плутарха, дабы не потерять интригу читателя.

Класс! Мне понравились Ваши басни! Спасибо за информацию! Успехов Вам и всего хорошего!

Спасибо большое за отзывы… басни ещё будут… так, что заглядывайте.С уваж.В.Шебзухов

Владимир, я не знаю от чего получила большее удовольствие от ваших басен или от вашего диалога с Людмилой.
Очень понравилось что лиса получила по заслугам, ведь всегда достается волку, а мне его жалко. Ли са же выходит сухой из воды хотя именно она заваривает кашу.
О том что Крылов басни переводил смутно слышала, но не знала кто был первоисточником. Хотя его язык мне нравится больше чем Лафонтена. Узнала о таком авторе как Эзоп, хочу ознакомиться с творчеством Плутарха.

По поводу: «У лисы много уловок, а у ежа-всего одна, но… самая надёжная!» вспомнилась сказка в детстве прочитанная. Там встретились 2 лисы, у первой в запасе только одна хитрость а у другой 100. И вторая приезжая лиса с пренебрежением отнеслась к своей «родственнице», не захотев узнать у нее как дела в лесу обстоят. А через время попалась в бесхитростную ловушку (капкан.

Людмила я поздравляю тебя с замечательным новым автором!

Спасибо,Настенька за отзывы…Дело в том, когда писатель за что-то берётся, он обязательно должен хорошо изучить это дело, прежде чем переносить на бумагу свои творения.А вот ещё одна интересная деталь…Во многочисленных изданиях и когда читаешь с подстрочником, то басни Эзопа состоят, ну как бы сказать.. по форме, что ли.. в 3-х видах
ПЕРВОЕ=начало басен начинаются так=Эта басня рассказывает о том, как….
ВТОРОЕ=тоже самое, но только не в начале, а в конце.
И получается своего рода морали, что и есть у баснописцев-поэтов, то в начале, то-в конце.(примеров-куча)
И наконец=ТРЕТЬЕ=вообще без морали и умозаключения.Просто сюжет.
А вот здесь-самое интересное.Одну и туже басню по Эзопу, встречаешь у многих поэтов-баснописцев(у вашего покорного-тоже)-сюжет один, а морали-разные!

Владимир сейчас к сожалению мало (но они есть) современных авторов которые перед началом написания досконально изучают тему. Вот потом на бумаге и появляются «творения». Снимаю перед вами шляпу.
Я даже не знаю какой вариант из предложенных вами правильней, наверно это зависит от виденья сюжета писателем. Но мне кажется что сам жанр басня подразумевает наличие выводов и морали.

Еще одно подтверждение что Эзоп был талантливым баснописцем, уместить в коротком произведении несколько возможных смыслов. Для этого действительно нужен талант.

Помню десять лет назад мне его знакомый прочитал стих о предательстве сына и всепрощающей материнской любви, без указания автора, я потом его хотела найти но не смогла. А с того человека я больше не видела. Попытки отыскать текст провалились. Знакомясь с вашим творчеством увидела его «Сердце матери». Спасибо вам Владимир, мир оказывается очень тесный.

Нууууууууууууу… Настенька..»Сердце матери»-это отдельная тема…У меня перевод мугама, который я слушал с детства, и мог в юности(я из Баку) заказать в ресторане за рубль, исполнить его в исполнении ашугов.А читателю(советскому)эту тему по восточной легенде открыл Кедрин, тоже переделав на свой украинский лад, в 1934г
«Дивчину пытает казак у плетня
Зачем ты Оксана не любишь меня»
У меня в архиве много трактовок этой темы в стихах.
«Сердце матери» напечатан в Журнале Поэзия от СП России в 2008г(там 3 моих стиха)

Читайте также:  Басня Толстого Обезьяна и горох

Настя, Владимир, ссылочку дайте, пожалуйста, или сюда скопируйте текст «Сердце матери»

А по поводу огромного кол-во авторов…Настенька-АРМИЯ ГРАФОМАНОВ, но это-не страшно, я как-то Людочке писал..что сама Природа-матушка распорядиЦа, кого подымет, а кого-опустит.Вот моя мораль из басни Графоман

Лишь Время, властвуя над всеми, знает,
(Чего не ведает прозаик и пиит),
Кто след в литературе свой оставит
И кто, как говорится, наследит.

Я согласна с вами Владимир, жизнь расставит все по своим местам. И кого-то будут помнить через 10,20, 50 и более лет, а кого-то забудут через месяц.

Я песню давнюю спою…
О сердце матери – мой глас…
Как отрок мать предал свою,
Пойдёт печальный в ней рассказ…

Пленён был юноша Красой,
Но безответная любовь
Лишь наградить смогла тоской,
Страдать, заставив вновь и вновь…

Жизнь взять свою — её просил,
Ответ был краток: «Что мне в ней?!
Вот, если б матери своей,
Ты сердце смог мне принести –
Быть может – стала бы твоей. »

За тучи спряталась луна,
Но не пугает мрак ночной,
Покуда свет – Краса одна
И блеск кинжала роковой…

Вот сердце матери в крови
В руках дрожащих держит он…
Уж мчится с ним к своей любви,
Так не поняв—Где явь?!Где сон.

Споткнулся вдруг, не чуя ног
И словно из небытия –

«Ты не ушибся ли, сынок?
Уж лучше бы споткнулась – я!»
____________
*Мугам – восточное песнопение (азерб.)

Красивая песня, хотя и грустная до слез.

Добавлю «СЕРДЦЕ МАТЕРИ»
напечатано ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ «ПОЭЗИЯ» 2-2008 от МГО СПР МОСКВА
(в состав редколегии ещё входил С.Михалков)

Лисёнок и сова
Владимир Шебзухов

Цепляясь за репейник злостный,
Когда дорогой проходил,
Лисёнок злился, знать, непросто,
Коль лаял из последних сил.

Лесная птица у лисёнка
Спросила, нужен ли совет?
Лай не давал, (а был он громкий)
Довольно часто, спать сове!

«Ну, если дать тебе не сложно
Совиный мудрый свой совет,
Глядишь, он избежать поможет
Колючих, каждодневных бед!»

«Не сможешь ты, себе признайся,
Колючки эти победить,
Идя дорогой, постарайся,
Их стороною обойти!

Забудешь про колючи беды,
Коль обойдёшь их раз, другой…
Сам будешь раздавать советы,
Когда совет оценишь мой!»

Права сова, в том убедился
Лисёнок, ведь совет помог…
Репейник злостный, как ни злился,
От злости и тоски… засох!

Сова, лиса и ёж
Владимир Шебзухов
видео

Лиса дала совет ежу:
«Послушай, что тебе скажу,
Колючки уж давно не в моде,
Что шуба в зной – не по погоде!
Ты б к парикмахеру сходил,
И попросил его, чтоб сбрил
Твои немодные иголки,
О коих лишь дурные толки.
Пусть подстрижёт «под черепаху»…
Увидишь, как вокруг все ахнут!»

Из леса в город ёж помчался,
Стыдясь, от моды, мол, отстал.
Советы слышал он нечасто,
Когда ж сову вдруг повстречал,
Спросил её, права ль лиса –
Колючки, нынче, уж не в моде?
Ответила сова: «Ты сам,
На вид, зверёк не глупый, вроде,
На свете, чай, немало жил.
Глядишь, и дале поживёшь…
Коль к парикмахеру идёшь,
Уж попроси, чтоб освежил,
Он, после стрижки, всё лосьоном –
Морковным, яблочным, медовым…»

– За что же мне такая честь?

– Чтоб всё вкусней… лисе поесть!

Владимир, спасибо! Очень актуальная тема — почитаю дочкам.

Людочка, а как вам исполнитель? В интернете нашёл.. Уж точно будущая актриса…

Симпатяшка! Эмоциональная, живая, непосредственная!

Жалко не имени, ни города не знаю…
Но по моему она даже в школу не ходит..

На день города 10 выступал, как чтец в парке.. детских много читал… Сейчас нарезают видео ролики.. потом скину…

Басня на конкурс «Литература на сцене»
«Сова, лиса и ёж» Владимир Шебзухов

Останкин Женя 5 лет басня Владимира Шебзухова «Волк и лиса»
Детсад №10 г. Тобольск 2015

аудиозапись басни В.Шебзухова «Волк и лиса»

В.Шебзухов басня «Ёж и Лиса»
читает автор
(видео)

Интегрированный урок по чтению и развитию речи по теме “Басня И.А. Крылова “Ворона и Лисица”

Цель урока:

  • познакомить учащихся с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица», учить находить мораль– поучение в произведении, донести до учащихся юмор и иронию басни;
  • развивать интеллект, логическое мышление учащихся, развивать творческое воображение, интеллект учащихся, умение анализировать и делать выводы; отрабатывать навыки выразительного чтения;
  • пробуждать добрые чувства, воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, чучело вороны, сказка Гаршина «Лягушка-путешественница», иллюстрация басни, книги И.А. Крылова, волшебная шкатулка, карточки с выдержками из басен; рисунки героев басни, памятка работы над басней; презентация к уроку.

План урока:

I. Организационный момент

II. Целевая установка

III. Изучение новой темы

1. Биографические сведения И.А.Крылова
2. Повторение изученных басен
3. Тема урока: Басня «Ворона и Лисица»

IV. Работа с натуральным объектом

V. Сравнение басни

VII. Чтение по ролям

VIII. Упражнение «Подбери слова»

IX. Работа с пословицами

XI. Домашнее задание

XII. Итог урока. Оценки

I. Организационный момент

II. Целевая установка

1) Упражнение на развитие мышления «Загадка»:

Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает. (Весна)

– Закроем глаза и шепотом произнесем слово: «Весна».

2) Упражнение «Эмоции»

– Какое чувство у вас возникло? (Стало хорошо, радостно, легко).
– Благодаря мимике наше лицо может отражать самые разнообразные чувства и настроения. Попробуйте показать выражением лица свое весеннее настроение.

3) Упражнение на развитие памяти.

Весна – это особенное время года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа. Жизнь как бы зарождается вновь. Весну ждут с нетерпением.

– Какое стихотворение о весне вы помните ? (Учащиеся читают стихи о весне)

4) Упражнение на развитие слухового внимания.

Прослушивание весенней музыки.

– Представим, что же мы видим перед собой? Какие картины? (Ручей, капель, поют птицы, играют лучики солнца).
– А вам нравится весна? Чем?

5) Упражнение на развитие мышления «Выбери картинку».

Из открыток выбрать картинки по временам года (чей ряд вперед?).

6) Подведение итога, выводы

III. Изучение новой темы

Отрывки из диафильма «Биография И.А. Крылова».

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве. Это великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим русский? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя, зло высмеивал дворян и слепое преклонение перед всем заграничным. Серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь написал более 200 басен. Обогатил русскую речь крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями.

Вывод: Басни помогают видеть недостатки (пороки) и бороться с ними.

Вопрос: Почему же наш народ так чтит память о дедушке Крылове? (Басни понятны и близки).

2) Повторение изученных басен

– В «волшебной шкатулке» лежат выдержки из басен И.А. Крылова, прочитайте отрывки, определите название, объясните данное выражение.

Ученики открывают шкатулку, читают выдержки из басен.

  • «Аи, Моська, знать она сильна, что лает на слона!» («Слон и Моська») (Трусишка убеждена в безопасности, вздорная похвальба человека). (Приложение 1, слайд 3)
  • «Да только воз и ныне там». («Лебедь, Щука и Рак») (Когда делаешь врозь дело, из этого ничего не выйдет)
  • «Ты все пела? Это дело: так иди же попляши!» («Стрекоза и Муравей») (Трудолюбие).

– Неслучайно, тема наша: басня «Ворона и Лисица». (Приложение 1, слайд 4)

а) Чтение басни учителем

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Вопросы:

– Чем, ребята, вам хочется поделиться?
– Какие мысли появились?
– Что показалось смешным? (Красавица, каркнула).

б) Повторное чтение басни учителем

в) Вопросы по содержанию

– Назовите героев басни?
– Кто вам понравился и почему?
– Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Приложение 1, слайд 5) (Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).
– Какие слова вам не понятны?

Лесть – лицемерное угодливое восхваление. Найдите родственное слово: льстец (лицемерие).
Взгромоздясь – замените (взобраться на верх чего-либо)
Пленил – очень сильно понравился.
Ангельский голосок – нежность звучит в нем, доброта.
Вещунья (предсказательница, в сказках, легендах она предсказывала недоброе).
Царь-птица – лучшая из лучших.
«Бог послал кусочек сыру» (так говорили раньше о добытом случайно, полученном без труда. Сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, находка – диковинная).
Все не впрок – не на пользу.

– О ком так говорится в басне: хитрит, заискивает, льстит? (О лисице)
– Как об этом говорится в басне:

– вертит хвостом,
– глаз не сводит (смотрит не отрываясь);
– очень громко «во все горло» – каркните по-вороньи;
– утратила способность здраво рассуждать ведь сыр упадет
– вскружилась голова»;
– исчезла, скрылась – «была такова»;
– трудно стало дышать – «дыхание сперло».

IV. Работа с натуральным объектом

– Рассмотрим чучело вороны. Опишите, какова она по внешнему виду. (Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное опереньегрязно-серое. Клюв длинный, толстый). (Приложение 1, слайд 7)

Вопросы:

– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)
– А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!»)
– Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)
– А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)
– Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей) Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)
– Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал, остался бы равнодушным к похвалам)
– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?

Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. (Приложение 1, слайд 8)

– В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).
– Мораль в словах «Лесть гнусна, вредна», об этом говорится не раз «Уж сколько раз твердили миру, но все не в пользу, не впрок». «И в сердце льстец всегда отыщет уголок, т.е. пока будут любители лести (как Ворона), будут и льстецы (как Лиса).

V. Сравнение басни известного писателя древности Эзопа «Ворон и Лисица» в пересказе для детей Толстого

– Послушайте и скажите, о чем она.

Ворон и Лисица

Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мясо, она подошла и говорит:
«Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте, только бы тебе царем быть! И верно был бы ты царем, если бы у тебя голос был. Ворон разинул клюв и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит: «Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царем».

Вопрос: Чем отличается басня И.А. Крылова от прослушанной вами басни Эзопа?

VI. Чтение басни учащимися (Приложение 1, слайд 9)

– По рисункам, вывешенным на доске, найти текст в басне и озаглавить.

  • Вороне … держала. (Находка)
  • На ту … чуть дыша. (Льстец)
  • Голубушка … царь-птица.
  • Вещуньина … горло, такова. (Простофиля)

Чтение по ролям. Хоровое чтение – мораль басни зачитать.

VII. Упражнение «Подбери слова» (Приложение 1, слайд 10)

На доске столбики со словами, стрелками указать, кому слова адресованы; подобрать слова синонимы:

Ворональстец
простак
растяпа
ротозей
подхалим
угодник
простофиля

VIII. Работа с пословицами (Приложение 1, слайд 11)

– Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми, употребляющие как пословицы? (И в сердце льстец всегда отыщет уголок)
– Какие из пословиц подходят к басне:

  • «Верь своим очам, а не чужим речам».
  • «На языке медок, а на сердце – ледок».
  • «У лести нет чести».

IX. Закрепление

1) Работа над содержанием басни:

– Какова идея всей басни ? (Высмеять и осудить и льстеца, и того, кто поддается его льстивым речам).
– Если вы встретите людей, которые льстят ради своей личной выгоды, кого они нам напомнят из персонажей басни? (Лису, ворону)
– Какую сказку напоминает эта басня? (Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница»)
– Что общего в них? (Осуждается честолюбие. И Ворона и Лягушка пострадали из-за своего стремления к почестям, славе, из-за любви к похвалам).
– Чем отличаются басни от сказок?
– Какой можно сделать вывод?

Выводы: нужно верить своим глазам, а не льстивым речам (Приложение 1, слайд 12)

– Как вы понимаете, что такое: лесть, честь?

Лесть и честь – противоположные слова.
Льстивый
– отрицательная черта.
Честный
– положительная черта.

– Какими хотел видеть И.А. Крылов людей? (Искренними, честными, скромными).

Вывод: Где лесть, там чести нет. Где лесть, там хитрость и обман. (Приложение 1, слайд 13)

2) Прослушивание аудиозаписи басни «Ворона и Лисица».

3) Инсценирование басни.

Живая картина. (Один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

– Постарайтесь читать выразительно, чтобы слушатели увидели перед собой большую глупую Ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лису.

XI. Домашнее задание

а) нарисовать любой рисунок, это будет кадр диафильма, подписать;
б) выразительно читать.

Ссылка на основную публикацию