Басня Толстого Мужик и лошадь

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Мужик и лошадь

  • Как научились бухарцы разводить шелковичных червей
  • Олень и ланчук

Отзыв к рассказу Льва Толстого «Мужик и лошадь»

Лев Толстой очень любит в своей книге сказок представлять на суд своих маленьких читателей произведения, в которых человек взаимодействует с домашними животными. Автор рассказывает о том, как человек относится к тому, «кого приручил».

Пересказ сказки

У мужика закончился овёс, нечем стало лошадь кормить, он поехал в город за покупкой. Деревня осталась уже позади, а лошадь заупрямилась и стала поворачивать обратно к дому. Почувствовала лошадь на своей спине кнут мужика, а сама всё равно думает, что домой бы ехать было намного лучше. Возле города по дороге было много грязи, чтобы животному было удобно ехать, мужик свернул телегу с лошадью на мостовую. Животное снова потянуло на грязную дорогу, после чего снова получила удар кнутом. А лошади было неудобно ехать по мостовой, потому что было жёстко копытам. Вот мужик купил овса, поехал обратно, а как только оказались уже дома, хозяин накормил лошадь зерном. Лошадь опять подумала, что не надо было никуда ездить, когда овёс-то дома.

В чём заключена мораль?

Люди иногда, так как лошадь в сказке, не понимают смысл той работы, которую они выполняют. Не видят в своей работе пользы ни для себя, ни для других. Животное так и не смогло понять, что хозяин специально запрягал её, чтобы отправиться за овсом, ведь он же закончился. Лошадь – то этого знать не могла. Так и начальство, которое даёт поручения своим подчинённым, точно знает и видит, каким должен быть конечный результат. В этом случае необходимо к любому делу относиться ответственно. Как говорил поэт: «если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». Так и в любой работе: если дали поручение, нужно всё обдумать и правильно его выполнить.

Отношение детей к сказке

Детям трудно понять содержание этого текста Льва Николаевича, потому что у них ещё не выработалось ответственности, как же они смогут осуждать других за её отсутствие? Они не могут быть такими дальновидными, как взрослые люди. Но малыши точно посмеются над глупой лошадью, которая упрямилась с самого начала. Откуда знать животному, что в её кормушке давно уже пусто. Без её помощи, без покупки зерна в городе лошадь осталась бы голодной. Но, а самое главное, что должны запомнить для себя дети: никогда не надо обижаться на тех, кто предпринимает попытки что-то делать и изменить мир к лучшему. Чтобы жить в достатке, иметь не только физическое, но и эмоциональное здоровье, нужно пройти через преграды, через испытания.

Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого про лошадь и мужика онлайн, бесплатно и без регистрации.

Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика: «Куда он, дурак, меня гонит; лучше бы домой».

Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, а лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дёрнул лошадь; она пошла на мостовую и думает: «Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта обломаешь. Тут под ногами жёстко».

Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает: «Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чём он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы ни ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овёс».

Мужик и лошадь

Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика:

— Куда он, дурак, меня гонит; лучше бы домой.

Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, а лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дернул лошадь: она пошла на мостовую и думает:

— Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта обломаешь. Тут под ногами жестко.

Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает:

— Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чем он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы ни ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овес.

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки:

Мышка и птичка Жила мышка, и жила птичка. Потом они сговорились жить вместе. Вместе вырыли норку для хлебных запасов. Вырыли и стали стаскивать зернышки на зиму, чтобы зимою.

Морской царь и Василиса Премудрая Вариант 1 Жил-был царь с царицею. Любил он ходить на охоту и стрелять дичь. Вот один раз пошел царь на охоту и увидел: сидит на.

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде Вариант 1 Один царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за девять девятин, в десятом царстве, есть сад с молодильными яблоками, а.

Бой Ильи Муромца с Жидовином Под славным городом под Киевом, На тех на степях на Цыцарскиих, Стояла застава богатырская; На заставе атаман был Илья Муромец, Податаманье был Добрыня Никитич млад;.

Слуги ее величества Целый месяц шел сильный дождь, падая на лагерь из тридцати тысяч людей, многих тысяч верблюдов, слонов, лошадей, быков и мулов, собранных в Раваль Пинди для.

Моя жизнь Рассказ провинциала I Управляющий сказал мне: «Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели». Я ему.

Дар чёрного лешего Жил-был в одной деревне бедный крестьянин. Как ни бился, ни трудился, не мог он со своей семьей прокормиться. Вот и прозвали его соседи Горемыкой. Достался.

Не хуже вас, цирковых Я теперь часто бываю в цирке. У меня там завелись знакомые и даже друзья. И меня пускают бесплатно, когда мне только вздумается. Потому что я.

Про попа Кирилу и его работника Гаврилу Попу Кириле никак не везло на работников. Сколько ни нанимал он их, ни один не жил больше месяца. Кто в том виноват? Поп жалуется, что.

Муж дурак Жили в одной деревне мужик да баба. Мужик-от уж женился не молод, а баба его была многим моложе. Мужик был простой души человек, так скажи.

Ер-Тостик В далекие годы жил на свете скотовод Ерназар. Счастливо жил старик. Имел он восемь сыновей, восемь помощников. Но вот случился в степи большой джут. Погнали.

Крестьянский сын и жар-птица Вот не в котором царстве, не в котором государстве, неподалеку от царства стояла деревня. И в этой деревне жил-был старичок. И этот старичок, конечно, он.

Дуэль I Было восемь часов утра — время, когда офицеры, чиновники и приезжие обыкновенно после жаркой, душной ночи купались в море и потом шли в павильон.

Смирный мужик и драчливая жена Вариант 1 Мужичок некий жил с своею женою в великой скудости. Он был так смирен, как теленок, а жена его так зла, как змея лютая;.

Мужик болтанский, богатырь басурманский Жил-был мужичок убогий, снял он, значит, четверть под озимь. Вот подошла пора рожь сеять, а батраки и говорят: один — пять рублей давай, а другой.

Слепая лошадь Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и.

В овраге I Село Уклеево лежало в овраге, так что с шоссе и со станции железной дороги видны были только колокольня и трубы ситценабивных фабрик. Когда прохожие.

Медведь, лиса, слепень и мужик Жил-был мужик, у него была пегая лошадь. Мужик запряг ее в телегу и поехал в лес за дровами. Только приехал в лес, а навстречу ему.

Глупый мужик Жил в одной деревне мужик с бабой. Всем мужик был хорош: работящ и не ленив, да одним его бог обидел: дал ему мало ума! Раз.

Заколдованная королевна Вариант 1 В некотором царстве, в некотором государстве жил именитый купец; у него был сын Иван. Нагрузил купец свои корабли, дом и лавки приказал жене.

Как бедный мужик с попом расквитался Жили-были муж и жена, у них было семеро детей. Однажды муж и говорит жене: — Давай продадим козу и купим детям хотя бы ситцу на.

Кумовья Жили в одной деревне два брата — богатый И бедный. И вот богач ездил в город и продавал пшеницу, а у бедняка дети по миру.

Дочь болотного царя Много сказок рассказывают аисты своим птенцам — все про болота да про трясины. Сказки, конечно, приноравливаются к возрасту и понятиям птенцов. Малышам довольно сказать “крибле.

Рассказы о мертвецах Вариант 1 В одном селе была девка — лежака, лентяйка, не любила работать, абы как погуторить да побалакать! И вздумала она собрать к себе девок.

Белая лошадь Прошла ночь. Бледный рассвет поднялся над горой и осветил кругом горы, камни, скатившиеся со склонов, землю. Нашу и чужую. Плавная тень выскользнула из ущелья и.

Королевич и его дядька Вариант 1 Жил-был король, у него был сын-подросток. Королевич был всем хорош — и лицом и нравом, да отец-то его не больно: все его корысть.

Наказанная царевна В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и была у него дочка. Говорит она раз отцу: — Прикажи, батюшка, кликнуть клич: пусть к нам.

Мужик и пастор Однажды пришел мужик в церковь. Слышит он, как пастор проповедует: «Церкви отдай последнее. За то господь воздаст вдесятеро». Пришел мужик домой и рассказывает жене, какую.

Народные анекдоты Старуха-мать ругала мальчишку, чтоб он не ходил на реку купаться: — Ну, курвин сын, смотри, коль утон… Старуха-мать ругала мальчишку, чтоб он не ходил на.

Мужик и барин Жил-был мужик да баба, у них было два сына. Братьям не приходилось вместе дома жить, один брат все ходил по чужой стороне. Вот раз собрался.

Как мужик волка спас Сеял мужик рожь, вдруг видит — по полю что-то серое катится. Пригляделся, а это старый волк бежит. Подбежал чуть дыша к мужику, на землю повалился.

Удачная торговля Однажды мужик стащил свою корову на базар и продал ее там за семь талеров. На обратном пути он должен был проходить мимо одного пруда, из.

Как мужик помирать собрался Одному мужику гадалка предсказала: мол, еще три раза ветры испустишь — и помрешь. Пригорюнился мужик, думает: «Я к этому делу привычный, как тут удерживаться!» Наконец.

Дележ награды Король, Старый Фриц, устроил в Шарлоттенбурхе маневры и на параде орден потерял. Заметил, когда в Берлин вернулся. Стал лейб-егеря спрашивать, может, он заприметил, в котором.

Барин-дурак Жил-был мужик да баба, а у них были два сына. Обоим им не приходилось дома жить, один и ходил все по чужой стороне. Вот раз.

Волк и мужик Пахал один мужик поле. Притомилась у него лошадь, еле-еле тянет. Рассердился мужик: — Чтоб тебя волк съел! Вдруг, откуда ни возьмись, — волк. Подходит к.

Как мужик отдавал бычка учиться грамоте Отелилась у мужика корова бычком, и решил мужик того бычка продать. Привел теленка в город на базар, стоит торгует, никак продать не может: очень маленькую.

Елена прекрасная Вот не в котором царстве, не в котором государстве был-жил царь. У царя было три сына. Старший- Василий, средний- Федор, а уж меньшой, как всегда.

Мудрая девица и семь разбойников Жил-был крестьянин, у него было два сына: меньшой был в дороге, старшой при доме. Стал отец помирать и оставил сыну при доме все наследство, а.

Праведный судья Один алжирский царь Бауакас захотел сам узнать, правду ли ему говорили, что в одном из его городов есть праведный судья, что он сразу узнает правду.

Мужик и лошадь

Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика:

— Куда он, дурак, меня гонит; лучше бы домой.

Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, а лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дернул лошадь: она пошла на мостовую и думает:

— Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта обломаешь. Тут под ногами жестко.

Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает:

— Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чем он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы ни ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овес.

Сказки для детей:

Осел и лошадь У хозяина были осел и лошадь. Судьба их была неодинакова. Лошадь стояла в стойле без дела, ее хорошо кормили, украшали […].

Иван Милостивой и мужик В одну зимнюю ненастную ночь шел по дороге Иван Милостивой с двенадцатью апостолами. В поле ночевать было холодно, они и […].

Глупый мужик Жил в одной деревне мужик с бабой. Всем мужик был хорош: работящ и не ленив, да одним его бог обидел: […].

Читайте также:  Басня Толстого Курица и золотые яйца

Лошадь и хозяева У садовника была лошадь. Работы ей было много, а корму мало. И стала она молить бога, чтобы ей перейти к […].

Волк и мужик Пахал один мужик поле. Притомилась у него лошадь, еле-еле тянет. Рассердился мужик: — Чтоб тебя волк съел! Вдруг, откуда ни […].

Лошадь и осел Добро, которое мы делаем другим, В добро послужит нам самим; И в нужде надобно друг другу Всегда оказывать услугу. Случилось […].

Эй, вводи лошадь! Женился возчик Петруччо. Привел после свадьбы в дом молодую жену и говорит ей: — Теперь мы с тобой, Розина, хорошо […].

Мужик и медведь Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь: — Мужик, я тебя сломаю. — […].

Лис и лошадь У одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому […].

Как мужик волка спас Сеял мужик рожь, вдруг видит — по полю что-то серое катится. Пригляделся, а это старый волк бежит. Подбежал чуть дыша […].

Лошадь и медведь Была у одного крестьянина старая лошадь. Подковал ее мужик на все четыре ноги, отвел в лес и оставил там. Бродит […].

Как мужик помирать собрался Одному мужику гадалка предсказала: мол, еще три раза ветры испустишь — и помрешь. Пригорюнился мужик, думает: «Я к этому делу […].

Умные животные: Очень умная лошадь Говорят, что слоны и обезьяны очень умные животные. Но и другие животные тоже не дураки. Вот, посмотрите, каких умных животных […].

Волк и лошадь Голодному волку попалась на лугу лошадь, и он решил ее съесть. Лошадь смиренно говорит: «Да, видно, владыке зверей и птиц, […].

Лиса и лошадь Была у одного крестьянина верная лошадь, она состарилась и работать уже совсем не могла, вот и бросил хозяин ее кормить […].

Крестьянин и лошадь Крестьянин засевал овес; То видя, Лошадь молодая Так про себя ворчала, рассуждая: «За делом столько он овса сюда принес! Вот, […].

Чья лошадь? Некий полигар украл кобылу у деревенского старосты и, чтобы староста не смог доказать, что это его лошадь, отстриг ей хвост. […].

Старая лошадь У нас был старый старик, Пимен Тимофеич. Ему было девяносто лет. Он жил у своего внука без дела. Спина у […].

Медведь, лиса, слепень и мужик Жил-был мужик, у него была пегая лошадь. Мужик запряг ее в телегу и поехал в лес за дровами. Только приехал […].

Мужик и барин Жил-был мужик да баба, у них было два сына. Братьям не приходилось вместе дома жить, один брат все ходил по […].

Мужик и водяной Мужик уронил топор в реку; с горя сел на берег и стал плакать. Водяной услыхал, пожалел мужика, вынес ему из […].

Слепая лошадь Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял […].

Как мужик черта перехитрил Вот пошла одна женщина с ребенком. Идет и подходит к реке, хоть бы вот к Иртышу, и говорит: «Фу ты, […].

Как мужик работником в пекле был Жил однажды смелый Мужик. Как-то бродил он по лесу, да и заблудился. Откуда ни возьмись, черт выскочил и давай его […].

Как бедный мужик с попом расквитался Жили-были муж и жена, у них было семеро детей. Однажды муж и говорит жене: — Давай продадим козу и купим […].

Рысь, мужик и медведь Мужик рубит сосну, ложатся на летошнюю хвою белые щепки, дрожит сосна, а на самой ее верхушке сидит желтая рысь. Плохо […].

Белая лошадь Прошла ночь. Бледный рассвет поднялся над горой и осветил кругом горы, камни, скатившиеся со склонов, землю. Нашу и чужую. Плавная […].

Почему лошадь дрожит, увидев верблюда В прежние времена лошадь, посмотрев на солнце, говорила: — О щедрое солнце, дающее всему живому жизнь! Меня называют одной из […].

Как мужик от беды избавился Жили-были мужик и баба, жили бедно-пребедно. Наконец, осталась у них всего четверть муки. Говорит мужик бабе: — Свари, жена, из […].

Мужик и огурцы Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам и думает: «Вот дай унесу мешок огурцов, продам; на […].

Мужик и лошадь

Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика:

— Куда он, дурак, меня гонит; лучше бы домой.

Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, а лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дернул лошадь: она пошла на мостовую и думает:

— Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта. обломаешь. Тут под ногами жестко.

Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает:

— Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чем он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы ни ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овес.

Похожие сказки:

Осел и лошадь У хозяина были осел и лошадь. Судьба их была неодинакова. Лошадь стояла в стойле без дела, ее хорошо кормили, украшали гриву, ежедневно купали. Осел же [. ].

Глупый мужик Жил в одной деревне мужик с бабой. Всем мужик был хорош: работящ и не ленив, да одним его бог обидел: дал ему мало ума! Раз [. ].

Иван Милостивой и мужик В одну зимнюю ненастную ночь шел по дороге Иван Милостивой с двенадцатью апостолами. В поле ночевать было холодно, они и постучались к одному мужику: «Пусти [. ].

Лошадь и хозяева У садовника была лошадь. Работы ей было много, а корму мало. И стала она молить бога, чтобы ей перейти к другому хозяину. Так и сделалось. [. ].

Волк и мужик Пахал один мужик поле. Притомилась у него лошадь, еле-еле тянет. Рассердился мужик: — Чтоб тебя волк съел! Вдруг, откуда ни возьмись, — волк. Подходит к [. ].

Лошадь и осел Добро, которое мы делаем другим, В добро послужит нам самим; И в нужде надобно друг другу Всегда оказывать услугу. Случилось Лошади в дороге быть с [. ].

Эй, вводи лошадь! Женился возчик Петруччо. Привел после свадьбы в дом молодую жену и говорит ей: — Теперь мы с тобой, Розина, хорошо заживем! Я буду работать, ты [. ].

Мужик и медведь Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь: — Мужик, я тебя сломаю. — Не ломай меня, медведюшка, лучше [. ].

Лис и лошадь У одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел ее больше [. ].

Как мужик волка спас Сеял мужик рожь, вдруг видит — по полю что-то серое катится. Пригляделся, а это старый волк бежит. Подбежал чуть дыша к мужику, на землю повалился [. ].

Лошадь и медведь Была у одного крестьянина старая лошадь. Подковал ее мужик на все четыре ноги, отвел в лес и оставил там. Бродит лошадь по лесу, травку щиплет. [. ].

Как мужик помирать собрался Одному мужику гадалка предсказала: мол, еще три раза ветры испустишь — и помрешь. Пригорюнился мужик, думает: «Я к этому делу привычный, как тут удерживаться!» Наконец [. ].

Умные животные: Очень умная лошадь Говорят, что слоны и обезьяны очень умные животные. Но и другие животные тоже не дураки. Вот, посмотрите, каких умных животных я видел. Кроме гуся, куры [. ].

Волк и лошадь Голодному волку попалась на лугу лошадь, и он решил ее съесть. Лошадь смиренно говорит: «Да, видно, владыке зверей и птиц, Ажвейпшу, угодно, чтоб стала я [. ].

Лиса и лошадь Была у одного крестьянина верная лошадь, она состарилась и работать уже совсем не могла, вот и бросил хозяин ее кормить и говорит: — К работе [. ].

Крестьянин и лошадь Крестьянин засевал овес; То видя, Лошадь молодая Так про себя ворчала, рассуждая: «За делом столько он овса сюда принес! Вот, говорят, что люди нас умнее. [. ].

Чья лошадь? Некий полигар украл кобылу у деревенского старосты и, чтобы староста не смог доказать, что это его лошадь, отстриг ей хвост. Староста подал на полигара в [. ].

Старая лошадь У нас был старый старик, Пимен Тимофеич. Ему было девяносто лет. Он жил у своего внука без дела. Спина у него была согнутая, он ходил [. ].

Медведь, лиса, слепень и мужик Жил-был мужик, у него была пегая лошадь. Мужик запряг ее в телегу и поехал в лес за дровами. Только приехал в лес, а навстречу ему [. ].

Мужик и барин Жил-был мужик да баба, у них было два сына. Братьям не приходилось вместе дома жить, один брат все ходил по чужой стороне. Вот раз собрался [. ].

Мужик и водяной Мужик уронил топор в реку; с горя сел на берег и стал плакать. Водяной услыхал, пожалел мужика, вынес ему из реки золотой топор и говорит: [. ].

Слепая лошадь Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и [. ].

Как мужик черта перехитрил Вот пошла одна женщина с ребенком. Идет и подходит к реке, хоть бы вот к Иртышу, и говорит: «Фу ты, ни перевозу нет, ничо! Хоть [. ].

Как мужик работником в пекле был Жил однажды смелый Мужик. Как-то бродил он по лесу, да и заблудился. Откуда ни возьмись, черт выскочил и давай его уговаривать: — Иди ко мне [. ].

Как бедный мужик с попом расквитался Жили-были муж и жена, у них было семеро детей. Однажды муж и говорит жене: — Давай продадим козу и купим детям хотя бы ситцу на [. ].

Рысь, мужик и медведь Мужик рубит сосну, ложатся на летошнюю хвою белые щепки, дрожит сосна, а на самой ее верхушке сидит желтая рысь. Плохо рысье дело, некуда ей перепрыгнуть [. ].

Белая лошадь Прошла ночь. Бледный рассвет поднялся над горой и осветил кругом горы, камни, скатившиеся со склонов, землю. Нашу и чужую. Плавная тень выскользнула из ущелья и [. ].

Почему лошадь дрожит, увидев верблюда В прежние времена лошадь, посмотрев на солнце, говорила: — О щедрое солнце, дающее всему живому жизнь! Меня называют одной из самых красивых среди всех животных! [. ].

Как мужик от беды избавился Жили-были мужик и баба, жили бедно-пребедно. Наконец, осталась у них всего четверть муки. Говорит мужик бабе: — Свари, жена, из этой муки затируху. Потом согрей [. ].

Мужик и огурцы Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам и думает: «Вот дай унесу мешок огурцов, продам; на эти деньги курочку куплю. Нанесет [. ].

Мужик и пастор Однажды пришел мужик в церковь. Слышит он, как пастор проповедует: «Церкви отдай последнее. За то господь воздаст вдесятеро». Пришел мужик домой и рассказывает жене, какую [. ].

Мужик и поп Шел мужик дорогой. Догоняет батюшку. — Здравствуй,- говорит,- батюшка! — Здравствуй,- говорит,- свет! Куда идешь, мужичок? — А иду, батюшка, в деревню Хмельное. — А [. ].

Как мужик отдавал бычка учиться грамоте Отелилась у мужика корова бычком, и решил мужик того бычка продать. Привел теленка в город на базар, стоит торгует, никак продать не может: очень маленькую [. ].

Мужик на небе Пустил мужик петуха в подвал; петух там нашел горошинку и стал кур скликать. Мужик услыхал про находку, вынул петуха, а горошинку полил водою. Вот она [. ].

Как мужик царского генерала проучил Копал мужик погреб и нашел кусок золота. Очистил его от песка и думает: «Что ж мне с ним делать? Ежели отнести пану, то пан отберет [. ].

Петр I и мужик Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит. Царь и говорит: — Божья помощь, мужик! Мужик и говорит: — И то мне нужна [. ].

Как Эйленшпигель выманил у ризенбургского священника лошадь Не обошелся Эйленшпигель без плутовства и в деревне Ризенбург. Жил там один священник, у которого была красивая ключница и славная маленькая лошадка. Священник очень любил [. ].

Петр Первый и мужик Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит. Царь и говорит: — Божья помощь, мужик! Мужик и говорит: — И то мне нужна [. ].

Как мужик с барином пообедал Сидели раз мужики под ветлами, трубочки посасывали, про пана калякали. Он у них сердитый, скупой; у него, болтают, ковшика воды не допросишься. А один мужик [. ].

Одна капля убивает лошадь Когда папа заболел, пришел доктор и сказал: — Ничего особенного, маленькая простуда. Но я вам советую бросить курить, у вас в сердце легкий шумок. И [. ].

Русские народные загадки про лошадей, упряжь и выезд

Yandex.Share

Всадник (верховой)

Две головы, две руки,
шесть ног и один хвост,
а ходит на четырёх.

Читайте также:  Басня Толстого Белка и волк

Две головы, один хвост,
две руки, шесть ног.

Две головы и шесть ног:
четыре ходят, а две смирно лежат.

Две головы,
шесть ног
да хвост.

Что за зверь:
две головы,
шесть ног,
один хвост?

Шесть ног,
две головы,
один хвост.

Я видел какую чудовину:
шесть ног, две головы, хвост один.

Встанет — выше коня,
ляжет — ниже воробья.

Встанет — выше лошади,
ляжет — ниже курицы.

Встану — так выше коня,
а лягу — так ниже кота (курицы).

Выше коня,
ниже травы.

Лежит — нижи кота,
встанет — выше коня.

Лежу — молчу,
воды не замучу,
подымусь — всех заговорю.

Лежу — ниже курицы,
встану — выше лошади.

Стану — выше коня,
лягу — ниже воробья.

Дуга и колокольчик

Лежу — всё молчу,
Подыми — всех заговорю.

Колёса и сердечник телеги

Тут и стук, тут и гром,
тут и Захаров дом.

У ката
четыре бормата,
пятый костыль
весь дёржит монастырь.

Четыре стукоты,
четыре брякоты,
два коктырька,
два моктырька,
да еще коктырёк,
да еще моктырёк.

Четыре стукоты,
четыре брякоты,
ещё коктерок,
ещё весится.

Колёса телеги

Барыня подкрашена,
поперёк подпоясана,
а спина намазана.

Большой брат
меньшего не догонит.

Два убегают,
два догоняют,
отдыхают вместе.

Четыре брата на свете:
два меньшие впереди,
два большие позади,
спешат, бегут,
друг друга не догонят.

Четыре братца
гонят друг дружку
и не догонят.

Колокольчик

В лес иду – плачет,
из леса – плачет.

Купи! Не жалей!
будет ехать веселей.

Лежу —
всё молчу,
подыми —
всех заговорю.

Конь, лошадь

Двое прядут,
четверо бегут,
тысячи погоняют.

Молчит,
за нас работает.

Не земледелец,
не кузнец,
не плотник,
а первый на селе работник.

Не пахарь, не столяр,
не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник.

Родится — в две дудки играет;
вырастет — горами шатает;
а умрет — пляшет.

Семьсот свистит,
четыре лопотит,
два слушают,
два нюхают
да два —
за сторожа стоят.

Четверо пляшут,
тысячи машут.

Четыре —
стук-стук-стук,
а пятый —
шняф-шняф-шняф.

Четыре четырки,
две растопырки,
один вилюн,
один фыркун
и два стёклышка в нём.

Копылья и полозья

Шли двенадцать молодцов
и лежали два старца:
«Бог помочь вам, старцы!» —
сказали молодцы и сами тут остались.

Лошадиные (конские) ноги

Два брата впереди бегут,
два — сзади догоняют.

Четыре брата
назад бородаты.

Четыре деда
назад бородами.

Лошадь взнузданная

Летит птица,
у нее в зубах платица,
не зглонит
и не выглонит.

Лошадь, оглобли, дуга

Брошу полено,
брошу другое,
третье кривое,
выведу живое.

Брошу я полено,
брошу я другое,
третье-то кривое,
а четвёртое живое.

Две прямых,
одна кривая,
по серёдочке живая.

Закину лодыжку,
закину другую,
выведу живую.

Лошадь и жеребёнок в пшенице

Шел я дорогой: стоит добро
и в добре ходит добро.
Я это добро взял да приколол,
да из добра добро взял.

Лошадь и удила

Летит птичка (Бежит птица),
во рту плотичка,
голодна — не съест,
сыта — не выкинет.

Летит, что птица,
во рту — плотица,
её ни проглотить,
ни выхаркнуть.

Лошадь, корова, лодка

Прилетели на хоромы три во­роны.
Одна говорит: «Мне в зиме добро!»
Другая: «Мне в лете добро!»
А третья: «Мне всегда добро!»

Лошадь пегая

Не сшита,
не скроена,
а клинья вставлены.

Ни шит, ни кроен,
(И не шито и не кроено),
а клин вставлен.

Оглобли и лошадь

Развалю голяшки,
ввалю голышка.

Подкова

И долга, и коротка,
а один другому не верит,
всяк сам по себе мерит.

Полозья

Бегут два волка рядом
и оба кверху смотрят.

Без ног бегут,
безо рта кричат,
дороги не знают,
а других провожают.

Два волка бегут,
оба в небо глядят,
а друг друга не нагонят.

Два волка бежат,
(Бегут два волка),
оба в небо глядят.

Кленовые ноги,
ходим по дороге;
больши ноги носили,
людей кормили.

Рыдван с дышлом

Едет орда,
оглобля одна,
а дуги ни одной.

Садиться на лошадь

Лезу, лезу
по железу
на мясную гору.

Лезу я, лезу
по белому железу,
вылезу, вылезу
на крутую гору,
сяду я, сяду
в золотую чашу.

Сани (полозья, оглобли, вязья, копылья)

Два кума
Абакума,
две кумы Авдотьи,
шесть Фалелеев
да девять Андреев.

Два кума,
Аввакума,
две кумы Авдотьи,
десять Фалелеев
да пять Андреев.

Два кума Аввакума,
две кумы Авдотьи,
пять Пантелеев,
десять Андреев,
(да восемь Мокеев).

Два кума
Абакума,
две сестры Авдотьи,
пять Патрикеев,
двенадцать лакеев.

Две Палагеи
две полозеи,
да Савка
и сама Елисавка.

Десять Левонов,
да пять Филимонов,
да Устюшка,
да Катюшка,
да две Палагеи.

Потекуньчики текут,
поросятинку везут,
два кума Абакума,
две сестры Авдоти.
пять Фалелеев,
десять Андреев.

Пять пятивашек,
пять загибашек,
две Марьи,
две Дарьи,
да Палагея.

Сани и лошадь

Поползушки ползут,
побегушки бегут.

Сани, телега, лошадь (мужик)

Жили три брата:
один любит зиму,
другой — лето,
а третьему всё равно.

Идут три коковицы,
говорят все пословицы;
первая говорит «Мне летом хорошо»;
а вторая говорит «Мне зимой хорошо»;
а третья говорит: «Мне все равно».

Летели три галки,
сели на прогалке.
Одна говорит: «По мне лето хорошо!»
Другая: «По мне зима лучше!»
Третья говорит: «Мне всё равно!»

Летели три гоголицы,
говорили три пословицы.
Одна-то говорит: «Мне зимой легко».
Друга-то говорит «Мне летом легко».
А третья говорит «Мне всё равно».

Летели три лебедя,
кричали в три голоса.
Первый кричит: «Мне зимой хорошо».
Второй кричит: «Мне летом хорошо».
А третий кричит: «Мне всё равно».

Летели три павы,
середь двора пали.
Одна говорит: «Мне тут зиму зимовать»;
другая говорит: «Мне тут лето летовать»;
а третья говорит: «Мне зиму и лето перемены нету».

Летели три птички.
Одна говорит: «Зимой хорошо»;
другая говорит: «Летом хорошо»;
а третья говорит: «Зимой и летом хорошо».

Летели три утки,
сели на закутке,
одна — лето летовать,
друга — зиму зимовать,
а третья — и лето в зиму годовать.

Один говорит: «Как зиму зимовать?»
Другой говорит: «Как лето летовать?»
А третий говорит: «Мне и зиму и лето
перемены нету».

Одна птица кричит:
— Мне зимой тяжело!
Другая кричит:
— Мне летом тяжело!
Третья кричит:
— Мне всегда тяжело!

Собрались три вещи,
собрались они в одно место.
— Ты, братец, что работаешь?
«Я одно лето работаю».
— А ты, братец, что работаешь?
«Я одну зиму работаю».
— А ты, братец, что работаешь?
«Я и зиму и лето работаю».

Сошлись три батрака и говорят,
Один: «Мне летом тяжело!»
Другой: «Мне зимой тяжело!»
А третий: «Мне всегда тяжело!»

Три ворона летят,
разну речь говорят.
Один говорит: «Мне зимой перемена».
Другой: «Мне летом перемена».
А третий: «Мне нет перемены».

Три сестры.
Одна говорит: «Мне зимой лучше!»
другая: «Мне летом лучше!»
а третья: «Мне всё равно, что зимой, что летом!»

Сани, телега, лошадь, хомут

У мужика было четыре вещи;
двум вещам живёт перемена,
а двум — никогда.

Седло

Выше лошади,
ниже собаки.

Седло, лошадь, узда, плеть

На матушке я сижу,
на отце еду,
одним братцем правлю,
другим погоняю.

На матушке я сижу,
на отце еду,
Одним братцем погоняю.
Сестрицей поправляю.

Сердечник

Иду либо стою одетый,
а лягу нагишом.

Стремя, лошадь, седло

Лезу, лезу по железу
на мясную гору,
на деревянну беседу (скамейку),
(на деревяшку).

Лезу я, лезу
по железу
на мясную гору,
(на деревянную ногу).

Телега

За полем девочка хохочет,
идти домой не хочет.

Тут и стук,
тут и гром,
тут и Захаров дом.

Телега и лошадь

Плот плывёт,
поп поёт,
ладан пышет,
Свечи горят.

Телега, колёса, лошадь

И стучиха, и бренчиха,
и четыре шумитихи,
и хохол, и махор,
и змея с хохлом.

Телега, лошадь, мужик

Один идёт,
четверых за собой ведёт,
а пятый сидит,
в оба глаза глядит.

Телега, сани, дуга

Летели три пичужки
через три избушки,
одна говорит: «Мне летом хорошо»;
другая: «Мне зимой хорошо»;
а третья говорит: «Мне что зимой,
что летом — всё равно».

Удила

В мясном горшке
железо кипит.

Хомут

Клено полено,
соломы беремя,
лык пучня (пучник),
конопель ручня (ручник).

Спереди толкаю,
сзади залупаю,
подыму да щёлк.

Шерсти клочок,
соломы пучок,
приздынь ноги — щелчок.

Человек на лошади

Шесть ног, две головы.

Ярмо воловье

Две деревяки,
четыре коряки,
восемь дыр верченых,
девятая долбаная.

Басни Толстого – мудрость для детей

Россия подарила миру множество гениальных писателей, которыми мы не устанем восхищаться. Среди них особое место занимают создатели произведений для детей. Необходимо чрезвычайное мастерство, чтобы донести до юных читателей глубокий смысл в интересной форме. Басни Толстого являются одними из наиболее значимых детских произведений.

Что такое басня?

Это произведение представляет собой краткий рассказ, который тем не менее содержит глубокий смысл. Басни имеют очень важное значение для развития личности ребенка, ведь они позволяют ему легче запоминать мораль произведений. Басня короче сказки, что позволяет детям легко дослушать ее до конца. Обычно они пишутся в прозе, как было и у Эзопа. Именно его произведения легли в основу басен Л.Н. Толстого.

Автор вкладывал свое значение в слово “басня”. Он считал, что эти произведения должны быть яркими, короткими и понятными. И.А. Крылов был не очень близок к оригиналу в своих стихотворных баснях, как считал Лев Толстой. Басни для детей должны быть ближе к оригиналу, дословными, а для придания стихотворной формы автору пришлось много добавлять. Именно поэтому Л.Н. Толстой взялся за их перевод с оригинала сам.

История появления басен Л.Н. Толстого

Несомненно, одним из выдающихся русских писателей является Лев Николаевич Толстой. Басни его хорошо известны детям и школьникам, в то время как у взрослых он ассоциируется уже с такими серьезными произведениями, как “Война и мир” и “Анна Каренина”. Что бы ни писал автор, одно остается неизменным – он вкладывает в свои произведения всю душу, именно поэтому его так любят взрослые и дети.

Басни Толстого имеют интересную историю. Он переводил их с оригинала, стараясь максимально придерживаться первоначального смысла, но в то же время перерабатывать их под реалии русской культуры и своего времени. Так, например, писателю казалось странным и непонятным, почему в басне “Ворон и лисица” в прежних переводах был сыр, ведь животные не едят его.

Однако следует добавить, что Л.Н. Толстой порой создавал и вольные толкования произведений античного автора, но исключительно с целью сделать их более понятными. Так, например, в произведении “Мужик и водяной” у Эзопа в роли водяного выступал греческий бог Гермес. Маленькие дети, которые еще не знают мифы Древней Греции, просто не смогли бы понять, о чем идет речь в басне.

Писатель работал не просто так, а создавал азбуку для открытой им школы в Ясной Поляне. Л.Н. Толстой считал, что именно басни необходимы детям для обучения и полноценного развития. В 1874 году была выпущена книга для самых маленьких, в которой и были записаны все басни.

О чем басни Толстого?

Сам смысл и изложение басен Л.Н. Толстой позаимствовал у Эзопа. Это было сделано не потому, что автор не мог сам придумать их, а потому, что он считал их образцовыми. Лев Николаевич очень высоко ценил труды античного автора.

Басни Толстого представляют собой небольшие рассказы про животных и людей. Обычно в них содержится небольшая проблема, по результатам которой следуют авторские выводы.

Примеров басен можно привести много: “Стрекоза и муравей”, “Волк и журавль”, “Мужик и водяной”, “Курица и золотые яйца” и еще много-много прочих. Действующие лица обычно представляются еще в самом названии басни, а вот постичь ее мудрость можно, лишь прочитав произведение.

Басня “Два товарища”

Басня Толстого “Два товарища” может служить хорошим примером для разбора всех басен. Сам рассказ занимает менее страницы, однако он наполнен глубоким смыслом.

Сюжет басни предельно прост. Двое мужчин идут по тропинке и встречают медведя. Естественно, они перепугались. В результате один успел залезть на дерево, а второй так и остался стоять. Когда медведь стал подходить, он прикинулся мертвым и так спасся. Медведь понюхал его и ушел. Когда первый мужчина слез, он шутливо спросил у второго, что сказал ему медведь. А тот на это ответил, будто зверь сообщил ему, что только плохие люди могут бросить своего товарища в беде.

Произведение интересно не только по своей форме, но и по содержанию. Действительно, если бы мужик не прикинулся мертвым, то съел бы его медведь, а первый так и сидел бы на дереве и наблюдал за этим. Из этой басни дети могут вынести один урок: не стоит называть друзьями тех, кто в трудную минуту тебя может бросить.

Контрольные и проверочные работы за III четверть. Чтение

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения на конец III четверти не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

Проверка навыка чтения вслух

2 класс

Видишь, вон на том месте пройти нельзя – топко.
А когда-то там было озеро. Чистое, прозрачное. На дне каждая рыбёшка, каждый камушек видны были. Но, о чистоте своей заботясь, поссорилось Озеро с Ручейками:
– Вы только воду мою после дождей мутите. Поворачивайте в другую сторону!
Удивились Ручейки, да что поделаешь – само большое Озеро велело, а они только маленькие Ручейки.
И побежали они стороной, в другую долину.
А одинокое Озеро радовалось: теперь некому воду мутить.
Но вскоре заметило: почему-то мелеет оно. И, позабыв о ссоре, хотело оно позвать Ручейки, но уж так обмельчало, что даже не нашлось у него волны подходящей друзей кликнуть.

Читайте также:  Басня Толстого Два товарища

(102 слова)
(Я. Ярмыш)

Вопросы и задания

1. Назови персонажей произведения.
2. Почему Ручейки побежали в другую долину?
3. Как было наказано Озеро?

3 класс

Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домик. Всё вокруг убрали, расчистили, размели. Только остался у дороги большой камень.
– Давай оттащим его в сторонку, – предложила Зайчиха.
– А ну его! – ответил Заяц. – Кому надо будет, пусть убирает.
И остался камень лежать у крыльца.
Бежал однажды Заяц домой. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос.
В другой раз несла Зайчиха кастрюлю со щами, налетела на камень, щи пролила.
Пригласили как-то Заяц и Зайчиха в гости Михаила Ивановича Топтыгина на пирог.
– Приду, – обещал Медведь. – И мёд принесу.
Спешил Михаил Иванович в гости, большую бочку мёду нёс. Споткнулся о камень, да так, что перевернулся через голову и попал прямо в заячий домик. Бочку с мёдом разбил, дом развалил. Схватился Медведь за голову. Плачут зайцы от горя. А зачем плакать? Сами виноваты!

Статья опубликована при поддержке компании “ГПММОСКВА”. Компания занимается грузоперевозками манипулятором по Москве и Подмосковью. Грузоподъёмность до 12 т и вылет стрелы до 21 метра, транспортировка грузов в максимально сжатые сроки, краны-манипуляторы, краны-вездеходы, а также автовышки, оснащённые специальной рабочей платформой, доступные цены. Узнать подробную информацию о компании и предоставляемых услугах, цены, контакты и оставить онлайн-заявку Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://gpmmoskva.ru/uslugi/perevozka-gruzov-manipulyatorom/.

(131 слово)
(По С. Михалкову)

Вопросы и задания

1. Назови персонажей произведения.
2. Почему Заяц расквасил себе нос?
3. Почему сказка называется «Сами виноваты»?

4 класс

Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли, помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:
– У нашего директора есть большая собака, её зовут Рекс, – сказал Витя.
– Не Рекс, а Кекс, – поправил его Слава.
– Нет, Рекс!
– Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушёл на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
– Значит, нам не из-за чего ссориться! – обрадовался Слава.
– Конечно, не из-за чего, – согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
– Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Две двойки мы из-за спора схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся.

(151 слово)
(В. Осеева)

Вопросы и задания

1. Из-за чего поспорили мальчики?
2. Почему они получили по двойке?
3. Как звали собаку директора?

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

2 класс

После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул. Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.

(155 слов)
(Л.Н. Толстой)

Прочитай текст «Лошадь и жаба» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Ребятишки, жаба, лошадь;
б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;
в) ребятишки, мужик.

2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.

а) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;
б) изгородь вокруг деревни;
в) окраина селения.

3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте.

6. Определи с помощью цифр последовательность действий ребятишек в тексте.

7. Выпиши определения, которым автор характеризует лошадь.

8. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

а) Почему детям стыдно?
б) Встреча лошади с жабой.
в) Как хорошо после дождя!
г) Потеха детей.
д) «Лошадь гадину пожалела».

9. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?

10. Какой нравственный урок получили дети?

Правильные ответы к заданиям

3 класс

– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко. И где же ты его нашёл?
– А на дороге.
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:
– Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего.
Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься.
Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл заогородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута.

(261 слово)
(В. Волков)

Прочитай текст «Кнут» В. Волкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи героев произведения.

а) Дед, внук, дед Егор;
б) внук, дед;
в) внук, дед, Вовка.

2. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.

3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?

а) Утром;
б) утром, днем, вечером;
в) утром, вечером.

4. Какой находкой внук хвастается перед дедом?

5. Где Вовка нашел кнут?

6. В чем была радость обладания кнутом?

а) Звучно щелкать;
б) хвастать перед ребятами;
в) хранить под подушкой.

7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук?

8. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?

а) Нарушить религиозно-нравственные предписания;
б) совершить поступок, достойный осуждения, порицания.

9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?

10. Какой совет дал дед внуку?

11. Какое значение вкладывает дед в слова:

12. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута?

13. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

а) Совет деда.
б) Облегчение от принятого решения.
в) Хвастовство находкой.
г) Нежелание отдать кнут хозяину.

14. Придумай 1–2 вопроса к тексту.

15. Какой нравственный урок получил внук?

Правильные ответы к заданиям

4 класс

В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две.
Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой.
Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили:
– Почему Лёва не ходит в школу?
Мама печально ответила:
– Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может.
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
– А мы его по очереди в школу водить будем.
– И домой провожать.
– И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:
– Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
– Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
– А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
– А я по истории.
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.
После ухода ребята составили план – кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.
А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты.
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.
После института Лёва продолжал учиться и в конце концов стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.
Не счесть людей, прозревших для добра.

(333 слова)
(Б. Ганаго)

Прочитай текст «Прозрение» Б. Ганаго. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В каком городе учился мальчик?

а) В Москве;
б) в Санкт-Петербурге;
в) в Ростове.

2. Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой?

а) У него не было телефона;
б) он перестал ходить на занятия;
в) ребятам захотелось сходить в гости.

3. Как Левина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста.

4. Какое значение вкладывает автор в слово защебетали (одноклассники)?

а) Запели;
б) заговорили одновременно;
в) заспорили между собой.

5. Когда ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом?

а) Когда увидели Леву;
б) Когда увидели Леву с повязкой на глазах;
в) Когда увидели, как Лева с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к ним.

6. Какое решение приняли ребята?

7. Восстанови последовательность смены настроения мамы.

а) У мамы на глазах навернулись слезы.
б) Лицо у нее (мамы) было очень грустное.
в) Мама печально ответила… .
г) По лицу мамы градом катились слезы.

8. Как ты думаешь, можно ли плакать от радости?

9. Что сделали одноклассники после посещения товарища?

10. Почему ребята радовались пятеркам Левы больше, чем своим?

11. Какое значение вкладывает автор во фразу: И там (в институте) нашлись друзья, которые стали его (Левы) глазами?

12. Восстанови с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.

а) Всемирная известность.
б) Мальчик перестал ходить в школу.
в) Решение ребят не бросать друга в беде.
г) Успешная учеба Левы в школе.
д) Одноклассники у Левы дома.
е) Новые друзья в институте.

13. Составь план из трех пунктов.

14. Выпиши главную мысль этого рассказа.

15. Как ты думаешь, о каком «прозрении» идет речь в произведении?

Ссылка на основную публикацию