Басня Толстого Пчелы и Трутни

Басня о пчелах (Бернард Мандевиль)

В просторном улье пчелы жили,
Имелось все там в изобилье;
И множились науки в нем,
И шел промышленный подъем;
Закона и оружья сила
Его величие хранила;
И каждой новою весной
Он порождал за роем рой.
Ни деспота не знал он власти,
Ни демократии напасти;
Им управлял король, чей трон
Законом был давно стеснен.
Так жили пчелы жизнью вольной,
Но были вечно недовольны.
Ну, словом, был пчелиный рой
Во всем похож на род людской.
Производили то же пчелы,
Что наши города и села:
Все те предметы, что нужны
Для мирной жизни и войны.
И нет у нас таких строений,
Машин, судов, изобретений,
Наук, искусств и мастерских,
Каких бы не было у них.
Посредством крохотных орудий
Они все делали, как люди;
И нам хватает наших слов
Для описанья их трудов.
Из человечьих дел едва ли
Они чего-нибудь не знали,
Ну разве что иных затей —
Игральных, например, костей.
И то навряд ли; в самом деле,
Ведь короли солдат имели —
А разве был на свете полк,
Где в играх бы не знали толк?
Итак, цвел улей плодовитый,
До крышки пчелами набитый;
И в нем, как в обществе людей,
Кипели тысячи страстей.
Иные утоляли страсти,
Достигнув почестей и власти;
Другие в копях, в мастерских
Всю жизнь работали на них,
Полмира, почитай, кормили,
А сами, как илоты, жили.
Тот, кто имел свой капитал,
Себя ничем не утруждал
И только прибыли считал;
Другие знали лишь работу,
Трудились до седьмого поту
И спину гнули день-деньской,
Питаясь хлебом и водой.
Иные днями и ночами
Вершили темными делами,
Которым обучать юнцов
Рискнул бы худший из отцов.
Плуты, хапуги, сутенеры,
Гадалки, шарлатаны, воры —
Все шли на хитрость и обман,
Дабы набить себе карман.
А впрочем — остальные тоже
С мошенниками были схожи:
Весьма солидные мужи
Нисколько не чурались лжи,
И были в улье том едва ли
Занятья, где б не плутовали.
Здесь каждый адвокат владел
Искусством раздувания дел
И, ловко разжигая споры,
Клиентов грабил хуже вора.
Суды веденье тяжб всегда
Растягивали на года,
Однако было все в порядке,
Когда судье давали взятки;
За эти воздаяния он
Так рьяно изучал закон,
Как взломщик изучает лавки,
Чтоб лучше обобрать прилавки.
Врачи заботились скорей
О репутации своей,
А не о том, чтобы леченье
Несло больному облегченье;
Стремясь доверье заслужить,
Старались чуткими прослыть:
Войти с улыбкой в дом больного,
Приветливое молвить слово
И угодить его родне,
Любой внимая болтовне.
Мужи духовного сословья
Не чужды были суесловья
И, хоть служили при богах,
Погрязли в низменных грехах.
Всем досаждали их чванливость,
Корыстолюбье, похотливость
Пороки, свойственные им,
Как кражи мелкие — портным.
Они, вперяя взоры в небо,
Послать молили корку хлеба,
А сами жаждали притом
Заполучить амбар с зерном.
Пока жрецы вовсю радели,
Те, кто их нанял, богатели,
Благополучием своим
Весьма обязанные им.
Коль дрались на войне солдаты —
Их ждали почести, награды.
А тех, кто бойни избегал,
Судил военный трибунал;
Причем указ был очень строгий —
Им просто отрубали ноги.
Отнюдь не всякий генерал
С врагами честно воевал;
Иной, на деньги шибко падкий,
Щадил противника за взятки.
Те, кто был в битвах смел и рьян,
Считать не успевали ран;
А трусы по домам сидели,
Зато двойной оклад имели.
Лишь на оклад никто не жил
Из тех, кто при дворе служил;
Ревнители служения трону
Бесстыдно грабили корону
И, обирая королей,
Хвалились честностью своей.
Везде чинуши плутовали;
Но чтоб о том не толковали,
Они мошенничества плод
Умели выдать за доход
И называли честной сделкой
Любую грязную проделку.
Ну, словом, каждая пчела
Обогащалась как могла,
Доходы большие имея,
Чем думал тот, кто знался с нею;
Так выигрыш скрывает свой
От остальных игрок любой.
Не перечесть все их проделки,
Навоз — и тот бывал подделкой,
И удобрение для полей
Сплошь состояло из камней.
В своем стремленье жить богато
Всяк норовил надуть собрата
Иль вымещал на нем свой срам,
Когда бывал обманут сам.
Хотя и были у Фемиды
Глаза повязкою закрыты,
Ее карающая длань
Охотно принимала дань.
И всем, конечно, было ясно:
Ее решение пристрастно,
Богиня делает лишь вид,
Что судит так, как долг велит.
Она судом грозила строгим
Лишь неимущим и убогим,
Тем, кто нуждой был принужден
Немного преступать закон.
Зато богатый, именитый
Был защищен мечом Фемиды,
Всегда готовым чернь карать,
Дабы обезопасить знать.
Пороком улей был снедаем,
Но в целом он являлся раем.
Он порождал в округе всей
И страх врагов, и лесть друзей;
Все ульи несравнимы были
С ним по богатству и по силе.
Такой здесь был гражданский строй,
Что благо нес изъян любой
И, вняв политики урокам,
Дружила нравственность с пороком;
Тут и преступница-пчела
Для пользы общества жила.
Весьма искусное правленье
Всех пчел хранило единенье.
Хоть и роптали пчелы, рой
Согласно жил семьей большой;
Враги — и те, хоть не желали
Того, друг другу помогали;
И добродетели одних
Питали слабости других.
Здесь жадность, будучи истоком
Всех зол, губительным пороком,
Себя связала с мотовством —
Сим благороднейшим грехом;
Здесь роскошь бедных выручала
Тем, что работу им давала;
Ей гордость в этом помогала;
А зависть и тщеславье тут
Облагораживали труд.
К тому ж у этого народа
На все менялась быстро мода;
Сей странный к перемене пыл
Торговли двигателем был.
В еде, в одежде, в развлеченье —
Во всем стремились к перемене;
И образцы новейших мод
Уж забывались через год.
Сменяя в обществе порядки,
В нем устраняли недостатки;
В итоге славным пчелам зло
Благополучие несло.
Плоды пороков пожиная,
Цвела держава восковая.
Изобретательность и труд
Впрямь чудеса творили тут.
Покой, комфорт и наслажденья
Сполна вкушало населенье;
И жил теперь бедняк простой
Получше, чем богач былой.
Но как обманчиво блаженство!
Когда бы знать, что совершенство
И боги нам не в силах дать,
Не стали твари бы роптать.
Они ж, чуть что, вовсю вопили:
«Мошенники нас погубили!
Что власть, что армия, что суд —
На воре вор, на плуте плут!»
И те, что сами плутовали,
Других за плутни бичевали.
Один богач — как раз из тех,
Кто жил, обманывая всех, —
Орал, что к светопреставление
Ведут все эти преступленья.
И кто же тот разбойник был,
Кого так люто он бранил?
Прохвост-перчаточник, продавший
Ему овчину вместо замши.
Прекрасно шли у пчел дела,
И польза всем от них была,
И все же все кричали: «Боги,
Хотим жить честно! Будьте строги!»
Услышав их мольбы, Гермес
Лишь усмехнулся; но Зевес
Сказал, сверкнувши гневным оком:
«Что ж, это будет им уроком».
И вот — о чудо из чудес! —
Из жизни пчел обман исчез;
Забыты хитрости и плутни,
Все стали честны, даже трутни;
И вызывает только стыд
У трезвых пчел их прежний быт.
О славный улей! Даже жутко,
Какую с ним сыграли шутку!
За полчаса по всей стране
Продукты снизились в цене;
Все сняли маску лицемерия
И жаждут полного доверья;
Презрела роскошь даже знать;
Ну прямо улей не узнать.
Заимодавцам нет заботы,
И адвокаты без работы,
Поскольку сразу должники
Вернули с радостью долги;
А кои возвратить забыли,
Тем кредиторы долг простили.
За прекращеньем многих дел
И род судейских поредел;
Последним туго, как известно,
Когда дела ведутся честно:
Доходов не приносит суд,
И из судов они бегут.
Одних преступников казнили,
Других на волю отпустили.
Едва застенок опустел,
Оставшись вовсе не у дел,
Из улья отбыла Фемида,
А с ней — ее большая свита.
Толпой шли чинно кузнецы —
Тюремной утвари творцы —
С железными дверьми, замками,
Решетками и кандалами;
Шел весь тюремный персонал,
Что заключенных охранял;
От них на должном расстояние —
Палач в багряном одеянье,
Но не с мифическим мечом —
С веревкой шел и топором;
За ним, в кругу шерифов, судей,
Везли богиню правосудия.
Теперь лечить недужных смел
Лишь тот, кто врачевать умел;
И даже в селах захолустных
Хватало лекарей искусных.
Больных старались так лечить,
Чтоб их страданья облегчить,
Причем без всяких выгод личных
И без таблеток заграничных;
Знал лекарь: и в своей стране
Замену им найдет вполне.
Жрецы отныне не ленились
Со всем усердием молились
И славословили богов,
Не полагаясь на дьячков.
А те, что барствовать хотели, —
Все оказались не при деле
(Которое для честных пчел
Иной бы и ненужным счел.)
Верховный жрец теперь всецело
Отдал себя святому делу
И голос свой подать не смел
При разрешенье светских дел.
Зато любой бедняк и нищий
Могли найти в его жилище
Чем подкрепиться: хлеб и эль,
А путник — теплую постель.
Министры поняли, что надо
Жить скромно на свои оклады;
И нетерпим стал с этих пор
К любому жульничеству двор.
И если пенсион свой скромный
Ждала неделями в приемной
Иная бедная пчела
И получить его могла,
Лишь сунув клерку в руку крону, —
Того карали по закону;
Хотя в былые времена
Прощалась большая вина.
Досель на каждом злачном месте
Сидело по три чина вместе,
Дабы друг другу не давать
Чрезмерно много воровать;
Они друг друга наблюдали
И вскоре вместе плутовали.
А ныне лишь один сидел,
Другие были не у дел.
Всё пчелы для уплаты долга
Распродают: отрезы шелка,
Кареты, дачи, скакуны
Идут с торгов за полцены.
Им честь диктует бедняками
Скорее быть, чем должниками.
Они бегут ненужных трат,
Не шлют за рубежи солдат,
Не ценят воинскую славу,
Однако за свою державу,
За право мирно, вольно жить
Готовы головы сложить.
Куда ни глянь — не то, что было:
Торговлю честность погубила,
Осталась уйма пчел без дел,
И улей быстро опустел.
Нет богачей, пропали моты,
Что деньги тратили без счета;
Занятья где теперь найдут
Все те, кто продавал свой труд?
Конец закупкам и заказам —
И производство гибнет разом;
Везде теперь один ответ:
«Нет сбыта — и работы нет».
На землю даже пали цены;
Сдают внаем дворцы, чьи стены
Само искусство возвело;
И, удивленные зело,
Печально зрят сей строй убогий
Их охраняющие боги.
Без дела плотник, камнерез,
На их работу спрос исчез;
Пришло в упадок, захирело
Градостроительное дело;
И живописца дивный труд
Уж никому не нужен тут.
У пчел мизерные оклады,
На день хватает — ну и рады,
И больших нет у них забот,
Чем оплатить в таверне счет.
Теперь кокетки записные
Не носят платья золотые;
Не закупает крупный чин
Ни дичи, ни французских вин;
Да и придворный равнодушен
К тому, что подают на ужин,
Которому теперь цена
Не та, что в оны времена.
Еще совсем недавно Хлоя
Богатства ради и покоя
Толкала мужа своего
На плутовство и воровство;
Теперь пускает в распродажу
Златую утварь, мебель даже —
Те вещи, ради коих рой
Творил в Вест-Индии разбой.
Пришли иные в улей нравы;
Забыты моды и забавы;
Нет шелка, бархата, парчи —
Не ткут их более ткачи.
Беднее стали все раз во сто,
Зато все дешево и просто,
Зато обрел пчелиный рой
И мир, и счастье, и покой.
Берут лишь то, что даст природа;
Сады растут без садовода
И глаз не радуют плодом,
Взращенным знаньем и трудом.
Уж не плывут в чужие страны
Судов торговых караваны;
Нигде не видно ни купцов,
Ни финансистов, ни дельцов;
Ремесла все пришли в расстройство;
Бич трудолюбия, довольство,
Мешает выгоду искать
И большего, чем есть, желать.
И тут на улей опустелый
Коварные соседи смело
Со всех сторон пошли войной;
И закипел кровавый бой!
И год и два — враги все рвутся;
Отважно, храбро пчелы бьются;
Их мужество в конце концов
Спасает улей от врагов.
Победа! Но победа рою
Досталась дорогой ценою:
Мильоны пали, и страна
Была вконец разорена.
Финал послужит всем уроком:
Покой — и тот сочтя пороком,
Проникшись духом простоты
И первородной чистоты,
Настолько пчелы опростели,
Что все в дупло перелетели,
Где, честной бедностью своей
Гордясь, живут до наших дней.

МОРАЛЬ
Да будет всем глупцам известно,
Что улей жить не может честно.
В мирских удобствах пребывать,
Притом пороков избежать —
Нельзя; такое положенье
Возможно лишь в воображенье.
Нам — это все понять должны —
Тщеславие, роскошь, ложь нужны;
В делах нам будучи подмогой,
Они приносят выгод много.
Конечно, голод — это зло;
Но без него бы не могло
Раздобывать себе съестное,
Расти и крепнуть все живое.
Лоза плодов не принесет,
Пока дикаркою растет;
Чтоб зрели грозди винограда,
Лозу не раз подрезать надо;
Но вот подвязана она,
Вся ссохлась, вся искривлена,
А сколько нам дает вина!
Так и порок полезен людям,
Когда он связан правосудием.
Чтоб стать народ великим мог,
В нем должен свить гнездо порок;
Достатка — все тому свидетель —
Не даст ему лишь добродетель.
И те, кто век вернет иной,
Прекраснодушный, золотой,
Верша все честными руками,
Питаться будут желудями.

Пчелы и трутни

Как пришло лето, стали трутни ссориться с пчелами, кому мед есть. Позвали пчелы на суд осу. Оса и говорит:

— Мне вас рассудить сразу нельзя. Я еще не знаю, кто из вас мед делает. А разойдитесь вы в два пустые улья — в один пчелы, а в другой трутни. Вот через неделю я увижу, кто больше и лучше меду наделает.

Трутни стали спорить:

— Мы, — говорят, — не согласны. Ты нас сейчас рассуди.

— Теперь я вас сейчас рассужу. Вы, трутни, не согласны оттого, что меду делать не умеете, а только чужое жрать любите. Гоните их вон, пчелы.

И пчелы побили всех трутней.

Еще сказки:

Медведь и пчелы Как то медведь, учуяв запах меда, нашел дупло где жили пчелы. Попытался залезть на дерево, но ничего у него не.

Шершни и пчелы По мастерству и мастер нам знаком. Нашлись оставленные кем-то соты, И рой Шершней, корыстные расчеты Лелеявший тайком, Их объявил своими.

Пчелы и мухи Поздней осенью выдался славный денек, какие и весной на редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улегся, солнце выглянуло и смотрело так.

Как мальчик рассказывал о том как он дедушке нашел пчелиных маток Мой дедушка летом жил на пчельнике. Когда я прихаживал к нему, он давал мне меду. Один раз я пришел на.

Как дьякона медом угощали В старое время жил да был мужичок. У мужичка была пчела. В той же деревне жил дьякон, больно до меда.

Коркун с коркунихой Жили коркун с коркунихой. Было у них детище одно. Вот и стали они спорить: кому это детище иметь? Спорили, спорили.

Как шакал с гиеной мед добывали Вскоре встретились шакал Рилл с гиеной Йаку вновь. Встретились они под деревом с дуплом, из которого вылетали пчелы. — Что.

Топор и пила Пошли два мужика в лес за деревом. У одного был топор, а у другого пила. Вот они выбрали дерево и.

Медведь у Пчел Когда-то, о весне, зверями В надсмотрщики Медведь был выбран над ульями, Хоть можно б выбрать тут другого поверней, Затем что.

Лисичка-кумушка Захотелось лисичке медом полакомиться. Все она мясцо одно ест, а сладенького-то и нет. — Пойти бы, — говорит, — к.

Красавица Катринелье и Пиф Паф Польтри Добрый день, отец Голленте! — Спасибо тебе, Пиф Паф Польтри. — А нельзя ли на вашей дочке жениться? — Что.

Два слабых и один сильный Один слабый против сильного, что мышь против медведя: накроет медведь лапой — и нет ее. А два слабых против сильного.

Гора Илим и гора Двуглавая Есть в Бунире две огромные горы. Одна называется Илим, а другая Двуглавая. Испокон веков люди, живущие на этих горах, спорят.

Медведь и лиса Жили-были медведь и лиса. У медведя в избе на чердаке была припасена кадушка меду. Лиса про то сведала. Как бы.

Пчелиный яд На Неглинной новый дом — В зелени балконы, Маки зреют на одном, На другом — лимоны. У одних балкон весной.

Пасечник Какой-то человек пришел на пасеку, когда пасечника не было, и унес с собой соты и мед. Вернулся пасечник, увидел, что.

Окапи Мы их зовем окапи. — Да это просто анекдот! — Негодовал ученый. — Как может быть, что зверь живет, Наукой.

Откуда у зайца шапочка Теперь носит заяц на голове шапочку из темного меха. А раньше была у него белая шапочка. Сшил ее зайцу его.

Крестьянин и Змея (Когда почтен быть хочешь у людей…) Когда почтен быть хочешь у людей, — С разбором заводи знакомства и друзей! Мужик с Змеею подружился. Известно, что Змея.

О пчелах Внучата-пчелята Без тапок на ножках — Их вымазал мед На цветочных дорожках. И мамы-пчеламы Совсем не по моде Не в.

Как лиса на крестины ходила Как-то раз, давным-давно, волк, медведь, заяц и лиса собрались сено косить. Каждый из них взял с собой завтрак: волк —.

Как крестьянин двух сеньоров надул Жил на свете один крестьянин. Он столько слышал разных диковин про короля, что думал, будто король — человек не как.

Читайте также:  Басня Толстого Рыбак и Рыбка

Хлеб из джугары Жил-был бедный парень. Кроме старухи-матери, не было у него никого — ни братьев, ни сестер. Батрачил он у бая. Работал.

Летучая мышь и две ласочки Жестокую войну С Мышами Ласочки имели: Кого ни брали в плен, всех ели. Случилось как-то, Мышь Летучую одну В ночную.

Колыбельная песенка Спи, мой мальчик. Спи и слушай Песенку мою. Вот в саду упала груша. Баюшки-баю. Ночью тихою дорожкой Месяц золотой В.

Сластена Поздней осенью перед самым снегом иной раз бывает точь-в-точь как весной. Выглянет солнце, осветит голый, умытый дождями лес, влажную землю.

Есть ли справедливость на свете? Собрался раз мужик в лес по дрова. А на дворе дождь хлещет, ветер сосны с корнем выворачивает. Пришел мужик в.

Как мужик волка спас Сеял мужик рожь, вдруг видит — по полю что-то серое катится. Пригляделся, а это старый волк бежит. Подбежал чуть дыша.

Сказки о Шише: Шиш-сказочник Вот вы сказали любите, а Шишу однажды из-за сказок беда пришла. Дело было осенью, время к ночи, и дождь идет.

Царь и слоны Один индийский царь велел собрать всех слепых и, когда они пришли, велел им показать своих слонов. Слепые пошли в конюшню.

“КИНОДИВА” Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Меню навигации

  • Форум
  • Участники
  • Поиск
  • Регистрация
  • Войти

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Басни для взрослых

Сообщений 1 страница 20 из 330

Поделиться120.03.13 13:15:39

  • Автор: Васена
  • Фея
  • Зарегистрирован : 10.02.13
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 8547
  • Уважение: [+3095/-4]
  • Позитив: [+7945/-17]
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    22 дня 1 час
  • Последний визит:
    05.01.21 12:03:01

Басни для взрослых

Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Что же такое басня и чем она отличается от сказки или стихотворения? Основное отличие басни от других литературных жанров – это нравоучительный и чаще даже сатирический характер написания.

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.

Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, но завуалировано подразумеваются люди, их поступки, поведение. Неотъемлемой частью басни является её мораль.

Басни возникли в Древней Греции.
ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.) – древнегреческий писатель, баснописец, считается родоначальником жанра. Из описаний он предстает человеком уродливым, горбуном, но бесконечно мудрым и наделенным литературным даром.

Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Эзоповские басни, главными персонажами которых в подавляющем большинстве случаев являлись животные, стали богатейшим источником для заимствования сюжетов баснописцами последующих времен. В частности, они служили источниками вдохновения для Ж. Лафонтена, Г. Лессинга, И.А. Крылова.

Жан де Лафонтен и его Басни — это мудрость народов, которая дошла до наших дней. Басня Лафонтена указывает на пороки и слабости человека, такие как трусость, жадность, ложь, лень.
Читать басни Лафонтена с удовольствием будут дети разного возраста, как школьники, так и дошкольники. Персонажами басен Лафонтена являются животные, которые олицетворяют людей с их достоинствами и недостатками.

Многие басни этих авторов-баснописцев и их краткие биографии представлены здесь.

Некоторые басни (порой одну и ту же) читают блестящие актёры, такие как Игорь Ильинский, Валентин Гафт.

Наряду с этим мы поместили мультфильмы и аудиокнигу “Басни И.А.Крылова” с картинками

А также оригинальные басни поэта Владимира Шебзухова.

Он — член Союза Писателей России, автор интересных стихотворных сборников, в том числе, редких для сегодняшнего времени, сборника басен. Победитель многих выставок Современного искусства. Владимир Шебзухов ещё и композитор и музыкант, профессиональный гитарист-концертант, имеющий эксклюзивную гитару, таящую в себе неземные звуки.

Поделиться220.03.13 13:21:17

  • Автор: Васена
  • Фея
  • Зарегистрирован : 10.02.13
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 8547
  • Уважение: [+3095/-4]
  • Позитив: [+7945/-17]
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    22 дня 1 час
  • Последний визит:
    05.01.21 12:03:01

Басня Крылова Демьянова уха

Демьянова уха – басня-анекдот, забавная житейская ситуация от Крылова про чересчур гостеприимного Демьяна и деликатного Фоку.

“Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай”. –
“Соседушка, я сыт по горло”. – “Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!” –
“Я три тарелки съел”. – “И полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты, –
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна;
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!”
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И – очищает всю.
“Вот друга я люблю! –
Вскричал Демьян. – Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!”
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой –
И с той поры к Демьяну ни ногой.

Мораль басни Демьянова уха
1) Нельзя ничего навязывать без меры; 2) Нужно уметь говорить Нет

Гостеприимство, что так желанно, порой бывает чрезмерным. Оно ни в коем случае не должно становиться в тягость, проявлять слепую настойчивость. Демьян, отличный хозяин, как раз такую грань и перешёл. Его гость – Фока не знал куда деваться, ведь и оставаться ему не хотелось, и уйти, обидев хозяина, было как-то уж очень некрасиво. Настырность и деликатность столкнулись, но обе уступили место простому бегству. Фока сбежал от чересчур добродушного Демьяна, так и не сумев вовремя сказать Нет.

Разберемся, как Крылов передает нам суть сложившейся ситуации и почему не формирует мораль в четкой форме. Что ж, достаточно внимательно прочитать басню Демьянова уха, чтобы обратить внимание на приторно ласковые речи Демьяна. Фока же, напротив, говорит вежливо и, на первый взгляд, искренне. Попал соседушка в трудное положение. Терпел-терпел и не вытерпел. Тут-то всю его воспитанность как рукой снесло: сбежал и всё тут. Наелся ухи на всю жизнь. Комична сама ситуации, из которой можно почерпнуть немало интересного, потому и мораль Крылову выражать не потребовалось.

Демьянова уха написана в виде сценария, так сказать в лицах. Разговорными интонациями, в житейский случай о посиделках двух соседей, Крылов в свойственной ему манере и с завидной простотой вкладывает глубочайший смысл. С первых слов басни мы врываемся в прикрытый дружелюбием спор Демьяна и Фоки. Присмотревшись к их диалогу поближе, мы увидим, как назойлив Демьян, как он не приемлет отказа и после нескольких тарелок ухи уже не может остановиться. В тоже время слабовольный Фока не умеет отказываться и говорить простое Нет.

Басня Демьянова уха – крылатые выражения
Демьянова уха

Поделиться320.03.13 13:27:11

  • Автор: Васена
  • Фея
  • Зарегистрирован : 10.02.13
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 8547
  • Уважение: [+3095/-4]
  • Позитив: [+7945/-17]
  • Пол: Женский
  • Провел на форуме:
    22 дня 1 час
  • Последний визит:
    05.01.21 12:03:01

Басня Крылова Свинья под дубом

Басня Крылова Свинья под дубом – оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Читайте лучшие басни Крылова в этом разделе!

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

“Ведь это дереву вредит, –
Ей с Дубу Ворон говорит, –
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может”.
“Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею”.

“Неблагодарная! – примолвил Дуб ей тут, –
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут”.
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль басни Свинья под дубом
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Что ни говори, а Крылов умел, с только ему присущей легкостью, да ещё и в шутливой форме преподнести нам на блюдечке пороки людей во всей красе. Вот и басня Свинья под дубом не становится исключением. Кстати говоря, спорный вопрос, кто является главным героем басни. Думаете, логично предположить, что свинья? Скорее всё же дуб, лаконично объясняющий нам мораль истории. Но, рассмотрим всё по порядку. Итак, действующие лица басни:

Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.
Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

Толстой “Лев и мышь”: краткое содержание басни какое?

“Лев и мышь” Толстой кратко.

Басня “Лев и мышь” толстого краткое содержание.

Краткое содержание басни толстого “Лев и мышь”.

Басня Льва Толстого под названием “Лев и мышь” сама по себе очень короткая. Ее текст можно прочитать прямо здесь в цитате:

Чтобы записать ее краткое содержание для читательского дневника в 5-6 предложений, можно сделать небольшой план:

  1. Мышь мешает льву спать и он ее ловит.
  2. Маленький грызун обещает помнить добро, если большая кошка его отпустит.
  3. Лев смеется, но жалеет мышонка.
  4. Охотники ловят льва, привязывают к стволу канатом.
  5. Мышь без труда перегрызает веревку и освобождает льва из плена.

Мораль басни в том, что не нужно смеяться над другими. Какими бы они мелкими и незначительными ни казались (на первый взгляд), они могут принести пользу. Также басня “Лев и мышь” учит не забывать добро. Именно так поступила мышь: спасла льва за то, что тот ее пожалел в свое время, не обидел, не съел.

А вот и картинка (иллюстрация) к произведению:

Басня Толстого “Лев и мышь” несмотря на небольшой объём очень содержательная, в ней скрыт глубокий смысл.

В басне два главных героя, лев и мышь.

Когда лев поймал маленькую мышку, то она попросила его отпустить её, пообещав отблагодарить его. Льву стало смешно, но он всё равно отпустил её.

Как-то раз льва поймали охотники, и привязали его веревкой. Лев не мог освободиться и громко ревел. На рёв прибежала та самая маленькая мышка. Она перегрызла верёвку и освободила льва.

Не стоит смеяться над другими и недооценивать их. Каждый из нас чего-то стоит.

Нужно уметь быть благодарными и помнить добро.

Сложно написать еще короче и без того очень короткий текст. Проснувшийся лев поймал мышку, которая бежала по его телу и разбудила его. Мышка уговорила льва отпустить ее, пообещав пригодиться ему, сделать ему доброе дело. Лев засмеялся, но отпустил мышь.

Когда охотники связали льва веревкой, мышь перегрызла ее и лев был освобожден. Слова мыши при этом были о том, что и мышь может сделать добро.

Мораль автора басни предельно проста, она в том, что даже от самой маленькой мыши может быть польза, поэтому лев правильно сделал, что отпустил ее.

Но все же правильнее делать добро всем, независимо от того, сможет ли человек нам отплатить добром, думать при этом не о том, что вдруг он нам пригодится когда-нибудь, а просто о том, что человеку нужно помочь.

Через какое-то время лев попал в руки охотников и оказался привязанным к дереву. На рев пойманного хищника примчалась мышь. Она перегрызла веревку, освободив льва. И назидательно сказала ему, что зря он сомневался в ее словах. На самом деле, даже крохотная мышка может оказаться полезной.

Как то раз, мышка, пробегая мимо спящего льва, решила пробежаться по его телу. Лев, почувствовав что по нему кто-то бегает, проснулся и поймал Мышь. Мышь испугалась и попросила отпустить её пообещав Льву отплатить добром. Лев только посмеялся над тем, что маленькая слабая Мышь предложила помощь большому сильному царю зверей. Но отпустил её. А когда льва поймали охотники и привязали к дереву верёвкой, Мышь подкралась незаметно, перегрызла верёвку и освободила Льва. Так маленькая Мышь спасла Льва от верной гибели.

Мораль басни в том, что любой человек может в жизни пригодиться, даже слабый и незаметный.

У Толстого более короткие басни и в прозе, но сюжет их очень емкий , да и смысл раскрывается полностью.

Сюжет басни «Лев и мышь»:

мышь случайно пробежала по телу спящего льва, который проснувшись её поймал. Мышь стала упрашивать льва отпустить её, а в замен она выручит его. Лев усмехнулся не веря в то, что эта маленькая мышь может ему помочь, но все-таки отпустил её.

Когда льва поймали охотники, мышь услышав рев, прибежала и перегрызла веревку , которой был связан царь зверей и освободила его.

Мораль этой басни заключается в том, что нужно всегда помнить добро и отвечать взаимностью и то, что не нужно недооценивать других.

Л. Н. Толстой басня “Лев и мышь”, краткое содержание для читательского дневника:

  1. Лев поймал мышку.
  2. Она просит отпустить ее, пообещав, что когда-нибудь она пригодится.
  3. Лев посмеялся над этим обещанием, но мышку отпустил.
  4. Спустя какое-то время охотники поймали льва и привязали его к дереву.
  5. Мышь прогрызла веревку и освободила льва.

Мораль басни: не нужно насмехаться над теми, кто с виду вроде меньше и слабее тебя. Никогда не знаешь, как все обернется, и в будущем этот человек сможет помочь вам.

Басня учит уважению, толерантности по отношению к окружающим вас людям, а также взаимовыручке.

Рисунок к басне:

Басня “Лев и мышь” совсем коротенькая.

Однажды лев поймал мышку, она пробежалась по его телу. Мышка начала слезно просить, чтобы он ее отпустил, пообещала ему, что если он ее отпустит, то она обязательно добром ему ответит. Лев лишь рассмеялась и подумал, ну какая ему может быть польза от мышки, но тем не менее он ее отпустил.

Через какое-то время охотники поймали льва и привязали его к дереву веревками. Лев начал рычать, услышала мышка этот грозный рык и прибежала на помощь, перегрызла веревку и сказала, что и от мыши бывает добро.

Мораль басни: даже самая маленькая зверушка может придти на помощь и выручить в сложный момент.

Данная басня Ивана Крылова, как и многие другие его произведения, не отличается длинным текстом. Краткое её содержание тоже можно изложить в нескольких предложениях. Маленькая мышка имела неосторожность помешать отдыху хищника, за это он хотел её наказать, но грызун пообещал что когда нибудь и он отплатит царю зверей добром. Льва рассмешило такое смелое и громкое заявление, но он всё таки отпустил малышку. Прошло время и царь зверей угодил в ловушку охотников тут то и пришла ему навстречу маленькая мышка, она перегрызла сеть, тем самым выручив льва из беды.

Эта басня очень маленькая, но поучительная. Смысл и содержание можно выразить в несколько предложений. Вот примерно так.

Лев поймал неосмотрительную мышь и та обещала за свою свободу помочь ему в трудную минуту. Льву было весело от таких обещаний и он отпустил мышь. А когда льва поймали и привязали к дереву именно мышка отплатила ему добром и перегрызла веревки.

Но главное . Но главное, что мышь объяснила льву, что и маленькие могут приносить большую пользу.

Эта сказка Андерсена относится к духовным и наделена философским смыслом.

В ней повествуется о бедной девочке Карен, которая всем хорошим человеческим чертам, как доброта, забота, уважение предпочла гордость и тщеславие.

Маленькой девочке, ходившей в неудобных деревянных башмаках, старая башмачница сшила красные башмачки в которых ей пришлось идти за гробом умершей матери.

В этой похоронной процессии девочку увидела старая барыня, которая забрала её к себе.

В один из дней в их городок посетила маленькая принцесса, на ногах которой, были красные башмачки.

Перед первой исповедью, девочку отвели к башмачнику, чтобы сшить ей новую обувку и ей были куплены точно такие же красные башмачки, какие она видела на принцессе.

В церкви все прихожане смотрели на такую яркую обувку девочки, которая конечно смотрелась неуместно в этой обстановке, но запрет одевать красные башмачки на воскресные службы, девочка игнорировала.

Читайте также:  Басня Толстого Муравей и Голубка

Старая барыня была уже при смерти, но девочка не стала за ней ухаживать, а одев башмачки отправилась на бал, но башмачки оказались не простыми, в них девочка стала плясать не останавливаясь.

Встретив ангела, девочка попросила его помочь ей, но ангел ответил, что она будет плясать, пока не умрет и это является карой за все её грехи.

Встретив палача, девочка просит отрубить ей ноги вместе с красными башмачками и ей пришлось дальше передвигаться на костылях. Она покаялась во всех своих прегрешениях и в завершении, девочку Господь забирает к себе.

Наш знаменитый писатель –басенник автор двухсот таких произведений и если все их прочитать и осмыслить, то можно подразделить его басни на три направления:

  • осмеивания общечеловеческих пороков и недостатков;
  • обличение о недостатков общества, которые актуальны времени его времени;
  • осмеивание исторических фактов.

Раз вопрос касается последнего случая, то у Крылова басен, с историческим подтекстом не много.

К ним можно отнести:

  • басня Волк на псарне, зге под образом волка подразумевается французский император Наполеон, а седым ловчим –Кутузов

  • Басня «Обоз», тоже с намеком на русскую армию того времени, точнее на её медлительность.
  • «Щука и кот», – басня в которой Крылов осмеивает адмирала Чичигова, упустившего Наполеона, где французам удалось захватить часть русского обоза

  • Басня «Квартет», это иронические изображение заседания Гос.совета Сперанского.
  • Кукушка и петух, по сути изображает Греча с Булгариным – журналистов , которые в своих статьях восхваляли один другого.
  • Басня про «Воспитание льва», напоминает о воспитании императора Александра Первого.

Краткое содержание книги Бориса Житкова “Что я видел” для читательского дневника:

“Что я видел” – это цикл коротких рассказов, написанных от лица маленького мальчика Алеши лет 4-5, которого все на свете интересует, он постоянно спрашивает у мамы и папы “Почему. ” Алеша поехал на поезде в гости к бабушке, потерялся, потом нашелся, он в первый раз видит железную дорогу, в Москве он увидел трамваи, потом зоосад, потом на дачу в Подмосковье, там он ел ягоды и искал грибы. Далее Алеше предстояло подраться с мальчиком Витей, потом была поездка в Киев, мальчик увидел Днепр, узнал, что такое шелковица и крапива побывал в колхозе и кормил коров.

Рассказы учат не подслушивать старших, не плакать, если потерялся, слушаться старших. В книге много интересных фактов о растениях и животных, о разных городах.

Рассказы Житкова “Что я видел” написаны очень весело и познавательно, детские впечатления ообо всем на свете их приятно читать.

Главные герои: Алеша, мама, папа, бабушка, знакомая учительница Надежда Ивановна.

Невероятно трогательный и трагический рассказ “У кого поселяются аисты” Воробьева о дружбе мальчика Костика Мухина и аиста Кольки.

Краткое содержание можно написать так:

  1. Костик Мухин очень любил птиц и часто ходил к дубу в надежде, что они там есть.
  2. Буря сломала дуб, он стоял сиротливо.
  3. Через какое-то время к нему прилетели аисты, самцу дуб понравился, он начал мастерить гнездо, самка же никакне хотела там жить.
  4. Костик взял колесо и водрузил его на дуб, чтоб было основание у гнезда.
  5. Семья аистов поселилась на дубе, снесла яйцо, но самка погибла, запутавшись в электропроводах.
  6. Аист горевал на болоте, но смог найти себе новую пару.
  7. Аисты снесли еще три яйца и вывели 4 птенцов, но новая мама невзлюбила первого птенца от погибшей птицы и всячески его обижала.
  8. Костик очень сдружился с аистом, нарек его Колькой, потому что тот хромал.
  9. Мальчик сдружился с птицей, очень тосковал, когда аист решил улететь.
  10. Колька вскоре вернулся с выбитым глазом, он остался зимовать в доме у Костика и его бабки.
  11. Бабка не любила аиста, ей дороже были поросенок и курица.
  12. Однажды зимой Костик увидел аиста в снегу возле школы, это бабка выгнла его на снег из-за того, что тот ее клюнул.
  13. Птица замерзла, Костик принес мертвого аиста на плече.
  14. Он рассказывал эту историю своему другу и горько плакал.

Космический корабль летел к Солнцу. Цель – взять частицу солнечного вещества и вернуться с ней на Землю.

Командир обозначил курс – юг. Ему возразили, что в космосе нет сторон света. На что он ответил, что, если лететь к Солнцу, курс может быть лишь один – юг.

Внутри корабля работала система охлаждения, призванная спасти от жара светила. Когда корабль уже был у цели, произошло повреждение защитного костюма у одного из космонавтов, Бреттона. Он упал и замерз в одно мгновение. Система охлаждения дала сбой, с потолка полилась теплая вода.

Командир занялся устранением неисправности, потом передал работу другим, а сам привел в действие металлическую руку с чашей, которая зачерпнула частицу Солнца. В это время люди починили несправный насос, охлаждение заработало. Закрытую чашу вернули в корабль.

Командир смотрел на погибшего Бреттона, рядом стояли остальные члены экипажа.

Урок внеклассного чтения по теме “Л.Н. Толстой “Лев и мышь”

Разделы: Литература

Цели:

  • Выявление поучительного смысла басни;
  • Коррекция вербальной памяти на основе графического упражнения.
  • Развитие речи учащихся;
  • Развитие техники и выразительности чтения;
  • Воспитание понятия о правильном поведении в разных ситуациях;
  • Оборудование: презентация, распечатки басни, листочки в клеточку для графического диктанта, распечатки стихотворения Ю. Голубь для домашней работы

    1. Разминка (на доске или на экране)

    Прочитайте и повторите чистоговорки

    Са-са-са- в лесу бегает лиса.
    Су-су-су- было холодно в лесу.
    Со-со-со- у машины колесо.
    Ос- ос-ос на поляне много ос.

    Девчонка везла на возу
    Козленка, козла и козу.
    Лесок проезжала-
    Часок подремала.
    Девчонка в лесу проспала
    Козленка, козу и козла.

    Прочитайте слова в столбиках сначала заботливо и нежно, а потом строго и серьезно.

    ЛевЛьвиныйпривязали
    Мышьдобрыйперегрызла
    Охотниксильныйпоймали

    2. Сообщение темы урока.

    – Сегодня мы познакомимся с басней Л. Н. Толстого “Лев и мышь”

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910)- великий русский писатель. Он написал много интересных книг для взрослых и детей. В своем имении Ясная Поляна, недалеко от Тулы, Л. Н. Толстой организовал школу для крестьянских детей. Он хотел, чтобы дети росли грамотными, честными, добрыми, отзывчивыми людьми, чтобы они помогали друг другу, жили в согласии. Для своей школы он написал “Азбуку” и книги для чтения. Рассказы из этих книг до сих пор с интересом читают дети. Л. Н. Толстой знакомил учеников школы с культурой других народов.

    Басня – это маленький рассказ, стихотворный или прозаический, в котором действуют животные или предметы, но под ними подразумеваются люди. В баснях осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Басня содержит поучение. В басне основная мысль чаще всего выражена отдельно, особым предложением.

    3. Знакомство с текстом (первичное чтение учителем)

    Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее. Она сказала; ” Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю “. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.

    Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: ” Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро”.

    Вопрос по содержанию

    – Как маленькая мышь помогла огромному льву?

    Учитель читает текст, варьируя скорость чтения, ученики следят. Учитель внезапно останавливается – учащиеся продолжают чтение.

    Вышли мышки как-то раз,
    Посмотреть который час,
    Раз, два, три, четыре,
    Мышки дернули за гири.
    Раздался огромный звон,
    Разбежались мышки вон.

    5. “Жужжащее” чтение

    6. Работа по содержанию текста.

    Восстановление последовательности событий:

    Охотники поймали льва.

    Лев поймал мышь.

    Мышь спасла льва.

    Мышь обещает сделать добро льву.

    Сегодня мы говорили, что басня содержит основную поучительную мысль. Постараемся найти её.

    “Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь,- бывает и от мыши добро”

    А теперь скажите, соответствует ли основной мысли басни данная пословица: “Друзья познаются в беде”? Почему?

    7. Графический диктант ” Лев”

    8. Творческое задание.

    – Разукрасьте льва и нарисуйте мышку по своему замыслу.

    9. Домашнее задание (выучить стихотворение)

    Зверь уснул, укрывшись гривой.
    Хвостик с кисточкой игривой
    Я бы тронул осмелев,
    Да боюсь, проснется лев.
    Ю. Голубь

    Выставка графических рисунков учащихся.

    Список литературы

    1. Галкина Г.Г. “Пальцы помогают говорить”.Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. М., Издательство “Гном и Д”, 2006
    2. Осипова А. А. ” Диагностика и коррекция внимания” М., Творческий центр ” Сфера” 2002
    3. Рудченко Л. И. Чтение. Коррекционно-развивающие занятия. Волгоград, Издательство “Учитель”, 2007
    4. Рыбина А. Ф. ” Коррекция звукопроизношения у детей” Волгоград, Издательство “Учитель”
    5. Семенака С. И. “Учимся сочувствовать, сопереживать” М., Издательство “Аркти” 2003
    6. Хохрина В. Т. “Дидактические основы урока во вспомогательной школе”. Иркутск, 1997
    7. Черемошкина Л. В. “Развитие памяти детей”. Ярославль “Академия развития”, 1997
    8. Юрова Е. В. ” 259 упражнений для развития устной речи”, М., Издательство АСТ “Астрель” 2001

    Все басни Льва Николаевича Толстого для детей и взрослых

    Мораль помогает в воспитании

    Мораль басен Толстого может легко найти любой ребёнок. Эти произведения классика рассчитаны для самого маленького читателя. По сюжету каждая маленькая поучительная история чрезвычайно драматична и заставляет детей сопереживать героям и сочувствовать им. Басни Толстого помогают взрослым воспитать в малышах трудолюбие и доброту. Стоит только прочесть несколько произведений об этом.

    Особенность басен Толстого

    В чём состоит своеобразный подход в написании басен Толстого? В первую очередь, в том, что великий классик считал, что не стоит изменять стройность и лаконичность языка древних басен. Он не одобрял переводы в стихах. Автор старался передавать точное содержание поучений, сохраняя образность языка. Толстой писал для детей, поэтому вставлял элементы русского устного народного творчества в виде пословиц и сказок. Это было просто и доступно для детского возраста. Иногда басни Эзопа просто пересказывались Толстым дословно. Но это не было лишено оригинальности и самобытности. Образы в его баснях приближены к русской действительности и легко узнаваемы.

    Подход Толстого к переводу басен

    Эзоп, если и существовал, то не был поэтом, его басни написаны в прозе. Они лаконичны, ясны, и доносят понятную детям мораль через естественные образы. Это гениальный образец чистоты слова и мысли. Традиционно же все басни переводили стихами. По мнению Толстого, читать басни после этого становилось сложнее, появлялись ненужные излишества, и пропадала та стройность, которая являлась их неотъемлемой частью.

    Переводы и басни Толстого, читать которые мы все можем сейчас, делятся на несколько видов:

    • Буквальные. Он сам их так называл. Основная идея – максимально точно передать оригинал, слово в слово.
    • Вольные переложения в прозе. Так Толстой переводил басни для детей. Он тщательно, аккуратно передавал сюжет, при этом приближая его к современной реальности. Где-то это достигалось вплетением пословиц, где-то – народных сказок. Некоторые басни Эзопа Толстой пересказывал в виде короткой зарисовки, рассказа (например, так появился рассказ «Два товарища»).

    Каков итог

    Что же пытается высмеять в своих баснях Лев Николаевич Толстой? Он указывает человеку на те качества, которые сам не принимал в людях. Предательство и глупость, трусость, неуважение к старшим – все те качества, которые Толстой ненавидел. Чистая наивная и в то же время невероятно сильная натура Толстого не могла смириться с теми негативными качествами русского человека, о которых он пытается так остро и открыто говорить в своих произведениях. Басни Льва Николаевича имеют глубокое содержание, они представляют собой короткие истории с обязательной моралью в конце произведения.

    Девочка и стрекоза

    Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал:

    — Эти самые стрекозы поют по зарям.

    Девочка вспомнила их песни и пустила.

    Павлин и журавль

    Поспорил журавль с павлином, кто из них важнее. Павлин говорит:

    — Я красивее всех птица, у меня в хвосте все цвета переливаются, а ты серый, дурной.

    Журавль и говорит:

    — Зато я по поднебесью летаю, а ты по навозному двору ходишь.

    Кошка и баран

    Жил-был мужик, и у мужика была кошка и был баран. Когда мужик придёт с работы, кошка бежит к нему, лижет ему руку, на спину ему прыгает, об него трётся. И мужик её гладил и давал хлеба.

    Вот баран хотел, чтобы его также ласкали и давали ему хлеба. Мужик пришёл с поля, баран бежит к нему, лижет ему руки, трётся об ноги. Мужику смешно, и он смотрит, что будет ещё. Баран зашёл сзади, поднялся, прыгнул мужику на спину. Свалил мужика с ног.

    Мужиков сын видит — баран батюшку свалил, взял кнут, избил барана.

    Три калача и одна баранка

    Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

    — Экой я дурак! что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.

    Солнце и ветер

    Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет. Стал ветер сдувать с человека платье. И шапку рвёт, и платье распахивает, а человек всё только шапку надвигает да запахивается. Так и не раздел ветер человека. Взялось солнце. Только припекло, распахнулся человек, сдвинул шапку. Ещё припекло солнце, и вовсе разделся человек.

    Рыбак и рыбка

    Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:

    — Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет.

    Рыбак и говорит:

    — Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит.

    Хозяин и работник

    Собралось много народа на свадьбу. Сосед позвал работника и говорит:

    — Поди посмотри, сколько людей там на свадьбе.

    Работник пошёл, положил у порога чурбан и сел на завалинку, стал дожидаться, пока народ будет выходить из избы.

    Стали расходиться. Кто ни выйдет, спотыкнётся на чурбан, обругается и пойдёт дальше. Только одна старуха вышла, спотыкнулась, вернулась и отвалила чурбан.

    Работник вернулся к хозяину. Хозяин и говорит:

    — Много там было людей?

    — Всего один был, и та старуха.

    — А оттого, что я привалил чурбан к крыльцу, все на него падали, а не отвалили, так и овцы делают, а одна старуха отвалила, чтобы другие не падали. Так только люди делают. Она одна человек.

    Летучая мышь

    В давнишние времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая мышь не пристала ни к тем, ни к другим и всё выжидала, чья возьмёт.

    Сначала птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать, летучая мышь передалась зверям. Она показала им свои зубы, и лапы, и соски и уверяла, что она зверь и зверей любит. Под конец всё- таки птицы победили, и тогда летучая мышь опять передалась птицам, но птицы прогнали её.

    И к зверям ей уже пристать нельзя было, и с тех пор летучая мышь живёт по погребам, по дуплам, и летает только сумерками, и не пристаёт ни к зверям, ни к птицам.

    Обезьяньи дети

    У одной обезьяны были два детёныша. Одного она любила, а другого нет. Погнались раз за обезьяной люди. Она ухватила любимого детёныша и побежала с ним, а нелюбимого бросила. Нелюбимый детёныш залез в чащу леса, люди не приметили его, пробежали мимо. А обезьяна вскочила на дерево, да второпях ударила головой об сук любимого детёныша и убила его. Когда люди ушли, обезьяна пошла искать нелюбимого детёныша, но и его не нашла и осталась одна.

    Волк и кобыла

    Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:

    — Что это у вас жеребёнок один хромает? Или вы подлечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет.

    Кобыла одна и говорит:

    — А ты знаешь лечить?

    — Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в копыте больно.

    Волк подошёл к кобыле, и, как зашёл к ней сзади, она ударила его задом и разбила ему все зубы.

    Птичка

    Сидела птичка на ветке, а внизу было на траве семя. Птичка сказала:

    Слетела на семя и попала в сеть.

    — За что я пропала? — сказала птичка. — Ястребы живых птиц ловят, и всё им ничего, а я за одно семечко погибла.

    Волк и кость

    Волк нёс кость. Напали на него щенята. Волк мог бы щенят загрызть, да не хотел разжать пасть, пустить кость, и бежал от щенят.

    Перепел и охотник

    Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.

    — Ты только отпусти меня, — говорит, — я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.

    — Ну, перепел, — сказал охотник, — и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что ты своих выдавать хочешь.

    Камыш и маслина

    Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнётся. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался — уцелел. Маслина напружилась сучьями против ветра — и сломилась.

    Перепелка и ее дети

    Вывела перепёлка в овсе перепелят и всё боялась, как бы не стал хозяин косить овёс. Вот она полетела за кормом и велела перепелятам слушать и сказывать ей, что будут говорить люди. Прилетела она вечером, перепелята говорят:

    — Плохо, матушка, приходил хозяин с сыном, говорил: «Поспел мой овёс, пора косить. Сходи, — говорит сыну, — к соседям, к приятелям, скажи, что я прошу, пусть придут косить овёс». Плохо, матушка, переведи нас, а то завтра рано придут соседи косить.

    Старая перепёлка выслушала и говорит:

    — Ничего, детки, не скоро ещё скосят овёс, сидите без опаски.

    И опять наране улетела и велела слушать, что будет говорить хозяин. Прилетела старая перепёлка, перепелята ей говорят:

    — Ну, матушка, опять приходил хозяин, всё ждал приятелей и соседей, никто не пришёл. Он и говорит сыну: «Сходи же ты к братьям, к зятьям, кумовьям, скажи, что велел просить батюшка завтра непременно овёс косить».

    — Не робейте, детки, завтра тоже не скосят, — сказала старая перепёлка.

    Прилетела опять перепёлка, спрашивает:

    — Да приходил опять хозяин с сыном, всё дожидался родных. Родные не пришли. Он и говорит сыну: «Ну, видно, сынок, помочи ждать нечего. Овёс поспел. Налаживай-ка крюки, завтра на зорьке придём сами косить».

    — Ну, детки, — сказала перепёлка, — коли сам человек взялся за дело, а не от людей ждёт, так сделает. Надо убираться.

    Скупой

    Один скупой человек собрал кубышку денег, закопал в землю и ходил каждый день тайком смотреть свои деньги. Подсмотрел его работник и ночью выкопал и украл кубышку. Скупой пришёл смотреть кубышку, увидал, что её нет, и начал плакать. Сосед увидал его и говорит:

    — О чём ты плачешь? Ведь ты ничего не делал с деньгами. Ходи, смотри на яму, где деньги были, — всё одно будет.

    Ученый сын

    Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:

    — Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне.

    А сыну не хотелось работать, он и говорит:

    — Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?

    Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб.

    Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит:

    — И что за дурак тут грабли бросил!

    Пчелы и трутни

    Как пришло лето, стали трутни ссориться с пчёлами, кому мёд есть. Позвали пчёлы на суд осу. Оса и говорит:

    — Мне вас рассудить сразу нельзя. Я ещё не знаю, кто из вас мёд делает. А разойдитесь вы в два пустые улья — в один пчёлы, а в другой трутни. Вот через неделю я увижу, кто больше и лучше мёду наделает.

    Трутни стали спорить.

    — Мы, — говорят, — не согласны. Ты нас сейчас рассуди.

    — Теперь я вас сейчас рассужу. Вы, трутни, не согласны оттого, что мёду делать не умеете, а только чужое жрать любите. Гоните их вон, пчёлы.

    И пчёлы побили всех трутней.

    Мышь, петух и кот

    Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

    — Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

    — Скажи, какие это звери?

    — Один страшный, ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти.

    — Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну а другой зверь?

    — Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

    Старая мышь сказала:

    — Дура ты, дура. Ведь это сам кот.

    Тетерев и лисица

    Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

    — Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

    — Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.

    Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:

    — Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

    — Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

    — Или ты меня боишься? — сказала лисица.

    — Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

    — Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

    — Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

    Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

    — Куда же ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

    — А кто их знает! — сказала лисица. — Может, они указа не слыхали.

    Волк и ягненок

    Волк увидал — ягнёнок пьёт у реки.

    Захотелось волку съесть ягнёнка, и стал он к нему придираться.

    — Ты, — говорит, — мне воду мутишь и пить не даёшь.

    — Ах, волк, как я могу тебе воду мутить? Ведь я ниже по воде стою, да и то кончиками губ пью.

    — Ну, так зачем ты прошлым летом моего отца ругал?

    — Да я, волк, и не родился ещё прошлым летом.

    Волк рассердился и говорит:

    — Тебя не переговоришь. Так я натощак, за то и съем тебя.

    Лягушка, мышь и ястреб

    Лягушка и мышь завели ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нём забыли, спустился и схватил обеих.

    Кораблекрушение

    Плыли рыбаки в лодке. И стала буря. Им стало страшно. Они вёсла бросили и стали молить Бога, чтобы Он их спас. Лодку несло по реке всё дальше от берега. Тогда один старший рыбак сказал:

    — Что вёслы бросили? Богу-то молись, а к берегу гребись.

    Собака на сене

    Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена — собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

    — Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.

    Лисица и козёл

    Захотелось козлу напиться: он слез под кручь к колодцу, напился и отяжелел. Стал он выбираться назад и не может. И стал он реветь. Лисица увидала и говорит:

    — То-то, бестолковый! Коли бы у тебя сколько в бороде волос, столько бы в голове ума было, то прежде, чем слезать, подумал бы, как назад выбраться.

    Собака с палкой

    Стала собака кур ловить. Хозяин навесил ей на шею палку. Собака пошла по дворам показывать свою палку и говорит:

    — Смотрите, как меня хозяин любит, от всех других собак отличил.

    Заяц и черепаха

    Поспорили заяц с черепахой, кто кого обгонит. Взялись они бежать на версту. Заяц сразу обогнал черепаху, так что её и не видно стало. Он и подумал: «Куда мне торопиться? Дай посижу!» Сел отдохнуть и заснул. А черепаха всё шла да шла с ноги на ногу, и, когда заяц проснулся, черепаха уже приползла к версте.

    Пастух

    У пастуха пропала овца. Пастух искал, искал, нигде не нашёл. Он стал молиться и обещал 10-копеечную свечку поставить, если найдёт воров. На другой день пошёл пастух в лес и набрёл на волков. Они доедали его овцу. Пастух увидал воров. А как волки бросились на него, он стал молиться и обещал поставить рублёвую свечку, только бы ему уйти от них.

    Баба и курица

    Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.

    Черепаха и орёл

    Черепаха просила орла, чтобы научил её летать. Орёл не советовал, потому что ей не пристало, а она всё просила. Орёл взял её в когти, поднял вверх и пустил: она упала на камни и разбилась.

    Хорёк

    Хорёк зашёл к меднику и стал лизать подпилок. Из языка пошла кровь, а хорёк радовался, лизал, — думал, что из железа кровь идёт, и погубил весь язык.

    Работницы и петух

    Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и ещё раньше стала поднимать работниц.

    Олень и ланчук

    Ланчук сказал раз оленю:

    — Батюшка, ты и больше, и резвее собак, да ещё и рога у тебя огромные на защиту; отчего же ты так боишься собак?

    Олень засмеялся и говорит:

    — Правду говоришь, дитятко. Одна беда: как только услышу собачий лай, не успею подумать, а уж бегу.

    Лисица и журавль

    Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела.

    На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею и всё выпил один.

    Мышь и лягушка

    Пришла мышь в гости к лягушке. Лягушка встретила мышь на берегу и стала её звать к себе в хоромы под воду. Мышь полезла, да воды хлебнула и насилу жива вон вылезла.

    — Никогда, — сказала она, — к чужим людям в гости ходить не буду.

    Курица и золотые яйца

    У одного хозяина курица несла золотые яйца. Ему захотелось сразу побольше золота, и он убил курицу (он думал, что внутри её большой ком золота); а она была такая же, как и все курицы.

    Лягушка и лев

    Лев услыхал — лягушка громко квакает, и испугался. Он подумал, что большой зверь так громко кричит. Он подождал немного, видит — вышла лягушка из болота. Лев раздавил её лапой и сказал:

    — Вперёд не рассмотревши, не буду пугаться.

    Конспект урока литературного чтения по произведениям Л.Н.Толстого “Муравей и Голубка” и “Лев и Мышь”
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    В конспекте урока даётся понятие “басня”, сравниваются две басни, персонажи и их поступки; рассматривается роль иллюстрации для характеристики персонажей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    конспект урока16.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по литературному чтению в 1 классе

    по теме Л.Н.Толстой «Муравей и Голубка» , «Лев и Мышь».

    1. Дать начальное представление о басне: наличие иносказания, морали.
    2. Дать начальное представление о пословице как изречении, содержащем народную мудрость.
    3. Подготовить учащихся к выразительному чтению басни.
    4. Учить сравнивать сюжеты басен, персонажей басен, учить сравнивать смысл басен и пословиц.
    5. Развитие речи, логического мышления, внимания.
    6. Развитие умения работать с иллюстрацией к тексту.
    7. Воспитание у учащихся чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

    – иллюстрации с изображением животных;

    1. Проверка готовности к уроку .
    1. Вступительная беседа учителя.

    – Вчера на уроке мы с вами познакомились с рассказом русского писателя Льва Николаевича Толстого «Муравей и Голубка». Какую особенность этого рассказа мы отметили?

    (Он короткий, но поучительный.)

    – Правильно, ребята, это очень маленький , короткий рассказ, но поучительный. А чему же он учит нас, читателей?

    (Этот рассказ научил нас тому, что надо друг другу помогать, а особенно, если кто-то попал в беду)

    – А как называются такие короткие поучительные рассказы?

    (Такие рассказы называются баснями.)

    1. Проверка чтения басни «Муравей и Голубка».

    -Дома вы готовили выразительное чтение басни «Муравей и Голубка». Главными персонажами басни являются муравей и голубка. Что можно сказать о главных героях? Какие они?

    (Муравей маленький, голубка по сравнению с ним намного больше его.)

    – Посмотрите ещё раз внимательно на иллюстрацию учебника на странице 8 и скажите, какими там изображены и муравей и голубка?

    (На рисунке оба персонажа изображены одинаковыми по размеру).

    – А как вы думаете, ребята, почему? Ведь в жизни голубка намного больше муравья?

    (Я дума потому, что в жизни они совершили одинаковые поступки).

    4. Новая тема : басня «Лев и мышь» Л.Н.Толстой. Чтение басни учителем.

    -Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной басней этого мудрого русского писателя. Она называется «Лев и мышь».

    – Откройте учебники, прочитайте название басни и подумайте, кто будут главными персонажами басни?

    (Я думаю, что лев и мышь).

    1. Физпауза.
    2. Обсуждение прочитанного .

    – Вы совершенно верно назвали персонажей басни: это лев и мышь. Посмотрите, какие они разные по размеру. Кто из них сначала попал в беду и как?

    (Сначала в беду попала мышь. Она пробежала по телу спящего льва, лев проснулся, поймал её.)

    – Что стала делать мышь? Как об этом сказано в тексте?

    («Мышь стала отмаливать»).

    – А что значит «отмаливать»?

    (Просит отпустить её, пожалеть, помиловать).

    – Найдите в тексте слова мыши и прочитайте их.

    («Пустишь – и я тебя помилую»).

    – Тогда лев засмеялся и отпустил её. Как вы думаете, почему лев засмеялся, когда услышал, что мышь обещает ему милость?

    (Лев – большой, а мышь – маленькая. Он не мог представить, как она такая маленькая может помочь ему.)

    – Но тем не менее, ведь мышь сумела ему помочь. Как это произошло? Кто из вас запомнил?

    (Однажды охотник поймал льва и привязал его к дереву верёвкой).

    – Как мышь помогла льву? Найдите в тексте слова и прочитайте.

    («Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку…»

    – Правильно, подчеркните в тексте эти слова карандашом. Итак, в этой басне Л.Толстой рассказал о льве и мыши, а в чём он хотел убедить нас, читателей?

    (Помогать друг другу, не забывать добро).

    1. Сравнительный анализ басен «Муравей и Голубка» и «Лев и мышь».

    – А теперь прочитайте задание №1 на странице учебника. Перед цифрой задания стоит значок, на котором нарисован колокольчик. Он обозначает задачу урока. Таким образом задача урока: сравнить эти две басни. Читаем дальше, что значит «сравнить»?

    (Сравнить – это значит определить, что общего в этих баснях и чем они отличаются).

    -Начнём с текстов басен. Какие они?

    (Они короткие, но поучительные).

    -Какие персонажи в каждой басне?

    (В каждой басне персонажи противоположные по силе и по размеру).

    – Совершенно верно. А что общего?

    (Несмотря на различия по силе и размеру, они друг другу помогают, совершают одинаковые поступки).

    – Итак, начнём сравнение басен с общих черт:

    – обе басни короткие, небольшие рассказы;

    – обе басни учат помогать друг другу;

    Получается, что персонажи басни разные, но обе басни выражают одну мысль, обе учат помогать друг другу, не забывать добро.

    1. Работа с пословицами .

    – В учебнике помещены пословицы. Напомните, что такое пословица.

    (Пословица – это короткое изречение, обычно всего одно предложение. В этом изречении запечатлён народный опыт, представление о жизни. Пословица имеет прямой и переносный смысл).

    – Прочитайте ещё раз пословицы. Подходят ли они к басне «Лев и мышь»?

    (Да, подходят к этой басне).

    – Вы считаете, что эти пословицы подходят к обеим басням. А как вы думаете, почему так получилось, что к двум разным басням с разными персонажами подходят одни и те же пословицы?

    (Я думаю потому, что эти пословицы выражают одинаковую мысль двух разных басен, а именно мысль о помощи друг другу).

    – Совершенно верно. Басни с разными персонажами, а пословицы подошли и к первой и ко второй басне, так как они выражают основную мысль басен.

    – Что сегодня на уроке мы с вами делали?

    (Читали и сравнивали басни, вспомнили, что такое пословица, работали с иллюстрацией к басне.)

    Дома вам нужно будет найти книжки с другими баснями этого автора. Кто хочет, может нарисовать иллюстрацию к басне «Лев и мышь», так как в учебнике нет иллюстрации к этой басне. Когда будете изображать персонажей басни, подумайте, какими вы их изобразите.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения проводится в нетрадиционной форме- съёмка фильма. Учащиеся работают в группах: сценаристы, режиссёры, костюмеры. Каждая группа выполняет свои задания, в ходе проверки которых.

    Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя.

    Конспект урока литературного чтения УМК “Гармония” по произведению Б. Полевого “Последний день Матвея Кузьмина”, 2 урок.

    овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек.

    Тема урока: И.П.Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»».Цель: Познакомить детей с творчеством И.П. Токмаковой. Прочитать и осмыслить рассказ И.П.Токмаковой «Аля, Кляксич и б.

    Подробный конспект урока с презентацией поможет провести увлекательный урок в 1 классе.

    Ссылка на основную публикацию