Басня Толстого Собака и ее тень

Конспект занятия по развитию речи и рисованию в подготовительной группе «Собака и ее тень»

Учить детей осмысливать аллегоричность басни, ее образную суть; соотносить идею басни со значением пословицы. Учить самостоятельно выбирать и изображать эпизод из басни. Развивать творчество и воображение.

– Учить осмысливать аллегорию басни, ее суть;

– Соотносить идею басни со значением пословицы.

Оборудование: иллюстрации к басням И. Крылова и С. Михалкова, текст басни Л.Н.Толстого «Собака и ее тень», бумага и цветные карандаши, аудиозапись звуков леса.

Организационная часть: по звуку колокольчика дети садятся за столы.

Воспитатель: – Давайте немного поиграем и вспомним басни, с которыми мы уже познакомились. Я читаю строки из басен, а вы угадываете из какой они басни.

– И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок! (Ворона и лисица.)

– То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет… (Мартышка и очки.)

– Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши! (Стрекоза и муравей.)

– Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки. (Слон и Моська.)

– Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею. (Свинья под дубом.)

– Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;

Да только воз и ныне там. (Лебедь, щука и рак.)

– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит. (Отец и сыновья.)

– «Вот это мой топор». (Мужик и водяной.)

«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают». (Два товарища.)

Воспитатель: – Молодцы, все басни вы узнали.

Воспитатель: – Ребята сегодня я вам расскажу о великом писателе Льве Николаевиче Толстом. Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. Повзрослев, Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию. Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью “За храбрость” и медалями «За защиту Севастополя». Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для бедных детей. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях люди были безграмотны. Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная. Сначала крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. Л. Н. Толстой написал огромное количество книг, он писал как для взрослых, так и доя детей. Его произведения известны во всем мире. Вот таким интересным человеком был писатель Лев Николаевич Толстой. И сегодня мы познакомимся с басней Л. Н. Толстого «Собака и ее тень».

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет,— она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.

И осталась собака ни при чем.

Вопросы к детям:

– О ком говорится в басне? (Ответы детей.)

– Расскажите, как случилось, что собака потеряла мясо? (Ответы детей.)

– Какой вы представляете себе эту собаку? (Ответы детей.)

– Как вы поняли, что собака глупая и жадная?

– Подумайте, в каком случае о человеке можно сказать, что он поступил, как в басне собака с мясом? (Ответы детей.)

– Когда человек, не закончив одного дела, спешит делать другое или одновременно пытается сделать несколько дел, про таких в народе говорят: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

– Подумайте, почему так говорят? Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)

Физкультурная пауза с выходом из-за стола:

Для разминки из—за парт поднимаемся на старт.

Бег на месте веселей и быстрей, быстрей, быстрей.

Делаем вперед наклоны раз, два, три, четыре, пять

Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять.

Руки в стороны расставим, руки к солнышку потянем,

А теперь давай учиться, да прилежно не лениться.

Воспитатель предлагает детям придумать историю, в которой кто- то из героев мог бы использовать пословицу: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Заслушиваются 2—3 истории.

– А теперь я предлагаю вам нарисовать сюжет из любой басни, которая вам больше всего понравилась или нарисовать сюжет к придуманным историям.

По мере готовности рисунки вывешивают на доске. Их обсуждение проводится в свободное от занятий время.

Воспитатель дает положительную оценку работе детей. Спрашивает, понравилось ли им занятие, что запомнилось, что интересного узнали, какие были затруднения. Предлагает детям почитать басни вместе с родителями.

Какова мораль басни Льва Толстого “Собака и ее тень”?

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни при чём.

Только мне одно не ясно: причём здесь тень, если говорится об отражении?

Мораль басни Льва Толстого “Собака и ее тень” в том, что жадность и гордость, никогда до добра не доводили, есть ещё пословица, думаю к этой басне тоже подойдёт, лучше синица в руке, чем журавль в небе. А почему вы спрашиваете название тень, а не отражение, в принципе это же тоже самое тень тоже отображает, а в воде ещё и мясо увеличилось, вот потому собака и кинулась. Так и многие люди не ценят то что имеют, а гоняться за миражами, и теряют всё. Имеет человек жену, а тут подвернулась любовница, и семьи нет и любовница обдурила, вот так.

Л. Толстой в своих баснях не делал никаких выводов, не писал о морали, которая следует из его повествования.

Все его басни предназначались для детей. А они сами должны были делать выводы и решать, что хорошо, а что плохо. То есть Лев Николаевич учил детей думать самостоятельно.

Так и в этой басне «Собака и ее тень». Мораль басни можно так характеризовать:

  • Следует довольствоваться тем, что имеешь. Не зариться на чужое;
  • Если положил глаз на чужое – можно и свое потерять;
  • Очень часто чужое, нам кажется лучше, чем есть на самом деле. Только потому, что оно чужое.

Басни известны с древних времен у разных народов.

В России всем известен Крылов (XVIII век).

В жанровом смысле басня – короткий рассказ в стихах или прозе, аллегорически изображающий человеческие пороки и жизненные явления и содержащий мораль. Пороки часто представлены в виде животных, причем каждое имеет свое символическое значение: лиса – хитрость, волк – жестокость, сова – мудрость, гусь – глупость и т.д. Басни показывают, как проявляются разные человеческие черты, к каким ситуациям это приводит и как этого можно избежать. Например, басня Эзопа “Волк в овечьей шкуре” учит не доверять внешности, а “Ворона и Лисица” – что на тщеславии легко играть. У более поздних авторов мораль посложнее. “Мартышка и очки” Крылова высмеивает противников прогресса, которые хают все новое, толком не разобравшись, к чему его примерить. “Змея и пила” Лафонтена, в свою очередь, высмеивает критиков, нападающих на великое и нетленное, которое им не по зубам. Можно просто покопаться в разных баснях и понадергать оттуда моралей для презентации – они в самом конце басен, в максимально разжеванном виде

Так как все басни Крылова замечательные и поучительные то и басня “Петух и жемчужное зерно” не исключение, в моём понимании мораль такова: Человек который в жизни имеет очень мало того в чём нуждается, например денег, или не имеет их вообще, не ценит того что ему люди просто так “за спасибо” немного помогают минимальными продуктами питания, а он этого не ценит да и ещё и недоволен почему так мало.

“Белка и Волк” – это басня Льва Николаевича Толстого:

“Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем”.

Я думаю, что моралью данной басни может быть пословица: “Добро творить — себя веселить”.

Не знаю правильно это или нет, но нашел в данной истории такую мораль.

1) Не всякий, кто делает вам зло (вываливая на вас грязь), ваш враг.

2) Не всякий, кто делает вам добро (достает из дерьма) ваш друг.

3) Если вам и тепло, и сухо, и сытно, и комфортно, то лучше сидеть тихо и не чирикать. :о)))

Чему учит басня Воспитание льва, Лев и лисица, Осел и Бобр?

Все басни, и конечно, не только Крылова, поучительны. Не так уж сложно извлечь из них урок для себя.

“Воспитание льва”

Долго думал Лев, кому отдать на воспитание единственного сына. В итоге отдал сына Орлу. Молодой Лев лишь узнал быт птиц и цель его правления была б всех гнезда вить научить. стоило ли удивляться, ведь его учила птица.

Учить своего ребенка должны те, кто его родил. Родите должны быть первыми наставниками. Если, конечно, они хотят увидеть ребенка как продолжение себя, воспитать его таким, какой он по природе своей. Лев должен был сам воспитать львенка, тогда бы он не получил птенца-львенка.

Мораль басни в последних строках басни:

“Лев и Лисица”

Короткая басня. Лиса в первый разувидя льва сильно испугалась, в другой раз он уже был не так страшен ей, а в третий – она не боялась вовсе.

Мораль басни можно определить, думаю, пословицей.

Или нам кажется страшным то, что на самом деле таковым не является. Стоит рассмотреть хорошо, а ведь ничего страшного-то и нет.

“Осел и Бобр”

Басня С. Михалкова о том, как Осел второпях набил шишку об дерево и стал уговаривать бобра свалить дерево, но бобр отказался, мотивируя тем, что Осел все равно попадет на что нибудь: дерево, пень или яму после дерева.

Мораль басни: не стоит винить кого-то или что-то в своих бедах, надо быть самому осторожным.

Лев, осел и лисица

Сценка по басне

Продолжительность спектакля: 1 минута; количество актеров: от 2 до 4.

Лев
Осёл
Лисица
Рассказчик

Горница, слева – дверь, справа – печь, посередине – стол. На втором плане – стена с окошком.

Хоть анекдот весьма старинный,
Но до сих пор идет молва,
Как позвала на именины
Лиса к себе осла и льва.

Выходит нарядная Лиса и начинает хлопотать, ставя на стол посуду.

Как на мишки именины
Испекли пирог с малиной.
Но начинка из малин
Не для лисьих именин.

Как на белки именины
Испекли пирог с лещиной.
Но начинка из лещин
Не для лисьих именин.

Как на праздник зайкам шустрым
Испекли пирог с капустой.
Но для лисьих именин
Мы капустный не хотим.

Мы на лисьи именины
Испечем пирог куриный –
Самый вкусный пирожок
Высотою со стожок!

Ноты к этой песенке вы можете скачать здесь: Песенка «Лисьи именины».

Лиса достает из печи большой пирог, с наслаждением нюхает его и ставит на стол. Раздается стук в дверь. Входят Лев и Осёл.

Входите, дорогие гости!
Добро пожаловать к столу!

Осёл и Лев садятся за стол. Лиса наливает им в бокалы напитки. Осёл поднимает бокал.

Хочу я в самом первом в тосте
Хозяйке вознести хвалу!
Твоё, лиса, очарованье
Да не померкнет в бездне лет!
Ты вся – восторг и обаянье!
Так выпьем же за рыжий цвет!

Осёл, Лев и Лиса чокаются и пьют.

И кстати,
Еще добавить должен я,
Что слов мне описать не хватит…

Лиса (перебивая Осла)

Пирог отведайте, друзья!

С большой охотой! Пахнет дивно!

Лиса берет нож. Осёл забирает у нее нож.

Давай-ка, лучше я!
Вот! Выбирайте!

Осёл разрезает пирог на три равные части и раскладывает по тарелкам. Лев берет свой кусок и в гневе бросает обратно на тарелку.

Доли львиной
Здесь нет! Любая – не моя!
Испортил всё! Тебя за это
Я съем заместо пирога!

Лев бросается на Осла и съедает его.

Теперь, когда тупиц здесь нету,
Дели по-новому!

Ага!
Бери пирог, а я съем крошки!

Лиса перекладывает все куски на тарелку Льву.

Читайте также:  Басня Толстого Делёж наследства

Ты мудро поделила всё!
Кто ж научил тебя дележке?

Лиса (со вздохом)

Тобою съеденный осёл!

Лев ест пирог. Лиса облизывает пустую тарелку.

Лиса наелася нешибко,
Зато осталася в живых.
Учиться на чужих ошибках
Всегда умней, чем на своих.

© Автор басни. Эзоп.

© Автор инсценировки. Олеся Емельянова. 2014 г.

Детям про лису. Сценарии, стихи, сказки, басни и песенки про лисицу.

Инсценировки басен. Большой сборник инсценировок классических и современных басен для детского театра по произведениям Эзопа, Руми, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, О.В.Емельяновой.

Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.

Пьесы для ТЮЗа и театра кукол. Сценарии детских спектаклей для профессионального театра по народным и авторским сказкам.

Сказки и басни. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.

Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.

Пьесы и сценарии Олеси Емельяновой для кукольного театра

Басни Толстого для детей, 3-4 класс

Басни Льва Николаевича Толстого для детей начальной школы

КАМЫШ И МАСЛИНА

Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнётся. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался — уцелел. Маслина напружилась сучьями против ветра — и сломилась.

СОЛНЦЕ И ВЕТЕР

Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет. Стал ветер сдувать с человека платье. И шапку рвёт, и платье распахивает, а человек всё только шапку надвигает да запахивается. Так и не раздел ветер человека. Взялось солнце. Только припекло, распахнулся человек, сдвинул шапку. Ещё припекло солнце, и вовсе разделся человек.

ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА

Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

— Экой я дурак! что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.

МУЖИК И ЛОШАДЬ

Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика: «Куда он, дурак, меня гонит; лучше бы домой». Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, а лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дёрнул лошадь: она пошла на мостовую и думает: «Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта обломаешь. Тут под ногами жёстко».

Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает: «Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чём он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы ни ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овёс».

ОСЁЛ И ЛОШАДЬ

У одного человека были осёл и лошадь. Шли они по дороге; осёл сказал лошади:

— Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного.

Лошадь не послушалась. Осёл упал от натуги и умер. Хозяин как наложил всё с осла на лошадь, да ещё и шкуру ослиную, лошадь и взвыла:

— Ох, горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот всё тащу да ещё и шкуру.

РЫБАК И РЫБКА

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:

— Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет.

Рыбак и говорит:

— Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит.

СОБАКА И ЕЁ ТЕНЬ

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, — она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

И осталась собака ни при чём.

СОБАКА НА СЕНЕ

Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена — собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

— Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.

ЛИСИЦА И ЖУРАВЛЬ

Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела.

На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею и всё выпил один.

ЛЕВ И ОСЁЛ

Пошёл раз лев на охоту и взял с собой осла и сказал ему:

— Ты зайди, осёл, в лес и кричи что есть мочи, у тебя горло просторно. Какие звери от этого крика пустятся бежать, я тех поймаю.

Так и сделал. Осёл кричал, а звери бежали куда попало, и лев ловил их. После ловли лев сказал ослу:

— Ну, хвалю тебя, ты хорошо кричал.

И с тех пор осёл всё кричит, всё ждёт, чтобы его хвалили.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда и стала прилаживаться, как бы их съесть.

Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит:

ВОРОН И ЛИСИЦА

Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:

— Эх, ворон, как посмотрю на тебя, — по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.

Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

— Ах, ворон, коли бы ещё у тебя и ум был, быть бы тебе царём.

СТРЕКОЗА И МУРАВЬИ

Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали:

— Что ж ты летом не собрала корму?

— Недосуг было: песни пела.

Они засмеялись и говорят:

— Если летом играла, зимой пляши.

ПЧЁЛЫ И ТРУТНИ

Как пришло лето, стали трутни ссориться с пчёлами, кому мёд есть. Позвали пчёлы на суд осу. Оса и говорит:

— Мне вас рассудить сразу нельзя. Я ещё не знаю, кто из вас мёд делает. А разойдитесь вы в два пустые улья — в один пчёлы, а в другой трутни. Вот через неделю я увижу, кто больше и лучше мёду наделает.

Трутни стали спорить.

— Мы, — говорят, — не согласны. Ты нас сейчас рассуди.

— Теперь я вас сейчас рассужу. Вы, трутни, не согласны оттого, что мёду делать не умеете, а только чужое жрать любите. Гоните их вон, пчёлы.

И пчёлы побили всех трутней.

ВОЛК И БЕЛКА

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

ВОЛК И ЯГНЁНОК

Волк увидал — ягнёнок пьёт у реки.

Захотелось волку съесть ягнёнка, и стал он к нему придираться.

— Ты, — говорит, — мне воду мутишь и пить не даёшь.

— Ах, волк, как я могу тебе воду мутить? Ведь я ниже по воде стою, да и то кончиками губ пью.

— Ну, так зачем ты прошлым летом моего отца ругал?

— Да я, волк, и не родился ещё прошлым летом.

Волк рассердился и говорит:

— Тебя не переговоришь. Так я натощак, за то и съем тебя.

ТЕТЕРЕВ И ЛИСИЦА

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда же ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лисица. — Может, они указа не слыхали.

МЫШЬ, ПЕТУХ И КОТ

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

— Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

— Скажи, какие это звери?

— Один страшный, ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти.

— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну а другой зверь?

— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

— Дура ты, дура. Ведь это сам кот.

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

ЛЕВ И МЫШЬ

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.

ПЕРЕПЁЛКА И ЕЁ ДЕТИ

Вывела перепёлка в овсе перепелят и всё боялась, как бы не стал хозяин косить овёс. Вот она полетела за кормом и велела перепелятам слушать и сказывать ей, что будут говорить люди. Прилетела она вечером, перепелята говорят:

— Плохо, матушка, приходил хозяин с сыном, говорил: «Поспел мой овёс, пора косить. Сходи, — говорит сыну, — к соседям, к приятелям, скажи, что я прошу, пусть придут косить овёс». Плохо, матушка, переведи нас, а то завтра рано придут соседи косить.

Старая перепёлка выслушала и говорит:

— Ничего, детки, не скоро ещё скосят овёс, сидите без опаски.

И опять наране улетела и велела слушать, что будет говорить хозяин. Прилетела старая перепёлка, перепелята ей говорят:

— Ну, матушка, опять приходил хозяин, всё ждал приятелей и соседей, никто не пришёл. Он и говорит сыну: «Сходи же ты к братьям, к зятьям, кумовьям, скажи, что велел просить батюшка завтра непременно овёс косить».

— Не робейте, детки, завтра тоже не скосят, — сказала старая перепёлка.

Прилетела опять перепёлка, спрашивает:

— Да приходил опять хозяин с сыном, всё дожидался родных. Родные не пришли. Он и говорит сыну: «Ну, видно, сынок, помочи ждать нечего. Овёс поспел. Налаживай-ка крюки, завтра на зорьке придём сами косить».

— Ну, детки, — сказала перепёлка, — коли сам человек взялся за дело, а не от людей ждёт, так сделает. Надо убираться.

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Читайте также:  Басня Толстого Олень и Ланчук

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил:

— Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

— Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они

так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, взлез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди — те, которые в опасности от товарищей убегают.

КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

Плыли рыбаки в лодке. И стала буря. Им стало страшно. Они вёсла бросили и стали молить Бога, чтобы Он их спас. Лодку несло по реке всё дальше от берега. Тогда один старший рыбак сказал:

— Что вёслы бросили? Богу-то молись, а к берегу гребись.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Отец приказал согласии; они не сыновьям, чтобы жили в слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит.

УЧЁНЫЙ СЫН

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:

— Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне.

А сыну не хотелось работать, он и говорит:

— Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?

Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб.

Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит:

— И что за дурак тут грабли бросил!

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

— Помогите, волк! волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два раза и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

— Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Владимир Шебзухов “Львы-цари” басни

Количество и качество

Звериный суд для басни не новинка…
Судья — очкарик старый крот,
Секретарём — морская свинка,
Своя «Фемида» на картинке,
Зеваками — лесной народ…

Лисица упрекала львицу
Количеством детёнышей за год,
Что, мол, она, лиса, как и волчица,
Не меньше семерых несёт.

Недолго было ожиданье
«Ленивой» львицы оправданья:
«Лисица, может, и права —
Раз в год рожаю я — но льва»!


«Никто не может сомневаться —
Должны во всём мы быть равны!» —
Вели такие речи зайцы.
А меж собой шутили львы:

«Коли «ребром» решат поставить:
«Равны и зайцы, и быки!»,
Придётся к этому добавить
Все наши когти и клыки!»

Чистота и грязь


Была в гостях у Власти Власть:
Лев у медведя бурого…

«В твоём лесу — сплошная грязь!
Зачем приехал сдуру я?!
Ответь, Михалыч, не таясь,
Как с этим ты живёшь, смирясь?»

«У нас, — ответ был, — отродясь
Так чистотою грязь звалась!»

Так Власть не покидает страсть
Рассчитывать всё планомерно —
Ту грязь, что на пол пролилась,
Чтоб чистотою назвалась,
Размазывает рав-но-мер-но!


«Тот, кто с нами борется, укрепляет наши нервы,
оттачивает наши навыки и способности.
Наш враг — наш союзник».

Эдмунд Бёрк

Пройдя свой путь до половины,
Забудь, что было позади…
А коль плюют, порою, в спину,
Знать: ты шагаешь впереди!

У логова больного льва
Шакалов собралась братва.
Едва увидев, царь зверей,
Забыв недуг, предстал пред ней.

Пора напомнить бы ему
Тем, кто забыл, вдруг осмелев,
Что перед ними наяву
Не падаль, а могучий лев.

Не стоит презирать врагов,
Ведь Судный день для всех настанет!
Пусть для морали нет стихов,
Но вот под взглядами врагов
Спина и впрямь прямее станет!


Шакалу быть шакалом – мало!
Ему б, шакалу, быть скромней.
Ан, нет!Нужна шакалу слава
По всей пустыне средь зверей.

Он льву, призвав к себе вниманье,
(Любому зверю – не приснись),
Вдруг заявил, ради тщеславья:
«А ну, со мной ты подерись!»

Лев посмотрел лениво, сонно.
Никак не мог того понять,
Что беспокоят — в его лоно!
Закрыв глаза, собрался спать.

Язык же у шакала длинный.
Вновь льва нарушен был покой:
«Всем зверям расскажу в пустыне,
Что струсил драться лев со мной!»

«Мне спать мешают речи эти!
Несёт пусть по пустыне ветер,
Как лев вдруг трусом оказался,
Чем, царь зверей — с шакалом дрался!»

Мораль (не для детей):

Глядишь, подумает о «личном»,
Тот, кто становится… «публичным»!

Лев и лягушка

Лев, возлежавший на подушке,
Услышав кваканье лягушки,
Подумал: «Видно, страшный зверь
Решил будить меня теперь!
Пойду к пруду, в нём окунусь,
Его — найду… И с ним — сражусь!»

Но у пруда, завидев «зверя»,
Лев обомлел, глазам не веря!

«На старость лет мне не понять:
Как можно громким криком
Себя могущим представлять?!» —
Сказав так, лев улёгся спать…

Исчезло солнышко едва,
Уж мчался пО лесу косой
К своей зайчихе, в дом родной.
Но повстречал, в капкане… льва.

— «Вот так беда! Мой господин —
В лесу… в капкане и… один.»

— «Лишь лапы вдруг в капкан попались,
Как крысы, вмиг все разбежались!»

— «О, мой любимейший кумир!
Освободиться – хватит сил?»

— «Увы, капкан уж больно крут!
Я не встречал подобных пут.»

— «Спешу домой, а сам увлёкся
Пустою болтовнёй с тобой.
Так, говоришь – капкан крутой.
Какого ж… чёрта — тут разлёгся?»

И пусть сюжет давно знаком,
Но не грозите пальцем…
У классика – «хамелеон»,
А басенка… про зайца!

Чего не встретится в судьбе…
Сама гуляла по себе,
Вдруг встретив на лесной дорожке
Котёнка-львёнка, как-то, кошка.

Ещё не научившись злиться,
Поведав, львёнок, что мать-львицу
Охотники убили в драке,
Стал, не по-детски, горько плакать.

Казалось, вот ещё немножко,
Со львёнком зарыдает кошка.
Прослушав, затаив дыханье —
Взяла дитя на воспитанье…

Стать грозным львом пора настала.
Еды такому зверю мало!
Не сыт был от того, что есть…
Решил лев мамку-кошку съесть.

Готов, уж было, и напасть.
На древо кошка забралась.
Лев, как взобраться ни старался,
А злым — под деревом остался!

«Как же такое вдруг случилось?
Меня ты многому учила.
На дерево, не показала льву —
Ему взбираться самому!»

«Ты лев — зверей всех повелитель.
Но, сильный — Ангел мой, Хранитель!
Что может «на груди змея»,
Тому учить не стала я!»

Лиса попалась в когти льва.
Плутовка вмиг нашла слова,
Высокомерно заявить,
Что ей в лесу — в почёте быть,
Зверей, мол, в страхе всех держать.
И, как вдруг льву о том не знать?!
Ведь, кто задумает обидеть,
Возмездия не избежать!

Аж волосы на гриве встали —
«Таких болтушек мы видали.
У врушек — плюнь в глаза – роса!
Хитришь всё, старая лиса!»

— «Ну, коль не веришь, убедись.
Ты пО лесу со мной пройдись,
Не нужен даже грозный рык,
Все звери разбегутся вмиг!»

И вот по лесу лев с лисицей
(Такое даже не приснится),
Идут, как близкие друзья.
От страха звери разбегались,
А птицам, в стаи что сбивались —
Лететь уж впору за моря!

Лев призадумался, однако.
«Не врёт лиса. И как тут быть,
Ведь разбежались все — от страха?!
Пожалуй, мне с лисой дружить!»

Но правда в сказке такова —
Боялись не лису, а льва!

Уснув под шёпот сказки этой,
От дружбы польза снится детям.
Полезна взрослым сказка тем,
Дабы не путать: с шефом. тень!


Лишь первый крик совы стал слышен,
Уставши от охоты по лесам,
Делить уж собрались добычу
Осёл со львом и хитрая лиса…

Заняться этим лев ослу велел.
Осёл всё разделил на равные три доли.
Беднягу лев не пожалел и съел
За тот делёж, чтоб не делил так боле!

Делёжкой занялась лиса.
Все доли собрала в одну лишь кучу…
Воскликнул лев: «Вот чудеса!
Кто так делить тебя разумно учит?»

Промолвила лиса: «На ВСЁ –
Мне подсказал наш друг осёл!»

Пусть басня грустною была –
Продлила жизнь лисе она!

Случайно бык набрёл на льва,
Что крепко почивал в кустах,
Так льва поникла голова,
Едва успела крикнуть: «АХ. »

Оплакивать пришла мать-львица.
Но гордый бык напомнил ей,
Что сытому и не приснится,
По воле льва – плач матерей!

Кто меркою своею мерит –
Такою будет и отмерен!

Раз бык со львом в престижном баре,
Спокойно пиво попивали.

Но был нарушен их покой.
Звонок и в трубке:«Милый мой!
Мне сообщил сейчас павлин,
Что завезли к ним в магазин,
Мечту для светских львиц, о, Боже,
Товар из крокодильей кожи!
Беги скорее же, мой милый,
И сделай ты меня счастливой!»

Звонок, читатель догадался,
Был льву, но бык, как ни старался,
Не смог дружка уговорить
Остаться в баре пиво пить.

Один был аргумент у льва,
В нём убедительны слова:

«Хоть силы наши и равны,
Ты ж не услышишь от жены
«Беги скорее в магазин»,
Я для жены не господин.
И для тебя, поди, не ново,
Коли жена твоя… корова…
Ну, ну, мой друг, не стоит злиться,
Поверь, корова часто снится,
Что поперёк не скажет слова.
Но у меня, как прежде, львица!»

А вывод басенки таков:
Порой и пожалеешь… львов!

По списку

Созвал, как-то, лев всех зверей на собранье.
Открыл длинный список, что в лапах держал.
Зачем, для чего вдруг собрал утром ранним,
Никто не догадывался и не знал.

Зачитывать начал свой список «Так, значит,
Волк, завтра на завтрак ко мне ты придёшь!
Вопросы?» Звучало в ответ, чуть не плача —
«Нет! Коль от судьбы всё равно не уйдёшь!»

Читать продолжая, взглянул на лисицу –
«В обед…» — так не смог до конца дочитать.
От взгляда того — в страшном сне не приснится —
Сумела лисица упасть и… не встать.

«Так, дальше по списку, не стану томить я.
На ужин, слышь, заяц, тебя буду ждать!
Вопросы?» — как прежде спросил повелитель.
И губы у зайца вдруг стали дрожать.

«А-а-а, можно мне завтра к тебе не явиться?»
Застыл в ожиданье, в молчанье народ.
Что не перестанет, кто знал, список длиться.
«Так. зайца вычёркиваем. где енот?»

Морали для басни быть с лёгкой руки:
У страха, как прежде, глаза велики!


Два крупных зверя — вепрь и лев,
Столкнулись, у воды присев.
И спор затеяли друзья —
Кто первым выпьет из ручья!

Так разорвали б на куски
Друг друга когти и клыки,
Но лев сказал: «Взглянув наверх,
Увидишь воронов вертеп!

Кружа, те птицы с жаждой ждут,
Когда им падаль подадут…
И должно так нам поступить —
Друг другу в споре уступить!»

Так чья-то ссора может дать
Кому-то повод ликовать!

Лев, осёл и тигр


по Абдуллы ибн аль Мукаффы

Пришёл ко льву, царю зверей,
Осёл вдруг с жалобой своей.

«Как только тигра повстречаю,
Что делать, до сих пор не знаю.
Лишь спросит – «Почему без шляпы?»,
По морде бьёт своею лапой»

«Я разберусь с ним, так и знай! –
Лев указал на дверь – ступай!»

Призвал достойного себе.
«За что ты бьёшь осла, приятель?
И что за речь твоя о шляпе,
На кой она нужна тебе?»

Ответ заставил улыбаться –
«А больше не к чему придраться!»

«Так поступать никак нельзя!
Со слабых пусть, ни дать, ни взять,
Но подскажу тебе одну
Причину уважительну! –

Пусть принесёт тебе осёл
Из леса яблоко одно.
И если жёлтое оно,
Не красное – понятно всё!

Причина найдена, так вот,
А дальше – всё наоборот!
Когда придёт из леса с красным,
Ударь, коль жёлтое ждал, ясно?»

Осёл и тигр повстречались.
За яблоком послал хитрец.
С тобой, читатель, догадались,
Что ждал предвиденный конец.

Для тигра был ответ ужасным,
Уж в думу полосатый впал.
Ведь от осла он услыхал –
«Прийти мне – с жёлтым или красным?»

Ан, на семь бед один ответ.
Так распустились снова лапы.
Причины новой вовсе нет.
«Ты почему опять без шляпы. »

Напоминать, кто выше чином,
Не за горами и причина.


Басня Толстого Лев, Осел и Лисица

Басни основного эзоповского сборника

1. Орел и лисица

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало — не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный? Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята наземь — летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла.

Читайте также:  Басня Толстого Два товарища

Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти.

2. Орел, галка и пастух

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: «Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она — орел».

Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами только вызывает смех.

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся, — к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

4. Соловей и ястреб

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать».

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку. вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: «Еще как поросится! даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к Панафинеям кабанчиков». Изумился покупатель на такие слова, а заимодавец и говорит ему: «Что ты удивляешься? погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит».

Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подтвердить ложной клятвою.

6. Дикие козы и пастух

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: «Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтенье перед нами».

Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас, новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он опять заведет новых и предпочтет их нам.

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? «Отлично! — сказали куры, — но только когда тебя нет поблизости».

Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

8. Эзоп на корабельной верфи

Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь. Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп сказал: «Вначале на свете были хаос да вода. Потом Зевс захотел, чтобы миру явилась и другая стихия — земля; и он приказал земле выпить море в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то ваше мастерство окажется никому не нужным.»

Басня показывает, что, когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.

9. Лисица и козел

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: «Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет.

10. Лисица и лев

Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.

Басня Толстого Лев, Осел и Лисица

Басни – очень интересный материал, который можно применять как просто для чтения, так и для развития мышления. Публикуем басни Льва Николаевича Толстого с вопросами и заданиями к ним.

Басни Л. Н. Толстого

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Мораль. Не лги даже в шутку. Потому что когда придёт беда и тебе понадобится помощь, тебе не поверят и не помогут.

  1. Какая у мальчика была работа?
  2. Как он решил пошутить?
  3. Сколько раз мальчик говорил неправду?
  4. Что мальчик сделал, когда набежал волк?
  5. Почему люди ему не поверили?
  6. Что сделал волк со стадом?

Курица и Ласточка

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит: «То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят».

  1. Почему курица стала высиживать змеиные яйца?
  2. О чём предупредила курицу ласточка?
  3. Как змеёныши могли обидеть курицу?

Лев, Осел и Лисица

Лев, осел и лисица вышли на добычу. Наловили они много зверей, и лев велел ослу делить. Осел разделил поровну на три части и говорит: «Ну, теперь берите!» Лев рассердился, съел осла и велел лисице переделить. Лисица все собрала в одну кучу, а себе чуточку оставила. Лев посмотрел и говорит: «Ну, умница! Кто ж тебя научил так хорошо делить?»

Она говорит: «А с ослом-то что было?»

  1. Кто вышел поохотиться?
  2. Сколько добычи они наловили?
  3. Кому первому лев велел делить добычу?
  4. Как осёл разделил добычу?
  5. Почему лев съел осла?
  6. Как лисица разделила добычу?
  7. Почему она так поступила?
  8. Почему лев её похвалил?

Лисица и Виноград

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть. Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены ещё».

  1. Что увидела лисица?
  2. Почему она не съела виноград?
  3. Какими словами она себя утешила? Найди их в тексте и прочитай.

Мужик и Водяной

Мужик уронил топор в реку; с горя сел на берег и стал плакать. Водяной услыхал, пожалел мужика, вынес ему из реки золотой топор и говорит: «Твой это топор?»
Мужик говорит: «Нет, не мой».
Водяной вынес другой, серебряный топор.
Мужик опять говорит: «Не мой топор».
Тогда водяной вынес настоящий топор.
Мужик говорит: «Вот это мой топор».
Водяной подарил мужику все три топора за его правду. Дома мужик показал товарищам топоры и рассказал, что с ним было. Вот один мужик задумал то же сделать: пошел к реке, нарочно бросил свой топор в воду, сел на берег и заплакал.
Водяной вынес золотой топор и спросил: «Твой это топор?»
Мужик обрадовался и закричал: «Мой, мой!»
Водяной не дал ему золотого топора и его собственного назад не отдал – за его неправду.

Мораль. За жадность и лживость подарка не получишь.

  1. Какой инструмент был у мужика?
  2. Почему мужик ста плакать на берегу реки?
  3. Кто мужика пожалел?
  4. Что сначала вынес ему водяной?
  5. Какой следующий топор вынес мужику водяной?
  6. Почему мужик отказался от золотого и серебряного топоров?
  7. Какие топоры отдал мужику водяной в итоге?
  8. Кому рассказал эту историю мужик в деревне?
  9. Кто захотел себе тоже золотой и серебряный топор?
  10. Как другой мужик попробовал обмануть водяного?
  11. Как водяной с ним поступил, когда понял, что его хотят обмануть?

Волк и кобыла

Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:
– Что это у вас жеребёнок один хромает? Или вы полечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет.
Кобыла одна и говорит:
– А ты знаешь, как лечить?
– Как не знать.
– Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в копыте больно.
Волк подошёл к кобыле, и, как зашёл к ней сзади, она ударила его задом и разбила ему все зубы.

  1. Кого захотел съесть волк?
  2. Как он попробовал обмануть кобылу? Что волк ей предложил?
  3. Кобыла поверила волку?
  4. Как она его наказала?
  5. Кто оказался умнее: волк или кобыла?

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, в отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

  1. Где шли два товарища?
  2. Кто на них выскочил?
  3. Как поступили товарищи, спасаясь от медведя?
  4. Что сделал медведь с мальчиком, который лежал на земле?
  5. Как стал насмехаться мальчик, сидевший на дереве?
  6. Что ответил ему товарищ?

Делёж наследства

У одного отца было два сына. Он сказал им:
– Умру – разделите всё пополам.
Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них:
– Как вам отец велел делиться?
Они сказали:
– Он велел делить всё пополам.
Сосед сказал:
– Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину.
Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

  1. Сколько сыновей было у отца?
  2. Как велел отец поделить наследство после его смерти?
  3. Почему братья не могли поделить отцовское добро?
  4. К кому они обратились за советом?
  5. Как сосед предложил делить наследство жадным и завистливым братьям?
  6. Что получилось от такого дележа?
Ссылка на основную публикацию