Басня Толстого Волк и Ягненок

Иван Крылов — Волк и ягнёнок (Басня): Стих

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и отроду нет году», —
Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Анализ / мораль басни «Волк и ягнёнок» Крылова

Произведение «Волк и ягненок» Ивана Андреевича Крылова относится к басне переводной, чей сюжет был заимствован у Лафонтена.

Басня написана примерно в 1808 году. Автору ее в эту пору исполнилось 39 лет, он известен как драматург, служит в Монетном департаменте. По размеру – вольный ямб с охватной и смежной рифмовкой. Басня относится и к социально-бытовым, и к философско-нравственным. Мораль предваряет саму историю: у сильного всегда бессильный виноват. «История» здесь еще один, пусть и безмолвный, персонаж, впрочем, как и Басня. Волк и Ягненок – герои прямиком из народных сказок. Здесь они вполне соотносятся с чертами, которыми их традиционно наделяет народное сознание. Волк зол, Ягненок – кроток. Ягненок в жару пришел «к ручью напиться». Волк, завидев его, «на добычу стремится» (здесь ударение поставлено согласно правилам старой орфографии). «Делу дать законный вид»: прозаизм. Узнаваемая судебная терминология. Ирония в том, что Волк организует целый суд над жертвой, как порой происходит и в людском обществе. Он патетически кричит на испуганную овечку: наглец! И даже издалека видит, что пьет Ягненок «нечистым рылом». Эффектная разбивка слов и инверсия в строке: чистое мутить питье. «Я голову с тебя сорву». Однако! Кажется, Волк разошелся не на шутку. Жертва словно и не замечает, что злодей предъявляет свои права на ручей, хотя он ему и не принадлежит. Адвоката нет, и воспитанный Ягненок защищается самостоятельно. Его речь контрастирует с грубостью обвинителя. Он называет его «светлейшим», «светлостью», как зверя знатного, облеченного властью и влиянием. Ягненок справедливо замечает, что находится в ста шагах (числительное для усиления правдоподобия) от разгневанного Волка, а значит, взбаламутить воду рядом с ним не может. Однако Волк уже вскочил на свой конек: негодный! (еще один незаслуженный эпитет). «В запрошлом лете» Ягненок был, оказывается, неучтив с Волком. Жертва возражает, что отроду ей нет и года. Последовательно отвергает напраслину на несуществующего брата, сестру и прочую родню. Наконец, ему приходится держать ответ за пастухов и их собак. «Все мне зла хотите»: Волк входит в роль мстителя за грехи перед всем волчьим сообществом. На это Ягненок чуть лепечет: ах, чем я виноват? (междометие). Назвавши овечку щенком, Волк тащит ее «в темный лес». Он охотно называет главную вину: хочется мне кушать. Так и у людей: прикрываясь нормами закона, порой преследуют невиновного, бедного, сироту.

Впервые «Волка и ягненка» И. Крылов разместил на страницах «Драматического вестника».

Мораль басни “Волк и Ягненок” Крылова (анализ, суть, смысл)

Басня “Волк и ягненок”.
Художник А. Н. Комаров

Басня “Волк и Ягненок” Крылова была впервые опубликована в “Драматическом вестнике” в 1808 г. О времени написания басни данных нет.

Крылов относил басню к числу “переводов или подражаний”. Произведение является обработкой басни Лафонтена “Волк и ягненок” (“Le loup et l’agneau”). Последняя в свою очередь восходит к произведениям Эзопа и Федра.

В этой статье представлены материалы о морали басни “Волк и Ягненок” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни “Волк и Ягненок” Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни “Волк и ягненок” заключается в том, что иногда люди, обладающие силой и властью, притесняют слабых и беззащитных, делая вид, что поступают при этом по закону. Например, такие негодяи могут оговорить, оклеветать ни в чем не повинных людей, чтобы создать им проблемы и добиться своего.

“Волк и Ягненок”.
Иллюстрация К. И. Рудакова

Своей басней Крылов осуждает такие пороки, как корыстолюбие, лицемерие, злоупотребление властью, жестокость, подлость, лживость.

Сам Крылов поясняет мораль басни “Волк и ягненок” в ее первых строка:

“Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.”

“Под Волком здесь выставляется человек сильный и вместе с тем злой, корыстолюбивый, который для своей выгоды готов задушить каждого, самого кроткого, невинного человека, какого и должно разуметь под Ягненком.

Возле большого дома богача стоит домишко бедняка, но вот захотелось богачу протянуть свой дом по земле бедняка и давай он к нему придираться, ни с того ни с другого взводит на него разные кляузы и кончит тем, что оттягает-таки последнее достояние у бедняка. С таким человеком нечего тягаться; старайся только заблаговременно удалиться от него, потому что у него такая же расправа, как и у волка.” (Хемницер И. И., “Басни, избранные из Хемницера и Крылова. “, ред. В. Золотов, СПб, т-во “Обществ. польза”, 1878 г.)

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:

Рисунок А. Бубнова

У сильного всегда бессильный виноват”, когда нужно покорыстоваться на счет последнего. Но сильный все же сознает в глубине души свою неправоту и старается, хотя бы только для виду, дать делу законный вид и толк (“Волк и ягненок”).” (Д. И. Тихомиров, “Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа”, Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

“Большинство басен [Крылова] представляют собою превосходные одноактные пьесы-миниатюры: резкие, яркие характеры действующих лиц, живой и остроумный диалог, быстрое развитие действия. Слова от автора напоминают сценические ремарки – пояснения действий. Разве его “Демьянова уха”, “Волк и Ягненок”. не маленькие пьески. ” (И. В. Сергеев, книга “И. А. Крылов”, Москва, “Молодая гвардия”, 1945 г., серия “Великие русские люди”)

“Вся гнусность грубого насилия, соединенного с лицемерием и обманом, является. в баснях: “Волк и Ягненок”, “Волк и Кукушка”, “Волк и Кот”, “Кошка и Соловей”, “Соловьи”.” (В. И. Водовозов, “О педагогическом значении басен Крылова”, 1862 г.)

Такова мораль басни “Волк и ягненок” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Басня Толстого Волк и Ягненок

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или “читалке”.

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Снегурочка
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Неизвестно
1 минуту назад

Низкий дом с голубыми став.
1 минуту назад

Неизвестно
1 минуту назад

Снегурочка
2 минуты назад

Не гони ее, тихую гостью, .
2 минуты назад

Неизвестно
2 минуты назад

Неизвестно
2 минуты назад

Детский час

для детей и родителей

Басни Крылова про Овцу

Давно замечено, что басни Крылова изображают русскую жизнь и у него даже слоны, львы – животные, не бродящие на просторах России — не мешают его басне оставаться национальной. Не портит «национальную» картину и такое животное, как овца. Немало басен, написанных Крыловым, посвящено именно ей. Овца – одно из популярных в России животных.

Согласно словарю Ожегова, овца – небольшое домашнее парнокопытное жвачное животное, с густой волнистой шерстью; млекопитающее, относящееся к семейству полорогих.

Овца – это животное, являющееся символом кротости, робости, смирения, безропотности, граничащей с недалёкостью и ограниченностью. «Не будь овцой» — так говорят в том случае, когда имеет место бессловесность, глупая покорность.

«Волки и Овцы»
Овечкам от Волков совсем житья не стало,
И до того, что, наконец,
Правительство зверей благие меры взяло
Вступиться в спасенье Овец:
И учрежден Совет на сей конец.
Большая часть в нем, правда, были Волки;
Но не о всех Волках ведь злые толки.
Видали и таких Волков, и многократ, —
Примеры эти не забыты, —
Которые ходили близко стад
Смирнехонько, когда бывали сыты;
Так почему ж Волкам в совете и не быть?
Хоть надобно Овец оборонить,
Но и Волков не вовсе ж притеснить.
Вот заседание в глухом лесу открыли,
Судили, думали, рядили
И, наконец, придумали закон.
Вот вам от слова в слово он:
«Как скоро Волк у стада забуянит
И обижать он Овцу станет,
То Волка тут властна Овца,
Не разбираючи лица,
Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,
В соседний лес иль в бор».
В законе нечего прибавить, ни убавить;
Да только я видал до этих пор, —
Хоть говорят, Волкам и не спускают, —
Что будь Овца ответчик иль истец,
А только Волки все-таки Овец
В леса таскают.

Басни Крылова про Овцу – хлёсткие, меткие, как и, собственно говоря, и многие сатирические произведения знаменитого автора.

«Мирская сходка»
Какой порядок ни затей,
Но если он в руках бессовестных людей —
Они всегда найдут уловку,
Чтоб сделать там, где им захочется, сноровку.

В овечьи старосты у льва просился волк.
Стараньем кумушки-лисицы
Словцо о нем замолвлено у львицы;
Но так как о волках худой на свете толк,
И не сказали бы, что смотрит лев на лица, —
То велено звериный весь народ
Созвать на общий сход
И расспросить того, другого,
Что в волке доброго он знает иль худого.
Исполнен и приказ: все звери созваны.
На сходке голоса чин-чином собраны;
Но против волка нет ни слова,
И волка велено в овчарню посадить.
Да что же овцы говорили?
На сходке ведь они уж, верно, были? —

Вот то-то нет! Овец-то и забыли!
А их-то бы всего нужней спросить.

В Отечестве нашем не было другого такого сильного ума, который бы, подобно Крылову, усвоил себе, или, лучше сказать, воплотил в себя самые стихии народной индивидуальности, психологические особенности народа, его воззрения на вещи, весь склад его диалектики, приёмы его мысли и слова. Получив в дар от природы необыкновенный ум, он как бы вторично принял его из богатой сокровищницы народных умственных сил и стал народным писателем не потому уже, что того хотел, а потому что не хотеть этого не мог.

«Пестрые Овцы»
Лев пестрых невзлюбил овец.
Их просто бы ему перевести не трудно;
Но это было бы неправосудно:
Он не на то в лесах носил венец,
Чтоб подданных душить, но им давать расправу;
А видеть пеструю овцу терпенья нет!
Как сбыть их и свою сберечь на свете славу?
И вот к себе зовет
Медведя он с Лисою на совет,
И им за тайну открывает,
Что, видя пеструю овцу, он всякий раз
Глазами целый день страдает,
И что придет ему совсем лишиться глаз,
И как такой беде помочь, совсем не знает.
«Всесильный Лев! — сказал, насупившись, Медведь, —
На что тут много разговоров?
Вели без дальних сборов
Овец передушить. Кому о них жалеть?»
Лиса, увидевши, что Лев нахмурил брови,
Смиренно говорит: «О царь! наш добрый царь!
Ты, верно, запретишь гнать эту бедну тварь —
И не прольешь невинной крови.
Осмелюсь я совет иной произнести:
Дай повеленье ты луга им отвести,
Где б был обильный корм для маток,
И где бы поскакать, побегать для ягняток;
А так как в пастухах у нас тут недостаток,
То прикажи овец волкам пасти.
Не знаю, как-то мне сдается,
Что род их сам собой переведется;
А между тем пускай блаженствуют оне;
И что б ни сделалось, ты будешь в стороне».
Лисицы мнение в совете силу взяло
И так удачно в ход пошло, что, наконец,
Не только пестрых там овец —
И гладких стало мало.
Какие ж у зверей пошли на это толки?
Что Лев бы и хорош, да все злодеи волки!

В Александровскую эпоху Крылов для многих был баснописцем хотя и хорошим, но не первостепенным: признать его таковым мешало уважение к Ивану Ивановичу Дмитриеву. Но всё же истинным своим торжеством в России басня обязана именно Крылову. Но если признание Крылова первенствующим баснописцем в начале его деятельности далеко не было всеобщим, то зато в конце этой деятельности популярность его возрастала чрезвычайно быстро.

«Змея и Овца»
Змея лежала под колодой
И злилася на целый свет:
У ней другого чувства нет,
Как злиться: создана уж так она природой.
Ягненок в близости резвился и скакал;
Он о Змее совсем не помышлял.
Вот, выползши, она в него вонзает жало:
В глазах у бедняка туманно небо стало;
Вся кровь от яду в нем горит.
«Что сделал я тебе?» — Змее он говорит.
«Кто знает? Может быть, ты с тем сюда забрался,
Чтоб раздавить меня», — шипит ему Змея, —
Из осторожности тебя караю я».—
«Ах, нет!» — он отвечал,— и с жизнью тут расстался.

В ком сердце так сотворено,
Что дружбы, ни любви не чувствует оно
И ненависть одну ко всем питает,
Тот всякого своим злодеем почитает.

«Крестьянин и Овца»
Крестьянин позвал в суд Овцу;
Он уголовное взвел на бедняжку дело;
Судья — Лиса: оно в минуту закипело.
Запрос ответчику, запрос истцу,
Чтоб рассказать по пунктам и без крика:
Как было дело, в чем улика?
Крестьянин говорит: «Такого-то числа,
Поутру, у меня двух кур не досчитались:
От них лишь косточки да перышки остались;
А на дворе одна Овца была».
Овца же говорит: она всю ночь спала,
И всех соседей в том в свидетели звала,
Что никогда за ней не знали никакого
Ни воровства,
Ни плутовства;
А сверх того она совсем не ест мясного.
И приговор Лисы вот, от слова до слова:
«Не принимать никак резонов от Овцы:
Понеже хоронить концы
Все плуты, ведомо, искусны;
По справке ж явствует, что в сказанную ночь
Овца от кур не отлучалась прочь;
А куры очень вкусны,
И случай был удобен ей;
То я сужу, по совести моей:
Нельзя, чтоб утерпела
И кур она не съела;
И вследствие того казнить Овцу,
И мясо в суд отдать, а шкуру взять истцу»

В девятнадцатом веке, в то время, как русский самобытный роман, можно сказать, ещё зарождался, русская басня достигла уже высшей степени своего развития под пером Крылова.

«Овцы и Собаки»
В каком-то стаде у Овец,
Чтоб Волки не могли их более тревожить,
Положено число Собак умножить.
Что ж? Развелось их столько, наконец,
Что Овцы от Волков, то правда, уцелели,
Но и Собакам надо ж есть:
Сперва с Овечек сняли шерсть,
А там, по жеребью, с них шкурки полетели,
А там осталося всего Овец пять-шесть, —
И тех Собаки съели.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Содержание, анализ и мораль басни Крылова «Волк и Ягненок»

Анализ и мораль басни Крылова «Волк и Ягненок» может потребоваться для разбора сюжета на уроке литературы. Небылица учит высмеивать злоупотребление должностными полномочиями, лицемерие и подлость. В этом произведении есть свой смысл, как и в остальных творениях поэта. Написано оно в XIX столетии, но не потеряло актуальности и сегодня, так как в современном обществе отсутствует социальное равенство.

Мораль произведения

Готовая басня впервые опубликовалась в издании «Драматический вестник» в 1808 г. О времени создания и истории написания произведения сообщений нет. Непосредственно писатель относит басню к «подражаниям или переводам».

Басня является переделкой художественного произведения Лафонтена «Волк и ягненок». При этом она восходит к повествованиям Федра и Эзопа.

Это повествование не имеет классической структуры, поскольку мораль «Волк и Ягненок» находится в начале басни (в отличие от остальных произведений), а не в конце.

Аллегорическая басня показывает проблему отношений слабых и сильных, невозможность первых отстоять собственные права в споре с последними.

Уже с первых строчек автор описывает идею и понятие о том, какова мораль басни и какой вопрос будет рассматриваться. Он указывает на то, что у человека, обладающего силой, все время виновен тот, кто слабей его. Даже если последний не сделал ничего плохого. Просто выместить гнев на том, кто не сможет сравниться по физической и моральной силе намного проще.

Не сложно, но подло. Именно так у некоторых получается как самоутвердиться, так и получить уважение у людей, которые не разбираются в сложившейся ситуации.

Мораль басни «Волк и Ягненок» актуальна и в современном обществе. Поскольку сила — это не все время физические данные. Это еще и особые полномочия, власть, статус. Так, овца символизирует обычных людей, а волки — это представители закона, государственные служащие, политики.

Безусловно, последние считают, что пытаются отстоять интересы общества. Но у некоторых людей есть такая негативная черта характера — им невозможно что-то доказать. Чаще всего они думают лишь о себе и пользуются своим положением. Если они посчитали, что человек виновен в чем-то, то у того нет другого пути, помимо того как быть наказанным. Ведь его аргументы никто не станет выслушивать.

Также волками бывают и люди, которые любят оклеветать кого-то, опорочить честное имя только из неприязни, создать остальным проблемы, чтобы достигнуть собственной цели. Смеются, злоупотребляя своим должностным положением.

Идея басни

Каждый текст басни учит чему-то хорошему, поскольку в этом основное назначение этого рассказа, ведь в нем существует мораль. Крылов описывал в своих сочинениях жизненные ситуации, которые и сегодня животрепещущие и злободневные.

Это произведение учит тому, что никогда не нужно пользоваться своим положением, использовать власть и силу. Не надо это делать только, чтобы унизить людей, которые не могут сопротивляться, отстоять свою позицию. Естественно, суть басни находится гораздо глубже.

В ней описывается бесправие обычного русского народа. Писатель пытается восстановить справедливость, но осознает, что противостоять толстым волкам трудно. Они пользуются своей властью так, как им угодно, их сложно остановить. Однако Крылов пробует сделать это хотя бы с помощью творчества. Ведь, даже если эту проблему поднимут и в дальнейшем о ней заговорят — это уже весомая лепта в ее искоренении.

Писатель указывает на то, что главное — это справедливость. И если человек обладает властью или силой, их нужно направить на восстановление справедливости, а не чтобы унижать невинных. Помимо этого, поэт показывает вероломным и подлым образ волка, описывает, как отвратительно он может себя иногда вести.

Основная мысль

Проводя анализ басни «Волк и Ягненок», основную мысль можно проследить сразу. Она находится в первых строчках, как и мораль.

Существует несколько типов людей:

  1. Одни — корыстные, лицемерные, коварные, алчные, однако им все прощается, ведь у них есть полномочия и власть.
  2. Другие не несут чего-то плохого, однако у них нет ни статуса, ни права.

То есть, чтобы ни сделал последний тип, для первого он все время будет виноватым. Только из-за того, что у него нет возможности опровергнуть вину, так как человека никто не слушает. Как и в естественной среде, сильный поедает слабого.

Но «сильных» пугает ответственность. Эти люди никогда не признаются в собственных недостатках и злодеяниях. Легче обвинить слабого и бесправного. В действительности это довольно низко.

Главное — добиться справедливости. Это сделать трудно, но вполне возможно. Ягненок, который просто в жаркий день пришел к ручью воды попить (в этом случае обычный народ), не должен молчать и искать оправдания. Нужно заявить о собственных правах и потребовать их выполнения, бороться за справедливость. Естественно, для этого нужно сплотиться.

Тема высмеивания

Басня высмеивает людей, думающих, что стать сильнее можно только благодаря унижению слабых. Произведение осуждает людей, которые пользуются рабочим положением или статусом в собственных целях, а также тех, кто пытается переложить ответственность за свои деяния на других. И не просто на других, а на людей, которые не могут дать достойный отпор. Но, даже если они и подбирают какие-то слова, обидчики их просто не слушают.

Можно уверенно говорить, что поэт высмеивает политиков и власть, которая, как и волк, избавляется от неугодных, наказывает за свои оплошности, а сама дальше жирует, оставаясь свободной. Обычные люди в этом случае — безропотные овцы, они хоть изредка и пытаются отстоять собственное мнение, однако это выходит совершенно неубедительно. При этом у «волков» изначально все решено — кто слабее, тот и виновен, как и в сказке Кривина «Волк на елке».

Характеристики главных персонажей

Описать главных персонажей басен Крылова несложно. Они делятся на плохих и хороших. Характеристика героев Крылова «Волк и Ягненок»:

  1. Волк — подлый, бессовестный, бесстыдный, алчный. Это трус, поскольку обижает лишь слабых, а с соперником в таком же статусе, вероятно, не связывался бы. С овцой себя ведет смело и по хамски. Не проявляет уважение к собеседнику («тыкает ему»). Придирчив — все время мотивирует причины вины овцы. Это у волка выходит не самым лучшим образом. Однако жертва так сильно боится его, что потеряла возможность строить логические цепочки. Можно заметить, что главный герой практикует это поведение уже продолжительное время. Его действия происходят по четкой схеме. Это позволяет выдвинуть теорию, что этих овец в его жизни были и будут сотни.
  2. Овца — это аллегория. Ягненок является интеллигентным, воспитанным, скромным, обходительным. Помимо того, что он пытается оправдаться перед своим мучителем за то, что ни в чем не виноват, он еще и сделал это учтиво, общаясь с волком как к высшим существом. Но это и показывает взаимоотношение «народ-власть». Персонаж называет обидчика на «Вы», употребляет довольно сложные речевые обороты, которые характерны для официального разговора той эпохи. Этот слог вполне можно было использовать при общении с государем-императором.

Эта басня говорит о том, что власть человека обязана быть направлена только на то, чтобы восстановить справедливость. Можно лишь восхищаться уникальной способностью Крылова тонко и немногословно напомнить сильным мира сего, как иногда низко они себя могут вести.

Книжку «Басни» Крылова я знаю еще с самого детства. Помню, «Волк и Ягненок» нам задавали выучить наизусть, но многие я просто так прочла, когда уже стала взрослой. Все басни довольно интересные, при этом очень поучительные. И, наверное, почти всем известные.

«Мартышка и очки», «Волк и Ягненок» и множество других — во всех баснях описывается мораль, некий вывод. Басни смогут нас многому научить. Особенность написания басен, как я считаю, заключается в очень простом языке, который легок для восприятия, можно читать как детям, так и взрослым. Читается приятно и легко. В некоторых ситуациях эти басни даже комичны. Но необходимо словить главное: смысл басни и мораль.

Книжку Крылова нам подарили в садике на Новый год, точней, ее всем подарили — это решал родительский комитет, просто она очень универсальная, еще в дальнейшем в школе потребуется. Что относительно самих басен — это, естественно, на любителя. Читать их сложно, смысл понять детям трудно. Как-то она у меня больше вызывает ассоциации со школьным возрастом, маленькие дети ее не любят, потому читаем нечасто. Но все басни все равно очень поучительные.

«Волк и ягненок»: сила против бессилия, а также наоборот

Меню статьи:

Итак, в этой статье нам интересен текст под названием «Волк и ягненок». Искушенный читатель, безусловно, сразу поймет, увидев название, – это творение рук Крылова.

Начало XIX века, 1808 год ознаменовался публикацией этого произведения в издании «Драматический вестник». Впрочем, литературоведы не пришли к единому мнению о времени создания этой басни. Автор поступил оригинально, поместив традиционную для басни мораль в начало текста. Крылов пишет, что сильный герой всегда обвиняет в своих бедах бессильного, слабого героя. Писатель считает, что это жизненное правило насчитывает массу повторений:

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…

Что ж, пожалуй, стоит поближе присмотреться к посланию русского баснописца.

Из истории написания текста

Как известно, русский баснописец часто заимствовал сюжеты у своих иностранных коллег. Например, у известного классика басенного жанра – Лафонтена. Поэтому данное произведение писатель тоже признает таким «переводом или подражанием» великим баснописцам. Кроме того, мы знаем, что и у самого Лафонтена имелась притча-басня с похожим названием – Le loup et l’agneau, то есть буквально речь идет о «Волке и ягненке». Но французский литератор в своем творчестве также опирается на великих учителей древности. Например, Лафонтен открыто обращается к Эзопу и Федру.

Кратко о сюжете произведения

Автор представляет читателям несколько образов. Первый герой – ягненок. Для этого персонажа характерна смелость и решительность. Ягненок не боится хищника, доказывая, что прав. Однако, даже если ягненок, действительно, прав, то попытки доказать эту правоту только злят другого героя – волка.

О центральных героях басни

Это крыловское произведение называют редким не только из-за исключительной структуры, композиции текста. Есть и другая особенность – одинаковая важность обоих действующих лиц произведения. Герои так сильно привязаны друг к другу, словно слиты вместе. Писатель демонстрирует комплементарность протагониста с антагонистом.

Образ ягненка

Итак, положительный герой, протагонист, ягненок олицетворяет среднего, самого обычного человека, бедняка. Ягненок отчаянно пытается доказать собственную правоту, однако волк все равно говорит, что смерти ему не избежать. Крылов рассказывает поучительную историю о том, как сильные люди злоупотребляют своими возможностями и властью. Сильный человек всегда может притеснить более слабого человека. Этот мир устроен несправедливо, так как часто сила и власть выдаются за правду.

Ягненок – это олицетворение беззащитности, бесправности народа, а также каждого отдельного человека-простеца. Герой использует свое единственное оружие – доброе слово, надеясь, что доброта смягчит волка.

Однако изначально ягненок обречен, так как бедняга бессилен перед более сильным противником. Ягненок общается с волком как со знатной особой, почтительно. Реплики героя краткие, робкие, лаконичные, но емкие, содержательные.

«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу»…

Образ волка

Антагонист, отрицательный герой, волк представлен богатым и знатным человеком. Этот персонаж знает, что такое власть, умеет пользоваться своими полномочиями, часто злоупотребляя возможностями, привилегиями.

Несмотря на то что второй герой, вероятно, прав, сильный персонаж упорно заявляет: попытки тщетны – жертва будет съедена:

«Ах, я чем виноват? – «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»…

После этих слов хищник утащил свою добычу в лесную чащу. Хемницером, известным поэтом, смысл крыловского текста в целом, а также образа волка в частности был выражен в следующем:

  • волк – это воплощение сильного, властолюбивого и злого человека, корыстолюбивого, готового из эгоистичных побуждений расправиться даже с невинным человеком;
  • слабый герой, овечка – это, напротив, кроткое, невинное существо, которое не в состоянии постоять за себя;
  • волк не стесняется пользоваться своей властью, выгодами своего положения;
  • герой пренебрегает правилами и законами, осознавая собственную безнаказанность;
  • в общении с ягненком волк ведет себя грубо, жестоко и обозленно, часто оскорбляет слабого героя (например, волк использует в отношении ягненка такие слова, как «пес» и «нечистое рыло»);
  • волк – наглое существо, бесстыдное, не боящееся выставлять всю свою суть наружу;
  • единственный выход – просто не взаимодействовать с более сильным человеком, с богачом, так как законы общества все равно окажутся на его стороне (даже если тот и не прав):

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву»…

В своих комментариях к крыловским произведениям Хемницер пишет так:
Возле большого дома богача стоит домишко бедняка, но вот захотелось богачу протянуть свой дом по земле бедняка и давай он к нему придираться, ни с того ни с другого взводит на него разные кляузы и кончит тем, что оттягает-таки последнее достояние у бедняка. С таким человеком нечего тягаться; старайся только заблаговременно удалиться от него, потому что у него такая же расправа, как и у волка…

Главное: о морали произведения

Крыловское творение считают редкой басней, которая начинается с морали, ведь обычно в этом жанре мораль завершает произведение. С самого начала повествования писатель задает читателям определенное настроение. Адресат знает, о чем дальше будет говорить автор. Крылов в красивой, литературной форме подает читателям известную истину: сила часто автоматически означает правоту. И правда, разве может заведомо беззащитное существо (ягненок) доказать что-то сильному, жаждущему крови волку? Но автор также намекает волку, что однажды найдется управа и на него – кто-то, сильнее волка. И вот уже хищник становится жертвой.

Где же прячется основной смысл, посыл автора? Если сформулировать суть в одном предложении, то получится так: слабые люди часто становятся жертвами сильных мира сего. Мир несправедлив. Побеждает не правда, не истина, но сила. Неправедные поступки скрываются под масками закона и праведности. В образе волка предстают типичные негодяи, для которых солгать, оклеветать невинного человека – сущая ерунда. В итоге, как правило, такие люди добиваются своей цели, создавая проблемы менее сильному человеку.

Педагог Тихомиров считает ключевым смыслом произведения акцент на неизбежной вине слабого перед сильным. Богач живет за счет бедняка – таковы правила. Однако даже сильные мира сего осознают собственную вину и неправоту – пусть и очень глубоко в душе. Поэтому они стараются придать своим нечестивым поступкам вид закона. Коллега Тихомирова, Водовозов акцентирует внимание на гнусности грубой жестокости, насилия, лицемерия и обмана, которое мастерски раскрывает автор. Причем эта тема проявляется не только в этом произведении. Можно также вспомнить другие похожие творения Крылова: «Кошку и Соловья», «Волка и Кукушку», «Волка и Кота» и т. д.

Художественные особенности творения Крылова

Олицетворение как оружие баснописца

Крылов использует классический для этого жанра прием – вводит в текст образы животных. Таким способом автор демонстрирует читателям, насколько сильные люди бывают жестокими и агрессивными, а слабые – беззащитными и неуклюжими в попытках защитить себя. Сильные люди оправдывают агрессию, обращаясь к букве закона, выворачивая наизнанку правила и мораль.

В мире животных жестокость, правило выживания – это естественный порядок вещей, норма. Однако люди живут по другим правилам. В обществе в центре отношений людей находится нравственность, и часто выживают не сильные, а слабые, – благодаря морали. Тем не менее, Крылов демонстрирует «право сильных», которое грубо попирает справедливость. Закономерно, что писатель осуждает такой порядок, который полностью игнорирует здравый смысл. Хотя ягненок олицетворяет человека, способного предоставлять ясность доводов, доказывать собственную невиновность, этот герой терпит поражение.

Крылов как мастер слова

Богатство лексики и виртуозность слов, мастерство во владении средствами художественной выразительности – характерная черта творчества Крылова. Писатель использует контекстные синонимы и перифразы (например, «светлейший волк», «светлость»). Особенно этот прием выделяется в обращении ягненка к своему сильному господину – волку. Слабый герой не обращается к сильному персонажу напрямую.

Басня «Мартышка и очки» в полной мере отражает мастерство Ивана Крылова, который высмеял высокопоставленных глупых и недальновидных чиновников, используя при этом образ невежественной и бестолковой Мартышки. Предлагаем читателям ознакомиться с описаниям этого произведения

Кроме того, одновременно эти словосочетания являются яркими эпитетами. Писатель использует и другие эпитеты: «нечистое рыло», «темный лес»… А также в произведении масса встречается разнообразных синонимов («желать зла», «вредить»).

Инверсии и анафоры в тексте

Для такого жанра как басня также характерно использование инверсий. Для чего автор это делает? Например, так писатель переносит акцент на последнюю часть фразы, подчеркивая таким образом важность этих последних слов. Этот прием можно увидеть в следующих местах произведения:

  • «о том, как в баснях говорят»;
  • «гневаться напрасно он изволит»;
  • «нет братьев у меня»;
  • «зашел к ручью напиться»;
  • «голодный рыскал волк»;
  • «чистое мутить питье мое» и т. д.

Крылов также использует редкий прием анафоры – единого звукового, лексического начала (которая сливается с амплификацией – популярным риторическим приемом): «…вы сами, ваши псы и ваши пастухи, вы все…».

Своеобразие авторской манеры писателя

Нельзя не отметить авторскую манеру баснописца – узнаваемую и уникальную. Форма стиха, наличие гипербол, ярких метафор, метонимий – все это характерные черты крыловских текстов.

Важной в произведении предстает и антитеза, которая емко выражает ключевую мысль автора. Речь идет о фразе, что сильные всегда винят во всех бедах бессильных.

Настроение произведения

Обращения, которые автор вводит в текст, обычно окрашены весьма иронично. Таковым является, к примеру, слово «приятель». Также писатель часто использует разговорные слова, обороты. Этот прием делает речь яркой, цветастой, а что самое важное – доступной для читателей любого интеллектуального уровня. Пожалуй, для басен характерна многоплановость, предполагающая разные уровни восприятия текста.

Крылов – любитель фольклорных оттенков. В тексте масса просторечных слов: «надобно», «рыскал», «слыхана ль», «донесть», «такова» и т. д. Чтобы лучше раскрыть сущность персонажей, ярче представить характеристику героев, писатель вводит в произведение диалоги. Также эта форма предполагает риторические вопросы и восклицания, которые позволяют читателям увидеть все аспекты описанной ситуации.

Что осуждает автор?

Безусловно, жанр басни всегда предполагает мощный нравственный посыл. Писатель раскрывает моральные пороки общества, осуждая лицемерных, корыстных, жестоких, подлых, лживых людей, злоупотребляющих своим положением и властью. В целом мораль произведения выражается нестандартно – в самом начале текста.

Благодаря актуальности и вечности проблематики, которую затрагивает автор, «Волка и ягненка» буквально разобрали на цитаты. Многие фразы из крыловского шедевра стали крылатыми. Любопытно, что Крылов, начиная свой текст, говорит об историчности событий произведения. Писатель приходят к печальным выводам: человек, видимо, учится только на собственных ошибках, а история ничему не учит людей. Но как же так, ведь история – это кладезь образов насилия, жестокости, легенд, где слабые государства поглощаются более сильными, вооруженными до зубов, державами! Используя форму басни, приводя причудливые сюжеты, писатель старается научить читателей обращать внимание на историю.

Творчество Крылова как пьеса-миниатюра

Это замечательное сравнение придумал критик Сергеев. Комментируя суть, мораль и смыслы крыловских произведений, литератор отметил, что творчество автора напоминает пьесу-миниатюру. Это словно небольшие одноактные драматические произведения. Басни отличаются резким, ярким характером, четко очерченными фигурами ключевых персонажей, живыми, остроумными диалогами, динамичностью действий. События развиваются быстро, стремительно.

«Волк на псарне» – одна из басен Ивана Крылова, которая наделена историческим смыслом. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Автор комментирует свой текст, словно вставляя ремарки – как это делают со сценическими произведениями. То есть Крылов, словно для театральной постановки, объясняет сюжет и действия героев. Предваряя основной текст центральной мыслью, выводом, автор делает свое творение запоминающимся. Кроме того, так как мораль поставлена перед самим текстом, эта часть произведения является тезисом, иллюстрирующим посыл писателя.

Символы крыловской басни

Крылов делает своих персонажей не просто образами, но символами. Например, волк – это символ безнаказанности, силы, власти. Ягненок – наоборот. Волк умеет оправдать собственные поступки якобы неправильными действиями (проступками) слабого героя. Каждая новая реплика волка делает проступок ягненка более и более тяжелым. Таким образом, волк выступает в образе судьи.

Поначалу слабого героя обвиняют в халатности, в неаккуратном поведении. Второе обвинение – грубость. Очередная фраза волка – это демонстрация накала страстей, апогея. Волк сумел обвинить ягненка и всех овец в целом в проявлении ненависти к роду волков. Также, по мнению волка, хищников ненавидят пастухи и собаки.

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи…

Что ж, волк – великий мастер-демагог, который приписывает себе участь жертвы. Все выворачивается наизнанку.

«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!»…

При этом все читатели знают, почему волков ненавидят: за жестокость, агрессию, разрушительное поведение хищников. Но ягненку даже не дается слово, потому что герой не может защититься от более сильного героя. Так Крылов демонстрирует жестокую правду жизни.

Выводы из произведения

Крылов деликатно обращается к одной из самых болезненных тем – бесправию простых людей. Писатель получил репутацию ярого защитника обиженного народа, а потому трудно было упустить возможность еще раз раскрыть эту тему в басне. Крылов легко расставляет все нюансы по местам. По традиции, автор высмеивает в тексте пороки общества в целом и отдельных людей в частности. Эти пороки социума следует, по мнению Крылова, искоренять, исправлять. Однако сила, которая вышла из-под контроля, неуправляема, эту стихию почти невозможно остановить. Сильные мира сего не нуждаются в оправданиях за свои злодеяния. Писатель надеется, что однажды сила и власть будут работать на интересы простого народа, будут помогать восстанавливать справедливость.

Что ж, Крылов заставляет лишь восхититься своей способностью выражать лаконичным и острым словом пороки социума. Так что автор снова и снова напоминает более сильным людям, как гнусно те обращаются с более слабыми людьми.

Финал, где волк приводит последний довод, является своеобразным моментом истины. Герой, отбросив маски, изрекает правду. Ягненок – это символ искупительной жертвы, которая страдает, претерпевает за всех овец в целом. Порой литературоведы и критики видят в этом моменте басни отсылку к сюжетам из Библии.

Читайте также:  Басня Михалкова Грибы
Ссылка на основную публикацию