Басня Толстого Зайцы и Лягушки

Главная мысль сказки зайцы и лягушки. Русская народная сказка «Зайцы и лягушки

Басня «Зайцы и лягушки» – клич всем тем, кто постоянно жалуется на свою судьбу, профессию и неудачи, это в некотором роде отрезвляющий рассказ, помогающий найти в себе силы для борьбы и моделирования собственного пути своими же силами.

Басня «Зайцы и лягушки»

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: и от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся! И поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц говорит:

– Стойте, ребята! Подождем топиться; вот лягушачье житье, видно, еще хуже нашего: они и нас боятся.

Мораль басни Толстого «Зайцы и лягушки»

Мораль басни «Зайцы и лягушки» весьма жизнеутверждающая, она помогает поднять давно опущенные руки уставших от проблем людей, убеждает в том, что не все неудачи являются признаком испорченной жизни, что не все беды ведут к поражению, и что не стоит забывать о существовании выхода из любой, даже самой сложной, ситуации.

Все познается в сравнении, и не стоит забывать, что ваше желание убежать от проблем кому-то может показаться лишь жалким проявлением слабости.

Анализ басни «Зайцы и лягушки»

В басне «Зайцы и лягушки» автор раскрывает своему читателю поучительную историю о том, как зайцы решили утопиться, дабы таким образом избавиться одним разом от всех своих страхов и проблем. Однако, придя к озеру, они заметили, как испуганные их появлением лягушки сразу же прыгнули в воду. Зайцы тут же отказались от своей затеи, расценив такой поступок, как открывший им глаза на свое существование. Ведь их страхи еще не так велики, если учесть, что лягушки даже зайцев боятся. Жизнь жителей озера показалась еще более пугливой и неудачной, а раз так, то зайцам не так уж и плохо на своем месте.

Периодически все мы тоже жалуемся на все что угодно, порой даже не осознавая ничтожность своего нытья. Мы забываем о том, что нам дарована жизнь для победы в различных испытаниях, в которых мы просто не имеем право раскисать и давать властвовать над собой угнетающим и губительным эмоциям.

Зайцы и лягушки

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь:

– И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся!

И поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц говорит:

– Стойте, ребята! Подождём топиться; вот лягушачье житьё, видно, ещё хуже нашего: они и нас боятся.

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

Дедушка Мазай и зайцы I В августе, около Малых Вежей С старым Мазаем я бил дупелей. Как-то особенно тихо вдруг стало, На небе солнце сквозь тучу играло. Тучка была небольшая на нём, А разразилась жестоким дождём! Прямы и светлы, как прутья стальные, В землю вонзались

Зайцы Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые – озимыми и травой, гуменники – хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники – и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц

Две лягушки Жили-были две лягушки. Были они подругами и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная, весёлая, а другая была ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня. Про неё даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском

«Черепановский педагогический техникум»

Число: 12. 04.2016 г.

Учитель: Шелест. Л.В.________

Студентка: Кульмаметьева М.Х.

Тема: К. Ушинский. Гусь и журавль. Л. Толстой. Зайцы и лягушки.

познакомить со сказками К. Ушинского «Гусь и жу равль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; прививать интерес и лю бовь к устному народному творчеству; упражнять в выразитель ном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.

Формирование УУД:

Регулятивные: ученики научатся давать полные ответы на вопросы учителя,высказывать собственное мнение опираясь на жизненный опыт

Познавательные : Ученик получает возможность познакомится с рассказами « Гусь и журавль», «зайцы и лягушки» научатся анализировать прочитанный текст,находить главное произведения.

Личностные: проявлять интерес к поэзии; получать эстетическое удовольствие от чтении рассказов русских классиков

Коммуникативные: слушает и понимает речь других; ученики получат возможность высказывать собственное мнение, адекватно использовать средства речевого общения

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник 1 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.

I. Мотивация

Прозвенел и смолк звонок,

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

Дала Люся гуся Дусе
Дуся без ума от гуся,
Без гуся скучает Люся
Не вернет ей Дуся гуся.

О ком говорится в скороговорке?

Что сделала Люся?

Прочитайте глазами про себя.

Прочитайте медленно, быстро.

Первый ряд читает шепотом.

Третий ряд читает громко четко произнося все звуки.

Дети садятся за парты. Готовятся к уроку.

Разбирают скороговорку.Отвечают на вопросы.

II .Актуализация знаний

Ребята, скажите, а где можно встретиться со сказкой?

-А почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? (Потому, что сказка – это неправда, в жизни этого не бывает. Но в ней есть народная мудрость, которая учит нас быть дружными, добрыми, смелыми)

Отвечают на вопросы.

III .Работа по теме урока

Откройте учебник на странице 58.

Ребята, а что вы знаете об авторе?

Послушайте меня внимательно, сейчас я вам прочитаю про Константина Дмитриевича Ушинского.

Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича – отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии. Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет. Он увлекался литературой, театром.
Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения – женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике. За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Умер Ушинский Константин Дмитриевич в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Слайд 3 иллюстрации

Ребята, а кто такие гусь и журавль?(птицы)

А они домашние или дикие?(журавль это дикая птица, а гусь может быть и домашней птицей и дикой)

Слайд 4 иллюстрации

Ребята посмотрите на доску.

В чем отличие дикого гуся от домашнего?

Дикий гусь никогда не подпускает близко к себе охотника, а если заметит хоть малейший признак опасности, быстро снимается с места и улетает. Дикий гусь – среднего размера птица, относящаяся к семейству утиных. Чем-то он даже похож на утку, только крупнее и у него более длинные лапы и шея. Клюв дикого гуся идеально приспособлен для срезания растительности, он более высокий по сравнению с широким и плоским утиным клювом.

В нашей стране обитает несколько видов диких гусей, но самый распространенный из них – серый гусь, который является предком всех своих домашних сородичей.

Домашний гусь

Домашний гусь – форма , происходящих от . Как правило, домашние гуси неспособны к . Домашний гусь больше дикого и чаще белого цвета, чем серого. Приручен в глубокой древности; разводится ради , .

Журавли – одни из самых любимых людьми птиц, но в то же время эта группа пернатых считается и одной из самых уязвимых. Из 15 видов журавлей, обитающих на нашей планете. Журавли – птицы «разговорчивые» и криками часто выдают свое присутствие. И в то же время птицы эти очень осторожны. Например, во время кормежки одна-две птицы обязательно стоят «на часах», наблюдают за тем, что творится вокруг, и в случае малейшей опасности предупреждают криками остальных.
Журавли постоянны в своих привязанностях. Раз создав пару, они не изменяют своей привязанности всю жизнь. Живут журавли обычно на болотах, в прудах, озерах. Встречаются почти во всех участках планеты, кроме Антарктиды и Южной Америки. В нашей стране обитают 7 видов журавлей

Читаем по цепочки.

Какую важную мысль автор сообщил читателям?(кто ответит на этот вопрос?) (Лучше знать что – нибудь одно хорошо, чем всё, да плохо. Не надо хвастаться.)

Какими словами гусь восхищался собой?

Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»?

Правильно ребята, это Лев Николаевич Толстой.

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в Тульской губернии (Россия) в семье, принадлежащей классу дворян. Лев Николаевич Толстой – величайший русский писатель, литератор, входящий в число крупнейших литераторов мира.В 1860-х годах он написал свой первый большой роман – . В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета. Толстой увлекался музыкой, его любимыми композиторами были Шуман, , , , Мендельсон. Лев Николаевич мог по несколько часов в день играть их произведения.
В возрасте 82 лет втайне от домочадцев осенней ночью 1910 г. Толстой уходит из Ясной Поляны; его спутником был личный врач Маковицкий. В дороге писателя настигла болезнь, вследствие чего они вынуждены были сойти с поезда на станции Астапово. Здесь его приютил начальник станции, и в его доме прошла последняя неделя жизни писателя с мировым именем, известного в том числе в качестве проповедника нового учения, религиозного мыслителя. За его здоровьем следила вся страна, 10 ноября 1910года он умер от болезни.

Из прочитанного мною, что вы запомнили?

А теперь ребята, давайте поработаем с текстов.

Слайд 6 иллюстрации зайца и лягушки

Что вы знаете о зайцах?

Что вы знаете о лягушках?

Традиционно многие привыкли считать зайцев грызунами, между тем как эти животные выделены в отдельный отряд Зайцеообразных. В мире насчитывается 32 вида зайцев, их ближайшими родственниками являются пищухи и кролики. Они обитают на всех континентах, кроме Антарктиды. Зайцы распространены по всему миру, кроме Антарктиды и отдалённых островов, но многие из которых ввезены людьми.

Большинство лягушек предпочитает большую часть своей жизни проводить в водоеме, однако это верно далеко не для всех видов этих амфибий. В мире существует огромное количество разновидностей лягушек, обитающих как на воле в водоемах, так и в домашних условиях, как например аквариумные лягушки. Но далеко не каждую лягушку можно завести у себя в качестве питомца, а именно этих земноводных. Кожа у этих животных всегда влажная, т.к. покрыта слизью, выделяемой кожными железами. Окраска у лягушек может быть самой разнообразной – от буро-зеленой до ярко-красной.
– А сейчас ребята, мы поработаем с текстом. С начало я вам прочитаю его.

– Потом вы самостоятельно прочитаете текст .

Читаем по цепочки.

– Теперь давайте почитаем по ролям..

На что жаловались зайцы?

Как они преодолели свой страх?

Подумайте, как герои сказки преодолели страх?

Подготовьте несколько вопросов по сказке.

Работают с текстом, слушают биографию автора, отвечают на вопросы. Учувствуют в беседе

IV .Итоги урока

Чем занимались на уроке?

Что нового узнали?

Какие сказки прочитали?

Отвечают на вопросы.

VII .Рефлексия

Поднимите карточку настроение.

Поднимают карточки настроения.

Меню страницы (Выберите нужное ниже)

Краткое содержание: Когда у тебя очень сложный период и тебе очень плохо, то можно оглянуться и посмотреть вокруг, возможно есть еще тот, кому еще хуже, чем тебе. Этому учит сказка Зайцы и лягушки. Возможно, твоя депрессия и твое уныние уйдет, само собой. Живут зайцы всю свою жизнь в постоянном страхе и каждый раз опасаются, что могут стать добычей для своих врагов. Уже устали они всего бояться в течении всей своей жизни и трястись над любым шорохом. Приняли решение, что чем жить в постоянном страхе, так лучше утопиться вообще. Прыжок за прыжком и припрыгали к реке. Все лягушки от испуга, когда увидели много зайцев все упрыгали в реку. Только тогда поняли ушастые и косые, что есть животные, которые бояться их тоже. Тогда и передумали они топится в реке. Читать сказку Зайцы и лягушки онлайн бесплатно можно на этой странице. Можно слушать сказку в аудиозаписи. Пишите свои отзывы и комментарии после чтения или прослушивания.

Текст сказки Зайцы и лягушки

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь:

И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться, давайте утопимся!

И поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду.

Один заяц и говорит:

Стойте, ребята! Подождем топиться: вот лягушачье житье, видно, еще хуже нашего: они и нас боятся!

Смотреть сказку Зайцы и лягушки слушать онлайн

Сказка – сколько смысла заложено в коротеньком слове. И как часто в жизни мы пользуемся этим словом. Пишем поздравления, обязательно употребляем, например: желаем сказочного богатства. Сказка от слова сказание, но если рассуждать, то сказание это повествование, а сказка – это сказание с преувеличением. Сказание доступно становится детям ученического возраста, а вот сказка практически с младенчества. Наверное, поэтому при слове сказка идёт ассоциация про маму, сидящую у изголовья и читающей нам сказку на ночь. Именно в тот период жизни дети получают мощный заряд знаний.

Собралась как-то банда зайцев на лужайке. И давай реветь и причитывать на свою судьбу злодейку. И собаки гоняют их, и орлы. А от людей вообще проходу нет. Человеческая раса из зайчиков добывают пропитание, из шкурок шьют себе тулупчики. Решили, что нет места на планете земля животным под названием – зайцы. А если нет места значит нужно умереть. Снова собран совет и тема на повестке: способ умирания. Гадали, спорили, были предложения: повесится, зарезаться, но всё зайцам не подходили. И тут на них снисходит озарение, можно же утопится. Зайцы счастливы, нашли выход, как отправится в мир иной. А для осуществления их идей, как раз неподалёку расположилось болотце с мутной застоявшейся водой. Банда прямиком к нему и направилась.

Читайте также:  Басня Толстого Ворон и Лисица

Прискакали зайцы к болоту, а там мирно отдыхает семейство лягушек, но при виде незваных гостей, зелёные существа попрыгали в воду. У зайцев зашевелилось серое вещество в мозгу и возник вопрос: почему убежали лягушки. Понадобился новый совет для изучения бегства лягушек. После долгих дебатов было определено, что сбежавшие испугались зайцев. И общим голосованием был вынесен вердикт, что зайцам нужно жить. Мудрое решение ушастых, а то бы не носили мы сегодня знаменитых, заячьих ушанок.

Что делают зайцы в сказке? Только ноют и жалеют себя хороших. Не ищут выхода, не пытаются что-то предпринять. Просто сложили руки без всяких действий. Детям преподносится бесценный урок, что нытьё в жизни не самый лучший помощник и советчик. И всё же зайцам тоже можно поставить ученическую оценку в виде пятёрки. За что спросят дети. Ответ лежит на поверхности. Зайцы передумали топиться, то есть они нашли в себе силы подняться с колен и пойти дальше по жизни с гордо поднятой головой. Ребятам раскрывается в доступной форме, что никогда и ни где не нужно падать духом, и находить выходы в любых сложных ситуациях. Себя не жалеть, а работать над собой.

Сказка очень полезна и проста в повествовании и поэтому доступна широким массам читателей. При прочтении остаются только положительные эмоции.

Читайте русскую народную сказку «Зайцы и лягушки» онлайн бесплатно и без регистрации.

Заяц и лягушки

Испуган Заяц и дрожит,
И из кустарника к болоту он бежит.
Тревожатся Лягушки,
Едва осталися в них душки,
И становятся в строй.
Великий, думают, явился к ним герой.
Трусливый Заяц их хотя не побеждает,
Однако досаждает:
«Я трус,
Однако без войны я дал лягушкам туз».
Кто подлым родился, пред низкими гордится,
А пред высокими он, ползая, не рдится.

Статьи раздела литература

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Конспект урока по литературному чтению на тему К. Ушинский. Гусь и журавль. Л. Толстой. Зайцы и лягушки.

Автор публикации: Кульмаметьева М.Х.

Дата публикации: 2016-03-27

Краткое описание: .

«Черепановский педагогический техникум»

Число: 12. 04.2016 г.

Класс: 1 «в»

Учитель: Шелест. Л.В.________

Студентка: Кульмаметьева М.Х.

Тема: К. Ушинский. Гусь и журавль. Л. Толстой. Зайцы и лягушки.

Цель урока:

познакомить со сказками К. Ушинского «Гусь и жу равль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; прививать интерес и лю бовь к устному народному творчеству; упражнять в выразитель ном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.

Формирование УУД:

Регулятивные: ученики научатся давать полные ответы на вопросы учителя,высказывать собственное мнение опираясь на жизненный опыт

Познавательные : Ученик получает возможность познакомится с рассказами « Гусь и журавль», «зайцы и лягушки» научатся анализировать прочитанный текст ,находить главное произведения.

Личностные: проявлять интерес к поэзии; получать эстетическое удовольствие от чтении рассказов русских классиков

Коммуникативные: слушает и понимает речь других; ученики получат возможность высказывать собственное мнение, адекватно использовать средства речевого общения

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник 1 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.

I. Мотивация

Прозвенел и смолк звонок,

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

Слайд 1

Дала Люся гуся Дусе
Дуся без ума от гуся,
Без гуся скучает Люся
Не вернет ей Дуся гуся.

О ком говорится в скороговорке?

– Что сделала Люся?

– Прочитайте глазами про себя.

– Прочитайте медленно, быстро.

– Первый ряд читает шепотом.

– Второй ряд читает в пол голоса.

– Третий ряд читает громко четко произнося все звуки.

Дети садятся за парты. Готовятся к уроку.

Разбирают скороговорку.Отвечают на вопросы.

II .Актуализация знаний

– Ребята, скажите, а где можно встретиться со сказкой?

– Любите ли вы читать сказки? Почему?

-А почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? (Потому, что сказка – это неправда, в жизни этого не бывает. Но в ней есть народная мудрость, которая учит нас быть дружными, добрыми, смелыми)

Отвечают на вопросы.

III .Работа по теме урока

Откройте учебник на странице 58.

– Кто автор первой сказки? (Константин Дмитриевич Ушинский)

-Ребята, а что вы знаете об авторе?

– Послушайте меня внимательно, сейчас я вам прочитаю про Константина Дмитриевича Ушинского.

Слайд 2

Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии. Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет. Он увлекался литературой, театром.
Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике. За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Умер Ушинский Константин Дмитриевич в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

– Из прочитанного мною, что вы запомнили?

-А теперь ребята, давайте поработаем с текстов.

Слайд 3 иллюстрации

-Ребята, а кто такие гусь и журавль?(птицы)

– А они домашние или дикие?(журавль это дикая птица, а гусь может быть и домашней птицей и дикой)

Слайд 4 иллюстрации

-Ребята посмотрите на доску.

-В чем отличие дикого гуся от домашнего?

Гусь

Дикий гусь никогда не подпускает близко к себе охотника, а если заметит хоть малейший признак опасности, быстро снимается с места и улетает. Дикий гусь – среднего размера птица, относящаяся к семейству утиных. Чем-то он даже похож на утку, только крупнее и у него более длинные лапы и шея. Клюв дикого гуся идеально приспособлен для срезания растительности, он более высокий по сравнению с широким и плоским утиным клювом.

В нашей стране обитает несколько видов диких гусей, но самый распространенный из них – серый гусь, который является предком всех своих домашних сородичей.

Домашний гусь

Домашний гусь – [link] этих земноводных. Кожа у этих животных всегда влажная, т.к. покрыта слизью, выделяемой кожными железами. Окраска у лягушек может быть самой разнообразной – от буро-зеленой до ярко-красной.
– А сейчас ребята, мы поработаем с текстом. С начало я вам прочитаю его.

– Потом вы самостоятельно прочитаете текст .

Читаем по цепочки.

– Теперь давайте почитаем по ролям..

– На что жаловались зайцы?

– Как они преодолели свой страх?

-Подумайте, как герои сказки преодолели страх?

– Подготовьте несколько вопросов по сказке.

Работают с текстом, слушают биографию автора, отвечают на вопросы. Учувствуют в беседе

IV .Итоги урока

Чем занимались на уроке?

Что нового узнали?

Какие сказки прочитали?

Отвечают на вопросы.

VII .Рефлексия

Поднимите карточку настроение.

Басня Толстого Зайцы и Лягушки

Басни – очень интересный материал, который можно применять как просто для чтения, так и для развития мышления. Публикуем басни Льва Николаевича Толстого с вопросами и заданиями к ним.

Басни Л. Н. Толстого

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Мораль. Не лги даже в шутку. Потому что когда придёт беда и тебе понадобится помощь, тебе не поверят и не помогут.

  1. Какая у мальчика была работа?
  2. Как он решил пошутить?
  3. Сколько раз мальчик говорил неправду?
  4. Что мальчик сделал, когда набежал волк?
  5. Почему люди ему не поверили?
  6. Что сделал волк со стадом?

Курица и Ласточка

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит: «То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят».

  1. Почему курица стала высиживать змеиные яйца?
  2. О чём предупредила курицу ласточка?
  3. Как змеёныши могли обидеть курицу?

Лев, Осел и Лисица

Лев, осел и лисица вышли на добычу. Наловили они много зверей, и лев велел ослу делить. Осел разделил поровну на три части и говорит: «Ну, теперь берите!» Лев рассердился, съел осла и велел лисице переделить. Лисица все собрала в одну кучу, а себе чуточку оставила. Лев посмотрел и говорит: «Ну, умница! Кто ж тебя научил так хорошо делить?»

Она говорит: «А с ослом-то что было?»

  1. Кто вышел поохотиться?
  2. Сколько добычи они наловили?
  3. Кому первому лев велел делить добычу?
  4. Как осёл разделил добычу?
  5. Почему лев съел осла?
  6. Как лисица разделила добычу?
  7. Почему она так поступила?
  8. Почему лев её похвалил?

Лисица и Виноград

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть. Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены ещё».

  1. Что увидела лисица?
  2. Почему она не съела виноград?
  3. Какими словами она себя утешила? Найди их в тексте и прочитай.

Мужик и Водяной

Мужик уронил топор в реку; с горя сел на берег и стал плакать. Водяной услыхал, пожалел мужика, вынес ему из реки золотой топор и говорит: «Твой это топор?»
Мужик говорит: «Нет, не мой».
Водяной вынес другой, серебряный топор.
Мужик опять говорит: «Не мой топор».
Тогда водяной вынес настоящий топор.
Мужик говорит: «Вот это мой топор».
Водяной подарил мужику все три топора за его правду. Дома мужик показал товарищам топоры и рассказал, что с ним было. Вот один мужик задумал то же сделать: пошел к реке, нарочно бросил свой топор в воду, сел на берег и заплакал.
Водяной вынес золотой топор и спросил: «Твой это топор?»
Мужик обрадовался и закричал: «Мой, мой!»
Водяной не дал ему золотого топора и его собственного назад не отдал – за его неправду.

Мораль. За жадность и лживость подарка не получишь.

  1. Какой инструмент был у мужика?
  2. Почему мужик ста плакать на берегу реки?
  3. Кто мужика пожалел?
  4. Что сначала вынес ему водяной?
  5. Какой следующий топор вынес мужику водяной?
  6. Почему мужик отказался от золотого и серебряного топоров?
  7. Какие топоры отдал мужику водяной в итоге?
  8. Кому рассказал эту историю мужик в деревне?
  9. Кто захотел себе тоже золотой и серебряный топор?
  10. Как другой мужик попробовал обмануть водяного?
  11. Как водяной с ним поступил, когда понял, что его хотят обмануть?

Волк и кобыла

Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:
– Что это у вас жеребёнок один хромает? Или вы полечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет.
Кобыла одна и говорит:
– А ты знаешь, как лечить?
– Как не знать.
– Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в копыте больно.
Волк подошёл к кобыле, и, как зашёл к ней сзади, она ударила его задом и разбила ему все зубы.

  1. Кого захотел съесть волк?
  2. Как он попробовал обмануть кобылу? Что волк ей предложил?
  3. Кобыла поверила волку?
  4. Как она его наказала?
  5. Кто оказался умнее: волк или кобыла?
Читайте также:  Басня Толстого Курица и Ласточка

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, в отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

  1. Где шли два товарища?
  2. Кто на них выскочил?
  3. Как поступили товарищи, спасаясь от медведя?
  4. Что сделал медведь с мальчиком, который лежал на земле?
  5. Как стал насмехаться мальчик, сидевший на дереве?
  6. Что ответил ему товарищ?

Делёж наследства

У одного отца было два сына. Он сказал им:
– Умру – разделите всё пополам.
Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них:
– Как вам отец велел делиться?
Они сказали:
– Он велел делить всё пополам.
Сосед сказал:
– Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину.
Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

  1. Сколько сыновей было у отца?
  2. Как велел отец поделить наследство после его смерти?
  3. Почему братья не могли поделить отцовское добро?
  4. К кому они обратились за советом?
  5. Как сосед предложил делить наследство жадным и завистливым братьям?
  6. Что получилось от такого дележа?

Две вдохновляющие притчи про лягушек

Притча первая «Две лягушки и горшок с молоком»

Однажды две лягушки свалились в горшок с молоком и стали тонуть.

Тонуть им, конечно, не хотелось, тогда они стали барахтаться что есть мочи. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки и лягушкам оттуда никак не выбраться.

Одна из лягушек поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря, лучше сразу утонуть».

Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

А вторая думает: «Нет, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Может быть, что-нибудь и выйдет».

Но только все зря. Как ни плавай – все бесполезно. Горшок маленький, стенки скользкие – никаких шансов.

Но все-таки она не сдается, не унывает. «Ничего,– думает, – пока силы есть, буду стараться. Я ведь еще живая, значит, надо жить. А там – что будет!»

И вот из последних сил борется храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять, захлебываться. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается и продолжает лапками работать. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Я так просто не сдамся. »

И вдруг чувствует, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.

«Что такое?– думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?»

Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из молока твердое масло сбила.

«Ну вот,– думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой.

Мораль:

Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный.

Побеждает тот, кто не сдается.

Бог не посылает человеку испытаний больше, чем тот может выдержать. Так что все в наших руках, у нас есть все ресурсы.

Ты способен на большее, чем думаешь!

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Вторая притча «Лягушка на вершине горы»

Однажды лягушки решили посоревноваться между собой, кто из них первый взберется на вершину высокой горы.

Желающих лягушек поучаствовать в этом состязании оказалось не мало.

Собралось очень много разных зверей со всего леса, чтобы посмотреть, как эти лягушки потерпят фиаско. Им очень хотелось посмеяться над маленькими лягушками, так как задание казалось невозможным.

И как только прозвучала команда “Старт!”, лягушки бросились взбираться на вершину.

И тут же начались насмешки со стороны лесных зверей:

— “Вы посмотрите на них, они же сейчас все упадут!”

— “Это же не возможно, что они о себе думают!”

— “Вы никогда не сможете добраться до вершины!”

Лягушки услышав зверей начали падать с горы одна за другой.

Наблюдатели продолжали кричать:

— “Вы посмотрите как высоко лезть, а Вы такие маленькие и слабые!”

— “Это же очень тяжело, а у Вас такие маленькие и скользкие лапки!”

Под эти насмешки, все больше лягушек сходило с дистанции, сдаваясь и падая вниз.

Прошло еще немного времени, и практически все лягушки попадали и отказались от пути.

Только одна лягушка продолжала карабкаться на вершину. Несмотря на насмешки и громкие высказывания что это “Невозможно!” и тяжелый путь, она взбиралась все выше и выше.

И вот настал тот момент, когда лягушка которая продолжала карабкаться на вершину, достигла своей цели. Она была на вершине!

Все были удивлены и шокированы: “Как же эта маленькая лягушка смогла добраться до вершины такой большой и огромной горы?”

Когда она спустилась, то к ней подошла одна из лягушек и спросила: “Как тебе это удалось? Какой у тебя секрет?”

Она оказалась ГЛУХОЙ….

Мораль:

Никогда не слушай тех, кто подрывает твою веру в себя, потому что они крадут у тебя твои мечты и надежды.

Всегда помни о силе слова. Любое слово, написанное или произнесенное, оказывает влияние на твои поступки!

И поэтому: ВСЕГДА мысли ПОЗИТИВНО! Гони прочь негативные мысли! Ты победитель! И вера день за днем должна крепнуть несмотря на обстоятельства.

Прежде всего: будь просто ГЛУХ, когда тебе говорят, что ТЫ не можешь осуществить Свои Мечты.

Возможно все. что возможно представить!

Басни Толстого для детей, 3-4 класс

Басни Льва Николаевича Толстого для детей начальной школы

КАМЫШ И МАСЛИНА

Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнётся. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался — уцелел. Маслина напружилась сучьями против ветра — и сломилась.

СОЛНЦЕ И ВЕТЕР

Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет. Стал ветер сдувать с человека платье. И шапку рвёт, и платье распахивает, а человек всё только шапку надвигает да запахивается. Так и не раздел ветер человека. Взялось солнце. Только припекло, распахнулся человек, сдвинул шапку. Ещё припекло солнце, и вовсе разделся человек.

ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА

Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

— Экой я дурак! что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.

МУЖИК И ЛОШАДЬ

Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика: «Куда он, дурак, меня гонит; лучше бы домой». Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, а лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дёрнул лошадь: она пошла на мостовую и думает: «Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта обломаешь. Тут под ногами жёстко».

Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает: «Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чём он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы ни ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овёс».

ОСЁЛ И ЛОШАДЬ

У одного человека были осёл и лошадь. Шли они по дороге; осёл сказал лошади:

— Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного.

Лошадь не послушалась. Осёл упал от натуги и умер. Хозяин как наложил всё с осла на лошадь, да ещё и шкуру ослиную, лошадь и взвыла:

— Ох, горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот всё тащу да ещё и шкуру.

РЫБАК И РЫБКА

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:

— Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет.

Рыбак и говорит:

— Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит.

СОБАКА И ЕЁ ТЕНЬ

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, — она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

И осталась собака ни при чём.

СОБАКА НА СЕНЕ

Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена — собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

— Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.

ЛИСИЦА И ЖУРАВЛЬ

Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела.

На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею и всё выпил один.

ЛЕВ И ОСЁЛ

Пошёл раз лев на охоту и взял с собой осла и сказал ему:

— Ты зайди, осёл, в лес и кричи что есть мочи, у тебя горло просторно. Какие звери от этого крика пустятся бежать, я тех поймаю.

Так и сделал. Осёл кричал, а звери бежали куда попало, и лев ловил их. После ловли лев сказал ослу:

— Ну, хвалю тебя, ты хорошо кричал.

И с тех пор осёл всё кричит, всё ждёт, чтобы его хвалили.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда и стала прилаживаться, как бы их съесть.

Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит:

ВОРОН И ЛИСИЦА

Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:

— Эх, ворон, как посмотрю на тебя, — по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.

Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

— Ах, ворон, коли бы ещё у тебя и ум был, быть бы тебе царём.

СТРЕКОЗА И МУРАВЬИ

Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали:

— Что ж ты летом не собрала корму?

— Недосуг было: песни пела.

Они засмеялись и говорят:

— Если летом играла, зимой пляши.

ПЧЁЛЫ И ТРУТНИ

Как пришло лето, стали трутни ссориться с пчёлами, кому мёд есть. Позвали пчёлы на суд осу. Оса и говорит:

— Мне вас рассудить сразу нельзя. Я ещё не знаю, кто из вас мёд делает. А разойдитесь вы в два пустые улья — в один пчёлы, а в другой трутни. Вот через неделю я увижу, кто больше и лучше мёду наделает.

Трутни стали спорить.

— Мы, — говорят, — не согласны. Ты нас сейчас рассуди.

— Теперь я вас сейчас рассужу. Вы, трутни, не согласны оттого, что мёду делать не умеете, а только чужое жрать любите. Гоните их вон, пчёлы.

И пчёлы побили всех трутней.

ВОЛК И БЕЛКА

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

ВОЛК И ЯГНЁНОК

Волк увидал — ягнёнок пьёт у реки.

Захотелось волку съесть ягнёнка, и стал он к нему придираться.

— Ты, — говорит, — мне воду мутишь и пить не даёшь.

— Ах, волк, как я могу тебе воду мутить? Ведь я ниже по воде стою, да и то кончиками губ пью.

— Ну, так зачем ты прошлым летом моего отца ругал?

Читайте также:  Басня Толстого Галка и Голуби

— Да я, волк, и не родился ещё прошлым летом.

Волк рассердился и говорит:

— Тебя не переговоришь. Так я натощак, за то и съем тебя.

ТЕТЕРЕВ И ЛИСИЦА

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда же ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лисица. — Может, они указа не слыхали.

МЫШЬ, ПЕТУХ И КОТ

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

— Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

— Скажи, какие это звери?

— Один страшный, ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти.

— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну а другой зверь?

— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

— Дура ты, дура. Ведь это сам кот.

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

ЛЕВ И МЫШЬ

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.

ПЕРЕПЁЛКА И ЕЁ ДЕТИ

Вывела перепёлка в овсе перепелят и всё боялась, как бы не стал хозяин косить овёс. Вот она полетела за кормом и велела перепелятам слушать и сказывать ей, что будут говорить люди. Прилетела она вечером, перепелята говорят:

— Плохо, матушка, приходил хозяин с сыном, говорил: «Поспел мой овёс, пора косить. Сходи, — говорит сыну, — к соседям, к приятелям, скажи, что я прошу, пусть придут косить овёс». Плохо, матушка, переведи нас, а то завтра рано придут соседи косить.

Старая перепёлка выслушала и говорит:

— Ничего, детки, не скоро ещё скосят овёс, сидите без опаски.

И опять наране улетела и велела слушать, что будет говорить хозяин. Прилетела старая перепёлка, перепелята ей говорят:

— Ну, матушка, опять приходил хозяин, всё ждал приятелей и соседей, никто не пришёл. Он и говорит сыну: «Сходи же ты к братьям, к зятьям, кумовьям, скажи, что велел просить батюшка завтра непременно овёс косить».

— Не робейте, детки, завтра тоже не скосят, — сказала старая перепёлка.

Прилетела опять перепёлка, спрашивает:

— Да приходил опять хозяин с сыном, всё дожидался родных. Родные не пришли. Он и говорит сыну: «Ну, видно, сынок, помочи ждать нечего. Овёс поспел. Налаживай-ка крюки, завтра на зорьке придём сами косить».

— Ну, детки, — сказала перепёлка, — коли сам человек взялся за дело, а не от людей ждёт, так сделает. Надо убираться.

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил:

— Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

— Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они

так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, взлез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди — те, которые в опасности от товарищей убегают.

КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

Плыли рыбаки в лодке. И стала буря. Им стало страшно. Они вёсла бросили и стали молить Бога, чтобы Он их спас. Лодку несло по реке всё дальше от берега. Тогда один старший рыбак сказал:

— Что вёслы бросили? Богу-то молись, а к берегу гребись.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Отец приказал согласии; они не сыновьям, чтобы жили в слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит.

УЧЁНЫЙ СЫН

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:

— Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне.

А сыну не хотелось работать, он и говорит:

— Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?

Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб.

Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит:

— И что за дурак тут грабли бросил!

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

— Помогите, волк! волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два раза и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

— Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Дележ наследства — Толстой Л.Н.

Басня про то, как два брата на могли поделить наследство, оставленное отцом, хотя тот велел им поделить все поровну.

Дележ наследства читать

У одного отца было два сына. Он сказал им:

«Умру — разделите всё пополам».

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу.

Сосед спросил у них:

«Как вам отец велел делиться?»

«Он велел делить все пополам».

«Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину».

Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

Мораль: Глупость и жадность приводят к тому, что остаешься ни с чем. Желание овладеть материальными благами, не приложив к этому никаких усилий, ведет лишь к потере.

Пожалуйста, оцените произведение

Оценка: 4.8 / 5. Количестов оценок: 17

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Спасибо за отзыв!

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 671 раз(а)

Другие басни Толстого Л.Н.

Кот и мыши — Толстой Л.Н.

Басня о том, как кот хотел перехитрить мышей. Он притворился мертвым и повис на одной лапе. Но мыши не попались на его уловку. Кот и мыши читать .

Лев и лисица — Толстой Л.Н.

Басня про льва, который состарился и не мог ловить зверей. Он решил их заманивать в пещеру. Но лиса не попалась на хитрость льва. Лев и лисица .

Мужик и лошадь — Толстой Л.Н.

Басня про то, как мужик на лошади поехал в город за овсом для нее. Лошадь всю дорогу думала, что мужик делает все неправильно и глупо, и что .

Все басни Толстого Л.Н.

Рекомендуем Вам прочитать

Два товарища — Толстой Л.Н.

Перевод Л.Н. Толстого басни Эзопа. Басня про двух друзей, повстречавших лесу медведя. Два товарища читать Шли по лесу два товарища, и выскочил на .

Осел и лошадь — Толстой Л.Н.

Басня про то, как шли по дороге нагруженные осел и лошадь. Ослу было невмоготу нести груз, и он попросил лошадь ему помочь, но та не согласилась, .

Курица и ласточка — Толстой Л.Н.

Басня о том, как ласточка увидела, что курица высиживает змеиные яйца. Курица была глупая и не понимала, что не из всех яиц вылупляются цыплята. .

Добавить комментарий Отменить ответ

  • Крылов И.А. (31)
  • Михалков С.В. (6)
  • Толстой Л.Н. (68)
  • Басни (все) (105)

Басни по возрасту:

  • для детей 3-4-5 лет (32)
  • для детей 6-7-8 лет (105)
  • для детей 9-10 лет (82)
  • Медвежья услуга. Помощь друга в беде

    Наконец-то лесной Медведь улегся под огромный старый дуб , зарылся в листья своей берлоги и глубоко вздохнул, засыпая под первый снежок с мыслями : — Вот сейчас засну на всю зиму до самой весны ……

    Скоро Новый год!

    Белая полярная сова села на заснеженный подоконник и стала скрестись когтистыми лапами и стучать мощным клювом в морозное окно сказочно красивого дома, стоящего на окраине таежного хвойного леса. — Кто там ? – послышался мужской…

    Как снежинка взрослее стала

    Жила-была Маленькая Снежинка. Жила она в пушистом облачке, в виде капельки дождя, и ждала момента, когда ей нужно будет сформироваться в настоящую снежинку и спуститься на землю. И вот этот момент наступил. Маленькая Снежинка очень…

    Как в резиновой калоше Таракан живёт Тимоша; По утрам – салат и сыр, Перед сном — всегда кефир! Хорошо живёт в калоше Хитрый маленький Тимоша! Но друзей, как старый крот, Ну никак он не найдёт!…

    Герой нашего времени

    Лирико-психологический роман о молодом офицере царской армии Печорине, отправленном на службу в горах. Печорин — натура чувствительная и возвышенная, но эгоистичная. Предисловие Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно…

    История про юношу и девушку, влюбленных друг в друга. Девушка была из богатой семьи, а юноша был беден и зарабатывал на жизнь игрой на музыкальном инструменте на торжествах у зажиточных людей. Ашик-Кериб читать Давно тому…

    В рассказе автор, как большой любитель природы и ценитель прекрасного, описывает красоту зарождения нового дня. Горы, волны моря, деревья, цветы — все вокруг радуются солнцу. Утро читать Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается…

    Дед Архип и Лёнька

    Рассказ о тяжелой судьбе нищего старика и мальчика, которые ходили по деревням и просили милостыню. Однажды они зашли в станицу на Кубани и там с ними произошли трагические события. Дед Архип и Лёнька читать Ожидая…

    Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

    Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!Про тебя нашу песню сложили мы,Про твово любимого опричникаДа про смелого купца, про Калашникова;Мы сложили ее на старинный лад,Мы певали ее под гуслярный звонИ причитывали да присказывали.Православный народ ею…

    Казачья колыбельная песня

    Спи, младенец мой прекрасный,‎Баюшки-баю.Тихо смотрит месяц ясный‎В колыбель твою.Стану сказывать я сказки,‎Песенку спою;Ты ж дремли, закрывши глазки,‎Баюшки-баю. По камням струится Терек,‎Плещет мутный вал;Злой чечен ползет на берег,‎Точит свой кинжал;Но отец твой — старый воин,‎Закален в…

    На севере диком

    На севере диком стоит одинокоНа голой вершине соснаИ дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой она.И снится ей все, что в пустыне далекой,В том крае, где солнца восход,Одна и грустна на утесе горючемПрекрасная пальма растет….

    Листья в поле пожелтели,И кружатся и летят;Лишь в бору поникши елиЗелень мрачную хранят.Под нависшею скалоюУж не любит, меж цветов,Пахарь отдыхать пороюОт полуденных трудов.Зверь, отважный, поневолеСкрыться где-нибудь спешит.Ночью месяц тускл, и полеСквозь туман лишь серебрит. (Илл….

    • О проекте
    • Блогерам
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности

    Мы рады принять Ваши предложения и пожелания по работе сайта

    Ссылка на основную публикацию