Анализ стихотворения Мой гений Батюшкова 9 класс

Анализ стихотворения Батюшкова Мой гений 9 класс

Русский поэт Константин Николаевич Батюшков в период своего творчества писал на самые различные темы. Участвуя в военных действиях, он большое внимание уделял войне, проблемам и последствиям для простого народа. Однако много в его творчестве и ярких, позитивных направлений. Больше всего это касается раннего периода его творчества. В поздние периоды творчества произведения Батюшкова приобретают пессимистический оттенок. Его сочинения становятся все более трагичными, а свои мысли он передаёт читателю в негативном оттенке, вследствие духовного кризиса, отсутствия музы и желания творить. В таком ключе и написано стихотворение «Мой гений».

В жизни поэта произошло трагическое событие – безответная любовь. Батюшков влюбляется в Анну Фурман. Однако из-за отсутствия чувств со стороны возлюбленной поэт разрывает помолвку и расстаётся с любимой девушкой. Любовь в его сердце, однако, не угасла, и Батюшков посвящал Анне Фурман ряд стихотворений. Все они с нотками горечи расставания, но свою возлюбленную поэт описывает нежно и с трепетом.

Поэт сокрушается, что «память сердца сильней рассудка памяти печальной». Любовь в его сердце навсегда, поэтому и стихотворение сразу начинается с тоски и печали. Батюшков как человек творческий умеет и слушает голос сердца. Но это не тот случай, когда надо к нему прислушиваться. Голос души и вовсе причиняет ему боль. Тем не менее, поэт с трепетом продолжает отзываться об Анне Фурман. «Я помню очи голубые», «локоны златые» – образ любимой, который всегда запечатлён в сердце поэта. Довольно неожиданно для простого человека так любить, так оберегать свои чувства к девушке, которая не ответила взаимностью. Поэт же человек творческий. Именно благодаря своей безответной любви Батюшков и начал творить, хоть и его произведения были в негативном ключе. Анна Фурман стала для него музой, благодаря которой поэт вновь стал писать.

В стиле элегии написано было это стихотворение. Поэт беседует со своим сердцем, которое не желает отпустить любовь. Переживаниями и печалью проникнуто все стихотворение. Это была эпоха романтизма, и как раз элегия Батюшкова и соответствовала стилю написания того периода творчества.

Образ пастушки не случаен в стихотворении. Этим поэт хотел показать, что ему не важен статус и положение девушки, равно как и ее капитал. Душа и сердце подсказали Батюшкову, что это его возлюбленная. Образ памяти также играет существенную роль в стихотворении. Поэт признает, что память сердца одержала победу, и забыть Анну невозможно.

Любовь – это светлое и искреннее чувство. Поэт не относится с негативом к своей возлюбленной. Его душа расцвела только потому, что сердце любит. Открытая и настоящая любовь – вот важные составляющие жизненной силы, что и хотел передать автор своим читателям.

Вариант №2

Несмотря на то, что анализируемое нами стихотворение было написано еще два столетия назад (1815 год), оно не утратило своей актуальности и значимости даже сегодня. Это изысканное, шикарное произведение, наполненное поэтической легкостью и красотой. В нем эффективно сочетаются основные литературные приемы, и в то же время оно легко читается и воспринимается простым читателем. Глубина чувств открывается в многообразии приемов и стихотворных строк. Произведение стало классическим, так в течении нескольких столетий все также близко читателям, завораживает, касается самых тонких струн души. Оно находит отклик в сердцах не только зрелых личностей, но и весьма юных читателей. Несмотря на всю простоту и легкость, глубинный смысл произведения сохраняется.

Обратимся к названию стихотворения

Прочитав произведение, невольно возникает вопрос, почему его назвали именно так? Оказывается, что Гением автор называл свою возлюбленную, даму сердца. Она для него была в истинном смысле этого слова гением, источником постоянного вдохновения. Возлюбленная для него единственная, неповторимая, самая лучшая во всем женщина, завораживающая его красотой, силой мысли, легкостью и неповторимостью. Она всецело завладела его сердцем и мыслями. И он считает это самым большим даром, признаком одаренности, гениальности. Гений выступает для него символом нежности и верной любви, ангелом, источником вдохновения, подталкивающим на невероятные поступки, открывающим таланты. К сожалению, автору не суждено было быть с дамой своего сердца, однако она невидимым спутником всегда была рядом с ним.

Основная мысль произведения

Несомненно, в произведении раскрывается основная тема, и основная мысль – обращение к любви. Любовь как вечный спутник жизни, извечная тематика, которая во все времена была и будет актуальной. Она не обходит стороной никого. Она не подчиняется логике, неподвластна времени. В ней таится нечто красивое, невероятное, светлое, и в то же время, предельно грустное и обреченное. Произведение заставляет по-новому взглянуть на жизнь, переосмыслить ее значение. Образ любимого человека, значение любви становится более многогранным и глубоким. Любовь – покровитель всего живого на земле, наш верный спутник. Она обладает одаренностью, гениальностью, способна вдохновлять и радовать, защищать. Она всегда в сердце, даже если не рядом, питает его и поддерживает. Стихотворение заставляет нас ценить и дорожить близкими, и позволяет не опускать руки, если любимого человека нет рядом.

Характеристика ключевых образов

В произведении любовь раскрывается через множественные образы. Прежде всего, автор обращается к памяти: память сердца, память рассудка. В памяти хранятся все самые сокровенные воспоминания и образы поэта. Она с любовью вспоминает образ пастушки, столь незабвенный для поэта. Здесь тесно переплетается любовь и печаль, разлука и радость встречи. Все образы светлы и незабвенны, свято оберегаются и хранятся в памяти. Похожие образы возникают и в начале, и в конце стихотворения, что придает ему авторского своеобразия и уникальности. Здесь тесно переплетаются сладкие воспоминания, печальные моменты разлуки, сладостные мечтания и утешения.

Описание картины

На одном из жизненных этапов великого русского поэта, прозаика К. Н. Батюшкова не прошло бесследно знакомство и расставание с женщиной по имени Анна Фурман. Эта женщина сыграла большую роль в создании одного из стихотворений автором, о котором узнало не одно поколение.

В 1813 году К. Н. Батюшковым было издано стихотворение под названием «Мой гений», посвященное своим самым нежным и искренним чувствам любви и преданности, а также воспоминания о своей возлюбленной. В первой части произведения автор делает признание в том, что он бессилен в отношении памяти, в которой крепко поселилась любовь к этой женщине. Однако роману не суждено было закончиться счастливо, так как девушка не испытывала таких же нежных чувств как Константин Николаевич, рассчитывая лишь на положение в обществе. По этой причине последовало разочарование поэта.

Благодаря подобным чувствам несостоявшейся семейной паре, поэзия пополнилась гениальными сочинениями поэта. Автор признается, что рассудок уходит на второй план, когда в памяти всплывает образ Анны Фурман. Подобный полет мыслей, касающийся того, что разум теряется перед искренними чувствами, становится темой стиха.

Не скрывая, влюбленный мужчина с грустью вспоминает «голос милых слов». Он очарован цветом ее голубых глаз, светлыми локонами. За счет нескольких фраз перед читателем возникает образ девушки, которая свела с ума Батюшкова. Его привлекает простота внешнего вида девушки, напоминающей пастушку. Подобным сравнением он также хочет передать мысль о том, что для него не имеет значение положение девушки в обществе.

Чтобы более искренне и ярко передать свое эмоциональное состояние, поэт прибегает в стихотворении к выразительным средствам. Например, использует метафоры: «локоны златые», «очи голубые», «печальный сон», «память печальная». Эти фразы заостряют внимание на переживаниях лирического героя, очерчивая его чувства более четко. За счет восклицаний и вопросов текст напоминает призыв к читателю не терять время даром, а наслаждаться любовью.

В стихотворении смешиваются разные чувства: и любовь, и сожаление, и радость, и грусть. Но все они служат определенным средством для выражения его эмоционального настроения. Вокруг понятия «память сердца» выстраиваются основные мотивы: мотив одиночества как итог безответной любви, мотив вечности, который возник благодаря преданности лирического героя в отношении своей возлюбленной. Воспоминания героя представлены в виде печальных, но теплых фраз, которые зародились на страницах поэта благодаря давней встрече с любимой женщиной. Именно поэтому в сочинении наблюдается превосходство чувственной стороны над разумной. Автор не отрицает того, что даже в сновидениях милый образ приходит к нему в том виде, в котором они были близки друг к другу.

Таким образом, Анна, чей образ просматривается в строках стихотворения «Мой гений», стала для поэта источником вдохновения. Автор подчеркивает, что даже спустя много лет в памяти свежи воспоминания о прошедшей любви.

Картинка к стихотворению Мой гений

Популярные темы анализов

Ни для кого не является секретом, то что свою самую большую популярность великий русский писатель Александр Александрович Блик завоевал благодаря целому циклу стихотворений, посвященных прекрасной даме.

Гибель великого русского поэта А. С. Пушкина потрясла его современников, особенно членов литературного сообщества. Практически сразу появились многочисленные стихотворные отклики на это трагическое событие.

Поэты Серебряного века русской литературы, к которым относится и Валерий Яковлевич Брюсов, одной из своих целей ставили назначение человека как структурной единицы в обществе, его положение и исторический смысл. Постепенно эти поиски

В этом прекрасном и очень глубоком по своему смыслу произведению, автор показывает, как может манятся психология ребенка, который увидел прекрасное, неземное существо, которое делает его более добрым и понимающим.

После революции многие творческие люди не смогли её принять и поэтому покидали Россию. Среди них был и Северянин. Правда, он уехал недалеко, в тогда ещё не советскую Эстонию. Его никто не преследовал. Он сам выбрал это решение,

Читайте также:  Анализ стихотворения Вакханка Батюшкова

Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова

«Мой гений» – трогательное признание в любви. Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Мой гений» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мой гений.

История создания – произведение было написано в 1813 г. после того, как поэт расстался с Анной Фурман. Оно вошло в поэтический цикл, посвященный этой женщине.

Тема стихотворения – искренняя любовь к женщине, светлый образ милого сердцу человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: обращение героя к своему сердцу и портрет его возлюбленной. Большинство строк произведения раскрывает портрет возлюбленной лирического героя. На строфы оно не делится.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«память сердца», «часто сладостью твоей меня в стране пленяешь дальной», «я помню голос милых слов», «приникнет к изголовью и усладит печальный сон».

Эпитеты«память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон».

История создания

К. Батюшков написал произведение «Мой гений» в 1813 г. На создание трогательных строк его впечатлила любовь к А. Фурман. С девушкой поэт познакомился в 1812 г., его сердце воспылало искренними нежными чувствами. Мужчина готов был жениться на возлюбленной. Ее родители тоже были не прочь такого союза, зная, что Батюшков – обеспеченный дворянин.

Вот только та, кому посвящено стихотворение, относилась к любви поэта пренебрежительно. Как-то Константин Николаевич услышал разговор А. Фурман с подругами. Девушка признавалась, что брак для нее – лишь способ избавиться от наставлений и контроля родителей. Сердце Батюшкова было разбито. Он признался родителям Фурман, что не имеет достаточно средств для обеспечения семьи. Теперь отец возлюбленной Константина Николаевича был не очень рад такой партии.

Семью с Фурман молодой поэт не создал, но любовь к девушке сохранилась в его сердце на долгие годы. Она вдохновила К. Батюшкова на создание цикла любовной поэзии, который занял достойное место в русской литературе.

В стихотворении раскрывается тема искренней любви к женщине. Для ее раскрытия автор создает пейзажные и психологические зарисовки. В центре произведения два образа – лирический герой и его возлюбленная. Написаны строки от первого лица. Такая форма позволяет передать все нюансы внутреннего состояния влюбленного мужчины.

В первых стихах лирический герой обращается к «памяти сердца», признаваясь, что она сильнее рассудка. Воспоминания, которые хранятся в сердце, пленят влюбленного даже в дальних краях. Эти признания показывают, что разум не имеет власти над героем в вопросах, касающихся любви.

Постепенно память мужчины воссоздает образ любимой. Он состоит из отдельных деталей, которые сохранились в душе героя: голос, голубые глаза и вьющиеся волосы золотистого цвета. Женщину он нежно называет пастушкой, любуясь ее простой одеждой. Именно такой светлый образ всегда рядом с влюбленным. Мужчина верит, что это ангел, который оберегает его и утешает, приникнув к изголовью.

В стихотворении К. Батюшков реализовал идею о том, что над настоящей любовью не властны ни время, ни расстояния. Поэт показал, что милый сердцу образ является ангелом-хранителем, который всегда готов утешить печальную душу.

Композиция

Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: обращение героя к своему сердцу и портрет возлюбленной героя. Части разные по объему. Большинство строк – описание любимой женщины. На строфы произведение не делится.

Жанр произведения – любовная лирика. В то же время в стихах чувствуется нескрываемая грусть, вызванная разлукой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа любимой женщины и передачи чувств лирического героя. Главную роль в произведении играют эпитеты: «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон» . Они придают описываемым картинам выразительности. Метафоры – основной инструмент для воспроизведения внутреннего состояния влюбленного мужчины: «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон» .

Важную роль в тексте играет интонация. При помощи риторических вопросов и восклицаний К. Батюшков делает эмоциональный фон стихотворения более выразительным. В некоторых строках поэт использовал аллитерацию. Например, слова с согласными «с», «ч» выражают грусть: «ты сильней рассудка памяти печальной».

Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений»

Автор: Guru · 23.04.2018

К.Н. Батюшкова можно назвать учителем А.С. Пушкина, именно он открыл многие образы и мотивы, которые позже развил и довёл до совершенства русский гений. Стихотворения К.Н. Батюшкова показали, какой мелодичной и искренней может быть поэзия. До него такой гармонии и простоты не было в русской лирике. Лучшими из всего творческого наследия этого автора считаются стихи, посвящённые возлюбленной. И произведение «Мой гений» является ярким тому подтверждением.

История создания

К.Н. Батюшкову посчастливилось испытать настоящую любовь. Он был счастлив ею, несмотря на то, что любовь эта была не взаимная. Своей возлюбленной поэт посвятил немало стихов, которые стали жемчужинами его творческого наследия. В список этих любовных произведений входит и рассматриваемое нами стихотворение «Мой гений»

Кому же поэт посвятил свои стихи? Молодой девушке — Анне Фурман. Познакомились молодые люди в Петербурге в 1813 году. К.Н. Батюшков долго ухаживал за Анной, но она не питала ответных чувств. В конечном итоге она согласилась выйти замуж за кавалера, но не по любви, а из-за его богатого состояния. Когда об этом узнал поэт, то расторг помолвку. Но светлый образ любви, который подарила ему Анна, в его сердце сохранился навсегда.

Жанр, направление, размер

Батюшков творил в эпоху расцвета романтизма. Его стихотворения проникнуты грустью и тоской. По жанру стихотворение «Мой гений» является элегией, так как в нём передаются глубоко личные переживания поэта, проникнутые настроением печали. Лирический герой обращается к своей памяти и ведёт с нею беседу о безвозвратном счастье.

Поэт в своей элегии использует такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб, что передаёт плавный, размеренный ритм. Тип рифмы в данном произведении смешанный. Автор сочетает мужскую и женскую рифму, что даёт ощущение некой сбивчивости. Так К.Н. Батюшков хочет показать искренность того, о чём говорит лирический герой. Его слова — не заученные шаблоны, а живая речь.

Образы и символы

В центре внимания находится лирический герой, который мысленно обращается к памяти: памяти сердца и памяти рассудка. Эти две полярные силы как бы противопоставляются. И память сердца, именно чувство побеждает рассудок. И тогда он видит, как наяву, свой гений — возлюбленную, которая одна способна собою заполнить весь мир. Лирический герой в деталях помнит героиню, ему не надо даже личного её присутствия, ведь её образ всегда с ним.

В стихотворении использовано много образов. Так, например, образ пастушки. Лирический герой хочет подчеркнуть, что ему не важен статус и достаток возлюбленной, он любит её лишь потому, что она — это она. Ему не нужны другие причины. Так же значимы образы памяти, к которым рассказчик и обращается, указывая на победу памяти сердца.

Темы и проблемы

  • Основной темой стихотворения является любовь. Именно перед этим чувством преклоняется лирический герой. Он счастлив от того, что любит. Один лишь образ любимой дарит ему утешение и способность творить.

Смысл произведения заключён в том, что любовь – это утешение и отрада. Это светлое чувство пленяет и уводит в мир мечты. Даже на чужбине, когда кругом всё другое, сердечная привязанность помогает, не даёт человеку унывать, наполняет его жизнь смыслом.

Таким образом, основная мысль произведения заключена в том, что намного ценней любить, чем быть любимым. Да, это прекрасно, когда любовь взаимна. Но, независимо от чувств избранника, твоё сердце и душа наполняются живительной силой, когда ты любишь.

Средства художественной выразительности

В своём произведении К.Н. Батюшков использует всевозможные средства художественной выразительности. Так, при описании гения — возлюбленной, автор использует яркие эпитеты: «голос милых слов», «очи голубые», «локоны златые». С помощью них мы можем не только представить героиню, но и понять, как нежно и трепетно лирический герой к ней относится.

Также поэт использует метафоры, например, «пастушки несравненной». Автор подчёркивает простоту и наивность, открытость своей возлюбленной.

Кроме того, в стихотворении К.Н. Батюшкова мы можем встретить синтаксический параллелизм при описании внешности героини. И употребление слов высокой лекции «власов», «златые», что возвышает образ возлюбленной.

Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова

Написанное почти двести лет назад стихотворение К.Н.Батюшкова «Мой Гений» наполнено изысканностью, красотой, свежестью и глубиной чувства. Какая-то лёгкость, даже невесомость стихотворных строк трогает сердце и близко современным юным читателям, отвечает их внутреннему состоянию. Лёгкость стиха не отменяет глубины смысла. Понимаешь, насколько лёгок Батюшков, лёгок, но не легковесен.

МОЙ ГЕНИЙ
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милой, незабвенной
Повсюду странствует со мной.
Хранитель Гений мой — любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.
1815

Прочитав стихотворение Батюшкова, поговорим о нём.

— Какое впечатление произвела на вас это стихотворение?
— Как вы думаете, почему автор назвал его «Мой Гений»?

Читайте также:  Анализ стихотворения Тень друга Батюшкова

Автор называет Гением свою возлюбленную, потому что она лучшая, замечательная, неповторимая, чудная, завладевшая его сердцем, занявшая все его мысли. Отмечают, что гений — это человек, обладающий особой одарённостью. Возникает и такая ассоциация: Гений (возлюбленная) — олицетворение доброты и нежности (ангел). Возлюбленная (ангел) — возлюбленная (Гений). Название — посвящение нежно любимой девушке. С любимой не суждено быть вместе, но она навеки в сердце.

Стихотворение грустное, но удивительно светлое. Обратим внимание ребят на то, что в учебнике слово «гений» написано с маленькой буквы, а в поэтических сборниках — с большой.

— Что это меняет в нашем восприятии?

Образ стал глубже и многограннее, ведь первоначальное значение слова «гений», пришедшего из мифологии, — добрый дух, с рождения сопутствующий человеку и охраняющий его, покровитель человека. Образ возлюбленной не просто живёт в сердце, а становится добрым духом, ангелом-хранителем лирического героя: «Хранитель Гений мой — любовью / В утеху дан разлуке он … »

Слово «гений» часто можно встретить в поэзии начала XIX века как в его мифологическом понимании, так и связанным с женскими образами. (Вспомним пушкинское: «гений чистой красоты». При чтении стихотворения «Я помню чудное мгновенье … -, написанного, кстати, через десять лет после стихотворения Батюшкова, девятиклассники отмечают общность их звучания и настроения.) Для Батюшкова Гений — образ вполне осязаемый, живой, это возлюбленная, несравненная пастушка (что совершенно в духе того времени), чувство к которой так
искренно и неподдельно, что мы забываем о пасторальной условности и вспоминаем о том, что в это время — летом 1815 года — Батюшков мучительно переживал разрыв и разлуку с Анной Фурман. Способность высветлить в стихах то, что тяжко давило, мучило в реальности, ещё не оставила его.

— Какова тема стихотворения? Как бы вы озвучили главную мысль этого произведения?
В каких словах она заключена?

Каждое слово дышит любовью. Любовь в печали, в сладости воспоминаний, в милом незабвенном образе несравненной пастушки. Любовь,
которая живёт в сердце лирического героя, которая волнует и по прошествии времени, которая оставила след в его жизни, о которой он тоскует, вспоминает, которая его охраняет в его странствиях. Можно упомянуть о биографическом подтексте. Но так ли это важно? Ведь стихотворение не о конкретном человеке. Оно вневременно, понятно каждому и двести лет спустя. Главная мысль — признание превосходства эмоционального опыта над «головным» началом в человеке — заключена в первых строках:

О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Далее память рисует образ несравненной
пастушки.
— Кого напоминает образ возлюбленной,
изображённой в стихотворении? Каков он?
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой …

Образ возлюбленной — в цвете (очи голубые, локоны златые), движении, усиленный четырёхкратным повтором: «Я помню» (как называется
такой приём?), в струящемся звуке и лёгкой интонации. Образ классический, но в нём есть и индивидуальные черты. А напомнил он нам Лизу- героиню повести Карамзина.

— Что подчёркивает классический образ «пастушки несравненной»? А что можно посчитать чертами конкретного человека?
Конечно, Батюшков создал пасторальный образ, что отвечало времени и традиции литературы начала XIX века. Очи голубые, локоны златые и наряд простой пастушки — это классика жанра, а вот небрежно вьющиеся власы, голос милых слов — детали, возможно, индивидуальные.

— Какие ключевые образы мы можем выделить в стихотворении?

— Память сердца, память рассудка, незабвенный образ милой пастушки, хранитель Гений, любовь, печаль, разлука.
Обратим внимание, что похожие слова и образы повторяются в начале и в конце стихотворения. Получается своеобразное кольцо (печальной памяти — печальный сон; сладостью — усладит; стране дальной — повсюду странствует со мной; память сердца — любовью в утеху дан разлуке он).

И в середине, в центре кольца, — образ возлюбленной, четырёхкратный повтор «Я помню … », то есть буду помнить всегда, не забуду никогда, помню и берегу в сердце каждую любимую чёрточку.

Стихотворение Батюшкова удивительно ёмко.

И особая прелесть в звучании «нездешних» слов (неполногласии, окончаниях прилагательных, особой поэтической лексике: «дельной»,
«незабвенной», «златые», «власов», «пленяешь»), Лёгкость восприятия и в особом сочетании рифм, и в стремительно струящемся размере, и в мелодичном звучании, которое придают гласные и сонорные звуки. Чтобы убедиться в этом, можно предложить посчитать количество сонорных и увидеть, что они преобладают в стихотворении ([н] — 31, [м] — 12, [л] — 18).
.
— А чем ещё пленяет нас это стихотворение?

Элегический стих Батюшкова одновременно печален и светел, проникнут особой интонацией доверительности, душевной открытости, подтверждающей известный девиз поэта: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь».

Константин Николаевич Батюшков (1787- 1855) — тонкий лирик и ценитель красоты живого русского языка — по праву считается основателем «школы гармонической точности» В отечественной поэзии. «В лёгком роде поэзии читатель требует возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности; он требует истины в чувствах и сохранения строжайшего приличия во всех отношениях», — так сформулировал он важнейшие принципы поэтического искусства в своей «Речи о влияниях лёгкой поэзии на язык».

Анализ стихотворения Батюшкова “Мой гений”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:03, творческая работа

Описание

Во всех изданиях поэтических произведений Батюшкова в комментариях указывается, что элегия «Мой гений», наряду с элегиями “Таврида”, “Воспоминания”, “Разлука”, “Пробуждение” (все — 1815 года) связана с неразделенной любовью поэта к Анне Федоровне Фурман. Можно даже сказать, что в лирике Батюшкова угадывается некий лирический цикл любовных стихотворений, объединённых общей темой – чувством неразделённой любви и памяти.

Работа состоит из 1 файл

Мой гений.doc

Мой гений
(“О, память сердца! Ты сильней. “)

О, память сердца! Ты сильней

Рассудка памяти печальной

И часто сладостью своей

Меня в стране пленяешь дальной.

Я помню голос милых слов,

Я помню очи голубые,

Я помню локоны златые

Небрежно вьющихся власов.

Моей пастушки несравненной

Я помню весь наряд простой,

И образ милый, незабвенный

Повсюду странствует со мной.

Хранитель гений мой — любовью

В утеху дан разлуке он:

Засну ль? приникнет к изголовью

И усладит печальный сон.

Стихотворение К. Н. Батюшкова «Мой гений» (1815 г.) – одно из красивейших, совершеннейших поэтических творений поэта.

Во всех изданиях поэтических произведений Батюшкова в комментариях указывается, что элегия «Мой гений», наряду с элегиями “Таврида”, “Воспоминания”, “Разлука”, “Пробуждение” (все — 1815 года) связана с неразделенной любовью поэта к Анне Федоровне Фурман. Можно даже сказать, что в лирике Батюшкова угадывается некий лирический цикл любовных стихотворений, объединённых общей темой – чувством неразделённой любви и памяти.

Батюшков сам определил жанр этого стихотворения, поместив его в раздел элегий сборника «Опыты в стихах и прозе». Элегия (греч. elegia. от еlegos – жалобная песня) лирическая стихотворение медитативного характера, чаще всего лирический монолог, содержанием которого становится рефлексия. Одна из древнейших жанровых форм. В русской литературе элегия становится одним из основных жанров в поэзии Жуковского, Батюшкова, А.С. Пушкина. Знаменитый литературовед и критик Айхенвальд писал о Батюшкове: “Лучшие из его стихотворений – элегии. Однако, элегия Батюшкова – новаторский жанр. Во времена Сумарокова элегия определялась как стихотворение, передающее тоскливые, «плачевные» настроения поэта, связанные, главным образом, с несчастной любовью. У Батюшкова, отказавшегося от сентиментального морализма и тем самым поставившего во главу угла «правду чувства», элегия стала отражать взаимопроникновение и борьбу сложных эмоций, не умещающихся в мертвых схемах. Н. В. Фридман считает, что «Батюшков так далеко уходит от традиционной «плачевности», что основной психологический колорит ряда его элегий становится мажорным и жизнеутверждающим».1 В самом деле, стихотворение абсолютно лишено трагизма. Чувства лирического героя – лёгкая грусть, любовь, сладострастие – определены уже в первой строфе:

О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной

Общая тональность стихотворения – нежность, общее впечатление – гармония. Но уже в первой строфе исподволь намечено столкновение двух тем, двух настроений: печаль разлуки, воспоминание о которой хранит рассудок, и сладость любви, о которой не может забыть сердце поэта.

Основная тема стихотворения – тема памяти – предельно акцентируется лексикой. В стихотворении сравнительно небольшого объёма слова этой смысловой группы встречаются 7 раз: «память» (2), «помню» (4), «незабвенный». Огромное значение имеет выражение «память сердца», взятое Батюшковым из высказываний французского мыслителя Ж. Масье. Объяснению его посвящена специальная статья, написанная также в 1815 г. («О лучших свойствах сердца»): «Масье. на вопрос: «Что есть благодарность?» – отвечал: «Память сердца». Эта память сердца есть лучшая добродетель человека»2. Таким образом, память сердца наполняется нравственным содержанием. В статье «Нечто о поэте и поэзии» Батюшков так формулирует одну из главных своих идей : «Сердце имеет свою особенную память». Можно утверждать, что тема памяти становится постоянным мотивом его лирики.

«Сладостная» память сердца противопоставлена «памяти печальной» рассудка. Противостояние памяти сердца и памяти рассудка можно заметить даже на фонетическом уровне. Сладкая память сердца связана с мягкими, тянущимися, словно обволакивающими звуками “л”, “н”, “м” (сильней, сладостью, пленяешь…) А грустная память ранит резкими, взрывающимися, рокочущими звуками: “п”, “р”, “ч”(рассудка, печальной). Звуки эти сталкиваются в строке, борются друг с другом, как память о печали борется с памятью о счастливой любви.

Читайте также:  Басня Эзопа Старик и Смерть

Поэт погружается в глубины “памяти сердца” в трудную минуту. Недаром первый стих открывается тяжёлым вздохом, почти стоном: “О, память сердца. ” Так взывают на краю отчаяния к Богу: “О, Боже. ” И незаметно для самого себя Батюшков попадает под пленительную власть “памяти сердца”. Вторая строфа говорит об успокоении, о чудном воспоминании. Поэтому на протяжении всей строфы – вплоть до последней строки! – ни разу не звучит грозно-раскатистое “р” или сопротивляющиеся лёгкому произношению “п” и “ч”. Звуки льются волной, как золотые локоны любимой. Совершенно гармонично вписывается в звукопись первого четверостишья портрет «пастушки», напоминающий читателю о жанре идиллии: “Моей пастушки несравненной // Я помню весь наряд простой. ” Но в самом последнем стихе этой, казалось бы, совершенно безмятежной второй строфы внезапно появляется один-единственный звук “р”: “Небрежно”. Он не нарушает общего “воздушного” звучания строфы, но, как камертон, незаметно перенастраивает стихотворение на иной лад.

Третья строфа тематически примыкает ко второй. Здесь возникает еще одна оппозиция: любовь – разлука. Но звукопись совсем другая. Ведь во второй строфе Батюшков стремился передать само состояние блаженства, охватившего его при воспоминании о любимой. А в третьей он медленно, постепенно, но неумолимо выходит из этого состояния, возвращается мыслью к своему сегодняшнему невесёлому положению:

И образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной.

Он странник, он одинок, рассудок не даёт ему забыть об этом. А значит, грустная “память сердца” исподволь начинает одолевать сладостную “память сердца”.

И в четвёртой строфе он рассказывает читателю именно о своём сегодняшнем невесёлом состоянии:

Хранитель гений мой – любовью
В утеху дан разлуке он.

Память сердца – лишь утеха, а разлука – драматическая реальность, которой безраздельно принадлежит поэт. Звуки “н”, “м”, “л”, “в” попадают в жёсткое обрамление “р”, “т”.Последние два стиха вновь отданы во власть плавной, нежной звукописи. Есть сон, во время которого человек покидает пределы рассудка, живёт таинственной жизнью сердца. Но сон этот, увы, печален, память сердца может лишь на какой-то миг усладить его. И потому в самом центре последнего стиха, звучащего протяжно и мерно, “взрывается” звук “ч”. Описав круг, печальное стихотворение возвращается в исходную точку.

Композиция стихотворения чётко отвечает ритмической структуре элегии: она написана четырехстопным ямбом с точной рифмой, рифменная цепь оформляется чередованием мужской и женской рифм, текст строится на перекрестности рифменного звучания (кроме второго четверостишия с кольцевой рифмой). Ритмическая стройность определяет смысловую цельность текста. Стихотворение не разбито на строфы, но очень чётко делится на три части: память сердца, портрет пастушки, хранитель-гений. Эпитет «печальный», относящийся и к «рассудка памяти» в начале стихотворения и к слову «сон», в конце создаёт своеобразную замкнутую конструкцию и объединяет на семантическом уровни память рассудка и сон.

Центральная часть элегии – портрет «пастушки» – занимает два четверостишия, скрепленных четырехкратным анафорическим повтором я помню, усиливающим возрастание эмоционального напряжения (звучит как заклинание). «Идеальный» портрет создает не столько образ лирической героини, сколько представление и воспоминание о нем. Образ любимой женщины всегда и всюду сопровождает поэта, как бы сливаясь с его душевным обликом. По наблюдению В. В. Виноградова, у Батюшкова мы находим «круг выражений, связанных с представлением об образе любимого существа, как о неразлучном спутнике»3. При этом Батюшков подчеркивает «единственность» своего чувства, его полное преобладание над другими переживаниями.

Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной

Образ возлюбленной – симбиоз земного и божественного. Одновременно она и «несравненная пастушка», пленительная земной, осязаемой красотой («Я помню очи голубые,/ Я помню волосы златые/Небрежно вьющихся власов»), и божественное, почти бесплотное видение, олицетворение ангела-хранителя, «хранитель гений» . Божественность возлюбленной подчеркивает и похожим на заклинание тройным повтором «Я помню».

Анализируя текст, можно выстроить такой структурный ряд стихотворения: мой гений (заглавие) – память сердца (начало текста) – моя пастушка (начало третьего четверостишия) – хранитель гений (начало последнего четверостишия) – любовь (помимо позиции конца строки и рифмы, это единственное слово, которое акцентировано с помощью стихового переноса) – печальный сон (конец текста). Все компоненты этого ряда можно считать контекстуальными синонимами. Мой гений, таким образом, предстает образом, многозначным и многоплановым: это и память сердца, и возлюбленная, и сама любовь.

Стихотворение К. Н. Батюшкова «Мой гений» по праву считается одним из лучших произведений поэта. Критики отмечают особое совершенство стихотворения: «не зная автора», его «можно было бы приписать самому Пушкину (такие случаи были)» 4 . Первые строки стихотворения, кстати, не оцененные Пушкиным (Пушкин охарактеризовал элегию словами: «Прелесть, кроме первых 4-х стихов» (П, т. 12, стр. 262)), стали своеобразной «визитной карточкой» Батюшкова, и именно их посчитал пушкинскими Ап. Майков, взяв в качестве эпиграфа к одному из собраний своих стихотворений. Элегия «Мой гений» положена на музыку М. И. Глинкой.

Н.В.Фридман, Поэзия Батюшкова, Москва: Наука 1971

(http://feb-web.ru/feb/ batyush/critics/fri/fri-001-. htm?cmd=2#$f112_381)

Н.Н. Зуев, КОНСТАНТИН БАТЮШКОВ, В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам, Издательство Московского университета, 2000 (http://www.booksite.ru/ fulltext/zuy/evb/index.htm)

Всеволод Сахаров, Батюшков: Трагическая элегия © Vsevolod Sakharov, 2008 (http://archives.narod.ru/ Batyshkov.htm)

1 Фридман Н. В. Поэзия Батюшкова. – М., 1971. – С. 270 http://feb-web.ru/feb/batyush/ critics/fri/fri-001-.htm?cmd=2

2 Батюшков К. Н. Соч.: В 2 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 148

История создания и анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений»

Многие творцы писали на любовную тему, выражая в поэтической форме свои чувства. Не стал исключением Константин Батюшков. Анализ стихотворения «Мой гений» позволяет лучше выделить идею произведения, подчеркнуть его художественные особенности. Работа посвящена Анне Фурман, которая был музой автора.

История создания

Стих был написан в 1813 году. В это время Батюшков переживал разрыв с Анной Фурман. Они познакомились годом ранее, и поэт сразу был очарован девушкой. Ее трогательная красота сразу очаровала юношу. Он намеревался жениться на избраннице, даже посватался к родителям девушки. Они одобрили союз, так как Батюшков был обеспеченным дворянином.

Но вот сама девушка не торопилась связывать себя узами брака. К любви поэта она отнеслась с пренебрежением. Анна открыто призналась, что с помощью отношений хочет избавиться от родительского контроля.

Сердце Батюшкова было разбито. Он признался родителям Фурман, что соврал о своем материальном благополучии. После этой новости отец Анны уже не был рад такому союзу. Поэт расстался с девушкой, но навсегда сохранил в сердце теплые чувства к ней. Он посвятил ей отдельный сборник стихотворений.

В работе «Мой гений» Батюшков отразил свою искреннюю любовь к женщине. Именно она стала его музой на длительное время.

Поэт мастерски рисует образ любимой. Его цикл любовной поэзии считается одним из лучших в русской литературе.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания того, как герой обращается к своему сердцу. Он признает, что память печальна и не всегда способна пленить его. Только сердце пробуждает в человеке сильные эмоции, которые способны очаровывать в любом месте.

Разум не может властвовать над героем в вопросах любви. Постепенно его охватывают воспоминания о любимой женщине. Он с особым трепетом воссоздает ее образ, особенно уделяя внимание следующим деталям:

  • голос;
  • голубые глаза;
  • вьющиеся волосы золотого цвета.

Герой любуется ее простой одеждой, ласково зовет пастушкой и восхищается ею. Именно эту женщину он считает хранителем, который всегда утешит и поддержит в трудную минуту. Не важно будут ли они вместе — светлые чувства помогают на протяжении всей жизни.

Стихотворение написано в виде монолога героя. Оно наполнено детальным описанием образа женщины, которая так потрясла автора. У нее нет особенных черт, поэт намеренно подчеркивает: она носит простую одежду. Все эти детали позволяют показать, что не только роковые девушки могут покорять.

Поэт не зря назвал работу «Мой гений». Это отсылка к духам-покровителям места. Именно им является его возлюбленная. Она оберегает его творчество, сердце, спасает от печали и отчаяния. Без нее Батюшков давно бы трагически погиб или закончил свое существование на дне жизни.

Художественные приемы

На разные темы писал Константин Батюшков. Анализ «Моего гения» позволяет выделить особенности работы. Композиция условно делится на 2 части. В первой лирический герой обращается к своему сердцу, а во второй рисует образ возлюбленной. Стихотворение не делится на строфы.

Жанр работы — любовная лирика. Герой рассказывает о своей избраннице, но в тоже время чувствуется грусть от разлуки, поэтому работу можно назвать элегией. Поэт использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у Батюшкова страна становится дальней, память печальной, очи голубыми;
  • метафоры — автор описывает локоны золотыми, власы вьющимися, образ незабвенным;
  • аллитерация — использование звуков [Ч]. [С] позволяет выделить грусть героя.

Особую роль в тексте играет интонация. Риторические вопросы делают эмоциональный фон выразительным. Поэт показал, что именно любовь утешает человека в сложные минуты, дарует ему надежду, помогает в выздоровлении.

Даже если паре не суждено быть вместе, искренние чувства выступают в роли ангела-хранителя. Автор называет любовь высшей силой, которой подвластно все.

За свою жизнь Батюшков написал немало стихотворений — «Тень друга», «Пробуждение» и другие. Особенно в его творчестве выделяется любовная поэзия. Она наполнена разными чувствами и передает сокровенные ощущения автора. Работа «Мой гений» является отражением позиции автора. Он показывает, как нужно по-настоящему любить.

Ссылка на основную публикацию