Анализ стихотворения Вакханка Батюшкова

Анализ стихотворения Вакханка Батюшкова

“Вакханка”

У Парни преобладает светски-игровой элемент в духе галантной фривольной поэзии XVIII в. (в подстрочном переводе: “Лавр венчает ее голову, Волосы развеваются. Ткань, которая едва прикрывает ее, Колеблемая дыханием ветра, Небрежно наброшена на тело… Хмель опоясывает ее и служит украшением рук… В руке ее легкий тирс”). Вся обстановка у Парни статична. Венера, богиня любви, изображена кокетливой девушкой: “Самая юная, однако, остановилась, позвала Миртиса (герой стихотворения, галантный пастушок – В.К.) и устремилась вдруг под тень соседнего леса”. Но кокетливость эта слишком суха: “Ее небрежность, ее нагота, ее томные глаза, ее улыбка обещали любовные наслаждения и исступление сладострастия”. В описании влюбленных французский поэт тоже холоден. “Ее уста, смеющиеся и свежие, предлагают устам пастуха красочный плод винограда”. Парни заканчивает эпизод характерной перифразой: “девушки цимбалами утомляли эхо гор”.
В стихотворении Батюшкова воссоздано любовное преследование “на празднике Эригоны”. Поэт придал эпизоду характер ритуального языческого действа. Статике Парни Батюшков противопоставил динамику погони, экстаз любовного чувства. Они, с точки зрения Батюшкова, характеризуют античное языческое мироощущение. У героев – “пылающи ланиты Розы ярким багрецом”, героиня “неистова”, ее страсть “В сердце льет огонь и яд!”. Любовный эпизод у Батюшкова – не статуарная зарисовка, а динамичная и живописная картина “вакхического” бега, увенчанного победой юноши:

Эвры волосы взвивали,
Перевитые плющом;
Нагло ризы поднимали
И свивали их клубком.

Поэт счел необходимым внести в стихотворение отсутствующие у Парни признаки движения (“Жрицы Вакховы текли”, “Жрицы Вакховы промчались”). В этом динамичном духе Батюшков изменил и концовку: стихотворение заканчивается танцем девушек, которые бегут мимо влюбленных с ритуальным “воплем”:

Жрицы Вакховы промчались
С громким воплем мимо нас;
И по роще раздавались
Эвоэ! и неги глас!

И в этом стихотворении Батюшков ослабляет чувственность, вводя славянизмы (“текли”, “ризы”, “ланиты”) и слова в старом значении (“нагло” – внезапно; ср.: “наглая смерть”). Поэт передал неумолимое торжество неукротимой страсти, целиком охватившей человека. Благодаря энергии движения, живописной красочности и пластической рельефности (“Стройный стан, кругом обвитый Хмеля желтого венцом…”) стихотворение Батюшкова затмило французский текст. Это отметил Пушкин, написав о нем на полях “Опытов…” – “лучше подлинника, живее”.
Батюшков часто рисует вымышленные театральные сценки, красочные и живые. При этом слова, употребляемые им, как и у Жуковского, играют своими предметными и метафорическими значениями. Слово “хмель” и “Вакханке” – не только атрибут богини любви, но и пьянящая радость; слово “роза” – не только обозначение цвета “ланит”, но и роскошь наслаждений, расцвет жизненных сил, всесилие страсти. Все стихотворение говорит об упоении жизнью и земными чувствами. Так Батюшков украшает чувственность, возвышая ее духовно. Сюда же относятся и античные реалии, призванные придать праздничность переживаниям и создать атмосферу гармонии, непосредственности, эпикурейской беспечности и мудрости.
Было бы ошибочно думать, что Батюшков сосредоточен исключительно на любви. Эта страсть представляется ему, конечно, одним из самых гармоничных и прекрасных проявлений души, но любовь у Батюшкова всегда духовна и не мыслится им вне простых и естественных свойств и переживаний личности. Она сопряжена с добром, отзывчивостью, чуткостью, бескорыстием. Она свободна и не знает расчетов.
Утверждая гуманные и прекрасные идеалы, Батюшков не мог не задумываться об их скоротечности и гибели. В его стихотворениях передана и грусть об исчезающей юности, о блекнущих и увядающих цветах весны, символизирующей расцвет природы и жизни. Порою эти мотивы омрачают, как в стихотворении “Веселый час”, иногда же они выливаются в горькую эпитафию-элегию, как в прекрасном антологическом стихотворении “Надпись на гробе пастушки”, где героиню не пощадил грозный и жестокий удар судьбы, и она умерла “на утре дней”, едва успев насладиться жизнью. Смерть возлюбленной (“На смерть Лауры”) может означать для героя гибель сладких обольщений жизни (“И все с Лаурою в минуту потерял!”), а может рождать мужественную печаль (“Вечер”), исторгающую звуки лиры и силой песнопений вызывающую дорогую тень.
И все-таки скорбные настроения не могут отменить пережитых земных радостей. В стихотворении “Привидение” герой, предчувствуя близкую кончину, воображает себя умершим. Что же он обещает своей возлюбленной Да ту же верность, что на земле, ту же нежность, ту же привязанность, то же очарование ее совершенством и то же блаженство, которое им было испытано. И только непереходимость грани между смертью и жизнью (“Но, ах! Мертвые не воскресают”) вызывает в нем глубокое сожаление. Однако в стихотворении “Элизий” Батюшков преодолел и эту трудность: сам “бог любви прелестной” провожает любовников в Элизий. Этот спокойный, плавный переход из мира живых в царство блаженных праведников совершается без трагедийных изломов, катаклизмов, столь же естественно, как жизнь и смерть. Любовь, начавшаяся “здесь”, на земле, с еще большей силой, с новой энергией расцветает “там”, и ей вновь сопутствуют красота, духовность, поэзия.

Анализ стихотворения Батюшкова Вакханка

Русский поэт Константин Николаевич Батюшков писал на различные темы. Его считают предшественником Пушкина. Батюшков писал в несколько необычном стиле. В его произведениях был и классицизм, и сентиментализм, особенно в поздний период творчества. Тем самым он положил основу нового стиля в русской поэзии.

В стиле лёгкой поэзии написано большинство стихотворений Батюшкова. Соединяя в стихотворениях классицизм и элементы басен, сказок и преданий, поэт создавал выдающиеся произведения. Написаны они были не в классическом стиле, где-то даже сложны для восприятия, но все же представляли немалый интерес для читателей. К этому стилю и можно отнести «Вакханку».

Это стихотворение и вовсе можно отнести к главному шедевру нового стиля Батюшкова. Оно было написано в 1815 году, в период расцвета творчества поэта. Вдохновила поэта поэма Парни «Переодевание Венеры». Сюжет стихотворения Батюшкова очень схож с сюжетом поэмы Парни. Однако поэт вложил немного другой смысл в своё стихотворение.

Здесь довольно ярко выражены образы сказок и преданий. Богиня предстоит в образе настоящей вакханки, легко завоевав сердце юного пастуха. Образ вакханки довольно красиво и живо описан поэтом. «Эвры волосы взвевали», «стройный стан» – яркие образы указывают на то, почему главный герой так легко влюбился в неё. Античность произведения переплетается с классицизмом с элементами легкой французской эротической поэзии. «Вакханка» является отличным сочетанием классицизма, любовной лирики и язычества.

У стихотворения довольно живое настроение. Все действия происходят в движении, живо и резво. «Нимфа бежит», «жрицы мчаться» – динамика эпизодов стихотворения читается в каждой строчке. Кроме того, стихотворение отличается красочностью описания отдельных эпизодов. В то же время мысль поэта передаётся четко и точно, каждый читатель в состоянии понять весь смысл произведения.

Любовная лирика имеет основную мысль в стихотворении Батюшкова. Поэт с помощью преданий отметил, что любовь присуща даже вымышленным персонажам. Несмотря на то, что пастух вполне реальный персонаж, любовь между ним и Вакханкой вполне даже настоящая. Однако и любовная лирика здесь описывается в постоянном движении, пастух спешит за своей любовью, добивается ее.

В «Вакханке» много средств яркого выражения эмоций произведения. Так, «ризы» и «ланиты» относятся к славянизму. У Батюшкова постоянно присутствует и эпизоды сказок, преданий. Здесь же он включил в стихотворения древнегреческие образы – нимфа, тимпан. Сочетание родных славянских нот и древнегреческих образов привело к популярности «Вакханки». Ведь сюжет стихотворения хоть и мифический и не схожий с родными для читателя сказками, но нотки славянизма привнесли интерес и у родного для поэта читателя.

Легкая поэзия принесла Батюшкову небывалую популярность. Произведения были популярны у разных слоёв общества. «Вакханка», как идеальный пример лёгкой поэзии, было и остаётся популярным у разных слоёв общества. Ведь классицизм имеет интерес у одного слоя общества, а элементы сказок и преданий популярны совсем у другой категории людей. Соединяя интересы разных слоёв общества, Батюшков творил шедевры, популярность которых имеет место и сейчас.

Вариат №2

Стихотворение «Вакханка» принадлежит к раннему творчеству К.Н. Батюшкова. Поэт создал это произведение в возрасте 28 лет. В это время мир постепенно начинал прощаться с господствующим классицизмом, а смену подступал романтизм. К. Батюшков же придерживался концепции легкой поэзии, идеологом которой стал он сам. Смесь жанров, гибкий и четкий слог, чистота выражения мысли – основные идеи легкой поэзии. Как она проявилась в «Вакханке» мы увидим из дальнейшего анализа.

С самого начала читатель понимает, что поэт создавал стихотворения, опираясь на античные мотивы. Чтобы лучше понять замысел автора, а также прочувствовать стихотворение, стоит разобраться в строчках, где К. Батюшков обращается к древнегреческой мифологии. Так, сама Вакханка – это одна из жриц, которая посвятила себя служению богу вина. «Все на праздник Эригоны // Жрицы Вакховы текли» – так начинается стихотворение. И уже буквально к первой строчке у нас возникает вопрос: а что такое праздник Эригоны? Дело в том, что Икарий, отец Эригоны, однажды встретил бога виноградарства Диониса (Вакха) и пригласил его в гости, не жалея угощения. Вакх же в знак благодарности раскрыл ему секреты виноделия. Икарий тут же принялся угощать им каждого встречного, начиная с пастухов. Когда у них начало двоиться в глазах, то они, заподозрив Икария в колдовстве, убили его, а тело зарыли у сосны. Эригона долго искала отца и благодаря своей собаке Мойре нашла могилу Икария. В отчаянии она повесилась на той сосне, под которой он был зарыт. Виновных нашли и наказали, а Икария, Эригону и Мойру Дионис взял к себе и превратил в созвездия. С тех пор и отмечают праздник вина с жертвенными возлияниями в честь Эригоны. В стихотворении К. Батюшкова мы встречаем еще один образ, связанный с Античностью – образ Нимфы: «В чаще дикой и глухой // Нимфа юная стояла». Из читательского опыта можно догадаться, что так называют девушку невероятной красоты. И это действительно так. В греко-римской мифологии они в виде девушек олицетворяют стихийные силы, обитающие на лоне природы. Это духи земной поверхности. Некие «эвры» взвевали волосы нимфе. Во времена Античности так называли божество переменчивого ветра.

К. Батюшков при создании «Вакханки» обращался к тексту поэмы «Переодевающаяся Венера» (девятый эпизод) французского поэта (его современника) Э. Парни. Но у Парни согласно сюжету Венера, будучи переодетой вакханкой, завоевывает сердце юного пастуха. В то время как сюжет «Вакханки» К. Батюшкова раскрывает тему внезапно возникшей страсти на празднике Эригоны межу самой настоящей вакханкой и участником торжества. Так К. Батюшков изменил первоисточник. Если Парни пишет о любви в статике, то у К. Батюшкова в глаза бросается динамика: «Жрицы Вакховы текли», «Я за ней – она бежала // Легче серны молодой», «Я настиг – она упала!».

В тексте стихотворения встречаются слова, малопонятные сегодняшнему читателю. Для более полного понимания и восприятия произведения имеет смысл разъяснить смысл таких слов. Неоднократно автор сравнивает юную прекрасную нимфу с серной («Легче серны молодой»). Получается, нимфа своей легкостью, жизнелюбием и беззаботностью похожа на резвую козочку. Волосы у прекрасной особы перевиты плющом. Плющ – это растение, которое выращивали в Риме и Древней Греции. Представляет он из себя вечнозеленую лиану-долгожительницу, из которой на празднествах любили плести венки. Но это не просто красивое растение. Древние верили, что оно является олицетворением верности, счастливого брака и долгой и счастливой жизни. Когда нимфа упала, то под головой у нее оказался тимпан – древний музыкальный инструмент, напоминающий современный барабан. Также в тексте произведения есть славянизмы: ланиты (щеки) – «пылающи ланиты», багрец (оттенок красного) – «Розы ярким багрецом», уста (губы) – «И уста, в которых тает // Пурпуровый виноград», ризы (верхняя одежда) – «Нагло ризы поднимали». Так, мы видим, что автор органично переплетает в тексте стихотворения древнегреческие реалии и славянскую лексику. Возможно, поэтому после прочтения произведения у читателя может возникнуть некое двойственное ощущение.

Когда мы разобрали все малопонятные или вовсе не знакомые слова, познакомились с некоторыми древнегреческими именами и символами, то мы можем более образно представить себе, что происходит в стихотворении, словом – разобраться в сюжете. После прочтения первой строки в одно мгновенье читатель переносится на праздник виноделия в честь Эригоны. Как и полагается, везде царит праздничная атмосфера, шум и веселье: «Ветры с шумом разнесли // Громкий вой их, плеск и стоны». Строчка за строчкой мы оказываемся в лесу, в самой его чаще, где встречаем юную нимфу. Она настолько привлекла внимание поэта, пленила его своей красотой и молодостью, что он сразу после мгновенной встречи не смог забыть и отпустить ее: «Он за ней – она бежала». Далее описывается красота той самой нимфы, мы даже можем проследить, как она бежит, что с ней происходит:

Эвры волосы взвевали,
Перевитые плющом;
Нагло ризы поднимали
И свивали их клубком.

Очаровательная нимфа «в сердце льет огонь и яд». Автор не теряет надежды, все пытаясь догнать свою возлюбленную. И у него это получается: «Я настиг – она упала». В финале произведения поэт со своей ненаглядной нимфой остались в роще наедине и незамеченными: «Жрицы Вакховы промчались // С громким воплем мимо нас».

Образ автора и образ нимфы сопровождают нас во время прочтения стихотворения. Как же раскрываются эти два образа? Более ярко читатель может вообразить, конечно, отставшую нимфу. Нимфа подразумевает под собой уже девушку молодую, необычайной красоты. Но в стихотворении этот образ не ограничивается лишь называнием такой девушки нимфой, описываются и другие ее прелести: ее красота, резвость. Волосы, «перевитые плющом», поднятые ризы, «стройный стан», «пылающи ланиты», «уста» – по этим деталям можно воссоздать портрет юной особы. Стоит отметить, что все время она представляется бегущей: сначала она «текла» вместе со жрицами, затем почти все стихотворение убегала от поэта, пока наконец не упала. И хотя образ нимфы затмевает образ автора, тем не менее, он тоже присутствует, но не такой яркий. Вместе с автором мы оказываемся на празднике. Вместе с ним же и замечаем ту самую красавицу. Он, можно сказать, сопровождает читателя. Если нимфа убегает, то рассказчик ее догоняет, причем упорно.

После прочтения стихотворения создается ощущение веселья и празднества, несомненно, благодаря соответствующей атмосфере. Основным мотивом в стихотворении является мотив любви. Причем не настоящей возвышенной любви, а так называемой страстной любви, возможно, чем-то схожей на торжество языческой страсти. Если и существует любовь с первого взгляда, то вряд ли в данном стихотворении именно она. Сложно представить, что во время праздника Эригоны, в день возлияния, где все навеселе и раскрепощены, может случиться та самая любовь, чистая, светлая и настоящая.

Читайте также:  Анализ стихотворения Батюшкова К Дашкову

Интересный сюжет, незабываемый образ нимфы, празднество, древнегреческая мифология. Все это выражено в одном, хотя и небольшом по объему, стихотворении. Но сухое повествование в этом жанре невозможно (в противном случае оно потеряет свою значимость), поэтому здесь присутствуют эмоции, чувства, которые выражены с помощью языка и средств выразительности. Рассмотрим же их подробнее. Стихотворение начинается с инверсии: «Все на праздник Эригоны // Жрицы Вакховы текли». Далее она будет встречаться нам снова и снова («Ветры с шумом разнесли // Громкий вой их, плеск и стоны»). Стихотворение буквально пестрит эпитетами (особенно много их в описании нимфы): «в чаще дикой и глухой», «громкий вой», «нимфа юная», «стройный стан», «с громким воплем». Для придания движения стихотворению автор использует эллипсис в строчке «я за ней – она бежала». Благодаря такому приему можно представить, как рассказчик неутомимо мчится за своей нимфой. Эта сточка встретиться нам еще раз в стихотворении, но там вместо эллипсиса будет использована фигура умолчания: «Я за ней… она бежала». Создается эффект некоторой усталости рассказчика, ощущение, что он почти достиг цели. И это действительно так: «Я настиг – она упала». Снова использован эллипсис. Стоит подробнее рассмотреть описание нимфы. Поэт сравнивает ее с серной: «Легче серны молодой». Не ветер, а Эвры взвевали волосы красавице, что называется олицетворением. Интересно, что при описании празднества К. Батюшков использовал слово «ветры»: «Ветры с шумом разнесли ». А когда речь заходит о нимфе, то поэт призывает Эвров. Это связано с тем, что лексика, связанная с древнегреческой мифологией более изящна, поэтична и возвышенна. Чтобы подчеркнуть неземную красоту и привлекательность нимфы, поэт и обратился к мифологии.

Достойна внимания и цветопись произведения. Прекрасная нимфа отстала в чаще, а это значит, что вокруг много деревьев, зелени. Волосы ее были перевиты плющом. Как мы выяснили выше – это вечнозеленая лиана. Стройный стан той самой нимфы обвит «хмеля желтого венцом». «И пылающи ланиты // Розы ярким багрецом». А на устах неземного существа тает пурпуровый виноград. Получается, это яркое, насыщенное цветами стихотворение. Благодаря цветописи ярче представляются образы и сюжет, лучше воспринимается произведение в целом.

Большую роль играет и звукопись. Аллитерация в начале произведения гармонирует с описываемым празднеством: «Праздник», «жРицы», «ЭРигоны», «гРомкий». В портрете нимфы также есть аллитерация, но уже с буквой «В»: «волосы», «взвевали», «свивали». Поэт также «играет» и с гласными, благодаря чему появляется ассонанс: «стрОйный», «кругОм», «Обвитый», «венцОм».

Стихотворение очень эмоционально, поэт мастерски передал настроение читателям благодаря обилию риторических восклицаний. Особенно много восклицательных предложений в конце произведения, что говорит о ярком финале, который оставит необычное впечатление у читателя. «Все в неистовой прельщает!» – эта строчка завершает одновременно описание нимфы и восхищение ею поэта. Можно сказать, что она подводит некий итог, так как в предыдущей строчке стоит тире. Далее говорится о том, как влияет на поэта юная красавица: «В сердце льет огонь и яд!». Она сводит его с ума собой и своей красотой, сердце поэта затрепетало. Чтобы максимально отразить свои чувства и переживания в стихотворной форме, поэт использует восклицательное предложение. Далее мы вновь встречаем восклицания, но цель здесь уже другая – передать статику, быстроту действий, показать то, что все происходит в одно мгновенье: «Я настиг – она упала! // И тимпан под головой!». Завершается стихотворение тоже восклицаниями («Эвоэ! И неги глас!»), которые передают восторг двух сердец. Стихотворение написано четырехстопным хореем со смешанной рифмовкой. Возможно, поэтому оно так легко для восприятия.

Творчество Константина Николаевича Батюшкова сыграло большую роль в русской литературе. По меткому замечанию Белинского, без Батюшкова не было бы у нас и Пушкина. Анализируя стихотворение, знакомясь с его историей создания, разбирая образы и размышляя над отдельными словами и языковыми приемами, можно не только лучше понять его, но и получить огромное эстетическое удовольствие. В этом мы убедились при анализе стихотворения К.Г. Батюшкова «Вакханка». Хотя каждый человек по-своему воспринимает и интерпретирует стихотворение, но есть некоторые вопросы, над которыми хотелось бы поразмышлять после его прочтения. Например, а хороша ли такая любовь-страсть? К чему она может привести? Счастливы ли были древние греки, имея такой праздник? Когда читатель перелистывает страницу или закрывает книгу, и у него рождаются новые мысли в голове и чувства в сердце, то можно смело утверждать, что это было хорошее и достойное произведение. После прочтения «Вакханки» могут появиться не только вышеперечисленные вопросы, но и может разгореться интерес ко всему: к античности, к древнегреческой мифологии, к творчеству К.Н. Батюшкова или даже русской литературе в целом. Поэтому я считаю стихотворение «Вакханка» К. Батюшкова как чувственным, наполненным эмоциями, экспрессией, так и познавательным, интересным.

Картинка к стихотворению Вакханка

Популярные темы анализов

Есенин всю свою жизнь писал на различные темы. Каждый раз в своих строчках он описывал то что с ним произошло. В его стихотворениях можно увидеть описание природы, разных людей и творения на протяжении многих лет

Николай Некрасов известен своими стихотворениями, посвященными простому русскому народу. В них неизменно звучат тяготы их нелегкой доли и страдания. Очень много его произведений описывают отношения барина и холопа.

Некрасов, как и другие поэты в своем творчестве очень часто затрагивал тему поэта и поэзии, а именно назначения поэта. Именно об этом идет речь в данном произведении. Стихотворение написано в 1852г., спустя год, после смерти Гоголя.

Стихотворение Фета «Буря» – это пример его пейзажной лирики. В нем, как и во многих других своих произведениях, посвящает он строки красотам природы и явлений, происходящих в ней. В данном стихотворении это – буря, разыгравшаяся на море.

В 1821 году Пушкин пишет стихотворение под названием “Муза”. За главную мысль произведения Александр Сергеевич берет воспоминания о детских годах, в которых к нему впервые приходит мысль о посвящении себя литературе и поэзии. Начало

Анализ стихотворения Батюшкова «Вакханка»

Значительную часть своих ранних стихотворений Батюшков относил к легкой поэзии. Понимание этого определения он изложил в статье «Речь о влиянии легкой поэзии на язык», датированной 1816 годом. Согласно мнению Константина Николаевича, легкая поэзия объединяет в себе жанры либо отсутствовавшие в системе классицизма, либо существовавшие на ее периферии.

Например, речь идет о песнях, стихотворных сказках и повестях, посланиях, баснях. Важнейшей особенностью легкой поэзии Батюшков считал стройный, ясный, гибкий слог, совершенство и чистоту

Главным шедевром, написанным Константином Николаевичем в вышеназванном жанре, считается стихотворение «Вакханка», созданное в 1815 году. В нем античные мотивы органично переплетаются с традицией французской эротической поэзии. При создании произведения автор опирался на девятый эпизод поэмы «Переодевание Венеры», принадлежащей перу Парни. В нем описывается любовное приключение богини.

Согласно сюжету, она переоделась вакханкой и с легкостью завоевала сердце юного пастуха Миртиса. Батюшков существенно меняет первоисточник. Галантный эпизод он преобразует в торжество языческой

Вместо Венеры у него действует настоящая вакханка. Преследует ее не пастух, а участник праздника Эригоны. Скорей всего, имеется в виду ежегодный праздник вина, проводившийся в Афинах.

Он был посвящен Икарию, первому человеку, научившемуся делать популярный алкогольный напиток, и его дочери Эригоне, соблазненной Дионисом.

У Парни история рассказывается в статике. В стихотворении Батюшкова бал правит динамика. Кроме того, произведение русского поэта отличается живописной красочностью и пластической рельефностью. Пушкин, высоко ценивший творчество Батюшкова, считал, что «Вакханка» Константина Николаевича получилась живее оригинального текста, лучше его.

В зарисовку на тему античности поэт вводит славянизмы — ланиты, ризы, нагло. Впрочем, не пренебрегает автор и древнегреческими реалиями — тимпан, Эвр, нимфа.

Батюшков оказал огромное влияние на развитие русской поэзии. По мнению Белинского, без творчества Константина Николаевича, Пушкин не явился бы таким, «каким явился действительно».

Дайджест:

Анализ стихотворения Батюшкова «К другу» Отечественная война 1812 года послужила причиной сильнейших изменений в сознании Батюшкова. С одной стороны, поэт испытывал прилив патриотических сил. С другой — его повергали в шок те ужасы, что принесли. .

Анализ стихотворения Батюшкова «Радость» Не секрет, что русская поэзия вплоть до начала 19 века находилась в упадническом состоянии. Стихосложение считалось развлечением аристократов, среди которых далеко не все могли свободно изъясняться на русском языке. Первая. .

Анализ стихотворения «К друзьям» Батюшкова «К друзьям» . В данном послании Батюшков при­знался: И жил так точно, как писал… Ни хорошо, ни худо! Счастливые виденья его легкокрылых стихов говорили больше о потребности сердца, чем о. .

Анализ стихотворения Батюшкова «Гремит повсюду страшный гром…» В письме Батюшкова к Дашкову, датированном августом 1812 года, содержится стихотворение под названием «На членов Вольного общества любителей словесности». Произведение представляет собой эпиграмму, направленную против литературно-общественной организации Вольное общество любителей. .

Эстетическая программа Константина Николаевича Батюшкова Константин Николаевич Батюшков. Эстетическая программа Батюшкова сформулирована им в работах: «Нечто о поэте и поэзии» , «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» . В статье «Нечто о поэте и. .

Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений» В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и. .

Стихотворения 1812-1814 годов Константина Николаевича Батюшкова В 1807 г. К. Н. Батюшков вступил в ополчение, чтобы участвовать в войне против Наполеона. В сражении под Гейльсбергом он был ранен. Оставив военную службу, Батюшков с весны 1812 г. .

Антологические стихотворения Константина Николаевича Батюшкова Крупным событием в литературе явился выход в 1817 г. «Опытов в стихах и прозе» К. Н. Батюшкова. Наряду со сборником стихотворений В. А. Жуковского эта книга ознаменовала новый этап в. .

Прозаические произведения Батюшкова Обзор литературной деятельности Батюшкова был бы неполон без характеристики его прозаических произведений. Как прозаик Батюшков остался вне той традиции реально-бытовой прозы, которая в первые десятилетия XIX в. была представлена произведениями. .

Художественное мастерство Батюшкова Лирика Батюшкова стала выражением конкретного переживания личности в его сложности, в его многогранности, в его оттенках. В этом отношении В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков делали общее дело. После. .

Анализ стихотворения Батюшкова «На развалинах замка в Швеции» Стремясь расширить границы элегического жанра, автор обращается к героико-исторической тематике. В качестве ближайшего литературного контекста творения Батюшкова 1814 г. исследователи называют произведение поэта-сентименталиста Маттисона, мастера минорной пейзажной зарисовки. Анализируемое стихотворение. .

Анализ элегии «Мой гений» Батюшкова К. Н Как мы с вами установили, Батюшков был человеком романтической эпохи, который тосковал по утраченной классической ясности. Чем дисгармоничнее становилось его мироощущение, тем гармоничнее, «классичнее» — поэтический язык. Потому-то столь часто. .

Любовь к родине и к своему народу в произведениях К. Н. Батюшкова Константин Николаевич Батюшков был талантливейшим поэтом своего времени. Этот человек умел наслаждаться всеми радостями жизни, воспевал любовь и дружбу вместе с тем его занимала героическая тема, которой было отведено значи-гсльное. .

Упоминания о связи Батюшкова с Вольным обществом К числу наиболее загадочных страниц биографии Константина Батюшкова принадлежит история его сотрудничества с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств. Исследовательская традиция придает факту участия молодого поэта в деятельности этой. .

Новые темы и образы, появившиеся в творчестве Батюшкова Под влиянием национального подъема, вызванного событиями 1812-1814 гг., Батюшков, по свидетельству П. А. Вяземского, написал — не дошедшее до нас — четверостишие, в котором призывал Александра I после, окончания войны. .

Эпикурейская лирика Константина Николаевича Батюшкова В литературном движении 1801 -1815 гг. К. Н. Батюшкову принадлежит одно из первых мест. Он был в числе передовых литераторов эпохи, начавших борьбу против тех направлений, которые стали тормозом в. .

Війна 1812 року у віршах В. А. Жуковського «Співак у стані російських воїнів» і К. Н. Батюшкова «До Дашкову» Батюшков К. Н Перечитаємо два вірші, присвячені війні 1812 року. Одне написано напередодні бою при Тарутиному, друге вже після того, як ворог був вигнаний за межі Росії. Автори — майже ровесники, обоє воювали. .

Анализ стихотворения Пушкина «Городок» Стихотворение «Городок» относится к лицейской лирике Пушкина. Согласно предположению ряда литературоведов, обращено оно к доброму приятелю поэта — князю Николаю Ивановичу Трубецкому. Произведение написано в жанре дружеского послания, широко распространенном. .

Анализ стихотворения Рубцова «По вечерам» Николай Рубцов не был поэтом-диссидентом, однако не считал нужным скрывать свои взгляды на те вопросы, которые считал для себя важными. Одним из краеугольных камней в его многочисленных дискуссиях с друзьями. .

Анализ стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям…» Ахматовой А. А Стихотворение 1911 г. «Смуглый отрок бродил по аллеям…» из цикла «В Царском Селе» передает благоговейное отношение к Пушкину, который воображается еще лицеистом. «Еле слышный шелест шагов» словно раздается и теперь. .

Влияние К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского на творчество Пушкина Творчество крупнейших поэтов-современников — К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского,- сыгравшее такую видную роль в первоначальном литературном становлении Пушкина, носило, за отдельными исключениями, подчеркнуто личный характер, не было связано с. .

Тема дружбы в творчестве К. Н. Батюшкова 1. Рядом с преданным другом — мечтой. 2. В кругу друзей в момент веселья. 3. Горечь утраты и разочарование. 4. Поддержка друзей в горе и несчастье. Лучшая часть нашей жизни. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Поцелуями прежде считал…» Стихотворение «Поцелуями прежде считал…» датировано 1832 годом и относится к раннему творчеству Лермонтова. Литературоведы до сих пор не выяснили, кому посвящено произведение. Зачастую называются три девушки, в разное время бывшие. .

Стихотворения и баллады разных авторов В 5-м классе мы изучали балладу Василия Андреевича Жу­ковского «Кубок». Тема баллады — вопрос о праве человека, имеющего власть, распоряжаться жизнью подданных и честолю­бивых желаниях молодых людей, которые жаждут получить. .

Анализ стихотворения Клюева «Вы обещали нам сады…» Клюева принято относить к группе так называемых новокрестьянских поэтов. На протяжении всего творческого пути он оставался певцом русской северной избы, которая в его лирике превращалась в центр мироздания, наделялась мистической. .

Анализ стихотворения Брюсова «К портрету Лейбница» В 1900 году издательство «Скорпион» выпустило третий сборник Брюсова, получивший название «Tertia Vigilia» . Книгу Валерий Яковлевич посвятил своему коллеге по символистскому цеху — Бальмонту. В ней важное место занимают. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Мой гений Батюшкова 9 класс

Анализ стихотворения Некрасова «Что ни год — уменьшаются силы…» В 1861 году император Александр II провел одну из важнейших в истории Российской империи реформ, отменив крепостное право. Соответствующий манифест был подписан девятнадцатого февраля. Преобразования многим пришлись не по нраву. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Люблю — но мука еще жива…» В 1923 году, будучи в эмиграции, Цветаева увлеклась Константином Болеславовичем Родзевичем. Познакомил их супруг Марины Ивановны — Сергей Яковлевич Эфрон. Роман поэтессы и близкого друга ее мужа длился недолго —. .

Анализ стихотворения Майкова «Нива» Майкова принято причислять к поэтам «чистого искусства». Стихотворения, созданные в рамках этого художественного направления, зачастую не имеют сюжета и представляют собой лирические зарисовки. Кроме того, они не связаны с обыденной. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Песня без слов» В 1894 году Бальмонт выпустил сборник «Под северным небом». В стихотворениях преобладали настроения, характерные для поколения 90-х. Лирический герой делился своими романтическими переживаниями, жаловался на безрадостность и унылость собственного существования. .

Анализ стихотворения Пушкина «Коварность» Стихотворение «Коварность» было написано в 1824 году, в период пребывания Пушкина в Михайловском. Ссылка в имение матери стала следствием вскрытого сотрудниками полиции письма, в котором поэт рассказывал о своем увлечении. .

Анализ стихотворения Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…» Симонова призвали в армию с началом Великой Отечественной войны. В качестве корреспондента он побывал на всех фронтах, дошел до Берлина через территорию Румынии, Югославии, Болгарии, Польши. Значительная часть его статей. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Осень» Михаил Лермонтов никогда не считал себя лириком, полагая, что восхищение красотой окружающего мира — удел романтических натур, не успевших познать горечи разочарования. Тем не менее, на начальном этапе своего творчества. .

Анализ стихотворения Пушкина «Поэт» В 1827-ом году Александр Сергеевич Пушкин пишет свое знаменитое стихотворение «Поэт». В своем творчестве автор неоднократно обращался к теме предназначения поэта, к его роли в этом мире. Так и в. .

Анализ стихотворения Тютчева «Альпы» В натурфилософской лирике Тютчева образ гор играет важнейшую роль. Ему отведено главное место в ряде стихотворений, в их числе — «Утихла биза… Легче дышит…», «Утро в горах», «Хоть я и. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Silentium» Стихотворение «Silentium» впервые было опубликовано в девятом номере знаменитого журнала «Аполлон» за 1910 год. Впоследствии Мандельштам включил его в свой дебютный сборник «Камень». По мнению большинства литературоведов, в этой книге. .

Анализ стихотворения Бунина «Первый утренник, серебряный мороз!…» Тема природы — главная в бунинской лирике. В пейзажной поэзии нередко находила отражение жизненная философия Ивана Алексеевича. Природу писатель считал целительной и благотворной силой, способной многое подарить человеку — радость. .

Анализ стихотворения Клюева «Я — посвященный от народа…» Клюев — один из самых ярких и оригинальных русских поэтов двадцатого столетия — родился в глухой северной деревеньке. Своим знанием родного фольклора и народных традиций он по большей части обязан. .

Анализ стихотворения Фета «Из дебрей туманы несмело…» Своими занятиями сельским хозяйством и жизнью в окружении природных красот Фет невероятно дорожил. Как человек умный и в предмете хорошо разбирающийся Афанасий Афанасиевич далеко не каждой погоде был рад. В. .

Анализ стихотворения Пушкина «Лицинию» Во время обучения в Царскосельском Лицее Пушкин увлекся античным искусством. Поэт знакомился с творчеством великих авторов. В их числе — Сенека, Овидий, Гораций, Ювенал, Вергилий. Александр Сергеевич познавал древнегреческую и. .

Анализ стихотворения Батюшкова “Вакханка

Значительную часть своих ранних стихотворений Батюшков относил к легкой поэзии. Понимание этого определения он изложил в статье “Речь о влиянии легкой поэзии на язык”, датированной 1816 годом. Согласно мнению Константина Николаевича, легкая поэзия объединяет в себе жанры либо отсутствовавшие в системе классицизма, либо существовавшие на ее периферии. Например, речь идет о песнях, стихотворных сказках и повестях, посланиях, баснях. Важнейшей особенностью легкой поэзии Батюшков считал стройный, ясный, гибкий слог, совершенство и чистоту

Главным шедевром, написанным Константином Николаевичем в вышеназванном жанре, считается стихотворение “Вакханка” , созданное в 1815 году. В нем античные мотивы органично переплетаются с традицией французской эротической поэзии. При создании произведения автор опирался на девятый эпизод поэмы “Переодевание Венеры”, принадлежащей перу Парни. В нем описывается любовное приключение богини. Согласно сюжету, она переоделась вакханкой и с легкостью завоевала сердце юного пастуха Миртиса. Батюшков существенно меняет первоисточник. Галантный эпизод он преобразует в торжество языческой

У Парни история рассказывается в статике. В стихотворении Батюшкова бал правит динамика (нимфа бежит легче серны молодой, жрицы Вакховы мчатся). Кроме того, произведение русского поэта отличается живописной красочностью и пластической рельефностью. Пушкин, высоко ценивший творчество Батюшкова, считал, что “Вакханка” Константина Николаевича получилась живее оригинального текста, лучше его.

В зарисовку на тему античности поэт вводит славянизмы – ланиты (щеки), ризы (одежда), нагло (в значении “быстро”). Впрочем, не пренебрегает автор и древнегреческими реалиями – тимпан (ударный музыкальный инструмент), Эвр (божество восточного ветра), нимфа (олицетворение живых стихийных сил).

Батюшков оказал огромное влияние на развитие русской поэзии. По мнению Белинского, без творчества Константина Николаевича, Пушкин не явился бы таким, “каким явился действительно”.

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения Батюшкова “Мой гений В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и.

“Батюшков” Обзор творчества О. З. Мандельштама. Стихотворения “Батюшков” Поэзия Константина Батюшкова оказала значительное влияние на русскую литературу. Одно из доказательств тому – стихотворение Мандельштама “Батюшков”, написанное в 1932 году. По-видимому, создавая.

Анализ стихотворения Пушкина “Певец Последний год учебы в Царскосельском лицее для Пушкина Ознаменовался участием в работе литературного общества “Арзамас” и увлечением творчеством таких известных в то время литераторов, как Василий Жуковский и Константин Батюшков.

Анализ стихотворения Рубцова “По вечерам Николай Рубцов не был поэтом-диссидентом, однако не считал нужным скрывать свои взгляды на те вопросы, которые считал для себя важными. Одним из краеугольных камней в его многочисленных дискуссиях с друзьями.

Анализ стихотворения Пушкина “Поэт и толпа Пушкин Неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному. Примером тому являлось восстание.

Анализ стихотворения Тютчева “Не то, что мните вы, природа Стихотворение “Не то, что мните вы, природа…” написано Тютчевым в лучших традициях русской гражданской обличительной поэзии восемнадцатого столетия. Вот только гневные речи Федора Ивановича обращены не к властителям и судьям.

Анализ стихотворения Пушкина “Поэту Стихотворение “Поэту” посвящено теме отношений поэта и толпы, оно рассказывает о непонимании народом творчества. Жанр этого произведения – сонет, для него характерна своеобразная композиция: два четверостишия (катрена) и два трехстишия.

Анализ стихотворения Лермонтова “Осень Михаил Лермонтов никогда не считал себя лириком, полагая, что восхищение красотой окружающего мира – удел романтических натур, не успевших познать горечи разочарования. Тем не менее, на начальном этапе своего творчества.

Анализ стихотворения Пушкина “Телега жизни Во время южной ссылки Александр Пушкин почти все время пребывал в довольно мрачном расположении духа, мысленно проклиная не только собственную судьбу, но и людей, причастных к его изгнанию из Санкт-Петербурга.

Анализ стихотворения Пушкина “Утопленник Александр Пушкин – один и первых русских поэтов, который сумел органично вплести в свое творчество сюжеты народных сказок и преданий. С самого детства он обожал слушать удивительные истории, которые рассказывала.

Анализ стихотворения Пушкина “Пророк” (2) Философская тема поиска смысла жизни характерна для творчества многих литераторов, однако далеко не каждому из них удается четко сформулировать ответ на поставленный вопрос. Для кого-то творчество является одной из возможностей.

Анализ стихотворения Некрасова “Поэт и гражданин Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого.

Анализ стихотворения Ахмадулиной “Стихотворения чудный театр В поэзии Б. Ахмадулиной важное место занимает тема творчества. Произведение “Стихотворения чудный театр” написано дактилем. Это сообщает ему плавность и мелодичность. Поэт в нем представлен как сторонний наблюдатель. Вдохновение, творческий.

Анализ стихотворения Ахматовой “Памяти Сергея Есенина Стихотворение “Памяти Сергея Есенина” было написано Ахматовой в 1925 году, а опубликовано лишь в 1968 год уже после ее смерти. Это скорбящее стихотворение о трагической судьбе поэта. “Бездумно и безбольно.

Анализ стихотворения Пушкина “Туча” (2) Александр Пушкин по праву считается одним из первых русских поэтов, который в своих стихах использовал весьма распространенный сегодня литературный прием отождествления природы с живым существом. Примером этому может служить лирическое.

Анализ стихотворения Пушкина “Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)” (1) А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Это стихотворение глубоко.

Анализ стихотворения Пушкина “Во глубине сибирских руд Александр Пушкин как личную трагедию воспринял события 1825 года, когда после неудавшегося восстания десятки декабристов были сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них оказалось много друзей поэта, которые состояли в.

Анализ стихотворения Пушкина “Эхо Вплоть до 19 века русская поэзия носила развлекательный характер. Литераторы того времени сочиняли оды по случаю знаменательных событий и представляли свои стихи на светских раутах, что считалось достаточно модным и.

Анализ стихотворения Маяковского “Юбилейное В 1912 году Владимир Маяковский наряду с другими поэтами подписал манифест футуристов под названием “Пощечина общественному мнению”, который развенчивал классическую литературу, призывал ее похоронить и найти новые формы для выражения.

Анализ стихотворения Тютчева “Люблю глаза твои, мой друг В жизни Федора Тютчева было четыре женщины, к каждой из которых он испытывал очень нежные и возвышенные чувства. Его первый брак с немецкой графиней Элеонорой Петерсон был настолько счастливым и.

Анализ стихотворения Пушкина “Брожу ли я вдоль улиц шумных К 30 годам Александр Пушкин уже был достаточно известным поэтом, чье творчество являлось предметом салонных споров. Однако светское общество относилось к стихам будущего классика русской литературой с определенной долей скептицизма.

Анализ стихотворения Ахматовой “Я так молилась: Утоли В 1917 году в издательстве “Гиперборей” выходит третий сборник Ахматовой, получивший название “Белая стая”. Он был выпущен в тяжелое для России время. По словам самой поэтессы, не находилось возможности переправить.

Анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина “Кавказ” На написание стихотворения Пушкина вдохновила поездка на Кавказ в 1829 году. Прогулка в горах вызвала у него восторг и даже не примечательные утесы, и тощий мох вызывают у него восхищение.

Анализ стихотворения Тютчева “Душа хотела б быть звездой В старину было принято вести поэтические альбомы, куда записывались цитаты классиков либо произведения известных авторов. Девушкам в такие альбомы молодые люди вписывали стихи, которые нередко сочиняли в порыве вдохновения. Такой.

Анализ стихотворения Бродского “Теперь все чаще чувствую усталость “Теперь все чаще чувствую усталость…” – стихотворение, написанное в 1960 году и относящееся к раннему творчеству Бродского. Литературоведы отмечают явное влияние на произведение лирики Баратынского – русского поэта-романтика девятнадцатого столетия.

Анализ стихотворения Пушкина “Я помню чудное мгновенье Одно из самых знаменитых лирических стихотворений Александра Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” Было создано в 1925 году, и имеет под собой романтическую подоплеку. Посвящено оно первой красавице Санкт-Петербурга Анне Керн.

Анализ стихотворения Пушкина “Признание Не секрет, что Александр Пушкин был человеком страстным, и влюбчивым. Он постоянно находил новые и новые объекты для обожания, и каждой из женщин посвящал огромное количество стихов. С некоторыми из.

Анализ стихотворения Пушкина “Красавица В первой половине 19 века практически у каждой знатной женщины Петербурга был заветный альбом, в котором она хранила рисунки и дорогие сердцу стихи, дарственные надписи, пожелания от близких людей и.

Анализ стихотворения Пушкина “Я пережил свои желанья В 1820 году Пушкин Был выслан из Санкт-Петербурга в Кишинев за вольнодумство, однако очень болезненно переживал свое вынужденное путешествие. Поэтому друзья поэта, чтобы как-то его развлечь, предложили ему по пути.

Анализ стихотворения Лермонтова “Дума В творчестве Михаила Лермонтова достаточно много социально значимых произведений, в которых автор дает оценку обществу и проводит анализ, направленный на то, чтобы понять – что именно ожидает людей в будущем.

Анализ стихотворения К. Н. Батюшкова Мои пенаты

Стихотворение «Мои пенаты» принадлежит к ряду произведений первого периода творчества К.Н.Батюшкова. Оно было написано в 1811-1812 годах и впервые опубликовано в 1814 году. В это время Батюшков сближается с Н.М.Карамзиным и кругом будущих «арзамасцев» – В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, В.Л.Пушкиным, Д.В.Дашковым и другими. К этому времени определяется облик Батюшкова-поэта, виднейшего представителя «легкой поэзии». Поэт создает стихотворения, в частности «Мои пенаты», воспевающие радости земной жизни, дружбу, любовь, которые сочетаются с утверждением личности и ее права на жизнь в соответствии с внутренними потребностями.
Данное произведение написано в свойственной духу анакреонтики манере (как и впрочем, ряд таких стихотворений как «Веселый час», «Счастливец», «Мадагаскарская песня», «Источник», «Вакханка» и др.), что дало основание именовать Батюшкова «Парни российским». К. Н. Батюшков в поэзии всегда придерживался принципа, который провозгласил в начале своего творческого пути: “Живи, как пишешь, и пиши, как живешь”. Это кредо поэта нашло отражение и в данном стихотворении.
Лирическим героем этого стихотворения, написанного в форме послания к Жуковскому и Вяземскому, является поэт, живущий в деревне в старом, бедном дедовском доме. Однако уже из первых строк мы понимаем, что именно это жилище и уединенный образ жизни по душе герою, т.е. мы видим, что весь текст произведения организуется им как субъектом сознания с прямо-оценочной точкой зрения. Благодаря этому читатель отождествляет лирического героя с самим поэтом: создание и создателя, что характерно для лирического произведения. Но на самом деле в образе героя раскрывается единая личность в ее отношении к миру и к самой себе, близкая автору. Таким образом, в образе поэта-творца, являющимся носителем сознания, возникает предмет изображения – объект – авторское сознание.
В своем послании Батюшков создает дисгармоничное художественное «двоемирие», в котором естественно сосуществуют образы условной античности с деталями, воссоздающими действительную жизнь поэта в деревенском уединении («стол ветхой и треногой», калека-солдат с «двухструнной балалайкой» и др.) Для создания деталей античного мира автор применяет большое количество мифологем, которые начинаются уже с названия стихотворения: Пенаты — (рим. миф.) боги-покровители домашнего очага, а в переносном смысле — дом, жилище, обитель. Так Батюшков любил называть свою вологодскую деревню Хантоново на берегу Шексны; Пермес — (греч. миф.) ручеек, текущий с Геликона (Олимпа) и посвященный музам, а, в свою очередь, под фразой «Богинь пермесских дар» понимается вдохновение; Лары — (рим. миф.) души предков, хранители домашнего очага; Аония — (греч. миф.) область Древней Греции, где находился Геликон и обитали музы; Стигийские берега — (греч. миф.) т. е. берега Стикса, подземной реки, обтекающей Аид (клятва Стиксом считалась самой страшной); Феб — (греч. миф.) Аполлон, бог искусств; Хариты — (греч. миф.) три сестры, дочери Зевса, богини изящества, дружбы и веселой жизни; Пиериды — музы; Фортуна — (рим. миф.) богиня судьбы; Вакх — (греч. и рим. миф.) бог виноделия, вина и веселья, друг музам. В его честь устраивались «вакханалии», отличавшиеся необузданностью и разгулом; Парки — (греч. миф.) богини судьбы, выпрядавшие нить человеческой жизни. При обрыве нити человек умирал. Но хотелось бы отметить, что при описании мира поэта Батюшков применяет старославянскую лексику: Цевница — пастушья свирель, а в переносном смысле — поэзия вообще;
Сретать — (старосл.) встречать. Отсюда «сретение» — встреча.
Все стихотворение построено на противопоставлении скромного положения и образа жизни, избранного поэтом, «богатству с суетой», составляющим основной жизненный интерес высоких общественных кругов: «развратных счастливцев», «философов-ленивцев» с их «наемною душой», «придворных друзей», «надутых князей». В самих этих выражениях чувствуется некая ирония, достигнутая посредством оксюморона, который опять же подчеркивает противоречие. А вот при описании жилища поэта автор использует совсем иные лексические единицы. Не этим баловням судьбы, а убогому калеке-воину поэт хотел бы дать приют в своей «смиренной хате», которая ему дороже дворцов, так как в этом доме его окружают необычные вещи, люди, боги, создающие в нем уютную поэтическую атмосферу. Лирический герой призывает гостей, которых в свою очередь можно разделить на три круга. Первый круг – это божества: пенаты, лары, музы, которые призываются с целью принести в жилище поэта гармонию, покой, счастье. Второй круг представляют античные поэты, такие как Гораций, Пиндар и др. А третий круг – это русские поэты: Карамзин, Дмитриев, Жуковский, Вяземский и др. Таким образом, возникает картина любимых поэтов автора. А жанр послания, в свою очередь, позволяет поэту непосредственно обратиться к этим личностям, тем самым показать свое отношение к ним.
Это стихотворение вольной рифмовки, т.е. в нем используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами – это нестрофические двустишия. Такой тип рифмовки еще раз подчеркивает дисгармонию.
В структурном отношении стихотворение делится на пять неравных частей. В первой части мы наблюдаем, как уже было отмечено выше, образ убогого, но милого сердцу поэта жилища, с лишь тонким намеком на неприятие роскоши. Во второй части наблюдается уже открытое противопоставление мира поэта полной излишеств жизни богачей, образ которых представлен в тусклых тонах («и бледны горделивцы»), а в печи поэта горит «яркий огонь». Н.Фридман пишет: «Батюшков остро ощущал бесчеловечную природу современного ему общественного устройства». Батюшков создает образ простой пастушки, которая кажется герою милее и прекраснее благородных дам. Явная оппозиционность, как пишет А.Н.Соколов, в отношении к правящим кругам, отвращение к «придворным узам» отличает эпикурейскую лирику Батюшкова от сглаживающей противоречия идиллической поэзии сентименталистов. В третьей части снова возникает мир поэтический, духовный мир поэта. В этой части наиболее очевидно переливание мелодичного слога Батюшкова, что становится очевидным благодаря богатству звуковой организации, которая достигается исключительно фонологическими средствами, такими как, например, сочетания фонематических повторов с контрастами: Сложи печалей бремя,
Жуковский добрый мой!
А вот в четвертой снова предстает противоречие страстей и сует светской жизни и мирной души творца, которая описывается, как было сказано ранее, особой лексикой (добрый, святой, мирный, беседовать, светлый, небесно, упоенье, отрадная тишина и т.д.), а светский мир совсем иными словами (волненье, суета, наемная, развратные, надутые, горделивцы), что, впрочем, просматривается сквозь все стихотворение. Однако внутренний мир поэта свободен от зла и противоречий, в нем царят любовь и дружба, счастье и радость, осуществляется органическая преемственность и непрерывность культуры:
Слетят на голос мирный
Беседовать со мной.
И мертвые с живыми
Вступили в хор един.
Далее мы видим намек на Г. Р. Державина, автора стихотворений «Лебедь», в котором он вольно подражал Горацию, и «Соловей» — образцов интимной лирики. Сравнение Державина с Пиндаром и Горацием заимствовано из посвящения Державину трагедии В.А.Озерова «Эдип в Афинах». Озеров называет Державина поэтом, который с пареньем Пиндара согласил философию Горация, «коего стихотворство шумно, быстро и чудесно, как водопад Суны». На реке Суне в Карелии находится водопад Кивач, воспетый Державиным в оде «Водопад». Далее Батюшков упоминает пьесу Карамзина «Афинская жизнь», в которой изображен греческий философ Платон и его друг, трагик Агатон. «Колыбель славы», упомянутая автором, напоминает нам о том, что в 1802 году Карамзин напечатал несколько статей по русской истории. В статье «О любви к Отечеству и народной гордости» есть такие слова: «Слава была колыбелью народа русского, а победа вестницею бытия его». Далее под сильфом (и вот еще одна мифологема – дух воздуха (герм. миф.)), имеется в виду И.Ф.Богданович, автор популярной в то время поэмы «Душенька». Ю.А.Нелединский-Мелецкий, поэт карамзинского круга, автор популярных песен, следующий, о ком расскажет нам Батюшков. Автор в сравнении с Федром (латинский баснописец I века н. э.) и Пильпайем (древний индийский баснописец Бидпай) говорит о И.И.Дмитриеве, поэте и баснописце, ближайшем соратнике Карамзина, писавшем в «легком», горацианском роде. За этим следует обращение к И. И. Хемницеру, поэту, автору басен и стихотворных сказок, сочетавшему дидактизм и чувствительность, и И.А.Крылову. В последней, пятой, части Батюшков обращается к главным адресатам стихотворения: к Жуковскому и Вяземскому. Первому он советует «сложить печалей бремя», имея в виду трагически сложившиеся отношения Жуковского с М.А.Протасовой, а упомянутый Аристипп («Аристиппов внук»), греческий философ-гедонист V—IV веков до н. э., считавший целью жизни разумное наслаждение, намекает нам на П.А.Вяземского, названного так за прославление культа наслаждений. В этой же части заходит речь о конечности мира («стрелою мчится время»):
Пока бежит за нами
Бог времени седой
И губит луг с цветами
Безжалостной косой.
Образ бегущего седого бога навеян итальянским поэтом Ариосто. Автор говорит о том, что все временно, что все умрет со смертью поэта. Но эта проблема разрешается стремлением соединить христианское и античное начала. Эмблема финала есть сочетание начал.
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что раннее творчество Батюшкова проникнуто чувствами радости жизни, оптимизма, любви. Он – певец мира изящной античности. Его интересует внутренняя жизнь и достоинство человека, влечет мир домашнего очага. Батюшков сталкивает роскошь и бедность, доказывая, что интимный мир благороднее и возвышеннее блестящей действительности, богатства и суеты, светских сплетен и интриг. Главные ценности жизни, по Батюшкову, – это любовь и творчество. Счастье поэта там, где вдохновение, а вдохновение там, где покой и мир (образ мира – «Висит полузаржавый меч прадедов тупой»). В своих «пенатах» он желает видеть только единомышленников и друзей — Жуковского и Вяземского, тщательно ограждая мир «своей смиренной хаты» от «зависти людской». Ранние стихи Батюшкова— образец художественного мастерства, они отличаются безукоризненным языком, мелодичностью, внутренней грацией. По словам Белинского, Батюшков дал русской поэзии «красоту идеальной формы». Критик отмечает «пластицизм форм», «скульптурность», «упругость», «сладостную звукопись», «гармоничность стиха». «Стих его часто не только слышим уху, но и видим глазу: хочется ощупать извивы и складки его мраморной драпировки». Эти качества поэзии Батюшкова позволили Пушкину воскликнуть: “Звуки италийские! Что за чудотворец этот Батюшков. “

Читайте также:  Анализ стихотворения Тень друга Батюшкова

Список использованной литературы:

1. Батюшков К. Н. Полное собрание стихотворений. – М.-Л., «Сов.писатель»: 1964г., с.134-141.
2. Корман Б. О. Практикум по изучению художественного произведения. – Ижевск, 1977.
3. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста, структура стиха. – М., «Просвещение»: 1972г.
4. Поэтический строй русской лирики. Сб.статей. – Л., 1973.
5. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2ч. Ч1 А-Л. М., «Просвещение», 1990. – с.69-72.
6. Соколов А. Н. История русской литературы XIX века (I-я половина). – М., «Высш. школа», 1976г.
7. Тамарченко Н. Д., Магомедова Д. Анализ литературного произведения. – М., 1992. с. 81-100. Т: 61-1.
8. Тимофеев Л. И., Венгеров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., Учпедгиз, 1958г.

Анализ стихотворения Вакханка Батюшкова

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или “читалке”.

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Неизвестно
читают сейчас

О, верь: ты, нежная, дорож.
читают сейчас

Шведская спичка
читают сейчас

Кладбище
читают сейчас

Неизвестно
читают сейчас

Василий Шибанов
читают сейчас

Студент
читают сейчас

Воробей
1 минуту назад

Скромность
1 минуту назад

Неизвестно
1 минуту назад

Ссылка на основную публикацию