Анализ стихотворения Андрея Белого Родине (Рыдай, буревая стихия)

Андрей Белов стихотворение Родина: краткий обзор, анализ

Взгляды автора

Анализ стихотворения Белого «Родине» следует начать с краткой характеристики его мировоззрения. Поэт, как и его современник А. Блок, любил свою страну и поэтому старался изобразить в максимально достоверных образах. В своих произведениях он старался абстрагироваться от отвлеченных эпитетов, сравнений и других литературных приемов, к которым прибегали его предшественники. Напротив, он старался «приземлить» знакомые зарисовки, тем самым вернувшись к традициям, заложенным еще Н. Некрасовым. Важно помнить, что автор положительно относился к революционным потрясениям, так как считал, что коренные перемены пойдут России на пользу.


Смотреть галерею

К сожалению, в своих стихотворениях он не поднимал вопрос о страшной цене этих самых перемен. Здесь любопытно будет сравнить его позицию с мнением Блока. Последний к концу жизни, увидев разруху, нищету и запустение, стал иначе смотреть на революционные преобразования, отмечая их жестокость, в то время как Андрей Николаевич продолжал в нее верить.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Родине»

В своем стихотворении автор прославляет Россию. Несколько раз употребив слово Россия, будто акцентирует наше внимание на его необъятную любовь к родине. А эта интонация, с которой мы читаем стихотворение. Как он красиво описывает свою родину словами глухие глубины, роковые разрухи.

Я, так же как и поэт, очень люблю страну, в которой я родилась. Здесь прошло мое детство. Здесь все мои близкие и родные. И уезжая с родителями на каникулы за границу, я очень скучал по своей родине. Тот город, в котором я живу, мне знаком каждым переулком, и мне бы

не хотелось от сюда никуда переезжать. Я привык к своему двору, к жителям домов, которые стоят поблизости.

Мне жаль тех людей, которые не смогли оценить красоту и бескрайний простор своей родины. Я считаю, таких людей мы не достойны считать своими земляками, они предатели, которые хотят сбежать. Они бояться, что-то изменить в своем мире, бегут туда, где, по их мнению, легче, на самом деле спустя пару лет начинают скучать и понимать, что зря не ценили свою родину.

Поэт в своем стихотворении стремиться передать нам всю ответственность человечества за свою страну. Никто кроме нас самих не в состоянии, что-то улучшить

или изменить. Мы все ждем, или привыкли ждать со стороны, мы обленились добиваться чего-то сами, нам все нужно преподносить на блюдечке с золотой каемочкой.

Мне кажется, в своем произведении Белых хотел нам сказать, что время России еще не настало, но не стоит нам сдаваться и опускать руки. Нам нужно продолжать отстаивать свои права всемогущей державы. Доказывать соперникам, что мы можем быть лучше их, просто нужно немного времени и все изменится. Я люблю свою родину, и не променяю ее ни на что!

О революции

Анализ стихотворения Белого «Родине» поможет учащимся лучше понять творчество этого поэта. Произведение было написано в 1917 году, т.е как раз в то самое время, когда прошла первая русская революция и надвигалась вторая. Вступительное четверостишие начинается с очень ярких и выразительных эпитетов, которые подчеркивают мощь и величие страны. Автор сравнивает Россию со сильной стихией, которая сметает все на своем пути.


Смотреть галерею

При этом он три раза повторяет название страны, чтобы тем самым подчеркнуть ее новую мощь, которую видел в революции. Сразу обращает на себя внимание последняя строчка: поэт сам готов отдать свою жизнь во имя этой неистовой революционной бури, искренно веря, что она принесет благо стране.

Краткий анализ

История создания – 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1901 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.

Тема стихотворения – любовь к родине, несмотря на ее недостатки.

Композиция – односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.

Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

Образ России

Анализ стихотворения Белого «Родине» необходимо дополнить символическим описанием, которое дает поэт своей земле. Показателен тот факт, что старую Россию он видит в довольно мрачных красках. Он пишет о разрухе, о глухих глубинах и не находит в ней ничего доброго и хорошего, что несправедливо. Наступившие же перемены он всячески восхваляет, рисуя страшные революционные потрясения в светлых и радостных красках, что совершенно не соответствовало реальной исторической действительности. Автор призывает принять наступившие перемены как благо, акцентируя внимание на том, что они должны обновить страну.

Краткое содержание стихотворения

Стихотворение начинается с описания того, что страна обуревается огненной бурей. Лирический герой призывает сжигать себя и не жалеть сил. Разруха царит по всей территории России, но даже в самые ее глухие углы доходят крылорукие духи, и они же приносят особые сияющие сны.

Лирический герой призывает людей не плакать. Он предлагает им склонить колени и обратиться к огненному зареву. Именно там будут сливаться серафические пения и поток космических дней. Огонь выжжет все до состояния пустыни. Только слезы отчаяния будут наполнять моря. В это время сойдет Христос и всех спасет.

И в это время в небе будут видны кольца Сатурна и Млечный путь. Только Земля будет выглядеть как огненный шар. Но этот хаос важен и необходим.

Через очистительное пламя зародится новая Россия, и ее спасет мессия.

Мысли о будущем

В качестве заключительного урока по творчеству поэта можно предложить школьниками анализ стихотворения Белого «Родине». «Рыдай, буревая стихия» — это первая строчка, которая сразу задает настрой всему произведению. Важное место в этом произведении занимают те места, которые посвящены мыслям автора о будущем страны.


Смотреть галерею

Он использует выразительные эпитеты, которые символизируют мощь России: в его строчках возникают образы космоса, планет, огненное ядро Земли. Все это проникнуто пафосом революционной борьбы, который охватил значительную часть интеллигенции в рассматриваемое время. Будучи символистом, поэт проводит свою главную идею о неизбежности революции в красочных метафорах, каждая из которых наполнена философским содержанием.

Поэзия Белого

Андрей Белый обычно считается прежде всего поэтом, и, в общем, это верно; но его стихи и по объему, и по значению меньше, чем его проза. В стихах он почти всегда экспериментирует, и никто не сделал больше, чем он, в открытии доселе неизвестных возможностей русского стиха, особенно в его традиционных формах. Первая его книга переполнена древнегерманскими ассоциациями (более в сюжетах, чем в форме). На многих страницах вы встретите Ницше с его символами Заратустры, и Беклина с его кентаврами, но уже и тут видны первые плоды его юмористического натурализма. Пепел, самый реалистический из стихотворных сборников Белого – книга, одновременно и самая серьезная, хотя в ней содержатся некоторые самые смешные его вещи (Дочь священника и Семинарист). Но господствующая нота – мрачное и циничное отчаяние. В этой книге находится самое серьезное и сильное стихотворение Россия (1907):

Довольно: не жди, не надейся, – Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год.

И оно заканчивается словами:

Исчезни в пространство, исчезни, Россия, Россия моя!

Через десять лет, с высоты второй революции, он переписал эти стихи, закончив их так:

Россия! Россия! Россия! – Мессия грядущего дня.

Урна (написанная после Пепла и опубликованная одновременно с ним) – любопытное собрание пессимистических и причудливо-иронических размышлений о несуществовании мира реальностей, открытом философией Канта. С этого времени Белый написал немного стихов; последняя книга его лирики (После разлуки, 1922) – прямо говоря, сборник словесных и ритмических упражнений. Но одна его поэма – Первое свиданье (1921) – прелестна. Как и Три встречи Соловьева, это смесь серьезности и веселья, которые у Белого странно-неразделимы. Большая часть опять покажется непосвященному пустой словесно-фонетической игрой. Надо принять ее как таковую – с удовольствием, потому что она необыкновенно веселит. Но реалистическая часть поэмы – это нечто большее. Там его лучшие юмористические портреты – портреты Соловьевых (Владимира, Михаила и Сергея), и описание большого симфонического концерта в Москве (1900 г.) – шедевр словесной выразительности, мягкого реализма и прелестного юмора. Эта поэма тесно связана с прозаическим творчеством Белого и так же основана на очень сложной системе музыкального построения, с лей и «ссылками» на себя же.

Образ поэта

Анализ стиха Андрея Белого «Родине» должен обязательно включать изображение самого лирического героя, т.е. самого автора. Это поможет лучше понять задумку поэта. Последний заявляет о своей готовности пожертвовать своей жизнью во имя новой жизни и революции.


Смотреть галерею

Он находит удовольствие в наблюдении за теми неистовыми переменами, которые происходили в стране. Читатель видит образ будущей России именно его глазами. Поэт наполнил свои строчки революционной романтикой, которая впоследствии станет главной темой советской литературы. Сам же лирический герой выступает в роли потенциального борца за обновление жизни.

Средства художественной выразительности

Андрей Белый в своей поэзии использует резкие тропы, показывающие глубину его переживаний за судьбу России.

Эпитеты

Писатель использует такие эпитеты:

  • «рдяный восход»;
  • «холодеющий шелест»;
  • «голодающий»;
  • «бедный народ»;
  • «суровый свинцовый край»;
  • «холодное поле»;
  • «безысходные возгласы»;
  • «роковая страна, ледяная».

Метафоры

Поэт использует метафоры:

  • «шелест поляны»;
  • «край посылает»;
  • «стаи несытых смертей»;
  • «ветер доносит»»;
  • «над откосами косят людей».

Сравнения

В стихотворении есть сравнения, представленные в таких цитатах:

  • «как и все умирают»;
  • «те же росы, откосы, туманы»;
  • «те же взгласы»;
  • «те же стаи».

О русской природе

Анализ стихотворения «Родина» (Белый, по плану краткий отзыв о творчестве которого следует упомянуть в начале обзора) также весьма важен для понимания произведений автора. Это сочинение было написано в 1908 году, то есть как раз в тот самый период, когда только закончилась первая русская революция. Здесь поэт рисует в довольно унылых красках российский пейзаж. Он пишет о холодной поляне, холодных туманах, мрачных бурьянах и о бедном народе.


Смотреть галерею

Автор настроен крайне пессимистично: в знакомых картинах он не видит ничего отрадного и заявляет о том, что унылый край располагает к мысли не о жизни, но о смерти, что, конечно, несправедливо. Однако поэт отличался собственным мировоззрением и видел в русской природе нечто тяжелое и даже мрачное, что во многом перекликается с некоторыми произведениями Блока о России. Стих Андрея Белого «Родина» очень похож на его произведение о нашей стране. Однако он отзывается о ее судьбе еще жестче, рисуя ее историю в мрачных красках. Автор пишет о страданиях простого народа, мотив смерти рефреном проходит через все четверостишия. Мотивы декаденства задают тон всему стихотворению, делая его не только проникновенным, но и достаточно мрачным.

Жанр, направление и композиция

Уже с первой строфы поэт вводит тему страданий и несчастий народа. Он видит страну, где царит смерть, где полно человеческих слез, где горы боли и страдания, где забыли, что такое веселье.

В конце стиха есть риторический вопрос: кто же проклял эту несчастную страну, кто довел народ до обнищания. Кто же виноват в том, что жить на Руси невозможно, кто стоит на этом пути?

В планах поэта нет приукрашивания Родины. Понятно, что стране нужны перемены. Поэт смело говорит о проблемах России в особенном для читателя смысле.

Жанр произведения – гражданская лирика

с вкраплениями размышлений о судьбе Отечества, которое очень важно поэту. Автор весьма смело пишет о России, но это оправданная критика. Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому.

Андрей Белый видит, что в стране не происходит никаких перемен и страдает от осознания безысходности. Более того, у него, от переполненных чувств, не получается молчать.

Анализ стихотворения «Родине» Белого

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) – один из ярчайших представителей поэзии Серебряного века. Будучи гимназистом в известной гимназии Л.И. Поливанова, он увлекался восточными религиями и литературой. Интересовался поэзией – русской и французской.

Читайте также:  Остров погибших кораблей – краткое содержание романа Беляева

Особенно его занимали труды Бальмонта и Брюсова (символисты). А близкое знакомство с семьёй Соловьёвых, повлияло на формирование христианских ценностей будущего поэта. Поскольку отец Андрея был деканом Московского университета (физико-математического факультета), то сын, пытаясь соединить в себе интерес к точным и творческим наукам, поступил в этот же университет, но на факультет естественных наук.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Он прилежно изучал зоологию и химию, и в то же время познакомился и сошёлся с Блоком, Мережковским, Брюсовым. С того времени началась настоящая литературная жизнь Белого. Кстати, имя «Андрей Белый» придумал Борису Бугаеву рыцарь-монах Владимир Соловьёв. Дебютировал Белый с «Симфонией» (дебюта этого никто не понял, и не оценил, даже А. Блок), после пишет для разных журналов – и прозу, и поэзию. При этом на всём его творчестве лежит печать символизма – экспериментального, но всё же с мотивами, характерными для символистов.

Стихотворение «Родине» было написано в 1908 году. Посвящено – протоиерею Валентину Павловичу Свентицкому – православному священнику, известному богослову и проповеднику (помимо этого, Свентицкий был драматургом, прозаиком, а также публицистом). Поскольку личностью он был противоречивой (то есть его современники отзывались о нём по-разному), то трудно сказать, почему Белый сделал это посвящение. Очень часто приводится в различных источниках отрывок из «Свободной совести», в котором А. Белый нелестно отзывается о В.П. Свентицком.

«Свободная совесть» – литературно-философский сборник, который было решено выпускать на встрече кружка «Аргонавты», организовавшегося вокруг Андрея Белого. Так вот, поэт пишет о том, что избегал общения с «батюшкой» из-за экспрессивного поведения того, неопрятной внешности, поз. Другие же люди видели в «ищущем священнике» правдоборца, просветителя, незаурядную личность. Возможно, А. Белый своим стихотворением, как бы задаёт Свентицкому вопрос, а, возможно, высказывает своё видение состояния Родины и личную озабоченность происходящим…

Ко времени написания стихотворения крепостное право было отменено, за спиной остались кровавые события 1905 года, но над долгожданной волей всё равно давлела неволя. Потому что люди жили от того, что даст природа, зависели от неё. Пришёл неурожайный год – есть нечего и взять негде. Да и пойти некуда, потому что кроме сохи и домика, и кучи детей нет ничего. Не с чем сравнить. Не образования, нет и обновлённого мышления. А если нет нового в голове – не будет нового и в жизни. Такой замкнутый круг массового отчаянья. И хотя крестьянин стал свободным, вечной цепью привычки, нищеты и непросвещённого ума оказался повязан он с землёй…

Вроде бы никто не виноват ни в «природном крепостном праве», ни в неурожаях, ни в общей разрухе и безалаберности. Даже мать Россия… Она – мать, а значит, не может с такой жестокостью относиться к своим детям. Что случилось с ней, кто её проклял? Железная судьба? Кто сделал её злою настолько, что сердце её словно окаменело: не слышит ни стонов, ни слёз, ни криков, ни жалоб? Поэт вопрошает в конце стихотворения: «Кто же так подшутил над тобой?»

А какие тяжёлые ощущения вызывают эпитеты «свинцовые», «холодные», «суровые», «ледяная», «железная», «злая». Как-будто видишь дождливое, грязное полотно, написанное в серо-черных тонах. Без цвета, без надежды, без просвета… И неоднозначный, зловещий образ смерти… Обычно, упоминая смерть, имели ввиду скелетообразную старуху с косой, – олицетворение конца. У Белого смерть не одна – их целые стаи. И они не приходят за конкретным человеком, стучась в дверь его дома, а одновременно «косят над откосами людей». Что же это за страна, где человек лишён возможности отойти в мир иной в своей постели?

После прочтения стихотворения «Родине» появляется реальное чувство безнадёжности, будто сам жил или побывал в том безрадостном времени. Чувство разделения безвыходного состояния людей и страны. Когда по-старому жить невозможно, а как жить по-новому – никто не знает.

Как бы то ни было, можно высказать своё мнение, описать свои ощущения, связать с историческим событиями времени его написания, но… Что имел ввиду поэт, о чём он думал, переменил ли свои убеждения и взгляды позднее (может быть, на диаметрально противоположные) – доподлинно неизвестно. Нам лишь остаётся для изучения и примера замечательное, бесценное литературное наследие Андрея Белого.

«Родине» – анализ стихотворения Андрея Белого

Тема родины в сборнике «Звезда»

Андрей Белый — это псевдоним писателя Бориса Бугаева (1880 — 1934), сына известного учёного, математика, преподавателя Московского университета Николая Бугаева. По настоянию отца будущий поэт успешно окончил курс физико-математического факультета, но уже с первых лет учёбы увлёкся литературой и философией. Сочетание научного познания с творческой деятельностью позволили ему также добиться успехов в исследованиях ритмики русского языка, в теории стихосложения.

Произведение «Родине» было создано летом 1917 года, через полгода после февральской буржуазной революции. Шла первая мировая война, которую поэт, естественно, воспринимал как огромную трагедию для своего народа. Несмотря на то что Белый не занимался политической деятельностью, тема любви к родине занимает одно из главных мест в его творчестве. В те годы он написал ещё несколько стихотворений о России, в которых порой не узнать блестящего символиста, настолько они реалистичны и пронизаны искренней болью за тяжёлое положение народа, живущего в нищете и страданиях:

«Из моря слёз, из моря муки

Судьба твоя — видна, ясна:

Ты простираешь ввысь, как руки,

Свои святые пламена «

«Русь», «Солнце», «Матери», «Вспомни» — в самых разных произведениях отзывается печалью мысль о жизни простого народа в стране. В сборнике «Звезда», в котором было опубликовано в 1922 году анализируемое стихотворение, есть ещё три посвящения России, одно из них даже с тем же названием.

Раздумье о судьбе страны не оставляет поэта, чувствуется, что любовь к Родине сильна и соперничает в его душе лишь с образом любимой женщины.

Черты символизма в произведении

Эстетика символизма предполагает отношение к произведениям искусства, как к мозаике эмоций, переживаний, переданных через утончённые, проработанные формы ассоциативных образов. Для неё характерно также обращение к мистическим темам и смыслам, стремление как можно дальше отойти от банальностей, желание шокировать и заворожить читателя. Эти особенности присущи и стихам о родине, например:

  • оригинальный символ — революционная Россия неожиданно предстаёт в образе безумной бури, грозовой «огневой стихии», разрушающей многое на своём пути;
  • таинственность и фатальность — уже со второго четверостишия в тексте появляются мистические силы — «струят крылорукие духи свои светозарные сны», в последующих строфах тема космического влияния поддерживается, упоминается планета Сатурн, выдавая знакомство автора с астрономией;
  • стремление к эпатажу — лирический герой, как маг, заклинает стихию уничтожить его самого в этом вихре, уничтожить, наверное, в переносном смысле, изменив полностью сознание, заставив порвать навсегда с прошлой жизнью и открыться новому служению.

Удивительно, что стих «Родине» написан до Октябрьской революции, ведь он представляет собой очень точное описание сути тех, тогда ещё грядущих событий, а значит, даёт хороший пример пророческого значения настоящей поэзии.

Структура и ритм стиха

Литературный анализ стихов Андрея Белого о родине показывает, что это произведение из шести четверостиший написано амфибрахием, трёхсложным размером, ударение в котором падает на второй слог. Поэт пользуется перекрёстной рифмой А-Б-А-Б, причём рифмы первой строфы повторяются в самом конце стихотворения, что придаёт ему цельность и некое сходство с магическим заклинанием.

Для достижения предельного накала эмоций любви и отчаяния зрелый мастер слова использует следующие приёмы:

  • почти весь текст написан в повелительном наклонении, герой пять раз обращается то к России, то к стихии, то к читателям с риторическими восклицаниями;
  • в нём множество интересных свежих эпитетов («светозарные», «космические», «серафические»), лексика в целом очень специфична, автор создаёт необычные словосочетания («фосфорически бурно»);
  • обилие метафор, скрытых сравнений и переносных смыслов — «пустыни позора», «согреет лучом взора» и другие;
  • аллитерация и ассонанс — повторение согласных и гласных звуков (в этом случае «Р» и «О») в подобранных словах — создаёт звуковой образ грозовых раскатов;
  • присутствует инверсия, нарушение прямого порядка слов в предложении, добавляющее динамики — например, «согреет сошедший Христос»;
  • той же цели ускорения ритма служит эллипсис, пропуск слов, замена их на тире — например, в строчке «пусть в небе — и кольца Сатурна», пропущено сказуемое, которое можно легко мысленно подставить вместо знака препинания (допустим, «видны» или «находятся»);

Искренне и восторженно приняв революционные перемены в стране, А. Белый остался на родине, работал в Советской России, преподавал и много писал, но особенности мировоззрения не позволили его произведениям стать всенародно любимыми.

Понимание присутствия во Вселенной иных, тонких миров, ощущение их влияния и глубинной связи с действительностью было неинтересно массовому читателю.

В современной стране число ценителей талантливых произведений поэта-символиста неуклонно растёт, его имя занесено в список лучших авторов Серебряного века русской поэзии.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Родине»

Разные поэты с восторгом встретили начало XX века. Их охватывал особый патриотизм, и он находил выражение в творчестве. Не стал исключением и Андрей Белый. Анализ стихотворения «Родина» позволяет увидеть нестандартную позицию. Автор не поет хвалебных од России, наоборот, жестоко описывает происходящее в стране. Этот текст посвящен непростым событиям.

  1. История создания и тема произведения
  2. Краткое содержание стихотворения
  3. Композиция и художественные приемы

История создания и тема произведения

Стих был написан в 1917 году. В начале XX века в Турции произошла революция. Люди свергли власть султана и восстановили Конституцию. По всему миру население начало испытывать чувство патриотизма, люди были готовы сражаться на баррикадах. В России тоже чувствовалось напряжение. В 1905 году прошла Первая русская революция.

Андрей Белый не мог не переживать о судьбе Родины. Он любил ее и поэтому сильно волновался за ее будущее. Он буквально выстрадал свое произведение. В тексте можно найти раздумья автора и пророческие нотки. Революция 1917 года была по-разному воспринята народом. Кто-то считал ее спасением, другие — проклятьем.

Это не единственная работа поэта, которая была посвящена Родине. Он писал о ней в работе «Те же росы, откосы, туманы» и в других стихотворениях. Даже в поездках по другим странам Белый скучал по России.

В стихотворение «Родина» чувствуется отчаяние автора. Революция принесла хаос и разрушения, но в то же время автор воспринимает ее как очистительный огонь, поэтому в тексте есть обращение к Иисусу Христу, который считается мессией. Белому удалось соединить две разные темы — религиозную и гражданскую.

В тексте скрыто множество отсылок. Например, «кольца Сатурна» относятся к особому философскому течению, которое рассматривало зарождение мир с космической точки зрения.

Краткое содержание стихотворения

Стихотворение начинается с описания того, что страна обуревается огненной бурей. Лирический герой призывает сжигать себя и не жалеть сил. Разруха царит по всей территории России, но даже в самые ее глухие углы доходят крылорукие духи, и они же приносят особые сияющие сны.

Лирический герой призывает людей не плакать. Он предлагает им склонить колени и обратиться к огненному зареву. Именно там будут сливаться серафические пения и поток космических дней. Огонь выжжет все до состояния пустыни. Только слезы отчаяния будут наполнять моря. В это время сойдет Христос и всех спасет.

И в это время в небе будут видны кольца Сатурна и Млечный путь. Только Земля будет выглядеть как огненный шар. Но этот хаос важен и необходим.

Через очистительное пламя зародится новая Россия, и ее спасет мессия.

Композиция и художественные приемы

Стихотворение написано в жанре гражданской лирики. Поэт размышляет о дальнейшей судьбе России и о том, что ее ждет. В тексте также можно найти философские элементы. Автор отсылал к антропософии — учению, которое имело мистически-религиозное направление. Поэтому в тексте есть упоминание о космических объектах. Эти научные знания приводят к пониманию устройства вселенной. Все родилось из хаоса, и поэтому происходящие перемены нужно воспринимать как необходимость.

Читайте также:  Остров погибших кораблей - краткое содержание романа Беляева

В стихотворении есть посвящение непосредственно стране. Автор обращается к ней, его любовь настолько сильна, что он готов сгореть вместе с Россией. Если обратиться к истории, то еще Древняя Русь неоднократно горела, и это позволяло переходить к новым этапам. Возможно, Белый тоже видел в этом некий мистический знак.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  • призыв лирического героя;
  • обращение к людям;
  • спасение.

В тексте можно найти обращения и восклицания. Они позволяют передать напряженную атмосферу стихотворения. Поэт мастерски наполняет работу образами, которые символизируют разные события.

При написании стихотворения Белый использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты: поэт описывает огонь «громовым», разрухи — «роковыми», глубины — «глухими»;
  • метафоры: автор рассказывает, как страна сжигает все подряд, гром оказывается серафическим пением, а пустыни становятся пристанищем слез;
  • аллитерация: повторение звуков [р], [д], [г] позволяет передать грохот стихии.

Белый сравнивает природные явления с революцией. Военные столкновения напоминают ураганы, а взрывы — раскаты грома. Стихию невозможно контролировать и поэтому остается только пережидать. Только потом можно приступать к восстановлению.

Андрей Белый написал немало известных стихотворений: «Матери», «Солнце», «Вспомни» и другие. В произведении «Родине» он отразил свое отношение к революции 1917 года и последующим событиям.

В тексте поэт показал свои переживания и наполнил стихотворение образами и символами. Это делает работу необычной и красивой.

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Поэзия Андрея Белого

Подробности Категория: Русская поэзия рубежа XIX-XX веков Опубликовано 18.09.2020 12:26 Просмотров: 367

Андрей Белый – псевдоним поэта-символиста Серебряного века Бориса Николаевича Бугаёва.

Он родился 26 октября 1880 г. в Москве, в семье профессора, известного математика.

Памятная доска на доме по ул. Арбат, 55, где родился и вырос Андрей Белый

Окончил естественное отделение математического факультета Московского университета.
В 1902 г. вышла первая книга Андрея Белого «Драматическая симфония», написанная ритмической прозой.
В 1904 г. Белый опубликовал сборник стихов «Золото в лазури» и зарекомендовал себя вполне зрелым своеобразным поэтом.

Андрей Белый. Карандашный набросок Леона Бакста

А. Белый «Солнце»

Автору «Будем как Солнце» (К. Бальмонту)

Солнцем сердце зажжено.
Солнце – к вечному стремительность.
Солнце – вечное окно
в золотую ослепительность.

Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
красным жаром разливается.

В сердце бедном много зла
сожжено и перемолото.
Наши души – зеркала,
отражающие золото.
1903

Из этого же сборника другое стихотворение:

А. Белый «Мои слова»

Мои слова – жемчужный водомет,
средь лунных снов, бесцельный,
но вспененный, –
капризной птицы лёт,
туманом занесенный.

Мои мечты – вздыхающий обман,
ледник застывших слез, зарей горящий, –
безумный великан,
на карликов свистящий.

Моя любовь – призывно-грустный звон,
что зазвучит и улетит куда-то, –
неясно-милый сон,
уж виданный когда-то.
Май 1901

В 1909 г. была опубликована лучшая книга его стихов «Пепел», посвящённая памяти Н. Некрасова. В ней он говорит о революции 1905 г., о трагическом образе тогдашней деревенской Руси, с иронией пишет о власть имущих.

А. Белый «Родина»

Те же росы, откосы, туманы,
Над бурьянами рдяный восход,
Холодеющий шелест поляны,
Голодающий, бедный народ;

И в раздолье, на воле – неволя;
И суровый свинцовый наш край
Нам бросает с холодного поля –
Посылает нам крик: «Умирай –

Как и все умирают. » Не дышишь,
Смертоносных не слышишь угроз: –
Безысходные возгласы слышишь
И рыданий, и жалоб, и слёз.

Те же возгласы ветер доносит;
Те же стаи несытых смертей
Над откосами косами косят,
Над откосами косят людей.

Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой –
Мать Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?
1908, Москва

Февральскую революцию 1917 г. Белый воспринял как прорыв к спасению России. Октябрьскую революцию он также приветствовал как возможность выхода России и вслед за ней всего мира на новый виток духовного развития.

А. Белый «Родине»

Рыдай, буревая стихая,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, –
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разрухи,
В глухие твои глубины, –
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени
Туда – в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез –
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, –
Кипи фосфорически-бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Мессия грядущего дня!
Август 1917

В этом Белый близок мистико-анархическим настроениям Блока и других представителей т.н. «скифства». Поэма «Христос воскрес» (1918) – своеобразное отражение «Двенадцати» Блока. В этой поэме Христос – символ космической революции, продвигающий человечество к новой духовной общности.

Е. Кругликова. Андрей Белый

В первые послереволюционные годы он с воодушевлением откликнулся на призывы развернуть культурно-просветительскую деятельность в массах. Был оратором, лектором, педагогом, одним из организаторов Вольной философской организации (ВОЛЬФИЛЫ). В эти годы он стремился «стать понятным» людям, отойти от затемненного, «разорванного» языка прежних лет.
Его поэзия оказала влияние на творчество Маяковского и Есенина.
В 1921 г. Белый посетил Европу с целью организовать издания своих книг. Провёл здесь 2 года, сблизился с М. Цветаевой, раздумывал остаться здесь навсегда. Опубликовал в Европе 16 книг, в том числе поэму «Глоссолалия» (1922) – фантазию о космических смыслах звуков человеческой речи.
В 1930-х годах Белый написал мемуары «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций», в которых дал ясное представление о литературной и общественной жизни того времени.
Умер А. Белый 8 января 1934 г. в Москве.

Поэтическое творчество Андрея Белого

А. Белый в Брюсселе (1912)

Мировоззрение

В конце 1890-х гг. Белый увлекался драматургией Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метерлинка, изучал оккультные науки и философию А. Шопенгауэра, интересовался буддизмом, был поглощён идеями Вл. Соловьева и Ф. Ницше. Отсюда – ощущение кризиса настоящего и апокалиптические предчувствия. В 1895-1896 гг. он сблизился с семьей М.С. Соловьева, брата философа, и в его доме позднее знакомится со «старшими» символистами – В. Брюсовым, Д. Мережковским, З. Гиппиус. По предложению М.С. Соловьёва взял псевдоним «Андрей Белый».
Но в 1898 г. произошёл перелом в мировоззрении Белого. На смену смутному пессимизму пришли надежды мистического преображения всего сущего. По словам А. Блока, закончились сумерки декадентских путей. Ночь пессимизма закончилась зарёй символизма.

«Аргонавты»

Осенью 1903 г. Белый и группа его единомышленников (Эллис, А. Петровский, С. Соловьев, В. Владимиров, М. Сизов и др.) составили кружок «аргонавтов». «Аргонавты» проповедывали особую мифологию «жизнетворчества», поклонялись воспетой Вл. Соловьевым Вечной Женственности (в кружке царил культ ранних стихов Блока о Прекрасной Даме), следовали символическим путем мифического корабля «Арго» в «Колхиду» за «Золотым Руном» – то есть познания мистических тайн бытия.
Познакомившись с книгой Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), Белый в музыке видит выражение универсальных закономерностей мироздания: именно в музыкальном произведении снимается обманчивый внешний покров видимых явлений и открываются тайны сущности мира. Он создаёт 4 литературных произведения в жанре симфоний: (I – Северная, героическая 1900; II – Драматическая, 1902; III – Возврат 1905; IV – Кубок метелей, 1908). Проза здесь строится по законам музыкальной симфонической формы. Традиционного сюжета в них нет, он заменяется чередованием как бы «музыкальных» тем, развитием лейтмотивов, рефренами, техникой контрапункта, постоянной ритмизацией фраз. Наиболее выразительна с «технической» точки зрения I, Северная симфония, возникшая, по словам автора, из импровизации на музыку Э. Грига.

Художественные поиски А. Белого

Симфонические эксперименты Белого не имели аналогов в литературе, но критика не оценила их по достоинству. Этот жанр дальнейшего развития практически не получил. Но стилистические находки симфоний (ритмизация прозы, символические лейтмотивы, дробление сюжета на отдельные сегменты и др.) оказали сильнейшее воздействие на так называемую «орнаментальную прозу» конца 1910-1920-х (Б. Пильняк, Вс. Иванов и др.). Литературовед В. Шкловский считал: «без Симфоний Белого. невозможна новая русская литература».
В 1909 г. Белый издаёт два сборника стихов – «Пепел» и «Урна».
Название первого сборника («Пепел») символически подчеркивает прощание со «сгоревшими» былыми мистическими надеждами. В сборнике слышны отзвуки революции 1905-1907, ярки социальные мотивы, трагическое восприятие забитости и беспросветной нужды Руси (книга посвящена Н.А. Некрасову). Этот сборник продолжает традицию русской философской поэзии (от Е. Баратынского и Ф. Тютчева).

Большой вклад внёс Белый в систему русского стихосложения: ритмический акцент отдельного слова и строки, сдвиги ритма, контрастные сочетания в лирике иронии и пафоса, пейзажа и философских мотивов, бытовых зарисовок и интимных переживаний.
Андрей Белый считал себя символистом, разрабатывал теорию символизма, увлекался идеями философа Владимира Соловьёва и других философов-идеалистов. «Смысл искусства только религиозен», – считал он.
Проза в творчестве Андрея белого занимала более значительное место, чем поэзия. Самый известный его роман – «Петербург», основанный на автобиографических мотивах. «Петербург» – первый в мировой литературе «роман сознания».

Леон Бакст. Портрет А. Белого

А. Белый «Русь» (из сборника «Пепел»)

Поля моей скудной земли
Вон там преисполнены скорби.
Холмами пространства вдали
Изгорби, равнина, изгорби!

Косматый, далекий дымок.
Косматые в далях деревни.
Туманов косматый поток.
Просторы голодных губерний.

Просторов простертая рать:
В пространствах таятся пространства.
Россия, куда мне бежать
От голода, мора и пьянства?

От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы.
Покойников ждали и ждут
Пологие скорбные склоны.

Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни,
В поля моей скудной земли,
В просторы голодных губерний.
1908

А. Белый. Эпитафия (из сборника «Урна»)

В предсмертном холоде застыло
Моё лицо.

Вокруг сжимается уныло
Теней кольцо.

Давно почил душою юной
В стране теней.

Рыдайте, сорванные струны
Души моей!
1908

А. Белый «Развалы» (из сборника «Королевна и рыцари. Сказки»)

Есть в лете что-то роковое, злое.
И – в вое злой зимы.
Волнение, кипение мирское!
Плененные умы!

Все грани чувств, все грани правды стерты;
В мирах, в годах, в часах
Одни тела, тела, тела простерты,
И – праздный прах.

В грядущее проходим – строй за строем –
Рабы: без чувств, без душ.
Грядущее, как прошлое, покроем
Лишь грудой туш.

В мятеж миров, – в немаревные муки,
Когда-то спасший нас, –
Простри ж и Ты измученные руки, –
В который раз.

Октябрь 1916, Москва

Заключение. О творчестве Андрея Белого

К. Петров-Водкин. Портрет Андрея Белого (1932)

В творчестве Андрея Белого выразилось ощущение тотального кризиса жизни и мироустройства. Его современник философ Ф. Степун писал: «Творчество Белого – это единственное по силе и своеобразию воплощение небытия „рубежа двух столетий”, это художественная конструкция всех тех деструкций, что совершались в нем и вокруг него; раньше, чем в какой бы то ни было другой душе, рушилось в душе Белого здание XIX века и протуманились очертания двадцатого».
В 1921 г. поэт первым в мировой литературе откликнулся на физические разработки Кюри зловещим пророческим символом:

Мир – рвался в опытах Кюри
Ато́мной, лопнувшею бомбой
На электронные струи
Невоплощенной гекатомбой.

Эти стихи – из поэмы Белого «Первое свидание» (1921). Поэма – о молодости (действие происходит в 1900 г.), годах учения и русском символизме. Поэма «Первое свидание» – одно из основных поэтических произведений Белого. В. Ходасевич считал, что эта поэма – «лучшее, написанное им (Белым) в стихах».

Основные поэтические произведения А. Белого:

сборник стихов «Золото в лазури» (1904);
сборник стихов «Пепел» (1909);
сборник стихов «Урна» (1909);
«Королевна и рыцари. Сказки» (1919);
поэма «Христос воскрес» (1918);
поэма «Первое свидание» (1918);
«Звезда. Новые стихи» (1919);
«Глоссолалия. Поэма о звуке» (Берлин, 1922);
«Стихи о России» (Берлин, 1922);
Стихотворения (Берлин, 1923).

А. Голубкина. Портрет А. Белого (1907)

Краткое содержание “Остров Погибших кораблей” Беляева

Произведение «Остров Погибших кораблей»

В романе российского писателя – фантаста Александра Беляева «Остров Погибших кораблей» читателю предстоит узнать о загадочных приключениях людей в Саргассовом море.
Действующие лица романа: Вивиана Кингман, дочь миллионера; сыщик Симпкинс, мнимый преступник Гатлинг; губернатор острова Фергус Слейтон; его сменщик – Флорес; бывший хозяин бумажных фабрик Тернип.
Роман состоит из четырех частей, двадцати шести глав.
Повествование ведется от лица автора.
…В один из теплых летних дней большой трансатлантический пароход «Вениамин Франклин» отправляется в плавание. На его борту достаточно разношерстная компания, в том числе – дочь миллионера Вавиана Кингмана, сыщик Симпкинс и его арестант Гатлинг. Девушке неприятно оттого, что ей предстоит плыть на одном судне с преступником. Но в одну из ночей пароход получает пробоину и начинает тонуть. Каждый стремится спастись, шлюпок мало, оказавшиеся в шлюпках стреляют и бьют веслами тех, кто цепляется за борта. Среди утопающих – мисс Кингман, ее спасает Гатлинг. На пароходе остаются Симпкинс, Гатлинг и мисс Кингман. Пароход бездвижен из-за поломки винта, но не тонет благодаря специальным переборкам, которые не позволяют воде проникнуть во все части судна. «Вениамин Франклин» под влиянием подводных течений медленно приближается к Саргассову морю, которое расположено недалеко от Азорских островов. Море сплошь покрыто густым ковром водорослей «саргасс», которые опутывают винт судна и не позволяют ему и сдвинутся с места. В результате образовалось огромное кладбище кораблей, сбытых в кучу и накрепленных под различным углом. На многих судах белеют скелеты. Увиденное пугает прибывших, особенно мисс Кингман. Но неожиданно появляются люди – Тернип и Флорес, они просят гостей пожаловать к губернатору «Остров погибших кораблей» Фергусу Слейтону.
…Таким образом, выясняется, что на «Острове …» есть люди. Основная их пища – рыба и те запасы, которые удается обнаружить на вновь прибывших кораблях. Население острова состоит больше из мужчин, женщин всего двое – миссис Тернип и Мегги Флорес – жена Флореса, хотя в прошлом она была супругой Слейтона и даже родила ему ребенка. Фергус Слейптон – грубый, бесцеремонный и жестокий губернатор, он сразу решает жениться на миссис Кингман. Уговорить девушку ему не удается, Слейтон устраивает публичные выборы жениха, предварительно засадив Гатлинга и Симпкинса в карцер. Но мисс Кингман отказывает всем, в том числе и Слейтону. Он взбешен, говорит, что девушка будет принадлежать только ему, а тем, кто с ним не согласен, предлагает помериться силами. Возникает потасовка, но тут появляется Гатлинг, которому удалось выбраться из под ареста. Мисс Кингман соглашается быть его женой, но уводя девушку, Гатлинг шепчет, что она свободна. Вивиану переполняет благодарность к этому странному человеку.
Порядки на острове совсем не по вкусу новоприбывшим и они решают бежать. Тернип сообщает, что на острове есть весьма пригодная подводная лодка, ее лишь следует починить. Несколько ночей Гатлинг и его товарищи ремонтируют лодку. Однажды утром, когда они возвращаются с лодки, их видит кто-то из людей губернатора. Решено бежать сразу. Среди беглецов кроме Гатлинга, мисс Кингман и Симпкинса – Тернип, его жена, три матроса. Они бегут к лодке, когда начинается обстрел. Гатлинг получает пулю в плечо, но и Слейтон падает в воду, сраженный пулей одного из матросов. Беглецы задраивают люк и скрываются под водой.
…Беглецы спасены, но раненным предстоит оказать помощь. Мисс Кингман ухаживает за Гатлингом. В эту ночь он рассказывает девушке историю, в результате которой был объявлен преступником. Когда-то Гатлинг был влюблен в замечательную девушку Делу Джексон. Она отвечала ему взаимностью. Но ее отец, желая поправить свои дела, решил выдать дочь за сына крупного банкира Лорроби. Девушка подчинилась воле отца, но перед свадьбой решила встретиться со своим возлюбленным. Но встреча не произошла, Гатлинг уехал в Европу, так и не увидев Деллу. А вскоре в одной из газет он прочел, что Делла была убита именно в тот день и в том месте, где они договаривались о встрече. Гатлинг был объявлен преступником, и сыщик Симпкинс уже увез бы его в тюрьму, если бы не трагедия на пароходе.
…На утро Гатлингу стало лучше, но возникла другая проблема. В лодке заканчивались запасы воздуха и электричества. Следовало всплыть на поверхность, но густые водоросли цепко держали свою добычу. Оставалось последнее – выбраться через торпедный люк и ножом расчистить путь от водорослей. На это решился Симпкинс. Через несколько минут лодка оказалась на поверхности океана. А вскоре беглецы увидели огромный пароход, который получил их сигнал бедствия и шел к ним навстречу.
Теперь, когда жизнь людей была вне опасности, раскрылась еще одна тайна. Симпкинс увидел в газете какую-то статью и начал громко читать ее. Из статьи выяснилось, что Деллу Джексон убил ее жених – Лорроби, из-за того, что она отказалась за него замуж, о чем сообщила письменно. Лорроби вел дневник, в котором подробно изложил историю преступлении и упомянул о своей цели свалить вину на своего соперника, Гатлинга. Теперь стало известно, что Гатлинг был неповинен в убийстве Деллы.
После того, как Вивиана узнала, что Гатлинг не является преступником, она с радостью согласилась стать его супругой. А через некоторое время Гатлинги решили организовать экспедицию на остров. Для этого был взят на прокат старый, но крепкий корабль. Его винт оборудовали так, чтобы он разрезал водоросли на куски.
В путешествие отправились Гатлинги, Симпкинс и профессор Томсон, исследователь жизни моря.
А на острове в это время жизнь шла своим чередом. После того, как Слейтон упал, сраженный пулей, новым губернатором объявил себя Флорес. Конечно, были и недоброжелатели, но Флорес быстро сделал из них союзников, одарил богатыми одеждами и назначив своими секретарями. Кроме того, Флорес предложил исследовать соседний остров – еще одно кладбище кораблей. Предложение было встречено восторженно. Жители соорудили плавучие мостки и перебрались на соседний остров. Было найдено много интересного, в том числе необычный, обросший человек настолько исхудавший, что еле двигался. Его решено было перенести на основной остров. Когда островитяне возвращались к своему острову, неожиданно появился … Слейтон с ручной гранатой в руках. Позже выяснилось, что он был лишь ранен и все это время скрывался. Слейтон попытался захватить власть, но Флорес приказал арестовать его. Но он вскоре бежал и снова где-то скрылся.
Прибывшие на остров гости принялись исследовать море, а Симпкинс – преступление Слейтона. Обросший человек оказался родным братом Слейтона когда-то уже отправленный им в сумасшедший дом при помощи взяток. В результате Фергусу досталась значительная доля его состояния. Но болезнь брата следовало документально подтверждать ежегодно. Однажды Слейтон не смог этого сделать, он повез брата на острова, а потом его корабль оказался в Саргассовом море. Фергус поселил брата на одном из кораблей в темном трюме, и лишь изредка кормил его сырой рыбой. Убить Эдуарда он не мог – тогда бы наследство перешло к одному из университетов. После того, как Эдуарда освободили, он постепенно выздоравливал, хотя еще не разговаривал. Но как-то днем он услышал музыку – за роялем сидела Вивиана. Эдуард был когда-то известным музыкантом, и через несколько минут он уже играл Бетховена. Музыка произвела на него удивительное действие – он начал говорить, позволил остричь себе волосы и ногти. Так произошло его излечение. Симпкинсу оставалось только поймать Слейтона, чтобы придать его правосудию. Но этого сделать не удалось. Слейтон приказал своему помощнику, китайцу, бросить бомбу в один из кораблей, на котором была нефть. Начался пожар, нефть стала разливаться. Вскоре огнем был охвачен весь остров. Люди стали спешно прыгать на борт корабля Гатлингов. Спастись не удалось только Слейтону.
Так завершается роман А.Беляева «Остров Погибших кораблей».

Читайте также:  Остров погибших кораблей – краткое содержание романа Беляева

Остров погибших кораблей

Очень кратко : Потерпевшие кораблекрушение люди случайно попадают на населённый остров, составленный из потерпевших крушение судов, где их ожидают необычайные приключения.

Большой трансатлантический лайнер «Бенджамен Франклин» отправляется из Генуи в Нью-Йорк. На его борту оказывается сыщик Джим Симпкинс, препровождающий в Америку Реджинальда Гатлинга, подозреваемого в убийстве. В открытом океане пароход терпит крушение. Симпкинс и Гатлинг не успевают эвакуироваться и остаются на нём вместе со спасённой ими дочерью миллиардера мисс Вивианой Кингман. Океанское течение прибивает повреждённый лайнер к неизвестному острову в Саргассовом море, образовавшемуся из занесённых сюда на протяжении многих веков останков кораблей всех видов.

На острове обитает несколько десятков человек, попавших сюда после кораблекрушений. Управляет островом Фергус Слейтон — весьма тёмная личность. Поначалу Слейтон учтиво принимает новоприбывших, но вскоре настойчиво предлагает Вивиане стать его женой, чем вызывает её сопротивление. Во избежание скандала, Фергус объявляет, что будет устроен равноправный «выбор жениха» для Вивианы. Боясь, что Вивиана выберет Гатлинга, Слейтон приказывает подчинённым посадить Симпкинса и Гатлинга под замок. Начинается церемония. Перед Вивианой проходят все мужчины острова, она их отвергает. Слейтон объявляет, что Вивиана будет его женой, а несогласный пусть попробует помериться с ним силой. Тем временем сочувствующий Гатлингу островитянин Тернип помогает ему и Симпкинсу выбраться из камеры. Гатлинг прибегает к месту церемонии и побеждает Слейтона в поединке.

Чтобы избежать мести Слейтона, Гатлинг с несколькими обитателями решает отремонтировать германскую подводную лодку и сбежать с острова. В ночь, когда уже всё готово, их замечают подчинённые Слейтона, и заговорщики решают бежать немедленно. За ними устраивается погоня. Гатлинг ранен, но и в Слейтона попадает пуля. Все успевают сесть в подводную лодку и отплывают. Вскоре их подбирает пароход.

На пароходе Симпкинс узнаёт из газеты, что преступление, в котором обвинялся Гатлинг, раскрыто, и настоящий преступник наказан. После прибытия в Соединённые Штаты, Реджинальд и Вивиана становятся мужем и женой. Их интересует Саргассово море, и они намереваются его исследовать и посетить по пути Остров Погибших Кораблей. К ним присоединяется Симпкинс, чтобы найти на острове документы, «объясняющие тайну судьбы Слейтона». После сложного плавания на судне «Вызывающий», путешественники приплывают к острову.

Когда Гатлинг с компанией бежал, Слейтон был ранен, и губернатором стал его соперник Флорес. Об умирающем Слейтоне забывают. Флорес приказывает проложить мостки к небольшому «Новому Острову» из останков кораблей, чтобы решить проблему с жильём и продовольствием. Островитяне встречают на «Новом острове» Слейтона, который выжил, а также одичавшего незнакомца. Слейтона сажают под арест. Ночью Флорес хочет его убить но Слейтону удаётся освободиться из камеры, загнать туда Флореса и снова захватить власть.

В это время к острову подходит «Вызывающий». На судно является помощник губернатора острова Бокко и рассказывает путешественникам о сложившейся ситуации. Они угрожают обстрелять остров из орудий, если им не дадут высадиться. Бокко обещает помочь и успешно подговаривает островитян свергнуть Слейтона. Слейтон убегает. Флорес освобождён.

Симпкинс находит документы, по которым выясняет, что одичавший обитатель Нового Острова — это младший брат Слейтона, талантливый пианист Эдвард Гортван (Слейтона на самом деле звали Авраам Гортван). С целью завладеть огромным состоянием Эдварда, Авраам поместил его в психиатрическую клинику, подкупив кое-кого из чиновников Монреаля, где тогда жил. Боясь, что с приходом в администрацию города новых людей его афера раскроется, Авраам решил увезти Эдварда на Канарские острова. По пути их настиг сильный шторм, судно затонуло, а они на шлюпке добрались до Нового Острова. Ночью после прибытия Авраам перебрался на Большой Остров, оставив Эдварда на произвол судьбы. Эдвард сильно одичал, но в обществе людей у него постепенно начинают проявляться проблески разума.

Пока экспедиция занимается исследованиями острова и его подводного мира, Симпкинс выясняет, что Слейтон прячется на паруснике вместе с пристрастившимся к курению опиума китайцем Хао-Женем. Во время осады парусника китаец взрывает один из пароходов. Нефть из его баков загорается, и по Острову начинает распространяться пожар. Жители острова и члены экспедиции уплывают на «Вызывающем».

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Ссылка на основную публикацию