Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

Анализ стихотворения Андрея Белого «Родина (Те же росы, откосы, туманы…)»

История создания стихотворения Андрея Белого

В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма.

Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.

Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.

Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:

ГодСобытие
1900-1903Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс.
1905Начало первой русской революции.
1908Написание стиха «Родине».
1910Публикация стиха в сборнике «Пепел».

Композиция

Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек – как нелюбимый ребенок, невозможно.

«Скифы» анализ стихотворения Блока по плану кратко – год, главный герой, жанр, история создания

Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.

Тема стихотворения

Центральной является тема матери — Родины, России.

Поэт искренне любит ее, однако в то же время и «ругает»: она относится к своим детям, словно мачеха. Ведь в государстве свирепствует голод, люди гибнут от недоедания, стихии.

Обращает на себя пессимистическое миропонимание поэта. Он видит не солнце, и даже не красивые дома, а сплошную бедность – холодеющий шелест поляны, обнищалый народ.

Пессимистический символизм присущ везде: поэт готов скорее умереть за правду и свободу, нежели тратить тихие дни в ожидании «ненасытных стай смертей».

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО "РОДИНА (ТЕ ЖЕ РОСЫ, ОТКОСЫ, ТУМАНЫ…)"

У многих русских поэтов есть стихи, посвященные родине. Однако далеко не все они могут похвастаться объективностью и тем, что отражают обратную сторону медали. Поэт Андрей Белый, по праву считающийся одним из ярчайших русских символистов, в своих произведениях очень огромное внимание уделял реальному отображению действительности. Видимо, по этой причине даже лирические стихи этого автора носили декадентский оттенок и были пронизаны либо мрачным юмором, либо сарказмом.

В 1908 году Андрей Белый на волне русского патриотизма опубликовал стихотворение «Родина», Однако выдержано оно было совсем не в том ключе, к которому привыкла общественность. Вместо хвалебной оды поэт попытался представить свою страну если и не объективно, то хотя бы без ложного приукрашивания. Действительно, трудно обвинить автора в намеренном желании исказить реальность, если наряду с восхищением Россией он позволяет себе открыто заявить о том, что ее основными достопримечательностями являются «холодеющий шелест поляны, голодающий, бедный народ».

Отчасти подобные фразы были связаны с событиями 1905 года, когда стало ясно, что настоящая революция уже не за горами. Под впечатлением попытки государственного переворота в то время оказались многие русские поэты, и Андрей белый в этом отношении не являлся исключением. Однако если Александр Блок кардинально изменил свои взгляды на революцию, убедившись, что кроме голода, разрухи и гибели людей она ничего не способна дать России, то Андрей Белый придерживался диаметрально противоположной точки зрения. Он был убежден, что в стране нужно кардинально все изменит. Правда, автор не задумывался о том, какой ценой это придется делать.

Пока же для Андрея Белого «и в раздолье, на воле – неволя», он видит окружающий мир в довольно пессимистичном свете и сочувствует тем, кто устал прозябать в нищете. Философия Андрея Белого такова, что лично сам он готов умереть за свободу, чем коротать свои дни в ожидании, что скоро «ненасытные стаи смертей» заберут и его жизнь.

Обращаясь к своей родине, которая уже успела стать для него чужой и непонятной, поэт о. На самом деле, он чувствует мощь русской державы, однако не может понять, почему из года в год ничего вокруг не меняется. «Мать Россия, о родина злая, кто же так подшутил над тобой?», — вопрошает поэт, не догадываясь о том, что этим же вопросом задается каждое новое поколение его соплеменников.

Жанр, направление и композиция

Уже с первой строфы поэт вводит тему страданий и несчастий народа. Он видит страну, где царит смерть, где полно человеческих слез, где горы боли и страдания, где забыли, что такое веселье.

В конце стиха есть риторический вопрос: кто же проклял эту несчастную страну, кто довел народ до обнищания. Кто же виноват в том, что жить на Руси невозможно, кто стоит на этом пути?

В планах поэта нет приукрашивания Родины. Понятно, что стране нужны перемены. Поэт смело говорит о проблемах России в особенном для читателя смысле.

Жанр произведения – гражданская лирика

с вкраплениями размышлений о судьбе Отечества, которое очень важно поэту. Автор весьма смело пишет о России, но это оправданная критика. Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому.

Андрей Белый видит, что в стране не происходит никаких перемен и страдает от осознания безысходности. Более того, у него, от переполненных чувств, не получается молчать.

О русской природе

Анализ стихотворения «Родина» (Белый, по плану краткий отзыв о творчестве которого следует упомянуть в начале обзора) также весьма важен для понимания произведений автора. Это сочинение было написано в 1908 году, то есть как раз в тот самый период, когда только закончилась первая русская революция. Здесь поэт рисует в довольно унылых красках российский пейзаж. Он пишет о холодной поляне, холодных туманах, мрачных бурьянах и о бедном народе.


Смотреть галерею

Автор настроен крайне пессимистично: в знакомых картинах он не видит ничего отрадного и заявляет о том, что унылый край располагает к мысли не о жизни, но о смерти, что, конечно, несправедливо. Однако поэт отличался собственным мировоззрением и видел в русской природе нечто тяжелое и даже мрачное, что во многом перекликается с некоторыми произведениями Блока о России. Стих Андрея Белого «Родина» очень похож на его произведение о нашей стране. Однако он отзывается о ее судьбе еще жестче, рисуя ее историю в мрачных красках. Автор пишет о страданиях простого народа, мотив смерти рефреном проходит через все четверостишия. Мотивы декаденства задают тон всему стихотворению, делая его не только проникновенным, но и достаточно мрачным.

Средства художественной выразительности

Андрей Белый в своей поэзии использует резкие тропы, показывающие глубину его переживаний за судьбу России.

Эпитеты

Писатель использует такие эпитеты:

  • «рдяный восход»;
  • «холодеющий шелест»;
  • «голодающий»;
  • «бедный народ»;
  • «суровый свинцовый край»;
  • «холодное поле»;
  • «безысходные возгласы»;
  • «роковая страна, ледяная».

Метафоры

Поэт использует метафоры:

  • «шелест поляны»;
  • «край посылает»;
  • «стаи несытых смертей»;
  • «ветер доносит»»;
  • «над откосами косят людей».

Сравнения

В стихотворении есть сравнения, представленные в таких цитатах:

  • «как и все умирают»;
  • «те же росы, откосы, туманы»;
  • «те же взгласы»;
  • «те же стаи».

О творчестве Андрея Белого

Андрей Белый (1880-1934) — псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, поэта, принадлежавшего к «младшей» группе русских сим­волистов. Мировоззренческие взгляды А. Белого сформировались под влиянием философии B.C. Соловьева, которая также оказала воздействие на А.А. Блока и укрепила дружбу поэтов. Не принимая религиозно-филосовских позиций «старших» символистов, Белый проповедовал «истинный» символизм в программных статьях «Формы искусства» (1902) и «Символизм, как миропонимание» (1904). Современному читателю Белый больше известен как проза­ик, автор романа «Петербург», ставшего вершиной символистской прозы. Хотя отделить Белого-прозаика от Белого-поэта практически невозможно: его эссе, романы, мемуары, «арабески» написаны ли­рической ритмизованной прозой. А. Белый начал свой творческий путь с создания прозаических «Симфоний» (1900-1901), построен­ных по принципам музыкальной композиции. В них отражена вера поэта в божественную гармонию. Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» (1904) является своеобразной интерпре­тацией симфоний. Видна общность тем и образов. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому идеалу, используя сказочно­гротескные стилизации и яркие зарисовки современной городской жизни. Символистский смысл стихотворений сборника — в стрем­лении поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:

Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно в золотую ослепительность.
(«Солнце»)
Постепенно в поэтическом творчестве А. Белого нарастают фольклорные мотивы (стихотворение «Попрошайка» (1904), «Весе­лье на Руси» (1906)) по-новому звучит некрасовская тема народной судьбы, России: Материал с сайта //iEssay.ru

Довольно: не жди, не надейся — Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год! Века нищеты и безволья. Позволь же, о родина мать, В сырое, в пустое раздолье, В раздолье твое прорыдать… («Отчаянье»)

Поэтический сборник «Пепел» (1909) посвящен памяти Н.А. Не­красова. Тяжелое положение России и социальная проблематика даны в этом сборнике сквозь призму авторского восприятия. Стихо­творения, вошедшие в сборник «Урна» (1909) ориентированы на фи­лософскую лирику Е. А. Баратынского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Появляется образ России как «роковой, ледяной страны», образ мгновений, утопающих в Лете. Увидев в Октябрьской революции очистительное начало, А. Белый принимает ее, но начавшиеся за ней события приводят поэта в недоумение. В 1918 году он написал поэму «Христос воскрес», созвучную по мотивам «Двенадцати» А.А. Блока. Образ Андрея Белого вошел в поэзию «серебряного века» как средоточие творческого порыва, духовно-эстетического поиска, житейской неприспособленности. А. Белый оказал большое влияние на последующее развитие русской литературы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • андрей белый жизнь и творческий путь
  • тест по творчеству андрея белого
  • кратко о творчество белого кратко
  • особенности творчества белого
  • эрнест белый поэт

Проблематика

Что такое любовь к Родине, что такое истинный патриотизм? Каковы реальные ценности в жизни человека и страны? Что важнее – гордиться завоеваниями предков, заветными преданьями «тёмной старины» или радоваться тому, что у крестьян «полное гумно» и крепкая, крытая соломой изба, «с резными ставнями окно»?

В своём стихотворении поэт словно пытается разрешить все эти проблемы.

В чём-то ему это удаётся. Впервые в русской поэзии был явлен читателям не трескучий казённый патриотизм, а истинное, выраженное простыми словами чувство любви к своей стране. Хотя проблема неоднозначного, противоречивого отношения к отчизне осталась.

Анализ стихотворения Родина А. Блок

Родина – цикл, который начал составлять Александр Блок в 1907

году и включивший в себя
27
различных стихотворений. Как правило, первое стихотворение из этого цикла, начинающееся строчками Ты отошла, и я в пустыне, также называют и по названию цикла. Оно открывает весьма многогранный проект отражающий отношение поэта к переменам в родной стране и градацию этого отношения. Мотив разлуки и подмены родины звучит в этом стихотворении, лирический герой (вероятнее всего, Блок видел в нем по большей части себя самого) тоскует и сравнивает себя с образом Спаса, создает связь с образами Галилеи – родины Иисуса. Также библейская тема просматривается и в первой строфе, где возникает образ пустыни. На самом деле стихотворение не соответствует биографии самого поэта, ведь Блок довольно активно не только примкнул к революционному делу, но и стал работать на новую власть, он стал активно сотрудничать и никуда уезжать ему не требовалось. Только вот приклонить главу все-таки пришлось и не совсем по собственной воле. Как известно, Блок скончался в связи полнейшим истощением появившимся в связи даже не с творческими усилиями, а работой в новых условиях, революция без преувеличения требовала от людей отдавать себя полностью новому делу борьбе за светлые дни. Вероятно, он писал о родине после первой революции
1905
года, не принесшей интересных для него результатов и только волнения в душе этнического еврея. Блок не чувствовал в родине чего-то позволяющего опереться, отыскать какую-то прочность и надежность. Далее рассмотрим оставшиеся произведения из цикла, охватывающего весьма существенный период. По сути, период именно между двумя революциями начала предыдущего века в России и в связи с этим довольно интересным представляется проследить постепенную смену тематики и настроений в этих произведениях. Окончание цикла датировано
1916
годом. Довольно интересным является стихотворение Россия, которое датировано
1908
годом и повествует про суровую действительность. Восклицание «Россия, нищая Россия» является таким трогательным и душевным. Поэт как бы взывает в пустоту и пробует понять почему Россия такая нищая где эта причина, он смотрит на себя, смотрит по сторонам, но не может ничего понять. Тем не менее, он продолжает бережно нести свой крест, который, как известно, поэту удастся бережно донести прямо до следующей революции. Он верит в свою родную страну, которая не пропадет и не сгинет. Забота только новая возможно появится, но и в этом блок не видит ничего ужасного. Когда читаешь такие строки, понимаешь каким глубоким позитивным отношением может быть наполнен поэт, как высоко парит его дух, когда он собственной уверенностью и позитивным отношением к действительности прорывается через негативную действительность в виде нищей России, где разносится песня ямщика. Даже удивительным становится как удается такому талантливому поэту никуда не разменять собственный талант и продолжать писать, создавать целые удивительные циклы, посвященные родине. Более того, Блок не просто переживал за страну, но и фактически отдал себя ради высших идеалов коммунистического процветания, в тот самый период
20-
х годов, когда так ощущалась возможность процветания. В завершение следует отметить стихотворение Я не предал белое знамя.. тоже из цикла Родина, которое является одним из завершающих. Поэт в возвышенных тонах рассказывает о собственной преданности, именно такой преданности, какую проявит, когда будет радостно встречать октябрьскую революцию и устраиваться на работу в новые службы советской власти.

Читайте также:  Анализ стихотворения Андрея Белого Русь

Анализ стихотворения Андрея Белого «Родине»

Разные поэты с восторгом встретили начало XX века. Их охватывал особый патриотизм, и он находил выражение в творчестве. Не стал исключением и Андрей Белый. Анализ стихотворения «Родина» позволяет увидеть нестандартную позицию. Автор не поет хвалебных од России, наоборот, жестоко описывает происходящее в стране. Этот текст посвящен непростым событиям.

  1. История создания и тема произведения
  2. Краткое содержание стихотворения
  3. Композиция и художественные приемы

История создания и тема произведения

Стих был написан в 1917 году. В начале XX века в Турции произошла революция. Люди свергли власть султана и восстановили Конституцию. По всему миру население начало испытывать чувство патриотизма, люди были готовы сражаться на баррикадах. В России тоже чувствовалось напряжение. В 1905 году прошла Первая русская революция.

Андрей Белый не мог не переживать о судьбе Родины. Он любил ее и поэтому сильно волновался за ее будущее. Он буквально выстрадал свое произведение. В тексте можно найти раздумья автора и пророческие нотки. Революция 1917 года была по-разному воспринята народом. Кто-то считал ее спасением, другие — проклятьем.

Это не единственная работа поэта, которая была посвящена Родине. Он писал о ней в работе «Те же росы, откосы, туманы» и в других стихотворениях. Даже в поездках по другим странам Белый скучал по России.

В стихотворение «Родина» чувствуется отчаяние автора. Революция принесла хаос и разрушения, но в то же время автор воспринимает ее как очистительный огонь, поэтому в тексте есть обращение к Иисусу Христу, который считается мессией. Белому удалось соединить две разные темы — религиозную и гражданскую.

В тексте скрыто множество отсылок. Например, «кольца Сатурна» относятся к особому философскому течению, которое рассматривало зарождение мир с космической точки зрения.

Краткое содержание стихотворения

Стихотворение начинается с описания того, что страна обуревается огненной бурей. Лирический герой призывает сжигать себя и не жалеть сил. Разруха царит по всей территории России, но даже в самые ее глухие углы доходят крылорукие духи, и они же приносят особые сияющие сны.

Лирический герой призывает людей не плакать. Он предлагает им склонить колени и обратиться к огненному зареву. Именно там будут сливаться серафические пения и поток космических дней. Огонь выжжет все до состояния пустыни. Только слезы отчаяния будут наполнять моря. В это время сойдет Христос и всех спасет.

И в это время в небе будут видны кольца Сатурна и Млечный путь. Только Земля будет выглядеть как огненный шар. Но этот хаос важен и необходим.

Через очистительное пламя зародится новая Россия, и ее спасет мессия.

Композиция и художественные приемы

Стихотворение написано в жанре гражданской лирики. Поэт размышляет о дальнейшей судьбе России и о том, что ее ждет. В тексте также можно найти философские элементы. Автор отсылал к антропософии — учению, которое имело мистически-религиозное направление. Поэтому в тексте есть упоминание о космических объектах. Эти научные знания приводят к пониманию устройства вселенной. Все родилось из хаоса, и поэтому происходящие перемены нужно воспринимать как необходимость.

В стихотворении есть посвящение непосредственно стране. Автор обращается к ней, его любовь настолько сильна, что он готов сгореть вместе с Россией. Если обратиться к истории, то еще Древняя Русь неоднократно горела, и это позволяло переходить к новым этапам. Возможно, Белый тоже видел в этом некий мистический знак.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  • призыв лирического героя;
  • обращение к людям;
  • спасение.

В тексте можно найти обращения и восклицания. Они позволяют передать напряженную атмосферу стихотворения. Поэт мастерски наполняет работу образами, которые символизируют разные события.

При написании стихотворения Белый использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты: поэт описывает огонь «громовым», разрухи — «роковыми», глубины — «глухими»;
  • метафоры: автор рассказывает, как страна сжигает все подряд, гром оказывается серафическим пением, а пустыни становятся пристанищем слез;
  • аллитерация: повторение звуков [р], [д], [г] позволяет передать грохот стихии.

Белый сравнивает природные явления с революцией. Военные столкновения напоминают ураганы, а взрывы — раскаты грома. Стихию невозможно контролировать и поэтому остается только пережидать. Только потом можно приступать к восстановлению.

Андрей Белый написал немало известных стихотворений: «Матери», «Солнце», «Вспомни» и другие. В произведении «Родине» он отразил свое отношение к революции 1917 года и последующим событиям.

В тексте поэт показал свои переживания и наполнил стихотворение образами и символами. Это делает работу необычной и красивой.

«Родине» анализ стихотворения Белого по плану кратко – жанр, идея, тема

Стихотворение “Родине” Андрея Белого интересно тем, что Россия в нем представлена практически без приукрашивания. Краткий анализ “Родине” по плану поможет ученикам 7 класса понять, какой поэт видел свою страну. Материал можно использовать на уроке литературы как основной или дополнительный.

Краткий анализ

История создания – 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1901 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.

Тема стихотворения – любовь к родине, несмотря на ее недостатки.

Композиция – односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Эпитеты“рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.

Метафоры“шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

История создания

В 1908 году, когда Россия находилась между двумя революциями, многие поэты обратились к патриотической теме. Не остался в стороне и Андрей Белый, но он, в отличие от многих собратьев по перу, он написал не хвалебную оду, а реалистичное, даже немного жестокое произведение. Напечатали стихотворение “Родине” в том же году, немногим позже оно вошло в сборник “Пепел”, который вышел в 1910 году.

Белый действительно переживал о судьбе России, это выстраданное произведение.

Стих посвящен теме Родины, России. Поэт любит ее, но видит ее недостатки – она обращается со своими детьми не как мать, но как мачеха. В стране стоит голод, умирают в страданиях люди. Он смотрит вокруг достаточно пессимистично и видит не красивые дворцы и памятники, а нищету.

Композиция

Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек – как нелюбимый ребенок, невозможно.

Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.

Это гражданская лирика с философскими элементами – раздумья о судьбе родины, которая глубоко небезразлична автору. Он пишет о ней резко, но это критика, вызванная искреннем сопереживанием, болью за свою страну и свой народ. Из года в год ничего не меняется – поэт видит это и мучается от этого. Он не может молчать.

Стихотворение написано трехстопным анапестом – таким образом Белый одновременно отдает дань Некрасову и делает отсылку к его гражданской лирике.

Средства выразительности

Поэт использует резкие, пронзительные тропы, которые показывают всю глубину его страданий за судьбу Родины. Это:

  • Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
  • Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

Кроме того, им использовано обращение и риторический вопрос, которые завершают произведение, делают его цельным не только с композиционной, но и с художественной точки зрения.

«Родине» – анализ стихотворения Андрея Белого

Тема родины в сборнике «Звезда»

Андрей Белый — это псевдоним писателя Бориса Бугаева (1880 — 1934), сына известного учёного, математика, преподавателя Московского университета Николая Бугаева. По настоянию отца будущий поэт успешно окончил курс физико-математического факультета, но уже с первых лет учёбы увлёкся литературой и философией. Сочетание научного познания с творческой деятельностью позволили ему также добиться успехов в исследованиях ритмики русского языка, в теории стихосложения.

Произведение «Родине» было создано летом 1917 года, через полгода после февральской буржуазной революции. Шла первая мировая война, которую поэт, естественно, воспринимал как огромную трагедию для своего народа. Несмотря на то что Белый не занимался политической деятельностью, тема любви к родине занимает одно из главных мест в его творчестве. В те годы он написал ещё несколько стихотворений о России, в которых порой не узнать блестящего символиста, настолько они реалистичны и пронизаны искренней болью за тяжёлое положение народа, живущего в нищете и страданиях:

«Из моря слёз, из моря муки

Судьба твоя — видна, ясна:

Ты простираешь ввысь, как руки,

Свои святые пламена «

«Русь», «Солнце», «Матери», «Вспомни» — в самых разных произведениях отзывается печалью мысль о жизни простого народа в стране. В сборнике «Звезда», в котором было опубликовано в 1922 году анализируемое стихотворение, есть ещё три посвящения России, одно из них даже с тем же названием.

Раздумье о судьбе страны не оставляет поэта, чувствуется, что любовь к Родине сильна и соперничает в его душе лишь с образом любимой женщины.

Черты символизма в произведении

Эстетика символизма предполагает отношение к произведениям искусства, как к мозаике эмоций, переживаний, переданных через утончённые, проработанные формы ассоциативных образов. Для неё характерно также обращение к мистическим темам и смыслам, стремление как можно дальше отойти от банальностей, желание шокировать и заворожить читателя. Эти особенности присущи и стихам о родине, например:

  • оригинальный символ — революционная Россия неожиданно предстаёт в образе безумной бури, грозовой «огневой стихии», разрушающей многое на своём пути;
  • таинственность и фатальность — уже со второго четверостишия в тексте появляются мистические силы — «струят крылорукие духи свои светозарные сны», в последующих строфах тема космического влияния поддерживается, упоминается планета Сатурн, выдавая знакомство автора с астрономией;
  • стремление к эпатажу — лирический герой, как маг, заклинает стихию уничтожить его самого в этом вихре, уничтожить, наверное, в переносном смысле, изменив полностью сознание, заставив порвать навсегда с прошлой жизнью и открыться новому служению.

Удивительно, что стих «Родине» написан до Октябрьской революции, ведь он представляет собой очень точное описание сути тех, тогда ещё грядущих событий, а значит, даёт хороший пример пророческого значения настоящей поэзии.

Структура и ритм стиха

Литературный анализ стихов Андрея Белого о родине показывает, что это произведение из шести четверостиший написано амфибрахием, трёхсложным размером, ударение в котором падает на второй слог. Поэт пользуется перекрёстной рифмой А-Б-А-Б, причём рифмы первой строфы повторяются в самом конце стихотворения, что придаёт ему цельность и некое сходство с магическим заклинанием.

Читайте также:  Анализ стихотворения Отчаяние Андрея Белого

Для достижения предельного накала эмоций любви и отчаяния зрелый мастер слова использует следующие приёмы:

  • почти весь текст написан в повелительном наклонении, герой пять раз обращается то к России, то к стихии, то к читателям с риторическими восклицаниями;
  • в нём множество интересных свежих эпитетов («светозарные», «космические», «серафические»), лексика в целом очень специфична, автор создаёт необычные словосочетания («фосфорически бурно»);
  • обилие метафор, скрытых сравнений и переносных смыслов — «пустыни позора», «согреет лучом взора» и другие;
  • аллитерация и ассонанс — повторение согласных и гласных звуков (в этом случае «Р» и «О») в подобранных словах — создаёт звуковой образ грозовых раскатов;
  • присутствует инверсия, нарушение прямого порядка слов в предложении, добавляющее динамики — например, «согреет сошедший Христос»;
  • той же цели ускорения ритма служит эллипсис, пропуск слов, замена их на тире — например, в строчке «пусть в небе — и кольца Сатурна», пропущено сказуемое, которое можно легко мысленно подставить вместо знака препинания (допустим, «видны» или «находятся»);

Искренне и восторженно приняв революционные перемены в стране, А. Белый остался на родине, работал в Советской России, преподавал и много писал, но особенности мировоззрения не позволили его произведениям стать всенародно любимыми.

Понимание присутствия во Вселенной иных, тонких миров, ощущение их влияния и глубинной связи с действительностью было неинтересно массовому читателю.

В современной стране число ценителей талантливых произведений поэта-символиста неуклонно растёт, его имя занесено в список лучших авторов Серебряного века русской поэзии.

Истории любви

Настоящее имя известного поэта Андрея Белого – Борис Бугаев. Родился он 14 (26) октября 1880 года в семье известного профессора и математика Николая Васильевича Бугаева. Знаменитые композиторы, писатели, научные деятели и люди богемы были частыми гостями в доме профессора в самом центре Москвы, на Арбате. Мальчик рос в атмосфере красоты и гармонии, увлекался поэзией, писал стихи. Будучи студентом университета, он опубликовал свой первый поэтический сборник «Северная симфония». Борис много времени уделял поэзии, водил знакомства с известными литераторами, вскоре о нём узнали в литературных кругах. Псевдоним Андрей Белый, который он выбрал, символизировал духовность, чистоту и успокоение.

В начале 1904 года Андрей Белый познакомился с Александром Блоком, который стал его близким другом. Блок в то время уже был известным поэтом, женатым на Любови Менделеевой. Талантливый поэт не был примерным супругом, предпочитал проводить время в объятиях легкодоступных женщин. Обиженная Люба нередко жаловалась другу мужа – Андрею Белому, на своё унизительное положение, рассказывала о несбывшихся мечтах и незаметно влюбилась в эти глубокие, редкого цвета синие глаза с густыми ресницами. Одна из современниц Андрея Белого писала: « Удивительное это было существо… Вечное играние мальчика, скошенные глаза, танцующая походка, бурный водопад слов… вечное враньё и постоянная измена».

Он имел большой успех у женщин. Человек с утончённой душой, чувственный, понимающий переживания женщины, Андрей не мог оставаться равнодушным к чувствам Любы Менделеевой. И когда она призналась в своей любви к нему, он ответил взаимностью. Позднее, будучи любовниками, словно оправдывая свою безумную страсть, супруга Блока вспоминала: «Я была брошена на произвол всякого, кто стал бы за мной ухаживать». Люба и Андрей часто ссорились, расставались и снова стремились друг к другу, но разорвать узы, связывающие их, не могли. Она не могла оставить мужа, а Андрей и не настаивал на этом, наблюдая как бы со стороны за страданиями своего друга и возлюбленной.

В 1906 году Александр Блок написал, ставшую знаменитой, пьесу « Балаганчик», о своём странном месте в этом любовном треугольнике. Через два года страстных любовных отношений, Любовь Менделеева, отчаявшись, приняла решение на время расстаться с возлюбленным. Почти год Андрей и Любовь были в разлуке, которую Андрей переносил с трудом и даже подумывал о самоубийстве, а его любимая разрывалась между чувствами и здравым рассудком. Наконец, она приняла решение и объявила Белому, что останется с мужем и постарается его забыть, вычеркнуть навсегда из своей жизни. Покинутый, разочарованный в своих чувствах, надеясь забыть любимую женщину, Андрей Белый уезжает за границу.

Любовь Менделеева вернулась к мужу, который был рад её возвращению. Блок, уставший от многочисленных романов, был болен, разочарован. До возвращения к мужу она успела завести небольшой роман с актёром Давидовским, от которого ждала ребёнка. Блок был очень внимателен к жене и обещал любить младенца. Когда ребёнок умер, спустя несколько дней после появления на свет, они вместе пережили боль утраты, и ещё больше сблизились.

Будучи за границей, Андрей Белый написал два сборника стихов, которые были посвящены его другу Блоку и его жене. В 1910 году, вернувшись в Россию, поэт женился на Асе Тургеневой и совершил с ней ряд путешествий в Египет, Тунис, Палестину, потом они перебрались в Европу. В 1916 году Андрей Белый вернулся на родину. Это был совсем другой человек. Человек со сломанной судьбой, измученный страданиями, но так и не сумевший забыть свою возлюбленную. Жена Ася ушла от него к другому. Он был совсем одинок. Но даже после смерти Блока (1921 год) Белый не пытался сблизиться с Менделеевой.

Позже у Белого появилась женщина, которая прожила с ним последние годы жизни. Тихая, заботливая Клавдия Николаевна Васильева была последней его подругой. 8 января 1934 года Андрей Белый умер у неё на руках. Его возлюбленная Любовь Дмитриевна Менделеева пережила его на пять лет.

Анализ стихотворения Родина (Те же росы, откосы, туманы…) Андрея Белого

Произведение, являющееся составной частью авторского сборника «Пепел», относится к гражданской лирике поэта, являющегося ярчайшим представителем символического литературного направления, с включением в него философских элементов.

Посвящением произведения поэт выбирает православного священника, известного богослова и проповедника Валентина Павловича Свентицкого, являющегося неоднозначной личностью, а также данным стихотворением поэт выражает благодарность некрасовскому гражданскому творчеству.

Композиционная структура стихотворения представляет собой односложное построение в форме одной части, в которой с первой строфы до финальной развивается последовательное раскрытие авторского замысла.

Основной тематикой произведения является представление Родины, изображенной поэтом без приукрашивания реальной действительности в виде демонстрации слез, смертей, страданий русского народа, подчеркивая мрачным оттенком российскую разруху, жестокость и враждебность.

Стихотворным размером произведения поэт определяет трехстопный анафест, передающий авторские раздумья о судьбе собственной страны, стремящиеся к максимальной достоверности, к приземлению знакомых зарисовок и возврату к традициям, к которым поэт далеко небезразличен.

В качестве средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют разнообразные метафоры («ненасытные стаи смертей», «над откосами косят людей») и многочисленные эпитеты («ледяная», «свинцовые», «суровые», «безысходный»), иллюстрирующие резкость и пронзительность стихотворного содержания. Помимо этого, поэт использует литературные приемы в форме обращения и риторических вопросов в финале повествования, которые наполняют его цельностью с точки зрения композиции и художественного изображения. Тем самым, автор утверждает, что страна, относящаяся к народу как к нелюбимому ребенку, не слыша его кричащих жалоб и слезных просьб, не может называться великой.

Стихотворное содержание представляет собой живописное полотно, выполненное в дождливых, грязных оттенках и написанное с использованием серо-черных тонов, создающих впечатление неоднозначного, зловещего образа смерти, не дающего надежду на светлое будущее.

Отличительной особенностью стихотворения является авторский критический взгляд на безрадостное, нищенское состояние народа в стране, неменяющееся с годами, акцентируя в форме мрачного юмора и сарказма внимание на необходимость назревших перемен. При этом поэт высказывает мысль, связанную с неизбежностью революционных действий, в которых он готов принимать активное участие, но не учитывает цену таких изменений в виде унесенных человеческих жизней, разрушений и неистовой народной боли. Главным лейтмотивом произведения выступают авторские декадентские, упаднические ноты, выражающие пессимистичную картину тяжелой и мрачной российской действительности в виде изображения унылого, холодного пейзажа.

Анализ стихотворения Родина (Те же росы, откосы, туманы…) по плану

Родина (Те же росы, откосы, туманы…)

Возможно вам будет интересно

Некрасов находился в достаточно дружеских отношениях с Белинским еще с момента первого знакомства. Но их критическая деятельность не позволяет им сойтись в общих взглядах, поэтому они редко совпадали во мнениях.

Это большое и красивое стихотворение. Здесь красиво и романтично показана деревня. Для поэта деревня – замечательное место. Оно замечательно не только для отдыха, как для меня летом у бабушки, но и для работы

Когда человек чувствует, что совсем скоро расстанется с жизнью, начинает задумываться над тем, как он прожил жизнь и что сделал для себя, а также и для других хорошего, а чего сделал плохого.

Поиском счастья человек занимается всю свою жизнь. Каждый ищет счастье в чем-то своем: в семье, в работе, в мечтах, в идеях, в помощи другим. Лирический герой Лермонтова постигает истинное счастье, созерцая природу вокруг себя.

Стихотворение относится к раннему творчеству поэта. Оно написано в 1944 году. Фет нередко обращался к «вечерней» тематике поэзии. Его «Серенада» навеяна чертами романтизма и в то же время напоминает русскую протяжную

Анализ стихотворения Андрея Белого «Родина (Те же росы, откосы, туманы…)»

История создания стихотворения Андрея Белого

В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма.

Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.

Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.

Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:

ГодСобытие
1900-1903Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс.
1905Начало первой русской революции.
1908Написание стиха «Родине».
1910Публикация стиха в сборнике «Пепел».

Композиция

Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек – как нелюбимый ребенок, невозможно.

«Скифы» анализ стихотворения Блока по плану кратко – год, главный герой, жанр, история создания

Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.

Тема стихотворения

Центральной является тема матери — Родины, России.

Поэт искренне любит ее, однако в то же время и «ругает»: она относится к своим детям, словно мачеха. Ведь в государстве свирепствует голод, люди гибнут от недоедания, стихии.

Обращает на себя пессимистическое миропонимание поэта. Он видит не солнце, и даже не красивые дома, а сплошную бедность – холодеющий шелест поляны, обнищалый народ.

Пессимистический символизм присущ везде: поэт готов скорее умереть за правду и свободу, нежели тратить тихие дни в ожидании «ненасытных стай смертей».

Читайте также:  Анализ стихотворения Солнце Андрея Белого

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО "РОДИНА (ТЕ ЖЕ РОСЫ, ОТКОСЫ, ТУМАНЫ…)"

У многих русских поэтов есть стихи, посвященные родине. Однако далеко не все они могут похвастаться объективностью и тем, что отражают обратную сторону медали. Поэт Андрей Белый, по праву считающийся одним из ярчайших русских символистов, в своих произведениях очень огромное внимание уделял реальному отображению действительности. Видимо, по этой причине даже лирические стихи этого автора носили декадентский оттенок и были пронизаны либо мрачным юмором, либо сарказмом.

В 1908 году Андрей Белый на волне русского патриотизма опубликовал стихотворение «Родина», Однако выдержано оно было совсем не в том ключе, к которому привыкла общественность. Вместо хвалебной оды поэт попытался представить свою страну если и не объективно, то хотя бы без ложного приукрашивания. Действительно, трудно обвинить автора в намеренном желании исказить реальность, если наряду с восхищением Россией он позволяет себе открыто заявить о том, что ее основными достопримечательностями являются «холодеющий шелест поляны, голодающий, бедный народ».

Отчасти подобные фразы были связаны с событиями 1905 года, когда стало ясно, что настоящая революция уже не за горами. Под впечатлением попытки государственного переворота в то время оказались многие русские поэты, и Андрей белый в этом отношении не являлся исключением. Однако если Александр Блок кардинально изменил свои взгляды на революцию, убедившись, что кроме голода, разрухи и гибели людей она ничего не способна дать России, то Андрей Белый придерживался диаметрально противоположной точки зрения. Он был убежден, что в стране нужно кардинально все изменит. Правда, автор не задумывался о том, какой ценой это придется делать.

Пока же для Андрея Белого «и в раздолье, на воле – неволя», он видит окружающий мир в довольно пессимистичном свете и сочувствует тем, кто устал прозябать в нищете. Философия Андрея Белого такова, что лично сам он готов умереть за свободу, чем коротать свои дни в ожидании, что скоро «ненасытные стаи смертей» заберут и его жизнь.

Обращаясь к своей родине, которая уже успела стать для него чужой и непонятной, поэт о. На самом деле, он чувствует мощь русской державы, однако не может понять, почему из года в год ничего вокруг не меняется. «Мать Россия, о родина злая, кто же так подшутил над тобой?», — вопрошает поэт, не догадываясь о том, что этим же вопросом задается каждое новое поколение его соплеменников.

Жанр, направление и композиция

Уже с первой строфы поэт вводит тему страданий и несчастий народа. Он видит страну, где царит смерть, где полно человеческих слез, где горы боли и страдания, где забыли, что такое веселье.

В конце стиха есть риторический вопрос: кто же проклял эту несчастную страну, кто довел народ до обнищания. Кто же виноват в том, что жить на Руси невозможно, кто стоит на этом пути?

В планах поэта нет приукрашивания Родины. Понятно, что стране нужны перемены. Поэт смело говорит о проблемах России в особенном для читателя смысле.

Жанр произведения – гражданская лирика

с вкраплениями размышлений о судьбе Отечества, которое очень важно поэту. Автор весьма смело пишет о России, но это оправданная критика. Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому.

Андрей Белый видит, что в стране не происходит никаких перемен и страдает от осознания безысходности. Более того, у него, от переполненных чувств, не получается молчать.

О русской природе

Анализ стихотворения «Родина» (Белый, по плану краткий отзыв о творчестве которого следует упомянуть в начале обзора) также весьма важен для понимания произведений автора. Это сочинение было написано в 1908 году, то есть как раз в тот самый период, когда только закончилась первая русская революция. Здесь поэт рисует в довольно унылых красках российский пейзаж. Он пишет о холодной поляне, холодных туманах, мрачных бурьянах и о бедном народе.


Смотреть галерею

Автор настроен крайне пессимистично: в знакомых картинах он не видит ничего отрадного и заявляет о том, что унылый край располагает к мысли не о жизни, но о смерти, что, конечно, несправедливо. Однако поэт отличался собственным мировоззрением и видел в русской природе нечто тяжелое и даже мрачное, что во многом перекликается с некоторыми произведениями Блока о России. Стих Андрея Белого «Родина» очень похож на его произведение о нашей стране. Однако он отзывается о ее судьбе еще жестче, рисуя ее историю в мрачных красках. Автор пишет о страданиях простого народа, мотив смерти рефреном проходит через все четверостишия. Мотивы декаденства задают тон всему стихотворению, делая его не только проникновенным, но и достаточно мрачным.

Средства художественной выразительности

Андрей Белый в своей поэзии использует резкие тропы, показывающие глубину его переживаний за судьбу России.

Эпитеты

Писатель использует такие эпитеты:

  • «рдяный восход»;
  • «холодеющий шелест»;
  • «голодающий»;
  • «бедный народ»;
  • «суровый свинцовый край»;
  • «холодное поле»;
  • «безысходные возгласы»;
  • «роковая страна, ледяная».

Метафоры

Поэт использует метафоры:

  • «шелест поляны»;
  • «край посылает»;
  • «стаи несытых смертей»;
  • «ветер доносит»»;
  • «над откосами косят людей».

Сравнения

В стихотворении есть сравнения, представленные в таких цитатах:

  • «как и все умирают»;
  • «те же росы, откосы, туманы»;
  • «те же взгласы»;
  • «те же стаи».

О творчестве Андрея Белого

Андрей Белый (1880-1934) — псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, поэта, принадлежавшего к «младшей» группе русских сим­волистов. Мировоззренческие взгляды А. Белого сформировались под влиянием философии B.C. Соловьева, которая также оказала воздействие на А.А. Блока и укрепила дружбу поэтов. Не принимая религиозно-филосовских позиций «старших» символистов, Белый проповедовал «истинный» символизм в программных статьях «Формы искусства» (1902) и «Символизм, как миропонимание» (1904). Современному читателю Белый больше известен как проза­ик, автор романа «Петербург», ставшего вершиной символистской прозы. Хотя отделить Белого-прозаика от Белого-поэта практически невозможно: его эссе, романы, мемуары, «арабески» написаны ли­рической ритмизованной прозой. А. Белый начал свой творческий путь с создания прозаических «Симфоний» (1900-1901), построен­ных по принципам музыкальной композиции. В них отражена вера поэта в божественную гармонию. Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» (1904) является своеобразной интерпре­тацией симфоний. Видна общность тем и образов. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому идеалу, используя сказочно­гротескные стилизации и яркие зарисовки современной городской жизни. Символистский смысл стихотворений сборника — в стрем­лении поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:

Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно в золотую ослепительность.
(«Солнце»)
Постепенно в поэтическом творчестве А. Белого нарастают фольклорные мотивы (стихотворение «Попрошайка» (1904), «Весе­лье на Руси» (1906)) по-новому звучит некрасовская тема народной судьбы, России: Материал с сайта //iEssay.ru

Довольно: не жди, не надейся — Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год! Века нищеты и безволья. Позволь же, о родина мать, В сырое, в пустое раздолье, В раздолье твое прорыдать… («Отчаянье»)

Поэтический сборник «Пепел» (1909) посвящен памяти Н.А. Не­красова. Тяжелое положение России и социальная проблематика даны в этом сборнике сквозь призму авторского восприятия. Стихо­творения, вошедшие в сборник «Урна» (1909) ориентированы на фи­лософскую лирику Е. А. Баратынского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Появляется образ России как «роковой, ледяной страны», образ мгновений, утопающих в Лете. Увидев в Октябрьской революции очистительное начало, А. Белый принимает ее, но начавшиеся за ней события приводят поэта в недоумение. В 1918 году он написал поэму «Христос воскрес», созвучную по мотивам «Двенадцати» А.А. Блока. Образ Андрея Белого вошел в поэзию «серебряного века» как средоточие творческого порыва, духовно-эстетического поиска, житейской неприспособленности. А. Белый оказал большое влияние на последующее развитие русской литературы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • андрей белый жизнь и творческий путь
  • тест по творчеству андрея белого
  • кратко о творчество белого кратко
  • особенности творчества белого
  • эрнест белый поэт

Проблематика

Что такое любовь к Родине, что такое истинный патриотизм? Каковы реальные ценности в жизни человека и страны? Что важнее – гордиться завоеваниями предков, заветными преданьями «тёмной старины» или радоваться тому, что у крестьян «полное гумно» и крепкая, крытая соломой изба, «с резными ставнями окно»?

В своём стихотворении поэт словно пытается разрешить все эти проблемы.

В чём-то ему это удаётся. Впервые в русской поэзии был явлен читателям не трескучий казённый патриотизм, а истинное, выраженное простыми словами чувство любви к своей стране. Хотя проблема неоднозначного, противоречивого отношения к отчизне осталась.

Анализ стихотворения Родина А. Блок

Родина – цикл, который начал составлять Александр Блок в 1907

году и включивший в себя
27
различных стихотворений. Как правило, первое стихотворение из этого цикла, начинающееся строчками Ты отошла, и я в пустыне, также называют и по названию цикла. Оно открывает весьма многогранный проект отражающий отношение поэта к переменам в родной стране и градацию этого отношения. Мотив разлуки и подмены родины звучит в этом стихотворении, лирический герой (вероятнее всего, Блок видел в нем по большей части себя самого) тоскует и сравнивает себя с образом Спаса, создает связь с образами Галилеи – родины Иисуса. Также библейская тема просматривается и в первой строфе, где возникает образ пустыни. На самом деле стихотворение не соответствует биографии самого поэта, ведь Блок довольно активно не только примкнул к революционному делу, но и стал работать на новую власть, он стал активно сотрудничать и никуда уезжать ему не требовалось. Только вот приклонить главу все-таки пришлось и не совсем по собственной воле. Как известно, Блок скончался в связи полнейшим истощением появившимся в связи даже не с творческими усилиями, а работой в новых условиях, революция без преувеличения требовала от людей отдавать себя полностью новому делу борьбе за светлые дни. Вероятно, он писал о родине после первой революции
1905
года, не принесшей интересных для него результатов и только волнения в душе этнического еврея. Блок не чувствовал в родине чего-то позволяющего опереться, отыскать какую-то прочность и надежность. Далее рассмотрим оставшиеся произведения из цикла, охватывающего весьма существенный период. По сути, период именно между двумя революциями начала предыдущего века в России и в связи с этим довольно интересным представляется проследить постепенную смену тематики и настроений в этих произведениях. Окончание цикла датировано
1916
годом. Довольно интересным является стихотворение Россия, которое датировано
1908
годом и повествует про суровую действительность. Восклицание «Россия, нищая Россия» является таким трогательным и душевным. Поэт как бы взывает в пустоту и пробует понять почему Россия такая нищая где эта причина, он смотрит на себя, смотрит по сторонам, но не может ничего понять. Тем не менее, он продолжает бережно нести свой крест, который, как известно, поэту удастся бережно донести прямо до следующей революции. Он верит в свою родную страну, которая не пропадет и не сгинет. Забота только новая возможно появится, но и в этом блок не видит ничего ужасного. Когда читаешь такие строки, понимаешь каким глубоким позитивным отношением может быть наполнен поэт, как высоко парит его дух, когда он собственной уверенностью и позитивным отношением к действительности прорывается через негативную действительность в виде нищей России, где разносится песня ямщика. Даже удивительным становится как удается такому талантливому поэту никуда не разменять собственный талант и продолжать писать, создавать целые удивительные циклы, посвященные родине. Более того, Блок не просто переживал за страну, но и фактически отдал себя ради высших идеалов коммунистического процветания, в тот самый период
20-
х годов, когда так ощущалась возможность процветания. В завершение следует отметить стихотворение Я не предал белое знамя.. тоже из цикла Родина, которое является одним из завершающих. Поэт в возвышенных тонах рассказывает о собственной преданности, именно такой преданности, какую проявит, когда будет радостно встречать октябрьскую революцию и устраиваться на работу в новые службы советской власти.

Ссылка на основную публикацию