АНДРЕЙ БЕЛЫЙ
1880—1934
Белого-поэта в современном сознании заслонил Белый-прозаик, чей «Петербург» (1913—1914) стал одной из вершин европейского романа. Но расстояние между стихом и прозой — ритмизованной, напевной — у Белого было значительно сокращено. Лириком оставался он во всех проявлениях своего многогранного дара, будь то трактат о символизме, путевой очерк, главы «Серебряного голубя», эпопея о Москве или трилогия мемуаров. Он был одним из оригинальнейших и прозорливых умов века. «Гениальный, странный», — писал о нем Блок, разошедшийся с Белым после многих лет братской дружбы. Не знавший благополучия и «оседлости», беспокойным искателем был поэт и в своем творчестве, ценя его процесс больше, чем результат, безудержно экспериментируя ради обновления искусства слова.
Борис Николаевич Бугаев, сын философа-математика (Андрей Белый — псевдоним), по образованию естественник, начал с прозаических «симфоний», где повествование строилось как спор контрастных «музыкальных» тем: в них страстный порыв к духовным высотам — и зоркое ви́дение уродств, гримас реальности. В первом сборнике стихов и лирической прозы Белого «Золото в лазури» (1904) покорение скалистых вершин («На горах») или полет к солнцу («Золотое руно») символизировали порыв из обыденности в «вечность», к мистическому идеалу. Но прорицавший его поэт — в колпаке юродивого; осмеянный «лжехристос», он оказывался в «смирительном доме». Мистической экзальтации «солнечных» гимнов сопутствуют в книге гротескные образы сказочной нежити («Гном», «Игры кентавров»), иронические зарисовки городской повседневности («Весна», «Из окна») и старинного быта («Прежде и теперь»).
Сдвиг от надмирного к земному, русскому, крестьянскому обозначили стихи в посвященном памяти Некрасова сборнике Белого «Пепел» (СПб., 1909). Здесь уже не «золото» и «лазурь», символы духовного экстаза, а «свинец облаков», зловещие кабаки, «просторы голодных губерний» («Родина», «Отчаяние», «Из окна вагона»). Лирический герой — бродяга, висельник, «горемыка»; Белым владеют чувства отверженности и одиночества. Они оттеняются — в ключе присущей ему поэтики «диссонанса» — ритмами лихой пляски («Песенка комаринская», «Веселье на Руси»), кощунственными сценками собственных похорон. В цикле «Город» ощутимы напряженная атмосфера 1905 г., отзвуки уличных митингов, демонстраций. Другие — книжные — импульсы питали лирику сборника «Урна» (М., 1909); «пепел» переживаний поэт собрал здесь в «урну» формы, отточенной в традициях Пушкина, Баратынского, Тютчева, преломленных сквозь Брюсова (которому посвящен сборник). Героиня многих стихов «Урны» — Л. Д. Блок, суровая «снежная дева», отвергшая страдальца. Иным увлечениям и утратам — интеллектуальным — посвящен раздел «Философическая грусть», где в шутку и всерьез Белый говорил о своем двойственном отношении к абстракциям Канта и неокантианцев.
Подобно Блоку, Белый принял Октябрь и самоотверженно нес нелегкую в те годы «вахту культуры». Но события революции увидел в свете владевшего им тогда учения антропософии: поэма «Христос воскрес» (1918) говорила в евангельских метафорах о начале «мировой мистерии» духовного страдания, умирания и воскресения. Тот же путь прослеживает Белый и в судьбе личности; он часто обращается к воспоминаниям — в повести «Котик Летаев» (1917), в поэме «Первое свидание» (1921), блистательные строфы которой вобрали и зарисовки московской интеллигенции рубежа столетий, и образ века, грозящего «ато́мной лопнувшею бомбой»; обширные мемуары не были завершены (в 1930—1934 гг. вышли три книги). Лирический подъем начала 1920-х годов дал сборники «Звезда» (Пг., 1922) и «После разлуки» (Пг., Берлин, 1922); в них отразилась
драма разрыва с первой женой, А. А. Тургеневой, героиней его посланий «Асе» и «сказок» книжки «Королевна и рыцари» (Пг., 1918).
В конце жизни Белый писал стихов мало, бесконечно переделывая созданное ранее. Его опыт широко отозвался в поэзии XX в. — у Маяковского, Есенина, Цветаевой. Но и сам Белый не прошел мимо их открытий.
Изд.: Белый А. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966, («Б-ка поэта». Большая серия).
СОЛНЦЕ
Автору «Будем как Солнце»
Солнцем сердце зажжено.
Солнце — к вечному стремительность.
Солнце — вечное окно
в золотую ослепительность.
Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
красным жаром разливается.
В сердце бедном много зла
сожжено и перемолото.
Наши души — зеркала,
отражающие золото.
1903
Серебряный Колодезь
НА ГОРАХ
Горы в брачных венцах.
Я в восторге, я молод.
У меня на горах
очистительный холод.
Вот ко мне на утес
притащился горбун седовласый.
Мне в подарок принес
из подземных теплиц ананасы.
Он в малиново-ярком плясал,
прославляя лазурь.
Бородою взметал
вихрь метельно-серебряных бурь.
Голосил
низким басом.
В небеса запустил
ананасом.
И, дугу описав,
озаряя окрестность,
ананас ниспадал, просияв,
в неизвестность,
золотую росу
излучая столбами червонца.
Говорили внизу:
«Это — диск пламезарного солнца. »
Низвергались, звеня,
омывали утесы
золотые фонтаны огня —
хрусталя
заалевшего росы.
Я в бокалы вина нацедил
и, подкравшися боком,
горбуна окатил
светопенным потоком.
МЕНУЭТ
Вельможа встречает гостью.
Он рад соседке.
Вертя драгоценною тростью,
стоит у беседки.
На белом атласе сапфиры.
На дочках — кисейные шарфы.
Подули зефиры —
воздушный аккорд
Эоловой арфы.
Любезен, но горд,
готовит изящный сонет
старик
Глядит в глубь аллеи, приставив лорнет,
надев треуголку на белый парик.
Вот. негры вдали показались — все в красном — лакеи.
Вот. блеск этих золотом шитых кафтанов.
Идут в глубь аллеи
по старому парку.
Под шёпот алмазных фонтанов
проходят под арку.
Вельможа идет для встречи.
Он снял треуголку.
Готовит любезные речи.
Шуршит от шёлку.
Март 1903. Москва
ВЕСНА
Всё подсохло. И почки уж есть.
Зацветут скоро ландыши, кашки.
Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче весенняя весть.
Я встревожен назойливым писком:
Подоткнувшись, ворчливая Фёкла,
нависая над улицей с риском,
протирает оконные стекла.
Тут известку счищают ножом.
Тут стаканчики с ядом. Тут вата.
Грудь апрельским восторгом объята.
Ветер пылью крутит за окном.
Окна настежь — и крик, разговоры,
и цветочный качается стебель,
и выходят на двор полотеры
босиком выколачивать мебель.
Выполз кот и сидит у корытца,
умывается бархатной лапкой.
Вот мальчишка в рубашке из ситца,
пробежав, запустил в него бабкой.
В небе свет предвечерних огней.
Чувства снова, как прежде, огнисты.
Небеса всё синей и синей,
Облачка, как барашки, волнисты.
В синих далях блуждает мой взор,
Все земные стремленья так жалки.
Мужичонка в опорках на двор
с громом ввозит тяжелые балки.
ПОПРОШАЙКА
Крыши. Камни. Пыль. Звучит
Под забором ругань альта.
К небу едкий жар валит
Неостывшего асфальта.
Стен горячих вечный груз.
Задыхается прохожий.
Оборванец снял картуз.
Смотрит палец из калоши.
«Сударь, голоден, нет сил,
Не оставьте богомольца.
На руках и я носил
Золотые кольца.
Коль алтын купец дает,
Провожу в ночлежке ночь я. »
Ветерок, дохнув, рванет
На плечах иссохших клочья.
На танцующую дрянь
Поглядел купец сурово:
«Говорят тебе, отстань,
Позову городового. »
Стены. Жар. В зубах песок.
Люди. Тумбы. Гром пролеток.
Шелест юбок. Алость щек
Размалеванных красоток.
ВЕСЕЛЬЕ НА РУСИ
Как несли за флягой флягу —
Пили огненную влагу.
Д’накачался —
Я
Д’наплясался —
Я
Дьякон, писарь, поп, дьячок
Повалили на лужок.
Эх —
Людям грех!
Эх — курам смех!
Трепаком-паком размашисто пошли: —
Трепаком, душа, ходи-валяй-вали:
Трепака да на лугах,
Да на межах, да во лесах —
По дороге ноги-ноженьки туды-сюды-пошли,
Да по дороженьке вали-вали-вали —
Что там думать, что там ждать:
Дунуть, плюнуть — наплевать:
Наплевать да растоптать:
Веселиться, пить да жрать.
Гомилетика, каноника —
Раздувай-дува-дувай, моя гармоника!
Дьякон пляшет —
— Дьякон, дьякон —
Рясой машет —
— Дьякон, дьякон —
Что такое, дьякон, смерть?
— «Что такое? То и это:
Носом в лужу, пяткой — в твердь. »
Раскидалась в ветре, — пляшет —
Полевая жердь: —
Веткой хлюпающей машет
Прямо в твердь.
Бирюзовою волною
Нежит твердь.
Над страной моей родною
Встала Смерть.
1906
Серебряный Колодезь
ДРУЗЬЯМ
Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.
Не смейтесь над мертвым поэтом:
Снесите ему цветок.
На кресте и зимой и летом
Мой фарфоровый бьется венок.
Цветы на нем побиты.
Образок полинял.
Тяжелые плиты.
Жду, чтоб их кто-нибудь снял.
Любил только звон колокольный
И закат.
Отчего мне так больно, больно!
Я не виноват.
Пожалейте, придите;
Навстречу венком метнусь.
О, любите меня, полюбите —
Я, быть может, не умер, быть может, проснусь —
Вернусь!
Январь 1907. Париж
«ДА НЕ В СУД ИЛИ ВО ОСУЖДЕНИЕ. »*
Как пережить и как оплакать мне
Бесценных дней бесценную потерю?
Но всходит ветр в воздушной вышине.
Я знаю всё. Я промолчу. Я верю.
Душа: в душе — в душе весной весна.
Весной весна, — и чем весну измерю?
Чем отзовусь, когда придет она?
Я промолчу — не отзовусь. Не верю.
* Слова христианской молитвы.
Не оскорбляй моих последних лет.
Прейдя, в веках обиду я измерю.
Я промолчу. Я не скажу — нет, нет.
Суров мой суд. Как мне сказать: «Не верю»?
Текут века в воздушной вышине.
Весы твоих судеб вознес, — и верю.
Как пережить и как оплакать мне
Бесценных дней бесценную потерю?
ИЗ ОКНА ВАГОНА
Поезд плачется. В дали родные
Телеграфная тянется сеть.
Пролетают поля росяные.
Пролетаю в поля: умереть.
Пролетаю: так пусто, так голо.
Пролетают — вон там и вон здесь —
Пролетают — за селами села,
Пролетает — за весями весь; —
И кабак, и погост, и ребенок,
Засыпающий там у грудей: —
Там — убогие стаи избенок,
Там — убогие стаи людей.
Мать Россия! Тебе мои песни, —
О немая, суровая мать! —
Здесь и глуше мне дай, и безвестней
Непутевую жизнь отрыдать.
Поезд плачется. Дали родные.
Телеграфная тянется сеть —
Там — в пространства твои ледяные
С буреломом осенним гудеть.
Август 1908. Суйда
РОДИНА
В. П. Свентицкому
Те же росы, откосы, туманы,
Над бурьянами рдяный восход,
Холодеющий шелест поляны,
Голодающий, бедный народ;
И в раздолье, на воле — неволя;
И суровый, свинцовый наш край
Нам бросает с холодного поля —
Посылает нам крик: «Умирай —
Как и все умирают. » Не дышишь,
Смертоносных не слышишь угроз: —
Безысходные возгласы слышишь
И рыданий, и жалоб, и слез.
Те же возгласы ветер доносит;
Те же стаи несытых смертей
Над откосами косами косят,
Над откосами косят людей.
Роковая страна, ледяная,
Проклята́я железной судьбой —
Мать Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?
ПОД ОКНОМ
Взор убегает вдаль весной:
Лазоревые там высоты.
Но «Критики»* передо мной —
Их кожаные переплеты.
Вдали — иного бытия
Звездоочитые убранства.
И, вздрогнув, вспоминаю я
Об иллюзорности пространства.
* Сочинения немецкого философа И. Канта.
НОЧЬ И УТРО
Мгновеньями текут века.
Мгновеньями утонут в Лете.
И вызвездилась в ночь тоска
Мятущихся тысячелетий.
Глухобезмолвная земля,
Мне непокорная доныне, —
Отныне принимаю я
Благовестительство пустыни!
Тоскою сжатые уста
Взорвите, словеса святые,
Ты — утренняя красота,
Вы — горние краи? златые!
Вот там заискрились, восстав, —
Там, над дубровою поющей —
Алмазами летящих глав
В твердь убегающие кущи.
ВОСПОМИНАНИЕ
Мы — ослепленные, пока в душе не вскроем
Иных миров знакомое зерно.
В моей груди отражено оно.
И вот — зажгло знакомым, грозным зноем.
И вспыхнула, и осветилась мгла.
Всё вспомнилось — не поднялось вопроса:
В какие-то кипящие колеса
Душа моя, расплавясь, протекла.
Май 1914. Арлесгейм
ПОСВЯЩЕНИЕ
Я попросил у вас хлеба — расплавленный камень мне дали,
И, пропаленная, вмиг, смрадно дымится ладонь.
Вот и костер растрещался, и пламень танцует под небо.
Мне говорят: «Пурпур». В него облекись на костре.
Пляшущий пурпур прилип, сдирая и кожу, и мясо:
Вмиг до ушей разорвался черный, осклабленный рот.
Тут воскликнули вы: «Он просветленно смеется. »
И густолиственный лавр страшный череп покрыл.
Танка
А вода? Миг — ясна.
Миг — круги, ряби: рыбка.
Так и мысль. Вот — она.
Но она — глубина,
Заходившая зыбко.
Июль 1916. Дорнах
В безгневном сне, в гнетуще-грустной неге
Растворена так странно страсть моя.
Пробьет прибой на белопенном бреге,
Плеснет в утес соленая струя.
Вот небеса, наполнясь, как слезами,
Благоуханным блеском вечеров,
Блаженными блистают бирюзами
И — маревом моргающих миров.
И снова в ночь чернеют мне чинары.
Я прошлым сном страданье утолю:
Сицилия. И страстные гитары.
Палермо, Монреаль. Радес.
Люблю.
Июнь 1917. Демьяново
Снег, — в вычернь севшая, слезеющая мякоть;
Куст — почкой вспухнувшей овеян, как дымком.
Как упоительно калошей лякать в слякоть, —
Сосвистнуться с весенним ветерком.
Века, а не года, — в расширенной минуте;
Восторги — в воздухом расширенной груди.
В пересерениях из мягкой, млявой мути, —
Посеребрением на нас летят дожди.
Взломалась, хлынула, — в туск, в темноту тумана —
Река, раздутая легко и широко.
Миг, и просинится разливом океана,
И щелкнет птицею. И будет —
— солнышко́!
Разборы стихотворений русских символистов. Александр Блок. Андрей Белый. Черубина де Габриак
В жизни Андрея Белого было несколько серьезных романов, каждый из которых закончился весьма трагически. Поэт предвидел, что его личная жизнь будет состоять из сплошных взлетов и падений, так как предъявлял к своим избранницам весьма высокие требования. Его не интересовали тривиальные взаимоотношения с представительницами слабого пола, которые он считал верхом пошлости. Однако если Белый испытывал сильные чувства, и дама отвечала ему взаимностью, то даже такой пустяк, как разрушение чужой семьи, не являлось для этой пары препятствием. Охладевал к своим избранницам Андрей Белый так же быстро, как и влюблялся. Поэтому исследователи его творчества до сих пор спорят о том, кому из женщин адресовано стихотворение «Любовь», написанное в 1901 году. Вероятнее всего, его героиней является особа, ставшая одной из многочисленных жертв этого утонченного обольстителя, который мог вскружить голову практически любой женщине, довести ее до восторженного исступления и – бросить на произвол судьбы, нисколько не заботясь о том, что именно она испытывает в этот момент. О том, что любовь мимолетна и непредсказуема, Андрей Белый знал не понаслышке. И он с легкости принимал условия игры, в которой приходится давать клятвы в вечности своих чувств, считая это неизменным атрибутом взаимоотношений с женщиной. Впрочем, и представительниц слабого пола поэт также подозревает в лукавстве, поэтому в самом начале стихотворения приводит сцену прощания с очередной возлюбленной, когда оба понимают, что они расстаются навсегда. «Я вдаль смотрел, щемящей грусти полон», — признается поэт, подчеркивая, тем самым, что уходящая любовь причиняет ему душевные страдания. Однако это возвышенное и романтическое чувство поэт воспринимает, как «корабль, с зарею уплывавший». Его невозможно удержать возле берега, когда ветер уже надувает паруса. Точно так же невозможно и сохранить любовь к женщине, если сердце уже наполнено предвкушением новой встречи. Декларируя в этом стихотворении неотвратимость финала любых взаимоотношений, Андрей Белый, тем не менее, остается оптимистом и верит в то, что любое страдание будет вознаграждено. И если человек философски относится к тому, что его сердце вдруг стало закрытым для возлюбленной, то не стоит этому противиться. Лучше принять все, как есть, оставить в прошлом свои обиды, страхи и сомнения, потому что обязательно будет новая встреча, и восхитительное чувство любви еще не раз ворвется в душу, согрев ее своим теплом.
«Солнце» М.Лермонтов
«Солнце» Михаил Лермонтов
Как солнце зимнее прекрасно, Когда, бродя меж серых туч, На белые снега напрасно Оно кидает слабый луч!…
Так точно, дева молодая, Твой образ предо мной блестит; Но взор твой, счастье обещая, Мою ли душу оживит?
Анализ стихотворения Лермонтова «Солнце»
На страницах юношеских тетрадей Лермонтова можно нередко встретить инициалы «Н. Ф. И.», разгадать тайну которых исследователи творчества Михаила Юрьевича сумели лишь в двадцатом столетии. Под ними скрывается Наталья Федоровна Иванова – дочь московского литератора и драматурга Федора Федоровича Иванова. Поэт увлекся девушкой, когда ему было шестнадцать лет, а ей – семнадцать. Поначалу она ответила молодому Лермонтову взаимностью, которая впоследствии сменилась холодностью и неприязнью. Сложным отношениям с Натальей Федоровной Михаил Юрьевич посвятил так называемый «ивановский цикл», сочиненный в период с 1830 по 1832 год. Он представляет собой лирический дневник, отражающий весь спектр переживаний юного поэта. Кроме того, к роману с Ивановой имеет непосредственное отношение драма «Странный человек», при создании которой Лермонтов использовал факты из собственной биографии. В роли альтер эго писателя выступает Владимир Арбенин. Иванова в драме фигурирует под именем Натальи Загорской. Разрыв с возлюбленной после недолгих, но мучительных отношений, тяжело дался поэту: он жаждал скорой смерти для себя, считал уязвленной свою гордость.
Стихотворение «Солнце» датировано 1832 годом. Соответственно, во время его написания роман Лермонтова и Ивановой подходил к концу. Произведение можно разделить на две части. В первом четверостишии поэт изображает зимний утренний пейзаж. Лучи светила пока слабы, они не в силах растопить снег. К тому же, небо затянуто тучами, свету трудно пробиться сквозь них. Во второй части стихотворения солнце сопоставляется с образом молодой девушки. Лирический герой в надежде ловит ее взгляд, обещающий счастье. Завершается произведение вопросительным предложением. По-видимому, лирическому герою не верится, что взор возлюбленной оживит именно его душу.
В тетради Лермонтова «Солнце» находится на одной странице с двумя стихотворениями, сходными по настроению, тематике. Первое – эпиграмма, врученная поэтом Ивановой на новогоднем балу. Второе – «Я не люблю тебя; страстей…». Эти три произведения отражают душевные метания Михаила Юрьевича. Он буквально бросается из одной крайности в другую. Ему кажется, что любовь прошла, что Ивановой больше нет места в его сердце. С другой стороны – образ красавицы никак не покидает мысли поэта, по-прежнему остается причиной возникновения сильных эмоций.
Композиция
Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек – как нелюбимый ребенок, невозможно.
«Бесы» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – образы, средства выразительности, композиция, разбор
Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.
Анализ стихотворения Андрея Белого “Солнце”
Рассматриваемое стихотворение посвящено “Автору “Будем как Солнце” – Константину Бальмонту. Это произведение становится не только источником вдохновения для Андрея Белого, но и подтверждением его собственного отношения к проблеме человеческой жизни и ее роли для мироздания.
Как и в стихотворении К. Бальмонта, у А. Белого образ солнца возникает на протяжении всего лирического повествования. В начальной строфе этим словом открываются первые три строки. В остальных двух строфах солнце нигде не называется прямо, но упоминается
благодаря тропам: “золото”, “красный жар”, “сожжено”. В цветовом отношении также доминируют всевозможные “солнечные оттенки”: золотистый, красный и розовый.
Подобно К. Бальмонту, Андрей Белый видит в солнце источник силы и вечной жизни. Это небесное светило дарит тепло, свет, а значит, жизнь всему живому. Но в то же время поэт отмечает философское предназначение солнца. Это всевидящее око мироздания. Под его пристальным взглядом не укроется ни одна человеческая тайна: “Солнце – вечное окно в золотую ослепительность”, “Наши души – зеркала, отражающие золото”.
Еще одним
символом жизни выступает в обоих стихотворениях образ цветка (у Андрея Белого – розы). Этот нежный цветок, требующий ласки и бережного ухода. Только ласка и свет способны помочь ему раскрыться и подарить миру свою красоту. Человеческая душа подобна розе. Вселенная оберегает ее от невзгод и исцеляет ее, уничтожая все плохое: “В сердце бедном много зла сожжено и перемолото”. Заботливое солнце следит за человеком и всегда помогает ему справиться с трудностями. А задача человека – не растрачивать впустую дары мироздания, ценить каждый день своей жизни и стремиться обрести внутренний покой благодаря единению с Богом.
Средства выразительности
Поэт использует резкие, пронзительные тропы, которые показывают всю глубину его страданий за судьбу Родины. Это:
- Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
- Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.
Кроме того, им использовано обращение и риторический вопрос, которые завершают произведение, делают его цельным не только с композиционной, но и с художественной точки зрения.
Анализ стихотворений«Близнецы» анализ стихотворения Тургенева по плану кратко – главная мысль, жанр, год
Анализ стихотворений«Снег» анализ стихотворения Анненского по плану кратко – эпитеты, история создания, средства выразительности
Анализ стихотворения Баратынского «Чудный град порой сольется»
Евгений Баратынский является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Вместе с тем, стихи Баратынского для первой половины 19 века были достаточно новаторскими и необычными, поэтому многие литературные критики весьма прохладно отзывались о его творчестве, которые было загадочным и словно бы обращенным внутрь. В этом нет ничего удивительного, так как судьба Баратынского сложилась достаточно трагично.
Творчество Андрея Белого. Анализ сборника стихов «Пепел»
Произведение, написанное после революции 1917 года, выражает видение автором России, произошедших в ней изменений и его мысли о будущем страны.
Оба его названия как бы связывают главные идеи, выраженные в произведении. «Родине» — показывает любовь автора к своей стране. «Рыдай, буревая стихия» — это тоже обращение, но содержащее и характеристику изменений в России, и призыв не останавливаться на достигнутом.
Стихотворение наполнено образами разрушения. Это огонь, гром, кипение. Поэт восхваляет хаос разрушения того, что вызывало в нем отвращение. В прежних стихотворениях Андрей Белый описывал сою страну как достаточно унылое место. Он рисовал огромные пространства, на которых протекает безрадостная и однообразная жизнь. В разрушении поэт, безусловно, любивший свою страну видит шанс на возрождении в новом качестве, надежду на воскресение из пепла.
Автор не обошел стороной и вопрос о цене изменений. Вероятно, он не желал написать слишком циничное и безнравственное стихотворение, повествующее о допустимости пожертвовать чужими жизнями. В силу этого, мысль о жертвах подается через лирического героя, выражающего взгляды самого автора. И в начале, и в конце стихотворения он призывает Россию, обратившуюся в пожар, сжечь его самого. Человеку, готовому пожертвовать сами собой ради будущего счастья допустимо также и прославлять наступивший хаос.
Создавая символ новой России, Андрей Белый использовал религиозную тематику. Он называет революционную Россию Христом и Мессией. Этот образ, конечно, зная о мировоззрении интеллигенции начала двадцатого века, нельзя воспринимать прямо в библейском контексте. Для них Христос был символом всего благого, он олицетворял жертву, приносимую одним, во имя многих. Типичный русский интеллигент того времени должен был быть готов отдать самого себя для достижения счастья народа. Кроме того, наименование России Мессией должно было показать, что весь мир должен измениться в эту сторону. Как Христос принес жертву за людей, так и Россия должна теперь пострадать для благо всего человечества.
Кроме понятного всем религиозного образа, поэт рисует новые символы для будущего своей страны. Он ставит рядом и пение серафимов (одного из разрядов ангелов) и космические дни. Само время должно было привести мир к тому новому бытию, которое теперь получила Россия.
Показательно, что поэт ничего не говорит о людях. Счастье обычного человека не интересует проповедника разрушения. Он говорит лишь о «светозарных снах», которые мало чем могли утешить большинство его соотечественников.
Космические символы, вроде колец Сатурна, рисуемые поэтом-символистом, представляют собой просто образ чего-то хорошего, без конкретизации. Андрей Белый, исповедуя идею прогресса, видимо, не мог представить будущее, как упадок и деградацию, любое движение он видел как шаг вперед. Для поэта, разрушавшего своим творчеством привычные речевые конструкции, разрушение в другой сфере виделось творчеством.
Анализ стихотворения Родине (Рыдай, буревая стихия) по плану
История создания
В молодости Иван Алексеевич был страстно влюблен в Варвару Пащенко. Однако молодые люди не могли обвенчаться в силу того, что семья Бунина испытывала серьезные финансовые затруднения. Дела были настолько плохи, что родители молодого писателя были вынуждены распродать все свое имущество, чтобы как-то сводить концы с концами.
Ивану Алексеевичу очень тяжело далось расставание с возлюбленной, и одно время родственники всерьез опасались за его жизнь. Именно в этот непростой для Бунина период житейских невзгод им и было написано стихотворение «Родина».
В двух небольших четверостишиях, созданных Иваном Алексеевичем в 1896 году, без лишних прикрас описана та Россия, которую навсегда сохранил в своем сердце писатель, эмигрировавший из страны в 1920 году.
Основная тема
Основная тема — печальная картина безрадостной российской природы. Бунину, в отличие от многих русских поэтов и писателей, было свойственно критическое отношение к российской действительности. Это отношение можно назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной фальшивыми фразами. Бунин не идеализирует русскую природу. Он выбирает самый неблагоприятный момент для ее созерцания: угрюмый зимний закат «под небом мертвенно-свинцовым». Тоскливая картина дополняется ощущением одиночества и оторванности от мира. Если большинство русских авторов восторгается необъятными просторами родной земли, то Бунин видит в этом только безнадежность и обреченность. Мрачные сосновые леса поглощают остатки света. До ближайшего жилья бесконечные русские версты. В памяти читателя невольно возникают картины заблудившихся и замерзших в лесах одиноких путников.
Вместе с тем беспощадный реализм Бунина всегда имеет нотки оптимизма. Успокоение приносит «туман молочно-синий», который дает надежду и веру в счастливый исход.
Бунин, несомненно, горячо любил Россию. Его творчество после вынужденной эмиграции целиком проникнуто воспоминаниями об оставленной Родине. Просто эту любовь поэт сдерживал своим рассудком, тщательно анализировал ее.
Сочетание безграничной любви и резкой критики — непростое качество для русского писателя. Очень просто все отрицать и поносить или, наоборот, идеализировать. Гармоничное восприятие неприглядной действительности — вот истинная заслуга Бунина. Стихотворение «Родина» показывает русский пейзаж в негативных красках. Тем не менее от него становится теплее на душе. Читатель понимает, что родная природа все равно очень близка и понятна сердцу. Даже смерть на родных просторах краше, чем на чужбине. Смягчение резких оценок в финале стихотворения еще больше утверждают эту мысль.
Средства выразительности
В своем произведении Иван Алексеевич использует разнообразные художественные средства, призванные придать стиху глубину и выразительность, максимально точно передать те чувства, которые испытывал поэт при написании этих строчек.
Весьма красноречивы развернутые колористические эпитеты
(« мертвенно-свинцовые», «молочно-синий »), передающие палитру красок унылого зимнего дня. Не менее выразительны
сравнения
(« один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль …»),
олицетворения
(« угрюмо меркнет зимний день »),
гиперболы
(« нет конца лесам сосновым »),
метафоры
(« Родина — снежная пустыня »).
Под небом мертвенно-свинцовым Угрюмо меркнет зимний день, И нет конца лесам сосновым, И далеко до деревень.
Один туман молочно-синий, Как чья-то кроткая печаль, Над этой снежною пустыней Смягчает сумрачную даль.
В центре сюжета — унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. В отличие большинства отечественных поэтов и писателей, Бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности. Подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной никакими фантазиями и фальшивыми фразами.
Поэт не склонен идеализировать русскую природу. Более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее созерцания — последние минуты уходящего зимнего дня. Ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.
Однако стихотворение не подавляет депрессивным настроением. В реализме Бунина есть нотки оптимизма. Умиротворение приносит разлитый в пространстве « молочно-синий » туман, который дает надежду на счастливый исход.
Подобное описание российского пейзажа не служит доказательством того, что Бунин презирал Россию. Напротив, он горячо любил свою родину, и безмерно тосковал по ней во время вынужденной эмиграции. Он не закрывал глаза на недостатки и всю неприглядность действительности, однако это не мешало ему испытывать самые нежные чувства к своей родине.
Композиция
Произведение состоит всего из двух строф, однако им в полной мере удается передать настроение автора, его идею.
Композиционно стихотворение делится на две условные части. Первая часть полностью посвящена мрачному пейзажу России. Перед взором читателя открывается весьма тоскливая картина одного ничем не примечательного зимнего дня на закате.
При помощи выразительных художественных средств автору удается очень точно передать настроение этого дня, его цветовую палитру. Необъятные просторы России с его бескрайними лесами, описанные Буниным, поневоле навевают тоску и уныние. « Мертвенно-свинцовое небо », удаленность человеческого жилья и темный сосновый лес создают депрессивное настроение.
Второе четверостишие более оптимистично. Ему удается сгладить тяжелое чувство, вызванное после прочтения первой части. Описание природы становится более мягким и ненавязчивым, и навевает лишь светлую печаль.
Краткий анализ
История создания
— Стих написан в 1896 году, в тяжелый жизненный период писателя, который переживал финансовую неустроенность и разрыв с возлюбленной.
Тема стихотворения
– Реалистическая картина российской природы.
– Композиция стихотворения условно делится на две части. В первой части автор описывает мрачный пейзаж бескрайних просторов России, во второй — описание природы значительно смягчается.
Стихотворный размер
– Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.
– «
Родина — снежная пустыня
».
– «
сосновые», «мертвенно-свинцовые», «молочно-синий
».
– «
один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль…»
Олицетворения
– «
угрюмо меркнет зимний день
».
– «
нет конца лесам сосновым
».
Анализ стихотворения андрея белого “на горах” нужно определить тему, идею и основную мысль стихотворения, описать какие были использованы приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.
Ответы
летопись жизни фонвизина:
03.04.1745 – родился денис иванович фонвизин.
1755 – учеба в латинской школе дворянской гимназии, готовившей к поступлению в московский университет.
1759 – окончание гимназии, перевод в студенты философского факультета московского университета.
1761 – переводит с басни датского писателя гольберга.
1762 – в университетском журнале «собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствий» напечатаны переводы из менандра. начинает работу над переводом трагедии вольтера «альзира». пишет «послание к слугам». первое оригинальное произведение — сатирическая басня «лисица-казнодей». окончание университета, переезд в петербург в качестве переводчика коллегии иностранных дел.
1763 – указом екатерины ii назначается «для некоторых дел» при статс-советнике и. п. елагине. переделывает на лад. драму грессе «сидней» — под названием «корион». живет в петербурге, царском селе, петергофе.
1764 – успех комедии «корион» на сцене придворного театра. 1766—1769 пишет комедию «бригадир».
1769 -назначен в коллегию иностранных дел на должность секретаря, фактического министра н. панина. напечатана комедия «бригадир».
1771 – пишет и публикует «слово на выздоровление» наследника престола павла.
1777 – печатает перевод политического сочинения французского просветителя тома «похвальное слово марку аврелию», в котором показан идеальный монарх-философ.
сентябрь – отправляется в путешествие во францию, во время которого ведет дневник, в виде писем регулярно отправляет его в москву. по возвращении из путешествия приступает к работе над комедией «недоросль».
совместно с н. паниным готовит проект законов для будущего императора паьла.
1782 – написана комедия «недоросль».
7 марта – подает на имя екатерины ii прошение об увольнении со службы. прошение удовлетворено.
1783 – участвует в журнале «собеседник любителей российского слова», который редактирует княгиня е, р. дашкова, а негласно — императрица. публикует сатирические миниатюры в виде отрывка из словаря синонимов, сатиру на вельмож «челобитная российской минерве», «путешествие мнимого глухого и немого», «несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание». екатерина ii дает полиции указание не печатать сочинений фонвизина.
март – смерть друга, н. панина. пишет «жизнь н. и. панина».
1784—1785 – путешествует по италии, изучает итальянский театр, музыку, живопись. ведет дневник, который вновь в виде писем посылает в москву. по возвращении в россию фонвизина разбивает паралич. уезжает в карлсбад.
1787 – возвращается в петербург, полностью не восстановив здоровье. решает издавать собственный сатирический журнал под названием «друг честных людей, или старо-дум».
готовит для журнала сочинение «придворная грамматика», в котором беспощадно обличает двор.
1788 – журнал закрыт, екатерина запрещает фонвизину печататься. запрещено полное собрание сочинений фонвизина.
1791 – переносит четыре апоплексических удара.
пишет по поводу смерти потемкина «рассуждения о суетной жизни человеческой», пытается объявить греховной всю свою деятельность.
начинает последнее произведение «чистосердечные признания в делах моих и помышлениях». готовит пять томов полного собрания сочинений для издателя п. богдановича, включая туда запрещенные статьи из «друга честных людей».
30.11.1792 – на вечере в доме державина читается последняя комедия фонвизина «гофмейстер» («выбор гувернера»).
1 декабря – смерть фонвизина.
в рассказе говорится о бесправном и униженном человеке.но гоголо показывает что “маленький человек” доведённый до отчаяния,способен противостоять жестокости и неспроведливости всего мира.
повесть григория белых и л. пантелеева
янкель,викниксор,черных, цыган, дзе, японец, кобчик, купец, «якушка, самый крохотный гражданин республики»
Анализ стихотворения Андрея Белого На горах
Войти через uID
13.09.2014, 21:31 | |
Поэт, прозаик, критик, литературовед, теоретик символизма. Предчувствием приближения новой эры обусловлены его поиски нового мироощущения (связываемого вначале с идеей мистического преображения бытия), новых форм в искусстве, которое должно стать «жизнетворчеством». Результатом этих поисков явились «Симфонии» (1-я, героическая — 1900 г. и 2-я, драматическая — 1902 г.), построенные по законам музыкальной композиции, и стихи, собранные в книге «Золото в лазури» (1904), где звучит, по словам самого поэта, «музыка зорь». Однако скоро Белый переживает переоценку этих идеалов, что отражается в стихах, объединенных в книгах «Пепел» (1909) и «Урна» (1909). Первая из них была посвящена памяти Некрасова, центральным в ней был цикл «Россия». Судьба России, национальная проблематика теперь выходят для Белого на первый план, основным при этом является мифологический аспект, что отчетливо сказалось и в стихах, и в прозе (повесть «Серебряный голубь», 1910 и роман «Петербург», 1913—1914). Многочисленные философско-эстетические работы Белого (наиболее значительные из них собраны в книгах «Символизм», 1910 и «Арабески», 1910) объединены стремлением представить символизм, которому он оставался верен, в качестве универсальной системы мировой культуры. О значении Белого в истории русской литературы хорошо сказал Горький: «. Белый — человек очень тонкой, рафинированной культуры, это писатель на исключительную тему, существо его — философствующее чувство. Белому нельзя подражать, не принимая его целиком со всеми его атрибутами — как некий своеобразный мир, — как планету, на которой свой, — своеобразный — растительный, животный и духовный мир».
«Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства, в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества; в этом слиянии — путь к творчеству жизни: в себе и в других. Книга всегда теснила меня; мне в ней не хватало и звуков и красок; я хотел вырыва из тусклого слова к яркому; отсюда и опыты с языком, взятые как становление новых знаков общения (слов); отсюда и интерес к народному языку, еще сохранившему целину жизни, отсюда и обилие неологизмов в моем лексиконе, и переживание ритма как начала, соединяющего поэзию с „прозой”; писатель увиделся мне организатором языковых стремлений народа: он — и живой рассказчик, и певец-исполнитель, действующий тембром голоса и жестикуляцией.
Искание тембра и жеста выбили из писательского кабинета меня — в поля, в лес, на площадь, где я слагаю отрывки своих произведений, как песни, записываемые на клочках».
Задание 1
1. Ближе других в искусстве в течение многих лет был для А. Белого А. Блок. В чем обнаруживается близость этих поэтов, представлявших поколение младосимволистов?
2. Искусство, по мнению Белого, является «жизнетворчеством». Как осуществляется им эта идея?
3. Чем объясняется выход-обращение поэта-символиста к традициям реалистической поэзии Некрасова? В чем обнаруживается в стихах книги «Пепел» воздействие некрасовской поэзии?
И, дугу описав,
Озаряя окрестность,
Ананас ниспадал, просияв,
В неизвестность,
Вот ко мне на утес
Притащился горбун седовласый.
Мне в подарок принес
Из подземных теплиц ананасы.
Золотую росу
Излучая столбами червонца.
Говорили внизу:
«Это — диск пламезарного солнца. »
Он в малиново-ярком плясал,
Прославляя лазурь.
Бородою взметал
Вихрь метельно-серебряных бурь.
Низвергались, звеня,
Омывали утесы
Золотые фонтаны огня,
Хрусталя
Заалевшие росы.
Голосил
низким басом.
В небеса запустил
ананасом.
Я в бокалы вина нацедил
И, подкравшися боком,
Горбуна окатил
Светопенным потоком.
«Неслучайно его (А. Белого. — Сост.) юный герой пребывает „на горах”, вдали от суетной повседневности, ему одиноко там, но именно в этой одинокости, испытывая „очистительный холод”, он и находит великое освобождение, и обретает себя как личность.
Спускаясь к людям — вниз, в город, который уже тогда представлялся Белому замкнутым пространством, ограниченным кубами домов и пустынями площадей, он, естественно, не чувствует этой очистительности, ибо если одиночество „на горах” давало иллюзию освобождения, то одиночество среди людей лишает и этой последней иллюзии».
Задание 2
1. Объясните смысл названия стихотворения. Почему его герой пребывает «на горах»?
2. Выпишите встречающиеся в стихах эпитеты. Какова их роль в утверждении основной мысли стихотворения?
3. Что характерно для ритмико-интонационной организации стиха? В чем ее новизна для русской поэзии?
Довольно: не жди, не надейся —
Рассейся, мой бедный народ!
В пространство пади и разбейся,
За годом мучительный год!
Где по полю Оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом,
И в ветер пронзительно свищет
Ветвистым своим лоскутом,
Века нищеты, безволья.
Позволь же, о родина-мать,
В сырое, в пустое раздолье,
В раздолье твое прорыдать: —
Где в душу мне смотрят из ночи,
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков, —
Туда, на равнине горбатой, —
Где стая зеленых дубов
Волнуется купой подъятой,
В косматый свинец облаков.
Туда, где смертей и болезней
Лихая прошла колея, —
Исчезни в пространство, исчезни,
Россия, Россия моя!
«Поэт не дает никаких надежд, не хочет никаких иллюзий. Чем хуже, тем лучше. Будь что будет — вот мораль книги».
Задание 3
1. Какой и почему именно такой предстает в стихотворении Россия?
2. Чем обусловлено представление об исторических путях России, которое вызывает чувство отчаяния?
3. Охарактеризуйте образную и стилевую систему стихотворения, которая служит реализации основной его мысли.
4. Как сказывается на ритмико-интонационной структуре стиха воздействие Некрасова?
Творческая работа (исследование) по литературе. Тема: «Путешествие за «золотым руном А. Белого».
материал (11 класс) на тему
В 1922 году в письме к Б. А. Пильняку, которого тогдашняя критика считала последователем и подражателем Андрея Белого, он пишет: «. Белый, человек очень тонкий, рафинированной культуры, это писатель на исключительную тему, существо его — философствующее чувство, Белому нельзя подражать, не принимая его целиком, со всеми его атрибутами как некий своеобразный мир,– как планету, на которой свой — своеобразный — растительный, животный и духовный миры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belyy.docx | 983.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение
Творческая работа (исследование) по литературе.
«золотым руном А. Белого».
- Прокофьева Олеся
- Сенченкова Настя
- Бородкина Кристина
Руководитель: О.В. Шкунова.
- Анализ стихотворений: «Посвящение», «Друзьям», «Из окна вагона».
- Творчество Белого в критике.
Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934) — русский писатель, поэт, прозаик, критик, мемуарист. Один из ведущих деятелей символизма.
Андрюша Белый родился в семье видного ученого-математика и философа-лейбницианца Николая Васильевича Бугаева, декана физико-математического факультета Московского университета. Мать, Александра Дмитриевна, урожденная Егорова, — одна из первых московских красавиц. Вырос Андрей в высококультурной атмосфере «профессорской» Москвы. Сложные отношения между родителями оказали тяжелое воздействие на формирующуюся психику ребенка, предопределив в дальнейшем ряд странностей и конфликтов Белого с окружающими.
Андрей Белый окончил в 1899 лучшую в Москве частную гимназию Л. И. Поливанова, в 1903 — естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1904 поступил на историко-филологический факультет, однако в 1905 прекратил посещать занятия, а в 1906 подал прошение об отчислении в связи с поездкой за границу.
В 1901-03 Андрей Белый входит в среду сначала московских символистов, группирующихся вокруг издательств «Скорпион» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ю. К. Балтрушайтис), «Гриф» (С. Кречетов и его жена Н. И. Петровская, героиня любовного треугольника между ней, Белым и Брюсовым, отразившегося в романе последнего «Огненный ангел»), затем знакомится с организаторами петербургских религиозно-философских собраний и издателями журнала «Новый путь» Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус.
С января 1903 начинает переписку с А. А. Блоком (личное знакомство с 1904), с которым его связали годы драматической «дружбы-вражды». Осенью 1903 становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка «аргонавтов» (Эллис, С. М. Соловьев, А. С. Петровский, М. И. Сизов, В. В. Владимиров, А. П. Печковский, Э. К. Метнер и др.), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества («теургии»), равенства «текстов жизни» и «текстов искусства», любви-мистерии как пути к эсхатологическому преображению мира. «Аргонавтические» мотивы развивались в статьях Белого этого периода, напечатанных в «Мире искусства», «Новом пути», «Весах», «Золотом руне», а также в сборнике стихов «Золото в лазури» (1904). Крушение «аргонавтического» мифа в сознании Белого (1904-06) произошло под влиянием ряда факторов: смещения философских ориентиров от эсхатологии Ницше и Соловьева к неокантианству и проблемам гносеологического обоснования символизма, трагических перипетий неразделенной любви Белого к Л. Д. Блок (отразившихся в сборнике «Урна», 1909), раскола и ожесточенной журнальной полемики в символистском лагере.
События революции 1905-07 были восприняты Андреем Белым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзию активно проникают социальные мотивы, «некрасовские» ритмы и интонации (сборник стихов «Пепел», 1909).
1909-10 — начало перелома в мироощущении Белого, поисков новых позитивных «путей жизни». Подводя итоги прежней творческой деятельности, Андрей собирает и издает три тома критических и теоретических статей («Символизм», 1910; «Луг зеленый», 1910; «Арабески», 1911). Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1910). Началом возрождения («второй зари») стало сближение и гражданский брак с художницей А. А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-12, Сицилия — Тунис — Египет — Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок» (1911-22). Вместе с ней Белый переживает и новый период восторженного ученичества у создателя антропософии Рудольфа Штейнера (с 1912). Высшее творческое достижение этого периода — роман «Петербург» (1913; сокращенная редакция — 1922), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с подведением итогов пути России между Западом и Востоком, и оказавший огромное влияние на крупнейших романистов 20 в. (Марсель Пруст, Дж. Джойс и др.).
В 1914-16 Андрей Белый живет в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма «Гетеанум». В августе 1916 возвращается в Россию. В 1914-15 пишет роман «Котик Летаев» — первый в задуманной серии автобиографических романов (продолжен романом «Крещеный китаец», 1927). Начало Первой мировой войны воспринял как общечеловеческое бедствие, русскую революцию 1917 — как возможный выход из глобальной катастрофы. Культурфилософские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистическом цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III.
Кризис культуры», 1918), очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922).
В 1921-23 Андрей Белый живет в Берлине, где переживает мучительное расставание с Р. Штейнером, разрыв с А. А. Тургеневой, и оказывается на грани душевного срыва, хотя и продолжает активную литературную деятельность. По возвращении на родину предпринимает множество безнадежных попыток найти
живой контакт с советской культурой, создает романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом», оба 1926), роман «Маски» (1932), выступает как мемуарист — «Воспоминания о Блоке» (1922-23); трилогия «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), пишет теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934). Однако «отвержение» Белого советской культурой, длившееся при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия.
Анализ стихотворения Андрея Белого Из окна вагона.
u0421u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u0410u043du0434u0440u0435u044f u0411u0435u043bu043eu0433u043e “u0418u0437 u043eu043au043du0430 u0432u0430u0433u043eu043du0430” u0431u044bu043bu043e u043du0430u043fu0438u0441u0430u043du043e u0438u043c u0432 1908 u0433u043eu0434u0443.u00a0
u042du0442u043e u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u0432u043eu0448u043bu043e u0432 u0440u044fu0434 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0439 u0411u0435u043bu043eu0433u043e u043e u043fu043eu0447u0442u0438 u0431u0435u0437u0433u0440u0430u043du0438u0447u043du044bu0445, “u043fu0443u0441u0442u044bu0445”, “u0441u0442u0440u0430u0448u043du044bu0445”,u00a0
u0433u043eu043bu043eu0434u043du044bu0445 u043fu0440u043eu0441u0442u0440u0430u043du0441u0442u0432u0430u0445 u0420u043eu0441u0441u0438u0438, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u044bu0445 u043eu0431u0440u0435u0447u0435u043d u043du0430 u0433u043eu0440u0435u0441u0442u0438 u0438u0437u043cu0443u0447u0435u043du043du044bu0439 u0431u043eu043bu0435u0437u043du044fu043cu0438, u0433u043eu043bu043eu0434u043eu043c u0438 u043fu044cu044fu043du0441u0442u0432u043eu043c u043du0430u0440u043eu0434.u00a0
u0421u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 “u0418u0437 u043eu043au043du0430 u0432u0430u0433u043eu043du0430” u0432u043eu0448u043bu043e u0432 u0441u0431u043eu0440u043du0438u043a “u041fu0435u043fu0435u043b”, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u043du0435u043au043eu0439 u043au043du0438u0433u043eu0439 u0441u043au043eu0440u0431u0438 u0437u0430 u0434u044eu0431u0438u043cu0443u044e u0440u043eu0434u0438u043du0443.u00a0
u0422u0435u043cu0430 u0445u0430u043eu0441u0430 – u0441u043au0432u043eu0437u043du0430u044f u0442u0435u043cu0430 u0441u0431u043eu0440u043du0438u043au0430 – u043eu0441u043eu0431u0435u043du043du043e u0430u043au0446u0435u043du0442u0438u0440u043eu0432u0430u043du0430 u0432 u044du0442u043eu043c u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0438.u00a0
u0412 “u0418u0437 u043eu043au043du0430 u0432u0430u0433u043eu043du0430” u043cu044b u043cu043eu0436u0435u043c u043du0430u0431u043bu044eu0434u0430u0442u044c u043fu043eu043bu043eu0441u0443 “u043du0430u0440u043eu0434u043du0438u0447u0435u0441u0442u0432u0430” u0432 u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u0435 u0411u0435u043bu043eu0433u043e.u00a0
u042f u0441u0447u0438u0442u0430u044e, u0447u0442u043e u0438u0434u0435u044f u044du0442u043eu0433u043e u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u0437u0430u043au043bu044eu0447u0430u0435u0442u0441u044f u0432 u0441u043bu0435u0434u0443u044eu0449u0435u043c: u0430u0432u0442u043eu0440 u0445u043eu0442u0435u043b u043fu043eu043au0430u0437u0430u0442u044c, u043au0430u043au043eu0432u0430 u043eu043du0430, u0436u0438u0437u043du044c u0432 u0420u043eu0441u0441u0438u0438,u00a0
u0447u0442u043eu0431u044b u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a, u0447u0438u0442u0430u044eu0449u0438u0439 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435, u043fu0440u043eu044fu0432u0438u043b u0441u0432u043eu044e u0435u0441u0442u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du0443u044e u0440u0435u0430u043au0446u0438u044e – u0441u0442u0440u0430u0445, u0443u0436u0430u0441 u043fu0435u0440u0435u0434 u0432u0441u0442u0440u0435u0447u0435u0439 u0441 u0445u0430u043eu0441u043eu043c.u00a0
u0414u0430u043du043du043eu0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u043du0435u0441u0435u0442 u0432 u0441u0435u0431u0435 u0433u043bu0443u0431u043eu043au0438u0439 u0441u043cu044bu0441u043b, u043eu043du043e u0440u0430u0441u043au0440u044bu0432u0430u0435u0442 u043du0430u043c u043fu043eu0440u043eu0439 u0433u0440u0443u0441u0442u043du044bu0435 u0441u0442u043eu0440u043eu043du044b u0436u0438u0437u043du0438, u0437u0430u0441u0442u0430u0432u043bu044fu0435u0442 u043e u043cu043du043eu0433u043eu043c u0437u0430u0434u0443u043cu0430u0442u044cu0441u044f. u00a0
u042f u0441u043eu0432u0435u0442u0443u044e u043au0430u0436u0434u043eu043cu0443 u043fu0440u043eu0447u0435u0441u0442u044c u0435u0433u043e, u0447u0442u043eu0431u044b u0432 u0434u0435u0439u0441u0442u0432u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 u043fu043eu043du044fu0442u044c u0438 u043fu0440u043eu043du0438u043au043du0443u0442u044cu0441u044f u0434u0443u0445u043eu043c, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u043fu0440u0430u0432u0438u043b u0432 u0442u043e u0432u0440u0435u043cu044f u0411u0435u043bu044bu043c. “>]” data-test=”answer-box-list”>
Стихотворение Андрея Белого “Из окна вагона” было написано им в 1908 году.
Это произведение вошло в ряд стихотворений Белого о почти безграничных, “пустых”, “страшных”,
голодных пространствах России, в которых обречен на горести измученный болезнями, голодом и пьянством народ.
Стихотворение “Из окна вагона” вошло в сборник “Пепел”, который является некой книгой скорби за дюбимую родину.
Тема хаоса – сквозная тема сборника – особенно акцентирована в этом произведении.
В “Из окна вагона” мы можем наблюдать полосу “народничества” в творчестве Белого.
Я считаю, что идея этого стихотворения заключается в следующем: автор хотел показать, какова она, жизнь в России,
чтобы человек, читающий произведение, проявил свою естественную реакцию – страх, ужас перед встречей с хаосом.
Данное произведение несет в себе глубокий смысл, оно раскрывает нам порой грустные стороны жизни, заставляет о многом задуматься.
Я советую каждому прочесть его, чтобы в действительности понять и проникнуться духом, который правил в то время Белым.