Анализ стихотворения Андрея Белого Русь

Проект «Забытые лица России» (Тема Родины в творчестве поэтов Белой Гвардии)

  1. Анализ стихов
  2. Белый
  3. Родине (Рыдай, буревая стихия)

Произведение, написанное после революции 1917 года, выражает видение автором России, произошедших в ней изменений и его мысли о будущем страны.

Оба его названия как бы связывают главные идеи, выраженные в произведении. «Родине» — показывает любовь автора к своей стране. «Рыдай, буревая стихия» — это тоже обращение, но содержащее и характеристику изменений в России, и призыв не останавливаться на достигнутом.

Стихотворение наполнено образами разрушения. Это огонь, гром, кипение. Поэт восхваляет хаос разрушения того, что вызывало в нем отвращение. В прежних стихотворениях Андрей Белый описывал сою страну как достаточно унылое место. Он рисовал огромные пространства, на которых протекает безрадостная и однообразная жизнь. В разрушении поэт, безусловно, любивший свою страну видит шанс на возрождении в новом качестве, надежду на воскресение из пепла.

Автор не обошел стороной и вопрос о цене изменений. Вероятно, он не желал написать слишком циничное и безнравственное стихотворение, повествующее о допустимости пожертвовать чужими жизнями. В силу этого, мысль о жертвах подается через лирического героя, выражающего взгляды самого автора. И в начале, и в конце стихотворения он призывает Россию, обратившуюся в пожар, сжечь его самого. Человеку, готовому пожертвовать сами собой ради будущего счастья допустимо также и прославлять наступивший хаос.

Создавая символ новой России, Андрей Белый использовал религиозную тематику. Он называет революционную Россию Христом и Мессией. Этот образ, конечно, зная о мировоззрении интеллигенции начала двадцатого века, нельзя воспринимать прямо в библейском контексте. Для них Христос был символом всего благого, он олицетворял жертву, приносимую одним, во имя многих. Типичный русский интеллигент того времени должен был быть готов отдать самого себя для достижения счастья народа. Кроме того, наименование России Мессией должно было показать, что весь мир должен измениться в эту сторону. Как Христос принес жертву за людей, так и Россия должна теперь пострадать для благо всего человечества.

Кроме понятного всем религиозного образа, поэт рисует новые символы для будущего своей страны. Он ставит рядом и пение серафимов (одного из разрядов ангелов) и космические дни. Само время должно было привести мир к тому новому бытию, которое теперь получила Россия.

Показательно, что поэт ничего не говорит о людях. Счастье обычного человека не интересует проповедника разрушения. Он говорит лишь о «светозарных снах», которые мало чем могли утешить большинство его соотечественников.

Космические символы, вроде колец Сатурна, рисуемые поэтом-символистом, представляют собой просто образ чего-то хорошего, без конкретизации. Андрей Белый, исповедуя идею прогресса, видимо, не мог представить будущее, как упадок и деградацию, любое движение он видел как шаг вперед. Для поэта, разрушавшего своим творчеством привычные речевые конструкции, разрушение в другой сфере виделось творчеством.

Анализ стихотворения Родине (Рыдай, буревая стихия) по плану

Краткий анализ

История создания – 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1901 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.

Тема стихотворения – любовь к родине, несмотря на ее недостатки.

Композиция – односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.

Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.



Андрей Белый: биография и творчество

Кратко:

Андрей Белый (1880—1934). Псевдоним Бугаева Бориса Николаевича. Писатель родился в семье известного математика. Позже поступил на физико-математический факультет Московского университета, где организовал кружок «аргонавтов». В 1904 году вышел первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури». В 1910 году была напечатана книга статей «Символизм», важная для понимания его отношения к творчеству. Поэт стремится сблизить литературу с музыкой, что нашло отражение в четырех его «Симфониях»: «Драматическая» (1901), «Северная» (1904), «Возврат» (1905), «Клубок метелей» (1908). Еще два сборника его стихов — «Пепел» и «Урна» — были изданы в 1909 году.

Стихотворные сборники, напечатанные после революции — «Звезда» (1919) и «После разлуки» — свидетельствовали об увлечении антропософией (результат поездки в Европу). Белый с женой сопровождали основателя антропософии Р. Штайнера в его поездках по континенту.

Прозаические работы писателя включают романы «Серебряный голубь» (1909), «Петербург» (1912), «Котик Летаев» (1917), «Москва» (1926). Андрей Белый оставил также интереснейшие воспоминания «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934).

Источник: Краткий справочник школьника. Русская литература / Авт.-сост. И.Н. Агекян. — Мн.: Современный литератор, 2002

Подробнее:

Андрей Белый (настоящее имя — Борис Николаевич Бугаев) — поэт, прозаик (26.10. [14.10.] 1880 Москва — 8.1.1934 там же). Родился он в высокообразованной дворянской семье. Отец — профессор математики Московского университета. Первые увлечения Андрея Белого связаны с немецкой культурой (Гете, Гейне, Бетховен), с 1897 года он интенсивно занимается Достоевским и Ибсеном, а также современной французской и бельгийской поэзией. По окончании гимназии в 1899 году он становится приверженцем Вл. Соловьева и Ницше. В музыке его любовь принадлежит теперь Григу и Вагнеру. Наряду с философией и музыкой Андрей Белый интересовался естественными науками, что привело его на математический факультет Московского университета, оконченный им в 1903 году, но до 1906 г. он продолжал посещать и филологический факультет.

Около 1903 он знакомится с А. Блоком и К. Бальмонтом, сближается с кружком санкт-петербургских символистов во главе с Д. Мережковским и 3. Гиппиус, до 1909 сотрудничает с журналом «Весы». Многочисленные публикации Белого начинаются с ритмизованной прозы «Симфония» (1902), которая обратила на себя внимание необычностью языка и строя мыслей автора. Первые стихи Андрей Белый собрал в сборник «Золото в лазури» (1904), за которым последовали сборники «Пепел» (1908) и «Урна» (1909), отразившие уже в названиях пережитую автором фазу разочарований. В журнале «Веды» Андрей Белый опубликовал свой первый роман под названием «Серебряный голубь» (1909).

С 1910 года начинается новый, длившийся приблизительно до 1920 период творчества Белого, обусловленный его философскими увлечениями. В 1910-11 гг. он предпринимает путешествие в Италию, Египет, Тунис и Палестину. С 1912 по 1916 он живет по преимуществу в Западной Европе, некоторое время — в Дорнахе у Рудольфа Штейнера, антропософское учение которого сильно повлияло на него. В Германии Андрей Белый подружился с Кристианом Моргенштерном.

Его второй роман «Петербург» (1912) по духу продолжает первый. По возвращении в Россию в 1916 году он опубликовал третий роман, «Котик Летаев» (1917-18), более автобиографический. Он примкнул к литературной группе «Скифы» (с Р. Ивановым-Разумником и А. Блоком).

Октябрьский переворот Андрей Белый воспринял в мистическом ключе, как возможность религиозного и духовного обновления России. Белый преподавал в Студии Пролеткульта. В ноябре 1921 года он уехал в Берлин, где опубликовал много сборников стихов, прозаических и теоретических сочинений. В октябре 1923 г. Андрей Белый вернулся в Россию. Пережитое отразилось в его эссе «Одна из обителей царства теней» (1924). Написанное им позднее по преимуществу автобиографично, его произведения сохраняют традиции символизма и стоят особняком в советской литературе, но качественно все же отличаются от ранних текстов. Только перестройка создала предпосылки для того, чтобы творчество Андрея Белого с конца 80-х гг. стало широко публиковаться на родине.

Белый — один из самых значительных русских символистов, это касается философии, теории творчества, равно как стихов и прозы. Он — один из первопроходцев русского модернизма. Его искусство в большой степени определяется мистическими переживаниями, он настаивает на всестороннем обновлении. Четыре «Симфонии» Белого (1902-08) объединены стремлением в синтезе поэзии и музыки достигнуть обновления синтаксиса и ритмических структур языка, добиться его «освобождения». Первый сборник его стихов — «Золото в лазури» — принадлежит «апокалиптической» фазе русского символизма с его угрожающим образом большого города. Следующие сборники этого автора ближе к русской действительности, хотя в них сохраняется верность магическим представлениям о слове. Занятия Белого оккультизмом отразились в романе «Серебряный голубь«, где он разрабатывает старую культур-философскую проблему положения России между Востоком и Западом на примере человека, воспитанного западной цивилизацией и захваченного оккультными силами Востока. Автора интересуют прежде всего техника изображения, образность языка, музыкальные принципы повтора и ритмического конструирования. Андрей Белый продолжает традицию гоголевского гротеска. Роман «Петербург«, возникающий все в том же кругу проблем (противоположность восточного и западного мировоззрений), однако связанный с антропософией и показывающий конфликт между отцом-сенатором и сыном, подпавшим под влияние террористов, «сосредоточен на отражении сознания, но сознания искаженного в гротесках и расщепленного на самостоятельные сегменты» (Holthusen). Белый нарушает законы поэтического искусства, традиционно устремляющегося к единству формы в макро- и микростурктуре. В поэме «Христос воскресе» (1918) хаос большевистского переворота рассматривается как духовно-мистическое событие всемирно-исторического значения, причем надежды на Россию связываются только с признанием Воскресения Христа. Наибольшей выразительности достигает стилизованная проза Белого в романе «Котик Летаев«. Автор показывает сознание ребенка, в котором время граничит с пространством, реальность с мифом. Это произведение, «предвосхитившее самые смелые формальные эксперименты Джойса …» (Struve). Один из способов философски-антирационалистического углубления изображаемого в соответствии с антропософскими установками — отождествление персонажей с мифологическими образами. Воспоминания, написанные в 1929-33 гг., хотя и блестящие в стилистическом отношении, исторически недостоверны.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века — М.: РИК «Культура», 1996

Композиция

Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек – как нелюбимый ребенок, невозможно.

Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.

История создания

Стихотворение «Русь» было создано в период революции, когда выступления рабочих и крестьян кончились жутким подавлением со стороны властей. Блок горячо сопереживал народу и размышлял о трагической судьбе России, обусловленной исторически.

Бунты и жестокость с обеих сторон баррикад показали поэту, что Россия, несмотря на все свои положительные качества, находится в первобытном и диком состоянии, потому что не может найти своего пути. Это настроение отражено в тексте: мотив дороги и распутицы становится доминирующим в стихотворении.

Блок чувствовал, что для революции страна все еще не созрела, поэтому Русь в его произведении «дремлет».

Средства выразительности

Поэт использует резкие, пронзительные тропы, которые показывают всю глубину его страданий за судьбу Родины. Это:

  • Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
  • Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

Кроме того, им использовано обращение и риторический вопрос, которые завершают произведение, делают его цельным не только с композиционной, но и с художественной точки зрения.

Анализ стихотворений«Близнецы» анализ стихотворения Тургенева по плану кратко – главная мысль, жанр, год

Анализ стихотворений«Снег» анализ стихотворения Анненского по плану кратко – эпитеты, история создания, средства выразительности

Образы Руси от Блока

Впрочем, Русь имеет в глазах Блока много образов, в них переплетены древние традиции, которые иногда прекрасны, но часто не дают сделать уверенного шага вперёд.

Россия, по мнению автора, почует в тайне, никто не знает, что случится, когда она проснётся.

Поэт видит Русь в мутном взоре колдуна, что показывает поклонение древним традициям, и в ночных хороводах, и в утлом жилье, заметённом до крыши вьюгой.

Где буйно заметает вьюга До крыши — утлое жилье.

Анализ стихотворения сразу открывает, что Блок отмечает видимую нищету родной страны, но под лохмотьями хорошо видна душа Руси – она сохранилась, жива, но дремлет. Это главное, ведь рано или поздно сон закончится, а душа позволит двигаться вперёд на базе исконных ценностей.

И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу.

Душа нагая, то есть, открытая. Это хорошо и плохо, ведь такая душа не способна на подлости, но легко открывается другим, чем и пользуются.

В России всегда отдавался приоритет внутреннему, духовному миру, поэтому утлые избы и разбитые дороги не так важны русскому человек, ему главнее внутренний мир.

Он с радостью идёт в непогоду со свечкой к пасхальному богослужению, но не всегда найдёт время починить плетень.

След революции в душе поэта

Особенности ментальности русского человека и не позволили, по мнению автора строк, довести в 1905 году дело революции до конца. Народ пошёл к царю с открытой душой и получил в ответ пули. Недостаток практичности и реализма помешал завершиться революции успешно, опять за свою открытость и доверие русский народ опять заплатил кровью.

Анализируя строки, хорошо видно, что через всё стихотворение Русь слышится тонкая досада от созерцания спящей Руси, которую бутит только внешняя беда, когда на землю приходит враг, но она не может открыть сонные глаза и поправить подушку (свершить революцию) у себя в доме. Досада на фоне любви к Родине, ведь настоящий патриот не может отвернуться от своей страны, даже если она спит.

И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты.

Но даже политая кровью душа России жива и не запятнала своей первозданной чистоты. Александр Блок видит себя одним из кусочков этой души, просто он раньше проснулся и больше увидел, теперь через стихи старается разбудить других и ведает им, что Русь прекрасна, но слишком долго спит, слишком верит колдунам.

Завершая анализ отметим, что размер стихотворения четырёхстопный ямб, строки легко читаются, воспринимаются и запоминаются, передавая сказочный образ спящей Руки, которую необходимо постоянно будить. Блок не рисует Россию идеальной, он передаёт своё видение Родины и верит, что силы добра в ней победят и в лике Руси появятся чёрточки просветления.

Текст стихотворения

Ты и во сне необычайна.Твоей одежды не коснусь.Дремлю — и за дремотой тайна,

  • И в тайне — ты почиешь, Русь.
  • Русь, опоясана рекамиИ дебрями окружена,С болотами и журавлями,
  • И с мутным взором колдуна,
  • Где разноликие народыИз края в край, из дола в долВедут ночные хороводы
  • Под заревом горящих сел.
  • Где ведуны с ворожеямиЧаруют злаки на полях,И ведьмы тешатся с чертями
  • В дорожных снеговых столбах.
  • Где буйно заметает вьюгаДо крыши — утлое жилье,И девушка на злого друга
  • Под снегом точит лезвее.
  • Где все пути и все распутьяЖивой клюкой измождены,И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Читайте также:  Анализ стихотворения Белого Из окна вагона

Поет преданья старины…

  1. Так — я узнал в моей дремотеСтраны родимой нищету,И в лоскутах ее лохмотий
  2. Души скрываю наготу.
  3. Тропу печальную, ночнуюЯ до погоста протоптал,И там, на кладбище ночуя,
  4. Подолгу песни распевал.
  5. И сам не понял, не измерил,Кому я песни посвятил,В какого бога страстно верил,
  6. Какую девушку любил.
  7. Живую душу укачала,Русь, на своих просторах, ты,И вот — она не запятнала
  8. Первоначальной чистоты.
  9. Дремлю — и за дремотой тайна,И в тайне почивает Русь,Она и в снах необычайна.
  10. Ее одежды не коснусь.

24 сентября 1906

Русь читает А Кутепов

Отлично передаёт загадочный образ Руси чтение стихотворения А Кутеповым. Немного монотонный голос чтеца только лучше передаёт дремоту родной страны, но между строк чуется великая сила и стремление к обновлению

«Пленный дух» Андрея Белого

Что известно современному читателю об Андрее Белом? В лучшем случае вспомнят, что где-то когда-то это имя упоминалось. Исключительная ситуация – пришедшие на ум одно-два стихотворения. Поэзию Белого не проходят в школе, его имя лишь между прочим упоминается в разговоре о символизме. Тем не менее при более близком знакомстве с наследием поэта становится ясно, что многое из того, что появилось в постсимволистскую эпоху, было бы невозможно без открытий Белого (даже футурист Маяковский, лихо критиковавший символистов, признавал влияние Белого на свое творчество). Да и вообще помыслить Серебряный век без этой фигуры – невозможно.

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) родился 26 октября 1880 года в Москве. Большое влияние на него оказали родители: отец был известным математиком и увлекался философией, мать – пианистка, с детства знакомившая Белого с миром классической музыки.

В 1895 году состоялось знакомство с еще одним человеком, определившим философские и художественные взгляды Белого и повлиявшим на символизм в целом, – с философом Вл. Соловьевым. Представление о двойственности мира, идея Вечной Женственности, восприятие искусства как единственно возможного способа познания мира – все это поэт открывает для себя именно в общении с Соловьевым.

В 1903 году образуется символистский кружок «Аргонавты», в который, помимо Белого, входили С. Соловьев (племянник Вл. Соловьева и троюродный брат А. Блока), Эллис (Л. Кобылинский) и др. Через год происходят два знаменательных для Белого события: знакомство с А. Блоком и выход первого поэтического сборника «Золото в лазури» (1904).

Судьба Белого – это судьба человека модернизма с его установкой на жизнетворчество и жизнестроительство, на служение искусству. Белый стал воплощением универсальной творческой личности, ярко проявляющей себя и в поэзии, и в прозе. Именно ему, по нашему мнению, русский символизм обязан тем, что стал явлением мировой культуры – благодаря символистской прозе Белого (романы «Серебряный голубь», «Петербург», трилогия «Москва» и т.д.)

Андрей Белый умер 8 января 1934 года от последствий пережитого летом солнечного удара. В некрологе Б. Пильняк, Б. Пастернак и Г. Санников отмечают его «гениальный вклад как в русскую, так и в мировую литературу».

1. «На горах»: свободное стремление к солнцу

На горах

Горы в брачных венцах.
Я в восторге, я молод.
У меня на горах
очистительный холод.

Вот ко мне на утес
притащился горбун седовласый.
Мне в подарок принес
из подземных теплиц ананасы.

Он в малиново-ярком плясал,
прославляя лазурь.
Бородою взметал
вихрь метельно-серебряных бурь.

Голосил
низким басом.
В небеса запустил
ананасом.

И, дугу описав,
озаряя окрестность,
ананас ниспадал, просияв,
в неизвестность,

золотую росу
излучая столбами червонца.
Говорили внизу:
«Это – диск пламезарного солнца».

Низвергались, звеня,
омывали утесы
золотые фонтаны огня –
хрусталя
заалевшего росы.

Я в бокалы вина нацедил
и, подкравшися боком,
горбуна окатил
светопенным потоком.
(1903 год)

Стихотворение «На горах» входит в первый сборник Белого «Золото в лазури» (1904). Позднее поэт довольно резко отзывался о стихах этого сборника: «Если бы я мог собрать иные из моих книг стихов, я бы их сжег… Особенно беспокоило меня “Золото в лазури” нищенской формой стихов… нечеткость ритмов, безвкусие образов, натянутость рифм». Именно поэтому, подготавливая в 1930-х сборник своих лучших стихотворений, Белый переделывал многие произведения. Как бы то ни было, первая книга поэта оказала огромное влияние на до- и послереволюционную поэзию.

«На горах» – яркий пример того, как Белый начал разрабатывать в своей лирике форму свободного стиха. Первое, что замечаешь при чтении этого стихотворения, – меняющийся ритм. Крайне чуткий к мелодике стиха, Белый даже в пределах одной строфы мог экспериментировать с ритмом: «Бородою взметал / вихрь метельно-серебряных бурь». Обращает на себя внимание интонационное и графическое выделение слов или фраз: «Голосил / низким басом, / В небеса запустил / ананасом». Впоследствии этот прием будет активно использовать В. Маяковский – в своей знаменитой «лесенке».

Кстати о Маяковском: «Ведь вот лучше Белого я все-таки не могу написать. Он про свое весело – в небеса запустил ананасом» (из «Автобиографии», 1922). Действительно, образ эстетствующего символиста, с которым обыкновенно ассоциируется фигура Белого, расходится с образом лирического героя стихотворения. Он ироничен и дерзок и не церемонится с ананасом – символом солнца, а позволяет горбуну запускать его в небеса. «Я в восторге и молод» – таков лирический герой Белого времен «Золота в лазури».

В этом стихотворении встречается всё заявленное в названии сборника – и золото, и лазурь («прославляя лазурь», «золотая роса», «золотые фонтаны огня»). Кажущиеся, на первый взгляд, импрессионистическими, образы не лишены символического, а иногда и мистического налета. Сюжет об аргонавтах и образы, с ним связанные, постоянно напоминают об устремленности героя Белого к солнцу – к иной действительности: «Говорили внизу / “Это – диск пламезарного солнца…”». В конце концов, что такое символ? – «знак иного мира в этом мире».

2. «Веселье на Руси»: в своем пиру похмелье

Как несли за флягой флягу –
Пили огненную влагу.

Д’накачался –
Я.
Д’наплясался –
Я.

Дьякон, писарь, поп, дьячок
Повалили на лужок.

Эх –
Людям грех!
Эх – курам смех!

Трепаком-паком размашисто пошли: –
Трепаком, душа, – ходи-валяй-вали:

Трепака да на лугах,
Да на межах, да во лесах –

По дороге ноги-ноженьки туды-сюды пошли,
Да по дороженьке вали-вали-вали —

Что там думать, что там ждать:
Дунуть, плюнуть – наплевать:
Наплевать да растоптать:
Веселиться, пить да жрать.

Гомилетика, каноника –
Раздувай-дувай-дувай, моя гармоника!

Дьякон пляшет –
– Дьякон, дьякон –
Рясой машет –
– Дьякон, дьякон –

Что такое, дьякон, смерть?

– «Что такое? То и это:
Носом – в лужу, пяткой – в твердь».
…………………………………………..
Раскидалась в ветре, – пляшет –
Полевая жердь: –

Веткой хлюпающей машет
Прямо в твердь.

Бирюзовою волною
Нежит твердь.

Над страной моей родною
Встала Смерть.
(1906 год)

От золотого и лазурного первого сборника мы переходим к сборнику «Пепел» (1909). И его название, и посвящение Н.А. Некрасову наталкивают на мысль о том, что он окрашен совсем иными цветами… Причиной тому – революция 1905 года, которая вынудила Белого вернуться с символистских небес на бренную землю. В предисловии к сборнику поэт постулирует следующее: «Жемчужная заря не выше кабака, потому что и то и другое в художественном изображении – символы некоей реальности И потому-то действительность всегда выше искусства; и потому-то художник – прежде всего человек».

«Веселье на Руси» помещено в первый раздел сборника – «Россия», который, по сути, представляет собой панораму жизни страны в этот нелегкий период перемен – наступающих и наступивших. В этом стихотворении мистические и символистские искания до времени оставлены Белым; внимание поэта сконцентрировано на трагедии страны и народа.

Белый активно задействует фольклорные мотивы, привлекает образы героев из поэзии Некрасова (дьякон, поп и т.д.) Обращение к традиции народной песни порождает ломаный, «рваный» ритм, благодаря чему стих становится еще более свободным. Создается атмосфера дикой пляски, а судя по последним строкам – и вовсе danse macabre: «Над страной моей родною / Встала Смерть». Через 12 лет (магия цифр) подобная ритмика появится в другом страшном произведении – в поэме А. Блока «Двенадцать».

По мысли Ц. Вольпе, в «Веселье на Руси» поэт вновь проявляет себя как новатор: «Белый впервые применил прием фонетической записи интонации, впоследствии широко применявшийся футуристами (особенно Маяковским)». Стоит отметить, что эти эксперименты продолжил и конструктивист А. Чичерин, для которого фонетическая составляющая «конструкции» была основополагающей.

3. «Ночь и утро»: урна для пепла

Ночь и утро

Мгновеньями текут века.
Мгновеньями утонут в Лете.
И вызвездилась в ночь тоска
Мятущихся тысячелетий.

Глухобезмолвная земля,
Мне непокорная доныне, –
Отныне принимаю я
Благовестительство пустыни!

Тоскою сжатые уста
Взорвите, словеса святые,
Ты – утренняя красота,
Вы – горние краи златые!

Вот там заискрились, восстав, –
Там, над дубровою поющей –
Алмазами летящих глав
В твердь убегающие кущи.
(1908 год)

Белый уходит от бытописательства и смелых экспериментов и создает «Урну» (1909) – сборник, противоположный «Пеплу» и по тематике, и по работе с формой. В «Урне» поэт обращается к философии, «к классическому стиху пушкинской эпохи» (большинство стихотворений этого сборника написано ямбом, возможности которого Белый исследует не только на практике, но и в своих теоретических работах). В предисловии отражена авторская концепция книги: «В “Урне” я собрал стихотворения, объединенные общностью настроений; лейтмотив книги – раздумье о бренности человеческого естества с его настроениями и порывами, и думаю, что не случайно все стихотворения этого цикла вылились в ямбах, этой наиболее удобной и разнообразной в ритмическом отношении форме».

«Ночь и утро» включено в раздел «Думы». Оно, в отличие от многих других стихотворений сборника, не отягощено сухими философскими терминами (над использованием которых Белый, кстати, часто иронизирует, осознавая, что они все-таки не дают ключа к пониманию этого мира). В нем герой собирает «последний пепел: пепел хотя и возвышенного до символизма разочарования в жизни, но всё еще разочарования». Желание очиститься от этого пепла, стремление выйти из «ночи» порождает надежду на достижение настоящего, истинного (идеализм, свойственный Белому) – утра: «Тоскою сжатые уста / Взорвите, словеса святые, / Ты – утренняя красота, / Вы – горние краи златые!». Осмысливая прошлое в философском ключе, поэт хочет расстаться с ним, надеясь, что оно «утонет в Лете».

4. «Голос прошлого»: возвращение Вечной Женственности

Голос прошлого

В веках я спал. Но я ждал, о Невеста, –

Мы рыцари дальних стран: я – рог,

Гудящий из тьмы.

На крутые груди коней кидается

Плащ – семицветием звезд слетает

В туман: с плеча.

Его в пустые края вознесла

Верю, – блеснешь из тьмы, рыцарь

Слетает из бледных дней призыв

В туман окрестных мест дымись,

Твоя стальная рука несет

Поиски нового идеала приводят Белого к созданию сборника «Королевна и рыцари» (1919). Импульсом для его создания можно считать встречу поэта со своей первой женой, художницей Асей Тургеневой.

В «Голосе прошлого» явно видны черты, характерные для поэтики символизма: обращение к Средневековью, мотив служения Прекрасной Даме, идея Вечной Женственности. Возлюбленная у символистов почти никогда не имеет ничего общего с «земной» женщиной, это всегда – идея, путь «за грань». Именно с этой ситуацией мы сталкиваемся в стихотворении: «Невеста» – недосягаемый образ, своеобразный «повод» для того, чтобы рыцарь мог начать поиски неведомого: «В веках я спал… Но я ждал, о Невеста, – / Север моя! // Я встал / Из подземных / Зал…».

Лирический герой вновь ищет подлинное бытие не «на земле», не в реальности, а где-то за ее пределами. Отсюда – трепетное ожидание рыцаря с востока: «Верю, – блеснешь из тьмы, рыцарь / Далеких стран: // Слышу / Топот / Коней…».

В «Голосе прошлого» Белый экспериментирует с графикой стиха: если позволить себе пофантазировать, то в первой части расположение строф напоминает меч, опущенный вниз, а во второй, наоборот, – меч, который поднят. Однако главной причиной подобной строфической организации текста является попытка поэта реализовать «ритмический жест» – подъемы и спады интонации (измеряемые, как правило, строфами), которые помогают передать не буквальный, а скрытый, символический смысл слов. Такая творческая установка связана с религиозно-мистическими и антропософскими воззрениями Белого; по мнению А.В. Лаврова, «биение вселенского ритма сказывается в ритмических пульсациях поэтического текста, и Белый считает необходимым уловить и воплотить эту динамику наиболее наглядным образом, в нестандартном графическом воспроизведении стихотворных строк».

5. «Асе»: небесное в земном

Уже бледней в настенных тенях
Свечей стекающих игра.
Ты, цепенея на коленях,
В неизреченном – до утра.

Теплом из сердца вырастая,
Тобой, как солнцем облечен,
Тобою солнечно блистая
В Тебе, перед Тобою – Он.

Ты – отдана небесным негам
Иной, безвременной весны:
Лазурью, пурпуром и снегом
Твои черты осветлены.

Ты вся как ландыш, легкий, чистый,
Улыбки милой луч разлит.
Смех бархатистый, смех лучистый
И – воздух розовый ланит.

О, да! никто не понимает,
Что выражает твой наряд,
Что будит, тайно открывает
Твой брошенный, блаженный взгляд.

Любви неизреченной знанье
Во влажных, ласковых глазах;
Весны безвременной сиянье
В алмазно-зреющих слезах.

Лазурным утром в снеге талом
Живой алмазник засветлей;
Но для тебя в алмазе малом
Блистает алым солнцем – Он.
(1916 год)

Стихотворение включено в сборник «Звезда. Новые стихи» (1919, 1922), в который вошли стихотворения 1914 – 1918 годов. В книге просматривается влияние антропософии – философского учения о духовной природе человека и мира, основанного Р. Штейнером (с ним Белый познакомился в 1912 году).

Послание «Асе» хорошо тем, что чуждо сухим антропософским нагромождениям, которые встречаются в некоторых стихотворениях «Звезды». Тем не менее отношения лирического героя с возлюбленной интерпретируются не без оглядки на антропософию: это не столько история любви героев, сколько духовное, вселенское единение. Героиня предстает в образе Жены, которая «облекает» героя в солнце (вновь солнечный свет из «Золота в лазури»). Местоимения («Ты», «Он») даны с заглавной буквы, что также позволяет нам говорить о персонажах как о неких сверхсуществах.

В то же время стихотворение проникнуто чистой исповедальностью. Чувства героя раскрываются через ряд, казалось бы, простых, но очень органичных и нежных описаний возлюбленной: «Ты вся как ландыш, легкий, чистый, / Улыбки милой луч разлит. / Смех бархатистый, смех лучистый / И – воздух розовый ланит». По наблюдениям Т.Ю. Хмельницкой, в стихотворениях, похожих на данное послание, звучит «интонация Пушкина», и Белый «прорывается к подлинной поэзии».

Читайте также:  Привычное дело - краткое содержание рассказов Белова

6. «Бессонница»: одинокий герой на распутье

Бессонница

Мы – безотчетные: безличною
Судьбой
Плодим
Великие вопросы;
И – безотличные – привычною
Гурьбой
Прозрачно
Носимся, как дым
От папиросы.
Невзрачно
Сложимся под пологом окна,
Над Майей месячной, над брошенною брызнью, –
Всего на миг один –
– (А ночь длинна –
Длинна!) –
Всего на миг один:
Сияющею жизнью.
Тень, тихий чернодум, выходит
Из угла,
Забродит
Мороком ответов;
Заводит –
Шорохи…
Мутительная мгла
Являет ворохи
Разбросанных предметов.

Из ниши смотрит шкаф: и там немой арап.
Тишайше строится насмешливою рожей…
Но время бросило свой безразличный крап.
Во всех различиях – все то же, то же, то же.
И вот – стоят они, и вот – глядят они,
Как дозирающие очи,
Мои,
Сомнением
Испорченные
Дни,
Мои
Томлением
Искорченные
Ночи…
(1921 год)

В 1921 году происходит окончательный разрыв между Белым и Асей Тургеневой. На это же время приходится и кризис антропософских убеждений Белого, и некое разочарование в ранее чтимом Р. Штейнере. Переживания и размышления Белого, связанные с этими событиями, нашли отражение в сборнике «После разлуки» (1922). «Бессонница» – одно из ярких стихотворений этой книги, в котором герой остается один на один с тоской и безысходностью и как будто исповедуется перед читателем.

Первые строки представляют нам героя, находящегося на некоем распутье. Похожая ситуация уже встречалась в стихотворениях «Урны», однако в том сборнике чувствовалась надежда на обретение ориентира; в «Бессоннице» же эта надежда как будто потеряна. Вновь – так много вопросов и так мало ответов: «Мы – безотчетные: безличною / Судьбой / Плодим / Великие вопросы». Не зря в тексте есть упоминание о «Майя» – «энергии, одновременно скрывающей истинную природу мира и помогающей этому миру проявиться во всем своем многообразии» (сохраняется религиозно-мистическая устремленность Белого). Эта сокрытость и порождает потерянность героя. Пессимистические настроения усугубляются и цветовой палитрой: здесь уже ни лазури, ни золота, только постоянно подчеркиваемая чернота («ночь», «чернодум», «мгла», «арап»).

В последнем прижизненно изданном сборнике Белый не оставляет экспериментов в области ритмики и строфики. Мелодика очень важна для поэта, и он подчеркивает ее графическим оформлением стиха (неоднородность строф, интонационно-ритмические выделения слов в отдельные строки). Слово теперь не только носитель семантики – оно, с точки зрения «перекодируется в звукоритмическую единицу».

Можно заметить некую перекличку между «Бессонницей» и поэмой С. Есенина «Черный человек» (1923): обнажается некая темная, инфернальная сторона героя, вынуждающая его встретиться со своими страхами и тайными переживаниями. И эта «сторона» персонифицирована:

Из ниши смотрит шкаф: и там немой арап.
Тишайше строится насмешливою рожей… (А. Белый)

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх (С. Есенин)

Творческая работа (исследование) по литературе. Тема: «Путешествие за «золотым руном А. Белого».
материал (11 класс) на тему

В 1922 году в письме к Б. А. Пильняку, которого тогдашняя критика считала последователем и подражателем Андрея Белого, он пишет: «. Белый, человек очень тонкий, рафинированной культуры, это писатель на исключительную тему, существо его — философствующее чувство, Белому нельзя подражать, не принимая его целиком, со всеми его атрибутами как некий своеобразный мир,– как планету, на которой свой — своеобразный — растительный, животный и духовный миры».

Скачать:

ВложениеРазмер
belyy.docx983.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение

Творческая работа (исследование) по литературе.

«золотым руном А. Белого».

  1. Прокофьева Олеся
  2. Сенченкова Настя
  3. Бородкина Кристина

Руководитель: О.В. Шкунова.

  1. Анализ стихотворений: «Посвящение», «Друзьям», «Из окна вагона».
  1. Творчество Белого в критике.

Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934) — русский писатель, поэт, прозаик, критик, мемуарист. Один из ведущих деятелей символизма.

Андрюша Белый родился в семье видного ученого-математика и философа-лейбницианца Николая Васильевича Бугаева, декана физико-математического факультета Московского университета. Мать, Александра Дмитриевна, урожденная Егорова, — одна из первых московских красавиц. Вырос Андрей в высококультурной атмосфере «профессорской» Москвы. Сложные отношения между родителями оказали тяжелое воздействие на формирующуюся психику ребенка, предопределив в дальнейшем ряд странностей и конфликтов Белого с окружающими.

Андрей Белый окончил в 1899 лучшую в Москве частную гимназию Л. И. Поливанова, в 1903 — естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1904 поступил на историко-филологический факультет, однако в 1905 прекратил посещать занятия, а в 1906 подал прошение об отчислении в связи с поездкой за границу.

В 1901-03 Андрей Белый входит в среду сначала московских символистов, группирующихся вокруг издательств «Скорпион» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ю. К. Балтрушайтис), «Гриф» (С. Кречетов и его жена Н. И. Петровская, героиня любовного треугольника между ней, Белым и Брюсовым, отразившегося в романе последнего «Огненный ангел»), затем знакомится с организаторами петербургских религиозно-философских собраний и издателями журнала «Новый путь» Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус.

С января 1903 начинает переписку с А. А. Блоком (личное знакомство с 1904), с которым его связали годы драматической «дружбы-вражды». Осенью 1903 становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка «аргонавтов» (Эллис, С. М. Соловьев, А. С. Петровский, М. И. Сизов, В. В. Владимиров, А. П. Печковский, Э. К. Метнер и др.), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества («теургии»), равенства «текстов жизни» и «текстов искусства», любви-мистерии как пути к эсхатологическому преображению мира. «Аргонавтические» мотивы развивались в статьях Белого этого периода, напечатанных в «Мире искусства», «Новом пути», «Весах», «Золотом руне», а также в сборнике стихов «Золото в лазури» (1904). Крушение «аргонавтического» мифа в сознании Белого (1904-06) произошло под влиянием ряда факторов: смещения философских ориентиров от эсхатологии Ницше и Соловьева к неокантианству и проблемам гносеологического обоснования символизма, трагических перипетий неразделенной любви Белого к Л. Д. Блок (отразившихся в сборнике «Урна», 1909), раскола и ожесточенной журнальной полемики в символистском лагере.

События революции 1905-07 были восприняты Андреем Белым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзию активно проникают социальные мотивы, «некрасовские» ритмы и интонации (сборник стихов «Пепел», 1909).

1909-10 — начало перелома в мироощущении Белого, поисков новых позитивных «путей жизни». Подводя итоги прежней творческой деятельности, Андрей собирает и издает три тома критических и теоретических статей («Символизм», 1910; «Луг зеленый», 1910; «Арабески», 1911). Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1910). Началом возрождения («второй зари») стало сближение и гражданский брак с художницей А. А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-12, Сицилия — Тунис — Египет — Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок» (1911-22). Вместе с ней Белый переживает и новый период восторженного ученичества у создателя антропософии Рудольфа Штейнера (с 1912). Высшее творческое достижение этого периода — роман «Петербург» (1913; сокращенная редакция — 1922), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с подведением итогов пути России между Западом и Востоком, и оказавший огромное влияние на крупнейших романистов 20 в. (Марсель Пруст, Дж. Джойс и др.).

В 1914-16 Андрей Белый живет в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма «Гетеанум». В августе 1916 возвращается в Россию. В 1914-15 пишет роман «Котик Летаев» — первый в задуманной серии автобиографических романов (продолжен романом «Крещеный китаец», 1927). Начало Первой мировой войны воспринял как общечеловеческое бедствие, русскую революцию 1917 — как возможный выход из глобальной катастрофы. Культурфилософские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистическом цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III.

Кризис культуры», 1918), очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922).

В 1921-23 Андрей Белый живет в Берлине, где переживает мучительное расставание с Р. Штейнером, разрыв с А. А. Тургеневой, и оказывается на грани душевного срыва, хотя и продолжает активную литературную деятельность. По возвращении на родину предпринимает множество безнадежных попыток найти

живой контакт с советской культурой, создает романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом», оба 1926), роман «Маски» (1932), выступает как мемуарист — «Воспоминания о Блоке» (1922-23); трилогия «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), пишет теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934). Однако «отвержение» Белого советской культурой, длившееся при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия.

Андрей Белый
«Русь»

Поля моей скудной земли
Вон там преисполнены скорби.
Холмами пространства вдали
Изгорби, равнина, изгорби!

Косматый, далекий дымок.
Косматые в далях деревни.
Туманов косматый поток.
Просторы голодных губерний.

Просторов простертая рать:
В пространствах таятся пространства.
Россия, куда мне бежать
От голода, мора и пьянства?

От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы.
Покойников ждали и ждут
Пологие скорбные склоны.

Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни,
В поля моей скудной земли,
В просторы голодных губерний.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк)
Размер: трёхстопный амфибрахий
Стопа: трёхсложная с ударением на 2-м слоге ( )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: земли-скорби-вдали-изгорби.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: дымок-деревни-поток-губерний.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: рать-пространства-бежать-пьянства.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: тут-миллионы-ждут-склоны.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: вдали-деревни-земли-губерний.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Анализ стихотворения Андрея Белого «Родине»

Разные поэты с восторгом встретили начало XX века. Их охватывал особый патриотизм, и он находил выражение в творчестве. Не стал исключением и Андрей Белый. Анализ стихотворения «Родина» позволяет увидеть нестандартную позицию. Автор не поет хвалебных од России, наоборот, жестоко описывает происходящее в стране. Этот текст посвящен непростым событиям.

  1. История создания и тема произведения
  2. Краткое содержание стихотворения
  3. Композиция и художественные приемы

История создания и тема произведения

Стих был написан в 1917 году. В начале XX века в Турции произошла революция. Люди свергли власть султана и восстановили Конституцию. По всему миру население начало испытывать чувство патриотизма, люди были готовы сражаться на баррикадах. В России тоже чувствовалось напряжение. В 1905 году прошла Первая русская революция.

Андрей Белый не мог не переживать о судьбе Родины. Он любил ее и поэтому сильно волновался за ее будущее. Он буквально выстрадал свое произведение. В тексте можно найти раздумья автора и пророческие нотки. Революция 1917 года была по-разному воспринята народом. Кто-то считал ее спасением, другие — проклятьем.

Это не единственная работа поэта, которая была посвящена Родине. Он писал о ней в работе «Те же росы, откосы, туманы» и в других стихотворениях. Даже в поездках по другим странам Белый скучал по России.

В стихотворение «Родина» чувствуется отчаяние автора. Революция принесла хаос и разрушения, но в то же время автор воспринимает ее как очистительный огонь, поэтому в тексте есть обращение к Иисусу Христу, который считается мессией. Белому удалось соединить две разные темы — религиозную и гражданскую.

В тексте скрыто множество отсылок. Например, «кольца Сатурна» относятся к особому философскому течению, которое рассматривало зарождение мир с космической точки зрения.

Краткое содержание стихотворения

Стихотворение начинается с описания того, что страна обуревается огненной бурей. Лирический герой призывает сжигать себя и не жалеть сил. Разруха царит по всей территории России, но даже в самые ее глухие углы доходят крылорукие духи, и они же приносят особые сияющие сны.

Лирический герой призывает людей не плакать. Он предлагает им склонить колени и обратиться к огненному зареву. Именно там будут сливаться серафические пения и поток космических дней. Огонь выжжет все до состояния пустыни. Только слезы отчаяния будут наполнять моря. В это время сойдет Христос и всех спасет.

И в это время в небе будут видны кольца Сатурна и Млечный путь. Только Земля будет выглядеть как огненный шар. Но этот хаос важен и необходим.

Через очистительное пламя зародится новая Россия, и ее спасет мессия.

Композиция и художественные приемы

Стихотворение написано в жанре гражданской лирики. Поэт размышляет о дальнейшей судьбе России и о том, что ее ждет. В тексте также можно найти философские элементы. Автор отсылал к антропософии — учению, которое имело мистически-религиозное направление. Поэтому в тексте есть упоминание о космических объектах. Эти научные знания приводят к пониманию устройства вселенной. Все родилось из хаоса, и поэтому происходящие перемены нужно воспринимать как необходимость.

В стихотворении есть посвящение непосредственно стране. Автор обращается к ней, его любовь настолько сильна, что он готов сгореть вместе с Россией. Если обратиться к истории, то еще Древняя Русь неоднократно горела, и это позволяло переходить к новым этапам. Возможно, Белый тоже видел в этом некий мистический знак.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  • призыв лирического героя;
  • обращение к людям;
  • спасение.

В тексте можно найти обращения и восклицания. Они позволяют передать напряженную атмосферу стихотворения. Поэт мастерски наполняет работу образами, которые символизируют разные события.

При написании стихотворения Белый использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты: поэт описывает огонь «громовым», разрухи — «роковыми», глубины — «глухими»;
  • метафоры: автор рассказывает, как страна сжигает все подряд, гром оказывается серафическим пением, а пустыни становятся пристанищем слез;
  • аллитерация: повторение звуков [р], [д], [г] позволяет передать грохот стихии.

Белый сравнивает природные явления с революцией. Военные столкновения напоминают ураганы, а взрывы — раскаты грома. Стихию невозможно контролировать и поэтому остается только пережидать. Только потом можно приступать к восстановлению.

Андрей Белый написал немало известных стихотворений: «Матери», «Солнце», «Вспомни» и другие. В произведении «Родине» он отразил свое отношение к революции 1917 года и последующим событиям.

В тексте поэт показал свои переживания и наполнил стихотворение образами и символами. Это делает работу необычной и красивой.

Краткое содержание Привычное дело Белова для читательского дневника

Повесть известного писателя начинается с того, что деревенский мужик Иван Дрынов едет на телеге в состоянии алкогольного опьянения и везет в свое село товар для магазина. Накануне, наш герой сильно напился со своим односельчанином Мишкой, и в пути они останавливаются у дальней родственницы Ивана. Дрынов хотел познакомить приятеля с Нюшей с целью поженить их. Однако, женщина, прогнала мужиков ночевать в баню.

В это время у Ивана Африкановича супруга родила мальчика, которого назвали в честь отца семейства. Женщина, обессиленная после родов, несмотря на предупреждения врача, сразу же пошла трудиться. Ведь Дашка, телятница, не хочет присматривать за скотом. И вспомнилось Екатерине, что когда-то ее муж вступал в любовную связь с этой бабой. И она простила ему этот грех. Обрадовавшись, Иван приобрел гармонь для того, чтобы радовать своей игрой жену. И вот женщина, измучившись от тяжкой работы, сильно заболевает, и ее отправляют в больницу.

Дрынов же, чтобы хоть как-то прокормить огромную семью, во время сенокоса, ездит в поле по ночам и косит траву. Ему помогает его сын Гриша. Однажды в силу детской наивности мальчик делится с участковым о том, что он помогает отцу. Ивана Африканович мирно улаживает с ним все дела, и продолжает заготавливать сено только уже на соседских участках, заранее договорившись с местным председателем.

Вскоре к ним в гости издалека прибывает брат жены Дрынова. Беспутный молодой человек с первых же дней совершал опрометчивые поступки в селе. Вначале он напоил половину мужиков, затем со всеми начальниками разругался. Он, послушав Митьку, женится на Дашке. Женщина неожиданно видит в кабине его трактора картину Рубенса, где была изображена нагая дева, очень схожая с Нюшкой и выкидывает ее. В итоге между ними вспыхивает ссора, в ходе которой Мишка сбрасывает трактор в речку, где обнаруживается незаконно скошенное сено. Начинается расследование, в ходе которого пострадал Иван Африканович. У него забирают все излишки корма для скота, а Мишка и Митька несут административное наказание. Дрынову после случившегося становится стыдно, и по совету Митьки уезжает работать в Заполярье. Ему не хочется покидать Катерину, но другого выхода он не видит. Супруга в его отсутствии косит траву одна, и надрывается. Так и умерла женщина, оставив сиротами девять ребятишек. А Иван Дрынов так и не доехал до нового места работы, так как при проверке оказалось, что билеты остались в кармане у Митьки, и поэтому его высадили с поезда. Возвращаясь, домой, он рассказывает свою историю одному пареньку. Тот же в свою очередь говорит, что в его деревне умерла женщина, оставив сиротами ораву детишек. Поняв, что речь идет о его жене, Дрынов от горя грызет землю.

После похорон у него на воспитании остаются четверо детей. Других детей забрали дальние родственники, и двоих отправили в интернат. Помогла ему по хозяйству его теща, да и все равно ей было тяжело за всем присматривать, так как она была уже в возрасте. Время от времени захаживала его сестра, которая присматривала за детьми. А Ивану Африкановичу совсем жизнь без Катерины была не мила. Он часто выпивает, и в один из дней, придя на могилу своей супруги, умирает.

Повесть учит нас любить родных и близких, работать так, чтобы труд приносил только удовольствие и радость.

Читать краткое содержание Привычное дело. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Белов. Краткие содержания произведений

  • Верный и Малька
  • Лад
  • Малька провинилась
  • Привычное дело
  • Скворцы

Картинка или рисунок Привычное дело

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В центре повествования деревня с ее обычным укладом. Данные поселения мало отличаются друг от друга. В этой преобладают открытые просторы, чем наличие деревьев. На горизонте появляется мужичонка на телеге

На площади небольшого городка продавщица орет вслед за женщиной с кошкой. Эта женщина была домохозяйкой и пошла в другую лавку, чтобы купить продукты. В соседнее кафе зашли Беранже и Жан и сели за один столик

Машенька Павлецкая, девушка из бедной интеллигентной семьи, живет в семье Кушкиных, где работает гувернанткой. Вернувшись с прогулки, она замечает переполох в доме.

Йозеф К, которому исполнилось тридцать лет, внезапно оказывается под арестом. Незнакомые люди говорят ему, что расследование по делу началось. Он задает множество вопросов, как и за что попал в такую среду, на что получает только смех и молчание.

Накануне рождества Фриц и Мари целый день сидят в спальне. Им запретили входить в гостиную, так как там наряжали ёлку и укладывали подарки. Мальчик говорит сестре, что заходил крестный с большой коробкой.

Привычное дело, в сокращении. Краткое содержание.

Едет на дровнях мужик Иван Африканович Дрынов. Напился с трактористом Мишкой Петровым и теперь с мерином Пармёном беседует. Везет из сельпо товар для магазина, а заехал спьяну не в ту деревню, значит, домой только — к утру. Дело привычное. А ночью по дороге нагоняет Ивана Африкановича все тот же Мишка. Еще выпили. И тут решает Иван Африканович сосватать Мишке свою троюродную сестру, сорокалетнюю Нюшку-зоотехницу. Она, правда, с бельмом, зато если с левого боку глядеть, так и не видно. Нюшка прогоняет друзей ухватом, и ночевать им приходится в бане.

И как раз в это время у жены Ивана Африкановича Катерины родится девятый, Иван. А Катерина, хоть и запретила ей фельдшерица строго-настрого, после родов — сразу на работу, тяжело больная. И вспоминает Катерина, как в Петров день наблудил Иван с бойкой бабенкой из их села Дашкой Путанкой и потом, когда Катерина простила его, на радостях обменял доставшуюся от деда Библию на «гармонью» — жену веселить. А сейчас Дашка не хочет ухаживать за телятами, так Катерине приходится работать и за нее (а иначе семью и не прокормишь). Измученная работой и болезнью, Катерина внезапно падает в обморок. Ее увозят в больницу. Гипертония, удар. И только больше чем через две недели она возвращается домой.

А Иван Африканович тоже вспоминает про гармонь: не успел он научиться даже и на басах играть, как ее отобрали за недоимки.

Приходит время сенокоса. Иван Африканович в лесу, тайком, за семь верст от деревни косит по ночам. Если трех стогов не накосишь, корову кормить нечем: десяти процентов накошенного в колхозе сена хватает самое большее на месяц. В одну из ночей Иван Африканович берет с собой малолетнего сына Гришку, а тот потом по глупости рассказывает районному уполномоченному, что ходил с отцом ночью в лес косить. Ивану Африкановичу грозят судом: ведь он депутат сельсовета, а потом тот же уполномоченный требует «подсказать», кто еще в лесу по ночам косит, написать список. За это он обещает «не обобществлять» личные стога Дрынова. Иван Африканович договаривается с соседским председателем и вместе с Катериной ходит в лес на чужую территорию косить по ночам.

В это время в их деревню приезжает из Мурманска без копейки денег Митька Поляков, брат Катерины. Недели не прошло, как он напоил всю деревню, начальство облаял, Мишке сосватал Дашку Путанку, да и корову сеном обеспечил. И все будто походя. Дашка Путанка поит Мишку приворотным зельем, и его потом долго рвет, а через день по Митькиному наущению они едут в сельсовет и расписываются. Вскоре Дашка срывает с Мишкиного трактора репродукцию картины Рубенса «Союз земли и воды» (там изображена голая баба, по общему мнению, вылитая Нюшка) и сжигает «картинку» в печи из ревности. Мишка в ответ чуть не сбрасывает трактором Дашку, моющуюся в бане, вместе с баней прямо в речку. В результате — трактор поврежден, а на чердаке бани обнаружено незаконно скошенное сено. Сено заодно начинают искать у всех в деревне, доходит очередь и до Ивана Африкановича. Дело привычное.

Митьку вызывают в милицию, в район (за соучастие в порче трактора и за сено), но по ошибке пятнадцать суток дают не ему, а другому Полякову, тоже из Сосновки (там полдеревни Поляковы). Мишка же свои пятнадцать суток отбывает прямо в своей деревне, без отрыва от производства, по вечерам напиваясь с приставленным к нему сержантом.

После того как у Ивана Африкановича отбирают все накошенное тайком сено, Митька убеждает его бросить деревню и уехать в Заполярье на заработки. Не хочет Дрынов покидать родные места, да ведь если Митьку послушать, то другого выхода-то и нет. И Иван Африканович решается. Председатель не хочет давать ему справку, по которой можно получить паспорт, но Дрынов в отчаянии угрожает ему кочергой, и председатель вдруг сникает: «Хоть все разбегитесь. »

Теперь Иван Африканович — вольный казак. Он прощается с Катериной и вдруг весь сжимается от боли, жалости и любви к ней. И, ничего не говоря, отталкивает ее, словно с берега в омут.

А Катерине после его отъезда приходится косить одной. Там-то, во время косьбы, и настигает ее второй удар. Еле живую, ее привозят домой. И в больницу в таком состоянии нельзя — умрет, не довезут.

А Иван Африканович возвращается в родную деревню. Наездился. И рассказывает он чуть знакомому парню из дальней заозерной деревни, как поехали было с Митькой, да он лук продавал и вовремя в поезд вскочить не успел, а билеты-то все у него и остались. Высадили Ивана Африкановича и потребовали, чтобы он в течение трех часов уехал назад, в деревню, а штраф, мол, в колхоз пришлют, да только как ехать, если не на что, — не сказали. И вдруг — поезд подошел и с него слез Митька. Так тут Иван Африканович и взмолился: «Не надо мне ничего, отпусти ты меня только домой». Продали они лук, купили обратный билет, и поехал, наконец, Дрынов домой.

А парень в ответ на рассказ сообщает новость: в деревне Ивана Африкановича баба померла, ребятишек много осталось. Парень уходит, а Дрынов вдруг падает на дорогу, зажимает руками голову и перекатывается в придорожную канаву. Бухает кулаком в луговину, грызет землю.

Рогуля, корова Ивана Африкановича, вспоминает свою жизнь, будто удивляясь ей, косматому солнцу, теплу. Она всегда была равнодушна к себе, и очень редко нарушалась ее вневременная необъятная созерцательность. Приходит мать Катерины Евстолья, плачет над своей ведерницей и велит всем детям обнять Рогулю, проститься. Дрынов просит Мишку зарезать корову, сам не может. Мясо обещают принять в столовую. Иван Африканович перебирает Рогулины потроха, и на его окровавленные пальцы капают слезы.

Детей Ивана Африкановича, Митьку и Ваську, отдают в приют, Антошку — в училище. Митька пишет, чтобы посылали Катюшку нему в Мурманск, только больно мала-то. Остаются Гришка с Марусей да два младенца. И то трудно: Евстолья стара, руки стали худые. Она вспоминает, как Катерина перед смертью, уже без памяти, звала мужа: «Иван, ветрено, ой, Иван, ветрено как!»

После смерти жены Иван Африканович не хочет жить. Ходит обросший, страшный да курит горький сельповский табак. А Нюшка берет на себя заботу о его детях.

Иван Африканович идет в лес (ищет осину для новой лодки) и вдруг видит на ветке платок Катерины. Глотая слезы, вдыхает горький, родимый запах ее волос. Надо идти. Идти. Постепенно он понимает, что заблудился. А без хлеба в лесу каюк. Он много думает о смерти, все больше слабеет и лишь на третий день, когда уже на карачках ползет, вдруг слышит тракторный гул. А спасший своего друга Мишка поначалу думает, что Иван Африканович пьян, да так ничего и не понимает. Дело привычное.

. Через два дня, на сороковой день после Катерининой смерти, Иван Африканович, сидя на могиле жены, рассказывает ей о детях, говорит, что худо ему без нее, что будет ходить к ней. И просит ждать. «Милая, светлая моя. вон рябины тебе принес. »

Он весь дрожит. Горе пластает его на похолодевшей, не обросшей травой земле. И никто этого не видит.

Все русские произведения в сокращении по алфавиту:

Писатели, по которым есть произведения в сокращении:

Ссылка на основную публикацию