Анализ стихотворения Белого Из окна вагона

Творческая работа (исследование) по литературе. Тема: «Путешествие за «золотым руном А. Белого».
материал (11 класс) на тему

В 1922 году в письме к Б. А. Пильняку, которого тогдашняя критика считала последователем и подражателем Андрея Белого, он пишет: «. Белый, человек очень тонкий, рафинированной культуры, это писатель на исключительную тему, существо его — философствующее чувство, Белому нельзя подражать, не принимая его целиком, со всеми его атрибутами как некий своеобразный мир,– как планету, на которой свой — своеобразный — растительный, животный и духовный миры».

Скачать:

ВложениеРазмер
belyy.docx983.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение

Творческая работа (исследование) по литературе.

«золотым руном А. Белого».

  1. Прокофьева Олеся
  2. Сенченкова Настя
  3. Бородкина Кристина

Руководитель: О.В. Шкунова.

  1. Анализ стихотворений: «Посвящение», «Друзьям», «Из окна вагона».
  1. Творчество Белого в критике.

Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934) — русский писатель, поэт, прозаик, критик, мемуарист. Один из ведущих деятелей символизма.

Андрюша Белый родился в семье видного ученого-математика и философа-лейбницианца Николая Васильевича Бугаева, декана физико-математического факультета Московского университета. Мать, Александра Дмитриевна, урожденная Егорова, — одна из первых московских красавиц. Вырос Андрей в высококультурной атмосфере «профессорской» Москвы. Сложные отношения между родителями оказали тяжелое воздействие на формирующуюся психику ребенка, предопределив в дальнейшем ряд странностей и конфликтов Белого с окружающими.

Андрей Белый окончил в 1899 лучшую в Москве частную гимназию Л. И. Поливанова, в 1903 — естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1904 поступил на историко-филологический факультет, однако в 1905 прекратил посещать занятия, а в 1906 подал прошение об отчислении в связи с поездкой за границу.

В 1901-03 Андрей Белый входит в среду сначала московских символистов, группирующихся вокруг издательств «Скорпион» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ю. К. Балтрушайтис), «Гриф» (С. Кречетов и его жена Н. И. Петровская, героиня любовного треугольника между ней, Белым и Брюсовым, отразившегося в романе последнего «Огненный ангел»), затем знакомится с организаторами петербургских религиозно-философских собраний и издателями журнала «Новый путь» Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус.

С января 1903 начинает переписку с А. А. Блоком (личное знакомство с 1904), с которым его связали годы драматической «дружбы-вражды». Осенью 1903 становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка «аргонавтов» (Эллис, С. М. Соловьев, А. С. Петровский, М. И. Сизов, В. В. Владимиров, А. П. Печковский, Э. К. Метнер и др.), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества («теургии»), равенства «текстов жизни» и «текстов искусства», любви-мистерии как пути к эсхатологическому преображению мира. «Аргонавтические» мотивы развивались в статьях Белого этого периода, напечатанных в «Мире искусства», «Новом пути», «Весах», «Золотом руне», а также в сборнике стихов «Золото в лазури» (1904). Крушение «аргонавтического» мифа в сознании Белого (1904-06) произошло под влиянием ряда факторов: смещения философских ориентиров от эсхатологии Ницше и Соловьева к неокантианству и проблемам гносеологического обоснования символизма, трагических перипетий неразделенной любви Белого к Л. Д. Блок (отразившихся в сборнике «Урна», 1909), раскола и ожесточенной журнальной полемики в символистском лагере.

События революции 1905-07 были восприняты Андреем Белым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзию активно проникают социальные мотивы, «некрасовские» ритмы и интонации (сборник стихов «Пепел», 1909).

1909-10 — начало перелома в мироощущении Белого, поисков новых позитивных «путей жизни». Подводя итоги прежней творческой деятельности, Андрей собирает и издает три тома критических и теоретических статей («Символизм», 1910; «Луг зеленый», 1910; «Арабески», 1911). Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1910). Началом возрождения («второй зари») стало сближение и гражданский брак с художницей А. А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-12, Сицилия — Тунис — Египет — Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок» (1911-22). Вместе с ней Белый переживает и новый период восторженного ученичества у создателя антропософии Рудольфа Штейнера (с 1912). Высшее творческое достижение этого периода — роман «Петербург» (1913; сокращенная редакция — 1922), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с подведением итогов пути России между Западом и Востоком, и оказавший огромное влияние на крупнейших романистов 20 в. (Марсель Пруст, Дж. Джойс и др.).

В 1914-16 Андрей Белый живет в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма «Гетеанум». В августе 1916 возвращается в Россию. В 1914-15 пишет роман «Котик Летаев» — первый в задуманной серии автобиографических романов (продолжен романом «Крещеный китаец», 1927). Начало Первой мировой войны воспринял как общечеловеческое бедствие, русскую революцию 1917 — как возможный выход из глобальной катастрофы. Культурфилософские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистическом цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III.

Кризис культуры», 1918), очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922).

В 1921-23 Андрей Белый живет в Берлине, где переживает мучительное расставание с Р. Штейнером, разрыв с А. А. Тургеневой, и оказывается на грани душевного срыва, хотя и продолжает активную литературную деятельность. По возвращении на родину предпринимает множество безнадежных попыток найти

живой контакт с советской культурой, создает романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом», оба 1926), роман «Маски» (1932), выступает как мемуарист — «Воспоминания о Блоке» (1922-23); трилогия «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), пишет теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934). Однако «отвержение» Белого советской культурой, длившееся при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия.

научная статья по теме ОДИН ВЗГЛЯД НА РОДИНУ: «ИЗ ОКНА ВАГОНА» АНДРЕЯ БЕЛОГО Народное образование. Педагогика

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ОДИН ВЗГЛЯД НА РОДИНУ: «ИЗ ОКНА ВАГОНА» АНДРЕЯ БЕЛОГО»

Республика Сербия, Белград

Один взгляд на родину:

«Из окна вагона» Андрея Белого

В стихотворении А. Белого «Из окна вагона» нашли отражение как взгляды П. Я. Чаадаева, высказанные им в «Философических письмах», так и сюжет романа И. С. Тургенева «Дым». Россия А. Белого — это огромные пространства, в которых порой теряется и сам лирический герой.

Ключевые слова: лирический субъект; стихия; движение; пространство.

Историософские мысли Чаадаева о пути России, сформулированные мыслителем в «Первом философическом письме», способствовали возникновению славянофильского и западнического направлений в русской философско-литера-турной жизни. Нет русского поэта или писателя, в творчестве которого так или иначе не нашли отклик чаадаевские взгляды на Россию, начиная с «Думы» Лермонтова вплоть до поэтических произведений символистов, в частности Андрея Белого.

Поезд плачется. В дали родные Телеграфная тянется сеть. Пролетают поля росяные. Пролетаю в поля: умереть.

Пролетаю: так пусто, так голо. Пролетают – вон там и вон здесь -Пролетают – за селами села, Пролетает – за весями весь;

Стихотворение «Из окна вагона», написанное в 1908 г., включено А. Белым в сборник «Пепел» 1909 г. (издательство «Шиповник»). Однако в сборнике «Стихотворения» (Берлин, 1923), в разделе «Пепел» и подразделе «Глухая Россия», оно опубликовано как первая часть поэмы «Железная дорога». В нашей статье мы обратимся к стихотворению Белого как к самостоятельному произведению из сборника «Пепел».

И кабак, и погост, и ребенок, Засыпающий там у грудей: -Там – убогие стаи избенок, Там – убогие стаи людей.

Мать Россия! Тебе мои песни, -О немая, суровая мать! -Здесь и глуше мне дай, и безвестней Непутевую жизнь отрыдать.

Поезд плачется. Дали родные. Телеграфная тянется сеть -Там – в пространства твои ледяные С буреломом осенним гудеть.

Август 1908 Суйда

Отметим, что сам сборник «Пепел» вызвал бурю в печати. Отзывы писателей и критиков были противоречивы: Н. Тэффи, Л. Гроссман и М. Гофман, например, отрицательно отнеслись к сборнику Белого, тогда как 3. Гиппиус и С. Соловьев восторженно писали о «новом фазисе развития» поэта [Белый 2006: 543-549]. Наиболее проникновенно о сборнике Бе-

Ичин Корнелия, доктор филологии, зав. кафедрой славистики Белградского ун-та (Республика Сербия). E-mail: admin@riash.ru

лого писал Вяч. Иванов в рецензии, опубликованной в феврале 1909 г. в «Критическом обозрении». По его мнению, «Пепел» – «самое зрелое создание поэта», книга «свидетельствует о коренной перемене, происходящей в художнике, о начавшемся перемещении центра его художественного сознания от полюса идеализма к полюсу реализма» (что объяснял влиянием Некрасова, разбудившего в Белом «человека-брата»), ибо «внутреннее освобождение поэта совершилось чрез

его перевоплощение во внеличную действительность, чрез сораспятие с ней, чрез нисхождение к этой ближайшей, непосредственно данной реальности, а не восхождение до высшей и отдаленнейшей» [Иванов 1987: 616, 617].

Стихотворение «Из окна вагона» закономерно выступает, по Иванову, как нисхождение лирического субъекта к миру родных далей, которые вырисовываются на фоне мчащегося поезда. Внедрить себя саморазрушением (песней-телеграфом) в пустоту полей, в ледяные пространства, звучать в унисон стихии (вместе с буреломом) – это путь сораспина-ния поэтического «я» и родины. Однако лишь через смерть лирического субъекта, вернувшегося в добытийное, хаотическое состояние, воскресает новый звук (песня) на всех родных просторах.

Апокалиптическое предчувствие поэтического субъекта, неразлучно соединенного с Россией, подчеркивается скоростью поезда (многократные повторы: пролетают – пролетаю – пролетает) и пустотой далей (так пусто, так голо). Вспомним, что в русской культуре железная дорога, паровоз, поезд традиционно вызывали противоречивые мысли и чувства. Среди писателей одним из первых усмотрел в появлении железных дорог что-то зловещее, настораживающее П. А. Вяземский. В его статье «Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина» читаем: «Мы видим, что железные дороги частью уже упразднили, а со временем и окончательно упразднят бывшие путевые сообщения. Другие силы, другие пары давно уже уволили огнекрылатого коня, который ударом копыта высекал животворные потоки, утолявшие благородную и поэтическую жажду многих поколений» [Вяземский 1982: 193]. С тех пор сила железного коня присутствует в русской литературе. Поезд является местом встречи противоположных начал (например, хрис-тообразного Мышкина и демонического Рогожина в «Идиоте» Достоевского), предвосхищением катастрофического конца (в «Анне Карениной» Толстого), возможностью самосозерцания и созерцания предназначенности исторического

пути России (в «Дыме» Тургенева). Для Некрасова железная дорога становится толчком к размышлениям о Руси (Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою. ). Появление железной дороги связано с трагедией, унесшей тысячи жизней:

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские.

В данную картину вписывается и поэтический сюжет стихотворения А. Белого. На железной дороге лирического героя обуревают мысли о родине. Этим сюжет стихотворения, вероятно, обязан роману «Дым» Тургенева1. Главный герой тургеневского романа Литвинов, возвращающийся на родину из Баден-Баде-на, в «закостеневшем» состоянии принимается «глядеть в окно»:

Ветер дул навстречу поезду; беловатые клубы пара, то одни, то смешанные с другими, более темными клубами дыма, мчались бесконечною вереницей мимо окна; Иногда ветер менялся, дорога уклонялась – вся масса вдруг исчезала и тотчас же виднелась в противоположном окне. (Тургенев).

Созвучная настроению Литвинова природа соответствует его размышлениям о жизни:

«Дым, дым», – повторил он несколько раз; и все вдруг показалось ему дымом, все, собственная жизнь, русская жизнь – все людское, особенно все русское. Все дым и пар, думал он; все как будто беспрестанно меняется, всюду новые образы, явления бегут за явлениями, а в сущности все то же да то же; все торопится, спешит куда-то и все исчезает бесследно, ничего не достигая.

Описание возвращения Литвинова на родину, бесспорно, повлияло на общий фон стихотворения Белого (окно вагона, скорость движения, пролетающие образы).

1 Повышенному интересу Белого к творчеству Тургенева могли способствовать и чувства Белого к Асе Тургеневой. Хотя сближение поэта с Асей Тургеневой произошло в апреле 1909 г., познакомились они, как утверждает М. Спивак, «за несколько лет до того у Петра Ивановича Дальгейма, но до 1909 г. встречи быщи на концертах или на положении гостя у Дальгейма» [Спивак 2010: 356].

Под стук колес (передаваемый трехстопным анапестом) поэтический субъект погружается мысленно в родной пейзаж – поля росяные, которые в конце стихотворения превращаются в пространства ледяные. Превращению на русских просторах жизнедеятельной влаги-росы в лед соответствует готовность лирического «я» умереть в родных полях. Таким образом, Белый лишает надежды на возрождение и поэтического субъекта, и родину. Иными словами, он безоговорочно принимает в себя родину, не задумываясь над переустройством и переосмыслением ее исторического пути. Поэтому, в отличие от Литвинова, у которого возникает чувство, что он «собственный труп везет» в Россию, для поэтического субъекта Белого характерна активность; его лирическое «я» сознательно принимает смерть в жажде соединиться с пустотой родины в быстром темпе поезда.

Бешеная скорость, с которой пролетает лирический субъект по железной дороге, оказывается роковой и для русских просторов: пролетают, вернее, исчезают за селами села, за весями весъ, всё сливается в пустоту, граница между «там» и «здесь» смывается. Движение-полет дополнительно передается словом стая в лирическом параллелизме убогие стаи избенок – убогие стаи людей. Единственное замедление движения, останавливающее глаз на скудном пейзаже, наблюдается в третьей строфе. В полисиндетоническом перечислении и кабак, и погост, и ребенок Белый, приравнивая друг к другу конец и начало жизни (погост – ребенок), коллективное и индивидуальное (кабак – ребенок и погост), будто отрешается от здешнего мира, что подчеркивается и анафорическим там, исключающим мир «я». Однако впечатление от засыпающего у грудей ребенка предваряет последний крик поэта: Матъ Россия! Тебе мои песни. – О немая, суровая матъ! перед конечным приятием смерти и превращением себя в звук в ледяных просторах матери России (ср. мотив отпевания жизни в строке непутевую жизнъ отрыдатъ). В этом смысле телеграфная сеть, сопуствующая поезду уже в начальных строках, в конце стихотворения

приобретает значение проводника новой песни поэта – звука, который гудит в родных далях, совпадая с ритмом движения поезда. В силу этого и кольцевая композиция стихотворения получилась весьма интересной: лексическое тождество первой и последней строф не совпадает с их интонационно-смысловой нагрузкой. Если в первой строфе (с переносом между 1-й и 2-й строкой) дается описание железной дороги, из которого разовьется движение (поддерживаемое многократным употреблением глагола пролетатъ), то в последней строфе, благодаря точке в конце 1-й строки, замедляется ритм-движение, интонация становится нисходящей, ровной, без перемен, те же самые слова приобретают смысл смирения с судьбой в вечном, несменяемом пейзаже родных далей.

Такие картины характерны для всего цикла Белого «Глухая Россия». Ветер, поле, пространство, релъсы, телеграфные столбы, паровоз, вагон, дым, лед, полет, смертъ – эти слова повторяются в стихотворениях «Отчаяние», «На вольном просторе», «На рельсах», «Телеграфист», «В вагоне», «Русь», «Родина». Россия в стихах Белого неотделима от пространства, в нем она должна раство-риться2, а вместе с ней и лирический субъект3. Пространство России одновременно предстает перед нами зияющей, леденящей смертью, которая поглощает и саму родину, и лирического героя:

Те же стаи несытых смертей Над откосами косами косят, Над откосами косят

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Народное образование. Педагогика»

АЛИ-ЗАДЕ ЭЛЬМИРА АБДУЛ КЕРИМ КЫЗЫ — 2012 г.

III. Чтение и анализ стихотворений. — Какие литературные ассоциации вызывает у вас стихотворение «Из окна вагона»?

1. «Из окна вагона».

— Какие литературные ассоциации вызывает у вас стихотворение «Из окна вагона»?

(Стихотворение «Из окна вагона» напоминает некрасовские образы: кабаки, погосты, «убогие стаи избенок». Соединение безысходного одиночества лирического героя и суровой немоты матери-родины подчеркивают выразительность трагической ситуации:

Мать Россия! Тебе мои песни, —

О немая, суровая мать! —

Здесь и глуше мне дай, и безвестней

Непутевую жизнь отрыдать.)

— Охарактеризуйте лирического героя стиха.

(Лирический герой — бродяга, висельник, горемыка. Им владеют чувства отверженности и одиночества. Они оттеняются и усиливаются ритмами лихой отчаянной пляски:

Что там думать, что там ждать,

Дунуть, плюнуть — наплевать:

Наплевать да растоптать,

Веселиться, пить да жрать.)

— Какова концовка стихотворения?

(Заканчивается это стихотворение («Веселье на Руси»), названное, кстати, с некрасовским сарказмом, жутким: «Над страной моей родною / Встала Смерть».)

2. Образ смерти, причем собственной смерти, и в стихотворении с невинным названием «Друзьям» (1907):

Золотому блеску верил,

А умер от солнечных стрел.

Думой века измерил,

А жизнь прожить не сумел.

Навстречу венком метнусь,

О, любите меня, полюбите —

Я, быть может, не умер, быть может,

3. «Посвящение».

Как и Брюсов, Белый разрабатывал и урбанистическую тему. В цикле «Город» слышны отзвуки уличных митингов, демонстраций 1905 года, ощутима напряженная атмосфера времени.

«Самосжигание» лирического «Я» до пепла происходит в сборнике «Урна» (1909), посвященном В. Я. Брюсову. «Пепел» переживаний поэт собрал в «урну» формы, отточенной в традициях Пушкина, Баратынского, Тютчева. Героиня многих стихов этого сборника — Л. Д. Блок, суровая «снежная дева», отвергшая страдающего лирического героя.

— Каковы особенности поэтики стихотворения «Посвящение»?

(Образ сжигающего огня в стихотворении Посвящение’ (1915), стилизованном под античность и вызывающем воспоминания о трагической судьбе пушкинского и лермонтовского пророков.

Здесь поэт не просто страдает, он сгорает в пламени костра, и лишь тогда его «страшный череп» увенчивают лаврами.)

— Какие символические образы вы можете отметить?

(Отметим символические образы огня, хлеба, лавра; тревожные цвета: пурпур в сочетании с черным; яркую инструментовку стихотворения: ассонансы (широкое «а» сменяется протяжным, узким «у») и аллитерации (раскатистый, мощный звук «р»).

IV. Заключительное слово учителя

Белого-поэта в современном сознании потеснил Белый-прозаик, чей «Петербург» (1914) стал одной из вершин европейского романа. Традиционный для русской литературы образ Петербурга трансформировался у Белого в символ. Образ России, восточной страны, избравшей в столицы один из красивейших европейских городов и разрывающейся между Востоком и Западом, противоречив, это противоречие и заключает в себе грядущую неизбежную трагедию страны.

Белый сократил расстояние между стихом и прозой — ритмизованной, напевной. Во всех проявлениях своего многогранного дара он оставался лириком. Он был одним из оригинальнейших и прозорливых умов ХХ века. «Гениальный, странный» — писал о нем Блок. Андрей Белый ценил сам процесс творчества больше, чем результат, безудержно экспериментируя ради обновления искусства слова.

V. Тест по творчеству А. Белого (см. Приложение в конце книги)

Домашнее задание

Читать роман А. Белого «Петербург».

Урок 19. Акмеизм

Цели урока: дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов.

Методические приемы: лекция учителя, комментированное чтение.

Ход урока

I. Лекция учителя

Задание классу: законспектировать лекцию учителя.

Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность — две ключевые категории литературного процесса начала ХХ века. Складываясь в рамках определенного течения, вырабатывая свою эстетику, творческая личность в то же время стремилась преодолеть не только традиции поэтов-предшественников, но и границы направления, к которому тяготела первоначально. «Свита делает короля» — литературное окружение делало наиболее яркие поэтические дарования своими лидерами. Показательна в этом отношении судьба акмеизма. Два крупнейших поэта этого течения А. Ахматова и О. Мандельштам уже к середине 1910-х годов вышли за пределы, очерченные акмеистической школой, а их последователи Г. Иванов и Г. Адамович наиболее полно отвечали требованиям акмеизма.

Акмеизм — модернистское течение (от греч. akme — острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.

В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали «ивановские среды» — литературные собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей название «башня». В «башне» Иванова велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов». Название это относило ко временам средневековых ремесленных объединений и показывало отношение участников «цеха» к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. «Цех» был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н. Гумилев и С. Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале «Аполлон» опубликовали декларации акмеистической группы.

Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913—1914). В него вошли также А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и др. В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев критиковал символизм за мистицизм, за увлечение «областью неведомого». В статье провозглашалась «самоценность каждого явления». (Возможно сообщение ученика по основным положениям статьи Гумилева.)

Новому течению было дано еще одно истолкование — адамизм, подразумевающее «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Этот взгляд проясняется в стихотворении С. Городецкого «Адам»:

(Читает учитель или заранее подготовленный ученик.)

Просторен мир и многозвучен,

И многоцветней радуг он,

И вот Адаму мир поручен,

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн, и ветхой мглы —

Вот первый подвиг. Подвиг новый —

Живой земле пропеть хвалы.

С. Городецкий в своей декларации «Некоторые течения в современной русской поэзии» выступил против «размытости» символизма, его установки на непознаваемость мира: «Борьба между акмеизмом и символизмом. есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время. »; «мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий». В стихотворении 1913 года, посвящен ном О. Э. Мандельштаму, Городецкий выделяет то, за что ценит Мандельштама как акмеиста:

Он верит в вес, он чтит пространство,

Он нежно любит матерьял,

Он вещества не укорял

За медленность и постоянство.

Строфы послушную квадригу

Он любит — буйно разогнав —

Остановить. И в том он прав,

Что в вечности покорен мигу.

Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намекам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма — возрождение «золотого века», времени Пушкина и Баратынского. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто акмеистами и заиграло яркими красками реального мира.

Герой возглавлявшего «Цех поэтов Гумилева — «Адам» по яркости и свежести мировосприятия, по силе страсти, желаний. Это путешественник, конквистадор, человек сильной воли. В стихотворениях Гумилева — романтические мотивы, географическая и историческая экзотика. Экзотическая деталь порой играет чисто живописную роль, например, в стихотворении 1907 года «Жираф»:

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

А. Ахматовой экзотика чужда. Смысл жизни героини ранней ахматовской лирики — любовь. Чувства отражаются в предметном мире, в бытовой детали, в психологически значимом жесте. Вещный мир, бытовые подробности стали предметом поэзии:

Подушка уже горяча

Вот и вторая свеча

Гаснет, и крик ворон

Становится все слышней.

Я эту ночь не спала,

Поздно думать о сне.

Как нестерпимо беда

Штора на белом окне.

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало недолго. Творческие поиски Гумилева, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен — возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты.

Домашнее задание

1. Закончить работу над конспектом лекции.

2. Прочитать статью учебника об акмеизме.

3. Выучить на выбор стихотворение Н. Гумилева и проанализировать его.

4. Индивидуальное задание: сделать сообщение по биографии Н. С. Гумилева.

III. Чтение и анализ стихотворений

1. «Из окна вагона».

— Какие литературные ассоциации вызывает у вас стихотворение «Из окна вагона»?

(Стихотворение «Из окна вагона» напоминает некрасовские образы: кабаки, погосты, «убогие стаи избенок». Соединение безысходного одиночества лирического героя и суровой немоты матери-родины подчеркивают выразительность трагической ситуации:

Мать Россия! Тебе мои песни, —

О немая, суровая мать! —

Здесь и глуше мне дай, и безвестней

Непутевую жизнь отрыдать.)

— Охарактеризуйте лирического героя стиха.

(Лирический герой — бродяга, висельник, горемыка. Им владеют чувства отверженности и одиночества. Они оттеняются и усиливаются ритмами лихой отчаянной пляски:

Что там думать, что там ждать,

Дунуть, плюнуть — наплевать:

Наплевать да растоптать,

Веселиться, пить да жрать.)

— Какова концовка стихотворения?

(Заканчивается это стихотворение («Веселье на Руси»), названное, кстати, с некрасовским сарказмом, жутким: «Над страной моей родною / Встала Смерть».)

2. Образ смерти, причем собственной смерти, и в стихотворении с невинным названием «Друзьям» (1907):

Золотому блеску верил,

А умер от солнечных стрел.

Думой века измерил,

А жизнь прожить не сумел.

Навстречу венком метнусь,

О, любите меня, полюбите —

Я, быть может, не умер, быть может,

3. «Посвящение».

Как и Брюсов, Белый разрабатывал и урбанистическую тему. В цикле «Город» слышны отзвуки уличных митингов, демонстраций 1905 года, ощутима напряженная атмосфера времени.

«Самосжигание» лирического «Я» до пепла происходит в сборнике «Урна» (1909), посвященном В. Я. Брюсову. «Пепел» переживаний поэт собрал в «урну» формы, отточенной в традициях Пушкина, Баратынского, Тютчева. Героиня многих стихов этого сборника — Л. Д. Блок, суровая «снежная дева», отвергшая страдающего лирического героя.

— Каковы особенности поэтики стихотворения «Посвящение»?

(Образ сжигающего огня в стихотворении Посвящение’ (1915), стилизованном под античность и вызывающем воспоминания о трагической судьбе пушкинского и лермонтовского пророков.

Здесь поэт не просто страдает, он сгорает в пламени костра, и лишь тогда его «страшный череп» увенчивают лаврами.)

— Какие символические образы вы можете отметить?

(Отметим символические образы огня, хлеба, лавра; тревожные цвета: пурпур в сочетании с черным; яркую инструментовку стихотворения: ассонансы (широкое «а» сменяется протяжным, узким «у») и аллитерации (раскатистый, мощный звук «р»).

IV. Заключительное слово учителя

Белого-поэта в современном сознании потеснил Белый-прозаик, чей «Петербург» (1914) стал одной из вершин европейского романа. Традиционный для русской литературы образ Петербурга трансформировался у Белого в символ. Образ России, восточной страны, избравшей в столицы один из красивейших европейских городов и разрывающейся между Востоком и Западом, противоречив, это противоречие и заключает в себе грядущую неизбежную трагедию страны.

Белый сократил расстояние между стихом и прозой — ритмизованной, напевной. Во всех проявлениях своего многогранного дара он оставался лириком. Он был одним из оригинальнейших и прозорливых умов ХХ века. «Гениальный, странный» — писал о нем Блок. Андрей Белый ценил сам процесс творчества больше, чем результат, безудержно экспериментируя ради обновления искусства слова.

V. Тест по творчеству А. Белого (см. Приложение в конце книги)

Домашнее задание

Читать роман А. Белого «Петербург».

Урок 19. Акмеизм

Цели урока: дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов.

Методические приемы: лекция учителя, комментированное чтение.

Ход урока

I. Лекция учителя

Задание классу: законспектировать лекцию учителя.

Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность — две ключевые категории литературного процесса начала ХХ века. Складываясь в рамках определенного течения, вырабатывая свою эстетику, творческая личность в то же время стремилась преодолеть не только традиции поэтов-предшественников, но и границы направления, к которому тяготела первоначально. «Свита делает короля» — литературное окружение делало наиболее яркие поэтические дарования своими лидерами. Показательна в этом отношении судьба акмеизма. Два крупнейших поэта этого течения А. Ахматова и О. Мандельштам уже к середине 1910-х годов вышли за пределы, очерченные акмеистической школой, а их последователи Г. Иванов и Г. Адамович наиболее полно отвечали требованиям акмеизма.

Акмеизм — модернистское течение (от греч. akme — острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.

В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали «ивановские среды» — литературные собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей название «башня». В «башне» Иванова велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов». Название это относило ко временам средневековых ремесленных объединений и показывало отношение участников «цеха» к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. «Цех» был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н. Гумилев и С. Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале «Аполлон» опубликовали декларации акмеистической группы.

Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913—1914). В него вошли также А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и др. В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев критиковал символизм за мистицизм, за увлечение «областью неведомого». В статье провозглашалась «самоценность каждого явления». (Возможно сообщение ученика по основным положениям статьи Гумилева.)

Новому течению было дано еще одно истолкование — адамизм, подразумевающее «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Этот взгляд проясняется в стихотворении С. Городецкого «Адам»:

(Читает учитель или заранее подготовленный ученик.)

Просторен мир и многозвучен,

И многоцветней радуг он,

И вот Адаму мир поручен,

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн, и ветхой мглы —

Вот первый подвиг. Подвиг новый —

Живой земле пропеть хвалы.

С. Городецкий в своей декларации «Некоторые течения в современной русской поэзии» выступил против «размытости» символизма, его установки на непознаваемость мира: «Борьба между акмеизмом и символизмом. есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время. »; «мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий». В стихотворении 1913 года, посвящен ном О. Э. Мандельштаму, Городецкий выделяет то, за что ценит Мандельштама как акмеиста:

Он верит в вес, он чтит пространство,

Он нежно любит матерьял,

Он вещества не укорял

За медленность и постоянство.

Строфы послушную квадригу

Он любит — буйно разогнав —

Остановить. И в том он прав,

Что в вечности покорен мигу.

Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намекам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма — возрождение «золотого века», времени Пушкина и Баратынского. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто акмеистами и заиграло яркими красками реального мира.

Герой возглавлявшего «Цех поэтов Гумилева — «Адам» по яркости и свежести мировосприятия, по силе страсти, желаний. Это путешественник, конквистадор, человек сильной воли. В стихотворениях Гумилева — романтические мотивы, географическая и историческая экзотика. Экзотическая деталь порой играет чисто живописную роль, например, в стихотворении 1907 года «Жираф»:

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

А. Ахматовой экзотика чужда. Смысл жизни героини ранней ахматовской лирики — любовь. Чувства отражаются в предметном мире, в бытовой детали, в психологически значимом жесте. Вещный мир, бытовые подробности стали предметом поэзии:

Подушка уже горяча

Вот и вторая свеча

Гаснет, и крик ворон

Становится все слышней.

Я эту ночь не спала,

Поздно думать о сне.

Как нестерпимо беда

Штора на белом окне.

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало недолго. Творческие поиски Гумилева, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен — возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты.

Домашнее задание

1. Закончить работу над конспектом лекции.

2. Прочитать статью учебника об акмеизме.

3. Выучить на выбор стихотворение Н. Гумилева и проанализировать его.

4. Индивидуальное задание: сделать сообщение по биографии Н. С. Гумилева.

Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880-1934)

Путешествие за «золотым руном»

Андрея Белого (1880— 1934)

Цель урока: дать представление о личности и литературном творчестве писателя, показать особенности его поэтики.

Оборудование урока: портрет А. Белого, сборники его стихов, роман «Петербург».

Методические приемы: лекция учителя, аналитическое чтение.

I. Проверка домашнего задания

Чтение и анализ нескольких стихотворений Бальмонта, обсуждение в классе.

II. Слово учителя

Борис Николаевич Бугаев вырос в семье профессора-математика Московского университета, окончил естественное отделение физико-математического отделения этого университета. Еще в гимназии он сблизился с семьей родного брата Владимира Соловьева, дружил с племянником своего кумира, Сергеем Соловьевым. Религиозная философия и поэзия Вл. Соловьева заворожила молодых людей, определила их первые творческие опыты. Под влиянием семьи Соловьевых возник псевдоним Бугаева — Андрей Белый.

Осенью 1903 года Белый организует литературный кружок, в который вошли его друзья С. Соловьев, Эллис (Лев Кобылинский), А. Петровский и другие. Эллис придумал название этому кружку — «аргонавты». Подобно древним грекам молодые литераторы «путешествовали» за своим «золотым руном» — новым словом, способным активно содействовать преображению мира. Предметом постоянного обсуждения «аргонавтов» становится лирика Александра Блока, дальнего родственника С. Соловьева. В январе 1904 года состоялось личное знакомство Белого и Блока и переросло в многолетнюю братскую и творческую дружбу. Постепенно сложилось объединение «младосимволистов».

Андрей Белый был человеком редкой одаренности: поэт-лирик, прозаик, создавший новый тип романа, исследователь русской и мировой культуры, теоретик литературы, критик и публицист, мемуарист. Особое значение писатель придавал музыкальному началу жизни и творчества. Белый начал с прозаических «симфоний», в которых повествование строилось как спор контрастных «музыкальных» тем — страстный порыв к духовным высотам противопоставлялся уродству реальности. В первом сборнике стихов и лирической прозы «Золото в лазури» (1904) покорение скалистых горных вершин или полет к солнцу символизировали прорыв из обыденности в вечность, к мистическому идеалу. Стихотворение «Солнце» было посвящено Бальмонту, автору «Будем как Солнце»

Солнцем сердце зажжено.

Солнце — к вечному стремительность.

Солнце — вечное окно

В золотую ослепительность.

Ликующее мироощущение было потеснено наплывом «мистических ужасов», которые виделись Белому в современной ему России. От надмирных высот писатель обращается к земному, русскому, крестьянскому в сборнике 1909 года «Пепел» с эпиграфом из Некрасова. Образ пепла имел двойной смысл: «сожженных» светлых зорь «младосимволистов» и подернутой пеплом страждущей русской земли. Здесь уже не золото и лазурь, символы духовного экстаза, а «свинец облаков, зловещие кабаки, «просторы голодных губерний» («Родина», «Отчаяние», «Веселые на Руси»). В стихотворении «Родина» (читаем) трагически звучит риторический вопрос:

Роковая страна, ледяная,

Проклятая железной судьбой —

Мать Россия, о родина злая,

Кто же так подшутил над тобой?

III. Чтение и анализ стихотворений

1. «Из окна вагона».

— Какие литературные ассоциации вызывает у вас стихотворение «Из окна вагона»?

(Стихотворение «Из окна вагона» напоминает некрасовские образы: кабаки, погосты, «убогие стаи избенок». Соединение безысходного одиночества лирического героя и суровой немоты матери-родины подчеркивают выразительность трагической ситуации:

Мать Россия! Тебе мои песни, —

О немая, суровая мать! —

Здесь и глуше мне дай, и безвестней

Непутевую жизнь отрыдать.)

— Охарактеризуйте лирического героя стиха.

(Лирический герой — бродяга, висельник, горемыка. Им владеют чувства отверженности и одиночества. Они оттеняются и усиливаются ритмами лихой отчаянной пляски:

Что там думать, что там ждать,

Дунуть, плюнуть — наплевать:

Наплевать да растоптать,

Веселиться, пить да жрать.)

— Какова концовка стихотворения?

(Заканчивается это стихотворение («Веселье на Руси»), названное, кстати, с некрасовским сарказмом, жутким: «Над страной моей родною / Встала Смерть».)

2. Образ смерти, причем собственной смерти, и в стихотворении с невинным названием «Друзьям» (1907):

Золотому блеску верил,

А умер от солнечных стрел.

Думой века измерил,

А жизнь прожить не сумел.

Навстречу венком метнусь,

О, любите меня, полюбите —

Я, быть может, не умер, быть может,

Как и Брюсов, Белый разрабатывал и урбанистическую тему. В цикле «Город» слышны отзвуки уличных митингов, демонстраций 1905 года, ощутима напряженная атмосфера времени.

«Самосжигание» лирического «Я» до пепла происходит в сборнике «Урна» (1909), посвященном В. Я. Брюсову. «Пепел» переживаний поэт собрал в «урну» формы, отточенной в традициях Пушкина, Баратынского, Тютчева. Героиня многих стихов этого сборника — Л. Д. Блок, суровая «снежная дева», отвергшая страдающего лирического героя.

— Каковы особенности поэтики стихотворения «Посвящение»?

(Образ сжигающего огня в стихотворении Посвящение’ (1915), стилизованном под античность и вызывающем воспоминания о трагической судьбе пушкинского и лермонтовского пророков.

Здесь поэт не просто страдает, он сгорает в пламени костра, и лишь тогда его «страшный череп» увенчивают лаврами.)

— Какие символические образы вы можете отметить?

(Отметим символические образы огня, хлеба, лавра; тревожные цвета: пурпур в сочетании с черным; яркую инструментовку стихотворения: ассонансы (широкое «а» сменяется протяжным, узким «у») и аллитерации (раскатистый, мощный звук «р»).

IV. Заключительное слово учителя

Белого-поэта в современном сознании потеснил Белый-прозаик, чей «Петербург» (1914) стал одной из вершин европейского романа. Традиционный для русской литературы образ Петербурга трансформировался у Белого в символ. Образ России, восточной страны, избравшей в столицы один из красивейших европейских городов и разрывающейся между Востоком и Западом, противоречив, это противоречие и заключает в себе грядущую неизбежную трагедию страны.

Белый сократил расстояние между стихом и прозой — ритмизованной, напевной. Во всех проявлениях своего многогранного дара он оставался лириком. Он был одним из оригинальнейших и прозорливых умов ХХ века. «Гениальный, странный» — писал о нем Блок. Андрей Белый ценил сам процесс творчества больше, чем результат, безудержно экспериментируя ради обновления искусства слова.

V. Тест по творчеству А. Белого (см. Приложение в конце книги)

анализ стихотворения Андрея Белого Из окна вагона.

Стихотворение Андрея Белого “Из окна вагона” было написано им в 1908 году.

Это произведение вошло в ряд стихотворений Белого о почти безграничных, “пустых”, “страшных”,
голодных пространствах России, в которых обречен на горести измученный болезнями, голодом и пьянством народ.

Стихотворение “Из окна вагона” вошло в сборник “Пепел”, который является некой книгой скорби за дюбимую родину.
Тема хаоса – сквозная тема сборника – особенно акцентирована в этом произведении.
В “Из окна вагона” мы можем наблюдать полосу “народничества” в творчестве Белого.

Я считаю, что идея этого стихотворения заключается в следующем: автор хотел показать, какова она, жизнь в России,
чтобы человек, читающий произведение, проявил свою естественную реакцию – страх, ужас перед встречей с хаосом.
Данное произведение несет в себе глубокий смысл, оно раскрывает нам порой грустные стороны жизни, заставляет о многом задуматься.

Я советую каждому прочесть его, чтобы в действительности понять и проникнуться духом, который правил в то время Белым.

Другие вопросы из категории

Каждый
Отличник
Желает
Знать
Г.
С.
Физику

Читайте также

2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора , который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО .
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ” АНЧАР ” ПО ПЛАНУ , ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ . ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО , А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ . ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И , ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ . ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА .

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит –
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес – и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.

4)Синтаксис и пунктуация предложений

6)Рифма, ритм, размер

Анализ стихотворения:
1) В.Лебедева-Кумача:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они – за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

сюжет.4.Лирический герой и другие образы.5.Особенности поэтического языка.6.Жанр.7.Размер и рифма.8.Какие мысли и чувства вызывает у четателя это произведине?9.Каково место его в творчестве автора и русской поэзии вообще? Если кто не знает стихотворение Леса в жемчужном инее.МорозноПоет из телеграфного столбаТо весело,то жалобно,то грозноЗвенящим гулом темная судьба. Молчит и внемлит белая долинаИ все победней ярче и пышнейГорит,дрожит и блещет хвост павлинаСтоцветными алмазами над ней. Помогите пожалуйста.

1) История создания
2) Тема, идея
3) Деление на части
4) Образ автора и Чаадаева
5) Средство создания образа (Что подчеркивает средство?)
6) Рифма и размер
7) Как я понимаю стихотворение

Вот у меня пока что это получилось:
1) История создания.
Стихотворение написано в 1818 году — в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала — он оказался в южной ссылке. Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в искаженном виде было опубликовано в альманахе «Северная звезда».

Стихотворение адресовано конкретному человеку: Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794-1856), одному из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет. Кроме этого стихотворения, к нему обращены послания Пушкина «Чаадаеву» (1821), «Чаадаеву» (1824). Поэта связывала с Чаадаевым многолетняя дружба: их обоих характеризовали свободолюбивые настроения, стремление к изменению жизни в России, нестандартность мышления. Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России, За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим — так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием. Не всегда позиции Пушкина, особенно в зрелые годы, совпадали с мыслями Чаадаева, но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и порой саркастическим умом, а главное — свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.

Читайте также:  Анализ стихотворения Андрея Белого Русь
Ссылка на основную публикацию