Анализ стихотворения Раздумье Андрея Белого

Анализ стихотворения Андрея Белого «Раздумье. Анализ стихотворения андрея белого “отчаяние”

Стихотворение «Любовь» было написано Андреем Белым в 1901 году. До сих пор неизвестно, кому оно посвящено. В жизни поэта были серьёзные романы, но все они заканчивались разочарованиями. Поэт мог вскружить голову любой женщине, а охладевал к своим избранницам также быстро, как и влюблялся.

Это стихотворение о разлуке. Лирический герой навсегда расстаётся с женщиной, которую полюбил. Скорее всего, это и была самая настоящая любовь в его жизни. Герой явно не разругался со своей возлюбленной, о чём говорит настроение стихотворения. Не было никакой бури и порывов страстей, «был тихий час». На прощание она улыбнулась и пообещала: «Мы встретимся». Но он точно знает, что видит её в последний раз.

Настал момент, когда бросил не он, а его. Но поэт не таит в обиды: он отпускает любимую в открытое море – на свободу. А значит, прощает её за всё. Вот уже корабль с надутыми парусами готов к отплытию, над морем кричат чайки, вещая о наступившей поре разлуке. Поэт полон сожаления о том, что всё закончилось и больше не повторится. В минуты расставания им овладевает тоска:

Я вдаль смотрел, щемящей грусти полон

Но разве это была не светлая грусть? Герой отпускает любимую с миром. Она уплывает на прекрасном корабле, подобном «белому лебедю, распластавшему крылья», ей сопутствуют «нежные волны». И наконец, всё пропадает на горизонте. Любимой больше нет рядом. Но она оставила в его сердце глубокий след, который никогда не исчезнет.

На фоне неба бледно-золотистом

Вдруг облако туманное взошло

И запылало ярким аметистом

Для большей выразительности А.Белый использовал такие художественные средства, как эпитеты: «пунцовое пламя», «нежные волны», «щемящая грусть». Кроме того, в стихотворении присутствуют сравнения: корабль, «как лебедь белый», облако, словно «яркий аметист». И корабль, «с зарёю уплывавший», и облако, и даже море – всё это символы, которые использовал поэт, чтобы дать понять – его любимая теперь свободна, и оставила она после себя лишь приятные воспоминания, которые и пылают «ярким аметистом». Стихотворение написано пятистопным ямбом, что придаёт ему мелодичность, рифма – мужская.

Это красивое стихотворение обладает некоторой загадочностью. Всё ли сказал автор? Не покидает ощущение, будто недописано пару строк, таящих в себе нечто важное. Означает ли это, что поэт всё же надеется, что любимая вернётся? Мы можем только догадываться.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) –

Анализ стихотворения Андрея Белого “Отчаяние”

Стихотворения символистов особенно сложны для понимания и, тем более, для анализа, ведь их смысл сильно завуалирован. Поэтому одно и тоже стихотворение разными людьми может восприниматься по-разному. Еще Жан Мореас писал: «Символическая поэзия – враг поучений, риторики и объективных описаний; она стремится облечь идею в чувственно постижимую форму». Основываясь на этих самых чувствах, я и буду анализировать стихотворение «Отчаяние» написанное в 1904 году.

Это стихотворение по своей пространственно-временной организации очень динамично. Любой внимательный читатель сразу же заметит, что с каждой новой строфой скорость движения зимней стихии увеличивается:

«Веселый, искрометный лед.

Но сердце – ледянистый слиток.

Пусть вьюга белоцвет метет,-

Взревет; и развернет свой свиток.

Срывается: кипит сугроб,

Пурговым кружевом клокочет,

Пургой окуривает лоб,

Завьется в ночь и прохохочет».

Как видите, на смену вьюги приходит лавина, и создается ощущение усиления ветра.

Но в произведение есть еще одна буря – буря внутри лирического героя, и с каждой строчкой она бушует все сильнее. А в третьей строфе автор даже прибегает к помощи «двойника», который создает еще большее чувство страха и опасности. От этого также увеличивается динамика.

Прочитаем первые три строфы еще раз. Чувствуете эту скорость, этот холод, эту темноту? В таком мире каждый человек становится волком-одиночкой, который живет лишь для того, чтобы выжить. Напоминает закон джунглей, не правда ли?

И чтобы наш мир не превратился в такие холодные джунгли, автор призывает сбавить ход и, наконец-то, осмотреться:

«Душа, остановись – замри!

Слепите, снеговые хлопья!

Вонзайте в небо, фонари,

Лучей наточенные копья!»

Белый словно говорит: «Видишь, каким стал этот мир! Он ужасен! Он сер, уныл, холоден и неприветлив!» И лишь свет способен все изменить. Причем не просто свет, а «лучей наточенные копья», то есть герою придется приложить усилие, чтобы побороть эту темноту.

Это стихотворение актуально и по сей день, ведь каждого из нас можно представить в роли этого лирического героя. И если мы, подобно ему, будем забывать красоту и размеренность этого мира, в скором времени наступит холодное отчаяние…

/ / / Анализ стихотворения Андрея Белого «Тройка»

Творческий путь Андрея Белого был достаточно интересным и необычным, ведь он писал свои стихотворные работы ради развлечения, не видя своего поэтического будущего. Он обладал прекрасными математическими знаниями и умениями, поэтому, мечтал унаследовать жизненный путь своего отца и стать ученым. А написание стихотворений было своеобразным хобби, модой того времени, которая распространялась на современную молодежь. Такими «стихописаниями» занимались и физики, и химики, и биологи. Только вот, не все из них получались истинное призвание и вековую память.

В 1904 году, А. Белый решается использовать в своем творчестве новый стиль, в котором есть сходства со старинным стихосложением. «Тройка» была написана в шутку. Но, она вобрала в себя самые основные пункты русской поэзии.

Перед читателями появляется образ прекрасной природы, которая радует взор простого человека. Также, не остался без внимания образ дороги. Он говорит нам о вечном движении, о жизни, которая так быстротечна. Она состоит из прекрасных мгновений. И они должны оставаться в нашей памяти.

Вчитываясь в смысл стихотворения, читатель может понять мысль автора, которая спрятана между строк. В ней речь идет о близких и родных людях, которые есть в жизни каждого из нас.

В работе «Тройка» автор пишет о незнакомке, которая застенчиво встречает его, на лице таинственной героини появляется пылающий румянец. В дальнейшем, герои стихотворения отправятся в прекрасное путешествие, и в словах зазвучит звон бубенцов.

В своем замечательном стихотворение, Андрей Белый передал сам дух народа, он заговорил о вековых традициях и обычаях, которые переходят из поколения в поколение. Меня поразила плавность стихотворных строк в «Тройке». Гармоничность и певучесть являются отличительными чертами такой прекрасной работы Андрея Белого.

А.Белый является ярким представителем русского символизма. Его произведения отличаются сложной рифмой и не всегда просты в понимании.

Стихотворение «Раздумье» написано в свойственном для писателя стиле и его истинный смысл завуалирован. Каждый читатель может найти в нем что-то свое. Произведение очень динамично, чувства и эмоции нагнетаются с каждой строчкой.

В этом произведении поэт передает свои эмоции и чувства, которые его сопровождают наедине. В этот момент время останавливается, оно застывает в природе и становится слышно шорох даже маленького листка. Писатель передает свою робость и скованность. Его переполняют чувства, но выразить их он не может. Он погружается в себя, всецело отдает свои мысли природе.

Поэт очень точно передает детали перемен, связанных с закатом и засыпанием окружающего мира. В первой части стихотворения можно подумать, что писатель находится не один, а с возлюбленной. После в произведении раскрывается суть его переживаний и скованности.

Видимо автор не мог совместить гармонично свои фантазии и реальную жизнь. Его сковывали условности, он не мог почувствовать себя свободным. Приблизиться к своей заре, прикоснуться к яркому сиянию он не мог. В его взгляде горела надежда, но он все же выжидал чего то.

Стихотворение отображает не только красоту пейзажа и природные явления, связанные с закатом и окончанием дня. Это был закат в душе автора, он тоже переживал целый спектр эмоций внутри себя. Такое сравнение очень точно передает духовную составляющую человека в обществе.

Часто природа лучше понимает, что твориться в душе и человек обращается за поисками ответов именно к природе. Каждый из нас – часть природы, а красота окружающего мира подсказывает поэту, что нужно делать. Очень часто именно свободы так не хватает человечеству в ускоренном ритме современного мира.

Андрей Белый

Характерные идейные и художественные особенности “младосимволистского” течения и художественного метода символизма проявились в творчестве Андрея Белого (псевд., наст, имя – Борис Николаевич Бугаев; 1880–1934) – поэта, прозаика, критика, автора работ по теории символизма, мемуаров, филологических исследований. В философских и эстетических исканиях А. Белый был всегда противоречив и непоследователен. На первом этапе своего идейно-творческого развития он увлекался Ницше и Шопенгауэром, философскими идеями Вл. Соловьева, затем неокантианскими теориями Риккерта, от которых вскоре решительно отказался; с 1910 г. стал страстным проповедником антропософских взглядов философа-мистика Рудольфа Штейнера.

Под воздействием Ницше и Шопенгауэра Белый считал, что самая выразительная форма искусства, которая может охватить все сферы человеческого духа и бытия, есть музыка, – она определяет пути развития искусства нового времени, в частности поэзии. Этот тезис Белый пытался доказать своими “Симфониями”, навеянными идеями Соловьева и построенными на сказочных фантастических мотивах, в основном средневековых легенд и сказаний. “Симфонии” полны мистики, предощущений, ожиданий, которые своеобразно сочетались с обличением духовного обнищания современного человека, быта литературного окружения, “страшного мира” мещанской бездуховной обыденности. “Симфонии” строились на столкновении двух начал – высокого и низкого, духовного и бездуховного, прекрасного и безобразного, истинного и ложного, реальности чаемой и являющейся. Этот основной лейтмотив развивается в многочисленных образных и ритмических вариациях, бесконечно изменяющихся словесных формулах и рефренах.

В 1904 г., одновременно со “Стихами о Прекрасной Даме” А. Блока, появился первый сборник стихов А. Белого “Золото в лазури”. Основные стилевые особенности стихов этой книги определены уже в ее названии. Сборник наполнен светом, оттенками радостных красок, которыми пылают зори и закаты, празднично освещая мир, стремящийся к радости Вечности и Преображению. Тема зорь – сквозной мотив сборника – раскрывается в типично символистском ключе мистических ожиданий. И здесь, как и в “Симфониях”, мистическая фантастика Белого сплетена с гротеском. Такое сплетение двух стилевых стихий станет характерной особенностью стиля А. Белого, поэта и прозаика, у которого высокое всегда граничит с низким, серьезное – с ироническим. Романтической иронией освещается в сборнике и образ поэта, борющегося с иллюзиями своего художественного мира (он переживает уже эпоху “разуверений”), которые, однако, остаются для него единственной реальностью и нравственной ценностью.

Стихи последнего раздела сборника – “Прежде и теперь” – предвосхищают мотивы, образы, интонации будущей его поэтической книги “Пепел”. В поэзию А. Белого вторгается современность – бытовые сценки, зарисовки повседневности жизни, жанровые картинки из быта города.

Сильнейшее воздействие на развитие миросозерцания А. Белого оказала революция 1905–1907 гг. Миф Вл. Соловьева о пришествии Вечной Женственности не реализовался. В сознании поэта наступает кризис. События современности, реальная жизнь с ее противоречиями все более привлекают его внимание. Центральными проблемами его поэзии становятся революция, Россия, народные судьбы.

В 1909 г. выходит самая значительная поэтическая книга А. Белого – “Пепел”. В 1920-х годах в предисловии к собранию своих избранных стихов Белый так определил основную тему сборника: “. Все стихотворения „Пепла” периода 1904– 1908 годов – одна поэма, гласящая о глухих, непробудных пространствах Земли Русской; в этой поэме одинаково переплетаются темы реакции 1907 и 1908 годов с темами разочарования автора в достижении прежних, светлых путей” [1] .

Книга посвящена памяти Н. А. Некрасова. От мистических зорь и молитв, вдохновленных лирикой Вл. Соловьева, Белый уходит в мир “рыдающей Музы” Некрасова. Эпиграфом поэт берет строки из известного некрасовского стихотворения:

Что ни год – уменьшаются силы,

Ум ленивее, кровь холодней.

Мать-отчизна! дойду до могилы,

Не дождавшись свободы твоей!

По желал бы я знать, умирая,

Что стоишь ты на верном пути,

Что твой пахарь, поля засевая,

Видит ведреный день впереди.

Тема России, нищей, угнетенной, в стихах “Пепла” – основная. Но, в отличие от лирики Некрасова, стихи А. Белого о России наполнены чувством смятенности и безысходности. Первая часть книги (“Россия”) открывается известным стихотворением “Отчаяние” (1908):

Довольно: не жди, не надейся –

Рассейся, мой бедный народ!

В пространство пади и разбейся

За годом мучительный год!

Века нищеты и безволья,

Позволь же, о родина-мать,

В сырое, в пустое раздолье,

В раздолье твое прорыдать:

Где в душу мне смотрят из ночи,

Поднявшись над сенью бугров,

Жестокие, желтые очи

Безумных твоих кабаков, –

Туда, – где смертей и болезней

Лихая прошла колея, –

Исчезни в пространство, исчезни,

Россия, Россия моя!

А. Белый пишет о деревне, городе, “горемыках” (так названы разделы книги), скитальцах, нищих, богомольцах, каторжниках, “непробудных” пространствах Руси. Поэт широко использует поэтические традиции народной лирики. В передаче народного стиля, ритма народного стиха он формально достигает предельной виртуозности. Но, в отличие от Блока, А. Белый не сумел выйти за пределы формальной стилизации, не усмотрел в народном творчестве его основного пафоса – жизнеутверждения и исторического оптимизма. Чувству роковой неприкаянности русской жизни соответствуют в стихах сборника заунывные ритмы стиха, тусклые, серые пейзажи. В этом сборнике нет сияющих красочных эпитетов, пронизывающих книгу “Золото в лазури”; здесь все погружено в пепельную серость полутонов.

Стихи А. Белого о России значительны по формальному мастерству, ритмическому разнообразию, словесной изобразительности, звуковому богатству. Но художественно они несоизмеримы со стихами А. Блока о Родине, написанными в то же время. Если раздумья Блока о России полны оптимистических ожиданий начала больших жизненных перемен, если для поэта во тьме всегда сияет свет, если в просторах родной страны он ощущает ветер грядущей битвы, то мысли А. Белого о России пронизаны чувством отчаяния, а представления поэта о будущем – мертвенная тишина могильных погостов.

Своеобразна (в отличие от Брюсова и Блока) по идейно- творческой трактовке и тема города: ей уделено в “Пепле” значительное место. Белый пишет о конкретных революционных событиях 1905 г. (“Пир”, “Укор”, “Похороны”), городской бытовой жизни, прежде всего о “призрачности” современного города. Среди городского маскарада призраков внимание поэта привлекает символ рока и революции – “Красное домино”, образ, который станет одним из центральных в романс “Петербург”.

В 1909 г. вышла книга стихов А. Белого “Урна”. В предисловии к ней поэт писал, что если “Пепел – книга самосожжения и смерти”, то основной мотив “Урны” – “раздумья о бренности человеческого естества с его страстями и порывами”. Эта книга ориентирована уже па иные историко-литературные традиции – традиции Батюшкова, Державина, Пушкина, Тютчева, Баратынского. Белый предстает в книге как блестящий версификатор, но все это – стилизации, явление изощренного стилистического маскарада.

В области поэтики “Урна” – книга откровенно формального эксперимента. По меткому выражению одного из критиков, это своеобразное словесное “радение”. Сборник был вершиной формальных поисков, искусных стилизаций, отразивших работу А. Белого над поэтикой русского стиха. Эго была попытка проверить теорию поэтической практикой. “Урной” завершился целый этап поэтического развития А. Белого.

В это же время А. Белый написал ряд статей, посвященных экспериментальному изучению ритма. Его опыты положили начало формальному изучению художественного текста (“Лирика и эксперимент”, “Опыт характеристики русского четырехстопного ямба”, “Сравнительная морфология ритма русских лириков в ямбическом диметре”, “Магия слов”). На них во многом опиралась русская школа формалистов.

Читайте также:  Анализ стихотворения Отчаяние Андрея Белого

В 1910-е годы А. Белый-поэт не создает ничего принципиально нового. Он начинает работать над большой эпопеей, условно названной “Восток и Запад”. Метафизический характер социально-исторических концепций А. Белого заранее определил неудачу книги. Написать эпопею он не смог, но создал повесть “Серебряный голубь” – о мистических исканиях интеллигента, пытающегося сблизиться с народом на сектантской основе, и роман “Петербург” – самое значительное свое произведение в прозе. В эти годы он пишет статьи о символизме (“Символизм”, “Луг зеленый”, “Арабески”), в которых подводит итог многолетним размышлениям об искусстве и делает новую попытку обосновать направление.

Эстетические взгляды А. Белого тех лет определили художественную специфику его прозы. А. Белый утверждал, что истоки современного искусства – в трагическом ощущении рубежа эпох человеческой истории. “Новая” школа знаменует кризис миросозерцаний. “Новое искусство” утверждает примат творчества над познанием, возможность лишь в художественном акте преобразовать действительность. Цель символизма – пересоздание личности и раскрытие более совершенных форм жизни. Символическое искусство в основе своей религиозно. А в трактате “Эмблематика смысла” Белый построил систему символизма на базе философии Риккерта. Он писал, что символизм для него – “религиозное исповедание”, имеющее свои догматы. Символический образ, считал Белый, ближе к религиозному символизму, чем к эстетическому. Вне творческого духа мир есть хаос, сознание (“переживание”) творит действительность и организует ее по своим категориям. Художник не только творец образов, но и демиург, создающий миры. Искусство есть теургия, религиозное деяние. Культура исчерпана, человечество стоит перед преображением мира и новым богоявлением. Таковы основные тезисы эстетической системы А. Белого 1910-х годов.

Прозаические произведения А. Белого этого времени – своеобразное явление в истории прозы. Белый перевернул синтаксис, затопил словарь потоком новых слов, совершил “стилистическую революцию” русского литературного языка, которая завершилась (в большинстве его опытов) неудачей.

В романе “Петербург”, развертывая тему города, намеченную в “Пепле”, А. Белый создал мир невероятный, фантастический, полный кошмаров, извращенно-прямых перспектив, обездушенных людей-призраков. В романе нашли свое законченное выражение основные идеи и художественные особенности творчества Белого предшествующих лет, осложненные теперь его увлечением мистической философией теософов. В нем отразилось и отрицательное отношение “младосимволистов” к городской культуре как культуре Запада, искусственно насажденной в России волею Петра, и отрицание ими самодержавно-бюрократического государства.

Петербург у Белого – призрак, материализованный из желтых туманов болот. В нем все подчинено нумерации, регламентированной циркуляции бумаг и людей, искусственной прямолинейности проспектов и улиц. Символом мертвенных бюрократических сил Петербурга и государства выступает в романе царский сановник Аполлон Аполлонович Аблеухов, стремящийся законсервировать, заморозить живую жизнь, подчинить страну бездушной регламентации правительственных установлений. Он борется с революцией, преследует людей с “неспокойных островов”. В его образе проступают черты К. Победоносцева, известного консерватора К. Леонтьева, требовавшего “подморозить

Россию”, щедринских героев. Но власть и сила Аблеухова призрачны. Он живой мертвец, обездушенный автомат императорской государственной машины. В заостренной гротескной сатире на абсолютизм, полицейско-бюрократическую систему царизма – сила романа, обусловленная связями его с критической линией русской литературы (Пушкина, Гоголя, Достоевского), образы которой трансформирует А. Белый.

В целом роман формируется ложной идеей Белого о смысле, целях, силах революции, противопоставлением истинности “революции в духе”, как начала подлинного преображения жизни, неистинности социальной революции, которая может свершиться лишь после и в результате духовного преображения человека и человечества под влиянием мистических переживаний, мистически осознанного грядущего кризиса культуры. Используя принятую символистами символику цветов, А. Белый противопоставляет “Красному домино”, социальной революции, – “Белое домино”, символ чаяний подлинного (мистического) преображения мира.

В сюжетной схеме этого романа заключена сложная философско-историческая концепция А. Белого, его апокалипсические чаяния. И консерватор Аблеухов, и его сын- революционер, и Дудкин оказываются орудиями одного и того же “монгольского” дела нигилизма, разрушения без созидания.

После Октябрьской революции А. Белый ведет занятия по теории поэзии с молодыми поэтами Пролеткульта, издает журнал “Записки мечтателей” (1918–1922). В своем творчестве и после Октября он остается верен символистской поэтике, особое внимание уделяет звуковой стороне стиха, ритму фразы.

Из произведений А. Белого советского периода значительный интерес представляют его мемуары “На рубеже двух столетий” (1930), “Начало века. Воспоминания” (1933), “Между двух революций” (1934), в которых рассказывается об идейной борьбе в среде русской интеллигенции начала века, о предоктябрьской России.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Раздумье. Анализ стихотворения “Солнце” Белый Андрей

Творческий путь Андрея Белого был достаточно интересным и необычным, ведь он писал свои стихотворные работы ради развлечения, не видя своего поэтического будущего. Он обладал прекрасными математическими знаниями и умениями, поэтому, мечтал унаследовать жизненный путь своего отца и стать ученым. А написание стихотворений было своеобразным хобби, модой того времени, которая распространялась на современную молодежь. Такими «стихописаниями» занимались и физики, и химики, и биологи. Только вот, не все из них получались истинное призвание и вековую память.

В 1904 году, А. Белый решается использовать в своем творчестве новый стиль, в котором есть сходства со старинным стихосложением. «Тройка» была написана в шутку. Но, она вобрала в себя самые основные пункты русской поэзии.

Перед читателями появляется образ прекрасной природы, которая радует взор простого человека. Также, не остался без внимания образ дороги. Он говорит нам о вечном движении, о жизни, которая так быстротечна. Она состоит из прекрасных мгновений. И они должны оставаться в нашей памяти.

Вчитываясь в смысл стихотворения, читатель может понять мысль автора, которая спрятана между строк. В ней речь идет о близких и родных людях, которые есть в жизни каждого из нас.

В работе «Тройка» автор пишет о незнакомке, которая застенчиво встречает его, на лице таинственной героини появляется пылающий румянец. В дальнейшем, герои стихотворения отправятся в прекрасное путешествие, и в словах зазвучит звон бубенцов.

В своем замечательном стихотворение, Андрей Белый передал сам дух народа, он заговорил о вековых традициях и обычаях, которые переходят из поколения в поколение. Меня поразила плавность стихотворных строк в «Тройке». Гармоничность и певучесть являются отличительными чертами такой прекрасной работы Андрея Белого.

Анализ стихотворения Андрея Белого “Отчаяние”

Стихотворения символистов особенно сложны для понимания и, тем более, для анализа, ведь их смысл сильно завуалирован. Поэтому одно и тоже стихотворение разными людьми может восприниматься по-разному. Еще Жан Мореас писал: «Символическая поэзия – враг поучений, риторики и объективных описаний; она стремится облечь идею в чувственно постижимую форму». Основываясь на этих самых чувствах, я и буду анализировать стихотворение «Отчаяние» написанное в 1904 году.

Это стихотворение по своей пространственно-временной организации очень динамично. Любой внимательный читатель сразу же заметит, что с каждой новой строфой скорость движения зимней стихии увеличивается:

«Веселый, искрометный лед.

Но сердце – ледянистый слиток.

Пусть вьюга белоцвет метет,-

Взревет; и развернет свой свиток.

Срывается: кипит сугроб,

Пурговым кружевом клокочет,

Пургой окуривает лоб,

Завьется в ночь и прохохочет».

Как видите, на смену вьюги приходит лавина, и создается ощущение усиления ветра.

Но в произведение есть еще одна буря – буря внутри лирического героя, и с каждой строчкой она бушует все сильнее. А в третьей строфе автор даже прибегает к помощи «двойника», который создает еще большее чувство страха и опасности. От этого также увеличивается динамика.

Прочитаем первые три строфы еще раз. Чувствуете эту скорость, этот холод, эту темноту? В таком мире каждый человек становится волком-одиночкой, который живет лишь для того, чтобы выжить. Напоминает закон джунглей, не правда ли?

И чтобы наш мир не превратился в такие холодные джунгли, автор призывает сбавить ход и, наконец-то, осмотреться:

«Душа, остановись – замри!

Слепите, снеговые хлопья!

Вонзайте в небо, фонари,

Лучей наточенные копья!»

Белый словно говорит: «Видишь, каким стал этот мир! Он ужасен! Он сер, уныл, холоден и неприветлив!» И лишь свет способен все изменить. Причем не просто свет, а «лучей наточенные копья», то есть герою придется приложить усилие, чтобы побороть эту темноту.

Это стихотворение актуально и по сей день, ведь каждого из нас можно представить в роли этого лирического героя. И если мы, подобно ему, будем забывать красоту и размеренность этого мира, в скором времени наступит холодное отчаяние…

“Солнце” (1904) Стихотворение вошло в первый поэтиче­ский сборник А. Белого “Золото в лазури”. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому, идеалу, используя сказочно – гротескные стилизации и яркие зарисовки современной город­ской жизни. Символистский смысл стихотворения – в стремле­нии поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:

Солнцем сердце зажжено.

Солнце – к вечному стремительность.

Солнце – вечное окно в золотую ослепительность.

Глоссарий:

– андрей белый солнце анализ

– андрей белый анализ стихотворения

– анализ стихотворения андрея белого солнце

– андрей белый солнце анализ стихотворения

– андрей белый анализ стихотворения солнце

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Веселье на Руси” (1906). Стихотворение является своеоб­разной “словесной пляской”, а не стилизацией под народную песню. По словам Т. Ю. Хмельницкой: “… лихая хмельная го­речь загубленных.
  2. “Белый лебедь”. Опираясь на традиции русской классической и мировой поэзии, в особенности на творчество А. А. Фета, К. Д. Бальмонт создает импрессионистическую лирику. Ярким примером.
  3. В повести Джека Лондона “Белый Клык” повествуется история о волке, который дрался с собаками на ринге, развлекая людей. Белый Клык – а именно так и.
  4. Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями.

А.Белый является ярким представителем русского символизма. Его произведения отличаются сложной рифмой и не всегда просты в понимании.

Стихотворение «Раздумье» написано в свойственном для писателя стиле и его истинный смысл завуалирован. Каждый читатель может найти в нем что-то свое. Произведение очень динамично, чувства и эмоции нагнетаются с каждой строчкой.

В этом произведении поэт передает свои эмоции и чувства, которые его сопровождают наедине. В этот момент время останавливается, оно застывает в природе и становится слышно шорох даже маленького листка. Писатель передает свою робость и скованность. Его переполняют чувства, но выразить их он не может. Он погружается в себя, всецело отдает свои мысли природе.

Поэт очень точно передает детали перемен, связанных с закатом и засыпанием окружающего мира. В первой части стихотворения можно подумать, что писатель находится не один, а с возлюбленной. После в произведении раскрывается суть его переживаний и скованности.

Видимо автор не мог совместить гармонично свои фантазии и реальную жизнь. Его сковывали условности, он не мог почувствовать себя свободным. Приблизиться к своей заре, прикоснуться к яркому сиянию он не мог. В его взгляде горела надежда, но он все же выжидал чего то.

Стихотворение отображает не только красоту пейзажа и природные явления, связанные с закатом и окончанием дня. Это был закат в душе автора, он тоже переживал целый спектр эмоций внутри себя. Такое сравнение очень точно передает духовную составляющую человека в обществе.

Часто природа лучше понимает, что твориться в душе и человек обращается за поисками ответов именно к природе. Каждый из нас – часть природы, а красота окружающего мира подсказывает поэту, что нужно делать. Очень часто именно свободы так не хватает человечеству в ускоренном ритме современного мира.

Стихотворение «Любовь» было написано Андреем Белым в 1901 году. До сих пор неизвестно, кому оно посвящено. В жизни поэта были серьёзные романы, но все они заканчивались разочарованиями. Поэт мог вскружить голову любой женщине, а охладевал к своим избранницам также быстро, как и влюблялся.

Это стихотворение о разлуке. Лирический герой навсегда расстаётся с женщиной, которую полюбил. Скорее всего, это и была самая настоящая любовь в его жизни. Герой явно не разругался со своей возлюбленной, о чём говорит настроение стихотворения. Не было никакой бури и порывов страстей, «был тихий час». На прощание она улыбнулась и пообещала: «Мы встретимся». Но он точно знает, что видит её в последний раз.

Настал момент, когда бросил не он, а его. Но поэт не таит в обиды: он отпускает любимую в открытое море – на свободу. А значит, прощает её за всё. Вот уже корабль с надутыми парусами готов к отплытию, над морем кричат чайки, вещая о наступившей поре разлуке. Поэт полон сожаления о том, что всё закончилось и больше не повторится. В минуты расставания им овладевает тоска:

Я вдаль смотрел, щемящей грусти полон

Но разве это была не светлая грусть? Герой отпускает любимую с миром. Она уплывает на прекрасном корабле, подобном «белому лебедю, распластавшему крылья», ей сопутствуют «нежные волны». И наконец, всё пропадает на горизонте. Любимой больше нет рядом. Но она оставила в его сердце глубокий след, который никогда не исчезнет.

На фоне неба бледно-золотистом

Вдруг облако туманное взошло

И запылало ярким аметистом

Для большей выразительности А.Белый использовал такие художественные средства, как эпитеты: «пунцовое пламя», «нежные волны», «щемящая грусть». Кроме того, в стихотворении присутствуют сравнения: корабль, «как лебедь белый», облако, словно «яркий аметист». И корабль, «с зарёю уплывавший», и облако, и даже море – всё это символы, которые использовал поэт, чтобы дать понять – его любимая теперь свободна, и оставила она после себя лишь приятные воспоминания, которые и пылают «ярким аметистом». Стихотворение написано пятистопным ямбом, что придаёт ему мелодичность, рифма – мужская.

Это красивое стихотворение обладает некоторой загадочностью. Всё ли сказал автор? Не покидает ощущение, будто недописано пару строк, таящих в себе нечто важное. Означает ли это, что поэт всё же надеется, что любимая вернётся? Мы можем только догадываться.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) –

Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого

А. Белый показал в своих стихотворениях мир живой, одухотворенной природы, мир многокрасочный, многозвучный. Многие произведения поэта отличаются глубиной мысли и совершенством художественной формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
hud._svoeob.a._belogo.docx39.5 КБ
a.belyy_.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

государственного образовательного учреждения

Московского государственного областного университета

Исследовательская работа на тему:

«Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева)»

Выполнила: студентка 4 курса

Специальность: Преподавание в начальных классах

Руководитель: Малиновская Аделина Адольфовна

Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого

  1. Задачи изучения лирики в начальной школе.
  2. Мир живой природы в лирике А. Белого.
  3. Образы-символы в стихотворениях поэта.
  4. Особенности языка и стиля произведений А. Белого.

Цель исследования: определить роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного мира поэзии А. Белого.

В Федеральном государственном образовательном стандарте воспитание культуры чувств школьников рассматривается как особая задача, и поэтому значимость изучения лирики возрастает. Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирика играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности. В ФГОС обозначены предметные результаты освоения основной образовательной программы. В области предмета «Литературное чтение» выделено «умение осознанно воспринимать… содержание и специфику различных текстов», «владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа художественных текстов… с использованием элементарных литературоведческих понятий». В программах начального общего образования определены основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе: расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии; формировать первичные представления о специфике лирических произведений; учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения; формировать умение определять изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении; развивать эмоциональную сферу ученика, умение чувствовать и понимать прекрасное.

В программе Р.Н. и Е.В. Бунеевых уже в первом классе включаются элементы анализа: «Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении)». Далее предусматриваются «развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, умения понимать образные выражения, умения представить картину, нарисованную автором, литературоведческая пропедевтика (3-й класс: сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте)».

Главная задача учителя при изучении поэзии – добиться сопереживания с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, заложить основы формирования читательских качеств, необходимых для полноценного восприятия лирики, воспитать эмоциональную отзывчивость, образное, ассоциативное мышление, эстетическую реакцию на художественное слово.

Одним из ярких представителей серебряного века является поэт Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев). Незаслуженно забытый или обойдённый вниманием составителями программ для начальной школы, А. Белый показал в своих стихотворениях мир живой, одухотворенной природы, мир многокрасочный, многозвучный. Многие произведения поэта отличаются глубиной мысли и совершенством художественной формы. Стихи А. Белого необыкновенно музыкальны, так как музыка, по словам автора, «идеально выражает символ», она идет от самого сердца поэта, помогает ему создать незабываемые образы.

Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» вышел в свет в 1904 году. Стихотворение «Солнце» посвящено К. Бальмонту — автору книги «Будем как Солнце”.
Солнцем сердце зажжено.

Солнце – к вечному стремительность.

Солнце – вечное окно

в золотую ослепительность.

Роза в золоте кудрей.

Роза нежно колыхается.

В розах золото лучей

красным жаром разливается.

В сердце бедном много зла

сожжено и перемолото.

Наши души – зеркала,

Отражающие золото . (1903)

Ключевые слова многократно повторяются, создавая образы-символы: Солнце – Золото – Вечность. Всё стихотворение представляет собой развёрнутую метафору, смысл которой раскрывается в строчках первой и заключительной строф:

Солнцем сердце зажжено …

…В сердце бедном много зла

сожжено и перемолото.

Наши души – зеркала,

Поэт не просто воспевает красоту родной природы. Реальный пейзаж средней полосы России преображается, обретая “вселенский” смысл. А. Белый вспоминал о том, как создавались им стихотворения первого сборника: “Стоя посреди горбатых равнин и ища забвения, я часами изучал колориты полей; и о них слагал строчки; книгу же стихов назвал “Золото в лазури”, “золото” – созревшие нивы, “лазурь” – воздух”. Описывая восходы и закаты, Белый воспевает “солнечное золото” – в симфониях красок, например, в стихотворении “В полях” (Солнца контур старинный. ):

Солнца контур старинный,

апельсинный и винный

над червонной рекой.

Цепочка цветовых эпитетов, передающих все великолепие уходящего «на покой» солнца, продолжится повторяющимися эпитетами «золотые пространства, золотые поля» и столь же звенящим «озаренный», затем, после сниженного « чернопыльные» – как спуск в овраг – вновь « от всего золотого…» придёт к той же феерии красок, повторив три стиха первой строфы, но уже на излёте, перед исчезновением:

Солнца контур старинный,

апельсинный и винный

убежал на покой.

Убежал в неизвестность.

Удивительные, необычные метафоры расцвечивают и оживляют картину предзакатного дня («от воздушного пьянства онемела земля; Солнца контур старинный…убежал на покой.Убежал в неизвестность. … Над полями легла, заливая окрестность, бледносиняя мгла…») и передают невесёлые размышления лирического героя («Жизнь в безвременье мчится пересохшим ключом…»).

Анафора – один из излюбленных видов повтора в поэзии А. Белого – передаёт музыку стиха, заставляя звучать нужную ноту и выразить важную мысль. Глаголы « спускаюсь, убегу, убежал, убежал,мчится» не только воспроизводят неостановимое движение живой природы, но и движение человеческой жизни, которая « в безвременье мчится пересохшим ключом». Так произведение пейзажной лирики обретает философский смысл, подчёркнутый заключительными строчками:

«…все земное нам снится / утомительным сном».

Перед нами не просто конкретный пейзаж (берег реки, поля, заходящее солнце), но огромные цветовые плоскости (“золотые пространства”), земля и небо, солнце и воздух. Обилие цветовых эпитетов, передающих оттенки красного (символ любви-страсти, искупительного страдания), превращает картину заката в символ грядущего обновления мира. Пейзаж создает “образ Вечности” как царства света, раскрывает огненосную Душу мира.
Волшебник-Солнце преображает действительность, из игры цветов и оттенков рождаются образы мифологических великанов, кентавров, гномов. В. Маяковского поразило своей дерзостной, веселой фантастичностью стихотворение, рисующее восход солнца:
На горах
Горы в брачных венцах.
Я в восторге и молод.
У меня на горах
очистительный холод.

Вот ко мне на утес
притащился горбун седовласый.
Мне в подарок принес
из подземных теплиц ананасы.

Он в малиново-ярком плясал,
прославляя лазурь.
Бородою взметал
вихрь метельно-серебряных бурь.

Голосил
низким басом.
В небеса запустил
ананасом.
И, дугу описав,
озаряя окрестность,
ананас ниспадал, просияв,
в неизвестность,

золотую росу
излучая столбами червонца.
Говорили внизу:
«Это — диск пламезарного солнца…»

Низвергались, звеня,
омывали утесы
золотые фонтаны огня —
хрусталя заалевшего росы.

Я в бокалы вина нацедил
и, подкравшися боком,
горбуна окатил
светопенным потоком. 1903
Лирический герой этого стихотворения преисполнен энергии и силы, равен солнцу. Первая строфа – безглагольная – отражает возвышенное состояние души (« Я в восторге и молод…очистительный холод»). Но вдруг во второй строфе появляется «горбун седовласый», и его действия передаются глаголами сниженной лексики («притащился», «плясал», «голосил», «запустил»). Исчезает вся торжественность зачина. Восторг и молодость передают яркие эпитеты цвета и света, звонкие звуковые детали (хохотал, звеня), авторские неологизмы (« пламезарного солнца», «хрусталя
заалевшего», «светопенным потоком»).

Однако уже в последних разделах “Золота в лазури” появляются иные ноты – ирония, сомнение, разочарование в прежних мечтаниях. Поэт вступил в полосу мучительного душевного кризиса, имевшего и интимно-личные (сложные отношения с Л.Д. Менделеевой и окончательный разрыв), и социальные (поражение первой русской революции) причины. В одном из писем А. Белого 1906 года снова встречается образ огня, но теперь смысл символа совсем иной: “События у нас закипают с быстротой. Вся России в огне. Этот огонь заливает все. И тревоги души, и личные печали сливаются с горем народным в один красный ужас”.

Я забыл. Я бежал. Я на воле. / Бледным ливнем туманится даль.

Одинокое , бедное поле, / Сиротливо простертое вдаль…

В полях (Я забыл. Я бежал. )

Если “поля” в стихотворении 1904 года создавали “образ Вечности”, царства света, то в этом стихотворении 1907 года на смену роскоши закатных красок приходит непогода, настроение определяют эпитеты: бледный, бедное, тусклый, плачущий . Сквозь туман и ливень видны приметы российских просторов: кусты, поникнувшие хижины, крапива, гречиха. В стихотворении нет сказочных или мифологических образов; даже венок не терновый, а крапивный…Ощущение обречённости и в стихотворении «Осень»:

Мои пальцы из рук твоих выпали. / Ты уходишь — нахмурила брови.

Посмотри, как березки рассыпали / Листья красные дождиком крови.

Осень бледная, осень холодная , / Распростертая в высях над нами.

С горизонтов равнина бесплодная / Дышит в ясную твердь облаками. («Осень»)

Все уровни художественного произведения, по А. Белому, находятся в отношениях соответствия: идея выражается не только в слове, образе, сюжете, но и в ритме, синтаксисе, звуковой организации: “Главное задание в написании – чтобы звук, краска, образ, сюжет, тенденция сюжета проницали друг друга до полной имманентности, чтобы звук и краска вскричали смыслом, чтобы тенденция была звучна и красочна”. Для поэта значим звук как таковой, поэтому часто использует он такие приемы, как аллитерация и ассонанс. Белый особенно тщательно организует звуковой строй своих стихов. Среди многочисленных приемов он использует звуковые повторы:

… Не овлажненнаяземля. / Неперерывная дорога. / Неперерывные поля.

… п ы льн ый п о л уд н ев н ый пл аме н ь…

Моло чный, лом кий, моло дой, / Др о бим в олно ю тем нолон ной…

…Недостигаемого бега / Недостигаемой волны

Стихотворение «Июльский день: сверкает строго…» — великолепный образец пейзажной лирики Андрея Белого. Для описания природы поэт использует множество средств художественной изобразительности: оригинальных метафор, ярких эпитетов, сравнений. Благодаря этому перед глазами возникают и жаркий июльский день, и спасительный летний дождь, и тихая спокойная ночь, в которую на землю с небес взирает молодой месяц. Солнце стоит высоко и «сверкает» строго – это «пыльный полудневный пламень». Земля неовлажнена, замерли в своей бескрайности дорога и «неперерывные» поля. Но час этого томления недолог, и вскоре одна картина сменяется другой. Набегают облака («и облака сложились в высь»), и падают первые после долгого перерыва капли живительной небесной влаги. Вырисовывается вертикальное пространство дождя, который упал небесной «глыбой голубой», – обрушивается, обрывается целый поток, шум которого похож на разговор («заговорив, оборвались»). И вот уже «Молочный, ломкий, молодой, / Дробим волною темнолонной, / Играет месяц над водой».

При этом параллелизм и повторы усиливают ощущение природной силы дождя, воды.

По словам М.А. Палкина, «удачно найденная метафора будит, стимулирует воображение читателя в процессе художественного восприятия, заставляя его вместе с поэтом пройти по сложному пути ассоциаций и творческого синтеза . у поэтов, которые ориентируются на правдивое воспроизведение действительности и выражение общезначимых чувств и переживаний и обращаются к широкому кругу читателей, метафора выступает не как самоцель, а лишь как средство усиления эмоционально-смыслового звучания поэтического слова ».

Удивительный мир природы открывается в стихотворениях поэта – мир красочный, многоцветный, наполненный звуками, запахами, чувствами. Яркие эпитеты, необычные сравнения подчёркивают, что природа – живое, дышащее, мыслящее существо:

…Вот плывут облачка, как барашки .

Громче, громче весенняя весть.

…Выполз кот и сидит у корытца,

умывается бархатной лапкой.

…В небе свет предвечерних огней.

Чувства снова, как прежде, огнисты .

Небеса всё синей и синей ,

Облачка, как барашки , волнисты.

В синих далях блуждает мой взор…

Повторы громче, громче весенняя весть…,небеса всё синей и синей … передают динамику, движение меняющейся, оживающей природы, воспринимаемой лирическим героем с любовью и нежностью: настойчиво повторяется сравнение « Вот плывут обла чк а, как бара шк и…Обла чк а, как бара шк и, волнисты», в котором очень значимы уменьшительно-ласкательные суффиксы имён существительных. Весеннее обновление, возрождение коснулось самого лирического героя, живущего в гармонии с природой:

В небе свет предвечерних огней . / Чувства снова, как прежде, огнисты .

Удивительное чувство сопричастности многоцветной и многозвучной жизни природы передаётся метафорами и метафорическими эпитетами:

Солнце, над равниной кроясь,
Зарумянится слегка.
В крупных искрах блещет пояс
Молодого ямщика.

Будет вечер: опояшет
Небо яркий багрянец .
Захохочет и запляшет
Твой валдайский бубенец .

Ляжет скатерть огневая
На холодные снега,
Загорится расписная
Золотистая дуга. («Тройка»)

…Пусть грудой золотых каменьев
Вскипит железный мой камин:
Средь пламенистых, легких звеньев
Трескучий прядает рубин. («Зима»)

Поет облетающий лес нам голосом старого барда.

У склона воздушных небес протянута шкура гепарда… («Поет облетающий лес…»)

А. Белый – обладатель особого видения мира и действительности. Он живет и воспринимает мир в ином ракурсе – необычном, нестандартном, можно сказать, внеземном, космическом. Его внутреннее состояние, восприятие привело к созданию особого языка, стиля. Творчество А. Белого достаточно сложное для восприятия, как и его внутренний мир, но в то же время интересно и требует особого внимания и изучения. Нет сомнения, что произведения Андрея Белого, изучаемые на уроках или на внеклассных мероприятиях, найдут эмоциональный облик в сердцах детей, будут способствовать формированию гармонически развитой личности.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

2.Белый А.: Проблемы творчества; Статьи; Воспоминания; Публикации. М., 1988.

3.Белый Андрей. На рубеже двух столетий. / Вступительная статья А. В. Лаврова. М., 1989.

4.Колобаева Л. Русский символизм. М., 2000.

5. Магомедова, Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения / Д.М. Магомедова. – М. : Академия, 2004.

6.Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учеб. пособие для студентов вузов /М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О.В.Сосновская- М.: Издательский центр “Академия”, 2008.

7.Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. – Минск: Вышэйш.шк., 1986.

8. Слонь, О.В. Один из способов анализа лирического стихотворения в начальной школе / Начальная школа, № 3,2013.

9. Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. – М.: Просвещение, 2002.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проект выполнила: студентка группы 4 «Е» Ногинского филиала Московского г осударственного о бластного университета Костенко Мария Сергеевна Преподаватель: Малиновская Аделина Адольфовна Ногинск 2016 Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) 1880-1934

Золото в лазури – 1904 год

«Будем как Солнце”. Солнцем сердце зажжено. Солнце – к вечному стремительность. Солнце – вечное окно в золотую ослепительность…

«Жизнь в безвременье мчится пересохшим ключом…»

На горах Горы в брачных венцах. Я в восторге и молод. У меня на горах очистительный холод.

Нина Петровская Андрей Белый Брюсов Валерий Любовные Треугольники… Андрей Белый Любовь Менделеева Александр Блок

В полях (Я забыл. Я бежал…) Я забыл. Я бежал. Я на воле. Бледным ливнем туманится даль. Одинокое , бедное поле, Сиротливо простертое вдаль…

Мои пальцы из рук твоих выпали. Ты уходишь — нахмурила брови. Посмотри, как березки рассыпали Листья красные дождиком крови… «Осень»

…Вот плывут облачка, как барашки .

Солнце, над равниной кроясь, Зарумянится слегка. В крупных искрах блещет пояс Молодого ямщика.

Те же росы, откосы, туманы, Над бурьянами рдяный восход, Холодеющий шелест поляны, Голодающий, бедный народ; Родина!

Андрей Белый

ТочностьВыборочно проверено
Профили на тематических сайтах
Андрей Белый
настоящее имя
Борис Николаевич Бугаев
р. 14 (26) октября 1880 , Москва , Российская империя
ум. 8 января 1934 ( <>-<>-<> ) (53 года) , Москва
русский писатель, поэт, критик, стиховед
Один из ведущих деятелей русского символизма

Содержание

Сочинения [ править ]

Стихотворения [ править ]

Золото в лазури [ править ]

Золото в лазури [ править ]
Прежде и теперь [ править ]
  • Опала
  • Объяснение в любви
  • Менуэт
  • Прощание
  • Полунощницы
  • Променад
  • Ссора («Заплели косицы змейкой…»)
  • Заброшенный дом
  • Сельская картина
  • Воспоминание («Задумчивый вид…»)
  • Отставной военный
  • Незнакомый друг, 1903, Москва
  1. «Мелькают прохожие, санки…»
  2. «Он всюду, где жизнь, — и намедни…»
  3. «Холодная, зимняя вьюга…»
  4. «Как часто средь белой метели…»
  • Весна («Всё подсохло. И почки уж есть…»)
  • Из окна
  • Свидание («Время плетётся лениво…»)
  • Кошмар среди бела дня
  • На окраине города
Образы [ править ]
  • Великан («Поздно уж, милая, поздно… усни…»)
  • Не страшно
  • Поединок («Из дали грозной Тор воинственный…»), опубл. в 1904
  • Битва (« В лазури проходит толпа исполинов на битву…»), опубл. в 1904
  • Пригвожденный ужас
  • На горах («Горы в брачных венцах…»)
  • Вечность
  • Маг («Я в свите временных потоков…»)
  • Кентавр («Был страшен и холоден сумрак ночной…»)
  • Игры кентавров (« Кентавр бородатый…»)
  • Битва кентавров («Холодная буря шумит…»)
  • Песнь кентавра
  • Утро («Грядой пурпурной…»)
  • Пир («Поставил вина изумрудного кубки…»)
  • Старинный друг
  • Возврат
  • «Уж этот сон мне снился…»
  • Преданье («Он был пророк…»), опубл. в 1904
  • Гном
  • Серенада
  • Одиночество («Сирый убогий в пустыне бреду…»)
  • Утешение
  • Жизнь («Сияя перстами, заря рассветала…»)
  • Тоска
  • Один
  • Осень («Пролетела весна…»)
  • Грёзы
  • Северный марш
  • Кладбище («Осенне-серый меркнет день…»)
Багряница в терниях [ править ]
  • Разлука («Мы шли в полях. Атласом мягким рвало…»)
  • «Могилу их украсили венками…», 1903, Москва
  • Св. Серафим
  • Владимир Соловьёв
  • Ожидание
  • Призыв
  • Знаю
  • Возмездие
  • Безумец
  • Жертва вечерняя
  • Мания
  • Забота
  • Блоку
  • Одиночество («Я вновь один. Тоскую безнадежно…»)
  • Осень («Огромное стекло…»), опубл. в 1904
  • Священные дни
  • На закате
  • Подражание Вл. Соловьёву
  • Любовь («Был тихий час. У ног шумел прибой…»)
  • Ясновидение
  • Мои слова
  • С. М. Соловьёву
  • Раздумье («Ночь темна. Мы одни…»)

Пепел [ править ]

Россия [ править ]
  • Отчаянье («Довольно: не жди, не надейся…»)
  • Деревня
  • Шоссе
  • На вольном просторе
  • На рельсах
  • Из окна вагона
  • Телеграфист
  • В вагоне
  • Станция
  • Каторжник
  • Вечерком
  • Бурьян
  • Арестанты
  • Веселье на Руси
  • Осинка
  • Песенка Комаринская
  • На скате
  • Пустыня
  • Горе
  • Русь («Поля моей скудной земли…»), 1908
  • Родина («Те же росы, откосы, туманы…»), 1908
Деревня [ править ]
  • Купец («Прогуляй со мною лето…»)
  • Свидание («Ряд соломой крытых хижин…»)
  • Стар («Выглянут лихие очи…»)
  • На откосе («Вот прошёл леса и долы…»), опубл. в 1906
  • Предчувствие («Паренёк плетётся в волость…»)
  • Убийство («Здравствуй, брат! За око око…»)
  • Бегство («Ноет грудь в тоске неясной…»)
  • В городке («Руки в боки: ей, лебёдки…»)
  • В деревне («Ходят плечи, ходят трясом…»)
  • Виселица («Жизнь свою вином расслабил…»)
  • С высоты («Руки рвут раскрытый ворот…»)
Паутина [ править ]
Город [ править ]
Безумие [ править ]
  • В полях («Я забыл. Я бежал. Я на воле…»)
  • Матери
  • Полевой пророк
  • На буграх
  • Полевое священнодействие
  • Последний язычник
  • Успокоение («Ушёл я раннею весной…»)
  • Угроза
  • В темнице
  • Утро («Рой отблесков. Утро: опять я свободен и волен…»), 1907, Москва
  • Отпевание
  • У гроба
  • Вынос
  • Друзьям
  • Туда
  • Я в струе воздушного тока
Просветы [ править ]
  • Поповна
  • Город
  • Тройка
  • Странники
  • В лодке («Лишь прохладой дохнул водяною…»)
  • Жизнь («Всю-то жизнь вперёд иду покорно я…»), опубл. в 1906
  • Вечер («Вечер. Коса золотистая…»)
  • Тень
  • Работа
  • Всё забыл
  • Кроткий отдых
  • Прогулка
  • Обручальное кольцо
  • Память
  • Ты
  • Приходи
  • Свидание («Тужила о милом…»)
  • Обет
Горемыки [ править ]
  • Изгнанник («Покинув город, мглой объятый…»)
  • Бегство («Шоссейная вьётся дорога…»)
  • В полях («В далях селенье…»)
  • Хулиганская песенка («Жили-были я да он…»)
  • Путь («Измерили верные ноги…»), опубл. в 1906
  • Вспомни! («Вспомни: ароматным летом…»)
  • Побег («Твои очи, сестра, остеклели…»), опубл. в 1906
  • Осень («Мои пальцы из рук твоих выпали…»), 1906, Мюнхен
  • Время («Куда ни глянет…»)
  • Успокоение («Вижу скорбные дали зимы…»), опубл. в 1906

Урна [ править ]

В. Брюсову [ править ]
  • Поэт («Ты одинок. И правишь бег…»), 1904
  • Созидатель («Грустен взор. Сюртук застёгнут …»), 1904
  • Маг («Упорный маг, постигший числа…»), 1904—1908
  • Встреча («Туманы, пропасти и гроты…»), 1909
Зима [ править ]
  • Зима («Снега синей, снега туманней…»)
  • Ссора («Год минул встрече роковой…»), опубл. в 1908
  • Я это знал («В окне: там дев сквозных пурга…»), опубл. в 1908
  • Весна («Уж оттепельный меркнет день…»)
  • Воспоминание («Декабрь… Сугробы на дворе…»)
  • В поле («Чернеют в далях снеговых…»)
  • Совесть («Я шёл один своим путём…»)
  • Раздумье («Пылит и плачется: расплачется пурга…»)
  • Ночь («Хотя бы вздох людских речей…»)
  • Стезя («Там ветр дохнет: в полях поёт…»), опубл. в 1908
  • Смерть («Кругом крутые кручи…»), опубл. в 1908
Разуверенья [ править ]
  • Ночь («Изгложет, гложет ствол тяжёлый ветер жадный…»), опубл. в 1908
  • Когда… («Когда сквозных огней…»), опубл. в 1908
  • Сантиментальный романс («Всё мнится, друг…»)
  • Ночь («Как минул вешний пыл, так минул страстный зной…»)
  • Прости
    1. «Зарю я зрю — тебя…»
    2. «Покров: угрюмый кров…»
    3. «Душа. Метёт душа…»
    4. «Угрюмая, она…»
  • Разуверенье («Как нам уйти от терпких этих болей. »), опубл. в 1908
  • Врагам («В души моей простор…»)
  • «Да, не в суд или во осуждение…» («Как пережить и как оплакать мне…»), опубл. в 1908
  • Гранит («Там даль и мгла. Ушла она…»), опубл. в 1908
Философическая грусть [ править ]
  • Премудрость
  • Мой друг
  • К ней
  • Ночью на кладбище
  • Под окном («Взор убегает вдаль весной…»), 1908, Москва
  • Искуситель
  • Признание
  • Эпитафия («В предсмертном холоде застыло…»), 1908, Изумрудный Поселок
  • Буря
  • Демон («Из снежных тающих смерчей…»)
  • Я
Тристии [ править ]
  • Алмазный напиток («Сверкни, звезды алмаз…»)
  • Волна («И ночи темь. Как ночи темь взошла…»), опубл. в 1908
  • Разлука («Ночь, цветы, но ты…»)
  • Вольный ток
  • Ночь («О ночь, молю…»)
  • Кольцо («И ночь, и день бежал. Лучистое кольцо…»)
  • Прошлому
  • Жалоба
Думы [ править ]
Посвящения [ править ]
Амурные стихотворения [ править ]
  • Скромная любовь
  • Роскошная дева («Вот — стройная, знойная дева…»), 1908, Москва

Королевна и рыцари. Сказки [ править ]

Звезда [ править ]

  • Христиану Моргенштерну («Ты надо мной — немым поэтом…»)
  • Звезда («Упал на землю солнца красный круг…»), Май 1914, Арлестейм
  • Самосознание
  • Карма
  • Современникам
  • Война («Разорвалось затишье грозовое…»), Октябрь 1914, Арлестейм
  • А. М. Поццо («Пройдём и мы: медлительным покоем…»)
  • А. М. Поццо («Я слышал те медлительные зовы…»)
  • Асе («Едва яснеют огоньки…»)
  • Развалы
  • Вячеславу Иванову
  • Асе («В безгневном сне, в гнетуще-грустной неге…»)
  • Шутка
  • Тела
  • Асе («Уже бледней в настенных тенях…»)
  • Россия
  • Декабрь 1916 года
  • А. М. Поццо («Глухой зимы глухие ураганы…»)
  • Слово
  • К России
  • Антропософии («Над ливнем лет…»)
  • Асе («Те же — приречные мрежи…»)
  • Дух
  • «Я» («В себе, — собой объятый…»)
  • Воспоминание («Мы — ослеплённые, пока в душе не вскроем…»), Май 1914, Арлесгейм
  • Сестре Антропософии («Слышу вновь Твой голос голубой…»), Июнь 1918, Москва
  • Тело стихий («В лепестке лазурево-лилейном…»), Октябрь 1916, Москва
  • Встречный взгляд. Танка («Медовый цветик сада…»), Май 1918, Москва
  • Крылатая душа. Танка («Твоих очей голубизна…»), Май 1918, Москва
  • Вода. Танка («А вода? Миг — ясна…»), Июнь 1916, Дорнах
  • Жизнь. Танка («Над травой мотылёк…»), Июнь 1916, Дорнах
  • Лазури. Танка («Светлы, легки лазури…»), Июнь 1916, Дорнах
  • Асе (а-о) («Снеговая блистает роса…»), Сентябрь 1913, Христиания
  • Утро (и-е-а-о-у)
  • Асе (при прощании с ней)
  • Асе («Опять — золотеющий волос…»)
  • «Я» и «Ты»
  • Зов
  • Родине («В годины праздных испытаний…»)
  • Инспирация
  • Антропософам
  • Младенцу
  • Родине («Рыдай, буревая стихия…»)
  • Голубь («Вестью овеяны…»), 1918, Москва
  • Чаша времён
  • Антропософии («Из родников проговорившей ночи…»)
  • Христиану Моргенштерну («От Ницше — Ты, от Соловьева — Я…»)

Христос Воскрес [ править ]

Первое свидание [ править ]

После разлуки (Берлинский песенник) [ править ]

  • Вечер («Точно взглядами, полными смысла…»)
  • Поётся под гитару
  • Опять гитара
  • Нет
  • Пророк
  • Бессонница
  • Больница
  • Ты — тень теней
  • Маленький балаган на маленькой планете «Земля»
  • В горах, 1922,Цоссен
  1. «Взираю: в серые туманы…» ∞
  2. «Я схватывал молча — молот…»
  3. «Гора дорога — в горы…»
  4. «Над утесами, подкинутыми в хмури…»
  • «Я» («Злое поле мглой…»)
  • М. И. Цветаевой

Стихи разных лет [ править ]

  • Гимн солнцу
  • Подражание Гейне
  • Подражание Бодлеру
  • В лодке («Лодка скользила вдоль синих озёр…»)
  • Идеал
  • На границе между перимской и феотирской церковью, 1901, Петербург
    1. «Редеет с востока неверная тень…»
    2. «Великий полудень… как прежде, я царь…»
    3. «Как Бог, восседаю на троне моём…»
    4. «Над морем погасла заря золотая…» ∞
  • «Знание»
  • Попрошайка
  • Старинному врагу
  • Гроза в горах
  • Злая страсть
  • Месть
  • Любовники
  • Вместо письма
  • «Опять он здесь, в рядах борцов…»
  • А. А. Блоку («Я помню — мне в дали холодной…»)
  • «В голубые, священные дни…»
  • Теневой демон
  • «Пусть в верху холодно-резком…»
  • Светлая смерть
  • В альбом В. К. Ивановой
  • Людские предрассудки
  • Посвящение («Я попросил у вас хлеба — расплавленный камень мне дали…»), 1915
  • «Пришла… И в нечаемый час…», 1916
  • «Цветок струит росу…»
  • Своему двойнику
  • Первое мая
  • «Июльский день: сверкает строго…»
  • Асе («Ни да, ни нет…»)
  • Пробуждение
  • Жди меня
  • Марш
  • Сестре
  • «Мигнет медовой желтизною скатов…»
  • «Снег — в вычернь севшая, слезеющая мякоть…»
  • «Я — отстрадал; и — жив… Ещё заморыш навий…»
  • Демон («Из струй непеременной Леты…»)
  • Рождество
  • Старый бард
  • Тимпан
  • Пещерный житель
  • Пародия (под Гумилева)
  • Трус городов
  • Подъём
  • День
  • Лес
  • Король
  • Андрон
  • Берлин
  • Кольцо («Кольцо сними моё…»)

Переработанные стихи [ править ]

Критика [ править ]

  • Ибсен и Достоевский, опубл. в 1906
  • Гоголь (1909)
  • Мастерство Гоголя (1934)

См. также [ править ]

  • Андрей Белый в «Антологии восьмистиший»
  • Статьи и заметки о русской поэзии (Гумилёв)/5 (о сборнике «Урна»)

Библиография [ править ]

  • Андрей Белый . Золото в лазури. — М.: Скорпион, 1904. (РГБ)
  • Андрей Белый . Кубок метелей. Четвёртая симфония. — М.: Скорпион, 1908. (РГБ; РНБ)
  • Андрей Белый . Урна. Стихотворения. — М.: Гриф, 1909. (РГБ)
  • Андрей Белый . Серебряный голубь. Повесть в семи главах. — М.: Скорпион, 1910. (РГБ; РНБ)
  • Андрей Белый . Символизм. Книга статей. — М.: Мусагет, 1910. (РГБ)
  • Андрей Белый . Пустоцвет. Роман. — СПб.: Издание Корнфельда, 1915. (РГБ)
  • Андрей Белый . Христос воскрес. — П.: Алконост, 1918. (РГБ)
  • Андрей Белый . Королевна и рыцари. — П.: Алконост, 1919. (РГБ)
  • Андрей Белый . Первое свидание. — П.: Алконост, 1921. (РГБ)
  • Андрей Белый . Звезда. Новые стихи. — П.: Государственное издательство, 1922. (РГБ)
  • Андрей Белый . После разлуки. Берлинский песенник. — П.—Берлин: Эпоха, 1922. (РГБ)
  • Андрей Белый . На перевале. — Берлин—П.—М.: Издательство З. И. Гржебина, 1923. (РГБ)
  • Андрей Белый . Стихотворения и поэмы. — СПб.; М.: Академический проект, Прогресс-Плеяда, 2006. — Т. 1. — 640 с. — ISBN 5-7331-0318-3. (imwerden.de; каталог РГБ)
  • Андрей Белый . Стихотворения и поэмы. — СПб.; М.: Академический проект, Прогресс-Плеяда, 2006. — Т. 2. — 654 с. — ISBN 5-7331-0319-1. (imwerden.de; каталог РГБ)

Публикации в периодических изданиях:

Ссылки [ править ]

  • Указатель сочинений Андрея Белого, имеющихся в сети
  • Андрей Белый ПСС на «Грамотее»
  • Андрей Белый стихи в Антологии русской поэзии;
  • Андрей Белый статья автор: Иванов-Разумник;
  • Андрей Белый в Библиотеке Мошкова
  • Андрей Белый – Итальянское книжное обозрение
  • А. Белый на Стихии
  • Белый А. Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы.
Произведения этого автора, впервые опубликованные до 1 января 1950 года, находятся в общественном достоянии в России, и странах, где срок действия исключительного права на произведение не превышает всей жизни автора плюс 70 лет.

Переводы и позднейшие редакции произведений этого автора могут являться объектами авторских прав соответствующих лиц согласно статье 1260 ГК РФ.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Творчество Андрея Белого. Анализ сборника стихов «Пепел»

Серебряный век — век расцвета поэзии, наступивший после длительного затишья. Лирика серебряного века очень разнообразна и необыкновенно музыкальна. В этой поэзии не было ни одного лишнего звука, ни одной лишней запятой, все слова были подобраны друг к другу, как бусинки на ниточке. В целом поэзия Серебряного века являет собой богатейпг/ю палитру стихотворных произведений. Несмотря на всю их разноплановость, эти произведения объединяются не только временным периодом, в который творили поэты Серебряного века, есть у этой поэзии и некие иные особенности. Ведь поэзия Серебряного века создавалась в особую, переломную, эпоху, эпоху стыка двух кардинально различных миров.

Одним из ярких представителей серебряного века являлся поэт Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев). Стихи А. Белого необыкновенно музыкальны, так как музыка, по словам автора, «идеально выражает символ», она идет от самого сердца поэта, помогает ему полнее отразить впечатление об окружающем мире. И в то же время это не конкретное, а скорее аморфное впечатление и состояние самого поэта, отражающее его субъективное восприятие, а не реально существующий мир.

Для раннего периода творчества А. Белого характерен поиск новых форм. Первоначально он создает четыре поэтических симфонии. Первая из четырех — «Северная» или «Героическая». Позднее А. Белый признавался, что сам не знает, почему данные произведения были названы им симфониями. Для него симфония была символом законченности и музыкальности.

Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» вышел в свет в 1904 году. Главным лейтмотивом сборника является солнце — предмет языческого поклонения.

Солнцем сердце зажжено.

Солнце – к вечному стремительность.

Солнце – вечное окно

В золотую ослепительность

В стихотворном сборнике «Золотое руно» А. Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения — поколения рубежа столетий.

Новый период творческого расцвета А. Белого начинается в 1905 году, когда поэт влюбляется в жену Блока — Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Эта несчастная любовь перевернула всю жизнь поэта, образовался роковой «любовный треугольник». Он тяжело переживает разрыв со своей возлюбленной, страдает и уезжает из Петербурга за границу. В его поэзии этого периода звучат крестьянские мотивы, большое влияние оказывает на А. Белого творчество Некрасова. Некрасову он посвящает сборник стихотворений «Пепел». Стихи в сборнике тщательно отобраны и расположены в определенном порядке. Идея и мотив «Пепла» точнее всего сформулирована самим поэтом: «Пепел — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем». Принцип построения сборника — это система вписанных друг в друга кругов, уменьшающихся по мере приближения к центру. Первый круг самый большой и наполнен темными картинами и темными мыслями, насыщен пессимизмом и хаосом. Вообще, тема хаоса проходит через весь сборник. Естественная реакция человека при встрече с хаосом — это ужас. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи, смерти.

От голода, холода тут И мерли, и мрут миллионы… Там Смерть протрубила вдали Влеса, города и деревни…

Пространство следующего «круга» — «Деревни» — имеет более четкие контуры, оно уже насыщено предметами. Но эти предметы также ужасны — красный высунутый язык висельника, стаи мух, кровь:

Красною струею прыснул Красной крови ток. Ножик хрястнул, ножик свистнул, – В грудь, в живот и в бок.

В следующем разделе — «Город» пространство еще конкретнее. Это «пир во время чумы», происходящий в Москве. Теперь все события происходят не на открытом пространстве, а в замкнутом помещении, в квартире. Живущие здесь люди богаты, беспечны, они ничего не видят вокруг себя, и только один поэт — арлекин, знает об ужасе за окнами.

В разделе «Безумие» звучат мотивы жертвенности и страдания. Здесь и венок из «колючей крапивы», и «бегущая в чела кровавая струя». Лишь в последнем стихотворении раздела, названного «Друзьям», слабо забрезжит надежда и просветление. Надежда укрепляется в последнем разделе «Просветы».

Это самый трагический сборник А. Белого, созданный под влиянием личной трагедии и тяжелого состояния души поэта.

В дальнейшем А. Белый издает сборник стихов «Урна» и «Путевые заметки» – самое светлое произведение из всего написанного. Душевная рана поэта зажила.

В 1916 году А. Белый возвращается в Россию, он переживает самое трагическое

Для страны время. Самое знаменитое стихотворение Белого «Родина» написано в

Августе 1917 года. В нем звучит отношение поэта ко всему происходящему. В поэме

«Первое свидание» звучат мотивы сожаления о сгоревшем в стихии революции

Мире, о молодости и о гибнущей культуре России. Эта поэма – вершина творчества поэта.

А. Белый умер в 1934 году, и эта смерть была осознана его современниками как завершение целой эпохи в поэзии. Очевидно, что поэтическое творчество А Белого – наследие настоящего русского классика, к сожалению, до сих пор недостаточно изученное и не до конца понятое.

Читайте также:  Анализ стихотворения Андрея Белого На горах
Ссылка на основную публикацию