Анализ стихотворения Родина (Те же росы, откосы, туманы…) Андрея Белого

“Родина” – анализ стихотворения Андрея Белого

Анализ стихотворения Андрея Белого «Родина» позволяет семиклассникам понять, как поэт ощущал страну. Это стихотворение не только посвящение России.

Родина в нем показана такая, какая есть. Далеко не каждый русский поэт может похвастаться точностью и умением отобразить социально-экономические проблемы, используя дар слова.

История создания стихотворения Андрея Белого

В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма.

Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.

Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.

Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:

Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс.

Начало первой русской революции.

Написание стиха «Родине».

Публикация стиха в сборнике «Пепел».

Тема стихотворения

Центральной является тема матери – Родины, России. Поэт искренне любит ее, однако в то же время и «ругает»: она относится к своим детям, словно мачеха. Ведь в государстве свирепствует голод, люди гибнут от недоедания, стихии.

Обращает на себя пессимистическое миропонимание поэта. Он видит не солнце, и даже не красивые дома, а сплошную бедность – холодеющий шелест поляны, обнищалый народ.

Пессимистический символизм присущ везде: поэт готов скорее умереть за правду и свободу, нежели тратить тихие дни в ожидании «ненасытных стай смертей».

Жанр, направление и композиция

Уже с первой строфы поэт вводит тему страданий и несчастий народа. Он видит страну, где царит смерть, где полно человеческих слез, где горы боли и страдания, где забыли, что такое веселье.

В конце стиха есть риторический вопрос: кто же проклял эту несчастную страну, кто довел народ до обнищания. Кто же виноват в том, что жить на Руси невозможно, кто стоит на этом пути?

В планах поэта нет приукрашивания Родины. Понятно, что стране нужны перемены. Поэт смело говорит о проблемах России в особенном для читателя смысле.

Жанр произведения – гражданская лирика с вкраплениями размышлений о судьбе Отечества, которое очень важно поэту. Автор весьма смело пишет о России, но это оправданная критика. Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому.

Андрей Белый видит, что в стране не происходит никаких перемен и страдает от осознания безысходности. Более того, у него, от переполненных чувств, не получается молчать.

Стихотворный размер

Размер стиха – трехстопный анапест. Этим автор наследует Некрасова, повторяя смыслы гражданской лирики.

Средства художественной выразительности

Андрей Белый в своей поэзии использует резкие тропы, показывающие глубину его переживаний за судьбу России.

Эпитеты

Писатель использует такие эпитеты:

«рдяный восход»;

«холодеющий шелест»;

«бедный народ»;

«суровый свинцовый край»;

«холодное поле»;

«безысходные возгласы»;

«роковая страна, ледяная».

Метафоры

Поэт использует метафоры:

«шелест поляны»;

«край посылает»;

«стаи несытых смертей»;

«ветер доносит»»;

«над откосами косят людей».

Сравнения

В стихотворении есть сравнения, представленные в таких цитатах:

«как и все умирают»;

«те же росы, откосы, туманы»;

«те же взгласы»;

Заключение

Стала ли чужой для поэта Россия в этом стихотворении? На первый взгляд это так, особенно если вчитаться в слова «роковая страна, ледяная». Но на самом деле Белый любит свою страну, ощущает ее мощь. Он и его друзья не понимают, почему в стране столько лет ничего не меняется.

Стих Андрея Белого «Родине» – яркий пример глубоко реалистичного творчества, где каждое слово, каждая частичка наполнены глубочайшим философским смыслом.

«Родине» анализ стихотворения Белого по плану кратко – жанр, идея, тема

Стихотворение “Родине” Андрея Белого интересно тем, что Россия в нем представлена практически без приукрашивания. Краткий анализ “Родине” по плану поможет ученикам 7 класса понять, какой поэт видел свою страну. Материал можно использовать на уроке литературы как основной или дополнительный.

Краткий анализ

История создания – 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1901 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.

Тема стихотворения – любовь к родине, несмотря на ее недостатки.

Композиция – односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Эпитеты“рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.

Метафоры“шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

История создания

В 1908 году, когда Россия находилась между двумя революциями, многие поэты обратились к патриотической теме. Не остался в стороне и Андрей Белый, но он, в отличие от многих собратьев по перу, он написал не хвалебную оду, а реалистичное, даже немного жестокое произведение. Напечатали стихотворение “Родине” в том же году, немногим позже оно вошло в сборник “Пепел”, который вышел в 1910 году.

Белый действительно переживал о судьбе России, это выстраданное произведение.

Стих посвящен теме Родины, России. Поэт любит ее, но видит ее недостатки – она обращается со своими детьми не как мать, но как мачеха. В стране стоит голод, умирают в страданиях люди. Он смотрит вокруг достаточно пессимистично и видит не красивые дворцы и памятники, а нищету.

Композиция

Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек – как нелюбимый ребенок, невозможно.

Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.

Это гражданская лирика с философскими элементами – раздумья о судьбе родины, которая глубоко небезразлична автору. Он пишет о ней резко, но это критика, вызванная искреннем сопереживанием, болью за свою страну и свой народ. Из года в год ничего не меняется – поэт видит это и мучается от этого. Он не может молчать.

Стихотворение написано трехстопным анапестом – таким образом Белый одновременно отдает дань Некрасову и делает отсылку к его гражданской лирике.

Средства выразительности

Поэт использует резкие, пронзительные тропы, которые показывают всю глубину его страданий за судьбу Родины. Это:

  • Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
  • Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

Кроме того, им использовано обращение и риторический вопрос, которые завершают произведение, делают его цельным не только с композиционной, но и с художественной точки зрения.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Родина (Те же росы, откосы, туманы…)»

Стихотворение “Родине” Андрея Белого интересно тем, что Россия в нем представлена практически без приукрашивания. Краткий анализ “Родине” по плану поможет ученикам 7 класса понять, какой поэт видел свою страну. Материал можно использовать на уроке литературы как основной или дополнительный.

Краткий анализ

История создания – 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1901 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.

Тема стихотворения – любовь к родине, несмотря на ее недостатки.

Композиция – односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.

Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.



Стихотворение «Родина» Белый Андрей

Те же росы, откосы, туманы, Над бурьянами рдяный восход, Холодеющий шелест поляны, Голодающий, бедный народ;

И в раздолье, на воле — неволя; И суровый свинцовый наш край Нам бросает с холодного поля — Посылает нам крик: «Умирай —

Как и все умирают…» Не дышишь, Смертоносных не слышишь угроз: — Безысходные возгласы слышишь И рыданий, и жалоб, и слез.

Те же возгласы ветер доносит; Те же стаи несытых смертей Над откосами косами косят, Над откосами косят людей.

Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой — Мать Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой?

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Родина! Я умираю Родина! Я умираю. Нечего больше беречь. Слышишь? Последнее знаю — твердую русскую речь. Душу твою непростую ни от кого не берег — и потому не ревную, переступив за порог. И…
  2. Песня рыбака В тополях пылает осень… И ко мне издалека Ветер тянет И доносит Песню рыбака. Ты поешь, рыбак, понурясь. Чем уж плакать, Лучше петь — Про безжалостные бури, Про ограбленную сеть……
  3. Расскажи мне, ветер вольный Расскажи мне, ветер вольный, Ты о чем поешь и стонешь? Из каких ты стран далеких Тучи сумрачные гонишь? Где с тобою эти тучи Много слез так накопили, Что леса, холмы…
  4. Родина! Родина. Ветер и дым, Даль полевая, сквозная… Стоило жить молодым, Дальше не знаю… Не знаю. Стоило бить по мордам Самых дебильных и прочных, Гробить порядочных дам И возвеличить порочных. Стоило…
  5. Дума о Родине (Родина) Заводи темные Шум тополей Тихие, теплые Руки полей… Милая Родина, Я – твой росток! Малая родинка, Родничок. В стынь и в распутицу Веровал я Свято: да сбудется Воля твоя! Годы…
  6. Возвращенная родина 17 сентября 1939 года части Красной Армии вошли в город Луцк… Я родился в уездном городке и до сих пор с любовью вспоминаю убогий домик, выстроенный с краю проулка, выходившего…
  7. Вот Кинешма, здесь родина моя Кинешма! Детство мое быстроногое, Здесь ты прошло по откосам крутым. Все оглядело и все перетрогало. Было ли ты золотым? — Золотым! Вижу сегодня знакомые флаги я, Берег высокий, зеленый простор….
  8. Из окна вагона Поезд плачется. В дали родные Телеграфная тянется сеть. Пролетают поля росяные. Пролетаю в поля: умереть. Пролетаю: так пусто, так голо… Пролетают — вон там и вон здесь, Пролетают — за…
  9. Каролине Павловой И вновь плывут поля — не видишь ты, не видишь! — И одуванчик умилительно пушист. Росинку шевеля, — не видишь ты, не видишь! — Пошатывается разлатый лист. И провода поют,…
  10. Ты помнишь: поникшие ивы Ты помнишь: поникшие ивы Качались над спящим прудом; Томимы тоской, молчаливы, С тобой мы сидели вдвоем. В открытые окна глядели К нам звезды с высоких небес; Вдали соловьиные трели Поля…
  11. Памяти поэта Я. С. И бездну ты знал, и вершину… В коричневом, длинном гробу, Чуть брови сердитые сдвинув, Ты спишь, закусивши губу. Как тяжко она отвалилась, Хотя и без жалоб, без слез,…
  12. Уходит женщина. Уходит Уходит женщина. Уходит, Как солнце с неба, как река За горизонт по шатким сходням Травы, кувшинок, тростника. Уходит женщина так просто, Без слов, без слез, без жалоб прочь, Как в…
  13. Опять аметистовый вечер Опять аметистовый вечер. Прозрачно-холодные ткани Набросила осень на плечи. О, час предзакатных мечтаний! Мне как-то не жаль, что одна я, Что ты — безвозвратно далеко. Как вечер, душа умирает Без…
  14. Птичья песня Какую тебе мне лесть сплесть кривее, чем клюв у клеста? И как похвалить тебя, если дождем ты листы исхлестал? Мы вместе плясали на хатах безудержный танец щегла… И всех человеческих…
  15. На улицах летнего света На улицах летнего света Пить воду и яблочный сок, Шататься, без толку, шататься, Забыться, не слышать стараться, Как дышит развязанный где-то Смертей и рождений мешок. Как страшен бывает ребенок Для…
  16. Долго снились мне вопли рыданий твоих Долго снились мне вопли рыданий твоих,- То был голос обиды, бессилия плач; Долго, долго мне снился тот радостный миг, Как тебя умолил я — несчастный палач. Проходили года, мы умели…
  17. Родина Якову Коробову Избы, гумна, у гумен овины, Пояса покачнувшихся прясел. Снова север леса и равнины Многоцветною ризой украсил. Я люблю эту робкую пору — Крылья весен зеленых над Русью И…
  18. Родина Я возвращуся к вам, поля моих отцов, Дубравы мирные, священный сердцу кров! Я возвращуся к вам, домашние иконы! Пускай другие чтут приличия законы; Пускай другие чтут ревнивый суд невежд; Свободный…
  19. Вот родина моя Вот родина моя… Вот дикие пустыни. Вот благодарная оратаю земля! Дубовые леса, и злачные долины, И тучной жатвою покрытые поля! Вот горы, до небес чело свое взносящи, Младые отрасли Рифейских…
  20. Родина Тоскует потихонечку гармонь, Зима в окно снежинками стучится. В печурке еле теплится огонь, Но что-то всем не спится, не лежится. На улице уж поздняя пора, На небе звезды вышили узоры….
Читайте также:  Анализ стихотворения Раздумье Андрея Белого

Вы сейчас читаете стих Родина, поэта Белый Андрей

Композиция

Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек – как нелюбимый ребенок, невозможно.

Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.

Средства выразительности

Поэт использует резкие, пронзительные тропы, которые показывают всю глубину его страданий за судьбу Родины. Это:

  • Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
  • Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

Кроме того, им использовано обращение и риторический вопрос, которые завершают произведение, делают его цельным не только с композиционной, но и с художественной точки зрения.

Анализ стихотворений«Близнецы» анализ стихотворения Тургенева по плану кратко – главная мысль, жанр, год

Анализ стихотворений«Снег» анализ стихотворения Анненского по плану кратко – эпитеты, история создания, средства выразительности

Анализ стихотворения Белого Родине: краткий обзор

Анализ стихотворения Белого «Родине» занимает важное место в школьной программе, поскольку этот поэт является одной из самых знаковых фигур в русской литературе.

Он был символистом, и патриотические мотивы занимали видное место в его творчестве.

Впрочем, автор отличался специфическим видением образа России; многие обвиняли его в декаденстве и упаднических настроениях, что, впрочем, было свойственно многим автора рубежа столетий – переломной эпохи для жизни нашей страны.

Взгляды автора

Анализ стихотворения Белого «Родине» следует начать с краткой характеристики его мировоззрения. Поэт, как и его современник А. Блок, любил свою страну и поэтому старался изобразить в максимально достоверных образах.

В своих произведениях он старался абстрагироваться от отвлеченных эпитетов, сравнений и других литературных приемов, к которым прибегали его предшественники. Напротив, он старался «приземлить» знакомые зарисовки, тем самым вернувшись к традициям, заложенным еще Н. Некрасовым.

Важно помнить, что автор положительно относился к революционным потрясениям, так как считал, что коренные перемены пойдут России на пользу.

К сожалению, в своих стихотворениях он не поднимал вопрос о страшной цене этих самых перемен. Здесь любопытно будет сравнить его позицию с мнением Блока. Последний к концу жизни, увидев разруху, нищету и запустение, стал иначе смотреть на революционные преобразования, отмечая их жестокость, в то время как Андрей Николаевич продолжал в нее верить.

О революции

Анализ стихотворения Белого «Родине» поможет учащимся лучше понять творчество этого поэта. Произведение было написано в 1917 году, т.

е как раз в то самое время, когда прошла первая русская революция и надвигалась вторая. Вступительное четверостишие начинается с очень ярких и выразительных эпитетов, которые подчеркивают мощь и величие страны.

Автор сравнивает Россию со сильной стихией, которая сметает все на своем пути.

При этом он три раза повторяет название страны, чтобы тем самым подчеркнуть ее новую мощь, которую видел в революции. Сразу обращает на себя внимание последняя строчка: поэт сам готов отдать свою жизнь во имя этой неистовой революционной бури, искренно веря, что она принесет благо стране.

Образ России

Анализ стихотворения Белого «Родине» необходимо дополнить символическим описанием, которое дает поэт своей земле. Показателен тот факт, что старую Россию он видит в довольно мрачных красках. Он пишет о разрухе, о глухих глубинах и не находит в ней ничего доброго и хорошего, что несправедливо.

Наступившие же перемены он всячески восхваляет, рисуя страшные революционные потрясения в светлых и радостных красках, что совершенно не соответствовало реальной исторической действительности.

Автор призывает принять наступившие перемены как благо, акцентируя внимание на том, что они должны обновить страну.

Мысли о будущем

В качестве заключительного урока по творчеству поэта можно предложить школьниками анализ стихотворения Белого «Родине». «Рыдай, буревая стихия» – это первая строчка, которая сразу задает настрой всему произведению. Важное место в этом произведении занимают те места, которые посвящены мыслям автора о будущем страны.

Он использует выразительные эпитеты, которые символизируют мощь России: в его строчках возникают образы космоса, планет, огненное ядро Земли.

Все это проникнуто пафосом революционной борьбы, который охватил значительную часть интеллигенции в рассматриваемое время.

Будучи символистом, поэт проводит свою главную идею о неизбежности революции в красочных метафорах, каждая из которых наполнена философским содержанием.

Образ поэта

Анализ стиха Андрея Белого «Родине» должен обязательно включать изображение самого лирического героя, т.е. самого автора. Это поможет лучше понять задумку поэта. Последний заявляет о своей готовности пожертвовать своей жизнью во имя новой жизни и революции.

Он находит удовольствие в наблюдении за теми неистовыми переменами, которые происходили в стране. Читатель видит образ будущей России именно его глазами. Поэт наполнил свои строчки революционной романтикой, которая впоследствии станет главной темой советской литературы. Сам же лирический герой выступает в роли потенциального борца за обновление жизни.

О русской природе

Анализ стихотворения «Родина» (Белый, по плану краткий отзыв о творчестве которого следует упомянуть в начале обзора) также весьма важен для понимания произведений автора.

Это сочинение было написано в 1908 году, то есть как раз в тот самый период, когда только закончилась первая русская революция. Здесь поэт рисует в довольно унылых красках российский пейзаж.

Он пишет о холодной поляне, холодных туманах, мрачных бурьянах и о бедном народе.

Автор настроен крайне пессимистично: в знакомых картинах он не видит ничего отрадного и заявляет о том, что унылый край располагает к мысли не о жизни, но о смерти, что, конечно, несправедливо.

Однако поэт отличался собственным мировоззрением и видел в русской природе нечто тяжелое и даже мрачное, что во многом перекликается с некоторыми произведениями Блока о России. Стих Андрея Белого «Родина» очень похож на его произведение о нашей стране. Однако он отзывается о ее судьбе еще жестче, рисуя ее историю в мрачных красках.

Автор пишет о страданиях простого народа, мотив смерти рефреном проходит через все четверостишия. Мотивы декаденства задают тон всему стихотворению, делая его не только проникновенным, но и достаточно мрачным.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Родине»

Разные поэты с восторгом встретили начало XX века. Их охватывал особый патриотизм, и он находил выражение в творчестве. Не стал исключением и Андрей Белый. Анализ стихотворения «Родина» позволяет увидеть нестандартную позицию. Автор не поет хвалебных од России, наоборот, жестоко описывает происходящее в стране. Этот текст посвящен непростым событиям.

  1. История создания и тема произведения
  2. Краткое содержание стихотворения
  3. Композиция и художественные приемы

История создания и тема произведения

Стих был написан в 1917 году. В начале XX века в Турции произошла революция. Люди свергли власть султана и восстановили Конституцию. По всему миру население начало испытывать чувство патриотизма, люди были готовы сражаться на баррикадах. В России тоже чувствовалось напряжение. В 1905 году прошла Первая русская революция.

Андрей Белый не мог не переживать о судьбе Родины. Он любил ее и поэтому сильно волновался за ее будущее. Он буквально выстрадал свое произведение. В тексте можно найти раздумья автора и пророческие нотки. Революция 1917 года была по-разному воспринята народом. Кто-то считал ее спасением, другие — проклятьем.

Это не единственная работа поэта, которая была посвящена Родине. Он писал о ней в работе «Те же росы, откосы, туманы» и в других стихотворениях. Даже в поездках по другим странам Белый скучал по России.

В стихотворение «Родина» чувствуется отчаяние автора. Революция принесла хаос и разрушения, но в то же время автор воспринимает ее как очистительный огонь, поэтому в тексте есть обращение к Иисусу Христу, который считается мессией. Белому удалось соединить две разные темы — религиозную и гражданскую.

В тексте скрыто множество отсылок. Например, «кольца Сатурна» относятся к особому философскому течению, которое рассматривало зарождение мир с космической точки зрения.

Краткое содержание стихотворения

Стихотворение начинается с описания того, что страна обуревается огненной бурей. Лирический герой призывает сжигать себя и не жалеть сил. Разруха царит по всей территории России, но даже в самые ее глухие углы доходят крылорукие духи, и они же приносят особые сияющие сны.

Лирический герой призывает людей не плакать. Он предлагает им склонить колени и обратиться к огненному зареву. Именно там будут сливаться серафические пения и поток космических дней. Огонь выжжет все до состояния пустыни. Только слезы отчаяния будут наполнять моря. В это время сойдет Христос и всех спасет.

И в это время в небе будут видны кольца Сатурна и Млечный путь. Только Земля будет выглядеть как огненный шар. Но этот хаос важен и необходим.

Через очистительное пламя зародится новая Россия, и ее спасет мессия.

Композиция и художественные приемы

Стихотворение написано в жанре гражданской лирики. Поэт размышляет о дальнейшей судьбе России и о том, что ее ждет. В тексте также можно найти философские элементы. Автор отсылал к антропософии — учению, которое имело мистически-религиозное направление. Поэтому в тексте есть упоминание о космических объектах. Эти научные знания приводят к пониманию устройства вселенной. Все родилось из хаоса, и поэтому происходящие перемены нужно воспринимать как необходимость.

В стихотворении есть посвящение непосредственно стране. Автор обращается к ней, его любовь настолько сильна, что он готов сгореть вместе с Россией. Если обратиться к истории, то еще Древняя Русь неоднократно горела, и это позволяло переходить к новым этапам. Возможно, Белый тоже видел в этом некий мистический знак.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  • призыв лирического героя;
  • обращение к людям;
  • спасение.

В тексте можно найти обращения и восклицания. Они позволяют передать напряженную атмосферу стихотворения. Поэт мастерски наполняет работу образами, которые символизируют разные события.

При написании стихотворения Белый использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты: поэт описывает огонь «громовым», разрухи — «роковыми», глубины — «глухими»;
  • метафоры: автор рассказывает, как страна сжигает все подряд, гром оказывается серафическим пением, а пустыни становятся пристанищем слез;
  • аллитерация: повторение звуков [р], [д], [г] позволяет передать грохот стихии.

Белый сравнивает природные явления с революцией. Военные столкновения напоминают ураганы, а взрывы — раскаты грома. Стихию невозможно контролировать и поэтому остается только пережидать. Только потом можно приступать к восстановлению.

Андрей Белый написал немало известных стихотворений: «Матери», «Солнце», «Вспомни» и другие. В произведении «Родине» он отразил свое отношение к революции 1917 года и последующим событиям.

В тексте поэт показал свои переживания и наполнил стихотворение образами и символами. Это делает работу необычной и красивой.

Анализ стихотворения «Родине» Белого

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) – один из ярчайших представителей поэзии Серебряного века. Будучи гимназистом в известной гимназии Л.И. Поливанова, он увлекался восточными религиями и литературой. Интересовался поэзией – русской и французской.

Особенно его занимали труды Бальмонта и Брюсова (символисты). А близкое знакомство с семьёй Соловьёвых, повлияло на формирование христианских ценностей будущего поэта. Поскольку отец Андрея был деканом Московского университета (физико-математического факультета), то сын, пытаясь соединить в себе интерес к точным и творческим наукам, поступил в этот же университет, но на факультет естественных наук.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Он прилежно изучал зоологию и химию, и в то же время познакомился и сошёлся с Блоком, Мережковским, Брюсовым. С того времени началась настоящая литературная жизнь Белого. Кстати, имя «Андрей Белый» придумал Борису Бугаеву рыцарь-монах Владимир Соловьёв. Дебютировал Белый с «Симфонией» (дебюта этого никто не понял, и не оценил, даже А. Блок), после пишет для разных журналов – и прозу, и поэзию. При этом на всём его творчестве лежит печать символизма – экспериментального, но всё же с мотивами, характерными для символистов.

Стихотворение «Родине» было написано в 1908 году. Посвящено – протоиерею Валентину Павловичу Свентицкому – православному священнику, известному богослову и проповеднику (помимо этого, Свентицкий был драматургом, прозаиком, а также публицистом). Поскольку личностью он был противоречивой (то есть его современники отзывались о нём по-разному), то трудно сказать, почему Белый сделал это посвящение. Очень часто приводится в различных источниках отрывок из «Свободной совести», в котором А. Белый нелестно отзывается о В.П. Свентицком.

Читайте также:  Анализ стихотворения Белого Из окна вагона

«Свободная совесть» – литературно-философский сборник, который было решено выпускать на встрече кружка «Аргонавты», организовавшегося вокруг Андрея Белого. Так вот, поэт пишет о том, что избегал общения с «батюшкой» из-за экспрессивного поведения того, неопрятной внешности, поз. Другие же люди видели в «ищущем священнике» правдоборца, просветителя, незаурядную личность. Возможно, А. Белый своим стихотворением, как бы задаёт Свентицкому вопрос, а, возможно, высказывает своё видение состояния Родины и личную озабоченность происходящим…

Ко времени написания стихотворения крепостное право было отменено, за спиной остались кровавые события 1905 года, но над долгожданной волей всё равно давлела неволя. Потому что люди жили от того, что даст природа, зависели от неё. Пришёл неурожайный год – есть нечего и взять негде. Да и пойти некуда, потому что кроме сохи и домика, и кучи детей нет ничего. Не с чем сравнить. Не образования, нет и обновлённого мышления. А если нет нового в голове – не будет нового и в жизни. Такой замкнутый круг массового отчаянья. И хотя крестьянин стал свободным, вечной цепью привычки, нищеты и непросвещённого ума оказался повязан он с землёй…

Вроде бы никто не виноват ни в «природном крепостном праве», ни в неурожаях, ни в общей разрухе и безалаберности. Даже мать Россия… Она – мать, а значит, не может с такой жестокостью относиться к своим детям. Что случилось с ней, кто её проклял? Железная судьба? Кто сделал её злою настолько, что сердце её словно окаменело: не слышит ни стонов, ни слёз, ни криков, ни жалоб? Поэт вопрошает в конце стихотворения: «Кто же так подшутил над тобой?»

А какие тяжёлые ощущения вызывают эпитеты «свинцовые», «холодные», «суровые», «ледяная», «железная», «злая». Как-будто видишь дождливое, грязное полотно, написанное в серо-черных тонах. Без цвета, без надежды, без просвета… И неоднозначный, зловещий образ смерти… Обычно, упоминая смерть, имели ввиду скелетообразную старуху с косой, – олицетворение конца. У Белого смерть не одна – их целые стаи. И они не приходят за конкретным человеком, стучась в дверь его дома, а одновременно «косят над откосами людей». Что же это за страна, где человек лишён возможности отойти в мир иной в своей постели?

После прочтения стихотворения «Родине» появляется реальное чувство безнадёжности, будто сам жил или побывал в том безрадостном времени. Чувство разделения безвыходного состояния людей и страны. Когда по-старому жить невозможно, а как жить по-новому – никто не знает.

Как бы то ни было, можно высказать своё мнение, описать свои ощущения, связать с историческим событиями времени его написания, но… Что имел ввиду поэт, о чём он думал, переменил ли свои убеждения и взгляды позднее (может быть, на диаметрально противоположные) – доподлинно неизвестно. Нам лишь остаётся для изучения и примера замечательное, бесценное литературное наследие Андрея Белого.

Анализ стихотворения Андрея Белого “Отчаяние”

Стихотворения символистов особенно сложны для понимания и, тем более, для анализа, ведь их смысл сильно завуалирован. Поэтому одно и тоже стихотворение разными людьми может восприниматься по-разному. Еще Жан Мореас писал: “Символическая поэзия – враг поучений, риторики и объективных описаний; она стремится облечь идею в чувственно постижимую форму”. Основываясь на этих самых чувствах, я и буду анализировать стихотворение “Отчаяние” написанное в 1904 году. Это стихотворение по своей пространственно-временной организации очень динамично.

Любой внимательный читатель сразу же заметит, что с каждой новой строфой скорость движения зимней стихии увеличивается: “Веселый, искрометный лед. Но сердце – ледянистый слиток. Пусть вьюга белоцвет метет,-

Взревет; и развернет свой свиток. Срывается: кипит сугроб, Пурговым кружевом клокочет, Пургой окуривает лоб,

Завьется в ночь и прохохочет”. Как видите, на смену вьюги приходит лавина, и создается ощущение усиления ветра. Но в произведение есть еще одна буря – буря внутри лирического героя, и с каждой строчкой она бушует все сильнее. А в третьей строфе автор даже прибегает к помощи “двойника”, который создает еще большее чувство страха и опасности.

От этого также увеличивается динамика. Прочитаем первые три строфы еще раз. Чувствуете эту скорость, этот холод, эту темноту? В таком мире каждый человек становится волком-одиночкой, который живет лишь для того, чтобы выжить. Напоминает закон джунглей, не правда ли?

И чтобы наш мир не превратился в такие холодные джунгли, автор призывает сбавить ход и, наконец-то, осмотреться: “Душа, остановись – замри! Слепите, снеговые хлопья! Вонзайте в небо, фонари,

Лучей наточенные копья!” Белый словно говорит: “Видишь, каким стал этот мир! Он ужасен!

Он сер, уныл, холоден и неприветлив!” И лишь свет способен все изменить. Причем не просто свет, а “лучей наточенные копья”, то есть герою придется приложить усилие, чтобы побороть эту темноту. Это стихотворение актуально и по сей день, ведь каждого из нас можно представить в роли этого лирического героя.

И если мы, подобно ему, будем забывать красоту и размеренность этого мира, в скором времени наступит холодное отчаяние…

Твір на тему: Анализ стихотворения Андрея Белого “Отчаяние”

Related posts:

Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате На карте современной Москвы Арбат, как известно, – одна из непременных туристических точек. В будни и в праздники он многолюден, пестр и многоязык, так что за людской толпой порою нет.

Тема России в поэзии Андрея Белого Плененный дух. М. Цветаева Мне кажется, никто лучше М. Цветаевой не сказал о сущности этого художника слова. В очерке об А. Белом “Плененный дух” вырисовывается образ мятущейся души, горячо любящей.

Анализ стихотворения Андрея Вознесенского “Живите не в пространстве, а во времени…” Поэтический процесс 70-80-х годов – явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов – Е.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Сожженное письмо” Стихотворение “Сожженное письмо” было написано в 1825 году, в преиод ссылки Пушкина в село Михайловское. Вечная тема любви разработана Пушкиным очень своеобразно. Он пишет о сожженном письме, но на самом.

Анализ стихотворения в прозе “Голуби” Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями. Какие же чувства.

Анализ стихотворения Фета “Шепот, робкое дыханье” В стихотворении Фета “шепот, робкое дыханье” 3 строфы, в каждой из которых по 4 стиха. Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру. Описание.

Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода из главы 1 часть 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) “На краю дороги стоял дуб… с обломанными, давно видно, суками и с облапанною корой, заросшею старыми болячками…. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни.

Анализ стихотворения Жуковского “Листок” Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя – императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры.

Анализ стихотворения Жуковского “Цветок” Стихотворение была написано в 1811 году, несомненно, факты биографии оказывают влияние на содержание стихотворения. “Цветок” – не исключение. Каждый, кто знаком с биографией Жуковского знает, что год написания стихотворения стал.

Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом – перелом.

Анализ стихотворения А. Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…” “Ночь, улица, фонарь, аптека…”Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности “Бессмысленный и тусклый свет” и “Все будет так. Исхода нет” Присутсвие.

Анализ стихотворения “Памятник” В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение “Памятник”, в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. В русской литературе Державин.

Анализ стихотворения “О как убийственно мы любим” Вы не замечали, что люди, которым мы причиняем боль, чаще те, кто больше всех нам дороги и близки? Ф. И. Тютчев в своем стихотворении “О как убийственно мы любим” твердит.

Анализ стихотворения “Пирующие студенты” Стихотворение “Пирующие студенты” было написано А. С. Пушкиным в жанре послания в 1814 году. Данное стихотворение относится к произведениям, которые были созданы поэтом во время обучения в Царскосельском лицее. Несомненно.

Жизнь и творчество А. Белого Андрей Белый – Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 – 8. 1.1934) – родился и вырос в семье крупного российского математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева. Круг его общения был чрезвычайно.

Анализ стихотворения М. А. Дудина “Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях” Стихотворение “Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях” Михаил Дудин написал в 1942 год, в самый разгар Великой Отечественной войны. В стихотворении поэт показывает нам войну глазами солдата, противопоставляя.

Анализ стихотворения А. Твардовского “В тот день, когда окончилась война…” Александр Трифонович Твардовский – поэт большого лирического начала и особой совестливости. Он стремился передать драматизм военного времени и благодарность потомков тем, кто отстоял для них мир и свободу на земле.

Анализ стихотворения “Анчар” Особенную остроту в условиях последекабрьской действительности приобретала проблема ценности человеческой личности, места человека в мире, его права на жизнь и права на его жизнь со стороны другого человека. Глубоким обобщением.

Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”) К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. 8 сентября 1941 года германское верховное командование.

Анализ стихотворения В. Маяковского Стихотворение “Товарищу Нетте, пароходу и человеку” написано в 1926 году. Оно является примером гражданской лирики. Лирическое чувство и гражданский пафос в нем нераздельны. Конкретный случай – встреча с пароходом, носящим.

Анализ стихотворения Н. Некрасова “Внимая ужасам войны…” Николай Алексеевич Некрасов – поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях.

Анализ эпизода “Разговор князя Андрея с Пьером перед Бородинским сражением” (Л. Н. Толстой “Война и мир”) Бородинское сражение – кульминационный эпизод всего многотомного романа Толстого “Война и мир”. Именно это сражение раскрыло то, что, по мнению писателя, помогло русскому народу победить Наполеона. Именно в описании Бородино.

Анализ стихотворения А. Твардовского “Я убит подо Ржевом” По форме стихотворение А. Т. Твардовского “Я убит подо Ржевом” (1945 – 1946) представляет собой диалог-нравственное завещание убитого в боях подо Ржевом солдата своим соотечественникам и единомышленникам – тем, кто.

Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода из главы 1 части 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Описания природы русские писатели издавна использовали с целью охарактеризовать внутреннее состояние своих героев. Подобным приемом пользовался и Л. Н. Толстой в своем романе “Война и мир”. “На краю дороги стоял.

Изображение белого движения в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Роман М. А. Булгакова “Белая гвардия” описывает события на Украине, происходившие в с декабря 1918г. по февраль 1919г. Это был разгар гражданской войны, когда за власть боролись “белые”, “красные”, петлюровцы.

Анализ стихотворения “Слаб голос мой…” А. Ахматовой Стихотворение “Слаб голос мой” написано весной 1913 года. Оно входит в сборник “Белая стая” (1917 год), который принес (наряду с другими сборниками: “Вечер”, “Четки”, “Подорожник”, “Anno Domini”) А. А. Ахматовой.

Анализ стихотворения Поля Верлена “Осенняя песня” Это стихотворение отражает состояние осенней природы и одновременно внутреннее состояние лирического героя. Как изменяются времена года, так меняется и человек, его чувства и настроения. Осень – время переоценки того, что.

Анализ переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Аргументы и стиль оппонентов. Данная переписка, как мы понимаем с самого начала, не просто личные переговоры Иоанна и Курбского. Эта переписка явно должна была.

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта “Я не знаю мудрости” Стихотворение К. Д. Бальмонта “Я не знаю мудрости” написано в 1902 году. Оно входит в сборник “Только любовь” (1903 год), который наряду с другими книгами (“Горящие здания”, “Будем как солнце”).

Читайте также:  Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

Анализ стихотворения А. Фета “Шепот. Робкое дыханье…” Стихотворение “Шепот. Робкое дыханье…”, посвященное возлюбленной поэта М. Лазич, рассказывает о свидании влюбленных в саду. Всего в 12 строках автору удалось выразить целый букет чувств, передать все оттенки переживаний двух.

Анализ стихотворения Андрея Белого “Отчаяние”

Сочинение Анализ стихотворения Андрея Белого «Любовь»

Стихотворение “Родине” Андрея Белого интересно тем, что Россия в нем представлена практически без приукрашивания. Краткий анализ “Родине” по плану поможет ученикам 7 класса понять, какой поэт видел свою страну. Материал можно использовать на уроке литературы как основной или дополнительный.

О революции

Анализ стихотворения Белого «Родине» поможет учащимся лучше понять творчество этого поэта. Произведение было написано в 1917 году, т.е как раз в то самое время, когда прошла первая русская революция и надвигалась вторая. Вступительное четверостишие начинается с очень ярких и выразительных эпитетов, которые подчеркивают мощь и величие страны. Автор сравнивает Россию со сильной стихией, которая сметает все на своем пути.

При этом он три раза повторяет название страны, чтобы тем самым подчеркнуть ее новую мощь, которую видел в революции. Сразу обращает на себя внимание последняя строчка: поэт сам готов отдать свою жизнь во имя этой неистовой революционной бури, искренно веря, что она принесет благо стране.


Взгляды автора

Анализ стихотворения Белого «Родине» следует начать с краткой характеристики его мировоззрения. Поэт, как и его современник А. Блок, любил свою страну и поэтому старался изобразить в максимально достоверных образах. В своих произведениях он старался абстрагироваться от отвлеченных эпитетов, сравнений и других литературных приемов, к которым прибегали его предшественники. Напротив, он старался «приземлить» знакомые зарисовки, тем самым вернувшись к традициям, заложенным еще Н. Некрасовым. Важно помнить, что автор положительно относился к революционным потрясениям, так как считал, что коренные перемены пойдут России на пользу.

К сожалению, в своих стихотворениях он не поднимал вопрос о страшной цене этих самых перемен. Здесь любопытно будет сравнить его позицию с мнением Блока. Последний к концу жизни, увидев разруху, нищету и запустение, стал иначе смотреть на революционные преобразования, отмечая их жестокость, в то время как Андрей Николаевич продолжал в нее верить.

Образ поэта

Анализ стиха Андрея Белого «Родине» должен обязательно включать изображение самого лирического героя, т.е. самого автора. Это поможет лучше понять задумку поэта. Последний заявляет о своей готовности пожертвовать своей жизнью во имя новой жизни и революции.

Он находит удовольствие в наблюдении за теми неистовыми переменами, которые происходили в стране. Читатель видит образ будущей России именно его глазами. Поэт наполнил свои строчки революционной романтикой, которая впоследствии станет главной темой советской литературы. Сам же лирический герой выступает в роли потенциального борца за обновление жизни.

История создания стихотворения Андрея Белого

В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма.

Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.

Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.

Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:

ГодСобытие
1900-1903Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс.
1905Начало первой русской революции.
1908Написание стиха «Родине».
1910Публикация стиха в сборнике «Пепел».

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения intera1

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
История любви — Андрей Белый и Любовь Менделеева
Борис Николаевич Бугаев, больше известный как Андрей Белый, родился 14 (26) октября 1880 года в семье профессора, известного математика Николая Васильевича Бугаева, и прожил первые свои годы в самом центре Москвы, на Арбате. В профессорском доме часто бывали знаменитости: научные деятели, люди богемы, композиторы и писатели. Мальчик с детства впитывал атмосферу красоты и гармонии искусства. Но особенно Борис увлекался поэзией, писал стихи, а в двадцать три года, будучи студентом физико-математического факультета Московского университета, опубликовал свой первый сборник — «Северная симфония».

Естествознание будущего поэта интересовало мало, всё свободное время он уделял любимой поэзии. О талантливом молодом человеке вскоре заговорили в литературных кругах, он познакомился с известными литераторами того времени, а о своей настоящей специальности вскоре совершенно забыл. В то же время юноша взял себе литературный псевдоним — Андрей Белый. Цвет, который он выбрал для своей новой фамилии, символизировал чистоту, духовность и успокоение. В то время самым близким другом для него был поэт Александр Блок, с которым Белый познакомился в начале 1890-х годов. Блок был известен, талантлив и непонятен. К тому же, не много времени уделяя своей молодой жене (его свадьба с Любовью Менделеевой состоялась в 1903 году), предпочитал всё время проводить с легкодоступными женщинами, часто меняя подруг и утоляя чувственную сторону любви в публичных домах. Нередко он появлялся дома лишь под утро, а безутешная Люба всё чаще сетовала на своё унизительное положение близкому другу супруга — Андрею Белому, который при каждом удобном случае навещал молодую женщину. Та привыкала к новому знакомому всё сильней, часами говорила с ним, рассказывала о своих обидах и неосуществившихся мечтах и тонула в поразительных, редкого цвета глазах Андрея. Все, кто знал Белого, отмечали его удивительную, словно бы неземную красоту, глубокие, синие глаза, обрамлённые тёмными, густыми ресницами, и светлые, белокурые волосы, с которыми поэт казался ещё совсем мальчишкой. Зинаида Гиппиус так писала об Андрее Белом: «Удивительное это было существо… Вечное играние мальчика, скошенные глаза, танцующая походка, бурный водопад слов… вечное враньё и постоянная измена». В нём было что-то одухотворённое, притягательное, странное, что сильно влекло к нему женщин. Чувственный, утончённый и понимающий молодой человек вскоре стал так близок Менделеевой, что она неожиданно влюбилась в него и однажды открыла свои чувства. Юноша ответил взаимностью, признавшись в самой пылкой любви. Тонко чувствующая и глубоко переживающая женщина не могла оставить равнодушным такого человека, как Андрей Белый.

Они стали любовниками. «Я была брошена на произвол всякого, кто стал бы за мной ухаживать», — вспоминала о том времени супруга Блока, словно оправдывая безумную страсть, которую испытывала к молодому поэту. Тот признавался близким, что чувствует обречённость и безнадёжность их любви, однако разорвать эту прочную связь ни Белому, ни Менделеевой не удавалось. Они страдали, мучили друг друга, расставались и снова шли друг к другу на встречу. Но Любовь Дмитриевна не желала разрушать семью, а Белый, видя страдания Блока и своей возлюбленной, предпочитал наблюдать со стороны, не предпринимая никаких решительных действий.

Их страстные отношения продолжались два года, а в 1906 году Андрей Белый создал знаменитую пьесу о своём странном положении в любовном треугольнике, назвав её «Балаганчик». Тогда же Любовь Менделеева, окончательно запутавшись в своих отношениях с мужем и возлюбленным, приняла решение на время расстаться с любовником и подумать о дальнейшей жизни.

Так прошло десять трудных месяцев, когда Белый даже подумывал о самоубийстве, а Менделеева не могла определиться окончательно, разрываясь между чувствами и здравым рассудком. Наконец, она сообщила поэту, что остаётся с мужем, а его, возлюбленного, хочет навсегда вычеркнуть из своей жизни.

Расставшись со своей мечтой, подавленный и покинутый Андрей Белый уехал из Петербурга и отправился за границу в надежде забыть о любимой женщине.

Любовь Дмитриевна Менделеева вернулась к Блоку. Тот, уставший от многочисленных романов, уже совершенно больной и разочарованный, был рад возвращению супруги. Его даже не смутил тот факт, что жена ждала ребёнка от другого мужчины, актёра Давидовского, с которым у Менделеевой была непродолжительная любовная связь. Блок пообещал любить ребёнка и трепетно заботился о супруге, пока та не родила младенца. Через несколько дней после рождения ребёнок умер, а супруги, вместе пережив это горе, сблизились ещё больше.

Андрей Белый больше двух лет жил за границей, где создал два сборника стихов, которые были посвящены Александру Блоку и Любови Менделеевой. Вернувшись в Россию, поэт женился на Асе Тургеневой и вместе с ней в 1910 году совершил ряд путешествий в Тунис, Палестину и Египет. Спустя год супруги перебрались в Европу, где прожили около четырёх лет.

Вернуться на родину Белый смог лишь в 1916 году. Это был уже совершенно другой, измученный страданиями, так и не сумевший забыть бывшую возлюбленную, со сломанной судьбой и разрывающимся сердцем человек. Семейная жизнь у него не ладилась, в 1918 году Ася решила навсегда расстаться с мужем и уйти к другому. Андрей Белый остался совершенно один. Даже когда в 1921 году скончался Александр Блок, поэт не предпринял никаких попыток вернуть Менделееву.

Со временем в его жизни появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы. Клавдия Николаевна Васильева стала последней подругой Белого, к которой он не испытывал любовных чувств, однако держатся за неё словно за спасительницу. Тихая, покорная, заботливая Клодя, как называл её писатель, смогла уйти от законного мужа лишь в 1929 году, и спустя несколько месяцев стала супругой Андрея Белого.

Писатель умер у неё на руках 8 января 1934 года. Любовь Дмитриевна Менделеева пережила бывшего возлюбленного на пять лет.
Посвящается Л. Д. Блок Задумчивый вид: Сквозь ветви сирени сухая известка блестит запущенных барских строений. Всё те же стоят у ворот чугунные тумбы. И нынешний год всё так же разбитые клумбы. На старом балкончике хмель по ветру качается сонный, да шмель жужжит у колонны. Весна. На кресле протертом из ситца старушка глядит из окна. Ей молодость снится. Всё помнит себя молодой — как цветиком ясным, лилейным гуляла весной вся в белом, в кисейном. Он шел позади, шепча комплименты. Пылали в груди ее сантименты. Садилась, стыдясь, она вон за те клавикорды. Ей в очи, смеясь, глядел он, счастливый и гордый. Зарей потянуло в окно. Вздохнула старушка: «Всё это уж было давно. » Стенная кукушка, хрипя, кричала. А время, грустя, над домом бежало, бежало. Задумчивый хмель качался, как сонный, да бархатный шмель жужжал у колонны.

Тема стихотворения

Центральной является тема матери — Родины, России.

Поэт искренне любит ее, однако в то же время и «ругает»: она относится к своим детям, словно мачеха. Ведь в государстве свирепствует голод, люди гибнут от недоедания, стихии.

Обращает на себя пессимистическое миропонимание поэта. Он видит не солнце, и даже не красивые дома, а сплошную бедность – холодеющий шелест поляны, обнищалый народ.

Пессимистический символизм присущ везде: поэт готов скорее умереть за правду и свободу, нежели тратить тихие дни в ожидании «ненасытных стай смертей».

Средства выразительности

Поэт использует резкие, пронзительные тропы, которые показывают всю глубину его страданий за судьбу Родины. Это:

  • Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
  • Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

Кроме того, им использовано обращение и риторический вопрос, которые завершают произведение, делают его цельным не только с композиционной, но и с художественной точки зрения.

Композиция

Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек – как нелюбимый ребенок, невозможно.

Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.

Мысли о будущем

В качестве заключительного урока по творчеству поэта можно предложить школьниками анализ стихотворения Белого «Родине». «Рыдай, буревая стихия» — это первая строчка, которая сразу задает настрой всему произведению. Важное место в этом произведении занимают те места, которые посвящены мыслям автора о будущем страны.

Он использует выразительные эпитеты, которые символизируют мощь России: в его строчках возникают образы космоса, планет, огненное ядро Земли. Все это проникнуто пафосом революционной борьбы, который охватил значительную часть интеллигенции в рассматриваемое время. Будучи символистом, поэт проводит свою главную идею о неизбежности революции в красочных метафорах, каждая из которых наполнена философским содержанием.

Ссылка на основную публикацию