Анализ стихотворения Родина (Те же росы, откосы, туманы…) Андрея Белого

Родина: Белый Андрей

Стихотворение “Родине” Андрея Белого интересно тем, что Россия в нем представлена практически без приукрашивания. Краткий анализ “Родине” по плану поможет ученикам 7 класса понять, какой поэт видел свою страну. Материал можно использовать на уроке литературы как основной или дополнительный.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Родина (Те же росы, откосы, туманы…)»

У многих русских поэтов есть стихи, посвященные родине. Однако далеко не все они могут похвастаться объективностью и тем, что отражают обратную сторону медали. Поэт Андрей Белый, по праву считающийся одним из ярчайших русских символистов, в своих произведениях очень огромное внимание уделял реальному отображению действительности. Видимо, по этой причине даже лирические стихи этого автора носили декадентский оттенок и были пронизаны либо мрачным юмором, либо сарказмом.

В 1908 году Андрей Белый на волне русского патриотизма опубликовал стихотворение «Родина», Однако выдержано оно было совсем не в том ключе, к которому привыкла общественность. Вместо хвалебной оды поэт попытался представить свою страну если и не объективно, то хотя бы без ложного приукрашивания. Действительно, трудно обвинить автора в намеренном желании исказить реальность, если наряду с восхищением Россией он позволяет себе открыто заявить о том, что ее основными достопримечательностями являются «холодеющий шелест поляны, голодающий, бедный народ».

Отчасти подобные фразы были связаны с событиями 1905 года, когда стало ясно, что настоящая революция уже не за горами. Под впечатлением попытки государственного переворота в то время оказались многие русские поэты, и Андрей белый в этом отношении не являлся исключением. Однако если Александр Блок кардинально изменил свои взгляды на революцию, убедившись, что кроме голода, разрухи и гибели людей она ничего не способна дать России, то Андрей Белый придерживался диаметрально противоположной точки зрения. Он был убежден, что в стране нужно кардинально все изменит. Правда, автор не задумывался о том, какой ценой это придется делать.

Пока же для Андрея Белого «и в раздолье, на воле – неволя», он видит окружающий мир в довольно пессимистичном свете и сочувствует тем, кто устал прозябать в нищете. Философия Андрея Белого такова, что лично сам он готов умереть за свободу, чем коротать свои дни в ожидании, что скоро «ненасытные стаи смертей» заберут и его жизнь.

Обращаясь к своей родине, которая уже успела стать для него чужой и непонятной, поэт отмечает: «Роковая страна, ледяная». На самом деле, он чувствует мощь русской державы, однако не может понять, почему из года в год ничего вокруг не меняется. «Мать Россия, о родина злая, кто же так подшутил над тобой?», — вопрошает поэт, не догадываясь о том, что этим же вопросом задается каждое новое поколение его соплеменников.

Краткий анализ

История создания – 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1901 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.

Тема стихотворения – любовь к родине, несмотря на ее недостатки.

Композиция – односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.

Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

История создания

В 1908 году, когда Россия находилась между двумя революциями, многие поэты обратились к патриотической теме. Не остался в стороне и Андрей Белый, но он, в отличие от многих собратьев по перу, он написал не хвалебную оду, а реалистичное, даже немного жестокое произведение. Напечатали стихотворение “Родине” в том же году, немногим позже оно вошло в сборник “Пепел”, который вышел в 1910 году.

Белый действительно переживал о судьбе России, это выстраданное произведение.

Популярные авторы

1. Ахматова Анна

2. Пастернак Борис

3. Пушкин Александр

4. Высоцкий Владимир

5. Есенин Сергей

6. Блок Александр

7. Мандельштам Осип

8. Лермонтов Михаил

10. Фет Афанасий

11. Гумилев Николай

12. Цветаева Марина

14. Брюсов Валерий

15. Некрасов Николай

Композиция

Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек – как нелюбимый ребенок, невозможно.

Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.

Это гражданская лирика с философскими элементами – раздумья о судьбе родины, которая глубоко небезразлична автору. Он пишет о ней резко, но это критика, вызванная искреннем сопереживанием, болью за свою страну и свой народ. Из года в год ничего не меняется – поэт видит это и мучается от этого. Он не может молчать.

Стихотворение написано трехстопным анапестом – таким образом Белый одновременно отдает дань Некрасову и делает отсылку к его гражданской лирике.

Средства выразительности

Поэт использует резкие, пронзительные тропы, которые показывают всю глубину его страданий за судьбу Родины. Это:

  • Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
  • Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

Кроме того, им использовано обращение и риторический вопрос, которые завершают произведение, делают его цельным не только с композиционной, но и с художественной точки зрения.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Родина «

У многих русских поэтов есть стихи, посвященные родине. Однако далеко не все они могут похвастаться объективностью и тем, что отражают обратную сторону медали. Поэт Андрей Белый, по праву считающийся одним из ярчайших русских символистов, в своих произведениях очень огромное внимание уделял реальному отображению действительности.

Видимо, по этой причине даже лирические стихи этого автора носили декадентский оттенок и были пронизаны либо мрачным юмором, либо сарказмом.

В 1908 году Андрей Белый на волне русского патриотизма опубликовал

Отчасти подобные фразы были связаны с событиями 1905 года, когда стало ясно, что настоящая революция уже не за горами.

Правда, автор не задумывался о том, какой ценой это придется делать.

Пока же для Андрея Белого «и в раздолье, на воле — неволя», он видит окружающий мир в довольно пессимистичном свете и сочувствует тем, кто устал прозябать в нищете. Философия Андрея Белого такова, что лично сам он готов умереть за свободу, чем коротать свои дни в ожидании, что скоро «ненасытные стаи смертей» заберут и его жизнь.

Обращаясь к своей родине, которая уже успела стать для него чужой и непонятной, поэт отмечает: «Роковая страна, ледяная». На самом деле, он чувствует мощь русской державы, однако не может понять, почему из года в год ничего вокруг не меняется. «Мать Россия, о родина злая, кто же так подшутил над тобой?», — вопрошает поэт, не догадываясь о том, что этим же вопросом задается каждое новое поколение его соплеменников.

Дайджест:

Анализ стихотворения Андрея Белого «В полях» Ловелас и смутьян, покоритель женских сердец и дамский угодник, Андрей Белый в 1905 году влюбился в супругу Александра Блока, Любовь Менделееву. Как он сумел очаровать эту прагматичную и достаточно сдержанную. .

Анализ стихотворения Андрея Белого «Любовь» В жизни Андрея Белого было несколько серьезных романов, каждый из которых закончился весьма трагически. Поэт предвидел, что его личная жизнь будет состоять из сплошных взлетов и падений, так как предъявлял. .

Анализ стихотворения Андрея Белого «Маг « После неудачного романа с Любовью Менделеевой, супругой Александра Блока, поэт Андрей Белый спешно покидает Россию, надеясь таким образом убежать от себя и своих чувств. Однако два года пребывания за границей. .

Анализ стихотворения Андрея Белого «Тройка» В творчестве Андрея Белого был небольшой период, когда поэт искал новые формы и жанры для выражения собственных идей, экспериментировал со стилем и образами. Именно в это время появилось на свет. .

Анализ стихотворения Андрея Белого «Июльский день: сверкает строго…» Стихотворение «Июльский день: сверкает строго…» относится к пейзажной лирике Белого. Сюжетно оно разделено на три части. В первых восьми строках перед читателями предстает жаркий летний день. Земля истомилась, исстрадалась без. .

Русская революция в творчестве Андрея Белого Книга стихов Андрея Белого «Пепел» вышла в 1909 г., через два года после окончания первой русской революции. Она посвящена памяти Некрасова и открывается эпиграфом из его стихотворения. Казалось бы, этого. .

«Котик Летаев» оригинальное произведение Андрея Белого Котик Летаев — самое оригинальное и ни на что не похожее произведение Белого. Это история его собственного младенчества и начинается она с воспоминаний о жизни до рождения — в материнской. .

«Орнаментальная проза» Андрея Белого В предисловии к первому своему прозаическому произведению Белый говорит: «Эта вещь имеет три смысла: музыкальный смысл, сатирический смысл и, кроме того, философски-символический смысл». Это можно сказать обо всей прозе, разве. .

Описание Петербурга в произведениях Андрея Белого Вряд ли будет сильным преувеличением сказать, что Петербург Андрея Белого вырос из Достоевского, по крайней мере, последний сильно на него повлиял. Даже лексически у них есть общие моменты: огромное количество. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Солнце Андрея Белого

Драматическое столкновение сил в пейзажах Андрея Белого При этом описательный пейзаж переводится в повествовательный, в своего рода «пейзажный сюжет»! Образность, строящая этот сюжет, сложна, многозначна и, конечно, не может быть полностью определена столкновением «света и тьмы», но. .

Лирическая стихия в романе «Петербург» Андрея Белого Стилистика названий, которыми обозначал Белый главы «Петербурга», имеет именно такой характер. Это длинные названия явно и демонстративно стилизованные под старину, иронические, резко выделяющиеся на фоне художественной прозы XIX и XX. .

Речевой ритм романа Андрея Белого «Петербург» В «страшном» открываются, таким образом, какие-то частицы «нестрашного», даже «доброго». Это — особый вид морально-эстетического облегчения, разрешения, вносящий в музыкальный катарсис романа дыхание «доброй музыки», — своеобразный оттенок, характерный именно. .

Анализ стихотворения СИМОНОВА «РОДИНА» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ К. СИМОНОВА «РОДИНА». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение «Родина» было написано К. Симоновым в 1941 году, в годы Великой Отечественной войны. Основная тема его — тема Родины. Мы можем. .

Анализ стихотворения «Родина» средства художественной выразительности Стихотворение «Родина» написано в 1841 году, незадолго до смерти поэта. Главная его тема — любовь к Родине. Лермонтов любит свои родные края, свою страну, избы и поселки, любит всю простоту. .

Поэтика романа «Петербург» Андрея Белого Ритмообразующая мелодическая поэтика «Петербурга» отражается, в частности, и на его пунктуации. Лирические волны в этом романе тяготеют к плавному и длительному движению и сопротивляются резким остановкам. Такие остановки, отчетливые паузы. .

Анализ стихотворения Родина М — Ю — Лермонтова Подготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения «Родина» М. Ю. Лермонтова Любовь к Родине — это чувство, которое живет в сердце каждого русского человека. Ведь невозможно не любить прекрасные уголки родной земли. .

Анализ стихотворения Аксакова «Вот родина моя…» Многим с детства знакома сказка «Аленький цветочек», которую написал Сергей Аксаков. Однако мало кто знает о том, что этот литератор, критик и общественный деятель был прекрасным поэтом. Правда, он нечасто. .

Анализ стихотворения Бунина «Родина» Иван Бунин — один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос, попросту перестала существовать. Отважиться на. .

Анализ стихотворения «Родина» Некрасов «Родина» . В стихотворении поэт обращается к поре детства, анализирует влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в дет­ской душе страшные черты — они рождали. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Родина» План История написания О чем стихотворение? Жанр Главная идея Способ стихосложения История написания Анализируя стихотворение Лермонтова «Родина» невольно проникаешься историей написания данного творения. В далеком 1841 году автор создает данное. .

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Родина» Природа родной страны вызывает у русских поэтов различные ассоциации, но ее многоликость и своеобразие побуждает лучших лириков России вновь и вновь обращаться к теме родины, родного края, создавать неповторимые художественные. .

Анализ стихотворения: Тихая моя родина Н. Рубцов — стихотворение «Тихая моя родина!» В этом стихотворении лирический герой возвращается на свою родину, в край, где он не был много лет. Все ему здесь близко и знакомо. .

Анализ стихотворения Некрасова «Родина» Николай Некрасов по праву считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, который в своих произведениях изображал жизнь без каких-либо приукрашиваний. Очень многие его стихи вскрывают пороки общества, все еще обремененного. .

Литературный анализ стихотворения «Родина» Лермонтова В стихотворении Лермонтова «Родина» Добролюбов находил полное выражение такого истинного патриотизма. Он писал: » Лермонтов… обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то. .

Анализ стихотворения Баратынского «Родина» Жизнь Евгения Баратынского сложилась довольно трагически. Совершив в юности серьезный проступок, он был лишен возможности получить приличное образование и престижное место службы. Молодому человеку дозволялось лишь сделать скромную военную карьеру. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Родина» Судьба Марины Цветаевой сложилась таким образом, что примерно треть своей жизни она провела за границей. Сначала училась во Франции, постигая премудрости словесности, а после революции эмигрировала сперва в Прагу, а. .

Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом по роману эпопее Война и мир Встреча князя Андрея со старым дубом — один из главных, поворотных моментов в романе Л. Н. Толстого. После этой встречи у Андрея Болконского начинается новый этап в жизни, происходит изменение. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Родина» Николай Алексеевич Некрасов — поэт небывалой совестливости, горькой иронии и пронзительной боли. Его поэзия жива народным духом, чаяниями и страданиями людей. Поэзия Некрасова отражала правду жизни, оттого так горько говорит. .

Анализ сцен эпизода Объяснение в любви князя Андрея Наталье Ростовой по роману эпопее Война и мир Продолжение 23 глава, часть 3, том 2 И вот у нас уже вызывает улыбку секундное Наташино замешательство перед тем, как поцеловать жениха, мы помним, что она всегда задавалась вопросами такого. .

На морально-этическую тему: Родина — вторая мать О Родине написано и сказано так много, что кажется, будто слова уже ничего не стоят. Это что же такое Родина? Земля, на которой родился. Государство, которое организует нации через законы. .

Анализ стихотворение «Родина» Патриотические мотивы в поэзии Лермонтова Поэт-гражданин, Лермонтов любил свою родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, он желал счастья своей стране. Любить родину в представлении Лермонтова значило бороться. .

Стилистические особенности критической прозы А. Белого Критическая проза Белого необычайно широка и разнообразна по содержанию и жанрово-тематическому диапазону. Целая серия малых и больших его статей, как уже говорилось, посвящена философско-эстетическим вопросам, прежде всего теоретическому обоснованию символизма. .

«С чего начинается Родина?» Каков бы не был человек, где бы он не находился, Родина навсегда остается в сердце каждого на всю жизнь. Значение этого слова также свое для каждого человека. Для одного Родина. .

Композиция стихотворения Лермонтова «Родина» Чтобы понять, почему поэт называет «странной» свою любовь к родине, полезно обратиться к последней из записей в тетради Лермонтова. Она дается в собрании сочинений в приложениях «Заметки, планы, сюжеты» н. .

Пути исканий князя Андрея Болконского Смысл жизни… Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо. .

Родина-мать Все знают слова: Родина-мать. В войну даже были такие плакаты: «Родина-мать зовет!», там суровая, усталая женщина в красном протягивала бойцу лист с присягой, благословляла его идти в бой с врагом. .

Своеобразие характера князя Андрея Болконского Своеобразие характера князя Болконского проявляемся во всем и везде. Где бы он ни появился, личные качества всегда возвышают его над окружающими. В штабе Кутузова князь Андрей «своей особенной гордой и. .

На тему: ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В ХАРАКТЕРАХ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО И ПЬЕРА БЕЗУХОВА С главными героями романа «Война и мир» писатель знакомит нас буквально на первых страницах произведе­ния. И Андрей Болконский, и Пьер Безухов еще совсем молоды. При первой их встрече князю Андрею. .

Что такое малая родина? По тесту 8 сборника 2014 года Н. А. Сениной Что такое малая родина — вот вопрос, над которым рассуждает Е. И. Носов. Русский советский писатель пишет, что у каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне. .

Характеристика Андрея Соколова по рассказу Судьба человека Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы достойно выдержать испытания, посланные судьбой? Такой вопрос задает читателям в своем рассказе «Судьба человека» Михаил Шолохов. С давних времен лучшими качествами характера считались. .

Анализ стихотворения «Родине» Белого

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) – один из ярчайших представителей поэзии Серебряного века. Будучи гимназистом в известной гимназии Л.И. Поливанова, он увлекался восточными религиями и литературой. Интересовался поэзией – русской и французской.

Особенно его занимали труды Бальмонта и Брюсова (символисты). А близкое знакомство с семьёй Соловьёвых, повлияло на формирование христианских ценностей будущего поэта. Поскольку отец Андрея был деканом Московского университета (физико-математического факультета), то сын, пытаясь соединить в себе интерес к точным и творческим наукам, поступил в этот же университет, но на факультет естественных наук.

Он прилежно изучал зоологию и химию, и в то же время познакомился и сошёлся с Блоком, Мережковским, Брюсовым. С того времени началась настоящая литературная жизнь Белого. Кстати, имя «Андрей Белый» придумал Борису Бугаеву рыцарь-монах Владимир Соловьёв. Дебютировал Белый с «Симфонией» (дебюта этого никто не понял, и не оценил, даже А. Блок), после пишет для разных журналов – и прозу, и поэзию. При этом на всём его творчестве лежит печать символизма – экспериментального, но всё же с мотивами, характерными для символистов.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Стихотворение «Родине» было написано в 1908 году. Посвящено – протоиерею Валентину Павловичу Свентицкому – православному священнику, известному богослову и проповеднику (помимо этого, Свентицкий был драматургом, прозаиком, а также публицистом). Поскольку личностью он был противоречивой (то есть его современники отзывались о нём по-разному), то трудно сказать, почему Белый сделал это посвящение. Очень часто приводится в различных источниках отрывок из «Свободной совести», в котором А. Белый нелестно отзывается о В.П. Свентицком.

Читайте также:  Анализ стихотворения Раздумье Андрея Белого

«Свободная совесть» – литературно-философский сборник, который было решено выпускать на встрече кружка «Аргонавты», организовавшегося вокруг Андрея Белого. Так вот, поэт пишет о том, что избегал общения с «батюшкой» из-за экспрессивного поведения того, неопрятной внешности, поз. Другие же люди видели в «ищущем священнике» правдоборца, просветителя, незаурядную личность. Возможно, А. Белый своим стихотворением, как бы задаёт Свентицкому вопрос, а, возможно, высказывает своё видение состояния Родины и личную озабоченность происходящим…

Ко времени написания стихотворения крепостное право было отменено, за спиной остались кровавые события 1905 года, но над долгожданной волей всё равно давлела неволя. Потому что люди жили от того, что даст природа, зависели от неё. Пришёл неурожайный год – есть нечего и взять негде. Да и пойти некуда, потому что кроме сохи и домика, и кучи детей нет ничего. Не с чем сравнить. Не образования, нет и обновлённого мышления. А если нет нового в голове – не будет нового и в жизни. Такой замкнутый круг массового отчаянья. И хотя крестьянин стал свободным, вечной цепью привычки, нищеты и непросвещённого ума оказался повязан он с землёй…

Вроде бы никто не виноват ни в «природном крепостном праве», ни в неурожаях, ни в общей разрухе и безалаберности. Даже мать Россия… Она – мать, а значит, не может с такой жестокостью относиться к своим детям. Что случилось с ней, кто её проклял? Железная судьба? Кто сделал её злою настолько, что сердце её словно окаменело: не слышит ни стонов, ни слёз, ни криков, ни жалоб? Поэт вопрошает в конце стихотворения: «Кто же так подшутил над тобой?»

А какие тяжёлые ощущения вызывают эпитеты «свинцовые», «холодные», «суровые», «ледяная», «железная», «злая». Как-будто видишь дождливое, грязное полотно, написанное в серо-черных тонах. Без цвета, без надежды, без просвета… И неоднозначный, зловещий образ смерти… Обычно, упоминая смерть, имели ввиду скелетообразную старуху с косой, – олицетворение конца. У Белого смерть не одна – их целые стаи. И они не приходят за конкретным человеком, стучась в дверь его дома, а одновременно «косят над откосами людей». Что же это за страна, где человек лишён возможности отойти в мир иной в своей постели?

После прочтения стихотворения «Родине» появляется реальное чувство безнадёжности, будто сам жил или побывал в том безрадостном времени. Чувство разделения безвыходного состояния людей и страны. Когда по-старому жить невозможно, а как жить по-новому – никто не знает.

Как бы то ни было, можно высказать своё мнение, описать свои ощущения, связать с историческим событиями времени его написания, но… Что имел ввиду поэт, о чём он думал, переменил ли свои убеждения и взгляды позднее (может быть, на диаметрально противоположные) – доподлинно неизвестно. Нам лишь остаётся для изучения и примера замечательное, бесценное литературное наследие Андрея Белого.

Анализ стихотворения Лермонтова «Родина»

Стихотворение было создано в 1841 году. Анализ стихотворения «Родина» показывает, что оно отличается от патриотически пафосной поэзии Радищева, декабристов, Пушкина лирической задумчивостью, размышлением поэта над отношением к родине. Критики признали это стихотворение одним из самых значительных литературных произведений своего времени.

Тема и идея стихотворения

Уже первые строки стихотворения

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

задают эмоциональный и в то же время лирический тон произведению. Темой стихотворения является не любовь к Родине, а странность этой любви, точнее раздумья о странности любви к отчизне. Эта странность становится идеей, движущей силой поэтической мысли.

Тема странной любви показывается на тесно связанных и в то же время противоположных картинах: с одной стороны равнодушие к славе, купленной кровью, с другой – простые картины русской деревни, картины природы. Утверждая о своей любви к деревенской России, поэт рисует ее без романтических преувеличений. Но в то же время он обращает внимание на приметы сельского достатка.

Стихотворение «Родина» принадлежит к жанру гражданской лирики. Главной мыслью в нем остается, конечно, Россия, отношение поэта к своей стране.

Средства художественной выразительности стихотворения

В стихотворении «Родина» поэт акцентирует внимание на природе и народной жизни – то есть, на предметах, составляющих образ России. В отличие от других произведений поэта, где он не скупиться на цветовые эпитеты, здесь он словно экономит на красках, при довольно богатой палитре средств художественной выразительности. Из цветовых встречается только желтая нива и чета белеющих берез. «Родина» Лермонтова сыграла «исключительно важную роль в становлении художественного образа русской природы» считал советский литературовед, критик Кирилл Пигарев.

Лермонтов активно использует в этом произведении анафоры (повторы). В начале стихотворения использованы частицы не и ни. Причем частицы «не» являются замыкающими в этих строчках:

Из средств художественной выразительности использованы также:

  • эпитеты: странный, полный, заветные, отрадного, безбрежных, проселочным, медленным, спаленной, ночующий, желтой, белеющих, полное, резные, пьяных;
  • метафоры: купленная (кровью); темной (старины); холодное (молчанье) росистый (вечер);
  • олицетворения печальных (деревень); ночующий (обоз);
  • гипербола: разливы рек, подобные морям.

Композиция и построение стиха

Тема России развивается от широкого, обобщенного плана к более узкому, образуя эффект перевернутой пирамиды. Композиционно стихотворение делится на 3 части:

  • 1 часть занимает 6 строк. Поэт говорит о странности любви. Его не волнует патриотизм в общепринятом смысле слова.
  • 2 часть – 8 строк занимает описание природы. Правда, последние 2 строки являются переходными. Они предваряют переход к следующей части.
  • 3 часть – последние 12 строк посвящены деревенскому быту. Лермонтов говорит, что любит деревенские праздники. С отрадой встречает полное гумно.

Стихотворение записано одной строфой в 26 строк. По мере развития композиции, а точнее, по мере сужения пирамиды, изменяется стихотворный размер. Начинается это произведение шестистопным ямбом, затем переходит в пятистопный и заканчивается четырехстопным ямбом. Рифма на протяжении всего стихотворения перекрестная, и только в первой части встречаются параллельная и кольцевая рифма. Она была нужна Лермонтову для создания эпифоры – повторения последних слогов:

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» отличается цельной завершенностью, оно располагает к созерцательному пониманию, что свидетельствует об идейно-художественной целостности этого произведения.

Анализ стихотворения «Родина» (М.И. Цветаева)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 21.11.2019 · Обновлено 21.11.2019

Лирика Марины Цветаевой всегда окрашена в нежные тона личного чувства. Своеобразие художественного языка произведения вызвано как свойственным поэтессе порывом чувств, так и особенностями исторического периода, свидетельницей которого она стала. Стихотворение «Родина» — образец отражения личного и общенародного в сложном переплетении, и Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ этого текста по плану.

История создания

Образ Родины лирическая героиня воспринимает двойственно: это и место её рождения, и её духовное Отечество – черта, свойственная модернистам (мы видим подобное в стихотворении А.А. Блока «Родина»). Начало XX века было временем гибели прежней культуры, казалось, что сама суть некогда родных мест неузнаваемо меняется.

Цветаева не приняла революцию и в 1922 году покинула Россию. В 1932 году, когда было создано произведение, поэтесса жила с семьёй во Франции в крайней бедности. Кому посвящено произведение «Родина»? Прежде всего, стране и соотечественникам, разделившим с поэтессой тяжёлые испытания века. Тяготы эмиграции, тоска по навсегда потерянной родной стране, какой автор знала её до революции, побуждали Цветаеву сердцем стремиться в прошлое, в «даль», которая когда-то казалась близкой.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Родина» относится к жанру патриотической лирики, оно исполнено сильными чувствами к родной земле, но основано на энергии противоречий. Поэтесса подчёркивает сложные отношения с Родиной, которая стала для неё «чужбиной». Жанровое своеобразие «Родины» проявляется в том, что текст проникнут интонациями личной исповеди, откровения лирической героини, обращённого ко всему, что связывает её с Россией – мысль о ней вызывает отчаянный и невозможный порыв. Он устремлён в воспоминания, героиня как бы прислушивается к тоскливому зову покинутой земли, переданному восклицательными предложениями.

На произведение оказывает влияние модернизм, размывающий традиционные представления о жанрово-тематической системе. Черты этого направления проявляются в обострённом чувстве современности, которого требовал от искусства один из первых модернистов — Шарль Бодлер.

Стихотворение «Родина» написано четырёхстопным ямбом – классическим размером русской поэзии, приближающим звучание стихов к устной речи. Рифмовка парная (AABB).

Композиция

Последние стихи первого и заключительного четверостиший придают произведению «Родина» кольцевую композицию: эпифора «…, родина моя!» акцентирует внимание читателя на движении мысли по мере развития художественного высказывания: встроенные в аналогичные синтаксические конструкции, тождественными оказываются «Россия», «чужбина», «гордыня».

  1. Первые строки произведения – призыв вдуматься в застывшие, давно известные слова, которые становятся бесполезны, когда рвётся связь с Отечеством. Не случайно простую истину произносит именно некий «мужик» — крестьянин, жизнь которого связана с землёй: он видит в ней источник жизни, не мыслит себя без неё.
  2. Второе четверостишие обнажает глубину и ужас расставания лирической героини с родиной.
  3. Третье – посвящено вечной, всё превосходящей духовной связи с оставленным краем. В этой части Родина становится действующим лицом, обращается с призывом к лирической героине. Автор выделяет неумолимость, неотвратимость взаимной тяги человека и места: «Даль, отдалившая мне близь» — в этой строке мы видим, что повседневная реальность эмиграции затмевается, отодвигается в сторону памятью о том, что осталось далеко, в России. Эти воспоминания сопровождают героиню повсюду.
  4. Единственное двустишие в структуре текста как бы замедляет течение мыслей, становится переломной точкой – героиня откликается на вихрь воспоминаний, принимает его. Это подводит читателя к последнему четверостишию – кульминационному восклицанию, в котором лирическая героиня говорит о том, что Россия для неё – и рождение, и смерть.
Читайте также:  Анализ стихотворения Андрея Белого Русь

Образы и символы

Стихотворение «Родина» написано от первого лица, что позволяет создать психологический портрет его лирической героини. Ей присущи общие для всей лирики Цветаевой черты: она видит мир как игру противоречий, столкновений несовместимого, выраженных антонимическими парами: даль – близь, родина – чужбина. Героиня Цветаевой заостряет парадоксальность своего положения, стремясь передать противоестественность изгнания.

Автобиографичность образу героини стихотворения придаёт и упоминание «калужского холма». Этот образ связан с воспоминаниями Марины Цветаевой о детстве в Тарусе, городе Калужской области, где на высоком берегу Оки находилась дача её семьи. Эта отсылка поддерживает недосягаемо-прекрасный мотив дома.

Образ родины в творчестве Цветаевой нередко одушевлён, наделён собственной волей. В этом стихотворении он присутствует не вещественно-зримо, как у Ахматовой в «Родной земле», а как идея, ранящая сердце лирической героини. Для её обозначения Цветаева выбирает слово «даль» — обозначающее и простор, ширь, и далёкое пространство. Мы видим, как привычный когда-то облик России теряет подробности в памяти лирической героини, недостаток которых восполняется интертекстуальностью: строка «но и с калужского холма мне открывается она» созвучна рефрену в «Слове о полку Игореве»: «О русская земля! Уже ты за холмом!»

Темы, настроение и проблемы

Тематика и проблематика стихотворения драматичны и интересны, что характерно для творчества Цветаевой:

  1. Основной темой произведения «Родина» является тема родины: лирическая героиня размышляет о своей Отчизне после пережитых скитаний, тяжело переносит разлуку с ней. Своеобразие патриотической темы заключается в отсутствии явных торжественных интонаций, громких похвал, общих мест. Пафос произведения не в восхвалении величия, а в запечатлении живого, непосредственного чувства человека с непростой судьбой.
  2. Проблемы, поднятые в произведении, обусловлены исторической эпохой: Цветаева размышляет о проблеме изгнания, связи человека с его родной землёй, верности Отечеству.
  3. Стихотворение наполнено отчаянием, вызванным необратимой потерей родины. Лирическая героиня покинула место, где жила прежде, но оно по-прежнему зовёт её «домой», не оставляет в покое, вызывает душевное смятение: «Со всех до горних звезд Меня снимающая мест.» Но настроение лирической героини не статично: горечь уступает место твёрдой, искренней решимости делить с родиной её трагическую участь.

Основная идея

Смысл стихотворения «Родина» заключается в том, что жизнь человека немыслима вдали от Родины, ничто не может утешить тоску разлуки. Через сложные чувства лирической героини раскрывается главная мысль произведения: память о родной земле сопровождает человека всю жизнь, и даже «гордыня» не может помешать любви к Отечеству. Лирическая героиня связана с покинутыми местами кровно и духовно.

Цветаева стремится донести до читателя идею произведения: важно хранить верность родине, даже в то время, когда это становится нравственным подвигом.

Средства выразительности

Тропы, использованные в стихотворении «Родина», разнообразны и индивидуальны: Цветаева совершает эстетические открытия в каждом стихотворении.

  • Наиболее распространены в тексте эпитеты: «неподатливый язык», «до горних звезд», «прирождённая» даль. Они не только украшают произведение, но и через ассоциации вносят в него новые смыслы. Так, эпитет «тридевятая земля» убеждает читателя в том, что родина видится лирической героине почти невозможным, будто сказочным местом, и в то же время связь с традиционно-поэтической формой народного творчества напоминает о национальном своеобразии.
  • Большое значение имеют и метафоры: «Я далью обдавала лбы», «губами подпишусь на плахе» — в последней фразе метафора строится на контрасте образов плахи и губ, казни и поцелуя – эта метафора усиливает впечатление от внутреннего конфликта лирической героини.
  • Сравнения служат для укрепления связей внутри образной системы: «даль, прирождённая как боль», «голубей воды».
  • Анжамбеманы обогащают ритмико-интонационное строение текста, привносят разнообразие в единый ямбический ритм: фразы, замирающие на излёте, передают взволнованную интонацию, чуть сбивчивый стремительный темп речи героини: «Настолько родина и столь/Рок, что повсюду, через всю…». Кроме того, анжамбеман в четвёртом четверостишии перемещает акцент на слово «Домой!», как бы оторванное от предшествующей строки и выделенное цезурой внутри стиха.

Анализ стихотворения Родина (Те же росы, откосы, туманы…) Андрея Белого

У многих русских поэтов есть стихи, посвященные родине. Однако далеко не все они могут похвастаться объективностью и тем, что отражают обратную сторону медали. Поэт Андрей Белый, по праву считающийся одним из ярчайших русских символистов, в своих произведениях очень огромное внимание уделял реальному отображению действительности. Видимо, по этой причине даже лирические стихи этого автора носили декадентский оттенок и были пронизаны либо мрачным юмором, либо сарказмом.

В 1908 году Андрей Белый на волне русского патриотизма опубликовал стихотворение «Родина», Однако выдержано оно было совсем не в том ключе, к которому привыкла общественность. Вместо хвалебной оды поэт попытался представить свою страну если и не объективно, то хотя бы без ложного приукрашивания. Действительно, трудно обвинить автора в намеренном желании исказить реальность, если наряду с восхищением Россией он позволяет себе открыто заявить о том, что ее основными достопримечательностями являются «холодеющий шелест поляны, голодающий, бедный народ».

Отчасти подобные фразы были связаны с событиями 1905 года, когда стало ясно, что настоящая революция уже не за горами. Под впечатлением попытки государственного переворота в то время оказались многие русские поэты, и Андрей белый в этом отношении не являлся исключением. Однако если Александр Блок кардинально изменил свои

взгляды на революцию, убедившись, что кроме голода, разрухи и гибели людей она ничего не способна дать России, то Андрей Белый придерживался диаметрально противоположной точки зрения. Он был убежден, что в стране нужно кардинально все изменит. Правда, автор не задумывался о том, какой ценой это придется делать.

Пока же для Андрея Белого «и в раздолье, на воле – неволя», он видит окружающий мир в довольно пессимистичном свете и сочувствует тем, кто устал прозябать в нищете. Философия Андрея Белого такова, что лично сам он готов умереть за свободу, чем коротать свои дни в ожидании, что скоро «ненасытные стаи смертей» заберут и его жизнь.

Обращаясь к своей родине, которая уже успела стать для него чужой и непонятной, поэт отмечает: «Роковая страна, ледяная». На самом деле, он чувствует мощь русской державы, однако не может понять, почему из года в год ничего вокруг не меняется. «Мать Россия, о родина злая, кто же так подшутил над тобой?», – вопрошает поэт, не догадываясь о том, что этим же вопросом задается каждое новое поколение его соплеменников.

Помоги другу. Поделись ссылкой

Анализ стихотворения Некрасова «Свобода»

В 1861 году произошло важнейшее событие в российской истории – император Александр II дал старт крестьянской реформе, отменившей многовековое крепостное право. У людей образованных восторги от случившихся изменений довольно быстро сменились разочарованием. По мнению многих представителей либеральной интеллигенции, положение крестьян не сильно улучшилось, а в некоторых случаях стало только хуже. Простой народ тоже был реформами не удовлетворен. Крестьяне считали, что им дали не «настоящую волю». Винили они в этом не царя-батюшку, а дворян и чиновничество.

Анализ стихотворения Твардовского «Вся суть в одном – единственном завете»

Твардовский долгое время практически не обращался к теме назначения поэта и поэзии, столь важной для всех стихотворцев. Александр Трифонович считал делом «наверняка мертвым» создание произведений, посвященных творчеству. Есть и еще один интересный момент. Дневники и лирика Твардовского говорят нам о том, что он сильно завидовал простым людям – солдатам, печникам, пекарям.

Анализ стихотворения Дельвига «Романс»

Романс ” Прекрасный день, счастливый день…” был написан в 1823 году.

Основная мысль заключается в строчках ” Проснитесь, рощи поля; Пусть жизнью все кипит: Она моя, она моя! Мне сердце говорит.”. Романс пронизан ощущением радости, счастья, жизнерадостности, восторга и любви.

По размерам он(романс) небольшой, состоит из 16 строк, которые делятся на два восьмистишия.

Анализ стихотворения Цветаевой “Вы столь забывчивы, сколь незабвенны”

“Вы столь забывчивы, сколь незабвенны” – стихотворение, датированное 1918 годом. Оно входит в цикл “Комедьянт”, посвященный известному актеру Юрию Завадскому. С ним Цветаеву познакомил общий друг – поэт и переводчик Павел Антокольский. Молодой артист произвел на поэтессу сильнейшее впечатление. Марина Ивановна не только адресовала ему стихотворный цикл, но и сделала одним из персонажей отчасти автобиографичной “Повести о Сонечке”.

Анализ стихотворения Пушкина “Паж, или Пятнадцатый год”

Стихотворение “Паж, или Пятнадцатый год” связано с “Моцартом и Сальери” боковыми ходами смысла. Стихотворению предпослан эпиграф “С’ est L’ age de Cherubin” (“Это возраст Керубино” – франц.), который связывает облик пажа со знаменитым персонажем Бомарше и Моцарта. Керубино как бы становится героем пушкинского стихотворения.

Анализ стихотворения Ахматовой “Они летят, они еще в дороге”

Знакомство Ахматовой с Михаилом Леонидовичем Лозинским состоялось в 1911 году. Тогда он появился на одном из петербургских заседаний литературного объединения “Цех поэтов”, возглавляемого Городецким и Гумилевым. Отношениями с ним Анна Андреевна гордилась. Согласно ее воспоминаниям, Лозинский был изумительным человеком, отличавшимся “сказочной выносливостью”, “изящным остроумием”, благородством, неутомимостью в труде, преданностью дружбе.

Ссылка на основную публикацию