Анализ стихотворения Солнце Андрея Белого

Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого

А. Белый показал в своих стихотворениях мир живой, одухотворенной природы, мир многокрасочный, многозвучный. Многие произведения поэта отличаются глубиной мысли и совершенством художественной формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
hud._svoeob.a._belogo.docx39.5 КБ
a.belyy_.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

государственного образовательного учреждения

Московского государственного областного университета

Исследовательская работа на тему:

«Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева)»

Выполнила: студентка 4 курса

Специальность: Преподавание в начальных классах

Руководитель: Малиновская Аделина Адольфовна

Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого

  1. Задачи изучения лирики в начальной школе.
  2. Мир живой природы в лирике А. Белого.
  3. Образы-символы в стихотворениях поэта.
  4. Особенности языка и стиля произведений А. Белого.

Цель исследования: определить роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного мира поэзии А. Белого.

В Федеральном государственном образовательном стандарте воспитание культуры чувств школьников рассматривается как особая задача, и поэтому значимость изучения лирики возрастает. Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирика играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности. В ФГОС обозначены предметные результаты освоения основной образовательной программы. В области предмета «Литературное чтение» выделено «умение осознанно воспринимать… содержание и специфику различных текстов», «владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа художественных текстов… с использованием элементарных литературоведческих понятий». В программах начального общего образования определены основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе: расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии; формировать первичные представления о специфике лирических произведений; учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения; формировать умение определять изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении; развивать эмоциональную сферу ученика, умение чувствовать и понимать прекрасное.

В программе Р.Н. и Е.В. Бунеевых уже в первом классе включаются элементы анализа: «Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении)». Далее предусматриваются «развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, умения понимать образные выражения, умения представить картину, нарисованную автором, литературоведческая пропедевтика (3-й класс: сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте)».

Главная задача учителя при изучении поэзии – добиться сопереживания с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, заложить основы формирования читательских качеств, необходимых для полноценного восприятия лирики, воспитать эмоциональную отзывчивость, образное, ассоциативное мышление, эстетическую реакцию на художественное слово.

Одним из ярких представителей серебряного века является поэт Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев). Незаслуженно забытый или обойдённый вниманием составителями программ для начальной школы, А. Белый показал в своих стихотворениях мир живой, одухотворенной природы, мир многокрасочный, многозвучный. Многие произведения поэта отличаются глубиной мысли и совершенством художественной формы. Стихи А. Белого необыкновенно музыкальны, так как музыка, по словам автора, «идеально выражает символ», она идет от самого сердца поэта, помогает ему создать незабываемые образы.

Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» вышел в свет в 1904 году. Стихотворение «Солнце» посвящено К. Бальмонту — автору книги «Будем как Солнце”.
Солнцем сердце зажжено.

Солнце – к вечному стремительность.

Солнце – вечное окно

в золотую ослепительность.

Роза в золоте кудрей.

Роза нежно колыхается.

В розах золото лучей

красным жаром разливается.

В сердце бедном много зла

сожжено и перемолото.

Наши души – зеркала,

Отражающие золото . (1903)

Ключевые слова многократно повторяются, создавая образы-символы: Солнце – Золото – Вечность. Всё стихотворение представляет собой развёрнутую метафору, смысл которой раскрывается в строчках первой и заключительной строф:

Солнцем сердце зажжено …

…В сердце бедном много зла

сожжено и перемолото.

Наши души – зеркала,

Поэт не просто воспевает красоту родной природы. Реальный пейзаж средней полосы России преображается, обретая “вселенский” смысл. А. Белый вспоминал о том, как создавались им стихотворения первого сборника: “Стоя посреди горбатых равнин и ища забвения, я часами изучал колориты полей; и о них слагал строчки; книгу же стихов назвал “Золото в лазури”, “золото” – созревшие нивы, “лазурь” – воздух”. Описывая восходы и закаты, Белый воспевает “солнечное золото” – в симфониях красок, например, в стихотворении “В полях” (Солнца контур старинный. ):

Солнца контур старинный,

апельсинный и винный

над червонной рекой.

Цепочка цветовых эпитетов, передающих все великолепие уходящего «на покой» солнца, продолжится повторяющимися эпитетами «золотые пространства, золотые поля» и столь же звенящим «озаренный», затем, после сниженного « чернопыльные» – как спуск в овраг – вновь « от всего золотого…» придёт к той же феерии красок, повторив три стиха первой строфы, но уже на излёте, перед исчезновением:

Солнца контур старинный,

апельсинный и винный

убежал на покой.

Убежал в неизвестность.

Удивительные, необычные метафоры расцвечивают и оживляют картину предзакатного дня («от воздушного пьянства онемела земля; Солнца контур старинный…убежал на покой.Убежал в неизвестность. … Над полями легла, заливая окрестность, бледносиняя мгла…») и передают невесёлые размышления лирического героя («Жизнь в безвременье мчится пересохшим ключом…»).

Анафора – один из излюбленных видов повтора в поэзии А. Белого – передаёт музыку стиха, заставляя звучать нужную ноту и выразить важную мысль. Глаголы « спускаюсь, убегу, убежал, убежал,мчится» не только воспроизводят неостановимое движение живой природы, но и движение человеческой жизни, которая « в безвременье мчится пересохшим ключом». Так произведение пейзажной лирики обретает философский смысл, подчёркнутый заключительными строчками:

«…все земное нам снится / утомительным сном».

Перед нами не просто конкретный пейзаж (берег реки, поля, заходящее солнце), но огромные цветовые плоскости (“золотые пространства”), земля и небо, солнце и воздух. Обилие цветовых эпитетов, передающих оттенки красного (символ любви-страсти, искупительного страдания), превращает картину заката в символ грядущего обновления мира. Пейзаж создает “образ Вечности” как царства света, раскрывает огненосную Душу мира.
Волшебник-Солнце преображает действительность, из игры цветов и оттенков рождаются образы мифологических великанов, кентавров, гномов. В. Маяковского поразило своей дерзостной, веселой фантастичностью стихотворение, рисующее восход солнца:
На горах
Горы в брачных венцах.
Я в восторге и молод.
У меня на горах
очистительный холод.

Вот ко мне на утес
притащился горбун седовласый.
Мне в подарок принес
из подземных теплиц ананасы.

Он в малиново-ярком плясал,
прославляя лазурь.
Бородою взметал
вихрь метельно-серебряных бурь.

Голосил
низким басом.
В небеса запустил
ананасом.
И, дугу описав,
озаряя окрестность,
ананас ниспадал, просияв,
в неизвестность,

золотую росу
излучая столбами червонца.
Говорили внизу:
«Это — диск пламезарного солнца…»

Низвергались, звеня,
омывали утесы
золотые фонтаны огня —
хрусталя заалевшего росы.

Я в бокалы вина нацедил
и, подкравшися боком,
горбуна окатил
светопенным потоком. 1903
Лирический герой этого стихотворения преисполнен энергии и силы, равен солнцу. Первая строфа – безглагольная – отражает возвышенное состояние души (« Я в восторге и молод…очистительный холод»). Но вдруг во второй строфе появляется «горбун седовласый», и его действия передаются глаголами сниженной лексики («притащился», «плясал», «голосил», «запустил»). Исчезает вся торжественность зачина. Восторг и молодость передают яркие эпитеты цвета и света, звонкие звуковые детали (хохотал, звеня), авторские неологизмы (« пламезарного солнца», «хрусталя
заалевшего», «светопенным потоком»).

Однако уже в последних разделах “Золота в лазури” появляются иные ноты – ирония, сомнение, разочарование в прежних мечтаниях. Поэт вступил в полосу мучительного душевного кризиса, имевшего и интимно-личные (сложные отношения с Л.Д. Менделеевой и окончательный разрыв), и социальные (поражение первой русской революции) причины. В одном из писем А. Белого 1906 года снова встречается образ огня, но теперь смысл символа совсем иной: “События у нас закипают с быстротой. Вся России в огне. Этот огонь заливает все. И тревоги души, и личные печали сливаются с горем народным в один красный ужас”.

Я забыл. Я бежал. Я на воле. / Бледным ливнем туманится даль.

Одинокое , бедное поле, / Сиротливо простертое вдаль…

В полях (Я забыл. Я бежал. )

Если “поля” в стихотворении 1904 года создавали “образ Вечности”, царства света, то в этом стихотворении 1907 года на смену роскоши закатных красок приходит непогода, настроение определяют эпитеты: бледный, бедное, тусклый, плачущий . Сквозь туман и ливень видны приметы российских просторов: кусты, поникнувшие хижины, крапива, гречиха. В стихотворении нет сказочных или мифологических образов; даже венок не терновый, а крапивный…Ощущение обречённости и в стихотворении «Осень»:

Мои пальцы из рук твоих выпали. / Ты уходишь — нахмурила брови.

Посмотри, как березки рассыпали / Листья красные дождиком крови.

Осень бледная, осень холодная , / Распростертая в высях над нами.

С горизонтов равнина бесплодная / Дышит в ясную твердь облаками. («Осень»)

Все уровни художественного произведения, по А. Белому, находятся в отношениях соответствия: идея выражается не только в слове, образе, сюжете, но и в ритме, синтаксисе, звуковой организации: “Главное задание в написании – чтобы звук, краска, образ, сюжет, тенденция сюжета проницали друг друга до полной имманентности, чтобы звук и краска вскричали смыслом, чтобы тенденция была звучна и красочна”. Для поэта значим звук как таковой, поэтому часто использует он такие приемы, как аллитерация и ассонанс. Белый особенно тщательно организует звуковой строй своих стихов. Среди многочисленных приемов он использует звуковые повторы:

… Не овлажненнаяземля. / Неперерывная дорога. / Неперерывные поля.

… п ы льн ый п о л уд н ев н ый пл аме н ь…

Моло чный, лом кий, моло дой, / Др о бим в олно ю тем нолон ной…

…Недостигаемого бега / Недостигаемой волны

Стихотворение «Июльский день: сверкает строго…» — великолепный образец пейзажной лирики Андрея Белого. Для описания природы поэт использует множество средств художественной изобразительности: оригинальных метафор, ярких эпитетов, сравнений. Благодаря этому перед глазами возникают и жаркий июльский день, и спасительный летний дождь, и тихая спокойная ночь, в которую на землю с небес взирает молодой месяц. Солнце стоит высоко и «сверкает» строго – это «пыльный полудневный пламень». Земля неовлажнена, замерли в своей бескрайности дорога и «неперерывные» поля. Но час этого томления недолог, и вскоре одна картина сменяется другой. Набегают облака («и облака сложились в высь»), и падают первые после долгого перерыва капли живительной небесной влаги. Вырисовывается вертикальное пространство дождя, который упал небесной «глыбой голубой», – обрушивается, обрывается целый поток, шум которого похож на разговор («заговорив, оборвались»). И вот уже «Молочный, ломкий, молодой, / Дробим волною темнолонной, / Играет месяц над водой».

При этом параллелизм и повторы усиливают ощущение природной силы дождя, воды.

По словам М.А. Палкина, «удачно найденная метафора будит, стимулирует воображение читателя в процессе художественного восприятия, заставляя его вместе с поэтом пройти по сложному пути ассоциаций и творческого синтеза . у поэтов, которые ориентируются на правдивое воспроизведение действительности и выражение общезначимых чувств и переживаний и обращаются к широкому кругу читателей, метафора выступает не как самоцель, а лишь как средство усиления эмоционально-смыслового звучания поэтического слова ».

Удивительный мир природы открывается в стихотворениях поэта – мир красочный, многоцветный, наполненный звуками, запахами, чувствами. Яркие эпитеты, необычные сравнения подчёркивают, что природа – живое, дышащее, мыслящее существо:

…Вот плывут облачка, как барашки .

Громче, громче весенняя весть.

…Выполз кот и сидит у корытца,

умывается бархатной лапкой.

…В небе свет предвечерних огней.

Чувства снова, как прежде, огнисты .

Небеса всё синей и синей ,

Облачка, как барашки , волнисты.

В синих далях блуждает мой взор…

Повторы громче, громче весенняя весть…,небеса всё синей и синей … передают динамику, движение меняющейся, оживающей природы, воспринимаемой лирическим героем с любовью и нежностью: настойчиво повторяется сравнение « Вот плывут обла чк а, как бара шк и…Обла чк а, как бара шк и, волнисты», в котором очень значимы уменьшительно-ласкательные суффиксы имён существительных. Весеннее обновление, возрождение коснулось самого лирического героя, живущего в гармонии с природой:

В небе свет предвечерних огней . / Чувства снова, как прежде, огнисты .

Удивительное чувство сопричастности многоцветной и многозвучной жизни природы передаётся метафорами и метафорическими эпитетами:

Солнце, над равниной кроясь,
Зарумянится слегка.
В крупных искрах блещет пояс
Молодого ямщика.

Будет вечер: опояшет
Небо яркий багрянец .
Захохочет и запляшет
Твой валдайский бубенец .

Ляжет скатерть огневая
На холодные снега,
Загорится расписная
Золотистая дуга. («Тройка»)

…Пусть грудой золотых каменьев
Вскипит железный мой камин:
Средь пламенистых, легких звеньев
Трескучий прядает рубин. («Зима»)

Поет облетающий лес нам голосом старого барда.

У склона воздушных небес протянута шкура гепарда… («Поет облетающий лес…»)

А. Белый – обладатель особого видения мира и действительности. Он живет и воспринимает мир в ином ракурсе – необычном, нестандартном, можно сказать, внеземном, космическом. Его внутреннее состояние, восприятие привело к созданию особого языка, стиля. Творчество А. Белого достаточно сложное для восприятия, как и его внутренний мир, но в то же время интересно и требует особого внимания и изучения. Нет сомнения, что произведения Андрея Белого, изучаемые на уроках или на внеклассных мероприятиях, найдут эмоциональный облик в сердцах детей, будут способствовать формированию гармонически развитой личности.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

2.Белый А.: Проблемы творчества; Статьи; Воспоминания; Публикации. М., 1988.

3.Белый Андрей. На рубеже двух столетий. / Вступительная статья А. В. Лаврова. М., 1989.

4.Колобаева Л. Русский символизм. М., 2000.

5. Магомедова, Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения / Д.М. Магомедова. – М. : Академия, 2004.

6.Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учеб. пособие для студентов вузов /М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О.В.Сосновская- М.: Издательский центр “Академия”, 2008.

7.Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. – Минск: Вышэйш.шк., 1986.

8. Слонь, О.В. Один из способов анализа лирического стихотворения в начальной школе / Начальная школа, № 3,2013.

9. Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. – М.: Просвещение, 2002.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проект выполнила: студентка группы 4 «Е» Ногинского филиала Московского г осударственного о бластного университета Костенко Мария Сергеевна Преподаватель: Малиновская Аделина Адольфовна Ногинск 2016 Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) 1880-1934

Золото в лазури – 1904 год

«Будем как Солнце”. Солнцем сердце зажжено. Солнце – к вечному стремительность. Солнце – вечное окно в золотую ослепительность…

«Жизнь в безвременье мчится пересохшим ключом…»

На горах Горы в брачных венцах. Я в восторге и молод. У меня на горах очистительный холод.

Нина Петровская Андрей Белый Брюсов Валерий Любовные Треугольники… Андрей Белый Любовь Менделеева Александр Блок

В полях (Я забыл. Я бежал…) Я забыл. Я бежал. Я на воле. Бледным ливнем туманится даль. Одинокое , бедное поле, Сиротливо простертое вдаль…

Мои пальцы из рук твоих выпали. Ты уходишь — нахмурила брови. Посмотри, как березки рассыпали Листья красные дождиком крови… «Осень»

…Вот плывут облачка, как барашки .

Солнце, над равниной кроясь, Зарумянится слегка. В крупных искрах блещет пояс Молодого ямщика.

Те же росы, откосы, туманы, Над бурьянами рдяный восход, Холодеющий шелест поляны, Голодающий, бедный народ; Родина!

Анализ стихотворения андрея белого отчаяние. Анализ стихотворения “Солнце” Белый Андрей

Стихотворение «Любовь» было написано Андреем Белым в 1901 году. До сих пор неизвестно, кому оно посвящено. В жизни поэта были серьёзные романы, но все они заканчивались разочарованиями. Поэт мог вскружить голову любой женщине, а охладевал к своим избранницам также быстро, как и влюблялся.

Это стихотворение о разлуке. Лирический герой навсегда расстаётся с женщиной, которую полюбил. Скорее всего, это и была самая настоящая любовь в его жизни. Герой явно не разругался со своей возлюбленной, о чём говорит настроение стихотворения. Не было никакой бури и порывов страстей, «был тихий час». На прощание она улыбнулась и пообещала: «Мы встретимся». Но он точно знает, что видит её в последний раз.

Настал момент, когда бросил не он, а его. Но поэт не таит в обиды: он отпускает любимую в открытое море – на свободу. А значит, прощает её за всё. Вот уже корабль с надутыми парусами готов к отплытию, над морем кричат чайки, вещая о наступившей поре разлуке. Поэт полон сожаления о том, что всё закончилось и больше не повторится. В минуты расставания им овладевает тоска:

Я вдаль смотрел, щемящей грусти полон

Но разве это была не светлая грусть? Герой отпускает любимую с миром. Она уплывает на прекрасном корабле, подобном «белому лебедю, распластавшему крылья», ей сопутствуют «нежные волны». И наконец, всё пропадает на горизонте. Любимой больше нет рядом. Но она оставила в его сердце глубокий след, который никогда не исчезнет.

На фоне неба бледно-золотистом

Вдруг облако туманное взошло

И запылало ярким аметистом

Для большей выразительности А.Белый использовал такие художественные средства, как эпитеты: «пунцовое пламя», «нежные волны», «щемящая грусть». Кроме того, в стихотворении присутствуют сравнения: корабль, «как лебедь белый», облако, словно «яркий аметист». И корабль, «с зарёю уплывавший», и облако, и даже море – всё это символы, которые использовал поэт, чтобы дать понять – его любимая теперь свободна, и оставила она после себя лишь приятные воспоминания, которые и пылают «ярким аметистом». Стихотворение написано пятистопным ямбом, что придаёт ему мелодичность, рифма – мужская.

Это красивое стихотворение обладает некоторой загадочностью. Всё ли сказал автор? Не покидает ощущение, будто недописано пару строк, таящих в себе нечто важное. Означает ли это, что поэт всё же надеется, что любимая вернётся? Мы можем только догадываться.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) –

“Солнце” (1904) Стихотворение вошло в первый поэтиче­ский сборник А. Белого “Золото в лазури”. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому, идеалу, используя сказочно – гротескные стилизации и яркие зарисовки современной город­ской жизни. Символистский смысл стихотворения – в стремле­нии поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:

Солнцем сердце зажжено.

Солнце – к вечному стремительность.

Солнце – вечное окно в золотую ослепительность.

Глоссарий:

– андрей белый солнце анализ

– андрей белый анализ стихотворения

– анализ стихотворения андрея белого солнце

– андрей белый солнце анализ стихотворения

– андрей белый анализ стихотворения солнце

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Веселье на Руси” (1906). Стихотворение является своеоб­разной “словесной пляской”, а не стилизацией под народную песню. По словам Т. Ю. Хмельницкой: “… лихая хмельная го­речь загубленных.
  2. “Белый лебедь”. Опираясь на традиции русской классической и мировой поэзии, в особенности на творчество А. А. Фета, К. Д. Бальмонт создает импрессионистическую лирику. Ярким примером.
  3. В повести Джека Лондона “Белый Клык” повествуется история о волке, который дрался с собаками на ринге, развлекая людей. Белый Клык – а именно так и.
  4. Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями.

Стихотворения символистов особенно сложны для понимания и, тем более, для анализа, ведь их смысл сильно завуалирован. Поэтому одно и тоже стихотворение разными людьми может восприниматься по-разному. Еще Жан Мореас писал: «Символическая поэзия – враг поучений, риторики и объективных описаний; она стремится облечь идею в чувственно постижимую форму». Основываясь на этих самых чувствах, я и буду анализировать стихотворение «Отчаяние» написанное в 1904 году.

Это стихотворение по своей пространственно-временной организации очень динамично. Любой внимательный читатель сразу же заметит, что с каждой новой строфой скорость движения зимней стихии увеличивается:

«Веселый, искрометный лед.

Но сердце – ледянистый слиток.

Пусть вьюга белоцвет метет,-

Взревет; и развернет свой свиток.

Срывается: кипит сугроб,

Пурговым кружевом клокочет,

Пургой окуривает лоб,

Завьется в ночь и прохохочет».

Как видите, на смену вьюги приходит лавина, и создается ощущение усиления ветра.

Но в произведение есть еще одна буря – буря внутри лирического героя, и с каждой строчкой она бушует все сильнее. А в третьей строфе автор даже прибегает к помощи «двойника», который создает еще большее чувство страха и опасности. От этого также увеличивается динамика.

Прочитаем первые три строфы еще раз. Чувствуете эту скорость, этот холод, эту темноту? В таком мире каждый человек становится волком-одиночкой, который живет лишь для того, чтобы выжить. Напоминает закон джунглей, не правда ли?

И чтобы наш мир не превратился в такие холодные джунгли, автор призывает сбавить ход и, наконец-то, осмотреться:

«Душа, остановись – замри!

Слепите, снеговые хлопья!

Вонзайте в небо, фонари,

Лучей наточенные копья!»

Белый словно говорит: «Видишь, каким стал этот мир! Он ужасен! Он сер, уныл, холоден и неприветлив!» И лишь свет способен все изменить. Причем не просто свет, а «лучей наточенные копья», то есть герою придется приложить усилие, чтобы побороть эту темноту.

Это стихотворение актуально и по сей день, ведь каждого из нас можно представить в роли этого лирического героя. И если мы, подобно ему, будем забывать красоту и размеренность этого мира, в скором времени наступит холодное отчаяние…

Анализ стихотворения Андрея Белого “Отчаяние”

Стихотворения символистов особенно сложны для понимания и, тем более, для анализа, ведь их смысл сильно завуалирован. Поэтому одно и тоже стихотворение разными людьми может восприниматься по-разному. Еще Жан Мореас писал: «Символическая поэзия – враг поучений, риторики и объективных описаний; она стремится облечь идею в чувственно постижимую форму». Основываясь на этих самых чувствах, я и буду анализировать стихотворение «Отчаяние» написанное в 1904 году.

Это стихотворение по своей пространственно-временной организации очень динамично. Любой внимательный читатель сразу же заметит, что с каждой новой строфой скорость движения зимней стихии увеличивается:

«Веселый, искрометный лед.

Но сердце – ледянистый слиток.

Пусть вьюга белоцвет метет,-

Взревет; и развернет свой свиток.

Срывается: кипит сугроб,

Пурговым кружевом клокочет,

Пургой окуривает лоб,

Завьется в ночь и прохохочет».

Как видите, на смену вьюги приходит лавина, и создается ощущение усиления ветра.

Но в произведение есть еще одна буря – буря внутри лирического героя, и с каждой строчкой она бушует все сильнее. А в третьей строфе автор даже прибегает к помощи «двойника», который создает еще большее чувство страха и опасности. От этого также увеличивается динамика.

Прочитаем первые три строфы еще раз. Чувствуете эту скорость, этот холод, эту темноту? В таком мире каждый человек становится волком-одиночкой, который живет лишь для того, чтобы выжить. Напоминает закон джунглей, не правда ли?

И чтобы наш мир не превратился в такие холодные джунгли, автор призывает сбавить ход и, наконец-то, осмотреться:

«Душа, остановись – замри!

Слепите, снеговые хлопья!

Вонзайте в небо, фонари,

Лучей наточенные копья!»

Белый словно говорит: «Видишь, каким стал этот мир! Он ужасен! Он сер, уныл, холоден и неприветлив!» И лишь свет способен все изменить. Причем не просто свет, а «лучей наточенные копья», то есть герою придется приложить усилие, чтобы побороть эту темноту.

Это стихотворение актуально и по сей день, ведь каждого из нас можно представить в роли этого лирического героя. И если мы, подобно ему, будем забывать красоту и размеренность этого мира, в скором времени наступит холодное отчаяние…

/ / / Анализ стихотворения Андрея Белого «Тройка»

Творческий путь Андрея Белого был достаточно интересным и необычным, ведь он писал свои стихотворные работы ради развлечения, не видя своего поэтического будущего. Он обладал прекрасными математическими знаниями и умениями, поэтому, мечтал унаследовать жизненный путь своего отца и стать ученым. А написание стихотворений было своеобразным хобби, модой того времени, которая распространялась на современную молодежь. Такими «стихописаниями» занимались и физики, и химики, и биологи. Только вот, не все из них получались истинное призвание и вековую память.

В 1904 году, А. Белый решается использовать в своем творчестве новый стиль, в котором есть сходства со старинным стихосложением. «Тройка» была написана в шутку. Но, она вобрала в себя самые основные пункты русской поэзии.

Перед читателями появляется образ прекрасной природы, которая радует взор простого человека. Также, не остался без внимания образ дороги. Он говорит нам о вечном движении, о жизни, которая так быстротечна. Она состоит из прекрасных мгновений. И они должны оставаться в нашей памяти.

Вчитываясь в смысл стихотворения, читатель может понять мысль автора, которая спрятана между строк. В ней речь идет о близких и родных людях, которые есть в жизни каждого из нас.

В работе «Тройка» автор пишет о незнакомке, которая застенчиво встречает его, на лице таинственной героини появляется пылающий румянец. В дальнейшем, герои стихотворения отправятся в прекрасное путешествие, и в словах зазвучит звон бубенцов.

В своем замечательном стихотворение, Андрей Белый передал сам дух народа, он заговорил о вековых традициях и обычаях, которые переходят из поколения в поколение. Меня поразила плавность стихотворных строк в «Тройке». Гармоничность и певучесть являются отличительными чертами такой прекрасной работы Андрея Белого.

Путешествие за “золотым руном” Андрея Белого

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Дать представление о личности и творчестве поэта, показать особенности его поэтики.

Оборудование:

  • Презентация.
  • Тексты стихов А.Белого.

Методы: опрос и составление схемы, лекция учителя с элементами анализа стихов.

1. Опрос по теме “Символизм”.

2. Лекция учителя

1). Семья Бугаевых.

2). Влияние Соловьевых. Просмотр видеоролика о “Симфониях”.

4). Поэзия. Просмотр видеоролика по стихотворению “Воспоминание”.

5) Анализ стихотворения “Посвящение”.

6). Духовное возрождение Белого. Прослушивание звукофайла со стихотворением “Асе”.

7). Занятия антропософией.

8). Васильева. Кучино.

3. Закрепление изученного. Разгадывание кроссворда “Символизм”.

1. Опрос по теме “Символизм”. (Слайд 2).

На предыдущих уроках мы с вами знакомились с творчеством поэтов-символистов.

1). Назовите особенности нового направления в литературе начала 20 века символизма.

(Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы)

2). На какие группы разделились символисты? Назовите представителей каждой группы?

(В последнее десятилетие 19 века “старшие символисты” Дмитрий Сергеевич Мережковский, Валерий Яковлевич Брюсов, Николай Максимович Минский (Виленкин), Константин Дмитриевич Бальмонт, Федор Кузьмич Сологуб (Тетерников), Зинаида Николаевна Гиппиус, Мирра Лохвицкая (Мария Александровна Лохвицкая) и др. Идеологами и мэтрами старших символистов стали Д. Мережковский и В. Брюсов. “Старших символистов” нередко называют импрессионистами и декадентами.

В первое десятилетие 20 века появились “младосимволисты” Ф.Сологуб, Андрей Белый Александр Блок, Сергей Соловьев, Эллис (Лев Львович Кобылинский), Вячеслав Иванович Иванов. Предтечей и мэтром младосимволистов стал В. Соловьев, теоретиком А.Белый),

3). Как понимали символизм представители каждой группы?

(Старшие символисты понимали символизм как литературную школу. Московское крыло, сгруппировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало собственно литературными рамками. Петербургское крыло во главе с Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. Для младосимволистов это направление было целостным мировоззрением, способом творческой перестройки жизни).

2. Лекция учителя с элементами анализа стихов.

1). Семья Бугаевых.Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством теоретика младосимволизма, творчеством поэта и писателя Андрея Белого (1880-1932). (Слайд 3). Настоящее его имя Борис Николаевич Бугаев. Он вырос в семье профессора Московского университета, декана физико-математического факультета Николая Васильевича Бугаева. (Слайд 4). Они арендовали квартиру в доме почетного гражданина, приват-доцента Московского университета Рахманова на Арбате, где сейчас находится музей–квартира Пушкина. Здесь бывала вся профессорская Москва. Николай Васильевич интересовался и философией, и психологией, историей и политикой, увлекался шахматами, был яростным спорщиком, сочинял шутливые стихи и даже написал либретто оперы “Будда”. К Бугаеву заходил даже Лев Толстой. Профессорский мир детства во многом определил дальнейшую судьбу Бори. Он учился в знаменитой частной гимназии Льва Ивановича Поливанова, а потом поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Начало отцовское – интеллектуальное, начало матери – лирическое. Мать с отцом были необычной парой. “…чувствами я разрывался между ними. Трудно найти двух людей, столь противоположных, как родители…сила мысли и ураганы противоречивых чувств…безвольный в быте муж науки… и переполняющая весь мир собою, смехом, плачем, музыкой, шалостями и капризами мать…Я был цепями, сковавшими их…” (А.Белый. На рубеже двух столетий). Александра Дмитриевна, урожденная Егорова, была натурой эмоциональной, порывистой, артистичной, играла на рояле. Недаром потом Борис напишет художественные произведения с необычным ритмическим строем, которые назовет “симфониями”. Увлечение поэзией и эмоциональность Бори – от матери. И восприятие прекрасного тоже. (Слайд 5). С балкона столовой, обращенной окнами в Денежный переулок, юный Боря Бугаев зачарованно наблюдал зори и закаты над куполами старого Новодевичьего монастыря, видел в них символы и знамения наступающего преображения мира, грядущего Царства Духа.

2). Влияние Соловьевых В 1994 этажом ниже в доме поселилась семья Михаила Сергеевича Соловьева, сына знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева (Слайд 6) и родного брата философа Владимира Соловьева, а сын их – Сергей Соловьев – стал поэтом-символистом и лучшим другом Бори. “С 1987 года Соловьевы стали мне моей второй родиной”, – пишет Белый. Именно у Соловьевых ему был придуман псевдоним в честь высокочтимого на Руси апостола Андрея Первозванного и Белый – значит “чистый, идеальный”, цвет апокалипсиса. Именно Соловьевы оценили талант Бори Бугаева и помогли выпустить в 1902 году первую книгу “Симфонию (2-ую драматическую) ” (Слайд 7 ), которую он посвятил своей первой Музе Клавдии Михайловне Морозовой ( Слайд 8).

В 1899-1900 философия и поэзия Вл. Соловьёва и философско-поэтическое творчество Ф. Ницше стали для Белого знаменем в поисках нового мироощущения, в неопределенных предчувствиях новой эры, мистического преображения всего сущего. В сходном, “преобразовательном” смысле воспринимает Белый также А. А. Фета, Ф. М. Достоевского, позднего Ибсена, музыку Э. Грига. Этот философско-эстетический базис определяет собственные творческие искания Белого в индивидуальном жанре “симфоний” — лирической ритмизованной повествовательной прозы с зыбким сюжетом и сквозными темами, ориентированными на законы музыкальной композиции и позволяющими передавать “душевную созвучность окружающего мира во всех его сторонах, частях и проявлениях”.

(Слайд 9). Просмотр видеоролика передачи по каналу “Культура” “Жена, облеченная в солнце. Андрей Белый. Библейский сюжет” из 9.13 мин смотреть 7.19 мин.) о “Симфонии 2 драматической”, посвященной М.К.Морозовой.

В 1900 написана “Северная симфония (1-я, героическая)” изображающая условно-фантастический мир, ассоциирующийся с западноевропейским средневековьем. В 1901-1902 Белый пишет “третью симфонию” “Возврат”, в которой “ложное”, “бессмысленное” земное противопоставляется “вечному”, “космическому”. В 1902 начинает работу над “четвертой симфонией”.

3). Аргонавты. В 1901-1902 Белый знакомится с B.Я. Брюсовым (от которого получает уроки литературного мастерства), Д. С. Мережковским и 3.Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, литераторами, близкими к издательству и альманаху “Гриф”. Отношение Белого к символистскому окружению двойственное: являясь приверженцем “нового” искусства, он не приемлет “декадентского” мироощущения с “теургических”, соловьевских позиций. Религиозно-мистические искания сближают Белого с Мережковским и 3. Гиппиус, он публикует статьи в их религиозно-философском журнале “Новый путь”. Статьи программного характера печатает также в журнале “Мир искусства” (“Формы искусства”, “Символизм как миропонимание”), отстаивая в них представление об “истинном” символизме, несущем в себе начала грядущего универсального, теургического творчества, объемлющего всю полноту преображенного бытия. Сходные идеи разделялись сплотившейся вокруг Белого группой единомышленников (в основном студентов Московского университета), составившей (осенью 1903) кружок “аргонавтов”: Эллис, А. С. Петровский, В. В. Владимиров, С. Соловьёв, М. И. Сизов и др. Членов кружка объединяет стремление к “жизнетворческой” мифизации бытия, человеческих отношений, художественной деятельности. Один из предметов поклонения “аргонавтов” — юношеская лирика Блока: Белый способствовал созданию в Москве круга “блокистов” еще до публикации первых стихотворных циклов Блока.

“Годами зари” назвал Белый начало 1900 г.г. В музее-квартире Белого представлена “Линия жизни” (Слайд 10) – оригинальная схема-диаграмма духовной биографии писателя, рисующая периоды творческих взлетов и падений с подробным указанием того, какие учения и идеи, а также какие люди оказывали на него влияние в разные годы. Она была им нарисована в 1927 году.

4). Поэзия. В 1904 году выходит первый сборник стихов “Золото в лазури” (Слайд 11), предметом поклонения Белого становится солнце: “Солнцем сердце зажжено. Солнце к вечному стремительность. Солнце – вечное окно В золотую ослепительность”. Посвящено это стихотворение Константину Бальмонту, автору книги “Будем как солнце”, вдохновившей Белого на создание цикла, который открывает сборник. Миф о золотом руне Белый преобразует в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения рубежа столетий. В стихотворениях цикла выражена программа “аргонавтов”. В сборнике будущее выступает в обличьях, масках старины (“Старина в пламенеющий час, обуявшая нас мировым. ”), прежнего счастья, образов прежней культуры. В кульминационной части “Багряница в терниях” в центре – образ распятия. В Христе видит Белый возрождение мира. Вокруг Солнца – образы дорогих поэту людей – отца и Соловьевых, и даже сам он себя видит распятым на кресте. В этом сборнике звучит его отрицание жизни (“Жизнь мрачна и печальна, как гроб”), слово озлобленно и презрительно.

Но уже в следующем сборнике рядом с образом пророка появляется образ безумца:

“Стоял я дураком в венце своем огнистом,
В хитоне золотом, скрепленном аметистом,-
Один, один, как столб, в пустынях удаленных,-
И ждал народных толп коленоперклоненных”.

Так удивительно быстро происходит духовный рост поэта.

В 1904 году Блок приезжает в Москву, и Соловьев их знакомит. Оба в восторге друг от друга. 1905 год – начало нового периода, прошедшего под знаком сначала идиллической, затем драматически-надрывной, а под конец безысходно-трагической любви Белого к жене Александра Блока. (Слайд 12). Весной 1906 происходит разрыв, и Белый уезжает в Мюнхен, а затем в Париж. Разрыв происходит и творческий – с Блоком-поэтом, который на смену Прекрасной Даме выводит образ Незнакомки и “Балаганчика”, что претит и Белому, и Соловьеву.

Личная трагедия усугубляется общественной – революцией 1905 гола в России. Он видит Россию не в свете соловьевских зорь, а сквозь призму лирики Некрасова. Некрасову посвящен сборник “Пепел” (1908) вершина творчества Белого. Сожжены и светлые зори младосимволистов, подернута пеплом страждущая русская земля. Здесь уже не “золото в лазури”, а “свинец облаков, зловещие кабаки, просторы голодных губерний”:

“Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой-
Мать Россия,о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?”

Самосжигание лирического Я до пепла происходит в сборнике “Урна”(1909). Героиня многих стихов сборника Л.Д.Блок, отвергшая поэта.

(Слайд 13). Просмотр видеоролика “Андрей Белый. Воспоминание”

Посвящается Л.Д.Блок. Читает: Boris Vetrov, Музыка: Anselme Pau, Видеоряд: olgiya

5). Анализ стихотворения “Посвящение”(1915)

Я попросил у вас хлеба — расплавленный камень мне дали,
И, пропалённая, вмиг, смрадно дымится ладонь…
Вот и костёр растрещался, и пламень танцует под небо.
Мне говорят: “Пурпур”. В него облеклись на костре.
Пляшущий пурпур прилип, сдирая и кожу, и мясо:
Вмиг до ушей разорвался чёрный, осклабленный рот.
Тут воскликнули вы: “Он просветлённо смеётся…”
И густолиственный лавр страшный череп покрыл.

Какие символистские образы вы увидели в стихотворении?

(символический образ пророка, как в античной литературе, у Пушкина и у Лермонтова; образы огня, хлеба, лавра; контрастные цвета – красный и черный; аллитерации р-р-р, асоансы а-у)

6). Духовное возрождение Белого. С 1909 в мироощущении Белого обозначается переход от пессимизма и “самосожжения” к исканию “пути жизни”, “второй заре”. Эти настроения отразились в стихах 1909-1911 — книга “Королевна и рыцари” (1919). (Слайд 14).

Духовному возрождению Белого способствовало сближение в 1909-1910 с начинающей художницей Анной Алексеевной Тургеневой (Асей), которая становится его фактической женой [гражданский брак оформлен в Берне (Швейцария) 23 марта 1914]. Прослушивание звукового файла “Белый. Асе”. Читает Шевченко. ( Слайд 15).

Одновременно с прекращением “Весов” (1909) Белый, Метнер и Эллис организуют издательство “Мусагет” — центр символизма религиозно-философской, культурологической направленности; к ближайшему участию в “Мусагете” Белый привлекает Вяч. Иванова и Блока (с которым вновь сближается в 1910). В “Мусагете” выходят книги Белого “Символизм” (1910) и “Арабески” (1911) (Слайд 16) — итог его деятельности как критика и теоретика литературной школы за 1900-е гг.

С декабря 1910 по апрель 1911 Белый с женой совершает заграничное путешествие (Сицилия — Тунис — Египет — Палестина), открывает для себя новый культурный мир, в котором ищет живые духовные ценности, противопоставляя их одряхлевшему “европеизму”. Восточное путешествие знаменует один из наиболее светлых и творчески продуктивных периодов в жизни Белого. Литературный итог его — два тома “Путевых заметок”

По заказу издательства “Мусагет” в 1914 году Белый пишет роман “Петербург”. “Петербург” — одно из высших достижений русского символизма; действие его разворачивается на фоне событий революции 1905-1907 и вбирает в себя проблемы исторической судьбы России, подводит символические итоги “западного” периода ее развития. В романе Белого находит свое развитие “петербургская” тема русской литературы, воплощенная в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского. Сочетая высокий пафос с комедийно-травестийными мотивами, лирико-исповедальные интонации с сатирическим гротеском, вскрывая в необычном аспекте психологию героев, Белый создает принципиально новый тип прозаического повествования. Петербург выступает как символ города противоречий между Востоком и Западом, это противоречие приведет страну к трагедии.

7). Занятия антропософией. В апреле-мае 1912 Белый с женой живет в Брюсселе, в мае 1912 в Кёльне они встречаются с Р. Штейнером — создателем антропософского религиозно-мистического учения — и становятся его приверженцами. В антропософии Белый видит системное воплощение духовных идеалов, достижение искомой гармонии между мистическим и научным познанием. С марта 1914 до августа 1916 Белый в основном находится в Дорнахе, близ Базеля (либо в соседнем Арлесгейме), где участвует под руководством Штейнера в строительстве антропософского центра — “храма-театра” Гетеанума. (Слайд 17). Занятия антропософией (и связанной с ней проблемой внутреннего самопознания человека) поощряют углубленное внимание Белого к автобиографической теме. С октября 1915 по октябрь 1916 он пишет роман “Котик Летаев”, в котором воскрешены и осмыслены его собственные младенческие переживания, первые восприятия мира. Роман должен был начать серию автобиографических произведений (впоследствии продолжен романом “Крещеный китаец” 1921).

8). Васильева. Кучино.В 1916 году Белого призывают на военную службу, он приезжает в Петербург и получает отсрочку. Белый сближается с Клавдией Николаевной Васильевой. Здесь он встречает Февральскую, а затем Октябрьскую революцию. Как и Блок, он воспринимает ее романтически.

В 1921-1922 г.г. он расстается с Анной Алексеевной Тургеневой, с которой был близок 14 лет. В 1921 году умирает его лучший друг Блок. В этом же году уходит из жизни его мать Александра Дмитриевна Бугаева

За вольнолюбивые мысли отец лишил сына наследства, поэтому квартира матери после её смерти перешла к чужим людям. Три года Белый скитается по друзьям, чужим квартирам, пока ему не находят в 1925 году дачу на станции Кучино, в доме Ливандовских, а затем дачу Шиповых. (Слайд 18).Этот дом сохранился до наших дней. В 1994 году на доме была установлена мемориальная доска, а в 2005 году открыта музейная экспозиция, филиал краеведческого музея г.Железнодорожный.

В 6-томном собрании сочинений мы нашли 15 стихотворений, написанных в Кучино. Из этого следует, что шестилетний отрезок жизни здесь благотворно действовал на его творчество, учитывая тишину, чудесную природу и другие условия.

Чем являлось для Андрея Белого подмосковное Кучино можно понять, перечислив только самое значительное из написанного им здесь.: возобновил работу над романом “Москва” В нем он в фантасмагорической форме описал свою жизнь в доме на Арбате и гротескный и суховатый образ отца.(Слайд 19), позднее перерабатывал его в драму; написал книгу путевых очерков “Ветер с Кавказа”; воспоминания о Рудольфе Штейнере; (Слайд 20) второй том романа “Москва”; начинал работу над первым томом грандиозной мемуарной трилогии “На рубеже двух столетий”, ставшей своего рода энциклопедией русской жизни начала 20 века; уж не говоря о литературоведческих статьях, переписке, которую он вел на протяжении всей своей жизни с огромным числом братьев по перу и различных адресатов. (Слайд 21)

В конце концов из-за бытовых неурядиц Борис Николаевич и Клавдия Николаевна в апреле 1931 года уедут из Кучино и будут жить сначала у Иванова-Разумника в Петербурге, затем в Москве на Плющихе. Летом выезжают в Коктебель к писателю Волошину. Последней книгой Белого будет монография о ритмике стиха и поэтике “Мастерство Гоголя”. Умер Белый из-за психологических причин. В 1934 году. В некрологе писатели поставили его имя рядом с классиками русской и мировой литературы, за что партийные инстанции осудили некролог.

В настоящее время в центре “Мемориальная квартира Андрея Белого” и в центральной библиотеке г.Железнодорожный (Слайды 22,23) проводится большая работа по изучению жизни и популяризации творчества поэта, писателя, философа и литературного критика Андрея Белого.

3. Закрепление изученного. Кроссворд “Символизм” (Слайд 24).

Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880-1934)

Путешествие за «золотым руном»

Андрея Белого (1880— 1934)

Цель урока: дать представление о личности и литературном творчестве писателя, показать особенности его поэтики.

Оборудование урока: портрет А. Белого, сборники его стихов, роман «Петербург».

Методические приемы: лекция учителя, аналитическое чтение.

I. Проверка домашнего задания

Чтение и анализ нескольких стихотворений Бальмонта, обсуждение в классе.

II. Слово учителя

Борис Николаевич Бугаев вырос в семье профессора-математика Московского университета, окончил естественное отделение физико-математического отделения этого университета. Еще в гимназии он сблизился с семьей родного брата Владимира Соловьева, дружил с племянником своего кумира, Сергеем Соловьевым. Религиозная философия и поэзия Вл. Соловьева заворожила молодых людей, определила их первые творческие опыты. Под влиянием семьи Соловьевых возник псевдоним Бугаева — Андрей Белый.

Осенью 1903 года Белый организует литературный кружок, в который вошли его друзья С. Соловьев, Эллис (Лев Кобылинский), А. Петровский и другие. Эллис придумал название этому кружку — «аргонавты». Подобно древним грекам молодые литераторы «путешествовали» за своим «золотым руном» — новым словом, способным активно содействовать преображению мира. Предметом постоянного обсуждения «аргонавтов» становится лирика Александра Блока, дальнего родственника С. Соловьева. В январе 1904 года состоялось личное знакомство Белого и Блока и переросло в многолетнюю братскую и творческую дружбу. Постепенно сложилось объединение «младосимволистов».

Андрей Белый был человеком редкой одаренности: поэт-лирик, прозаик, создавший новый тип романа, исследователь русской и мировой культуры, теоретик литературы, критик и публицист, мемуарист. Особое значение писатель придавал музыкальному началу жизни и творчества. Белый начал с прозаических «симфоний», в которых повествование строилось как спор контрастных «музыкальных» тем — страстный порыв к духовным высотам противопоставлялся уродству реальности. В первом сборнике стихов и лирической прозы «Золото в лазури» (1904) покорение скалистых горных вершин или полет к солнцу символизировали прорыв из обыденности в вечность, к мистическому идеалу. Стихотворение «Солнце» было посвящено Бальмонту, автору «Будем как Солнце»

Солнцем сердце зажжено.

Солнце — к вечному стремительность.

Солнце — вечное окно

В золотую ослепительность.

Ликующее мироощущение было потеснено наплывом «мистических ужасов», которые виделись Белому в современной ему России. От надмирных высот писатель обращается к земному, русскому, крестьянскому в сборнике 1909 года «Пепел» с эпиграфом из Некрасова. Образ пепла имел двойной смысл: «сожженных» светлых зорь «младосимволистов» и подернутой пеплом страждущей русской земли. Здесь уже не золото и лазурь, символы духовного экстаза, а «свинец облаков, зловещие кабаки, «просторы голодных губерний» («Родина», «Отчаяние», «Веселые на Руси»). В стихотворении «Родина» (читаем) трагически звучит риторический вопрос:

Роковая страна, ледяная,

Проклятая железной судьбой —

Мать Россия, о родина злая,

Кто же так подшутил над тобой?

III. Чтение и анализ стихотворений

1. «Из окна вагона».

— Какие литературные ассоциации вызывает у вас стихотворение «Из окна вагона»?

(Стихотворение «Из окна вагона» напоминает некрасовские образы: кабаки, погосты, «убогие стаи избенок». Соединение безысходного одиночества лирического героя и суровой немоты матери-родины подчеркивают выразительность трагической ситуации:

Мать Россия! Тебе мои песни, —

О немая, суровая мать! —

Здесь и глуше мне дай, и безвестней

Непутевую жизнь отрыдать.)

— Охарактеризуйте лирического героя стиха.

(Лирический герой — бродяга, висельник, горемыка. Им владеют чувства отверженности и одиночества. Они оттеняются и усиливаются ритмами лихой отчаянной пляски:

Что там думать, что там ждать,

Дунуть, плюнуть — наплевать:

Наплевать да растоптать,

Веселиться, пить да жрать.)

— Какова концовка стихотворения?

(Заканчивается это стихотворение («Веселье на Руси»), названное, кстати, с некрасовским сарказмом, жутким: «Над страной моей родною / Встала Смерть».)

2. Образ смерти, причем собственной смерти, и в стихотворении с невинным названием «Друзьям» (1907):

Золотому блеску верил,

А умер от солнечных стрел.

Думой века измерил,

А жизнь прожить не сумел.

Навстречу венком метнусь,

О, любите меня, полюбите —

Я, быть может, не умер, быть может,

Как и Брюсов, Белый разрабатывал и урбанистическую тему. В цикле «Город» слышны отзвуки уличных митингов, демонстраций 1905 года, ощутима напряженная атмосфера времени.

«Самосжигание» лирического «Я» до пепла происходит в сборнике «Урна» (1909), посвященном В. Я. Брюсову. «Пепел» переживаний поэт собрал в «урну» формы, отточенной в традициях Пушкина, Баратынского, Тютчева. Героиня многих стихов этого сборника — Л. Д. Блок, суровая «снежная дева», отвергшая страдающего лирического героя.

— Каковы особенности поэтики стихотворения «Посвящение»?

(Образ сжигающего огня в стихотворении Посвящение’ (1915), стилизованном под античность и вызывающем воспоминания о трагической судьбе пушкинского и лермонтовского пророков.

Здесь поэт не просто страдает, он сгорает в пламени костра, и лишь тогда его «страшный череп» увенчивают лаврами.)

— Какие символические образы вы можете отметить?

(Отметим символические образы огня, хлеба, лавра; тревожные цвета: пурпур в сочетании с черным; яркую инструментовку стихотворения: ассонансы (широкое «а» сменяется протяжным, узким «у») и аллитерации (раскатистый, мощный звук «р»).

IV. Заключительное слово учителя

Белого-поэта в современном сознании потеснил Белый-прозаик, чей «Петербург» (1914) стал одной из вершин европейского романа. Традиционный для русской литературы образ Петербурга трансформировался у Белого в символ. Образ России, восточной страны, избравшей в столицы один из красивейших европейских городов и разрывающейся между Востоком и Западом, противоречив, это противоречие и заключает в себе грядущую неизбежную трагедию страны.

Белый сократил расстояние между стихом и прозой — ритмизованной, напевной. Во всех проявлениях своего многогранного дара он оставался лириком. Он был одним из оригинальнейших и прозорливых умов ХХ века. «Гениальный, странный» — писал о нем Блок. Андрей Белый ценил сам процесс творчества больше, чем результат, безудержно экспериментируя ради обновления искусства слова.

V. Тест по творчеству А. Белого (см. Приложение в конце книги)

Анализ стихотворения Андрея Белого «Раздумье. Анализ стихотворения “Солнце” Белый Андрей

Творческий путь Андрея Белого был достаточно интересным и необычным, ведь он писал свои стихотворные работы ради развлечения, не видя своего поэтического будущего. Он обладал прекрасными математическими знаниями и умениями, поэтому, мечтал унаследовать жизненный путь своего отца и стать ученым. А написание стихотворений было своеобразным хобби, модой того времени, которая распространялась на современную молодежь. Такими «стихописаниями» занимались и физики, и химики, и биологи. Только вот, не все из них получались истинное призвание и вековую память.

В 1904 году, А. Белый решается использовать в своем творчестве новый стиль, в котором есть сходства со старинным стихосложением. «Тройка» была написана в шутку. Но, она вобрала в себя самые основные пункты русской поэзии.

Перед читателями появляется образ прекрасной природы, которая радует взор простого человека. Также, не остался без внимания образ дороги. Он говорит нам о вечном движении, о жизни, которая так быстротечна. Она состоит из прекрасных мгновений. И они должны оставаться в нашей памяти.

Вчитываясь в смысл стихотворения, читатель может понять мысль автора, которая спрятана между строк. В ней речь идет о близких и родных людях, которые есть в жизни каждого из нас.

В работе «Тройка» автор пишет о незнакомке, которая застенчиво встречает его, на лице таинственной героини появляется пылающий румянец. В дальнейшем, герои стихотворения отправятся в прекрасное путешествие, и в словах зазвучит звон бубенцов.

В своем замечательном стихотворение, Андрей Белый передал сам дух народа, он заговорил о вековых традициях и обычаях, которые переходят из поколения в поколение. Меня поразила плавность стихотворных строк в «Тройке». Гармоничность и певучесть являются отличительными чертами такой прекрасной работы Андрея Белого.

Анализ стихотворения Андрея Белого “Отчаяние”

Стихотворения символистов особенно сложны для понимания и, тем более, для анализа, ведь их смысл сильно завуалирован. Поэтому одно и тоже стихотворение разными людьми может восприниматься по-разному. Еще Жан Мореас писал: «Символическая поэзия – враг поучений, риторики и объективных описаний; она стремится облечь идею в чувственно постижимую форму». Основываясь на этих самых чувствах, я и буду анализировать стихотворение «Отчаяние» написанное в 1904 году.

Это стихотворение по своей пространственно-временной организации очень динамично. Любой внимательный читатель сразу же заметит, что с каждой новой строфой скорость движения зимней стихии увеличивается:

«Веселый, искрометный лед.

Но сердце – ледянистый слиток.

Пусть вьюга белоцвет метет,-

Взревет; и развернет свой свиток.

Срывается: кипит сугроб,

Пурговым кружевом клокочет,

Пургой окуривает лоб,

Завьется в ночь и прохохочет».

Как видите, на смену вьюги приходит лавина, и создается ощущение усиления ветра.

Но в произведение есть еще одна буря – буря внутри лирического героя, и с каждой строчкой она бушует все сильнее. А в третьей строфе автор даже прибегает к помощи «двойника», который создает еще большее чувство страха и опасности. От этого также увеличивается динамика.

Прочитаем первые три строфы еще раз. Чувствуете эту скорость, этот холод, эту темноту? В таком мире каждый человек становится волком-одиночкой, который живет лишь для того, чтобы выжить. Напоминает закон джунглей, не правда ли?

И чтобы наш мир не превратился в такие холодные джунгли, автор призывает сбавить ход и, наконец-то, осмотреться:

«Душа, остановись – замри!

Слепите, снеговые хлопья!

Вонзайте в небо, фонари,

Лучей наточенные копья!»

Белый словно говорит: «Видишь, каким стал этот мир! Он ужасен! Он сер, уныл, холоден и неприветлив!» И лишь свет способен все изменить. Причем не просто свет, а «лучей наточенные копья», то есть герою придется приложить усилие, чтобы побороть эту темноту.

Это стихотворение актуально и по сей день, ведь каждого из нас можно представить в роли этого лирического героя. И если мы, подобно ему, будем забывать красоту и размеренность этого мира, в скором времени наступит холодное отчаяние…

“Солнце” (1904) Стихотворение вошло в первый поэтиче­ский сборник А. Белого “Золото в лазури”. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому, идеалу, используя сказочно – гротескные стилизации и яркие зарисовки современной город­ской жизни. Символистский смысл стихотворения – в стремле­нии поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:

Солнцем сердце зажжено.

Солнце – к вечному стремительность.

Солнце – вечное окно в золотую ослепительность.

Глоссарий:

– андрей белый солнце анализ

– андрей белый анализ стихотворения

– анализ стихотворения андрея белого солнце

– андрей белый солнце анализ стихотворения

– андрей белый анализ стихотворения солнце

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Веселье на Руси” (1906). Стихотворение является своеоб­разной “словесной пляской”, а не стилизацией под народную песню. По словам Т. Ю. Хмельницкой: “… лихая хмельная го­речь загубленных.
  2. “Белый лебедь”. Опираясь на традиции русской классической и мировой поэзии, в особенности на творчество А. А. Фета, К. Д. Бальмонт создает импрессионистическую лирику. Ярким примером.
  3. В повести Джека Лондона “Белый Клык” повествуется история о волке, который дрался с собаками на ринге, развлекая людей. Белый Клык – а именно так и.
  4. Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями.

А.Белый является ярким представителем русского символизма. Его произведения отличаются сложной рифмой и не всегда просты в понимании.

Стихотворение «Раздумье» написано в свойственном для писателя стиле и его истинный смысл завуалирован. Каждый читатель может найти в нем что-то свое. Произведение очень динамично, чувства и эмоции нагнетаются с каждой строчкой.

В этом произведении поэт передает свои эмоции и чувства, которые его сопровождают наедине. В этот момент время останавливается, оно застывает в природе и становится слышно шорох даже маленького листка. Писатель передает свою робость и скованность. Его переполняют чувства, но выразить их он не может. Он погружается в себя, всецело отдает свои мысли природе.

Поэт очень точно передает детали перемен, связанных с закатом и засыпанием окружающего мира. В первой части стихотворения можно подумать, что писатель находится не один, а с возлюбленной. После в произведении раскрывается суть его переживаний и скованности.

Видимо автор не мог совместить гармонично свои фантазии и реальную жизнь. Его сковывали условности, он не мог почувствовать себя свободным. Приблизиться к своей заре, прикоснуться к яркому сиянию он не мог. В его взгляде горела надежда, но он все же выжидал чего то.

Стихотворение отображает не только красоту пейзажа и природные явления, связанные с закатом и окончанием дня. Это был закат в душе автора, он тоже переживал целый спектр эмоций внутри себя. Такое сравнение очень точно передает духовную составляющую человека в обществе.

Часто природа лучше понимает, что твориться в душе и человек обращается за поисками ответов именно к природе. Каждый из нас – часть природы, а красота окружающего мира подсказывает поэту, что нужно делать. Очень часто именно свободы так не хватает человечеству в ускоренном ритме современного мира.

Стихотворение «Любовь» было написано Андреем Белым в 1901 году. До сих пор неизвестно, кому оно посвящено. В жизни поэта были серьёзные романы, но все они заканчивались разочарованиями. Поэт мог вскружить голову любой женщине, а охладевал к своим избранницам также быстро, как и влюблялся.

Это стихотворение о разлуке. Лирический герой навсегда расстаётся с женщиной, которую полюбил. Скорее всего, это и была самая настоящая любовь в его жизни. Герой явно не разругался со своей возлюбленной, о чём говорит настроение стихотворения. Не было никакой бури и порывов страстей, «был тихий час». На прощание она улыбнулась и пообещала: «Мы встретимся». Но он точно знает, что видит её в последний раз.

Настал момент, когда бросил не он, а его. Но поэт не таит в обиды: он отпускает любимую в открытое море – на свободу. А значит, прощает её за всё. Вот уже корабль с надутыми парусами готов к отплытию, над морем кричат чайки, вещая о наступившей поре разлуке. Поэт полон сожаления о том, что всё закончилось и больше не повторится. В минуты расставания им овладевает тоска:

Я вдаль смотрел, щемящей грусти полон

Но разве это была не светлая грусть? Герой отпускает любимую с миром. Она уплывает на прекрасном корабле, подобном «белому лебедю, распластавшему крылья», ей сопутствуют «нежные волны». И наконец, всё пропадает на горизонте. Любимой больше нет рядом. Но она оставила в его сердце глубокий след, который никогда не исчезнет.

На фоне неба бледно-золотистом

Вдруг облако туманное взошло

И запылало ярким аметистом

Для большей выразительности А.Белый использовал такие художественные средства, как эпитеты: «пунцовое пламя», «нежные волны», «щемящая грусть». Кроме того, в стихотворении присутствуют сравнения: корабль, «как лебедь белый», облако, словно «яркий аметист». И корабль, «с зарёю уплывавший», и облако, и даже море – всё это символы, которые использовал поэт, чтобы дать понять – его любимая теперь свободна, и оставила она после себя лишь приятные воспоминания, которые и пылают «ярким аметистом». Стихотворение написано пятистопным ямбом, что придаёт ему мелодичность, рифма – мужская.

Это красивое стихотворение обладает некоторой загадочностью. Всё ли сказал автор? Не покидает ощущение, будто недописано пару строк, таящих в себе нечто важное. Означает ли это, что поэт всё же надеется, что любимая вернётся? Мы можем только догадываться.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) –

Помогите сделать анализ стихотворения《Солнце》А.Белый

Солнцем сердце зажжено.
Солнце-к вечному стремительность.
Солнце-вечное окно в золотую ослепительность.

Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
красным жаром разливается.

В сердце бедном много зла
сожжено и перемолото.
Наши души-зеркала,
отражающие золото.

«Солнце» (1904) Стихотворение вошло в первый поэтиче­ский сборник А. Белого «Золото в лазури». Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому, идеалу, используя сказочно- гротескные стилизации и яркие зарисовки современной город­ской жизни. Символистский смысл стихотворения — в стремле­нии поэта к солнцу, до которого невозможно добраться: Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно в золотую ослепительность

Другие вопросы из категории

Любит ли Онегин татьяну и почему татьяна его отвергла?

Читайте также

2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора , который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО .
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ” АНЧАР ” ПО ПЛАНУ , ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ . ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО , А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ . ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И , ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ . ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА .

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит –
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес – и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

С полей несется голос стада,
В кустах малиновки звенят,
И с побелевших яблонь сада
Струится сладкий аромат.
Цветы глядят с тоской влюбленной,
Безгрешно чисты, как весна,
Роняя с пылью благовонной
Плодов румяных семена.
Сестра цветов, подруга розы,
Очами в очи мне взгляни,
Навей живительные грезы
И в сердце песню зарони.
(А.А Фет)

план анализа:
1)Год стихотворение и описание
2)Тема
3)Идея(основ.мысль)
4)Образ лирического героя,черты
5)Движение мысли(если есть)развитие мысли
6)Изобразительные средства (эпитеты,метафоры,олицетворение,сравнение,гипербола,литома )
7)Синтаксические средства(члены предложения,рифмы,ретарический вопрос)
8)Мое мнение

3.Стихотворный размер
4. Особенности стихотворения.

5. Художественные средства и приём.

3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.

4)Синтаксис и пунктуация предложений

6)Рифма, ритм, размер

Анализ стихотворения:
1) В.Лебедева-Кумача:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они – за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Читайте также:  Анализ стихотворения Отчаяние Андрея Белого
Ссылка на основную публикацию