Сова – краткое содержание рассказа Бианки

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

25.09.2018

Бианки В., рассказ “Сова”

Жанр: рассказ о животных

Главные герои рассказа “Сова” и их характеристика

  1. Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
  2. Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.

План пересказа рассказа “Сова”

  1. Чай с молоком
  2. Обида совы
  3. Сова в дупле
  4. Мыши вышли на охоту
  5. Шмели улетели
  6. Клевер не родится
  7. Корова тощает
  8. Старик без молока
  9. Поклон сове
  10. Сова летит на охоту
  11. Снова чай с молоком

Кратчайшее содержание рассказа “Сова” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Старик пил чай с молоком и обидел сову, сказав, что не считает ее другом
  2. Сова в дупло забилась и на охоту летать перестала
  3. Мыши разорили все гнезда шмелей и клевер стал даром осыпаться
  4. Не стало клевера у старика, перестала корова давать молоко
  5. Пошел старик на поклон к сове, прощение попросил.
  6. Сова полетела охотиться, мыши разбежались, шмели вернулись, клевер уродился, пьет старик снова чай с молоком.

Главная мысль рассказа “Сова”
Все в природе взаимосвязано.

Чему учит рассказ “Сова”
Рассказ учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.

Отзыв на рассказ “Сова”
Мне понравился этот рассказ, потому что в нем дано описание взаимосвязей в природном сообществе луга. Оказывается от совы зависит, уродится ли клевер на лугу, хотя она только мышей ест. Мне очень понравилась умная сова, которая знала, что старику в любом случае без нее не обойтись.

Пословицы к рассказу “Сова”
Сосед не захочет, так и миру не будет.
Худое дело обидеть соседа.
Одной веревочкой связаны.
Один за всех и все за одного.
Без беды друга не узнаешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Сова”
Сидел на веранде старик пил чай с молоком. Мимо сова летела и поздоровалась, назвала старика другом.
А старик ответил, что сова всех сторонится, нос у нее крючком и вообще она ему не друг.
Сова обиделась и предупредила, что не станет больше на луг летать и мышей ловить. А старик не испугался, гонит сову прочь.
Улетела сова, в дупло забилась, никуда не летит.
Мыши ночью обрадовались, перекликаются, совы не видят. И пошли на луг гулять.
А сова старика предупреждает, что мыши на охоту вышли. Но старик не слушает сову, говорит, что мыши не волки.
А мыши все шмелиные гнезда разорили, разлетелись шмели.
Опять сова старика предупреждает, говорит, что разлетелись шмели. А старик отвечает, что от шмелей все равно прока нет, меда нет.
А на лугу клевер стоит, цветет, но некому цветень с цветка на цветок переносить. Снова сова предупреждает, как бы не пришлось старику цвет самому с цветка на цветок переносить.
А старик отвечает, что и ветер цвет разнесет, а сам уже в голове чешет.
Но ветер цвет на землю сбросил, не родится клевер. Не родится клевер – нечего есть корове. Стала корова тощать, молоко стало жидким.
А сова посмеивается, кричит, что придется старику к ней на поклон идти.
Ругается старик, нет клевера – нет молока, нет молока – не с чем чай пить.
Пошел к сове на поклон, прощения просит, уговаривает помириться.
Вздохнула сова, отвечает, что и ей нелегко без мышей было. И на луг полетела. Стала мышей гонять, шмели вернулись. Шмели вернулись, клевер уродился. Корова молоко дала, стал старик с молоком чай пить, сову в гости звать.

Ответы на вопросы к рассказу “Сова”:

  1. Считал ли старик сову своим другом? – Нет, сова ему не нравилась, и нос не тот, и характер.
  2. О чем сова предупреждала старика? Слушался ли он ее советов? – Сова предупреждала, что без нее размножатся мыши, исчезнут шмели, не уродится клевер. А старик только рукой махал.
  3. Высказывание на тему “Человек связан с природой и зависит от нее” – Если человек не будет беречь природу, то скоро останется без леса и без чистой воды и умрет с голода.
  4. Сказку или рассказ ты прочитал? – Это сказка, потому что сова в ней действует как человек, она разговаривает и предупреждает.
  5. Статья в стенгазету “Как помочь животным в зимнее время”. – Зимой человек может помочь зверям и птицам, которым совсем не просто добывать себе корм под снегом. Для птиц можно устроить кормушки, в которые сыпать зерна и семечки. Лесным зверям можно оставлять еду на пеньках – морковку, хлеб, сало, соль. Все это поможет зверям пережить холодное время года.

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Сова”

Сова — Бианки В.В.

Как-то Старик поссорился с Совой: она назвала его другом, а он сказал, что они не друзья. Сова решила больше не прилетать на его поле охотиться на мышей. Тогда мыши осмелели, стали вдоволь зерна наедаться, шмелиные норки разорять. Шмели перестали клевер опылять, коровам стало нечего есть, и они молоко перестали давать. Тут пришлось Старику идти к Сове прощения просить.

Сова читать

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова.
— Здорово, — говорит, — друг!

А Старик ей:
— Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг!
Рассердилась Сова.
— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.
А Старик:
— Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ:
— Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
— А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

— А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
— И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить — пошёл Старик Сове кланяться:
— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
— То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение литературной сказки В. Бианки «Сова» в подготовительной группе

Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение литературной сказки В. Бианки «Сова» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Конспект

совместной деятельности воспитателя с детьми:

«Чтение литературной сказки В. Бианки «Сова»

в подготовительной группе детей с ЗПР

воспитатель: Кириллова Т. Н.

1. Познакомить детей с литературной сказкой В. Бианки «Сова».

2. Расширять и уточнять представления детей о природе.

3. Продолжать объяснять детям, что в природе всёвзаимосвязано: животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

Словарная работа: пустой чай, раздолье, волдыри, цветень, молоко всё жиже да жиже.

Ход совместной деятельности.

1. Вступительное слово воспитателя.

Сегодня у нас знакомство с литературной сказкой В. Бианки «Сова». Мы опять с вами попадаем на луг, и наблюдаем, какие там происходят события. Автор напоминает нам, что в природе всёвзаимосвязано: животные связаны между собой и с растениями в цепи питания. Вспомните, например,такую цепь питания: капуста – слизни – жаба.

Вы знаете, если человек истребляет каких-нибудь животных, это может нарушить цепи питания и принести большой вред природе и самому человеку. В нашей сказке человек не истребил животное, оно живо и здорово, человек только сильно обидел сову, а что из этого получилось, мы узнаем.

2. Чтение литературной сказки «Сова».

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова.

– Здорово,- говорит, друг!

-Ты, Сова, – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься – какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

– Ладно же, – говорит, – старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить- сам лови.

– Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла.На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

– Погляди-ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

– Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Читайте также:  Сова – краткое содержание рассказа Бианки

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла:

– Хо-хо-хо, Старик! Гляди,как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

– А пускай идут, — говорит Старик – Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла:

– Хо-хо-хо, Старик! Гляди,как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

– А пускай летят,– говорит Старик – Что от них толку: ни мёду, ни воску, – волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла:

– Хо-хо-хо, Старик! Гляди,как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

– И ветер разнесёт, – говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, – не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

– Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, – трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла:

– Хо-хо-хо, Старик!Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить пошёл Старик Сове кланяться:

– Уж ты, Совушка – вдовушка,меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

– То-то, – говорит- старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

3. Физкультминутка «Сова».

В лесу темно, (Дети складывают ладошки под наклоненную голову – «спят», глаза закрыты)

Одна сова не спит, (Руки в стороны – машут крыльями)

Совушка- сова, (Руки согнуты в локтях на уровне груди — «сова» сидит на ветке)

Головой вертит, (Повороты головы вправо-влево)

Во все стороны глядит

Да вдруг — как полетит. (Руки в стороны — машут крыльями)

4. Беседа по содержанию сказки.

– Какой чай пьёт Старик? (Ответы детей: не пустой – молоком белит).

– Почему Сова рассердилась на Старика? (Ответы детей: Старик разговаривал с Совой невежливо).

– Что пообещала не делать Сова? (Ответы детей: не стану по ночам к тебе на луг летать и ловить мышей).

– Испугался Старик обещанию Совы не прилетать на луг? (Ответы детей: нет, не испугался, он не знал, как ему помогает Сова).

– Для кого в первую же ночь без Совы произошло раздолье? (Ответы детей: для мышей, они побежали на луг).

– Как ответил Старик Сове на предупреждение, что мыши вышли на охоту? (Ответы детей: а пускай идут).

– Что в это время происходит на лугу? (Ответы детей: мыши шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят).

– О чём снова предупредила Сова Старика? (Ответы детей: все шмели разлетелись).

– Задумался Старик о том, какую пользу приносят лугу шмели? (Ответы детей: он считает, что от шмелей только одни волдыри).

– Что происходит на лугу в это время? (Ответы детей: клевер головой к земле виснет, а шмели не носят цветень с цветка на цветок).

– Что произойдёт, если цветень не попадёт с цветка на цветок? (Ответы детей: не родится клевер на лугу).

– Что происходит с коровой без клевера? (Ответы детей: корова худеет, молока даёт меньше, молоко всё жиже да жиже, чай белить Старику нечем).

– Как вы думаете, правильно поступил Старик, когда пошёл Сове кланяться? (Ответы детей: правильно).

– Что ответила Сова Старику? (Ответы детей: ей тоже было нелегко без мышей).

– Расскажите, что произошло на лугу, когда Сова простила Старика? (Ответы детей: Сова полетела ловить мышей. Шмели загудели над лугом. Клевер наливается. У коровы стало молока много. Старик белит чай молоком).

– Что нарушилось в природе, когда Сова перестала ночью летать на охоту на мышей? (Ответы детей: нарушилась пищевая цепочка).

5. Дидактическая игра «Составь цепи питания».

1). Волк, дуб, кабан.

2). Сосна, дятел, жук-короед.

3). Лесная мышь, жёлудь, сова.

6. Дидактическая игра «Расскажи, как связаны между собой»

1). Орешник, полёвки, ласка.

2). Рожь, мыши, змеи, орёл.

Литературная сказка В. Бианки рассказала нам о том, что произойдёт на лугу, если туда не будет прилетать сова, ведь животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

Гуляя в лесу, парке, бывая на лугу, помните, что нарушив цепи питания, вы нанесёте вред природе и человеку.

Урок чтения. Рассказ “Сова” В.В. Бианки

Цели урока.

  • Отрабатывать навыки выразительного, беглого и осознанного чтения.
  • Способствовать развитию речи, памяти.
  • Учить работать в малых группах.
  • Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к ней.
  • Оборудование: опорные слова, части кормушки из цветной бумаги, карточки с напечатанным текстом, портрет Бианки, картинка с изображением совы.

    На предыдущем уроке было знакомство с текстом, проведена словарная работа.

    1. Организационный момент.Приветствие учеников и гостей.
    2. Речевая разминка.

    На экране появляется слайд с пословицей, где пропущено одно слово. Всякое дело . боится. (Приложение 1.). Дети, прочитав пословицу, должны догадаться, какое слово нужно вставить по смыслу.

    Ответы детей: 1. Всякое дело времени боится.

    2. Всякое дело рук боится.

    Обобщение учителя: Всякое дело мастера боится. (Приложение 2.)

    – Кого можно назвать мастером?

    Ответы детей: 1. Того, кто умеет мастерить.

    2. Того, кто умеет делать мебель.

    Обобщение учителя: Человек, который умеет делать отлично свое дело. Например: это повар,

    который вкусно готовит, это врач, который хорошо лечит.

    -Как вы понимаете значение этой пословицы?

    Ответы детей: 1. Если человек мастер, то он справится с любым делом.

    2.Каким бы дело не было, легкое или трудное, мастер его выполнит.

    На доске остается слово мастер.

    -Если мы к этому слову добавим ИТЬ, то что у нас получится? (Приложение 3)

    Ответ детей: мастерить.

    Учитель: сегодня на уроке мы будем мастерить столовую для птиц.

    -Ребята, как вы думаете, почему именно кормушку?

    Ответ детей: Сейчас на улице холодно, все покрыто снегом. Птицам нечем питаться, они нуждаются в помощи и заботе.

    -Какую помощь может оказать птицам мы с вами?

    Ответ детей: Сделать кормушки, подкармливать птиц.

    После каждого выполненного задания на доске, будет появляться часть кормушки.

    III. Проверка домашнего задания.

    -Какой рассказ читали на прошлом уроке?

    Ответ детей: Рассказ называется “Сова”.

    -Кто написал этот рассказ?

    Ответ детей: Виталий Валентинович Бианки.

    На доске опорные слова. (Приложение 4)

    1894 год, Петербург, 65 лет, семья ученого, Петербургский университет, путешествовал, произведения о природе, герои – птицы, животные, растения, бережно любить.

    Используя эти слова, расскажите биографию автора. (Портрет писателя).

    Ответ детей: Бианки родился в 1894 году, в городе Петербурге, в семье ученого. Он окончил Петербургский университет. Виталий Валентинович много путешествовал по стране. Он писал произведения, героями которых были птицы, животные и растения. В своих рассказах Бианки учил бережно относиться к природе и любить ее.

    Один из учеников пересказывает первую часть рассказа.

    Учитель: Почему сова обиделась на старика?

    Дети: старик сказал, что от совы нет пользы. Какой же она ему друг?

    IV.Цель урока. Ваша задача, научиться выразительно читать вторую часть. Ответить на все мои вопросы.

    V. Работа над текстом.

    Вторая часть разбита на отрывки. Каждый ученик работает над своим отрывком.

    1. Самостоятельное чтение.

    Прочитать, выделить слова, значение которых вы не знаете.

    После того как прочитали, проводится словарная работа.

    2.Работа малыми группами.

    Дети первого варианта читают свой отрывок детям второго варианта. В свою очередь, дети второго варианта внимательно слушают и исправляют ошибки, затем они меняются ролями.

    3.Чтение детьми в слух.

    После каждого отрывка учитель задает наводящие вопросы.

    -Почему для мышей настало раздолье?

    Дети: Сова обиделась на старика и перестала охотиться на мышей.

    -О чем сова сказала старику?

    Дети: Мыши начнут разорять гнезда шмелей и они улетят на другой луг.

    -Обеспокоило это старика?

    Дети: Нет, старик не обратил внимание.

    -Почему шмели улетели с луга?

    Дети: Мыши разорили их гнезда.

    -Огорчило это старика?

    Дети: Нет, его это не огорчило.

    -С чем сравнивает автор сено без клевера?

    Дети: Сено без клевера, что каша без масла.

    -А какая каша без масла?

    Дети: Не вкусная, не сытная, пустая.

    -О чем предупреждала сова?

    Дети: Корова мало будет давать молока. Старику нечем будет забеливать чай.

    -Почему старик ругается?

    Дети: Сова оказалась права.

    -Почему старику и сове плохо друг без друга?

    Дети: Они нужны друг другу.

    VI. Физическая минутка.

    Игра “Летает, не летает”.

    VII. Подведение итога прочитанного.

    -Что хотел сказать Бианки, написав этот рассказ? (Чтобы легче было ответить, проводится игра “Закончи предложение”. (Приложение 5).

    -Старик обидел … (сову).

    -Сова перестала ловить…(мышей).

    -Мыши начали разорять гнезда у …(шмелей).

    -Шмели перестали опылять …(клевер).

    -Без клевера похудела …(корова).

    -Корова стала мало давать …(молока).

    -Нечем стало забеливать чай …(старику).

    Дети: Автор хотел сказать, что все должны жить дружно, помогать друг другу.

    Обобщение учителя. Все в природе: растения, животные и люди – взаимосвязано. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях.

    VIII. Работа с дополнительным материалом.

    -Кто оказался мудрее?

    Дети: Сова оказалась мудрее старика.

    -Почему вы так думаете?

    Дети: все, что она говорила – сбылось.

    У каждого на столе лежит печатный текст. (Приложение 6)

    Сова – ночная хищная птица. Живет в хвойных лесах. Охотится ночами. Питается мелкими грызунами. Уничтожая грызунов, приносит человеку большую пользу. Гнездится в брошенных гнездах.

    Внимательно прочитайте и скажите, что вы узнали о сове?

    Дети: Сова охотится ночью. Она питается грызунами. Приносит пользу человеку. Живет в брошенных гнездах.

    -Почему она охотится ночью?

    Ответы детей: 1. Мыши выходят только ночью из своих нор.

    2. У совы особое зрение. Ночью она видит хорошо, а днем – плохо.

    -Какие задания можно придумать к этому тексту?

    Ответы детей: 1.Подчеркнуть гласные.

    2. Подчеркнуть согласные.

    3. Назвать слова с безударной гласной.

    4. Разделить слова на слоги.

    5. Поставить в словах ударение.

    -Назовите слова с безударной гласной в корне слова.

    Дети: Ночная – ночь, сова – совы, лесных – лес.

    -Кто больше за минуту подчеркнет согласных.

    После выполнения задания, дети считают, кто сколько подчеркнул согласных. У кого большее количество подчеркнутых согласных, называет их вслух.

    -Вам понравился урок?

    -О чем вы расскажете родителям, когда придете домой?

    – Мы с вами построили кормушку, значит, со всеми заданиями справились.

    Учитель называет оценки, анализируя их.

    -Как вы думаете, помирятся сова и старик? Об этом вы узнаете, когда дома прочитаете 3 часть.

    В.В. Бианки «Сова»

    Литературное чтение 2 класс

    Тема: В.В. Бианки «Сова»

    Тип урока: изучение нового материала.

    Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

    Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.

    Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

    Учащиеся должны уметь:

    прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;

    определять последовательность событий, работать с планом.

    анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;

    выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.

    выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

    слушать и понимать учителя;

    участвовать в диалоге;

    высказывать свою точку зрения на события, поступки.

    развитие навыков сотрудничества;

    воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой.

    Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

    карточки для построения «Цепочки взаимосвязи»;

    карточки с деформированным текстом;

    карточки для самооценки

    Организационный момент. Создание психологической обстановки.

    – Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Елена Алексеевна. И сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

    – Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. А когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

    2. Речевая разминка.

    – Итак, речевая разминка.

    – Прочитайте это стихотворение все вместе.

    – А теперь, 1 ряд – читает стихотворение с радостью, 2 ряд – с грустью, 3 ряд – с удивлением.

    Повсюду: в лесу, на полянке,

    В реке, на болоте, в полях –

    Ты встретишь героев Бианки,

    У них побываешь в гостях.

    3. Актуализация знаний.

    – Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? Что вы можете о нем рассказать?

    Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.

    ( Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома.)

    – А какие произведения Бианки вы уже читали? («Музыкант»)

    – Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).

    4. Самоопределение к деятельности.

    – Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним произведением этого замечательного писателя. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.

    Всю ночь летает – мышей добывает.

    А станет светло – спать летит в дупло.(Сова)

    5. Беседа о сове.

    – Ребята, что вы знаете о сове?

    Сообщение о сове.

    Сова — ночная хищная птица. Живет в лесу. Охотится ночью, на мелких грызунов.

    «А вы знаете?», что

    С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

    Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

    В книгах о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).

    Совами(иногда слово используют в переносном значении) также называют людей, которые привыкли поздно вставать.

    – А сейчас откройте учебник (на стр.146) и прочитайте название произведения, с которым вы познакомитесь на уроке. Как оно называется?

    – Ребята, а какая нам предстоит работа? Что будем делать? А еще? (Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, пересказывать.) А еще составлять цепочку взаимосвязей, работать с текстом и пословицами. Определим порядок нашей работы! (НА ДОСКЕ висит СОВА с шариками, на которых записаны этапы нашей работы. Распределим их по порядку. Что сначала будем делать? А потом? – Ребята, у вас на партах тоже сова. После каждого этапа работы над произведением вы будете оценивать себя: справились с этим заданием или нет, а для этого вам понадобятся шарики зеленого и желтого цветов.(зеленого – справились, желтого –были затруднения)

    5. Подготовка к восприятию нового материала.

    А теперь вернемся к нашей работе.

    – В данном произведении вам встретятся незнакомые слова и выражения. Давайте узнаем их значение.

    предназначенный для корма скоту.

    пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

    Как бы худа не вышло

    как бы беды не было.

    питательное питье для скота.

    6. Первичное знакомство с произведением.

    Чтение текста учителем и детьми. (Просмотр мультфильма – последняя часть)

    – Ребята, сейчас мы будем с вами читать это произведение. Сначала буду читать я, а потом вы по цепочке (по 1 предложению). Поставьте пальчик на строчку и будьте очень внимательны.

    – Понравилось ли вам это произведение?

    – Назовите главных героев. (Старик и Сова)

    – Ребята, а почему это произведение В.В. Бианки назвал «Сова»? (В нем рассказывается о пользе совы)

    – Можно ли ему дать другое название? Какое?(Как старик нарушил равновесие в природе. Природное равновесие.) Почему?

    Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

    – Ребята, сказку или рассказ мы прочитали?(Это сказка, так как звери разговаривают, с ними происходят приключения.)

    – А ещё В.В. Бианки называл свои истории«сказки – несказки», так как они содержат много достоверного и правдивого материала о природе. А сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом, В.В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

    ?! Справились вы с этой работой или нет – раскрасьте шарик зеленым или желтым цветом.

    7. Физминутка «Сова».

    Ребята, устали. Давайте немножко отдохнем. Встали и делаем вместе со мной.

    В лесу темно,
    Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
    Все птицы спят.
    Одна сова не спит,
    Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
    Совушка-сова,
    Большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
    На суку сидит, (Присесть.)
    Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
    Во все стороны глядит,
    Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

    8. Анализ произведения.

    – А сейчас, ребята, мы немного поиграем – и узнаем кто в классе самый внимательный. Приготовились. Кто помнит:

    – Как обратилась Сова к старику? (Она назвала его другом.)

    – Что он ей ответил. (Я тебе не друг.)

    – Почему Сова рассердилась на старика?(Старик ее прогнал.)

    – Что же произошло, когда она перестала летать на луг? (На лугу появилось много мышей.)

    – Что стали делать мыши на лугу? (Стали разорять шмелиные гнезда.)

    – Какую пользу шмели приносят лугу? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

    – Что произошло с клевером на лугу? (Клевер перестал родиться.) На ком это отразилось? (На корове, молоко стало жиже.)

    – Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.)

    – Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы.

    1 ряд – стр. 147, 2 ряд – стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина.

    Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

    Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

    Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

    – Что отвечал старик на предупреждения совы? (А, пускай идут, пускай летят… Он не задумывался о последствиях.)

    – Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай белить.) Что он сделал? (Пошел просить у совы прощения.)

    – Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было питаться.)

    ?! Анализ своей деятельности.

    Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке. ВРЕМЯ 2 МИН!

    – Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.)Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. – Попробуем восстановить эту цепочку. Будем работать в группах, для этого повернитесь друг к другу лицом. Это ваша группа. Возьмите листок белого цвета: на нем изображены объекты живой и неживой природы, которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью стрелочек найти взаимосвязь между ними. Работа в группе и объяснение ПО ДВЕ СВЯЗИ ОТ ГРУППЫ.

    Проверка по слайду. (Сова – мыши – шмели – клевер – корова – молоко – чай)

    Карточка с деформированным текстом. Работа в паре. (стр.149) ВРЕМЯ 2 МИН!

    – А сейчас немножко поработаем самостоятельно. Работать будете парами. Возьмите листок желтого цвета и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.

    Ученики читают по 1 предложению (проверка по слайду)

    Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________. ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. _________ красный стал на лугу наливаться.

    (Старика, мышей, норы, шмели, клевер)

    !? Анализ своей деятельности

    Работа с пословицами.

    – Очень часто писатели прячут главную мысль в пословицах. На доске рассыпалисьпословицы. Давайте их соберем. СОБИРАЮТ ПОСЛОВИЦЫ

    – Ребята, а какую из этих пословиц вы встретили в тексте? Объясните ее значение. Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью произведения?

    С тем не бранись, кому будешь кланяться.

    Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

    Чем дальше в лес, тем больше дров.

    (Любое дело нужно делать вместе, дружно, тогда и толк будет.)

    – Ребята, давайте вернемся к нашей сове. Всю ли работу мы выполнили?

    – Ребята, а как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?

    – Кто из героев нравится ему больше и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

    – Чему учит эта сказка? (Сказка учит любить природу; не обижать животных; автор показывает связи между животными, между животными и растениями, между человеком и природой; надо исправлять свои ошибки.)

    – А как вы, дети, можете помочь природе?

    10. Домашнее задание (распечатать на карточках)

    – Дома ребята вы будете выполнять интересные задания. Возьмите листочки зеленого цвета. Вы можете….

    Выбери себе домашнее задание: (творческого характера)

    Подготовь пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.

    Подготовь чтение сказки по ролям.

    Подготовь выразительное чтение отрывка и нарисуй к нему иллюстрацию.

    11. Рефлексия. Работа с совой.

    – Ребята, покажите своих совушек. Со всеми этапами работы над произведением вы справились? Или были затруднения? Какое настроение у вас в конце урока? Все ли удалось сделать? …., то повяжем на букет из шаров бантик.

    Если вам урок понравился, было все понятно, то .

    Если урок не понравился, и не все было понятно, то .

    Ребята, а как вы думаете, кто сегодня в классе был самым активным и внимательным? Что мы им поставим? А кому нужно еще немного поработать?

    (Молодец! Умница! Ты сегодня очень хорошо поработал, потрудился. Был самым внимательным. Самым активным. Очень хорошо читал.)

    – Ребята, сегодня на уроке вы были очень внимательными и активными. Мне понравилось с вами работать. Большое всем спасибо!

    В.Бианки “Сова”
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Урок литературного чтения на тему В.Бианки “Сова”

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    урок по литературному чтению В.Бианки “Сова”53.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения

    Цель деятельности учителя

    Создать условия для ознакомления учащихся с рассказом В.Бианки «Сова», способствовать развитию навыков чтения, умения оценивать поступки героев

    Открытие новых знаний

    научатся: воспринимать на слух прочитанное, составлять план, подробно пересказывать по плану произведение; получат возможность научиться: определять героев произведений, характеризовать их, выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам героев.

    Познавательные: отбирают адекватные средства достижения цели деятельности; ориентируются в речевом потоке, находят начало и конец фразы:

    Регулятивные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности;

    Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

    Личностные: имеют целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии

    словесный, наглядный , практический

    фронтальная. индивидуальная, парная, групповая

    познавательная сказка, главный герой,

    литературное чтение – окружающий мир

    Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс. Уч. в 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2015

    презентация, компьютер, проектор, экран

    1. Организационный момент

    1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на учебную деятельность

    – Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

    Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

    Коммуникативные: учатся слушать и понимать других.

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

    2. Организует речевую разминку.

    Работа со скороговоркой.

    – Для чего проводим? С какой целью?

    Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог. Читаем громче целыми словами.
    Читаем быстро . Читаем ещё быстрее .

    Прорычал медведь в берлоге,
    Промолчал сурок в норе.
    Прорычали, промолчали –
    И проснулись на заре.

    – О ком говорится в скороговорке?

    Работа над скороговоркой

    Голос должен быть хорошо развит и послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.

    Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие.

    3. Организует проверку домашнего задания.

    – С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

    – Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант».

    Обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

    Личностные: высказывают своё отношение к героям, выражают свои эмоции

    2. Актуализация знаний.

    – Что объединяет все произведения В.В.Бианки? – Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

    – Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

    Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку.

    «Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот»

    Организует работу по выявлению знаний о сове.

    – Ребята, что вы знаете о сове?

    – На кого сова охотится?

    – Что помогает ей охотиться?

    – Какую пользу приносит сова?

    Приметы, связанные с совой.

    Если много сов – урожай будет хороший.

    Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.

    Филин кричит на оттепель.

    Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.

    Сова кричит – на холод.

    С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

    Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

    В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта). Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.

    Отвечают на вопросы.

    Дети отвечают на вопросы.

    – Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся на мышей, лягушек, полевок, насекомых.

    – Сове помогают охотиться:

    а) Острый слух.
    б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
    в) Когти (хватать добычу, держать ее).
    г) Клюв.

    Называют приметы, связанные с совой.

    Выступление подготовленного ученика.

    Познавательные: осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из различных источников; умеют работать со справочной литературой

    Регулятивные: ориентируются в учебнике; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют осуществлять познавательную рефлексию

    Коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками; высказывают и аргументируют свою точку зрения

    3. Сообщение темы и цели урока.

    Организует работу над формулировкой темы и постановкой цели урока.

    Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

    – Какая нам предстоит работа?

    – Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, учиться пересказывать.

    Формулируют тему урока, ставят цели.

    – Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова».

    4.Подготовка к восприятию нового материала.

    Организует чтение слов (запись на доске):

    • от-ча-ян-ная – отчаянная;
    • хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);
    • сто-ро-нишь-ся – сторонишься;
    • рас-сер-ди-лась – рассердилась;
    • пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;
    • за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;
    • стар – старик – стариковом.

    Организует словарную работу.

    – При чтении встретятся такие слова и выражения. Как можно заменить их?

    Кормовистый – клевер, предназначенный для корма скоту.

    Цветень – пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

    Хорониться – прятаться, таиться.

    Раздолье – много места.

    Как бы худа не вышло – как бы беды не было.

    Чай белить – добавлять молоко в чай.

    Пойло – питательное питьё для скота.

    Дают толкование слов

    5.Первичное знакомство с текстом.

    Организует чтение текста и беседу по прочитанному.

    – Понравилось ли вам это произведение?

    – Назовите главных героев.

    – Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

    – Можно ли ему дать другое название? Какое?

    Читают текст вместе с учителем, отвечают на вопросы.

    Организует знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка», постановку проблемного вопроса. Организует выборочное чтение сказки детьми, анализ текста.

    – Скажите, сказку или рассказ мы читаем?

    – К какому виду сказок отнесете эту сказку?

    – Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка?

    – Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему?

    Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке.

    – Какие вы уже читали?

    Все эти книги – из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.

    Организует выборочное чтение

    – Давайте уточним, какие сказочные приемы использовал автор? Докажите примером из текста.

    Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

    Сказка о животных.

    В ней есть сказочное и не сказочное.

    Физкультурная минутка «Сова».

    В лесу темно,
    Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
    Все птицы спят.
    Одна сова не спит,
    Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
    Совушка – сова,
    Большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
    На суку сидит, (Присесть.)
    Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
    Во все стороны глядит,
    Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

    Выполняют движения согласно инструкции

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

    Закрепление знаний и способов действий

    Ответы найти по тексту сказки.

    – Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

    – Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

    – Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

    – Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

    – Что мы узнаем о природе из этого предложения?

    – На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

    – Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, – волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

    – Что произошло с клевером на лугу?

    – Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

    – Что же пришлось сделать старику?

    – Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

    – Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

    – Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

    Ссылка на основную публикацию