Вирусы – сообщение доклад по биологии 5, 9 класс

Вирусы (биология): классификация, изучение. Вирусология – наука о вирусах

Человеческий организм подвержен всякого рода заболеваниям и инфекциям, также довольно часто болеют животные и растения. Ученые прошлого века пытались выявить причину многих заболеваний, но, даже определив симптоматику и течение болезни, они не могли уверенно сказать о ее причине. И лишь в конце девятнадцатого века появился такой термин, как “вирусы”. Биология, а точнее один из ее разделов – микробиология, стала изучать новые микроорганизмы, которые, как оказалось, уже давно соседствуют с человеком и вносят свою лепту в ухудшение его здоровья. Для того чтобы эффективнее бороться с вирусами, выделилась новая наука – вирусология. Именно она может рассказать о древних микроорганизмах очень много интересного.

Вирусы (биология): что это такое?

Только в девятнадцатом веке ученые выяснили, что возбудителями кори, гриппа, ящура и других инфекционных заболеваний не только у людей, но и у животных и растений являются микроорганизмы, невидимые человеческому глазу.

Термин “вирусы” образовался от латинского слова “яд”. Оно как нельзя лучше передает паразитическую сущность микроорганизмов, ведь они не имеют клеточного строения и не могут существовать вне чужой клетки. Размножаться и развиваться вирусы могут только внедряясь в клетку хозяина.

Вирусология: что это такое?

После того как были открыты вирусы, биология не сразу смогла дать ответы на поставленные вопросы об их строении, возникновении и классификации. У человечества появилась потребность в новой науке – вирусологии. В настоящий момент вирусологи работают над изучением уже знакомых вирусов, наблюдают за их мутациями и изобретают вакцины, позволяющие уберечь живые организмы от заражения. Довольно часто с целью эксперимента создается новый штамм вируса, который хранится в “спящем” состоянии. На его основе разрабатываются препараты и проводятся наблюдения по их воздействию на организмы.

В современном обществе вирусология является одной из самых важных наук, а самый востребованный научный сотрудник – это вирусолог. Профессия вирусолога, по прогнозам социологов, с каждым годом становится все более популярной, что хорошо отражает тенденции современности. Ведь, как считают многие ученые, скоро с помощью микроорганизмов будут вестись войны и устанавливаться правящие режимы. В таких условиях государство, имеющее высококвалифицированных вирусологов, может оказаться самым стойким, а его население наиболее жизнеспособным.

Появление вирусов на Земле

Ученые относят возникновение вирусов к самым древним временам на планете. Хотя с точностью сказать, каким образом они появились и какую форму имели в то время, невозможно. Ведь вирусы имеют способность проникать в абсолютно любые живые организмы, им доступны простейшие формы жизни, растения, грибы, животные и, конечно же, человек. Но вирусы не оставляют после себя никаких видимых остатков в виде окаменелостей, например. Все эти особенности жизни микроорганизмов существенно затрудняют их изучение.

Но в лабораторных условиях вирусологи попытались приоткрыть завесу тайны над происхождением вирусов. Ученые выяснили, что у многих вирусов есть общие отличительные черты, что указывает на их общего древнего предка. Поэтому возникли две основные теории о появлении этих паразитарных микроорганизмов:

• они были частью ДНК и со временем отделились;
  • они были встроены в геном изначально и при определенных обстоятельствах “проснулись”, начали размножаться.

Ученые предполагают, что в геноме современных людей находится огромное количество вирусов, которыми были заражены наши предки, и теперь они естественным образом встроились в ДНК.

Вирусы: когда были обнаружены

Изучение вирусов – это достаточно новый раздел в науке, ведь считается, что он появился только в конце девятнадцатого века. На самом деле можно сказать, что неосознанно открыл сами вирусы и вакцины от них английский врач в конце девятнадцатого века. Он работал над созданием лекарства от оспы, косившей в те времена сотни тысяч людей во время эпидемии. Он сумел создать экспериментальную вакцину прямо из болячки одной из девушек, болевшей оспой. Эта прививка оказалась весьма эффективной и спасла не одну жизнь.

Но официальным “отцом” вирусов считается Д. И. Ивановский. Этот русский ученый долгое время изучал болезни растений табака и сделал предположение о мелких микроорганизмах, которые проходят через все известные фильтры и не могут существовать самостоятельно.

Спустя несколько лет француз Луи Пастер в процессе борьбы с бешенством выявил его возбудителей и ввел термин “вирусы”. Интересен тот факт, что микроскопы конца девятнадцатого века не могли показать ученым вирусы, поэтому все предположения делались относительно невидимых микроорганизмов.

Развитие вирусологии

Середина прошлого века дала мощный толчок в развитии вирусологии. К примеру, изобретенный электронный микроскоп позволил, наконец, увидеть вирусы и провести их классификацию.

В пятидесятые годы двадцатого века была изобретена вакцина от полиомиелита, ставшая спасением от этого страшного заболевания для миллионов детей по всему миру. К тому же ученые научились выращивать человеческие клетки в специальной среде, что привело к появлению возможности изучать вирусы человека в лабораторных условиях. В настоящий момент описано уже около полутора тысяч вирусов, хотя еще пятьдесят лет назад известными были всего лишь двести подобных микроорганизмов.

Свойства вирусов

Вирусы имеют ряд свойств, которые отличают их от других микроорганизмов:

• Очень маленькие размеры, измеряющиеся в нанометрах. Крупные вирусы человека, например оспы, имеют размер триста нанометров (это всего лишь 0,3 миллиметра).
  • Каждый живой организм на планете содержит два вида нуклеиновых кислот, а вирусы имеют только одну.
  • Микроорганизмы не могут расти.
  • Размножение вирусов происходит только в живой клетке хозяина.
  • Существование происходит только внутри клетки, вне ее микроорганизм не может проявлять признаков жизнедеятельности.

Все эти свойства позволяют ученым сделать вывод о паразитарной форме микроорганизмов.

Формы вирусов

К настоящему моменту ученые могут с уверенностью заявлять о двух формах данного микроорганизма:

• внеклеточная – вирион;
  • внутриклеточная – вирус.

Вне клетки вирион находится в “спящем” состоянии, он не поддет никаких признаков жизни. Попав в организм человека, он находит подходящую клетку и, только проникнув в нее, начинает активно размножаться, превращаясь в вирус.

Строение вируса

Практически все вирусы, несмотря на то что они довольно разнообразны, имеют однотипное строение:

• нуклеиновые кислоты, образующие геном;
  • белковая оболочка (капсид);
  • некоторые микроорганизмы поверх оболочки имеют еще и мембранное покрытие.

Ученые считают, что подобная простота строения позволяет вирусам выживать и приспосабливаться в изменяющихся условиях.

Классификация вирусов

В настоящий момент вирусологи выделяют семь классов микроорганизмов:

• 1 – состоят из двуцепочечной ДНК;
  • 2 – содержат одноцепочечную ДНК;
  • 3 – вирусы, копирующие свою РНК;
  • 4 и 5 – содержат одноцепочечную РНК;
  • 6 – трансформируют РНК в ДНК;
  • 7 – трансформируют двуцепочечную ДНК через РНК.

Несмотря на то что классификация вирусов и их изучение шагнули далеко вперед, ученые допускают возможность появления новых видов микроорганизмов, отличающихся от всех уже перечисленных выше.

Типы вирусной инфекции

Взаимодействие вирусов с живой клеткой и способ выхода из нее определяет тип инфекции:

В процессе инфицирования все вирусы одновременно выходят из клетки, и в результате она погибает. В дальнейшем вирусы “селятся” в новых клетках и продолжают их разрушать.

Вирусы выходят из клетки хозяина постепенно, они начинают поражать новые клетки. Но прежняя продолжает свою жизнедеятельность и “рождает” все новые вирусы.

Вирус встраивается в саму клетку, в процессе ее деления он передается другим клеткам и распространяется по всему организму. В подобном состоянии вирусы могут находиться достаточно долгое время. При необходимом стечении обстоятельств они начинают активно размножаться и инфекция протекает по уже перечисленным выше типам.

Сейчас ученые доказали, что многие заболевания, причиной которых считали иные обстоятельства, вызваны вирусами. Поэтому медицина разрабатывает новейшие способы борьбы с этими паразитарными микроорганизмами, надеясь сделать лечение максимально результативным.

Россия: где изучают вирусы?

В нашей стране вирусы изучают уже достаточно давно, и именно российские специалисты лидируют в этой области. В Москве расположен НИИ вирусологии имени Д. И. Ивановского, специалисты которого вносят существенный вклад в развитии науки. На базе НИИ работаю научно-исследовательские лаборатории, содержится консультативный центр и кафедра вирусологии.

Параллельно российские вирусологи работают с ВОЗ и пополняют свою коллекцию штаммов вирусов. Специалисты НИИ работают по всем разделам вирусологии:

Стоит отметить, что в последние годы наметилась тенденция к объединению усилий вирусологов всего мира. Такая совместная работа является более эффективной и позволяет серьезно продвинуться в изучении вопроса.

Вирусы (биология как наука это подтвердила) – это микроорганизмы, сопровождающие все живое на планете на протяжении всего их существования. Поэтому их изучение является столь важным для выживания многих видов на планете, в том числе и человека, который уже не раз в истории становился жертвой различных эпидемий, вызванных вирусами.

Сообщение про вирусы

Доклад про вирусы по биологии, который поможет Вам подготовиться к занятию, изложен в этой статье.

Сообщение про вирусы

Что такое вирусы?

Вирусы – это маленькие, неклеточные жизненные формы, которые можно увидеть только под электронным микроскопом. Они являются внутриклеточными паразитами. Когда они находятся за пределами клетки, то своих свойств не проявляют и имеют форму кристалла. Открытие вирусов принадлежит Д. Ивановскому, который исследовал мозаичную болезнь листьев табака в 1892 году.

Характеристика вирусов

Вирусы существуют на планете во всех ее экосистемах. Их изучает наука вирусология, а точнее микробиология. Вирусная частица состоит из:

• Генетических данных ДНК или РНК.
  • Белковой оболочки.
Читайте также:  Грибы – сообщение доклад

Форма этих организмов самая разная, от простой спиральной до икосаэдрической. По природе они паразиты, поэтому за пределами чужой клетки размножаться не могут. Даже их жизнедеятельность тогда практически на ноле.

Распространяются такими способами:

1. Вирусы, которые живут в растениях, распространяют насекомые.
  2. Вирусы, которые живут в животных, распространяются кровососущими насекомыми.
  3. Вирусы, которые живут в человеческом организме, передаются половым, воздушно-капельным путем, через переливание крови.

Паразиты населяют каждый миллиметр планеты. И они появились с самого момента появления жизни на Земле.

Данные внеклеточные агенты имеют некоторые сходства с живыми клетками: у них имеется набор генов, размножаются (создавая свои копии) и они эволюционируют методом естественного отбора. Но живой материей их назвать нельзя, так как клеточного строения у них нет. Вирусы для синтезирования собственных молекул ищут клетку-хозяина. Без нее они не способны размножаться. В 2013 году ученые обнаружили, что некоторые бактериофаги обладают своей иммунной системой, которая может адаптироваться.

Классификация вирусов

Лауреат Нобелевской премии Дейвид Балтимор разработал классификацию вирусов. Она актуальна и сегодня. Основывается на образовании мРНК: вирусы образовывают ее из своих геномов. Итак, вирусы делятся на:

• Организмы с двуцепочной ДНК без стадии РНК. Это герпевирусы, мимивирусы.
  • Вирусы с одноцепочной ДНК с положительной полярностью. Это парвовирусы.
  • Организмы с двучепочной РНК. Это ротавирусы.
  • Вирусы с одноцепочной РНК положительной полярности. Это ортомиксовирусы, пикорнавирусы, флавивирусы.
  • Организмы з одноцепочной молекулой РНК негативной или двойной полярности. Это филовирусы.
  • Вирусы с одноцепочной положительной РНК, синтезом ДНК на матрице РНК. Это ВИЧ.
  • Организмы с двуцепочной ДНК, синтезом ДНК на матрице РНК. Это гепатит В.

Жизнедеятельный цикл вирусов

У всех вирусов жизненный цикл протекает почти одинаково. Для размножения они используют материалы клетки хозяина и производят огромное количество своих копий. Жизнедеятельность этих организмов складывается из взаимоперекрывающихся этапов. Первый этап предусматривает прикрепление вируса к хозяйственной клетке и создание между ними белковой связи. Следующий шаг – проникновение в клетку и передача ей своего генетического материала. Дальше происходит разрушение капсида и освобождение геномной нуклеиновой кислоты. Паразит внутри клетки начинает собирать вокруг себя вирусные частицы и модифицировать белок. После проделанной работы вирус покидает клетку, продолжая активно развиваться дальше, живя в ней.

Надеемся, что доклад про вирусы помог Вам в подготовке к занятию. А свое сообщение про вирусы по биологии Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Доклад на тему Вирусы 5, 10 класс сообщение

Все живое природе непрерывно подвергается атаке микроорганизмов, влияющих на уровень жизни. Это бактерии, микробы, вирусы и другие паразиты. От положительного влияния общее состояние организма улучшается, а от негативного, напротив, ухудшается. В девятнадцатом веке биологи выяснили, что причиной большинства отрицательных воздействий является вирус – микроорганизм неразличимый глазом человека.

Слово «вирус» пришло из латинского языка, что значит «яд». Вирусы относятся к паразитам, поскольку живут и размножаются, внедряясь в клетку. Находясь вне клетки, они пребывают в состоянии покоя. Вирусы это неклеточная структура, паразитирующая на живых организмах, даже на себе подобных. Свободно обходятся без источников жизненной энергии: пищи и дыхания.

Вирусы в 50 раз меньше средней молекулы. Это очень простые организмы, состоящие из нуклеиновой кислоты и белка. Нуклеиновая кислота РНК или ДНК составляет генетическую основу вируса и находится внутри белковой оболочки. Вирусы разделяются по типу нуклеиновой кислоты. Одни содержат РНК, это вирус Гепатит А, гриппа, ВИЧ, другие ДНК, это, например, вирус Герпеса, Гепатита В. Задачами белковой оболочки являются защита нуклеинового компонента, поиск клетки-донора за счет рецепторов, выполнение функций антигена, воздействуя на иммунитет организма. Форма вирусов бывает круглой, овальной, спиралевидной и неправильной формы.

Вирусы задействуют две формы жизни – вне клетки на стадии вирионов, и внутри клетки на стадии репродуктивности. Вирионы не показывают признаков жизни, лишь попадая в клетку микроорганизмы, проживают свой жизненный цикл, по следующим фазам:

1. Присоединение к клетке – адсорбция вириона.
  2. Внедрение внутрь клеточного тела через мембрану.
  3. Высвобождение генетической основы вируса – депротеинизация. Иногда, в клетку попадает лишь нуклеиновая кислота, белковая оболочка же вируса распадается на ферменты.
  4. Подавление естественных функций клетки и нарушение клеточного баланса для синтеза новых вирусов – репликация.
  5. Синтез вирусных материалов: нуклеиновой кислоты и вирусного белка, для появления новых вирионов.
  6. Объединение новых частиц в группы до необходимой концентрации. Затем вирионы выходят наружу, а клетка погибает от разрыва мембраны, или необратимо изменяется, что тоже приводит к гибели.

Ученые констатируют существование в мире больше 5000 разнообразных вирусов. Каждый вирус развивается лишь на определенных организмах или типах клеток, будучи безопасным для других. Проще говоря, каждый вирус имеет одного хозяина, на котором может паразитировать. Удивительно, но в мире существуют и полезные вирусы, которые борются с патогенными микробами, ускоряя избавление от болезни. Эта группа бактериофагов или пожирателей вредных бактерий. Сегодня они незаменимы при определении диагноза.

Вирусы размножаются, используя ресурсы клетки. Внедряя новые гены, вирусы сами обновляются за счет генетического материала клетки – хозяина. Покидая клетку, вирусы уносят приобретенные наследственные коды. Такой обмен, обеспечивает передачу ген между представителями различных видов, способствуя скрещиванию, несовместимых и далеких по биологическим характеристикам организмов.

Пути распространения вирусов очень разнообразны: прямой контакт с больным, через кровь, через животных, воздушных путем. Меняя организм донора, они становятся виновниками инфекции, передавая новый генетический материал, участвуют в процессе мутации. Могут принимать участие в регулировании численности вида, играя роль своеобразных санитаров. Значение вирусов неоднозначно, можно сказать, что они одновременно и лечат и калечат. При условии, если ученым удастся раскрыть все секреты жизнедеятельности вирусов, большинство неизлечимых болезней будут побеждены.

Вариант №2

Белковая оболочка, которая обрамляет нуклеиновую кислоту – это и есть вирус. Он является носителем информации о генах. Эти незаметные для глаз существа отличаются своей способностью плодиться исключительно внутри клеток чужого организма. Паразитировать – вот их главная задача. Чтобы воспроизвести потомство, вирус использует возможности хозяйских клеток, поскольку сам не имеет механизма, синтезирующего живые молекулы.

Мир насчитывает превеликое множество типов вирусов, проживающих в клетках человека, растений, животных и даже бактерий. Вирусы, размножаясь, практически всегда, приводят к уничтожению хозяйской клетки. Мутируя в высшую форму, вирусы являются стартом к разным видам заболеваний, многие из которых доводят хозяина до смертельного исхода.

Несмотря на вредоносное влияние вирусов, их действие в природном мире очень значимо. Они представляются важным элементом эволюции, вследствие того, что проводят изменения информации, которую содержат гены пораженного организма. Разместившись внутри клетки, этот паразит включает свои сведения о генах в хозяйский генетический код, изменяя его. Вирусы могут совершать скрещивание генов, недоступные в природе.

Сами вирусы постоянно изменяются, позволяя возникать новым типам посредством мутаций. Естественный отбор оставляет в живых только невероятно стойкие виды вирусов.

Все существа имеют возможность заражаться одновременно разными типами вредителей-вирусов. В результате взаимодействия вирусов разного типа, может появиться новая гибридная форма. Например, грипп человека и грипп птицы, попавшие в организм свиньи, образуют совершенно новую форму вируса.

Однако вирусы могут приносить пользу. Их использую в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями и грызунами.

Вирусы доклад – сообщение

Вирусы имеются повсюду. Они незаметны человеку, а все, потому что являются маленькими и практически невидимыми. Если только вы слишком сильно увеличите лупу или микроскоп, то в этом случае их можно заметить. Ученые до сих пор не могут доказать к какому виду они относятся. Они могут быть живыми только в том случае, если попали внутрь организма человека или любого другого существа. Там они начинают укрепляться и разрастаться по всему организму. А пока они являются неживыми. Они появились с того момента как только началась жизнь на земле. На сегодняшний день удалось раскрыть около пятисот различных вирусов. И многие из них могут вызвать тяжелую и заразную болезнь. Для того чтобы научиться бороться с тем или иным вирусом сначала нужно его полностью и тщательно изучить. Также вы должны изучить не только положительные стороны, но еще и отрицательные.

Есть такие вирусы, которые когда попадут внутрь организма, начинают полностью изменяться, а также у них меняются свойства. Это происходит примерно каждые десять лет. Вот только как это происходит, ученые еще до конца не выяснили. Именно поэтому до сих пор не понятно как бороться с некоторыми видами вирусов.

Некоторые вирусы живут прямо в различных растениях, и когда на них садятся насекомые, то они распространяются дальше.
Есть вирусы, которые живут на насекомых, они распространяются на насекомых, которые сосут кровь.

В организм человека вирусы могут попасть различными способами. Это может быть воздушно-капельный путь или половой путь. Также в кровь можно занести различные вирусы при переливании крови другому человеку.

Ученые стараются сделать так, чтобы вирусы не заражали организм, а наоборот помогали ему вылечиваться. Практически все вирусы жить одинаково. Для начала они находят тот организм, где в будущем они адаптируются. А немного попозже они будут искать с ней белковую связь. Дальше они проникают в клетку и откладывают свой материал в ней. Немного погодя вирус появляется на свет и начинает адаптироваться в ней. После этого он собирает вокруг себя вирусы, при помощи которых он сможет выжить и расти. А уже после всего этого он может легко и просто покинуть клетку и искать для себя новое жилище.