Значение мхов в природе и жизни человека

Значение мхов в природе и жизни человека

Мхи – отдел высших растений, преимущественно многолетних. Отличается регрессивным развитием спорофита, в жизненном цикле мхов доминирует (преобладает) гаметофит. Мхи изучает бриология (от греч. bryon – мох, и logos – слово) – наука о мхах.

Эволюционно мхи представляют тупиковую (слепую) ветвь развития растений, во многом близки к водорослям. Для размножения большинству мхов нужна вода, так как мужские половые клетки могут добраться до женских только с ее помощью. Мы рассмотрим этот отдел на примере кукушкина льна, который относится к подклассу Зеленые мхи.

Интересный факт – устьица у мхов отсутствуют, вместо них имеются поры без замыкающих клеток. У моховидных отсутствуют настоящие стебли и листья, которые мы привыкли видеть у остальных высших растений, нет корней и специализированных проводящих тканей. Механические ткани развиты слабо, так что по совокупности причин рост в высоту для мхов оказывается затруднительным (ограниченным).

Строение кукушкина льна

Кукушкин лен относится к двудомным растениям. Стебель у него прямостоячий, это один из наиболее высокорослых мхов, достигающих в высоту 50 см и более. Отсутствие корней компенсируют нитевидные выросты – ризоиды, которые обеспечивают прикрепление растения к субстрату, всасывают воду и растворенные в ней минеральные вещества (в отличие от ризоидов у водорослей, где ни о какой функции всасывания нет и речи!).

Проясним термин “двудомные”, указанный вначале. Он означает, что женские (архегонии) и мужские (антеридии) половые органы развиваются на разных растениях. На женском гаметофите расположен архегоний, имеющий бутыльчатую форму, на мужском гаметофите развиваются антеридии. Антеридии окружают характерные крупные листья желто-бурого цвета, по которым всегда можно отличить мужской гаметофит от женского: на женском подобные листья отсутствуют.

Спорофит (бесполое поколение) у мхов располагается прямо на гаметофите, представлен коробочкой на ноже, в которой образуются споры. Коробочка способствует распространению спор на большее расстояние. Спора – возникающая в результате митоза или мейоза (в этом случае – мейоспора) клетка грибов и растений, служащая для размножения и распространения растений и грибов, способная развиться во взрослую особь.

Стебелек вместе с коробочкой называется спорогон. Коробочка состоит из урночки и крышечки, сверху прикрыта колпачком. Внутри урночки находится центральный стержень – колонка, к которой крепится спорангий со спорами. Кверху колонка расширяется и образует эпифрагму, затягивающее устье коробочки. Коробочка имеет перистом – специальное отверстие для рассеивания спор.

В сухую погоду, когда споры созревают, колпачок, а за ним и крышечка, отпадают. Тонкий стебелек спорогона раскачивается от ветра, споры высыпаются.

Жизненный цикл мхов

При созревании яйцеклетки (n) в архегонии (n) образуется узкий слизистый канал, по которому сперматозоид (n) может достичь яйцеклетки, которая неподвижна. Сперматозоиды образуются в другом месте – антеридиях, на мужском гаметофите, (n), и, чтобы добраться до архегониев, им обязательно нужна вода. Именно поэтому мхи обитают во влажной среде, где условия для размножения наиболее благоприятные.

Сперматозоид обладает хемотаксисом к слизи в канале архегония. Хемотаксис – движение организма под влиянием химических веществ.

В период обильных дождей сперматозоид достигает яйцеклетки в архегонии (на женском гаметофите), гаметы сливаются, и образуется зигота (2n). В дальнейшем из зиготы прорастает спорофит, имеющий вид коробочки на ножке. Отметим, что спорофит, по сути “паразитирует” на гаметофите (n), от которого зависит полностью. В коробочке спорофита из материнских клеток (2n) образуются споры (n) путем мейоза. Высыпаясь из коробочки, спора попадает в почву, где прорастает в протонему. Протонема – нитчатое образование, ранняя стадия развития гаметофита – листостебельного растения (n).

На женских гаметофитах развиваются архегонии, на мужских – антеридии, в которых образуются гаметы. Цикл замыкается. Хотелось бы еще один раз подчеркнуть: спорофит у мхов редуцирован, низведен до уровня полностью зависимого придатка гаметофита, растущего прямо на гаметофите и питающегося за счет него. Гаметофит доминирует в жизненном цикле и представлен зеленым листостебельным растением.

Теперь попробуйте самостоятельно назвать все стадии жизненного цикла мха на картинке ниже, почувствуйте себя истинным бриологом 😉

Значение мхов

В целом хозяйственное значение мхов для человека небольшое. Они не пригодны в качестве корма для домашних животных. Мох сфагнум с давних пор применяется как перевязочный материал, военные врачи применяли его в экстренных случаях, когда заканчивались вата, йод. Сфагнум обладает антисептическими свойствами: уничтожает микроорганизмы или задерживает их размножение, а также выраженной гигроскопичностью – способностью поглощать, впитывать большие количества воды, крови и других жидкостей.

Разрастание мхов вызывает переувлажнение почвы и впоследствии – заболачивание территории. Особо отметим роль мхов, как торфообразователей. Торф – горючее полезное ископаемое, образованное не полностью разложившимися остатками растений в условии болот. Его используют для производства теплоизолирующих материалов, применяют в качестве топлива. И, конечно же, мхи – звено в цепи питания (продуценты – производители органических веществ).

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Мхи виды мхов с названиями и фото

Мхи относятся к отделу высших растений и представляют собой небольшие по величине организмы, плохо приспособленные к жизни на суше.

Лишь незначительное число мохообразных, обитающих в воде, достигает в длину более 50 см.

Отдел моховидные

Мхи или моховидные являются одной из древнейших форм растительной жизни на Земле. Существует мнение, что предками мхов явились древние вымершие растения – псилофиты.

А первые находки мохообразных относятся к карбону.

По данным ученых, число видов составляет примерно 20 тысяч.

Основные признаки этих растений: наличие стеблей и листьев, отсутствие корневой системы. Мхи распространены повсеместно на территориях с повышенной влажностью.

Их изучением занимаются ученые, называющиеся бриологами, а наука по изучению моховидных – бриология.

Строение мха

Мохообразные относятся к многоклеточным растениям, тело которых состоит из листьев и стебля или относится к слоевищным формам. Корни отсутствуют.

Крепление организмов к поверхности осуществляется с помощью ризоидов. Но бывают растения, у которых образования, выполняющие роль корня, отсутствуют.

Строение мхов сравнительно просто. Их тело состоит из основной или ассимиляционной ткани, включающей в себя хлоропласты, и покровных, запасающих, механических, проводящих тканей.

Цикл развития мха

Мхи относятся к растениям, развитие которых связано с регрессом спорофита и превосходством гаметофита. И это служит особенностью, объединяющей различные виды мохообразных.

Спорофит включает коробочку и ножку, расширяющейся частью внедряющейся в ткань гаметофита. Таким образом происходит питание спорофита.

Спорофит необходим для образования спор, прорастающих в благоприятной среде. Как только спора вырастет, наступает период созревания гаметофита. Начинается рост протонемы, представляющей собой нитчатое или пластинчатое образование.

На протонеме появляются почки, из них происходит формирование пластинчатых слоевищ или листостебельных побегов. Далее следует развитие органов полового размножения (гаметангий), женских половых органов – архегоний и мужских – антеридий.

Размножение мхов

Мхи размножаются с помощью спор. Орган размножения – спорогон. Схема процесса проста. На развивающейся протонеме появляются ризоиды, служащие для прикрепления к поверхности, и почки. Из почек созревают новые организмы, называемые гаметофитами.

Мхи с мужскими и женскими органами полового размножения на одном растительном организме называются однодомными.

Двудомные мохообразные представляют собой отдельно растущие побеги антеридии и архегонии. Гаметангии образуют отдельные группы. Для оплодотворения достаточно капель воды, падающих с антеридии на женский побег.

Внутри архегонии появляется зигота, из нее по прошествии примерно 12 месяцев образуется спорофит. На растении мха спорофит можно заметить весной или в начале лета. Он похож на булавочку рыжевато-бурого цвета.

Листостебельные мохообразные размножаются вегетативно. Оторванные части стебля с листьями в благоприятных условиях прикрепляется к основанию ризоидами и начинает расти самостоятельно.

Виды мхов с названиями и фото

Современная классификация мохообразных, основанная в первую очередь на внешнем строении, выделяет 3 класса. Ниже приводится краткая характеристика и примеры основных моховидных:

  1. Антоцеротовые, распространенные в тропической и субтропической климатических зонах. Растение состоит из слоевища, схожего по форме с блюдцем, и ярко-зеленой свечи, расположенной в центре.
  2. Печеночные – низшие растения, названные так за схожесть растения с печенью. Среда обитания – влажные скалистые образования и берега рек.

Типичный представитель – маршанция многообразная, риччия.

  • Листостебельные, зеленые (яванский, кукушкин лен) – наиболее крупный класс мохообразных, включающий 3 подкласса:
    • бриевые,
    • сфагновые, включающие более 300 видов и отличающиеся ветвящимся стеблем и отсутствием ризоидов. Представитель – сфагнум,
    • андреевые (андрея скальная и андрея холодная) произрастают в горах и арктических областях и отличаются черно-зеленым или красно-бурым цветом побегов.
  • Такакиевые мхи являются единственным родом одноименного семейства и широко распространены на Тихоокеанском побережье и юге, юго-востоке, востоке Азии. Представители – такакия рожковолистная и такакия лепидозиевидная.
  • Гипновые мохообразные произрастают повсеместно и отличаются разнообразием форм. Типичный представитель – гипнум кипарисовый.
  • Значение мхов в природе и жизни человека

    Роль мхов в природе и жизни человека очень важна. Сферы использования многообразны. Мхи служат источником пищи для животных, являются источниками фотосинтеза.

    Торф, образовывающийся из мохообразных, применяется для изготовления горючих веществ, метанола, парафиновых и красящих веществ. Некоторые разновидности растений используются в косметической промышленности и грязелечении.

    Мохообразные служат защитой почв от эрозии и способствуют регулированию водного баланса.

    Интересные факты о мхах

    Мхи – это уникальные по многообразию растения, при изучении которых открываются различные интересные факты:

    1. Сфагновый мох способен впитать в себя количество воды, намного превышающее собственный вес растения. Влага скапливается в особых водоносных клетках и расходуется лишь в засушливый период.
    2. Мхи способны восстанавливаться к жизни даже после длительной заморозки. Это научно доказано, когда растение возрастом около 1530 лет, добытое в Антарктиде, проросло в благоприятных условиях инкубатора.
    3. Благодаря декоративным качествам мхи активно используются в ландшафтном дизайне.
    4. Моховидные при наличии влажности могут распространяться повсеместно.
    5. Сфагнумы широко применяются в медицине, а во время Второй мировой войны прикладывались на раны в качестве первой помощи.
    6. В Мексике мхи служат рождественскими украшениями, а на Руси некоторые виды использовались в строительстве для конопатки.
    7. Известны факты, когда во время голода в Финляндии моховидные применялись при приготовлении хлеба. В наши дни некоторые сфагновые используются при изготовлении виски.
    8. Мохообразные способны к накапливанию и удерживанию радиоактивных веществ.

    Характеристика и классификация моховидных, размножение и значение мхов

    Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами, они основали отдельную ботаническую отрасль, посвященную мохообразным – бриологию. Бриология – наука о мхах, изучает строение, размножение и развитие моховидных (собственно мхов, печеночников, антоцеротовых).

    Общая характеристика мхов

    Моховидные – одни из древнейших растений, населяющих нашу планету. Остатки найдены в окаменелостях конца палеозойской эры. Распространение мхов связано с предпочтением влажной среды и затенённой местности, поэтому большинство населяют северную часть Земли. Плохо приживаются на засоленных территориях и пустынях.

    Классы моховидных

    Листостебельные мхи – самый многочисленный класс. Растения состоят из стебля, листьев и ризоидов.

    Стебель может расти вертикально или горизонтально, разделен на кору и основную ткань (содержит воду, крахмал, хлоропласты для фотосинтеза).

    Клетки стебля могут давать нитевидные отростки – ризоиды, необходимы для крепления к почве и поглощения воды. Они чаще находятся у основания стебля, но могут покрывать его по всей длине.

    Листья простые, часто крепятся к стеблю под прямым углом, по спирали. Листовые пластинки оснащены хлоропластами, в центре располагается жилка (служит для проведения питательных веществ).

    Лиственные мхи могут размножаться стеблями, почками, ветвями, которые дают побег, так формируются сплошные ковры из мхов, устилающие землю. К классу листостебельных относятся сфагновые (имеют разнообразный окрас стебля — светло-зелёный, желтый, красный), андреевые и бриевые мхи.

    Сфагновый мох

    Печеночники встречаются на побережьях, болотах, скалистой местности. Отличительные черты: листья не имеют жилки, дорсовентральное строение, особый механизм раскрытия спорофита.

    Листья расположены рядами, имеют две лопасти (нижняя лопасть, часто, завёрнутая и служит как резервуар для воды), ризоидные отростки – одноклеточные. Во время высыпания спор, спорофитовая коробочка раскрывается на отдельные створки, а рассеиванию клеток способствуют элатеры (пружинные образования).

    Размножение может осуществляться с помощью почек (вегетативно), которые образуются на верхнем полюсе листьев. Представители класса пеллия эндиевлистная, милия аномальная, мох маршанция и др.

    Маршанция

    Антоцеротовые мхи населяют тропическую зону. Многоядерное тело (таллом) имеет розетковидную форму, состоит из однотипных клеток. В верхних шарах клеток находятся хроматофоры (содержат темно-зеленый пигмент). Нижняя часть таллома дает отростки, ризоиды, само тело образует полости, заполненные вязкой жидкостью, которая поддерживает постоянную влагу.

    На поверхности таллома при неблагоприятных условиях образуются клубни, устойчивые к низкой влажности, после периода засухи формируют новое поколение. Растения однодомные, органы размножения развиваются в толще таллома, стадия спорофита преобладающая. К антоцеротовым относятся фолиоцерос, антоцерос, нототилас и др.

    Как размножаются мхи?

    Идет чередование бесполого и полового способа размножение в жизненном цикле мхов. Бесполый период начинается с образования спор и прорастания их на влажной почве (формируется предросток, тонкая нить, которая дает жизнь мужским и женским особям). Существует два вида мхов:

    Однодомные – мужские и женские органы размножения находятся на одном растении.

    Двудомные – органы размножения находятся у разных представителей пола.

    После прорастания споры, жизненный цикл мха переходит в половую фазу. Органы полового размножения – антеридии (мужские) и архегонии (женские). Представители мужских особей слабее женских, меньших размеров, после формирования антеридиев отмирают.

    Процесс размножения мхов

    Сперматозоиды образуются на мужских растениях, яйцеклетки – на женских, после их слияния формируется зигота (находится на женской особи, она питает незрелый спорофит), которая в дальнейшем развивается в спорангий. После созревания спорангия, он раскрывается, из него высыпаются споры – начинается снова бесполый период размножения мхов.

    Воспроизведение потомства возможно вегетативным способом, мхи образуют талломы (зеленые ответвления), почки, клубни, которые на влажной почве хорошо приживаются.

    Каково значение спор в жизни мхов?

    Споры – это клетки, необходимые для размножения мхов. Моховые растения не цветут, не имеют корней, поэтому для продолжения рода у них сформировался спорофит со спорангиями (место созревания спор).

    Спорофит имеет короткий жизненный цикл, после высыхания споры рассеиваются вокруг, при попадании на влажную почву быстро приживаются. Могут при неблагоприятных условиях долго сохраняться, не прорастая, устойчивые к низким и высоким температурам, длительным засухам.

    Значение мхов в природе и жизни человека

    Мхи – это пища для многих беспозвоночных животных.

    После отмирания дают залежи торфа, который необходим в производстве пластмасс, смол, карболовой кислоты, используется как топливо или удобрение.

    Мох полностью укрывает землю в местах роста, что приводит к накоплению влаги и заболачиванию территории. Таким образом, прорастание другой растительности становится невозможным. В то же время они предотвращают эрозию, разрушение почв поверхностными водами и ветрами. Когда мхи отмирают, берут участие в образовании почвы.

    Способны расти на местах пожаров, стойкие и выносливые, они населяют территорию тундры (основной растительный фон, так как другие растения не могут выжить в таких условиях).

    В военное время сфагновый мох использовали, как перевязочный материал из-за его бактерицидных свойств, и способности впитывать влагу.

    С помощью мхов можно ориентироваться на местности: они не любят света, поэтому располагаются с теневой стороны камней, деревьев. Мох указывает человеку на север.

    В строительстве используют как утеплительный, изоляционный материал.

    Урок с минипроектом на основе методического паспорта “Отдел Моховидные. Характеристика мхов, их практическое значение и роль в природе”

    Цели урока: рассмотреть общие признаки моховидных как раннего этапа эволюции наземных растений; отметить черты повышения их уровня организации, в сравнении с водорослями, и черты примитивности, в сравнении с цветковыми растениями; раскрыть роль в природе и хозяйственное значение моховидных.

    Задачи:

    1. Познакомить учащихся с характерными особенностями высших растений на примере мхов.
    2. Показать черты усложнения мхов по сравнению с водорослями.
    3. Отметить черты примитивности мхов в сравнении с цветковыми растениями.
    4. Раскрыть роль в природе и хозяйственное значение мхов
    1. Продолжать развивать у учащихся умение сравнивать биологические объекты.
    2. Формировать у учащихся навыки анализа и синтеза полученного учебного материала, развивать логику, внимание, образное мышление учащихся.
    3. Развивать самостоятельность учащихся, их самоорганизацию при выполнении заданий.
    1. Воспитывать понимание у учащихся взаимосвязи всех компонентов природы, а также возможности нарушения природного равновесия при неосторожном вмешательстве человека.
    2. Продолжать формировать у учащихся навыки сотрудничества для достижения поставленных целей.

    Тип урока: комбинированный.

    Метод проведения: объяснение, беседа, самостоятельная работа.

    Приложение 1. Методический паспорт проекта «Сказка – помощник при изучении биологии мхов»

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    • приветствие;
    • подготовка аудитории к работе;
    • наличие учащихся.

    II. Проверка знаний по теме «Водоросли» – о характерных признаках водорослей, их значении в природе и жизни человека. Фронтальная работа.

    Письменная работа «закончи фразу» (как вариант – оценку получают первые 10 человек, сдавших работу учителю).

    III. Сообщение темы урока.

    Водоросли, идеально приспособленные к жизни в воде, относятся к подцарству низшие растения. Все их жизненные проблемы решает гостеприимная водная среда. Отсюда простота их организации. Высшим же растениям пришлось пройти длительный период адаптации к новым условиям, в ходе которого у них возникли особенности, обеспечивающие существование и даже процветание в условиях наземно-воздушной среды. Приспособление к новым условиям жизни сопровождалось общим повышением уровня организации. Высшие растения включают в себя высшие споровые и высшие семенные растения.

    Пионерами освоения суши были псилофиты (потомки прибрежных водорослей), от них и произошли наземные споровые растения. И моховидные – самые примитивные из них. Нам предстоит понять, в чём сохранилась у них связь с водной средой, определяющая эту примитивность, а в чём произошёл прорыв вперёд, по-сравнению с водорослями. Кроме того, выяснить их экологическую роль и практическое значение. На доске название темы урока: «Отдел Моховидные. Характеристика мхов, их практическое значение и роль в природе».

    IV. Изучение нового материала.

    1. Предложить детям сюрприз – мини-спектакль, подготовленный группой учащихся на занятиях кружка по биологии в рамках проекта «Сказка – помощник при изучении биологии мхов». По окончании спектакля вопрос: что говорит мох кустам о своём родстве с ними? («Я ваша эволюционная ступень»!) На самом деле, «дедушка мох» преувеличил, он не является прямым предком цветковых растений. Мхи представляют обособленную и тупиковую ветвь развития (пояснить, что это значит), но предки их – псилофиты – являются предками всех наземных растений.

    2. Экология мхов. Рассказ учителя с элементами беседы, использование представлений, полученных после мини-спектакля.

    Моховидные живут на самых бедных почвах, в самых суровых условиях, лишь бы…(предложить детям закончить фразу) воды доставало. Как вы поняли, почему? («все проблемы решает матушка-вода», в том числе, и оплодотворение). Способны удерживать и накапливать большое количество воды. Знакомство учащихся с представителями мохообразных – демонстрация гербарных экземпляров и таблиц у доски (гербарные экземпляры кукушкиного льна и сфагнума – раздаточный материал)

    Значение моховидных в природе (экологическая роль) – помогают учащиеся:

    • создатели болот и торфяников;
    • живые регуляторы ручьёв и рек, без которых начинается беспорядок в водном хозяйстве планеты;
    • заселяют непригодные для суши места, бедные почвы;
    • предохраняют почву от эрозии.

    Значение моховидных в жизни человека (практическое значение):

    • создатели торфа, ценного сырья для химической промышленности, дешёвого топлива (торфяные ЭС), удобрения (можно подробнее поговорить об использовании торфа в химической промышленности);
    • вызывают заболачивание с/х земель, снижая их продуктивность;
    • вытесняют на лугах ценные кормовые травы.

    3. Строение мхов. Выполнение лабораторной работы № 4 «Строение зелёного мха кукушкин лён». Учащиеся записывают название и цель работы, учитель называет оборудование, которое имеется на рабочих столах. В ходе беседы выясняются действия учащихся по выполнению лабораторной работы. Учащиеся самостоятельно выполняют работу по изучению гербарных экземпляров кукушкиного льна и делают необходимые рисунки с подписями. Далее – заполнение сравнительной таблицы по моховидным, водорослям и цветковым растениям с использованием знаний после просмотра мини-спектакля и проведения лабораторной работы. Сравнительная таблица заготовлена заранее как раздаточный материал. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

    Строение водорослей, моховидных и цветковых.

    Вопросы для сравненияВодорослиМоховидныеЦветковые
    Клеточное строение+++
    Наличие хлорофилла+++
    Где находится хлорофилл?В хроматофореВ хлоропластахВ хлоропластах
    Наличие в клетке ядра, цитоплазмы, оболочки+++
    Наличие тканейНачало образования тканейЕсть все ткани
    Наличие органов:
    – вегетативных:
    корень+
    стебель++
    лист++
    – репродуктивных
    цветок+
    плод+
    семя+

    Как вы думаете, бывают ли среди мхов высокие растения? Ответ обосновать (мхи – низкорослые растения, причина – недоразвитие тканей).

    4. Размножение мхов. Рассказ учителя с элементами беседы.

    Вспомнить, что такое спорофит и гаметофит.

    У мохообразных имеется характерная особенность организации, резко выделяющая их среди всех современных наземных растений: половое поколение – гаметофит, представляющий собой зелёное растение и образующий половые клетки (гаметы), больше выражен, чем бесполое – спорофит, на котором формируются споры. Последний развивается непосредственно на гаметофите. Для осуществления оплодотворения необходима вода.

    Цикл развития мохообразных на примере кукушкиного льна (работа со схемой учебника на стр. 54, и большой таблицей со схемой у доски, гербарными экземплярами)

    Кукушкин лён растёт в хвойных лесах и на болотах. Его гаметофит представляет собой стебель, несущий листья (в обиходе именно гаметофит называют кукушкиным мхом). На верхушке мужских и женских растений развиваются органы полового размножения. После дождя или обильной росы происходит оплодотворение. Зародыш, образующийся из зиготы, остаётся на материнском организме. Он развивается, и формируется спорофит – бурая ножка с коробочкой на конце, в которой созревают споры. В сухую погоду коробочка раскрывается, споры разносятся ветром. Когда спора попадает в благоприятные условия, из неё развивается нитчатое тело, протонема (демонстрация на таблице у доски), на которой формируются стебельки с листочками (гаметофит). Ничего вам не напоминает протонема? Дети вспоминают спирогиру. О чём это говорит?

    Признаки более высокой (по сравнению с водорослями) организации мхов и, в то же время, примитивности (родство с водорослями) – учащиеся исследуют таблицу, обобщают знания, полученные на уроке, и делают вывод к лабораторной работе (фронтальная беседа).

    5. Признаки более высокой организации мхов (в сравнении с водорослями):

    • наличие листьев, стебля;
    • начало деления клеток на ткани, обеспечивающих возможности обитания на суше;
    • зародыш развивается на материнском организме.

    Признаки примитивности (родство с водорослями):

    • наличие протонемы, нитчатого тела;
    • недоразвиты проводящая и механические ткани;
    • не сформированы репродуктивные органы высших растений, размножение зависит от воды;
    • вместо корней ризоиды;
    • требуют большое количество влаги.

    Вывод: мхи имеют много общего с водорослями, значит, последние были их далёкими предками, в то же время у них появились некоторые приспособления к наземному образу жизни.

    V. Первичное закрепление (фронтальная беседа):

    1. Где встречаются мхи?
    2. Как приспособлены мхи к наземному образу жизни?
    3. В чём отличие мхов от цветковых растений?
    4. От каких растений произошли мхи? (от псилофитов около 350 млн. лет назад)

    VI. Подведение итогов урока.

    • Что мы сегодня изучали? Что узнали о мохообразных?
    • Какие новые термины узнали? – Псилофиты, протонема.
    • Какие навыки сегодня отрабатывали? – Работы с гербарными экземплярами, заполнение таблиц, проведение сравнения объектов.

    VII. Домашнее задание.

    Стр. 50-55, РТ № 27 (рабочая тетрадь на печатной основе к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина).

    Список использованной литературы:

    1. Андреев В.И. «Педагогика творчества саморазвития». М., 1996.
    2. Барьшникова З.А. Психолого-педагагическая практика: Учебно- методическое пособие. М., 1998.
    3. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972.
    4. «Словарь-справочник будущего учителя». М., 1996.
    5. Барьшникова З.А. «Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников». М., 2000.
    6. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». М., 2008.
    7. Голубева Е.И., Пахомова Н.Ю. «Педагогические технологии и учебное проектирование». М., 2006.
    8. Смирнов А.В., «Мир растений». М., 1982.

    Значение мхов в природе и жизни человека

    Роль мохообразных

    Какое значение имеют мхи? Мохообразные защищают почву от разрушения и развития эрозий. Мхи служат пищей для беспозвоночных животных.

    Они являются неприхотливыми растениями и могут жить в разных климатических условиях, в местах пожарищ, вырубок. Они поселяются там и начинают участвовать в образовании почвы при постепенном отмирании.

    Сфагновые мхи по мере роста постепенно отмирают в нижней части и образуют торф. Люди используют его в виде удобрений, в химической промышленности, также в качестве топлива. Сфагновый мох хорошо впитывает влагу и выделяет антибактериальные вещества.

    Значение мхов в жизни человека: например, из торфа получаю древесный спирт, его используют для получения пластмасс.

    В торфе мало кислорода. Поэтому остатки организмов полностью не разлагаются. Часто в торфе находят ископаемые останки и изучают их.

    Сфагнум выделяет бактерицидные вещества и хорошо всасывает воду. Поэтому раньше нередко его использовали в медицине как перевязочный материал. Некоторые мхи могут использоваться для утепления построек.

    Виды мохообразных

    Существует множество видов мхов. Они растут в абсолютно разных зонах. На сегодня известно более 25 тысяч разновидностей мхов. Чаще всего эти растения многолетние, намного реже встречаются однолетние. Стебли растений могут достигать от 1-2 мм и до 1 метра.

    Мох произрастает на почвах почти повсюду. Места, где он встречается, — это:

    • Болота.
    • Пустыни.
    • Пресные водоемы.
    • Влажные леса.
    • Луга.
    • Тундра.
    • Пустыни.

    Наиболее часто мхи растут во влажных или тропический лесах. В тундре и в местах болот мох является основой растительных сообществ. Также они селятся на скалах и деревьях. Мох, растущий в пустыне, в течении нескольких лет имеет способность выживать без влаги.

    Более 300 видов мхов рода Сфагнум растут на хорошо увлажненных местностях. Преимущественно их распространенность в районе Северного полушария. Их стебли имеют достаточно большую длину — до 50 см. В верхней части мох сильно ветвится. Сфагнумы делятся на двудомные и однодомные виды.

    Состоят листья сфагнума из живых и мертвых клеток. Живые клетки отвечают за фотосинтез, а мертвые обладают способностью впитывать воду. Умершая часть мха уходит под воду, где не подвергаются гниению, так как в болотистой местности малое количество кислорода. Сфагнум имеет свойство выделять кислоты, которые уничтожают микроорганизмы.

    Отмершие растения накапливаются в болотах в течении многих десятков лет. Постепенно происходит их спрессовывание, и благодаря этому идет процесс образование торфа. По прошествии сотен и тысяч лет слой торфа может достигнуть больше десяти метров в толщину. Он образуется с незначительной скоростью: в десятилетний период всего лишь отложится не более 1 сантиметра.

    Мхи на камнях и скалах

    Мохообразные обитают на камнях и скалах, в песчаных пустынях, вулканических пеплах. Они растут там, где другие растения не могут выжить и поселится. Мхи имеют способность разрушать камни, помогают проникновению воды. После отмирания их образуется субстрат, обогащенный гумусом. После чего на этой местности начинают селиться другие виды растений.

    Даже живые мхи помогают селиться многим видам лишайников и водорослям. Лишайники, в свою очередь, ускоряют процесс отмирания мха, так как являются паразитами. Мхи играют значительную роль в почвообразовании.

    Мохообразные в лесу

    Значение мхов в жизни леса очень велика. Они заселяют места пожарищ, костров, троп. После их отмирания почва обогащается гумусом и становится плодородной для других растений.

    Листостебельные мхи образуют сплошной ковер, который покрывает всю поверхность почвы и достигает в высоту до 20 см. Обычно такой покров встречается в горных субтропиках или таежных местах.

    Мох регулирует температуру, влажность, затеняет почву. Мохообразные обладают теплоизоляционными свойствами, способствуют прогреванию земли. Благодаря этому обеспечивается хорошая жизнедеятельность леса и улучшается рост семян. Но при излишнем разрастании мох, напротив, затрудняет функционирование и возобновление леса.

    Мхи на лугах

    Рассмотрим значение мхов на лугах. Они накапливают воду, в результате затрудняется рост других растений. Почва начинает заболачиваться. Мхи для лугов представляют опасность, снижают их продуктивность. Чтобы снизить их рост, проводят специальные хозяйственные мероприятия.

    Где растут мхи?

    Мхи являются неотъемлемой частью растительного мира в лесах, болотах, тундрах, тропиках. Зачастую они произрастают совместно с лишайниками в местах, где безжизненная почва. Благодаря мхам начинается зарастание поверхности земляного покрова растительностью.

    Мхи обладают способностью впитывать влагу и долго удерживать ее в себе. Вследствие этого земля начинает заболачиваться. Болота имеют свойство регуляции водного режима. Они являются источником для появления и питания маленьких рек. В заболоченном месте появляется свой микроклимат, который является жилищем и питательной средой для многих животных и насекомых.

    В болотистых местах появляется торф. Процесс его образования очень медленный, всего лишь на 1 см за десятилетний период. Торф используют для удобрений, как топливо, в промышленности. Торфяники имеют способность возгораться и могут стать причиной пожара.

    Мхи являются мощными накопителями воды, различных химических соединений и элементов. Они чрезвычайно реагируют на загрязненность и загазованность воздуха. Проводится множество научных исследований, связанных с этим свойством.

    Также мохообразные применяются в медицине. Сфагнум обладает антибактериальными свойствами и даже служил заменителем ваты. При заболеваниях легких, ожогах, урологии применяется кукушкин лен. Также проводятся исследования по поводу способности мхов бороться с онкологией.

    В целом мохообразные не применяются в пищу животными и остаются не поврежденными грибами и бактериями.

    Роль мхов в природе

    Мохообразные — составляющая часть мира растений. Они являются основной растительностью болот. Они отличаются неприхотливостью к окружающей среде и могут жить в тех местах, где нет других растений.

    Мохообразные сохраняют в себе воду, и она долго не испаряется, сохраняясь в почве. При обильном росте мхов местность может начать заболачиваться. Это приведет к образованию болот в лесах, лугах, возле озер. Болота являются важным звеном в формировании и питании ручьев и рек.

    Примечательно, что животные практически не употребляют его в пищу. Только в периоды отсутствия корма северные олени едят безвкусный мох. Также их не повреждают бактерии и насекомые.

    Роль мхов в жизни людей

    Рассмотрим значение мхов в природе и жизни человека. В основном, применяются торфяные мхи. Их значение в хозяйственной деятельности: хорошо подходят для удобрения, для подстилок скоту. Также они используются в строительстве, применяются для получения химических веществ, в ветеринарии и медицинских целях.

    Мхи прекрасно впитывают воду и радиоактивные вещества. Из сфагновых мхов получают антибиотическое вещество сфагнол, борющееся с инфекциями.

    Значение мхов в природе и жизни человека на News4Auto.ru.

    Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

    Доклад на тему Клетка (биология) сообщение 5, 6, 9, 10 класс

    В основе всех живых организмов лежит мельчайшая структурная единица – клетка. Когда появилось это крошечное строение, точно не известно. Однако, признаки зарождения жизни клетки замечены более 3 миллиардов лет назад.

    Клетка способна к самостоятельной жизнедеятельности. Ее размеры – не более 100 мкм. Невооружённым глазом ее не увидишь. Рассмотреть клетку позволяют микроскопы, раньше они были световыми, а сегодня электронные.

    Цитология – наука, изучающая жизнь и развитие клетки. Изучить клетку также помогают биохимия, аналитические и приборные способы.

    Впервые клетку увидел Роберт Гук, когда рассматривал разрез пробкового дерева. Он назвал их “ячейки”, так как срез очень схож с пчелиными сотами.

    Состоит клетка из множества разных мельчайших компонентов:

    • органогены;
    • макроэлементы (кальций, железо и др.);
    • микроэлементы (цинк, марганец, йод и др.);
    • вода.

    Все живые организмы подразделяются на два больших класса: прокариоты и эукариоты. Прокариоты – безъядерные, это их главное отличие от эукариот. К этим видам безъядерных включают бактерии и археи. Несложно заметить, что это менее развитые (примитивные) организмы. Еще отличительными особенностями безъядерных клеток от эукариот являются:

    • маленький размер клетки;
    • принцип деления (бинарное деление клетки, не подвержены митозу и мейозу);
    • тип мембран (элементарны, отсутствует органеллы);
    • тип рибосом (не изолированы, занимают полностью цитоплазматической компонент).

    Состав эукариот более сложный: ядро, цитоплазма, аппарат Гольджи, лизосомы, центриоли, митохондрии, рибосомы). К эукариотам относится все живое, у кого есть ядро (простейшие, грибы, растения, животные, человек).

    Все органоиды находятся в цитоплазме. Они выполняют важные функции жизнедеятельности клетки, основными из которых являются обмен веществ. Также клетка различает факторы окружающего мира: свет,температура и так далее. Клетка самовоспроизводима посредством деления (митоз, мейоз).

    Такими образом, клетка – это главная единица всего живого на Земле.

    Сообщение про Клетку

    Наука, изучающая клетки и их строение называется цитология. С помощью специальных приборов – микроскопов, учёные занимающиеся цитологией выявляют множество нового связанного с клеткой и её строением, что даёт нам больше понятий о самом строении клетки, и о том, что она из себя представляет.

    Также следует отметить, что не все организмы обладают клеточным строением. Так как клеточное строение, вещь, образовавшаяся только у некоторых организмов в процессе эволюции, значит не все организмы смогли адаптироваться и подстроиться под окружающие реалии и обзавестись клетками. Подтверждением этому может стать множество бесклеточных организмов разбросанных по всему земному шару.

    Изучать клетки начали довольно давно, однако большой скачок в данном направлении был только недавно, так как появились технологии, способные давать наиболее точную информацию о клетке, даже её внешний вид, что позволило весьма и весьма продуктивно изучать данную вещь. Также появление таких приборов как микроскоп сделало изучение клетки весьма лёгким и не затратным делом, соответственно повысив тем самым количество желающих заниматься цитологией и изучением клеток.

    За последний век было сделано столько открытий, которые не могли сделать несколько веков. Благодаря им совершаются сторонние открытия в медицине и в любой другой отрасли, в которой эти знания могут быть важны. Из чего можно сделать вывод, что цитология весьма важная наука, изучающая весьма важную вещь – клетку. Клетка – сама по себе довольно интересный феномен, который требует максимально тщательного изучения, так как даже мы сами состоим из клеток, которые поддерживают работоспособность нашего тела. И таким образом, достаточно изучив клетку можно тем самым, в недалёком будущем, продлевать жизнеспособность своего тела, что является чем-то их разряда фантастики.

    Картинка к сообщению Клетка

    Популярные сегодня темы

    Джеймс Кук (1728-1779 гг.) относится к известным английским мореплавателям, совершившим в своей биографии большое количество морских экспедиций.

    Кошка – это самое распространенное домашнее животное. Небольшие размеры и неприхотливость в уходе делают их идеальными домашними питомцами.

    Доклады и сообщения по Биологии

    Бородинское поле – место, известное каждому русскому человеку. Здесь место воинской славы России, хоть многие историки особенно современные спорят по этому поводу. Шевординский редут является

    Вшами – мелкие кровососущие насекомые, что обитают в местах на теле человека, обладающих растительностью. Подобное заболевание также называется педикулезом, однако данный медицинский термин

    Белка – маленький зверек, который большую часть своей жизни проводит на высоте, передвигаясь по кронам деревьев и веткам. Иногда спускается для того, чтобы найти пищу, упавшую на землю

    Доклад на тему «Строение клетки»

    Цитология. Цитология (греч. «цитос» — клетка, «логос» — наука) – наука о клетках. Цитология изучает строение и химический состав клеток, функции клеток в организме животных и растений, размножение и развитие клеток, приспособление клеток к условиям окружающей среды.

    Современная цитология – наука комплексная. Она имеет самые тесные связи с другими биологическими науками, например, с ботаникой, зоологией, физиологией, учением об эволюции органического мира, а также с молекулярной биологией, химией, физикой, математикой.

    Внимание!

    Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

    Цитология – одна из молодых биологических наук, её возраст около 100 лет. Возраст же термина «клетка» насчитывает около 300 лет.

    Название «клетка» предложил англичанин Р. Гук ещё в 1665 г., но только в XIX веке началось её систематическое изучение. Несмотря на то, что клетки могут входить в состав различных организмов и органов (бактерий, икринок, эритроцитов, нервов и т.д.) и даже существовать как самостоятельные (простейшие) организмы, в их строении и функциях обнаружено много общего. Хотя отдельная клетка представляет собой наиболее простую форму жизни, строение её достаточно сложно…

    Строение клетки.

    Клетки находятся в межклеточном веществе, обеспечивающем их механическую прочность, питание и дыхание. Основные части любой клетки – цитоплазма и ядро.

    Клетка покрыта мембраной, состоящей из нескольких слоёв молекул, обеспечивающей избирательную проницаемость веществ. В цитоплазме расположены мельчайшие структуры – органоиды. К органоидам клетки относятся: эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, комплекс Гольджи, клеточный центр.

    Мембрана.

    Если рассматривать в микроскоп клетку какого-нибудь растения, например, корешка лука, то видно, что она окружена сравнительно толстой оболочкой. Оболочка совсем другой природы хорошо видна у гигантского аксона кальмара. Но не оболочка выбирает, какие вещества пускать и какие не пускать в аксон. Оболочка клетки служит как бы дополнительным «земляным валом», который окружает и защищает главную крепостную стену – клеточную мембрану с её автоматическими воротами, насосами, специальными «наблюдателями», ловушками и другими удивительными приспособлениями.

    «Мембрана – крепостная стена клетки», но только в том смысле, что она ограждает и защищает внутреннее содержимое клетки. Растительную клетку можно отделить от наружной оболочки. Можно разрушить оболочку у бактерий. Тогда может показаться, что они вообще ничем не отделены от окружающего раствора – это просто кусочки студня с внутренними включениями.

    Закажите работу от 200 рублей

    Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

    Итак, клеточная мембрана – очень мелкое молекулярное сито. Однако мембрана – весьма своеобразное сито. Её поры скорее напоминают длинные узкие проходы в крепостной стене средневекового города. Высота и ширина этих проходов в 10 раз меньше длины. Кроме того, в этом сите отверстия встречаются очень редко – поры занимают у некоторых клеток только одну миллионную часть площади мембраны. Это соответствует всего одному отверстию на площади обычного волосяного сита для просеивания муки, т.е. с обычной точки зрения мембрана вовсе не сито.

    Ядро.

    Ядро — самый заметный и самый большой органоид клетки, который первым привлёк внимание исследователей. Клеточное ядро открыто в 1831 году шотландским учёным Робертом Брауном. Ядро играет главную роль в наследственности. Ядро выполняет также функцию восстановления целостности клеточного тела (регенерация), является регулятором всех жизненных отправлений клетки. Форма ядра чаще всего шарообразная или яйцевидная. Важнейшей составной частью ядра является хроматин (от греч. хрома – цвет, окраска) – вещество, хорошо окрашивающееся ядерными красками.

    Ядро отделено от цитоплазмы двойной мембраной, которая непосредственно связана с эндоплазматической сетью и комплексом Гольджи. На ядерной мембране обнаружены поры, через которые (как и через наружную цитоплазматическую мембрану) одни вещества проходят легче, чем другие, т.е. поры, обеспечивают избирательную проницаемость мембраны.

    Внутреннее содержимое ядра составляет ядерный сок, заполняющий пространство между структурами ядра. В ядре всегда присутствует одно или несколько ядрышек. В ядрышке образуются рибосомы.

    В ядре расположены нитевидные образования – хромосомы. В ядре клетки тела человека (кроме половых) содержится по 46 хромосом. Хромосомы являются носителями наследственных задатков организма, передающихся от родителей потомству.

    Большинство клеток содержит одно ядро, но существуют и многоядерные клетки (в печени, в мышцах и др.). Удаление ядра делает клетку нежизнеспособной.

    Цитоплазма.

    Цитоплазма – полужидкая слизистая бесцветная масса, содержащая 75-85% воды, 10-12% белков и аминокислот, 4-6% углеводов, 2-3% жиров и липидов, 1% неорганических и других веществ. Цитоплазматическое содержимое клетки способно двигаться, что способствует оптимальному размещению органоидов, лучшему протеканию биохимических реакций, выделению продуктов обмена и т.д. Слой цитоплазмы формирует разные образования: реснички, жгутики, поверхностные выросты

    Скидка 100 рублей на первый заказ!

    Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

    Цитоплазма пронизана сложной сетчатой системой, связанной с наружной плазматической мембраной и состоящей из сообщающихся между собой канальцев, пузырьков, уплощённых мешочков. Такая сетчатая система названа вакуолярной системой.

    Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

    Поставьте оценку первым.

    Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

    Позвольте нам стать лучше!

    Расскажите, как нам стать лучше?

    Закажите такую же работу

    Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

    Читайте также:  Беспозвоночные животные – сообщение доклад
    Ссылка на основную публикацию