Анализ стихотворения Блока Фабрика

Анализ стихотворения «Фабрика» Блока

Стихотворение “Фабрика”, хоть и написано в ранний период, наполнено важными уже для позднего периода творчества Блока мотивами. Понять их поможет краткий анализ “Фабрика” по плану, который может использоваться для объяснения материала на уроке литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фабрика.

История создания – стихотворение написано в 1903 году, известен даже точный день – 24 ноября. Позже оно вошло в цикл “Распутья”.

Тема стихотворения – город и жизнь в нем простых людей.

Композиция – одночастная, с запутанным сюжетом.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты“задумчивые болты”, “измученные спины”, “медный голос”.

История создания

Блок написал “Фабрику” в 1903 году, 24 ноября. Для понимания ее смысла очень важно осознавать, что тот период был переломным для России: очень многие люди, в том числе интеллигенция, осознавали несостоятельность существующего строя. Тогда еще не было до конца понятно, какие перемены ждут общество, но большинство уже осознавало их необходимость.

Эти проблемы волновали и Александра Александровича, который обратился к ним еще в раннем творчестве. “Фабрика” считается первым его произведением которое наполнено предчувствием революции. Впоследствии оно вошло в сборник под названием “Распутье”. Молодой поэт был пленен революционными идеями и быстро стал одним из тех, кто выступает за социальную справедливость.

Свое стихотворение автор посвящает простой на первый взгляд теме, рассказывая о жизни обычных рабочих в городских условиях. Но в данном случае важна не столько тема, сколько идея: Блок показывает расслоение общества, которое в конечном итоге приведет к бунту, показывает жизнь низших слоев, которые своей работой обеспечивают хорошую жизнь высшему классу.

Именно с “Фабрики” начинается переход поэта от романтических произведений к бытовым, революционным. В ней уже видно, как именно он относится к классовому неравенству. В произведении ощущаются первые ростки восторга, с которым он примет революционные идеи.

Композиция

Композиционно этот стих достаточно несложен, несмотря на запутанность сюжета. Автор показывает отдельные картинки быта рабочих, которые как будто мелькают перед взором читателя.

Он показывает жизнь, которую ведут простые люди: они еще затемно бредут к воротам фабрики, которая призывает из звуком колокола, их пересчитывает некая безликая фигура и все, что происходит вокруг, не способствует выражению свободной воли, оно буквально сгибает и без того измученные спины рабочих.

Лирический герой наблюдает эту картину, но не отстраненно, а с глубоким сочувствием к тем нищим, над которыми смеются довольные богачи.

Жанр этого произведения определяется как философская лирика: в нем много символизма и еще не до конца обозначилась общественная позиция Блока, чтобы отнести его к лирике гражданской. И в то же время оно является предвестником столь характерного для Александра Александровича переживания революции.

Написано стихотворение четким четырехстопным ямбом, который также используется поэтом как символ: это маршевый ритм, под который угнетаемые рабочие строем идут на фабрику. Таким образом автор делает стихотворный размер еще одним символическим слоем произведения.

Средства выразительности

Чтобы не отвлекать читателя от богатства символики, Блок использует всего несколько тропов, и все это – эпитеты: “задумчивые болты” , “ измученные спины”, “медный голос” . Этих средств выразительности достаточно для того, чтобы показать печальное и негативное отношение лирического героя к созерцаемой им картине.

Анализ стихотворения «Фабрика» А.А. Блока

Автор: Guru · 24.07.2018

Фабрика стоит в стороне от всех стихотворений Александра Блока. Оно не похоже на излюбленную возвышенную лирику поэта. Стихотворение больше напоминает короткометражный фильм о тяжком труде угнетённых слоёв общества.

История создания

Стихотворение было написано в 1903 году, в период раннего творчества Александра Александровича Блока. Замыслы о революции уже витали в воздухе. Автор, как и многие представители интеллигенции, мечтал о грядущих переменах.

И вот за два года до самой Октябрьской революции он пишет стихотворение «Фабрика», которое включил в цикл «Распутья». Произведение стало своего рода криком молодой души поэта. Им Блок хотел открыть глаза общественности на тяжкое положение обычного рабочего класса.

Жанр, направление и размер

«Фабрика» по жанру близко к элегии. Автор выказывает своё недовольство по поводу острой социальной проблемы, именно этот факт позволяет назвать стихотворение элегическим. Четырёхстопный ямб позволяет создать необходимый ритм. Рифма перекрёстная.

Без сомнения, направлением стихотворения является символизм. Мрачность, символическое столкновение «страшного мира» и души человека, образы-символы – все это является составляющими данного литературного течения.

Образы и символы

Главными символами стихотворения стали цвета, а именно: сочетание жёлтого, черного и медного цветов («окна желты» и «чёрный кто-то», «медный голос»). Жёлтый, как символ обмана, указывает на то, что бедный доверчивый народ гнёт свои спины на смех «чёрных» угнетателей. Кроме того, чёрный цвет – это цвет скорби. Скорбят здесь обманутые. Также стоит отметить, что жёлтый у Блока является и символом обогащения капиталистов, их пошлости. Медный цвет в контексте стихотворения означает страх, поскольку «медный голос гнёт измученные спины».

Лирический герой стоит над ситуацией и является рассказчиком. Он делит свою повесть на две части: описание мирка угнетённых рабочих и мира капиталистов за «жёлтыми» окнами.

Темы и настроение

Основная тема «Фабрики» — социальное расслоение на капиталистов и рабочий класс. Описание жизни простых рабочих подводит к бытовой теме: жизнь простого люда полна убожества и голой нищеты, зато богачи живут праздно и сытно, их роскошь бесполезна и нарочито бестактна рядом с теми, кто отдает лучшие годы жизни за кусок хлеба. Также мы видим в произведении проблему социального неравенства, разделения мира на бедных и богатых, господ и рабов. Рано или поздно в этой реальности неизбежно наступит решающий конфликт, острая кровавая драма, нерв которой чувствуется уже сегодня.

Стихотворению присущ суровый стиль. Мрачные картины, цвета и ритм, похожий на марш, создают пессимистичный настрой. Впечатление замкнутости и потерянности преследуют читателя до последнего слова.

Основная идея

Несправедливость затрагивает сердце того, кто хочет её искоренить. Александр Александрович Блок был как раз тем человеком, которого волновали любые социальные проблемы: «Одно только делает человека человеком: знание о социальном неравенстве». В этом страстном призыве распахнуть веки навстречу знанию о подлинной жизни виднеется смысл стихотворения.

Фабрика, по мнению автора, производит не только кирпич и прочий материал, она штампует несправедливость, обман, боль и угнетение. Однако стоит заметить, что лирический герой стоит отдельно от всего: «Я слышу всё с моей вершины». Он не может «подойти к воротам» и остановить этот адский механизм фальши. В этом и заключается главная мысль: осознание проблемы одним человеком не искоренит её. Это должен понять каждый, даже «кто-то чёрный, смеющийся в жёлтых окнах».

Средства художественной выразительности

Стихотворение не изобилует средствами художественной выразительности. Но всё же Александр Александрович, благодаря нескольким эпитетам (задумчивые болты, медный голос, измученные спины), детально описывает непосильный труд народа.

Также можно рассмотреть метафору (чёрный кто-то). Именно благодаря этому скрытому сравнению читатель представляет реального угнетателя рабочих масс.

Фабрика

  • Блок
  • Работа

Страшный и монотонный мир простых людей Александр Блок открывает в стихотворении «Фабрика», которое преисполнено сочувствия к рабочему люду. Стих пишется в 1903 году, когда на фабриках и заводах России царит напряжение, вызванное рабскими условиями труда, что выльется через несколько лет в трагические события 1905 года.

Тема стихотворения

Главная тема стихотворения «Фабрика» – это попытка поэта показать расслоение в обществе и угнетение рабочего класса. Блок становится над событиями, не причисляя себя к рабочим, но проявляя сочувствие к их судьбам. В стихотворении нет сложных литературных оборотов, оно написано простым и понятным языком, что подчёркивает односложный быт рабочих российских заводов и фабрик.

При чтении строк создаётся впечатление, что автору стыдно за положение рабочих – он сочувствует, но ничего не может изменить. Это положение в недалёком будущем сделает Блока приверженцем революции, хотя в том виде, в котором произошли события 1917 года, они его не порадовали.

Классический четырёхстопный ямб дополнительно подчёркивает монотонность жизни рабочих, у которых каждый сегодняшний день похож на вчерашний. Тяжёлая работа сменяется коротким отдыхом, а редкие выходные не дают возможности почувствовать радости жизни.

В стихотворении Блок описывает картину работы фабрики, глядя на события со стороны. Автор видит фабрику из окон соседнего дома и воспринимает её работу, как картину «страшного мира». Страх, по мнению поэта, это не только и не столько вспышка ужаса, а ощущение безысходности, когда он полностью завладевает душой, делая из человека марионетку.

Разделение общества глазами поэта

Картина, нарисованная пером поэта, имеет отголоски мистицизма, чего стоят только первые строки, где показан приход рабочих на ночную смену. Жёлтые окна фабрики манят их, как голоса сирен в море, скрипят болты тяжёлых ворот и завод впускает жертв в свою разверзнутую пасть. Перед открытием ворот людей в гробовой тишине пересчитывают, как цыплят, а затем пропускают внутрь. На лицах нет радости, все рабочие принимают очередной день, как вынужденную необходимость, и подставляют спины под тяжёлые кули, чтобы утром измученными едва добрести до дома.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.

В жёлтых, освещённых окнах фабрики сидят её владельцы, которые смеются над каждодневной мукой рабочих, вынужденных работать за копейки, чтобы не умереть с голода.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека

В глазах Блока мир, увиденный им со стороны, разделён на две части – малую и большую. В малом мире живую считанные капиталисты, которые спрятались в жёлтых окнах фабрик и заводов и смеются над своим превосходством. Они считают барыши, заработанные на тяжёлом труде миллионов рабочих и получают от жизни максимум. Большая часть мира находится в угнетённом положении. За счёт тяжёлой работы они зарабатывают минимум на хлеб, а жизнь их не отмечена радостями.

Вывод по Блоку

В стихотворении «Фабрика» Блок отказался от своей излюбленной лирики, а показал нам полудокументальную картину тяжёлого положения рабочих на заре XX века. В это время поэт становится на сторону угнетённых, переживая, что не может им помочь. Поэт говорит в строках, что нельзя разделять общество на две столько противоположные стороны, он убеждает читателей, что счастья достоин любой человек, независимо от его происхождения и социального положения.

Блок не хочет видеть в мире марионеток, которые связаны по рукам и ногам нуждой, а призывает к более справедливому распределению материальных ценностей. Много ли изменилось в мире с 1903 года, стало ли общество справедливым в России, пусть каждый ответит сам.

Текст стиха

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Предлагаю аудиозапись стихотворения в исполнении Александра Агеева. Голос чтеца поможет понять глубину строк и смысл, который хотел передать поэт.

Анализ стихотворения Блока Фабрика

Анализ стихотворения А.А. Блока “Фабрика”

Стихотворение «Фабрика» было создано в 1903 году и вошло в цикл «Распутья» (1902-1904). Уже само название говорит о пересмотре прежних идеалов и о поиске новых путей. Здесь на смену возвышенному поклонению приходит тревога и попытка познать современный мир, непонятный и страшный. Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как поворотный момент в творчес­ком пути Блока. Здесь поэт поднимает в дальнейшем очень значимую для его творчества тему «страшного мира».

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам — по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

Так начинается стихотворение. Слово «жолты» сразу привлекает своей орфографией. Этот эпитет поэт использует для выражения негативных чувств — отвращения, страха. Другой «говорящий» эпитет стихотворения — черный. «Недвижный кто-то, черный кто-то» — воплощение страшных сил, насилия, надругательства над людьми. Здесь не назван этот «кто-то»: это и фабричный гудок («Он медным голосом зовет»), и те неизвестные, которые «в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели». Такая недоговоренность, жуткая таинственность только усиливает эмоциональ­ное воздействие на читателя. Поэт сочувствует, сострадает миру «нищих», но он ужасается той покорности, которую проявляют люди:

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ стихотворения Блока «Фабрика «

Блок 24 ноября 1903 года создаёт стихотворение «Фабрика». В стихотворении «Фабрика» ознаменовалось новое видение мира. Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлён ввысь к церковному своду, небу. то в «Фабрике» он смотрит вокруг себя («В сосед нем доме окна жолты … »] И даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу всё с моей вершины … »], Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «чёрный кто-то») стихотворения. Эпитет «желтый» привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности. нездоровой лихорадочности, а благодаря необычному написанию приобретает значение символа некой зло вещей силы.

Написание слова «жолты» отражает особенности орфографии Блока, таким образом он хотел подчеркнуть символическое, а не только цветовое значение слова. С миром зла связан другой образ — «недвижный кто-то, чёрный кто-то», являющийся символом некого мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла «людьми», «народом», «нищими», Блок не видит в них «рабочих». Так, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не даёт её явлениям социальных, реалистических мотивировок.

Стихотворение «Фабрика» — символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире.

Образ фабрики-тюрьмы в стихотворении Блока вызывает у читателей ассоциации с образами брюсовского стихотворения «Каменщик» («Каменщик, каменщик в фартуке белом … » (16 июля 1901). Герой Брюсова, в отличие от блоковских фабричных «людей», «нищих», осознаёт своё социальное положение — положение бесправного рабочего, вынужденного зарабатывать себе на жизнь не только каторжным трудом, но и трудом неблагородным, ибо тюрьма, которую он строит, предназначена для таких же, как он, рабочих.

Стихотворение “Фабрика”, написанное А.Блоком в 1903 году относится к циклу “Распутье” (1902-1904). Автор отходит в своих произведениях от лирической темы, все больше его беспокоят темы социальные, классовое неравенство. Он принимает участие в манифестациях рабочих, и хотя является представителем сытого дворянства, понимает, что на смену дворянам приходят новые люди и процесс этот неизбежен и логичен.

Таким смыслом пронизано стихотворение “Фабрика”. В нем описана обычная действительность — рабочие идут на фабрику, однако эта действительность ужасна — эти люди угнетены и измучены. Их спины сгорблены, они обмануты. Однако автор не называет нам поработителей простых фабрикантов. Он лишь описывает темную зловещую силу, пытается передать нам те эмоции и чувства, которые испытывает угнетенный люд.

Поднимающиеся из погребов новые люди должны вершить историю, они должны вершить справедливость, ведь они заслуживают быть услышанными, быть отмщенными.

Стихотворение насыщено такими эпитетами как “темный”, “глухо”, олицетворениями “задумчивые болты”,- данные приемы помогают нам почувствовать непередаваемое словами состояние смятения, растерянности, беспросветной, бесправной жизни рабочих.

Автор не увидел ни лиц, ни характеров рабочих фабрики, он лишь описал нам их страдания и муки. И мысль об этом Блока больше не покидала никогда.

Произведение было написано в преддверии революции, Блок был окрылен надеждами и мечтами в свете начавшейся революции 1904-1905 годов. Однако она потерпела неудачу. Революция подняла из глубин души поэта чувство незримой связи с народом, ответственности перед ним за то, что он писал.

Блок не потерял веры в революцию, с таким посылом в своих стихах он обращался ко всему трудовому народу в период контрреволюционного террора.

Автор глубоко проникся страданиями трудового народа, и хотя сам он не относился к пролетариату, всем сердцем и душой он болел за освобождение угнетенных тружеников. Обо всем этом стих “Фабрика” — о нелегких трудовых буднях, о бессердечных, бессовестных поработителях и о будущем освобождении, оно призраком прослеживается в стихотворении, потому что такое жестокое и сильное угнетение людей людьми дольше длится не может.

Подобные записи

Делаем анализ стихотворения Блока

Стихотворение «Фабрика» было написано Александром Блоком в ноябре 1903 года. Впервые в своем произведении молодой начинающий поэт затронул темы не столь романтичные, как во всем предыдущем периоде творчества при создании сборника «Стихи о Прекрасной Даме», работа над которым велась в 1901-1902 годах. Стих «Фабрика» является частью цикла «Распутья» (относящегося к 1902-1904 гг.), в который также входят стихотворения «По городу бегал черный человек», «Последний день», «По берегу плелся больной человек…», «Из газет» и другие. Данный цикл представляет собой первую попытку поэта-символиста обратиться к социальной тематике, затрагивая проблемы классового неравенства, непосильного труда рабочих, гнета правящих сословий и новых революционных умонастроений.

Анализ стихотворения Блока «Фабрика» показывает, что сам поэт глубоко сочувствует фабричным рабочим, нещадно эксплуатируемым фабрикантами, образ которых не прописан в стихотворении четко, но лишь отмечен мистическими упоминаниями «недвижный кто-то» и «черный кто-то». В этих упоминаниях таится гораздо больше зловещего смысла, чем в любом подробном описании, поскольку в природе человека инстинктивно заложено бояться всего неизвестного.

Анализ стихотворения Блока в данном случае показывает, что поэт не дает абсолютно никакого динамического описания событий, а словно взяв в руки краски и кисть, пишет в мрачных тонах картину жизни рабочих фабрики. Эпитеты «черный» и «недвижный», так удачно используемые Блоком, еще более, чем неизвестность, подчеркивают и усиливают зловещее впечатление от образа застывшего на стене «кого-то», считающего людей за глухо запертыми воротами.

Анализ стихотворения Блока позволяет нам увидеть, насколько плотно данное стихотворение наполнено различными символами, в совокупности своей создающими цельный зловещий образ фабрики-тюрьмы. Так, образ «глухо запертых ворот» лишь усиливает ощущение чего-то зловещего и скрытого внутри, в стенах фабрики. Также этот образ, наравне с эпитетом «неподвижный кто-то», придает дополнительное чувство статичности, окаменения, отсутствия жизни. В данном случае поэт использует прием лексического параллелизма, используя разные эпитеты для передачи и усиления одного и того же смысла.

Читайте также:  Сочинение Анализ поэмы Блока Двенадцать (12)

Анализ стихотворения Блока в данном случае позволяет прочувствовать всю болезненность гнетущей атмосферы фабрики, на которой правит зловещая тишина и лишь «скрипят задумчивые болты». Ни шум шагов, ни крики людей, ни разговоры не слышны за воротами такой фабрики, словно они являются вратами в иной мир – загробный. Ощущение болезненности в стихотворении передается эпитетами «окна жолты» и «в жолтых окнах».

Двукратное упоминание желтого цвета лишь дополнительно усиливает эффект. Анализ стихотворения Блока позволяет понять, что намеренно используя вместо прилагательного «желтые» словоформу «жолты», поэт стремится показать читателю, что в данном случае первостепенное значение имеет не столько сам цвет, сколько именно передача с его помощью самого ощущения болезненности, исходящего от фабрики. На такой фабрике люди не работают, а находятся в рабстве, теряют здоровье и медленно погибают.

«Фабрика» А.Блок

«Фабрика» Александр Блок

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Анализ стихотворения Блока «Фабрика»

Короткое и емкое произведение Александра Блока «Фабрика», состоящее всего из четырех четверостиший, было создано в 1903 году и впоследствии вошло в цикл «Распутье». На первый взгляд, оно описывает ничем не примечательные будни обычных работяг, которые вынуждены зарабатывать себе на жизнь тяжким трудом. Однако не стоит забывать, что Россия начал 20 века походила на бурлящий котел, и очень многие слои общества, включая и некоторых аристократов, мечтали о переменах. Революционные идеи уже носились в воздухе и, естественно, пленили молодого поэта, который очень скоро стал одним из сторонников свержения существующего строя.

Впоследствии революционные события, повлекшие за собой не только падение царского режима, но и развязавшие гражданскую войну, вызвали у Александра Блокав последние месяцы жизни глубокое отвращение. Но до этого момента было еще без малого два десятилетия, поэтому стихотворение «Фабрика» стало олицетворением того бедственного положения, в котором веками находилось самое низшее сословие царской России – рабочие и крестьяне. Само произведение построено на контрасте цветов, где черный отождествляет беспросветный мрак и ужас жизни для трудящихся фабрики, а желтый символизирует тепло, сытость и достаток, в котором пребывают владельцы предприятия. Черное – это грязь, страх и безысходность, желтое – звон золотых монет, который дозволено слышать лишь избранным.

Идея этого произведения проста и доступна. она заключается в том, чтобы показать, что рядом соседствует два совершенно разных мира, которые практически никогда не пересекаются. Хотя населяющие их люди прекрасно осведомлены о существовании друг друга. Однако в первом случае рабочие не смеют восставать против существующего порядка и вынуждены безропотно подчиняться своим хозяевам. Они вынуждены «согнуть измученные спины», чтобы хоть что-то заработать себе на пропитание, но вряд ли еще осознают, что получают лишь ничтожные крохи с барского стола. В то же время правящая элита очень хорошо представляет, как именно должен оплачиваться труд рабочих, и радуется тому, что пока еще есть возможность обманывать «этих нищих», попутно набивая собственные карманы деньгами.

В стихотворении автор занял позицию стороннего наблюдателя. подчеркнув, что прекрасно понимает, что же происходит на самом деле, однако не считает возможным вмешиваться в ситуацию. Собственно говоря, Александр Блок в момент написания «Фабрики» был весьма трезвомыслящим 23-летним молодым человеком и прекрасно понимал, что до тех пор, пока низшие слои общества будут мириться с действительностью, они так и останутся рабами. Однако они также отдавал себе отчет в том, что народные массы еще не готовы к свержению существующего общественно-политического строя, так как в подавляющем большинстве и рабочие, и крестьяне являются людьми неграмотными, привыкшими довольствоваться малым. И поэтому между строчек в стихотворении «Фабрика» читаются боль, отчаяние и невозможность что-либо исправить. Однако данное произведение трудно назвать простой констатацией факта, потому как построенное на контрасте произведение вызывает вполне определенные чувства – сопереживание тем, кто вынужден работать за гроши, и ненависть в отношении сытых и лживых фабрикантов, которые получают наслаждение, нагло обманывая рабочих.

Стремление показать обе стороны медали и заставить людей впервые осмыслить собственную жизнь, беспросветную и лишенную какой-либо надежды воплотились в стихотворении «Фабрика». И на тот момент это было самое большое, что мог сделать поэт для своей страны, погрязшей в насилии и бесправии, которые ознаменовались попыткой перехода общества от феодализма к капитализму.

Послушайте стихотворение Блока Фабрика

«Фабрика» А. Блок

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене – а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Дата создания: 24 ноября 1903 г.

Анализ стихотворения Блока «Фабрика»

Короткое и емкое произведение Александра Блока «Фабрика», состоящее всего из четырех четверостиший, было создано в 1903 году и впоследствии вошло в цикл «Распутье». На первый взгляд, оно описывает ничем не примечательные будни обычных работяг, которые вынуждены зарабатывать себе на жизнь тяжким трудом. Однако не стоит забывать, что Россия начал 20 века походила на бурлящий котел, и очень многие слои общества, включая и некоторых аристократов, мечтали о переменах. Революционные идеи уже носились в воздухе и, естественно, пленили молодого поэта, который очень скоро стал одним из сторонников свержения существующего строя.

Впоследствии революционные события, повлекшие за собой не только падение царского режима, но и развязавшие гражданскую войну, вызвали у Александра Блокав последние месяцы жизни глубокое отвращение. Но до этого момента было еще без малого два десятилетия, поэтому стихотворение «Фабрика» стало олицетворением того бедственного положения, в котором веками находилось самое низшее сословие царской России – рабочие и крестьяне. Само произведение построено на контрасте цветов, где черный отождествляет беспросветный мрак и ужас жизни для трудящихся фабрики, а желтый символизирует тепло, сытость и достаток, в котором пребывают владельцы предприятия. Черное – это грязь, страх и безысходность, желтое – звон золотых монет, который дозволено слышать лишь избранным.

Идея этого произведения проста и доступна, она заключается в том, чтобы показать, что рядом соседствует два совершенно разных мира, которые практически никогда не пересекаются. Хотя населяющие их люди прекрасно осведомлены о существовании друг друга. Однако в первом случае рабочие не смеют восставать против существующего порядка и вынуждены безропотно подчиняться своим хозяевам. Они вынуждены «согнуть измученные спины», чтобы хоть что-то заработать себе на пропитание, но вряд ли еще осознают, что получают лишь ничтожные крохи с барского стола. В то же время правящая элита очень хорошо представляет, как именно должен оплачиваться труд рабочих, и радуется тому, что пока еще есть возможность обманывать «этих нищих», попутно набивая собственные карманы деньгами.

В стихотворении автор занял позицию стороннего наблюдателя, подчеркнув, что прекрасно понимает, что же происходит на самом деле, однако не считает возможным вмешиваться в ситуацию. Собственно говоря, Александр Блок в момент написания «Фабрики» был весьма трезвомыслящим 23-летним молодым человеком и прекрасно понимал, что до тех пор, пока низшие слои общества будут мириться с действительностью, они так и останутся рабами. Однако они также отдавал себе отчет в том, что народные массы еще не готовы к свержению существующего общественно-политического строя, так как в подавляющем большинстве и рабочие, и крестьяне являются людьми неграмотными, привыкшими довольствоваться малым. И поэтому между строчек в стихотворении «Фабрика» читаются боль, отчаяние и невозможность что-либо исправить. Однако данное произведение трудно назвать простой констатацией факта, потому как построенное на контрасте произведение вызывает вполне определенные чувства – сопереживание тем, кто вынужден работать за гроши, и ненависть в отношении сытых и лживых фабрикантов, которые получают наслаждение, нагло обманывая рабочих.

Стремление показать обе стороны медали и заставить людей впервые осмыслить собственную жизнь, беспросветную и лишенную какой-либо надежды воплотились в стихотворении «Фабрика». И на тот момент это было самое большое, что мог сделать поэт для своей страны, погрязшей в насилии и бесправии, которые ознаменовались попыткой перехода общества от феодализма к капитализму.

Анализ стихотворения «На поле Куликовом» Блока

Написанное А.А. Блоком в 1908 году стихотворение «На поле Куликовом» – часть одноименного цикла. В нем поэт отразил свои размышления о прошлом и будущем России. Вам предлагается краткий анализ «На поле Куликовом» по плану. Данный разбор будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.

История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры«Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».

Олицетворения«Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты«…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».

Сравнение«А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

История создания

1908-1917 годы в жизни А. А. Блока – это период переосмысления исторического прошлого России, ее настоящего и будущих назревающих перемен. Поэт создает небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом». За основу им был взяты реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, на несколько веков поработившее Русь, и героическое противостояние степным завоевателям.

Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.

Композиция

Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну ( «В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…» ).

Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда» .

Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла» . Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!» .

Жанр – лиро-эпический. Произведение сочетает в себе переживания лирического героя, признаки стихотворения и одновременно характеризуется наличием сюжета. Оно состоит из пяти частей, которые, в свою очередь, разделены на строфы (четверостишия), написанные ямбом. Рифма используется точная (боли – воли), неточная (лениво – обрыва), мужская (Русь – боюсь), женская (кострами – знамя).

Средства выразительности

Блок использовал различные художественные средства. К ним отнесем олицетворения: «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега» , «…грустят стога», «идут испуганные тучи» , метафоры: «Наш путь… пронзил нам грудь» , «стрелой татарской древней воли» , «закат в крови» , «…сердцем вещим» , «Под игом ущербной луны» , «Вольные тучи» . Кроме того, поэт использовал эпитеты: «…Доном темным и зловещим» , «тихие зарницы» , «вековою тоскою» , «…облаком суровым» , «Высоких и мятежных дней» , и сравнение: «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой» .

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», анализ стихотворения Блока

Образ России в творчестве русского поэта-символиста Александра Александровича Блока сложен и многогранен. Сам он утверждал, что все его творчество – о России. На одном из творческих вечеров он произнес ставшие впоследствии знаменитыми слова о том, что этой теме он «сознательно и бесповоротно» посвящает жизнь, что именно в России – «жизнь или смерть, счастье или погибель».

После поражения первой русской революции, в начавшиеся годы реакции, поэт-символист меняет прежнюю тематику творчества, создавая проникнутые верой в будущее своей Родины стихотворения «Россия», «Русь», «О, весна…», циклы «Родина», «На поле Куликовом». Их проблематика и патриотическая настроенность определили новый этап в развитии поэтического таланта Александра Блока.

По мнению поэта, величие России заключается в ее исторических свершениях, которые еще не всеми и не до конца осознаны. И теперь прошлое страны взывает к будущему, преподнося уроки истории. Романтика этого призыва ярче всего звучит в цикле «На поле Куликовом». Образная символика весьма характерна: крики лебедей, орлиный клекот, бег коня. Тревожное ощущение ожидания исторических свершений автор вызывает у читателя не столько образным рядом, сколько самим ритмом стихов, зловещим пейзажем: «Закат в крови!»

Начиная свой творческий путь, молодой Александр Блок стремился к мистике, остро ощущая свою субъективность. Для него с юности были характерны поиски соединения личного, интимного с общим, вечным. Но в пору юности общее и вечное понимались только мистически. В дальнейшем творчестве «общее» становится конкретным и социальным – это прежде всего родина, которая воспринимается Блоком напряженно-интимно, как личная лирическая тема.

В стихах цикла «На поле Куликовом» субъективность оборачивается чувством народной всеобщности. Начинающего поэта беспокоила проблема самоопределения. Замечательно начало первого стихотворения из цикла – «Река раскинулась». Это пролог ко всему циклу, поэтому и лирический герой испытывает состояние накануне битвы: он полон нетерпения, но его пугает неизвестность грядущих событий.

Неторопливый ритм стиха, повторяющееся упоминание грусти («река грустит» и «в степи грустят стога»), взгляд, привычный к неяркой красоте Руси, к неброским среднерусским пейзажам, неожиданно прерывается строфами, звучащими призывом и клятвой:

Понятия «родины» и «жены» слились для героя воедино. Социальное и личное, «гражданственное» и «лирическое» здесь неразрывны. Это новое качество поэзии Блока проявилось не случайно. Оно рождено временем «между двух революций», когда стала обостренно ясной связь жизни каждого отдельного человека с судьбой народа, страны.

Замечательно начало стихотворения:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.

Неторопливый ритм стихотворения, задаваемый короткими отрывистыми предложениями, повторяющимся дважды эпитетом «грустный», как будто скользящий вдоль всего течения реки взгляд героя, отмечающего неяркий пейзаж, сменяется резкими, отрывистыми предложениями, наполненными обращениями и восклицательной интонацией. Эти две строфы напоминают призыв или даже клятву верности своей стране, на которую наступает мгла – «ночная и зарубежная».

Поэты-символисты не считали Россию ни европейской, ни азиатской страной – они видели для нее особый путь развития. Но в этом цикле, обращаясь к истории Куликовской битвы, ставшей освободительной для России XIV века, Блок доказывает, что это мнимая покорность, что вся история нашей страны доказывает: «И вечный бой! Покой нам только снится. » История неумолимо доказывает свое движение через кровь и горе. Через эпизод реальной хроники поэт добивается обобщенного смысла: народная судьба неотделима от личной доли каждого, в том числе и самого поэта.

Ритм стихотворения ускоряется, имитируя бег степной кобылицы: «Мелькают версты, кручи. » Это излюбленный поэтический образ Блока – образ мчащегося коня. Бег степной кобылицы, которая мчится над ковыльными степями, над закатом, алеющим кровью, – вечен, как бесконечный путь русского народа, поэтому и «покоя нет!», а «степная кобылица несется вскачь».

Еще один образ, соединяющий личное и историческое, – стрела, пронзающая «нам грудь». Путь стрелы – пусть осознания трагичности этих событий. Сравнивая родину с женой и обращаясь к ней с болью, Блок осознает предопределенность событий своего времени, хотя по-прежнему слышит «ханской сабли сталь». Полет татарской стрелы и стремительный бег кобылицы сопровождают все стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » и весь цикл «На поле Куликовом».

Во многих поэтических произведениях Александра Блока возникает образ замкнутого круга – самым ярким можно считать «Ночь. Улица. ». В стихотворениях из цикла «На поле Куликовом» и более поздних стихах о Родине эта закольцованность проявляется через повторение слова «опять»: «Опять . три стертых треплются шлеи», лебеди за Непрявдой «опять кричат». Все это напоминает, по мысли поэта, что Куликовская битва продолжается и по сей день, что нет конца этому бесконечному бегу истории, что сердце каждого будет струиться кровью, а недостижимый покой будет «только сниться».

Ссылка на основную публикацию