Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс

Анализ стихотворения Блока На лугу 2

Стихотворение Блока «На лугу» было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке. На первом месте в стихотворении Блока — луг, прекрасное зеленое поле, на котором весело прыгают и играют дети, которые кажутся невинными, и ничего еще не понимающими в своей жизни.

В принципе, на то они и дети.

Пейзаж — на первом месте, так как это красиво и как бы подчеркивает, то мир — еще бывает хорошим и по-детски наивным. В стихотворении присутствуют, кроме описания элементов природы леса, несколько главных риторических вопросов, которые исходят от главного персонаж — лирического героя, то есть «Я». Эти вопросы направлены на то, чтобы понять, пусть и без ответа, почему весна — так медлительна и прекрасна, но все происходит для него, лирического персонажа, слишком уж медленно.

Кроме этого, сам тип стихотворения состоит из двенадцати строчек, что идут сплошным текстом, без строф. Это создает впечатление хорошей четкой рифмы, а также дает возможность читать стихотворение по-разному.

Блок как бы специально создает на фоне луга — образы детей, которых не видно, но точно слышно. Слышны их звонкие голоса, которые заставляют всех реагировать по-разному. Для лирического героя Блока в этом стихотворении, образом весны стали именно детские звонкие голоса. Они раздаются с большой поляны со стороны леса.

А журчание ручейка, как бы только импонирует детскому веселью.

2 класс. 5 класс

Анализ стихотворения Блока На лугу 2

Другие сочинения по теме:

Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь» Лирика Блока — явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих.

Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день» Стихотворение А. Блока «Осенний день» имеет точную датировку — 1 января 1909 года. Оно посвящено теме родины. Его идея, на.

Анализ стихотворения Блока «О доблестях» Стихотворение «О доблестях…» поражает своей гармоничностью. Это такая же жемчужина русской лирики, как «Я вас любил…» Пушкина. И все-таки нельзя.

Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» Сочинения по литературе: Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» Александр Блок «нашел» себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений.

Анализ стихотворения Блока Фабрика Александр блок — великий поэт, так как его произведения поражают своей реалистичностью, но вместе с тем, это никак не портит.

Анализ стихотворения А. Блока «Сытые» Стихотворение А. Блока «Сытые» было создано в ноябре 1905 года как отклик на кровавые события Первой Русской революции. Поэт чувствовал.

Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения А. А. Блока «Плачет ребенок. Под лунным серпом…» Стихотворение А. А. Блока «Плачет ребенок под лунным серпом…», написано 14 декабря 1903 года и входит в книгу «Стихи о.

Анализ стихотворения А. Блока «Предчувствую Тебя…» Творчество Блока наиболее ярко воплотило тенденцию поэзии того времени к укрупнению формы, соединению отдельных лирических стилей в циклы. В 1898-1904.

Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» «Ночь, улица, фонарь, аптека…»Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности «Бессмысленный.

Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…» Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано Блоком 25 октября 1902 года. Это время было отмечено важными событиями в.

Анализ стихотворения Блока О, весна без конца и без краю Поэт написал свое стихотворение в 1907 году. Александр Блок достаточно длительное время являлся приверженцем символизма. Поэтому и в этой его.

«О доблестях, о подвигах, о славе…» анализ стихотворения Блока Поэт, пишущий о любви, конечно, опирается на собственный опыт любовных переживаний. Но личные эмоции, воплощенные в стихах, приобретают как бы.

«Россия» анализ стихотворения Блока Тема родины — основная в творчестве каждого поэта. Однако в стихах русских поэтов эта тема приобретала особый характер: любовь к.

Анализ стихотворения А. Блока «Мне страшно с тобою встречаться» Все в этом стихотворении робко и темно, зыбко и туманно… И все это — знаки «нездешних надежд» на вселенское «непостижимое.

Анализ стихотворения Блока «На железной дороге» В цикле «Родина» Блок поместил и стихотворение «На железной дороге» — о трагической судьбе молодой красивой женщины, раздавленной безотрадной, безнадежной.

Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане» Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие удержать ее, но все тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, «В.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока Блок А. А. в своем творческом процессе всегда сохранял устои символизма, впрочем его первые стихи несли в себе сильно демонстративный.

«Рассвет» анализ стихотворения Блока Александр Александрович Блок — русский поэт, выдающийся представитель русского символизма. Его стихотворение «Рассвет», написанное в ноябре 1903 года, входит в.

«Вхожу я в темные храмы…» анализ стихотворения Блока Символистическое творчество поэта Александра Блока испытало влияние русского философа Владимира Соловьева, особенно его идеи «Вечной Женственности». Поэтому первый поэтический сборник.

Почему стихотворения «На поле Куликовом» А. Блока являются лирическим циклом? В литературоведении стихотворным циклом принято называть ряд художественных произведений, печатающихся под общим названием и объединенных лирическим героем, темой, образами и.

Урок по стихотворениям А. Блока Летний вечер и Полный месяц встал над лугом

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39 имени С.А.Ловенецкого»

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А.БЛОКА
«Летний вечер» и «Полный месяц встал над лугом»

Литература, 5 класс

Автор: Гирева Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы

Урок по литературе в 5 классе
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А.БЛОКА
«Летний вечер» и «Полный месяц встал над лугом»

Цель урока: научиться воспитывать в себе чувства любви к природе и стойкости характера, анализируя лирические произведения.

Задачи урока:
образовательные – научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений;
развивающие – развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету; формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину); учить детей осмысливать чувства и переживания героя лирического произведения;
воспитательные – воспитывать уважение к великой силе любви природы, учить ценить и беречь эти чувства; способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся; способствовать воспитанию сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

Тип урока: изучение нового материала, анализ стихотворений и систематизация знаний.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная. В ходе урока использовались самоконтроль и самооценку знаний учащихся, а так же: – отрабатываются навыки выразительного беглого чтения; – развиваются речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение; – воспитывается интерес к чтению, умение быть надежным партнёром в работе; – прививается умение работать в коллективе.

Структура (план) урока: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели урока учащимися в ходе урока. 3.Осмысление содержания (найти, извлечь, понять содержание и сделать выводы). Актуализация опорных знаний. 4. Итог урока. 5. Оценка урока. Оценка работы учащихся. 6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.

Слово учителя:
– Сейчас за окном снег, но чувствуется приближение весны, а там и скоро лето. Благодаря литературе, мы можем совершить путешествие в любое время года, и сегодня мы отправимся в летнее время. Будем читать стих. А.А.Блока «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом».
– Какой главный образ будет раскрыт в стих. о лете? (Образ-пейзаж.)
– Мы знаем, что поэт – это художник слова. И каждый художник слова представляет свой образ в стихотворении. Как мы сможем сформулировать тему урока?
– Итак, тема нашего урока (Художественное своеобразие стихотворений Александра Блока)
-Какую цель мы поставим перед собой, прежде чем начать работать по стихотворению «Летний вечер»?
(Ответы детей:
Понять содержание стихотворения.
Научиться выразительному чтению стихотворения.
Уметь находить выразительные средства в стихотворении.)
(Дополнить, если необходимо. Познакомиться с творчеством поэта А.Блока.
Знать литературоведческие термины.)
-Александру Блоку было18 лет, когда он написал эти стихотворения. А писать он начал когда?
Итак, какое видение образа изображено в стихотворении, мы узнаем, прочитав
стихотворения «Летний вечер». (Учебник, стр. 52.)
– Какие ощущения, настроения вызвало у вас стихотворение? Ваши впечатления?
– Встретились незнакомые слова? (Лексическая работа. Открыть слова на листе бумаги, прикреплённом к доске:
Межа – граница земельных участков.
Жница(ж.р.) – тот, кто в поле жнет, т.е. срезает под корень траву или рожь.)
Чтение стихотворения учеником.
-Какой основной образ дан в стихотворении? (образ – пейзаж)
– Как называется жанр лирического стихотворения о природе? (Пейзажная лирика.)
-В первом четверостишии даны границы пространства. Можем найти то место, откуда лирический герой наблюдает за природой?
– Как называется стих.? («Летний вечер».)
– Мы можем найти те приметы вечера, которые видит наш лирический герой? (Лучи заката, диск луны, вечерняя тишина.)
– Как формируется образ заката? Какой цвет преобладает? (Розовый, красный)
– Как поняли слова «красный диск луны»?
– В стихотворении скрыто какое-то чувство, но оно ощущается. Кто нашёл доказательство через слова?
(Чувство тревоги из-за красного заката и серого от тумана.)
– Прочитайте 3 четверостишие. Как поняли его? О чем оно? (Оно отличается от первых 2-ух. О лирическом герое.)
– Дети, я бы хотела узнать, кто-нибудь из вас скакал на лошади, расскажите о своем впечатлении (рассказ детей на 1-2 минуты).
(А в стихотворении кто-то промчался на лошади и к кому-то кто-то обращается, но имена не называют.)
Обратимся к лирическому произведению, зачитаем эти строки.
– Чтобы стихотворения были красивы, авторы специально подбирают слова
Поработаем с таблицей.
– С какой целью мы будем работать по таблице?
(Дети заполняют таблицу по выразительным средствам- 3-4 минуты)
– С какой целью вы находили выразительные средства?
(Найти художественную выразительность стихотворения.)
(Зачитываем результаты исследования.)
– Сейчас поработаем с построением стихотворения, определим размер и рифму. Рифму мы в таблице определили. КАКАЯ рифма? (а Б а Б – перекрестная рифма)
РАБОТА В ТЕТРАДИ.

Работа на доске.
Определяем размер стихотворения: (Вспомним понятие стопа. Стопа – единица длины стихотворения из ударных и безударных слогов.)

ПослЕдние лучИ закАта (на доске написано)
( – / – / – / – – / -)
(Ямб – двухсложный размер, с чередованием безударного и ударного слога.) Ударение на чётном слоге – 2,4,6,8.
Также есть неполный 5-стопный ямб с пиррихием (два безударных слога рядом).
-Какой вывод мы сделаем по нашей работе по стихотворению?
(В чём заключается художественное своеобразие стихотворения?)
(Вывод. В выразительности слов, в построении стихотворения заключается художественное своеобразие стихотворения)
Такими же изобразительными средствами и двухсложным размером писали поэты 19 века. Александр Блок – поэт начала 20 века.
– Что можно сказать о стихосложении поэтов? (Традиции стихосложения сохранились.)
– Но у каждого художника есть свое мироощущение природы.
Обратимся к репродукциям картин. Перед нами репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Последний луч заката». (Показ репродукции картины И.И.Левитана «Последний луч заката»)
Почему я её вам предложила? (Её можно соотнести со стихотворением А.А. Блока. Пейзаж передан замечательно, цвета есть, а чувств на картине нет, нет ощущения тревоги.)
Ал. Блок как художник слова стихотворение «Полный месяц встал над лугом» также написал в 18 лет.
Чтение стих. Стр. 53.
– Встретились незнакомые слова?
(Лексическая работа. Мрак – отсутствие света. Жутко – неприятный, вызывающий чувство ужаса, страха. Озарит – ярко осветит. Былинка – стебель травы.)
– Какую цель поставим для изучения стихотворения? (Знать и понять содержание стихотворения. Научиться выразительно читать его. Найти выразительные средства. Понять, как построено стих. Выявить объединяющее начало в двух стихотворений Блока.)
– Какие образы представлены в этом стихотворении?
(Образ-пейзаж, образ-персонаж)
– Какое настроение у вас от этого стихотворения?
– Какие чувства в это время суток испытывает лирический герой?
(Жутко, неприятно.)
– Почему стихотворение состоит из 15 неразделимых строк?
(Жутко, страшно ночью, но скоро будет утро, и все пройдет. Чувство страха и ожидание света неразделимо.)
-Обратим внимание на репродукцию картины И. И. Левитана «Лунная дорога в деревне».
-Поможет репродукция понять стихотворение, если да, то как, чем? (Цвета и оттенки цветов возникают при чтении и при просмотре картины:
«Бледный луг», «бледная дорога». «Мрак ночной». «Жутко», «неприятная тревога»)
– Какое состояние природы передают слова «полный месяц»?
(В стихотворении цвет представишь, а на картине увидишь, он жёлтый.)
– Из-за освещения луны какой мы видим природу?
(Бледную. «Бледный, бледный луг цветущий».)
– Какое это выразительное средство?
Фронтальный опрос для закрепления:
Что мы ощущаем, прочитав 1 часть стихотворения? (Тревога.)
Чувство тревоги, беспокойство уходит? (Нет.)
Это чувство есть в стихотворении «Летний вечер»? (Да.)
Мы прочитали два стихотворения А.А.Блока. Что объединяет два стихотворения?
(В стихотворениях общая тема – описание природы и чувствуется неспокойная жизнь, какая-то тревога. Поэту всего лишь 18 лет, и что его ждет впереди, он не знает, отсюда чувство тревоги, которое передано лирическому герою)

Читайте также:  Анализ стихотворения На железной дороге Блок

– Что ещё общее есть в 1 и 2 стихотворении?

Описание природы.
Есть повторы: в 1 стихотворении, частица ни повторяется дважды
(Чтение строк из стихотворения – «ни ветерка, ни крика птицы»;
во 2 стихотворении – прилагательное бледный (луг) повторяется.)
В конце 1 стихотворения есть глагол повелительного наклонения во 2 лице : умчись (ты), забудь (ты);
во втором стихотворении 2часть (чтение) глагол тоже во 2 лице – знаешь, пройдешь (ты).
-Ты забудь, ты умчись, ты знаешь, ты пройдёшь. Кто ты?
(Лирический герой обращается к нам или к своему собеседнику.)

-Куда стремится наш лирический герой в 1стихотворении? (Умчаться на коне.)
-А во 2 стихотворении? (Верит, что солнце осветит путь и все оживит.)
(Тревога пройдёт и солнце озарит жизненный путь.)
-Как вы понимаете слова «жизнь кипит»? Какое это выразительное средство? (Метафора.)
– Чем отличается 1 часть стихотворения «Полный месяц встал над лугом» от 2-ой? Каким словом?
(В 1-ой части есть слово «мрак», а во 2-ой части – свет («солнце»).)
– Какие глаголы рядом стоят со словами? Как называется такой прием? (Антонимы).
-Но т.к. слова даны в одном тексте, в литературе они являются контекстуальными антонимами. /Открыть понятие./
ЗАПИСАТЬ в тетрадь понятие: контекстуальные антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
– В стихотворении «Полный месяц встал над лугом» более ярко выражен прием антитезы, т.е. противопоставление не слов, а частей стихотворения. Давайте вместе найдем ее.
В 1 части стихотворения о чём говорится? – О природе в лунную ночь.
Во 2- ой части? – О лирическом герое, который пойдет по тропинке и увидит, что «под каждою былинкой жизнь кипит».
– Одна часть стихотворения, т.е. образ-пейзаж, противопоставлен другой, т.е. образу-персонажу.
Такой художественный приём называется антитезой. ЗАПИШЕМ в тетрадь это понятие. (Антитеза – противопоставление одного образа другому.)
-Что ещё интересного есть в стихотворении?
(Работа с карточкой по определению рифмы парной (смежной) и опоясывающей.)
(15 строк, рифма другая: парная или опоясывающая.)
– Какие литературоведческие термины мы находили в стих «Полный месяц встал над лугом»?
(Контекстуальные антонимы, антитеза, рифма парная и опоясывающая.)
– Прочитаем еще раз все стих.
– Выпишем (зачитайте) слова, которые вам понравились в этом стихотворении и объясним, почему понравились?
Итог урока.
– Почему тема урока названа так: «Художественное своеобразие стих. А.А.Блока»7
(Художник слова писал так, как понял своё видение образа в стихотворении)
– В чем художественное своеобразие стихотворений А.А.Блока?
(В выразительности слов переносного значения, в построении стихотворений. В описании природы и передачи чувств лирического героя.)
(Д/З.) – Молодцы, хорошо поработали. Мы сегодня работали с двумя стихотворениями, какое вам больше понравилось, то и выучите наизусть. Это ваше д/з.
ОЦЕНКИ за УРОК!
Подведем итог урока. Рефлексия: Сегодня я узнал Было интересно Я понял, что. Я научился Мне захотелось
Приложение №1.

А.А.Блок. Летний вечер.

Последние лучи заката Полный месяц встал над лугом
Лежат на поле сжатой ржи. Неизменным дивным кругом,
Дремотой розовой объята Светит и молчит.
Трава некошеной межи. Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной, по нём ползущий,
Ни ветерка, ни крика птицы, Отдыхает, спит.
Над рощей – красный диск луны. Жутко выйти на дорогу:
И замирает песня жницы Непонятная тревога
Среди вечерней тишины. Под луной царит.
Хоть и знаешь: утром рано
Забудь заботы и печали, Солнце выйдет из тумана,
Умчись без цели на коне Поле озарит,
В туман и луговые дали, И тогда пройдёшь тропинкой,
Навстречу ночи и луне! Где под каждою былинкой
1898г. Жизнь кипит.
1898г.

Стих. «Летний вечер»
Выразительные средства
Рифма

Литературное чтение. 2 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 2 класс

Урок 53. А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». А. Блок «На лугу». Загадки о весне.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Биография поэта А. Плещеева, А. Блока.
  2. Стихотворения А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка», А. Блока «На лугу».
  3. Загадки о весне.

Глоссарий по теме

Поэты издавна в обычных временах года видели нечто большее. У них появились устойчивые образы, которые ассоциируются с каждым временем: грусть, печаль, веселье, радость, пробуждение и пр. Особое место среди времён года в творчестве русских поэтов занимает весна.

Ключевые слова

Русская природа, вдохновение, весна, Родина, любовь к Родине, загадки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016. – 225 с.:ил. С.107-111
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь.2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 72-74.
  3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013 4. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей в 14т.- М:АСТ – 1996.

Обозначение ожидаемых результатов.

На уроке узнаем о фольклорном жанре загадка.

Научимся определять образные средства.

Сможем понять эмоциональное содержание произведения.

Основное содержание урока

Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода.

Алексей Плещеев провёл детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, – в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в «Современнике», в 1846 г. напечатал отдельный сборник стихотворений, принёсший ему широкую известность.

Поэт был приговорён к четырём годам каторги, заменённой «во внимание к молодым его летам» ссылкой – рядовым в Оренбургский линейный батальон. Он получил разрешение на въезд в «обе столицы» и вернулся к литературной деятельности через десять лет солдатчины. В 1872 г. по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала «Отечественные записки» и заведовал в нём отделом стихов. После закрытия «Отечественных записок» Плещеев этим же отделом заведовал в «Северном вестнике».

Алексей Плещеев умер в 1893 г. в Париже по пути на французский курорт. Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодёжи. В день его похорон московские газеты получили предписание, запрещавшее всякое «хвалебное слово покойному поэту».

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

«Весна!»- читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят – кто больше всех

Природы любит обновленье!

Всё стихотворение наполнено теплотой авторского позитивного мироощущения: «чиста небесная лазурь» – так просто и проникновенно сказано о весеннем небосклоне. Всего три слова, но как точно они выражают мысль поэта о том, что пора вьюг и затянутого неба миновала, наступает великое обновление.

Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать – писательница).

В 1889 году был отдан во второй класс Введенской гимназии, которую окончил в 1898 году. Затем получил образование в Петербургском университете, где учился сперва на юридическом факультете, а после – на историко-филологическом. К слову, ректором университета был его дедушка А. Н. Бекетов.

В биографии Блока первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте.
В 16 лет Александр Блок занимался актёрским мастерством, стремясь покорить сцену.

В 1903 году Блок женится на дочке знаменитого учёного Д. И. Менделеева – Л. Д. Менделеевой. В неё которую также был очень влюблён Андрей Белый, на этой почве у них с Александром Блоком возник конфликт.

В следующем году были впервые напечатаны стихи Блока, вышедшие в сборнике под названием «Стихи о прекрасной даме».

В 1909 году Блок с женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. За творчество того периода Александра Александровича Блока приняли в общество «Академия».

Блок также питал интерес к детской литературе, написал множество стихотворений, некоторые из них вошли в сборники для детей «Круглый год» и «Сказки» (оба – 1913 г.)

Во время революции Блок не эмигрировал, стал работать в издательстве города Петрограда. Революционные события в Петербурге нашли отражение в биографии Александра Блока в стихотворениях, поэмах. Перед смертью поэт часто болел.

Живя в Петрограде среди нищеты, Александр Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921 года.

Стихотворение А. Плещеева «Сельская песенка»

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой…

Алексей Плещеев в стихотворении «Сельская песенка» радуется приходу весны. Он описывает её внешние проявления – зеленее травка, блестит солнышко, возвращаются с тёплых мест ласточки.

При этом поэт вспоминает одну из народных примет – ласточка не просто летит в сени, она летит с весною, то есть по народному поверью, именно ласточки на своих крыльях окончательно приносили весну.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Впишите в текст пропущенные слова.

Ласточка с весною

В сени к нам _________.

С нею солнце краше

И весна _______.

Прощебечь с дороги

Нам привет ___________.

Дам тебе я зёрен,

А ты песню ________,

Что из стран далёких

Принесла с __________.

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса: О чём говорится в загадке?

Где снег был, лёд,

Правильный ответ: Весна

Соотнесите малые фольклорные жанры.

● Как не злись метелица, всё весной повевает.

Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.

● Днём раньше посеешь, неделей раньше уберёшь.

● Весна — зажги снега, заиграй овражки.

Зимой лежал, весной побежал.

● Грач на горе — весна на дворе.

Кто над окном, под нашей крышей
Маленький слепил домишко.
На лету хватает мошек,
Предсказать погоду может.

● Зима весну пугает, да сама тает.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Грач на горе — весна на дворе.

Днём раньше посеешь, неделей раньше уберёшь.

Весна — зажги снега, заиграй овражки.

Как не злись метелица, всё весной повевает.

Кто над окном, под нашей крышей
Маленький слепил домишко.
На лету хватает мошек,
Предсказать погоду может.

Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.

Зимой лежал, весной побежал.

ВОРОНА
(А. Блок)

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой.

А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны.

Вдруг запрыгала вбок
глупым скоком.
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки.
Это всё у вороны — игрушки,

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока В ресторане

И уж так-то ворона довольна,
Что весна,
и дышать ей привольно.

НА ЛУГУ
(А. Блок)

Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса.

Весна идёт сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна.

ГРОЗА ПРОШЛА.

(А. Блок)

Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом.
Ещё трава полна прозрачных слёз,
И гром вдали гремит раскатом.

УЧИТЕЛЬ
(А. Блок)

Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит пастушок.
Скачут барашки, овечки.

Солнце за горку ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.

Старый учитель сидит, —
Верно, устал от работы:
Завтра ему предстоит
Много трудов и заботы.

Завтра он будет с утра
Школить упрямых ребяток,
Чтобы не грызли пера
И не марали тетрадок.

Стадо идёт и пылит,
Дети за ним — врассыпную.
Старый учитель сидит,
Голову клонит седую.

ЗАЙЧИК
(А. Блок)

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки.

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть.

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится —
Неба не видать.

Только б потеплее,
Только бы посуше.
Очень неприятно
По воде ступать!

СНЕГ ДА СНЕГ
(А. Блок)

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только чёрные, чёрные стены.

И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вон в окошке сидят с самоваром;

Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки смеются.

Притаились ребята, глядят,
Как играет с котятами кошка.
Вдруг ребята пискливых котят
Побросали обратно в лукошко.

Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор —
Великана из снега слепили!

Палку в нос, провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза,—
Вот возьмёт, вот ухватит в охапку!

И хохочут ребята, кричат,
Великан у них вышел на славу!
А старуха глядит на внучат,
Не перечит ребячьему нраву.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
(А. Блок)

. В небе звёздочки горят,
В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит:

«Спите, спите, поздний час,
Завтра брат разбудит вас.

Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан.

А под вечер брат уснёт
И меня гулять пошлёт.

Сладкий сон вам пошлю,
Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,
Как детей сторожу.

Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра. »

Худ. К. Дорон

Худ. К. Дорон

Худ. К. Дорон

Худ. К. Дорон

Худ. К. Дорон

Худ. К. Дорон

Худ. К. Дорон

Сочинение Анализ На поле Куликовом стихотворение Блока

Александр Александрович Блок очень много времени уделил написание произведение о Родине и своем родном крае. О Куликовском сражении Блок говорит как о событии и как он утверждает, что таких событий в России будет много, ведь именно в битвах решается судьба России. Блок решает описать Куликовскую битву, чтобы показать всем россиянам, как нужно относиться к Родине.

В этом произведении Александр Александрович пытается найти истину, столкнулся древний мир с современным, и никто не мог его принять. Многочисленное количество безымянных солдат готовы кинуть все свои силы и даже отдать жизнь, чтобы их Отчизна была свободна. Писатель призывает в своем произведении солдат вступивших в ряды армии Дмитрия Донского к победе. Он верит в них и пишет об этом в строках своего произведения, что они обязательно победят и зажгут победные костры.

Александр Александрович Блок намекает на том, что это не единственная битва между народами за бескрайние земли Руси, будут еще и не одна, так что покой русскому народу только снится. Стоит готовиться всегда, отстаивать свою свободу и свои родные края, но русский народ к этому будет готов и не предаст Русь. Блок описывал это не как обычную битву, которая позже войдет в историю, а как событие, которое позволяет отстоять свое мнение.

Герой произведения Блока готов к сражению, но, увы, в нем он так и не примет участия. Лирический герой стихотворного цикла Блока замечает в образе Руси женщину. Ее красивый и нежный женский образ виден во всем, в красоте полей и степей, в бескрайне синих реках и озерах, в криках птиц и животных. Герой считает, что все, что связано с Русью бесконечно прекрасно и стоит бороться за себя и свою Родину.

Сражение с татарами для героя стихотворного цикла не прошли бесследно. Благодаря этой битве он возмужал, и многое понял для себя, он любит свою Отчизну, словно родную мать. Герой слышит голос своей Родины, которая зовет его за собой, но он никак не может ее отыскать. На него огромное впечатление произвела Куликова битва с татарами.

В завершающих строках Александр Александрович призывает всех сложить оружие и принять людей с другой верой и жизненными принципами как своих братьев. Писатель говорит о том, что можно все вместе жить в мире и не стоит постоянно воевать между собой. Стоит все же уважать и другую культуру в этом мире и попробовать жить мирно, не причиняя друг другу дискомфорт.

Анализ стихотворения Блока На поле Куликовом

Большинство писателей относились к своей стране как к самой близкой вещи в их жизни. Писатели такого типа обладали большим патриотизмом и чувством ответственности за свою родину. Почти все свои произведения патриотичных писателей, как ни странно, направлены на восхваление своей страны.

Одним из таких писателей бы Блок. В большинстве своём он свои произведения он посвящал родине, её окружению, и, собственно, ситуации в ней.

Таким произведением и стало стихотворение, состоящее из 5-ти частей “На поле Куликовом”

В данном произведении присутствует два лирических героя, это воин и поэт. В начале произведения поэт обращается к России как к своей жене, дабы выразить его безграничную и безвозмездную любовь к ней. В произведении он также размышляет над происходящими вещами в период революции 1908 года, размышляет о дальнейшем возможном развитии России и её экономическо-политической ситуации.

Далее нас знакомят с лирическим героем воином. Его взгляды более радикальны и, он считает, что ситуация требует более жёстких и незамедлительных действий, нежели считает первый герой поэт. Образом воина Блок говорит, что исправить ситуацию без применения силы и настойчивости практически всегда невозможно. Данным символизмом Блок рассказывает нам о наших возможных действиях для исправления той или иной ситуации в нашей жизни. Он как бы заставляет нас идти к лучшему и идти настойчиво, иначе, по его убеждению, ничего не выйдет. Так или иначе, произведение “На поле Куликовым ” является отличным произведением двадцатого века, показывающее, на что Блок был готов ради своей страны, пропитывая своё произведение своими потом и кровью.

Также есть история, что Блок назвал своё произведение “На поле Куликовом ” не просто так. Говорят, что он назвал его так, дабы показать, что ужасные события имеют свойство повторяться, и человек также имеет свойство не учиться на своих ошибках. Скорее всего, именно эти две вещи и пытался донести до своих читателей Блок, когда вписывал название “На поле Куликовом”. Я надеюсь, что мне удалось обосновать свою точку зрения и приведённые примеры были удачны.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ стихотворения На поле Куликовом Блока

Популярные сегодня темы

Возвратившись домой из школы, мне всегда предстоит делать уроки. Не знаю, как у других, а у меня это занятие растягивается на всю вторую половину дня до позднего вечера.

В один из весенних дней мама уточка приняла решение попасть на свободу вместе со своим выводком утят. Путешественникам предстоял нелегкий путь, так как перемещаться нужно было обходя всю деревню

Несмотря на невостребованный в ту пору сюжет (мистика, ужасы), данное произведение по праву заняло место одного из шедевров литературы XIX века не только на бывшей территории Российской империи, но и во всем мире

Каждый школьник любит какой-то предмет: русский, литературу, математику или, например, физкультуру. Но моим любимым уроком является история, ведь там столько интересных фактов, что даже и жизни не хватит, чтобы изучить все!

Андрей Гаврилович Дубровский приходится отцом Владимира Дубровского – главного героя романа. Андрей Гаврилович является потомком старинного, но обедневшего дворянского рода.

Анализ стихотворения А.А. Блока «Осенняя воля»

Т ема родины у Блока приобретает мощное звучание к концу его творчества, однако стихи о родине встречаются и в самых первых его сборниках (“Ante lucem”, “Распутья”). Стихотворение 1905 года “Осенняя воля”, включённое поэтом во второй том его стихов, стоит в преддверии цикла “Родина” (1907–1916), целиком написанного о чувствах поэта к России.

Уже первая строка “Осенней воли” отсылает читателя к русской поэтической традиции размышлений о месте человека в природе, о его чувствах к ней: это парафраз строки Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”. Переклички с этим лермонтовским стихотворением мы встречаем и дальше в “Осенней воле”: появляется тема одиночества, пустыни (герой оказывается один в безлюдном пустынном пространстве), дороги (у Лермонтова герой выходит “на дорогу”, у Блока — “на путь знакомый”), песни (герой Лермонтова хочет “день и ночь” слушать “сладкий голос”, поющий про любовь, герой Блока — “голос Руси пьяной”, он слышит “нищего, распевающего псалмы”, поёт “про свою удачу”).

Есть желание слиться навек с природой, противопоставленное смерти: у Лермонтова герой хочет “забыться и заснуть! // Но не тем холодным сном могилы…”, а так, чтобы рядом

Блоковский герой хочет навсегда соединиться с нею и не может этого не сделать:

Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!

В обоих стихотворениях герой сначала созерцает и описывает природу, потом обращается к своим чувствам и желаниям. Говоря о себе, герои обоих стихотворений переходят на просторечие: “Жду ль чего? Жалею ли о чём?” (Лермонтов), “Запою ли про свою удачу, // Как я молодость сгубил в хмелю…” (Блок).

О днако у этих двух стихотворений есть очень важное различие: если у Лермонтова описывается какая-то абстрактная земля, “пустыня”, которая “внемлет Богу”, на которой лежит некий божественный отпечаток, и этой землёй можно только восхищаться, противопоставляя себя ей (Лермонтов использует нарочито разные стили, когда говорит о земле и о герое), и “искать свободы и покоя” в ней, то у Блока желанная земля — это его родина, его родная земля — Русь — и родная природа, которую можно просто любить.

Какой же предстаёт Русь в “Осенней воле”? В этой родине нет никаких элементов современной Блоку действительности: в ней почти нет людей (только одинокий “нищий, распевающий псалмы” и “много нас — свободных, юных, статных”, которые умирают без любви к родине — в финале стихотворения), нет города, фабрик, рабочих, бедняков, блудниц — того, о чём Блок писал в предыдущих своих стихах. То есть родина в этом стихотворении — это некий универсум, где возможен контакт любящей души с природой. Здесь нет даже Бога — только герой и “дали необъятные”. Однако родина в “Осенней воле” — это не только простор. В стихотворении есть детали, показывающие “страны родимой нищету”: пустынный путь, “жёлтой глины скудные пласты”, нищий, “мокрые долы”. Создаётся скудный, однообразный пейзаж, рождающий только уныние и грусть. Это чувство в своём восприятии родины Блок считает очень важным, неотъемлемым от образа родины: не случайно рядом стоят строки “Над печалью нив твоих заплачу” и “Твой простор навеки полюблю”, слова “жить” и “плакать” в последней строке стихотворения. Тем не менее на этом тусклом фоне есть яркие пятна, выделенные цветом и эмоциями, интонацией: есть красный цвет “густых рябин в проезжих селах” во втором четверостишии, в третьем герою “призывно машет” узорный, “цветной рукав”, а рядом “пляшет // И звенит, звенит, в кустах пропав”, его веселье.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Фабрика

На этом причудливом фоне стихотворения ярче проступают и черты родины, и взаимоотношения героя с нею. Герой видит, что его родина — земля нищая, сирая, пьяная; и просторечие, которым герой заговорил о себе, нужно затем, чтобы показать не бездну между нею и собой, а близость и сходство с ней: его песня перекликается с песнями родины, его “молодость в хмелю” — с “пьяной Русью”, отдыхом “под крышей кабака”. Описание родины наполнено множеством конкретных деталей: “битый камень”, “упругие кусты”, “густые рябины в проезжих селах”, кабак, “нищий, распевающий псалмы”; появляются реальные черты русской жизни: бедность, кабак, тюрьма, песни, пьянство. Это напоминает нам строки из стихотворения Лермонтова “Родина”:

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужиков.

С ходство строк лермонтовской “Родины” и блоковской “Осенней воли” очевидно: герой видит и любит в родине природу и отдельные стороны русской жизни: сельский быт, пьяных мужиков, песни, дорогу. Однако есть и отличие: Блок не только не поэтизирует простую русскую жизнь, но и не описывает её так подробно, как Лермонтов, у него почти совсем нет людей. Зато в приметах этой жизни у Блока проявляются удаль, разбой, которых нет у Лермонтова: “разгулялась осень в мокрых долах”, герой “молодость сгубил в хмелю”. Появляется и “окно тюрьмы”, которая немыслима в лермонтовской “Родине”.

Герои обоих стихотворений описывают русскую жизнь, как они её видят и чувствуют. Однако если герой Лермонтова — лишь созерцатель, который эту жизнь “встречает по сторонам”, скача по дороге и “взором медленным пронзая ночи тень”, то герой Блока сам участвует в этой жизни, отправляется, как “каменным путём влекомые” нищие и странники, в путь, погружается в эту жизнь.

Эти два стихотворения объединяет и тема странности любви героя к родине. Но любовь эта разная. Лермонтовский герой говорит о своей любви как о не поддающейся никакому разумному истолкованию (“Не победит её рассудок мой”). Он отказывается от любви и уважения к России как к стране, славной своими воинскими победами, к Руси с её “тёмной старины заветными преданьями” и испытывает нелогичную, непонятную привязанность к простой, незаметной жизни в русских деревнях.

Герою Блока, наоборот, именно родина может дать покой и ясность. Он не в силах противиться желанию уйти в эти “дали необъятные” и не знает, как жить без них (“Как и жить и плакать без тебя!”). Родина ему близка, и слиться с нею значит для него соединиться с чем-то родным и давно любимым. Однако он осознаёт, что путь этот гибелен, — недаром в стихотворении так ясно присутствует тема смерти: это не только люди, которые “умирают, не любя”, но и герой, умирающий в любви (о своём пути к родине он говорит: “И земля да будет мне легка!”, а так обычно говорят об умерших — “Да будет земля ему пухом!”).

В желании героя соединиться с родиной есть некоторое противоречие: он ищет покоя, приюта, любви, а устремляется в “дали необъятные”, которые как раз “приютить” не могут. Однако герой осознаёт всё это и своё обращение к родине воспринимает как сознательный выбор (не случайно в названии стихотворения присутствует слово “воля”):

Итак, нарочито следуя в своем стихотворении традициям русской поэзии, Блок создаёт совсем новую Русь и спектр чувств к ней. Их причудливое, парадоксальное сплетение лежит в основе построения этого стихотворения. Неясность, “непрозрачность” его смысла подчёркивает странную любовь героя к родине (вспомним, что стихотворение Лермонтова, где говорится о “странном”, не поддающемся логике чувстве, имеет очень чёткую и логичную композицию, герой уже в первых строках стихотворения прописывает, что он любит в родине, а что — нет). “Осенняя воля” начинается с описания тусклой природы, которая так дорога герою, несмотря на ее скудость и сирость. Второе четверостишие раздвигает план стихотворения за рамки конкретного пейзажа, появляются “кладбища земли”. Во втором и третьем четверостишиях добавляются яркие пятна, разнообразящие этот унылый пейзаж. И герой отправляется в путь за “узорным, цветным рукавом”, неизвестно чьим. Желание приблизиться к этому яркому пятну перерастает в желание слиться с природой, появляется сильное интимное чувство и ощущение неотделимости от природы в финале стихотворения.

Всё стихотворение написано пятистопным хореем — размером, традиционно использующимся в русской поэзии для размышлений на философские темы. Выделяется одна строка в последнем четверостишии, написанная трехстопным хореем, — “Умирает, не любя”. Так дополнительно подчёркивается эта “странная любовь” к родине, соединяющая жизнь и смерть, радость и плач.

О чём же это стихотворение? О той сокровенной любви к родине, логически необъяснимой, которая привязывает героя к родине, заставляет любить её земной любовью и одновременно мечтать раствориться в её далях, чтобы сохранить полноту своих чувств к ней.

Образец комплексного лингвистического анализа художественного текста (на примере стихотворения А. Блока “Осенняя воля”)
материал по русскому языку (10 класс) по теме

Образец комплексного лингвистического анализа художественного текста

Скачать:

ВложениеРазмер
kompleksnyy_lingvisticheskiy_analiz_stihotvoreniya_a.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный лингвистический анализ стихотворения А. Блока

«Осенняя воля» (1905)

Стихотворения А. Блока нельзя охарактеризовать как произведения прозрачные: глубокий философский подтекст, присутствующий в каждом из них, раскрывается перед читателем далеко не сразу. Стихотворение «Осенняя воля» – произведение глубокое, непростое, поэтому при его анализе лингвистический комментарий скорее необходимость, чем просто средство, помогающее понять идею произведения и отметить своеобразие языка Блока.

«Осенняя воля» – стихотворение со сложной системой образов. Поэтому анализ различных уровней текста будет направлен на то, чтобы помочь нам как можно глубже проникнуть в загадочность этой системы.

Начнём анализ с лексического уровня .

Обратим внимание на название стихотворения – «Осенняя воля». Заглавие – сильная позиция текста. А. Блок не случайно выносит в начало текста два слова: воля и осенний . Само по себе словосочетание интересно, необычно. В нашем языке существительное воля и прилагательное осенний не связаны фразеологически, т.е. словосочетание не воспроизводится в готовом виде, это авторский знак.

Слово воля в русском языке входит в группу национально маркированной лексики. Сравним значение этого слова со значением слова свобода .

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой даёт такое определение: свобода – (3.) отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чём-нибудь. Воля же в сознании русского человека – это то, что противопоставлено неволе – 1) невозможности проявить себя; и 2) заточению, нахождению взаперти. Кроме того, понятие воли всегда связано с бескрайним простором, с возможностью безграничного проявления чувств.

Обратимся к стихотворению и подтвердим высказанную мысль текстом. С отмеченным понятием воли связаны следующие слова (тематическая группа): выхожу, путь, открытый, ветер, разгулялась, веселье, пляшет, звенит, вдали, окно тюрьмы, влекомый, пьяный, хмель, простор, свободный, дали, необъятные .

В сочетании со словом воля эпитет осенняя звучит необычно. Следовательно, для Блока именно употребление этого слова было принципиально важно.

Прежде всего, прилагательное осенний семантически и грамматически связано с существительным осень . Прямое значение слова в тексте реализовано через слова: ветер, жёлтый, осень, мокрый, обнажила, красная рябина, цветной .

Однако осень не просто время года. С.И. Ожегов отмечает и символическое значение слова: «относящийся к старости, к концу жизни». Это значение актуализируют в стихотворении слова: путь (= жизненный путь), скудный, кладбище, земля, молодость (противопоставление старости), умирает.

Тем не менее, А. Блок пишет стихотворение, будучи достаточно молодым человеком, поэтому, наверно, можно сказать, что лирический герой – alter-ego поэта говорит не столько о старости, сколько об усталости, но всё-таки желании жить, несмотря на это.

В анализируемом произведении А.Блока название предельно информативно. В контексте стихотворения обращает на себя внимание внутренняя форма слова осенняя : поэт пишет о пути, о скитаниях, о воле, но молит Родину о «приюте в далях необъятных» (оксюморон), он жаждет попасть под сень , покров чего-то родного, близкого, чтобы найти покой.

Кроме того, в РЯ есть такой фразеологизм, как осенять крестом . В контексте творчества А. Блока, наверно, правомерно будет связать и этот языковой знак со значением слова осенняя (+ христианскую идею диктует и сам контекст: нищий, распевающий псалмы) .

Далее… Если рассмотреть название стихотворения с другой стороны, мы увидим, что уже в заглавии автором обозначен хронотоп: перед нами лирический герой – странник, жаждущий слиться с необъятным простором , влекомый в путь неведомой силой. Герой уже немолод, но смерти он не ищет, не ждёт зимы жизни. Мысленно он со своей весной: вспоминает «сгубленную в хмелю молодость».

Перед нами время недвижимое . Жизнь героя имеет прошлое, а будущее заявлено туманно: « Буду слушать голос Руси пьяной, Отдыхать под крышей кабака ». Настоящее же для Блока вневременно, бесконечно , хотя поэт пишет о поздней осени.

Рассмотрим, как добивается поэт именно такого выражения категории времени в тексте. Проанализируем грамматический уровень.

В стихотворении много глаголов. Преобладают глаголы настоящего времени (настоящее актуальное): ветер гнёт упругие кусты, красный цвет зареет издали, веселье пляшет, выхожу я в путь, иду я в путь никем не званый . Перед нами активный герой: он не вспоминает, а живёт в момент своего монолога.

При этом образ лирического героя необычен. Вчитаемся в первую строчку:

Выхожу я в путь, открытый взорам.

Это предложение может быть понято двояко. Если причастный оборот (со страдательным причастием) определяет существительное путь : я выхожу и вижу бескрайний простор . Но есть и другой смысл (причастный оборот определяет личное местоимение): я выхожу в путь, становлюсь на дорогу исканий и становлюсь открытым для взора либо Бога, либо той, чей узорный, цветной рукав машет вдали , то есть России, образ которой в позднем творчестве Блока переплетается с образом женщины, любимой.

Синтаксис стихотворения также работает на выражение авторской идеи, на создание определённой картины. Герой стихотворения – путник и созерцатель. Его взгляд фиксирует множество картин: кусты, которые гнёт ветер, камни, глина, рябины, нищий, кабак. Каждая зарисовка создаётся буквально 2-3 словами. Стихотворение состоит из сложных бессоюзных предложений, каждая часть которых предельно лаконична:

. Ветер гнёт упругие кусты,

Битый камень лёг по косогорам,

Жёлтой глины скудные пласты.

Блок редко использует осложнённые предложения, но в том случае, если поэт выстраивает ряд однородных членов, это значимо:

Как и жить и плакать без тебя!

В таком контексте происходит сближение значений слов жить и плакать . По Блоку, жизнь – плач, и плач не только, как выражение эмоций, сопровождаемое слезами, но плач – песнь, помогающая излить тоску (подобное значение слова отмечено в «Толковом словаре» Ожегова, Шведовой).

Идею песни подтверждает фоника стихотворения. Обилие сонорных (особенно [л] и [л’]) делает произведение необыкновенно музыкальным, благозвучным (эвфония). Стихотворение написано очень «звучным» языком, в котором преобладают звонкие согласные:

В от о н о, м о ё в есе ль е п л яшет

И зв е н ит, зв е н ит, в кустах п р опав!

И вд а л и, вд а л и п р и з ы вн о м ашет

Т в о й у з о рн ы й , т в о й ц в ет н о й р укав .

На фонетическом уровне также можно отметить следующую особенность: сбой в стихотворном размере последнего четверостишия:

Много нас – свободных, юных, статных –

Умирает, не любя.

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Происходит актуализация первых двух строк четверостишия: о ком пишет Блок? Учитываем вертикальный контекст – Русско-Японская война, Революция 1905-1907 годов. Блок пишет не только о себе, но и о своём поколении, которое исторически было лишено идейной опоры, оказалось в плену, в неволе иллюзий эпохи. Для себя Блок ищет опору в просторах России, в притягательном женском, материнском начале Русской земли.

Таким образом, все уровни текста стихотворения работают на выражение авторской идеи. Эстетическая и смысловая доминанта « осенняя воля » проходит через всё стихотворение.

Ссылка на основную публикацию