Анализ стихотворения Блока Незнакомка

Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока

“Незнакомка” – самое известное и самое глубокое стихотворение Блока, которое стало переходным в его творчестве. Раний этап, когда он мог воспевать неземные идеалы, завершается, его поэзия становится ближе к реальности, но в то же время он продолжает ждать чуда. Краткий анализ “Незнакомка” по плану раскрывает этот период творческого развития Блока и может быть использован на уроке литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Незнакомка.

История создания – стихотворение написано в 1906 году, причем был даже непосредственно зафиксирован момент его создания. Это сделал друг поэта Андрей Белый.

Тема стихотворения – столкновение мечты с реальностью.

Композиция – произведение состоит из двух частей: в первое поэт реалистично и с иронией описывает петербургский пригород, а во второй показывает свою мечту, прекрасную незнакомку.

Жанр – рассказ в стихах.

Стихотворный размер – ямб с элементами пиррихия.

Эпитеты“горячий воздух”, “пьяные окрики”, “весенний и тлетворный дух”, “детский плач”, испытанные остряки”, “очарованный берег”.

Метафоры“дух правит окриками”, “бессмысленно кривится диск”, “стан, шелками схваченный”, “дыша духами и туманами”.

Сравнение“как я, смирен и оглушен”.

История создания

Это стихотворение написано в 1906 году, когда в жизни Александра Блока наступил сложный период. История создания этого произведения тесно связана с личными переживаниями поэта: его любимая жена увлеклась Андреем Белым, с которым Блок был дружен, и между ними завязался роман. Не в силах перенести душевны страданий, поэт отправлялся бродить по петербургскому пригороду. Так он открыл для себя Озерки и маленький ресторанчик, где пьянствовали местные. Он приходил туда каждый вечер, заказывал вино и пил до тех пор, пока не начинал немного забываться.

И вот после одной из таких прогулок он вернулся домой и принес мятый листок с выстраданными строчками, которые показывали его разочарование в действительности. Свидетелем возвращения пьяного Блока, который показывал жене стихи, стал второй виновник его страданий – Андрей Белый, который позже описал этот случай в своих воспоминаниях.

Оно включено в поэтический сборник под названием “Город”, а напечатано впервые в 1907 году, в сборнике “Нечаянная радость”.

Стихотворение посвящено конфликту реальности, которую поэт видит как захудалую забегаловку в пригороде Петербурга, и мечты, воплощенной в образе прекрасной незнакомки, которая зачем-то туда приходит. Главный герой даже не знает, действительно ли это живая женщина или плод винных грез.

Композиция

Композиционно это произведение делится на две части.

Первая полностью посвящена реальности, которую поэт видит как захудалый ресторанчик, куда приходят только выпить, так что там есть только пьяные. Да и сам лирический герой ничем не отличается от местных забулдыг – он сидит с бокалом вина, оглушенный алкоголем. Даже солнцу не хочется смотреть, что происходит в этом месте.

Вторая часть противопоставляется первой – в ней поэт описывает прекрасную незнакомку, которая кардинально отличается от местного сброда. Лирический герой может детально описать ее образ и все же не уверен, что она не является плодом его фантазии. Она – то сокровище, которое он хранит в своем сердце. И все же заканчивается стихотворение печально: даже такая прекрасная места не в силах вырвать героя из винного плена.

Для Блока невозможно совместить эти два мира, мечта и реальность навсегда останутся на разных берегах.

Это классический рассказ в стихах, неважно, описывает ли он реальность или грезы лирического героя. Блок намеренно придал своему полумистическому произведению такую приземленную форму, чтобы подчеркнуть свою идею о то, что Вечная Женственность не существует в реальности, ее место – в духовных эмпиреях. Оно написано четырехстопным ямбом, который иногда прерывается пиррихиями. В выборе стихотворного размера также прослеживается стремление к намеренной простоте. Перекрестная рифма помогает подчеркнуть и выделить важные для понимания произведения мысли и также делает его простым для понимания.

Средства выразительности

Как и всегда, поэт использует в стихотворении яркие выразительные средства, их много и все они работают на художественную идею. Основные – это:

  • Эпитеты – “горячий воздух”, “пьяные окрики”, “весенний и тлетворный дух”, “детский плач”, испытанные остряки”, “очарованный берег” .
  • Метафоры – “дух правит окриками”, “бессмысленно кривится диск”, “стан, шелками схваченный”, “дыша духами и туманами” .
  • Сравнение – “как я, смирен и оглушен” .

Особенно ярко в этом произведении работают эпитеты: намеренно грубые и некрасивые сравнения используются в первой его части, описывающей действительность, а поэтические и романтические – во второй.

Анализ стихотворения «Незнакомка» (А. Блок)

Одно из самых прекрасных стихотворений Блока «незнакомка» было написано в 1906 году, в тяжелый для поэта период. Блок переживал измену жены, погряз в пьянстве, утратил все надежды и цели. Именно поэтому в стихотворении сталкиваются два противоположных мира: мечта и реальность.

История создания

Факт создание стихотворения был зафиксирован бывшим другом Блока, Андреем Белым в 1906 году в Озерках. В период создания стихотворения Блок переживал уход жены, его жизнь была разрушена, однако, благодаря таким тяжелым переживаниям был создан шедевр, всеми любимое стихотворение «Незнакомка».

Прототип незнакомки существует, но его ФИО утрачено. Образ девушки поэт нашел в одном из баров, которые часто посещал. Восхитительное создание настолько восхитило Блока, что он решил посветить прекрасной незнакомке стихотворение.

Семейная жизнь А. Блока и Л. Менделеевой была не из счастливых, потому что автор изначально видел в супруге лишь музу и не притрагивался к ней и пальцем, боясь развеять иллюзию. Зато плотские утехи он находит в изменах, которые, однако, ничуть не мешали ему любить лишь одну супругу. В конце концов, женщине надоело такое обращение, и она решила искать счастья на стороне, раз уж в их браке это не считалось позорным. Однако поэт был оскорблен подобным поведением музы, ведь он-то думал, что она — идеал, возвышенное и недосягаемое совершенство. Словом, именно в период разочарования в одном идеале он начал искать другой — тот, в котором невозможно разочароваться. Главное, чтобы он был настолько далек, чтобы нельзя было разобрать ни одной приземленности или пошлости в его недосягаемой святости и чистоте.

Жанр, направление и размер

Блок был представителем модернистского течения под наименованием «символизм», в своих произведениях он использовал образы-символы, намеки и другие приемы для создания эффекта загадочности, таинственного изображаемого предмета.

Стихотворение написано ямбом с элементами пиррихия, рифма- перекрестная.

Жанр стихотворения «Незнакомка» — рассказ в стихах.

Композиция

Стихотворение состоит из двух частей: мечты и реальности. Поэт играет на противоположности двух миров, в этом заключена особенность композиции произведения. В реальности Блок описывает Петербург, грязные заведения и вечно пьяных людей. Мечта — это девушка, которая внезапно появляется на пороге, она будто из другого мира, таинственна и загадочна. Она как глоток свежего воздуха для блуждающей души поэта.

Одна часть стихотворения противопоставлена другой — это прием контраста, который позволяет показать конфликт ожиданий и действительности, идеала и реальности, разрывающий каждого из нас надвое.

Образы и символы

Образ лирического героя пронизан одиночеством и отчаянием. Он утратил интерес к жизни, его постоянно окружает дешевая обстановка, отвлекают от раздумий пьяные люди, что еще больше подавляет героя. Тоску и заброшенность отражает замечание героя о том, что его единственный друг отражен в стакане — это и есть он. Только вино, а не компания, помогает ему забыться и найти утешение.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

Незнакомка появляется каждый вечер, как будто видение во сне. Герой даже не уверен, существует ли она на самом деле. Она словно пробуждает лирического героя ото сна, она становится его мечтой, его недостижимым идеалом. В финале он даже признает, что истина в вине, то есть понимает, какая сила воскрешает пленительный образ снова и снова. Быть может, и не было никакой женщины в траурной шляпе с перьями. Это лишь пьяный бред, в котором, тем не менее, родилась чистая и святая иллюзия, которая просто не сможет его разочаровать, ибо не соприкасается с реальностью своим существованием.

Образ прекрасной девушки полон таинственности. Кто она? Как и зачем оказалась в этом отвратительном заведении? Ответов на эти вопросы у нас нет. Девушка вызывает в душе героя давно забытые чувства, он обретает новые идеалы и тут же с иронией замечает, что его мечта — полет сдобренной вином фантазии.

Стихотворение богато образами-символами:

  • Крендель булочной, загородные дачи — все это символы обывательского мира, в котором поэту скучно и мерзко находиться.
  • Кавалеры приходят дам за шлагбаум и на дорогу с канавами — это обозначение пошлости и низости такого рода отношений, называемых любовными. Остряки «испытанные» — то есть это не первые дамы опираются на их руки. Все это говорит о мелочности и тоске земной любви.
  • Визг женщин, плач ребенка, крик лакеев — это музыка улиц, которая так угнетает героя. От нее он прячется в кабаке и в «терпкой влаге».
  • Туманы, древние поверья, траурный наряд, вуаль — все это символы таинственности и загадочности незнакомки, она бесконечно далека от героя, ведь все в ее облике скрывает, а не рассказывает историю этой женщины.

Темы, настроение и проблемы

  1. Проблема столкновения мечты и реальности часто поднимается в творчестве поэтов и писателей. Гнилой мир вымотал героя, и только вышедшая из пены воображения незнакомка пробудила в нем вновь веру в жизнь. Можно заметить, как меняется настроение героя с приходом Прекрасной Дамы. Если раньше все вокруг было грязным, затасканным и противным, то с ее приходом он перестает обращать внимание на действительность, он сосредоточен на рассматривании образа прекрасной девушки и думами о том, что привело ее в это (совершенно неподходящие ей) место.
  2. Также интересна проблема пошлости и скуки жизни. Лирический герой разочаровался даже в любовных свиданиях, ведь в гуляющих парах он видел лишь испытанных остряков и безликих дам, которые завтра сменятся другими. На их тропе он видит лишь канавы и шлагбаумы (символы преград и разочарования на пути влюбленных). В природе, которую раньше поэты воспевали, он видит лишь бессмысленность и тоску.
  3. Тему любви также затронул Александр Блок, ведь незнакомка вызвала в сердце героя трепет и влюбленность. Она становится для героя лучиком надежды в этом мире, далеким и призрачным символом вечной красоты. Он любовно и восторженно описывает каждую деталь этого манящего образа.
  4. Тема внутреннего мира тоже прозвучала в финальных строках. Герой решил искать успокоения и надежды в своей душе, где таятся сокровища, противопоставленные убожеству мира внешнего.
  5. Настроение в тексте неоднородное: сначала тоска и усталость, потом отчаяние и одиночество, затем эмоциональный подъем и восторг от обретения идеала в грациозном стане и темной вуали незнакомки.

Основная идея

В стихотворении герой жаждет новой жизни, ведь находит в своей душе сокровища, ключ от которых не у того, кого он потерял, а у него самого. Видя таинственную и совершенную красоту женщины, он находит в себе силы закрыть глаза на окружающую его убогую действительность. Есть в этом мире то самое высокое и прекрасное, ради чего стоит жить! Это.и есть главная мысль произведения. Неудивительно, что после написания «Незнакомки» Блок уже не так сильно реагирует на проблемы, происходящие в его жизни. Стихотворение занимает особое место в биографии поэта. Он пережил тяжелый этап, и именно «Незнакомка» помогла ему справиться.

Необходимо отметить двусмысленность последней реплики лирического героя: «Истина в вине!». Автор дает нам возможность поразмышлять: все это пьяный вымысел или же отказ героя от прежней жизни. Может, вино помогло ему смириться с утратой и забыть огорчения, и в этом забытие он видит истину. Может, сама незнакомка была навеяна винными парами, и он выдумал ее, но именно в воображении поэт узрел смысл бытия — искать сокровищницу своей души.

Средства художественной выразительности

Для более красочного изображения происходящего поэт использует множество эпитетов, они сменяют друг друга.

  • для описания реальности- грубые: «пьяные окрики», «весенний и тлетворный дух»;
  • для описания незнакомки Блок использует более красивые и романтические эпитеты: «узкая рука», «упругие шелка», «очи синие, бездонные».

Также стихотворение кишит сравнениями: «пьяницы с глазами кроликов», «как я, смирен и оглушен» и метафорами: «бессмысленно кривится диск», «дыша духами и туманами».

“Незнакомка” – анализ стихотворения Александра Блока

Анализ данного художественного произведения позволит читателю лучше понять и раскрыть тяжёлую драму, имевшую место в судьбе поэта.

История создания

Прежде чем приступить к анализу стихотворения «Незнакомка» Блока по плану, кратко стоит ознакомиться с процессом его появления. Также перед прочтением анализа рекомендуется прочитать само стихотворение на любом онлайн-сайте. В биографии поэта были тяжёлые периоды жизни. Одним из таких событий являлось предательство близких людей, которое стало для поэта сильным ударом.

У стихотворения «Незнакомка» Блока история создания довольна драматична. Жена Александра Блока вступила в романтические отношения с его самым близким другом — Андреем Белым. Данная новость нанесла двойной удар по его эмоциональному состоянию. В связи с этим автору было необходимо выплеснуть свои переживания и эмоции на бумагу, вследствие чего и было написано это неповторимое произведение русской литературы. Датой написания является 1906 год.

Кроме того, в этот период времени у поэта происходит разрыв с писателями, принадлежащими к классу символистов. Все эти события в его жизни привели к сильным изменениям в его творческой деятельности.

В «Незнакомке» автор создаёт иллюзорную или вымышленную реальность, которая является убежищем от земных страданий. Мечта об идеале, воплощенная в стихотворении, дала ему стимул для жизни и творчества.

Факт создания литературного произведения был зафиксирован самим Андреем Белым. В тот день Александр Блок отправился ходить по пригородам Санкт-Петербурга. Гуляя по его переулкам, автор открыл для себя Озерки и небольшой ресторан, где собралось множество пьяных местных.

После поэт приходил туда, заказывал вино и ненадолго впадал в задумчивость и забытье, чтобы отвлечься от душевных страданий и тягот.

Однажды после такой очередной прогулки автор вернулся домой, показав своей жене наброски стихотворения «Незнакомка». Свидетелем данного момента был и Андрей Белый.

Образ «Незнакомки»

Незнакомка, описанная в стихотворении, для поэта является прекрасной дамой, символом чистоты и настоящей любви. Она предстаёт перед читателем в качестве хрупкой и изящной женщины, одетой в тёмную вуаль. Незнакомка значительно выделяется на фоне грубого и пошлого мира, погрязшего в пьянстве и лишенного нравственности и моральных ценностей.

Образ незнакомки в стихотворении окутан некой таинственностью и притягательной недоступной красотой. Её глаза преисполнены шарма и очарования, которые так привлекают поэта.

Незнакомка является неким «спасательным кругом» для лирического героя, поскольку позволяет ему отвлечься от бренности бытия этого мира, забыть о своих страданиях и переживаниях. В тексте, описывающем образ таинственной героини, четко прослеживается раздвоенность сознания русского поэта.

Несмотря на то что прекрасная и загадочная незнакомка помогает поэту ненадолго отстраниться от душевных терзаний, суровый окружающий мир никуда не исчезает, а лишь временно отходит на второй план.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Река раскинулась

Романтичный образ прекрасной незнакомки является, несомненно, сокровищем для поэта. Она воплощает в себе добро, мечты и надежды, веру в настоящую любовь. Незнакомка не дает поэту упасть духом, а помогает ему вернуться к жизни и встать на верный путь.

Она советует ему отказаться от пьянства и найти в себе силы жить дальше. Незнакомка — истинное воплощение непорочности, душевной чистоты и романтики.

Композиция стихотворения

Композиция представлена в виде двух частей. В их основе лежит контраст противоположностей, что позволяет повысить выразительность произведения. Такой композиционный прием позволяет автору лучше раскрыть свои мысли, а также сделать их более доступными для понимания читателя.

Сюжет первой части произведения повествует о существующей окружающей действительности пошлого и низменного мира. Данный мир погряз в распущенности, пьянстве и разврате. Он вызывает отвращение и неприязнь у Александра Александровича Блока.

Вторая часть описывает читателю крайне противоположную действительность, возвышенную, тонкую и недосягаемую. Она настолько идеальна в понимании поэта, что кажется несуществующей и недоступной. В данном возвышенном мире сосредотачиваются все основные мечты писателя, которые помогают ему уйти от глухой и мрачной реальности. В то же время эти два мира являются параллельными, которые пересекаются друг с другом.

Из-за их несовместимости автору кажется, что один из них является лишь плодом его воображения, то есть обычной галлюцинацией.

Именно в противопоставлениях этих двух действительностей Блок стремился выразить свое стремление к чистой, невинной и беззаветной любви, которую не в состоянии запятнать низменный и пошлый мир.

Основная идея

Основная мысль, или идея, стихотворения «Незнакомка» заключается в том, что в даже в самом убогом мире, не имеющем каких-либо нравственных ценностей, можно найти ту чарующую любовь или красоту. Главное — поверить в неё. Хрупкая женственная натура, описанная в литературном произведении, является воплощением сильной личности, которая сможет справиться с жизненными трудностями лишь благодаря своим собственным силам.

Незнакомка заставляет глубоко задуматься о своем образе жизни. Она является неким мотивом действий для писателя. Он решает во что бы то ни стало исправить свои ошибки. Блок предается размышлениям о собственной жизни, а также анализирует свое поведение.

Поэт понимает, что нет смысла в бездействии и беспробудном пьянстве. Судьба человека зависит только от него самого, стоит лишь только собраться с силами и начать действовать. Таким образом, главная идея стихотворения «Незнакомка» заключается в том, что человеческой душе необходимо научиться видеть и понимать прекрасное вокруг себя. Именно красота воодушевила писателя и заставила его не пасть духом, забыть окружающую мрачную действительность и поверить в себя.

Для того чтобы научиться ценить прекрасное вокруг себя, человеку необходимо достичь душевной гармонии, являющейся залогом успеха. Именно сила духа поможет справиться со всеми испытаниями, выпавшими на судьбу человека. Данная проблема активно раскрывается во многих творениях русских писателей.

К примеру, данное стихотворение является продолжением мыслей Федора Михайловича Достоевского, который говорил, что «красота спасет мир».

Тематика произведения

Темой стихотворения «Незнакомка» является столкновение мечты с суровой и мрачной реальностью. Захудалый ресторан в пригороде Петербурга является олицетворением конфликта окружающего мира. Мечты автора получили свое воплощение в образе прекрасной незнакомки, которая приходит в данное заведение. При этом Блок не понимает, существует ли эта женщина на самом деле или же она — лишь плод его воображения.

Размер и жанр

Каждое творение имеет свой размер и только свой уникальный жанр. Говоря о параметрах данного литературного произведения, необходимо выделить следующие особенности:

  • жанром «Незнакомки» является рассказ в стихотворной форме;
  • способ или средство написания — четырехстопный ямб. Суть данного метода заключается в использовании определенного размера, при котором на каждый четный слог падает ударение;
  • использование четырехстопного ямба с пиррихиями, при котором осуществляется пропуск ударения при чтении вслух. Это направление позволяет поэту построить определенную мелодичность в произведении и придать ему легкость для понимания;
  • тип рифмы — перекрестная. При перекрестной рифме первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и так далее;
  • использование четырехстопного ямба с катренами. При данном способе в стихотворении имеют место отдельные строфы, законченные по смыслу.

При создании того или иного произведения каждый автор оставляет за собой право при выборе как размера произведения, так и используемого жанра и композиционных приемов, позволяющих повысить его выразительность и улучшить доступность для понимания.

Средства художественной выразительности

Эпитеты, метафоры, а также антитезы относятся к средствам художественной выразительности, используемым во многих русских литературных произведениях.

Осуществляя подробный разбор стихотворения, можно найти множество данных средств, которые также могут быть и фонетическими.

Схема разбора стихотворения состоит из нескольких этапов. Для начала осуществляют поиск эпитетов. Они используются для образного или художественного определения в целях выразительного описания признака предмета, а также его качества и свойства.

Ниже представлен перечень эпитетов, используемых Александром Блоком в своем стихотворении «Незнакомка»:

  • «очарованный берег»;
  • «горячий воздух»;
  • «пьяные окрики»;
  • «детский плач»;
  • «испытанные остряки».

В процессе анализа стихотворения также осуществляют поиск метафор. Слова или выражения, используемые в качестве метафор, употребляются в переносном значении в целях сравнения предмета или явления на основании какого-либо общего признака.

Ниже представлен список метафор, которые Блок применяет в данном литературном произведении:

  • «бессмысленно кривится диск»;
  • «стан, шелками охваченный»;
  • «дыша духами и туманами»;
  • «дух правит окриками».

Также в стихотворении автор активно использует антитезы, основанные на резком противопоставлении определенных понятий и литературных образов. Особенно ярко это видно на эпитетах. В первой части стихотворения Блок использует довольно грубые и некрасивые сравнения, описывающие мрачную и суровую окружающую действительность, в то время как во второй части он прибегает к достаточно поэтическим, нежным и романтическим эпитетам, характеризующим прекрасную незнакомку.

Поэт применяет и сравнения для изображения наиболее целостной и достоверной картины. Например, он сравнивает глаза пьяниц в ресторане, расположенном в пригороде Петербурга, с глазами кроликов.

При внимательном прочтении можно заметить определенные звуковые мотивы, придающие ещё большую выразительность тексту. Так, звук «р», присутствующий в словах «право», «тлетворный», «ресторан», «поручен», внушает читателю некое чувство тревоги, страха и дрожи. В свою очередь, изобилие в стихотворении звуков «а» и «о» создают впечатление медленного и размеренного повествования. Использование звука «и» придает тексту некоторую резкость, а звуков «л», «м» и «н» — некое очарование, таинственность, нежность и загадочность.

Таким образом, «Незнакомка» является одним из самых глубоких творений Александра Блока. Данное литературное произведение по праву можно считать народным, поскольку его помнят и знают даже те люди, которые далеки от литературы модернистского направления. «Незнакомка» отличается своей простотой и доступностью для понимания.

Стихотворение, пронизанное утонченной лирикой, и по сей день является символом человечности, чистой и непорочной любви, верности и надежды. Поэт призывает не опускать руки в сложных жизненных ситуациях и проблемах, с которыми сталкивается практически каждый человек на протяжении своей жизни.

Главной целью является достижение душевной гармонии с собой, которую можно достичь с помощью веры в красоту. Не стоит уходить от проблем и пытаться достичь гармонии с помощью алкоголя, так как это только усугубит ситуацию и усилит чувство безысходности. Именно красота может наполнить жизнь человека определенным смыслом, поскольку она является неотъемлемой частью судьбы и жизненного пути.

А. Блок «Незнакомка»: анализ стихотворения

«Незнакомка» является одним из самых любимых стихотворений Блока. Его знают и помнят даже люди, далекие от литературы модернизма и замысловатой элитарной поэзии. В этом смысле оно стало подлинно народным произведением. А все потому, что эта утонченная лирика стала символом романтичности, веры в красоту и любовь, без которых немыслима жизнь человека.

Отрывок стихотворения «Незнакомка»

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Среди канав гуляют с дамами

Краткий анализ стихотворения “Незнакомка” Блок

Структуру сюжета стихотворения Блока о любви «Незнакомка» специалисты традиционно разделяют на две части — до и после явления лирическому герою Незнакомки. Помимо такого деления, мы можем обратиться и к другому варианту: к выявлению трёх частей данного произведения.

В первых шести строфах А. А. Блок приводит описание окружающей действительности, прибегая для этого к резким, неприятным образам визгов, криков, скрипа и бессмысленности. Следующие три строфы включают подробное изображение очаровательной Незнакомки.

Она наверняка одинока («всегда… одна»), как и лирический герой стихотворения («друг единственный в моём стакане отражён» — он один, сам себе единственный друг). Оставшиеся четыре строфы поэт посвящает размышлениям лирического героя о самом себе: «смотрю за тёмную вуаль, и вижу берег очарованный…» — здесь передаётся единство духовной сути лирического героя с туманной прелестью Незнакомки. «Тайны мне поручены» — эта строфа открывает читателю уникальность переживаний лирического героя, его индивидуальность отлична от интересов здешних «пьяниц».

Незнакомке и лирическому герою доступна некая «даль», словно уносящая их обоих прочь от изображённых в начале стихотворения мест и пошлости описанной поэтом жизни. «И все души моей излучины пронзило терпкое вино» — возможно, Незнакомка порождена опьянением лирического героя и является не более чем его фантазией. Однако он беспрестанно мысленно лелеет её образ («в моём качаются мозгу»).

Он относится к ней как к «сокровищу». Вино помогает лирическому герою с восторгом созерцать это сокровище в своей душе, и этим он с одной стороны, отличается от прочих завсегдатаев этих мест (ведь лишь лирическому герою поручен «ключ» от этой сокровенной красоты). С другой стороны, лирический герой, обращаясь к самому себе в заключительных строках произведения: «Ты право, пьяное чудовище, я знаю: истина в вине», отождествляет себя с пьяницами, кричащими неподалёку те же слова на латыни.

Незнакомка — анализ стихотворения по плану

Предыстория написания этого произведения довольно печальна — в период создания поэт переживал личную трагедию — его жена ушла к Александру Белому. Поэт пытался забыться, много пил и проводил время в местах сомнительных. Возможно, в одном и таких мест он и повстречал таинственную незнакомку.

Тема произведения

Автор описывает атмосферу вечернего города и обстановку некоторого злачного заведения: пыльный воздух и привычные слуху звуки городской жизни, окрики пьяных, женский визг, детский плач создают образ душного, как будто чем-то затянутого места. Во второй же половине стихотворения А. Блок описывает незнакомку — прекрасную, загадочную особу, всегда появляющуюся в одиночестве и совсем не вписывающуюся в интерьер питейного заведения.

Идея произведения, основная мысль

Стихотворение Незнакомка — ставшее переломным моментом в жизни и творчестве поэта. Возвышенный образ посетительницы явно противопоставляется атмосфере кабака, полного пьяных мужчин, людей, которые пытаются утопить свое горе в вине.

Хрупкая девушка оказывается сильнее всех их, она не опускается до пьянства, и поэт восхищается её духовной силой и задумывается над своей жизнью и над тем, как он её проводит.

Средства художественной выразительности

Цветопись: “Чуть золотится крендель булочной”, “И очи синие бездонные”. Эпитеты: “И правит окриками пьяными/Весенний и тлетворный дух”, “Испытанные остряки”, “И влагой терпкой и таинственной” и т.д. Звукопись: в первой половине стихотворения повторяются звуки “к”, “х”, “п”, “р”, “т”, создается впечатление духоты, шума; во второй половине стихотворения больше гласных, повторяются звуки “л”, “н”, создается мягкий, как бы плавный образ незнакомки.

Метафоры: “А в небе, ко всему приученный/Бессмысленно кривится диск (имеется в виду луна)”, “И влагой терпкой и таинственной (т.е. вином)”, “И вижу берег очарованный/И очарованную даль(лицо девушки)” Риторическое обращение: “Ты право, пьяное чудовище!”

Особенности жанра, композиции

Написано в жанре рассказа в стихах, композиция выстроена на основе антитезы (противопоставление темного и светлого). Относится к символистской лирике.

Образ лирического героя

Образ лирического героя в этом стихотворении есть сам автор. Опьяненный вином, опустившийся до пьянства, запивая свое горе, встретивший что-то светлое и подвигнутый пересмотреть отношение к своей жизни, он находился в таком же кабаке и встречал незнакомку.

Стихотворный размер. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная.

История создания

Стихотворение написано в крайне сложный для поэта период. Жена изменила с его другом, Андреем Белым, кроме того, в этот же год Александр осуществляет разрыв с поэтами-символистами. Конечно, такие потрясения не могли не сказаться на его творчестве. Все эти скитания, душевные переживания и впечатления нашли отражение в «Незнакомке».

Видимо, автор решил создать для себя иллюзорную реальность, как убежище от земных страданий. Мечта об идеале, воплощенная в стихотворении, дала ему стимул жить и творить. Ведь если есть красота, облаченная в рифму, значит, есть и предназначение творца, данное Блоку свыше.

Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка»

Вариант 1

Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга.

Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь — Любочка, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу — поэту Андрею Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.

Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах.

“Незнакомка” — одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир — грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются “испытанные остряки” с дамами.

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро.

Читайте также:  Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. И хотя стихотворение и завершается словами “In vino ver­i­tas”, но образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни.

В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части — грязь и пошлость окружающего мира, а во второй — прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли.

На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков — [р], [л], [н]. Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.

Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие прекрасные стихи.

Вариант 2

Самое известное стихотворение Блока, относящееся ко второму периоду творчества, — «Незнакомка» .

Вся первая строфа этого стихотворения – фактически развернутая метафора, хотя многие исследователи утверждают, что можно с предельной точностью установить, где происходили события, описываемые в стихотворении. Сама картина не нуждается в подобной конкретизации:

«По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух»

Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. «Горячий воздух дик и глух» — это не только о воздухе, может быть, и не только о нем, потому что логически с ним связан только первый эпитет.

Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни.

Последующие три строфы еще более усиливают этот мотив, подчеркивая дисгармонию мира:

«Над озером скрипят уключины,

И раздается женский визг,

А небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск. »

Обратим внимание: в классической поэзии «вечер» — самое поэтическое время суток, пора умиротворения, «месяц» — один из самых поэтических образов. Так постепенно развертывается в стихотворении картина бессмысленного существования, лишенного красоты и гармонии.

Эти картины подготавливают появление чуда: слишком велик контраст между прошлым и появлением прекрасной Незнакомки. Само видение возникает как бы из вечерних сумерек, из пошлого крика пьяниц, скрипа уключин, визга женщин, возникает как отрицание дисгармоничного мира.

Незнакомка среди ресторанных столиков, среди пьяниц. На то, что это может быть просто сон, указывает только одна неожиданная деталь – «дыша духами и туманами» , — немного поясняет слова автора. «Всегда и всюду больше и глубже всего лежит мирный туман..» . Этот образ тумана еще более усиливает таинственность появления Незнакомки.

Последующие три строфы заполнены сложной символикой, которая не поддается прямой расшифровке, да в ней и не нуждается. Здесь все хрупко, основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры, открывая в своей глубине неведомые миру сокровища. Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного. В таком контексте уже не режут слух слова:

«И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу».

Это реальные женские глаза, полные тайны и очарованья, это и символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города, существует пусть только в мечте. В этом сложном переплетении смыслов и дан весь этот образ.

Еще он нужен поэту для того, чтобы снова столкнуть в сознании читателя два мира: «пьяницы с глазами кроликов» — «очи синие бездонные» . Из этого столкновения, может быть, и рождается мечта о прекрасной Незнакомке, этим же столкновением она и гасится.

Завершается стихотворение строфой, где есть два восклицательных предложения, смысл которых контрастно противопоставлен друг другу:

«В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина и вине» .

Но если внимательно присмотреться к этой строфе, в ней должно быть еще одно восклицание. Незнакомка придет, очарует на миг – и исчезнет, растает как туман, из которого она возникла, а может быть, и соткала. Прекрасная мечта осветит на миг все уголки человеческие души, приоткроет ее сокровенные тайны и скрытые богатства, снова вернет к пошлой действительности.

А. Блок. «Незнакомка» – анализ стихотворения, характеристика и отзывы

Это произведение является визитной карточкой Блока. Все мы изучали его в рамках школьной программы, наслаждались красотой и романтичностью строк. Наша статья посвящена анализу стихотворения “Незнакомка” Блока. Попробуем понять, как произведение о грязных улицах и пьяницах превратилось в манифест чистой любви.

“Незнакомка” Блока. Анализ по плану

В школе нас учат разбирать стихотворения по схеме, анализируя три важных составляющих: историко-биографическую, литературоведческую (композиция, тематика, образы, стиль) и художественную (средства выразительности, рифма, звукопись). Их можно менять местами в зависимости от стоящих задач. Проведем анализ стихотворения “Незнакомка” Блока по плану, указанному ниже:

  1. История создания.
  2. Композиция.
  3. Художественные средства.
  4. “Я” лирического героя
  5. Основная мысль.
  6. Отзывы критиков.

История создания

Чтобы в процессе анализа “Незнакомки” Блока выявить основную мысль текста, обратимся к времени написания стихотворения. Оно родилось в 1906 году и вошло в сборник стихов “Нечаянная радость”. Поэт переживал тяжелый период своей жизни.

Революция 1905 года “что-то раздробила” в его душе, по его собственному признанию. Тематика стихотворений, которые раньше воспевали мечту и Прекрасную Даму, менялась. Зазвучали темы социального неравенства, пошлости мира, усилилось ожидание приближающихся потрясений. Страшным ударом стала измена жены: Л. Д. Менделеева ушла к близкому другу и соратнику Блока Андрею Белому.

Поэт перестал общаться с приятелями-символистами, все время он проводил в дачном поселке Озерки. Здесь, в ресторанчике на железнодорожном вокзале, Блок глушил алкоголем тоску на сердце. В окне мелькали поезда, сновали люди. Именно сюда к нему пришел образ таинственной незнакомки, символизирующий чистоту, духовность. По утверждению поэта, он видел ее и вживую – на полотнах Врубеля.

Композиция. Первая часть произведения

Анализ стиха “Незнакомка” Блока позволяет разделить его на две части. В первой из них царит хаос и бездуховность. Действие разворачивается на фоне упадочного вечернего пейзажа. Воздух здесь несвеж и горяч, улицы пыльные, весна приносит с собой не обновление, а “тлетворный дух”. Вокруг слышна какофония звуков: кричат пьяные, плачет ребенок, визжат женщины.

Моральные устои полностью утрачены. Дамы перестали быть возвышенными, они гуляют между канав с “испытанными остряками”. Последние “заламывают котелки”, которые носили только люди высшего сословия. Верхушка общества тоже погрязла в пошлости, убожестве. Луна, так часто воспеваемая в поэзии, у Блока “бессмысленно кривится” и сравнивается с неживым диском.

Анализ “Незнакомки” Блока позволяет выделить в этом разлагающемся мире только один просвет – крендель на булочной. Он золотится вдали, словно надежда на что-то лучшее, но его не замечает никто. Сам лирический герой оглушен вином, он одинок и смотрит на свое отражение в бокале. Люди вокруг него потеряли свой человеческий облик, у них “глаза кроликов”, все безнадежно пьяны. Однако вино, “терпкое и таинственное”, постепенно погружает героя в мир романтики.

Вторая часть стихотворения

Анализ “Незнакомки” Блока доказывает, что произведение построено на антитезе, противопоставлении. Если в первой части преобладала низкая лексика, то вторая звучит возвышенно. Появляется незнакомка, которая окончательно опьяняет лирического героя. Трудно понять, живая женщина это или призрак, прекрасное видение.

Образ возникает в туманном окне из ночной темноты, медленно идет между пьяниц, не привлекая их внимания. В отличие от тлетворного воздуха, разлитого вокруг, незнакомка дышит “духами и туманами”. Она садится у окна в одиночестве. Ее образ лишен конкретики, зыбок, непрочен. Лицо скрыто за темной вуалью, шелка “веют”, словно под порывом легкого ветерка, и вспоминаются “древние предания”, сказки. Она кажется вышедшей из другого, возвышенного мира. Траурные перья на шляпе символизируют трагичность ее существования.

Поэт вслед за ней уходит в “очарованную даль”, выпитое вино помогает ему в этом. Он забывает низкую действительность, погружаясь в мир “глухих тайн”, “дальних берегов”, солнца, “синих бездонных” очей и душевных сокровищ. Незнакомка становится символом любви, надежды, высоких устремлений, красоты, которые теплятся в раненной душе.

В последних строках лирический герой стряхивает туман грез, он снова осознает свою принадлежность миру “чудовищ”. “Истина в вине” – это признание того, что опьянение стало причиной его переноса в другое измерение. Однако именно там, по горькой иронии, герой чувствует себя живым.

Художественные средства

Продолжим анализ “Незнакомки” Блока. Кратко рассмотрим средства выразительности, с помощью которых поэту удалось сделать стихотворение таким мелодичным и красивым. Написано оно пятистопным ямбом. Рифмовка перекрестная, женские и мужские рифмы чередуются друг с другом.

В первой части они рваные. Используется сниженная лексика, слышится много резких согласных звуков. Во второй части рифма становится плавной, среди согласных преобладают сонорные, привнося в стихотворение гармонию. Лексика высокая, что подчеркивает недосягаемость призрачной Незнакомки.

Блок не поскупился на тропы. Мы можем найти в стихотворении эпитеты (“бездонные очи”, “берег очарованный”), метафоры (очи . цветут, вино . пронзило), анафору (“и каждый вечер”), оксюморон (“весенний и тлетворный”), олицетворение (“кривится диск”). Однако основной прием – антитеза. Пошлая реальность противопоставлена высокому идеалу, что подчеркивается лексикой, образами, звукописью.

“Я” лирического героя

Анализ стиха “Незнакомка” Блока позволяет лучше понять его главного персонажа. Лирический герой появляется лишь к концу первой части, но окружающий мир мы видим его глазами. Он страшен и затягивает героя в безвыходный круг. Это ощущение создают повторяющиеся союз “и”, строфа “и каждый вечер”. Лексика четверостишья, в которой впервые появляется “Я” героя, высокая. Этим подчеркивается его чуждость пошлому окружению. Единственный друг – собственное отражение. Пребывая в смиренном отчаянии, персонаж ищет спасение в алкоголе.

Одинокая незнакомка – его двойник. Только они вдвоем посвящены в “глухие тайны”. Для героя она – вестница из недостижимого мира гармонии. Ее образ расплывчат, окутан тайнами, туманами, духами и волшебством. Они близки духовно, но их союз невозможен. Мир слишком зыбок, однако только в нем герой может спастись от грубой действительности. Последняя строфа полна надежды и отчаяния. Прекрасный идеал воспринимается как “сокровище”. Однако герой полон сомнений: возможно, таинственная Незнакомка всего лишь пьяное видение, игра разума.

Основная мысль

Анализ “Незнакомки” Блока помогает понять, что хотел сказать автор своим стихотворением. Перед нами предстает конфликт низменного быта и высоких устремлений, примирить которые невозможно. Герою душно в мире пошлости, он стремится к идеалу, красоте, счастью, которых не видит вокруг, но вдруг обретает в загадочной, ускользающей Незнакомке.

Анализ “Незнакомки” Александра Блока приводит нас к трагичному выводу: войти в мир поэзии и тайны невозможно. В душе героя ярко вспыхнула надежда, он озарен ею, но вынужден в итоге расписаться в собственном бессилии. Он – часть мира “пьяных чудовищ”, куда не вхожа Незнакомка. Мечта может на мгновение войти в нашу обыденность, ярчайшей вспышкой озарить ее, перевернув душу, но затем снова исчезнуть, вернув человека в скучную реальность.

Отзывы критиков

Подходит к концу анализ стихотворения “Незнакомка” Блока. Кратко рассмотрим отзывы литературных критиков на него. Не все из них поняли вульгарное описание дачного поселка, эфемерность образов. И. Анненский и А. Измайлов, наоборот, видят успех стихотворения в неожиданном сочетании обыденного и неземного. М. Гофману описание ресторана напомнило атмосферу романов Достоевского. В. Жирмунский проводит аналогии с творчеством Гофмана и Эдгара По, у которых мы тоже находим мотивы опьянения, посредством которого раздвигаются привычные грани сознания.

Анализ стихотворения “Незнакомка” Блока помогает нам осознать извечное стремление души к прекрасному идеалу. Среди обыденной жизни мы иногда внезапно сталкиваемся с ним. Он предстает перед нами в моменты искреннего счастья, когда мы влюблены или восхищены чем-то. Это чувство мимолетно, хрупко, впоследствии оно кажется “чудным видением”, но благодаря ему мы находим силы идти по жизни дальше.

«Незнакомка». Анализ произведения Александра Блока

Меню статьи:

Текст стихотворения

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

История написания

«Незнакомку» Александр Блок написал в 1906 году, в то время, когда прервал отношения с символистами. Серьезные перемены в жизни поэта не прошли бесследно. В те же годы поэт написал “Страшный мир”, в котором Блок выражает свой протест против мира в котором все продается и покупается, миру безверия, пустоты и грубой материальности. Это время, в котором все стихи поэта пропитаны тоской, мрачностью и усталостью от всего, что он видит вокруг себя.

Любочка – его любимая жена и первая любовь увлеклась Андреем Белым и ушла. Жизнь Александра рухнула. Поэт запил. Он не мог сидеть дома и уходил бродить по пригородам Петербурга, засиживаясь в дешевых барах или ресторанах, пытаясь «залить» свое горе вином.

Известен даже сам момент написания стихотворения. Андрей Белый находился в доме Блока, когда тот пришел домой, держа в руках помятый листок бумаги с написанным стихом и показал его жене. Блок написал стих, сидя в баре со стаканом вина. Позже Александр написал об этом в своих воспоминаниях.

Поэт осознавал, что его жизнь катится под откос и ничего не мог изменить, но не позволил себе опошлиться и изменить своим принципам и идеалам. Его любовь осталась вдохновением, но из волшебной музы она превратилась в мучительную и сжигающую страсть.

Читайте также:  Анализ стихотворения На железной дороге Блок

Стихотворение было впервые опубликовано в сборнике «Нечаянная радость» в 1907 году под названием «Город».

Место, описанное в стихотворении

Место описываемого действия – ресторан. Но в данном случае символизм, в котором поэт писал дает о себе знать. Ресторан для него становится образом грязи, глухоты и пошлости большого города. Здесь даже луна теряет свою романтическую красоту, которую много лет воспевали поэты всего мира. Ресторан находится не в самом городе, а в дачном массиве на окраине, но для поэта это место явилось техногенным и бездушным образом города.

Блок показал место написания стихотворения молодому литератору Евгению Иванову, который описал их совместную поездку в своем дневнике 9 мая 1906 года.

Александр Блок отвез парня в дачный поселок Озерки, который находился недалеко от станции Финляндской железной дороги. Они бродили у озера, о котором Блок упоминал: “скрипят уключины” и “визг женский”. Спутник Блока увидел то, что описывал поэт в своих стихах: ничем не примечательное озерцо, которое вызывало у поэта лишь скуку и навевало тоску безысходности.

Затем Блок отвел товарища к вокзалу, где из окна виден был шлагбаум и железная дорога о которой Блок упоминал в своем стихе.

Поэт без объяснений показывал, что не могло быть иначе. Из этой грубой прозаичности просто необходим был выход, который он нашел в своей «Незнакомке».

«Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывеске. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась “Незнакомка”». – пишет Иванов.

Когда проносились поезда, в окне то появлялась, то исчезала синева неба, словно опять напоминая – в серой безысходности, рядом с грохотом и грубостью железных вагонов есть синева небес, есть выход и красота. «Незнакомка» должна была прийти и напомнить о выходе из тупика. Она словно напоминание о небесной синеве и другой, прекрасной жизни.

Тема стиха

В этом стихе мечта сталкивается с реальностью. Для многих людей, живущих в мечтах, подобное столкновение становится крахом. Но Блок, напротив, начинает с описания грубой реальности. Он находится среди пьяниц, которые утверждают, что истина находится в вине. Рядом пошлость, скука и грязь. Поэт сам выбрал это окружение, но сознает, что он не на своем месте и сам он другой.

…Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…

Понимая, что находится не в том месте, где должен находиться по призванию и к чему тянется его душа, поэт все же сознает, что не готов выйти из ресторана и прервать связь с губительным для него вином. Разочарование и горе опустило его в омут, из которого сейчас нет сил выбраться

…И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино…

Ответственность и важность своего призвания поэт понимает, но не справляется с пагубной привычкой. И все же понимает, что не вписывается в этот круг пьяниц, опускающихся на дно жизни.

…В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!…

Как в библейской книге Притчей, в наставлении матери звучит: «Не царям пить вино! Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых»(Прит.31:4,5).

Поэт призван звать мир к красоте, и Блок не опускается до пошлости. Даже во время срыва, когда нет сил справиться с потерей и разочарованием, когда вино кажется единственным выходом и друг, которого он видит в отражении стакана, кажется единственным, Блок не опошляется. Он тянется к прекрасному образу незнакомки, чистой, к которой не пристала грязь кабака. Она остается напоминанием поэту о настоящем мире, о его стихии и зовом в этот мир прекрасного.

Но стих заканчивается реальностью данного момента – Александр не может оторваться от вина:

«…Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине»

Композиция

Стих можно разделить на две части. В первой поэт описывает монотонность и грубость жизни петербургского пригорода.

«Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач…»

Сквозь свое горе и разочарование поэт не видит красоты природы, он замечает только пошлость «испытанных остряков», слышит скрип уключин, женский визг и плач детей.

Поэт не слышит птиц, которые должны были петь в это время, не ощущает чистоты воздуха на природе. Его оскорбленная и раздавленная горем душа выбирает только то, что еще глубже уводит его в мир отчаяния и тоски, которую поэт заливает вином.

Во второй части стихотворения появляется Незнакомка. Она не из этого грубого мира, чиста, прекрасна, и ничто из пошлости окружения не прилипает к ней. Автор даже не уверен, что девушка не является плодом его воображения.

Прекрасной незнакомке не место в душном ресторане среди пьяниц, но она приходит. Эта прекрасная женщина словно свет в окне манит поэта уйти из тьмы, в которую он погрузился, вспомнить свое высокое предназначение, вернуться в мир прекрасного и забыть о вине.

«…И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна…»

Поэт цепляется за этот образ, не желает отпускать, хотя продолжает пить. Но образ приходит и зовет его каждый вечер. Этот «маяк» остается напоминанием о настоящем мире, к которому поэт чувствует призвание. И все же в данный момент побеждает сиюминутная слабость. Он остается с «истиной в вине».

Если бы это решение осталось по жизни – поэт не приехал бы с другом, чтобы показать место, где он написал свое стихотворение. Призвание победило, и поэт выбрал мир прекрасного и любви к Родине, хотя этот выбор и стоил ему жизни. Блок не покинул страну после революции.

Главный герой

Главный герой произведения поэт, описывающий вечер. Он одинок, находится там, где ему не место. Все вокруг навевает тяжелую тоску и разочарование. Даже луна – не образ романтики в его глазах, а скривившийся диск, приученный ко всему.

Лирический герой наблюдает за всем, что происходит вокруг и за собой – картина не радует его. Все, что он видит вокруг, его душа отторгает как чуждое и чужое.

Но вот появляется прекрасная незнакомка, и он откликается на чистую красоту. Девушка не пьет и не флиртует. Она не участвует в окружающей пошлости и пустоте, лишь смотрит в окно. Ее образ зовет поэта в мир прекрасного и чистого.

И все же лирический герой не уходит из ресторана, он остается со своим стаканом вина. Соглашаясь с девизом «пьяниц с глазами кроликов», поэт ставит себя с ними в один ряд, причисляя себя к их обществу. В мире сотни гениев и талантливейших людей убили свой талант и свою жизнь «на дне стакана». Алкоголь – беспощадный враг, убивший больше талантов, чем война.

Поэт вернется в свой мир, но позже, когда время немного излечит его «оглушенность».

Второстепенные герои

В стихотворении несколько второстепенных героев.

Весенний тлетворный дух описывается как действующее существо, который правит пьяными окриками.

Испытанные остряки, гуляющие с дамами среда канав, подчеркивающих грязь, не имеющую ничего общего с прекрасной и чистой любовью.

О диске луны поэт говорит, как о герое повествования, словно он живой, приучен ко всему и кривится.

Отражение в стакане также поэт описывает как живое существо. Оно – единственный друг поэта и также «смирен и оглушен».

Сонные лакеи и пьяницы «с глазами кроликов».

Прекрасную незнакомку можно назвать как вторым главным героем, так и второстепенным. Она важна и заметна только для главного героя. Это его муза и его видение. Ей поэт уделяет особое внимание, рассматривает ее, следит за ней каждый вечер, но не подходит и в конце стихотворения делает свой выбор между прекрасной незнакомкой и стаканом вина в пользу последнего. «… я знаю, истина в вине…»

Главная идея стиха

В стихе поэт противопоставляет реальный мир, в котором сейчас он разочарован, и мечту.

Настоящая реальность соткана из грубого и прекрасного. Она бывает разной, и поэзия также является частью реальности. Но в момент написания стиха Александр Блок считает ее отвратительной, пошлой и ложной. Для автора, пережившего измену и разочарование, реальность ужасна. Он замечает только отрицательные ее стороны, пропуская все прекрасное и доброе.

Автор противопоставляет этой грязной реальности, мечту в образе прекрасной незнакомки.

На первый взгляд прекрасной девушке совсем не место в грязном заведении, также как и поэту, но она приходит в него каждый день. Поэт рассказывает об этом, подчеркивая контраст между пьяницами «с глазами кроликов» и ее синими бездонными очами.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна

Девушка одинока, как и поэт.Поэт позволил мечте очаровать себя на миг и вновь возвращается в грубую реальность, не желая смешивать свое настоящее и мечту.
Он не хочет претворять мечту в реальность и идти к ней. Блок не идет к незнакомке, не пытается узнать ее поближе, он остается у своего стакана, предпочитая издали любоваться мечтой и чистой красотой.
Именно поэтому сознание

«…В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!…»

не меняет ничего в жизни поэта, и он остается со своей «истиной в вине».
Раньше, когда поэт пытался изменить мир, создавая красоту, его мир менялся и также менялись жизни тех, кто окружал поэта. Но разочарование в жизни и в цели лишило поэта этой силы – менять реальность. И поэтому он остается с «истиной пьяниц с глазами кроликов». В жизни поэта сбывается простой закон жизни: «Если мы не влияем на свое окружение, тогда оно будет влиять на нас».

Стихотворение относится к рассказам в стихах. Написано стихотворение ямбом с элементами пиррихия

Средства выразительности

В стихотворении употребляются сравнение: “как я, смирен и оглушен”.
Аллитерации – нагромождение согласных звуков в описании улицы, меняются на ассонансы – повторение гласных звуков, при описании образа незнакомки:

«…Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка…»

Шипящие звуки позволяют нам услышать шелест шелка, употребление звуков (у) и (е) создают чувство возвышенности изображенного женского образа.
Прекрасная незнакомка всегда одна, также, как и поэт и это создает впечатление их общности и родственности.

«И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль»

Поэт не может оторвать взгляда от незнакомки, но по какой-то причине не пытается сократить расстояние между ними, предпочитая оставить ее только мечтой.

Также поэт использует эпитеты: “пьяные окрики”, “весенний и тлетворный дух”, “горячий воздух”, “детский плач”, “очарованный берег”. «испытанные остряки».

Метафоры – “бессмысленно кривится диск”, “дух правит окриками”, «странной близостью закованный».

Употребление архаизма (вышедшее из употребления слово «очи») создает некоторую дополнительную, особую возвышенность образу девушки.

В стакане вина и в этом захудалом ресторанчике автор ищет возможности сбежать от действительности. Но незнакомка находит его в этом месте и возвращается каждый вечер.

Кто эта девушка? Вымысел или реальность? Автор не пытается это выяснить. Он наблюдает и описывает образ, точно также как описывает себя, не пытаясь ничего изменить. Разочарование отнимает силы действовать. Поэт оставляет незнакомку и свою тайну только образом, не пытаясь реализовать свой потенциал.

«…Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…
…В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!»

Не реализовывая мечту, поэт возвращается в грубую реальность, к правде пьяниц:

Особенности стиха

«Незнакомка» – стих, ставший одним из переломных в творчестве и в жизни поэта. Образ прекрасной, одухотворенной девушки, не прикоснувшейся к алкоголю даже там, куда приходят для того, чтобы напиться – попытка удержать высоту и красоту мыслей на фоне разрушающейся жизни поэта. Этот образ показывает разницу между тем, как он сейчас живет и тем, что он делал раньше. Поэт понимает, что с рождения получил дар, который не каждому достается, и эта высота зовет его к себе.

«Незнакомка» – народное произведение, ведь оно стало визитной карточкой писателя. Это произведение превратилось в символ романтики. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Стихотворение одно из самых особенных стихов этого времени. Оно не оставляет равнодушных. Контраст уличных сцен и возвышенной красоты заставляет остановиться и задуматься. Даже в сообществах, где все сводится к грубым, животным интересам и пошлости, можно найти выход, заметить прекрасное и выйти из ситуации, найти высокие цели в жизни. Как на одной грядке может вырасти арбуз и горький перец, питаясь одними удобрениями, так и люди могут в одном месте найти грязь или красоту.

Красота проявляется даже на самом дне человеческого общества, и на навозной куче может вырасти прекрасная роза.

В пьяной компании, с разбитым сердцем и надорванной душой поэт сумел написать красивый стих.

Александр Блок так и не сумел совместить мечту и реальность и через все произведение проходит мысль об опьянении. Автор описывает место, где люди «заливают» свои радости и беды. Его прекрасная незнакомка так и остается вопросом, реальная ли это девушка или плод опьяненного сознания и к концу поэт опять возвращается к вину. Александр Блок не сумел в мире трезвости и реальности найти утешение для своей боли и разочарования.

Критики

И. Анненский и А. Измайлов считали, что успех «Незнакомки» кроется в резком и неожиданном сочетании возвышенного и грубого, небесного и приземленного, а М. Грофману стихотворение напомнило атмосферу произведений Достоевского. Но все мнения сходятся к одному – «Незнакомка» покорила тысячи сердец.

«Незнакомка» является одним из самых любимых стихотворений Блока. Его знают и помнят даже люди, далекие от литературы модернизма и замысловатой элитарной поэзии. В этом смысле оно стало подлинно народным произведением. А все потому, что эта утонченная лирика стала символом романтичности, веры в красоту и любовь, без которых немыслима жизнь человека.

«… даже мотив вульгарного опьянения, придающего крылья забитому городскому неудачнику, дающему возможность приобщаться сквозь кабацкую пошлость к бездонной сини глаз прекрасной Незнакомки, оставался попыткой одушевить земную юдоль средствами мистического преображения».

О, читайте сколько хотите раз блоковскую “Незнакомку”, но если вы сколько-нибудь Петербуржец, у вас не может не заныть всякий раз сладко сердце, когда Прекрасная Дама рассеет и отвеет от вас, наконец, весь этот теперь уже точно тлетворный дух. И мигом все эти нелепые выкрутасы точно преображаются.

Я не знаю у Блока другого, более кокетливого, но и более мужского стихотворения. Это – вовсе не эротика, но здесь – вся стыдливая тайна крепких и нежных объятий.

Ссылка на основную публикацию