Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» (А. Блок)

Таинственное дикое пламя питало душу этого поэта. Разрастаясь, оно вело его по жизненному и творческому пути. В момент, когда этот жар спал, Блока настигла смерть. Его уход из жизни ознаменовал собой окончательное завершение последней свободной литературной поры – серебряного века. Кто знает, быть может, в этом совпадении дат и одновременной кончине поэта и эпохи есть некая мистическая доля. Сам Александр Блок, уже пребывая в почтенном возрасте, размышлял о своём творчестве и говорил, что природа всего того, что он создал, – исключительно демоническая. Всё берёт начало в достаточно непростых взаимоотношениях с родным отцом, который так и не смог всерьёз принять ни одно стихотворение сына. Но Многомудрый Литрекон не так близорук и предлагает Вам разбор одного из самых известных произведений Блока – «Ночь, улица, фонарь, аптека».

История создания

Блока всегда выдавали неестественно светящиеся глаза, живой отклик его неспокойной души, – они были переполнены тоской и печалью. Так было всегда: и когда он, совсем ещё юный безбородый юнец, впервые вошёл в знаменитый петербургский литературный салон, и когда он, покорив всю писательскую интеллигенцию своим талантом и артистизмом, стал одним из божеств пера начала XX века. Это осталось неизменным и в последние мучительные годы жизни, когда Александр Блок, снедаемый изнутри неподдающимися в то время лечению болезнями, стал опальным поэтом.

Пропитанное чувством безысходности, стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» было написано в 1912 году, за два года до наступления Первой мировой войны и за пять лет до совершения Октябрьской революции в России. Оно предсказывает глубочайшее уныние, которое охватит людей всего мира после этих глобальных исторических событий. Только вот тогда поэт был уверен, что они, напротив, смогут побороть рутину опостылевшей жизни и изменить мир к лучшему.

Считается, что поэтами становятся исключительно те люди, которые переживают глубокую личную трагедию. Традиционно поэзию связывают с любовью, многогранной и неизведанной. Александр Блок тоже любил женщин, но не был тем, кто посвящает им всё своё творчество. Женщина для него – это вспомогательный инструмент для познания границ собственных желаний. Она вполне может помочь разобраться в некоторых уголках своей души, но поклоняться ей он не считал нужным. Поистине поэт сходил с ума и был страстно влюблён не в свою таинственную незнакомку, блуждающую по стихотворным строкам, – его сердце покорила революция.

Личная трагедия Блока – предательство революционной силы, которая должна была полностью изменить мир, предательство всех его мечтаний. Вначале он с необъяснимым воодушевлением восклицал, что «война – это, прежде всего, весело!», немного позже, когда на губах появился раздражающий кровяной привкус, а в лёгких осел пепельный дым, смешавшийся с запахом разлагающегося человеческого тела, восхищение стало понемногу угасать. Перед Октябрьской революцией в мыслях Александра Блока впервые проносится: «Запах войны есть хамство». Многие современники в своих воспоминаниях писали, что у этого поэта был настоящий ужасающий дар предсказывать грядущие катастрофы, и он этому всегда безусловно был рад.

Жанр, направление, размер

«Ночь, улица, фонарь, аптека» – это в каком-то смысле пророческие строки философской лирики, в которых читается размышление о смысле бытия.

Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб.

Направление творчества Блока – символизм (модернистское течение, в основе которого были такие признаки, как мистическая и философская тематика, образы-символы с переносным значением, возвышенность и оторванность поэзии от реальной жизни).

Композиция

Его главная особенность – зеркальная композиция, всё начинается с «ночь, улица, фонарь, аптека» и заканчивается почти таким же повторением строки – «ночь, аптека, улица, фонарь».

Этот приём можно назвать самым главным, поскольку благодаря нему создаётся то самое впечатление цикличной безысходности, которая присутствует в судьбе каждого из живущих людей.

Образы и символы

  1. Лирический герой замер у окна своей комнаты и пристально всматривается в поглощённую ночным полумраком улицу. Он размышляет о том, что в жизни ничего нельзя изменить. То, что предопределено, в любом случае произойдёт. Это уставший и разочарованный мыслитель, чья участь тоже предрешена.
  2. Центральный образ – аптека. Однажды, когда Александр Блок дал одному из своих друзей прочесть это стихотворение, тот с улыбкой отметил: «Знаешь, а ведь напротив моего дома тоже есть аптека». В ответ на это Блок с очень серьёзным и сосредоточенным выражением лица произнёс: «Рядом с каждым домом есть аптека». Известно, что в те времена некоторые аптеки считались местом спасения самоубийц. Выходит, что даже в ответе поэта есть подтекст – рядом с каждым домом ежедневно происходят человеческие трагедии: одни желают спастись в аптеках, продлив пустые годы своего существования, других, окончательно отчаявшихся и пытающихся навсегда покончить с опостылевшей рутиной, насильно приводят в те же стены и возвращают к жизни. В этом есть ирония – жизнь и смерть играют между собой, попеременно завлекая своими голосами неразумных людей.
  3. Свет фонаря – символ того самого света в конце туннеля, символ смысла жизни. Но у поэта он бессмысленный и тусклый – то есть человек специально зажигает для себя искусственный свет, чтобы разрезать тьму и обманывать себя, что есть смысл преодолевать ее на пути к тому самому лживому огоньку.
  4. Ночь – это образ-символ, который обозначает непролазную тьму самой жизни, где человек слеп и беспомощен: он не знает, откуда он, кто его создал, что находится вокруг него и т.д. Вся жизнь – ночь, холодная и бесприютная.

Темы, настроение и проблемы

Настроение стихотворения мрачное и «упадническое». Оно заставляет задумать о цикличности и рутине бытия, о мелочности и прозе жизни, где нет места настоящему свету и смыслу.

  • Основная тема – судьба. Все человеческие попытки побороть свою судьбу тщетны и глупы. Каждому отмерян свой срок и определено качество этого срока.
  • Однообразие и бессмысленность жизни – основная проблема стихотворения. Человеку суждено преодолевать одни и те же проблемы и лишения, а вокруг ничего не изменится, кто бы ни смотрел на ночь и аптеку.
  • Смерть в тексте не противостоит жизни, а является тем же скучным продолжением бытия, которое ничего не меняет.

Основная идея

Всем окружающим Александр Александрович Блок любил напоминать, что не стоит излишне переоценивать человеческую жизнь, воспринимая её как нечто особенное и приписывая ей возвышенный смысл. В ней ничего подобного нет, обыденность будней лишена всякой возвышенности. Место сказок – на страницах книг, в реальности господствует только скучная и угнетающая проза.

Имея за собой различные причины, все людские волнения исходят из четырёх конкретных чувств – болезни, тревоги, катастрофы и разрыва. Эта своего рода философия не была просто красивыми и замысловатыми поэтическими оборотами, в этих фразах состояла главная мысль его стихотворения.

Средства выразительности

Стихотворение, хоть и наводит на глубокие размышления, само по себе совсем небольшое. Написанное четырёхстопным ямбом, оно окрашено лишь несколькими художественно-выразительными средствами:

  • эпитетом «бессмысленный свет»;
  • сравнением «всё, как встарь».

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (А. А. Блок)

Поэзия символистов была несколько оторвана от реальности, за что ее и любили люди в начале трудного 20 века, но анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (А. А. Блок) открывает совершенно иные грани мира символов и другого Блока.

Чаще всего Блок принимается читателями через призму его двоемирия в стихах. Этого поэта читают в романтичные минуты влюбленности, когда сама жизнь кажется воздушной и невесомой. Но вот попадается стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», короткое и немного странное. Первый вопрос, возникающий после его прочтения: почему? Стихотворение сильно отличается от всех произведений, созданных Блоком до этого. Конечно, это связано с происходящими в жизни поэта событиями.

К 1912 году Блок испытал уже достаточно много несчастий и разочарований. Прохладные отношения с символистами, нескладная семейная жизнь, смерть отца и сына в 1909 году – все это заставило поэта иначе относиться к жизни. Теперь ему казалось бессмысленным все, что он создавал. Но главное – пришло осознание бесполезности жизни, что всегда случается в ее сложные переходные моменты. Естественно, все это не могло не изменить и настроение и повлиять на смысл стихотворений Блока.

Но, ели говорить именно о стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…», стоит упомянуть и еще один момент, невольным свидетелем которого стал писатель. Однажды на его глазах человек совершил самоубийство: он спрыгнул с Крестовского моста в Неву. К сожалению, в то время такое было частым явлением.

Блок, который пропускал через себя боль эпохи, так же тяжело и болезненно пережил и увиденное. Но этот случай стал, скорее, последней каплей в переполненном стакане страданий человека и принял форму одного из самых теперь уже известных произведений писателя.

В стихотворении раскрывается философская тема смысла жизни. Поэт пытался найти для себя ответ на вопрос, для чего приходит в этот мир человек. Но полностью противореча законам Божьим, признает, что ответа он не получит. Этот внутренний диалог с самим собой не виден читателю стихотворения, но он явно прослеживается за выводом, который делает его автор. Он не находит смысла жизни, и это звучит приговором, потому что и в смерти он не находит конца человеческим страданиям и мытарствам. Все в этом мире циклично, все бесконечно. Но именно это и страшно, потому что разорвать этот замкнутый круг нельзя. Человек рождается, чтобы страдать, но страдания у Блока едва ли не впервые в русской литературе теряют вообще всякий смысл:

Все будет так. Исхода нет.

А самое страшное то, что и после смерти человек продолжает мучиться:

Умрешь — начнешь опять сначала…

Но это стихотворение нельзя отнести исключительно к жанру элегии и только к философским рассуждениям поэта, находящегося в душевном кризисе. Здесь еще звучит и острая социальная проблема неопределенности и бездуховности общества начала 20 века. И самоубийства – это всего лишь результат массового отчаяния. Можно даже сказать, что результат закономерный. Но и у самоубийц нет шанса на обретение покоя.

В восьми коротких строках стихотворения мы видим единство композиции, символов и образов, стихотворного размера, рифмы и средств художественной выразительности. Так, состоящее из двух строф стихотворение, кажется, не имеет смыслового разделения на части. И как бы ни хотелось нам увидеть жизнь в первой строфе и смерть – во второй, все это всего лишь структурное разграничение. Но ведь и жизнь, и смерть в этом стихотворении едины, и поэтому у него есть единая форма. Стихотворение похоже на круг без углов и сторон, без конца и начала. Замыкают стихотворение в круг как кольцевая композиция, так и четырехстопный ямб с чередованием мужской и женской рифмы.

Ночь, улица, фонарь, аптека…

Первая строка заканчивается открытым слогом, чего не скажешь о последней:

Закрытый слог здесь не случаен. Словом «фонарь» автор ставит точку в своих размышлениях, не оставляя шанса для каких-то изменений.

Таким образом, композиция становится сама по себе символом стихотворения.

Да, разочаровавшись в символизме и символистах, Блок все-таки не может еще писать по-другому. Поэтому стихотворение наполнено символикой, хотя и совершенно непривычной для поэта. Символы в этом произведении лежат на поверхности: аптека, улица, ночь, фонарь, «ледяная рябь канала». По-разному можно рассматривать их.

При первом взгляде кажется, что это совершенно бессмысленный набор символов, совершенно ничего не значащих. И в какой-то степени это так, ведь такой взгляд совершенно точно отражает не только мрачное настроение автора стихотворения, но и его основную мысль о бессмысленности существования человека.

Стоит вспомнить и еще один факт из биографии поэта.

Первым, кто прочел его стихотворение, стал Василий Гиппиус. В шутку он сказал, что возле дома Блока тоже есть аптека. На это поэт ответил, что аптека есть у любого дома. Эти слова звучат подтверждением произвольного набора предметов и символов.

И все-таки это не совсем так, и каждый из них здесь подчиняется теме и основной мысли стихотворения. Ведь нельзя же сказать, что именно ночь выбрал поэт случайно для произведения. Ночь – это, как и сон, символ физической смерти человека. И что мы видим после нее? Абсолютно все то же, что и при жизни. Смерть ничего не меняет, и в ней все та же пустота и безысходность. Созвучен ночи и символ улицы, которая в темноте теряет свое окончание и уходит в черную бесконечность.

Но вот, казалось бы, свет фонаря должен разрешить безысходность и дать надежду на иной исход. Ведь традиционно свет символизирует очищение, спасение, выход. Но у Блока свет фонаря «бессмысленный и тусклый» и этими эпитетами он только лишь еще больше подчеркивает обреченность ночного мрака. Да и закрытый слог как будто не дает стать этому свету ярким и обрести смысл.

Символы наполняют стихотворение немым отчаянием. Наводящая ужас и леденящая неподвижность созданы с помощью парцелляции «ночь, улица, фонарь, аптека», «аптека, улица, фонарь». Только «ледяная рябь канала» создает иллюзию движения, но и она, холодная и безжизненная, не способна хоть как-то согреть ночь, отражая в ней тоску пытающихся найти спасение в смерти.

Особняком стоит аптека. Кажется, она совершенно лишняя в блоковской картине мира. И все-таки у этого символа своя задача и история появления.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

Рядом с Крестовским мостом были аптеки, в которых в начале 20 века нередко спасали несостоявшихся самоубийц. Конечно, Блок знал об этом и, возможно, не случайно включил аптеку в символический ряд стихотворения, обессмысливая тем самым даже подвиг в какой-то мере. А его ответ Гиппиус о том, что аптеку можно найти возле каждого дома, еще больше подчеркивает пустоту и бесцельность бытия.

Я думаю, что когда Блок писал стихотворение, он в большей степени старался уделить внимание глубине его смысла, чем художественной оправе. Наверное, поэтому мы не находим в нем большого количества средств художественной выразительности. Но те, что есть, полностью соответствуют теме и идее произведения, служат последним штрихом, не перегружая его. Так, кроме названных эпитетов и парцелляции, метафора «ледяная рябь канала» метко добавляет единственную деталь, создающую совсем крошечное, незаметное движение в абсолютном параличе ночи.

Обращает на себя внимание и аллитерация «с» в первой строфе:

Звук «с» – звук шепота, угасания. С его помощью создается особенное настроение стихотворения. Оно и написано, и читается без надрыва. В тихом отчаянии лирического героя чувствуется философское осмысление вопроса, молчаливое принятие, согласие с таким мироустройством. Здесь мы не услышим страдания и крика души. Но принятие это нельзя назвать и христианским, потому что нет в нем смирения – лирический герой даже в нем не нашел бы смысла.

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» включено в поэму «Пляски смерти», которая относится к циклу «Страшный мир», и занимает, несомненно, важное место в творчестве поэта. Так уж вышло, что трагические моменты его жизни совпали со всеобщей бедой народа. Наверное, только такое сложное время может заставить дойти людей до всеобщего отчаяния, разобщить и сделать одинокими. Остаться один на один со своей бедой – уже само по себе страшно, а если в одно время объединяются множество одиночеств, тогда и должно происходить переосмысление жизни.

Стихотворение очень сложно осмыслить и принять, потому что оно лишает человека последнего смысла в этом мире – надежды и веры. Но без него представление о личности автора и о его творчестве было бы не совсем правильным, поэтому Блока стоит изучать не только по его стихам о любви.

«Ночь, улица, фонарь, аптека» анализ стихотворения Блока по плану кратко – идея и история создания

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» – стихотворение, которое высоко оценивали современники Блока, а сегодня его знают все старшеклассники. В школе оно изучается в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ночь, улица, фонарь, аптека.

История создания – произведение написано в октябре 1912, вскоре оно было включено в поэму «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир»

Тема стихотворения – жизнь, по которой человек движется, как по замкнутому кругу.

Композиция – Стихотворение А. Блока – лаконичное философское рассуждение о человеческом бытие. По смыслу оно являет собой единое целое, которое невозможно разделить на части. Особенность композиции – зеркальность, которая проявляется в практически точном повторе первой строки во втором четверостишии. Формально произведение поделено на два катрена.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры«ледяная рябь канала».

Эпитеты«бессмысленный и тусклый свет»

Сравнения«повторится все, как встарь».

История создания

История создания анализированного стихотворения связана с переломными моментами жизни А. Блока. В 1909 году он потерял двух дорогих сердцу людей – отца и сына. Мужчина тяжело переживал удар судьбы, что отразилось и на его творчестве. В нем начинают преобладать философские мотивы, стихи отличаются мрачным настроением.

В октябре 1912 г. поэт пребывал в своей квартире в Петербурге. Здесь он написал анализированное стихотворение. Исследователи утверждают, что создано оно было за любимым столом поэта, который остался ему от бабушки. Одним из первых, кто прочитал произведение, был друг Блока Василий Гиппиус. Его удивил мрачный тон Блоковского творения. Гиппиус пошутил, что возле его дома есть аптека. А. Блок ответил совершенно серьезно: «У каждого дома есть аптека». Сегодня исследователи творчества поэта выдвинули три предположения о прообразе аптеки, скорее всего, она располагалась возле Мариинского театра.

Вскоре стих был включен в поэму «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир».

Над этим циклом поэт работал с 1905 года.

Литература всех эпох пестреет размышлениями о человеческой жизни, их особенности зависят от исторической и общественной обстановки. На рубеже XIX-XX веков, когда бушевали революции, а мир пленили идеи декаданса, проблема жизни зазвучала по-новому. А. Блок не мог остаться в стороне от этой темы. Его стих «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» относится к философской лирике. Он показывает жизнь, как замкнутый круг, из которого нет выхода. Жизнь и смерть, по мнению поэта, тесно связаны. Автор развивает идею о перерождении человеческой души, которая после физической смерти находит телесную оболочку и снова ступает на тропу страданий. Попытки освободиться из этой клетки – бессмысленный процесс.

В первой строчке стиха лаконично описывается место, которое навеивает лирическому герою мысли о бытие. Особое внимание привлекает аптека. Почему именно о ней упоминает поэт? Возможно, причина кроется в том, что во времена Блока существовали аптеки, в которых спасали самоубийц. Таким образом, в этих мрачных заведениях жизнь встречалась со смертью.

Лирический герой насмехается над людьми, которые пытаются укоротить жизнь или, наоборот, продлить ее. Он считает, что ее продолжительность не имеет значения, ведь после смерти человек ступит на новый круг бытия. И опять его будут терзать бренные мысли, ведь повторится все: «Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь».

Композиция

Анализированное стихотворение являет собой размышления лирического героя о человеческой жизни. Все его рассуждения вращаются вокруг мотива безысходности, который и соединяет все мысли в единое целое. По смыслу стихотворение не делится. Формальная организация его также проста – два катрена, которые по отдельности теряют смысл. Особенность композиции – зеркальность: почти дословное повторение первой строчки в конце второй строфы.

Жанр произведения – философская лирика. Поэт раздумывает над вечной проблемой жизни и смерти. Размышления эти спокойные, беспристрастные. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использует перекрестную рифмовку АВАВ. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественных средств в стихотворении немного. Для автора главное не украсить текст, а сделать идею произведения понятной для читателя. Тем не менее, в двух катренах он использует метафору – «ледяная рябь канала», эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет», сравнение – «и повторится все, как встарь». Языковые средства усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя и автора.

Интонация произведения спокойная, даже эмоционально окрашенные строки автор не усиливает восклицаниями или вопросами. Таким образом, создается эффект размеренного обдумывания проблемы. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллите­рации, например, согласной «с»: Бессмысленный и тусклый свет».

Как можно понимать «Ночь, улица, фонарь…»

Речь пойдет о стихотворении Александра Блока. Оно написано 10 октября 1912 г. и входит в цикл «Пляски смерти». Стихи эти относятся к числу известнейших в лирическом наследии Блока.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Наш разбор ограничен лишь семантическим срезом данного текста. Все, что связано со звуковой стороной, с метрикой и ритмикой стихотворения, лежит за пределами поставленной задачи. Мы же остаемся в рамках «словаря».

Посмотрим сначала, какую картину разворачивает перед нами автор, в рамках какой сцены начинает он свое действие. Первое слово –ночь дает нам сразу же время действия и задает характер освещения 1 . Слово улица призвано обозначить собственно «сцену»: городское пространство, ограниченное домами. Фонарь оказывается единственным источником света (а вовсе не традиционная для лирики луна). Единственный освещенный объект – это аптека, еще один, и очень специфический, признак городского пейзажа. Причем автор описывает освещение в своей картине нарочито антиэстетично: бессмысленный и тусклый свет во второй строке 2 .

Легко заметить, что каждый из перечисленных элементов дается у Блока в форме назывного предложения, то есть при полном отсутствии глаголов. Таким образом, представленная картина исключительно неподвижна, из нее убраны любые признаки динамики. Забегая вперед, следует отметить, что в финале стихотворения почти те же элементы перечислены снова (ночь, ледяная рябь канала, // Аптека, улица, фонарь). В этом заключительном сегменте текста некий минимальный признак движения обозначен (ледяная рябь канала). Нам не дано увидеть течение, мы наблюдаем лишь рябь на поверхности воды, но и этот признак выражен безглагольным образом.

Перечисленные назывные предложения дают нам признаки неизменности мира, его неподвижности, дурной повторяемости и безысходности. Помимо существительных, в этих фрагментах использованы три прилагательных (бессмысленный, тусклый и ледяная), причем все три наделены у Блока отрицательными коннотациями.

Повторяющиеся элементы сосредоточены в начале и в конце стихотворения. Таким образом создается рондообразная конструкция. Все повторяется не только в мире, но и в стихотворении, тема которого – безнадежная судьба этого мира.

Некий намек на динамику вводится через глаголы, которые собраны в середине текста. Здесь сосредоточены все глагольные формы, которые даются при полном отсутствии существительных:

Живи 3 еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь.

Однако, вчитавшись, мы понимаем, что эта динамика – мнимая. Даже если прервется жизнь, для героя стихотворения ничто не изменится, и самое существование его будет повторено 4 с той же безысходностью. Характерно, что глаголы по большей части даны здесь в формах будущего времени (будет, умрешь, начнешь, повторится) и они зависят от условного предложения «живи еще хоть четверть века» (то есть: даже если ты проживешь…). Таким образом, вся динамическая часть стихотворения «снесена» в условное наклонение и максимально «отодвинута» от обычного изъявительного наклонения.

Вернемся, однако, к существительным, сконцентрированным в начале и в конце стихотворения. Они вполне выстраиваются в один смысловой ряд: за исключением слова ночь, это конкретные объекты, присущие только урбанистической цивилизации, каждый из них возникает только в результате длительной конструктивной работы нескольких поколений 5 . В стихотворении Блока эти объекты отчуждаются от своей предыстории, от своей служебной функции и приобретают пугающие признаки самодостаточности, независимости от людей 6 .

На фоне конкретных существительных, обозначающих эти мрачные и повторяющиеся объекты, резко выделяется одно существительное – исход. Во-первых, оно обозначает абстрактное понятие. Во-вторых, если все остальные существительные в пределах данного стихотворения даны в утвердительных конструкциях, то исход дается в рамках отрицательной конструкции – и не в условном наклонении, а в индикативе (Исхода нет). Кроме того, сочетание это вводится отчетливо в центре всей композиции: на границе между двумя четверостишиями.

Источник этого оборота следует, очевидно, искать в пушкинской «Оде LVI (Из Анакреона)» (6 января 1835 г.), где царство мертвых описано следующим образом:

Не воскреснем из-под спуда,
Всяк навеки там забыт:
Вход туда для всех открыт –
Нет исхода уж оттуда.

Обращаясь к пушкинской реминисценции, Блок решительно изменяет смысл оборота: если у Пушкина нет исхода из царства мертвых, то для Блока исхода нет в посюстороннем мире живых. Сказав исхода нет, Блок выразил то, что в фольклорных текстах В.Я. Пропп называл недостачей. Синтаксическая уникальность той позиции, в которую поставлено слово исход, находит себе соответствие в исключительном смысловом наполнении этого существительного. Словари интерпретируют исход как слово книжное и устаревшее со следующими значениями: движение, выход откуда-нибудь, окончание, завершение, результат. Слово встречается в составе устойчивых выражений быть на исходе, на исходе дня.

Однако в слове исход есть и другое измерение. Оно ощутимо в идиоматическом сочетании исход евреев из Египта. Здесь проявляются религиозные коннотации слова, которым названа вторая книга в Пятикнижии Моисея. Узловые моменты в сюжете книги Исход – это освобождение евреев из рабства, успешный побег всего племени и, наконец, обретение ими скрижалей Завета. На более глубоком уровне как раз в рамках книги Исход происходит решительный, небывалый разрыв циклического времени и впервые в истории возникает идея целенаправленного, осмысленного времени. Циклический образ повторяющегося времени размыкается и выстраивается в образ линейного, устремленного к цели времени.

Все эти компоненты содержания вмещаются в слово исход, но именно они отсутствуют в мире, описанном для нас в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека». Исхода нет, недостача обозначена, и повтор существительных в финале текста снова акцентирует бессмысленность времени, которое возвращается на круги своя.

В оформлении использованы иллюстрации М.В. Добужинского

1 С этого слова начинаются по крайней мере десять стихотворений Блока.

2 Ср. слова Пастернака в его заметках о Блоке, что тот описывал «неблагополучный русский город» – Блоковский Сборник 2 (Тарту, 1972). С. 450 и след.

3 Стоит отметить, что подразумеваемое ты в данном случае никак не относится к традиционным для лирики адресатам (возлюбленная, Всевышний, друг); очевидно, что это – обращение к самому себе.

4 Здесь, вероятно, следует отметить пессимистическую интерпретацию темы «вечного возвращения», которая так занимала русских ницшеанцев; ср. анализ этого стихотворения у Д.Е. Максимова в книге Поэзия и проза Ал. Блока (Л.: Советский писатель, 1978). С. 111–112.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс

5 Слово канал – и как конструкция, и как литературный знак – указывает на Петербург как место действия. Ср. сведения, приводимые в статье Д.С. Лихачева «Из комментария к стихотворению А.Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека”». Русская литература № 1 (1978). С. 186–188.

6 Для сравнения можно привести структурно похожее нагнетание близких существительных без глаголов с совершенно противоположным смыслом из пастернаковского стихотворения «В больнице» (1957):

О, Господи, как совершенны
Дела твои, думал больной, –
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.
(Курсив мой. – А.Г.)

Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека

Всего восемь строчек, которые изменили жизненные и творческие ориентиры поэта. Поэт пытается разобраться в смысле жизни. Для чего человек приходит в этот мир? В стихотворении затронута философская идея смерти.

Жизнь выглядит как замкнутый круг, гдё всё циклично повторяется. И окрашена она в мрачные, тусклые тона. Пройдёт и двадцать пять лет и ничего не изменится. Выхода из этого круга нет. Жизнь представлена в виде улицы, на которой стоят фонарь, который светит еле-еле, и аптеки. Почему именно она? Не больница, не магазин, не ресторан, а именно аптека. Не только же для рифмы строк добавил её поэт. В Санкт-Петербурге был мост, ведущий на Крестовский остров. Люди на нём пытались покончить жизнь самоубийством, т.к. по ночам мост не охранялся. В находящейся рядом, круглосуточно работающей аптеке, самоубийцам оказывали первую доврачебную помощь. И в холодной серой воде отражались аптека и вечно тускло горевший фонарь. Блок любил ходить по этим местам. Странная любовь.

Второе четверостишие начинается с утверждения – хоть сколько раз воскресни, всё с точностью повторится. Речь идёт о духовной смерти. Блок пытается найти смысл жизни. Он находится перед непростым выбором, что в жизни ценно, а что – нет. Лет через пять поэт сделает свой выбор. Себе на беду, он останется в России.

Стихотворение написано ямбом, строчки повторяются через одну. Первая строка заканчивается словом «аптека», она женского рода. Поэтому, строка звучит мягко. Далее следует философский монолог о смысле жизни. В последних двух строках стихотворения поэт поменял слова местами. Теперь последняя строка заканчивается словом «фонарь». Оно мужского рода, причём, и ударение падает на последний слог. Что придаёт не только последней строке, но и всему стихотворению жесткость и резкость. Интонация идёт вниз.

Анализ стихотворения Ночь, улица, фонарь, аптека Блока

Стихотворение написано поэтом в 1912 году, когда А. Блоку было тридцать два года. Это было время его наибольшей популярности. И это время было также временем его творческой зрелости. В этом году он даже пьесу, а для написания пьесы необходимо не одно лишь поэтическое вдохновение, но и сюжетная линия, а также несколько психологических образов.

И вот уже маститый поэт-символист, любимец женщин, благодаря стихам о прекрасной даме, вдруг пишет короткое пессимистическое стихотворение. Это был крутой поворот в его поэзии, но он не вызвал шквала критики со столоны литературного сообщества, а среди читателей лишь добавил ему популярности. Если рассматривать стихотворение с точки зрения творческой карьеры, то оно действительно знаменует переход поэта от одной тематике его творчества к другой.

Но поэтом-символистом А. Блока можно считать лишь номинально, поскольку его символика вовсе не была европейской символикой, и она была для русского читателя осязаемой и понятной. В России в те времена были и канонические символисты (например, Андрей Белый), стихи которых и сейчас трудно понять.

Если говорить о литературной ценности стихотворения, то оно совершенно обычно и его мог написать любой, пусть не признанный поэт. Тема также привычна для всех поэтов: тоска, бессмысленность его личной жизни и философские обобщения. Вспомните М. Лермонтова: «…и жизнь уж нас страшит, как ровный бег без цели».

Стихотворение по своей конструкции напоминает «гамбургер»: сверху место действия, снизу место действия, а посередине начинка. Начинка не очень вкусная: печаль, безысходность, что-то о смерти и возрождении в такой же бессмысленной жизни потом, после реинкарнации.

Что касается повода для написания такого стихотворения, можно назвать несколько причин. Александр Блок не был жизнерадостным поэтом. Он существовал в своём виртуальном мире, заполненном загадками и прекрасными женщинами, в мире, с налётом печали и придуманной трагичности, но такая жизнь не может продолжаться вечно. Жизнь всё-таки реальна.

В 1909 году он потерял дорогих его сердцу людей. У Блока были семейные нелады. В 1911 году он побывал в Европе и вернулся оттуда разочарованным в европейской культуре. А в России тоже было не слаще.

Вполне возможно, что он уже терял популярность, и надо было сменить тематику своей поэзии. А может это была случайность, когда вид ночной улицы дополняет его душевное состояние, и он берётся за перо.

История создания, кратко по плану

Картинка к стихотворению Ночь, улица, фонарь, аптека

Популярные темы анализов

Стихотворение Ф. Анненского «старая шарманка» вышло в свет на страницах журнала »Перевал» в начале двадцатого века. А именно в 1907-году. Если говорить о творчестве поэта, то путь его был коротким.

Сергей Есенин – один из тех поэтов 20-го века, кто стал невероятно известен в очень молодом возрасте. Стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу” он написал будучи в 26 – летнем возрасте, и уже тогда поэт часто задумывался о прошедшей жизни

У какого поэта или писателя не болело бы сердце за свою Родину? Такие, если и есть, то их очень мало. А как же талантливый человек с писательским даром изливает свои переживания? Он создаёт новое произведение.

Весна – долгожданное время года, которое вызывает разные ассоциации в творчестве писателей русской литературы. В лирике Александра Александровича Блока она символизирует пробуждение всего живого.

Афанасий Афанасьевич Фет – знаменитый русский поэт середины XIX века. “Чудная картина” относится к раннему периоду его многогранного творчества. Читатель может обнаружить для себя череду спрятанных в произведении мотивов.

Анализ стихотворения Блока Родина

Анализ стихотворения “Россия”

Александр Блок – один из самых известных и искренних русских поэтов. Он умел не просто восхищаться своей страной, но и при помощи своей поэзии указывать на проблемы государства, подчеркивать именно те моменты, которые романтики всегда пытаются скрыть. Анализ стихотворения «Россия», в первую очередь, хочется начать с его смысловой нагрузки.

Влияние переломного времени

Блок работал в переломные времена между 19 и 20 веками, когда будущее нашего государства еще не было определено. Тем не менее, он не терял надежду на светлое будущее России, о чем и пишет в своем стихотворении. Анализ стихотворения Блока «Россия» интересен еще и тем, что точно можно сказать: Блок сравнивает любовь к своей Родине с любовью к женщине. И поэт может только восхищаться своей страной, как женщиной, но ни в коем случае не жалеть ее.

Блок видит бездействие власти

Блок пишет о «глубинке», подчеркивая, что жизнь остается прежней, и никакие глобальные изменения ее никогда не коснутся. Всегда останутся «расхлябанные колеи» и обедневшая Россия. Особо интересна строчка: «Какому хочешь чародею…отдай разбойную красу». Здесь под «чародеем» понимается правитель государства, и Блок имеет в виду, что кто бы ни пришел к власти, результат останется тем же, и никакие беды не заставят правителей страны действовать.

Надежда на светлое будущее не угасает

В строчке, где говорится про «мгновенный взгляд из-под платка», автор имеет в виду все еще не угасающую надежду на светлое будущее, на какие-то изменения. Само стихотворение начинается и заканчивается образом дороги, который можно ассоциировать с происходящими в тот момент изменениями в государстве. Но даже изменения однажды могут стать приятными, считает автор, так как говорит, что будет счастье, даже вопреки «глухой песне ямщика».

Размер и построение стихотворения

Это стихотворение написано в виде обычного четырехстопного ямба. Строфы в стихотворении «Россия» – катрены (четверостишия), где строки рифмуются наперекрест. Первая и третья строчки рифмуются женской рифмой, а вторая и четвертая, соответственно, мужской.

Применение эпитетов

Чтобы добиться сильной выразительности, Блок прибегнул к большому количеству разнообразных эпитетов: “спицы расписные”, “избы серые”, “песни ветровые”, “тоска острожная”, “черты прекрасные”, “даль дорожная” и т.д. Кроме эпитетов, в стихотворении в большом количестве присутствуют красочные сравнения, которые создаются автором на основе оксюморонов, то есть, на основе фраз, которые состоят из единства противоположностей. К примеру, фраза «Дорога долгая легка» является в этом стихотворении оксюмороном, так как долгое путешествие никогда не может оказаться легким.

Сделать анализ стихотворения “Россия” совсем непросто. «Россия» – это одно из самых проникновенных стихотворений у Блока, оно наполнено светлой грустью о судьбе народа. В своей поэзии автор с грустью наблюдает за нищетой и бедствием любимой страны, не в силах ничего сделать, и ему остается только надеяться на лучшее.

Ещё больше интересного

Анализ стихотворения А. Блок «Родина»

анализ стихотворения А.Блок «Родина»

  • Анализ стихотворения А. А. Блока «Россия»

Стихотворение «Россия» было написано Блоком 18 октября 1908 года. Тема стихотворения — это тема безграничной любви к Родине. И несмотря на царившую нищету, несправедливость среди социальных слоев, поэт, как истинный патриот, продолжает любить свою родную землю. Он видит красоту и величие России во всем: в «расписных спицах», в природе: лесах да полях, в прекрасных чертах и даже в «серых избах» м «ветровых песнях», которые напоминают ему первую любовь. Блок представляет Родину через женский образ. Он рисует красивую девушку, с прекрасными чертами, заботливую и слёзы, о которых он упомянул, указывают на ее доброту и чувствительность. Блок показывает силу Руси тем, что несмотря на нищету, она не дала себя сломить врагам, что годы идут, а Россия всё та же: «лес, да поля, да плат узорный до бровей…». Поэт уверяет потерявших надежду на благополучие и процветание страны, что Россия не пропадет, пока она хранит бесценные природные богатства. Автор не перестает верить, что для России еще наступят хорошие времена, поэтому последнему шестистишью особенно характерна возвышенная атмосфера. Строки:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка… и т. д.

показывают всю силу веры поэта в светлое будущее, которое обязательно настанет. Чтобы выразить свои чувства через стихотворение автору особенно помогли эпитеты: «годы золотые», «спицы расписные», «песни ветровые», «разбойная краса», «прекрасные черты», «плат узорный» и олицетворение России в образе девушки. Это стихотворение одно из тех произведений Блока, которое несет в себе основной смысл: любить Родину надо не за что-то, а только за то, что она родная земля.

Анализ стихотворения Александра Блока «Родина»

11 декабря 2015

Поэт являлся человеком, который так же как и многие его соратники, был разочарован новым режимом. Хотя и принял произошедшую революцию. Блок уезжать за границу не собирался, веря в то, что Русь поднимется, станет сильной страной. И его произведение из цикла «Родина» стало больше предрекающим будущее. Те идеи, которые были заложены в этом стихотворении, были очень важны для поэта. Им он оставался верен до самой своей смерти.

Само произведение проникнуто патриотизмом и лирикой. Блок пробует здесь понять философски родину. Хотя он и понимает, что Россия стоит далеко от европейских государств. И в начале произведения появляется дорога. Здесь говорится о стране, начинающей новую жизнь, но по дорогах так и ездят телеги на потертых шлеях.

Как и раньше утопают колеса в лужи с их грязью. «Россия, нищая Россия» этими словами Блок описывает свою отношение к родной стороне. Он догадывается, что случилось со страной, но готов разделить все тяготы, которые она испытывает. Автор уверен, что на Руси наступает тяжелое время. Затем строчки красоту страны описывают как «бунтарская», появляются небольшие отголоски русского бунта.

Облик России в стихотворении показан с двух сторон. Сначала мы видим нищую страну, убогую, где повсюду «серые избы». А потом описывается ее потенциал. Блок рассказывает читателям, что даже можно сделать «невозможное» возможным. Здесь появляется надежда его на то, что силы у России найдутся, и она поднимется.

Поэт уверен, что недостатком России является ее простота и доверчивость. Поэтому в стихотворение вводится образ страны-женщины. Он наделил ее такими характеристиками, как «разбойная краса», «плат узорный до бровей». Это олицетворение дает всему произведению особую интимность.

Итог всему в произведении подводится опять же путь. Получается, что оно имеет круговое построение: все начинается и оканчивается дорогой. Это символ Руси: она постоянно в действии, ищет свою дорогу.

Эта работа выполнена с использованием различных приемов выразительности художественного слова. Например, крылатые выражения «И крест свой несу», и эпитеты «в годы золотые», и сравнения.

«Россия» А.Блок

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.

Анализ стихотворения Блока «Россия»

Александр Блок – один из немногих русских поэтов, который принял октябрьскую революцию, но, разочаровавшись в новом режиме, все же не пожелал покидать родину. Объясняется подобное поведение не только патриотизмом и любовью к своей стране, но и верой в то, что Россия – действительно могущественная держава, которая способна восстать из пепла.

Задолго до революции, осенью 1908 году Александр Блок написал удивительное стихотворение под названием «Россия», которому суждено было стать пророческим. Примечательно, что заложенным в нем идеям сам поэт остался верен до самой смерти, считая, что война и смена политического строя не могут существенно повлиять на устои государства и менталитет людей – сильных, работящих и с должным уважением принимающих все то, что уготовила им судьба.

Александр Блок не питает иллюзий по поводу своей родины, считая, что во многих отношениях ей далеко до развитых западных стран. Поэтому свое стихотворение он начинает со строк о том, что в России, которая уже вступила в новый, 20 век, ничего не меняется. Вместо автомобиля – обычная повозка со стертыми шлеями в упряжке. И по-прежнему, как и во времена юности поэта, «вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи…». Автор видит всю убогость и нищету крестьянского быта, серые покосившиеся избы и угрюмых людей, которые озабочены лишь тем, как прокормить свои многочисленные семьи. Однако Александр Блок признается, что не испытывает жалости к своей стране, заведомо зная, что она и ее жители будут обмануты еще не раз. В этом он видит своего рода крест судьбы, от которого никуда не деться. Остается лишь смириться и нести его до самого конца, укрепляя свою веру в то, что когда-нибудь, возможно, жизнь изменится к лучшему.

У России, по мнению поэта, много слабостей, одной из которых является доверчивость и простота. Поэтому свою родину поэт сравнивает с обманутой женщиной, которая даже в самых сложных ситуациях не пропадет – «одной заботой боле – одной слезой река шумней». Однако главная сила России заключается в ее монументальности, ведь даже самые сильные потрясения не способны сломить ее традиции и устои, которые создавались веками. Эти тяжесть и неповоротливость уже неоднократно спасали страну от полного краха, надежно защищая как от внутренних, так и от внешних врагов. Однако Александр Блок понимает, что новая эпоха несет с собой перемены, проигнорировать которые Россия будет уже не в состоянии. Тем не менее, поэт очень надеется на то, что «невозможное возможно», и вместо хаоса и разрушений, которые ожидают Россию при смене общественно-политической формации, в стране воцарятся мир, равенство и справедливость. И сам же признается в утопичности подобных идей. раскрывая свои карты и втайне посмеиваясь над тем, что нет смысла думать о преобразованиях, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика».

Сегодня, спустя более чем век после создания стихотворения «Россия», следует признать, что Александр Блок оказался во многом прав. Ведь мегаполисы западного образца – лишь вершина айсберга, которая именуется цивилизацией. В то же время российская глубинка по-прежнему остается нищей, убогой и беспросветной. И также вместо автомобилей на разбитых проселочных дорогах сегодня можно увидеть скрипучие телеги, которые увязают в грязи. Но именно в этой первобытности и дикости, по мнению поэта, кроется подлинная сила России, ее уникальная способность преодолевать трудности и находить выход даже из самых сложных ситуаций, которые для русского человека и для страны в целом – лишь капля в море череды повседневных забот и проблем, на которые все мы попросту перестали обращать внимание.

«Россия», анализ стихотворения Блока

Тема родины – основная в творчестве каждого поэта. Однако в стихах русских поэтов эта тема приобретала особый характер: любовь к Родине была «странной». Впервые такое определение использовал Михаил Юрьевич Лермонтов в своем стихотворении «Родина» :

Люблю Отчизну я, но странною любовью…

Он объяснял эту странность тем, что такая любовь у русского человека развивается, скорее, вопреки чему-то, нежели из-за чего-то.

В творчестве поэта ХХ века Александра Блока эта традиция в полной мере воплотилась в его стихотворении «Россия» из цикла «Родина». Правда, самое начало произведения вызывает ассоциацию с поэмой Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». точнее, со знаменитым лирическим отступлением про «Русь-тройку», которая мчится куда-то вдаль и не дает ответа куда. Очевидно, поэтому блоковская «Россия» начинается со слова «опять»:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Именно образ мчащейся гоголевской тройки возникает перед мысленным взором читателя. И вслед за этим он слышит пронзительное признание в любви к «нищей России» с ее «серыми избами». Конечно, в невольно возникает вопрос: за что же любить нищую страну, которая ничего взамен не может дать?

В первой публикации Блок давал ответ на этот вопрос, ведь в стихотворении содержалось больше строф, и в них говорилось об ископаемых богатствах России:

Россия, нищая Россия,
Обетованный край твой щедр!

Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви». а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается. Кстати, у Блока в соответствии с орфографией того времени – «как слезы первыя любви». что означает «как слезы первой любви». Так поэт подчеркнул, что любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.

Следующая строка «И крест свой бережно несу» обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.

Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены. Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь. Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой нисколько не рисуется: он действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть.

В то же время предчувствие трагической судьбы своей страны прозвучало в таких пророческих строках:

Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

В них можно наблюдать чисто блоковское чудо преображения образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия – красавица, но уже не спящая, как в стихотворении «Русь». Ее красота – «разбойная». непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она не пропадет, «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты» .

Эти прекрасные черты проступают особенно ясно в последних строчках, когда вновь возникает образ русской женщины с ее строгим старообрядческим ликом: «Да плат узорный до бровей». Такое сдержанное описание русской красоты – тоже своеобразная традиция, ведь вплоть до начала XXI века не принято было подчеркивать физическую красоту, и уж тем более никогда не шла речь о сексуальности, без которой сейчас не обходится ни одно представление красавицы.

В конце вновь звучит мотив пути. дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно». Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней». приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.

Слушать стихотворение Блока Родина

Анализ стихотворения Блока Родина

Тема России – Родины для Блока была идеей жизни. Он не раз признавался, что это вершина его поэтического пути, в этом он видел своё предназначение. В тяжёлое для страны время, после первой Русской революции и русско-японской войны, которая была позорным образом проиграна, и обнажила все самые болезненные и острые проблемы России А. Блок начинает свою миссию. Он ищет ценности там, где их, казалось бы, и нет. Поэт, обращается к самым грязным, к бытовым истокам своей Родины и посвящает ей цикл своих стихотворений. Стихотворение «Ты отошла, и я в пустыне…», написанное в 1907 году открывает его и задаёт атмосферу и настроение последующим произведениям.

Библейские религиозные мотивы тесно сплелись с любовной романтической тематикой. За страданиями мужчины по женщине, можно увидеть боль поэта за свою Родину. Эта аллегория читается между строк. Лирический герой в образе самого Иисуса Христа, а его возлюбленная – сама Галилея. Эпитет «невоскресшему Христу» наводит на мысль, что в стихотворение занесён библейский сюжет: предательство своим родным краем «Сына Человечьего» и смерть далеко за его пределами.

Стихотворение является пророческим: Блок как бы заглядывает в будущее, видит новую власть и новый режим, понимая, что он несёт крах и разрушение его стране. Потеря Родины всё равно, что потеря жизни, без одного нет второго.

Стихотворение условно можно разделить на 3 части. В первой строфе лирического героя искушает сам дьявол, что передаётся эпитетами: «песку горячему», «слова гордого». В следующей части раскрывается боль Христа из-за предательства Родины. А в третьей же строфе видны мысли поэта по поводу того, что умерев на чужбине, воскреснуть не представляется возможным.

В произведении почти отсутствуют средства художественной выразительности, оно по-библейски аскетично. Присутствует только инверсия: «Но слова гордого отныне не может вымолвить язык»

Четырёхстопный ямб придаёт стихотворению простоты, чёткости и ритма. Простота изложения не оттеняет главного смысла, не перегружает его и обнажает читателям самую его суть. Этот замысел поддерживает и перекрёстная рифма.

Стихотворения А. Блока «Родина» – одно из самых глубоких и лиричных не только в главном цикле его жизни, но и из всех написанных им произведениях. Основная мысль, заложенная в произведении: нынешнему поколению необходимо понять, что без Родины и жизнь не жизнь.

Анализ стихотворения Родина Блока

Александр Александрович Блок был одним из самых искренних и доброжелательных поэтов. Каждое, из его произведений напитано смыслом, полнотой, искренностью и так далее.

Так же нужно отметить, что это был очень патриотичный человек. Он всю свою жизнь восхищался Россией. Причем стоит сказать, что он не просто восхищался, но и при помощи своей удивительной поэзии умел грамотно и точно указать на основные проблемы государства. Он открыто и честно говорил о тех моментах, которые многие поэты-романтики старались скрыть.

Анализ знаменитого произведения “Родине” хочется начать, прежде всего, с того, что сказать насколько это глубокое по своей смысловой нагрузке стихотворение.

Поэт постарался написать его так, чтобы четко отобразить все основные проблемы России, но при этом он не мог не указать на свое особое отношение к стране, на любовь к родине.

По своему строению, это довольно таки простое стихотворение, написанное классическим четырехстопным ямбом. Что касается рифмы, то Александр Александрович во многих своих произведениях использует перекрестную рифму, и данное произведение не становится исключением.

Первая и третья строчки данного произведения рифмуются так называемой женской рифмой, а вторая и четвертая мужской. Это было сделано не случайно. Таким образом, Блоку удалось сделать произведение лаконичным и внедрить в него глубокий и насыщенный смысл.

Для эффекта большей выразительности поэт использует различные эпитеты, позволяющие сделать его ещё более красочным и запоминающимся.

В заключении хочется отметить, что это стихотворение нельзя назвать простым, так может показаться только на первый взгляд. Однако, данное произведение является одним из самых красочных, проникновенных и наполненных особым глубочайшим смыслом.

По плану кратко 9 класс

Картинка к стихотворению Родина

Популярные темы анализов

В 1840 году власти считали неприемлемым выступления Михаила Юрьевича за правду и справедливость, отправили его во вторую ссылку на Кавказ. Собравшись вместе в квартире Карамзиных, что находится в Санкт-Петербурге,

Для Сергея Есенина образ весны всегда являлся чем-то нежным, хрупким и чутким. Это его отношение также заметно и в приведённом стихотворении. Герой автора трепетно относится к любым признакам весны. В произведении это заметно

«Гори, звезда моя, не падай» можно назвать чуть ли не биографическим стихотворением, ведь Есенин устами лирического героя излагает свою грядущую судьбу. Для всей поздней лирики поэта характерна мрачная атмосфера и тяжёлый

Воспоминания из детства прекрасны. Потому как этап этот особенный «Вас не омрачает горе и беда» пишет автор, кто может с этим не согласится. Наполненный счастьем и радостью он словно лучик света в памяти человека,

Стихотворения, включающие в себя описание пейзажей – это наиболее популярные произведения в творчестве поэта. «Полдень» был написан между 1827-1830 годами и имеет наклон древнегреческой культуры. В завершении стихотворения

Ссылка на основную публикацию