Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока

  • Анализ стихов
  • Блок
  • О доблестях, о подвигах, о славе

Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» относится к любовной лирике. Оно пронизано душевными переживаниями по поводу разлуки с любимой женщиной.

Посвящено это лирическое произведение было жене поэта. Чета хоть и рассталась, но связь они поддерживали между собой всю жизнь. Поэт считал, что они связаны духовно, и такие отношения были для него много важнее супружеских. Нужно отметить, что пара расставалась и вновь воссоединялась несколько раз. В один из таких периодов разлуки и появилось это стихотворение.

И, даже если не вдаваться в подробности истории рождения этого творения поэта, переживания, описанные в нем, можно назвать общечеловеческими. Горечь утраты и расставания с дорогими сердцу людьми знакома многим. Многим очень близко и понятно то, о чем говорится в нем.

С первых же строк становится ясно, что женщина, которой они посвящены, являлась для поэта не просто любимой, а настоящей музой. Он забывал обо всем, когда видел перед собой ее сияющее лицо. В стихотворении образ этой девушки – портрет на столе поэта.

Оно начинается словами о нем, о том, какое действие имели над автором черты любимого лица. Затем идет описание сцены расставания. Она ушла ночью, закутавшись в синий плащ. Синий цвет – символ измены. Поэт в ответ на это выбросил в ночную темноту заветное кольцо.

Кольцо – непременный атрибут венчания, символ любви и преданности. Но, кольцо выброшено – знак полного разрыва связи. Однако, автор строк осознает, что хоть и было временно забыто лицо любимой, благодаря вину и страстям, вместе с ней оказался утерянным и смысл его жизни. Мало того, уход ее он соотносит с окончанием своей молодости.

Теперь уже не мечтать ему больше о том, что ушло вместе с этой женщиной и молодостью, все это прошло, осталось позади. Во сне он видит синий плащ, завернувшись в который ушла из дома любимая. Он плакал и звал ее, но тщетно.

И, наконец, развязкой этого накала описываемых переживаний является решительный жест автора – он убирает со своего стола портрет любимой. Он подчеркивает то, что делает это собственной рукой.

Таким образом, в этом стихотворении предстает описание переживания разлуки. Причем, чувства, по- видимому, были действительно сильны. Но утерянное не всегда можно вернуть, остается лишь попытаться предать забвению. Это и видит читатель в данных строках.

История создания, кратко по плану

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О доблестях, о подвигах, о славе.
История создания – Стихотворение было написано в 1908 году, и вошло в цикл под названием «Возмездие».

Тема стихотворения – Разочарование в любви.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Любовное послание.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «когда твое лицо в простой оправе», «ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо».

Эпитеты – «горестная», «сырая», «проклятый».

Олицетворения – «летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою».

Сравнения – «И звал тебя, как молодость свою».

Инверсия – «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла».

Архаизмы – «гордыня», «аналой».

Творческий путь

Поэт с детства был под влиянием литературы. Его тети и мама, а также бабушка были переводчицами и писательницами. И поступив в 1898 году на юридический факультет, он на нем не доучился и перевелся спустя три года учебы на филологический. Литература взяла свое. С пяти лет Александр сочинял стихи, однако серьезно стал писать только в восемнадцать. В 1906 году Блок уже получил признание как поэт.

Александр Александрович всегда преклонялся перед Пушкиным и считал его величайшим талантом. Его первые университетские стихи были написаны под впечатлением от творчества Александра Сергеевича. А незадолго до своей смерти, зимой 1921 года, Блок читал речь, посвященную Пушкину «О назначении поэта». Это было его последним публичным выступлением. Седьмого августа того же года Александр Блок скончался.

История создания

Главной женщиной в жизни молодого поэта была Любовь Дмитриевна Менделеева, в которой он видел воплощение женского идеала. В течение шести лет он посвятил ей почти семь сотен лирических стихотворений, написанных с большой любовью.

Неудивительно, что серьезным ударом для Блока стала измена любимой женщины, с которой он к тому времени обвенчался. Любовь Дмитриевна покинула поэта ради его близкого друга, поэта Андрея Белого. Уход супруги, которую он с таким трепетом боготворил все это время, опустошила Александра Александровича. Утратив иллюзии и былые идеалы, он был морально уничтожен, и долго не мог оправиться после предательства. Впоследствии Любовь Дмитриевна вернулась к супругу, но былого чувства он уже не испытывал к ней.

Глубокое эмоциональное потрясение стало причиной создания цикла «Возмездие». Однако, несмотря на красноречивое название, в нем автор не пытался расквитаться с изменницей за причиненную душевную боль. В цикл вошло и стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», проникнутое душевными терзаниями и изнеможением поэта.

Анализ стихотворения “О доблестях, о подвигах, о славе” Блока

«О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908)

Тема любви в творчестве Александра Блока зани­мает очень много места. Любовь поэт всегда воспри­нимал как органичное соединение радости и печали. Его идеал — женщина утончённая и возвышенная, гордая и доверчивая, прекрасная и нежная. Этот образ не находил земного воплощения.

Поэт был сильно увлечён Любовью Дмитриевной Менделеевой. Ей он посвятил цикл «Стихи о Пре­красной Даме». Всё, что написано в нём, проникнуто жаждой «в земном увидеть неземное» (В. Брюсов). Шесть лет посвящал Блок стихи этой женщине — до 1903 года, когда они обвенчались. На этом лириче­ский дневник, обращённый к Прекрасной Даме, за­кончился, и в поэтический мир Блока вошли новые темы и образы. Сюжет стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» и образ его лирического героя автобиографичны — оно написано в тот период жизни, когда жена Блока ушла к его близкому другу, поэту Андрею Белому.

Это стихотворение входит в цикл «Возмездие», в котором поэт предрекает скорый суд и расплату обществу, поработившему человека. Первая строчка стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» обманывает ожидание читателя. Кажется, что речь пойдёт о высоком гражданском долге. Но любовные переживания для лирического героя оказываются не менее важными. Безгранична горечь его утраты. А настроение произведения сразу определяет эпитет: «на горестной земле».

По жанру стихотворение можно назвать любовным посланием. Лирический герой беседует со своей да­лёкой возлюбленной, которая ушла от него. Её пор­трет он воспринимает как живой, одухотворённый образ. Он разговаривает с ним так, будто любимая может услышать эти слова, осознать свою ошибку и вернуться. Глядя на портрет любимой женщины, лирический герой забывает не о своих горестях и бедах, а о доблестях, подвигах и славе — это говорит нам о том, чем полна его душа.

Во второй строфе центральным образом является «заветное кольцо» — традиционный символ верно­сти. Уход возлюбленной вызывает отчаяние — лири­ческий герой выбрасывает «заветное кольцо». Ночь здесь символизирует тьму и неизвестность. Однако значение символа никогда не может быть исчерпано до конца, и в этом случае оно может быть воспринято шире: ночь — время разгула бесовских сил. Отчаяние и потеря смысла жизни описаны эпитетами (прокля­тый рой; сырая ночь). О том, как много значила для героя его избранница, говорит сравнение: «звал тебя, как молодость свою».

Символично, что герой вспоминает свою возлюб­ленную перед аналоем. Аналой — высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы и священные книги. Перед аналоем в храме проводится обряд венчания. Этот образ использован автором, чтобы показать, как дороги его лирическому герою клятвы вечной любви и верности.

Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни. Теперь его терзают вино и страсть, и это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на неё, которая сжигает и опустошает его душу. В этот не­простой период поэт порывает со своими друзьями- символистами, топит своё отчаяние в вине. Но глав­ной темой его стихов всё же осталась любовь. Однако та женщина, которой поэт посвящает свои стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая искуситель­ница и разрушительница. Эта страсть сжигает поэта, и он не может вырваться из-под её власти.

В последней строфе стихотворения мы видим, что лирическому герою удаётся принять зрелое решение:

Твоё лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

Первая строка последней строфы: «Уж не мечтать о нежности, о славе…» — завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию.

Блок включает в стихотворение свой любимый синий цвет — «синий плащ», который, по словам Марины Цветаевой, был до тоски любим всей Россией. В искусстве позднего Средневековья синий цвет обозначал измену, о чём, безусловно, было хо­рошо известно поэту.

В стихотворении есть повторы и рефрены: простая оправа; синий плащ; сырая ночь — каждая из этих важных для поэта деталей повторяется дважды.

Размер стихотворения — пятистопный ямб. Рифма перекрёстная.

Здесь искали:
  • о доблестях о подвигах о славе анализ
  • о доблестях о подвигах о славе
  • анализ стихотворения о доблестях о подвигах о славе

Главная тема произведения – разочарование в любви. Измена и уход некогда столь любимой женщины оставляют глубокую рану в душе поэта. Он не готов простить предательство и принимает для себя решение навсегда вычеркнуть из памяти образ возлюбленной.

В попытке избавиться от душевных терзаний, лирический герой пускается во все тяжкие. Однако ни вино, ни другие женщины не в состоянии залатать ту брешь, которую оставил после себя уход любимой. Все стихотворение пронизано унынием, тоской и горьким послевкусием измены.

Герой видит смысл жизни лишь в любви, и никакие земные радости не способны заменить прелести жизни духовной. Однако сильная любовь не проявляется в полумерах – она либо окрыляет и возносит до небес, либо полностью уничтожает.

Родина в стихах поэта

Александр Александрович начинал изучать Россию с преданий, заговоров, фольклора и научных статей. Стихи о России Блок начинает писать в 1906 году. Первое из них было написано 24 сентября. Называлось оно «Русь». И в нем чувствуется, как поэт вдохновлен был легендами. Блок повторяет мотивы Гоголя и Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Но пока это еще не та Россия, в которой поэт живет. Это Русь, которую он любит.

Далее следует его цикл «Родина». Блок не отделяет себя от России, он все переживает вместе с ней. Он любит ее любую. Стихи о России Блок пишет с не меньшей любовью, чем стихи о своей Прекрасной Даме, а может, даже и с большей.

Об истории своей страны Блок написал цикл «На поле Куликовом». Поэт жаждет возрождения страны и об этом говорит в своих произведениях.

У Блока родина имеет облик не матери, как было принято, а жены. Это было новое веяние символистов, перенятое от Владимира Соловьева, который много значил для Александра и был его вдохновителем в начале его творческого пути.

Средства выразительности

Для придания большей выразительности автор использовал в своем произведении много символов, среди которых встречается и традиционная христианская символика. Так, «заветное кольцо» – это символ верности, аналой – символ любви и верности, ночь олицетворяет собой тьму и неизвестность, а синий цвет плаща – измену.

При помощи ярких эпитетов («горестная», «проклятый»), олицетворений («летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою») и метафор («ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо») поэт описывал переживания лирического героя, потерявшего смысл жизни. Любовь же он сравнивал с безвозвратно ушедшей молодостью («И звал тебя, как молодость свою»).

Каждая фраза наполнена глубоким смыслом и символами, скрывающими страдание, печаль и отчаяние лирического героя.

Образы и символы

Своё любовное послание Александр Блок посвящает портрету. Он служит одним из символов прошлого, но для поэта это живой одухотворённый образ его любимой. Создаётся впечатление, что в портрете заключён весь мир.

Портрет жены Блока стоит на аналое – четырёхугольном столике, который стоит в храме перед иконостасом. Также перед аналоем проходит таинство венчания. Дело в том, что любовь поэт сравнивал с божественной светлой силой, и клятвы в верности ей для него значили всё. Изображение, стоящее на аналое – это символ преданности мужа и предательства жены.

Центральным образом стихотворения служит «заветное кольцо», которое лирический герой выбрасывает. Ведь клятва верности нарушена. Даже время суток (ночь) тоже своего рода знак. Она выступает в роли неизвестности. Ещё одной немаловажной деталью выступает синий цвет плаща. В средневековье он являлся символом измены.

Лирический герой разговаривает с портретом своей, теперь уже далёкой, жены. Он надеется, что его слова донесутся до любимой. Её изображение, не омраченное событиями последних лет, заставляет супруга забыть о горе, доблести и о славе.

Художественные средства

В стихотворении встречается множество эпитетов. Они призваны усилить восприятие читателем чувств героя:

  • «на горестной земле»;
  • «прекрасное лицо»;
  • «ты, нежная».
Читайте также:  Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

Если более внимательно изучить стих, то можно увидеть, что его размер и направленность перекликаются со знаменитым пушкинским произведением «Я помню чудное мгновенье». Если Блок видит сияющее лицо любимой на столе, то Пушкин обращается к предмету своей любви наяву, говоря: «…твой образ нежный мне снился».

Но при всей схожести сюжета финалы у стихотворений разные. Если Пушкин проповедует возрождение души, то после прочтения Блока остается налет горечи и безысходного отчаяния.

При создании произведения Блок использовал в основном точные рифмы: «слава — оправа». Но встречаются и сложные созвучия: «гордыне — синий». Это позволяет подчеркнуть глубину растерянности и терзаний лирического героя.

Большое значение отведено внутренним переживаниям. В структуре стиха и рифмы содержится немало мотивов и лейтмотивов. При помощи такого стихотворного размера, как пятистопный ямб, подчеркиваются размышления героя о смысле бытия и непредсказуемости человеческой жизни. Не менее часто Блок использует точные и тематические параллелизмы, а также анафору. Эти приемы подчеркивают глубину душевной драмы.

Когда пропадает Муза

Пусть у супругов и был и абсолютно разный темперамент, но они были прочно связаны узами церкви и дружескими отношениями с детства. В момент, когда ушла Любовь у Блока было несколько романтических отношений, но было скорее поиск новой Музы, чем желание сексуальных утех.

Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою…

Блок пишет о страсти, которая его терзает в этот период жизни, но это скорее желание страсти, чем её прямое проявление. Обычный момент для мужчины, который начинает сильнее желать женщину, когда её теряет. Александр пытался вернуть отношения, что видно и без анализа из строк:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.

Но разлука продолжала пиршествовать и синий плащ супруги все удалялся и постепенно растворялся в тумане жизни. При всей боли утраты, Блок сохраняет к Менделеевой искренние чувство, он не изливает гнев и не шлёт проклятия, а пишет:

Не знаю, где приют твоей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Ждёт ли более возвращения жены или Музы – это вопрос, но на сердце поэта тяжёлый груз, который приводит к развенчанию мечты о долгой и славной жизни. Фото Менделеевой убирается со стола, что означает желание поскорее забыть лицо, которой вдохновляло его на творческие подвиги и саму жизнь.

Справедливости ради отметим, что временный разрыв отношений не был простой изменой Менделеевой, так как в этот момент жизни слишком ярко проявилось различие темпераментов супругов. После воссоединения брак продолжился не без размолвок и временных расставаний, но достаточно прочно для посторонних. Любовь ещё ни раз была замечена на стороне, Александр не во все моменты был свят, но сохранял юношеские чувства к «Любаше». Супруга на 18 лет пережила мужа и последние слова умирающей были: «Сашенька», что говорит о многом.

Александр и Любовь

Обыватели сегодняшнего дня назвали бы отношения Александра Блока и Любови Менделеевой, отчасти, свободными. Супруги могли надолго расходиться и иметь связи на стороне, после чего снова соединялись для попытки найти счастье, но каждый видел его по-своему. Стихотворение имеет прямое отношение к трём людям:

  1. Александру Блоку.
  2. Любови Менделеевой.
  3. Александру Белому.

Именно к поэту Белому через 5 лет после замужества с Блоком уходит Любовь. Новый роман супруги не сложился и вскоре она вернулась в слезах и попросила прощения, но это был не единственный длительный флирт Менделеевой, поэтому степень прощения Блоком её грехов под вопросом. Строки «О доблестях, о подвигах…» посвящены именно тому периоду жизни, когда супруга ушла к Белому.

По словам очевидцев того времени, Блок был сильно влюблён в Любовь, но это была более не плотское чувство мужчины к женщины, а отношение поэта к Музе. Даже после венчания они не сразу стали делить супружеское ложе, так как автор бессмертных строк боялся нарушить духовную гармонию отношений (в первую брачную ночь муж поцеловал жену и отправился спать в другую комнату). Тем не менее, Александру было больно от измены, которая предвещала долгую разлуку.

Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо.

Конечно, лицо не забыто, а игла в сердце вызывает боль, тем не менее, автор строк пытается забыть супругу, что показывает символизм в виде брошенного в ночь кольца.

«О доблестях, о подвигах, о славе» анализ стихотворения Блока по плану кратко – композиция, жанр,тема

В раннем творчестве Александра Александровича Блока тема любви была одной из центральных и животрепещущих тем. Однако в более позднем периоде она уступила место разочарованию и тоске по утраченным идеалам. Подобное настроение поэта особенно остро чувствуется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…», вошедшим в цикл «Возмездие». Приводим краткий анализ «О доблестях, о подвигах, о славе…» по плану, который будет полезен при подготовке учащихся к уроку литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О доблестях, о подвигах, о славе.

История создания – Стихотворение было написано в 1908 году, и вошло в цикл под названием «Возмездие».

Тема стихотворения – Разочарование в любви.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Любовное послание.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры«когда твое лицо в простой оправе», «ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо».

Эпитеты«горестная», «сырая», «проклятый».

Олицетворения«летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою».

Сравнения – «И звал тебя, как молодость свою».

Инверсия«плащ твой синий», «в сырую ночь ушла».

Архаизмы«гордыня», «аналой».

История создания

Главной женщиной в жизни молодого поэта была Любовь Дмитриевна Менделеева, в которой он видел воплощение женского идеала. В течение шести лет он посвятил ей почти семь сотен лирических стихотворений, написанных с большой любовью.

Неудивительно, что серьезным ударом для Блока стала измена любимой женщины, с которой он к тому времени обвенчался. Любовь Дмитриевна покинула поэта ради его близкого друга, поэта Андрея Белого. Уход супруги, которую он с таким трепетом боготворил все это время, опустошила Александра Александровича. Утратив иллюзии и былые идеалы, он был морально уничтожен, и долго не мог оправиться после предательства. Впоследствии Любовь Дмитриевна вернулась к супругу, но былого чувства он уже не испытывал к ней.

Глубокое эмоциональное потрясение стало причиной создания цикла «Возмездие». Однако, несмотря на красноречивое название, в нем автор не пытался расквитаться с изменницей за причиненную душевную боль. В цикл вошло и стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», проникнутое душевными терзаниями и изнеможением поэта.

Главная тема произведения – разочарование в любви. Измена и уход некогда столь любимой женщины оставляют глубокую рану в душе поэта. Он не готов простить предательство и принимает для себя решение навсегда вычеркнуть из памяти образ возлюбленной.

В попытке избавиться от душевных терзаний, лирический герой пускается во все тяжкие. Однако ни вино, ни другие женщины не в состоянии залатать ту брешь, которую оставил после себя уход любимой. Все стихотворение пронизано унынием, тоской и горьким послевкусием измены.

Герой видит смысл жизни лишь в любви, и никакие земные радости не способны заменить прелести жизни духовной. Однако сильная любовь не проявляется в полумерах – она либо окрыляет и возносит до небес, либо полностью уничтожает.

Композиция

Стихотворение имеет кольцевую композицию, в которой первая строфа повторяет последнюю, но при этом противопоставляется ей. Данный прием является причиной замыкания произведения в некий безысходный круг. Лирический герой наполнен горечью и отчаянием, он подавлен утратой своей мечты и былых идеалов.

Однако он все же страстно мечтает вернуть любовь, и этим желанием пронизано все стихотворение, что подчеркивается синтаксическим параллелизмом и двойной анафорой.

Стих написан в жанре любовного послания. Лирический герой обращается к любимой женщине, покинувшей его. Он страстно мечтает вернуть ее, а вместе с ней – то сильное чувство, которое он некогда испытывал.

Предательство возлюбленной глубоко ранит героя, утратившего смысл жизни. Дни без любви летят «проклятым роем», и ничто не предвещает душевного покоя.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Для придания большей выразительности автор использовал в своем произведении много символов, среди которых встречается и традиционная христианская символика. Так, «заветное кольцо» – это символ верности, аналой – символ любви и верности, ночь олицетворяет собой тьму и неизвестность, а синий цвет плаща – измену.

При помощи ярких эпитетов («горестная», «проклятый»), олицетворений («летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою») и метафор («ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо») поэт описывал переживания лирического героя, потерявшего смысл жизни. Любовь же он сравнивал с безвозвратно ушедшей молодостью («И звал тебя, как молодость свою»).

Каждая фраза наполнена глубоким смыслом и символами, скрывающими страдание, печаль и отчаяние лирического героя.

«О доблестях, о подвигах, о славе. », анализ стихотворения Блока

Поэт, пишущий о любви, конечно, опирается на собственный опыт любовных переживаний. Но личные эмоции, воплощенные в стихах, приобретают как бы общечеловеческий характер и становятся настоящей школой чувств для других. Александр Блок, поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, в начале своего творческого пути свою любимую сравнивал с Прекрасной Дамой и служение ей выбрал как жизненный удел.

Однако сравнивая стихи, написанные с 1902 по 1908 год, можно заметить эволюцию и этой темы, и образа Прекрасной Дамы. Еще в первых стихах цикла он писал:

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Это и произошло: сначала Прекрасная Дама трансформировалась в Незнакомку, а в 1908 году Блок написал очень грустное стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе. », вошедшее позднее в цикл «Возмездие», где звучит тема утраченного идеала.

Это стихотворение, анализ которого будет здесь представлен, написано в форме любовного послания. Оно имеет кольцевую композицию: последняя строфа повторяет первую и одновременно противопоставлена ей, ведь признание в любви завершается осознанием ее невозвратимой утраты. Именно поэтому все стихотворение пронизано страстным желанием вернуть ушедшую любовь, а сила эта подчеркнута двойной анафорой и синтаксическим параллелизмом:

. И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою.
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.

Любовь героя настолько всепоглощающая, что заставляет забыть его «о доблестях, о подвигах, о славе». Но ведь все это — атрибуты рыцарства, а мотив рыцарства характерен для первого тома. К «Стихам о Прекрасной Даме» отсылает и строка «И вспомнил я тебя пред аналоем», ведь когда-то свидание героя с дамой его сердца происходило в «тёмных храмах».

Не случайно поэт сравнивает героиню со своей молодостью, ведь разлука с любимой означает утрату прежнего идеала, юношеской романтической мечты. Героиня стихотворения названа «милой, нежной», а ее лицо прекрасным. Но этот идеальный образ контрастирует с несовершенным, дисгармоничным миром, с образом «горестной земли» и «проклятого роя» дней. «Страшный мир», воплощенный в образе «сырой ночи», оказывается сильнее героя и отнимает у него возлюбленную. Лирический герой настолько смиряется с потерей счастья, что решается на чудовищный поступок:

Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Особое значение имеет синий цвет плаща, единственной предметной детали, связанной с обликом героини. У Блока, как и в поэзии позднего средневековья, этот цвет символизирует измену, причем не столько измену в любви, сколько измену идеалам, а также крушение юношеской веры в счастливую мистическую жизнь духа, в мировую гармонию.

Кроме того, в стихотворении явственно звучат композиционные и образные переклички со знаменитым пушкинским стихотворением, посвященным А. П. Керн:

«Передо мной явилась ты»«Передо мной сияло на столе»;

«И я забыл твой голос нежный»«И я забыл прекрасное лицо»;

«Шли годы»«Летели дни» и т. д.

Однако на фоне пушкинских строк отчетливо ощутим трагизм блоковского произведения. При внешнем сходстве композиции у этих стихотворений резко контрастируют финалы. Там, где у Пушкина настает пробуждение души героя, у Блока звучит отчаяние. Героиня Пушкина вносит в мир гармонию («И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь»), а у блоковского героя эта гармония безвозвратно утрачена («Вино и страсть терзали жизнь мою»). Поэтому вину за понесенную утрату поэт возлагает не только на страшный мир, но и на самого себя.

Так в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе. » начинает звучать мотив возмездия, принципиально важный для всего цикла в целом. Ведь возмездие — это и осуждение самого себя, осознание собственных ошибок, расплачиваться за которые приходится иногда не только усталостью от жизни, но и ожиданием «спасительной смерти». Подобное душевное опустошение, разочарование в прежних идеалах характерны для всего цикла «Возмездие», но в представленном стихотворении звучат сильнее всего.

Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе»

В раннем творчестве Александра Александровича Блока тема любви была одной из центральных и животрепещущих тем. Однако в более позднем периоде она уступила место разочарованию и тоске по утраченным идеалам. Подобное настроение поэта особенно остро чувствуется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…», вошедшим в цикл «Возмездие». Приводим краткий анализ «О доблестях, о подвигах, о славе…» по плану, который будет полезен при подготовке учащихся к уроку литературы в 11 классе.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Незнакомка

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О доблестях, о подвигах, о славе.
История создания – Стихотворение было написано в 1908 году, и вошло в цикл под названием «Возмездие».

Тема стихотворения – Разочарование в любви.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Любовное послание.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «когда твое лицо в простой оправе», «ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо».

Эпитеты – «горестная», «сырая», «проклятый».

Олицетворения – «летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою».

Сравнения – «И звал тебя, как молодость свою».

Инверсия – «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла».

Архаизмы – «гордыня», «аналой».



Главная тема творчества

Автор наделял любовь божественной энергетикой, открывающей смысл земного существования. Это чувство, по его мнению, может предотвратить хаос во всем мире, а не только в душе отдельного человека.

Тема любви красной нитью проходит сквозь все творчество поэта. Именно ей он посвятил большое количество прекрасных стихотворений.

Произведение было написано в 1908 году. Оно вошло в цикл «Возмездие». Название стихотворения Блок выбрал вовсе не случайно. По большому счету это наказание и суд автора над собой. Его вина заключается в измене собственным принципам, высокому чувству любви и начертанному ему Богом предназначению как человека.

Расплата за такое отступничество была жестокой и вызывала:

  • опустошенность души;
  • усталость от жизненных перипетий;
  • ожидание смерти как способа избавления от мук.

Этот мотив звучит во всех стихотворениях Блока того периода. Безгрешная любовь навсегда покинула поэта. Суровая действительность оказалась сильнее придуманного идеала, а вера в чистоту чувств разрушилась. Он жалеет о прошедшей молодости и былых мечтах о славе. Все окончено, фотография убрана со стола

Стихотворение «О подвигах, о доблести, о славе» Александр Блок построил как сложную композицию с кольцевой структурой. В нем первая строка сходна с последней, но имеет при этом противоположный смысл. Подобный жанр позволяет более глубоко прочувствовать разочарование героя, его увядшую страсть и горесть, способную терзать измученную душу осознанием того, что мечты уже никогда не сбудутся.

Жанр любовного послания позволяет поэту описать страсть брошенного мужчины, который не может забыть любимую женщину. Но вернуть утерянную любовь уже нельзя. После расставания со своей мечтой герой утратил смысл жизни, понимая, что настоящей любви уже никогда не будет, остались только вино и страсть.

Страшные дни для героев он сравнивает с проклятым роем. Этот символичный образ перекликается с сырой ночью, поглотившей радость и любовь. Синий плащ, в котором была дама сердца, должен символизировать измену.

История создания

Главной женщиной в жизни молодого поэта была Любовь Дмитриевна Менделеева, в которой он видел воплощение женского идеала. В течение шести лет он посвятил ей почти семь сотен лирических стихотворений, написанных с большой любовью.

Неудивительно, что серьезным ударом для Блока стала измена любимой женщины, с которой он к тому времени обвенчался. Любовь Дмитриевна покинула поэта ради его близкого друга, поэта Андрея Белого. Уход супруги, которую он с таким трепетом боготворил все это время, опустошила Александра Александровича. Утратив иллюзии и былые идеалы, он был морально уничтожен, и долго не мог оправиться после предательства. Впоследствии Любовь Дмитриевна вернулась к супругу, но былого чувства он уже не испытывал к ней.

Глубокое эмоциональное потрясение стало причиной создания цикла «Возмездие». Однако, несмотря на красноречивое название, в нем автор не пытался расквитаться с изменницей за причиненную душевную боль. В цикл вошло и стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», проникнутое душевными терзаниями и изнеможением поэта.

Выразительные средства

Признание в любви, которое звучит в стихотворении Александра Блока, относится к тому времени, когда они были вместе с любимой женщиной, но теперь это время ушло и уже никогда не вернется. Автор старается использовать как можно больше выразительных средств, которые разнообразят художественный текст:

★ Метафоры. ★ Анафора. ★ Эпитеты. ★ Синтаксический параллелизм. ★ Сравнения. ★ Перифраз. ★ Олицетворения. ★ Инверсия. ★ Многоточия.

Всё это помогает восприятию стихотворения. К концу произведения читатель искренне сочувствует автору, разделяя его трагедию.

Главная тема произведения – разочарование в любви. Измена и уход некогда столь любимой женщины оставляют глубокую рану в душе поэта. Он не готов простить предательство и принимает для себя решение навсегда вычеркнуть из памяти образ возлюбленной.

В попытке избавиться от душевных терзаний, лирический герой пускается во все тяжкие. Однако ни вино, ни другие женщины не в состоянии залатать ту брешь, которую оставил после себя уход любимой. Все стихотворение пронизано унынием, тоской и горьким послевкусием измены.

Герой видит смысл жизни лишь в любви, и никакие земные радости не способны заменить прелести жизни духовной. Однако сильная любовь не проявляется в полумерах – она либо окрыляет и возносит до небес, либо полностью уничтожает.

Символы в стихотворении

Одним из символов, который автор удачно ввёл в текст, является кольцо. Его главный герой бросает в ночь, как показатель полного разрыва. Кольца, которые супруги подарили друг другу, больше не являются символом любви и верности, так незачем церемониться с этим аксессуаром.

Вторым символом является синий плащ, который в тексте повторяется несколько раз. Плащ – это символ дороги, а сам синий цвет – тревога и одиночества. Синий цвет является и цветом измены. У нашего лирического героя всё перемешалось от измены любимой женщины и разочарования, и Блок выбирает именно синий плащ, чтобы ещё ярче показать трагизм ситуации.

Символом любви и нежности становится фотография, и автор несколько раз подчёркивает «в простой оправе». Автор так влюблён, что ему безразлично какого качества оправа. Дорого сердцу именно фото.

Средства выразительности

Для придания большей выразительности автор использовал в своем произведении много символов, среди которых встречается и традиционная христианская символика. Так, «заветное кольцо» – это символ верности, аналой – символ любви и верности, ночь олицетворяет собой тьму и неизвестность, а синий цвет плаща – измену.

При помощи ярких эпитетов («горестная», «проклятый»), олицетворений («летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою») и метафор («ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо») поэт описывал переживания лирического героя, потерявшего смысл жизни. Любовь же он сравнивал с безвозвратно ушедшей молодостью («И звал тебя, как молодость свою»).

Каждая фраза наполнена глубоким смыслом и символами, скрывающими страдание, печаль и отчаяние лирического героя.

Содержание

С большой грустью поэт описывает ситуацию в которую он попал. Уход возлюбленной — вот трагедия, которая разыгрывается на глазах читателя. Полное отчаяние и разочарование охватывает главного героя «Я бросил в ночь заветное кольцо».

Остаются воспоминания, светлый образ, и как доказательство того, что всё было, фотография на столе «твое лицо в простой оправе». Печаль и боль утраты не вызывают отрицательных чувств. Главный герой вспоминает светлый образ «перед аналоем». Даже то, что любимая ушла к другому мужчине не позволяет очернить её имидж.

Как дальше жить без надежды, влача горькое существование, когда любимая даже «не оглянулась», в ответ на призывы и слёзы, «не снизошла» для общения. Всё! Несмотря на чувства с одной стороны, связь разорвана.

В своих страданиях поэт никого не винит, об ушедшей женщине не сказано ни одного плохого слова. Герою ничего не остаётся как смириться со своей участью. С тяжёлым сердцем он мысленно отпускает предмет своего обожания.

Чтобы легче справиться с утратой покинутый лирик своей рукой убирает фотографию женщины, надеясь что так ему станет легче.

«О доблестях, о подвигах, о славе…», анализ стихотворения Блока

Поэт, пишущий о любви, конечно, опирается на собственный опыт любовных переживаний. Но личные эмоции, воплощенные в стихах, приобретают как бы общечеловеческий характер и становятся настоящей школой чувств для других. Александр Блок, поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, в начале своего творческого пути свою любимую сравнивал с Прекрасной Дамой и служение ей выбрал как жизненный удел.

Однако сравнивая стихи, написанные с 1902 по 1908 год, можно заметить эволюцию и этой темы, и образа Прекрасной Дамы. Еще в первых стихах цикла он писал:

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Это и произошло: сначала Прекрасная Дама трансформировалась в Незнакомку, а в 1908 году Блок написал очень грустное стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», вошедшее позднее в цикл «Возмездие», где звучит тема утраченного идеала.

Это стихотворение, анализ которого будет здесь представлен, написано в форме любовного послания. Оно имеет кольцевую композицию: последняя строфа повторяет первую и одновременно противопоставлена ей, ведь признание в любви завершается осознанием ее невозвратимой утраты. Именно поэтому все стихотворение пронизано страстным желанием вернуть ушедшую любовь, а сила эта подчеркнута двойной анафорой и синтаксическим параллелизмом:

… И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою. Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла…

Любовь героя настолько всепоглощающая, что заставляет забыть его «о доблестях, о подвигах, о славе». Но ведь все это — атрибуты рыцарства, а мотив рыцарства характерен для первого тома. К «Стихам о Прекрасной Даме» отсылает и строка «И вспомнил я тебя пред аналоем», ведь когда-то свидание героя с дамой его сердца происходило в «тёмных храмах».

Не случайно поэт сравнивает героиню со своей молодостью, ведь разлука с любимой означает утрату прежнего идеала, юношеской романтической мечты. Героиня стихотворения названа «милой, нежной», а ее лицо прекрасным. Но этот идеальный образ контрастирует с несовершенным, дисгармоничным миром, с образом «горестной земли» и «проклятого роя» дней. «Страшный мир», воплощенный в образе «сырой ночи», оказывается сильнее героя и отнимает у него возлюбленную. Лирический герой настолько смиряется с потерей счастья, что решается на чудовищный поступок:

Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

Особое значение имеет синий цвет плаща, единственной предметной детали, связанной с обликом героини. У Блока, как и в поэзии позднего средневековья, этот цвет символизирует измену, причем не столько измену в любви, сколько измену идеалам, а также крушение юношеской веры в счастливую мистическую жизнь духа, в мировую гармонию.

Кроме того, в стихотворении явственно звучат композиционные и образные переклички со знаменитым пушкинским стихотворением, посвященным А. П. Керн:

«Передо мной явилась ты» — «Передо мной сияло на столе»;

«И я забыл твой голос нежный» — «И я забыл прекрасное лицо»;

«Шли годы» — «Летели дни» и т. д.

Однако на фоне пушкинских строк отчетливо ощутим трагизм блоковского произведения. При внешнем сходстве композиции у этих стихотворений резко контрастируют финалы. Там, где у Пушкина настает пробуждение души героя, у Блока звучит отчаяние. Героиня Пушкина вносит в мир гармонию («И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь»), а у блоковского героя эта гармония безвозвратно утрачена («Вино и страсть терзали жизнь мою»). Поэтому вину за понесенную утрату поэт возлагает не только на страшный мир, но и на самого себя.

Так в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…» начинает звучать мотив возмездия, принципиально важный для всего цикла в целом. Ведь возмездие — это и осуждение самого себя, осознание собственных ошибок, расплачиваться за которые приходится иногда не только усталостью от жизни, но и ожиданием «спасительной смерти». Подобное душевное опустошение, разочарование в прежних идеалах характерны для всего цикла «Возмездие», но в представленном стихотворении звучат сильнее всего.

  • «Незнакомка», анализ стихотворения
  • «Россия», анализ стихотворения Блока
  • «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока
  • «Фабрика», анализ стихотворения Блока
  • «Русь», анализ стихотворения Блока
  • «Летний вечер», анализ стихотворения Блока
  • «Рассвет», анализ стихотворения Блока
  • «На железной дороге», анализ стихотворения Блока, сочинение
  • «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стихотворения Блока
  • «Ветер принес издалека…», анализ стихотворения Блока
  • «Коршун», анализ стихотворения Блока, сочинение
  • «Осенний день», анализ стихотворения Блока
  • Александр Блок, биография, анализ раннего творчества
  • «В ресторане», анализ стихотворения Блока
  • «Скифы», анализ стихотворения Блока

По писателю: Блок Александр Александрович

Анализ стихотворения

Любовная история, описанная в стихотворении, спорна и противоречива. Былого счастья не вернуть. Проблема, возникшая в семейной жизни — это судьбоносный рок!

Александр Блок относился к собственной жене в большей степени, как к музе, как к творческому вдохновителю. А Любовь Менделеева, хотя и была человеком искусства, актрисой, видимо, желала оставаться женщиной земной. В этом и было противоречие супругов, таких талантливых, и таких разных.

Для поэта его жена не только источник чистоты. Она ассоциируется у него со свежестью, с молодостью. Он отмечает, что после её ухода происходит прощание с юностью «Всё миновалось, молодость прошла!» Будто с уходом женщины главный герой потерял все ориентиры, но понял, что это точка невозврата. Точка невозврата в юность, любовь, былое счастье.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом

Надежды рухнули, поэтому он и убирает потрет любимой женщины со стола в самом финале стихотворения. Ему сложно это сделать, но он понимает, что должен. Поэт показал читателю, что разум все-таки победил над чувствами, и как бы печально ему ни было, он все-таки совершил финальный поступок. Это решение оказалось самым верным и правильным. Теперь это огромнейшее чувство любви уже не будет приносить ему столько боли и страданий. И может быть, вскоре появиться счастье в его жизни, а печаль и трагедия уйдет.

Помогите написать Анализ стихотворения А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» 1.Сведения из биографии поэта.
2.Творческое своеобразие поэта (основные сборники, их краткая
характеристика; дата написания стихотворения).
3.Идейное содержание стихотворения:
а)О каком лирическом событии говорится в стихотворении? На сколько
частей можно условно разделить стихотворение?
б) Какими предстают в стихотворении лирические герой и героиня?
Выпишите эпитеты, характеризующие героиню.
Сравните это стихотворение с пушкинским «Я помню чудное
мгновенье…». В чём сходство и различие раскрытия темы любви в
произведениях А.А. Блока и А.С. Пушкина?
в) Почему это стихотворение включено в цикл «Возмездие»?
На кого возлагает поэт вину за невозможность осуществления
гармонии в мире и в душе?
г) Какое чувство остаётся после прочтения этого стихотворения?
4. «Мое отношение к отношению автора» (Г. Гуковский)​

u0412 u0440u0430u043du043du0435u043c u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u0435 u0410u043bu0435u043au0441u0430u043du0434u0440u0430 u0410u043bu0435u043au0441u0430u043du0434u0440u043eu0432u0438u0447u0430 u0411u043bu043eu043au0430 u0442u0435u043cu0430 u043bu044eu0431u0432u0438 u0431u044bu043bu0430 u043eu0434u043du043eu0439 u0438u0437 u0446u0435u043du0442u0440u0430u043bu044cu043du044bu0445 u0442u0435u043c. u041eu0434u043du0430u043au043e u0432 u0431u043eu043bu0435u0435 u043fu043eu0437u0434u043du0435u043c u043fu0435u0440u0438u043eu0434u0435 u043eu043du0430 u0443u0441u0442u0443u043fu0438u043bu0430 u043cu0435u0441u0442u043e u0440u0430u0437u043eu0447u0430u0440u043eu0432u0430u043du0438u044e u0438 u0442u043eu0441u043au0435 u043fu043e u0443u0442u0440u0430u0447u0435u043du043du044bu043c u0438u0434u0435u0430u043bu0430u043c. u041fu043eu0434u043eu0431u043du043eu0435 u043du0430u0441u0442u0440u043eu0435u043du0438u0435 u043fu043eu044du0442u0430 u043eu0441u043eu0431u0435u043du043du043e u043eu0441u0442u0440u043e u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0443u0435u0442u0441u044f u0432 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u00abu041e u0434u043eu0431u043bu0435u0441u0442u044fu0445, u043e u043fu043eu0434u0432u0438u0433u0430u0445, u043e u0441u043bu0430u0432u0435u2026u00bb, u0432u043eu0448u0435u0434u0448u0438u043c u0432 u0446u0438u043au043b u00abu0412u043eu0437u043cu0435u0437u0434u0438u0435u00bb u0438 u043du0430u043fu0438u0441u0430u043du043du044bu043c u0432 1908 u0433u043eu0434u0443.

u0413u043bu0430u0432u043du0430u044f u0442u0435u043cu0430 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u2013 u0440u0430u0437u043eu0447u0430u0440u043eu0432u0430u043du0438u0435 u0432 u043bu044eu0431u0432u0438. u0418u0437u043cu0435u043du0430 u0438 u0443u0445u043eu0434 u043du0435u043au043eu0433u0434u0430 u0441u0442u043eu043bu044c u043bu044eu0431u0438u043cu043eu0439 u0436u0435u043du0449u0438u043du044b u043eu0441u0442u0430u0432u043bu044fu044eu0442 u0433u043bu0443u0431u043eu043au0443u044e u0440u0430u043du0443 u0432 u0434u0443u0448u0435 u043fu043eu044du0442u0430. u0413u043bu0430u0432u043du043eu0439 u0436u0435u043du0449u0438u043du043eu0439 u0432 u0436u0438u0437u043du0438 u043cu043eu043bu043eu0434u043eu0433u043e u043fu043eu044du0442u0430 u0431u044bu043bu0430 u041bu044eu0431u043eu0432u044c u0414u043cu0438u0442u0440u0438u0435u0432u043du0430 u041cu0435u043du0434u0435u043bu0435u0435u0432u0430, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u043eu0439 u043eu043d u0432u0438u0434u0435u043b u0432u043eu043fu043bu043eu0449u0435u043du0438u0435 u0436u0435u043du0441u043au043eu0433u043e u0438u0434u0435u0430u043bu0430. u0412 u0442u0435u0447u0435u043du0438u0435 u0448u0435u0441u0442u0438 u043bu0435u0442 u043fu043eu0441u0432u044fu0442u0438u043b u0435u0439 u043fu043eu0447u0442u0438 u0441u0435u043cu044c u0441u043eu0442u0435u043d u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0439, u043du0430u043fu0438u0441u0430u043du043du044bu0445 u0441 u0431u043eu043bu044cu0448u043eu0439 u043bu044eu0431u043eu0432u044cu044e. u0410.u0410. u043du0435 u0433u043eu0442u043eu0432 u043fu0440u043eu0441u0442u0438u0442u044c u043fu0440u0435u0434u0430u0442u0435u043bu044cu0441u0442u0432u043e u0438 u043fu0440u0438u043du0438u043cu0430u0435u0442 u0434u043bu044f u0441u0435u0431u044f u0440u0435u0448u0435u043du0438u0435 u043du0430u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u0432u044bu0447u0435u0440u043au043du0443u0442u044c u0438u0437 u043fu0430u043cu044fu0442u0438 u043eu0431u0440u0430u0437 u0432u043eu0437u043bu044eu0431u043bu0435u043du043du043eu0439. u0412 u043fu043eu043fu044bu0442u043au0435 u0438u0437u0431u0430u0432u0438u0442u044cu0441u044f u043eu0442 u0434u0443u0448u0435u0432u043du044bu0445 u0442u0435u0440u0437u0430u043du0438u0439, u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0433u0435u0440u043eu0439 u043fu0443u0441u043au0430u0435u0442u0441u044f u0432u043e u0432u0441u0435 u0442u044fu0436u043au0438u0435. u041eu043d u0432u0438u0434u0438u0442 u0441u043cu044bu0441u043b u0436u0438u0437u043du0438 u043bu0438u0448u044c u0432 u043bu044eu0431u0432u0438, u0438 u043du0438u043au0430u043au0438u0435 u0437u0435u043cu043du044bu0435 u0440u0430u0434u043eu0441u0442u0438 u043du0435 u0441u043fu043eu0441u043eu0431u043du044b u0437u0430u043cu0435u043du0438u0442u044c u043fu0440u0435u043bu0435u0441u0442u0438 u0436u0438u0437u043du0438 u0434u0443u0445u043eu0432u043du043eu0439. u0418u043du0442u0435u0440u0435u0441u043du043e u0432 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u0440u0430u0441u043au0440u044bu0442 u0436u0435u043du0441u043au0438u0439 u043eu0431u0440u0430u0437. u0412u0441u0435u0433u043e u043fu043e u043du0435u0441u043au043eu043bu044cu043au0438u043c u0448u0442u0440u0438u0445u0430u043c u043cu044b u043cu043eu0436u0435u043c u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu0438u0442u044c, u043au0430u043au043eu0432u0430 u044du0442u0430 u0436u0435u043du0449u0438u043du0430. u0412u043e-u043fu0435u0440u0432u044bu0445, u0435u0435 u043bu0438u0446u043e u043fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du043e. u041eu043du0430 u043du0435u0437u0430u0432u0438u0441u0438u043cu0430 (u00abu0442u044b u0443u0448u043bu0430 u0438u0437 u0434u043eu043cu0443u00bb, u00abu0442u044b u043eu0442u0434u0430u043bu0430 u0441u0432u043eu044e u0441u0443u0434u044cu0431u0443 u0434u0440u0443u0433u043eu043cu0443u00bb), u0442u043e u0435u0441u0442u044c u043eu043du0430 u0441u0430u043cu0430 u0432u043fu0440u0430u0432u0435 u0440u0430u0441u043fu043eu0440u044fu0436u0430u0442u044cu0441u044f u0441u0432u043eu0435u0439 u0441u0443u0434u044cu0431u043eu0439. u041eu043du0430 u0431u0435u0441u0441u0442u0440u0430u0448u043du0430. u0422u0430u043au0438u043c u043eu0431u0440u0430u0437u043eu043c, u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u0434u0435u043bu0438u0442u0441u044f u043du0430 u0442u0440u0438 u0431u043eu043bu044cu0448u0438u0445 u0447u0430u0441u0442u0438 (u00abu044f u0437u0430u0431u044bu0432u0430u043bu00bb u2013 u00ab u0438 u0432u0441u043fu043eu043cu043du0438u043b u044fu00bb u2013 u0443u0431u0440u0430u043b u044f u0441u043e u0441u0442u043eu043bu0430u00bb). u042du0442u043e u0434u0435u043bu0435u043du0438u0435 u0441u043eu0437u0434u0430u0435u0442 u043au043eu043bu044cu0446u0435u0432u0443u044e u043au043eu043cu043fu043eu0437u0438u0446u0438u044e u0432u043e u0432u043du0443u0442u0440u0435u043du043du0435u0439 u0441u0442u0440u0443u043au0442u0443u0440u0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f. u0418 u0441u043eu043eu0442u043du043eu0441u0438u0442u0441u044f u0441 u0442u0440u0435u043cu044f u043fu043bu0430u0441u0442u0430u043cu0438 u0432u0440u0435u043cu0435u043du0438: u043fu0440u043eu0448u043bu044bu043c, u043du0430u0441u0442u043eu044fu0449u0438u043c u0438 u0431u0443u0434u0443u0449u0438u043c. u0421u0438u043cu0432u043eu043bu0438u0447u043du043eu0441u0442u044c u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u043fu043eu0434u0434u0435u0440u0436u0438u0432u0430u0435u0442u0441u044f u0432u0441u0435u043cu0438 u0445u0443u0434u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu043cu0438 u0441u0440u0435u0434u0441u0442u0432u0430u043cu0438: u044du043fu0438u0442u0435u0442u0430u043cu0438 (u00abu0433u043eu0440u0435u0441u0442u043du043eu0439 u0437u0435u043cu043bu0435u00bb, u00abu0437u0430u0432u0435u0442u043du043eu0435 u043au043eu043bu044cu0446u043eu00bb, u00abu0441u044bu0440u0443u044e u043du043eu0447u044cu00bb), u043cu0435u0442u0430u0444u043eu0440u0430u043cu0438 (u00abu043bu0435u0442u0435u043bu0438 u0434u043du0438u00bb, u00abu043bu0438u0446u043e u0441u0438u044fu043bu043eu00bb, u00abu0431u0440u043eu0441u0438u043b u0432 u043du043eu0447u044cu00bb, u00abu0432u0438u043du043e u0438 u0441u0442u0440u0430u0441u0442u044c u0442u0435u0440u0437u0430u043bu0438 u0436u0438u0437u043du044c u043cu043eu044eu00bb) u0438 u043fu0435u0440u0438u0444u0440u0430u0437u043eu043c (u00abu043au0440u0443u0442u044fu0441u044c u043fu0440u043eu043au043bu044fu0442u044bu043c u0440u043eu0435u043cu00bb). u00a0

u0415u0441u043bu0438 u0432u043du0438u043cu0430u0442u0435u043bu044cu043du043e u0447u0438u0442u0430u0442u044c u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 “u041e u0434u043eu0431u043bu0435u0441u0442u044fu0445, u043e u043fu043eu0434u0432u0438u0433u0430u0445, u043e u0441u043bu0430u0432u0435u2026”, u0442u043e u043du0435u0442u0440u0443u0434u043du043e u0437u0430u043cu0435u0442u0438u0442u044c, u0447u0442u043e u043eu043du043e u043fu0435u0440u0435u043au043bu0438u043au0430u0435u0442u0441u044f u0441u043e u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435u043c u0410.u0421. u041fu0443u0448u043au0438u043du0430 “u042f u043fu043eu043cu043du044e u0447u0443u0434u043du043eu0435 u043cu0433u043du043eu0432u0435u043du044cu0435u2026”.

u041au043eu0433u0434u0430 u0442u0432u043eu0451 u043bu0438u0446u043e u0432 u043fu0440u043eu0441u0442u043eu0439 u043eu043fu0440u0430u0432u0435

u041fu0435u0440u0435u0434u043e u043cu043du043eu0439 u0441u0438u044fu043bu043e u043du0430 u0441u0442u043eu043bu0435u2026

u0423 u041fu0443u0448u043au0438u043du0430 u043cu044b u0432u0438u0434u0438u043c u0441u0445u043eu0434u043du044bu0435 u0441u0442u0440u043eu0447u043au0438:

u042f u043fu043eu043cu043du044e u0447u0443u0434u043du043eu0435 u043cu0433u043du043eu0432u0435u043du044cu0435:

u041fu0435u0440u0435u0434u043e u043cu043du043eu0439 u044fu0432u0438u043bu0430u0441u044c u0442u044b.

“u0418 u044f u0437u0430u0431u044bu043b u043fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du043eu0435 u043bu0438u0446u043e” – “u0418 u044f u0437u0430u0431u044bu043b u0442u0432u043eu0439 u0433u043eu043bu043eu0441 u043du0435u0436u043du044bu0439”. “u041bu0435u0442u0435u043bu0438 u0434u043du0438” – “u0448u043bu0438 u0433u043eu0434u044b”. u041du043e, u043du0435u0441u043cu043eu0442u0440u044f u043du0430 u0441u0442u043eu043bu044c u043fu043eu0445u043eu0436u0438u0439 u0441u0446u0435u043du0430u0440u0438u0439, u0444u0438u043du0430u043bu044b u0443 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0439 u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0435u043du043du043e u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu043fu043eu043bu043eu0436u043du044bu0435: u0443 u0410.u0421. u041fu0443u0448u043au0438u043du0430 u043a u043au043eu043du0446u0443 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u043du0430u0441u0442u0443u043fu0430u0435u0442 u043fu0440u043eu0431u0443u0436u0434u0435u043du0438u0435 u0434u0443u0448u0438, u0443 u0411u043bu043eu043au0430 u0436u0435 u043cu044b u0432u0438u0434u0438u043c u043bu0438u0448u044c u0433u043eu0440u0435u0447u044c, u043eu0442u0447u0430u044fu043du0438u0435.

u0422u0430u043a u0432 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u00abu041e u0434u043eu0431u043bu0435u0441u0442u044fu0445, u043e u043fu043eu0434u0432u0438u0433u0430u0445, u043e u0441u043bu0430u0432u0435. u00bb u043du0430u0447u0438u043du0430u0435u0442 u0437u0432u0443u0447u0430u0442u044c u043cu043eu0442u0438u0432 u0432u043eu0437u043cu0435u0437u0434u0438u044f. u043fu0440u0438u043du0446u0438u043fu0438u0430u043bu044cu043du043e u0432u0430u0436u043du044bu0439 u0434u043bu044f u0432u0441u0435u0433u043e u0446u0438u043au043bu0430 u0432 u0446u0435u043bu043eu043c. u0412u0435u0434u044c u0432u043eu0437u043cu0435u0437u0434u0438u0435 u2014 u044du0442u043e u0438 u043eu0441u0443u0436u0434u0435u043du0438u0435 u0441u0430u043cu043eu0433u043e u0441u0435u0431u044f, u043eu0441u043eu0437u043du0430u043du0438u0435 u0441u043eu0431u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0445 u043eu0448u0438u0431u043eu043a, u0440u0430u0441u043fu043bu0430u0447u0438u0432u0430u0442u044cu0441u044f u0437u0430 u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u043fu0440u0438u0445u043eu0434u0438u0442u0441u044f u0438u043du043eu0433u0434u0430 u043du0435 u0442u043eu043bu044cu043au043e u0443u0441u0442u0430u043bu043eu0441u0442u044cu044e u043eu0442 u0436u0438u0437u043du0438, u043du043e u0438 u043eu0436u0438u0434u0430u043du0438u0435u043c u00abu0441u043fu0430u0441u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0439 u0441u043cu0435u0440u0442u0438u00bb.

u0412 u043fu0440u0438u043du0446u0438u043fu0435, u0437u0434u0435u0441u044c u043du0435u043eu0431u044fu0437u0430u0442u0435u043bu044cu043du043e u043fu0435u0440u0435u043fu0438u0441u044bu0432u0430u0442u044c u0432u0441u0435. u0417u0434u0435u0441u044c u043cu043du043eu0433u043e u0432u043eu0434u044b, u043du043e u00a0u0443 u043cu0435u043du044f u043du0435 u043eu0447u0435u043du044c u043cu043du043eu0433u043e u0432u0440u0435u043cu0435u043du0438. u041du0430u0434u0435u044eu0441u044c u0447u0435u043c-u0442u043e u043fu043eu043cu043eu0433u043bu0430. u041eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u0435 u043a u043fu0440u043eu0447u0438u0442u0430u043du043du043eu043cu0443, u0434u0443u043cu0430u044e, u0441u043cu043eu0436u0435u0448u044c u0441u043eu0441u0442u0430u0432u0438u0442u044c. u0418 u0435u0449u0435 u043du0435u043cu043du043eu0433u043e u043du0435 u043fu043eu043du044fu043bu0430 u043du0430u0441u0447u0435u0442 4 u043fu0443u043du043au0442u0430.

Анализ стихотворения Блока О, как безумно за окном

Ни для кого не является секретом, то что свою самую большую популярность великий русский писатель Александр Александрович Блик завоевал благодаря целому циклу стихотворений, посвященных прекрасной даме. Однако, мало кто вспоминает самую первую лирику данного поэта. И нужно признать очень напрасно, так как она была не менее чувствительной, эмоциональной и красивой.

Произведение “О, как безумно за окном. “, написанное в 1899 году стало своеобразным экспериментом. Автор, долго не мог понять в каком именно жанре и стиле ему лучше всего писать, поэтому и не мог определиться, создавая произведения в разных литературных направлениях.

Но, тем не менее, на написание всех произведений Александра Александровича вдохновляла его муза. Тут справедливо будет заметить, что своей музой в течение всей жизни Блок считал свою возлюбленную, а впоследствии и жену Любовь Менделееву.

Начать анализ данного произведения стоит с описания природы, которую очень красочно и ярко описал автор. Он продумывал каждое слово, чтобы показать состояние природы перед надвигающейся бурей. Многие отмечают, что поэт сравнивает состояние природы с состоянием души человека.

А ведь правда у каждого человека бывает момент в жизни, когда изнутри как будто разрывает. Очень часто это связано с тем, что человек переживает, что с ним происходит. Конечно же, любовь вызывает в человеке подобные эмоции, и именно это автор хотел отметить.

Стихотворение получилось лаконичным и красивым, каждая строчка непрерывно связана друг с другом, благодаря перекрестной рифме.

Так же важно отметить, что произведение содержит различные метафоры, эпитеты, олицетворение и красочные прилагательные. Все вышеуказанные литературные приемы делают произведение очень красивым, романтичным и запоминающимся.

Анализ стихотворения О, как безумно за окном Блока

Александр Александрович Блок во времена, когда был студентом, примкнул к символистам. Именно тогда он начинает искать жанр и стиль для своих произведений. В 1899 году выходит сборник писателя, в котором публикуется стихотворение «О, как безумно за окном».

Александр Александрович в этом стихотворении пишет о ветреной и холодной ночи. Главный герой стихотворения смотрит в окно и наблюдает за погодой. Писатель находится один дома и углубляется в свои размышления. Сильный ветер быстро гонит тучи и льет сильный дождь. Человек, который наблюдает за всем этим из дома, сочувствует людям, у которого нет своего жилья. Блок рассуждает как тяжело таким людям, что эта ночь очень холодна и дождлива. Писатель пишет, что хочет разделить участь с этими людьми и испытать все тоже, что испытывают они.

Александр Александрович собирается выйти на улицу и бороться с природной стихией, которая ему, к сожалению не подвластна. Писатель хочет попасть в объятья сырого и темного времени суток, чтобы лучше понять людей без крова.

Многие считают, что это стихотворение написано о душевных переживаниях поэта, которые он переживал из-за своей любви. События, происходящие за окном, скорее всего, были в душе писателя при написании этого стихотворения. Его будущая жена, в которую он был сильно влюблен, попросила о разлуке. И все что бушует у него в душе, он излагает в строки своего произведения.

Блок описывает, как ему жаль людей, которые остались на улице при такой погоде. Писатель собирается выйти им навстречу, чтобы пережить тоже, что и они. Холодные порывы ветра и дождь, который льет, как с ведра должны успокоить душевные страдания поэта.

В строках стихотворения Александра Александровича даже проглядываются нотки зависти к бездомным, ведь такая погода пройдет и снова выйдет солнце, а его душевное состояние надолго.

В этом небольшом по объему стихотворении Блок вместил столько восклицания и понятных для всех слов. Когда писатель описывает бурю за окном из ветра и дождя, то на самом деле это буря его эмоций и чувств в душе.

Стихотворение было написано еще совсем молодым Блоком, поэтому возможно гамма его эмоций превышена. В молодости каждый все воспринимает остро, и из этого стихотворения это видно.

По плану 6 класс кратко

Картинка к стихотворению О, как безумно за окном

Популярные темы анализов

Концепция, изречения в элегии, были исходом воспоминаний и волнений творца от наблюдения страстей войны, которая терзала народонаселение России в населенных пунктах и деревеньках. Блок в период длительной эпохи позиционировался

Стихотворение было написано сестре Александре оно называется “Ты запой мне песню, что прежде”. Анализируя данный текст можно прочувствовать всю любовь поэта к родимым местам

У многих писателей и художников проходит прямая параллель между творчеством и внутренними переживаниями, их произведения являются, по сути, отражением собственных потрясений происходящих в их душах. В истории русской литературы

Муза для поэта сродни божественному провидению, его «яйцо с иглой внутри», его поэтическая сила и вдохновение. Для Александра Сергеевича Пушкина таковой стала на тот момент ещё невеста – Наталья Гончарова,

Муза-вдохновительница сопутствует человеку во всех его творческих порывах, указывая путь, настраивая на определенный лад создавать, строить. Это некое эфемерное понятие, вдыхающее жизнь в разработки и планы человека,

«О, как безумно за окном» анализ стихотворения Блока по плану кратко – композиция, жанр,тема

Ранее творчество Александра Александровича Блока характеризуется большой чувственностью и эмоциональностью. Примером тому служит стихотворение «О, как безумно за окном» – прекрасный образец философской лирики. Представляем краткий анализ «О, как безумно за окном» по плану, с помощью которого можно лучше подготовиться к уроку по литературе в 6 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, как безумно за окном….

История создания – Стих написан в 1899 году, в период творческих исканий и любовных переживаний поэта. Опубликован в сборнике стихотворений «Ante Lucem».

Тема стихотворения – Одиночество лирического героя, которое подчеркивается разбушевавшейся погодой.

Композиция – Кольцевой тип композиции.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Метафоры«бороться с мраком и дождем», «и сожаленье гонит прочь —

в объятья холода сырого. ».

Эпитеты«ужасна», «злая».

Инверсия«несутся тучи».

Олицетворения«безумно ревет», «бушует буря», «ветер воет».

История создания

В студенческие годы Бок примкнул к течению символистов, но до этого он занимался активным поиском себя в поэзии, постоянно экспериментируя с жанрами и стилями. Итогом этих поисков стал сборник стихотворений «Ante Lucem», опубликованный в 1899 году. Среди прочих произведений в него вошел стих «О, как безумно за окном», в котором сквозь призму разбушевавшейся природы показаны душевные терзания юного поэта.

К тому времени Блок была давно безнадежно влюблен в Любовь Менделееву, которая впоследствии стала его супругой. Однако начальный этап их отношений не предвещал столь благополучной развязки. После трогательного признания в чувствах последовала продолжительная разлука, ставшая для Александра настоящим испытанием.

Внутренние переживания поэта нашли свое отражение в строчках стихотворения «О, как безумно за окном». Они в полной мере отражали его душевное состояние, помогали справиться с последствиями личной драмы.

Центральная тема произведения – одиночество лирического героя, чья мятущаяся душа никак не может найти успокоения. Ему близки страдания скитальцев, у которых нет дома, нет надежного убежища, где можно было бы скрыться от разыгравшейся стихии. Терзаемый душевными муками, герой мечтает разделить их участь, и это стремление гонит его навстречу буре.

В какой-то мере он даже завидует несчастным, которые испытывают лишь физические страдания от непогоды. Рано или поздно буря пройдет стороной, и на ясном небе вновь появится солнце, в то время как его душевное ненастье может длиться целую вечность.

Композиция

В небольшом произведении, состоящим из двенадцати строк, автором сделан акцент на описании страшной бури – с него берет начало стихотворение, им же и заканчивается.

Кульминацией повествования служит восклицание лирического героя, пожелавшего разделить участь тех несчастных, которые вынуждены оставаться один на один со стихией.

Замкнутость автора на своих тяжелых душевных переживаниях как нельзя лучше подчеркивает кольцевая композиция стиха.

Стихотворение «О, как безумно за окном» написано в жанре философской лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Произведение Блока отличается большой эмоциональной выразительностью. Этот эффект был достигнут поэтом за счет использования восклицательных конструкций, многочисленных глагольных форм, прекрасно передающих буйство разыгравшейся стихии.

Также в стихотворении немало метафор («бороться с мраком и дождем», «и сожаленье гонит прочь — в объятья холода сырого.

»), эпитетов («ужасна», «злая»), олицетворений («безумно ревет», «бушует буря», «ветер воет»).

Картина яростной бури встает перед глазами читателя благодаря повторению одних и тех же слов (дождь, ветер, безумно, ночь, бушует), а также ассонансам на буквы «о» и «у», позволяющих явственно услышать шум дождя и завывание ветра.

Ссылка на основную публикацию