Анализ стихотворения Блока О, весна без конца и без краю

Анализ стихотворения «О, весна без конца и без краю…» Блока

А. Блок умело передавал состояние души через образы природы. Эта особенность творчества поэта отобразилась в произведении «Весна без конца». Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «О, весна без конца и без краю…» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, весна без конца и без краю. .

История создания – было написано в октябре 1907 г. в период кризиса в семье поэта.

Тема стихотворения – весна в природе и в человеческой душе.

Композиция – Произведение невозможно поделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет».

Эпитеты – «бессонные споры», «завесы темные», «воспаленные взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта».

История создания

1907 г. стал для А. Блока переломным. Отношения с супругой складывались очень непросто. Любовь Менделеева ушла к поэту А. Белому. Случилось это весной указанного года. Вскоре Александр Александрович увлекся Натальей Волоховой, но отдаться новой любви не смог, ведь в душе еще лежал тяжелый груз расставания с женой. Втайне поэт мечтал, что Любовь Менделеева вернется к нему.

Одиночество не сломило поэта. Он продолжал писать, посвящая множество стихов бывшей супруге. В ноябре 1907 г. он написал стихотворение «Весна без конца».

Весенняя тематика очень распространена в литературе. У А. Блока она тесно связана с личными переживаниями, поэтому весну поэт воспринимает не только как время года, но и как состояние души. Такое восприятие определило тему анализируемого произведения. Для ее развития автор создал оригинальную систему образов. В центре ее лирический герой, который обращается к своей жизни и отдельным ее проявлениям: мечте, удачи и неудаче.

В первой строфе мужчина говорит о бескрайней весне, демонстрируя, таким образом, свое внутреннее состояние. Нетрудно догадаться, что у него есть мечта, от которой он не откажется ни при каких обстоятельствах. Герой смело смотрит в глаза грядущему, заявляя, что свою жизнь он встречает со щитом. Кажется, он намекает, что не будет убегать от трудностей, ожидающих его в будущем, с достоинством примет и удачи, и неудачи.

Лирический герой – искренний человек, ведь не видит ничего «позорного» ни в плаче, ни в смехе. Он признается, что ночами часто мучается от бессонницы, ведь ему приходится спорить с самим собой. Это откровение имеет автобиографичную основу: отображает состояние А. Блока после расставания с женой.

В последних стихах лирический герой представляет, как когда-то встретится с любимой женщиной. Он знает, что встреча эта будет «враждующей» . Даже мысли о ней вызывают смешанные чувства: «и смотрю, и вражду измеряю», ненавидя, кляня и любя» . Однако мужчина не позволяет себе сломиться, поэтому готов принять любой поворот судьбы.

Композиция

Смысловая композиция произведения целостная. Его невозможно поделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.

Жанр произведения – элегия, так как в нем переплетаются философские и интимные мотивы. Также в нем есть признаки послания: обращение к жизни. Стихотворный размер – трехстопный анапест. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Инструментом для передачи переживаний лирического героя являются средства выразительности. В первых строках А. Блок использовал гиперболу: «о, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта» . Ключевую роль играют метафоры: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет» . Выразительности монологу лирического героя придают эпитеты: « бессонные споры», «завесы темные», «воспаленные взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта» . Сравнения поэт не использует.

Анализ стихотворения Блока Весна

Анализ стихотворения А. Блока «О, весна без конца и без краю…»

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

А. Блок – замечательный русский поэт. В 1907 году он создал цикл из 11 стихотворений «Заклятие огнём и мраком». Исследователи творчества поэта отмечают, что для данного цикла характерна общая жизнеутверждающая идея. Рассмотрим это на примере произведения
«О, весна без конца и без краю…».

Стихотворение можно отнести к философской лирике. Это подтверждает тема произведения – жизнь человека со всеми её трудностями, удачами и неудачами, «бессонными спорами». Основная мысль произведения, или идея, заключается в том, что лирический герой принимает жизнь такой, какая она есть, считает её прекрасной, наслаждается ею:

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

Донести до читателя свои мысли А.А. Блоку помогают композиция стихотворения, изобразительно-выразительные средства. Остановимся на построении произведения. Стихотворение состоит из семи строф. Объединяющим все части произведения является слово «принимаю». Оно употребляется в первых четырёх и последнем четверостишии. Во второй, третьей и четвёртой строфах видим анафору: они начинаются одинаково: «Принимаю…». С помощью повтора глагола автор передаёт динамику своих мыслей, своей души.

Произведение проникнуто чувством радости, душевного подъёма. Символ весны – это символ жизни, возрождения. Герой стоит перед чем-то новым, лучшим. Он готов бороться, действовать.

Как сказано выше, большую роль в передаче идеи произведения играют средства художественной выразительности. Автор использует повторы («без конца и без краю», «принимаю»), антонимы («неудача» – «удача», «плача» – «смеха», «пустынные веси» – «колодцы земных городов», «простор поднебесий» – «томления рабских трудов», «ненавидя» – «любя»), символы («весна без конца и без краю» – символ жизни, щит – символ борьбы, действий), эпитеты («буйным ветром», «змеиных кудрях», « хмельная мечта»). Следует обратить внимание на восклицательную интонацию стихотворения, которая обеспечивается употреблением восклицательных предложений (их в тексте 12). Это придаёт произведению яркую эмоциональную окраску.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, рифма перекрестная.

Стихотворение А. Блока поразило меня своей жизнерадостностью. Когда читаешь его, чувствуешь, что строки будто излучают энергию. Произведение звучит как призыв. Призыв жить, бороться, стараться. И пусть бывают неудачи, нужно всё «принимать», радоваться каждой прожитой минуте.

«О, весна без конца и без краю…» А.Блок

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!

Анализ стихотворения Блока «О, весна без конца и без краю…»

Александр Блок – достаточно сложный и многогранный поэт, произведения которого имеют свой подтекст, поэтому не могут восприниматься буквально. Отчасти это связано с символизмом, приверженцем которого долгие годы был автор. Однако в большей степени трактовка стихов Блока осложняется тем, что в них автор вкладывал ему лишь одному известный смысл, проследить который можно, если сопоставлять факты из биографии поэта.

К такому многоуровневому произведению с подтекстом относится и стихотворение «О, весна без конца и без краю…», которое было написано в октябре 1907 года. Уже один этот факт свидетельствует о том, что речь в нем пойдет совсем не о времени года и не о погоде, а о воспоминаниях, которые связаны с конкретным периодом в жизни автора. Точнее, о разрыве отношений с супругой Любовью Менделеевой, которая именно весной 1907 года ушла от него к поэту Андрею Белому. Поэтому на фоне буйства весны, которая представляется поэту как «без конца и без края мечта», автор переосмысливает свои взаимоотношения с любимой женщиной и пишет о своем смирении перед обстоятельствами. «Узнаю тебя, жизнь! принимаю! И приветствую звоном щита!», — заявляет во всеуслышанье автор. Щит в этом случае – тонкая метафора, за которым Блок пытается скрыть свое смятение и душевную боль, а также оградить себя от последующих жизненных разочарований, которые, как подозревает поэт, все равно неизбежны. Ведь его любовная история еще не завершена, и в отношениях с супругой нет какой-либо определенности. Поэтому, готовясь к решительному бою за свою возлюбленную, поэт пишет: «Принимаю тебя, неудача и удача, тебе мой привет!». Он готов к любому развитию событий, подчеркивая, но не будет стесняться ни слез отчаяния, ни радостного смеха .

В воображении Блок рисует себе предстоящую встречу с супругой, в тайне мечтая о ее возвращении. Примечательно, то он действительно предугадывает этот момент, и на самом деле будет встречать ее у порога с «с буйным ветром в змеиных кудрях». Однако, готовясь к этой встрече, поэт отмечает: «Никогда я не брошу щита…». Это значит, что он не хочет больше страдать и мучиться неизвестностью. Поэт готов к любым поворотам судьбы, даже если ей угодно будет навсегда разлучить его с той, которую он любит. Тем не менее, «хмельная мечта» о счастливой семейной жизни все еще не покидает Блока. хотя он и понимает, что сложить собственный брак из осколков уже вряд ли удастся.

Будучи обманутым той, которую он боготворил, поэт не может совладать со своими чувствами, испытывая к супруге вражду и ненависть. Однако при этом он по-прежнему продолжает ее любить, и готов забыть всю ту боль, которую она ему причинила. Поэтому Блок заканчивает стихотворение строчкой «Все равно: принимаю тебя!».

Удивительный дар предсказывать будущее, свойственный этому поэту, не подводит его и на сей раз. Последующие взаимоотношения Александра Блока и Любви Менделеевой складываются именно так, как и автор и предсказывает. Неверная супруга все же возвращается к поэту, однако это совсем не означает, что отныне семья воссоединилась. Формально два эти человека остаются супругами и даже утверждают, что по-прежнему любят друг друга. Однако груз совершенных ошибок (Александр Блок в период разрыва отношений с женой также заводит несколько мимолетных романов), не позволяют им подолгу жить под одной крышей.

Любовь Менделеева постоянно гастролирует и продолжает менять любовников, как перчатки. Однако на столь эпатажное поведение супруги Блок теперь уже смотрит сквозь пальцы. В своем душе он сумел сохранить образ любящей, нежной и заботливой женщины, с которые не собирается расставаться даже после того, как становится известно, что Любовь Менделеева ждет ребенка от другого мужчины.

Статья: Анализ стихотворения А.Блока О, весна без конца и без краю.

Анализ стихотворения А. Блока «О, весна без конца и без краю…»

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

А. Блок – замечательный русский поэт. В 1907 году он создал цикл из 11 стихотворений «Заклятие огнём и мраком». Исследователи творчества поэта отмечают, что для данного цикла характерна общая жизнеутверждающая идея. Рассмотрим это на примере произведения
«О, весна без конца и без краю…».

Стихотворение можно отнести к философской лирике. Это подтверждает тема произведения – жизнь человека со всеми её трудностями, удачами и неудачами, «бессонными спорами». Основная мысль произведения, или идея, заключается в том, что лирический герой принимает жизнь такой, какая она есть, считает её прекрасной, наслаждается ею:

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

Донести до читателя свои мысли А.А. Блоку помогают композиция стихотворения, изобразительно-выразительные средства. Остановимся на построении произведения. Стихотворение состоит из семи строф. Объединяющим все части произведения является слово «принимаю». Оно употребляется в первых четырёх и последнем четверостишии. Во второй, третьей и четвёртой строфах видим анафору: они начинаются одинаково: «Принимаю…». С помощью повтора глагола автор передаёт динамику своих мыслей, своей души.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Осенний день

Произведение проникнуто чувством радости, душевного подъёма. Символ весны – это символ жизни, возрождения. Герой стоит перед чем-то новым, лучшим. Он готов бороться, действовать.

Как сказано выше, большую роль в передаче идеи произведения играют средства художественной выразительности. Автор использует повторы («без конца и без краю», «принимаю»), антонимы («неудача» — «удача», «плача» — «смеха», «пустынные веси» — «колодцы земных городов», «простор поднебесий» — «томления рабских трудов», «ненавидя» — «любя»), символы («весна без конца и без краю» — символ жизни, щит – символ борьбы, действий), эпитеты («буйным ветром», «змеиных кудрях», « хмельная мечта»). Следует обратить внимание на восклицательную интонацию стихотворения, которая обеспечивается употреблением восклицательных предложений (их в тексте 12). Это придаёт произведению яркую эмоциональную окраску.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, рифма перекрестная.

Стихотворение А. Блока поразило меня своей жизнерадостностью. Когда читаешь его, чувствуешь, что строки будто излучают энергию. Произведение звучит как призыв. Призыв жить, бороться, стараться. И пусть бывают неудачи, нужно всё «принимать», радоваться каждой прожитой минуте.

Еще работы по литературе и русскому языку

Стихотворение А.А. Блока «О, весна без конца и без краю…» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «О, весна без конца и без краю…» было написано А.А. Блоком в 1907 году. Оно вошло в цикл «Заклятие огнем и мраком», который был написан под влиянием увлечения поэта Наталией Николаевной Волоховой, актрисой театра В.Ф. Комиссаржевской. Стихотворение мы можем отнести к любовной лирике. Основная тема его – принятие полярных сторон жизни через мечту и любовь.

Эпиграфом к своему произведению Блок взял строчки М.Ю. Лермонтова из его стихотворения «Благодарность»:

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченной в пустыне…

Однако у Лермонтова мотив благодарности звучит в ироническом ключе:

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

Лирический герой Блока же обладает оптимистическим мировосприятием. Первая строфа передает его восторженное отношение к жизни, в которой есть «весна» и «мечта»:

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

В этой строфе также возникает мотив борьбы героя с жизнью, борьбы, участвуя в которой он идет к своей мечте, заветной цели, любви («И приветствую звоном щита!»). Многообразие проявления жизни передано Блоком в полярных образах: «удача» и «неудача», «плач» и «смех», ночная бессонница и утро, «пустынные веси» и «колодцы земных городов», «простор поднебесий» и «томления рабьих трудов». Сама жизнь предстает у Блока в образе загадочной женщины:

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…

Лирический герой не может разгадать этой тайны, образ женщины здесь обретает символическое значение образа самой непредсказуемой природы. Встреча с ней требует у героя мужества, твердости духа, сил. Здесь вновь возникает мотив борьбы его с жизнью, появляется образ «щита»:

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами – хмельная мечта!

Однако финал стихотворения оптимистичен. Герой испытывает целый спектр противоречивых чувств, но все они лишь открывают ему многоцветье жизни. Он принимает и радость, и «мученья»:

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель – я знаю —
Все равно: принимаю тебя!

Душевный настрой лирического героя передан восклицательной интонацией (в стихотворении 12 восклицательных предложений). Все это придает речи особую торжественность, патетичность, взволнованность.

Произведение имеет кольцевую композицию. Оно начинается восторженным гимном жизни, в которой есть место для мечты. Затем лирический герой обозначает свою позицию через взаимодействие полярных понятий, образов. Словно пройдя мысленно через трудности, неудачи, бессонные ночи, препоны судьбы, любовь и ненависть, в финале лирический герой вновь восклицает: «Все равно: принимаю тебя!».

Стихотворение написано трехстопным анапестом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («осветленный простор», «с буйным ветром», «хмельная мечта»), риторические восклицания («Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!»), гиперболу и эпонафору («О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта!»), метафору («в заколдованной области плача»), метонимию («бессонные ночи»), анафору («Никогда я не брошу щита… Никогда не откроешь ты плечи…»), контекстные антонимы («бессонные споры» – «утро», «осветленный простор поднебесий» – «томления рабьих трудов»). Многочисленные повторы глагола «принимаю» создают позитивный лейтмотив стихотворения: «Принимаю!», «Принимаю тебя, неудача!», «Принимаю бессонные споры…», «Принимаю пустынные веси!», «…принимаю тебя».

Таким образом, основная мысль стихотворения «О, весна без конца и без краю…» – двойственное чувство лирического героя, его любовь-ненависть к миру. Однако в конечном итоге побеждает любовь, «мечта без конца и без краю».

МегаШпора в соцсетях:

Стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю. » (восприятие, истолкование, оценка)

Это стихотворение, написанное в 1908 году, в ка­кой-то мере продолжает внутреннюю тему «Незна­комки». Это произведение включено в раздел «Закля­тие огнем и мраком» из цикла «Фаина». Этот цикл, как и предшествующий — «Снежная маска», посвя­щается актрисе Н. Н. Волоховой. Поэтическое чувст­во дало поэту свежие силы для нового творческого взлета, явилось источником вдохновения.

Эпиграфом к произведению взяты строчки стихо­творения М. Ю. Лермонтова «Благодарю». Но Блок, оборвав стихотворение, сместил его основные акцен­ты. Если Лермонтов говорит с горьким сарказмом, то Блок благодарит искренне.

Интересно, что стихотворение «О, весна без конца и без краю. » написано осенью. Скорее всего поэт под­разумевает весну как состояние души — пробуждение жизненных сил, творческих идей. Любовь для Блока всегда является олицетворением жизни со всеми ее противоречиями, призывами к борьбе: «Узнаю тебя жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!». Слова «без конца» и «без краю. » усиливают лексиче­ское значение друг друга, создавая ощущение безгра­ничности, всеобъемлющего пространства, многогран­ности жизни.

«Жизнь» для поэта — это не только любовные чув­ства. В это понятие он включает приобщение к про­блемам современности.

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна.

Его жизнь — это и жизнь его родины, России.

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томление рабьих трудов!

Важны для понимания этого стихотворения и представленные противопоставления: «неудача» и «удача», «пустынные веси», и «колодцы земных го­родов», «осветленный простор поднебесий» и «томле­ния рабьих трудов». Жизнь понимается поэтом как вечная борьба светлого и темного.

Сама жизнь воплощена в женском образе: «С буй­ным ветром в змеиных кудрях», символизирующим проявление неистовой стихии природы. Но она же и тайна «с неразгаданным именем бога на холодных и сжатых губах. ». Встреча с ней представляется лири­ческому герою «враждующей», но он готов противо­стоять ее силе, воспринимая борьбу как проявление жизни. Все — и трудности, и радости, — для поэта сущность бытия:

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

В этих строках слышится голос молодых сил, же­лание борьбы за светлое, лучшее, новое — «Никогда я не брошу щита».

Заканчивается стихотворение оптимистичной но­той: поэт любит жизнь во всем ее многообразии, не­смотря на всю ее противоречивость: «За мученья, за гибель — я знаю — Все равно: принимаю тебя!».

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Слушать стихотворение Блока Весна

«О, весна без конца и без краю…» А. Блок

«О, весна без конца и без краю…» Александр Блок

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!

Анализ стихотворения Блока «О, весна без конца и без краю…»

Александр Блок – достаточно сложный и многогранный поэт, произведения которого имеют свой подтекст, поэтому не могут восприниматься буквально. Отчасти это связано с символизмом, приверженцем которого долгие годы был автор. Однако в большей степени трактовка стихов Блока осложняется тем, что в них автор вкладывал ему лишь одному известный смысл, проследить который можно, если сопоставлять факты из биографии поэта.

К такому многоуровневому произведению с подтекстом относится и стихотворение «О, весна без конца и без краю…», которое было написано в октябре 1907 года. Уже один этот факт свидетельствует о том, что речь в нем пойдет совсем не о времени года и не о погоде, а о воспоминаниях, которые связаны с конкретным периодом в жизни автора. Точнее, о разрыве отношений с супругой Любовью Менделеевой, которая именно весной 1907 года ушла от него к поэту Андрею Белому. Поэтому на фоне буйства весны, которая представляется поэту как «без конца и без края мечта», автор переосмысливает свои взаимоотношения с любимой женщиной и пишет о своем смирении перед обстоятельствами. «Узнаю тебя, жизнь! принимаю! И приветствую звоном щита!», — заявляет во всеуслышанье автор. Щит в этом случае – тонкая метафора, за которым Блок пытается скрыть свое смятение и душевную боль, а также оградить себя от последующих жизненных разочарований, которые, как подозревает поэт, все равно неизбежны. Ведь его любовная история еще не завершена, и в отношениях с супругой нет какой-либо определенности. Поэтому, готовясь к решительному бою за свою возлюбленную, поэт пишет: «Принимаю тебя, неудача и удача, тебе мой привет!». Он готов к любому развитию событий, подчеркивая, но не будет стесняться ни слез отчаяния, ни радостного смеха.

В воображении Блок рисует себе предстоящую встречу с супругой, в тайне мечтая о ее возвращении. Примечательно, то он действительно предугадывает этот момент, и на самом деле будет встречать ее у порога с «с буйным ветром в змеиных кудрях». Однако, готовясь к этой встрече, поэт отмечает: «Никогда я не брошу щита…». Это значит, что он не хочет больше страдать и мучиться неизвестностью. Поэт готов к любым поворотам судьбы, даже если ей угодно будет навсегда разлучить его с той, которую он любит. Тем не менее, «хмельная мечта» о счастливой семейной жизни все еще не покидает Блока, хотя он и понимает, что сложить собственный брак из осколков уже вряд ли удастся.

Будучи обманутым той, которую он боготворил, поэт не может совладать со своими чувствами, испытывая к супруге вражду и ненависть. Однако при этом он по-прежнему продолжает ее любить, и готов забыть всю ту боль, которую она ему причинила. Поэтому Блок заканчивает стихотворение строчкой «Все равно: принимаю тебя!».

Удивительный дар предсказывать будущее, свойственный этому поэту, не подводит его и на сей раз. Последующие взаимоотношения Александра Блока и Любви Менделеевой складываются именно так, как и автор и предсказывает. Неверная супруга все же возвращается к поэту, однако это совсем не означает, что отныне семья воссоединилась. Формально два эти человека остаются супругами и даже утверждают, что по-прежнему любят друг друга. Однако груз совершенных ошибок (Александр Блок в период разрыва отношений с женой также заводит несколько мимолетных романов), не позволяют им подолгу жить под одной крышей.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

Любовь Менделеева постоянно гастролирует и продолжает менять любовников, как перчатки. Однако на столь эпатажное поведение супруги Блок теперь уже смотрит сквозь пальцы. В своем душе он сумел сохранить образ любящей, нежной и заботливой женщины, с которые не собирается расставаться даже после того, как становится известно, что Любовь Менделеева ждет ребенка от другого мужчины.

Видео: «О, весна без конца и без краю…» А. Блок


О, весна! без конца и без краю

В расцвете творческих сил Александр Блок начинает отходить от символизма и находит в стихах отражение реальной жизни. Поэт, как созревший плод приобретает полный вкус и радует любителей поэзии новыми оттенками творчества. В стихотворении «О, весна без конца и без краю…» автор полон надежд и позитива, что объясняется и без анализа строк, ведь в это время он думает, что нашёл новую Музу – Н Волохову, которая должна заменить Любовь Менделееву (супруга). На этом фоне жизнь обретает новые краски, ведь надёжны лучший антибиотик от хандры души.

Основная тема стихотворения

Новая увлечённость Блока происходит на волне весны, поэтому этой поре года достаётся вся душевная радость поэта. Ключевым словом стихотворения идёт «Принимаю», ведь душевный восторг автора так велик, что он принимает не просто весну, как синоним любви, а и неудачи, бессонные споры и пустынные веси – всё, что даровано природой.

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!

Весь мир принадлежит Блоку, для него нет границ и барьеров. Даже зная, что такой порыв может привести к гибели, он не отходит в сторону. Для него равноценно дорого всё, что его окружает и поэт не разделяет белое и чёрное, делая из них микс своей жизни и благодаря за него.

Виновницу этого торжества душу он готов встречать у порога, когда ветер развевает её змеиные волосы, а на сжатых и холодных от долгого отсутствия поцелуев устах застыло неразгаданное имя Бога. Эта встреча враждующая, потому что для него скрыты плечи, как часть сексуального начала женщины, но и это можно преодолеть, так как над ними его хмельная мечта – глаза и губы любимого человека. Зная об опасности такого свидания Блок держит наготове щит, а меч ему не нужен – он уже не завоеватель, а обладатель.

Использование выразительных средств

Для украшения стихотворения и лучшей передачи своих восторженных чувств Блок использует в стихе немало средств выразительности. Игра антонимами и эпитетами украшает строки и придаёт им большую глубину без потери лирического начала. Уже в самом начале идут антонимы «удача – неудача», в первой же строфе видим «смех – плачь», в концовке «ненависть и любовь». Струю живой воды строкам предают эпитеты воспалённые, бессонные, осветлённый.

Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

Эпилог

Последнее четверостишье – это эпилог стихотворения, где в четырёх строках поэт подвёл итог всеми вышенаписанному. В нём герой смотрит на предмет своего обожания, одновременно любя и ненавидя его. Любовь не имеет объяснения, как случайна встреча в тёмном переулке с убийцей, а вражда объясняется пониманием героя, что эти отношения приведёт к мучениям и гибели, ведь он женат (не путайте современный штамп в паспорте с венчанием).

За мученья, за гибель – я знаю –
Все равно: принимаю тебя!

Вместе с тем сила любви побеждает, и он вручает себя в её руки, принимая встречу, заранее зная, что идёт на погибель. Не так ли стоит принимать любовь, чтобы она накрывала с головой, и мы готовы были идти до конца, несмотря на неизбежную гибель? Что лучше, быть мотыльком-однодневкой и сгореть, летя на свет и попав в огонь или провести жизнь в спячке, ожидая лучшего из-под своего холодного панциря?

П. С. Роман с Волоховой не сжёг Блока, вскоре он восстановил отношения со своей Музой – Менделеевой, хотя солнечными их назвать было нельзя из-за различий темперамента.

Текст

О, весна! без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах.

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита.
Никогда не откроешь ты плечи.
Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Всё равно: принимаю тебя!

24 октября 1907

Мелодекламация строк

Анализ поэтического текста по Гаспарову: Блок “О весна без конца и без краю. ”
статья по литературе (11 класс)

Анализ стихотворения А.Блока “О весна без конца и без краю. ” Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспарова по анализу поэтического текста. Сама методика изложена в статье М.Л.Гаспарова “Снова тучи надо мною. ” и доступна по ссылке http://www.philology.ru/literature2/gasparov-97b.htm

Скачать:

ВложениеРазмер
blok.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Методика анализа стихотворения (по статье М.Гаспарова)

«Есть два термина, которые не нужно путать: «анализ» и «интерпретация». «Анализ» этимологически значит «разбор», «интерпретация – «толкование». Анализом мы занимаемся тогда, когда общий смысл текста нам ясен (то есть поддается пересказу: «поэт ждет жизненной бури…») и мы на основе этого понимания целого хотим лучше понять отдельные его элементы. Интерпретацией мы занимаемся тогда, когда стихотворение – «трудное», «темное», общее понимание текста «на уровне здравого смысла» не получается, то есть приходится предполагать, что слова в нем имеют не только буквальное, словарное значение, но и какое-то еще». (М.Гаспаров)

Ниже речь пойдет об анализе «имманентном» – не выходящем за пределы того, о чем сказано в тексте. Выполняя анализ, мы должны помнить о том, что «филология с древнейших времен изучала в художественной речи именно то, чем она непохожа на нейтральную речь».

Итак, в строении поэтического текста можно выделить три уровня:

а) идеи и эмоции стихотворения

б) образы и мотивы.

Это то, что мы воспринимаем умом и воображением.

а) лексика, то есть слова, которые мы рассматриваем порознь, особенно слова в переносном значении – «тропы»

б) синтаксис, то есть слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении.

Это то, что мы воспринимаем «чувством языка».

метрика, ритмика, рифмы, аллитерации, ассонансы.
Это то, что мы воспринимаем слухом , даже на чужом языке.

Как подойти к анализу поэтического текста?

Первый подход – от общего впечатления: я смотрю на стихотворение и стараюсь дать себе отчет, что в нем с первого взгляда больше всего бросается в глаза и почему.

Второй подход – от медленного чтения: я медленно читаю стихотворение, останавливаясь после каждой строки, строфы или фразы, и стараюсь понять, что нового внесла эта фраза в мое понимание текста и как изменила старое. Речь при этом идет только о словах текста, а не о моих «вольных» ассоциациях.

Третий подход – самый механический: чтение по частям речи. Вычитываем и выписываем из стихотворения сперва все существительные (по мере сил группируя их тематически), потом все прилагательные, потом все глаголы. Из этих слов перед нами складывается художественный мир произведения: из существительных – его предметный состав; из прилагательных – его чувственная окраска ; из глаголов и глагольных форм – действия и состояния , в нем происходящие. Работая с глаголами, обращаем внимание на категорию времени, активный или страдательный залог и т.п. Ищем ответ на вопрос: как выражены в художественном мире произведения пространство, время и точка авторского (и читательского) зрения?

Не забудьте и про композицию стихотворения.

Образ – это всякий чувственно вообразимый предмет или лицо, т.е. потенциально каждое существительное.

Мотив – это всякое действие, т.е. потенциально каждый глагол.

Все, что вы обнаружили, надо проработать на черновике, а потом сделать из этого на чистовике связный текст. В вашем анализе должен быть отражен не только художественный мир произведения, но и основной конфликт стихотворения.

Анализ поэтического текста в любом случае остается вашей творческой работой: обнаруженные вами закономерности могут ускользнуть от глаз вашего соседа по парте и наоборот. Аналогично могут различаться и сделанные вами выводы. Поэтому помните, что результат оценивается по вашей способности думать, замечать, подводить итоги.

«Не нужно думать, будто филолог умеет видеть и чувствовать в стихотворении что-то такое, что недоступно простому читателю. Он видит и чувствует то же самое, – только он отдает себе отчет в том, почему он это видит, какие слова стихотворного текста вызывают у него в воображении эти образы и чувства, какие обороты и созвучия их подчеркивают и оттеняют. Изложить такой самоотчет в связной устной или письменной форме – это и значит сделать анализ стихотворного текста». (М.Гаспаров)

Как может выглядеть разбор стихотворения?

О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха – позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога –
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах.

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита.
Никогда не откроешь ты плечи.
Но над нами – хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель – я знаю –
Все равно: принимаю тебя!

Попробуем прочитать стихотворение механически, с точки зрения «частей речи». Выпишем в три колонки существительные, глаголы и прилагательные. Над глаголами пишем «мотив», над существительными «образ», над прилагательными «чувственная или эмоциональная окраска». Делим их по строфам. Личные местоимения поместим к группе потенциальных образов, а причастия и деепричастия (если таковые будут) по ситуации, к прилагательным или глаголам, в зависимости от смысловой нагрузки. Здесь начинается ваше творчество: разные люди группируют слова по-своему, от этого будет зависеть ваш взгляд на стихотворение. Как может выглядеть наш черновик :

Все глаголы в 1лнаст.вр

Неудача и удача

В области плача

действие относ.к будущ

Встречаю наст, 1.л.

Не брошу – буд.вр, 1.л.

Принимаю – все в наст.вр

Таким образом, мы «разобрали» стихотворение на части и теперь попробуем его собрать обратно, как собирают головоломку. Для этого мы параллельно смотрим в табличку, пытаясь «поймать» закономерности, и в текст, чтобы почувствовать их .

Итог формулируем в чистовике примерно так:

Первое, что настораживает, это эмоциональная окраска стихотворения. Лирический герой находится в состоянии, называемом в современном языке «измененным». Он находится под действием неких чар, его состояние вызвано бессонницей, оно воспаленное, хмельное, даже утро для лирического героя темное, а поднебесье всего лишь «осветленное». Образ весны, сливающейся с образом мечты, довольно агрессивен – она раздражает героя, пьянит, помрачает его сознание. Из семи строф стихотворения первые четыре строфы оставляют нас наедине с героем и его переживаниями, с его приятием чего-то, и только в пятой строфе появляется некое «ты», фраза «встречаю тебя» подводит нас к основному мотиву всего стихотворения – мотиву ожидания встречи . Это ожидание не спокойное и радостное, а напряженное, возбужденное, и хотя лирический герой и твердит как заклинание, что он принимает эту грядущую встречу, – встреча несет ему мучения и гибель (смотри последнюю строфу). Не случаен повторяющийся образ щита, герой будто сопротивляется, но в силу своего «неадекватного», опьяненного состояния не может противостоять происходящему с ним. Образ возлюбленной (будем считать, что речь идет о ней) почти демонический – ее кудри змеиные, ее сопровождает образ ветра, ветра не освежающего, а буйного, ее губы холодны и сжаты, и образ Бога для нее неразгадан, неведом. Она возникает на пороге, как выходец из другого мира, мира за гранью чего-то. Последняя строфа стихотворения содержит в себе только три «потенциальных образа» – вражды, мучения и гибели, в ней встречаются два противоположных друг другу мотива – ненависти и любви.

Подавляющее большинство глаголов в первом лице единственного числа, что создает впечатление одиночества героя перед лицом грядущей гибели. Других людей нет, хотя есть и города, и деревни, но последние пустынны, а город назван колодцем, вводя, таким образом, скорее мотив падения и гибели (вряд ли кому-нибудь из нас захотелось бы оказаться в колодце). Кругом трудятся рабы, а не люди. Стихотворение написано высоким, торжественным стилем, с употреблением церковнославянизмов (например, деревни названы «веси»), восклицаний, свойственных для одической поэзии: «О весна!» По сути, это гимн, но так как мы решили, что основной мотив стихотворения – это мотив ожидания встречи, и не просто встречи, а встречи роковой, гибельной для лирического героя, то в итоге мы получаем, что перед нами – гимн грядущей гибели .

Мне кажется, на это работает и фонетика стихотворения: например, в первой строфе явный ассонанс: подавляющее большинство ударных гласных – А, это создает впечатление крика: «А-а-ааа!», и это не радостный крик, это напоминает скорее крик навстречу ветру, крик страха перед опасностью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы с поэтически одаренными детьми на уроках литературы.

Данная презинтация представляет собой занятие по развитию речи. Проводилась в 5 классе, но возможна и в 6 классе. На основе стихотворных и живописных материалов углубляются и закрепляются знания о худ.

Анализ стихотворения Пушкина и ответа митрополита Филареты, выполненные по методике М.Гаспарова. Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освое.

Анализ стихотворения О.Мандельштама. Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспарова по анализу поэтического текста.

Анализ стихотворения Н.Заболоцкого “В этой роще березовой…” Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методик.

Сопоставительный анализ двух стихотворений о времени – Инны Лиснянской и Али Кудряшевой – я делала по заказу организаторов олимпиады “Аксиос” в тот год, когда эти стихи были предложены.

Серебряный век. Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб.

Анализ стихотворения Блока О, весна без конца и без краю

Главная » СОЧИНЕНИЯ по литературе для школьников » Сочинения по авторам » » Сочинение на тему Анализ стихотворения А. А- Блока О, весна без конца и без краю. Блок А.А.

Анализ стихотворения А. А- Блока О, весна без конца и без краю.

За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне. М. Ю. Лермонтов
О, весна без конца и без краю Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха позорного нет!
Принимаю бессонные споры, Утро в завесах темных окна, Чтоб мои воспаленные взоры Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем Бога На холодных и сжатых губах.
Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита. Никогда не откроешь ҭы плечи. Но над нами хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: . За мученья, за гибель я знаю Все равно: принимаю тебя!
Сҭихотворение А. А. Блока О, весна без конца и без краю. написанное 24 октября 1907 года, входиҭ в цикл Заклятие огнем и мраком. Сҭихотворение проникнуто опҭимизмом, полнотой жизнеощущения, имеет символическое значение, которое знаменовало наступление нового периода в истории России.
А. А. Блоку были близки поэзия М. Ю. Лермонтова и трагическое обаяние его личности. Эта глубокая связь обнаруживается не только в эпиграфах, реминисценциях, парафразах из Лермонтова, но и в общности идейной направленности ҭворчества поэтов, в сходстве самой манеры изображения действительности и поэҭических приемов.
Сҭихотворение О, весна без конца и без краю. написано под влиянием лермонтовской Благодарности, где подводиҭся итог отношений поэта с не принявшим его миром. Как известно, у Лермонтова благодарность иронически переосмыслена в последних стихах, которые Блок не вводиҭ в свой эпиграф:
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил.
Сходство стихотворений только в самом ключе противоречивого изображения, различие в их смысле: у Лермонтова это благодарность не за радости жизни, а за страдания, у Блока опҭимистическое восприятие жизни, мира, несмотря на его противоречивость и даже гибельность:
За мученья, за гибель я знаю Все равно: принимаю тебя!
Композиционная структура стихотворения опосредует связь его идеи и речевых средств ее воплощения. Восприятие жизни воспринимается конструктивно как взаимодействие лирического я и жизни (мира):
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Лирический герой обретает доспехи в аллегорически изображаемой враждующей встрече с жизнью, утоляющей жажду борьбы (последнее подчеркивается опҭимистически звучащими словами И приветствую звоном щита!), ведущей к заветной и влекущей мечте. Это борьба бескомпромиссная, борьба до конца. Сама жизнь предстает воплощенной в женский образ с буйным ветром в змеиных кудрях (можно любить мать, сестру и жену в едином лице Родины России). Блок поэҭ тонкой метафоры:
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита.
Никогда не откроешь ҭы плечи.
Но над нами хмельная мечта!
Сложность и противоречивость жизни и мира изображается целой системой ее противопоставленных и взаимоисключающих друг друга сторон, противоположных эмоций их восприятия: неудача удача, плач смех, ненависть любовь и др.
Важную конструктивную роль играюҭ и другие противопоставления, подчеркивающие необъятность времени: бессонные споры (ночь) утро и пространства: веси города. Та же мысль усиливается и атрибутами весны и мечты (без конца и без краю).
Сложность и противоречивость жизни и мира изображается целой системой их сторон. В стихотворении можно выделить так называемые ключевые слова, опорные точки композиции и его идейного содержания. Здесь таким конструктивным элементом является глагольная форма принимаю, которая повторяется пять раз, организуя общий подчеркнуҭый риҭм стихов. Его аналогами контекстуальными синонимами выступаюҭ другие языковые средства: приветствую, тебе мой привет, что взоры. пьянила весна, встречаю, не брошу щита, кляня и любя и другие.
Целостность стихотворения, его смысловое и структурное единство организуюҭся восприятием изображаемого мира лирическим героем, человеком своей эпохи, его переживаниями, эмоциями и волевыми импульсами, а также характером и ҭипом речи. Мысли и чувства лирического героя, его нравственная позиция получаюҭ преломления и оценку в образе автора как высшей поэҭической инстанции, где мозаичные детали синтезируюҭся в единое противоречивое целое: радость борьбы, готовность пойҭи на бой (приветствую звоном щита), готовность отдать всего себя изнурительной работе (томления рабьих трудов) и бессилие разгадать жизнь, узнать до конца ее тайны (с неразгаданным именем Бога на холодных и сжатых губах, никогда не откроешь ҭы плечи), противоречивое восприятие мира (ненавидя, кляня и любя). В идеологической, композиционной и языковой структуре стихотворения О, весна без конца и без краю. лирическое я само является, таким образом, предметом оценки и осмысления сущности человеческого быҭия, смысла жизни всего, что на протяжении веков волновало людей, живущих на Земле.
Языковая структура Сҭихотворения О, весна без конца и без краю. мотивирована его содержанием и композицией.
Доминирующим изобразительным средством в стихотворении является повтор. Сҭихотворение начинается выразительным повтором фразеологизма определения в постпозиции и предпозиции к определяемым словам, который экспрессивно усиливает впечатление безграничности мира как цветущей весны и такой же необъятной человеческой мечты: (весна) без конца и без краю без конца и без краю (мечта)
Повторение синонимов в каждом из эҭих выражений заостряет на себе внимание и образует эмоциональный зачин стихов, подчеркнуҭый междометием о, интонацией восклицания и паузой сопоставления содержания первых двух стихов (О, весна без конца и без краю Без конца и без краю мечта!)
Сквозной повтор глагольной формы принимаю (вместе с его аналогами) семанҭически и структурно организует текст стихотворения как его лейҭмотив:
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
Принимаю тебя, неудача.
Принимаю бессонные споры.
Принимаю пустынные веси!
Все равно: принимаю тебя!
Жизнь принимается восторженно во всей ее полноте, во всех ее самых крайних проявлениях. Эта мысль художественно воплощается с помощью антонимов:
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха позорного нет!
Такова же функция контекстуальных антонимов: Принимаю бессонные споры, Утро в завесах темных окна. Принимаю пустынные веси И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов!
Здесь ночные споры и утро, наполненное ҭворческим поиском, пустынные деревни и многоэтажные города, радостный простор светлого неба и вынужденный, подневольный и, может быть, беспросветный труд без ҭворческого парения.
Сложное и противоречивое отношение к различным явлениям и сторонам жизни, может быть, даже некоторая душевная раздвоенность передается с помощью анҭитезы: ненавидя, кляня и любя.
В произведениях поэта создается как бы особая метафорическая речь, своеобразная вторая ступень языка над обычной, первой, то есть язык символов. Таково в стихотворении изображение жизни сначала, в первых четырех строфах, обычное, а потом символическое:
И встречаю тебя у порога С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем Бога На холодных и сжатых губах.
Изображаемое предстает как бы в двойном освещении, в двух планах, которые то соединяюҭся, то разъединяюҭся. Обычная жизнь вдруг проступает в облике загадочной, не познаваемой до конца женщины природы сфинкса.
Общая образно-символическая двуплановость стихотворения основана на развиҭии и разверҭывании метафорического ряда. Жизнь представляется весной без конца и без краю: весна пьяниҭ воспаленные от бессонных ночей взоры поэта; неразгаданная им тайна жизни осеняется хмельной мечтой, в которой есть и возбужденное отчаяние, и безрассудность, и надежда (весна весна пьяниҭ хмельная мечта). Образный строй стихотворения поддержан и другими метафорами символами (В заколдованной области плача, в тайне смеха позорного нет!), а также метонимией (бессонные споры то есть споры не спящих людей) и гиперболой (без конца и без краю о весне и мечте).
Необходимо сказать несколько слов об интонации стихотворения. Эмоциональный строй стихов усилен интонацией восклицания, придающей им восторженный вид и торжественность и создающей декламационный стиль. Важно в этой связи обратить внимание на восклицательные знаки; в сравнительно небольшом стихотворении их 12. Надо сказать, что число 12 у Блока всегда являлось чем-то символическим. Взволнованность и патетика лирической исповеди поэта переданы синтаксически присоединением однородных членов, эмоционально выделенных в самостоятельные восклицательные предложения:
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Принимаю пустынные веси И колодцы земных городов!
Обычные фразы как бы разорваны на части, интонационно подчеркнуҭые (узнаю, принимаю). Сҭихотворение композиционно целостное, в нем ярко проступаюҭ внутренняя тематическая законченность и метрическое единство. Сҭих выразителен, четырехстишная строфа ярко раскрывает внутреннее содержание произведения.
И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель я знаю Все равно: принимаю тебя!
Сҭихотворение звучиҭ риҭмически широко, размеренно и свободно. Оно написано трехстопным анапестом с чередующимися женскими и мужскими рифмами: а в а в.
Индивидуальный авторский стиль, совокупность средств и приемов делаюҭ это стихотворение Блока произведением яркой художественной выразительности.
Произведение А. А. Блока нельзя усвоить с ходу, не напрягая своего разума и своей души. Сҭихи Блока не читаюҭся легко еще и потому, что в них воплощено немало трудных, даже, если угодно, ҭяжких переживаний.

Права на сочинение “Анализ стихотворения А. А- Блока О, весна без конца и без краю. ” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние
Ссылка на основную публикацию