Анализ стихотворения Блока О, весна без конца и без краю

А. А. Блок «О, весна без конца и без краю…»: анализ стихотворения


Читать: Стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю…»

Стихотворение «О, весна без конца и без края…» написано Блоком 24 октября 1907 года. Поэт переживал кризис в семейной жизни. В это время он увлечен актрисой Натальей Волоховой и расстается, как ему кажется, навсегда с женой, Любовью Менделеевой. Перемены одновременно пугают и будоражат поэта, что ярко отражает стихотворение.

Главная тема стихотворения

Весенняя тема в осеннем произведении. Речь идет не о времени года и явлениях природы. Лирический герой, который полностью олицетворяет собой поэта, этот период своей жизни воспринимает как весну, как начало новой судьбоносной вехи. Его сердце исторгает одновременно и «слезы» и «смех». Герой словно задыхается от избытка эмоций. Восклицания, повторения в тексте произведения служат задаче передать это состояние накала эмоций.

В то же время поэт раскрывает философскую тему принятия жизни такой, какова она есть, со всеми ее потерями и приобретениями. Он прямо приветствует их в своей жизни. Собственно, текст произведения в основной своей части представляет собой перечень «удач» и «неудач», которые преподносит поэту жизнь. Три из семи четверостиший начинаются одинаковым словом: «Принимаю тебя, неудача», «Принимаю бессонные споры», «Принимаю пустынные веси!»

Начинается стихотворение с приветствия весны и жизни, заканчивается упоминанием «имени Бога», которое «не разгадано». Поэт верит, что его мечта воплотится, обретет черты, которые видятся ему, то в образе Прекрасной Дамы, Вечной Жены, то в образе весны, которая несет в себе свежий ветер перемен. Герой надеется, что эта весна приблизит его к разгадке чего-то важного, для чего он живет: страдает, радуется, спорит, скитается, ищет.

В произведении ясно прослеживается нерв борьбы. Поэт дважды использует образ щита, с которым он вступает в пору битвы с пока еще непознанными и враждебными силами. Однако страха перед ними нет, наоборот, его будоражит предстоящая схватка. Он обещает, что никогда не «бросит щита». Поэт представляет себя в доспехах и хладнокровно измеряет «вражду». Жизнь теряет без борьбы смысл и даже перед лицом гибели лирический герой принимает ее только такой.

Стихотворение написано двадцативосьмилетним Блоком в пору творческой зрелости. Оно перекликается с лермонтовским стихотворением «Благодарность», незаконченная строфа из которого взята эпиграфом. Но не привнес в свое произведение скрытой иронии и сарказма, имеющегося в стихотворении Лермонтова. Напротив «О, весна без конца и без краю…» — радостный и неподдельно искренний манифест жизненных установок Блока, гимн борьбе, любви, ненависти, вражде и в целом жизни, во всех ее проявлениях.

Использование выразительных средств

Для украшения стихотворения и лучшей передачи своих восторженных чувств Блок использует в стихе немало средств выразительности. Игра антонимами и эпитетами украшает строки и придаёт им большую глубину без потери лирического начала. Уже в самом начале идут антонимы «удача – неудача», в первой же строфе видим «смех – плачь», в концовке «ненависть и любовь». Струю живой воды строкам предают эпитеты воспалённые, бессонные, осветлённый.

Размер стихотворения – это трёхстопный анапест, где Блок использует перекрёстную рифмовку. Жанр «Весны» — элегия с признаками послания. Стих можно разделить на семь катренов, в которые передаётся послание-об ращение героя к весне.

Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов!

Структурный анализ стихотворения

В стихотворении используются повторы, анафоры или единоначатия строф, оно наполнено символами. Автор описывает свое настроение, раскрывает тему, привлекая многочисленные контекстные антонимы. Частые восклицания передают бурю эмоций поэта, так что произведение эмоционально ярко окрашено. Многоточия, заканчивающие несколько строк, привносят в текст ощущение некоторой тайны, которая не должна быть раскрыта, но должна только угадываться.

Размер стихотворения — трехстопный анапест с перекрестной рифмой. Лирическое послание написано семью строфами. С помощью единоначатия строф стихотворение передает читателю динамику мыслей автора.

Стихотворение входит в цикл «Фаина», посвященный Н. Волоховой, в раздел «Заклятие огнем и мраком», и стало программным в школьных курсах русской литературы.

Незнакомки и Прекрасные дамы Александра Блока

Загадочный поэт, воспевший Вечную Женственность, Александр Блок и в жизни искал тот идеал, который видел в своих фантазиях. Не исключено, что и находил, во всяком случае — наделял чертами прекрасной дамы земных женщин.

Мы вспоминаем самые яркие романы Блока, благодаря которым появились знаменитые стихотворения.

Первая любовь — Ксения Садовская

Свою первую музу Блок встретил в шестнадцать лет в немецком курортном городе Бад-Наухайм. Ею была «синеглазая» Ксения Садовская, в прошлом — актриса, а в момент знакомства с поэтом — жена чиновника и мать троих детей.

Девушка пела в церковном хоре Блок А.А. Твердый переплет200 ₽239 ₽-16%Купить

Ксения была на 21 год старше Блока, но даже его тетка и мать, не одобрявшие роман малолетнего «Сашеньки», признавали красоту Садовской. Юноша же был без ума от своей возлюбленной.

«Чем больше я вижу Тебя, Оксана, тем больше во мне пробуждается то чувство, которое объяснить одним словом нельзя: в нем есть и радость, и грусть, а больше всего горячей, искренней любви, и любовь эта не имеет границ и, мне кажется, никогда не кончится

Из письма К. М. Садовской. Петербург, 1898 г.

Несмотря на то, что долго эти отношения не продлились, они оставили глубокий след в сердцах обоих. Садовской были посвящены первые стихотворения поэта, а через двенадцать лет, вернувшись в Бад-Наухайм, Блок напишет:

«Все та же озерная гладь, / Все так же каплет соль с градирен. / Теперь, когда ты стар и мирен, / О чем волнуешься опять? / Иль первой страсти юный гений / Еще с душой не разлучен, / И ты навеки обручен, / Той давней, незабвенной тени?

А что же Садовская? Она до конца жизни хранила письма, написанные ей молодым любовником. Дни свои она закончила в психиатрической клинике, в одиночестве, и уже после ее смерти лечащий врач обнаружил в подоле платья своей пациентки двенадцать писем, перевязанных алой лентой…

«Розовая девушка» Любовь Менделеева

Об отношениях поэта и одной из дочерей легендарного ученого написано много. Возможно даже слишком много для того, чтобы хоть что-то в них стало понятно. Некоторые биографы делают упор на желании Блока жить «белым браком», другие увлеченно обсуждают измены обоих супругов, однако ясно одно: Александр Блок и Любовь Менделеева любили друг друга искренне и, несмотря на все свои увлечения, всегда помнили о своей второй половине.

Стихотворения Александр Блок Твердый переплет227 ₽ В корзину

«Ты — мое Солнце, мое Небо, мое Блаженство. Я не могу без Тебя жить ни здесь, ни там. Ты Первая Моя Тайна и Последняя Моя Надежда. Моя жизнь вся без изъятий принадлежит Тебе с начала и до конца. Играй ей, если это может быть Тебе Забавой. Если мне когда-нибудь удастся что-нибудь совершить и на чем-нибудь запечатлеться, оставить мимолетный след кометы, все будет Твое, от Тебя и к Тебе. Твое Имя здешнее — великолепное, широкое, непостижимое. Но Тебе нет имени. Ты — Звенящая, Великая, Полная, Осанна моего сердца бедного, жалкого, ничтожного. Мне дано видеть Тебя неизреченную. Не принимай это как отвлечение, как теорию, потому что моей любви нет границ, преград, пределов ни здесь, ни там

Из письма Л. Д. Менделеевой. Петербург, 10 ноября 1902 г.

Молодые люди познакомились летом 1898 года, еще до свадьбы много раз расставались и снова возобновляли отношения. Именно Любови Менделеевой посвящен цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

Демоническая Наталья Волохова

С 1906 по 1908 год Блок был увлечен актрисой Натальей Волоховой — стройной и строгой темноволосой красавицей, которая была полной противоположностью рыжеволосой и жизнелюбивой Любе Менделеевой.

Незнакомка Александр Блок Твердый переплет180 ₽ В корзину

«Кто видел ее тогда, в пору его увлечения, тот знает, какое это было дивное обаяние. Высокий, тонкий стан, бледное лицо, тонкие черты, черные волосы и глаза, именно крылатые, черные, широко открытые “маки злых очей”. И еще поразительна была улыбка, сверкающая белизной зубов, какая-то торжествующая, победоносная улыбка… Но странно, все это сияние длилось до тех пор, пока продолжалось увлечение поэта. Он отошел, и она сразу потухла

Из дневника Марии Андреевны Бекетовой

Волохова ценила и уважала Блока как поэта, но была влюблена в другого и не смогла ответить на его чувства. Последнее объяснение между ними состоялось в Москве, где театр был на гастролях, и после него Александр Блок не хотел вспоминать о своей бывшей пассии. Однако эти чувства оказались плодотворными для творчества поэта. Волоховой он посвятил сборник «Снежная маска», ее образ отражен в цикле «Фаина», в пьесе «Песня Судьбы» и в «Сказке о той, которая не поймет его».

«И шурша черной, кажется, шелковой юбкой, пошла она к выходу; и А. А. за ней следовал, ей почтительно подавая пальто; было в ней что-то явно лиловое; может быть, опускала со лба фиолетовую вуалетку она; я не помню, была ли у ней фиолетовая вуалетка; быть может, лиловая, темная аура ее создавала во мне впечатление вуалетки; мое впечатленье от Волоховой: слово “темное” с ней вязалось весьма; что-то было в ней “темное”.

Мне она не понравилась

Из воспоминаний Андрея Белого

Кармен XX века — Любовь Андреева-Дельмас

Еще одна яркая любовь Блока — актриса и педагог Андреева-Дельмас, которая произвела на поэта сильное впечатление своей ролью Кармен. Рыжеволосая, живая, пышнотелая красавица не обманула его воображение и в жизни.

«Да, велика притягательная сила этой женщины. Прекрасны линии ее высокого, гибкого стана, пышно золотое руно ее рыжих волос, обаятельно неправильное, переменчивое лицо, неотразимо влекущее кокетство. И при этом талант, огненный артистический темперамент и голос, так глубоко звучащий на низких нотах

Из дневника Марии Андреевны Бекетовой

Андреевой-Дельмас был посвящен цикл стихотворений «Кармен». Этот роман также длился несколько лет и был настолько бурным, что даже терпеливая Любовь Дмитриевна предлагала мужу развод, а потом, в 1916-м уехала на фронт санитаркой. Тут-то поэт понял, кого любил на самом деле. Отношения Блока и Андреевой-Дельмас не разрушили браки обоих, и до конца жизни они сохранили дружеские отношения.

P. S. Несмотря на странный брак и сильные увлечения обоих, самые теплые и нежные письма Александр Блок все равно писал своей жене — Любе Менделеевой. Именно она ухаживала за больным поэтом в последние месяцы его жизни и посвятила остаток собственных дней сохранению его наследия.

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: «бессонные споры», «в завесах тёмных», «воспалённые взоры».

Метафоры: «с буйным ветром в змеиных кудрях», «враждующей встречей», «хмельная мечта».

Аллегория: «весна как время года — весна как ранняя молодость».

Олицетворение: весна фигурирует в стихотворении как одушевлённый персонаж.

Повторы: «принимаю» — «принимаю тебя» — «принимаю» — «принимаю тебя».

Риторическое обращение: стихотворение наполнено обращениями к весне.

Состав цикла

Цикл разделён автором на две секции — «Снега» и «Маски».

  • Снежное вино («И вновь, сверкнув из чаши винной…»)
  • Снежная вязь («Снежная мгла взвилась…»)
  • Последний путь («В снежной пене — предзакатная…»)
  • На страже («Я — непокорный и свободный…»)
  • Второе крещенье («Открыли дверь мою метели…»)[1]
  • Настигнутый метелью («Вьюга пела…»)
  • На зов метелей («Белоснежней не было зим…»)
  • Её песни («Не в земной темнице душной…»)
  • Крылья («Крылья легкие раскину…»)
  • Влюбленность («И опять твой сладкий сумрак, влюбленность…»)
  • Не надо («Не надо кораблей из дали…»)
  • Тревога («Сердце, слышишь…»)
  • Прочь! («И опять открыли солнца…»)
  • И опять снега («И опять, опять снега…»)
  • Голоса («Нет исхода вьюгам певучим. »)
  • В снегах («И я затянут…»)
  • Под масками («А под маской было звездно…»)
  • Бледные сказанья («— Посмотри, подруга, эльф твой…»)
  • Сквозь винный хрусталь («В длинной сказке…»)
  • В углу дивана («Но в камине дозвенели…»)
  • Тени на стене («Вот прошел король с зубчатым…»)
  • Насмешница («Подвела мне брови красным…»)
  • Они читают стихи («Смотри: я спутал все страницы…»)
  • Неизбежное («Тихо вывела из комнат…»)
  • Здесь и там («Ветер звал и гнал погоню…»)
  • Смятение («Мы ли — пляшущие тени. »)
  • Обреченное («Тайно сердце просит гибели…»)
  • Нет исхода («Нет исхода из вьюг…»)
  • Сердце предано метели («Сверкни, последняя игла…»)
  • На снежном костре («И взвился костер высокий…»)

Поэт-символист А. Блок — ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись, что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока. Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России. Результатом этого становится патриотический цикл «Родина», который включает в себя стихотворение «На поле Куликовом» (1908 г.).

Центральный образ произведения — Куликовское поле, ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой. Эта победа, в конечном счете, привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства. В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.

В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом «степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег. Постоянные набеги кочевников приводят к тому, что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках. Центральная фраза, отражающая это состояние, стала крылатой — «Покой нам только снится».

Блок не описывает саму битву, для него больше важна подготовка к ней, стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя — «Долго будет родина больна». Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям. Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности, исходящей от внешних и внутренних врагов.

Читайте также:  Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

В центральной части цикла появляется символ Богородицы, олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет «лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак, наполняет сердца мужеством и отвагой.

В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой, они напоминают ему разгорающийся вдалеке «широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи. Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется, что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом. Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»

Анализ стихотворения «О, весна без конца и без краю…» Блока

А. Блок умело передавал состояние души через образы природы. Эта особенность творчества поэта отобразилась в произведении «Весна без конца». Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «О, весна без конца и без краю…» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, весна без конца и без краю. .

История создания – было написано в октябре 1907 г. в период кризиса в семье поэта.

Тема стихотворения – весна в природе и в человеческой душе.

Композиция – Произведение невозможно поделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет».

Эпитеты – «бессонные споры», «завесы темные», «воспаленные взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта».

История создания

1907 г. стал для А. Блока переломным. Отношения с супругой складывались очень непросто. Любовь Менделеева ушла к поэту А. Белому. Случилось это весной указанного года. Вскоре Александр Александрович увлекся Натальей Волоховой, но отдаться новой любви не смог, ведь в душе еще лежал тяжелый груз расставания с женой. Втайне поэт мечтал, что Любовь Менделеева вернется к нему.

Одиночество не сломило поэта. Он продолжал писать, посвящая множество стихов бывшей супруге. В ноябре 1907 г. он написал стихотворение «Весна без конца».

Весенняя тематика очень распространена в литературе. У А. Блока она тесно связана с личными переживаниями, поэтому весну поэт воспринимает не только как время года, но и как состояние души. Такое восприятие определило тему анализируемого произведения. Для ее развития автор создал оригинальную систему образов. В центре ее лирический герой, который обращается к своей жизни и отдельным ее проявлениям: мечте, удачи и неудаче.

В первой строфе мужчина говорит о бескрайней весне, демонстрируя, таким образом, свое внутреннее состояние. Нетрудно догадаться, что у него есть мечта, от которой он не откажется ни при каких обстоятельствах. Герой смело смотрит в глаза грядущему, заявляя, что свою жизнь он встречает со щитом. Кажется, он намекает, что не будет убегать от трудностей, ожидающих его в будущем, с достоинством примет и удачи, и неудачи.

Лирический герой – искренний человек, ведь не видит ничего «позорного» ни в плаче, ни в смехе. Он признается, что ночами часто мучается от бессонницы, ведь ему приходится спорить с самим собой. Это откровение имеет автобиографичную основу: отображает состояние А. Блока после расставания с женой.

В последних стихах лирический герой представляет, как когда-то встретится с любимой женщиной. Он знает, что встреча эта будет «враждующей» . Даже мысли о ней вызывают смешанные чувства: «и смотрю, и вражду измеряю», ненавидя, кляня и любя» . Однако мужчина не позволяет себе сломиться, поэтому готов принять любой поворот судьбы.

Композиция

Смысловая композиция произведения целостная. Его невозможно поделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.

Жанр произведения – элегия, так как в нем переплетаются философские и интимные мотивы. Также в нем есть признаки послания: обращение к жизни. Стихотворный размер – трехстопный анапест. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Инструментом для передачи переживаний лирического героя являются средства выразительности. В первых строках А. Блок использовал гиперболу: «о, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта» . Ключевую роль играют метафоры: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет» . Выразительности монологу лирического героя придают эпитеты: « бессонные споры», «завесы темные», «воспаленные взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта» . Сравнения поэт не использует.

«О, весна без конца и без краю…» А. Блок

О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха – позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога –
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами – хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель – я знаю –
Все равно: принимаю тебя!

  • 1 Анализ стихотворения Блока «О, весна без конца и без краю…»
  • 2 Видео: «О, весна без конца и без краю…» А. Блок

Анализ стихотворения Блока «О, весна без конца и без краю…»

Александр Блок – достаточно сложный и многогранный поэт, произведения которого имеют свой подтекст, поэтому не могут восприниматься буквально. Отчасти это связано с символизмом, приверженцем которого долгие годы был автор. Однако в большей степени трактовка стихов Блока осложняется тем, что в них автор вкладывал ему лишь одному известный смысл, проследить который можно, если сопоставлять факты из биографии поэта.

К такому многоуровневому произведению с подтекстом относится и стихотворение «О, весна без конца и без краю…», которое было написано в октябре 1907 года. Уже один этот факт свидетельствует о том, что речь в нем пойдет совсем не о времени года и не о погоде, а о воспоминаниях, которые связаны с конкретным периодом в жизни автора. Точнее, о разрыве отношений с супругой Любовью Менделеевой, которая именно весной 1907 года ушла от него к поэту Андрею Белому. Поэтому на фоне буйства весны, которая представляется поэту как «без конца и без края мечта», автор переосмысливает свои взаимоотношения с любимой женщиной и пишет о своем смирении перед обстоятельствами. «Узнаю тебя, жизнь! принимаю! И приветствую звоном щита!», – заявляет во всеуслышанье автор. Щит в этом случае – тонкая метафора, за которым Блок пытается скрыть свое смятение и душевную боль, а также оградить себя от последующих жизненных разочарований, которые, как подозревает поэт, все равно неизбежны. Ведь его любовная история еще не завершена, и в отношениях с супругой нет какой-либо определенности. Поэтому, готовясь к решительному бою за свою возлюбленную, поэт пишет: «Принимаю тебя, неудача и удача, тебе мой привет!». Он готов к любому развитию событий, подчеркивая, но не будет стесняться ни слез отчаяния, ни радостного смеха.

В воображении Блок рисует себе предстоящую встречу с супругой, в тайне мечтая о ее возвращении. Примечательно, то он действительно предугадывает этот момент, и на самом деле будет встречать ее у порога с «с буйным ветром в змеиных кудрях». Однако, готовясь к этой встрече, поэт отмечает: «Никогда я не брошу щита…». Это значит, что он не хочет больше страдать и мучиться неизвестностью. Поэт готов к любым поворотам судьбы, даже если ей угодно будет навсегда разлучить его с той, которую он любит. Тем не менее, «хмельная мечта» о счастливой семейной жизни все еще не покидает Блока, хотя он и понимает, что сложить собственный брак из осколков уже вряд ли удастся.

Будучи обманутым той, которую он боготворил, поэт не может совладать со своими чувствами, испытывая к супруге вражду и ненависть. Однако при этом он по-прежнему продолжает ее любить, и готов забыть всю ту боль, которую она ему причинила. Поэтому Блок заканчивает стихотворение строчкой «Все равно: принимаю тебя!».

Удивительный дар предсказывать будущее, свойственный этому поэту, не подводит его и на сей раз. Последующие взаимоотношения Александра Блока и Любви Менделеевой складываются именно так, как и автор и предсказывает. Неверная супруга все же возвращается к поэту, однако это совсем не означает, что отныне семья воссоединилась. Формально два эти человека остаются супругами и даже утверждают, что по-прежнему любят друг друга. Однако груз совершенных ошибок (Александр Блок в период разрыва отношений с женой также заводит несколько мимолетных романов), не позволяют им подолгу жить под одной крышей.

Любовь Менделеева постоянно гастролирует и продолжает менять любовников, как перчатки. Однако на столь эпатажное поведение супруги Блок теперь уже смотрит сквозь пальцы. В своем душе он сумел сохранить образ любящей, нежной и заботливой женщины, с которые не собирается расставаться даже после того, как становится известно, что Любовь Менделеева ждет ребенка от другого мужчины.

Анализ поэтического текста по Гаспарову: Блок “О весна без конца и без краю. ”
статья по литературе (11 класс)

Анализ стихотворения А.Блока “О весна без конца и без краю. ” Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспарова по анализу поэтического текста. Сама методика изложена в статье М.Л.Гаспарова “Снова тучи надо мною. ” и доступна по ссылке http://www.philology.ru/literature2/gasparov-97b.htm

Скачать:

ВложениеРазмер
blok.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Методика анализа стихотворения (по статье М.Гаспарова)

«Есть два термина, которые не нужно путать: «анализ» и «интерпретация». «Анализ» этимологически значит «разбор», «интерпретация – «толкование». Анализом мы занимаемся тогда, когда общий смысл текста нам ясен (то есть поддается пересказу: «поэт ждет жизненной бури…») и мы на основе этого понимания целого хотим лучше понять отдельные его элементы. Интерпретацией мы занимаемся тогда, когда стихотворение – «трудное», «темное», общее понимание текста «на уровне здравого смысла» не получается, то есть приходится предполагать, что слова в нем имеют не только буквальное, словарное значение, но и какое-то еще». (М.Гаспаров)

Ниже речь пойдет об анализе «имманентном» – не выходящем за пределы того, о чем сказано в тексте. Выполняя анализ, мы должны помнить о том, что «филология с древнейших времен изучала в художественной речи именно то, чем она непохожа на нейтральную речь».

Итак, в строении поэтического текста можно выделить три уровня:

а) идеи и эмоции стихотворения

б) образы и мотивы.

Это то, что мы воспринимаем умом и воображением.

  1. стилистический:

а) лексика, то есть слова, которые мы рассматриваем порознь, особенно слова в переносном значении – «тропы»

б) синтаксис, то есть слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении.

Это то, что мы воспринимаем «чувством языка».

  1. фонический, звуковой:

метрика, ритмика, рифмы, аллитерации, ассонансы.
Это то, что мы воспринимаем слухом , даже на чужом языке.

Как подойти к анализу поэтического текста?

Первый подход – от общего впечатления: я смотрю на стихотворение и стараюсь дать себе отчет, что в нем с первого взгляда больше всего бросается в глаза и почему.

Второй подход – от медленного чтения: я медленно читаю стихотворение, останавливаясь после каждой строки, строфы или фразы, и стараюсь понять, что нового внесла эта фраза в мое понимание текста и как изменила старое. Речь при этом идет только о словах текста, а не о моих «вольных» ассоциациях.

Третий подход – самый механический: чтение по частям речи. Вычитываем и выписываем из стихотворения сперва все существительные (по мере сил группируя их тематически), потом все прилагательные, потом все глаголы. Из этих слов перед нами складывается художественный мир произведения: из существительных – его предметный состав; из прилагательных – его чувственная окраска ; из глаголов и глагольных форм – действия и состояния , в нем происходящие. Работая с глаголами, обращаем внимание на категорию времени, активный или страдательный залог и т.п. Ищем ответ на вопрос: как выражены в художественном мире произведения пространство, время и точка авторского (и читательского) зрения?

Не забудьте и про композицию стихотворения.

Образ – это всякий чувственно вообразимый предмет или лицо, т.е. потенциально каждое существительное.

Мотив – это всякое действие, т.е. потенциально каждый глагол.

Все, что вы обнаружили, надо проработать на черновике, а потом сделать из этого на чистовике связный текст. В вашем анализе должен быть отражен не только художественный мир произведения, но и основной конфликт стихотворения.

Анализ поэтического текста в любом случае остается вашей творческой работой: обнаруженные вами закономерности могут ускользнуть от глаз вашего соседа по парте и наоборот. Аналогично могут различаться и сделанные вами выводы. Поэтому помните, что результат оценивается по вашей способности думать, замечать, подводить итоги.

«Не нужно думать, будто филолог умеет видеть и чувствовать в стихотворении что-то такое, что недоступно простому читателю. Он видит и чувствует то же самое, – только он отдает себе отчет в том, почему он это видит, какие слова стихотворного текста вызывают у него в воображении эти образы и чувства, какие обороты и созвучия их подчеркивают и оттеняют. Изложить такой самоотчет в связной устной или письменной форме – это и значит сделать анализ стихотворного текста». (М.Гаспаров)

Как может выглядеть разбор стихотворения?

О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха – позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога –
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах.

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита.
Никогда не откроешь ты плечи.
Но над нами – хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель – я знаю –
Все равно: принимаю тебя!

Попробуем прочитать стихотворение механически, с точки зрения «частей речи». Выпишем в три колонки существительные, глаголы и прилагательные. Над глаголами пишем «мотив», над существительными «образ», над прилагательными «чувственная или эмоциональная окраска». Делим их по строфам. Личные местоимения поместим к группе потенциальных образов, а причастия и деепричастия (если таковые будут) по ситуации, к прилагательным или глаголам, в зависимости от смысловой нагрузки. Здесь начинается ваше творчество: разные люди группируют слова по-своему, от этого будет зависеть ваш взгляд на стихотворение. Как может выглядеть наш черновик :

Все глаголы в 1лнаст.вр

Неудача и удача

В области плача

действие относ.к будущ

Встречаю наст, 1.л.

Не брошу – буд.вр, 1.л.

Принимаю – все в наст.вр

Таким образом, мы «разобрали» стихотворение на части и теперь попробуем его собрать обратно, как собирают головоломку. Для этого мы параллельно смотрим в табличку, пытаясь «поймать» закономерности, и в текст, чтобы почувствовать их .

Итог формулируем в чистовике примерно так:

Первое, что настораживает, это эмоциональная окраска стихотворения. Лирический герой находится в состоянии, называемом в современном языке «измененным». Он находится под действием неких чар, его состояние вызвано бессонницей, оно воспаленное, хмельное, даже утро для лирического героя темное, а поднебесье всего лишь «осветленное». Образ весны, сливающейся с образом мечты, довольно агрессивен – она раздражает героя, пьянит, помрачает его сознание. Из семи строф стихотворения первые четыре строфы оставляют нас наедине с героем и его переживаниями, с его приятием чего-то, и только в пятой строфе появляется некое «ты», фраза «встречаю тебя» подводит нас к основному мотиву всего стихотворения – мотиву ожидания встречи . Это ожидание не спокойное и радостное, а напряженное, возбужденное, и хотя лирический герой и твердит как заклинание, что он принимает эту грядущую встречу, – встреча несет ему мучения и гибель (смотри последнюю строфу). Не случаен повторяющийся образ щита, герой будто сопротивляется, но в силу своего «неадекватного», опьяненного состояния не может противостоять происходящему с ним. Образ возлюбленной (будем считать, что речь идет о ней) почти демонический – ее кудри змеиные, ее сопровождает образ ветра, ветра не освежающего, а буйного, ее губы холодны и сжаты, и образ Бога для нее неразгадан, неведом. Она возникает на пороге, как выходец из другого мира, мира за гранью чего-то. Последняя строфа стихотворения содержит в себе только три «потенциальных образа» – вражды, мучения и гибели, в ней встречаются два противоположных друг другу мотива – ненависти и любви.

Подавляющее большинство глаголов в первом лице единственного числа, что создает впечатление одиночества героя перед лицом грядущей гибели. Других людей нет, хотя есть и города, и деревни, но последние пустынны, а город назван колодцем, вводя, таким образом, скорее мотив падения и гибели (вряд ли кому-нибудь из нас захотелось бы оказаться в колодце). Кругом трудятся рабы, а не люди. Стихотворение написано высоким, торжественным стилем, с употреблением церковнославянизмов (например, деревни названы «веси»), восклицаний, свойственных для одической поэзии: «О весна!» По сути, это гимн, но так как мы решили, что основной мотив стихотворения – это мотив ожидания встречи, и не просто встречи, а встречи роковой, гибельной для лирического героя, то в итоге мы получаем, что перед нами – гимн грядущей гибели .

Мне кажется, на это работает и фонетика стихотворения: например, в первой строфе явный ассонанс: подавляющее большинство ударных гласных – А, это создает впечатление крика: «А-а-ааа!», и это не радостный крик, это напоминает скорее крик навстречу ветру, крик страха перед опасностью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы с поэтически одаренными детьми на уроках литературы.

Данная презинтация представляет собой занятие по развитию речи. Проводилась в 5 классе, но возможна и в 6 классе. На основе стихотворных и живописных материалов углубляются и закрепляются знания о худ.

Анализ стихотворения Пушкина и ответа митрополита Филареты, выполненные по методике М.Гаспарова. Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освое.

Анализ стихотворения О.Мандельштама. Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспарова по анализу поэтического текста.

Анализ стихотворения Н.Заболоцкого “В этой роще березовой…” Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методик.

Сопоставительный анализ двух стихотворений о времени – Инны Лиснянской и Али Кудряшевой – я делала по заказу организаторов олимпиады “Аксиос” в тот год, когда эти стихи были предложены.

Серебряный век. Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб.

Сочинение Блок А.А. – Разное

Тема: – Анализ стихотворения А.А. Блока “О, весна без конца и без краю. ”

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне.

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем Бога
На холодных и сжатых губах.
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита.

Никогда не откроешь ты плечи.
Но над нами — хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно:принимаю тебя!

Стихотворение А.А. Блока “О, весна без конца и без краю. ”, написанное 24 октября 1907 года, входит в цикл “Заклятие огнем и мраком”. Стихотворение проникнуто оптимизмом, полнотой жизнеощущения, имеет символическое значение, которое знаменовало наступление нового периода в истории России.

А.А. Блоку были близки поэзия М.Ю. Лермонтова и трагическое обаяние его личности. Эта глубокая связь обнаруживается не только в эпиграфах, реминисценциях, парафразах из Лермонтова, но и в общности идейной направленности творчества поэтов, в

сходстве самой манеры изображения действительности и поэтических приемов.

Стихотворение “О, весна без конца и без краю. ” написано под влиянием лермонтовской “Благодарности”, где подводится итог отношений поэта с “не принявшим” его миром. Как известно, у Лермонтова благодарность иронически переосмыслена в последних стихах, которые Блок не вводит в свой эпиграф:

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

Сходство стихотворений только в самом “ключе” противоречивого изображения, различие — в их смысле: у Лермонтова это “благодарность” не за радости жизни, а за страдания, у Блока — оптимистическое восприятие жизни, мира, несмотря на его противоречивость и даже гибельность:

За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!

Композиционная структура стихотворения опосредует связь его идеи и речевых средств ее воплощения. Восприятие жизни воспринимается конструктивно как взаимодействие

лирического “я” и жизни (мира):

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Лирический герой обретает доспехи в аллегорически изображаемой “враждующей встрече” с жизнью, утоляющей жажду борьбы (последнее подчеркивается оптимистически звучащими словами “И приветствую звоном щита!”), ведущей к заветной и влекущей мечте. Это борьба бескомпромиссная, борьба до конца.

Сама жизнь предстает воплощенной в женский образ “с буйным ветром в змеиных кудрях” (“можно любить мать, сестру и жену в едином лице Родины — России”). Блок —

поэт тонкой метафоры:

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита.
Никогда не откроешь ты плечи.
Но над нами — хмельная мечта!

Сложность и противоречивость жизни и мира изображается целой системой ее противопоставленных и взаимоисключающих друг друга сторон, противоположных эмоций их восприятия: неудача — удача, плач — смех, ненависть — любовь и др.

Важную конструктивную роль играют и другие противопоставления, подчеркивающие

необъятность времени: бессонные споры (ночь) — утро и пространства: веси — города. Та же мысль усиливается и атрибутами весны и мечты (“без конца и без краю”).

Сложность и противоречивость жизни и мира изображается целой системой их сторон. В стихотворении можно вьщелить так называемые ключевые слова, опорные точки композиции и его идейного содержания. Здесь таким конструктивным элементом является

глагольная форма “принимаю”, которая повторяется пять раз, организуя общий
подчеркнутый ритм стихов. Его аналогами — контекстуальными синонимами выступают
другие языковые средства: приветствую, тебе мой привет, что взоры. пьянила весна,
встречаю, не брошу щита, кляня и любя и другие.

Целостность стихотворения, его смысловое и структурное единство организуются восприятием изображаемого мира лирическим героем, человеком своей эпохи, его переживаниями, эмоциями и волевыми импульсами, а также характером и типом речи.

Мысли и чувства лирического героя, его нравственная позиция получают преломления
и оценку в образе автора как высшей “поэтической инстанции”, где мозаичные детали
синтезируются в единое противоречивое целое: радость борьбы, готовность пойти на
бой (“приветствую звоном щита”), готовность отдать всего себя изнурительной
работе (“томления рабьих трудов”) и бессилие разгадать жизнь, узнать до конца
ее тайны (“с неразгаданным именем Бога на холодных и сжатых губах”, “никогда
не откроешь ты плечи”), противоречивое восприятие мира (“ненавидя, кляня и любя”).
В идеологической, композиционной и языковой структуре стихотворения “О, весна
без конца и без краю. ” лирическое “я” само является, таким образом, предметом
оценки и осмысления сущности человеческого бытия, смысла жизни — всего, что на
протяжении веков волновало людей, живущих на Земле.

Языковая структура стихотворения “О, весна без конца и без краю. ” мотивирована его
содержанием и композицией.

Доминирующим изобразительным средством в стихотворении является повтор. Стихотворение начинается выразительным повторам фразеологизма — определения в постпозиции и предпозиции : определяемым словам, который экспрессивно

усиливает впечатление безграничности мира как цветущей весны и такой же необъятной
человеческой мечты:

(весна) без конца и без краю
без конца и без краю (мечта)

Повторение синонимов в каждом из этих выражений, заостряет на себе внимание и образует эмоциональный зачин стихов, подчеркнутый междометием “о”, интонацией восклицания и паузой сопоставления содержания первых двух стихов (“О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта!”)

Сквозной повтор глагольной формы принимаю (вместе с его аналогами) семантически и структурно организует текст стихотворения как его лейтмотив:

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
Принимаю тебя, неудача.
Принимаю бессонные споры.
Принимаю пустынные веси!
Все равно: принимаю тебя!

Жизнь принимается восторженно во всей ее полноте, во всех ее самых крайних проявлениях. Эта мысль художественно воплощается с помощью антонимов:

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!

Такова же функция контекстуальных антонимов:

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна.
Принимаю пустынные веси
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

Здесь ночные споры и утро, наполненное творческим поиском, пустынные деревни и многоэтажные города, радостный простор светлого неба и вынужденный, подневольный и, может быть, беспросветный труд без “творческого парения”.

Сложное и противоречивое отношение к различным явлениям и сторонам жизни, может быть, даже некоторая душевная раздвоенность передается с помощью антитезы: ненавидя,

В произведениях поэта создается как бы особая метафорическая речь, своеобразная

вторая ступень языка над обычной, первой, то есть язык символов. Таково в стихотворении изображение жизни — сначала, в первых четырех строфах, обычное, а потом символическое:

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем Бога
На холодных и сжатых губах.

Изображаемое предстает как бы в двойном освещении, в двух планах, которые то соединяются, то разъединяются. Обычная жизнь вдруг “проступает” в облике загадочной, не познаваемой до конца женщины — природы — сфинкса.

Общая образно-символическая двуплановость стихотворения основана на развитии и
развертывании метафорического ряда. Жизнь представляется весной без конца и без краю:
весна пьянит воспаленные от бессонных ночей взоры поэта; неразгаданная им тайна
жизни осеняется хмельной мечтой, в которой есть и возбужденное отчаяние, и
безрассудность, и надежда (весна — весна пьянит — хмельная мечта). Образный строй
стихотворения поддержан и другими метафорами — символами (“В заколдованной области плача, в тайне смеха — позорного нет!”), а также метонимией (бессонные споры
— то есть споры не спящих людей) и гиперболой (без конца и без краю — о весне и
мечте).

Необходимо сказать несколько слов об интонации стихотворения. Эмоциональный строй стихов усилен интонацией восклицания, придающей им восторженный вид и торжественность и создающей декламационный стиль. Важно в этой связи обратить внимание на восклицательные знаки; в сравнительно небольшом стихотворении их 12. Надо сказать, что число 12 у Блока всегда являлось чем-то символическим. Взволнованность и патетика лирической исповеди поэта переданы синтаксически присоединением однородных членов, эмоционально выделенных в самостоятельные восклицательные предложения:

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю пустынные веси
И колодцы земных городов!

Обычные фразы как бы разорваны на части, интонационно подчеркнутые (узнаю, принимаю). Стихотворение композиционно целостное, в нем ярко проступают внутренняя
тематическая законченность и метрическое единство. Стих выразителен, четырехстишная
строфа ярко раскрывает внутреннее содержание произведения.

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!

Стихотворение звучит ритмически широко, размерено и свободно. Оно написано трехстопным анастопом с чередующимися женскими и мужскими рифмами: а в а в.

Индивидуальный авторский стиль, совокупность средств и приемов делают это стихотворение Блока произведением яркой художественной выразительности.

Произведение А.А. Блока нельзя усвоить “с ходу”, не напрягая своего разума и своей души. Стихи Блока не читаются “легко” еще и потому, что в них воплощено немало трудных, даже, если угодно, тяжких переживаний.

Анализ стихотворения Блока На железной дороге

Душевное стихотворение Александра Блока “На железной дороге” соединяет в себе двоих литературных героев. С первых же строк чувствуется печаль и тоска по молодой женщине, которая посвятила свою жизнь ожиданию.

Холодному, неизвестному ожиданию. Женщина, под велением любви, приходит на перрон, вглядывается в безмолвные вагоны. В надежде увидеть в них родные глаза. Хочет увидеть знакомый силуэт, выходящий из вагона. Но она встречает поезда, и не находя в них ответа на её ожидание, провожает их с горькой печалью в душе.

Может, кто-то смотрел на неё с окон вагонов, думая о том, долго ли она ждёт, и кого именно. Может любимого, может мать родную, или же ребёнка с долгого путешествия. Но даже тот, кто замечал её, забывал о ней спустя несколько остановок. И то, это очень маловероятно. Ведь Александр Блок в своих строках указывал на то, что её сущность для чужих людей сливалась с обычным пейзажем путешествия. Перрон, какие-то люди, трактир и все. Никому, не до кого нет дела. И никто не замечал её, не замечал её красоты, не замечал её печали в глазах и отсутствие улыбки в столь ранние годы. И может сразу, для неё эти пустые взгляды были обидны, комок обиды вставал в горле от этого равнодушия. Но, скорее всего, в последние минуты это равнодушие было для неё как бальзам на душу. Никто не тревожил старые раны, с них не сочилась кровь, и ей не было больно.

В последних строках стихотворения идёт сравнение железной дороги и женщины. Судьба что одной, что другой наполнена грустью и скорбью по уходящим из их жизней. Они отдают себя полностью, без остатка, но в ответ не получают ничего.

Поезд, в данном случае олицетворяет холодное, бездушной чудовище, которое живёт своей жизнью и не хочет ни с кем контактировать, и дарить радость.

А она все ждала, ждала, пока могла. Пока тот, кого ждала, был её смыслом существования.

И поэт представляет нам её смерть. Эту бессмысленную смерть молодого человека. Ведь кому она нужна? Неужели страшной старушке Смерти, нужна была именно она? Ведь, как она ещё могла любить, создавать в этом мире гармонию между любовью и ненавистью. Она могла лечить чужие души, но если бы кто-то чуть раньше вылечил её.

Если бы тот, кого так верно ждала, излечил её простуженную, одиноким холодом на перроне, душу. Быть может, тогда её сердце выдержало бы. Но это жестокая жизнь с главным её оружием – разлукой. И нам никуда от этого не убежать, а только пытаться победить.

Анализ стихотворения На железной дороге Блока

Известное и многими любимое произведение, а именно стихотворение великого русского поэта Александра Блока “На железной дороге” было написано и издано в свет в 1910 году. Стоит сразу же заметить то, что данное стихотворение входит в цикл “Одина” и становится одной из самых ярких иллюстраций старой, дореволюционной страны.

Основной сюжет данного произведения, как признавался сам автор, был навеян ещё одним великим и знаменитым русским писателем, Львом Толстым.

Картина, которая так полно и живо воспроизводится данным поэтом, является очень, величественной, но при этом весьма печальной.

С первых строк читатели понимают, что на железной дороге лежит молодая, весьма привлекательная девушка, лежит как живая, но тем не менее автор не скрывает, что она уже мертва. При чем она погибла не случайно, а специально бросившись под поезд.

Что же заставило молодую, полную сил, здоровья и красоты девушку совершить этот ужасный поступок? Александр Блок оставляет этот вопрос без ответа, искренне считая, что девушка к сожалению при жизни не была никому нужна, поэтому и после её гибели не стоит говорить об этом, открывая её душу, тем кто не интересовался ей ранее.

Кем была эта героиня данного произведения так же очень сложно понять, так как и здесь автор не заостряет своего внимания.

Что касается литературной составляющей данного стихотворения, то оно построено из 9 строф, каждая из которых содержит по 4 строчки, итого 36 строк, в общей сложности.

Рифма для данного произведения использована перекрестная. Стихотворение наполнено различными литературными приемами, содержит довольно таки много красочных прилагательных, которые делают его запоминающимся, ярким и броским.

В заключении хотелось бы сказать, что можно лишь догадываться, сколько же часов перед своей гибелью провела героиня на железной дороге, о чем она думала, чего боялась и в какую же всё-таки минута решилась на самый страшный, последний поступок в своей жизни. К сожалению, порой многим просто не хватает поддержки и понимания со стороны других людей, и они остаются один на один со своими проблемами, переживаниями, порой не в силах пережить это, решаются на самые ужасные вещи.

Вариант №3

«Бессознательное подражание эпизоду из «Воскресенья» Толстого», – так характеризовал своё стихотворение, в 1910 году Александр Блок. Однако так ли «бессознательно» он заимствован? У Толстого в его романе всё довольно-таки однозначно: трагедия несчастной девушки, причиной которой стал не очень порядочный человек. У Блока же стихотворение двойственное, за женщиной раздавленной и разбитой не только с точки зрения анатомии, но и внутренней составляющей, то есть духовно, скрывается судьба России: «Она раздавлена, всё больно».

В 1910 году русскому народу уже становилось понятно, что что-то идёт не так, что потихоньку неуклонно приближается крах. Поезд всегда аллегоричен в произведения русских классиков. Вот и в стихотворении «На железной дороге» локомотив – символ движения жизни, её быстротечности, невозможности увильнуть или уйти от своей судьбы. А трагедия на одной из станций – это одновременно и обрывание чьей-то жизни и будущий развал Российской Империи.

Условно стихотворение делится на 3 части, поскольку композиция у него кольцевая: первая – повествует о моменте, когда всё случилось. Эпитеты «Красивая и молодая» рисуют картину, только что живой, но через мгновенье уже мёртвой девушки. Потом вдруг лирического героя, который когда-то давно знал эту женщину, одолевают воспоминания. Из них и становится понятно, почему она решилась на такой поступок. Хаотичные и множественные глаголы: «ждала», «шла», «подрагивали» необычайно подробно характеризуют её жизнь «до». Метафора «три ярких глаза набегающих» говорят о приближении конца, развязки. Олицетворение: «вагоны шли», «молчали жёлтые и синие» лишь сгущают краски, делают атмосферу ещё более нагнетающей. Анафора: «Скользнул…» и многочисленные умолчания передают страдания, которые испытывала девушка/Россия, когда её предали.

Вот так и бедная Родина Блока доверилась не тому человеку, который в 1917 году оставил страну без главы у руля. А её бедную охомутали, скрутили и повели под конвоем на глазах у десятка стран. Пока она не бросилась, не погибла, чтобы потом возродится уже под новым названием. Блок, тогда не зная, не загадывать на 10 лет вперёд, очень точно и пророчески описал ситуацию, которая ждала Россию через несколько лет.

Хаотичный ямб, с различными стопами придаёт динамичности и ритма, сюжет летит со скоростью поезда, оставаясь лёгким и не перегруженным лишними деталями.

Стихотворение включено в цикл Блока «Родина», в который он вкладывал всю душу, все переживания о судьбе своей страны и её народа. Россия, недавно молодая и цветущая, нынче, по его мнению, раздавлена и убита.

Тема идея кратко по плану

Картинка к стихотворению На железной дороге

Популярные темы анализов

Данный цикл полностью посвящен христианским мотивам, в него входит всего несколько стихотворений. Интересно сам писатель за свою жизнь особо не соблюдал каноны церкви, но прожитое время заставило Пушкина задуматься о жизни

Если подробно изучить данное стихотворение, то можно сделать определённый вывод, что писатель главного героя описывает в виде неряшливой девочки. Она вызывает смех практически у каждого читателя

Конец сороковых годов, послевоенные года. Поэт Эдуард Асадов вернулся домой с войны с тяжелой травмой. Он снова начал писать. Много интересных, берущих за душу стихов вышло из-под его пера, которые вызывали слезы сочувствия

Во время написания этого стихотворения Есенин учился в церковно-приходской школе. Есенин не стремился быть известным, просто ему нравилось описывать природу и все что вокруг него происходит. Это произведение мир мог бы и не

Когда Александр Сергеевич учился в лицее, на последнем году обучения ему приходит мысль написать новое произведение. Его жизнь полностью кипит и приобретает новых оборотов. Поэт участвует в работе литературного общества, увлекает творчеством

«На железной дороге» анализ стихотворения Блока по плану кратко – идея, жанр, тема

Строки произведения «На железной дороге» сжимают сердце, рисуя в воображении читателя жуткие картины. В школе стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем прочитать краткий анализ «На железной дороге» по плану. Он поможет быстро подготовиться к уроку.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На железной дороге.

История создания – написано в июне 1910 под впечатлением от произведений Л. Толстого, вошло в цикл «Родина».

Тема стихотворения – судьба женщины, ставшей жертвой любви.

Композиция – Стихотворение А. Блока по смыслу делится на части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о судьбе героини. Формально произведение поделено на девять катренов.

Жанр – элегия с элементами сюжетной лирики.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры«ров некошенный», «три ярких глаза набегающих», «молчали желтые и синие», «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто».

Эпитеты«цветной платок», «походка чинная», «ближний лес», «платформа длинная», «нежней румянец, круче локон», «кусты блеклые», «рука небрежная».

История создания

Анализируемое произведение А. Блок создал в середине июня 1910 г. Тогда он был впечатлен романами Л. Н. Толстого «Воскресение» и «Анна Каренина», поэтому основой сюжета анализируемого стихотворения стала смерть женщины, измученной любовью и осуждениями общества. Нельзя считать «На железной дороге» подражанием, ведь А. Блок оригинально интерпретировал образ и судьбу погибшей.

К написанию произведения подтолкнул и случай, очевидцем которого стал Блок. Как-то во время поездки на поезде поэт увидел юную девушку, которая чем-то отравилась. Окружающие не спешили помочь ей, а лишь поглядывали на девушку с любопытством. Поэт не мог просто забыть об увиденном, он навеки запечатлел этот случай в своем блокноте и в литературе.

В произведении А. Блок раскрыл тему гибели молодой женщины из-за несчастной любви. Главная проблема определила и систему образов. В центре стихотворения – мертвая молодая женщина. О ее смерти рассказывает лирический герой. Это рассказчик, который наблюдает за событиями со стороны, но позволяет себе проявлять эмоции и обращаться к обществу, приказывая ему не беспокоить погибшую.

Сначала А. Блок подает портрет женщины, которая лежит «рву некошеной». Эта художественная деталь показывает, что никто не спешит забрать труп. О причинах можно только догадываться. Героине даже глаза никто не закрыл, поэтому кажется, что она живая. Смерть не смогла стереть с нее молодость и красоту.

Далее поэт рассказывает, как женщина приходила на станцию, пробираясь через лес. Здесь она с волнением ожидала кого-то. Ее глаза провожали каждый вагон. Сонные люди выглядывали из окон, но не было среди них того, кого ждала женщина. На нее засматривались гусары, но красавица, погруженная в свои мысли, не обращала на это внимание. В последних катренах автор приоткрывает тайну страданий героини. Ее юность умчалась, мечты оказались пустыми, а в том месте, где раньше было сердце, теперь отзывалась тоска. На станции несчастная женщина провела много часов в ожидании. Не выдержав душевной боли, она бросилась под колеса.

В завершении рассказа лирический герой обращается к толпе: «Не подходите к ней с вопросами». Он понимает, что это дорвет сердце женщины.

Анализируемым произведением автор доносит до читателей идею о том, что нельзя играть человеческими сердцами, а также быть равнодушными к чужой беде.

Композиция

Анализированное стихотворение являет собой рассказ лирического героя о судьбе женщины, бросившейся под колеса. Произведение условно делится на смысловые части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о судьбе героини. Особенность смысловой организации – обрамление: в первом и в последнем четверостишиях А. Блок говорит о мертвой. Текст разделен на девять катренов.

Жанр произведения – элегия, так как поэт раскрывает вечные темы любви и смерти. Все стихи пронизаны грустью. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Поэт использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Языковые средства, использованные А. Блоком, позволяют создать выразительный образ погибшей женщины, усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя и автора. В тексте преобладают эпитеты: «цветной платок», «походка чинная», «ближний лес», «платформа длинная», «нежней румянец, круче локон», «кусты блеклые», «рука небрежная. Метафор меньше, но они помогают расставить идейные акценты: «ров некошенный», «три ярких глаза набегающих», «молчали желтые и синие», «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто».

Важную роль в создании эмоционального фона играет интонация: в тексте есть оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения.

Ссылка на основную публикацию