Анализ стихотворения Блока Река раскинулась

Анализ стихотворения А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (Блок Александр)

Каждое стихотворение А. Блока воспринимается как часть единого целого – лирического романа, названного им «трилогией вочеловечения». Первый том этой трилогии – «теза» – «мгновение слишком яркого света». Лирический герой в нём – рыцарь, поклоняющейся Прекрасной Даме. Второй том – «антитеза». С небес герой опускается на землю и, пройдя «необходимый болотистый лес», оказывается в «страшном мире» города.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Третий том – «синтез». Познав высший. «горний» мир, мир небесный и идеальный, пережив отчаяние от встречи со «страшным» земным миром, лирический герой «принимает жизнь» и «приветствует» её «звоном щита».

Раздел третьего тома «Родина», в который входит цикл – пятистишие «На поле Куликовом», является важным на пути осмысления Блоком исторической судьбы России.

Открывает цикл стихотворение «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» Медленное, вдумчивое чтение этого стихотворения позволяет открыть в нём три плана.

Первый план – исторический. Перед нами воспоминание о Мамаевом побоище, которое произошло 8 сентября 1380 года на поле Куликовом между Доном и Непрядвой. Русское войско под предводительством Дмитрия Донского сразилось с ордынским войском хана Мамая.

Второй план – современность. Блок был убеждён, что Куликовская битва – символическое событие русской истории и такому событию суждено возвращение.

Третий план – вневременный, вечный, как борение света и тьмы, добра и зла в душе человека.

Проследим, как раскрываются эти три плана в стихотворении.

В первой строфе создаётся традиционный образ России, который «озвучивают» четыре основных мотива: мотив широкого пространства – «Река раскинулась», мотив покоя, малоподвижности и грусти – «Течёт, грустит лениво» и мотив скудости, убогости, бедности русского пейзажа:

Над скудной глиной жёлтого обрыва

В степи грустят стога.

Единственная шестистопная ямбическая строка, самая длинная в стихотворении, ассонанс на протяжное «и» создают медлительную, плавную, задумчивую интонацию.

Вторая строка «И моет берега», написанная коротким трёхстопным ямбом, вносит в картину покоя, лени и сна ноту тревоги и чувства опасности. «Моет» – значит «размывает», «разрушает».

В историческом плане «река» – Дон. Переправившись через него, русское войско отрезало себе путь к отступлению. Река подобна некоему Рубикону, рубежу, переход через который исключает всякую возможность повернуть назад. В 1908 году, в период написания цикла после революции 1905 года, Блок остро ощущает катастрофичность жизни, предчувствует «неслыханные перемены, невиданные мятежи».

Реку можно сравнить и с мифическим Стиксом, границей между земным и иным мирами.

Вторая строфа начинается с традиционного обращения лирического героя к родине: «О. Русь моя!». Как и герои «Слова о полку Игореве», он бросает прощальный взгляд назад: «О, Русская земля, ты уже за холмом!»

Необычным и смелым является второе обращение лирического героя к родине: «Жена моя!». Словно он подчёркивает, что его чувство к родине глубоко личное, навеки спаянное с ним. А может быть, Русь и есть та Светлая Величавая Жена, встречи с Которой так благоговейно и молитвенно ожидал лирический герой «Прекрасной Дамы».

Резкий анжанбеман (перенос) выделяет слово «до боли», которое вбирает в себя мотивы угрозы, грусти и убогости, звучавшие раньше:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь.

Путь – центральный образ стихотворения, с ним связан настойчиво развивающийся мотив движения.

Необычным является то, что в стихотворении нет описания сражения, нет противостояния русских и монголо-татар. Татарская «тьма» заявлена всего лишь в нескольких словосочетаниях: «стрелой татарской древней воли», «ханской сабли сталь». Но слово «стрелой» – первое «предметное» существительное с историческим колоритом – является метафорой. Метафоричен и «путь». Его можно понимать не только как внешнее движение русского войска по степи, но и как историческое развитие России и как душевное борение:

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Стихийное, дикое, тёмное, как вольная татарская конница, живёт в груди, в душе.

Слова «степь», «степной», настойчиво повторяющиеся у Блока, в произведениях древнерусской литературы связаны с враждебным, «татарским» пространством. Но в стихотворении Блока степь включена в русское пространство. В плане символическом происходит постоянное уравнивание «нашего» и «татарского». «Мы» бьёмся со своими двойниками. Для Блока «двойничество» – сквозная тема. Словосочетания «путь степной» и «путь в тоске безбрежной» сливают воедино пространство и эмоции, внешнее и внутреннее движения приравниваются. Этот путь окружает «мгла» – ночная и зарубежная. Необычным кажется уравнивание этих дух эпитетов не только с помощью союза «и», но и на фонетическом уровне – с помощью аллитерации на «н». Мгла, подобно туману, ухудшает видимость, усиливает тревогу, беспокойство. «Зарубежная» – не «иностранная», а, скорее всего, «исходящая из иных пространств, из иного мира». «Ночь» ассоциируется с тоской и мраком безнадёжности. Но лирический герой уверен в победе:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Ключевой в понимании идеи стихотворения является пятая строфа:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

Блоковская «степная кобылица» и гоголевская «птица тройка» – всё это Русь, устремлённая в своём безостановочном, неудержимом полёте вперёд – в будущее.

Ритм стихотворения становится стремительным, динамичным, звучит мотив бешеной скачки:

И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи…

Идут, идут испуганные тучи,

«Закат в крови» ассоциируется со строчками из «Слова о полку Игореве», в которых «кровавые зори возвещают» чёрные тучи с моря идут». У Блока метафорическая «кровь» становится реальной:

Из сердца кровь струится.

Эти блоковские строчки можно соотнести со строками из стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин»:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрёшь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь…

Мы видим, что лирический герой этого цикла – гражданин, мужественно глядящий в лицо миру, принмающий жизнь с открытым забралом. Он готов к борьбе и понимает, что покоя быть не может.

Мы убедились, что Блок пишет не историческую картину, а символистскую лирику. Его Куликово поле – не на донском берегу и не в 1380 году, а вне ремени, в душе человека, таинственно связанной с иными мирами.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id19987

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Откроется после 5 декабря. –>

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», анализ стихотворения Блока

Образ России в творчестве русского поэта-символиста Александра Александровича Блока сложен и многогранен. Сам он утверждал, что все его творчество – о России. На одном из творческих вечеров он произнес ставшие впоследствии знаменитыми слова о том, что этой теме он «сознательно и бесповоротно» посвящает жизнь, что именно в России – «жизнь или смерть, счастье или погибель».

После поражения первой русской революции, в начавшиеся годы реакции, поэт-символист меняет прежнюю тематику творчества, создавая проникнутые верой в будущее своей Родины стихотворения «Россия», «Русь», «О, весна…», циклы «Родина», «На поле Куликовом». Их проблематика и патриотическая настроенность определили новый этап в развитии поэтического таланта Александра Блока.

По мнению поэта, величие России заключается в ее исторических свершениях, которые еще не всеми и не до конца осознаны. И теперь прошлое страны взывает к будущему, преподнося уроки истории. Романтика этого призыва ярче всего звучит в цикле «На поле Куликовом». Образная символика весьма характерна: крики лебедей, орлиный клекот, бег коня. Тревожное ощущение ожидания исторических свершений автор вызывает у читателя не столько образным рядом, сколько самим ритмом стихов, зловещим пейзажем: «Закат в крови!»

Начиная свой творческий путь, молодой Александр Блок стремился к мистике, остро ощущая свою субъективность. Для него с юности были характерны поиски соединения личного, интимного с общим, вечным. Но в пору юности общее и вечное понимались только мистически. В дальнейшем творчестве «общее» становится конкретным и социальным – это прежде всего родина, которая воспринимается Блоком напряженно-интимно, как личная лирическая тема.

В стихах цикла «На поле Куликовом» субъективность оборачивается чувством народной всеобщности. Начинающего поэта беспокоила проблема самоопределения. Замечательно начало первого стихотворения из цикла – «Река раскинулась». Это пролог ко всему циклу, поэтому и лирический герой испытывает состояние накануне битвы: он полон нетерпения, но его пугает неизвестность грядущих событий.

Неторопливый ритм стиха, повторяющееся упоминание грусти («река грустит» и «в степи грустят стога»), взгляд, привычный к неяркой красоте Руси, к неброским среднерусским пейзажам, неожиданно прерывается строфами, звучащими призывом и клятвой:

Понятия «родины» и «жены» слились для героя воедино. Социальное и личное, «гражданственное» и «лирическое» здесь неразрывны. Это новое качество поэзии Блока проявилось не случайно. Оно рождено временем «между двух революций», когда стала обостренно ясной связь жизни каждого отдельного человека с судьбой народа, страны.

Замечательно начало стихотворения:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.

Неторопливый ритм стихотворения, задаваемый короткими отрывистыми предложениями, повторяющимся дважды эпитетом «грустный», как будто скользящий вдоль всего течения реки взгляд героя, отмечающего неяркий пейзаж, сменяется резкими, отрывистыми предложениями, наполненными обращениями и восклицательной интонацией. Эти две строфы напоминают призыв или даже клятву верности своей стране, на которую наступает мгла – «ночная и зарубежная».

Поэты-символисты не считали Россию ни европейской, ни азиатской страной – они видели для нее особый путь развития. Но в этом цикле, обращаясь к истории Куликовской битвы, ставшей освободительной для России XIV века, Блок доказывает, что это мнимая покорность, что вся история нашей страны доказывает: «И вечный бой! Покой нам только снится. » История неумолимо доказывает свое движение через кровь и горе. Через эпизод реальной хроники поэт добивается обобщенного смысла: народная судьба неотделима от личной доли каждого, в том числе и самого поэта.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока О, весна без конца и без краю

Ритм стихотворения ускоряется, имитируя бег степной кобылицы: «Мелькают версты, кручи. » Это излюбленный поэтический образ Блока – образ мчащегося коня. Бег степной кобылицы, которая мчится над ковыльными степями, над закатом, алеющим кровью, – вечен, как бесконечный путь русского народа, поэтому и «покоя нет!», а «степная кобылица несется вскачь».

Еще один образ, соединяющий личное и историческое, – стрела, пронзающая «нам грудь». Путь стрелы – пусть осознания трагичности этих событий. Сравнивая родину с женой и обращаясь к ней с болью, Блок осознает предопределенность событий своего времени, хотя по-прежнему слышит «ханской сабли сталь». Полет татарской стрелы и стремительный бег кобылицы сопровождают все стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » и весь цикл «На поле Куликовом».

Во многих поэтических произведениях Александра Блока возникает образ замкнутого круга – самым ярким можно считать «Ночь. Улица. ». В стихотворениях из цикла «На поле Куликовом» и более поздних стихах о Родине эта закольцованность проявляется через повторение слова «опять»: «Опять . три стертых треплются шлеи», лебеди за Непрявдой «опять кричат». Все это напоминает, по мысли поэта, что Куликовская битва продолжается и по сей день, что нет конца этому бесконечному бегу истории, что сердце каждого будет струиться кровью, а недостижимый покой будет «только сниться».

Стихотворение А.А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » (восприятие, истолкование, оценка)

А. Блок — поэт, прочно связанный с глубинными пластами русской национальной культуры. Он вобрал в себя традиции отечественной поэзии, начиная с ее древнерусской поры, включая В. Жуковского, М. Лермонтова, А. Фета и кончая В. Соловьевым. Блок усвоил все лучшие достижения русского искусства, приняв эстафету его гуманизма и высочайшей духовности.
Одним из самых известных произведений Блока является стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » Написано оно было в 1908 году и входит в цикл «На поле Куликовом», который, в свою очередь, является составной частью более обширного цикла «Родина».
Уже в названии цикла Блок заявляет тему Куликовской битвы. Однако было бы не совсем верным полагать, что тематически и идейно стихотворения, составляющие цикл, исчерпываются содержанием данного исторического события. Это не произведения на историческую тему. Из контекста самих стихотворений тема Куликовской битвы никак не вытекает. Проблематика их гораздо шире. Для Блока Куликовская битва — в первую очередь символ, сквозь призму которого он пытается увидеть лицо своей страны, постичь ее тайную суть в неразрывном единстве прошлого—настоящего—будущего.
Примечательно, что название цикла не «Куликовская битва», не «Конец татарского ига» или что-то в этом роде, но именно «На поле Куликовом». Поэт (а с ним, по его мнению, и вся страна) находятся на этом поле. Но весь вопрос состоит именно в том, когда именно происходит действие?
Вчитавшись внимательно в текст, мы без особого труда поймем, что речь идет вовсе не о времени монголо-татар, но о современной Блоку действительности.
Поле Куликово рассматривается поэтом как символ, обозначающий место встречи двух цивилизаций — европейской и азиатской. Это произошло в истории Руси много веков назад, но теперь снова настало время для решительной битвы.
Если рассматривать творчество Блока в неразрывном единстве, то из его дальнейшего творчества (и предыдущего) вполне очевидно вытекает, что здесь присутствует смысловой пласт, связанный с идеями панмонголизма, идеей, весьма популярной в среде символистов и идущей еще от философии В. С. Соловьева. Символисты, и в том числе Блок, восприняли идею, выдвинутую немецким философом Ф. Ницше о циклическом характере развития культуры. Он писал о том, что любая культура, получив первоначальный толчок, постепенно оформляется в цивилизацию и, теряя силы, рано или поздно неизбежно погибает под ударами диких орд, в которых, напротив, сохранились жизненные силы. Дикие племена сметают растленную цивилизацию, и история начнется сначала — до тех пор, пока у новой цивилизации снова не иссякнет внутренняя сила и ее опять не сметут дикие орды. Многие символисты и другие «декаденты» жили в ожидании краха цивилизации, многие из них считали, что орды придут с востока (напр., В. Соловьев).
Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. », как и весь цикл «На поле Куликовом» отражает мучительные размышления Блока о внутренней сути России и ее историческом предназначении. Россия всегда была страной евроазиатской, и Блок пытается выяснить, взвесить, чего в ней больше — «Европы» или «Азии». Если в более ранние периоды своего творчества он склонялся (через романтизм) к западной культуре, то позже все изменилось. Прочно связав свою жизнь и свое лирическое «я» с Россией, он начал прозревать, что Россия страна в большей степени азиатская, чем европейская, дикая и во многом чуждая западной культуре. Блок прозревает, что Россия и явится той великой разрушающей силой, которая принесет миру обновление и выход на новый виток развития культуры. На поле Куликовом должны сойтись армии Востока и Запада, и, что самое парадоксальное, Русь в этой битве будет представлять армию Востока, русские — это татары. В соответствии с такой трактовкой блоковских идей становится более понятно конкретное содержание стихотворений, причины, по которым поэт употребляет именно такие эпитеты и сравнения, а не иные.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Поэт говорит о будущем России, о ее предназначении. «Наш путь — степной», другими словами — восточный, азиатский. «В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь. » — говорит Блок.
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.
Данное четверостишие чрезвычайно насыщено символами. Слова «И вечный бой. » стали своего рода крылатым выражением, растиражированным советской пропагандой, однако совершенно не в том смысле, какой в него закладывал Блок. Поэт имел в виду то, что Русь, эта, по своей сути дикая скифская орда, исконно враждебна любой застывшей форме, любой цивилизации (в каком смысле ее понимает западная культура). Дух, воля, игра первобытных природных сил (дионисиевское начало, по определению Ф. Ницше) — исконные качества русского народа и его главные ценности. Завоевания цивилизации не имеют для него никакого значения. Именно поэтому «вечный бой», именно поэтому «летит степная кобылица», подминая копытами неподвижный, безмолвный ковыль.
И нет конца! Мелькают версты, кручи.
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь.
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Настойчивое повторение «закат в крови!», с одной стороны, вновь говорит нам о закате западной цивилизации, которую беспощадно уничтожат, сметут варварские орды (примечательно, что популярная в то время книга О. Шпенглера о кризисе западной цивилизации так и называлась — «Закат Европы»), С другой стороны, восклицание «закат в крови!» отсылает нас к другим, более поздним произведениям Блока — «Двенадцати» («мировой пожар в крови»), «Скифам» («да, скифы мы, да, азиаты мы», т. е. речь вновь идет об азиатской сущности российского народа), статье «Крушение гуманизма» (в которой Блок практически дословно воспроизводит идею Ницше о циклическом характере развития культуры).
Примечательно и восклицание «Плачь, сердце, плачь!», автором которой, безусловно, является лирический герой Блока. Это восклицание объясняется двойственностью лирического героя — с одной стороны, он приветствует крушение старого мира, именем Христа благословляет «мировой пожар», а с другой — не может до конца преодолеть в себе рефлексы гуманистической культуры, без сожаления перешагнуть через наследие рушащейся цивилизации. Таков был и сам Блок, который, по свидетельству Маяковского, приветствовал революционные события, призывая и других «слушать музыку революции», но одновременно горевал о сожженной «революционными массами» в родовом имении (Шахматове) уникальной библиотеке.
Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » является одним из тех стихотворений Блока, которые вобрали в себя, вместили не только философию автора, его трактовку истории и культуры, но и двойственность лирического героя, его неоднозначное, противоречивое и во многом трагическое отношение к окружающему миру.
Творчество Блока с его трагическим мироощущением явилось не только значительным этапом в развитии русской поэзии XX века, но и оказало огромное влияние на весь последующий литературный процесс.

Анализ стихотворения «На поле Куликовом» Блока

Написанное А.А. Блоком в 1908 году стихотворение «На поле Куликовом» – часть одноименного цикла. В нем поэт отразил свои размышления о прошлом и будущем России. Вам предлагается краткий анализ «На поле Куликовом» по плану. Данный разбор будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Россия 8 класс

История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры«Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».

Олицетворения«Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты«…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».

Сравнение«А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

История создания

1908-1917 годы в жизни А. А. Блока – это период переосмысления исторического прошлого России, ее настоящего и будущих назревающих перемен. Поэт создает небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом». За основу им был взяты реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, на несколько веков поработившее Русь, и героическое противостояние степным завоевателям.

Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.

Композиция

Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну ( «В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…» ).

Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда» .

Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла» . Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!» .

Жанр – лиро-эпический. Произведение сочетает в себе переживания лирического героя, признаки стихотворения и одновременно характеризуется наличием сюжета. Оно состоит из пяти частей, которые, в свою очередь, разделены на строфы (четверостишия), написанные ямбом. Рифма используется точная (боли – воли), неточная (лениво – обрыва), мужская (Русь – боюсь), женская (кострами – знамя).

Средства выразительности

Блок использовал различные художественные средства. К ним отнесем олицетворения: «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега» , «…грустят стога», «идут испуганные тучи» , метафоры: «Наш путь… пронзил нам грудь» , «стрелой татарской древней воли» , «закат в крови» , «…сердцем вещим» , «Под игом ущербной луны» , «Вольные тучи» . Кроме того, поэт использовал эпитеты: «…Доном темным и зловещим» , «тихие зарницы» , «вековою тоскою» , «…облаком суровым» , «Высоких и мятежных дней» , и сравнение: «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой» .

Фольклорные образы в стихотворении А. А. Блока

Александр Блок – наиболее яркий поэт – символист Серебряного Века. Его символы очень объемны и разнообразны. Создавая свои произведения, он, конечно же, не мог не затронуть темы культуры своей страны и ее фольклора.

Одним из самых явных примеров, на мой взгляд, служит цикл стихов “На поле Куликовом”. Такого количества фольклорных образов нет ни в одном из других произведений.

Несколько раз в разных частях цикла возникает образ реки:

o Река раскинулась. Течет, грустит лениво //и моет берега.[1]
o За рекой – поганая орда.[2]

Река у разных народов, на удивление одинаково, служила символами естественной (природной) преграды, утекающему времени, смерти.

Не менее часто у Блока появляется образ лебедей:

o За Непрядвой лебеди кричали. [2]
o Слышал я Твой голос вещим //В криках лебедей.[3]

Лебедь – символ чистоты и возрождения, т.е. Россия возродится не смотря ни на что.

Поэт, с помощью фольклорного образа (полночь), показывает нам остановку времени, замыкание истории в круг.

o Мы, сам-друг, над степью в полночь встали: не вернуться, не взглянуть назад.[2]

Горючий белый камень [2], в славянской мифологии, обозначает бел-горюч Камень Алатырь, символ Первоматери, первого твердого вещества во вселенной. Я думаю, что этот образ нужен был Блоку, чтобы показать, что правильный путь, путь борьбы, лирическому герою помогает найти Первоматерь. Это может подтвердить следующая строчка, символизирующая либо русского богатыря, либо Георгия Победоносца:

o Я рыщу на белом коне <>
Вздымается конская грива… //За ветром взывают мечи… [4]

Наверно, чаще других образов, Александр Блок использует дым, огонь и тучу:

Озарим кострами степную даль – первобытный огонь, рассеянный свет, жутковатые тени, грядущая неизвестность.[1]
В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь – вечный бой двух начал.[1]
Тучей черной – множество, «тьма».[3]
Широкий и тихий пожар – предпосылки страшных, великих времен, пока еще скрытых.[4]
Недаром тучи собрались – туча как символ приближающейся грозы.[5]

Нельзя не заметить таких образов, как славянских Богов, стоящих на защите своих “детей”. Но и эти образы выступают в роли многозначащих символов:
Чертя круги, ночные птицы, реяли вдали – круг символ славянского Первобога Рода; птицы летают по кругу перед битвой.[3]
Серебром волны блеснула другу на стальном мече – вода символ жизни, обновления. Символ славянской богини Мары. Серебро происходит от слова «серп», т.е. серебро – металл луны, имеющий магическую силу.[3]
Развязаны дикие страсти // Под игом ущербной луны – луна символ магии, таинства. Ущербная Луна связывалась с матерью всех змеев, противостоящих небесным богам, владычицей мудрости и смерти Ягой.[4]
Взошла и расточилась мгла <>За разливающейся мглою не слышно грома битвы чудной, // не видно молньи боевой – мгла выступает здесь как символ тайны, закрывающей истину; гром и молния – «оружие» славянского бога Перуна.[5]

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной –
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы – ночной и зарубежной –
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь.

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.

И нет конца! Мелькают версты, кручи.
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь.
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
7 июня 1908

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат.

На пути – горючий белый камень.
За рекой – поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: “Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!”

Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
8 июня 1908

В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою,-
Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.

С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
14 июня 1908

Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали.

Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.

Читайте также:  Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы Блока

Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне.
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем.

“Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!”
Вздымается конская грива.
За ветром взывают мечи.
31 июля 1908

И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл. Соловьев

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.- Молись!
23 декабря 1908

Анализ стихотворения Блока Река раскинулась

Это философское, но в то же время весьма эмоциональное стихотворение, богатое повторами и восклицаниями, а также образами, которые характерны для творчества Блока. Например, костры как символы надежды здесь озаряют даль, а она означает время прошлое и будущее, ведь речь в стихотворении о пути от Руси к России. Также важен для Александра Блока символ кровавого заката, который предвещает бой с отжившим, которое никак не хочет уступать свое место.

Начинается стихотворение спокойно. Река (вероятно, времени) течет спокойно, одушевленные стога грустят над ней. Даже глина (и так неплодородная) здесь скудна.

И вот с восклицанием автор обращается к Родине, называя ее своей женой. Он гооврит, что их долгий путь ясен – даже до боли. Патриот собирается пройти со своей страной столько, сколько сможет. Он видит, что путь этот “задан” еще татарской стрелой.

В поэтическом сравнении показана и опасность, и прямота пути из прошлого в будущее. И проходит он через сердце каждого русского в тоске. Поэт заявляет, что не боится ни крови, ни тьмы, хотя даже тучи тут испуганные.

Герой сохраняет надежду: “Домчимся!” И победим мрак, пройдем через тяжелые времена, если так нужно, но исполним миссию.

Твір на тему: Анализ стихотворения Блока Река раскинулась

Related posts:

“Река раскинулась. Течет, грустит лениво…” анализ стихотворения Блока Образ России в творчестве русского поэта-символиста Александра Александровича Блока сложен и многогранен. Сам он утверждал, что все его творчество – о России. На одном из творческих вечеров он произнес ставшие.

А. А. Блок “Река раскинулась. Течет, грустит лениво…” Стихотворение в контексте цикла “На поле Куликовом” При первом чтении цикл “На поле Куликовом”, признанный блоковский шедевр, может озадачить и даже разочаровать. В самом деле, чего читатель (особенно если он.

Анализ стихотворения Блока На лугу 2 Стихотворение Блока “На лугу” было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке. На первом месте в стихотворении.

“Рассвет” анализ стихотворения Блока Александр Александрович Блок – русский поэт, выдающийся представитель русского символизма. Его стихотворение “Рассвет”, написанное в ноябре 1903 года, входит в сборник “За гранью прошлых дней”. Анализ этого стихотворения поможет определить.

Анализ стихотворения “Россия” А. Блока Александр Александрович Блок является, по моему мнению, одним из самых правдивых поэтов о России. Он пишет о той России, которую видит и “чувствует сам”, и не только восхищается ей, но.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока Блок А. А. в своем творческом процессе всегда сохранял устои символизма, впрочем его первые стихи несли в себе сильно демонстративный, мятежный, патриотичный, коммунистический, мятежный характер. В 1905 году А. А.

“Фабрика” анализ стихотворения Блока Произведение Александра Александровича Блока “Фабрика”, написанное в 1903 году, относится к циклу “Распутья”. Анализ его очень важен: в данном цикле впервые проявляется важная для позднего творчества писателя тема города и.

Анализ стихотворения Блока Россия Еще до революции, в 1908 году, Александр Блок пишет это интересное стихотворение. Поэт любил Родину, но по-своему, не идеализировал ее, однако искренне верил в ее могущество. О чем говорит поэт.

“Скифы” анализ стихотворения Блока Произведение Александра Блока “Скифы” – это революционно-патриотическая ода, которая состоит из 12-ти строф (76 строк). Стихотворение написано Разностопным ямбом ; стопа – двухсложная с ударением на втором слоге. Исследователи склонны.

“Осенний день” анализ стихотворения Блока Произведение А. А. Блока “Осенний день” написано 1 января 1909 года. Анализ данного стихотворения показывает, что оно продолжает важную для писателя тему быта простого человека и волнения за судьбу России.

Анализ стихотворения Блока В ресторане Это произведение посвящено прекрасной незнакомки, которую заприметил в одном из питерских питейных заведении. Прототипом герои стала Ольгу Судейкину. В тот чарующий вечер Ольга проводила совое время со одним из своих.

Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека Одна из наиболее знаменитых работ Александра Александровича Блока написана им была в 1912 году. Примечательно то, что благодаря данному стихотворению имя поэта известно во всем мире. Александр Блок, как известно.

Анализ стихотворения Летний вечер Блока Стихотворение, поистине красивое, нежное и такое романтичное, под названием “Вечер” написал Александр Блок. Этот человек не просто стал поэтом, таким великим творческим человеком, казалось – он родился уже таким. Потому.

Анализ стихотворения Блока Незнакомка Стихотворение А. А. Блока “Незнокомка” написано в 1906 году. В этом стихотворении поэт объединяет два мира. В одном преобладает “тлетворный дух”, а за столиками сидят “пьяницы с глазами кроликов”. Эта.

“О доблестях, о подвигах, о славе…” анализ стихотворения Блока Поэт, пишущий о любви, конечно, опирается на собственный опыт любовных переживаний. Но личные эмоции, воплощенные в стихах, приобретают как бы общечеловеческий характер и становятся настоящей школой чувств для других. Александр.

“Россия” анализ стихотворения Блока Тема родины – основная в творчестве каждого поэта. Однако в стихах русских поэтов эта тема приобретала особый характер: любовь к Родине была “странной”. Впервые такое определение использовал Михаил Юрьевич Лермонтов.

Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы Блока Данное произведение А. Блок написал в 1902 году. Эта пора жизни автора характеризуется душевным подъемом, причиной которого была влюбленность в Л. Д. Менделееву, будущую жену писателя. Также в этот период.

Анализ стихотворения Русь Блока Стихотворение Александр Блок написал в 1906 году. Поэт был приверженцем такого модернистского движения, как символизм. Стихотворение “Русь” так же кроет в себе смысл, который можно рассматривать по-разному сколько угодно. Казалось.

“Летний вечер” анализ стихотворения Блока Стихотворение А. Блока “Летний вечер” является представителем жанра пейзажной лирики. Сюжет произведения повествует о виде летнего, августовского заката в поле. Характер описания спокойный, проникнутый грустью и смутной надеждой. Позднее лето.

Анализ стихотворения А. А. Блока “Ты в комнате один сидишь” Лирика Блока – явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развернутое во.

Анализ стихотворения А. Блока “Сытые” Стихотворение А. Блока “Сытые” было создано в ноябре 1905 года как отклик на кровавые события Первой Русской революции. Поэт чувствовал, что начинается новая веха в истории, свершаются колоссальные события, которые.

“О как безумно за окном…” анализ стихотворения Блока В представлении большинства читателей ранняя лирика Александра Блока связана со “Стихами о Прекрасной Даме”. Однако мало кто знает, что более ранним сборником был “Ante Lucem”, что переводится с латыни –.

“Русь” анализ стихотворения Блока Краткая история создания. Стихотворение “Русь” написано 24 сентября 1906 года и вошло во второй том лирики Блока. В этом произведении чувствуются отголоски творчества Гоголя, образы из фольклора и старинных преданий.

Анализ стихотворения А. Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…” “Ночь, улица, фонарь, аптека…”Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности “Бессмысленный и тусклый свет” и “Все будет так. Исхода нет” Присутсвие.

Анализ стихотворения Блока Родина А. Блок – это один из тех, кто пережил октябрьскую революцию. Обманувшись своим ожиданиям, он все-таки не захотел уезжать из России. Здесь сыграла роль не только любовь к родине, но.

“Ночь, улица, фонарь, аптека…” анализ стихотворения Блока Рубеж XIX и XX веков был своего рода “смутным временем”. Неопределенность политической власти, две революции 1905 года, усиливающиеся атеистические тенденции – все вызывало у людей чувство безысходности, неуверенности в завтрашнем.

Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека Данный стих появился во втором месяце зимы. Начинается он с чувств, предвидений приближающейся весны, свидания с любимым человеком. В то время А. Блок безумно влюблен Л. Д. Менделееву, дочь друга.

Анализ стихотворения Блока Осенний день Печальное стихотворение, где есть место и философским вопросам, и любви, и родному краю… Александр Блок, действительно, описывает в осенний день свою прогулку с женой. Они иду по уже сжатому полю.

Анализ стихотворения А. Блока “Осенний день” Стихотворение А. Блока “Осенний день” имеет точную датировку – 1 января 1909 года. Оно посвящено теме родины. Его идея, на мой взгляд, выражена в последнем четверостишии: О, нищая моя страна.

Анализ стихотворения А. Блока “Мне страшно с тобою встречаться” Все в этом стихотворении робко и темно, зыбко и туманно… И все это – знаки “нездешних надежд” на вселенское “непостижимое чудо”, на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, в образе которой.

Анализ стихотворения Блока Река раскинулась

Ссылка на основную публикацию